Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Основные периоды развития первобытного искусства. Искусства в античном мире

Основные периоды развития первобытного искусства. Искусства в античном мире

ПЕРВОБЫ́ТНОЕ ИСКУССТВО - в широком смысле - искусство обществ, находящихся на стадии догосударственного и дописьменного развития; в узком смысле - искусство каменного века или развивающееся изолированно от центров цивилизаций.

Ино-гда первобытное искусство вклю-ча-ют в рам-ки по-ня-тия «тра-ди-ци-он-ное на-род-ное искусство». Есть точ-ка зре-ния, что первобытное искусство не мо-жет рас-смат-ри-вать-ся как иск-во, пред-ла-га-ет-ся упот-реб-лять тер-мин «изо-бра-зи-тель-ная дея-тель-ность». Во мно-гих ра-бо-тах первобытное искусство, на-обо-рот, не вы-де-ля-ет-ся как спе-ци-фический фе-но-мен, а его па-мят-ни-ки на-зы-ва-ют по эпо-хам и ре-гио-нам.

От-кры-тие пер-во-быт-но-го ис-кус-ст-ва. Впер-вые па-мят-ник искусства па-лео-ли-та (изо-бра-же-ние ла-ней, вы-гра-ви-ро-ван-ное на кос-ти оле-ня) был от-крыт в 1834 году, во вре-мя лю-би-тель-ских рас-ко-пок в гро-те Шаф-фо (Фран-ция). Од-на-ко воз-раст на-ход-ки был по-став-лен под со-мне-ние, и в на-учный обо-рот её вве-ли в 1887 году. На-ли-чие ху-дож. твор-че-ст-ва в па-лео-ли-те на-ча-ли при-зна-вать по-сле то-го, как при рас-коп-ках Э. Лар-те и Г. Кри-сти в Ла-Мад-лен (1864 год) най-де-но вы-гра-ви-ро-ван-ное на бив-не изо-бра-же-ние ма-мон-та. Од-на-ко фи-гу-рам и зна-кам, об-на-ру-жен-ным в Ньо (1864 год), не при-да-ва-лось зна-че-ния, а рос-пи-си, от-кры-тые в Аль-та-ми-ре (1879 год), на Ме-ж-ду-народном кон-грес-се ан-тро-по-ло-гов и ар-хео-ло-гов в Лис-са-бо-не (1880 год) бы-ли при-зна-ны под-дел-кой. При-чи-на та-ко-го от-но-ше-ния к на-ход-кам - в гос-под-ство-вав-ших эво-лю-цио-ни-ст-ских пред-став-ле-ни-ях о лю-дях ка-мен-но-го ве-ка как о при-ми-тив-ных су-ще-ст-вах, не спо-соб-ных к ху-дожественному твор-че-ст-ву. Окон-ча-тель-ное при-зна-ние искусства па-лео-ли-та про-изош-ло по-сле от-кры-тия в 1901 году Д. Пей-ро-ни, Л. Ка-пи-та-ном, А. Брёйлем гра-ви-рованных ри-сун-ков в Ком-ба-рель и жи-во-пи-си в Фон-де-Гом.

Про-бле-ма про-ис-хо-ж-де-ния искусства. Эта про-бле-ма на-ча-ла об-су-ж-дать-ся до от-кры-тий па-мят-ни-ков па-лео-ли-тич. ху-дож. твор-че-ст-ва. В рам-ках «тео-рии иг-ры», ос-но-ван-ной на эс-те-тич. кон-цеп-ци-ях И. Кан-та и Ф. Шил-ле-ра, раз-ви-вал-ся от-ра-жаю-щий дух ро-ман-тиз-ма те-зис о том, что иск-во воз-ник-ло как ре-зуль-тат эс-те-тич. твор-че-ско-го по-бу-ж-де-ния че-ло-ве-ка к сво-бо-де от сил и за-ко-нов при-ро-ды и об-ще-ст-ва. В даль-ней-шем те-зис о вро-ж-дён-ном стрем-ле-нии че-ло-ве-ка к ху-дож. твор-че-ству ос-та-вал-ся од-ним из ос-нов-ных в ря-де тео-рий (К. Бюхер, франц. ис-сле-до-ва-тель Ж. А. Лю-ке, франц. ис-то-рик пер-во-быт-но-сти Л. Р. Ну-жье и др.). Ши-ро-кое при-зна-ние по-лу-чи-ла точ-ка зре-ния о свя-зи П. и. с ма-ги-ей, осо-бен-но по-сле ра-бо-ты франц. ар-хео-ло-га С. Рей-на-ка о все-об-щей ис-то-рии пла-стич. ис-кусств (1904).

По ме-ре на-ко-п-ле-ния фак-тического ма-те-риа-ла встал во-прос о ге-не-зи-се искусства. В середине XIX века Ж. Бу-ше де Перт вы-дви-нул ги-по-те-зу «про-сто-го эта-па», со-глас-но ко-то-рой че-ло-век пер-во-на-чаль-но под-ме-чал сход-ст-во не-ко-то-рых при-род-ных объ-ек-тов (кам-ней, рель-е-фа пе-щер-ных стен и т.п.) с жи-вот-ны-ми и че-ло-ве-ком, за-тем на-чал до-де-лы-вать ес-те-ст-вен-ные мо-де-ли, при-бли-жая к об-раз-ам, ко-то-рые су-ще-ст-во-ва-ли в его соз-на-нии, по-том при-сту-пил к са-мо-сто-ятельному ху-дожественному твор-че-ст-ву. Французский ар-хео-лог Э. Пьетт счи-тал скульп-ту-ру наи-бо-лее про-стой и древ-ней-шей фор-мой изо-бра-же-ний, воз-ник-шей в ре-зуль-та-те под-ра-жа-ния че-ло-ве-ка при-род-ным об-раз-цам. В начале XX века А. Брёйль вы-де-лил изо-бра-же-ния, ко-то-рые мог-ли быть от-прав-ной точ-кой в про-цес-се воз-ник-но-ве-ния пер-вых па-мят-ни-ков искусства: «ма-ка-ро-ны», или «ме-ан-д-ры» (груп-пы па-рал-лель-ных вол-ни-стых ли-ний, про-чер-чен-ных по гли-не паль-ца-ми или на-не-сён-ных на по-верх-ность ска-лы зуб-ча-тым ин-ст-ру-мен-том); си-лу-эты кис-тей рук, вы-пол-нен-ные как по-зи-тив-ное или не-га-тив-ное (например, от-тиск) изо-бра-же-ние, а так-же кон-тур-ной об-вод-кой. Во 2-й половине XX века А. Ле-руа- Гу-ран в соз-дан-ной им схе-ме сти-ли-стической эво-лю-ции ев-ропейского искусства верх-не-го па-лео-ли-та вы-де-лил на-чаль-ный этап (стиль I), ха-рак-те-ри-зо-вав-ший-ся отдельными зна-ка-ми и от-сут-ст-ви-ем сю-жет-ных изо-бра-же-ний. Од-на-ко от-кры-тие в Шо-ве ри-сун-ков эпо-хи Оринь-як по-ста-ви-ло под со-мне-ние эти и другие эво-лю-цио-ни-ст-ские тео-рии.

