Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Дольмены Кавказа (окрестности г. Геленджик, Россия) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

Дольмены Кавказа (окрестности г. Геленджик, Россия) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ»

Тема: Мегалитические сооружения Древнего Мира. Дольмены Западного Кавказа


Студент: Алиев Атанур Мазагим оглы, 3 группа.


Москва 2014 г.


Введение

1. Зарождение архитектуры. Обзор мегалитических сооружений Древнего Мира

Дольмены Западного Кавказа

1 Архитектура дольменов

2 Строительная техника

3 Дольмены и ритуал

Дольмены Западного Кавказа и дольмены мира - вопросы связей и происхождения

Заключение


Введение


Архитектуры на всех этапах общественного развития организует и создает искусственную открытую и закрытую внутреннюю пространственную среду жилых, общественных и производственных зданий. В качестве сферы материального производства архитектура опирается на возможности и достижения строительной техники своей эпохи, как материальная среда - служит беспристрастным зеркалом социальных условий жизни общества, как искусство - оказывает глубокое, предусмотренное эмоциональное воздействие. Будучи одновременно продуктом художественного и технического творчества, архитектурная деятельность плодотворна лишь при взаимосвязанном решении эстетических и технических задач. При этом социально-функциональные и эмоциональные грани архитектуры получают воплощение в материально-пространственных формах.

Зарождение зодчества относится к эпохе позднего палеолита. Строительная деятельность, которая решала утилитарные задачи, стала постепенно обращаться на удовлетворение духовных потребностей человека. Эстетическое осмысление и придание постройкам идейного и образного содержания знаменовало приход нового явления - архитектуры.


.Зарождение архитектуры. Обзор мегалитических сооружений Древнего Мира


В первобытно-общинном обществе духовное начало было связано с обожествлением сил природы и космических явлений. В зодчестве это духовное начало проявилось в создании мегалитических сооружений, имевших религиозно-ритуальный или погребальный характер. Мегалиты (от греческих слов megas - большой и lithos - камень) возводились из очень крупных (весом от 2 до 30 тонн) камней. Они относятся к III-II тысячелетиям до н. э., но в некоторых странах сооружены позже. Общей характерной особенностью мегалитов являются каменные глыбы, плиты или блоки, часто доставленные из карьеров, расположенных за десятки километров, иногда с большим перепадом высот относительно места стройки. При этом камни в некоторых типах сооружений имели идеально плотную подгонку по швам (дольмены Западного Кавказа, строения инков).

Как правило, мегалитические конструкции не служили жильём, а от периода строительства до наших дней дошли лишь крайне скудные записи о приёмах строительства и назначении данных строений. Большей частью мегалитические строения древности, по мнению ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть также мнения, что некоторые мегалиты - общинные сооружения, и функция их - социализирующая. Возведение мегалитов представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.

Среди мегалитических сооружений выделяются три основных типа: менгиры, кромлехи и дольмены.

Менгир (от нижнебретонского <#"justify">Дольмены в первоначальной стадии развития представляли собой композицию из трех больших камней (двух вертикальных и одного горизонтального), затем превратились в существенно более крупное сооружение из значительного числа вертикальных камней и соответствующего числа горизонтальных, перекрывающих большое пространство между камнями. В наиболее крупных дольменах были впервые перекрытия ложными сводами.

Более определенным представляется назначение дольменов как погребальных камер, о чем свидетельствует наличие в помещениях дольменов захоронений и жертвенных приношений покойному. В интерьерах дольменов встречаются примитивные, преимущественные орнаментальные росписи и рельефы. Они, наряду с конкретными росписями на темы охоты в пещерных жилищах, представляют собой зачатки искусства живописи и ваяния. Дольмены часто покрывали земляными курганами, укрепляя курган от осыпания укладкой по его периметру камней и устраивая в толще кургана потайной вход в дольмен. Археологами установлено, что иногда дольмены служили жилищем, но не исключено, что в этом качестве их стали использовать позже.

Только в 1912 году <#"justify">2.Дольмены Западного Кавказа


1 Архитектура дольменов Западного Кавказа


Дольмены Западного Кавказа, стоящие рядами, поражают сходством отдельных частей, пропорциональной согласованностью деталей. Уже говорилось, что к ним вполне применимо понятие «симметрии подобия» и «равных фигур». Стремление приблизить все дольмены к исходному прототипу является показателем обдуманного, целеустремленного строительства, когда зодчий или мастер-каменщик знал, что он будет строить, как возьмется за дело. Только имея образцы, по которым возводились дольмены, их строители могли создавать подобные (т. е. схожие) постройки на огромном пространстве: по побережью Черного моря, в горах Абхазии и Адыгеи, среди лесов и по водоразделам. Дольмены Западного Кавказа, если опять-таки применить к ним термин естествоиспытателей, можно назвать гомологичными фигурами. Каждый из них похож на другую дольменную постройку (будь она и иного типа), даже если этот другой дольмен расположен за десятки и сотни километров. И, несмотря на это, каждый из них имеет и свои индивидуальные архитектурные особенности: удлиненные или укороченные пропорции, фасад в виде ниши или с боковыми выступами, и т. д. И все части постройки хорошо обдуманы, она впечатляет, форма ее лаконична. Сказанное позволяет говорить о западнокавказских дольменных сооружениях как о произведениях, обладающих всеми элементами настоящей архитектуры.

