Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Кем был Максим Горький: творчество и биография кратко. Неизвестные факты из жизни Горького

Кем был Максим Горький: творчество и биография кратко. Неизвестные факты из жизни Горького

Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Устойчивым легендам о его «босяческом» происхождении, что так импонировало революционно настроенной интеллигенции, противоречат Словарь Брокгауза и Ефрона (где говорится о нем, как о выходце из среды «вполне буржуазной») и факты. Дед Горького по отцовской линии был офицером, правда, разжалованным - за жестокое обращение с подчиненными. Отец, Максим Савватеевич Пешков, будучи одаренным и удачливым человеком, добился значительного жизненного успеха. Некоторые черты его биографии затем повторит сын, но с большим размахом.

В трехлетнем возрасте сын Пешковых Алеша заболел холерой и заразил отца. Мальчик выжил, а отец ушел из жизни. Мать к сыну охладела, считая его виновником смерти горячо любимого мужа. Вскоре мать отдала его на воспитание деду и бабушке Кашириным.
Василий Васильевич Каширин характер имел взрывной, деспотичный, и мальчик рос в атмосфере постоянных семейных скандалов. Тем не менее, к внуку он был привязан, обучил его в шесть лет сначала церковно-славянской грамоте, а лишь затем – современной. В девятилетнем возрасте мальчика отдали в Нижегородское Кунавинское училище, где он закончил два класса и был переведен в третий с похвальной грамотой за «отличные перед прочими успехи в науках и благонравие». В это время дед разорился и, не умея пережить удар судьбы и смириться с нищетой, заболел душевной болезнью. Одиннадцатилетний Алеша Вынужден был оставить училище и отправиться в «люди», то есть обучаться какому-нибудь ремеслу.

С 1879 по 1884 год побывал учеником в обувной лавке, в чертежной и иконописной мастерских, на камбузе парохода «Добрый», где произошло событие, которое можно назвать стартовым для Алеши Пешкова на его пути Максиму Горькому, - встреча с поваром по фамилии Смурый. Этот замечательный в своем роде кок, несмотря на малограмотность, был, одержим страстью к собиранию книг, преимущественно в кожаных переплетах, что и определило «диапазон» его собрания – от готических романов Анны Радклиф до литературы на малорусском языке. Благодаря этой, по словам писателя, «самой странной библиотеке в мире» («Автобиография», 1897), он пристрастился к чтению и «читал все, что попадало под руку»: Гоголя, Дюма, Некрасова, Скотта, Флобера, Бальзака, Диккенса, журналы «Современник» и «Искра», лубочные книжки и франкмасонскую литературу…

Ощутив вкус к знанию, Алексей Пешков в 1884 году отправился в Казань поступать в университет, но по бедности его «университетом» стала жизнь: поселившись в ночлежке среди будущих своих героев и, работая чернорабочим, начал посещать кружки самообразования, студенческие сходки, библиотеку нелегальных книг и прокламаций при булочной Деренкова, который взял его на работу подручным пекаря. Вскоре появился и наставник – один из первых марксистов в России Николай Федосеев…

И вдруг, уже нащупав «судьбоносную» революционную жилу, 12 декабря 1887 года Алексей Пешков пытается покончить с собой (простреливает себе легкое). Причину этого одни биографы находят в его неразделенной любви к сестре Деренкова Марии, другие – в начавшихся репрессиях против студенческих кружков. Эти объяснения представляются формальными, поскольку совсем не идут к психофизическому складу Алексея Пешкова. По природе своей он был борец, и все беды на пути только освежали его силы.
За попытку самоубийства Казанская духовная консистория отлучила Пешкова от церкви на семь лет.

Летом 1888 года Алексей Пешков начал свое знаменитое четырехлетнее «хождение по Руси»,чтобы возвратиться из него уже Максимом Горьким. Поволжье, Дон, Украина, Крым, Кавказ, Харьков, Курск, Задонск (где посетил Задонский монастырь), Воронеж, Полтава, Миргород, Киев, Николаев, Одесса, Бессарабия, Керчь, Тамань, Кубань, Тифлис – вот неполный перечень его маршрутов. За время странничества работал грузчиком, железнодорожным сторожем, мойщиком посуды, батрачил в деревнях, добывал соль, был избит мужиками и лежал в больнице, служил в ремонтных мастерских, несколько раз подвергался аресту – за бродяжничество и за революционную пропаганду. В эти же годы пережил увлечение народничеством, толстовством (в 1889 году заезжал в Ясную Поляну с намерением попросить у Льва Толстого участок земли для «земледельческой колонии», но их встреча не состоялась), переболел учением Ницше о сверхчеловеке, которое навсегда оставило в его воззрениях свои «оспины».

