Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Фреска тайная вечеря леонардо да винчи. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Фреска тайная вечеря леонардо да винчи. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

– Здравствуйте, это радио «Фома». Приближается Великий Четверг – день, когда совершилась Тайная Вечеря. Это событие, которое перевернуло жизнь всех, кто находился за столом вместе со Христом и разделил Его последнюю трапезу, и жизнь всех остальных людей, которые называют себя христианами.

Возможно этим и объясняется тот факт, что к теме Тайной вечери обращались и по сей день обращаются разные мастера. Но самый известный пример – это, конечно, «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Фреска, которая находится в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Как она появилась? И почему эту работу считают вехой в истории искусства? Об этом попытаемся поговорить. У нас на связи по скайпу историк, богослов Тимофей Китнис. Здравствуйте!

– Здравствуйте.

– Сначала несколько слов об авторе хотелось бы услышать. Сам Леонардо да Винчи – кто он был? Гений? Сумасшедший, как думали некоторые современники? Ведь известно, что он не завершил огромное количество работ, которые начал. Что же представлял собой этот человек?

– Леонардо да Винчи родился в 1452 году. Эта личность во всех смыслах выпадает из общепринятых рамок. Бывают люди, с детства отмеченные Господом. Таким человеком он и был. Дитя любви адвоката и крестьянки, воспитанный хорошо и получивший образование…

– Несмотря на то, что он был незаконнорожденным сыном?

– Да-да. К тому же, он был левшой, и писал иногда справа налево. Поэтому иногда его записки можно прочитать, только если обратить записную книжку к зеркалу. Он от рождения был человеком абсолютно нестандартным. Думаю, очень многое из того, что его современники считали помешательством, можно объяснить одним фактом: Леонардо стремился к совершенству. Он был очень требовательным. Даже когда мы будем говорить о фреске «Тайная вечеря», хотя в строгом смысле это не совсем фреска, там другая техника была использована, – даже ее он писал очень долго. Настолько долго, что это стоило ему неприятностей, жалоб со стороны настоятеля монастыря.

– Вы говорите, что он постоянно стремился к совершенству. Сколько лет он работал над фреской «Тайная вечеря»?

– Здесь нужно рассказать предысторию. Он был приглашен герцогом Лодовико Сфорца в Милан в 1482 году. Его уже знали тогда. Причем, что интересно, он был приглашен не в качестве живописца, а в качестве архитектора, гидротехника, инженера… И приглашен в герцогскую инженерную коллегию.

– А он всеми этими навыками тоже владел?

– Да. Надо сказать, что Леонардо далеко не ограничивался рамками живописи. Своему будущему патрону Сфорца он предложил проекты очень легких прочных мостов, пушек, вооружения и даже проекты, которые предвосхитили изобретение танков. Это такой проект повозок, легких, неуязвимых и быстро исчезающих. В Милане Леонардо многие вещи изобрел. К примеру, он считается изобретателем первого кассового аппарата. В каком-то смысле, Леонардо да Винчи – отец бухгалтерии и бухгалтерского учета.

– Вот не зря его называют человеком-универсумом. Микеланджело, да Винчи, наш Ломоносов – все это уникальные люди, которые вмещали в себя огромное количество разнообразных талантов. Но не будем отвлекаться. Что касается заказчика «Тайной вечери», им был герцог Сфорца?

– Нет, заказчиком был монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, который попросил маэстро расписать трапезную. Это был, в принципе, часто встречающийся именно в трапезных монастырей сюжет – Тайная вечеря. Поэтому в этом как раз нет ничего необычного. Необычное началось позже…

– Очевидно, в тот момент, когда Леонардо увидел, на каком фрагменте стены ему придется расположить свою фреску? Места там было мало, насколько я понимаю.

– Да, места было действительно не очень много. И Леонардо впервые опробовал здесь и воплотил идею полной, идеальной глубокой перспективы. Почему эту фреску и назовут вехой в истории ренессанса.

