Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Дворянство в период правления василия шуйского. Царь Василий Шуйский: политика в годы правления и свержение

Дворянство в период правления василия шуйского. Царь Василий Шуйский: политика в годы правления и свержение

ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ И ГОДУНОВ

Василию, при вступлении на престол, было уже за пятьдесят лет. Молодость свою провел он при Грозном и решительно ничем не выказал себя. Когда родственники его играли важную роль в государстве, Василий оставался в тени. Опала, постигшая его родного брата Андрея, миновала Василия. Борис не боялся его, вероятно, считая его ничтожным по уму и притом всегдашним угодником силы; говорят, однако, Борис запрещал ему жениться, как и Мстиславскому. Василий все терпел и повиновался беспрекословно. Посланный на следствие по поводу убийства Димитрия, Василий исполнил это следствие так, как нужно было Борису и как, вероятно, ожидал того Борис. Явился Димитрий. Борис послал против него Шуйского, и Василий верно служил Борису. Бориса не стало. При первом народном восстании против Годуновых в Москве, Василий выходил на площадь, уговаривал народ оставаться в верности Годуновым, уверял, что царевича нет на свете и человек, назвавшийся его именем, есть Гришка Отрепьев. Но когда после того воззвание, прочитанное Пушкиным с лобного места, взволновало народ до того, что можно было ясно видеть непрочность Годуновых, Шуйский, призванный решить вопрос о подлинности Димитрия, решил его в пользу претендента и окончательно погубил несчастное семейство Годуновых.

ИЗБРАНИЕ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО

Все знали, видели, чего хотел Шуйский: никто не дерзал явно противиться его желанию; однако ж многие мыслили и говорили, что без Великой Земской думы нельзя приступить к делу столь важному; что должно собрать в Москве чины Государственные из всех областей Российских, как было при избрании Годунова, и с ними решить, кому отдать Царство. Сие мнение было основательно и справедливо: вероятно, что и вся Россия избрала бы Шуйского; но он не имел терпения и друзья его возражали, что время дорого; что Правительство без Царя как без души, а столица в смятении; что надобно предупредить и всеобщее смятение России Немедленным вручением скипетра достойнейшему из Вельмож; что где Москва, там и Государство: что нет нужды в Совете, когда все глаза обращены на одного, когда у всех на языке одно имя... Сим именем огласилась вдруг и Дума и Красная площадь. Не все избирали, но никто не отвергал избираемого – и 19 Маия, во втором часу дня, звук литавр, труб и колоколов возвестил нового Монарха столице. Бояре и знатнейшее Дворянство вывели Князя Василия Шуйского из Кремля на лобное место, где люди воинские и граждане, гости и купцы, особенно к нему усердные, приветствовали его уже как отца России... там, где еще недавно лежала голова Шуйского на плахе и где в сей час лежало окровавленное тело расстригино! Подобно Годунову изъявляя скромность, он хотел, чтобы Синклит и Духовенство прежде всего избрали Архипастыря для Церкви, на место лжесвятителя Игнатия. Толпы восклицали: "Государь нужнее Патриарха для отечества!" и проводили Шуйского в храм Успения, в коем Митрополиты и Епископы ожидали и благословили его на Царство. Все сделалось так скоро и спешно, что не только Россияне иных областей, но и многие именитые Москвитяне не участвовали в сем избрании – обстоятельство несчастное: ибо оно служило предлогом для измен и смятений, которые ожидали Шуйского на престоле, к новому стыду и бедствию отечества!

Карамзин Н.М. История государства Российского. T. 11. Глава IV http://magister.msk.ru/library/history/karamzin/kar11_04.htm

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ШУЙСКОГО

Исполняя обещание, данное товарищам своим по заговору, Шуйский так повестил о своем воцарении: "Божиею милостию мы, великий государь, царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, шедротами и человеколюбием славимого бога и за молением всего освященного собора, по челобитью и прошению всего православного христианства учинились на отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем. Государство это даровал бог прародителю нашему Рюрику, бывшему от римского кесаря, и потом, в продолжение многих лет, до самого прародителя нашего великого князя Александра Ярославича Невского, на сем Российском государстве были прародители мои, а потом удалились на суздальский удел, не отнятием или неволею, но по родству, как обыкли большие братья на больших местах садиться. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царства, хотим того, чтобы православное христианство было нашим доброопасным правительством в тишине, и в покое, и в благоденстве, и поволил я, царь и великий князь всея Руси, целовать крест на том: что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом с боярами своими, смерти не предать, вотчин, дворов и животов у братьи его, у жен и детей не отнимать, если они с ним в мысли не были; также у гостей и торговых людей, хотя который по суду и по сыску дойдет и до смертной вины, и после их у жен и детей дворов, лавок и животов не отнимать, если они с ними в этой вине невинны. Да и доводов ложных мне, великому государю, не слушать, а сыскивать всякими сысками накрепко и ставить с очей на очи, чтобы в том православное христианство невинно не гибло; а кто на кого солжет, то, сыскав, казнить его, смотря по вине, которую взвел напрасно. На том на всем, что в сей записи писано, я, царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, целую крест всем православным христианам, что мне, их жалуя, судить истинным, праведным судом и без вины ни на кого опалы своей не класть, и недругам никого в неправде не подавать, и от всякого насильства оберегать". Летописец рассказывает, что как скоро Шуйский был провозглашен царем, то пошел в Успенский собор и начал говорить, чего искони веков в Московском государстве не важивалось: "Целую крест на том, что мне ни над кем не делать ничего дурного без собору, и если отец виновен, то над сыном ничего не делать, а если сын виновен, то отцу ничего дурного не делать, а которая была мне грубость при царе Борисе, то никому за нее мстить не буду". Бояре и всякие люди, продолжает летописец, ему говорили, чтоб он на том креста не целовал, потому что в Московском государстве того не повелось, но он никого не послушал и целовал крест.

