Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Классицизм. Основные принципы

Классицизм. Основные принципы

Классицизм - художественный стиль речи и эстетическое направление в художественной литературе XVII-XVIII века, сформировавшийся во Франции в XVII веке, одной из важных черт которого являлось обращение к образам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622—1673).

Буало прославился на всю Европу как «законодатель Парнаса», крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство ». Под его влиянием в Великобритании находились поэты Джон Драйден и Александр Поуп, сделавшие основной формой английской поэзии александрины. Для английской прозы эпохи классицизма (Аддисон, Свифт) также характерен латинизированный синтаксис.

Художественные принципы классицизма

Важнейшие черты классицизма:

  1. Герои четко делятся на положительных и отрицательных.
  2. Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня - герой-любовник, второй любовник.
  3. Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.

Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров:

  1. «Высокие» жанры - трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картина.
  2. «Низкие» жанры - комедия, сатира, басня, жанровая картина. (Исключением является лучшие комедии Мольера, они были приписаны к «высоким» жанрам).

Представители классицизма придавали огромное значение воспитательной функции искусства, стремясь в своих произведениях создавать образы героев, достойный подражания: стойких перед жесткостью судьбы и превратностями бытия, руководствующихся в своих поступках долгом и разумом. Литература создавала образ нового человека уверенного, что жить нужно для пользы общества, быть гражданином и патриотом. Герой проникает в тайны мироздания, становиться активной творческой натурой, такие литературные произведения превращаются в учебник жизни. Литература ставила и решала наболевшие вопросы своего времени, помогала читателям разобраться, как жить. Создав новых героев, разнообразных по характеру, представляющих разные сословия, писатели классицизма дали возможность последующим поколением узнать, как жили люди XVIII века, что их волновало, что они чувствовали.

Классицизму как художественному направлению свойственны свои черты, свои принципы.

Культ, господство разума как высшего критерия истины и красоты, подчинение личных интересов высоким идеям гражданского долга, государственным законам. Философской основой классицизма стал рационализм (от лат. - разум, рассудочность, целесообразность, разумная обоснованность всего, гармония Вселенной, обусловленная ее духовным началом), основоположником которого был Р. Декарт.

Обличение с позиций государственности и просветительства невежества, эгоизма, деспотизма феодальных порядков; прославление монархии, разумно управляющей народом, заботящейся о просвещении; утверждение человеческого достоинства, гражданского и морального долга.

Иначе говоря, классицизм формулировал цель литературы как воздействие на разум для исправления пороков и воспитания добродетели, и в этом четко выражалась авторская позиция (например, Корнель славит героев, защищающих государство, абсолютного монарха; Ломоносов славит Петра Первого как идеального монарха).

Герои произведений классицизма, главным образом трагедий, были «высокие»: цари, князья, полководцы, вожди, вельможи, высшее духовенство, знатные граждане, пекущиеся о судьбе отечества и служащие ему.

В комедиях же изображались не только высокопоставленные лица, но и простолюдины, крепостные слуги.

Персонажи делились строго на положительных и отрицательных, на добродетельных, идеальных, лишенных индивидуальности, действующих по велению разума, и носителей порока, находящихся во власти эгоистических страстей. При этом в обрисовке положительных героев присутствовали схематизм, резонерство, то есть склонность к нравоучительным рассуждениям с авторских позиций.

Характеры были однолинейными: герой олицетворял ка- кое-либо одно качество (страсть) — ум, мужество, храбрость, благородство, честность или алчность, коварство, скупость, жестокость, лесть, лицемерие, хвастовство (Пушкин заметил: «У Мольера скупой скуп — и только...»; ведущая черта Митро- фана в «Недоросле» — лень).

Герои изображались статично, без эволюции характеров. По сути, это были лишь образы-маски (по выражению Белинского, «образы без лиц»).

«Говорящие» фамилии персонажей (Тартюф, Скотинин, Правдин).

Конфликт добра и зла, разума и глупости, долга и чувства, в котором всегда побеждали добро, разум, долг. Другими словами, в произведениях классицизма порок всегда был наказан, а добродетель торжествовала (например, в «Недоросле» Фонвизина). Отсюда абстрактность, условность изображения действительности, условность метода классицистов.