– Что это значит – глубокая перспектива?

– Для того, чтобы увеличить пространство, он таким образом начертил сюжет, что создается полное ощущение глубины. И не просто глубины, а такой глубины, которая выходит за пределы работы. Когда смотришь на нее, нет ощущения, что места не хватает. Это революционное достижение.

– А Вы видели эту фреску своими глазами? Правда ли, что у любого зрителя там возникает ощущение его присутствия за этим самым столом?

– Да, это правда. Тут два момента, которые это ощущение создают. Первое, что бросается в глаза, и это сделано сознательно, – это центральная фигура Христа. Взят тот момент из Евангелия, когда Господь говорит: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Собственно, эти слова обращены к Иуде. Но в этот же самый момент Господь показывает рукой на хлеб и вино. Пространство распределено так, что возникает ощущение притяжения между зрителем и центром картины.

Второе: стол так выписан, как будто он выходит из границ своего пространства. И кажется, что та трапеза действительно продолжает осуществляться ежедневно, и все за эту трапезу приглашаются.

– Но богословски это же очень верно, так?

– Думаю, он и писал ее потому так долго, что в процессе написания этой фрески сам Леонардо менялся. Эта работа стала для него чем-то большим, чем просто заказ. К каждому лицу, каждому моменту, каждому фрагменту он относился столь требовательно, что у аббата монастыря в какой-то момент стало возникать ощущение, что эту работу маэстро так же не закончит, как многие другие. И он пошел жаловаться на Леонардо герцогу Лодовико Сфорца. А к этому моменту, в принципе, было написано уже большинство фигур, не хватало только Иуды. Леонардо действительно очень долго искал его лицо. Он даже ходил по очень мрачным кварталам Милана, чтобы увидеть лицо преступника, какого-нибудь мрачного опустившегося человека. И когда аббат на него нажаловался, герцог его вызвал, пожурил, сказал: «Ну что же это такое! Деньги-то тебе уже заплатили, а ты все никак не можешь закончить». Говорят, что в ответ Леонардо вспылил и сказал, что если аббату угодно торопиться, то он может написать Иуду именно с него.

Естественно, аббат перестал досаждать ему такими просьбами.

В итоге Леонардо очень интересно решил эту тему. Он отказался от мысли сделать Иуду злобным маньяком. Он его написал человеком, который переживает очень глубокий духовный кризис. Человеком, который еще на тот момент имеет возможность все изменить. Когда Христос говорит: «Истинно говорю вам, один из вас предаст Меня», – Он в то же время не называет имя предателя. Это тот самый момент, когда у Иуды есть возможность покаяться, отказаться от своего решения. Только после того, как он возьмет предложенный хлеб и промолчит, не откажется от намерения, в него войдет сатана. Но это был его сознательный выбор.

– Иными словами, Иуда не то чтобы был отъявленный злодей или родившийся с таким роковым предопределением. Это был человек, который сделал свой выбор, и по сути на его месте мог оказаться любой из нас, так?

– Конечно, не надо забывать, что Иуда был избран Христом. Что Иуда так же творил чудеса, как и другие апостолы. Он так же проповедовал, изгонял злых духов… Об этом тоже надо помнить. Но другое дело, что свобода воли до последнего дня жизни остается в руках человека. Мы должны помнить о том, что выбирая зло, мы можем дойти до такого состояния, когда это зло может стать необратимым. С другой стороны, мы можем вспоминать и апостола Петра, который тоже присутствовал на Тайной вечере и который отрекся от Христа. Но он нашел в себе силы изменить себя. И он стал Первоверховным апостолом.


– А расскажите в нескольких словах о судьбе фрески. Насколько я помню, она трагична в том плане, что Леонардо пытался экспериментировать с материалами, из-за чего краска довольно быстро начала портиться.