Первый рассказ «Макар Чудра», подписанный его новым именем – Максим Горький, вышел в 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» и ознаменовал своим появлением конец странничества. Горький вернулся в Нижний Новгород. Своим литературным крестным отцом он считал Владимира Короленко. По его протекции с 1893 года начинает публиковать очерки в приволжских газетах, а через несколько лет становится постоянным сотрудником «Самарской газеты», где вышло более двухсот его фельетонов за подписью Иегудиил Хламида, а также рассказы «Песня о Соколе», «На плотах», «Старуха Изергиль» и другие. Здесь же он познакомился с корректором «Самарской газеты» Екатериной Павловной Волжиной и, преодолев сопротивление матери браку дочери-дворянки с «нижегородским цеховым», в 1896 году с ней обвенчался.

В следующем году, несмотря на обострившийся туберкулез и заботы с рождением сына Максима, Горький выпускает новые повести и рассказы, большинство из которых станут хрестоматийными: «Коновалов», «Зазубрина», «Ярмарка в Голтве», «Супруги Орловы», «Мальва», «Бывшие люди» и другие. Вышедший в Петербурге первый двухтомник Горького «Очерки и рассказы» (1898) имел небывалый успех и в России, и за рубежом. Спрос на него был столь велик, что тут же потребовалось повторное издание – выпущено в 1899 году в трех томах. Свою первую книгу Горький послал Чехову, перед которым благоговел, тот откликнулся более чем щедрым комплиментом: «Талант несомненный, и притом настоящий, большой талант».

Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07.
Быстро проявил себя Горький и как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 встал во главе издательства товарищества «Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники товарищества «Знание», где печатались И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев, Е. Н. Чириков, Н. Д. Телешов, А. С. Серафимович и др.
Вершина раннего творчества, пьеса «На дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К. С. Станиславского в Московском художественном театре (1902; играли Станиславский, В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др.) В 1903 в берлинском Kleines Theater состоялось представление «На дне» с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького - «Мещане» (1901), «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) - не имели такого сенсационного успеха в России и Европе.

После поражения революции 1905-07 Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького» (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» (1906; вторая редакция 1907). Он создает повести «Городок Окуров» (1909), «Детство» (1913-14), «В людях» (1915-16), цикл рассказов «По Руси» (1912-17). Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908), высоко оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой».
Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года есть строки: «Как же мы потом жить будем?//Что нам этот ужас принесет?//Что теперь от ненависти к людям // Душу мою спасет?»

Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не «музыку», а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь»; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922).
Несомненной заслугой Горького была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И. Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.) Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш «Сумасшедший корабль» и книге К. А. Федина «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н. С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками.
С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л. М. Леоновым, В. В. Ивановым, А. А. Фадеевым, И. Э. Бабелем и др.) Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925-36). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 20-х гг.

В 1928 Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Его многочисленные статьи создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства - фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названный его именем. В 1934 возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе.

Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына - Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.

28 марта 2008 года, в день 140-летия со дня рождения Максима Горького в институте его имени пройдут Горьковские чтения, посвященные месту писателя в современном мире. В "Горьковских чтениях-2008" принимают участие литературоведы не только из России, но и из Франции, Польши, Италии, Украины и США.

Максим Горький (настоящее имя - Алексей Максимович Пешков) родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Родители умерли рано, и детство писателя прошло в доме деда Василия Каширина. Дед научил мальчика чтению по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное - заменила мать, "насытив", по словам самого Горького, "крепкой силой для трудной жизни" ("Детство").

Летом 1884 года шестнадцатилетний Алексей Пешков отправился в Казань в надежде поступить в университет. Однако за недостатком средств он ограничился активным общением со студентами, посещениями кружков самообразования, сходок. В это время он зарабатывал себе на жизнь поденной работой: был чернорабочим, грузчиком, пекарем. Неустроенность в быту, личные неурядицы привели Горького к душевному кризису, завершившемуся попыткой самоубийства (декабрь 1887 года).

С лета 1888 по октябрь 1892 года Горький странствовал "по Руси". За четыре года он исходил всю Южную Россию - от Астрахани до Москвы, побывал в Южной Бесарабии, Крыму и на Кавказе. Он батрачил в деревнях, работал на рыбных и соляных промыслах, был мойщиком посуды, служил железнодорожным сторожем и работником ремонтных мастерских.

В эти годы Горький приобрел немало знакомств в среде творческой интеллигенции, пережил увлечение народничеством, толстовством и социал-демократическими учениями, писал стихи и прозу. В сентябре 1892 года в газете "Кавказ" (Тифлис) был напечатан его рассказ "Макар Чудра", подписанный псевдонимом "М.Горький".

