Выполнила воспитатель: Попова Надежда Александровна
Занятие по ИЗО (нетрадиционная техника « рисование свечой») в средней группе.
Тема: «Морозный узор»
Цели занятия:
Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы.
Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования.
Развивать воображение, творчество.
Материал для занятия:
Альбомный лист;
Кусочек свечки;
Акварельные краски;
Кисть.
Предварительная работа : наблюдения за морозными узорами на окнах в зимнее время
Ход занятия
1. Организационная часть
Педагог предлагает детям загадки.
С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.
Много-много звездочек,
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло. (Снежинки)
Морозно в белом январе, Деревья тонут в серебре. Кусты, березы и осины Украсил блеском светлый... (иней).
Случается, и с неба Камешки летят.
Прячутся прохожие, А всего-то... (град).
Гуляю в поле
летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю.
(Метель
Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимой,
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Какой это мастер
На стекла нанес И листья, и травы,
И заросли роз. (Мороз)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед
Педагог. Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки. Скажите, а когда бывают все эти явления природы, в какое время года?
Дети . Зимой.
Педагог . А кто зиме верный и незаменимый помощник?
Дети. Мороз.
Педагог. Правильно. Как наступает зима, приходят и холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается он по лесам и полям, городам и селам. Приходил он и в наш дом. Постучался в окошко, а мы в это время спали и ничего не слышали. Оставил нам Мороз письмецо распрекрасное. Проснулись мы утром, посмотрели в окошко. Какое красивое! Расписное! Все в кружевах и узорах! Это Мороз написал, нарисовал: веточки - травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, листочки пальм, перышки диковинных птиц, завитушки и крючочки студеные...
Волшебник
Мороз - волшебник, это видно сразу:
Я свой альбом еще не открывал,
А он уже без кисточек и красок
Все окна за ночь нам разрисовал.
Д. Чуяко
Педагог . Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует?
Мнения детей: Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.
Педагог . На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тончайшие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры и рисунки, в которых можно даже увидеть очертания знакомых предметов. Вот, оказывается, как образуются морозные узоры, а художником здесь, без сомнений, является Мороз. Мы с вами имели возможность наблюдать их, вспомните, кто и что увидел в рисунках Мороза?
Ответы детей: Елочку, снежинки, снеговика, цветы, птиц и др.
Педагог. Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза?
Дети . Нет.
Педаго г. А на самом деле возможно: оказывается, есть такие материалы, рисуя которыми мы сначала получаем практически невидимые узоры, но, если их сверху покрыть акварельными красками, узоры проявятся, как будто проявляется фотопленка. Этот способ. рисования называется «фотокопией».
Педагог предлагает детям взять в руки кусочки свечки и попробовать провести ими по дополнительному листу бумаги, чтобы убедиться в том, что свеча не оставляет видимых следов. Затем покрыть сверху краской, понаблюдать за проявлением невидимого рисунка.
Педагог . Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрашиваются, как лист бумаги, где рисунка нет?
Мнения детей.
Педагог . Свечка состоит из вещества - воска, который отталкивает воду, она как будто скатывается с его поверхности. Поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведенной водой.
Сегодня мы с вами попробуем сотворить волшебство - нарисуем морозный узор, только при помощи свечи. Но вначале нужно произнести волшебное зимнее заклинание, чтобы у нас с вами все получилось не хуже, чем у самого Мороза:
Заклинания Зимы (отрывок из стихотворения)
Лягте, мягкие снега. Стоя в кругу, поднять руки над головой,
На леса и на луга плавно опустить их через стороны вниз
Тропы застелите, Руки - перед собой, плавно поочередно
Ветви опушите. покачать ими вверх-вниз.
На окошках, Дед Мороз, Имитировать движение рисования
Разбросай хрустальных роз, «кистью» в произвольном направлении поочередно
Легкие виденья, правой, левой руками.
Хитрые сплетенья.
Зачаруй сердца людей Поднять руки над головой,
Красотой своих затей: , плавно опустить их через стороны вниз.