– Дело в том, что Леонардо написал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, как это обычно делается. Обычно на влажную штукатурку наносится краска, которая быстро высыхает, и изменить уже ничего нельзя. А Леонардо как раз хотел менять. Видимо, он чувствовал, что писать будет долго. Поэтому он писал темперой по сухой поверхности. То, что это не фреска, поняли достаточно поздно, уже после того, как было предпринято несколько попыток ее восстановить.

А осыпаться краска начала еще при жизни Леонардо. И это была очень большая трагедия. Перед самым своим отъездом во Францию он навестил трапезную монастыря и увидел, что его гениальная завершенная работа, очевидно, погибнет. То, что он переживал в этот момент, трудно себе даже представить. И то, что что-то сохранилось после того, как ее восстанавливали и сколько раз она подвергалась нападениям, – это действительно чудо. Солдаты Наполеона устраивали в этой трапезной склад, выковыривали глаза у апостолов, поскольку были атеистами. До этого в XVIII веке один реставратор предпринял попытку отреставрировать фреску и переписал все лица. Но он вынужден был остановиться, потому что общественность стала возмущаться. Потом, уже после Наполеона, в 1821 году за дело взялся другой реставратор, который специализировался на восстановлении фресок. Он как раз и понял, что это не фреска. Потом во время войны в трапезную попала бомба. Стена была обложена мешками с песком, но от удара фреска все равно не могла не пострадать.

Последняя и самая удачная реставрация, с использованием современных средств, продолжалась 21 год. И 28 мая 1999 года роспись была снова открыта для просмотра. Так что теперь посетители могут увидеть вариант, наиболее приближенный к работе Леонардо да Винчи.

  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи. Мария Магдалина или апостол Иоанн?

    Истинно, нет на свете тайного, что когда-нибудь не стало бы явным, ибо рукописи не горят. И мы продолжаем развенчивать один из самых бессовестных исторических мифов, относительно опороченного христианской Церковью имени Марии Магдалины . От недавнего для нас стало иметь принципиально важное значение освещение этой темы, потому как сам Ригдена Джаппо с огромным уважением отзывается о ней и её "великом подвиге", в которому мы обязательно прийдем позднее, чему свидетельствуют изложенные в книге "Сэнсэй 4. Исконный Шамбалы " материалы, описывающие совершенно неизвестную историю этой загадочной и прекрасной женщины. Совсем скоро в разделе "Исконные Знания " мы выложим подробное содержание этого бесценного, на наш взгляд, литературного произведения.

    «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи , пожалуй, входит в топ-3 самых загадочных и противоречивых работ знаменитого итальянца. Фреска, не являющаяся по сути таковой. Эксперимент длиной в три года. Благодатное поле для спекуляций о значении символов и подлинных личностях изображенных. Непосильный вызов для реставраторов. Все это - об одном из наиболее известных произведений искусства в мире.

    Лиха беда начало: кто заказал Леонардо «Тайную вечерю»

    В 1494 году герцогом Милана стал одиозный и честолюбивый Лодовико Сфорца. Несмотря на все амбиции и слабости, в той или иной мере присущие, надо сказать, почти всякому выдающемуся государственному деятелю, Лодовико немало послужил на благо своей вотчины и достиг значительных дипломатических успехов, добившись мирных отношений с Флоренцией, Венецией и Римом.

    Немало внимания уделял он и развитию сельского хозяйства, промышленности, науки и культуры. Из живописцев он особо благоволил Леонардо да Винчи. Его кисти принадлежит портрет любовницы Лодовико и матери его сына Чечилии (Цецилии) Галлерани, более известный как «Дама с горностаем» . Предположительно, живописец увековечил и законную супругу герцога Беатриче д`Эсте , а также вторую его фаворитку и мать еще одного незаконнорожденного сына Лукрецию Кривелли .

