Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как можно открыть аптеку ИП или ООО и что лучше? Как открыть аптеку с нуля: с расчетами для бизнес плана.

Как можно открыть аптеку ИП или ООО и что лучше? Как открыть аптеку с нуля: с расчетами для бизнес плана.

Чтобы начать зарабатывать, открыв свое собственное дело, нужно очень внимательно изучить много важных вопросов, так как это не так просто, как хотелось бы. Во-первых, необходимо иметь стартовый капитал, примерно, в один миллион рублей. Во-вторых, в этой сфере существует большая конкуренция, и нужно приложить немало усилий, чтобы именно ваша аптека пользовалась популярностью.

Необходимо составление рационально правильного бизнес-плана. Немаловажно найти подходящее помещение для правильного расположения аптеки. Очень важно знать, как и какие документы оформить для открытия этого предприятия. Если вы собираетесь открыть , то сначала нужно понять, какие есть перспективы.

Выгодно ли открывать аптеку?

Если в аптечном бизнесе существует высокая конкуренция, значит, открытие аптеки или сети аптек предприятие выгодное , приносящее хороший доход. Тем более, что в настоящее время в российских городах и поселках спрос на аптечные пункты превышает предложение.

Важно учесть и то, что в аптеке продаются не только лекарства, но и вспомогательные препараты, профилактические и гигиенические средства, которые также пользуются большим спросом. И порой люди, заходя за йодом или аспирином, прикупают и предметы гигиены.

Если в процессе развития своей деятельности, найти возможность заключения договоров напрямую с производителями, товары которых пользуются популярностью, у вас будет возможность снизить на них цены, а значит, привлечь больше покупателей.

Выгода открытия аптеки или аптечного пункта состоит еще и в том, что товары, которые в них продаются, занимают намного меньше места , чем продовольственные товары. Это значит, что потребуется меньшая арендуемая площадь, которая, соответственно, требует меньших материальных затрат, чем для открытия продовольственного или другого магазина.

Что нужно для открытия аптеки?

Если имеется необходимая сумма и понятно, какую аптеку вы решили открыть, нужно приступать к делу.

Регистрация

Для открытия подобного предприятия необходимо пройти процедуру регистрации с выполнением некоторых условий. Нужно заполнить организационно-правовую форму и приложить к ней необходимые документы.

1. Если вы выступаете в роли индивидуального предпринимателя и хотите открыть аптеку на свое имя, вы должны иметь диплом фармацевта или провизора .

Если открытие предполагается, как ОАО, ЗАО или ООО, вы , не имея специального образования, но управляющий предприятием должен обязательно иметь такой диплом.

2. Необходимо выбрать и указать вид, открывающегося аптечного предприятия:

  • производственная — аптека, занимающаяся приготовлением лекарств по врачебным рецептам;
  • производственная — аптека, которая изготавливает антисептические медикаменты;
  • аптека, только продающая лекарственные средства, изготовленные на фармацевтических предприятиях.

Два первых вида аптек в обязательном порядке регистрируются в налоговой инспекции под определенным кодом ОКВЭД 24.42.1 — Производство медикаментов .

3. Аптечный пункт, киоск или магазин имеют свои коды регистрации, которые звучат следующим образом:

  • продажа медицинских и фармацевтических товаров, парфюмерных и косметических средств;
  • продажа фармацевтических товаров;
  • продажа медицинских товаров и ортопедических изделий.

Не нужно путать аптечный пункт, киоск и аптеку — они отличаются нормативными требованиями по предоставлению услуг. Большее количество услуг разрешено классической аптеке, но и требования по ее обустройству гораздо выше.

Аптечный киоск или пункт окупают себя намного быстрее аптеки, но чтобы открыть эти филиалы, сначала потребуется открыть аптеку, к которой они будут относиться .

Выбор места и подготовка помещения

Когда регистрация на аптеку оформлена, можно проводить выбор места, где она будет находиться, и арендовать соответствующее помещение, которое не должно быть меньше 75 квадратных метров. В эту квадратуру должны входить следующие помещения:

  • торговый зал, подсобные помещения для приема, распаковки и хранения товара;
  • кабинет управляющего и бухгалтера, архив, помещение для персонала;
  • санитарно-гигиенические комнаты.

Выбор месторасположения аптеки

Место, где будет расположена аптека, зависит от того, какими средствами вы располагаете . Если это будет центральная часть города, и вами задуман большой аптечный центр, с большим ассортиментом товаров, в основном дорогостоящих — это будет максимально затратный проект. В этом случае, вы должны приложить много усилий для того, чтобы у вас нашлось все, что потребуется покупателям.

Небольшая аптека, которая будет укомплектована только самыми необходимыми и востребованными лекарственными средствами с низкими ценами, может быть спокойно размещена в любом районе города, лучше в тех местах, где проходит много людей . На такую аптеку потребуется намного меньше затрат, как на ее оборудование, так и на аренду помещения.

Ремонт и оборудование помещения

Прежде, чем завозить оборудование и открывать аптеку, необходимо сделать в помещение ремонт, соответствующий всем правилам для получения лицензии.

  1. Отделка стен и потолков должна производиться материалами, которые могут быть подвергнуты влажной уборке с добавлением в воду дезинфицирующих растворов.
  2. Наличие центральных систем канализации, водоснабжения, отопления и электроснабжения — обязательно.
  3. Если отсутствует система вентиляции, ее следует установить.
  4. Склады для хранения лекарственных средств должны быть оснащены температурными датчиками и датчиками влажности.
  5. Помещение необходимо оборудовать холодильниками, сейфами для хранения ядовитых и наркосодержащих лекарственных средств, шкафами и стеллажами. Все аптечное оборудование должно быть сертифицировано Минздравом.
  6. В будущей аптеке должна быть устроена противопожарная, охранная — светозвуковая сигнализация.
  7. Аптечное помещение должно быть изолировано от других предприятий, находящихся в этом здании.
  8. Торговый зал может быть организован по:
    • закрытому типу, когда лекарства отпускаются только из-за прилавка.
    • может быть устроен по принципу самообслуживания, в этом случае % продаж гораздо больше.
    • есть третий тип, смешанный, т.е. в зале есть закрытый прилавок, где продают медикаменты по рецептам, и одновременно в зале организовано самообслуживание, и присутствуют продавцы-консультанты.

Подбор персонала

В аптеке не могут работать люди, не имеющие соответствующего образования, поэтому нужно знать, как подобрать квалифицированный персонал.

Руководитель, который зарегистрирован, как юридическое лицо, должен иметь следующие данные:

  • диплом высшего фармацевтического образования ;
  • сертификат специалиста в данной области со стажем работы не менее трех лет.

Весь персонал аптеки, который работает с отпуском и приемом, уничтожением, хранением и изготовлением лекарственных средств, должен иметь соответствующее профессиональное образование , с курсами повышения своей квалификации каждые пять лет.

Необходимые документы для лицензии

Далее, необходимо собрать документы для получения лицензии, эта процедура займет довольно долгое время, примерно полгода — все будет зависеть от оперативности чиновников на местах.

При условии наличия всех необходимых документов, лицензию можно будет получить в ФС по надзору в сфере здравоохранения и соц. развития.

Для детального изучения информации по фармацевтической лицензии смотрите ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и «Положение о лицензировании фармацевтической деятельности».

Список основных необходимых документов:

  • Заявление от учредителя
  • Учредительные документы
  • Копия документа о занесении записи о юридическом лице в Единый Гос. Реестр
  • Свидетельствово о постановке на учет в налоговой инспекции
  • Квитанция об уплате лицензионного налога
  • Документ, подтверждающий право собственности или договор аренды
  • Документы, подтверждающие профессиональное образование и трудовые книжки сотрудников учреждения
  • Документы на право пользования спец. оборудованием
  • Заключение Госпотребнадзора
  • Заключение Госпожнадзора
  • Лицензирование и характеристика объекта
  • План-схема помещения

Со всех перечисленных документов должны быть сняты копии и заверены нотариусом.

Итак, если вы решили открыть аптечное дело, нужно набраться терпения и пройти этот путь до победного конца. Результатом этого будет постоянный доход и серьезное семейное дело.