Герои говорили высокопарным, торжественным, приподнятым языком; использовались такие поэтические средства, как славянизмы, гипербола, метафора, олицетворение, метонимия, сравнение, антитеза, эмоциональные эпитеты («хладный труп», «бледное чело»), риторические вопросы и восклицания, обращения, мифологические уподобления (Аполлон, Зевс, Минерва, Нептун, Борей). Господствовало силлабическое стихосложение, применялся александрийский стих.

Действующие лица произносили длинные монологи с целью полнее раскрыть свои взгляды, убеждения, принципы. Такие монологи замедляли действие пьесы.

Классицизм и его художественные принципы в русской литературе

Основные признаки русского классицизма

  • Обращение к образам и формам античного искусства.
  • Герои четко делятся на положительных и отрицательных, имеют говорящие имена.
  • Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня - герой-любовник, второй любовник(неудачливый).
  • В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
  • Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места(действие происходит в одномместе), действия (1 сюжетная линия).

Русский классицизм выражал мировоззрение, психологию и вкусы просвещенного русского дворянства, возвысившегося при Петре Первом.

Своеобразие русского классицизма

Высокий гражданско-патриотический пафос, проявлявшийся в обращении, главным образом, к национальной тематике, к сюжетам из русской действительности, из отечественной истории.

В проповеди общегосударственных идей, в формировании общественно полезных, гражданских качеств человека, в развитии антидеспотической направленности, тираноборческих мотивов, в просветительских тенденциях (в борьбе за национальную культуру, науку, образование) заключалось объективно прогрессивное значение русского классицизма, теснее была связь его с жизнью, народом. (Не случайно Пушкин назвал Фонвизина «другом свободы».).

Более резко выраженная обличительно-реалистическая тенденция, выражавшаяся в сатире, комедии, басне, нарушавшая свойственный классицизму принцип абстрактного изображения действительности, то есть в русском классицизме значительны были элементы реализма.

Начало

Первым классицистическим писателем в России был Антиох Кантемир. Он первым написал произведения классицистического жанра (а именно сатиры, эпиграммы и другие).

История возникновения русского классицизма по В.И.Федорову:

  • 1 период: литература петровского времени; она носит переходный характер; основная особенность - интенсивный процесс "обмирщения" (то есть замена литературы религиозной литературой светской - 1689-1725 года) - предпосылки возникновения классицизма.
  • 2 период: 1730-1750 года - эти годы характеризуются формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой русского языка.
  • 3 период: 1760-1770 года - дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.
  • 4 период: последняя четверть века - начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций (1. Направление, развитие, склонность, стремление; 2. Замысел, идея изложения, изображения).

Тредиаковский и Ломоносов

Следующий виток развития классицизм получил в России при Тредиаковском и Ломоносове. Ими была создана русская силлабо-тоническая система стихосложения и введены многие западные жанры (такие как мадригал, сонет и т. п.) Силлабо-тоническая система стихосложения - система слогоударного стихосложения. Включает два ритмообразующих фактора - слог и ударение - и подразумевает закономерное чередование фрагментов текста с равным количеством слогов, среди которых ударные слоги определенным закономерным образом чередуются с безударными. Именно в рамках этой системы написана большая часть русских стихов.

Державин

Державин развивает традиции русского классицизма, являясь продолжателем традиций Ломоносова и Сумарокова.

Для него предназначение поэта — прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам: Едина ты лишь не обидишь, Не оскорбляешь никого, Дурачества сквозь пальцы видишь, Лишь зла не терпишь одного…

Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти: Я связь миров повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь — я раб — я червь — я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? — безвестен: А сам собой я быть не мог. Ода «Бог», (1784)

Державин создаёт ряд образцов лирических стихотворений, в которых философская напряженность его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям. В стихотворении «Снигирь» (1800) Державин оплакивает кончину Суворова: Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снигирь? С кем мы пойдем войной на Гиену? Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов? Северны громы в гробе лежат.

Перед своей смертью Державин начинает писать оду РУИНА ЧТИ, от которой до нас дошло только начало: Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы!

Падение классицизма

В начале XIX века классицизм со свойственной ему тяжеловесностью стал отмирать, а на смену ему пришло новое направление — сентиментализм.

одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. В театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов: Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера. Классицизм оказал большое влияние на русский национальный театр (А.П.Сумароков, В.А.Озеров, Д.И.Фонвизин и др.).

