Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Концерн. Экономика фирмы

Концерн. Экономика фирмы

Концерн — ϶ᴛᴏ одна из самых сложных форм объединения, поскольку содержит в себе предприятия разных отраслей промышленности, банков, транспорта, торговли и осуществляет совместную деятельность на базе добровольной централизации функций (финансовой, научно-технической, производственной, инвестиционной, внешнеэкономической)

Концерн — объединение предприятий, при кᴏᴛᴏᴩом они сохраняют ϲʙᴏю юридическую самостоятельность, но финансовый контроль и определенные функции по снабжению, производству, маркетингу предприятий взяты под единое управление.

Особенности деятельности концернов

Формально предприятия концерна сохраняют самостоятельность , фактически имеют финансовую зависимость и контролируются головной компанией (правлением концерна, председателями)

Участники концерна не могут одновременно входить в состав других концернов. Типичные современные концерны сочетают вертикальную интеграцию производства с диверсификацией, т. е. располагают полным технологическим циклом одновременно в нескольких отраслях и сферах экономики.

В России концерны создаются на базе крупных государственных предприятий и объединений. Нужно помнить, такие предприятия при вхождении в концерн утрачивают ведомственную принадлежность.

Концерны — ϶ᴛᴏ организационно-хозяйственные структуры. Благодаря крупномасштабной концентрации капитала, производственных мощностей и возможности диверсификации они обладают определенной устойчивостью к колебаниям конъюнктуры, способны выгодно перераспределять инвестиции, концентрировать их на наиболее рентабельных направлениях.

Не стоит забывать, что важный признак концернов - единство собственности входящих фирм, предприятий, банков. Участники концернов взаимозависимы по существу экономических отношений.

Важно заметить, что одной из основных функций промышленных концернов стала функция сбыта. Концерны, создавшие хорошо отлаженный сбытовой аппарат, обладают сильным преимуществом в конкурентной борьбе.

В России концерны существуют в разных формах:

  • в форме государственных акционерных отраслевых комплексов (Газпром, Нефтехим);
  • в военно-промышленном комплексе как государственно-кооперативные концерны (АНТ);
  • в виде«народных», т.е. без участия государственных структур (БУТЭК)

С развитием НТП концерны превращаются в научно-технические центры с исследовательскими лабораториями. В таких центрах научные, экспериментальные и производственные работы ведутся одновременно.

Концерны могут быть многоотраслевыми с явным основным производственным сектором экономики. Но они могут быть и диверсифицированными (изменение, разнообразие, расширение номенклатуры) с отраслевыми группировками (в сфере обращения, транспорте, банках) Такой концерн правильнее называть конгломератом.

Виды концернов

Различают следующие виды концернов:

  • вертикальные;
  • горизонтальные;
  • смешанные (конгломераты);

Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через производство до сбыта одного определённого вида продукции, например концерн Мустерман, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции.

Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива. Важно знать, что большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 60-х, с типично перемежающимися спадами и подъёмами. Это позволило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на заёмы в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё большие кредиты и использовать финансовые рычаги, таким образам создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский Дженерал Электрик, немецкий Сименс, японская Мицубиси.

В русском языке слово концерн чаще всего применяется по отношению к мультинациональным финансово-промышленным группам Европы, например Сименс, ThyssenKrupp, Фольксваген, Drager. Тогда как по отношению к американским образованиям обычно употребляется термин «группа корпораций», «финансовая группа» или ФПГ.

Деятельность концерна может распространяться на одну подотрасль или отрасль экономики. В него могут входить предприятия одной или нескольких отраслей. Лишь немногие наиболее крупные концерны охватывают всю отрасль (например, в Германии концерн Siemens — электротехническую промышленность) Концерны действуют в тех отраслях экономики, где развито крупное и массовое производство, применяются высокие технологии. Чаще всего ϶ᴛᴏ черная и цветная металлургия и сталелитейная промышленность, машиностроение и автомобилестроение, химическая и электротехническая индустрия.

Концерн подчинения и координации

С позиции системы участия в капитале можно выделить два вида концернов:

  • концерн подчинения , организованный в виде материнской и дочерних компаний;
  • концерн координации , состоящий из сестринских обществ, т.е. созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями. Отметим, что тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном политику, и в то же время он остается под единым руководством.

Концерн подчинения создаетсятрадиционно для объединения производств по технологической цепочке, а концерн координации — в целях интеграции финансовой деятельности или научно-технической политики, согласованного производственного развития компаний, кадровой политики и т.п. Концерн координации, включая порой слабо связанные технологически предприятия, по ϲʙᴏей сути становится близок такой форме интеграции компаний, как конгломерат.

Концерны, имеющие иностранные дочерние отделения, представляют собой международные концерны . Причем капиталовложения международных концернов могут быть как транснациональными, так и трансконтинентальными.

Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более компаний, включая производственные, научно-исследовательские, финансовые, сбытовые и другие фирмы.