Сре-ди отечественных ис-сле-до-ва-те-лей наи-бо-лее раз-вёр-ну-тые кон-цеп-ции воз-ник-но-ве-ния искусства сфор-му-ли-ро-ва-ны А.П. Ок-лад-ни-ко-вым и А.Д. Сто-ля-ром, ис-хо-див-ши-ми из по-ло-же-ния, что искусству верх-не-го па-лео-ли-та дол-жен пред-ше-ст-во-вать этап сим-во-лической дея-тель-но-сти не-ан-дер-таль-ца и да-же ар-хан-тро-пов. Древ-ней-шим про-яв-ле-ни-ем изо-бра-зительное твор-че-ст-ва на ру-бе-же сред-не-го и верх-не-го па-лео-ли-та, по Сто-ля-ру, бы-ли «на-ту-раль-ные ма-ке-ты» жи-вот-ных - ес-те-ст-вен-ные (например, ста-лаг-мит в пе-ще-рах Ба-зуа, Ита-лия) и ис-кус-ст-вен-ные (например, леп-ные в Мон-тес-пан и Пеш-Мерль, Фран-ция) ос-но-вы, ко-то-рые по-кры-ва-лись шку-ра-ми пе-щер-но-го мед-ве-дя. В современных ис-сле-до-ва-ни-ях эти па-мят-ни-ки от-но-сят к зна-чи-тель-но бо-лее позд-не-му вре-ме-ни, к эпо-хе Мад-лен , что ста-вит вы-ска-зан-ное су-ж-де-ние под со-мне-ние.

Современные зна-ния о хро-но-ло-гии пе-щер-но-го искусства и искусства ма-лых форм опи-ра-ют-ся на ра-дио-уг-ле-род-ные да-ты, в том числе по-лу-чен-ные по пиг-мен-ту рос-пи-сей (AMS 14C). Но-вые на-ход-ки по-ка-за-ли, что древ-ней-шие па-мят-ни-ки первобытного искусства де-мон-ст-ри-ру-ют от-лич-ное зна-ние на-ту-ры, раз-ви-тые ху-дожественные об-ра-зы, сло-жив-шие-ся на-вы-ки ра-бо-ты крас-кой, слож-ные ком-по-зи-ци-он-ные ре-ше-ния. От-кры-тия при-род-ных объ-ек-тов, на-по-ми-наю-щих че-ло-ве-че-ские фи-гу-ры и под-ра-бо-тан-ных древ-ни-ми людь-ми в Аше-ле (сто-ян-ка Бе-ре-хат-Рам, Го-лан-ские вы-со-ты, Па-ле-сти-на, 1981 год; Тан-Тан), вновь де-ла-ют ак-ту-аль-ны-ми ги-по-те-зы Ж. Бу-ше де Пер-та и Э. Пьет-та. Од-на-ко про-бле-ма воз-ник-но-ве-ния искусства ос-та-ёт-ся от-кры-той.

Боль-шин-ст-во древ-ней-ших па-мят-ни-ков первобытного искусства об-на-ру-же-но на се-ве-ре Ев-ра-зии, главным образом в Западной Ев-ро-пе, с максимальной кон-цен-тра-ци-ей (осо-бен-но жи-во-пи-си) в так называемом фран-ко-кан-таб-рий-ском рай-оне (юго-за-пад Фран-ции, се-вер Ис-па-нии).

Об-щая ха-рак-те-ри-сти-ка пер-во-быт-но-го ис-кус-ст-ва

Па-мят-ни-ки первобытного искусства из-вест-ны по об-раз-цам, вы-пол-нен-ным на твёр-дых, со-хра-няю-щих-ся до на-ших дней ма-те-риа-лах. Изо-бра-же-ния на по-верх-но-сти кам-ня пред-став-ле-ны гра-фи-кой (в том числе пет-рог-ли-фы) и жи-во-пи-сью (смотри Рос-пись на-скаль-ная), ко-то-рая со-хра-ни-лась толь-ко в пе-ще-рах. Это по-зво-ля-ет раз-де-лять на-скаль-ные па-мят-ни-ки па-лео-ли-тического искусства на ос-ве-щён-ные (рас-по-ла-гав-шие-ся на от-кры-тых по-верх-но-стях; например, Фош-Коа) и на-хо-дя-щие-ся в тем-но-те пе-щер, для ос-мот-ра и соз-да-ния ко-то-рых тре-бо-ва-лись ис-кусственные ис-точ-ни-ки све-та. С па-лео-ли-та из-вест-ны ком-по-зи-ции; не-ко-то-рым из них при-су-ще слож-ное ре-ше-ние (например, изо-бра-же-ния жи-вот-ных из Шо-ве). Цве-то-вая па-лит-ра ис-чер-пы-ва-ет-ся, как пра-ви-ло, крас-ным, чёр-ным, жёл-тым цве-та-ми, ре-же ис-поль-зу-ет-ся бе-лый. Свя-зую-щее в крас-ках не при-ме-ня-ет-ся, но они яв-ля-ют-ся спе-ци-аль-но при-го-тов-лен-ны-ми со-ста-ва-ми. Уже в па-лео-ли-те бы-ли из-вест-ны на-ло-же-ние цве-тов (например, в Аль-та-ми-ре), тех-ни-ка пе-ре-да-чи объ-ё-ма при по-мо-щи по-лу-то-нов, од-на-ко да-же в по-ли-хром-ных изо-бра-же-ни-ях гра-фическая ли-ния со-хра-ня-ет важ-ное зна-че-ние. Свое-об-раз-ны про-ца-ра-пан-ные по гли-ни-стым на-тё-кам на сте-нах из-ви-ли-стые ли-нии, из-ред-ка об-ра-зую-щие фи-гу-ра-тив-ные об-ра-зы, а так-же изо-бра-же-ния жи-вот-ных, про-чер-чен-ные и вы-ле-п-лен-ные из гли-ны на по-лу пе-щер (например, би-зо-ны из Ньо и Тюк-д’Одубер). Гра-фи-ка пре-об-ла-да-ет и сре-ди изо-бра-же-ний на кос-ти и не-боль-ших кам-нях. Древ-ней-шая скульп-ту-ра пред-став-ле-на мел-кой пла-сти-кой из бив-ня, кос-ти, гли-ны, кам-ня, а так-же ба-рель-е-фа-ми, ко-то-рые в основном вы-се-ка-лись на скаль-ных по-верх-но-стях.

Сре-ди па-лео-ли-тических фи-гу-ра-тив-ных изо-бра-же-ний до-ми-ни-ру-ют об-ра-зы бы-ков, би-зо-нов, ло-ша-дей, оле-ней, ма-мон-тов, но-со-ро-гов, мед-ве-дей, львов (птиц и рыб ма-ло). Изо-бра-же-ний че-ло-ве-ка из-вест-но на-мно-го мень-ше; пре-об-ла-да-ют жен-ские об-ра-зы, осо-бен-но в мел-кой пла-сти-ке («Ве-не-ры па-лео-ли-та»). Фи-гу-ра че-ло-ве-ка мо-жет иметь зоо-морф-ные (например, «кол-дун» из Трёх брать-ев пе-ще-ры), в том числе ор-ни-то-морф-ные (например, «жен-щи-ны-пти-цы» в Ме-зи-не, Аль-та-ми-ре, муж-чи-ны с птичь-ей го-ло-вой в Лас-ко), эле-мен-ты; есть сти-ли-зованные изо-бра-же-ния жен-ско-го те-ла (так называемые кла-ви-фор-мы). На-ря-ду с фи-гу-ра-тив-ны-ми изо-бра-же-ния-ми, су-ще-ст-во-ва-ли зна-ки, ряд из них ин-тер-пре-ти-ру-ют как сим-во-лы жен-ских по-ло-вых ор-га-нов, солн-ца, лу-ны, при-род-ных яв-ле-ний и т.д. Древ-ней-шие ор-на-мен-ты (по-ло-сы, спи-ра-ли, рас-тительные мо-ти-вы), как пра-ви-ло, об-ра-зо-ва-ны рит-мич-но по-вто-ряю-щи-ми-ся ли-ния-ми, ям-ка-ми, ок-руж-но-стя-ми и т.п. В ме-зо-ли-те и нео-ли-те изо-бра-же-ния лю-дей и жи-вот-ных де-ла-ют-ся бо-лее схе-ма-тич-ны-ми, ме-ня-ют-ся сти-ли-сти-ка и прин-ци-пы ор-га-ни-за-ции ком-по-зи-ций, бо-лее раз-но-об-раз-ны-ми ста-но-вят-ся ор-на-мен-ты.