Державин К. Театр Французской революции 1789–1799 , 2-изд. М., 1937
Данилин Ю. Парижская Коммуна и французский театр . М., 1963
Литературные манифесты западноевропейских классицистов . М., 1980


Потрібно відмітити, що показники мікроклімату знаходяться в

оптимальному стані завдяки поєднанню кондиціювання та опалення. Важливе значення має показник запилення котрий знаходиться в межах норми. Стан пожежної та електробезпеки також на високому рівні оскільки порушень не було виявлено.

Щодо шуму, то можна сказати що його майже не має , так як використовуються засоби ізоляції. Фінансовий відділ на ПрАТ «Київмлин» працює дотримуючись правил техніки безпеки.

Підсумовуючи сказане, можна винести незначні рекомендації щодо удосконалення стану праці у фінансовому відділі.

Фінансовий відділ на ПрАТ «Київмлин» працює дотримуючись правил техніки безпеки.

Для поліпшення умов праці пропонується замінити старе комп’ютерне обладнання на більш сучасне, з більшим рівнем захисту від випромінювання та ізоляцією шуму.

Для постійного припливу свіжого повітря пропонується встановити ще один кондиціонер. Для кращого освітлення пропоную встановити додатково 4 лампи, що покращить характеристику освітленості.

Забезпечити надійну ізоляцію поверхонь устаткування та забезпечити подачу свіжого повітря за допомогою вентиляційної системи, метою запобігання виникнення травмонебезпечних ситуацій потрібно утримувати обладнання у справному стані. Це дозволить створити умови для праці, які забезпечать зберігання здоров’я та робітників.

Для зменшення впливу шкідливих та небезпечних факторів потрібно дотримуватися регламентованого часу роботи та відпочинку.

Основные принципы классицизма

Классицизм - это художественное направление в западноевропейской литературе и культуре, возник сначала в Италии в XVI веке и стал доминирующим на протяжении XVII века в разных странах Европы. В некоторых странах сохранял свои позиции до XIX века. Больше классицизм развился во Франции XVII века, дав яркие образцы искусства того времени (в литературе - Ф.Малерб, П.Корнеля, Ж.Расин, Ж.-Мольера, Ф.Ларошфуко и др..; В живописи - Н.Пуссен, Лоррен; в архитектуре - Л.Леви, А.Ленотр, Ж.Ардуен-Мансар, К.Перро и др..; в музыке - Ж.-Б.Люлли и др.)..

Формирование классицизма было тесно связано с развитием монархических государств. Искусство подчинялось общественным интересам. Борьба за национальное объединение страны под властью монарха способствовала формированию высокой дисциплины ума, воспитанию ответственности за свои поступки, усилению интереса к государственным проблемам. Поэтому на изображаемые события художники смотрели прежде с политической точки зрения. Они считали, что главная задача искусства состоит в том, чтобы упорядочить мир и научить людей быть счастливыми, дать им образцы для подражания в поведении и поступках. Представители классицизма были убеждены, что есть два условия для человеческого счастья: общественная (подчинение государственным интересам) и этическая (подчинение страстей разуму). Поэтому все жанры классицистического искусства отмечаются дидактичность, стремлением поучать.

Эстетическое основание классицизма - античная теория поэтики и, в первую очередь, "Поэтика" Аристотеля. Классицисты объявляют античную литературу достойной подражания, идеальной, классической. Классицизм как направление сначала оказался как теория и практика подражания античного искусства, однако впоследствии, захваченные примеру античных мастеров, классицисты стремились установить собственные образцовые каноны искусства.

Философской основой классицизма стал рационализм - учение в теории познания, согласно которому достоверные знания могут быть получены только с ума либо из понятий, присущих уму от рождения. Как считали рационалисты (Декарт, Лейбниц и др.)., Опыт, практика, чувства не имеют никакого значения, главное - это деятельность ума, который является критерием оценки всего. Вслед за рационалистами классицисты всегда верят в разум. Борьба разума и чувств становится одним из ведущих сюжетов их произведений. Все разумное - прекрасное, все разумное - нетленное, считали классицисты.

Первой попыткой формулировки принципов классицизма была "Поэтика" Ж.Шаплена (1638), но последовательным, самым основательным был теоретический трактат Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674), написанный после того, как классицизм уже сформировался. Применив философский метод Декарта к литературе, который заключался в обобщении опыта классицистов, Буало установил границы для каждого жанра, поделив все жанры литературы согласно темам и особенностями стиля. По мнению теоретика классицизма, разум - это не только истина, но и красота, что составляет самый высокий идеал искусства. Буало считал, что античные мастера создавали свои шедевры, следуя определенные правила, следовательно, следует воспользоваться этими правилами. Отсюда и происходит четкая регламентация искусства классицизма, писатель, по мнению Буало, должен соблюдать в своем творчестве устоявшихся канонов.