Среди дольменов наиболее массовыми являются плиточные постройки. Они и явились образцом для создания дольменов других типов. В них более всего заметно стремление к зеркальной симметрии, т. е. такой симметрии «левого и правого», с помощью которой, по словам Г. Вейля, «человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство». Лишь в редких случаях среди плиточных дольменов можно заметить дисгармонию, отсутствие симметрии. Это ранние постройки, у которых отдельные стены заменены булыжником («Кожжохская группа» у пос. Каменномостского), и наиболее поздние, но те и другие сохраняют определенную пропорциональность. Корытообразные дольмены, выбитые в скалах, иногда снабжены несимметричной камерой (Солоники, район Туапсе и др.). Но в их портальной части всегда заметно стремление, вопреки неровностям скал, сделать фасад равносторонним, придать ему зрительное равновесие. Поскольку почти во всех дольменах приходится встречаться с аналогичными фактами, то значит, это не является случайностью, а отражает определенную закономерность в их строительстве, с которой необходимо считаться.

Как уже говорилось, наиболее ранние из плиточных сооружений имеют почти прямоугольную форму (дольмены «Кожжохской группы», сооружения № 215 в бассейне р. Кизинка и у горы Ахупач в Абхазии). Сделаны они довольно примитивно, без пяточных камней и не могли быть устойчивыми. Вероятно, в силу этого в дольменной архитектуре они не получили большого распространения. Основная масса западнокавказских дольменов характеризуется трапециевидными продольно-поперечными сечениями и планом камеры, обладающим аналогичной формой. Соотношением частей камеры подчеркивается определенная и вполне закономерная каноничность в построении дольменов из плит. И нельзя считать случайностью стремление древних зодчих создать постройку в виде косо срезанной пирамиды с широким основанием, а именно так и выглядят плиточные дольмены. Она чрезвычайно устойчива (примером служат сами дольмены, они простояли многие века), так как она конструктивно близка природным, естественным формам статичного конуса или конуса гравитации (конус основанием вниз). Такое строение имеют горы, по этому принципу растут деревья, эта универсальная форма пронизывает животный и растительный мир. Устойчивость конуса (пирамиды) объясняется тем, что сила тяжести у таких фигур занимает центрально-осевое положение. Известно, что в разработке строительных пропорций в Египте, Вавилоне, Ассирии и других странах видную роль играло стремление приблизить конструкцию зданий к положению естественного откоса сыпучих тел (песка, гравия и пр.), обладающих наибольшей устойчивостью. В этих странах существовали специальные формулы для вычисления объема усеченной пирамиды и для площади трапеции е. Неизвестно, умели ли строители дольменов разрешать подобные задачи, но они знали, что такое пропорциональность, стремились сделать свои постройки устойчивыми и прочными.

У западнокавказских дольменов угол скоса невелик (от 75 до 88°, в среднем - 84° с отклонением от данной величины в ±3-4°) 7, но даже и такое отклонение от прямого угла давало значительный эффект в устойчивости постройки. К дольменам Кавказа вполне применимо понятие соразмерности, которое в истории архитектуры равно относится к эстетическим, конструктивным и функциональным качествам сооружения.

Симметричность и пропорциональность дольменных построек позволяет предполагать, что их строители могли пользоваться модулем - мерой пропорциональности частей постройки. Таким модулем, по моему предположению, мог служить отрезок, принятый для высоты отверстия, сделанного в передней плите (ширина отверстия явно произвольна). О том, что высота (или диаметры) отверстия дольменов могла служить модулем, свидетельствуют исследования некоторых памятников древности и средневековья на Востоке, где архитектурной мерой части служили размеры проемов. В древнем Египте модулем служил размер строительного камня или кирпича.

Высота отверстия в дольменах, принятая за меру - модуль, варьирует, являясь, вероятно, хронологическим признаком, но, будучи модулем, укладывается в высоте передней плиты довольно четко 3-5 раз. Отмеченная выше разница в величине дольменных лазов указывает на отсутствие четкой системы в единицах измерения у строителей мегалитов, которые могли использовать в процессе измерений естественные мерила - пядь, локоть, шаг и др. Естественно, что такие единицы меры очень трудно поддаются стандартизации. Так, у адыгов и ахазов еще относительно недавно линейными единицами служили «длань», «ступня», «локоть» и подобные им. Величина «локтя», например, варьировала от 40 до 50 см, а измерение велось от угла между большим и указательным пальцами и до локтя или от кончика среднего пальца до локтя.


Рис. 1. Сел. Солох-аул (гора Аутль), дольмен № I: 1 - план (й -упавшая западная портальная плита); 2 - фасад; 3 - продольный разрез.