Нет со-мне-ний, что первобытному искусству не бы-ли чу-ж-ды му-зы-ка, тан-цы, о чём сви-де-тель-ст-ву-ют, например, на-ход-ки кос-тя-ных флейт, древ-ней-шие из ко-то-рых да-ти-ру-ют-ся сред-ним па-лео-ли-том (например, Мо-ло-до-ва). В не-о-ли-те по-яв-ля-ет-ся ар-хи-тек-ту-ра (ряд поселе-ний Плодородного полумесяца; смотри так-же Ме-га-лит , Ме-га-ли-ти-че-ские куль-ту-ры).

Вклю-чён-ность про-из-ве-де-ний первобытного искусства в ре-лигиозные ри-туа-лы уже в па-лео-ли-те под-твер-жда-ет-ся рас-по-ло-же-ни-ем па-мят-ни-ков в труд-но-дос-туп-ных мес-тах пе-щер, на-не-се-ни-ем на изо-бра-же-ния «ран», за-хо-ро-не-ни-ем ста-ту-эток в специальных ямах и т.п. Воз-мож-но, уже па-лео-ли-тические сю-жет-ные ком-по-зи-ции свя-за-ны с ми-фа-ми.

Особенности изучения первобытной культуры, зародившейся в Древнейший период истории вместе с человеком разумным, осложнены отсутствием письменных источников и недостаточной базой археологических данных. Поэтому разные науки прибегают к реконструкции тех или иных эпизодов истории этого периода, культурно-историческим аналогиям с ныне имеющимися типами ранних стадий культурного развития, чаще всего в такой роли выступают австралийские аборигены, племена Центральной Африки и др.

Чем же характеризовалась культура первобытных народов?

Теснейшими связями с природой, прямой зависимостью от нее. Для культуры первобытного общества было характерным то, что деятельность человека, связанная с собирательством, охотой, была вплетена в природные процессы, человек не выделяет себя из природы, и поэтому никакого духовного производства не существовало. Полная зависимость человека от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым - все это неизбежно вело к тому, что сознание первобытного человека с первых его шагов было не строго логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим.

Приспособление к жизни окружающей природы сопровождалось появлением веры в сверхъестественные силы природы. Видимо, существовало мнение о том, что жизнь человека и его рода зависит от жизни какого-либо животного или растения, которые почитались либо как родоначальники рода, либо как его хранители-тотемы. Культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры - первобытный синкретизм, т.е. ее нерасчлененность на отдельные формы. В силу прочного единства всех видов деятельности первобытная культура является синкретическим культурным комплексом, где все виды культурной деятельности связаны с искусством и выражают себя через искусство.

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности -- искусству - одно из величайших событий в истории человечества.

Функции первобытного искусства - это познание, самоутверждение человека, систематизация картины мира, колдовство, формирование эстетического чувства. При этом социальная функция тесно переплетается с магико-религиозной. Различные инструменты, оружие, сосуды украшаются изображениями, имеющими магическое и социальное значение.

Что же натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре?

Верования древних людей были языческими, основанными на многобожии. Главные религиозные культы, обряды повсеместно связывались с религиозными видами искусства. Необходимо отметить, что целью первобытного искусства являлось не эстетическое наслаждение, а решение практических задач. Но отсутствие предметов чистого искусства не означает равнодушия к декоративным элементам. Последние в качестве геометрических знаков, орнамента становились выражением чувства ритма, симметрии, правильной формы.

Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

В первобытную эпоху зарождаются все виды изобразительного искусства: графика (рисунки, силуэты), живопись (цветные изображения, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры из камня, глины). Появляется декоративное искусство - резьба по камню, кости, рельефы.

Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового художественного творчества. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

До недавнего времени учёные придерживались двух взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие -- схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Как и почему началось изобразительное искусство? Точный и простой ответ на этот вопрос невозможен, время создания первых произведений искусства весьма относительно. Оно не началось в строго определённый исторический момент, а постепенно вырастало из человеческой деятельности, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком.

В течение нескольких тысячелетий первобытное искусство переживало техническую эволюцию: от рисунка пальцем на глине и отпечатков рук - до многоцветной живописи; от царапин и гравировки - до барельефа; от фетишизации скалы, камня с очертаниями животного - до скульптуры.

Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества, другой - верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные росписи.

В пещере Монтеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами ударов копьём. Вероятно, первобытные люди связывали животных с их изображениями: они верили, что, «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках прослеживается связь древнейших религиозных верований и художественной деятельности. Люди того времени верили в магию: что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

Возникновение искусства означало огромный шаг вперед в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений.

И все же первобытное искусство до сих пор остаётся загадкой. И причины его зарождения порождают множество гипотез. Вот некоторые из них:

  • 1) Появлению изображениям на камне и скульптур из глины предшествовала раскраска тела.
  • 2) Искусство появилось случайно, то есть, человек, не преследуя определённой цели, просто водил пальцем по песку или сырой глине.
  • 3) Искусство появилось в результате установившегося равновесия сил в борьбе за существование (осознание собственной безопасности, появление коллективной охоты, существование больших хозяйственных коллективов и наличие больших запасов пищи). В результате у отдельных индивидов «освобождается» время для профессиональных занятий творчеством.
  • 4) Анри Брейль предполагал связь между развитием пещерного искусства и охотой на крупных зверей. Охота развивала воображение и сноровку, «обогащала память живыми, глубокими и цепкими впечатлениями».
  • 5) Появление искусства напрямую связано с религиозными верованиями (тотемизм, фетишизм, магия, анимизм). Не случайно многие первобытные изображения находятся в труднодоступных участках пещер.
  • 6) Первые произведения эпохи палеолита и пиктографические знаки образуют единое целое (идеограммы-знаки, имеющие определённое значение, но не ассоциирующиеся с определённым словом). Возможно, зарождение искусства совпадало с развитием письменности и речи.
  • 7) Искусство раннего периода можно воспринимать «не более чем отметины животных, сделанные человеческим способом». Только в последующую за верхним палеолитом эпоху изображения (или идеограммы) наполняются значением. Образы и понятия появились гораздо позднее первых рисунков и скульптур.
  • 8) Искусство играло роль своеобразного механизма торможения, т.е., несло физиологическую нагрузку. Определённые изображения обладали свойством умирять излишний пыл или негативные реакции, связанные с системой запретов. Не исключается его тесная связь с обрядами инициации.

Древнейшие этапы развития первобытной культуры, когда впервые появляется и искусство, относятся к палеолиту, причем искусство появилось лишь в позднем (или верхнем) палеолите. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся уже к мезолиту (среднекаменному веку), неолиту (новому каменному веку) и ко времени распространения первых металлических орудий (медно-бронзовому веку).

Вот что в наследие будущим поколениям оставили первобытные культуры:

  • - настенную и наскальную живопись;
  • - скульптурные изображения животных и человека;
  • - множество оберегов-ювелирных украшений, ритуальных предметов;
  • - расписные гальки - чуринги, глиняные пластины, как наивные представления о душе человека и многое-многое другое.

Особенности первобытного искусства

Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. В то время люди ещё не знали металла, и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и название эпохи - каменный век. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем они так поступали? На этот счёт мы можем строить лишь предположения. Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества, другой - верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные росписи. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

Размещение рисунков и гравюр Наскальные рисунки чаще всего помещены в доступных местах, на высоте 1,5-2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и вертикальных стенах. Случается находить их и в трудно доступных местах, в исключительных случаях даже там, куда художник наверняка не мог дотянуться без посторонней помощи или без специальной конструкции. Известны и рисунки, помещённые на потолке, на столь низко нависающим над гротом или пещерным туннелем, что невозможно обозреть всё изображение сразу, как это принято делать сегодня. Но для первобытного художника общий эстетический эффект не был задачей первого порядка. Желая во что бы то ни стало поместить изображение выше того уровня, который был достижим при естественных возможностях, художник должен был прибегнуть к помощи простейшей лесенки или приваленного к скале камня.