До 1909 года Горький по своим взглядам ближе всего стоял к большевикам. В 1909 году, благодаря своей симпатии к "впередовцам" и "богостроителям", он разошелся с Лениным. После февральской революции основал, вместе с рядом левых социал-демократических публицистов и литераторов, интернационалистическую газету "Новая жизнь", которая стала объединяющим центром своеобразного течения в социал-демократической партии, получившего название "новожизненского".

Октябрьскую революцию "Новая жизнь" и сам Горький встретили с пессимизмом, предрекая ее скорый провал. В первые недели и месяцы после революции писатель выступил с циклом статей под общим заголовком "Несвоевременные мысли", в которых резко критиковал взятый Лениным курс, подчеркивал преждевременность революции и ее разрушительные последствия. Горький высказывался в защиту буржуазной прессы, находя, что именно особенности переходного периода требуют свободного соревнования различных политических партий. Однако уже в 1919 году он сделался горячим сторонником Советской власти.

Однако сами большевики не считали его близким себе по духу, и с 1921 по 1928 год Горький жил в эмиграции, куда отправился после крайне настойчивых советов Ленина. Горький поселился в Сорренто (Италия), но не прерывал связей с молодой советской литературой (Л.М.Леонов, В.В.Иванов, А.А.Фадеев, И.Э.Бабель). Написал цикл "Рассказы 1922-1924 годов", "Заметки из дневника", роман "Дело Артамоновых".

С 1925 года Горький начал работу над исторической эпопеей "Жизнь Клима Самгина" (первоначальное название романа - "Сорок лет"), которая, по замыслу писателя, должна была стать летописью переломной эпохи в истории России и русской интеллигенции. Работу над романом он продолжал до самой смерти, но так и не успел закончить его.

В мае 1928 года Горький вернулся в СССР и все лето путешествовал по стране (Курск, Харьков, Днепрострой, Запорожье, Крым, Ростов-на-Дону, Баку, Тифлис, Коджори, Ереван, Владикавказ, Сталинград, Самара, Казань, Нижний Новгород). Впечатления об этих поездках были собраны им в книгу "По Союзу Советов" (1929).

В 1933 году Горький переехал в Москву. По его инициативе были созданы журналы "Наши достижения" (1929-1936) и "Литературная учеба" (1930-1941), издание "История фабрик и заводов", выпустившее в 1931-1933 годах около 250 книг различного характера, издание "История гражданской войны", выпускался литературно-художественный альманах, была учреждена серия "Библиотека поэта".

Горький сыграл ключевую роль в образовании Союза советских писателей, явившись организатором и председателем I Всесоюзного съезда советских писателей (1934). По инициативе Горького был основан Литературный институт, затем названный его именем.

Умер Максим Горький 18 июня 1936 года. Его смерть была окутана слухами. Еще во времена сталинских репрессий официальной стала версия о том, что великого пролетарского писателя якобы "залечили до смерти" врачи-убийцы. Впоследствии, еще в советские годы, эта версия была предана забвению. Сейчас обстоятельства и причины смерти Горького (и его сына Максима в мае 1934 года) остаются предметом дискуссии.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Настоящего образования Алексей Пешков не получил, окончил лишь ремесленное училище.

В 1884 году юноша приехал в Казань с намерением учиться в университете, однако не поступил.

В Казани Пешков познакомился с марксистской литературой и пропагандистской работой.

В 1902 году Императорская Академия наук по разряду изящной словесности. Однако избрание было аннулировано правительством, поскольку новоизбранный академик "находился под надзором полиции".

В 1901 году Максим Горький встал во главе издательства товарищества "Знание" и вскоре стал выпускать сборники, где печатались Иван Бунин, Леонид Андреев, Александр Куприн, Викентий Вересаев, Александр Серафимович и др.

Вершиной его раннего творчества считается пьеса "На дне". В 1902 году она была поставлена в Московском художественном театре Константином Станиславским. В спектакли играли Станиславский, Василий Качалов, Иван Москвин, Ольга Книппер-Чехова. В 1903 году в берлинском Kleines Theater состоялось представление "На дне" с Рихардом Валлентином в роли Сатина. Горький также создал пьесы "Мещане" (1901), "Дачники" (1904), "Дети солнца", "Варвары" (обе 1905), "Враги" (1906).

В 1905 году он вступил в ряды РСДРП (Российская социал-демократическая партия, большевистское крыло) и познакомился с Владимиром Лениным. Горький оказывал финансовую поддержку революции 1905-1907 годов.
Писатель принимал активное участие в революционных событиях 1905 года, был заключен в Петропавловскую крепость, освобожден под давлением мировой общественности.

В начале 1906 года Максим Горький прибыл в Америку, спасаясь от преследования российских властей, где пробыл до осени. Здесь были написаны памфлеты "Мои интервью" и очерки "В Америке".

По возвращении в Россию в 1906 году Горький написал роман "Мать". В этом же году Горький уехал Италию на остров Капри, где пробыл до 1913 года.