Известный архитектор XV в. Леон-Баттиста Альберти писал, что «вся архитектура состоит из шести элементов. Они следующие: местность, участок, членение, стена, крыша и отверстия. Из этих шести элементов, обязательных для постройки здания, нами не рассмотрены только местность и участок. Исследователи дольменов отмечали их расположение на полянах, по водоразделам и так, что «если дольмен стоит на склоне горы, то передней стеной он обращен в долину; если на вершине горы - то в сторону наиболее красивую». Дольменные поля занимают местности с относительно ровным рельефом, редко встречаются одиночные дольмены, прижатые к склону, построенные явно в неудобном месте (дольмен на горе Хунагет в бассейне р. Аше), лишь корытообразные дольмены занимают те участки, где имеются выходы скал. Сопоставление карты распространения дольменов с простиранием горных пород показывает, что их строители стремились использовать для своих построек местности с естественными выходами камня, пригодного для обработки.


Рис. 2. Портальный дольмен из Адигналова (район Туапсе): 1 - плач дольмена (утолщенной лилией показаны перекрытия); 2 - фасада 3 - разрез дольмена (а - «козырек» перекрытия камеры)


2 Строительная техника


Осмотрев довольно большое количество памятников, можно говорить, что для дольменных построек употреблялись плотные песчанистые известняки без включений крупных окаменелостей (бассейн р. Кизинка, Богатырская поляна у ст. Новосвободной, местонахождения в Абхазии), песчаников (большинство дольменных групл), окремнелых и метаморфических пород (район Красной Поляны). Корытообразные дольмены высекали в скалах и глыбах песчаников (бассейн р. Аше, Солох-аул, Волконка, Пшада и др.). Строители редко использовали в одной постройке различные породы камня, за исключением известкового туфа, плиты которого иногда употребляли для перекрытий (Дегуакская поляна у ст. Даховской, бассейны рек Пшада, Кизинка), Все указанные породы являются хорошим строительным материалом.

Среди возвышенностей в бассейне р. Кизинка известна одна под названием Масляевой горы. На ней обнаружены груды ломаного известняка, образующие ряды. Здесь нет его выходов и кучи камней лежат на белоснежном скрытокристаллическом гипсе, которым слагаются все поднятия по левобережью р. Кизинка. Плиты известняка явно принесены сюда с правой стороны реки, где имеются его обнажения. Отсюда на Масляеву гору и был привезен строительный камень для последующей обработки.

Известно, что свежедобытый известняк мягче, чем «вылежавшийся на воздухе», здесь он теряет влагу и крепчает. «Испытание» камня длительной выдержкой на открытом месте способствует его стойкости. Дольменные постройки, прошедшие испытание временем, своей, порой отличной сохранностью, лучше всего доказывают, что их строители хорошо знали свойства камня и заранее заготавливали его. Если бы древние мастера ничего не предпринимали для улучшения качества строительного материала, в данном случае известняка, то коэффициент крепости несомненно уменьшился бы; так, для известняков он приблизительно равен 8-4 условным единицам (при наивысшем коэффициенте в 20 единиц) г2.

Колебание прочности разных пород может быть выражено также в виде предела прочности (при сжатии в кг/см2). Для плотных известняков он колеблется от 150 до 1000 единиц (наивысший предел у кварцита - 4000). Ясно, что древние зодчие выбирали качественный камень, без изъянов (трещин, крупных конкреций), равномерной структуры, заранее вывозили его и выдерживали. С плотными песчаниками было проще, так как они мало содержат глины, меньше насыщаются водой и меньше разрушаются. При всей своей хрупкости у них выше предел прочности (300-3000 единиц), их поверхность со временем в процессе естественного воздействия атмосферы и солнечных лучей покрывается твердой корой выветривания. Вот почему дольмены, собранные из плит песчаника и высеченные в скалах этой породы, поражают прекрасной сохранностью.

Заготовленные плиты еще в сыром, необработанном виде древние каменщики перевозили на места будущего строительства, где они и лежали некоторый срок. Перевозка камня могла производиться на быках с помощью деревянных волокуш (примитивных саней), которые хорошо зафиксированы этнографически (у абхазов - «аджанах») и используются повсеместно на Кавказе для подъема тяжестей по крутым склонам.

Уже на месте камень подвергался окончательной отделке. В бассейне р. Кизинка были обнаружены заготовки четырех плит для дольмена. Проведенные здесь раскопки позволили найти обломки строительного камня и кусок песчаника со следами шлифовки. Здесь, очевидно, происходила лишь первичная обработка известняковых плит. На этом же дольменном поле перекрытие дольмена раскололось на две части по зарубкам, сделанным его строителями. В подготовленные зарубки загоняли клинья из дерева, а затем их мочили водой, отчего древесина разбухала и в камне появились трещины. Близкое расположение зарубок гарантировало, что камень будет расколот по намеченной линии. Такой способ ломки камня, даже гранита, хорошо зафиксирован в строительной технике древнего Египта.

Неровности на плитах, вероятнее, удаляли с помощью пиления. В качестве пил можно было употреблять пластины твердых пород камня, а в процессе распиливания подсыпали мокрый песок (речной или морской). Ровные срезы без особых подшлифовок заметны на пяточных камнях, особенно в тех случаях, когда они, совмещаясь, образуют пол в камере дольмена (Адербиевка, Пшада и др.).

Возле дольменов встречаются грубые орудия, несколько напоминающие диски и скребла. Сделаны они из речных галек и обломков горных пород (андезит, кварцит и др.).