В светлые узоры
Пусть вникают взоры
Ты, Метелица, чуди,
Хороводы заводи, Присесть, встать, поднять руки вверх,
Взвейся вихрем белым покружиться вокруг себя.
М. Пожарова
2. Практическая часть
1.Продумать содержание будущего узора.
2.Выполнить рисунок при помощи свечи, соблюдая правило заполнения листа узором: начинать рисовать лучше всего в его верхней части, спускаться вниз по мере заполнения листа невидимым узором, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга.
Готовый рисунок покрыть поверх акварельной краской оттенками голубого или фиолетового цвета, во избежание размокания листа не наносить краску многократно на одно и то же место, покрывать лист равномерно, не оставляя пустых мест.
Елена Самонкина
Мастер – класс «Рисунки - цап-царапки свечой (воском)»
«Я о граттаже расскажу вам.
Он вызывает интерес.
Ты словно фокусник царапкой
Рисуешь целый мир чудес».
Я расскажу об интересной технике рисования "граффито» или ГРАТТАЖ! Эта техника интересна и доступна и детям и взрослым любого возраста.
Граттаж - необычная техника рисования, в переводе с французского языка означает скрести, царапать - это выполнение рисунка острым инструментом, процарапывание бумаги или картона, залитых тушью по воску. Поэтому граттаж ласково называют «Цап-царапки»!
Материал для работы: лист бумаги или картона, кисть (губка, свеча, масляные карандаши, тушь (гуашь, баночка с водой, мыло (мыльный раствор, острые предметы для процарапывания, салфетка, газета.
Классический граттаж (черно – белый): лист бумаги натираем воском (свечой). Затем кистью или губкой наносим на поверхность тушь (гуашь).
Тушь (гуашь) с трудом пристает к жирной поверхности. Чтобы тушь не собиралась в капли на восковой поверхности есть одна хитрость - её смешивают с мылом (мыльным раствором).
Когда тушь высохнет, острым предметом - палочкой, зубочисткой - процарапываем рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи. Стол необходимо застелить, иначе все вокруг будет усеяно черной туше-восковой крошкой. В работе используются острые инструменты для удаления черной краски с поверхности картона, в результате появляется белый слой. Получается эффектное черно-белое изображение.
Можно закрасить альбомный лист не свечой, а яичным желтком (основа). Рисунок получится очень ярким.
Цветной граттаж - его можно нарисовать с помощью восковых или масляных карандашей, и тогда свеча не нужна.
1 Этап: лист бумаги (картона) закрашиваем масляными карандашами, восковыми мелками. (можно использовать цветную бумагу или покрыть лист акварелью, но тогда сверху рисунок необходимо натереть свечой).
2 Этап: добавляем в черную тушь (гуашь) жидкое мыло или шампунь и этой смесью кистью покрываем закрашенный лист, даем высохнуть. Закрасить краской надо так, чтоб карандаш не просвечивал. Можно дать краске высохнуть и закрасить еще раз.
3 Этап: самое интересное - когда чёрный цвет высохнет, можно нарисовать контуры – карандашом или перевести через копирку. Потом берем зубочистку (палочку, стек, спицу, вилку) и процарапываем рисунок по туши. На черном фоне образуется рисунок из тонких цветных штрихов.
Рисование необычными материалами (в данном случае свечой) доставляет много радости и развивает творческие способности детей.
Рисунки детей:
Я уверена, что у вас все получится. Если вы попробуете, то на одном рисунке не остановитесь.
Желаю приятных минут творчества вам и вашим детям!
Мастер - класс по рисованию для педагогов и детей старшего школьного возраста
Мастер-класс по рисованию. Смешанная техника (акварель - свеча) «Взмах одного крыла»
Автор: Мельникова Татьяна Ильинична, преподаватель изобразительного искусства, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств №1 г.Надыма».Ход работы:
Знаете ли вы, что парафин можно использовать в изобразительном искусстве? Нет? Значит, сейчас расскажем подробнее об этом необычном способе рисования, который доступен даже маленьким детям.