Вернувшись в Петербург, сотрудничал с большевистскими газетами "Звезда" и "Правда". В этот период были опубликованы автобиографические повести "Детство" (1913-1914), "В людях" (1916).

После Октябрьской революции 1917 года Горький активно занимался общественной деятельностью, участвовал в создании издательства "Всемирная литература". В 1921 году снова уехал за границу. Писатель жил в Гельсингфорсе (Хельсинки), Берлине и Праге, а с 1924 года — в Сорренто (Италия). В эмиграции Горький не раз выступал против политики, проводимой советскими властями.

Писатель был официально женат на Екатерине Пешковой, урожденной Волжиной (1876-1965). У супругов было двое детей — сын Максим (1897-1934) и дочь Катя, которая скончалась в детском возрасте.

Позже Горький связал себя гражданским браком с актрисой Марией Андреевой (1868-1953), а затем Марией Брудберг (1892-1974).

Внучка писателя Дарья Пешкова — актриса Театра Вахтангова.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Горький Максим

Автобиография

А.М.Горький

Алексей Максимович Пешков, псевдоним Максим Горький

Родился 14 марта 1869 года в Нижнем-Новгороде. Отец - сын солдата, мать - мещанка. Дед со стороны отца был офицером, разжалован Николаем Первым за жестокое обращение с нижними чинами. Это был человек настолько крутой, что мой отец с десятилетнего возраста до семнадцати лет пять раз бегал от него. Последний раз отцу удалось убежать из семьи своей навсегда, - он пешком пришёл из Тобольска в Нижний и здесь поступил в ученики к драпировщику. Очевидно, у него были способности и он был грамотен, ибо уже двадцати двух лет пароходство Колчина (ныне Карповой) назначило его управляющим своей конторой в Астрахань, где в 1873 году он и умер от холеры, которой заразился от меня. По рассказам бабушки, отец был умный, добрый и очень весёлый человек.

Дед со стороны матери начал свою карьеру бурлаком на Волге, через три путины был уже приказчиком на караване балахнинского купца Заева, потом занялся окраской пряжи, разжился и открыл в Нижнем красильное заведение на широких началах. Вскоре он имел в городе несколько домов и три мастерских для набойки и окраски материи, был выбран в цеховые старшины, служил в этой должности три трехлетия, после чего отказался, оскорблённый тем, что его не выбрали в ремесленные головы. Он был очень религиозен, до жестокости деспотичен и болезненно скуп. Жил девяносто два года и за год перед смертью сошёл с ума, в 1888 году.

Отец и мать обвенчались "самокруткой", ибо дед не мог, конечно, выдать свою любимую дочь за безродного человека с сомнительным будущим. Мать моя на мою жизнь никакого влияния не имела, ибо, считая меня причиной смерти отца, не любила меня и, вскоре выйдя замуж второй раз, уже совершенно сдала меня на руки деда, который и начал моё воспитание с псалтири и часослова. Потом, семи лет, меня отдали в школу, где я учился пять месяцев. Учился плохо, школьные порядки ненавидел, товарищей тоже, ибо всегда я любил уединение. Заразившись в школе оспой, я кончил учение и более уже не возобновлял его. В это время мать моя умерла от скоротечной чахотки, дед же разорился. В семье его, очень большой, так как с ним жили два сына, женатые и имевшие детей, меня никто не любил, кроме бабушки, изумительно доброй и самоотверженной старухи, о которой я всю жизнь буду вспоминать с чувством любви и уважения к ней. Дядья мои любили жить широко, то есть много и хорошо пить и есть. Напившись, обыкновенно дрались между собой или с гостями, которых у нас всегда бывало много, или же били своих жён. Один дядя вколотил в гроб двух жён, другой - одну. Иногда и меня били. Среди такой обстановки о каких-либо умственных влияниях не может быть и речи, тем более, что все мои родственники - народ полуграмотный.

Восьми лет меня отдали "в мальчики" в магазин обуви, но месяца через два я сварил себе руки кипящими щами и был отослан хозяином вновь к деду. По выздорвлении меня отдали в ученики к чертёжнику, дальнему родственнику, но через год, вследствие очень тяжёлых условий жизни, я убежал от него и поступил на пароход в ученики к повару. Это был гвардии отставной унтер-офицер, Михаил Антонов Смурый, человек сказочной физической силы, грубый, очень начитанный; он возбудил во мне интерес к чтению книг. Книги и всякую печатную бумагу я ненавидел до этой поры, но побоями и ласками мой учитель заставил меня убедиться в великом значении книги, полюбить её. Первая понравившаяся мне до безумия книга - "Предание о том, как солдат спас Петра Великого". У Смурого был целый сундук, наполненный преимущественно маленькими томиками в кожаных переплётах, и это была самая странная библиотека в мире. Эккартгаузен лежал рядом с Некрасовым, Анна Радклиф - с томом "Современника", тут же была "Искра" за 1864 год, "Камень веры" и книжки на малорусском языке.