НИЗЛОЖЕНИЕ ЦАРЯ ВАСИЛИЯ ШУЙСКОГО

[…] 17 июля Захар Ляпунов собрал сходку дворян и детей боярских за Арбатскими воротами и сказал: «Наше государство доходит до конечного разорения. Там поляки и Литва, тут калужский вор, а царя Василия не любят. Он не по правде сел на престол и несчастен на царстве. Будем бить ему челом, чтобы он оставил престол, а калужским людям пошлем сказать, пусть они своего вора выдадут; и мы сообща выберем всей землей иного царя и встанем единомысленно на всякого врага». Послали в Коломенское.

Русские, бывшие при воре, сказали: «Сведите Шуйского, а мы своего Димитрия свяжем и приведем в Москву». После такого ответа толпа отправилась к царю Василию. Выступил вперед дюжий плечистый Захар Ляпунов и сказал царю: «Долго ли за тебя кровь христианская будет литься? Ничего доброго от тебя не делается. Земля разделилась, разорена, опустошена; ты воцарился не по выбору всей земли; братья твои окормили отравой государя нашего Михаила Васильевича, оборонителя и заступника нашего. Сжалься над нами, положи посох свой! Сойди с царства. Мы посоветуем сами о себе иными мерами».

[…] Свояк царя Василия, Иван Мих. Воротынский сказал ему: «Вся земля бьет тебе челом; оставь свое государство ради междуусобной брани, затем, что тебя не любят и служить тебе не хотят». Царю Василию ничего не осталось, как повиноваться. Он положил свой царский посох и переехал из царских палат в свой княжий дом. […] Тогда многим в Москве стало жаль Шуйского… […].

Тогда, 19 июля, Захар Ляпунов подобрал себе товарищей, подговорил чудовских иеромонахов. Они пришли в дом к Василию Шуйскому, разлучили его с женой, увезли ее в Вознесенский монастырь и объявили, что Василию следует постричься в монахи. […] Василий был последний государь из дома Св. Владимира, слишком шесть веков господствовавшего в русской земле со времени принятия христианства.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей Первый отдел: Господство дома Св. Владимира. Глава 26. Василий Шуйский

Племянник царя Василия князь М.В. Скопин-Шуйский со шведским вспомогательным отрядом очистил от тушинцев северные города и в марте 1610 г. вступил в Москву. Молодой даровитый воевода был желанным в народе преемником старого бездетного дяди. Но он внезапно умер. Войско царя, высланное против Сигизмунда к Смоленску, было разбито под Клушином польским гетманом Жолкевским. Тогда дворяне с Захаром Ляпуновым во главе свели царя Василия с престола и постригли. Москва присягнула Боярской думе как временному правительству. Ей пришлось выбирать между двумя соискателями престола: Владиславом, признания которого требовал шедший к Москве Жолкевский, и самозванцем, тоже подступавшим к столице в расчете на расположение к нему московского простонародья. Боясь вора, московские бояре вошли в соглашение с Жолкевским на условиях, принятых королем под Смоленском. Однако договор, на котором 17 августа 1610 г. Москва присягнула Владиславу, не был повторением акта 4 февраля. Большая часть статей изложена здесь довольно близко к подлиннику; другие сокращены или распространены, иные опущены или прибавлены вновь. Эти пропуски и прибавки особенно характерны. Первостепенные бояре вычеркнули статью о возвышении незнатных людей по заслугам, заменив ее новым условием, чтобы "московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцами в отечестве и в чести не теснить и не понижать". Высшее боярство зачеркнуло и статью о праве московских людей выезжать в чужие христианские государства для науки: московская знать считала это право слишком опасным для заветных домашних порядков. Правящая знать оказалась на низшем уровне понятий сравнительно со средними служилыми классами, своими ближайшими исполнительными органами - участь, обычно постигающая общественные сферы, высоко поднимающиеся над низменной действительностью. Договор 4 февраля - это целый основной закон конституционной монархии, устанавливающий как устройство верховной власти, так и основные права подданных, и притом закон, совершенно консервативный, настойчиво оберегающий старину, как было прежде, при прежних государях, по стародавнему обычаю Московского государства. Люди хватаются за писаный закон, когда чувствуют, что из-под ног ускользает обычай, по которому они ходили. Салтыков с товарищами живее первостепенной знати чувствовали совершавшиеся перемены, больше ее терпели от недостатка политического устава и от личного произвола власти, а испытанные перевороты и столкновения с иноземцами усиленно побуждали их мысль искать средств против этих неудобств и сообщали их политическим понятиям более широты и ясности. Старый колеблющийся обычай они и стремились закрепить новым, писаным законом, его осмыслявшим.