Более того, независимо от возраста юного художника картина получится очень эффектной за счёт контраста с чёрным цветом.
Называется этот способ рисования «воскография», поскольку вместо парафина можно применять воск, или граттаж, что в переводе с французского языка значит «скрести, царапать». В этом и заключается особенность техники – создавать изображение путём процарапывания.
В качестве «царапающего» инструмента подходит любой подручный инструмент с заострённым концом: гвоздь, зубочистка, циркуль, вязальная спица. Маленьким детям в целях безопасности лучше предложить обычную шариковую ручку со стержнем, в котором закончилась паста.
Чтобы «царапинки» получались без особого труда, поверхность картона надо тщательно натереть свечкой, стараясь покрыть парафином её всю до миллиметра. В противном случае там, где нет парафинового слоя, линия прервётся, и все старания закончатся дыркой в картоне.
Натирать свечой можно белый картон, а можно заранее раскрасить его акварельными красками в зависимости от темы рисунка. Допустим, вы хотите изобразить зимний пейзаж с ёлками, укрытыми снегом. В этом случае делать цветной фон не надо. А если осенние деревья на фоне закатного неба, нанесите на картон размытые горизонтальные полосы всех цветов радуги. Обязательно дайте краске высохнуть и только потом натирайте лист парафином. Кстати, кто-то вместо него использует белую глину, мыло или яичный желток.
Самая сложная часть работы – нанести поверх чёрную краску: из-за большой жирности парафина она плохо ложится и собирается в лужицы. Но если проявить терпение и накладывать слой за слоем, всё получится. Обычно берут чёрную тушь, которая в отличие от гуаши не так сильно пачкает руки и более долговечна.
Когда подготовительные работы закончены, начинается самое интересное – соскабливание чёрной краски, сквозь которую проступают дворцы и джунгли, космические дали и подводное царство, бабочки и невиданные птицы. Особенно увлекательно делать рисунок на красочном фоне, ведь никогда точно не знаешь, какой именно цвет проявится на месте «царапины».
Это, как вы понимаете, условное обозначение, потому что в граттаже, как в любом другом виде изобразительного искусства, есть свои приёмы, выполняемые «скребками» разной формы и толщины: прямые и волнистые линии, точки и пёрышки, тонирование и перекрёстное штрихование. Слитые воедино, они образуют удивительные картины, глядя на которые никто не скажет, что над ними работал начинающий художник-любитель, а не профессионал.
Рисование свечой. Мастер-класс с пошаговыми фото
Мастер-класс по рисованию свечой: «За моим окном зима»
Для работы потребуются следующие материалы:
лист белого картона, лист коричневого картона, клей – карандаш, канцелярский нож, линейка, карандаш, гуашь, кисточка, стакан с водой
Ход работы:
Ребята, сегодня мы встретились с вами не просто так. Сегодня мы с вами будем творить чудеса!!! Но прежде, чем мы с вами этим займёмся, приглашаю послушать красивые стихи:
«Вечером» автор Г. Зайцев
Тихо в воздухе кружатся
Бабочки-снежинки,
И на голый лес ложатся
Липкие пушинки.
Вечер движется несмело,
Снег всё реже, тише.
Словно кто-то краской белой
Разукрасил крыши.
К ним наутро от мороза
Снег пристынет клейкий.
И оденутся берёзы
В заячьи шубейки.
Воспитатель: Ребята, о чём же эти стихи?
Дети отвечают.
Воспитатель: Да, это конечно же о зиме. Она такая разная…….. Такая красивая, загадочная. Ребята, вам нравиться смотреть в окно?
Ответы детей.
Воспитатель: Каждый видит за окном что-то своё. Вот сегодня мы с вами будем рисовать зиму. Именно такую, какую вы хотели бы видеть за окном или ту, которую вы видели за окном. Так и будет называться работа: «За моим окном зима». Но наша работа будет таить в себе капельку волшебства.
И так…. Начинаем!
1. Начинаем работу с выполнения рисунка свечкой. Берём лист белого картона и свечу.