Дольменные плиты, профили корытообразных сооружений поражают своей правильностью. Возможно, строители при разметке и во время работы употребляли, как и древние египтяне, очень простое приспособление - шнур, натянутый между двумя палочками. Прикладывали его к обрабатываемым плитам, что позволяло видеть все неровности камня.

Почти возле каждого дольмена во время раскопок можно найти куски абразивных пород и специальные терочники разных форм. Эти предметы не являлись погребальным инвентарем, они использовались при строительстве, а затем были брошены.

Среди абразивов большей частью использовались породы, содержащие очень твердые крупно-зернистые железистые песчаники, кварциты и полиминеральные породы типа гранита, реже встречаются пористые глинисто-песчанистые породы, которые, несмотря на свою относительную мягкость, являются хорошими шлифующими средствами.

Для грубой, первоначальной обработки, очевидно, шли бесформенные куски абразивов, у которых по мере стирания снова обламывали края. Но более тонкая отделка плит, пазов, портальных частей и даже камер у корытообразных и монолитных дольменов производилась шлифовальными камнями удобной, вполне оправданной формы. Среди всего этого многочисленного материала выделяются пластины со следами работы.

Для шлифовки больших поверхностей употреблялись крупные камни твердых пород - гранита, гранито-гнейса, кварцевого конгломерата. Обычно у них округло-овальная форма. Их держали двумя руками. Очевидно, завершали шлифовку терочниками круглой формы, которые несут следы не только с краев, но иногда у них от работы стерты и зашлифованы плоскости. Редкие экземпляры среди них имеют в средней части углубления, такие камни удобнее было удерживать пальцами. Особенно тщательно производилась шлифовка пазов. У некоторых дольменов можно обнаружить на стыке пазов и в конце их закругления. Здесь рука мастера отдыхала, и он направлял шлифовальный камень в соседний паз или делал движение в обратную сторону.

На многих дольменах можно видеть точечные, пунктирные углубления довольно правильной круглой формы диаметром до 0,5 см. Обычно они нанесены на поверхности таких плит и блоков, которые необходимо было сцепить особенно прочно. Для этой цели служил инструмент типа керна или закольника, а может быть, с более широкой рабочей частью, покрытой зубьями (современные «штампы» и «бучарда»).

Стены камер некоторых корытообразных сооружений сохранили следы обработки их с помощью орудия типа долота или тесла со слегка закругленной рабочей частью.

Трудно сказать, как делали отверстия в дольменах. Возможно, с помощью пунктирных ударов намечали центр отверстия, пробивали его и далее расширяли, а может быть, как древние египтяне с помощью кремневого сверла («полумесяца») просверливали сердцевину будущего лаза. В работе над отверстиями не последнюю роль играли абразивы.

Можно думать, что строители дольменов применяли много различных орудий из дерева (киянки, клинья и пр.), знали отвес. Вероятно, многие из инструментов, применявшихся при строительстве дольменов, напоминали те, что принадлежали древним египетским каменщикам, возводившим пирамиды. Но это пока только предположение.

Значительные трудности представляла сборка дольменов, наводка перекрытия. Древним строителям это не всегда удавалось. Так, покровная плита дольмена в Гузерипле так и не была положена на место. Чтобы облегчить этот труд, дольмены большей частью прислонены задней стороной к склонам, их пристраивали к валообразным естественным возвышенностям. Ранние памятники окружены каменной наброской наподобие кургана, на которую клали бревна, и по ним, вероятно, втягивали на веревках перекрытие. Более поздние (массовые) памятники приобретают большую трапециевидность, их боковые стены сильно скошены в заднюю сторону, что облегчало труд по подъему плиты. Во время таких тяжелых работ, несомненно, употребляли рычаги (ваги) из бревен, веревки, может быть, и тягловую силу быков.

Процесс укладывания боковых стен трудно представить без применения внутренних бревенчатых распоров. Без них плиты могли бы завалиться. Интересна одна деталь. Почти всегда отдельные пазы боковых плит имеют пологие скосы. Это делалось с целью, чтобы, когда уже прилажена передняя или задняя плита r одной из боковых сторон, легче было заводить их в пазы второй боковой плиты.

Ученые подсчитали, что для постройки достаточно крупного дольмена должны были неустанно работать 150 человек от года до двух лет. Однако неизвестны исходные данные для подобного расчета, и можно считать его очень приблизительным.

Во время строительства дольменов древние жители устраивали временные становища. Следы таких стоянок обнаружены на горе Аутль у сел. Солох-аул и близ крупного местонахождения дольменов на Богатырской поляне (ст. Новосвободная). Культурные слои их незначительны, но они насыщены керамикой, костями домашних животных, отдельными утерянными вещами (вкладыш, глиняная бусина и пр.). Здесь жили не очень долго. Дегуакско-Даховское поселение с мощным культурным слоем (до 1,15 м), также расположенное возле дольменного поля, свидетельствует о том, что некрополи иногда располагались и возле поселков. Очевидно, в первом случае, когда строительство шло далеко от постоянного жилья, в работах принимали участие лишь мастера (может быть, и их семьи). Естественно, что зодчество и не могло быть уделом каждого жителя.