В области языка Буало выдвигал требования ясности и чистоты, его идеалом была речь понятийная, афористическая, соответствующей принципам теории трех стилей. Буало ориентировал художников на создание гармоничного искусства. По его мнению, каждое произведение должно быть целостным с точки зрения замысла и формы, тематики и языка, жанра и композиции. Логичность, единство, уравновешенность всех элементов текста - путь к совершенству и эстетического совершенства.

Какие же признаки характерны для литературы классицизма? Прежде всего классицисты утверждали вечность идеала пре-красного, что побудило их следовать традиции античных мастеров. Они считали, что если в одни времена создаются образцы прекрасного, то в другие времена задача художников заключается в том, чтобы приблизиться к ним. Отсюда - установление общих правил, необходимых для художественного творчества. В литературе прослеживается четкое деление на определенные жанры: высокие (ода, эпопея, трагедия, героическая поэма), средние (научные произведения, элегии, сатиры), низкие (комедия, песни, письма в прозе, эпиграммы). Произведения разных стилей и жанров различались как по своей идейно-тематической направленности, так и языком.

Важным элементом в эстетике классицизма является учение о разуме как главный критерий художественной правды и прекрасного в искусстве. Классицисты считали, что античные мастера творили по законам разума. Писателям нового времени тоже следует придерживаться этих законов. Отсюда происходит почти математическая точность правил классицизма, стремление к гармоничности форм.

С учением об абсолютности идеала прекрасного и с рационализмом классицистов связано их понимание универсальных типов человеческих характеров. Опираясь на "Характеры" Теофраста, классицисты утверждали неизменность человеческих характеров. Поэтому классицистические образы отличаются абстрактностью и универсальностью, они воплощают лишь общие черты, а не индивидуальные признаки. Персонажи основном схематичны, они строятся вокруг какой-то одной ведущей черты характера.

Образы четко делятся на положительные и отрицательные, классицистические герои должны были определенным образом воспитывать читателей или зрителей. Драматические произведения (трагедия, комедия) подчинялись правилу трех единств - времени, места, действия. Пьеса показывала события, которые происходили в течение одного дня и в одном месте. Четкая композиция произведений должна была подчеркивать логику замысла автора, определенные черты персонажей.

Эстетическую ценность для классицистов мало лишь вечное, неподвластное времени, как, например, произведения античности. Следуя древних авторов, классицисты сами создавали "вечные" образы, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы.

Классицизма присуще стремление к идеализации - то в общественной, то в личностном плане. Создавая определенные идеальные образцы, классицисты искали пути гармонизации действительности. Литературовед Д.Наливайко справедливо отмечает: "Классицизм - это художественная система, в которой доминирующей формой обобщения является идеализация... Она представляет собой... сведения многообразие конкретных явлений к определенному обобщенного образца, идеальной умозрительной модели". Классицисты создавали в искусстве свой идеал прекрасного, резко отличался от реальной действительности, но от этого он не становился менее величественным.

В своем историческом развитии классицизм прошел два этапа. Первый этап связан с расцветом монархических государств, когда абсолютизм способствовал развитию всех сфер жизни общества (экономики, политики, науки, культуры). Главной задачей классицистов на этом этапе было прославление монархии, утверждения национального единства государства под властью короля и создание абсолютного идеала гражданина. Представителями этого этапа можно считать Ф. Де Малерба, П.Корнеля, Ломоносова.

На втором этапе классицизма монархия уже обнаружила свои недостатки, что изменило направленность направления. Писатели теперь не только прославляют монархов, но и критикуют социальные пороки, разоблачают человеческие недостатки, хотя и н отрицают абсолютизм вообще. Все эти тенденции нашли отражение в творчестве Ж.Расина, Мольера.

Если на первом этапе доминировали такие жанры, как ода, трагедия, героическая поэма, а художественные образы бел величественными и возвышенными, то на втором этапе характеры героев больше приблизились к реальным людям, а кроме трагедии и других высоких жанров, на первый план выступили комедии, сатиры, эпиграммы и т.п..

Следует отметить, что в каждой стране классицизм и его этапы имели свою специфику при общей неравномерности развития.

