Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Месть и великодушие аргументы дубровский. Пример милосердия в литературе русской и зарубежной

Месть и великодушие аргументы дубровский. Пример милосердия в литературе русской и зарубежной

В данной подборке мы сформулировали наиболее распространенные проблемы из тематического блока «Милосердие», которые повсеместно встречаются в текстах для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Каждой из них посвящен отдельный заголовок, под которым располагаются литературные аргументы, иллюстрирующие данную проблему. Также вы можете скачать таблицу с этими примерами в конце статьи.

  1. Каждому человеку нужна поддержка, забота и внимание, тем более в трудных обстоятельствах так важно знать, что можно на кого-то рассчитывать. В романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» главному герою была необходима помощь, ведь, совершив убийство, он так долго не мог прийти в себя. Родион заболел, видел страшные сны и жил мыслью, что рано или поздно его преступление будет раскрыто. Но по отношению к нему Соня Мармеладова проявила чуткость и милосердие, узнав о его ужасном состоянии. Девушка помогла герою не сойти с ума, убедила сознаться и покаяться. Благодаря поддержке Сони, Раскольникова перестала мучить совесть.
  2. В романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир» Наташа Ростова проявила милосердие по отношению к раненым солдатам. Отзывчивая героиня отдала раненным подводы, которые были отведены под вывоз имущества графской семьи. Так же девушка заботилась об умирающем Андрее Болконском. Доброе сердце Наташи помогало героям в трудные минуты. В сложных обстоятельствах понимаешь, как необходимо милосердие. Ведь иногда именно чуткость и сострадание могут нас по-настоящему выручить.
  3. Настоящее милосердие способно выручить не только окружающих, но и самого человека, проявляющего чуткость. В рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека» главный герой Андрей Соколов, узнав, что его родные погибли, остается совершенно один. В конце рассказа он встречает оставшегося одиноким мальчика Ваню. Главный герой решает представиться осиротевшему ребенку его отцом, тем самым спасая и его, и себя от тоски и одиночества. Милосердие Андрея Соколова дало Ване и ему самому надежду на счастье в будущем.

Равнодушие и милосердие

  1. К сожалению, так часто вместо милосердия мы сталкиваемся с равнодушием окружающих. В рассказе Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско» не упоминается даже имени главного героя. Для плывших с ним на одном корабле людей он так и остается господином – человеком, который только отдает приказы и за свои деньги получает результаты их выполнения. Но читатель замечает, как внимание и веселье мигом сменяются равнодушием, по тому, как относятся к бездыханному телу героя. В минуты, когда его жене и дочери необходимо милосердие и поддержка, люди игнорируют их горе, не придавая этому значения.
  2. Равнодушие мы встречаем в одном из самых противоречивых персонажей русской литературы – Григории Печорине. Главный герой романа Лермонтова «Герой нашего времени» то испытывает интерес к окружающим, то остается безразличным к их же страданиям. К примеру, он теряет интерес к похищенной им Бэле, видит ее смятение, но никак не пытается исправить собственную ошибку. Чаще всего именно в те моменты, когда персонажи нуждаются в его милосердии и поддержке, Печорин отворачивается от них. Он вроде и анализирует свое поведение, понимая, что делает только хуже, но забывает проявить внимание к другим. Судьба многих его знакомых из-за этого складывается печально, а ведь если бы Григорий чаще проявлял милосердие, многие из них могли бы стать счастливее.
  3. Милосердие способно действительно спасти многих, и литература подтверждает эту мысль. В пьесе Александра Островского «Гроза» к Катерине плохо относится свекровь Кабаниха, а супруг главной героини не заступается за жену. От одиночества и отчаяния молодая женщина тайно ходит на свидания с Борисом, но потом все же решает признаться в этом мужу в присутствии его матери. Не встретив понимания и милосердия, девушка осознает, что идти ей некуда, поэтому решает броситься в воду. Если бы герои проявили к ней милосердие, она бы осталась жить.