В заключение необходимо отметить те строительные детали, которые имеют отношение к хронологии: отсутствие пяточных камней под всеми плитами камеры (это вызывало трудности при сборе камеры), слабую трапециевидность боковых плит (они почти не имеют скоса к тыльной части), что затрудняло наводку перекрытия. Указанные технические недостатки характерны для плиточных портальных дольменов и построек с квадратно-прямоугольным планом камеры. Эти особенности позволяют считать их ранними памятниками.

Переход к сооружению дольменов из плит трапециевидных очертаний придал большую устойчивость постройкам, облегчил сборку стен и наводку перекрытия. Создание составных дольменов еще более облегчило труд строителей, хотя и нанесло ущерб монументальности здании. Может быть, поэтому порталам некоторых составных дольменов внешне придана традиционная форма плиточных сооружений.

Корытообразные дольмены и монолиты, при всей трудоемкости их изготовления, устранили необходимость пользоваться лесами, доставлять на место постройки камень к т. д. Они являются упрощенным вариантом сооружений среди западнокавказских дольменов.

Можно сказать, что такова эволюция в строительной технике, хотя эти соображения не могут являться категорическим суждением. Несомненно, постройки разных типов и категорий могли создаваться на каком-то этапе одновременно.


3 Дольмены и ритуал


Для того чтобы реконструировать хотя бы некоторые из обрядов, практиковавшихся носителями культуры дольменов, необходимо разобрать несколько вопросов. Среди них важнейшими могут быть признаны: расположение дольменов на местности (почему именно так, а не иначе поставлены они); ритуальные черты в устройстве самих дольменов и их орнаментике; установление погребального обряда, практиковавшегося в дольменах. Каждый из этих вопросов может быть разрешен большей частью только предположительно, хотя многие исследователи уделяли им определенное внимание.

Дольмены, как уже говорилось, занимают удобные и довольно ровные площадки среди лесов (на «полянах»), по водораздельным возвышенностям, на плоских вершинах невысоких гор. Они стоят по бассейнам рек, неподалеку от тех троп и дорог, которые связывали побережье с горными районами. Многие их этих путей используются до снх пор пастухами для скотопрогона и охотниками. Скопление памятников на определенной территории позволяет говорить о специальных местах, отведенных под некрополи, а если обратить внимание на типы построек, то можно заметить, что одни и те же дольменные поля часто содержат разнотипные сооружения (очевидно, относящиеся и к разному времени). Как видно, несмотря на изменения в архитектуре и технике строительства, носители культуры дольменов не теряли чувства родства и преемственности с предыдущими поколениями.

Ориентировка дольменов уже давно привлекала к себе внимание исследователей. Изучение совокупности объектов позволяет сделать вывод о важной в их строительстве ритуальной черте: обращать портальные части дольменов к свету, к солнечным, ярко освещенным сторонам.

Форма дольменов, вероятно, также отвечала ритуальным требованиям. Правда, свои ритуальные особенности дольменные постройки с раскрывают с трудом. Намного легче обнаружить в них архитектурную концепцию - противопоставление несущих и покоящихся частей. Только стремлением сделать сооружения прочными можно объяснить трапециевидность их плана.

В конструктивно ранних, портальных дольменах входные отверстия имеют прямоугольную форму. Очевидно, они могли быть аналогичны входным проемам жилых построек. Некоторые дольмены служили для одиночных погребений (станицы Новосвободная, Саратовская, отдельные погребения в бассейне р. Кизинка), т. е. эти сооружения после того, как были окончены похороны, могли быть замурованы на века, как это, несомненно, имело место в дольменах без отверстий. Очевидно, идеи, лежавшие в основе древнего ритуала, изменялись, эволюционировали. Отверстия в типологически ранних дольменах стали необходимостью, а со временем изменялись и по форме и по размерам. В двух портальных дольменах бассейна р. Кизинка слева возле отверстия (если заглянуть внутрь) были найдены обломки сосудов и по одному листовидному бронзовому ножу. Скорее всего, то были приношения пищи, а ножи были приложены к ней. Это дает некоторое право считать, что отверстия служили для ритуального кормления покойников. В Западной Европе их называют «отверстиями для выхода души» (они часто встречаются в дольменах бассейна р. Уазы во Франции), что находит подкрепление в этнографических параллелях. Возникает естественный вывод, что дольменное отверстие могло служить не для одной цели, что их функции были многообразными.

Многие современные ученые совершенно справедливо роднят кавказские дольмены с пирамидами египтян. Вероятно, основы египетского погребального ритуала в какой-то степени близки тем культовым представлениям, на которых покоилось строительство дольменов. Культовые представления египтян составляла идея, по которой фараон (вождь) считается магическим средоточием производительных сил природы. Он ответствен, таким образом, за хороший урожай посевов, за обильный приплод скота, за плодородие женщин племени. И умерший фараон, при наличии царствующего наследника, продолжал обеспечивать благоденствие живущим, в том числе и «счастливое царствование» новому фараону. Можно предполагать, что ранние дольмены и содержали захоронения родо-племенных вождей, чьи останки должны были подобным магическим путем благоприятствовать живущему населению. Отголоски таких верований известны в религиозных представлениях многих народов. В конструктивных деталях дольменов можно найти их конкретное воплощение.