    Домовой церковью Лодовико была капелла при доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие, а его настоятель был близким другом герцога. Правитель Милана стал спонсором масштабной реконструкции церкви, которую видел будущим мавзолеем и памятником династии Сфорца. Тщеславные планы усугубились внезапной кончиной жены Беатриче и дочери Бьянки в 1497 году, спустя два года после того, как Леонардо начал работу над «Тайной вечерей».

    В 1495 году, когда живописец получил заказ расписать одну из стен трапезной капеллы девятиметровой фреской с популярным евангельским сюжетом, повествующим о последней встрече Христа с апостолами, где он впервые явил своим ученикам таинство евхаристии, никто даже подозревать не мог, какая долгая и непростая судьба ее ждет.

    Экспериментальное искусство Леонардо да Винчи

    До того момента да Винчи не приходилось работать с фресками. Но разве это могло стать препятствием для человека, который из всех методов познания выбирал эмпирический, и никому не верил на слово, предпочитая все проверять на собственном опыте? Он действовал по принципу «мы не ищем легких путей», и в этом случае остался верен ему до конца.

    Вместо того чтобы использовать старую добрую технику нанесения темперы на свежую штукатурку (собственно, и подарившую название фреске, произошедшей от итальянского fresco – «свежий»), Леонардо принялся экспериментировать. Предметом его опытов последовательно становились буквально все факторы и этапы, задействованные в создании фресок, начиная от возведения строительных лесов, для которых он пытался изобрести собственные механизмы, и заканчивая составом штукатурки и красок.

    Во-первых, ему категорически не подходил метод работы по мокрой штукатурке, которая схватывалась довольно быстро и не позволяла вдумчиво работать над каждым фрагментом и бесконечно дорабатывать его, доводя до совершенства, как обычно писал свои картины Леонардо да Винчи. Во-вторых, традиционная яичная темпера не давала необходимую ему степень яркости красок, поскольку она несколько тускнела и меняла цвет при высыхании. А смешивание пигментов с маслом позволяло получать более выразительные и блестящие краски. Кроме того, можно было достигать разной плотности оттенков: от совсем густых и непрозрачных до тонких, светящихся. Это как нельзя лучше соответствовало любви да Винчи к созданию филигранных светотеневых эффектов и фирменному приему сфумато.

    Но и это еще не все. Для того, чтобы сделать масляную эмульсию более приспособленной к требованиям настенной росписи, живописец решает добавить в нее яичный желток, получая таким образом доселе невиданный состав «масляная темпера». Как покажет время, в долгосрочной перспективе смелый эксперимент себя не оправдал.

    Делу – время: долгая история создания «Тайной вечери»

    По свидетельству современников, да Винчи подходил ко всем аспектам написания «Тайной вечери» с такой основательностью, что оно затягивалось до бесконечности, и это безмерно раздражало настоятеля монастыря. Во-первых, кому понравится состояние «хронического ремонта» в месте принятия пищи со всеми вытекающими отсюда нюансами (некоторые источники упоминают весьма неприятный запах авторского состава штукатурки от Леонардо).

    Во-вторых, долгий процесс означал и соответствующее увеличение финансовых издержек на роспись, тем паче что трудилась над ней целая бригада. Объем только подготовительных работ по нанесению штукатурки, грунтовки и покрытия из свинцовых белил предполагает привлечение всех членов студии Леонардо.

    Терпение настоятеля постепенно подходило к концу, и он жаловался герцогу на медлительность и лень художника. По легенде, приведенной Вазари в его «Жизнеописаниях», да Винчи в свое оправдание отвечал Лодовико, что ему не удается найти подходящего мерзавца на роль модели для Иуды. И что если лицо требуемой степени отвратительности так и не отыщется, он «всегда может воспользоваться головой этого настоятеля, столь назойливого и нескромного» .