Манера исполнения и перспектива Рисунки и гравюры на стенах часто различаются по манере исполнения. Взаимные пропорции отдельных изображаемых животных обычно не соблюдаются. Среди таких зверей, как горный козёл, лев и т.д., в такую же величину рисовались мамонты и бизоны. Часто в одном месте гравюры произвольно накладываются одна на другую. Поскольку не соблюдались пропорции между величиной отдельных животных, постольку они не могли быть изображены по законам перспективы. Наше пространственное видение мира требует, чтобы более удалённое животное было на картине соответственно меньших размеров, чем более близкое, но палеолитический художник, не утруждая себя подобными "деталями", скорее всего писал каждую фигуру отдельно. Его перспективное видение (а вернее, полное отсутствие такового) проявляется в изображении каждого объекта.

При первом знакомстве с палеолитическим искусством сразу бросается в глаза частая суперпозиция изображений и отсутствие композиции. Однако некоторые образы и группы столь впечатляющи, что нельзя удержаться от мысли о том, что первобытный художник задумал и написал их как нечто цельное. Даже если пространственная или плоскостная концепция и существовала в палеолитическом искусстве, она кардинально отличалась от наших сегодняшних представлений.

Существенные отличия отмечаются и в последовательности выполнения отдельных частей тела. В понимании европейца человеческое или звериное тело - это система, складывающаяся из частей неодинаковой значимости, а художники каменного века предпочитают другой порядок. В некоторых пещерах археологами были обнаружены изображения, на которых не хватает именно головы, как второстепенной детали.

Движение в наскальном искусстве. При более подробном рассмотрении памятников палеолитического искусства мы с удивлением обнаружим, что первобытный человек изображал движение гораздо чаще, чем это может показаться на первый взгляд. На древнейших рисунках и гравюрах движение выражают положение ног, наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет. Нехитрые контуры животного со скрещивающимися ногами дают нам пример такого движения. Почти во всех случаях, когда палеолитический художник старался передать четыре конечности животных, он видел их в движении. Передача движения была сравнительно обычным делом для палеолитического художника.

Некоторые изображения животных столь совершенны, что отдельные учёные пытаются определить по ним не только вид, но и подвид животного. Весьма многочисленны в палеолите рисунки и гравюры лошадей. Но излюбленным сюжетом палеолитического искусства являются бизоны. Также были найдены многочисленные изображения диких туров, мамонтов и носорогов. Реже встречается изображение северного оленя. К числу уникальных мотивов относятся рыбы, змеи, некоторые виды птиц и насекомых, а также растительные мотивы.

Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не удалось. Самые прекрасные из них были созданы, по мнению учёных, примерно двадцать - десять тысяч лет назад. В то время большую часть Европы покрывал толстый слой льда; пригодной для обитания оставалась лишь южная часть материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями. Тем не менее он создавал великолепные росписи. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Красочные аккорды - чёрное, красное, белое, жёлтое - производят чарующее впечатление. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. Для создания таких больших и совершенных произведений тогда, как и сейчас, надо было учиться. Возможно, что камушки с нацарапанными на них изображениями зверей, найденные в пещерах, были ученическими работами "художественных школ" каменного века.

Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения. Создание изваяний, без сомнения, тоже было связано с первобытными верованиями.

Для выполнения большинства известных скальных гравюр, особенно с глубоким прорезом, художник должен был пользоваться грубыми режущими инструментами. Для гравюр среднего и позднего палеолита типична более тонкая проработка. Их контуры переданы, как правило, несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены гравюры, комбинированные с росписью и гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках. Некоторые детали часто заштрихованы, например грива, шерсть на брюхе животного и т.д. По возрасту эта техника, видимо, моложе простой контурной гравировки; она пользуется методами, присущими скорее графическому рисунку, чем гравюре или скульптуре. Реже встречаются изображения, выгравированные пальцем или палкой на глине, чаще всего на полу пещеры. Но большинство из них не сохранилось до нашего времени потому, что они менее стойкие, чем гравюры на скальной породе. Человек не воспользовался пластическими свойствами глины, он не моделировал бизонов, но всю скульптуру выполнил в той же технике, которая применяется при работе по камню.

Одной из самых простых и легко выполнимых техник является гравировка пальцем или палкой на глине или рисунок на скальной стене пальцем, покрытым цветной глиной. Эту технику считают самой старой. Иногда эти завитки и линии своей бессистемностью напоминают неумелые каракули ребёнка, в других случаях мы видим чёткое изображение - например, рыбу или бизона, умело выгравированное каким-то острым предметом на полу с глинистым наносом. В монументальном наскальном искусстве иногда встречается комбинированная техника росписи и гравюры.

Для гравюр, так же, часто применялись различные минеральные красители. Жёлтая, красная и коричневые краски приготовлялись обычно из охры, чёрная и тёмно-бурая - из окиси марганца. Белая краска вырабатывалась из каолина, различные оттенки жёлто-красного цвета - из лемонита и гемотита, древесный уголь давал чернь. Вяжущим веществом в большинстве случаев была вода, реже жир. Известны отдельные находки посуды из-под красок. Не исключено, что красная краска использовалась тогда для раскрашивания тела в ритуальных целях. В позднепалеолитических слоях были обнаружены и запасы порошковых красителей или комки красителей, которые использовались наподобие карандашей.

За каменным веком следовал бронзовый (он получил своё название от широко распространённого тогда сплава металлов - бронзы). Эпоха бронзы началась в Западной Европе сравнительно поздно, около четырёх тысяч лет назад. Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.

К эпохе бронзы относятся и своеобразные, огромного размера сооружения, обязанные своим появлением также первобытным верованиям. На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля так называемых менгиров. На языке кельтов, позднейших обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает "длинный камень". Такие группы носят название кромлехов. Сохранились и иного рода сооружения - дольмены, первоначально служившие для погребений: стены из огромных каменных плит перекрывались крышей из такого же монолитного каменного блока. Многочисленные менгиры и дольмены располагались в местах, которые почитались священными.

Заключение

Говоря об искусстве первобытности, мы вольно или невольно создаем некоторую иллюзию равенства между ним и искусством последующих эпох, вплоть до современности. Формулировки, привычные для популярного искусствоведения, широко используются при рассмотрении древнейших изображений ("эстетические нормы и принципы", "идейное содержание", "отражение жизни", "композиция", "чувство прекрасного" и т.д.), но они уводят в сторону от понимания специфики первобытного искусства.

Если сейчас искусство является особой областью культуры, границы и специализация которой вполне осознаны как создателями, так и "пользователями" искусства, то чем глубже в древность, тем эти представления были более размытыми. В сознании первобытного человека искусство не выделялось в какую-то особую область деятельности.

Способностью к созданию изображений (как и сейчас) обладали редкие люди. Им приписывались некие сверхъестественные свойства, подобно позднейшим шаманам. Вероятно, это ставило их в особые условия среди своих сородичей. О достоверных подробностях этих условий можно только догадываться.

Процесс осознания обществом самостоятельной роли искусства и различных его направлений начался только в поздней античности, затянулся на несколько столетий и завершился не ранее Ренессанса. Поэтому говорить о первобытном "творчестве" можно только в иносказательном смысле. Вся духовная жизнь первобытных людей проходила в единой, не расчлененной на отдельные сферы культурной среде. Наивно полагать, что в первобытном искусстве были художники и зрители, как у нас, или что тогда все люди были художниками-любителями и зрителями одновременно (нечто вроде нашей художественной самодеятельности). Неверно и представление о досуге, который древние люди якобы заполняли разными искусствами. Досуга в нашем понимании (как времени, свободного от "службы") у них просто не было, поскольку их жизнь не делилась на работу и "неработу". Если в конце эпохи верхнего палеолита у первобытного человека, в редкие часы, не занятые напряженной борьбой за существование, и появлялась возможность оглянуться по сторонам и посмотреть на небо, то это время заполнялось ритуальными и иными действиями, которые были не досужими, а направленными на благополучие своего рода и себя самого.