Умение сопереживать как положительная черта

  1. Такая черта, как милосердие, нередко говорит о человеке в целом. Если герой может испытывать сострадание и поддерживать других, скорее всего, перед вами положительный персонаж. В комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» герои строго поделены на отрицательных (Простаковы, Митрофан, Скотинин) и положительных (Правдин, Софья, Стародум и Милон). И действительно, за время действия пьесы никто из необразованных и грубых помещиков-крепостников не проявляет сострадание и милосердие, чего нельзя сказать о честных и умных дворянах-интеллигентах. К примеру, в финальной сцене Митрофан грубо отталкивает родную мать, которая все делала ради его благополучия. А вот Софья получает неожиданную помощь от сочувствующего ей Стародума.
  2. Вспоминая повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза», читатель негативно будет настроен к Эрасту, из-за которого утопилась главная героиня. Для Лизы чувства – самое главное, поэтому она не выдерживает новости о том, что любимый человек помолвлен на богатой вдове. Девушка воспринимает все близко к сердцу, она способна к милосердию, ведь вся ее жизнь была посвящена больной матери, нуждающейся в заботе. Но ее богатый внутренний мир не был по-настоящему оценен Эрастом. Героиню становится жалко, мы понимаем, насколько чистой была душа влюбленной Лизы.

Милосердие как самопожертвование

  1. Многие литературные герои проявляют милосердие не только словами, но и совершают какие-либо действия. Именно так поступает главная героиня романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», когда свое заслуженное желание от Воланда тратит не на возвращение любимого, а на то, чтобы помочь Фриде, которую встретила на балу у Сатаны. Марго прониклась горем девушки и доказывает, что ее сострадание не ограничивается переживаниями. Поэтому Маргарита загадывает, чтобы Фриде больше никогда не напоминали об ее удушенном ребенке. Отныне женщине не будет подаваться платок, а все потому, что хозяйка Весеннего Бала героически проявила чуткость и милосердие.
  2. Милосердие означает готовность помочь людям словами, действиями, а иногда даже и жертвами. В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» сразу выделяется образ Данко, проявившего заботу о народе. Только чтобы люди не сдавались врагу и смогли выйти из темного леса, Данко разорвал свою грудь, вынул оттуда сердце и осветил путь односельчанам, не обращая внимания на упреки. Любовь к человечеству и милосердие героя помогли племени преодолеть все преграды на пути, а сам Данко погиб, зато в последние минуты он был по-настоящему счастлив.
  3. Милосердие может быть выражено по-разному: и в словах, и в поступках. В романе Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев дарит безвестному казаку тулупчик, и потом читатель догадывается, что любезность героя впоследствии спасла его от виселицы. На самом деле казак – это Пугачев, который не забыл помощь главного героя, поэтому тоже идет на милосердие в ответ: дарит жизнь и Петру, и его невесте. Очевидно, что это качество не только спасает людей, но и делает их лучше, ведь передается от одного к другому.
  4. Необходимость проявления сочувствия

    1. Милосердие всегда будет оценено, особенно если оно проявляется в тяжелых обстоятельствах. Вспомним рассказ Александра Солженицына «Матренин двор». Перед нами героиня с тяжелой судьбой, но светлой душой. Ее муж не вернулся с войны, дети умерли маленькими, а она болела и жила одна. Тем не менее, Матрена всегда проявляла милосердие к окружающим даже в жестких условиях тоталитаризма. При жизни ее не поняли, но после смерти тот человек, который, будучи рассказчиком, жил у нее дома и описывал ее быт и нрав, осознал важнейшую социальную роль этой женщины. «Не стоит село без праведника» — писал он, определяя значимость отзывчивой старушки для всего поселения. Ее образ он увековечил в своем рассказе.
    2. Даже в любовной лирике Лермонтова можно наблюдать мотив милосердия, или, вернее будет сказать, его отсутствия в жестоком мире. В стихотворении «Нищий» автор, конечно, пишет о чувствах, которые остаются «обмануты навек». Однако Лермонтов сравнивает это состояние с ситуацией нищего, просящего лишь кусок хлеба. По отношению к бедняку не было проявлено ни капли милосердия, а только положен камень «в его протянутую руку». Как и лирическому герою, нищему, были необходимы помощь и сострадание, однако оба они встретились лишь с жестокостью окружающих.

Причины мести: обида, зависть и т.д.

Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие).

Последствия мести.

Прощение и его последствия.

Месть и прощение как тяжелый нравственный выбор.

Месть и великодушие как две стороны одной медали.

Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте.

Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях.

Великодушие к врагу.

Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.

Месть как чувство и действие

Кровная месть как социально-историческое явление.

Рассмотрим 3 взаимосвязанных понятия:

МЕСТЬ/ ВЕЛИКОДУШИЕ/ПРОЩЕНИЕ

Определение:

Месть как действие: намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Желание наказать того человека, который причинил вам зло. Кровной местью называют обычай у некоторых народов карать смертью человека, который убил родственника или кого-либо из родных. = возмездие, вендетта

Синонимический ряд: вендетта, мщение, отплата, отмщение, разг. отместка, сатисфакция, реванш, кара, расплата, воздаяние, наказание, возмездие, злопамятство, жестокость.