Основные правила классицизма:

1. Классицисты утверждали вечность идеала прекрасного, что побудило их следовать традиции античных мастеров.

Они считали, если одни эпохи создают образцы прекрасного, то задача художников последующего времени состоит в том, чтобы приблизиться к ним. Отсюда-установление общих правил, необходимых для художественного творчества.

2. В литературе наблюдался четкое распределение по определенным жанрам:

Высокие (ода, эпопея, трагедия, героическая поэма);

Средние (научные произведения, элегии, сатиры);

Низкие (комедия, песни, письма в прозе, эпиграммы).

Темами для произведений высоким жанров были события общенационального и исторического значения, в них участвовали цари, выдающиеся деятели, придворные т.д.. Высокие жанры были написаны величавой, торжественной языке. Темами для средних и низких жанров были наука, природа, человеческие пороки, социальные пороки. В них действовали представители средних и низших классов, речь приближалась к разговорному стилю. Если в высоких жанрах прославлялись идеи монархии и общественного служения, то в средних и низких жанрах утверждались идеи познания мира и человеческой природы, разоблачались недостатки и характеров.

Устанавливались межжанровые границы, а любые межжанровые сплавы (например, трагикомедия) считались недопустимыми.

Для каждого жанра регламентировались язык и герои. Так, трагедии классицизма присуща была возведена, патетическая речь, такие же высокие чувства, изображались героические личности.

В комедиях использовалась простая речь, обязательным был сатирическая струя, действовали бытовые персонажи. Жанровые формы новой литературы классицистами игнорировались, особенно это касалось прозаических жанров, которые, несмотря на их большую популярность в современной литературе, были отодвинуты в классицизме на второй план. Жанровыми доминантами классицистической литературы были ода и трагедия.

3. Важным элементом в эстетике классицизма были учения о разуме как главный критерий художественной правды и прекрасного в искусстве. Классицисты считали, что античные мастера творили по законам разума. Писателям нового времени тоже следует соблюдать эти законы. Отсюда происходили почти математическая точность правил искусства классицизма (иерархия жанров, единство в драматургии и т.п.). Это накладывало отпечаток холодной беспристрастности, чрезмерной логичности на произведения классицистов.

4. С учением об абсолютности идеала прекрасного и с рационализмом было связано утверждение об универсальности типов человеческих характеров. Опираясь на "Характеры" Теофраста, классицисты утверждали неизменность человеческих характеров. Поэтому созданные ими образы отличались абстрактностью и универсальностью, воплощением только общих черт, а не индивидуальных признаков. Персонажи основном были схематичны, - строили вокруг изображения какой-то ведущей черты характера (честь, долг, храбрость, лицемерие, жадность и т.д.).

5. Характеры четко делились на положительные и отрицательные.

6. Драматические произведения (трагедия, комедия) подчинялись правилу трех единств-времени, места и действия. Пьеса воспроизводила события, происходившие в течение одного дня и в одном месте.

7. Четкая композиция произведения должна была подчеркивать логику замысла автора и определенные черты персонажей.

8. Для классицизма целом характерны аристократизм, ориентация на требования, вкусы высшего общественного слоя, хотя некоторые представители классицизма не делал этого (например, Мольер)

9. Эстетическую ценность для классицистов мало лишь вечное, неподвластное времени, как произведения античности. Следуя древних авторов, классицисты сами создавали "вечные" образы, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы (Тартюф, Сид, Гора-ций, Федра, Андромаха, мещанин во дворянстве, скряга и т.п.).

Классицисты настаивали на воспитательной функции литературы и искусства. Причем средством воспитания "хорошего вкуса" является ни дидактизм, ни нравоучения. Воспитывать человека должно наслаждение, которое должно давать искусство.

Цели урока:

1. Образовательные:

  • дать понятие классицизма, идейную направленность произведений этого художественного метода;
  • провести параллель между произведениями искусства и эпохой классицизма;
  • познакомить с сюжетом комедии “Тартюф”;

2. Развивающие:

  • продолжить работу над формированием навыков анализа драматического произведения;
  • отрабатывать навыков выразительного чтения, инсценировки эпизодов сценического произведения;

3. Воспитательная:

  • пробудить интерес к творчеству мастера “высокой комедии”.

Мольер нанёс сокрушительный удар
лицемерию вообще и в особенности
лицемерию, рядящемуся в религиозные одежды.

И. Гликман

Мольер всенародный и потому
прекрасный художник нового искусства.