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec42.htm

ПРИКРЕПЛЕНИЕ К ЗЕМЛЕ

От кратковременного, исполненного смутами царствования Шуйского мы не вправе ожидать обилия внутренних правительственных распоряжений: большую часть царствования Шуйский провел в осаде, во время которой правительственная деятельность его должна была ограничиваться одною Москвою. Он дал несколько тарханных грамот церквам и монастырям, распорядился, чтоб монастыри давали содержание священно - и церковнослужителям дворцовых сел, бежавшим от воров. На первом плане стоял вопрос крестьянский и холопский. […] Шуйский в марте 1607 года подтвердил прикрепление крестьян и постановил, что принимающий чужих крестьян обязан платить 10 рублей пени с человека, а старым господам их - по три рубля за каждое лето; кроме того, подговорщик подвергался наказанию кнутом. […] Подтверждение прикрепления при Шуйском объясняется тем же, чем объясняются все последующие подтверждения: прикрепление было в пользу служилых людей, мелких землевладельцев, и чем более государство чувствовало нужду в последних, тем нужнее казалось прикрепление; бояре, богатые землевладельцы, которые имели такую силу при Шуйском, не хотели восстановлением перехода раздражать служилых людей, отнимать у них средства, когда эти служилые люди защищали их от козаков, холопей, ратовавших под знаменами Болотникова и тушинского вора.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1962. Кн. 8. Гл. 6.

Портрет Василия Шуйского

Не стало Скопина как раз в ту пору, когда особенно нужен был высокодаровитый вождь, и притом любимый войском. Тушинский вор уже был не опасен Москве; но зато с запада надвигалась на нее и Василия Шуйского более страшная гроза. Когда победы Скопина и его движение к Москве, с одной стороны, а с другой – вторжение Сигизмунда в русские пределы рассеяли тушинское скопище, положение русских бояр и служилых людей, перешедших на сторону самозванца, стало очень затруднительным. Что им оставалось делать? Бежать за самозванцем, потерявшим всякую надежду на успех, было бы совсем неразумно. Идти с повинной головой к Василию Шуйскому было уже поздно. Он щадил и даже жаловал своих каявшихся изменников тогда, когда уходили они от сильного его врага, а теперь мог посмотреть на них совсем иначе. Русские тушинцы решились искать милости у польского короля.

31 января 1610 г. к Сигизмунду явилось их посольство. Тут были люди разных чинов: знатные бояре, дьяки, дворяне... Главными представителями были боярин Михаил Салтыков с сыном Иваном и дьяк Грамотин, ловкий, смышленый, но безнравственный делец.

Большим праздником для тщеславного Сигизмунда было прибытие русского посольства к нему в стан. Торжественно принимал он посольство противников Василия Шуйского в своем шатре, окруженный сенаторами. Униженно приветствовали короля русские послы: Михаил Салтыков поцеловал руку ему и сказал приветствие, поздравил его с прибытием в Русскую землю, заявил, что московский народ расположен к нему и желает отдаться под его покровительство и вверить ему свою участь. А Иван Салтыков выразил от всего русского духовенства благодарность королю за то, что он пожаловал в московскую землю, соболезнуя о всеобщей смуте и разорении ее областей, чтобы при Божией помощи водворить в опустошенной стране мир и спокойствие. Затем дьяк Иван Грамотин сказал самое главное, что всякого звания московские люди бьют челом королю и выражают желание возвести на московский престол вместо Василия Шуйского королевича Владислава с тем только, чтобы король не нарушал святой веры греческого закона, которую столько веков блюли московские люди.

Таким образом, эти послы, выражавшие на самом деле волю только русских изменников, говорили с королем от имени всей Русской земли – являлись самозваными представителями ее и предавали ее Сигизмунду, злейшему врагу русской народности и православия.

Всем лживым уверениям этих послов король верил или притворялся, что верит: это ему было очень выгодно – являлся удобный повод свергнуть Василия Шуйского и водворить польскую власть в Москве.

4 февраля заключен был между королем и посольством договор. Главные условия его заключались в том, чтобы Владислав венчался на царство в Москве по старому обычаю; чтобы святая вера греческого закона осталась неприкосновенною и "учители римские, лютерские и других вер – раскола церковного не чинили; чтобы перемена законов зависела от бояр и всей земли и царь не казнил никого, не осудя прежде с боярами и думными людьми". Стало быть, Владиславу предлагалось не самодержавие, а ограниченная царская власть, какая была у Василия Шуйского. Любопытно следующее условие: "Для науки вольно каждому из народа московского ездить в другие государства христианские, кроме басурманских, поганских , и государь отчин, имений и дворов ни у кого за то отнимать не будет". Видно, что со времен Бориса и Лжедмитрия I мысль о необходимости сближения с Западом и просвещения уже укоренилась и окрепла. Но в то же время тушинские послы требовали, чтобы крестьяне оставались прикрепленными к земле и чтобы холопам вольности не было дано.