    Существует еще одна легенда о натурщике, позировавшим при написании Иуды. Настолько прекрасная, что, если ситуация далека от реальности, ее стоило бы выдумать. Художник будто бы искал своего Иуду среди самых отбросов общества, и в конце концов остановил свой выбор на распоследнем пропойце из сточной канавы. «Модель» едва держалась на ногах и мало что соображала, но, когда образ Иуды был готов, пьяница вгляделся в роспись и сообщил, что ему уже приходилось позировать для нее ранее.

    Оказалось, что за три года до этих событий, когда он был юным и целомудренным певчим в церковном хоре, его заметил некий живописец и предложил ему роль натурщика для образа Христа. Выходит, одному и тому же человеку в разные периоды своей жизни довелось побывать как воплощением абсолютной чистоты и любви, так и прообразом наибольшего падения и предательства. Красивая притча о хрупких границах между добром и злом и том, как тяжело карабкаться вверх и легко катиться вниз.

    Ускользающая красота: сколько Леонардо осталось в «Тайной вечере»?

    Несмотря на все старания и эксперименты с составом краски, да Винчи все-таки не удалось произвести революцию в написании фресок. Обычно подразумевалось, что они делаются для того, чтобы радовать глаз многие века, а разрушение красочного слоя «Тайной вечери» началось еще при жизни живописца. И уже в середине XVI века Вазари упоминал, что «не видно ничего, кроме путаницы пятен» .

    Многочисленные реставрации и попытки спасти роспись авторства легендарного итальянца только усугубляли потери. Британский искусствовед Кеннет Кларк в 30-х годах прошлого века исследовал подготовительные эскизы и ранние копии «Тайной вечери», выполненные художниками, принимавшими участив ее создании. Он сравнил их с тем, что осталось от фрески, и его выводы были неутешительны: «Преувеличенно гримасничающие лица, словно сошедшие со «Страшного суда» Микеланджело», принадлежали кисти немощного маньериста XVI века» .

    Последняя и наиболее масштабная реставрация была окончена в 1999 году. Она заняла около двух десятков лет и потребовала вложения более 20 миллиардов лир. И немудрено: реставраторам предстояла работа тоньше ювелирной: требовалось удалить все слои ранних реставраций, при этом не повредив те крохи, что остались от первоначальной росписи. Руководитель реставрационных работ вспоминал, что с фреской обходились так, «словно она была настоящим инвалидом» .

    Несмотря на голоса критиков о том, что в результате «Тайная вечеря» утратила «дух оригинала», сегодня она все-таки ближе к тому, что видели перед собой монахи монастыря Санта-Мария-делле-Грацие во время трапезы. Главный парадокс заключается в том, что одно из самых знаменитых и узнаваемых произведений искусства в мире содержит всего лишь не более чем 20 процентов от оригинала.

    По сути, сейчас это воплощение коллективной интерпретации замысла Леонардо да Винчи, полученной путем кропотливых исследований и анализа всей доступной информации. Но, как это часто и густо бывает в художественном мире, тяжелая судьба экспоната только добавляет ему очков и ценности (вспомним историю с похищением и обретением давинчиевской же Джоконды, выведшую ее в абсолютный топ масскульта).

    Само название знаменитой работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» несет в себе сакральное значение. Действительно, многие полотна Леонардо овеяны ореолом загадочности. В «Тайной вечере», как и во многих других работах художника, прослеживается много символизма и скрытых посланий.

    Недавно была завершена реставрация легендарного творения. Благодаря этому удалось узнать немало интересных фактов, связанных с историей картины. Смысл ее до сих пор не вполне ясен. По поводу скрытого посыла «Тайной вечери» рождаются всё новые догадки.

    Леонардо да Винчи - одна из самых загадочных личностей в истории изобразительного искусства. Одни практически причисляют художника к лику святых и пишут ему хвалебные оды, другие, напротив, считают его богохульником, продавшим душу дьяволу. Но при этом никто не сомневается в гениальности великого итальянца.