К примеру, General Motors объединяет 126 заводов в США, 13 в Канаде, производственные и сбытовые подразделения в 36 странах мира. Продукция концерна реализуется через собственные сбытовые сети и сети дилеров, составляющие более 15 тыс. фирм.

Концерн – наиболее сложный вид объединения с особой структурой. Он объединяет в себе субъекты самых разных организационных форм: промышленные предприятия, банковские учреждения, транспортные компании, торговые предприятия. Объединение происходит добровольно. Происходит централизация функций субъектов. Концерн предполагает совместную инвестиционную, техническую и прочие формы деятельности. Каждый субъект, входящий в концерн, считается самостоятельным. Одновременно с этим организуется единое управление различными функциями.

Нюансы деятельности концернов

Юридически все субъекты, включенные в концерн, считаются самостоятельными. Однако фактически они взаимозависимы. Все субъекты контролируются одним центральным органом. Субъект может входить только в один концерн. Предприятия не могут принимать участие сразу в нескольких концернах. Концерны подразумевают интеграцию производства с диверсификацией. Интеграция отличается вертикальной формой. То есть объединение владеет полноценным технологическим циклом. Он включает в себя процессы в нескольких сферах.

Происходит централизация капитала, производственных мощностей. Одновременно с этим сохраняются возможности диверсификации. Все это обуславливает следующие преимущества:

  • Стойкость к изменениям конъюнктуры.
  • Эффективное перераспределение инвестиций.
  • Концентрация усилий на наиболее выгодных направлениях.
  • Налаженный аппарат сбыта, что обуславливает конкурентное преимущество.

Базовая характеристика концерна – единое имущество. То есть имущество субъектов становится общей собственностью объединения. Взаимная зависимость наблюдается также и в экономическом смысле. Базовая функция объединений – это налаживание сбыта.

Цели образования концернов

Концерн может быть образован в следующих целях:

  • Уменьшение сезонных колебаний, а также рисков.
  • Перемещение средств из менее прибыльных отраслей в более прибыльные.
  • Проведение капиталовложения в том случае, если объединение располагает крупными ликвидными средствами.

По сути, формирование концерна позволяет создать империю с полным циклом производства.

К СВЕДЕНИЮ! Среди преимуществ концерна можно отметить повышенный уровень кооперирования, возможность влиять на поставщиков, улучшение имиджа, уменьшение себестоимости продукции. Среди минусов объединения следует отметить ограниченную самостоятельных субъектов.

Разновидности концернов

Рассмотрим формы концернов, наиболее популярные в РФ:

  • Государственные отраслевые объединения (к примеру, Газпром).
  • Государственные-кооперативные (распространены в военно-промышленной отрасли).
  • Без вмешательства государственных объединений.

Объединение субъектов обеспечивает увеличение ресурсов. Часто концерн расширяется до создания собственных исследовательских лабораторий. Объединения подразделяются на данные типы:

  • Вертикальные. Это объединения субъектов, в результате которых формируется полный производственный цикл. То есть конгломерат занимается всем: от взаимодействия с поставщиками сырья до реализации товара.
  • Горизонтальные. Представляют собой объединения субъектов с одним направлением деятельности, но с разной целевой аудиторией. К примеру, это могут быть изготовители мягких игрушек различной ценовой категории.
  • Конгломерат. Предполагает объединение смешанного типа.

В концерн могут входить субъекты одной или нескольких сфер. Крупнейшие объединения распространяются на всю отрасль. Как правило, концерны образуются в тех отраслях, в которых имеется массовое производство. Это может быть машиностроение, строительство, авто.

К СВЕДЕНИЮ! Часто создаются транснациональные концерны. Они предполагают работу в нескольких государствах. Нужно это для извлечения выгоды от разных налоговых ставок в различных странах. Наибольшая прибыль остается там, где налогообложение наиболее щадящее.

Особенности конгломератов

Конгломерат – объединение смешанного типа, которое имеет смысл рассмотреть в особом порядке. Это объединение разнородных субъектов, при котором не образуется . В Америке конгломератом именуются концерны, образованные в сжатые сроки путем поглощения большого числа самостоятельных компаний. Рассмотрим основные особенности конгломератов:

  • Субъекты объединяются, но при этом они не имеют производственной общности.
  • Субъекты сохраняют самостоятельность, но при этом они зависимы от центральной компании.
  • Наблюдается децентрализация. Различные субъекты обладают разной степенью свободы.
  • Центральный инструмент управления – финансово-экономический.

Специфика и структура конгломератов зависят от конкретного государства. Рассмотрим цели образования таких объединений:

  • Образование синергетического эффекта.
  • Формирование расширенной экономической основы.
  • Возможность приобретать товар у поставщиков по льготным ценам.
  • Создание имиджа.

Создавать конгломерат имеет смысл в том случае, если приоритетом является доступ к инновациям.

