Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Главные герои рассказа сигнал гаршин. Основные темы и мотивы в рассказе «Сигнал» В

Главные герои рассказа сигнал гаршин. Основные темы и мотивы в рассказе «Сигнал» В

В рассказе «Сигнал» (1887) нет любовной истории, но отмеченный мотив проявляется в нем еще резче. Герои рассказа не пишут картин, не обсуждают философских проблем и не могут определять судьбы человечества. Они маленькие люди, живущие маленькими интересами: грядка капусты, жалованье, притеснение начальства — дальше их интересы не идут. Но в своих разговорах об этих предметах Семен и Василий ставят тот же вопрос, что и Гельфрейх, создавший свою картину об Илье Муромце. В молодости Семен был на войне, служил денщиком и яркихподвигов, которые могли бы определить исход сражения, уже по своей должности совершить не мог. Но для Гаршина Семен — человек большой души, и подвиг его заключается в том, что он не озлобился на жизнь и людей, хотя имел для этого все основания. Правда, в его отношении к жизни явно заметны пассивность и фатализм. Вот эти черты и раздражают его собеседника Василия. «Не талан-судьба, — возражает Василий Семену, — нам с тобою век заедает, а люди. Нету на свете зверя хищнее и злее человека». Позиция Василия — это позиция человека, не желающего подчиняться судьбе и потому вступающего в борьбу с людьми и обстоятельствами. Но для Гаршина в законах борьбы есть своя суровая диалектика: человек озлобившийся, утративший веру в людей, даже в справедливом гневе своем против виновников зла может стать причиной гибели невинных людей. Здесь Семен и Василий меняются местами. Семен активно выступает на борьбу со злом, спасая поезд с людьми, не подозревающими о грозящей им опасности, и Василий признает его правоту и неправедность пути, на который он встал. Но активность Семена особого рода. В основе ее лежит самопожертвование, и если он и поднимает красный флаг, то этот флаг смочен его собственной кровью. Для Гаршина мораль всегда была проста, зато бесконечно сложен был вопрос, почему эта простая мораль не может осуществиться в жизни людей. Гаршин в каждом своем рассказе с болезненной остротой ставил вопрос о правде и неправде, о разнообразных проявлениях и формах современного зла, и потому его маленькие рассказы наполнялись большим и глубоким содержанием. Глеб Успенский справедливо писал: «...в его маленьких рассказах и сказках, иногда в несколько страничек, положительно исчерпано все содержание нашей жизни, в условиях которой пришлось жить и Гаршину, и всем его читателям. Говоря — «все содержание жизни нашей», я не употребляю здесь какой-нибудь пышной и необдуманной фразы, — нет, именно все, что давала наиболее важного его уму и сердцу наша жизнь (наша — не значит только русская, а жизнь людей нашего времени вообще), все до последней черты пережито, перечувствовано им самым жгучим чувством и именно потому-то и могло быть высказано только в двух, да еще таких маленьких, книжках». Ту же мысль высказал и другой современник Гаршина — П. Ф. Якубович. И поэт-революционер, и крупнейший прозаик — очеркист-социолог по существу признали факт, необычный как для литературы 80-х гг., так и для предшествующей русской литературы. Небольшие по объему рассказы отразили основное содержание эпохи. Позднее благодаря Короленко, Чехову, Бунину эта мысль перестанет восприниматься как парадокс. Гаршину удалось открыть новые возможности малого жанра. Строгую объективность повествования он соединил с лирической взволнованностью и четко сформулированной авторской точкой зрения.

Семена Иванова назначили новым сторожем железной дороги. Служил он раньше денщиком у офицера, а когда война окончилась, все не мог найти себе работы. Службой его были довольны, потому, когда Семен однажды столкнулся с бывшим начальником, тот по старой памяти помог бывшему денщику получить место сторожа. Так и стал Иванов жить в будке. Рядом было немного земли пахотной, огород да и работа была несложной. Правила сторож выучил наизусть и все его владения были в полном порядке.

Через пару месяцев стал Семен с соседями знакомиться. Один был глубоким стариком, в будке все время сидел и на обходы не ходил. А второй оказался неразговорчив, и жена его тоже водить дружбу с новенькими не хотела.

Но все же они познакомились. Соседа звали Василием. Часто сторожи встречались на обходе, молча курили, а потом затягивали нехитрую беседу.

Василий считал людей виноватыми во всех бедах и в своих собственных несчастьях. А Семен радовался тому, что у него было. Он говорил, что все происходящее идет от Бога. Василий не соглашался, молча терпеть было не в его духе. Соседи ссорились, расходились, а потом снова встречались и вели беседы.