    История создания картины

    С трудом верится, но монументальная роспись «Тайная вечеря» была сделана в 1495 году по заказу миланского герцога Людовико Сфорца. Несмотря на то, что правитель славился своим распутным нравом, у него была очень скромная и благочестивая жена Беатриче, которую он, стоит отметить, очень уважал и почитал.

    Но, к несчастью, истинная сила его любви проявилась лишь тогда, когда его супруга скоропостижно скончалась. Скорбь герцога была столь велика, что он 15 дней не выходил из собственных покоев, а когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда поставил точку в своем разгульном образе жизни.

    Свое уникальное творение художник завершил в 1498 году. Размеры росписи составили 880 на 460 сантиметров. Лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться на 3,5 метра вверх. Создавая картину, Леонардо пользовался яичной темперой, что, впоследствии, сыграло с фреской злую шутку. Полотно начало разрушатся всего через 20 лет после создания.

    Знаменитая фреска расположена на одной из стен трапезной в церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Если верить искусствоведам, художник специально изобразил на картине точно такой же стол и посуду, какими пользовались на тот момент в церкви. С помощью этого незамысловатого приема он пытался показать, что Иисус и Иуда (Добро и Зло) находятся гораздо ближе, чем мы думаем.

    Интересные факты

    1. Личности апостолов, изображенных на полотне, неоднократно становились предметом споров. Судя по надписям на репродукции полотна, хранящейся в Лугано, это (слева направо) Варфоломей, Яков-младший, Андрей, Иуда, Петр, Иоанн, Фома, Яков-старший, Филипп, Матфей, Фаддей и Симон Зелот.

    2. Многие историки считают, что на росписи изображена евхаристия (причащение), поскольку Иисус Христос обеими руками указывает на стол с вином и хлебом. Правда, существует и альтернативная версия. О ней пойдет речь ниже…

    3. Многие еще со школьного курса знают историю о том, что сложнее всего да Винчи дались образы Иисуса и Иуды. Изначально художник планировал сделать их воплощением добра и зла и долго не мог найти людей, которые бы послужили моделями для создания его шедевра.

    Однажды итальянец во время службы в церкви увидел в хоре юношу, настолько одухотворенного и чистого, что не оставалось сомнений: вот оно - воплощение Иисуса для его «Тайной вечери».

    Последним персонажем, прототип которого художнику всё не удавалось найти, был Иуда. Да Винчи часами бродил по узким итальянским улочкам в поисках подходящей модели. И вот спустя 3 года художник нашел то, что искал. В канаве валялся пьянчуга, который уже давно находился на краю социума. Художник приказал привести пьяницу в его мастерскую. Мужчина практически не держался на ногах и слабо соображал, куда он вообще попал.

    После того как образ Иуды был завершен, пьяница подошел к картине и признался, что где-то уже ее раньше видел. На недоумение автора мужчина ответил, что три года назад он был совсем другим человеком - пел в церковном хоре и вел праведный образ жизни. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа.

    Так, по предположениям историков, для образов Иисуса и Иуды позировал один и тот же человек в разные периоды своей жизни. Этот факт служит метафорой, показывая, что добро и зло идут рука об руку и между ними очень тонкая грань.

    4. Самым спорным считается мнение о том, что по правую руку от Иисуса Христа сидит вовсе не мужчина, а не кто иной, как Мария Магдалина. Ее месторасположение указывает на то, что она была законной женой Иисуса. Из силуэтов Марии Магдалины и Иисуса образуется буква М. Якобы она означает слово matrimonio, которое переводится как «брак».

    5. По мнению некоторых ученых, необычное расположение учеников на полотне не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был Козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина - Девой.

    6. Нельзя не упомянуть тот факт, что во время Второй мировой войны в результате попадания снаряда в здание церкви было разрушено практически всё, кроме стены, на которой изображена фреска.

    А до этого в 1566 году местные монахи проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам фрески. Чуть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце ХVII века из трапезной и вовсе сделали конюшню.