Испытайте все возможности платформы ЕКАМ бесплатно

Программа складского учета

  • Настройка автоматизации учёта товаров “под ключ”
  • Списание остатков в реальном времени
  • Учёт закупок и заказов поставщикам
  • Встроенная программа лояльности
  • Онлайн-касса под 54-ФЗ

Обеспечиваем оперативную поддержку по телефону,
помогаем загрузить товарную базу и поставить кассу на учёт.

Испытайте все возможности бесплатно!

Электронная почта*

Электронная почта*

Получить доступ

Соглашение о конфиденциальности

и обработке персональных данных

1.Общие положения

1.1.Настоящее соглашение о конфиденциальности и обработке персональных данных (далее - Соглашение) принято свободно и своей волей, действует в отношении всей информации, которую ООО «Инсейлс Рус» и/или его аффилированные лица, включая все лица, входящие в одну группу с ООО «Инсейлс Рус» (в том числе ООО «ЕКАМ сервис»), могут получить о Пользователе во время использования им любого из сайтов, сервисов, служб, программ для ЭВМ, продуктов или услуг ООО «Инсейлс Рус» (далее - Сервисы) и в ходе исполнения ООО «Инсейлс Рус» любых соглашений и договоров с Пользователем. Согласие Пользователя с Соглашением, выраженное им в рамках отношений с одним из перечисленных лиц, распространяется на все остальные перечисленные лица.

1.2.Использование Сервисов означает согласие Пользователя с настоящим Соглашением и указанными в нем условиями; в случае несогласия с этими условиями Пользователь должен воздержаться от использования Сервисов.

«Инсейлс» - Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус», ОГРН 1117746506514, ИНН 7714843760, КПП 771401001, зарегистрированное по адресу: 125319, г.Москва, ул.Академика Ильюшина, д.4, корп.1, офис 11 (далее - «Инсейлс»), с одной стороны, и

«Пользователь» -

либо физическое лицо, обладающее дееспособностью и признаваемое участником гражданских правоотношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

либо юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;

либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;

которое приняло условия настоящего Соглашения.

1.4.Для целей настоящего Соглашения Стороны определили, что конфиденциальная информация - это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности (включая, но не ограничиваясь: информацию о продукции, работах и услугах; сведения о технологиях и научно-исследовательских работах; данные о технических системах и оборудовании, включая элементы программного обеспечения; деловые прогнозы и сведения о предполагаемых покупках; требования и спецификации конкретных партнеров и потенциальных партнеров; информацию, относящуюся к интеллектуальной собственности, а также планы и технологии, относящиеся ко всему перечисленному выше), сообщаемые одной стороной другой стороне в письменной и/или электронной форме, явно обозначенные Стороной как ее конфиденциальная информация.

1.5.Целью настоящего Соглашения является защита конфиденциальной информации, которой Стороны будут обмениваться в ходе переговоров, заключения договоров и исполнения обязательств, а равно любого иного взаимодействия (включая, но не ограничиваясь, консультирование, запрос и предоставление информации, и выполнение иных поручений).

2.Обязанности Сторон

2.1.Стороны соглашаются сохранять в тайне всю конфиденциальную информацию, полученную одной Стороной от другой Стороны при взаимодействии Сторон, не раскрывать, не разглашать, не обнародовать или иным способом не предоставлять такую информацию какой-либо третьей стороне без предварительного письменного разрешения другой Стороны, за исключением случаев, указанных в действующем законодательстве, когда предоставление такой информации является обязанностью Сторон.

2.2.Каждая из Сторон предпримет все необходимые меры для защиты конфиденциальной информации как минимум с применением тех же мер, которые Сторона применяет для защиты собственной конфиденциальной информации. Доступ к конфиденциальной информации предоставляется только тем сотрудникам каждой из Сторон, которым он обоснованно необходим для выполнения служебных обязанностей по исполнению настоящего Соглашения.

2.3.Обязательство по сохранению в тайне конфиденциальной информации действительно в пределах срока действия настоящего Соглашения, лицензионного договора на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договора присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ, агентских и иных договоров и в течение пяти лет после прекращения их действия, если Сторонами отдельно не будет оговорено иное.

(а)если предоставленная информация стала общедоступной без нарушения обязательств одной из Сторон;

(б)если предоставленная информация стала известна Стороне в результате ее собственных исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, осуществленной без использования конфиденциальной информации, полученной от другой Стороны;

(в)если предоставленная информация правомерно получена от третьей стороны без обязательства о сохранении ее в тайне до ее предоставления одной из Сторон;

(г)если информация предоставлена по письменному запросу органа государственной власти, иного государственного органа, или органа местного самоуправления в целях выполнения их функций и ее раскрытие этим органам обязательно для Стороны. При этом Сторона должна незамедлительно известить другую Сторону о поступившем запросе;

(д)если информация предоставлена третьему лицу с согласия той Стороны, информация о которой передается.

2.5.Инсейлс не проверяет достоверность информации, предоставляемой Пользователем, и не имеет возможности оценивать его дееспособность.

2.6.Информация, которую Пользователь предоставляет Инсейлс при регистрации в Сервисах, не является персональными данными, как они определены в Федеральном законе РФ №152-ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных».

2.7.Инсейлс имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.

2.8.Принимая данное Соглашение Пользователь осознает и соглашается с тем, что Инсейлс может отправлять Пользователю персонализированные сообщения и информацию (включая, но не ограничиваясь) для повышения качества Сервисов, для разработки новых продуктов, для создания и отправки Пользователю персональных предложений, для информирования Пользователя об изменениях в Тарифных планах и обновлениях, для направления Пользователю маркетинговых материалов по тематике Сервисов, для защиты Сервисов и Пользователей и в других целях.

Пользователь имеет право отказаться от получения вышеуказанной информации, сообщив об этом письменно на адрес электронной почты Инсейлс - .

2.9.Принимая данное Соглашение, Пользователь осознает и соглашается с тем, что Сервисами Инсейлс для обеспечения работоспособности Сервисов в целом или их отдельных функций в частности могут использоваться файлы cookie, счетчики, иные технологии и Пользователь не имеет претензий к Инсейлс в связи с этим.

2.10.Пользователь осознает, что оборудование и программное обеспечение, используемые им для посещения сайтов в сети интернет могут обладать функцией запрещения операций с файлами cookie (для любых сайтов или для определенных сайтов), а также удаления ранее полученных файлов cookie.

Инсейлс вправе установить, что предоставление определенного Сервиса возможно лишь при условии, что прием и получение файлов cookie разрешены Пользователем.

2.11.Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность выбранных им средств для доступа к учетной записи, а также самостоятельно обеспечивает их конфиденциальность. Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия (а также их последствия) в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя, включая случаи добровольной передачи Пользователем данных для доступа к учетной записи Пользователя третьим лицам на любых условиях (в том числе по договорам или соглашениям). При этом все действия в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя считаются произведенными самим Пользователем, за исключением случаев, когда Пользователь уведомил Инсейлс о несанкционированном доступе к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи.

2.12.Пользователь обязан немедленно уведомить Инсейлс о любом случае несанкционированного (не разрешенного Пользователем) доступа к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи. В целях безопасности, Пользователь обязан самостоятельно осуществлять безопасное завершение работы под своей учетной записью по окончании каждой сессии работы с Сервисами. Инсейлс не отвечает за возможную потерю или порчу данных, а также другие последствия любого характера, которые могут произойти из-за нарушения Пользователем положений этой части Соглашения.

3.Ответственность Сторон

3.1.Сторона, нарушившая предусмотренные Соглашением обязательства в отношении охраны конфиденциальной информации, переданной по Соглашению, обязана возместить по требованию пострадавшей Стороны реальный ущерб, причиненный таким нарушением условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.2.Возмещение ущерба не прекращают обязанности нарушившей Стороны по надлежащему исполнению обязательств по Соглашению.

4.Иные положения

4.1.Все уведомления, запросы, требования и иная корреспонденция в рамках настоящего Соглашения, в том числе включающие конфиденциальную информацию, должны оформляться в письменной форме и вручаться лично или через курьера, или направляться по электронной почте адресам, указанным в лицензионном договоре на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договоре присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ и в настоящем Соглашении или другим адресам, которые могут быть в дальнейшем письменно указаны Стороной.