Как-то Василий повздорил с пьяным дорожным мастером из-за огорода. Сдерживать себя не стал и в итоге они подрались, а сам мастер затаил обиду. Донес он начальнику станции на непорядочность сторожа, в итоге приехала инспекция. Семену ничего не было – он заранее подготовился, а вот Василия отчитали за жалобу, поданную из-за огорода. Начальник ударил сторожа по лицу и уехал, а тот затаил злобу.

Однажды Семен шел в лес за ветками для самодельных дудок, продажа которых приносила немного денег. От железнодорожной насыпи раздавался звук ударов. Подкрался сторож к человеку, думая, что тот ворует гайки. Но это был Василий. Ломом он поддел рельс и отбросил в сторону.

Испугался Семен – скоро должен пройти поезд и авария неизбежна. Бросился за Василием, причитая, чтоб не брал тот греха на душу, но сосед ушел в лес.

Побежал Семен к своей будке за ломом, рельс поправить, да понял, что не успеет. Уже слышалось приближение поезда, а подать сигнал опасности нечем, нет красного флажка.

Вынул тогда сторож бумажный платок и нож, перекрестился, и ударил себя ножом в руку. Смоченный кровью платок одел на палку и стал размахивать.

Сильно поранился Семен, упал на рельсы без сознания. Чья-то рука подняла флаг, стала махать. Поезд остановился. Василий стоял возле лежащего Семена, сжимая в руках флаг. Признавшись в содеянном, он потребовал, чтобы его арестовали.

Вот так внутренняя озлобленность приводит к разрушительным мыслям и поступкам.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гаршин. Все произведения

  • Attalea princeps
  • Сигнал
  • Четыре дня

Сигнал. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Губарев Королевство кривых зеркал

    Накануне Оля допоздна читала книжку, и утром бабушке никак не удавалось разбудить ее в школу. Когда, наконец, она растормошила внучку, та никак не могла отыскать свои вещи

  • Краткое содержание Искандер Мальчик и война

    Время, о котором повествуется в рассказе, это Абхазская война. Тогда повествователь рассказа вместе с отцом жил в Гаграх у дяди. В гости к дяде главного героя пришел Валико. Ему было двадцать пять лет

  • Краткое содержание Тургенев Ермолай и мельничиха

    Главные действующие лица рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Ермолай и мельничиха» охотники. Это Ермолай – некий непутевый работник, которого выдворил помещик за неумение делать что-любо как следует, и барин, под которым легко угадывается сам автор

  • Краткое содержание Лем Солярис

    Действие фантастического романа «Солярис», созданного польским писателем Станиславом Лемом, происходит в далеком будущем, когда земляне научились преодолевать огромные расстояния между галактиками.

В рассказе «Сигнал» (1887) нет любовной истории, но отмеченный мотив проявляется в нем еще резче. Герои рассказа не пишут картин, не обсуждают философских проблем и не могут определять судьбы человечества. Они маленькие люди, живущие маленькими интересами: грядка капусты, жалованье, притеснение начальства - дальше их интересы не идут. Но в своих разговорах об этих предметах Семен и Василий ставят тот же вопрос, что и Гельфрейх, создавший свою картину об Илье Муромце. В молодости Семен был на войне, служил денщиком и яркихподвигов, которые могли бы определить исход сражения, уже по своей должности совершить не мог. Но для Гаршина Семен - человек большой души, и подвиг его заключается в том, что он не озлобился на жизнь и людей, хотя имел для этого все основания. Правда, в его отношении к жизни явно заметны пассивность и фатализм. Вот эти черты и раздражают его собеседника Василия. «Не талан-судьба, - возражает Василий Семену, - нам с тобою век заедает, а люди. Нету на свете зверя хищнее и злее человека». Позиция Василия - это позиция человека, не желающего подчиняться судьбе и потому вступающего в борьбу с людьми и обстоятельствами. Но для Гаршина в законах борьбы есть своя суровая диалектика: человек озлобившийся, утративший веру в людей, даже в справедливом гневе своем против виновников зла может стать причиной гибели невинных людей. Здесь Семен и Василий меняются местами. Семен активно выступает на борьбу со злом, спасая поезд с людьми, не подозревающими о грозящей им опасности, и Василий признает его правоту и неправедность пути, на который он встал. Но активность Семена особого рода. В основе ее лежит самопожертвование, и если он и поднимает красный флаг, то этот флаг смочен его собственной кровью. Для Гаршина мораль всегда была проста, зато бесконечно сложен был вопрос, почему эта простая мораль не может осуществиться в жизни людей. Гаршин в каждом своем рассказе с болезненной остротой ставил вопрос о правде и неправде, о разнообразных проявлениях и формах современного зла, и потому его маленькие рассказы наполнялись большим и глубоким содержанием. Глеб Успенский справедливо писал: «...в его маленьких рассказах и сказках, иногда в несколько страничек, положительно исчерпано все содержание нашей жизни, в условиях которой пришлось жить и Гаршину, и всем его читателям. Говоря - «все содержание жизни нашей», я не употребляю здесь какой-нибудь пышной и необдуманной фразы, - нет, именно все, что давала наиболее важного его уму и сердцу наша жизнь (наша - не значит только русская, а жизнь людей нашего времени вообще), все до последней черты пережито, перечувствовано им самым жгучим чувством и именно потому-то и могло быть высказано только в двух, да еще таких маленьких, книжках». Ту же мысль высказал и другой современник Гаршина - П. Ф. Якубович. И поэт-революционер, и крупнейший прозаик - очеркист-социолог по существу признали факт, необычный как для литературы 80-х гг., так и для предшествующей русской литературы. Небольшие по объему рассказы отразили основное содержание эпохи. Позднее благодаря Короленко, Чехову, Бунину эта мысль перестанет восприниматься как парадокс. Гаршину удалось открыть новые возможности малого жанра. Строгую объективность повествования он соединил с лирической взволнованностью и четко сформулированной авторской точкой зрения.