.Дольмены Западного Кавказа и дольмены мира - вопросы связей и происхождения


Многие ученые пытались так или иначе подойти к разрешению вопроса о происхождении дольменов, выяснить детали их возникновения и появления на Кавказе. Среди древностей Прикубанья и Причерноморья еще не найдены такие памятники, которые были бы конструктивно близки и в то же время предшествовали им. Очевидно, они и не будут найдены. Выходит, что дольменная культура своих генетических корней среди древностей Прикубанья и Причерноморья не имеет. Никакого «длительного предшествующего развития местной культуры» на Западном Кавказе, которое могло бы привести к самостоятельному возникновению дольменов не было, если даже пытаться связывать непрерывной линией эволюцию «каменной индустрии» от палеолита до эпохи бронзы.

Попытка объяснить возникновение дольменов в каждой части мира самостоятельно, в случае с Кавказом не находит оснований. Жак де Морган пишет об автохтонном происхождении дольменных конструкций: «...вовсе не надо подвергаться влиянию отдаленных центров, чтобы воздвигнутъ крупные камни и покрыть их крышей» ". Посылками для подобного утверждения ему послужили довольно поздние гробницы в Талыне (Азербайджан), которые он принял за дольмены, и известная теория, что дольменная конструкция могла возникнуть «из грота, служившего усыпальницей, искусственно воспроизведенной формой которого и являлся дольмен». Эта «пещерная теория» имела многих сторонников в среде западноевропейских ученых (Габриель де Мортилье, К. Шуххардт, Христиан Цервос и др.). К ней склонялись и наши соотечественники, занимавшиеся кавказской археологией (Д.Н. Анучин, М.М. Иващенко). Однако, если положение о переходе от погребений в скалах (пещерах, гротах, под навесами) в определенной степени верно для некоторых островов Средиземного моря (Корсика, Сардиния и др.), где известны постройки, представляющие собой полугроты - полудольмены, то особенности памятников Западного Кавказа указывают на иной путь развития.

Отсутствие исходных путей для появления дольменов на территории Прикубанья и Причерноморья привело некоторых исследователей к поискам направлений, по которым «идея» дольмена могла прийти на Кавказ. В 70-х годах XIX века ученый С. Байерн, собирая сведения о них, удивлялся, что все дольмены расположены или у самого Черного моря, или не столь далеко от побережья. Изучив карту расположения дольменов, можно прийти к выводу, что на Кавказе они могли появиться только со стороны моря.

Известный археолог Б.А. Куфтин также усиленно искал пути для выяснения интересующего этого с вопроса. Он считал, что разрешить его можно лишь на «основе учета реальных двигателей исторического процесса и соотношения их с географией природных сил в меру освоения последних хозяйственной деятельностью человека». Оперируя понятием «культурно-производственные группы», Б.А. Куфтин считал, что для дольменов такая «группа» могла существовать по Средиземноморью, на Деканском полуострове и в Южном Прикаспии. Л.Н. Соловьев, выделяя «южнодольменную культуру», предполагал, что носители этой культуры к строительству дольменов пришли не самостоятельно, а используя «готовые формы», широко распространенные в «Малой Азии», в особенности в Сирии и Палестине. Это строительство, по его мнению, возникло рано «под воздействием связей с малоазийским культурным миром, осуществляющихся морским путем» ". Л.Н. Соловьев рисует довольно живые картины жизни носителей «южнодольменной культуры». Они имели мирные отношения с населением Прикубанья, что «отразилось и в распространении строительства дольменов на эту часть Кавказа». Далее, на рубеже III-II тысячелетий, по мнению Л.Н. Соловьева, из Малой Азии происходит вторжение кашков - племен, «по всей вероятности родственных южнодольменскому» населению, при этом кашки (у Л.Н. Соловьева они являются носителями «протоколхидской культуры») привнесли в местную среду новые типы посуды и навыки в металлургии.

Ряд других известных ученых связывает появление дольменов на Западном Кавказе с развитием торгового и военного мореплавания у приморских народов в неолите и эпоху бронзы», когда «кавказские мастера» могли видеть дольмены в других странах и затем воздвигать их у себя на родине. Следует еще напомнить высказывание академика Б. Б. Пиотровского, который заметил, что «форма кавказских дольменов настолько, даже в деталях, совпадает со средиземноморскими и европейскими, что вопрос об их связях вполне естествен».

мегалитический кромлех дольмен архитектура


Заключение


В данной работе мы провели обзор мегалитических сооружений Древнего Мира, определили их основные особенности. Были достаточно подробно описаны дольмены Западного Кавказа, приведены их архитектурные характеристики, предполагаемые методы строительства, предположения ученых об их возможном назначении.

Хочется отметить, что в дольменах, как и во многих других памятниках древнего искусства и зодчества в самой конкретной, эстетически и технически глубоко обдуманной форме, воплощены культовые воззрения наших предков. Их эстетическое воздействие, как подлинных произведений искусства, сохраняется до сих пор.


Список использованной литературы


1.Маклакова Т.Г. История архитектуры и строительной техники. Часть 1. Зодчество доиндустриальной эпохи: Учебник. - М.: Издательство АСВ, 2011. - 408 с.

2.Куликов А.С. История архитектуры, градостроительства и дизайна. Часть 1: Всеобщая история архитектуры: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2003. - 106 с.

Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. Изд-е 2-е. - М.: Наука, 1980. - 135 с.

Марковин В.И. Дольмены Западного Кавказа. - М.: Наука, 1978. - 328 с.


Теги: Мегалитические сооружения Древнего Мира. Дольмены Западного Кавказа Реферат Строительство

Дольмены Западного Кавказа - мегалитические гробницы первой половины 3-го - второй половины 2-го тыс. до н. э., относящиеся к дольменной культуре среднего бронзового века . Дольмены распространены от Анапского района и далее в горных районах Краснодарского края и Адыгеи . В южной части доходят до города Очамчира в Абхазии , а на севере - до долины реки Лабы. Но раньше имелись в районе города Железноводска в Ставропольском крае и, возможно, в других местах. Отдельным замкнутым регионом распространения своеобразных дольменов или «дольменообразных склепов» поздней постройки является Верхнее Прикубанье (бассейн реки Кяфар в Карачаево-Черкесии). Продолжали использоваться в позднем бронзовом веке и позднее. Всего известно около 3000 дольменов, включая разрушенные. Из них изучено не более 6 %.

Местные названия [ | ]

Очередное разрушение дольмена. Перемещённые лесозаготовителями плиты неисследованного руинированного дольмена. Богатырская поляна, 2014 г.

  • Русские (с XIX в.): богатырские хатки или хаты, дидовы и чёртовы хаты.

Проблема охраны [ | ]

«Сегодня от пил, топоров и гусениц тракторов практически в лесу не остаётся ничего от древней старины. Вырубаются вековые дубравы, черкесские грушняки, разрушаются курганы, крепости и дольмены, простоявшие до нас тысячи лет» .

На Кавказе древнейшие дольмены появились на южном склоне, в приморской и горной зоне в раннебронзовый период в середине III тыс. до н. э. К ним относятся дольмены в Эшера, Азанта, Отхара, Куланурхва, Шрома, Дой. Они имеют малые и средние размеры.

В Южном Крыму, несколько позже, чем на Кавказе, носители кеми-обинской культуры строили каменные ящики (цисты), иногда с пазами в плитах и даже расписывали их . А вообще, по всему Кавказу (в том числе и в степных районах) обкладывали могилы каменными плитами, а кое-где и сооружали огромные мегалиты (Армения , Грузия). Вопрос только в том, имеются ли в каждом из этих случаев взаимное культурное влияние.

Месторасположение дольменов [ | ]

Так как скопления дольменов являются кладбищами дольменной культуры, то в их окрестностях обычно расположено несколько поселений этой культуры: или на значительном расстоянии, или рядом. В расположении дольменов имеются некоторые закономерности. Они обычно находятся на ровных площадках на вершинах или на солнечных склонах хребтов (в основном - на высотах в 250-400 м над уровнем моря, максимальная высота - 1300 м) или на речных террасах. Подавляющее большинство дольменов ориентировано вниз по солнечному склону, что подразумевает довольно большой разброс направлений. Если это было невозможно, то дольмен ориентировался хотя бы на освещённый солнцем участок на противоположном хребте. Кроме того, отмечена ориентация на конкретные астрономически значимые точки на горизонте. Утверждение о привязке дольменов к водным источникам не имеет оснований.

Предназначение дольменов [ | ]

Предназначение дольменов является не просто установленным фактом, а было всегда известным фактом. Как вид гробниц, дольмены Западного Кавказа стоят в одном ряду с множеством подобных сооружений разных времён и многих народов. Выявленные древнейшие захоронения в дольменах оставлены именно их строителями. И хотя уже известно некоторое количество грунтовых погребений дольменной культуры, всё же они, видимо, были менее распространены, а известное их количество совершенно не соответствует множеству довольно крупных поселений.

Конечно, сооружения выполняли и функцию святилища, скорее всего, семейного или родового: об этом, например, свидетельствует находка каменного алтаря при реконструкции дольменного комплекса на Жане (находится в Геленджикском краеведческом музее). Вновь реконструированные комплексы на реке Жане и на горе Нексис (оба под Геленджиком), а также многие дольмены с «двориками» позволяют представить себе происходившие когда-то там церемонии.

Некоторые дольменные комплексы были явно рассчитаны на посещение их значительным количеством людей. Это, в первую очередь, мегалитический курган Псынако I около посёлка Анастасиевка в Туапсинском районе, Серебряный курган в урочище Клады около станицы Новосвободной и те же комплексы на реке Жане и на горе Нексис. Все они вполне могли бы выполнять роль общеплеменых объектов поклонения. К сожалению, музеефикация первого из списка не проведена, а второй практически уничтожен.

Постройка дольменов [ | ]

Для сооружения дольменов использовали по возможности камень из наиболее близких месторождений. Если недалеко имелись подходящие плиты природного происхождения, то собирали и их. Но если выбора не было, то вырубленные плиты могли транспортировать за несколько километров. Для построек использовали различные виды песчаников и известняков . . В одной постройке могли сочетаться разные породы.