Словоупотребление:

Насладиться местью, месть свершилась, вынашивать месть, замышлять месть, месть настигла, упиваться местью, предвкушать месть, лелеять месть, обрушить месть, утолить жажду мести, удовлетвориться местью, отплатить местью, задумать месть, продиктовано местью, жажда мести, месть за месть, грозить местью, обдумывать план мести, оправдывать месть.

Какой бывает месть (определения)? грозная (Жуковский, Рылеев); губительная (Рылеев); жестокая (Белый); кровавая (Пушкин); лютая(Рылеев); свирепая (Полевой); слепая (Фруг); ярая (Козлов) праведная, изощрённая, справедливая, мелочная, удовлетворённая, банальная, родовая, сладостная, запоздалая, беспощадная, утончённая, сладкая, долгожданная, своеобразная, жестокая, личная, немедленная, страшная, мелкая, грядущая, злобная, достойная, коварная, слепая, священная, возможная, маленькая, бессмысленная, желанная, жалкая, благородная, ужасная, маленькая, лучшая, ответная, святая, скорая, народная, глупая, низкая, предстоящая, будущая, идеальная, тайная, жуткая, простая, обычная, великая, настоящая, небольшая, подобная, политическая, единственная, хорошая, последняя, собственная.

ВЕЛИКОДУШИЕ

Определение:

Свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами.

Простить обиду в порыве великодушия.

Наличие высоких душевных качеств, щедрость души; благородство.

Итак, великодушие - это положительное моральное качество; такая форма проявления человечности в повседневных взаимоотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает. Моральным сознанием общества оцениваются как великодушие такие случаи проявления гуманности как самопожертвование ради интересов других, отказ от требования наказать совершившего проступок или причинившего ущерб, гуманное отношение к побежденному. В христианской морали великодушие понимается как всепрощение. Людям вменяется «не помнить зла», им причиненного, прощать «ближним» все их прегрешения, «любить врагов своих», быть терпимым. Оборотной стороной этой заповеди является отсутствие требовательности к людям, попустительство злодеяниям.

Синонимы: благородство, терпимость, милосердие, снисходительность, величие души, прощение, бескорыстность, благородность, благородство, великосердие, возвышенность, высокость, рыцарство, щедрость.

Устойчивые выражения и словоупотребление: взывать к великодушию, проявить великодушие, в порыве великодушия, играть в великодушие, уповать на великодушие, простите великодушно.

ПРОЩЕНИЕ

Определение:

Отказ от возмездия за обиду и нанесенный ущерб.

Требование прощения исторически формируется как конкретизация более широкого требования непричинения зла в ответ на совершенное зло и снисхождения к обидчику, широко представленного в древних религиозно-этических текстах: “Недобрым делай добро, будь верен также и неискренним... На ненависть нужно отвечать добром” (“Даоде цзин”, § 49, 63), “Нельзя ударить брахмана, но и брахман пусть не изливает свой гнев на обидчика. Позор тому, кто ударил брахмана, и еще больший позор излившему гнев на обидчика” (“Дхаммапада”, 389). Смысл милосердного прощения не просто в забвении причиненного зла (забыть можно в презрении, в равнодушии к тому, кто совершил зло или стремился к этому), а в отказе от мщения как первом условии возможного примирения. Прощение - это забвение обиды и согласие на мир в прощении происходит признание другого, а через признание - принятие его. Прощение соотнесено с раскаянием, нравственный смысл которого заключается в искреннем признании собственных прегрешений. Не противореча требованию непримиримости ко злу (ненависть к нему не означает непременной ненависти к тем, кто совершил зло), милосердное прощение, в частности, выражается и в том, что, ненавидя порок, следует относиться к порокам других так, как по долгу совершенства человек относится к своим собственным порокам, т. е. делать все возможное, чтобы исправлять их. Но прощение не должно быть истолковано как попустительство (ведь есть нечто, в чем нельзя уступать); Этически сложна ситуация, в которой человек должен прощать обиды, нанесенные не ему, а тем, кого он любит и о ком призван заботиться. На это указывает Ф. Ницше, уточняя: прощай обиды, нанесенные тебе, но недопустимо прощение обид, нанесенных другу, твоим другом самому себе. В отличие от этики милосердия и совершенства прощение рассматривается в контексте заключенных договоров и принятых обязательств и соответственно как зависящее от них. Так, у Т. Гоббса требование прощения, рассматриваемое как один из естественных законов, - обязательно, однако не абсолютно и допустимо при условии, что: а) имеются гарантии в отношении будущего, б) обидчик раскаивается, в) обидчик просит прощения и тем самым желает восстановления мира. При другом подходе к морали прощение и забвение обид трактуются как проявление неблагоразумия: прощать и забывать - значит не учитывать приобретенный опыт, и каждый отдельный случай прощения может стать предпосылкой новых обид и ущерба себе или другим (А. Шопенгауэр). В конце 20 в. понятие прощения проблематизируется в этико-психологических исследованиях и психотерапевтических разработках, где рассматривается не столько как нравственное требование, сколько как конкретная жизненная задача, решение которой необходимо и насущно либо с целью восстановления отношений с близкими людьми после нанесенной ими обиды (оскорбление, унижение, измена и т. п.), либо с целью перестраивания собственной жизни после нанесенного непоправимого ущерба (намеренное разорение, нанесение увечья человеку или его близким, убийство близких и т. д.).