Способы создания концерна

Создать концерн можно различными путями. Рассмотрим основные способы:

  • Заключение соответствующего договора между всеми субъектами. При этом не покупаются и не обмениваются капиталы организации.
  • Покупка нескольких пакетов акций других организаций.
  • Формирование управленческого холдинга, основная функция которого – управление субъектами, входящими в концерн. Холдинг владеет пакетами акций, однако производством он не занимается. Для образования холдинга субъектам требуется внести пакеты акций в новое объединение.

Концерн может быть сформирован путем поглощения нескольких фирм.

Управление концерном

Концерн – это сложнейшая структура, а потому управление ей должно быть правильно организованным. Рассмотрим его главные особенности:

  • Жесткая форма интеграции организации.
  • Объединение субъектов производственного типа.
  • Подчинение юридически самостоятельных субъектов центральному органу.
  • Централизованное экономическое управление.
  • Центральным субъектом является компания, которая держит контрольный пакет акций зависимых компаний.
  • Ответственность за управление может быть возложена на правление, сообщество председателей.

Материнская компания контролирует все аспекты деятельности субъектов, входящих в объединение. Это позволяет согласовать работу для быстрого достижения поставленных целей.

Налогообложение концернов

С точки зрения законодательства, концерн не является самостоятельным субъектом. Связано это с тем, что объединение не может считаться юридическим лицом. Следовательно, каждый субъект, входящий в концерн, считается самостоятельным участником налоговых отношений. Каждая компания начисляет и выплачивает налог в отдельном порядке. Взаимосвязи между налоговыми объектами нет.

Субъекты не обязаны отвечать за задолженности по налогам других компаний, с которыми они объединены. Данное правило установлено частью 2 статьи 105 ГК РФ. Однако есть исключения. Если задолженность по налогам образовалась позднее 3 месяцев назад, в суде налоговый орган можно предъявить соответствующие претензии дочерним организациям. Однако возможно это только в том случае, если на счет материнской компании поступают средства от деятельности дочерних организаций.

Раздел 1. Характеристика концерна

Раздел 2. Концерн Hubert Burda Media

Раздел 3. Концерн "Сименс"

Раздел 4. Концерн Мицубиси

Концерн - это означает форму объединения и фирм.

Концерн - это добровольное объединение , осуществляющее совместную деятельность на основе централизации функций научно-технического и производственного развития, а также инвестиционной, финансовой и внешнеэкономической деятельности, компании хозрасчетного обслуживания предприятий.

Концерн — это финансово-промышленная группа компаний, преимущественно на территории немецко говорящих стран Европы и в странах Прибалтики.

Характеристика концерна

В отличие от конгломерата Концерн характеризуется единством собственности и контроля, наличием технологических и производственных связей между предприятиями-участниками, меньшей диверсификацией. Часто такая группа предприятий объединяется вокруг сильного головного предприятия (холдинга, материнской организации ), которое держит в своих руках акции этих предприятий.

Номинально входящие в Концерн предприятия, производящие отдельные товары, расположенные в разных регионах, сохраняют хозяйственную самостоятельность, остаются юр. лицами, являясь дочерними компаниями, филиалами головной фирмы . Концерн имеет общие финансовые ресурсы для развития, единый научно-технический потенциал и устойчивые кооперативные связи между входящими в его состав организациями.

Концерны могут быть отраслевыми и межотраслевыми, объединяют предприятия разной специализации, находящиеся в устойчивых кооперированных связях. Фактически в рамках концернов наблюдается высокая степень централизации управления и хозяйственного подчинения, особенно в области управления финансами, инвестициями. Международные концерны известны под названием транснациональных концернов.

Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и друпреимуществом

Термин «Концерн» был заимствован из немецкого языка и неразрывно связан с историей развития экономики Республики Германии и особенностями немецкого законодательства. Однако ошибочно думать, что именно там появились первые концерны. Считается, что первый Концерн в мире и прообраз будущих конгломератов создал во Флоренции Косимо Медичи.

Группа его компаний ещё в конце XIII — начале XIV века имела представительства, в том числе в Исландии и в Африке, отправляла сотрудников и транспортировала товары из Азии по Великому шёлковому пути, включала в себя банки и торговые дома. Само понятие концерна возникло только через несколько сотен лет. Сначала возникли похожие на современные биржи (хотя прообразы существовали с 1351 г в Венеции, первая биржа открылась в Амстердаме в 1602), потом с развитием индустриализации активизировалась банковская деятельность, и частные предприятия стали объединятся в группы, концерны и конгломераты.


Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и смешанные концерны (также называемые конгломераты). Например, Концерн Мустерман, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции. Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие компании с различной клиентурой, например объединение предприятий пивоварен с различными сортами пива.


Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 60-х, с типично перемежающимися спадами и подъёмами. Это позволило конгломератам скупать организации по заниженным ценам на заём в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё большие займы и использовать финансовые рычаги, таким образам создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский Дженерал Электрик, немецкий Сименс, японская Мицубиси.

В русском языке слово Концерн чаще всего применяется по отношению к мульти национальным финансово-промышленным группам Европы , например Сименс, ThyssenKrupp, фольксваген, Drдger. Тогда как по отношению к американским образованиям обычно употребляется термин «группа корпораций», «финансовая группа» или ФПГ.