Л.Н. Толстой

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы и цели урока.

II. Изучение нового.

1. Слово учителя.

Живое разнообразие искусства Возрождения уступило месть строгой упорядоченности нового направления, которое получило название классицизм и наиболее ярко осуществилось во Франции.

Черты классицизма.

  • разумная правильность;
  • уравновешенность пропорций;
  • исключение всего лишнего, необязательного;
  • нормой и образцом его становилось античное искусство;
  • обязательны нормы, каноны в искусстве.

Самым большим достоинством человека становится исполнение долга, служение высокой государственной идее, а значит, говоря словами Буало, “разум и воля, способность подавить и упорядочить хаос чувств”.

Проследим черты классицизма на примере картины Жака Луи Давида “Клятва Горациев”, написанной в 1784 году в Риме. (Слайд 3)

В основе картины лежит рассказ римского историка Тита Ливия , согласно которому трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга - братьями Куриациями. Давид запечатлел момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии , клянутся победить или умереть (Слайд 4) , а их отец протягивает им боевые мечи. (Слайд 5) Справа изображена группа скорбящих женщин: вдали мать Горациев склонилась над двумя внуками, ближе сестра Камилла (слайд 6), невеста одного из Куриациев, и Сабина (слайд 7), сестра Куриациев и невеста одного из Горациев. На заднем плане видны три арки , каждая из которых соответствует группе фигур: правая - группе женщин, левая - братьям, центральная отцу с мечами. Давид тщательно продумал композицию картины, “хореографию” персонажей и игру света, что концентрирует внимание зрителя в центре картины, раскрывая моральную атмосферу такой необычайной силы, что страдание отступает перед ней. Горации клянутся выполнить свой патриотический долг. Художник убедительно передал общность устремлений, непоколебимую волю к победе всех трех братьев.
Три человека – и единый порыв. Три человека – и единая воля. Во имя отчизны клянутся они победить или умереть. Решительны и мужественны их лица, крепки и мускулисты руки. Высоко поднял их боевое оружие старый отец, благословляя сыновей на ратный подвиг, призывая небо в свидетели произнесенной клятвы – победить или умереть. Таким образом, Давид в этой картине противопоставляет идеалы патриотизма, гражданственности и самопожертвования во имя родины мужчин страданиям и сентиментальной слабости женщин. Они тоже страдают, но не за государство.

Основными жанрами классицизма были признаны

2. Беседа с учащимися.

– Вспомните из курса 8-го класса законы классицизма. / Триединство: единство времени – 1 сутки; места; действия – 1 интрига; говорящие имена и фамилии/.

– Хорошо ли это: каноны, нормы, правила? / Не всегда, т.к. это сдерживает писателя в определённых рамках. Но если художник велик, то он своеобразен и, сливаясь с литературным направлением, он постоянно нарушает его правила/.

– Ни один период в развитии искусства не проходит бесследно. Художественные открытия классицизма живы до сих пор. Примером этому служит творчество Мольера, пьесы которого идут и на сценах современного театра.

3. Из курса 8-го класса вспомним работу русского классициста М.В. Ломоносова “О 3-х штилях”, где жанр комедии отнесён к низкому стилю. Почему же Мольера называют мастером комедии, но комедии особого типа – “высокой”? – это вопрос наших уроков по Мольеру.

III. Работа над комедией “Тартюф”.

1.Сообщение учащегося об обществе святых даров.

2.Пересказ сюжета комедии.

3.Первичное восприятие прочитанного.

  • В 1 и 2 действии – приём Мольера – автор не вводит главного героя,

но именно в этих действиях мы узнаём предысторию Тартюфа. Давайте нарисуем внешний портрет этого героя. Что видим? / Это пышущий здоровьем человек средних лет, с румяными щёками, с губами “словно вишни”, с глазами, то “кротко потупленными долу, то молитвенно устремлёнными горе”/.

  • Похожа ли эта внешность на внешность святого? / Нет, между его

внешностью и положением святого, в которое он себя ставит, резкое несоответствие/.

  • Как называется приём, когда в одном герое соединяется

несоединимое? / Гротеск/.

  • Тартюф впервые появляется во 2-ой сцене III действия. Хотя

читатель вполне подготовлен к встрече с героем, она всё же ошеломляет его своей неожиданностью. Почему? Обратите внимание на авторские ремарки. / Заметив Дорину, громко обращается к слуге за сценой/. Почему громко? / Чтобы слышали не столько слуги, сколько Дорина и все домашние, находящиеся поблизости/, Дорина это поняла, но Тартюф на это и рассчитывал.