    7. Не менее интересны размышления людей искусства о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо нарисовал опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку.

    8. Существует предположение, что сидящий к Христу спиной апостол Фаддей - это на самом деле автопортрет самого да Винчи. И, учитывая нрав художника и его атеистические взгляды, эта гипотеза более чем вероятна.

    Думаю, даже если ты не относишь себя к ценителям высокого искусства, тебя всё равно заинтересовала эта информация. Если это так, делись статьей со своими друзьями.

    Число 3

    Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

    Апостолы сидят группами по три человека;
    позади Иисуса - три окна;
    контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

    3

    Фигура

    Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

    3

    Жест

    Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

    3

    Анализ

    Считается, что на работе изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»), и реакция каждого из них.

    Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.

    Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

    Во многих местах картины проходит золотое сечение; например, там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

    3

    Симон Кананит

    Сведения в Евангелиях о Симоне Кананите крайне скудны. Он упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:4), от Марка (Мк. 3:18), от Луки (Лк. 6:15), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13). Он называется Симоном Зилотом или Симоном Кананитом, чтобы отличить его от Симона Петра. Никаких других сведений об апостоле Новый Завет не приводит. Прозвище Зилот иногда истолковывается как приверженность иудейскому национализму (зелотам).

    Симон Кананит отождествляется со сводным братом (от Иосифа и Саломии) Иисуса Христа, который справлял свадьбу в Кане Галилейской, где Иисус превратил воду в вино. Его отождествляют с Симеоном, апостолом из числа 70, который стал вторым епископом Иерусалима после казни Иакова Праведного.

    3

    Апостол Фаддей

    Брат Иакова Алфеева, сын Алфея или Клеопы.

    Упомянут в списках апостолов в Евангелиях от Луки (Лк. 6:16) и от Иоанна (Ин. 14:22); а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13). В Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной Вечере задаёт вопрос Иисусу о его грядущем воскресении. При этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды - предателя. Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э. Предполагаемая могила расположена на территории армянского монастыря святого Фаддея на северо-западе Ирана. Часть мощей святого апостола пребывает в Ватикане в Соборе Святого Петра.

    3

    Левий Матфей

    Единственный достоверный факт, сообщаемый Евангелиями, то что Левий Матфей был мы́тарем, то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что возможно указывает на смирение автора, так как мытари глубоко презирались иудеями.

    3

    Апостол Филипп

    Упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (10:3), от Марка (3:18), от Луки (6:14), а также в Деяниях Апостолов (1:13).

    Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром и призван за ними третьим. Филипп привёл к Иисусу Нафанаила (Варфоломея) (Ин. 1:43-46). На страницах Евангелия от Иоанна Филипп появляется ещё трижды: он беседует с Иисусом о хлебе для множества народа (Ин. 6:5-7); приводит к Иисусу Еллинов (эллинизированных иудеев) (Ин. 12:20-22); просит Иисуса на Тайной вечере показать Отца (Ин. 14:8-9).

    Упомянутый в Деяниях Апостолов Филипп Диакон или Филипп Евангелист - другое лицо, тёзка апостола Филиппа.

    Евсевий Кесарийский приводит сообщение Климента Александрийского о том, что Филипп был женат и имел дочерей, с которыми был знаком и Папий. Филипп проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии. За проповедническую деятельность был казнён (распят головой вниз) в 80 году (во время правления римского императора Тита в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии.

    3

    Иаков Зеведеев

    Апостол Иисуса Христа, упоминаемый в Новом Завете. Сын Зеведея, родился в Палестине, был убит в 44 году в Иерусалиме. Старший брат Иоанна Богослова.

    3

    Апостол Фома

    Фома был избран Христом одним из двенадцати апостолов, о чём нам сообщают евангелисты Матфей, Марк и Лука. Однако они всего лишь упоминают имя Фомы среди имён прочих апостолов.