4.2.Если одно или несколько положений (условий) настоящего Соглашения являются либо становятся недействительными, то это не может служить причиной для прекращения действия других положений (условий).

4.3.К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Инсейлс, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.

4.3.Все предложения или вопросы по поводу настоящего Соглашения Пользователь вправе направлять в Службу поддержки пользователей Инсейлс либо по почтовому адресу: 107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12 БЦ «Stendhal» ООО «Инсейлс Рус».

Дата публикации: 01.12.2016г.

Полное наименование на русском языке:

Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус»

Сокращенное наименование на русском языке:

ООО «Инсейлс Рус»

Наименование на английском языке:

InSales Rus Limited Liability Company (InSales Rus LLC)

Юридический адрес:

125319, г. Москва, ул. Академика Ильюшина, д. 4, корп.1, офис 11

Почтовый адрес:

107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12, БЦ «Stendhal»

ИНН: 7714843760 КПП: 771401001

Банковские реквизиты:

Аптечный бизнес стоит в ряду наиболее прибыльных видов деятельности после торговли алкоголем и продуктами питания. Начинающих предпринимателей привлекает данная сфере бизнеса, но прежде чем его начать, необходимо знать, сколько стоит открыть аптеку с нуля.

[ Скрыть ]

Актуальность

Актуальность бизнеса обусловлена следующим:

  1. Высокий и растущий спрос на медицинские препараты и дополняющие товары. Он связан с плохой экологией, употреблением некачественной пищи, стрессами, нездоровым образом жизни, особым вниманием человека к своему здоровью и пр. В лекарствах нуждаются подавляющее большинство населения планеты.
  2. Спрос на продукцию, реализующуюся в аптеке, превышает предложение как в России, так и в Украине. Поскольку рынок не насыщен, на него можно проникнуть и успешно функционировать.
  3. Высокая прибыльность и рентабельность бизнеса (на уровне 20 процентов).

Открытие фармацевтического бизнеса с нуля актуально для врача, фармацевта или любого другого человека, желающего им заниматься и имеющий начальный капитал.

Виды аптек

Все российские аптечные учреждения можно разделить на три типа:

  • аптека;
  • аптечный киоск (филиал аптеки);
  • аптечный пункт (филиал аптеки).

Министерство здравоохранения Российской Федерации выпустило приказ N 553н (от 27.06.2010) «Об утверждении видов аптечных организаций». В нем определены требования и особенности функционирования всех типов аптечных организаций. Текст приказа можно скачать в интернете.

Согласно приказу, аптечное предприятие может быть трех типов:

  • продающая готовые лекарственные формы;
  • с собственным производством;
  • с собственным производством и с правом на изготовление асептических средств.

Основное отличие между типами аптечных учреждений заключается в перечне лекарств, разрешенных к реализации. Например, только в аптеке можно продавать лекарства по рецепту. В небольших киосках/пунктах нельзя купить наркотические, психотропные и ядовитые препараты.

Чтобы запустить аптечный пункт с нуля, предпринимателю потребуется первоначально создать аптечную организацию широкого профиля. Данная ситуация объясняется тем, что киоски и пункты являются своеобразными структурными подразделениями, относящимися к аптечному магазину. По отзывам бизнесменов, быстрее окупаются киоски, их следует открывать для развития бизнеса в дальнейшем, но для начала организуется головная аптека.

Все аптеки можно разделить на три типа:

  1. Дискаунтер. Здесь к продаже предлагается ограниченный ассортимент товаров, который наиболее востребован, из низкой ценовой категории. Такие заведения размещают в оживленных местах, например, около остановок общественного транспорта и дорог, в спальных районах. Также дискаунтеры будут актуальны в сельской местности.
  2. Аптека со средним ассортиментом товаров. Подобный тип заведений пользуется большой популярностью у бизнесменов. Их открывают и в центре города, и в районах массового проживания людей.
  3. Крупные аптеки. Здесь на витринах представлен богатый выбор основной и сопутствующей лекарственной продукции (от 7 тысяч наименований). Для удобства, в торговом зале организуется несколько прилавков, оборудованных кассами. Данный формат бизнеса предусматривает возможность открытой выкладки продукции. Традиционно размещают подобные магазины в центре города.

Частную аптеку можно сделать «закрытой» или «открытой». Первый вариант предусматривает выкладку продукции на витрине за стеклом, без прямого доступа для покупателей. Второй вариант напоминает супермаркет, где каждый желающий может взять вещь в руки, выбрать нужную и отнести ее на кассу. Открытая выкладка товара привлекает покупателей возможностью внимательно посмотреть на товар, прочитать инструкцию и т. д.

«Открытые» аптеки позволяют получать прибыль на 20-30 процентов больше, чем «закрытые». При этом важно, чтобы заведение располагалось в месте с высокой проходимостью (не меньше 10 000 человек в день). Начинающему бизнесмену рекомендуется выбрать более надежную и безопасную форму организации дела – «закрытую» аптеку. В такой ситуации вероятность кражи товаров будет сведена к минимуму.

Электронный магазин от традиционной аптеки отличает то, что в качестве торгового зала в сети выступает веб-сайт. Для консультирования клиентов интернет-магазина должна быть настроена работа помощника в режиме онлайн, который может работать на дому.

Описание и анализ рынка

Характеристика и тенденции российского фармацевтического рынка:

  • рынок имеет высокую социальную значимость;
  • за последние десять лет среднегодовой темп роста объема розничных продаж медицинских и сопутствующих товаров превысил 8 процентов;
  • крупнейшие российские аптечные сети — «Ригла», «Аптеки 36,6»;
  • за 2016 год емкость фармацевтического рынка составила приблизительно 1 127 миллиарда рублей (или 5,3 миллиарда упаковок);
  • доля потребительских расходов на рынке – 68,8 процентов, государственный сегмент составляет 31,2 процентов;
  • на конец 2016 года в Центральном федеральном округе функционировало 17 133 аптечных учреждений, где средний чек составляет 488,2 рублей;
  • в 2016 году, по сравнению с 2015, число аптечных учреждений увеличилось на 4 процента и составило 60,2 тысяч аптек;
  • наибольшую часть аптек составляют локальные заведения (55,44 процента);
  • средняя выручка одной аптеки в месяц на конец 2016 года составляла 1 776 000 рублей.

Структура фармацевтического рынка за 2016 год Число аптечных организаций в России на конец 2016 года и средний чек Число аптечных учреждений в 2015-2017 годах Динамика показателей аптечного сегмента России за 2016 год

Характеристика и тенденции украинского фармацевтического рынка:

  • за 2016 год объем продаж лекарств, медицинских изделий, диетической продукции и косметики составил 60 миллиардов гривен (или 1,6 миллиардов упаковок);
  • наблюдается рост рынка в денежном выражении на 21,9 процентов, а натуральном – 5,7 процентов;
  • на рынке преимущественно реализуются товары зарубежных производителей;
  • средняя стоимость одной упаковки товаров стандартной «аптечной корзины» в 2016 году составила 37,7 гривен;
  • пять крупнейших дистрибьюторов занимают 89,4 процентов рынка («БаДМ», «Оптима-Фарм», «Вента», «ФАРМ КО», «Фармпланета»).

Целевая аудитория

Характеристика целевой аудитории аптечной организации:

  • преимущественно аптеки посещают женщины, имеющие детей (мужчины составляют около 30 процентов посетителей аптек);
  • больше половины клиентов относится к категории служащих и пенсионеров;
  • средний возраст посетителей – 30–55 лет;
  • уровень дохода – от низкого до высокого.

Конкурентные преимущества

Конкурентные преимущества успешной аптеки:

  • удобное для покупателей место расположения аптечного магазина;
  • скорость обслуживания, отсутствие очередей за счет организации нескольких рабочих мест, оборудованных кассовыми аппаратами;
  • удобство выбора товара за счет эффективного использования торгового пространства;
  • широкий ассортимент, рассчитанный на посетителей с разными доходами;
  • удобный режим работы;
  • высокая культура обслуживания;
  • компетентность продавцов, они должны уметь дать совет и ответить на вопрос клиента о том или ином товаре;
  • уют и доброжелательная атмосфера;
  • возможность доставки товара на дом;
  • возможность оплаты товара наличными и безналичными способами;
  • дисконтные карты и бонусная система;
  • скидки пенсионерам и некоторым другим категориям посетителей;
  • грамотная ценовая политика.