  • Все в доме Оргона хорошо знают, что Тартюф – большой гурман и

сибарит, любящий сладко есть и мягко спать, тем не менее он как ни в чём не бывало продолжает бравировать аскетизмом и выставлять напоказ плеть и власяницу. А вспомните взгляд его на декольтированную шею Дорины… Маска лицемерия намертво приросла к его лицу. Он её приоткрывает или срывает иногда. Когда? (работа с текстом). / “Любовная” сцена с Эльмирой.

“Тартюф” – по-старофранцузски “подлец”, он тартюфствует, т.е. подличает, пробует качество обработки бархата, кружева на её шее/.

  • А как ведёт себя Эльмира? / Ставит его на место, отшучиваясь,

иронизирует над Тартюфом, посмеивается над его обманчивой святостью, чем уязвляет самолюбие лицемера. Ему даже хочется закричать, что он не

“бестелесый ангел”, а человек, как все. Между “тайными страстями” и “гласными действиями” установилось временное соответствие/.

  • Но попытка склонить Эльмиру к измене и обещание сохранить всё в тайне

– это ничто иное как тартюфство.

  • Дамис уличает Тартюфа. Казалось бы, что все пути для него отрезаны, но

что предпринимает лицемер? / Он себя бичует – не опровергает Дамиса. Он кается в несовершённых грехах. Этим он убеждает Оргона в своей святости, ведь не оправдывается, как обычно делают виноватые/. Чтение заранее подготовленным учащимся наизусть монолога Тартюфа:

Верь, брат мой! Я злодей, бесстыдный и лукавый
Виновник всяких зол, источник всяких бед.
Такого грешника еще не видел свет.
С мерзейшим из существ не смею стать я рядом,
Вся жизнь моя полна позором, грязью, смрадом,
В ней скопище грехов и свалка нечистот,
И небо поделом мне казнь такую шлет.
Пускай припишут мне любое злодеянье--
Смирюсь, не проронив ни слова в оправданье.
Так верьте же всему! Услышав и узрев
Все низости мои, обрушьте ярый гнев,
Гоните прочь меня. Какие бы удары
От вас ни претерпел – я стою большей кары.

  • Тартюф – хозяин дома, имущества, положения. Недаром Клеант именно у него просит помощи, чтобы вернуть Дамиса домой. Что делает Тартюф? / Он цинично издевается над Клеантом, лжёт, прикидываясь кротким исполнителем воли неба, которое не желает возвращения Дамиса/.
  • Тартюф в маске чувствует себя неуязвимым. Что будет наивысшей точкой его могущества, блаженства? (Разговор с Клеантом).
  • Второе, специально подстроенное свидание Тартюфа с Эльмирой, очевидцем которого был Оргон. Такой приём игры в драматическом произведении называется “мышеловкой”. Какова цель этой сцены? (Оргон до того подчинён влиянию Тартюфа, что готов ради него фанатично забыть мать, детей, всех близких. Прозреть Оргону может помочь лишь увиденное своими глазами)
  • Почему Тартюф пошёл на встречу? (Главное правило – ни перед чем не отступать. Ещё – уверенность в себе).
  • Инсценировка эпизода второй встречи Тартюфа и Эльмиры заранее подготовленными учащимися (основой для исполнения ролей учащимися взята книга Бояджиева “От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров” (статья о том, как исполнял роль Тартюфа Жан Ионель).
  • Тартюф уличён. Но что он делает на сей раз? (Опускает маску и пытается опять загипнотизировать Оргона фразами, но Оргон прозрел и не верит “праведнику”. Тогда лицемер меняет тактику, он срывает маску и начинает угрожать Оргону.

Перечислите моменты наступления Тартюфа. (“Как! Вы поверили?..”,

“Хотел я...”,

“Смотрите, как бы вас не выгнали из дому!
Нельзя по-доброму, так будет по-худому:
Дом-мой, и на него я заявлю права.
Вы мне ответите за бранные слова,
Вы пожалеете об этих мерзких кознях,
Замучите себя вы в сокрушеньях поздних
О том, что нанесли обиду небесам,
Мне указав на дверь. Я вам за все воздам!”