Синонимы к слову прощение: помилование, отпущение, оправдание, амнистия, извинение, пощада, милосердие.

Словоупотребление и устойчивые выражения: заслужить прощение, просить прощения, умение/неумение прощать.

Тезисы по проблеме «Месть и великодушие»

Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.

Месть и прощение как тяжелый нравственный выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.

Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.

Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.

Месть как чувство и действие.

Кровная месть как социально-историческое явление

Список литературы

«Война и мир» Л.Н. Толстой

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов

«Капитанская дочка» А.С Пушкин

«Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков

«Граф Монте-Кристо» А. Дюма

«Маскарад» М.Ю. Лермонтов

«Три мушкетера» А. Дюма

«Гамлет» У. Шекспир

«Ромео и Джульетта» У. Шекспир

«Макбет» У. Шекспир

«Выстрел» А.С. Пушкин

«Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин

«Электра» Софокл

«Страшная месть» Н.В. Гоголь

«Дубровский» А.С. Пушкин

«Дочь Ивана, мать Ивана» Г.Е. Распутин

«Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Р. Бах

«Искупление» И. Макьюэн

«Ребекка» Д. Дюморье

«Отелло» У. Шекспир

«Грозовой перевал» Э. Бронте

«Три товарища» Э.М. Ремарк

«Медея» Еврипид

«Белый олеандр» Дж. Фитч

«Кэрри» С. Кинг

«Милые кости» Э. Сиболд

«Замок из стекла» Дж. Уоллс

«Театр» У.С. Моэм

«Тигр, тигр!» Альфред Бестер

«Рита Хейуорт или побег из Шоушенка» С. Кинг

«К востоку от рая» Дж. Стейнбек

«Амстердам» И. Макьюэн

«Убийство в «Восточном экспрессе»» А. Кристи

«Овод» Э.Л. Войнич

«Джентльмены и игроки» Дж. Харрис

«Притворяясь мертвым» С. Каста

«Кадиллак» Доллана С. Кинг

«Клоун Шалимар» С. Рушди

«Ворошиловский стрелок» В.А. Пронин

«Декамерон» Дж. Боккаччо

«Дом, в котором» М.С. Петросян

«Мемуары гейши» А. Голден

«Белая голубка кордовы» Д.И. Рубина

«Выживший» М. Панке

«Алая буква» Н. Готорн

«Опасные связи» П. Ш. де Лакло

«Престиж» К. Прист

«Срок авансом» У. Тенн

«Все мои враги мертвы» Р. Брэдбери

«Месть» А.П. Чехов

«Бабка» В.А. Осеева

«Любовь к жизни» Дж. Лондон

«Друг» Л.Н. Андреев (возмездие)

«Смертный приговор» А. Азимов

«Приказ есть приказ» Б. Фредерик

Примерные темы итогового сочинения по литературе 2018-2019.

1.Что толкает человека на месть?

2.Как Вы понимаете слова Э. Бёрка: «Великодушие в политике - нередко высшая мудрость; великая империя и ничтожный ум плохо ладят»?

3.Почему важно уметь прощать?

4.Как Вы понимаете слова Белинского: «Для низких натур ничего нет приятнее, как мстить за свое ничтожество, бросая грязью своих воззрений и мнений в святое и великое»?

5.Как связано понятие «великодушие» с умением прощать?

6.Согласны ли вы с утверждением Э. Сафарли: «Прощение нисколько не требует, чтобы ты понимал человека, которого прощаешь».

7.Является ли терпимость проявлением великодушия?

8.Как желание мести влияет на внутренний мир человека?

9.Согласны ли Вы с утверждением Златоуста: «Ничем так не сохраняется любовь, как прощением обид виновным пред нами»?