С этого момента моей жизни я начал читать всё, что попадало под руку; десяти лет начал вести дневник, куда заносил впечатления, выносимые из жизни и книг. Дальнейшая жизнь очень пестра и сложна: из поварят я снова возвратился к чертёжнику, потом торговал иконами, служил на Грязе-Царицынской железной дороге сторожем, был крендельщиком, булочником, случалось жить в трущобах, несколько раз отправлялся пешком путешествовать по России. В 1888 году, живя в Казани, впервые познакомился со студентами, участвовал в кружках самообразования; в 1890 году я почувствовал себя не на своём месте среди интеллигенции и ушёл путешествовать. Шёл из Нижнего до Царицына, Донской областью, Украиной, зашёл в Бессарабию, оттуда вдоль южного берега Крыма на Кубань, в Черноморье. В октябре 1892 года жил в Тифлисе, где в газете "Кавказ" напечатал свой первый очерк "Макар Чудра". Меня много хвалили за него, и, переехав в Нижний, я попробовал писать маленькие рассказы для казанской газеты "Волжский вестник". Их охотно принимали и печатали. Послал очерк "Емельян Пиляй" в "Русские ведомости" тоже приняли и напечатали. Мне, пожалуй, следует заметить здесь, что легкость, с которой провинциальные газеты печатают произведения "начинающих", воистину изумительна, и я полагаю, что она должна свидетельствовать или о крайней доброте господ редакторов или же о полном отсутствии у них литературного чутья.

В 1895 году в "Русском богатстве" (книга 6) напечатан мой рассказ "Челкаш" - о нём отозвалась "Русская мысль" - не помню в какой книге. В том же году в "Русской мысли" помещён мой очерк "Ошибка" - отзывов не было, кажется. В 1896 году в "Новом слове" очерк "Тоска" - отзыв в сентябрьской книге "Образования". В марте текущего года в "Новом словаре" очерк "Коновалов".

До сей поры ещё не написал ни одной вещи, которая бы меня удовлетворяла, а потому произведений моих не сохраняю - ergo*: прислать не могу. Замечательных событий в жизни моей, кажется, не было, а впрочем, я неясно представляю себе, что именно следует подразумевать под этими словами.

---------* Следовательно (лат.)

ПРИМЕЧАНИЯ

Впервые автобиография напечатана в книге "Русская литература ХХ века", т.1, изд."Мир", М. 1914.

Написана автобиография в 1897 году, о чём свмдетельствует авторская пометка в рукописи: "Крым, Алупка, д.Хаджи-Мустафа". В Алупке М.Горький жил в январе - мае 1897 года.

Автобиография написана М.Горьким по просьбе литературоведа и библиографа С.А.Венгерова.

По-видимому, в это же время или несколько позднее М.Горький написал автобиографию, напечатанную в извлечениях в 1899 году в статье Д.Городецкого "Два портрета" (журнал "Семья", 1899, номер 36, 5 сентября):

"Родился 14 марта 1868 или 9-го года в Нижнем, в семье красильщика Василия Васильевича Каширина, от дочери его Варвары и пермского мещанина Максима Савватиева Пешкова, по ремеслу драпировщика или обойщика. С тех пор с честью и незапятнанно ношу звание цехового малярного цеха... Отец умер в Астрахани, когда мне было 5 лет, мать - в Канавине-слободе. По смерти матери, дедушка отдал меня в магазин обуви; в ту пору имел я 9 лет от роду и был дедом обучен грамоте по псалтири и часослову. Из "мальчиков" сбежал и поступил в ученики к чертёжнику, - сбежал и поступил в иконописную мастерскую, потом на пароход, в поварята, потом в помощники садовника. В сих занятиях прожил до 15 лет, всё время занимаясь усердно чтением классических произведений неизвестных авторов, как-то: "Гуак, или непреоборимая верность", "Андрей Бесстрашный", "Япанча", "Яшка Смертенский" и т.п.

Имя Максима Горького известно, пожалуй, каждому. Несколько поколений изучали и изучают его творчество с детских лет. О Горьком сложились определенные представления-стереотипы. Его воспринимают как основоположника литературы социалистического реализма, «буревестника революции», литературного критика и публициста, инициатора создания и первого председателя Союза писателей СССР. О его детских и юношеских годах мы знаем из автобиографических повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты». Однако в последние годы появилось много публикаций, которые показывают несколько другого Горького.