Рекламная кампания

Чтоб получить максимальную эффективность от рекламной кампании, ее надо запустить примерно за месяц до открытия аптеки.

В нее должны входить следующие мероприятия:

  • размещение рекламных объявлений в сети на городских форумах и сайтах, связанных с тематикой здоровья и лечения различных болезней;
  • добавление информации о фирме в каталоги аптек;
  • реклама в соцсетях;
  • размещение информации об аптеке в местных печатных изданиях;
  • распространение листовок с приглашением посетить аптеку и сделать покупку со скидкой;
  • создание фирменного веб-сайта или интернет-магазина;
  • разработка программы лояльности (например, скидки пожилым людям, постоянным клиентам и пр.);
  • разработка ценовой политики, важно не делать цены выше, чем у прямых конкурентов.

Кроме выше перечисленных действий, предпринимателю необходимо заказать:

  • яркую индивидуальную вывеску;
  • щит указатель;
  • визитки;
  • дисконтные карты.

Оформление торгового зала, витрин, вывески, формы персонала и пр., должно быть выдержано в одном стиле. Здесь важно уделить особое внимание брендингу. Практика показывает, что продуманный бренд помогает повысить лояльность и доверие покупателей к аптечной организации.

Пошаговая инструкция открытия

Пошаговая инструкция позволит понять начинающему предпринимателю с чего начать открытие аптеки:

  1. Составить бизнес-план с нуля с расчетами.
  2. Проанализировать рынок недвижимости для выбора лучшего места под организацию торговой точки.
  3. Заключить долгосрочные договоры аренды.
  4. Юридически оформить деятельность компании.
  5. Осуществить брендинг.
  6. Разработать проект дизайна аптеки.
  7. Отремонтировать помещение.
  8. Нанять персонал.
  9. Провести переговоры с поставщиками и заключить с ними контракты на поставки товаров.
  10. Закупить торговое оборудование и его установить.
  11. Получить разрешительную документацию, которая позволит открыть собственное дело.
  12. Закупить товар и его последующая выкладка на витрины.
  13. Провести рекламную кампанию.
  14. Запустить аптеку.

Документы

Основные вопросы, которые следует решить в процессе юридического оформления деятельности аптеки:

  1. Выбрать организационно-правовую форму. В данной сфере бизнеса обычно регистрируют ИП или ООО. Если в будущем планируется расширить бизнес до аптечной сети, то лучше сразу оформить юридическое лицо. Также форму ИП разрешено регистрировать только тем предпринимателям, которые имеют фармацевтическое образование. Врач может открыть собственную аптеку, но для этого ему понадобится повысить свою квалификацию в области фармацевтики.
  2. Выбрать форму налогообложения. Бизнесмену будет выгоднее работать по упрощенной системе, по схеме доходы «минус» расходы, 15 процентов.
  3. Пройти процедуру получения лицензии от министерства здравоохранения. Подготовив пакет необходимых документов, предпринимателю будет не сильно сложно ее оформить.
  4. Пройти процедуру получения разрешений от надзорных органов для открытия аптеки. Положительное заключение должны выдать инспекторы Санэпидемстанции, Роспотребнадзора и Пожарной службы. Требования к санитарному режиму российских аптечных организаций установлены в инструкции к приказу Минздрава № 309 (от 21.10.1997).
  5. Выбрать коды по классификатору видов экономической деятельности.

При регистрации указываются следующие реквизиты:

  • код 47.73 «Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках)»;
  • код 47.74 «Торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах»;
  • код 47.75 «Торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены».

Фармацевтическая лицензия и в России, и на Украине выдается на пять лет.

Для открытия аптеки и получения лицензии в России нужны следующие документы:

  • заявление для получения лицензии;
  • свидетельство о регистрации фирмы;
  • справка, подтверждающая постановку на налоговый учет;
  • экспертное заключение от Роспотребнадзора, Пожарной и Санитарно-эпидемиологической службы;
  • копии дипломов о медицинском/фармацевтическом образовании (высшее или среднее), фармацевтических сертификатов и санкнижек сотрудников и руководителя аптеки;
  • заверенные копии документов, подтверждающие стаж работы по специальности у индивидуального предпринимателя или руководителя аптеки;
  • договоры с организациями, производящими медосмотры сотрудников, уборку помещения, его дезинфекцию, вывоз отходов, химчистку спецодежды, чистку вентиляции;
  • договор аренды помещения или документ, подтверждающий право собственности на него;
  • план-схему помещения из бюро технической инвентаризации (БТИ);
  • документы на используемое оборудование.

Для сбора и оформления необходимых документов потребуется около двух месяцев.

В видео описываются ключевые моменты процесса получения фармацевтической лицензии. Снято каналом: «Антон Смирнов».

Перечень бумаг для открытия бизнеса в Украине:

  • чертежи БТИ (копии);
  • копия диплома фармацевта руководителя юридического лица;
  • выписка из Единого госреестра;
  • справка статистики;
  • заявление на выдачу лицензии;
  • информация о материально-технической базе и специалистах (заверены субъектом хозяйствования);
  • справки, подтверждающие отсутствие у основного персонала психических расстройств, наркологической и алкогольной зависимостей;
  • справка, подтверждающая отсутствие не погашенной или не снятой судимости (за преступления средней и особой тяжести, связанные с незаконным обращением наркотиков);
  • разрешение МВД на использование выбранного помещения для аптеки;
  • разрешение СЭС на использование помещения (оно должно соответствовать требованиям актуальных санитарных норм).

Со второй половины 2012 года для получения лицензии на открытие аптеки на Украине не требуется оформление паспорта аптечной организации.

Помещение и дизайн

Требования к месту размещения аптечной организации и помещению:

  • высокая проходимость потенциальных покупателей, лучше всего подойдет спальный район;
  • небольшое число, или полное отсутствие, аптечных организаций в предполагаемом районе размещения торговой точки;
  • расположение вблизи дорог и остановок общественного транспорта;
  • удобный подход и подъезд (желательно с парковкой);
  • помещение не должно относиться к жилищному фонду дома;
  • подойдет площадь на первом этаже (например, в жилом доме) с индивидуальным выходом из торгового зала;
  • при размещении аптеки в торговом центре, при гостинице, вокзале или аэропорту, наличие отдельного выхода из торгового зала не требуется;
  • небольшие аптечные пункты и киоски лучше размещать на территории поликлиник, больниц, крупных гипермаркетов и пр.;
  • наличие коммуникаций: электроснабжение, отопление, канализация, водоснабжение и вентиляция.

Минимальные нормативы площадей аптечных организаций, расположенных на территории России:

Виды аптечных организаций Площадь помещения Помещения производственного назначения Помещения хозяйственного и административного назначения Помещение санитарно-бытовое
75 60 13 2
Аптека, реализующая наркотические, психотропные и др. препараты (число жителей свыше 1 000 000 человек) 69 54 13 2
70 55 13 2
Аптека, реализующая наркотические, психотропные и др. препараты (число жителей от 500 000 до 1 000 000 человек) 64 49 13 2
65 50 13 2
Аптека, реализующая наркотические, психотропные и др. препараты (число жителей от 100 000 до 500 000 человек) 59 44 13 2
60 45 13 2
Аптека, реализующая наркотические, психотропные и др. препараты (число жителей от 10 000 до 100 000 человек) 54 39 13 2
55 40 13 2
Аптека, реализующая наркотические, психотропные и др. препараты (число жителей до 10 000 человек) 49 34 13 2
Аптечный пункт, реализующий наркотические, психотропные и др. препараты (число жителей свыше 10 000 человек) 45 30 13 2
Аптечный пункт, не реализующий наркотические, психотропные и др. препараты (число жителей свыше 10 000 человек) 39 24 13 2
Аптечный пункт, реализующий наркотические, психотропные и др. препараты (число жителей до 10 000 человек) 43 28 13 2
Аптечный пункт, не реализующий наркотические, психотропные и др. препараты (число жителей до 10 000 человек) 37 22 13 2
Самостоятельный аптечный киоск (число жителей свыше 10 000 человек) 35 20 13 2
Самостоятельный аптечный киоск (число жителей до 10 000 человек) 33 18 13 2
Аптечный магазин 35 20 13 2

Под производственным помещением подразумевается:

  • торговый зал;
  • комната для приема и распаковки продукции;
  • комната для хранения (склад).