10.Как желание отомстить влияет на самого судьбы людей?

11.Чем чревато неумение прощать?

12.Согласны ли Вы с утверждением Б. Шоу: «Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке»?

13.Что такое милосердие?

14.Как связаны понятия «месть» и «саморазрушение»?

15.Согласны ли Вы с утверждением: «Месть - это чувство, доступное самым мелким умам, но способность забыть и простить, умение быть великодушным в момент своего торжества - присущи только людям с великой душой»? (Жаколио)

16.Как связана жажда мести и жажда справедливости?

17.Согласны ли вы с тем, что «стремясь во что бы то ни стало наказать зло, мы преувеличиваем его значительность»? (М, Фрай)

18.Как Вы понимаете слова М. Эшенбах: «Возмездие преследует каждого, но мало кого догоняет»?

19.Каковы последствия мести?

20.Согласны ли Вы со словами С. Аллена: «Нельзя прощать только потому, что другого выбора, как ты считаешь, у тебя нет. Это уже не прощение, это капитуляция»?

21.Как Вы понимаете слова Камю: «На устах - прощение, а в сердце - суровый приговор»?

22.Кому свойственна мстительность?

23.Согласны ли Вы с мнением Э.А. Севруса: «Если гениальность - величие ума, то великодушие - гениальность души»?

24.Как соотносятся понятия «месть» и «возмездие»?

25.Согласны ли Вы с мнением М. Брентон: «За прощение вообще нельзя благодарить. Оно дается свободно, как дружба… как любовь»?

26.Согласны ли Вы с тем, что прощая кого-нибудь, мы прощаем самих себя? Как Вы понимаете слова А. Мердок: «Под прощением понимается некоторая эмоция. Это неверно. Скорее это прекращение некоторой эмоции»?

27.Может ли отмщение принести счастье кому-либо?

28.Как Вы понимаете слова В. Брудзиньского: «Многие начинают мстить раньше, чем их успели обидеть»?

29.Чем опасна «кровная месть»?

30.Согласны ли вы с мнением Э. Хантер: «Ни одна месть никогда никого не вернула назад…мир драгоценнее войны, примирение дороже вражды, а прощение даёт возможность жить дальше. Месть – это путь в пропасть, в которой нет дна»?

31.Месть и великодушие как нравственный выбор человека?

32.Согласны ли Вы с утверждением Сенеки: «Самый обидный род мести - признать обидчика недостойным нашей мести»?

33.Может ли месть быть оправданной желанием защитить честь?

34.Как соотносится понятия мстительность и великодушие с силой/слабостью характера?

35.Согласны ли Вы с утверждением А. Дюма: «Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом»?

36.Может ли жажда мести стать смыслом жизни?

37.Согласны ли Вы с утверждением М. Ганди: «Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного»?

38.Можно ли научиться прощать?

39.Важно ли умение прощать в тяжелых условиях?

40.Согласны ли вы с утверждением: «Мстящий - всегда судья в собственном деле, а в этом случае трудно не потребовать больше, чем следует» (М. де Пюизье)

41.Как связано понятия месть и жестокость?

42.Есть ли разница между великодушием и всепрощением?

43.Согласны ли Вы с утверждением: «Простить и забыть - акт божественного великодушия»?

44.Как зависть влияет на желание мстить?

45.Любую ли обиду можно простить?

46.Согласны ли Вы с высказыванием Хейзинга: «Месть - это удовлетворение чувства чести, как бы извращённо, преступно или болезненно это чувство подчас ни проявлялось»?

47.В чем разница между истинным великодушием и притворным?

48.Как Вы понимаете слова Рычкова: «Великодушие не превращайте в милостыню, а милостыню не выдавайте за великодушие»?

49.Почему часто употребляется словосочетание «жажда» мести?

50.Согласны ли Вы с утверждением Г. Хаггарда: «Месть сладка, и все же... это стрела, которая часто поражает того, кто ее выпустил»?

51.Может ли месть принести кому-либо пользу?

52.Как Вы понимаете слова Ф.М.Достоевского: «Я перед ним виноват, следовательно, я должен ему отомстить»? Прокомментируйте.

53.Могут ли великодушные люди мстить?

54.Как Вы понимаете слова В. Пикуля: «История любит жестоко мстить тем, кто истории не знает»?

55.Как связано понятие «раскаяние» с «местью»?

56.Согласны ли Вы со словами Э. Де Мелло: «Мир может спасти только примирение, но никак не правосудие, которое по существу является синонимом мести»?

57.Может ли месть принести разочарование?