Объединяться в Концерн могут промышленные предприятия, торговые предприятия и компании, транспортные предприятия, финансовые и научно-исследовательские организации.

Объединение предприятий в Концерн предполагает наличие общей (единой) собственности, единый , единые интересы, договора, наличие производственно-технологических связей между всеми участниками концерна.

Концерн подвержен меньшей диверсификации и отличается от конгломерата единством собственности и контроля.

На практике объединение предприятий в Концерн происходит вокруг крупного предприятия, чаще всего головного или материнского предприятия.

Головное держит у себя акции всех участников концерна. Дочерние предприятия концерна могут территориально располагаться в разных частях страны и за рубежом, иметь хозяйственную самостоятельность, оставаться юрлицами .

Головное предприятие концентрирует управление и хозяйственное подчинение в своих руках, поэтому члены концерна не могут входить в состав других концернов.

Концерны бывают национальными и мульти национальными.

Концерн (Сoncer) - это

Концерн Hubert Burda Media

Hubert Burda Media — это международный издательский Концерн, представительства которого находятся в Федеративной Республики Германии , Центральной и Восточной Европе, Российской Федерации и Азии . На территории Федеративной Республики Германии (ФРГ) наряду с штаб-квартирой в Оффенбурге предприятие имеет представительства в Мюнхене, Берлине и Гамбурге. На сегодняшний день сфера деятельности концерна — это выпуск 262 журналов в Республики Германии и других странах, доли в многочисленных интернет проектах и радиостанциях, ТВ-проекты и директор-маркетинг. Кроме того, Концерн Hubert Burda Media задает высокую планку и в таких областях, как Digital Business и Digital Lifestyle.


75 журнала концерна издаются в Федеративной Республики Германии: Bunte, Freundin, Frau im Trend и т. д. Кроме того, Концерн выпускает такие известные международные журнальные бренды, как Elle (), InStyle (Германия), Playboy (Россия, Германия) и другие. Из собственных брендов (а большинство изданий Hubert Burda Media — собственные) достаточно привести в пример знаменитые журналы Lisa, Focus и Bunte. За последние пять лет число журналов, издаваемых за пределами Федеративной Республики Германии (ФРГ), увеличилось в два раза: 188 журналов выпускаются дочерними компаниями Burda Eastern Europe, Burda holding International, Medien Park International и Vogel Burda holding . Концерну Hubert Burda Media принадлежат также типографии в Оффенбурге, французском городе Вье-Танн и в столице Словакии Братиславе. На предприятиях Hubert Burda Media работает более 7 900 сотрудников.

Издатель Хуберт Бурда Hubert Burda Media, семейное предприятие с более чем столетней историей, сочетает традиции и новации в бизнесе. Сегодня Hubert Burda Media — это одно из крупнейших издательств в Республики Германии и всемирно известный медиа Концерн.

Доктор Хуберт Бурда начал работу в издательстве в шестидесятых годах прошлого века. После смерти своего отца он в конце 1986 года принял руководство издательством, выпускавшим в то время 15 журналов, и типографией. Хуберт Бурда заложил основные вехи развития немецкого медиа ландшафта: общественно-политический журнал Focus, женский еженедельник Lisa и издания под его брендом, журнал о звездах Bunte — это всего лишь несколько примеров успешных проектов издательства. История успеха концерна началась в Оффенбурге, городе на юго-западе Федеративной Республики Германии, с типографии, на которой вначале работало всего три человека. империи Франц Бурда издавал свои первые журналы еще во времена императора Вильгельма II. Его сын, Франц Бурда, стал его преемником и, обнаружив в себе издательский талант, начал расширять предприятие.

Особую роль в успехе издательского предприятия Франца Бурды II сыграла его жена Анна Магдалене Леммингер, известная всему миру как Энне Бурда. Более 50 лет она выпускала издания, посвященные моде. Сегодня журнал Burda выпускается на 16 языках в 90 странах мира.

Концерн (Сoncer) - это

Концерн "Сименс"

Концерн "Сименс" с местонахождением в Берлине и Мюнхене принадлежит к числу крупнейших в мире производителей бытовой техники и электроники, занимает лидирующие позиции на рынке .


Около 475 000 сотрудников концерна занимаются разработкой, проектированием и изготовлением оборудования и систем, а также оказанием высококачественных услуг. Основанное более 160 лет назад предприятие в настоящий момент осуществляет свою деятельность в 190 странах, оказывая своим клиентам поддержку в решении экономических и технических задач своими новаторскими технологиями и эксклюзивными ноу-хау. Деятельность концерна охватывает такие области, как автоматизация и контроль, энергетика, транспорт, медицина, информатика, коммуникация и освещение.

В настоящее время в 11 различных структурных подразделениях концерна "Сименс" установлены более 9 600 радиаторов компании "КЕРМИ".