Сообщение учащегося о биографии Горького

Детство

Будущий писатель родился в Нижнем Новгороде. В три года потерял отца, а в десять – мать. Детство прошло в доме деда, в мещанской среде с грубыми и жестокими нравами. Улица по воскресеньям нередко оглашалась радостными криками мальчишек: «У Кашириных опять дерутся!» . Жизнь мальчика скрашивала бабушка, прекрасный портрет которой Горький оставит в автобиографической повести «Детство» (1914). Учился он всего два года. Получив похвальную грамоту, вынужден был по бедности (дед к тому времени разорился) оставить учебу и пойти «в люди» на заработки в качестве ученика, подмастерья, прислуги.

«В людях»

Подростком будущий писатель полюбил книги и пользовался каждой свободной минутой, чтобы читать запоем все, что попадалось под руку. Это беспорядочное чтение, при необыкновенной природной памяти, определило многое в его взгляде на человека и общество.

В Казани, куда он отправился летом 1884 года, надеясь поступить в университет, тоже пришлось перебиваться случайными заработками, а самообразование продолжилось в народнических и марксистских кружках. «Физически я родился в Нижнем Новгороде. Но духовно – в Казани. Казань – любимейший из моих «университетов» , – говорил писатель впоследствии.

«Мои университеты»

Начало литературной деятельности

В конце 80-х – начале 90-х годов Алеша Пешков странствует по просторам России: Моздокской степи, Поволжью, Донским степям, Украине, Крыму, Кавказу. Он уже сам занимается агитацией среди рабочих, попадет под негласное наблюдение полиции, становится «неблагонадежным». В эти же годы он начинает печататься – под псевдонимом Максим Горький. В 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» появляется рассказ «Макар Чудра», а в 1895-м был напечатан рассказ «Старуха Изергиль» Горького сразу же заметили, в печати появились восторженные отклики.

В 1900 году Горький познакомится с Львом Толстым, и тот запишет в дневнике «…он мне понравился. Настоящий человек из народа» . И писателям, и читателям импонировало то, что в литературу вошел новый человек – не из «верхних», образованных, слоев, а «снизу», из народа. К народу – в первую очередь крестьянству – давно было привлечено внимание русского общества. А тут народ как бы сам в лице Горького вошел в гостиные богатых домов, да еще держа в руке собственные необычные сочинения. Разумеется, его встретили с восторженным интересом.

Истоки горьковской прозы

Непосредственной предшественницей горьковской прозы были произведения Чехова. Но если у Чехова герои жалуются, что «надорвались», то у Горького фигуры «дна» общества довольствуются тем, что есть. У них своеобразная «босяцкая» философия с привкусом модного тогда ницшеанства.

Босяк – человек без определенного места жительства, не связанный постоянным трудом, семьей, не владеющий какой-либо собственностью и потому не заинтересованный в сохранении мира и спокойствия в обществе.

Мимо влияния Ницше трудно было пройти в России конца XIX – начала XX века. И у Горького уже в 90-е годы отмечали новые для русской литературы мотивы: жадность к жизни, жажда и культ силы, страстное стремление выйти за привычные, «мещанские» рамки существования. Поэтому писатель отказывается от привычных прозаических жанров и пишет сказки («Старуха Изергиль», 1895), песни («Песня о Соколе», 1895), поэмы в прозе («Человек, 1904).

Начиная с 1889 года за революционную деятельность среди рабочих Горький несколько раз подвергается арестам. Чем более известным он становится, тем большее возмущение вызывает каждое его заключение под стражу. За писателя хлопочут самые известные люди России, среди которых Лев Толстой. Во время одного из арестов (1901) Горький в Нижегородской тюрьме пишет «Песню о Буревестнике», текст которой быстро распространился по всей стране. Клич «Пусть сильнее грянет буря!» не оставлял вариантов в выборе пути развития России, особенно для молодежи.

В том же году его высылают в Арзамас, но, учитывая плохое состояние здоровья, разрешают полгода прожить в Крыму. Там Горький часто встречается с Чеховым и Толстым. Популярность писателя во всех слоях общества в те годы огромна. В феврале 1903 года его избирают почетным академиком по разряду изящной словесности. Николай II, узнав об этом, написал министру просвещения: «…такого человека, в теперешнее смутное время, Академия наук позволяет себе избрать в свою среду. Я глубоко возмущен…» .

После этого письма императорская Академия наук признала выборы недействительными. В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания почетных академиков.

В 1900-х годах Горький, благодаря своему огромному литературному успеху, уже состоятельный человек и может помогать революционному движению материально. И он нанимает столичных адвокатов для арестованных сормовских и нижегородских участников рабочих демонстраций, дает крупные суммы на издание выходившей в Женеве ленинской газеты «Вперед».