Если в аптеке предусмотрено собственное изготовление лекарств, то понадобится дополнительная площадь для производственного цеха.

Требования к аптекам на Украине:

  • распределение площади помещения аптеки: торговый зал, производственная и служебная комната, санузел;
  • площадь городской аптеки – не менее 50 квадратных метров, в поселках – 40 квадратных метров, а в селах – 30 квадратных метров;
  • минимальная площадь торгового зала в городах и поселках – минимум 18 квадратных метров, а в селах – 10 квадратных метров;
  • минимальная площадь для хранения лекарственных средств в городах и поселках – минимум 10 квадратных метров, а в селах – 6 квадратных метров;
  • минимальная площадь комнаты для персонала в городах и поселках – минимум 8 квадратных метров, а в селах – 4 квадратных метра;
  • минимальная площадь аптечного пункта – не менее 18 квадратных метров;
  • минимальная площадь городского аптечного киоска – не менее 21 квадратного метра, а сельского или поселкового – 8 квадратных метров.

Оборудование и инвентарь

Пример оснащения аптеки, продающей готовые лекарственные формы, в российском городе с численностью населения 600 тысяч человек.

Наименование Примерные цены в рублях
Торговое оборудование (витрины, стеллажи, прилавки и пр.) 200 000
Стеллажи с выдвижными ящиками для хранения лекарств 50 000
Кассовые аппараты (две штуки) 50 000
Программное обеспечение для электронного учета 70 000
Сейф-холодильник для хранения наркотических/психотропных веществ 100 000
Фармацевтический холодильник (две штуки) 80 000
Медицинский морозильник 60 000
Оснащение пожарной сигнализацией 10 000
Оснащение охранной сигнализацией 30 000
Система вентиляции 25 000
Датчики, измеряющие температуру и влажность 5 000
Оргтехника 40 000
Мебель в административно-хозяйственные помещения 60 000
Прочее оборудование и инвентарь 40 000
Итого: 820 000

Оснащение аптеки будет стоить предпринимателю около 820 тысяч рублей.

Торговое оборудование – 200 000 рублей высшее или среднее фармацевтическое образование (можно медицинское, но при наличии дополнительного образования, разрешающего работать в аптеке с лекарственными препаратами);

  • опыт работы в фармацевтической сфере от трех лет для руководителя/управляющего с высшим образованием и пять лет – при среднем профессиональном образовании;
  • знание ассортимента;
  • коммуникабельность;
  • дисциплинированность;
  • доброжелательность;
  • внимательность;
  • честность;
  • грамотная речь;
  • аккуратность с товаром;
  • ответственность;
  • обходительность с клиентом;
  • умение дать квалифицированный совет;
  • отсутствие судимостей;
  • опрятный внешний вид.
  • Бухгалтерский учет выгодно вынести на аутсорсинг. Таким образом, предприниматель сэкономит деньги на отсутствие потребности в организации и оснащении рабочего места для постоянного бухгалтера и его зарплате.

    Финансовый план

    Чтобы определить, сколько стоит открыть аптеку с нуля необходимо учитывать ряд факторов:

    • тип открываемой аптечной организации;
    • площадь помещения;
    • место размещения;
    • среднюю проходимость и пр.

    Исходные данные для примерных расчетов финансового плана:

    • открытие аптеки, реализующей готовые лекарственные формы;
    • расположение: российский город с населением около 600 тысяч человек, густонаселенный спальный район;
    • помещение взято в долгосрочную аренду;
    • площадь помещения – 75 квадратных метров;
    • регистрация ООО;
    • численность персонала – 3 человека.

    Стартовые вложения

    Образец стартовых вложений для открытия аптеки.

    Статьи затрат Ориентировочные цены в рублях
    Регистрация юридического лица, получение разрешений и лицензии 50 000
    Арендная плата за помещение (за три месяца) 120 000
    Брендинг и дизайн помещения 30 000
    Ремонт помещения 200 000
    Закупка и установка оснащения аптеки 820 000
    Закупка продукции 2 000 000
    Рекламная кампания 50 000
    Страховка 30 000
    Прочие затраты 30 000
    Итого 3 330 000

    Регулярные затраты

    Ежемесячные расходы аптеки.

    Статьи затрат Примерные цены в рублях
    Арендная плата 40 000
    Дополнение ассортимента 1 300 000
    Коммунальные затраты 10 000
    Заработная плата персонала с отчислениями 150 000
    Расходные материалы 5 000
    Охрана 10 000
    Маркетинг 5 000
    Прочие расходы 5 000
    Итого

    Доходы

    Доходы аптеки рассчитываются исходя из следующих данных:

    • средний чек – 450 рублей;
    • число посетителей, сделавших покупки – 150 человек в день;
    • средняя наценка – 20 процентов;
    • аптека работает без выходных.

    Средний дневной доход составит 63 000 рублей, месячный – 1 890 000 рублей. Таким образом, в месяц аптека принесет прибыль на уровне 365 тысяч рублей (без вычета налогов). Бизнес очень выгодный, его рентабельность составляет около 20 процентов.

    Риски и окупаемость

    Аптечный бизнес чувствителен к воздействию следующих рисков:

    • неудачное место для открытия аптеки (например, недостаточный спрос на лекарства в сельском аптечном пункте);
    • большое число прямых конкурентов;
    • завышение размера арендной платы;
    • увеличение цен на товар со стороны поставщиков;
    • порча продукции из-за неправильного хранения или отключения электроэнергии;
    • негативные отзывы клиентов об аптечном сервисе и качестве продукции;
    • риск закупки фальсифицированного товара;
    • колебание курса валют, это может негативно сказаться на стоимости импортных лекарств;
    • воровство товара со стороны персонала;
    • изменение положений нормативных актов, регулирующих продажу лекарств.

    Подводные камни бизнеса могут оказать влияние на планирование и окупаемость идеи открытия аптеки. Вложенные в дело денежные средства должны вернуться предпринимателю примерно через 10-14 месяцев.

    Когда-то аптечный бизнес был семейным, передавался из поколения в поколение, а стать участником аптечного рынка было довольно проблематично. Сегодня этот вид заработка остается одним из самых прибыльных после продажи алкогольной и табачной продукции, а открыть собственное дело в сфере продажи лекарственных препаратов стало гораздо проще. Имея достаточно средств для старта и навыки организации рабочих процессов можно начинать собирать информацию о том, что нужно чтобы открыть аптеку с нуля. Как и любой другой вид бизнеса, аптечный требует разработки определенного алгоритма действий, следование которому позволит рационально организовать бизнес-процессы.

    Особенности аптечного бизнеса

    С точки зрения универсальности и возможности в будущем расширить бизнес, следует открывать именно аптеку готовых лекарств. Так вы сможете продавать медикаменты по рецептам, а в дальнейшем сделать аптеку главным офисом сети аптечных пунктов и киосков. Для осуществления такой деятельности при регистрации необходимо выбрать код ОКВЭД 52 (52.3, 52.31–33).

    Пошаговая инструкция как открыть аптеку обязательно содержит перечень разрешительных документов, на сбор которых может уйти 1–1,5 месяца. Какие документы нужны чтобы открыть аптеку:

    • Лицензия на розничную торговлю медицинскими препаратами;
    • Разрешение санитарно-эпидемиологической службы на использование выбранного помещения;
    • Санитарный паспорт аптеки;
    • Разрешение пожарной службы.
    Многих предпринимателей интересует вопрос: «Можно ли открыть аптеку без фармацевтического образования?». Ответ: «Можно», но в этом случае необходимо создавать юридическое лицо. А вот бизнесмены, у которых есть лицензия на осуществление медицинской или ветеринарной практики могут вести бизнес, зарегистрировав индивидуальное предпринимательство.