Виды и техники изобразительного искусства

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность этой задачи связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей...

Древнерусское искусство

Эпоха X-XIII века - это колоссальная эпоха перехода от начала новой веры до начала татаро-монгольского завоевания, которая обладала поразительным потенциалом, заложившим основы и стимулировавшим всестороннее развитие самобытного...

Живопись. Натюрморт. Масло

В изобразительном искусстве натюрморт - (от франц.) nature morte - «мертвая природа» принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельно значение...

Искусство Древней Греции и Древнего Рима

Особенностью античного искусства явился подчеркнутый интерес к человеку, который был его главной темой. Греков мало интересовала окружающая среда: ландшафту стали уделять внимание только в эллинистический период...

Искусство Китая

История искусств древнего Китая

Мировоззрение и мироощущение китайцев существенно отличается от европейского. В этой стране не было последовательного развития и смены художественных направлений и стилей, как в европейском искусстве...

Китайский цирк

Китайский цирк - один из самых древних в мире. Поэтому артисты соблюдают традиции 4000-летней давности. Каждый номер имеет символическое значение. Знаменитые китайские тарелочки, вращающиеся на длинных палочках блюдца, - это солнце...

Культура древних цивилизаций

Египетское искусства обладало одной важной отличительной особенностью - по сравнению с несметными богатствами фараонов, оно сохраняло благородную сдержанность в композиционном, цветовом и пластическом решении...

Культура древних цивилизаций

В то же время несмотря на соблюдение канонов, установленных в эпоху Древнего Царства, в искусстве Среднего и особенно Нового царства постепенно усиливается индивидуальность образов в портретном искусстве...

Культура средневековой Европы

Развитие средневекового искусства включает в себя следующие три этапа: 1. Дороманское искусство (V-Xвв.), Которое делится на три периода: раннехристианское искусство...

Мировая культура XX века

Иррациональность становится одной из характерных особенностей искусства XX в. Его питают достижения в области философии фрейдизма и экзистенциализма, чье влияние становится весьма ощутимым. Сами художники все чаще обращаются к философии...

Основные этапы развития первобытного искусства

Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала). По понятным причинам она хорошо сохранилась на стенах заброшенных пещер, входы в которые оказались наглухо заваленными тысячелетия назад...

Первобытное искусство

Переход человека к новому образу жизни и иным, чем прежде, отношениям с окружающей природой происходил одновременно с формированием другого восприятия мира. Конечно, и в пору нового каменного века, как и прежде, не было науки, учёных, философов...

Происхождение первобытного искусства. Эволюция изображения животных в первобытном искусстве

Общепринятая в настоящее время археологическая периодизация основных этапов развития первобытного общества выглядит так: -Древнекаменный век или палеолит (2,4 млн. - 10000 до н. э.) -Среднекаменный век или мезолит (10 000-5000 до н. э...

Режиссура и актёрское мастерство

Театр (от греч. - место для зрелища; зрелище) - род искусства, специфическим средством которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Как всякое искусство...

Первобытное искусство, то есть искусство эпохи первобытно-общинного строя, развивалось в течение очень длительного времени, и в некоторых частях света - в Австралии и Океании, во многих областях Африки и Америки - оно существовало вплоть до нового времени. В Европе и Азии его возникновение восходит к ледниковому периоду, когда большая часть Европы была покрыта льдом и там, где теперь находятся южная Франция и Испания, расстилалась тундра. В 4 - 1 тысячелетиях до н.э. первобытно-общинный строй сначала в северной Африке и Передней Азии, а затем и в южной и восточной Азии и в южной Европе постепенно сменился рабовладельческим.

Древнейшие этапы развития первобытной культуры, когда впервые появляется и искусство, относятся к палеолиту, причем искусство, как уже говорилось, появилось лишь в позднем (или верхнем) палеолите, в ориньяко-солютрейское время, то есть за 40 - 20 тысячелетий до н.э. Оно достигло большого расцвета в мадленское время (20 - 12 тысячелетия до н.э. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся уже к мезолиту (среднекаменному веку), неолиту (новому каменному веку) и ко времени распространения первых металлических орудий (медно-бронзовому веку).

Примерами первых произведений первобытного искусства являются схематические контурные рисунки звериных голов на известняковых плитах, найденные в пещерах Ла-Ферраси (Франция).

Эти древнейшие изображения чрезвычайно примитивны и условны. Но в них, без сомнения, можно видеть зачатки тех представлений в сознании первобытных людей, которые были связаны с охотой и охотничьей магией.

С появлением оседлости, продолжая использовать для обитания навесы скал, гроты и пещеры, люди начали устраивать и долговременные поселения - стоянки, состоявшие из нескольких жилищ. Так называемый «большой дом» родовой общины из поселения Костенки I, около Воронежа, был значительных размеров (35x16 м) и имел, повидимому, кровлю из жердей.

Именно в такого рода жилищах, в ряде поселений охотников на мамонта и дикую лошадь, относящихся к ориньяко-солютрейскому времени, обнаружены вырезанные из кости, рога или мягкого камня небольшие по размерам (5 - 10 см) скульптурные фигурки, изображающие женщин. Большинство найденных статуэток изображает обнаженную стоящую женскую фигуру; в них ясно видно стремление первобытного художника передать черты женщины-матери (подчеркнуты грудь, огромный живот, широкие бедра).

Сравнительно верно передавая общие пропорции фигуры, первобытные скульпторы обычно изображали руки этих статуэток тонкими, маленькими, чаще всего сложенными на груди или животе, черты лица не изображали вовсе, хотя довольно тщательно передавали детали прически, татуировки и т. п.

Палеолит в Западной Европе

Хорошие образцы подобных статуэток найдены и в Западной Европе (статуэтки из Виллендорфа в Австрии, из Ментоны и Леспюга в южной Франции и др.), и в Советском Союзе - в палеолитических стоянках V деревень Костенки и Гагарино на Дону, Авдеево под Курском и др. Более схематически выполнены относящиеся к переходному солютрейско-мадленскому времени статуэтки восточной Сибири из стоянок Мальта и Буреть.


Окрестности Лез Эйзи

Для понимания роли и места человеческих изображений в жизни первобытной родовой общины особенно интересны высеченные на плитах известняка рельефы из стоянки Лоссель во Франции. На одной из этих плит изображен охотник, бросающий копье, на трех других плитах - женщины, своим обликом напоминающие статуэтки из Виллендорфа, Костенок или Гагарина, и, наконец, на пятой плите - зверь, на которого охотятся. Охотник дан в живом и естественном движении, женские фигуры и, в частности, их руки изображены анатомически более правильно, чем в статуэтках. На одной из плит, лучше сохранившейся, женщина держит в руке, согнутой в локте и поднятой вверх, бычий (турий) рог. С. Замятнин выдвинул правдоподобную гипотезу, что в данном случае изображена сцена колдовства, связанного с приготовлением к охоте, в котором женщина играла важную роль.


1 а. Женская статуэтка из Виллендорфа (Австрия). Известняк. Верхний палеолит, Ориньякское время. Вена. Естественноисторический музей.

Судя по тому, что статуэтки такого рода были найдены внутри жилища, они имели большое значение в жизни первобытных людей. Они свидетельствуют и о той большой общественной роли, которая принадлежала женщине в период матриархата.