    Напротив, Иоанн Богослов сообщает нам об участии Фомы в нескольких событиях евангельской истории, в том числе об уверении Фомы. Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом по Воскресении из мёртвых явлении Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мёртвых и приходил к ним, сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю». Явившись апостолам вновь, Иисус предложил Фоме вложить палец (перст) в раны, после чего Фома уверовал и произнёс: «Господь мой и Бог мой!».

    Евангельское повествование оставляет неясным, вложил ли Фома на самом деле свой перст в Христовы раны или нет. По мнению одних богословов, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа.

    Выражение «Фома неверующий» (или «неверный») стало нарицательным и обозначает недоверчивого слушателя. Сюжет уверения Фомы стал популярным сюжетом евангельской иконографии.

    Опираясь на рассказ о явлении Иисуса Христа апостолам на море Галилейском, можно предположить, что апостол Фома первоначально был рыбаком.

    3

    Иоанн Богослов

    Один из Двенадцати апостолов, сын Зеведея, также прозванный Богословом, евангелист, брат Апостола Иакова. В Евангелии от Марка вместе с братом прозван Иисусом «Сыном грома» (Воанергес).

    Отцы Церкви считали его тем же человеком что и Иоанн Евангелист, «Возлюбленный ученик», хотя современные богословы и библеисты не имеют консенсуса относительно тождественности этих людей.

    Согласно традиции большинство христианских конфессий, Апостол Иоанн - автор Евангелия, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет.

    3

    Апостол Петр

    Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон (ивр. ‏שמעון‎‏‎‎ - Шимон). Имя Пётр (Petrus, от греч. πέτρος - камень) возникло от прозвища Кифа (арам. - камень), которое ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков».

    Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал ему во всех путях его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого».

    По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух (см. также раба придверница). Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.

    Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса.

    3

    Иуда Искариот

    Среди апостолов Иуда заведовал их деньгами, а затем предал Иисуса Христа за 30 сребреников.

    После того как Иисус Христос был приговорён к распятию, Иуда раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до того?» И, бросив серебреники в Храме, Иуда пошёл и удавился.

    После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды. Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» и помолившись Богу, чтобы Он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию, и он был сопричислен Апостолам.

    Имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства.

    3

    Андрей Первозванный

    В житии святого апостола Андрея Первозванного упоминается, что Андрей и его брат Симон (будущий св. Пётр) были галилейскими рыбаками, родившимися и росшими в Вифсаиде (городе на берегу Генисаретского озера); отца их звали Ионою. Повзрослев, братья перебрались в Капернаум, где обзавелись собственным домом и продолжали заниматься рыбной ловлей.

    Ещё в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил всё и отправился к нему. Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.

    Евангелисты Матфей и Иоанн по-разному описывают встречу Андрея с Иисусом.

    Святой Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа.

    3

    Иаков Алфеев

    Апостол Иисуса Христа, упоминаемый в Новом Завете. Брат апостола Иуды Иаковлева, возможно брат апостола и Евангелиста Матфея. В трех Евангелиях его имя приводится в списке двенадцати, однако других сведений о нём не сообщается.

    Согласно житию, Иаков был мытарем, проповедовал в Иудее, а затем вместе с апостолом Андреем отправился в Эдессу. После самостоятельно вёл проповедь в Газе и Елевферополе (Южная Палестина).

    3

    Апостол Варфоломей

    Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Традиция сообщает также о его поездке в Индию и проповеди в Армении, где на Арташатском холме он встретился с апостолом Иудой Фаддеем (армянская церковь почитает их своими основателями). Евсевий Кесарийский сообщает, что в Индии Варфоломей оставил основанной им общине Евангелие от Матфея на еврейском языке, которое было найдено философом Пантеном, преподавателем Александрийской школы

    3

    О картине

    Размеры изображения - примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

    Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».

    Известно о существовании трех ранних копий росписи, предположительно авторства помощника Леонардо.

    Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

    3