    Еще одной особенностью аптечного бизнеса является то, что цены на товар регулируются государством, а не потребительским спросом, а торговая наценка составляет не более 30%. В связи с этим вхождение на рынок в качестве одиночного игрока весьма затруднительно, ввиду высокой конкуренции, необходимо изначально нацеливаться на сетевой бизнес.

    Следует учитывать и некую сезонность аптечного бизнеса. В теплое время года продажи лекарств обычно уменьшаются на 20–25%, а с октября по апрель спрос на медпрепараты увеличивается. В связи с этим подготовку лучше осуществлять летом, а стартовать в сентябре-октябре.

    Опытные провизоры советуют перед тем, как открыть аптеку, тщательно подобрать ассортимент продукции, который должен содержать наряду с лекарственными препаратами парафармацевтическую продукцию. Последняя приносит больше дохода, а наценки на нее не регулируются государством. Кроме лекарств и медицинских приборов (градусников, грелок и тонометров) следует предлагать покупателям натуральные косметические средств, средства гигиены, пищевые добавки, детское и диетическое питание.

    Продажа некачественной и просроченной продукции в аптечном бизнесе строго запрещена. Поэтому начинающий предприниматель, обдумывающий, как открыть аптеку с нуля, должен ответственно отнестись к построению договорных отношений с поставщиками. На начальном этапе можно объединяться с близлежащими аптеками для коллективного заказа товара у надежных оптовиков с возможностью получения хороших скидок.

    Преимущества и недостатки бизнеса по продаже медпрепаратов

    К недостаткам открытия своего дела по продаже лекарств можно отнести большое количество сложных организационных моментов. Кроме бюрократических преград при оформлении разрешительных документов, к трудностям относится и выбор подходящего изолированного или отдельно стоящего помещения и приведение его в соответствие требованиям. Площадь помещения должна составлять не менее 80 м. кв, 2/3 из которых займет торговый зал, 12-15 м. кв. – офис, оставшаяся площадь делится на подсобное помещение и хозяйственный блок (не менее 2 м.кв.). Помещение должно быть подключено к водопроводу, проточно-вытяжной вентиляции, оборудовано охранной и противопожарной сигнализацией, а склад медпрепаратов иметь датчики для произведения контроля параметров воздуха. Для выполнения всех требований к помещению понадобится вложить немалые средства, и это без учета стоимости оборудования для аптеки. Еще одним недостатком аптечного бизнеса является довольно низкий показатель рентабельности. Однако этот недостаток нивелируется в случае открытия сети.

    Следующим недостатком открытия аптечного бизнеса является невозможность самостоятельно устанавливать цены на товар, ведь они подлежат регулированию со стороны государства.

    Несмотря на столь обширный список сложностей организации бизнеса, он имеет существенное преимущество – стабильный спрос на товары медицинского предназначения и, соответственно, стабильный, хоть и не очень высокий доход.

    Открыть аптеку по франшизе без вложений не удастся. Для приобретения франшизы необходимо как минимум 1 200 000 руб., Преимуществом открытия бизнеса по франшизе является то, что риски в таком случае уменьшаются в разы. Размер роялти колеблется в зависимости от перспективности региона и составляет 3–6%. Окупаемость аптеки открытой по франшизе — 6 месяцев.

    С учетом того, что покупки через интернет стали неотъемлемой частью жизни современного человека, стоит задуматься, как открыть интернет аптеку с нуля. Интернет-магазин может быть частью вашего аптечного бизнеса. В случае торговли лекарствами лишь в интернете все равно придется арендовать специально оборудованный склад, чтобы получить лицензию, нанять транспорт для доставки заказов и разработать удобный для покупателей сайт. Недостатком открытия интернет аптеки является не слишком высокий уровень доверия людей к качеству реализуемых, таким образом, лекарств. Для того чтобы продажа лекарств онлайн имела успех, следует предлагать круглосуточную доставку товаров и демократичные, но не заниженные цены.

    Бизнес план

    Приняв решение заняться аптечным бизнесом, следует в первую очередь заняться разработкой бизнес плана открытия аптеки. Пункты, которые должны в нем присутствовать в обязательном порядке:
    1. Анализ целевой аудитории и конкурентов;
    2. Формат заведения;
    3. Месторасположение;
    4. Выбор и обустройство помещения;
    5. Получение разрешительных документов;
    6. Подбор, мотивация, переквалификация персонала;
    7. Рекламная кампания;
    8. Финансовые вложения;
    9. Анализ рисков и прогнозируемая прибыль.

    Тщательное изучение потребностей и покупательной способности потенциальных клиентов позволит правильно выбрать формат заведения и ассортимент. Анализ деятельности ближайших конкурентов подскажет, какие подходы в ведении бизнеса являются удачными.

    Для того чтобы открыть аптеку, документы необходимо начинать собирать задолго до предполагаемой даты старта, так как осуществление данной деятельности требует выполнения целого ряда требований и нормативов.

    Список документов для получения лицензии:

    • Заявление на открытие аптеки;
    • Свидетельство о регистрации деятельности;
    • Копия документа, подтверждающего внесение записи о регистрации юридического лица в Единый государственный реестр;
    • Оригинал или нотариально заверенная копия документа о регистрации в налоговой службе;
    • Подтверждение оплаты лицензионного сбора;
    • Оригинал или нотариально заверенная копия сертификата специалиста руководителя;
    • Договор аренды или подтверждения права собственности на помещение;
    • Оригиналы или нотариально заверенные копии документов об образовании всех сотрудников аптеки;
    • Оригиналы или нотариально заверенные копии трудовых книжек персонала;
    • Оригиналы или нотариально заверенные копии заключений Госпотребнадзора и пожарной службы;
    • План-схема и характеристика объекта лицензирования.

    Требования к сотрудникам аптеки: провизор должен иметь стаж работы от 3 лет, фармацевт – от 5 лет. Наличие санитарной книжки у каждого сотрудника обязательно. Персонал должен в совершенстве знать и неуклонно соблюдать требования при работе с лекарственными препаратами. Каждые 5 лет сотрудники проходят обязательную переквалификацию. Работников следует своевременно мотивировать, что позволит поддерживать высокий уровень продаж. Пункт о переподготовке и поощрении персонала необходимо обязательно включить в бизнес план аптеки в образец с расчетами. В последнее время аптеки, где можно получить небольшую консультацию и померить давление пользуются спросом. Следует использовать это «завлекающий маневр» для привлечения клиентов. Качественное обслуживание и грамотная консультация значительно увеличит шансы превратить случайного посетителя в постоянного покупателя. Еще один важный вопрос, можно ли открыть аптеку без медицинского образования? – Можно, но заведующим аптеки должен быть фармацевт с опытом работы не менее 5 лет.

    Довольно затратным пунктом примера бизнес плана аптеки с расчетами 2019 года будет реклама. Хорошо продуманное название, видная вывеска, баннеры, листовки, промоакции – это далеко не полный перечень того, что необходимо использовать на этапе открытия аптеки. Нелишним будет запустить накопительную систему скидок для постоянных покупателей. В целом, расходы на рекламу составят около 100 000 руб., что следует обозначить в примере бизнес плана аптеки с расчетами.

    Финансовые вложения будут сильно зависеть от региона, в котором планируется запуск проекта, так как стоимость аренды помещения может сильно варьироваться. Сколько стоит открыть аптеку в Москве? – не менее 2 000 000 руб., а в небольшом городе в некотором отдалении от столицы можно уложиться в 1 400 000 руб.

    Для прогнозирования рисков следует проанализировать, насколько свободна ниша и сможет ли новая аптека в ней закрепится. Ориентировочная прибыль согласно готовым примерам бизнес планов аптеки составляет 100 000-150 000 руб.

    Формат заведения

    Определиться с форматом заведения – это то, что нужно чтобы открыть аптеку. На сегодня в аптечном бизнесе существуют две основные модели: дискаунтер и премиальная аптека. Первый вариант рассчитан на среднестатистического покупателя в спальном районе, второй – продает дорогие медицинские препараты и располагается в центре города.