Концерн (Сoncer) - это

Концерн Мицубиси

У любителей и знатоков автомобилей имя Mitsubishi (Мицубиси) рождает однозначную ассоциацию с автомобилями - мощными, маневренными, скоростными. У других эта японская марка вызывает образы надёжных, спортивных и в то же время комфортных и безопасных легковых автомобилей ; третьи, в силу специфики профессии, отлично осведомлены о редком качестве грузовиков и другой специальной техники от этого производителя. Но мало кто знает, что, сложись история немного иначе, и транспорт, отмеченный маркой Mitsubishi, мог бы никогда не коснуться колёсами шероховатого асфальта автомобильной трассы, покоряя вместо этого просторы морей и океанов.


Считается, что организация Мицубиси была основана в конце 19 века Ятаро Ивасаки, но мало кто знает, что у истоков известного на весь мир концерна стоит человек-легенда - Сакамото Рёма.

В 1864 году Сакамото Рёма создаёт торговый картель «Камэяма», чьим официальным занятием является транспортировка различного вида товаров и продовольствия морем. А «неофициальной» (зачем и создавался) являлась оружия “патриотам” Тёсю. Изначально картель «Камэяма» спонсировался ханом Сацума (собственно союз Сацумы и Тёсю, который и «завалил» в итоге бакуфу и есть важнейшая заслуга Рёмы, человека, изменившего историю страны). Позже, когда «Камэяма» трансформировалась в «Кайентай», официальным покровителем или управляющей стороной стал хан Тоса (ибо Сацума к тому времени была объявлена мятежной провинцией).

К сожалению, «Кайентай» не просуществуй долго - всего 3 года (1865 -1868 гг.), т.к. в 1867 г. Рёма был убит.

C потерей главного вдохновителя, «Кайентай» начал было распадаться.

Но тут на горизонте очень вовремя объявились Ятаро Ивасаки и его друг самурай Мунэмицу Муцу, который впоследствии станет яркой фигурой высокой политики.

Мунэмицу Муцу станет министром иностранных дел, одной из самых ярких и уважаемых личностей в политической истории Японии, чьи деяния чтятся до сих пор (очень яростно защищал интересы Японии в противоборстве с западом, который всячески пытался ущемить молодую Реставрацию).

Именно эти два человека окажут ключевое влияние на возрождение картеля, а Ятаро Ивасаки встанет у руля новой организации, которой он даст имя “Мицубиси” и символ в виде своего родового мона - три листа хиси и дубовые листья клана Тоса.

Сфера интересов фирмы, управляемой Ятаро Ивасаки, помимо судостроения, охватывала металлургию, нефтепереработку, лёгкую , страхование, торговлю недвижимым имуществом и даже производство пива.

Дальнейшая история концерна во многом обусловлена политикой Японии первой половины ХХ века, основой которой была военная мощь, обеспечиваемая самурайскими дзайбацу. Концерну Mitsubishi, таким образом, была уготована роль обеспечения боеготовности японской армии. А в 1917 году выпустила первую модель автомобиля, который позже занял своё место в рядах ценных экспонатов на выставке японской промышленности.

В силу малой востребованности легковых автомобилей , из транспортных цехов концерна Mitsubishi в начале ХХ столетия выходили преимущественно автобусы и грузовики. Надёжные большегрузные машины, которые были запущены в производство в 1923 году, не только эффективно решали актуальные на тот транспортные задачи Императорской армии, но и сыграли значительную роль в восстановлении Токио после разрушительного землетрясения 1923 года. Однако, несмотря на директивы правительства, заставляющие работать Концерн на военную машину, 30-е годы вошли в историю организации Mitsubishi как эпоха ярких промышленных изобретений, ибо никакая политика не способна затормозить новаторство и прогресс. В этот период талантливыми конструкторами концерна были созданы новые двигатели, в числе который были революционные по своей конструкции дизели, выпущены в производство мощные автобусы и полно приводные грузовики и т.д. Все эти достижения вывели организацию на самую вершину успеха, обеспечив ей лидерские позиции среди крупнейших корпораций Японии.

Вторая мировая для Мицубиси стала испытанием, в котором Концерн проявил себя с лучшей стороны, занимаясь не только поставками и обеспечением, но и изобретением и производством боевой техники. Открытое в 1920 году авиационное подразделение фирмы успешно наладило выпуск самолётов-разведчиков, тяжёлых и средних бомбардировщиков, но, наверное, самое известное изделие «Мицубиси юкогэ кабусикигайся» - истребитель А6М “Зеро”, ставший визитной карточкой Императорских ВВС времён Второй мировой войны .

Окончание войны ознаменовало не самые лучшие времена для Мицубиси - половина акций была продана частным инвесторам, что означало потерю контроля клана Ивасаки над организацией. Беда, как известно, не приходит одна, и вскоре мощному концерну предстояло быть разбитым на несколько десятков независимых компаний - такова была политика американских оккупационных властей, пытавшихся таким образом предотвратить восстановление военной мощи Страны восходящего солнца. Через несколько лет эта же участь постигла и Mitsubishi Heavy Industry. Объединявшая под своими знаменами всю группу тяжелой промышленности, она была разделена на три региональные автомобилестроительные группы. Но жизнь продолжалась, а условия послевоенной разрухи с вечной нехваткой топлива диктовали особые требования к выпускаемым автомобилям, поэтому Мицубиси налаживает производство надёжных и экономичных трёхколесных грузовичков «Мидзусима», а также недорогих мотороллеров, троллейбусов и автобусов, работающих на альтернативном топливе.