Семен Иванов служит сторожем на железной дороге. Он человек бывалый, но не слишком удачливый. Девять лет назад, в 1878 г., побывал на войне, воевал с турками. Ранен не был, но здоровье потерял.

Вернулся в родную деревню - хозяйство не задалось, сынишка умер, и поехали они с женой на новые места счастья искать. Не нашли.

Встретил Семен во время скитаний бывшего офицера своего полка. Тот признал Семена, посочувствовал и нашёл ему работу при железнодорожной станции, над которой начальствовал.

Получил Семен будку новую, дров сколько хочешь, огород, жалованье - и стали они с женой хозяйством обзаводиться. Работа Семену была не в тягость, и весь свой участок пути он держал в порядке.

Познакомился Семен и с соседом Василием, присматривавшим за смежным участком. Стали они, встречаясь на обходах, толковать.

Семен все свои беды да неудачи переносит стоически: «Не дал бог счастья». Василий же считает, что его жизнь так бедна, потому что на его труде наживаются другие - богачи и начальники, все они - кровопийцы и живодёры, и всех их он люто ненавидит.

Меж тем приезжает важная ревизия из Петербурга. Семен на своём участке все загодя в порядок привёл, его похвалили. А на участке Василия все иначе обернулось. Тот уже давно был в ссоре с дорожным мастером. По правилам, у этого мастера надо было просить разрешение на огород, а Василий пренебрёг, посадил капусту самовольно - тот и велел выкопать. Озлился Василий и решил пожаловаться на мастера большому начальнику. Да тот не только жалобы не принял, а на Василия же накричал и по лицу ударил.

Бросил Василий будку на жену - и поехал в Москву искать управы теперь уже на этого начальника. Да, видно, не нашёл. Прошло четыре дня, встретил Семен на обходе жену Василия, лицо от слез опухло, а разговаривать она с Семеном не пожелала.

Как раз в это время Семен пошёл в лес тальника нарезать: он из него дудки на продажу делал. Возвращаясь, около железнодорожной насыпи услышал странные звуки - будто железо об железо позвякивает. Подкрался поближе и видит: Василий поддел рельс ломом и путь разворотил. Увидел Семена - и прочь бежать.

Стоит Семен над развороченным рельсом и не знает, что делать. Голыми руками его на место не поставишь. Ключ и лом у Василия - но сколько не звал его Семен вернуться - не дозвался. Скоро должен идти пассажирский поезд.

«Вот на этом закруглении он с рельса и сойдёт, - думает Семен, - а насыпь высоченная, одиннадцать сажен, повалятся вниз вагоны, а там дети малые...» Бросился было Семен бегом в будку за инструментом, но понял, что не успеет. Побежал обратно - вон уже и свисток дальний слышен - скоро поезд.

Тут ему точно светом голову осветило. Снял семен шапку, вынул из неё платок, перекрестился, ударил себе в правую руку ножом повыше локтя, брызнула струя крови. Намочил он в ней свой платок, надел на палку (тальник, что из леса принёс, пригодился) - и поднял красный флаг - сигнал машинисту, что надо остановить поезд.

Но, видно, слишком глубоко поранил Семен руку - кровь хлещет не унимаясь, в глазах у него темнеет и только одна мысль в голове: «Помоги, Господи, пошли смену».