И вот как раз в то время, когда русские изменники готовились предать Москву и русский престол в руки полякам, не стало того вождя, в котором лучшие русские люди видели надежду на спасение от внутренних и внешних губителей Русской земли.

Василия Шуйского не любили и не уважали... Нелюбовь к нему сказывалась уже и раньше, и притом очень сильно. Так, 17 февраля 1609 г., когда тушинцы заградили пути в Москву и там настала сильная нужда и дороговизна, то поднялся мятеж, и шумная толпа служилого и черного люда стала дерзко кричать: "Надо переменить царя! Василий сел самовольством, не всею землею выбран!"

Толпа мятежников, по звону набатного колокола, наполнила Красную площадь. Из толпы раздались крики: "Князь Василий Шуйский не люб нам на царстве! Его одна Москва выбрала!"

Несдобровать бы тогда Василию Шуйскому: у него было много и явных врагов, и тайных недоброхотов меж боярами, желавших его свергнуть; но на этот раз его выручил патриарх Гермоген.

– До сих пор Москва, – сказал он народу, – всем городам указывала, а не другие города указывали ей... А что кровь льется, то это творится по воле Божией, а не по хотению царя!

Своими увещаниями патриарх на время образумил мятежников. Но скоро открыт был тайный заговор погубить Василия. Главного виновника казнили. Положение Василия Шуйского становилось все хуже и хуже. Общее недовольство, крамолы и неудача за неудачей преследовали его.

Блестящие успехи Скопина, царского родича, на время примирили было народ с несчастным царствованием Василия Шуйского; но когда неожиданно скончался Скопин и народная молва, хотя и ложная, обвинила в его смерти царского брата и самого царя, то положение его сделалось крайне шатким. В рязанской земле Прокопий Ляпунов начинает волновать народ, требует свержения Василия Шуйского, заводит даже сношения с самозванцем, засевшим в Калуге. Заговорили громче прежнего недоброхоты Василия и в Москве... На свою беду, царь назначил главным предводителем войска, которое готовился вести на Сигизмунда покойный Скопин, своего бездарного брата Дмитрия, не любимого ни войском, ни народом.

Ополчение это, состоявшее по большей части из новобранцев, предводимое неискусным и нелюбимым вождем, двинулось к Можайску. Сигизмунд отправил навстречу русским отряд своего войска под начальством гетмана Жолкевского. Встреча произошла 24 июня 1610 г. между Москвой и Можайском, у деревни Клушино. Первым же напором поляки обратили в бегство русскую конницу, смяли пехоту; наемные иноземцы из русского войска стали передаваться на сторону поляков. Рать Василия Шуйского была разбита наголову. Дмитрий Шуйский и другие воеводы позорно бежали.

После этой победы Жолкевский двинулся к Москве, провозглашая повсюду царем королевича Владислава, а Василия Шуйского – свергнутым. Город за городом сдавались ему, и он уже приближался к столице. С другой стороны спешил к ней Лжедмитрий II из Калуги и 1 июля стал в Коломенском селе; он рассчитывал, что Москва в крайности скорее признает его власть, чем Владислава. Москва волновалась. Грамоты Жолкевского, в которых он сулил Русской земле мир, спокойствие и всякие благодати, если она признает своим царем Владислава, раскидывались по улицам, ходили по рукам, читались громогласно на сходках. Люди, преданные самозванцу, с своей стороны, мутили народ... Многие, не желая повиноваться Василию Шуйскому и думая свергнуть его, вовсе не хотели попасть и в руки самозванцу и тайно согласились с тушинцами, что те покинут его, а москвичи сведут Василия с престола и выберут всей землей нового царя.

Положение Шуйского в Москве становилось со дня на день труднее. Готовилось его свержение.

17 июля Захар Ляпунов с толпой соумышленников явился во дворец и стал дерзко говорить Василию Шуйскому:

– Долго ли за тебя будет литься кровь христианская? Земля запустела; ничего доброго в твое правление не делается! Сжалься над нашей гибелью, положи царский посох, а мы уже сами о себе подумаем!..

Дерзость Ляпунова возмутила Василия Шуйского; он стал бранить мятежника, даже схватился за нож... Но на эту угрозу дюжий Ляпунов ответил:

– Не тронь меня, а не то сомну тебя всего!

В тот же день за Москвой-рекой, у Серпуховских ворот, собралась большая сходка. Тут были бояре, дворяне, торговые люди и проч. Бояре и всякие люди приговорили: бить челом Василию Шуйскому, чтобы он царство оставил, для того что кровь многая льется, а в народе говорят, что он государь несчастливый, многие города украинские его не хотят, и надо его свергнуть. Против этого приговора говорили только некоторые бояре да патриарх, но их не послушали.