    Также различают несколько форм торговли: закрытая и открытая. Можно комбинировать эти формы. Например, за прилавком расположить лекарственные препараты, а в торговом зале – околомедицинские товары. Специалисты утверждают, что формат аптечного супермаркета повышает продажи на 20–25%, однако, в этом случае необходимо будет выделить больше средств на обеспечение безопасности.

    Аптеки бывают следующих видов:

    • Производственные (изготовление лекарств по рецептам);
    • Готовых лекарственных форм (разрешена продажа лекарств по рецептам);
    • Аптечный киоск;
    • Аптечный пункт.

    Последние два вида аптек имеют ограниченный набор функций. Открывать их следует как структурные подразделения аптеки готовых лекарственных форм.

    Выбор месторасположения

    Если вы хотите открыть аптеку и задумываетесь, что для этого нужно, так это удачно ее расположить. Занимаясь поиском подходящего помещения, следует обратить внимание на такой показатель, как трафик – количество людей, проходящих вблизи входа в аптеку, за единицу времени. Чем больше трафик – тем лучше месторасположение. Оптимальный трафик – 200-300 человек в час наблюдается в торговых центрах, возле перекрестков, станций метро.

    Можно ли открыть аптеку в спальном районе? Для такого месторасположения используются другие методы подсчета целесообразности размещения заведения. Берется во внимание количество людей, проживающих в радиусе 500 метров. Оптимальным считается показатель 2000 человек.

    Сегодня в крупных городах России, а особенно в столице, конкуренция на аптечном рынке очень жесткая, поэтому решая, где открыть аптеку, следует подумать о начале бизнеса в отдаленных регионах страны.

    Интерьер

    Определенное сочетание световых, цветовых и звуковых впечатлений, которые окружают человека и настраивают его на определенный лад, называется интерьером. Это важный момент, на который следует обратить внимание на этапе ремонта и обустройства помещения. Несмотря на то что в аптеку заходят, как правило, по необходимости купить препараты для устранения проблем со здоровьем, покупатели все же должны почувствовать себя комфортно. Это может заставить клиента сделать больше покупок. Такому поведению как раз способствуют мягкий свет, приятный цвет стен и мебели и комфортная температура в помещении.

    Для того чтобы использовать торговую площадь максимально эффективно и привлекать покупателей интересным интерьером и приятной атмосферой, следует доверить дизайн интерьера профессионалам, а мебель сделать на заказ.

    • Синий и белый – прохлада и чистота;
    • Желтый и синевато-зеленый – прохлада и покой;
    • Зеленый и белый – прохлада, сдержанность, чистота.

    Оборудование для аптеки

    Приобретение необходимого комплекта оборудования, которое нужно чтоб открыть аптеку обойдется предпринимателю ориентировочно в 300 000 руб. Список необходимых позиций:

    • Кассовый аппарат;
    • Витрины;
    • Прилавки;
    • Стеллажи;
    • Закрытые шкафы;
    • Сейфы для хранения наркотических препаратов;
    • Холодильники;
    • Компьютерная и офисная техника;
    • Мебель для зала и офиса.

    Финансовые вложения

    Уже на этапе составления бизнес плана можно предварительно сказать, сколько денег стоит открыть аптеку с нуля. Размер финансовых вложений зависит от региона, где будет открываться бизнес, и от формата аптеки. Сумма, необходимая для старта бизнеса — 1 400 000–2 000 000 руб. включает расходы на:

    • Аренду (от 300 000 руб.);
    • Оборудование (300 000 руб.);
    • Закупку продукции (600 000 руб.);
    • Ремонт помещения, установку охранной и пожарной сигнализации (120 000 руб.);
    • Рекламу (80 000-100 000 руб.).

    Прибыль

    Небольшая аптека способна приносить прибыль 120 000–150 000 руб. в месяц, в осенне-зимний период. Летом показатель уменьшается на 20%. Окупаемость бизнеса 1–2 года. Стабильность дохода от продажи лекарственных препаратов делает аптечный бизнес довольно привлекательным.

    Рентабельность

    В силу ряда особенностей, аптечный бизнес имеет совсем невысокий показатель рентабельности по сравнению с другими видами деятельности - всего 10%. Но опытные предприниматели утвердительно отвечают на вопрос: «Выгодно ли открывать аптеку?». Внедрение советов от тех, кто уже давно занимается аптечным делом, в собственном бизнесе позволит не только успешно развивать бизнес, но и сделать его сетевым.


    В материале мы отвечаем на вопросы:

    • Как открыть аптечный магазин с нуля, как подготовить документы, выбрать оборудование;
    • Можно ли открыть аптеку без фармацевтического образования, как тогда оформить фирму;
    • Сколько стоит открыть аптеку, и какую прибыль она приносит.

    Все аптечные учреждения в России делятся на три вида: аптека, аптечный киоск и пункт. Прочитать подробно перечень требований и особенностей работы каждого типа можно в приказе Минздрава о видах аптечных организаций. Учреждения разных типов отличаются в основном перечнем лекарств, разрешённых к продаже. К примеру, лекарства по рецепту разрешено реализовывать исключительно в аптеках. Также в мелких пунктах нельзя приобрести ядовитые и наркотические вещества.

    Важный нюанс – перед тем, как открыть аптечный пункт с нуля, вам придётся начинать непосредственно с аптечной организации широкого профиля. Киоски и пункты – это своеобразные структурные подразделения, которые должны относиться к аптечному магазину. На практике небольшие киоски окупаются быстрее. Но создавать их можно лишь после организации аптеки.

    Ещё одна классификация аптек – по виду разрешённых функций:

    1. Занимающаяся только продажей препаратов;
    2. Производственная аптека – изготавливающая лекарства;
    3. Производящая асептические препараты.

    Ценовая политика

    Ценообразование отчасти зависит от месторасположения магазина. В городе выгодно располагать один из трёх видов учреждений, приведённых ниже.

    Дискаунтер. Учреждение с ограниченным ассортиментом наиболее востребованных лекарств и низкими ценами.

    Имеет смысл размещать в оживлённых местах спальных районов, возле дорог, у метро и остановок – там, где ежедневно бывает множество людей.

    Заведение со средним ассортиментом и сопутствующей гигиенической и косметической продукцией. Самый распространённый тип, одинаково хорошо подходит и для центральных районов города, и для спальных.

    Крупные организации с количеством наименований от 7 тыс. и большим выбором сопутствующих продуктов. В таком заведении отпуск ведется через несколько прилавков, допускается открытая выкладка продукции. Это повышает продажи на 20-30 %.

    Такой стоит располагать в центре города, чтобы покупателям было удобно добираться в поисках редких лекарств. Большая часть клиентов – пациенты центральных больниц, многочисленные прохожие.

    Чтобы открыть аптеку в сельской местности, следует ориентироваться на большой выбор препаратов (часто в селе работают всего одно-два подобных заведения) и невысокие цены. Конкуренция здесь небольшая, размещаться следует в наиболее оживлённых местах.

    На лекарства нельзя делать большую наценку , допустимые государством нормы — 10-40 %.

    Кто может открыть аптеку

    Аптечный бизнес подразумевает наличие высшего (ВПО) или среднего медобразования (в сфере фармацевтики) не только от провизора и продавцов, но и от управляющего.

    Подойдёт медицинское образование другого профиля, если у сотрудника имеется дополнительное образование, позволяющее работать в пунктах медпомощи и распространять лекарственные вещества в розницу.

    При этом руководитель фирмы обязан иметь опыт работы от трёх-пяти лет. При наличии ВПО достаточно трёх лет, для среднего образования требуется пятилетний стаж.

    Что делать, если вы нашли подходящих работников, но сами не относитесь к медицинской сфере? Можно ли без образования открыть аптеку? В этом случае стоит нанять соответствующего всем требованиям специалиста, который возьмёт на себя обязанности по управлению фирмой согласно трудовому договору.

    Регистрация бизнеса

    Ниже приведена пошаговая инструкция, как открыть аптеку и правильно подготовить документы.

    Регистрируем дело в качестве ИП или ООО. Для крупной компании, планирующей перерасти в сеть, лучше подойдёт ООО . Такой статус даёт больше возможностей при закупке товара, заключении договоров, повышает уровень доверия к фирме.