В группе большевиков Горький участвует в шествии рабочих 9 января 1905 года. После расстрела демонстрации властями он пишет воззвание, в котором призывает «всех граждан России к немедленной, упорной и дружной борьбе с самодержавием» . Вскоре после этого писатель в очередной раз был арестован, обвинен в государственном преступлении и заключен в Петропавловскую крепость.

Горький был возмущен тем, что в крепости ему в течение девяти суток «не давали никаких вестей о положении М.Ф.» (Мария Федоровна Андреева, его близкий друг, находилась тогда в больнице), что было несколько похоже на пытку…

Через месяц его освободили под залог, а условия содержания в крепости позволили написать там пьесу «Дети солнца». В этой пьесе автор сетует на вялость интеллигенции.

Подобно большинству людей, живущих в России начала века, Горький просто не мог себе представить, что в результате революции, возглавляемой большевиками, множество литераторов, философов, ученых окажется в тюрьмах, но только там им уже не разрешат писать, они годами не будут иметь известий о судьбе своих малолетних детей, их, безвинных, будут пытать и убивать…

Писатель деятельно участвует в революции 1905 года, вступает в социал-демократическую партию, во время уличных боев в Москве снабжает оружием рабочие дружины. На авторском чтении «Детей солнца» с каждого присутствующего берут определенную сумму денег – на оружие для восставших.

Темперамент борца, бойца, глашатая уводит Горького все дальше от собственно художественных задач.

Поездка в Америку и Европу

В январе 1906 года партия большевиков отправляет Горького в Америку – для сбора денег на подпольную работу. Сбор этот в задуманном масштабе не удался; зато в Америке был написан роман «Мать» – о пробуждении в пролетарской среде «классового сознания».

Критика отмечает, что Горький не выдержал «мажорного тона», с которым входил в литературу. Талант Горького не увеличился. Взамен романтического босяка у него выросла явно придуманная, серая фигура «сознательного рабочего».

Покинув Америку, Горький остался за границей: на родине его ждал арест. Осенью 1906 года он поселился в Италии, на острове Капри. Писатель смог вернуться в Россию только в 1913 году, когда в связи с трехсотлетием Дома Романовых была объявлена амнистия политическим эмигрантам.

Талант Горького, вопреки приговорам критики, еще далеко не исчерпал своих возможностей. Писатель без конца изучает и описывает русский национальный характер. Теперь его интересуют не столько «босяки», сколько чудаки, неудачники.

«…Русь изобилует неудавшимися людьми… они всегда, с таинственной силой магнита. Притягивали мое внимание. Они казались интереснее, лучше густой массы обычных уездных людей, которые живут для работы и ради еды…».

В цикле рассказов «Жалобы» (1912) Горький рисует «безысходную, бестолковую тоску русской жизни». В книгу «По Руси» вошли очерки увиденного в былых скитаниях по бескрайней стране. Горький словно задался целью создать реестр российских характеров – бесконечно разнообразных, но в чем-то похожих друг на друга.

«Детство»

В 1913 году в печати появились первые главы из повести «Детство». Она написана на документальном материале.

«Хотя в “Детстве” изображается столько убийств и мерзостей, это, в сущности, веселая книга, – писал Корней Чуковский. – Меньше всего Горький хнычет и жалуется… И написано “Детство” весело, веселыми красками» .

При советской власти, когда будет невозможно любовно писать о «хорошем» дореволюционном детстве, книга Горького станет образцом для подражания, наглядной иллюстрацией того, как нужно уметь увидеть в минувшем дореволюционном времени главным образом «свинцовые мерзости».

Лучшие рассказы 1922–1926 гг. («Отшельник», «Рассказ о безответной любви», «Рассказ о герое», «Рассказ о необыкновенном», «Убийцы»), посвященные его неизменной теме – российским характерам, тоже в значительной мере документальны. А выше всего наиболее квалифицированная критика середины 20-х годов оценит короткие «Заметки из дневника. Воспоминания» (1923–1924): в них Горький пишет преимущественно о реальных людях под их настоящими именами (например, очерк «А.А.Блок»).

«Несвоевременные мысли»

Октябрьские и послеоктябрьские события 1917 года Горький, много лет, числивший себя в социалистах, воспринял трагически. В связи с этим он не стал проходить перерегистрацию в РСДРП и формально остался вне партии. «Буревестник революции» понимает, что она оказывается гибельной для тех «сознательных рабочих», на которых он возлагал свои надежды.

«…Пролетариат не победил, по всей стране идет междоусобная бойня, убивают друг друга сотни и тысячи людей. …Но больше всего меня и поражает, и пугает то, что революция не несет в себе признаков духовного возрождения человека, не делает людей честнее, прямодушнее, не повышает их самооценки и моральной оценки их труда».

Так писал Горький вскоре после революции в газете «Новая жизнь», где печатались его резкие публицистические статьи под общим названием «Несвоевременные мысли». На какой-то период они развели писателя с большевиками.