58.Согласны ли Вы с утверждением Э. Сабато: «Тщеславие прячется в самых невероятных местах: оно соседствует с добротой, самоотверженностью, великодушием»?

59.Можно ли мстить и при этом остаться добрым в душе?

60.Может ли месть быть оправданной?

61.Как Вы понимаете слова Герцена: «Прощение врагов - прекрасный подвиг; но есть подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий - это понимание врагов, потому что понимание - разом прощение, оправдание, примирение»?

62.Чем отличается месть за обиды, нанесенные тебе от мести за обиды, нанесенные близким?

63.Согласны ли Вы с утверждением А. Моруа: «Прощать надо молча - иначе какое же это прощение»?

64.Может ли прощение навредить?

65.Согласны ли Вы с мнением Ф. Шуберта: «Хочешь порадоваться мгновение - отомсти, хочешь радоваться всю жизнь - прости»?

66.Чем полезно для человека умение прощать?

67.Как Вы понимаете слова Лууле: «Прощение, идущее от сердца, превращает несчастливое прошлое в счастливое будущее»?

68.Можно ли заслужить прощение?

69.Как Вы понимаете слова А. Дюма: «Истинно великодушные люди всегда готовы проявить сострадание, если несчастье их врага превосходит их ненависть»?

70.Что такое возмездие?

71.Как Вы понимаете слова Кафки: «Человек, терзаемый своими демонами, совершенно бессознательно мстит ближнему»?

72.Как Вы понимаете слова С. Кинга: «Легко обвинять, легко жаждать мщения.

73.Но когда посмотришь на вещи прямо, то замечаешь, как каждое событие завязано на другом, и что иногда вещи случаются потому, что они случаются. Никто не хочет признавать, что это так, поскольку тогда мы не сможем ни на ком выместить собственную боль»?

74.Согласны ли Вы с утверждением Ю. Нагибина: «Прощение предательства немногим отличается от самого предательства»?

75.Может ли месть быть «сладкой»?

76.Как Вы понимаете слова Д. Митчелла: «Прощение дарует жизнь - тому, кто прощает»?

77.Есть ли что-то, способное затмить жажду мести?

78.Согласны ли Вы с высказыванием Бальзака: «Сердце матери – глубокая пропасть, на дне которой вы всегда найдёте прощение»?

79.Можно ли «полюбить своих врагов»?

80.Как Вы понимаете высказывание Бэкона: «Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили. Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его»?

81.Всегда ли «примирение» означает «прощение»?

82.Как Вы понимаете слова: клевета – месть трусов?

83.Как соотносятся понятия «простить» и «забыть»?

84.Согласны ли Вы со словами П. Зюскинда: «Нельзя сразу получить и то и другое: отомстить миру и продолжать в нем жить»?

85.Можно ли простить себя?

86.Согласны ли Вы со словами Р. Грейвза: «Использовать величие закона, чтобы мстить за мелочные появления личной злобы, значит публично признаваться в слабости, трусости и низости духа»

87.Что легче: простить других или себя?

88.Как связано злопамятство с местью?

89.Можно ли быть слишком великодушным?

90.Согласны ли Вы с высказыванием: «Мстить - едва ли не то же самое, что кусать собаку, которая укусила тебя» (О. О’Малли)

91.Всегда ли мстят только жестокие люди?

92.Как вы понимаете утверждение Ницше: «Вера в причину и следствие коренится в сильнейшем из инстинктов - в инстинкте мести»?

93.Согласны ли Вы с высказыванием: «Сначала надо быть справедливым, а уж потом великодушным, подобно тому, как мы сначала покупаем рубашки, а уж потом кружева»? (Шамфор)

94.Как Вы понимаете словосочетание «благородная месть»?

95.Сложно ли заслужить прощение?

96.Как вы понимаете слова Аристотеля: «Между местью и наказанием есть разница: наказание производится ради наказуемого, а мщение ради мстящего, чтобы утолить его гнев»?

97.Согласны ли Вы с утверждением С. Бурстайн: «Мы все кажемся более готовыми прощать других или вдохновлять их на прощение, чем прощать самих себя»?

98.Как вы понимаете слова Н. Вуйчича: «Не думайте о том, что ваше прощение означает для ваших противников, тех, кто обижал вас в прошлом. Наслаждайтесь тем, что прощение даёт вам. Научитесь прощать, и вам станет легче идти к своим мечтам, не обременённым багажом прошлого»?

99.Способны ли любовь и прощение изменить человека?

100.Как вы понимаете словосочетание «мелочная месть»?