    Подходящие коды ОКВЭД: 52.31 – «Розничная торговля фармацевтическими товарами», 52.12 – «Прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах», а также 52.32 – «Розничная торговля медицинскими товарами и ортопедическими изделиями» и 52.33 – «Розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами».


    Помимо этого, какие ещё нужны документы для открытия аптеки:

    • Устав фирмы;
    • Справка о постановке на учёт в налоговой (получении ИНН и КПП);
    • Документ от Роспотребнадзора о соответствии санитарным нормам и разрешение от Роспожарнадзора. Перед этим понадобится провести подготовку торговой площади к проверкам (соответствующий приказ Минздрава — «О санитарном режиме аптек»);
    • Копии свидетельств об образовании от персонала, санитарные книжки;
    • Программа производственного контроля (можно заказать разработку в специальной фирме).

    Сложнее всего получить заключение СЭС . Помимо обустройства помещения согласно всем условиям, понадобятся такие договора: на проведение дезинфекции и дезинсекции, утилизацию отходов с содержанием ртути, вывоз мусора, химчистку спецодежды сотрудников, регулярное проведение медосмотра для работников, чистку вентиляционной системы.

    Как оформить лицензию

    Чтобы открыть аптечный киоск с нуля, параллельно с поиском помещения нужно получить фармацевтическую лицензию на свою деятельность от Министерства здравоохранения. Стоимость самой лицензии (госпошлина) – около 100 $ , а услуги частных фирм по её оформлению – около 1300 $.

    Что должна предоставить аптека для лицензии:

    1. От руководителя учреждения нужен сертификат специалиста;
    2. Ксерокопии документов о медицинском образовании от всех сотрудников, кроме уборщицы. Работникам необходимы трудовые и санитарные книжки;
    3. Заключения СЭС и пожарного надзора;
    4. Справка о регистрации юрлица;
    5. Документ об аренде помещения под магазин;
    6. План БТИ;
    7. Сертификаты на приобретённое оборудование.

    Весь перечень разрешений и справок приведён в приказе правительства РФ №489 . Лицензия выдаётся на пять лет, затем её придётся обновлять.

    Особенности размещения аптеки

    Идеальные места, где можно открывать аптеку, – строения на первой линии (у дорог и трасс). Заведение стоит размещать в отдельно стоящем или в жилом здании. Пункты и киоски выгодней располагать на территории больниц и поликлиник, в крупных супермаркетах. Это создаст хороший спрос на наиболее ходовые препараты у потока «случайных» посетителей: тех, кто проходил мимо, а не собирался к вам специально.

    Открывая учреждение в центре города, важно поддерживать адекватный уровень цен из-за высокой конкуренции. В спальном районе допускается поднятие цен чуть выше, нежели у конкурентов. Постоянные покупатели, живущие поблизости, ради удобства в любом случае будут посещать одно и то же заведение.

    Площадь аптечного магазина

    Согласно государственным стандартам, минимальная площадь аптеки составляет 65-70 квадратных метров. Для киоска и пункта достаточно пространства площадью 15-20 кв. м. В своих расчётах ориентируемся на учреждение площадью 65 кв. м в спальном районе. Аренда помещения обойдётся примерно в 600 $ ежемесячно. Ремонт и подготовка к проверкам и запуску продаж – в районе 2000 $.

    Особенности подготовки помещения

    Ознакомиться со списком требований можно в Отраслевом стандарте, разработанном правительством РФ. Что нужно чтобы открыть аптеку?

    • В здании, помимо торговой площади, следует разместить гардероб, служебные санузел и душ;
    • Требуются подсобные зоны: для отдыха и обеда, приёма, распаковки, сортировки и хранения лекарственных веществ;
    • Оснащение пожарной, светозвуковой, охранной сигнализациями;
    • Наличие электричества, холодной и горячей воды, отопления, канализации, вентиляции;
    • В комнате, где будут находиться лекарства, нужны устройства, регистрирующие параметры воздуха (в основном, температуру и влажность);
    • Покрытие пола – линолеум, керамическая плитка. Пол необходимо утеплить;
    • Потолки и стены покрываются материалами, подходящими для постоянной влажной уборки со специальными дезинфицирующими растворами. Для стен также важен высокий коэффициент светоотражения.

    Оборудование и мебель

    Открывать небольшую торговую точку следует с таким набором оборудования:

    1. Открытые стеллажи для медикаментов (7-8 шт.), закрытые стеклянные витрины (3-4 шт.), прилавок – 800 $. Хорошие и недорогие производители: Фабрик Арт, Леомебель;
    2. Закрытые шкафы для хранения лекарств (5-6 шт.) – 550 $. Диакомс, Доктор Мебель, Uzumcu, Alvi, Vernipoll;
    3. Фармацевтические напольные холодильники со стеклянной дверью для хранения обычных препаратов (2 шт.) – 1100-1200 $. Pozis, Enisey, AKG, Sanyo;
    4. Медицинский морозильник – 600-700 $. «Позис», VTS;
    5. Сейф-термостат для хранения психотропных и наркотических веществ (класс устойчивости к взлому – третий) – 2000 $. Labex, Valberg;
    6. Компьютер – 500 $. Lenovo, Asus;
    7. Офисная мебель для подсобных помещений (стол, стулья) – 300 $. Сторосс, Феликс, Призма;
    8. Кассовый аппарат — 150-250 $. Орион, Меркурий, Элвес-МК;
    9. Программа для электронного учёта – 1500 $.

    Это минимальный комплект того, что надо, чтобы открыть аптеку. Общая стоимость оборудования – около 8 тысяч долларов.

    Приобретение товаров для реализации

    Чтобы получать хорошую прибыль, необходимо закупить от 2500-3000 наименований продукции. Каждое лекарство требуется в количестве не менее 50 штук. Помимо этого, в торговом зале разместите сопутствующие товары (влажные салфетки, контрацептивы, кремы, шампуни, детское питание, подгузники, травяные чаи, БАДы и т. д.) На первоначальную закупку продукции понадобятся вложения от 20 000 $.

    Персонал

    Необходимо нанять четырёх человек. Это управляющий-провизор, два продавца (для работы посменно), уборщица. Бухгалтерия отдаётся на аутсорсинг. Важнейшая фигура – провизор. Это работник, формирующий ассортимент магазина, контролирующий качество работы. Зарплатный фонд (вместе с услугами бухгалтера) составит 2500-3000 $ ежемесячно.

    Затраты и прибыль

    Итак, сколько денег нужно, чтобы открыть аптеку? Капитальные затраты складываются из таких пунктов:

    • Регистрация, подготовка справок и разрешений – примерно 1700-1900 $;
    • Оплата аренды за три месяца вперёд, ремонт и отделка – до 4000 $;
    • Покупка мебели, оборудования и медикаментов – 28 000 $;
    • Изготовление вывески и указателей – 150-200 $.

    В дело понадобится вложить 34 000 $. Ежемесячные расходы составляют в районе 5500 $. Месячная выручка – 7000-9000 $. Чистая прибыль – 1500-3500 $. Расширяя ассортимент и нарабатывая известность среди постоянных посетителей, уровень прибыли можно существенно повысить.

    Выгодно ли открывать аптеку?

    Такой магазин предлагает очень востребованные товары, но сталкивается с серьёзной конкуренцией. Обслуживание магазина обходится недёшево. Выгодней всего в течение первых двух лет работы дополнительно заняться организацией аптечных пунктов и киосков. Они приносят больше прибыли при меньших вложениях. Небольшая сеть из 2-3 учреждений после окупаемости сможет приносить доход от 10 000 $ в месяц «чистыми».

    Ещё один вариант — под именем раскрученной сети. Это проще по части организации бизнеса, но менее выгодно , чем создать её самостоятельно с нуля.

    В том, как открыть свою аптеку с нуля, наибольшую сложность представляют оформление разрешений и соответствие высоким требованиям государства к помещению и сотрудникам. Независимость от сезона, стабильно хороший спрос и возможности для масштабирования превращают это в выгодный и долгосрочный проект.