Гораздо чаще первобытные художники обращались к изображению животных. Наиболее древние из этих изображений еще очень схематичны. Таковы, например, вырезанные из мягкого камня или из слоновой кости небольшие и очень упрощенные статуэтки зверей - мамонта, пещерного медведя, пещерного льва (из стоянки Костенки I), а также и выполненные одноцветной контурной линией рисунки животных на стенах ряда пещер Франции и Испании (Ниндаль, Ла Мут, Кастильо). Обычно эти контурные изображения нанесены на камень резьбой или прочерчены по сырой глине. Как в скульптуре, так и в живописи в этот период передаются только самые главные особенности животных: общая форма тела и головы, наиболее заметные внешние приметы.

На основе таких первоначальных, примитивных опытов постепенно выработалось мастерство, ярко проявившееся в искусстве мадленского времени.

Первобытные художники овладели техникой обработки кости и рога, изобрели более совершенные средства передачи форм окружающей действительности (преимущественно животного мира). В мадленском искусстве выразилось более глубокое понимание и восприятие жизни. Замечательные стенные росписи этого времени были найдены с 80 - 90-х гг. 19 века в пещерах южной Франции (Фон де Гом, Ласко, Монтиньяк, Комбарелль, пещера Трех братьев, Нио и др.) и северной Испании (пещера Аль-тамира). Возможно, что к палеолиту относятся контурные рисунки животных, правда, более примитивные по характеру исполнения, обнаруженные в Сибири на берегах Лены около д. Шишкино. Наряду с живописью, исполненной обычно красной, желтой и черной красками, среди произведений мадленского искусства встречаются рисунки, вырезанные на камне, кости и роге, барельефные изображения, а иногда и круглая скульптура. Охота играла чрезвычайно важную роль в жизни первобытно-родовой общины,и поэтому изображения зверей занимали столь значительное место в искусстве. Среди них можно видеть разнообразных европейских животных того времени: бизона, северного и благородного оленей, шерстистого носорога, мамонта, пещерного льва, медведя, дикую свинью и т. п.; реже встречаются различные птицы, рыбы и змеи. Чрезвычайно редко изображались растения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Первобытное общество

Эпоха палеолита. Первобытный человек рисовал углем и заостренным камнем. Вначале, возможно, он наносил предварительно рисунок углем, затем закреплял (процарапывал) его камнем, а затем раскрашивал охристыми красками.

Изображения носили магический ритуальный характер и, таким образом, являлись своеобразной формой передачи человеческой мысли. На этой основе впоследствии возникло и развилось письмо, вначале пиктографическое (рисуночное), затем идеографическое, где каждый знак соответствовал слову или его части, и, наконец, буквенно-звуковое.

Навыки в рисовании первобытный человек приобретал путем непосредственного наблюдения и подражания. Обучения как такового в эпоху палеолита еще не было.

В эпоху неолита умение рисовать человек стал использовать для украшения предметов своего ремесла, главным образом предметов гончарного производства. В эпоху неолита изделия гончарного искусства покрывались орнаментом.

В разных странах он имел свои виды и особенности. В связи с этим стали возникать и методы обучения. Художник-ремесленник уже не оставался равнодушным к успехам своего ученика. Для него стало важным, чтобы ученик, перенимая его искусство, становился помощником, а впоследствии и продолжателем его дела, овладевая его мастерством. Для этого учителю приходилось по нескольку раз показывать ученику, как надо работать, как изображать тот или иной узор.

Таким образом стали вырабатываться приемы и методы обучения. Но четко разработанных принципов обучения еще не было.

2. Древний Египет

Исторические документы свидетельствуют, что в Древнем Египте рисованию учили в школах наряду с черчением. Окончив школу, юноша должен был уметь измерить и начертить площадь поля, зарисовать план помещения, нарисовать и вычертить схему канала. Таким образом, с рисованием как общеобразовательным предметом впервые мы встречаемся у древних египтян. Обучение проходило уже не от случая к случаю, а систематически. Метод и система преподавания у всех художников-педагогов были едиными, ибо утвержденные каноны и правила предписывали строжайшее соблюдение всех установленных норм.

Необходимо также отметить, что египтяне положили начало теоретическому обоснованию практики рисования. Они первыми стали устанавливать законы изображения и обучения им нового поколения. Существовала ли теория самого процесса обучения -- дидактика, неизвестно, но, видимо, что-то подобное было, так как уже само существование канонов говорит о четких правилах и законах изображения, которые должны были строго соблюдать ученики.

Обучение рисованию в Древнем Египте строилось не на основе познания окружающего мира, а на заучивании схем и канонов, на копировании образцов.

Обучая рисованию, художник-педагог не заставлял ученика наблюдать и изучать природу (натуры как объекта изучения не существовало), а заставлял заучивать правила изображения форм предметов по установленным канонам.

В этом и заключается определенная историческая ограниченность древнеегипетской методики обучения рисованию.

3. Древняя Греция

Древнегреческие художники по-новому подошли к проблеме обучения и воспитания и значительно обогатили методы преподавания. Они призывали молодых художников внимательно изучать реальную действительность, находить в ней гармонию и утверждали, что самым прекрасным в жизни является человек. В своих теоретических трудах греческие художники Паррасий, Эвпомп, Памфил, Апеллес и другие указывали, что в мире царит строгая закономерность и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических соотношениях. Так, в 432 году до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет из Аргоса написал сочинение "Канон" об идеальном пропорциональном соотношении между частями человеческого тела. Для иллюстрации своих теоретических положений он создал статую "Дорифор", или "Копьеносец", которая стала использоваться как учебное наглядное пособие.

К IV веку до н. э. в Греции существовало уже несколько широко известных и хорошо себя зарекомендовавших школ рисунка: Сикионская, Эфесская и Фиванская. Особо прославилась Сикионская школа рисунка.

Сикионская школа рисунка оказала большое влияние не только на метод обучения, но и на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Эта школа придерживалась научного метода обучения, она стремилась приблизить ученика к природе, раскрывала ее закономерности, воспитывала любовь к изучению красоты природы. Из Сикионской школы вышли такие прославленные художники, как Памфил, Мелантий, Павзий и великий Апеллес.

В Древней Греции рисование стало рассматриваться как общеобразовательный предмет. Благодаря главе Сикионской школы Памфилу рисование и было введено во все общеобразовательные школы Греции. Заслуга Памфила состоит в том, что он первый понял, что в задачу обучения рисованию входит не только изображение предметов реальной действительности, но и познание закономерностей их строения. Это заставило передовых граждан Греции осознать важность обучения искусству в деле воспитания.

В Древней Греции был заложен метод научного понимания искусства. Греческие художники-педагоги призывали своих учеников и последователей изучать природу, наблюдать ее красоту, указывали, в чем она заключается. Греческие художники-педагоги впервые установили метод обучения рисунку, в основе которого лежало рисование с натуры.

О технике рисунка в Древней Греции. Рисовали преимущественно на деревянных (буковых) дощечках. Буковые доски приготовлялись двумя способами: для рисования стилусом (заостренной металлической или костяной палочкой,) доски покрывали слоем воска, иногда воск подкрашивали каким-нибудь цветом; для рисования краской и кистью буковую доску грунтовали левкасом белого цвета (излюбленный метод работы в Афинской школе). Такие доски применялись главным образом для ученических работ, Для набросков и эскизов. На вощеных дощечках рисовальщик стилусом выцарапывал рисунок, например абрис какой-нибудь фигуры.

4. Эпоха Древнего Рима

Римляне высоко они ценили произведения греческих художников.

Однако на деле римляне не внесли нового в методику и систему преподавания. Они лишь пользовались достижениями греческих художников; более того, много ценных положений методики преподавания рисунка они не сумели сохранить.

В эпоху Римской империи художник-педагог меньше всего задумывался над высокими проблемами художественного творчества. Его интересовала в основном ремесленно-техническая сторона дела. Преобладало копирование образцов, повторение приемов работы великих мастеров Греции , а вместе с этим римские художники постепенно отходили от глубоко продуманных методов обучения рисунку, которыми пользовались художники-педагоги Греции.