Полгода спустя он, как ему кажется, находит выход: пролетариату нужно объединиться «со свежими силами рабоче-крестьянской интеллигенции».

«Покрыв всю стану сетью культурно-просветительных обществ, собрав в них все духовные силы страны, мы зажжем повсюду костры огня, который даст стране и свет, и тепло, поможет ей оздоровить и встать на ноги бодрой, сильной и способной к строительству и творчеству… Только так и только этим путем мы выйдем к действительной культуре и свободе» .

Рождается новая утопия – всеобщая грамотность как путь к свободе. Отныне и до конца его жизни она будет руководить действиями писателя. Он верит в объединение сил интеллигенции и разумных рабочих. Крестьянство же считает темной, «антиреволюционной» стихией. Трагедию русского крестьянства на рубеже 20–30-х годов он так и не разглядел.

Деятельность Горького в первые послереволюционные годы

В первые послереволюционные годы Горький постоянно хлопочет за несчастных, которым грозит расстрел, весьма похожий на самосуд.

«Владимир Ильич! – пишет он Ленину осенью 1919 года. – …Арестовано несколько десятков виднейших русских ученых… Очевидно – у нас нет надежды победить и нет мужества с честью погибнуть, если мы прибегаем к такому варварскому и позорному приему, каким я считаю истребление научных сил страны… Знаю, что вы скажете обычные слова: “политическая борьба”, “кто не с нами – тот против нас”, “нейтральные люди – опасны” и прочее… Для меня стало ясно, что “красные” такие же враги народа, как и “белые”. Лично я, разумеется, предпочитаю быть уничтоженным “белыми”, но “красные”, тоже не товарищи мне».

Стараясь спасти от голодной смерти остатки интеллигенции, Горький организует частные издательства, комиссию по улучшению быта ученых, везде встречая яростное сопротивление советских чиновников. В сентябре 1920 года писатель вынужден уйти из всех созданных им учреждений, о чем, и объявляет Ленину: «Иначе я поступить не могу. Я устал от бестолковщины» .

В 1921 году Горький пытается отправить на лечение за границу умирающего Блока, но советская власть отказывает в этом. Не удается спасти от расстрела арестованных по так называемому делу Таганцева, в том числе Николая Гумилева. Созданный по инициативе Горького Комитет помощи голодающим через несколько недель был разогнан.

Лечение заграницей

В 1921 году писатель покинул Россию. Он лечился в Германии и Чехословакии, а с 1924 года снова поселился в Италии, в Сорренто. Но на этот раз не в качестве эмигранта. Прошли годы, и постепенно отношение Горького к советской власти изменилось: она стала казаться ему народной, рабочей властью. В СССР в те годы, опираясь на ленинскую оценку, «Мать» сделали школьным учебником, убеждая всех, что это и есть образцовая литература. Именем Горького называют улицы, театры, самолет. Власть делает все, чтобы привлечь писателя на свою сторону. Он нужен ей – как ширма.

Возвращение в Москву, последние годы жизни

В 1928 году Горький возвращается в Москву. Его встречают толпы новых читателей. Писатель погружается в литературную и общественную работу: основывает и возглавляет новые журналы и книжные серии, принимает участие в писательских судьбах, кому-то помогает преодолевать цензурные запреты (например, Михаилу Булгакову), кому-то уехать за границу (Евгению Замятину), а кому-то, напротив, мешает печататься (например, Андрею Платонову).

Сам Горький продолжает начатое еще в Италии многотомное сочинение «Жизнь Клима Самгина» – хронику русской жизни предреволюционных десятилетий. Огромное число персонажей, немалое количество верных деталей эпохи, и за всем этим одна задача – показать двоящееся, трусливое, предательское лицо прежней русской интеллигенции.

Он сближается со Сталиным и наркомом внутренних дел Ягодой, и это все больше заслоняет от него кровавый смысл происходящего в стране. Как многие деятели культуры, Горький не видит, что установившийся в СССР политический режим в своих целях (подобно гитлеровскому в Германии) манипулирует культурой, искажает самый смысл просвещения, подчиняя его бесчеловечным целям. В статьях Горький клеймит жертв судебных процессов 28–30-х гг. При всем своем знании жизни он не хочет понять, что показания, которые дают «враги народа», могут быть получены только под пытками.

С 1933 года Горького лишают возможности выезжать на зиму за границу, встречаться с теми, кого он хотел бы видеть. Сталин уже не может допустить даже эпизодического, не предусмотренного им самим участия писателя в каких бы то ни было литературно-общественных делах. Горький фактически оказывается под домашним арестом и в этом положении при неясных обстоятельствах умирает накануне новой волны массовых репрессий.

Литература

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005