Свежий ветер, несущие перемены, подул с окончанием оккупационной политики, когда несколько звеньев прежнего концерна вновь слились в единое целое, образовав Mitsubishi corporation . Организация начинает выпуск новых моделей грузового и пассажирского транспорта, осуществляет первые экспортные поставки, а начало 60-х годов, когда зацвела пышным цветом, и уровень доходов населения существенно возрос, стало новой эрой в истории знаменитой организации. Мицубиси со свойственным ей энтузиазмом принимается за производство начавших пользоваться спросом легковых автомобилей: Mitsubishi 500, Minica, Colt 600, Debonair и др. А спортивные модели выпускаемых Mitsubishi автомобилей приносят фирмы шумный успех, занимая первые места на самых престижных авторалли, в том числе «Париж - Дакар».

К концу 60-х годов организации была столь безупречна, а производство автомобилей настолько масштабно, что была создана Mitsubishi Motors corporation, объединившая воедино все связанное с автомобилями производство. С конвейеров предприятия сходят все новые и новые модели, в том числе знаменитый внедорожник Pajero (Montero на рынке Америки и Испании), а список спортивных достижений без устали пополняется новыми победами и титулами автомобилей Mitsubishi; да и печатные автомобильные издания щедро награждают выпускаемые корпорацией модели почётными званиями и регалиями. Не останавливается движение и в сфере научных разработок - в период охватившего мир нефтяного кризиса организация создает технологию бесшумного вала, лицензию на применение которого приобретают авторитетные гиганты Volvo и . Неудивительно, что Концерн Mitsubishi получает заслуженное мировое признание, снискав славу и всему японскому автомобилестроению в целом.

Казалось, что эта удачливая автомобильная корпорация достигла вершины роста, но Mitsubishi продолжает расширять свою деятельность, выходя на мировой , учреждая фирмы в других странах и континентах, выступая в качестве официального поставщика автомобилей для Олимпийских игр и других спортивных состязаний. Сегодня марка Mitsubishi известна даже в самом отдаленном уголке планеты, а быстрота и надежность этих признанных лидеров среди автомобилей подтверждена массой заслуженных призов.

Выросшая из огропоставщикантузиазма и веры одного человека, закупившего нескольких колёсных пароходов, возящих рис и винтовки для сторонников Реставрации, сегодня фирма Мицубиси является крупнейшим мировым концерном или кэйрэцу, огромной семьёй, в состав которой входят такие организации, как:

The Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ, Ltd.

Kirin Brewery Co., Ltd.

Meiji Yasuda Life Insurance Company

Mitsubishi Aircraft corporation

Mitsubishi Electric corporation

Mitsubishi Estate Co.

Mitsubishi Heavy Industries, Ltd.

Mitsubishi logistics corporation

Mitsubishi Motors

Mitsubishi Paper Mills, Ltd.

Mitsubishi Plastics, Inc.

Mitsubishi Rayon Co., Ltd.

Mitsubishi Research Institute, Inc.

Mitsubishi Shindoh Co., Ltd.

Mitsubishi Steel Mfg. Co., Ltd.

Mitsubishi UFJ confiding propert and Banking corporation (part of Mitsubishi UFJ Financial Group)

Mitsubishi UFJ negotiable paper

Nikon corporation

Nippon Oil corporation

NYK Line (Nippon Yusen Kabushiki Kaisha)

P.S. Mitsubishi Construction Co., Ltd.

Tokio Marine & Nichido Fire Insurance Co., Ltd.

Концерн (Сoncer) - это

Самые большие производители автомобилей в мире устроили настоящую гонку ноздря в ноздрю.

Известный институт исследования рынка IHS Automotive добавил к нему перспективы компаний до 2015 года.

Концерн Toyota в 2009 году был №1 в мировом рейтинге автопроизводителей. Тойота продала 7,4 миллиона легковых и легких коммерческих автомобилей весом до 3,5 тонн. Известный институт исследования рынка IHS Automotive прогнозирует, что к 2015 году Тойота увеличит количество выпускаемых автомобилей до 10,2 миллионов.

В 2009 году Концерн VW стал номером 2. Количество произведенных легковых и коммерческих автомобилей весом до 3,5 тонн составило 6,4 млн. штук. Концерн из Вольфсбурга (Wolfsburg) собирается значительно сократить разрыв до лидера: ожидаемые продажи в год прогнозируются на уровне 9,1 миллиона автомобилей. До 2018 года фольксваген намеревается стать фирмой №1 в мире. При этом еще не учитывали партнера Suzuki - посчитали только 9 марок из 7 европейских стран: Volkswagen, Audi, Seat, Škoda, VW Nutzfahrzeuge, Bentley, Bugatti, Lamborghini и Scania. Porsche будут учитывать в общей статистике с 2011 года.