Роман “Человек, который смеётся”, В.Гюго.

Примером великодушного человека является Урсус из произведения Виктора Гюго “Человек, который смётся”. Урсус был разносторонним человеком. В нём скрывался и философ, и поэт, и целитель, и уличный фигляр, и чревовещатель, способный в точности воспроизвести любой звук. Однако, его характер можно понять даже по одному эпизоду его жизни. В молодости он жил в качестве философа у одного лорда, но однажды, почувствовав тягу к бродяжничеству он предпочёл «голод в лесу рабству во дворце».

Однажды зимой к нему в воз постучался мальчик, одетый в лохмотья с каким-то свёртком в руках. Урсус пустил мальчика в дом и и накормил его ужином, который готовил для себя. К удивлению Урсуса в свертке, который принёс мальчик была годовалая девочка. Ей Урсус отдал молоко, которым надеялся подкрепиться.

После того как прошло много лет, оказалось что мальчик, который уже превратился в юношу, на самом деле является не бедняком, а аристократом, наследником изгнанного лорда. Что его, еще ребенком,по приказу короля Иакова 2-го, продали компрачикосам – сообществу бродяг, занимающихся продажей детей, предварительно изуродованных для ярмарочных представлений. В данном произведении мы видим великодушие Урсуса и мстительную натуру короля Иакова-2-го.

Повесть “Капитанская дочка”, А.С.Пушкин.

Великодушие Пугачева в повести “Капитанская дочка” проявляется в общении с Гриневым. Пугачев помнит добро, сделанное для него. Благодаря этому Гриневу удается избежать смерти. Достаточно благородно и великодушно поступает Пугачев, когда отпускает Машу. Миронова – дочка капитана, поэтому бунтарь мог бы и не спасать девушку из рук Швабрина. Гринев отмечает хорошие человеческие качества Пугачева и даже сожалеет о том, что власти казнят его.

В данном произведении так же пристутствует и тема мести. Швабрин встал на путь мщения, потому что хотел жениться на Маше Мироновой, даже сватался к ней. Получив отказ девушки, он воспылал лютой ненавистью к приехавшему в Белогорскую крепость Гринёву. Его не останавливает ни дуэль, её последствия, ни враг у стен крепости. Чувство мести приводит его к предательству.

Роман Евгений Онегин ”, А.С.Пушкин.

В романе «Евгений Онегин» чувство мести Онегина стало причиной ссоры, а затем дуэли и убийства Ленского. Евгений, не желая присутствовать на именинах Татьяны из-за того, что в семье Лариных был принят как жених Тани, вынужден всё же уступить уговорам Ленского. Однако Онегин мог бы проявить великодушие: поговорить с Ленским, объяснить причину своего поведения, но страх оказаться предметом насмешек не позволил ему этого сделать. Онегин принял вызов и убил друга.

Рассказ “Выстрел”, А.С.Пушкин.

В рассказе А. С. Пушкина “Выстрел” оскорблённый Сильвио мечтал убить графа на дуэли. Но он в последний момент отказывается от выстрела. Почему? «Не буду, - отвечал Сильвио, - я доволен: я видел твое смятение, твою робость, я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести» . Он удовлетворён тем, что итак чувствует своё превосходство и месть в виде выстрела ему не нужна.

Повесть Дубровский ”, А.С.Пушкин.

Повесть Пушкина “Дубровский”. Владимир.Дубровский полюбил Машу Троекурову (дочь своего врага) , и оставил мысль о мщении, хотя причины, побудившие его мстить обидчику, были очень серьезные.

/ / / Что такое месть?

Месть – действие, которое вызвано желанием ответить на обиду, оскорбление или другой вред. Человеческая натура подобна бомбе, которая готова взорваться, стоит только «поджечь фитилек». А взрывается она как раз местью. Желание отомстить возникает по-разному: у одних – внезапно, моментально, у других – через некоторое время после обиды. Так же по-разному готовятся к мести. Некоторые люди сразу же дают ответ, другие же долго стоят план действий, тщательно обдумывают его.

Тем не менее, как бы ни проявлялось желание отомстить, месть остается одним из самых страшных явлений в человеческой жизни. Мстить можно по-разному: оскорблять в ответ, ставить человека в неловкое положение, подставлять его. Самая же жестокая, бесчеловечная месть – убийство. Нередко желание дать «достойный» ответ толкает к преступлению. Зачастую желание убить появляется у человека, если кто-то серьезно обидел или даже лишил жизни кого-то из его родственников.