“Только в первую секунду попробовал что-то сказать в своё оправдание святоша, но как только Оргон повысил голос, в ответ послышался такой окрик, что честный буржуа так и остался на своём месте с открытым ртом. Ведь теперь Тартюф хозяин всего дома, судьба Оргона в его руках. Громко стуча башмаками, плут уходит – как победитель. Потому что он действительно победил, да ещё с позволения неба” / [ 2].

  • Что происходит? (Оргон испугался Тартюфа, потому что в “любовной сцене” он показался Оргону подлым и низким, а теперь страшным.) Тартюф открыт, но всё равно притворщик.
  • Оргон в недоумении, как можно было быть таким доверчивым, ведь он отдал Тартюфу ларец с бумагами Аргаса.
  • V действие. Чем заканчивается? (справедливость восторжествовала: вместо мечты Тартюфа соблазнить жену Оргона, жениться на его дочери, овладеть имуществом Оргона и самого запрятать в тюрьму, офицер арестовывает Тартюфа, а в семье Оргона воцарилось спокойствие).
  • Почему Мольер так закончил пьесу? На что рассчитывал? А так ли счастливо заканчивались подобные истории на самом деле? (В жизни так, конечно, эти истории не заканчивались. Трагичность в том, что в жизни тартюфы побеждают, и только случайность может изменить закономерность. Грибоедов сказал: “Тартюфы страшны, они в жизни торжествуют”).
  • Кто представляет в комедии авторскую точку зрения на порок – религиозное ханжество? (Да, это Клеант. Зачитать его слова действие 4, явление 1).
  • Есть ли в произведении герой, который изначально увидел в тартюфе лицемера и активно боролся с ним на протяжении всего произведения? Кто это? (Служанка Дорина). (“Для Дорины Тартюф с самого начала проходимец и трус, каким он обнаруживает себя к концу комедии. Умение разглядеть подлинную физиономию Тартюфа – результат народного взгляда на жизнь и людей, и эта народность ярко выявлена в образе Дорины. Борьба Дорины – это защита семьи, в которой если не по положению, то по моральному праву она является матерью. Дорина как мать своих детей защищает Марианну и Дамиса от подлейших посягательств Тартюфа. Да, Дорина – настоящая мать, любящая, умная, и в то же время она служанка. У этой простой женщины ненависть к Тартюфу и тревога за судьбу семьи сливаются воедино. Для Дорины Тартюф – отравитель душ. Оргон перестал быть нормальным человеком, он заражён Тартюфом – и в этом драма всего семейства, ибо его глава стал фанатиком и маньяком. Защитить детей и призвана Дорина”. / .
  • Для чего Мольеру нужен был этот образ? (Единство гневной обличительной сатиры и весёлого жизнеутверждающего смеха. Основа этого единства – оптимизм Мольера, вера в нравственное здоровье народа.)

IV. Рефлексия.

  • Почему мы свой урок назвали “Вечно живые образы Ж. Б. Мольера”? (“Мольер очень высоко ценил правду в человеческих отношениях и испытывал ненависть к лицемерию. Он энергично подчёркивал, что это “один из самых распространённых, самых несносных и самых опасных пороков” [ 3]. Мольер решил показать лицемерие, рядящееся в религиозные одежды, использующее в своих гнусных целях принципы христианской морали. Конечно, это всё Мольер говорил о современной ему Франции. Но как это актуально для нашего времени, для нашего мира).
  • Мольер определил жанр своего произведения как комедия. А каков жанр этого произведения, по-вашему? (трагикомедия.)
  • Самым большим достоинством человека в эпоху классицизма становится исполнение долга, служение высокой государственной идее. В ком воплощена эта идея?

(В самом Мольере. Именно он всегда стремился к тому, чтобы созданные им типические характеры были опознаны современниками, выставлены на всеобщее обозрение, высмеяны. А главным его оружием в борьбе с пороками был смех).

V. Жизнь “Тартюфа” на театральной сцене. (сообщения заранее подготовленных учащихся).

1. “Тартюф” на сцене французских театров.
2. “Тартюф” на русской сцене. (Слайды 8-15)

VI. Домашнее задание.

В виде таблицы записать традиции классицизма и новаторство Мольера в комедии “Тартюф”.

Использованная литература:

  1. Бояджиев Г.П. Мольер: исторические пути формирования жанра высокой комедии.
  2. Бояджиев Г.П. От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров.– М., 1981. – с. 164-179.
  3. Гликман И.Д. Мольер: критико-биографический очерк, – М.– Л. – 1966.