С тяжелым поручением сообщить этот приговор Василию Ивановичу и предложить ему в удел Нижний Новгород отправился во дворец царский свояк, князь Воротынский. Василию Шуйскому ничего более не оставалось делать, как отказаться от власти; он из дворца переехал в свой боярский дом.

После этого главные виновники совершившегося свержения послали сказать тушинцам, что Василий сведен с престола и теперь очередь за ними – исполнить свое обещание отстать от самозванца. На это тушинцы насмешливо ответили: "Вы не помните своего крестного целования, и потому своего царя с царства свели, а мы за своего помереть рады!"

Некоторые уже стали жалеть, что свергли злосчастного Василия Шуйского, а патриарх стал требовать, чтобы снова признали Шуйского царем. Многие соглашались с ним. Тогда Захар Ляпунов и его сообщники, опасаясь, чтобы этого не случилось, поспешили в дом к Шуйскому, взявши с собою монахов из Чудова монастыря, и заявили Василию Ивановичу, что для успокоения народа он должен постричься в монахи. Тот вовсе этого не желал, всячески противился, кричал, что он решительно не хочет постригаться. Все было напрасно! Обряд пострижения над Василием Шуйским совершен был насильно: Ляпунов держал его за руки, а князь Тюфякин произносил за него монашеские обеты.

Пострижение Василия Шуйского в монахи. Картина Б. Чорикова, 1836

Патриарх негодовал. Он заявил, что это пострижение не имеет никакой силы, что монахом стал не Шуйский, а тот, кто произносил обеты. Но свергнутого Василия Шуйского свезли в Чудов монастырь. Жена его тоже была пострижена, а братья заключены.

Четыре года правления - с 1606 по 1610 годы - Василия IV Иоанновича выпали на один из самых тяжелых для России периодов. Опытный политик, но недостаточно талантливый полководец, Василий Шуйский взошел на царство в период экономической разрухи и недомогания политики. Все его попытки восстановления мира и власти в России были сведены на нет не только в силу того, что его считали «боярским», а не народным царем. Внешнеполитическая деятельность Польши также не способствовала стабилизации внутренней ситуации.

Боярское происхождение

Василий Иванович Шуйский - руководитель великого княжеского рода. Его отец, Иван Андреевич Шуйский погиб в битве против шведов под замком Лоде в период Ливонской войны. Сам Иван Андреевич принимал участие во многих военных походах, в 32 года стал главой Московской судной палаты. К окончанию правления Грозного Шуйский занимал высокое положение и был одним из наиболее влиятельных бояр. Однако по настоянию Бориса Годунова, в 1586 году, по невыясненным историками причинам, боярин отправляется в ссылку в Галич.

К 91-му году Шуйский возвращается в столицу. В том же году он возглавляет расследование гибели царевича Дмитрия, произошедшую при очень странных обстоятельствах. Возможно, под давлением Годунова, а, возможно, по сговору, Василий Шуйский выносит заключение о том, что причиной смерти является несчастный случай. Проявив такую лояльность, он вновь занимает место в боярской думе.

Уже в период царствования Годунова монахом Григорием Отрепьевым распространяются слухи о том, что царевич Дмитрий выжил, спасся и бежал в Польшу. Польский правитель поддержал Лжедмитрия I, выделил в его пользу средства на войско. Со стороны Москвы на встречу лженаследнику отправился Шуйский. В сражении 21 января 5-го года семнадцатого столетия года близ Добрынич русская армия под командованием В. Шуйского и Ф. Мстиславского разбила вражеское войско, обратив Лжедмитрия в бегство. Преследовать противника на территории Польши боярин не стал.

В том же году внезапно умирает Борис Годунов. Престол занимает его сын, Федор. Претендуя на трон, Шуйский предпринимает попытку государственного изменения, которая оканчивается провалом и изгнанием боярина вместе с семьей из Москвы. В то же время Лжедмитрий собирает новое войско и выступает на Россию. Народ восстает против власти Годунова, в результате чего Федор погибает. Наступает период правления самозванца. Он нуждается в поддержке бояр и в конце 1605 года возвращает Шуйского в город.

Период правления Лжедмитрия был коротким. Хотя он и пользовался поддержкой простого народа, правитель допустил к власти поляков, собирался принять католичество, что вызвало народные волнения. Шуйский воспользовался смутой и объявил, что существующий царевич Дмитрий был все-таки убит в Угличе по приказу Бориса Годунова, а, значит, у власти стоит самозванец.

В результате вооруженного переворота, осуществленного боярами 17 мая 06-го года, Лжедмитрий был убит. Остро встал вопрос о новом государе. 19 мая, подкупленные Шуйским бояре инсценируют Земской собор, на котором собранные на Красной площади сторонники боярина «выкрикивают» его на царство. Одним из условий, которое было выдвинуто новому правителю недовольными боярами и теми, кто считал свой род более достойным, было принятие «крестоцеловальной записи» - обещания не принимать важных государственных решений без согласования с Боярской думой. 1 июня этого же года Василий Шуйский стал русским царем.