Серьезные психологические потрясения, вызванные потерей родных, серьезными моральными или моральными травмами лишают человека возможности рассуждать трезво. Его разум, кажется, отключается, зато сердце мгновенно наполняется злостью и жаждой ответить обидчику тем же, а то и хуже. И только отмстив, человек понимает, что он наделал. Мало кто гордится совершенным, ведь на руках остается чья-то кровь, а на совести пятна мерзких поступков.

На вопрос, что такое месть, можно найти ответ в художественной литературе. Немало писателей поднимали эту проблему, чтобы показать к чему может привести плата за обиду, как она влияет на судьбу мстящих.

Главный герой романа Ф.И. Достоевского «Преступление и наказание» студент убивает старуху-процентщицу. Его жестокий поступок – не что иное, как месть. Парень живет очень бедно, снимая на последние деньги небольшое помещение под крышей. Он получает от матери письма, в которых ему рассказывают, как семья пытается свести концы с концами. В городе парень знакомится с семьей Мармеладовых. Он узнает, что мачеха отправила Соню, дочь Мармеладова, на панель, так как другого способа заработать деньги не придумала.

Раскольников негодует, видя вокруг такую несправедливость. Его негодование постепенно перерастает в жажду мести. Парень считает, что виноваты во всем такие корыстные люди как старая процентщица. Он уверен, что ее деньгами сможет помочь сотням молодых людей. У него появляется желание убить старуху, которое постепенно возрастает. Герой совершает задуманное.

Вскоре к парню возвращается трезвый рассудок. От природы добрый, Раскольников искренне раскаивается в содеянном. Он чувствует себя отчужденным от общества. Обрести душевный покой герою помогает Соня, которая понимает мотивы его мести.

Таким образом, месть – жестокий ответ на какой-либо вред. Желание отомстить овладевает и разумом и сердцем человека. Нужно уметь контролировать себя, чтобы не запятнать руки и душу мерзкими поступками.

Месть не имеет смысла

Сочинение-рассуждение

Месть существовала издавна. Древляне отомстили князю Игорю. Княгиня Ольга отомстила древлянам за смерть мужа. Семьи Монтекки и Капулетти уже не знали, что послужило причиной их вражды, но продолжали смертельно враждовать. Жертвой этой вражды стали юные влюбленные - Ромео и Джульетта.

Цепная реакция мести является бесконечной. В мире существует много вещей, которые могут причинить смерть любимому человеку. Есть события, которые тяжело пережить. Месть - острая. Она поражает и жертву, и мстителя, связывая их навсегда, и смерть или исчезновение одного не означает прекращения страданий другого. К жажде мести невозможно приспособиться. На Востоке говорят: если ты решил мстить, лучше готовь сразу две гроба.

Следствия мести, причиненные импульсивно, в состоянии аффекта, имеют силу взрыва. Но есть и мелкая месть, взаимные «булавки», возможно остроумные, очень быстро выходят из-под контроля. Для многих людей это превращается в какой-либо спорт - правила, система ударов в ответ. Жизнь становится адом, и уже никто не разберет - кто первый начал. Победителей в этой ситуации быть не может.

В начале XX века психоаналитики установили, что потребность в мести связанная с желанием человека руководить своей жизнью. Когда это невозможно, мститель способен нанести тяжелые ранения даже самому себе - лишь бы поставить в укор человеку, которому надо отомстить. Страшная разрушительная сила мести несовместима с гуманной личностью.

Месть не имеет смысла. Но сколько же людей, как граф Монте-Кристо, строит свою жизнь на мести! Сегодня в агрессивном мире человек не может выжить без соответствующей агрессивной реакции.

Еще в библейские времена христианская религия предлагала сойти с пути мести, простить друг другу большое и малое зло и жить в согласии. Но человечество все еще идет по этому пути, живя по правилах древних времен: глаз за глаз, зуб за зуб. Следствием разрушения башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке самолетами с террористами есть новая война в Афганистане - убитые и искалеченные невиновные люди. Бесконечное зло может разрушить всю нашу планету, о которой еще Юрий Гагарин говорил: «Берегите нашу Землю, она такая маленькая!» Наверное, надо подняться высоко - в самый космос, над собой, над человечеством, чтобы увидеть Землю и ощутить то, что ощутил наш первый космонавт.

Люди должны отказаться от желания разрушать. Важно стать выше самого себя, переступить через страшные чувства и отважиться жить без зла. Надо научиться прощать. Есть даже такая наука, которая разработана психологами Нью Эйдж - наука прощения. Пусть тот, кто не знает, как это сделать, просто очень захочет этого. Начать жить снова. И быть счастливым.