Мировой лидер, Концерн General Motors усиленными темпами проводит свое финансовое оздоровление и стремится к успеху. Согласно прогнозам IHS количество продаж увеличится с 6,1 до 8,6 млн. к 2015 году. Таким образом, американский Концерн есть и останется в ближайшем будущем на 3-м месте.


Концерн (Сoncer) - это

Hyundai вместе с дочерней организацией Kia считается самой агрессивной и быстро растущей автомобильной маркой в мире. Согласно данным IHS Automotive нынешний №4 увеличит в ближайшее время свой сбыт с 5,0 до 6,3 млн. Автомобилей в год.


Ford - 2-й по величине американский производитель из "большой тройки". В 2009 году Концерн занял 5-е место, за предстоящие 5 лет объем его производства вырастет до 6,1 млн. Автомобилей. Не последнюю роль в этом сыграет и выздоровление американского рынка, который в настоящее время является вторым в мире после китайского.


Honda - 2-й по величине японский автопроизводитель. В мировом рейтинге за 2009 год организация заняла 6-е место с количеством 3,4 млн. Автомобилей. К 2015 году ожидается рост до уровня 5,2 млн.


Французский Концерн PSA занял 7-е место, продав в 2009 году 3,2 млн. Автомобилей марки Citroen и Peugeot. Предполагается рост до 4,1 млн.

Nissan продал в 2009 году около 3,1 млн. Автомобилей без учета его стратегического партнера - фирмы Renault. Это позволило Ниссан занять почетное 8-е место в мировом рейтинге. До 2015 количество Ниссанов увеличится до 4,9 млн. в год

Концерн (Сoncer) - это

Итальянский Концерн Fiat продал в 2009 году 2,4 млн. легковых автомобилей и занял в рейтинге 9-ю позицию. Шеф концерна Сергио Марчионе (Sergio Marchionne) уже сейчас охотно включает в итоги проданные автомобили Chrysler, хотя по-честному итальянской организации принадлежат только 20% американского концерна. По осторожным прогнозам IHS Automotive самостоятельно к 2015 году Фиат сможет выйти на цифру около 3 млн. штук.

10-е место


Концерн — это одна из самых сложных форм объединения, поскольку включает в себя предприятия разных отраслей промышленности, банков, транспорта, торговли и осуществляет совместную деятельность на основе добровольной централизации функций (финансовой, научно-технической, производственной, инвестиционной, внешнеэкономической).

Концерн — объединение предприятий, при котором они сохраняют свою юридическую самостоятельность, но финансовый контроль и определенные функции по снабжению, производству, маркетингу предприятий взяты под единое управление.

Особенности деятельности концернов

Формально предприятия концерна сохраняют самостоятельность , фактически имеют финансовую зависимость и контролируются головной компанией (правлением концерна, председателями).

Участники концерна не могут одновременно входить в состав других концернов. Типичные современные концерны сочетают вертикальную интеграцию производства с диверсификацией, т. е. располагают полным технологическим циклом одновременно в нескольких отраслях и сферах экономики.

В России концерны создаются на базе крупных государственных предприятий и объединений. Такие предприятия при вхождении в концерн утрачивают ведомственную принадлежность.

Концерны — это организационно-хозяйственные структуры. Благодаря крупномасштабной концентрации капитала, и возможности диверсификации они обладают определенной устойчивостью к колебаниям , способны выгодно перераспределять инвестиции, концентрировать их на наиболее рентабельных направлениях.

Важный признак концернов - единство собственности входящих фирм, предприятий, банков. Участники концернов взаимозависимы по существу экономических отношений.

Одной из основных функций промышленных концернов стала функция сбыта. Концерны, создавшие хорошо отлаженный сбытовой аппарат, обладают сильным преимуществом в конкурентной борьбе.

В России концерны существуют в разных формах:

  • в форме государственных акционерных отраслевых комплексов (Газпром, Нефтехим);
  • в военно-промышленном комплексе как государственно-кооперативные концерны (АНТ);
  • в виде«народных», т.е. без участия государственных структур (БУТЭК).

С развитием НТП концерны превращаются в научно-технические центры с исследовательскими лабораториями. В таких центрах научные, экспериментальные и производственные работы ведутся одновременно.

Концерны могут быть многоотраслевыми с явным основным производственным сектором экономики. Но они могут быть и диверсифицированными (изменение, разнообразие, расширение номенклатуры) с отраслевыми группировками (в сфере обращения, транспорте, банках). Такой концерн правильнее называть конгломератом.

Виды концернов

Различают следующие виды концернов:

  • вертикальные;
  • горизонтальные;
  • смешанные ();

Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через производство до сбыта одного определённого вида продукции, например концерн Мустерман, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции.

Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива. Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 60-х, с типично перемежающимися спадами и подъёмами. Это позволило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на заёмы в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё большие кредиты и использовать финансовые рычаги, таким образам создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский Дженерал Электрик, немецкий Сименс, японская Мицубиси.

В русском языке слово концерн чаще всего применяется по отношению к мультинациональным финансово-промышленным группам Европы, например Сименс, ThyssenKrupp, Фольксваген, Drager. Тогда как по отношению к американским образованиям обычно употребляется термин «группа корпораций», «финансовая группа» или .

Деятельность концерна может распространяться на одну подотрасль или отрасль экономики. В него могут входить предприятия одной или нескольких отраслей. Лишь немногие наиболее крупные концерны охватывают всю отрасль (например, в Германии концерн Siemens — электротехническую промышленность). Концерны действуют в тех отраслях экономики, где развито крупное и массовое производство, применяются высокие технологии. Чаще всего это и цветная металлургия и сталелитейная промышленность, машиностроение и автомобилестроение, химическая и электротехническая индустрия.

Концерн подчинения и координации

С точки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида концернов:

  • концерн подчинения , организованный в виде материнской и дочерних компаний;
  • концерн координации , состоящий из сестринских обществ, т.е. созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями. Тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном политику, и в то же время он остается под единым руководством.

Концерн подчинения создается, как правило, для объединения производств по технологической цепочке, а концерн координации — в целях интеграции финансовой деятельности или научно-технической политики, согласованного производственного развития компаний, кадровой политики и т.п. Концерн координации, включая порой слабо связанные технологически предприятия, по своей сути становится близок такой форме интеграции компаний, как конгломерат.

Концерны, имеющие иностранные дочерние отделения, представляют собой международные концерны . Причем капиталовложения международных концернов могут быть как транснациональными, так и трансконтинентальными.

Крупные концерны объединяют от 10 до 100 и более компаний, включая производственные, научно-исследовательские, финансовые, сбытовые и другие фирмы.

Например, General Motors объединяет 126 заводов в США, 13 в Канаде, производственные и сбытовые подразделения в 36 странах мира. Продукция концерна реализуется через собственные сбытовые сети и сети дилеров, составляющие более 15 тыс. фирм.

Слово «концерн» мы слышим очень и очень часто. В пример можно привести такие концерны, как «Калина», «Бабаевский», «Сименс», «Фольксваген». Но что означает это слово большинству из нас совершенно непонятно. Слово «концерн» произошло от английского «cocern». Слово это обозначает только одно – особую форму объединения нескольких предприятий и фирм. В концерн могут объединяться промышленные и торговые предприятия, транспортные, финансовые и научно-исследовательские фирмы. Проще говоря, концерн – это объединение нескольких фирм в одно целое.

Концерны не возникают ниоткуда. Они должны быть объединены вокруг самого большого, главного, «материнского» предприятия. Это предприятие контролирует действия своих «дочерей» и «сыновей», и держит у себя все контрольные пакеты акций мелких предприятий концерна. но в тоже самое время эти более мелкие предприятия имеют со своим головным офисом очень сильную связь. При этом все производственные вопросы решаются на общих собраниях.

В концерне нет такого – раз головное предприятие так решило, значит, все её дочерние «детки» должны точно выполнять полученные инструкции. Нет. В концерне все вопросы решаются сообща. При этом дочерние предприятия любого концерна могут располагаться не только на территории страны, на которой располагается головное предприятие, но и за рубежом. При этом дочернее предприятие может иметь свою, независимую, хозяйственную часть, и иметь своего директора предприятия.

Однако члены одного концерна не могут входить в другие концерны. И это правило должно соблюдаться на каждом предприятии и в каждом концерне.

Чаще всего концерном управляет один человек и называют его магнат. Но иногда бывает и так, что огромным концерном управляет не один человек, а целая группа лиц. Называются они руководящим органом концерна.

Не стоит думать, что концерны появились только в прошлом веке. На самом деле первый и самый известный промышленный концерн создал во Флоренции Козимо Медичи. Произошло это в 13 веке. Группа компаний этого человека имела свои дочерние предприятия в Африке и Исландии. А занимался этот концерн тем, что провозил грузы по Великому шёлковому пути.

А вот само слово «концерн» появилось намного позже. Первый концерн – биржа открылся в Амстердаме в 1602 году и с тех пор популярность этого объединения предприятий не спадала.

Концерны бывают трёх видов – горизонтальные, вертикальные и смешанные, которые иногда называют конгломераты. Вертикальный концерн контролирует всё – начиная от закупки материала для своего производства и кончая выпуском своего товара на рынок. В пример можно привести концерн «Фольксваген».

Горизонтальные концерны специализируются только на производстве одного и того же изделия или стадиях производства. В пример можно привести пивоваренный концерн, который выпускает только одну и ту же продукцию без каких-либо модификаций и изменений.

А конгломераты или смешанные концерны появились после того, как одно большое предприятие скупило целую массу маленьких и слабых фирм и перепрофилировало их под свои нужды. В пример можно привести Дженерал Электрик или Мицубиси.