5. Средневековье и Возрождение

В эпоху средневековья достижения реалистического искусства были отвергнуты. Художники средневековья не знали ни принципов построения изображения на плоскости, ни разработанных греками методов обучения. Во время становления христианства были варварски уничтожены теоретические труды великих мастеров Греции, а также многие прославленные произведения изобразительного искусства.

Свою долю в дело разрушения античной культуры внесли и турецкие завоевания; турки загасили последние очаги античной культуры.

В эпоху средневековьяне было четкой методики преподавания и теоретической разработки основ изобразительного искусства. Эту работу начали проводить только художники эпохи Возрождения. Не стало рисования и как общеобразовательного предмета.

Возрождение открывает новую эру и в истории развития изобразительного искусства, и в области методов обучения рисованию. Хотя рисование как учебный предмет не было включено в школьный курс, все же эпоха Возрождения внесла большой вклад в теорию методики преподавания рисования и для профессионального обучения, и для общеобразовательного. Художники этого времени заново разрабатывают теорию изобразительных искусств, а вместе с тем и методы обучения рисунку. Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изобразительного искусства: Ченнини Ченнино, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер и многие, многие другие. Они активно вступают на путь научного исследования, стремятся понять закономерности явлений природы, установить связь между наукой и искусством. Леонардо да Винчи на основе литературных сведений об искусстве Древней Греции разработал квадрат древних. Учение о пропорциях, перспектива и анатомия находятся в центре внимания теоретиков и практиков искусства этого времени. Художники Возрождения сумели не только теоретически обосновать наиболее актуальные проблемы искусства, но и возродить (отсюда и название) античное культурное наследие.

Ценные методические положения выдвинул в трактате "Три книги о живописи" Леон Баттиста Альберти. Эта работа является значительным трудом по теории рисования эпохи Возрождения. Трактат рассказывает не столько о живописи и красках, сколько о рисунке и основных положениях правильного построения изображения на плоскости. Весь процесс обучения Альберти предлагает строить на рисовании с натуры. В первой книге он излагает строгую систему обучения. Знакомство начинается с точки и прямых линий, затем идет ознакомление с различными углами, потом с плоскостями и, наконец, с объемными телами. Рассматривая этот труд как своеобразный учебник, мы должны констатировать здесь наличие основных дидактических положений.

Во второй книге Альберти переоценивает значение завесы, противореча методу обучения рисованию с натуры, превращая искусство рисунка в механическое проектирование натуры на плоскости. Метод заключался в следующем: между натурой и рисовальщиком устанавливалась картинная плоскость (завеса), которая могла быть двух видов: рама с натянутой прозрачной кисеей или калькой, на которой художник и делал свой рисунок, либо рама с натянутыми нитями. Чтобы рисовальщик имел постоянную точку зрения и мог точно соблюдать правила перспективы, к завесе прилагался специальный прибор (прицел), через который художник и вел наблюдения. Через завесу в виде рамы с натянутой калькой художник наблюдал предмет и делал на ней перспективное изображение натуры. Второй вид завесы -- рама с натянутыми нитями. Нити делят раму на определенное количество клеток. Бумага, на которой художник рисует, также разделена на клетки. Наблюдая через прицел натуру, рисовальщик фиксирует результаты наблюдений на своем рисунке и получает перспективное изображение формы предмета.

Этот метод рисования, помогая точно соблюдать законы перспективы, в то же время содержал существенный недостаток: превращал рисование в механическое проектирование.

"Книга о живописи" Леонардо да Винчи. В этой книге затрагиваются вопросы рисунка, и, что особенно важно, Леонардо (как и Альберти) смотрит на рисунок как на серьезную научную дисциплину. Говоря о той же завесе, которую восхваляет Альберти, Леонардо да Винчи правильно отмечает, что она вредна ученику. Весьма положительным является также метод закрепления пройденного путем рисования по памяти.

Дюрер считал , что в искусстве нельзя полагаться только на чувство и зрительное впечатление, а необходимо опираться на точные научные знания. большую ценность для обучения рисунку представляет метод обобщения формы, предложенный Дюрером. Дюрер предлагает в начальной стадии построения изображения рассматривать ее как сумму простейших геометрических форм. Дюрер поднимал проблемы педагогики, воспитания детей. Среди художников эпохи Возрождения мало кто задумывался над этим. Во введении к "Книге о живописи".

Подводя итоги деятельности художников эпохи Возрождения , в первую очередь, отметим ту колоссальную работу, которую они проделали в области научно-теоретического обоснования правил рисования. Их труды по вопросам перспективы помогли художникам справиться с труднейшей проблемой построения изображения трехмерной формы предметов на плоскости. Многие художники эпохи Возрождения, увлекаясь перспективой, целиком посвящали свое время этому делу.

Художники Возрождения умело использовали данные своих научных наблюдений в практике изобразительного искусства. Даже теперь их произведения поражают глубоким знанием анатомии, перспективы, законов светотени. С донялось на небывалую высоту. Оно представляет для нас колоссальную художественную ценность и помогает развивать методику обучения рисованию.

Мастера Возрождения сумели создать высокие образцы как для художников-практиков, так и для педагогов. Они не только теоретически обосновали наиболее актуальные проблемы искусства, но и практически доказали их необходимость. Художественная культура Возрождения дорога миру за созданный ею кодекс правил и законов изобразительного искусства. Все, кто любит и знает изобразительное искусство Возрождения, обращаются к нему как к источнику мудрости, знания и высокого мастерства.

Художники Возрождения указали последующим поколениям художников-педагогов правильный путь развития методики и способствовали становлению рисования как учебного предмета. Однако Учебный рисунок самостоятельного значения в ту эпоху еще не получил. Мастера Возрождения мало касались вопросов дидактики, мало связывали дидактические проблемы с вопросами изобразительного искусства. Они не ставили перед собой задачу разработать систему обучения и воспитания.

6. Академии художеств и рисования , открывшиеся в конце XVI века

художественный искусство живопись рисование

XVII век в истории методов обучения рисованию является периодом становления новой педагогической системы - академической. Новая система стала предъявлять четкие требования не только к ученикам, но и к педагогам. Самой характерной особенностью этого периода является создание специальных учебных заведений -- академий художеств и художественных школ.

Особенно много было сделано академиями в области методики обучения рисунку, живописи, композиции. Преподаватели академий прежде всего думали о том, как усовершенствовать методику, как облегчить и сократить ученикам процесс усвоения учебного материала. Методика обучения и воспитания должна строиться на научных основах, утверждали они; искусство, успех художника -- это не дар божий, а результат научного познания и серьезного труда. Эффективность академической системы преподавания заключалась в том, что обучение искусствам проходило одновременно с научным просвещением и воспитанием высоких идей. Исследуя историю методов преподавания рисования, мы видим, что в академиях была четкая и строгая система обучения, стремление просветить и возвысить чувства художника.

Положение о пользе рисования как общеобразовательного предмета было высказано великим чешским педагогом Я. А. Коменским в его "Великой дидактике".

Более обстоятельно о рисовании как общеобразовательном предмете высказался французский философ-энциклопедист Жан-Жак Руссо. В книге "Эмиль" Руссо писал, что для познания окружающей действительности большое значение имеют органы чувств, которые можно развить у ребенка, обучая его рисованию с натуры. Руссо верно указывал, что занятия рисованием следует проводить среди при-роды, так как на природе ученик может наглядно увидеть явления перспективы и понять ее законы. Кроме того, наблюдая природу, ученик воспитывает свой вкус, приучается любить природу, начинает понимать ее красоту.