Не выдержал Семен и лишился сознания, упал на землю, но не упал флаг - другая рука подхватила его и высоко поднимает навстречу поезду. Машинист успевает затормозить, на насыпь выскакивают люди и видят человека в крови, лежащего без памяти, а рядом другого, с кровавой тряпкой в руке...

Это Василий. Он обводит собравшихся глазами и говорит: «Вяжите меня, я рельс отворотил».

Оборудование урока: портрет В.Гаршина; высказывания писателей.

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить с краткими биографическими сведениями о писателе;
  • раскрыть содержание проблемы мести и предательства в рассказе.

Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к человеку.

Развивающие: развивать коммуникативную и языковую компетенции учащихся,навыки выборочной работы с художественным текстом, развивать образное и творческое мышление.

  • "Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера". Франсуа Ларошфуко
  • "Сладчайшая месть - это прощение". Исраэл Фридман

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Я приглашаю вас к разговору о ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ и МЕСТИ, о подвиге и его месте в жизни человека. Это очень серьезные вопросы. Попробуем разобраться в них на примере рассказа Всеволода Гаршина "Сигнал".

2. Постановка целей урока.

Какую цель поставим перед собой?

Какие задачи необходимо решить?

3. Сообщение учащегося о В.Гаршине.

Всеволод Гаршин - российский писатель. Очень рано стал интересоваться взрослыми вопросами о смысле жизни. Это был вдумчивый, любознательный и живой человек, очень добрый и справедливый к людям (по воспоминаниям его современников). Всеволод Гаршин - человек нелегкой судьбы: участвовал в русско-турецкой войне (1877г.) рядовым в пехотном полку. По окончании войны был произведен в офицеры. Все его произведения пронизаны идеей борьбы за свободу личности, уничтожение неравенства между людьми. Страстно любил Родину. В рассказе "Сигнал" писатель поднимает вопросы предательства и мести, говорит о подвиге простого человека.

4. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Прочитайте высказывания известных писателей (на доске).

Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с мнениями писателей?

Одинаковы ли понятия ПРЕДАТЕЛЬСТВО и МЕСТЬ?

5. Распределение заданий по группам.

Какие жизненные взгляды были у Семена и Василия? Сравните - представьте в таблице.

Чем был недоволен Василий? На кого злится? (Докажите текстом)

КОНФЛИКТ - в произведении между кем возникает?

Чтение отрывка (Василий пошёл жаловаться в Москву). Какие черты характера Василия проявляются при ссоре его с начальником? Кто прав в этом споре?

Чтение отрывка (Действия Василия на железнодорожных путях).

Поступок Василия - это отчаяние, предательство или месть?

Хотел ли Василий, чтобы пострадали люди? Что повлияло на возвращение Василия к месту совершенного им действия?

Каждая группа свои размышления оформляет на листах в форме опорного конспекта.

6. Обсуждение важных эпизодов рассказа в раскрытии главных проблем произведения.

Участники каждой группы (поочерёдно) выступают со своими рассуждениями по предложенным вопросам.

На центральной доске оформляется график-движение, развитие основного конфликта в произведении. Показываются разные участники этого конфликта и их характеристики.

Различны характеры главных героев рассказа, их мироощущение.

Василий - злой на людей, горяч (чуть начальника не зашиб до смерти). Не желает мириться и молчать: "Как можно жить на такое жалованье? Правду надо искать и жаловаться на этих начальников, не молчать!"

Семен - любит людей, терпелив к ним: "Терпеть надо, что Бог пошлет, то и будем принимать".

Но в решающий кульминационный момент (когда Семен, обливаясь кровью, держал спасательный флаг на железнодорожных путях, а приближающийся поезд был все ближе и ближе) Василий решает вернуться, он помог Семену удержать флаг.

Итак, герои поступают одинаково! Это мы и видим с вами в нашем графике.

Что повлияло на возвращение Василия к месту совершенного им действия?

Хотел ли Василий, чтобы пострадали люди?

7. Выводы:

Мы проследили, как зародился конфликт между начальником и Василием, как он развивался. Любые конфликты между людьми опасны тем, что их развитие, последствия могут сказаться не только на участниках конфликта, но и на тех, кто не принимал в них участия. Семен - не участник конфликта, а пострадал!

А в нашей жизни - известны ли вам случаи, когда страдали люди, не участвующие в самих конфликтах?

Что такое подвиг?

Можно ли поступок Семена назвать подвигом? А поступок Василия?

Чем поучительна эта история?

Буду рада, если этот урок поможет вам иначе, более внимательно посмотреть на взаимоотношения с подругами, друзьями, задуматься об истинном значении прощения в жизни человека.

8. Организация домашнего задания.

Напишите творческую работу на тему "С чего начинается предательство?".