Период правления

Состояние Русского царства в те годы было крайне неблагоприятным:

Население западных земель после появления Лжедмитрия не подчинялось власти Москвы;

Казна опустела;

За несколько лет до этого был пережит голод;

На фоне общей разрухи и усиления крепостного права все чаще вспыхивали крестьянские восстания.


В то же время армии южных земель, пришедшие в Москву вместе с Лжедмитрием, не захотели присягнуть на верность новому царю. Они отошли к Рязани. Тесть самозванца, Юрий Мнишек, начал распространение слухов о том, что в результате переворота погиб не настоящий царевич Дмитрий, а его двойник. Таким образом, получалось, что истинный правитель жив. На этот раз его роль досталась Михаилу Молчанову, которого историки называют Лжедмитрием II.

Восстание Болотникова

Поляки предприняли еще одну попытку взятия Москвы, уже под предводительством Лжедмитрия II. К нему примкнул Иван Болотников, атаман волжских казаков. Общая армия поляков и недовольных казаков двинулась на Москву. Уже осенью 1606 года войско подошло к городу. Однако ослабленное многочисленными потерями и разделенное пополам, осаду Москвы армия Болотникова выдержать не смогла, после чего последовало отступление в Калугу.

Взять Калугу армии Шуйского не удалось. Однако штурм города нанес непоправимый физический, материальный и моральный ущерб противнику. Повстанцам Болотникова пришлось отступить в Тулу для соединения с подкреплением от Лжедмитрия II. В этот период появляется еще один самозванец - сын царевича Дмитрия, Петр. Его роль выполнял обычный холоп Илейка Муромец.

После поражения под Калугой Шуйский созвал новое войско и выдвинулся на Тулу. Навстречу им был отправлено войско мятежников, однако он была разбит. Осада Тулы длилась на протяжении нескольких месяцев. Крепость надежно охраняла повстанцев, поэтому было принято решение о запруживании реки Упы и затоплении города. Мятежникам, ослабленным голодом и болезнями, пришлось сдаться. 10 октября 1607 крепость пала. Зачинщики восстания были схвачены и казнены. Восстание Болотникова было подавлено.

Период двувластия

В то же время Лжедмитрий II собрав новое войско отправился на Москву. К армии самозванца примыкали недовольные крестьяне, захватчикам не оказывалось должного сопротивления. Таким образом, к августу 07-го года Лжедмитрий Второй завоевал многие города центральной России и разбил лагерь в селе Тушино, недалеко от Москвы.

Недовольство правлением Шуйского росло. Армия самозванца не пропускала в город обозы с продовольствием. В столице начался голод. Было предпринято несколько попыток свержения царя, но Шуйсокму удавалось избежать смерти.

Дипломатические переговоры об отводе армии самозванца от стен Москвы не привели к однозначному результату. Поэтому в 1609 году Шуйскому пришлось обратиться за помощью к шведскому королю Карлу IX о предоставлении дополнительных войск, которые располагались бы на содержании у русского царя. Взамен Швеция потребовала контроль над территориями Пскова и Новгорода.

Объединенная русско-шведская армия, под командованием Михаила Скопина-Шуйского, который приходился царю племянником, 28 августа 1609 года выбила польских захватчиков из-под Калязина, освободив Москву. Народ полностью поддерживал и восхвалял Михаила Скопина-Шуйского. Поэтому когда он погиб в результате отравления на пиру, согласно слухам, и в этом обвинили царя.

Польский король Сигизмунд Третий увидел тайный умысел в договоре со Швецией, с которой Польша в то время вела войну. На российскую территорию выдвинулось огромное польское войско. Осада Смоленска длилась около года, в результате чего среди населения стали возникать национальные освободительные движения.

Руководить российской армией было поручено брату царя, Дмитрию Шуйскому. Однако трусость и отсутствие навыков ведения военных действий сыграли против молодого полководца. Недалеко от села Клушино, расположенного между Вязьмой и Можайском, армия Шуйского была полностью разбита. Поражение под Клушино и общая нестабильная обстановка в государстве привели к свержению царя.

Итоги правления

17 июля 1610 года в результате переворота Василий Шуйский был свергнут и пострижен в монахи. При этом самостоятельно произносить слова обетов бывший правитель отказался. Уже в сентябре 1610 года Шуйский с братьями были выданы польскому правителю, которому был вынужден присягнуть на верность.

Умер бывший правитель в 1612 году в Гостынском замке. Его брат Дмитрий пережил его всего на несколько дней. Третьему брату, Ивану, была впоследствии предоставлена возможность вернуться в Россию.

Итогами правления Василия IV Иоанновича стали разрушенные города и крепости, полная экономическая и политическая разруха, потеря значимых территорий. После свержения царя страной начала править Боярская дума вплоть до избрания нового правителя на Земском соборе. Новым царем был избран Михаил Романов, который и избавил государство от интервентов.