Педагогические идеи Коменского, Локка, Руссо, Гёте обогатили теорию и практику преподавания рисования. Их теоретические труды послужили толчком для дальнейшего развития педагогической мысли вообще и в области методики преподавания рисования в частности. Сегодня их труды помогают соединить теорию искусства с теорией педагогики, дополнить принципы искусства принципами дидактики и тем самым обогатить методику преподавания рисования как в общеобразовательной школе, так и в специальной художественной.

Свои взгляды на методику обучения рисованию Песталоцци наиболее полно изложил в книге "Как Гертруда учит своих детей". Песталоцци считал, что обучение рисованию должно проходить с натуры, так как натура доступна наблюдению, осязанию и измере-|нию. В соответствии с этой установкой он определяет и сам термин рисование" как установление формы посредством линий; величину же формы, указывает он, можно установить точным измерением.

После Песталоцци рисование как общеобразовательный предмет начинает вводиться во всех начальных школах. Много методических пособий по рисованию издается и для средних школ, с различными установками и методами обучения. Большой известностью пользовались труды Иосифа Шмидта -- ученика Песталоцци, Петра Шмида, Солдана, братьев Дюпюи, Гальяра.

Большое влияние на развитие школьной методики оказали труды берлинского учителя рисования Петра Шмида. Он разрабатывал методику обучения рисованию, основываясь на прогрессивных общепедагогических положениях. Первое его сочинение относится к 1809 году.

Шмид пользовался геометрическими моделями. Он положил на-чало развитию так называемого "геометрального метода".

По мнению Петра Шмида, рисование -- не только механическое упражнение руки, оно является и гимнастикой для ума, причем упражняются и наблюдательность, общее чувство формы, фантазия. Последовательность обучения рисунку по Шмиду должна быть та-койТсначала изображение простейшей формы -- параллелепипеда, затем изображение криволинейных форм предметов, -- и так постепенно ученика подводят к рисованию с гипсовых голов и бюстов. Каждая задача обусловливает последующую, а последующая предполагает предыдущую и основывается на ней.

В 1835 году в Париже Александр и Фердинанд Дюпюи основали бесплатную школу рисования для учеников и ремесленников. В этой школе братья и создали методику обучения по специальным моделям. Фердинанд Дюпюи был занят разработкой методики начального обучения, Александр разрабатывал модели для обучения рисованию головы и фигуры человека.

Модели Фердинанда Дюпюи делились на пять категорий. В пер-вую входили проврлочные модели: линии, углы, замкнутые фигуры, каркасы геометрических тел, как взятых отдельно, так и с вписанными внутри каркасами других тел. Например, каркас цилиндра был вписан в каркас параллелепипеда, а каркас конуса -- в каркас пирамиды. Модели эти были сделаны из проволоки толщиной 5 мм и окрашены белой краской, а вспомогательные части -- красной. Вторая группа моделей состояла из деревянных брусков, также окрашенных белой краской. Третья группа- деревянные дощечки белого цвета: прямой угол из трех дощечек, вогнутая поверхность и т. д. Четвертая группа -- геометрические тела: куб, шар, призма. Пятая группа - модели арок. колонн, ниш, лестниц и простой мебели.

В конце 19 в. специалисты школьного преподавания рисования разделились на два лагеря: в одну группу объединились сторонники геометрального метода, в другую - натурального.

С 1888 года геометральный метод был введен во всех общеобразовательных школах . Этот метод имел целый ряд преимуществ перед другими. Следуя ему, ученики привыкали рисовать более осознанно, они не просто наблюдали предмет, его форму, но и анализировали ее.

Однако очень скоро нашлись учителя, которые стали утрировать этот метод преподавания. От учеников стали требовать безукоризненной чистоты выполнения рисунка, точности и правильности вычерчивания геометрических фигур. Многие учителя неправильно понимали процесс обучения, подходили к урокам формально, сухо. Геометрические фигуры стали изучаться отвлеченно, без какой-либо связи с предметами реального мира.

Натуральный метод обучения заключался в том, что ученик дол-жен был рисовать предметы сразу так, как он их видит, без каких-либо упрощений формы. Приверженцы этого метода доказывали, что, в отличие от геометрального, он приближает ученика к жизни, к природе. Они считали, что геометральный метод пригоден только для профессионального обучения и совершенно непригоден для общеобразовательной школы, так как якобы не учитывает возрастных особенностей детей и их интересов. Абстрактные геометрические формы, по мнению сторонников натурального метода, не соответствуют потребности детей передавать графическими способами свои впечатления от окружающего мира.

К 30-м годам XX века ведущими теоретиками по вопросам художественного воспитания детей становятся: в Германии -- Г. Кершенштейнер, в Америке - Дж. Дьюи, у нас -- А. В. Бакушинский. Несмотря на различный подход к решаемой проблеме и различную ее трактовку, все они вдохновляются общей идеей -- идеей "свободного воспитания", утверждения личности ребенка с его правом на выражение своих чувств и мыслей, отстранения учителя от руководства. Овладение графической грамотой, в особенности на начальной стадии обучения, по их утверждениям, детям не нужно.

Эта точка зрения во многих странах Запада продолжает существовать до сих пор. Поклонники теории свободного воспитания по-прежнему культивируют метод предоставления ученику полной свободы, а педагог отодвигается на задний план.

Из вышеизложенного видно, что уже в 50-е гг. XX века во многих школах зарубежных государств строгая система преподавания нарушена, рисование как общеобразовательный предмет теряет свое значение.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Зарождение искусства в пещерной эпохе. Развитие искусства в Древней Греции и Риме. Особенности развития живописи в Средние века, эпоху Возрождения и Барокко. Художественные течения в современном искусстве. Сущность красоты с моральной точки зрения.

    статья , добавлен 16.02.2011

    Система классификации искусства на группы пространственных (пластических), временных (динамических), синтетических (зрелищных) видов. Историческое развитие, особенности и приемы использования художественных материалов в графике, скульптуре и живописи.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2010

    История происхождения греческой драмы и первые этапы ее развития. Организация театральных представлений, архитектура театра в Греции, актеры и зрители в античном театре. Устройство театра в Древнем Риме, особенности представлений в императорской эпохе.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2014

    Обзор особенностей классицизма как основного направления искусства и архитектуры в России последней трети ХVIII века. Формы и конструкции зданий в стиле позднего классицизма. Выдающиеся архитекторы того времени. История создания Академии наук и художеств.

    презентация , добавлен 18.10.2015

    Открытие школы рисования в Одессе. Создание товарищества южнорусских художников. Развитие живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Деятельность художественного общества имени Кириака Константиновича Костанди.

    реферат , добавлен 17.12.2014

    История возникновения ювелирного искусства. Изделия светского назначения. Искусство эмалевой портретной миниатюры. Ювелирные традиции Ренессанса. Мастерство ювелиров XIV века. Применение стиля времен Эпохи Возрождения в современном ювелирном деле.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2014

    Эпоха Возрождения как важный этап развития европейской культуры. Изобразительное искусство в эпоху Возрождения. Развитие вокальной и инструментальной полифонии в музыке. Отрыв поэзии от певческого искусства, богатство литературы позднего средневековья.

    контрольная работа , добавлен 12.10.2009

    История развития техники масляной живописи за рубежом и в России с XVIII в. Этапы развития пейзажа как жанра изобразительного искусства. Современное состояние масляной живописи в Башкортостане. Технология выполнения пейзажей приемами масляной живописи.

    дипломная работа , добавлен 05.09.2015

    Рост городов и развитие ремесел, подъем мировой торговли, великие географические открытия конца XV и начала XVI века. Эпоха итальянского Возрождения. Ценностные основы искусства эпохи Возрождения. Человек в эпоху Ренессанса как главная тема искусства.

    реферат , добавлен 03.04.2009

    Отличительные признаки искусства эпохи Ренессанса. Исследование и подробный анализ известнейших произведений искусства изучаемого периода – литературы, живописи, драматургии. Оценка правомерности названия XVI–XVII вв. в Японии эпохой Возрождения.