Василий IV Иоаннович Шуйский
Годы жизни: 1552–1612
Годы правления: 1606-1610 (7-й Царь Российский)

Из династии Шуйских, ветви великих князей Суздальских и Нижегородских, потомков князя . Князь, боярин и воевода.

Сын князя Ивана Андреевича Шуйского.

Молодость свою провел при Грозном: в 1580 г. был дружкой царя на его последней свадьбе, а в 1581 — 1582 гг. стоял воеводой с полками на Оке, охраняя границу.

Краткая биография Василия Шуйского

С 1584 г. он возглавил Судную палату, будучи боярином.

Также он известен историкам как великий воевода. Воевода Большого полка в походе к Серпухову летом 1581 г. , в походе к Новгороду июля 1582 г. , в походе к Серпухову в апреле 1583 года. Воевода смоленский в 1585-1587гг.

По неизвестным причинам Василий Шуйский в 1586 г находился в ссылке. Во время преследования Шуйских Годуновым с 1587года был сослан в Галич. А в 1591 году Годунов решив, что они не причинят ему вреда, вернул их в столицу.

В 1591 году Шуйский вёл следствие по делу царевича Дмитрия. Под нажимом Годунова он признал причиной смерти царевича несчастный случай, самоубийство. С этого же года Василий снова вошел в Боярскую думу и вскоре стал новгородским воеводой. В 1598 году он — первый воевода полка в армии Мстиславского в Крымском походе к Серпухову.

С января 1605 года был назначен воеводой полка правой руки в походе против Лжедмитрия. Однако, не сильно желая победы Годунова, перешел на сторону самозванца.


После того, как занял престол, Василий Иванович объявил о том, что выводы его комиссии относительно смерти царевича Дмитрия неверны, и новый царь — истинный сын Ивана Грозного. Но в июне 1605 Василий пытался осуществить переворот против самозванца, был схвачен и осужден Лжедмитрием I на смерть, но вскоре помилован и отправлен в ссылку с братьями.

Нуждаясь в боярской поддержке, Лжедмитрий в конце 1605 г. вернул Шуйских в Москву.

В 1606 году Василий организовал заговор против Лжедмитрия I, который закончился московским народным восстанием 17 мая 1606 года и гибелью самозванца.

Правление Василия Шуйского

19 мая 1606 г. группа приверженцев «выкликнула» Василия Шуйского царём. Он был коронован 1 июня Новгородским митрополитом Исидором.

В самом начале его правления усилились противостояния между столичным дворянством и боярами (восстание во главе с Болотниковым). В 1607 г. при поддержке больших городов ему удалось остановить восстание, но летом этого же года началась польская интервенция в российском государстве.


Восстание Болотникова

Поражение войск Дмитрия Шуйского под Клушином 24 июня 1610 г. от армии Сигизмундa III и восстание в Москве привели к падению царя Василия Шуйского . 17 (27) июля 1610 г. частью боярства Василий IV Иоаннович Шуйский был свергнут с престола и насильно пострижен в монахи.

В сентябре 1610 г. он был выдан польскому гетману Жолкевскому, который вывез его и его братьев Дмитрия и Ивана в качестве пленников в Польшу королю Сигизмунду.

Василий Иванович умер в заключении в Гостынинском замке в Польше. В 1635 году его останки перезахоронили в Архангельском соборе Кремля.

Он был женат дважды:

на княжне Елене Михайловне Репниной, дочери боярина князя Михаила Петровича Репнина;
с 1608 года

на княжне Марии Петровне Буйносовой-Ростовской, дочери князя Петра Ивановича Буйносова-Ростовского, пострижена в монахини в 1610 г.;

  • царевна Анна Васильевна (1609-умерла во младенчестве)
  • царевна Анастасия Васильевна (1610-умерла во младенчестве)

Современники и потомки обвиняли Шуйского за многие грехи и провинности. Был скуп, упрям, прибегал к волхованию. Но между тем нельзя не признать, что в жизни Василия Ивановича было и немало моментов, когда он проявил истинную мудрость, мужество и величие души.

Василий Шуйский (1545–1612 гг.) известен как последний представитель рода Рюриковичей на русском престоле. Он также вошел в историю как единственный русский царь, погибший в плену заграницей. Почему его биография так трагична?

Василий Иванович Шуйский принадлежал к суздальской ветви Рюриковичей. Названая ветвь происходила от князя Андрея Ярославича, брата Александра Невского. Отцом Василия был князь Иван Шуйский, авторитетный государственный деятель при Иване IV, а матерью Анна Федоровна.

Василий был женат дважды. Сначала на княжне Елене Михайловне, а затем на княжне Марии Петровне. Две дочери Шуйского скончались ещё в младенчестве. Младшая из них царевна Анастасия Васильевна родилась накануне свержения Шуйского и умерла уже в ссылке.

Служба при дворе

Службу при дворе Василий Шуйский начал ещё при Иване IV. До чина боярина он дослужился уже в 1584 году. Возвышению Василия во многом поспособствовал брак его брата Дмитрия Шуйского с дочерью Малюты Скуратова. Свояком Василия был . Это ни в коей мере не ослабило противостояние между будущими царями. В итоге Шуйский мало того что проиграл борьбу за влияние на царя Федора Иоанновича, так ещё и угодил в ссылку на 4 года.

Возвращение князя ко двору в 1591 г. совпало с гибелью царевича Дмитрия Иоанновича. Шуйский возглавил комиссию по расследованию происшествия. В заключении, представленном комиссией Боярской думе, говорилось, что царевич умер в результате несчастного случая. Итоги расследования «угличского дела» помогли Шуйскому вновь стать частью административной элиты. Тем не менее, опасаясь появления конкурентов в борьбе за престол, Годунов запретил князю жениться.

Восхождение к трону

Приход к власти Василия Шуйского достоин стать основой для одного из эпизодов «Игры престолов». Борис Годунов не испытывал к нему доверия не без оснований. Так, несмотря на то, что в одной из битв Василий разбил Лжедмитрия I, несколько месяцев спустя он занял сторону самозванца и «признал» в нём погибшего царевича. Князь заявил, что его выводы по «угличскому делу» были подлогом.

Невзирая на это, получив власть, Лжедмитрий I приговорил Шуйского к смертной казни, которую впоследствии заменил недолгим заключением. Возвратившись ко двору, Шуйский и некоторые его сторонники начали готовить заговор против самозванца, распространяя слухи о смерти настоящего царевича. В итоге всё закончилось убийством Лжедмитрия І.

Василий Шуйский пришел к власти после смерти самозванца. Его избрание на царство состоялось в мае 1606 г. перед восставшими, собравшимися на Красной площади. С воцарением Василия Смутное время вступило в новую фазу. В стране вновь появился боярский царь.

Правление Василия Шуйского (1606–1610 гг.)

Начало правления Шуйского было отмечено его желанием замолить прошлые прегрешения. Причем нередко он делал это публично. Но стоит сказать, что попытки переломить обстановку в обществе не имели успеха.

Внутренняя политика

Одним из самых знаковых в деятельности нового царя стало создание так называемой крестоцеловальной записи. В этом документе имелись пункты, ограничивающие царскую власть. В частности, царь клялся никого не казнить без судебного решения, принятого вместе с боярами.

В период царствования Шуйский попытался упорядочить правовые отношения землевладельцев с зависимыми людьми. Василий увеличил срок сыска беглых крестьян. Известны монеты Василия Шуйского. Хотя его правление отмечено снижением весовой нормы копейки.

Новому царю не удалось остановить Смуту. Наоборот, страна всё глубже погрязала в гражданской войне. Восстание против Шуйского началось сразу после его воцарения. Причем восставшие вновь использовали слух о чудом спасшемся царевиче Дмитрии. Сначала с этим лозунгом выступил , а затем и .

Новый самозванец, получивший прозвище », достиг немалых успехов. Обосновавшись в Тушино, он организовал параллельные органы управления, под его власть ушли некоторые территории, а также перебежало ряд бояр и служилых людей.

Внешняя политика

Внешнеполитическая деятельность царя была напрямую связана с внутренними проблемами. Чтобы подавить восстание Лжедмитрия ІІ Шуйский обратился за помощью к правителю Швеции Карлу IX. Договор о военной помощи, который он заключил, предполагал уступку Швеции города Корелы.

Племянник царя одержал несколько побед над войсками Лжедмитрия ІІ, но в 1609 г. стартовала . В битве при Клушине русская армия была разбита, что стало началом краха царствования Шуйского. Войска Речи Посполитой подошли к столице, где вскоре должны были произойти события, имевшие огромное значение для дальнейшей судьбы последнего Рюриковича, правившего Россией.

Свержение Василия Шуйского

Гражданская война вкупе с иностранной интервенцией стали главными причинами свержения Василия Шуйского. 17 июля 1610 г. состоялось собрание с участием Боярской думы, духовенства, воинских людей и жителей Москвы. Это импровизированное вече приняло решение о низложении царя. Бывшего правителя насильно постригли в монахи и заточили в монастыре. Таковы были итоги правления последнего Рюриковича.

В августе 1610 г. боярское правительство, прозванное « », заключило договор о приглашении на престол Владислава, королевича польского. Бояре впустили поляков в Москву, а Василия Шуйского передали гетману Жолкевскому, который повез бывшего русского царя в Польшу.

Позже Василий участвовал во въезде Жолкевского в Варшаву в качестве живого трофея. После этого его поместили под стражу. Низверженный царь умер в замке в городе Гостынин. Официальная дата смерти – 12 сентября 1612 года.

Польские власти намеревались использовать смерть Василия Шуйского в собственных целях. Его останки захоронили в специальной усыпальнице, надписи которой повествовали событиях, приведших к пленению русского правителя. Но в результате мирного договора 1634 г., останки Шуйского были переданы в Россию, где их перезахоронили в царской усыпальнице.