В каменоломне для ломки камня использовали силу разбухающих от воды деревянных клиньев. Свежий камень из карьера более мягкий и может быть обработан даже каменными инструментами. Но строители дольменной культуры имели в своём арсенале и бронзовые зубила, чьи чёткие следы постоянно попадаются при изучении построек. Предполагают, что обработанные плиты могли перед использованием некоторое время выдерживаться, для набора достаточной твёрдости. Шлифовка поверхностей и желобков производилась каменными тёрочниками , которые находят в местах строительства. Покровную плиту затаскивали по наклонной насыпи сзади дольмена. В строительстве могли применять и силу животных.

Частые спекуляции на тему невозможности повторить точную подгонку дольменных плит в наше время, например, после его переноски на новое место, происходят лишь из-за непонимания того факта, что на новом месте практически невозможно заново продублировать все особенности старого фундамента. Что и приводит к различным перекосам и несовпадениям.

Архитектура дольменов [ | ]

Конструкция [ | ]

Орнаментация [ | ]

Узор «текущая вода» на стенке составного дольмена с горы Нексис

Орнаментированный дольмен, долина реки Жане

Сравнительно с общим количеством, довольно мало дольменов украшены гравированным и даже выпуклым орнаментом. Но, вероятно, многие из орнаментов просто не дошли до нашего времени из-за эрозии камня. Они бывают расположены по всему порталу и внутри камеры. Известно изображение на передней плите с крестом в круге и похожим на гребёнку лабиринтоподобным рисунком с отходящим от него и входного отверстия зигзагом. Иногда имеются просто ряды вертикальных зигзагов. На передней плите иногда помещается изображение ещё одного дольменного портала, а также одна или две пары крупных выпуклостей над ним. Или просто сделано прямоугольное углубление, занимающее бо́льшую площадь плиты. Ряды вертикальных и горизонтальных зигзагов могут иметь торцы боковых плит. А приставные портальные плиты на внутренней плоскости иногда украшаются пейзажем, состоящим из ряда треугольников (горы) и вертикальных рядов зигзагов (реки). Над горами помещено солнце в виде овала с крестом. Иногда вся портальная плита покрыта горизонтальными полосами, каждая из которых образована ёлочным узором из насечек зубилом. Так могут украшаться и боковые плиты. Недавно были найдены дольмены, чьи фасады были украшены, в одном случае, выпуклыми диагональными полосами, образующими крупную «ёлку», заключённую в рамку; а в другом - уже углублёнными горизонтальными рядами широкого растянутого зигзага. Этот зигзаг ещё усложнён отрезками одиночных вертикальных зигзагов сбоку и по бокам входного отверстия. Иногда для построек выбирался камень, имеющий необычную поверхность, что обусловлено его внутренней структурой. Такой дольмен без специальной обработки получал декоративное оформление в виде причудливых вмятин и выпуклостей.

Внутри камера дольмена иногда обведена горизонтальным зигзагом из широкой полосы и прямой линией над горизонтальным зигзагом. Во втором случае получается ряд свисающих треугольников или фестонов. Это оформление может быть ещё дополнено участками с вертикальными зигзагами. Каменные пробки также могут иметь на шляпке рельефные концентрические окружности, подобие соска в центре, четыре выпуклости по окружности и одну в центре или рельефный крест.

Иногда на крыше дольмена имеются многочисленные небольшие чашеобразные углубления или лунки, разбросанные по поверхности хаотично или образующие короткие ряды и круги с крестами внутри. Подобные знаки встречаются также на боковых и передних плитах дольменов. А также на отдельных камнях вблизи дольменов, где они могут иметь ещё и обводку кольцами.

Некоторые каменные блоки, образующие дворик, несут на своей поверхности выпуклины - боссы . Они не имеют такой правильной формы, как те, что на фасадной плите. Это останцы, сохранённые, после выравнивания всей плоскости стены. Имели ли они какое-то значение кроме декоративного - неизвестно.

Имеется также несколько простых гравированных петроглифических рисунков на дольменах или рядом с ними. Смысл их пока не ясен, как и неизвестно время их нанесения.

Недавно обнаружено два сюжетных гравированных изображения на дольмене в посёлке Джубга: сцена с человеком и животными и борьба двух «близнецов». Второй сюжет полностью соответствует известным изображениям на антропоморфных стелах кеми-обинской культуры . Возможно, этот же сюжет присутствует на тройном крюке из новосвободненской гробницы.

Особняком стоят средневековые аланские склепы в Карачаево-Черкесии, практически полностью покрытые волнистыми бороздами и разнообразной символикой. Ранее считалось, что аланы украсили более древние постройки. Особенно выделяется своими сюжетными изображениями так называемый «царский мавзолей», в которых имеются уже христианские мотивы.

Почти нет дольменов, в которых бы имелись следы красочной росписи в камере и на фасаде. Плохо сохранившаяся раскраска в дольмене Серебряного кургана сейчас окончательно обезображена вандалами. А цветные рисунки в двух двухкамерных новосвободненских гробницах представляют более раннюю культуру.

Список некоторых примечательных дольменов [ | ]

Галерея [ | ]

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Ранее тиражировалась неверная информация о несуществовавших дольменах Таманского полуострова (мысы Тузла и Фанталовский).
  2. Кизилов А. С. , Шариков Ю. Н. Западная граница распространения ареала дольменов на Кавказе // V «Анфимовские чтения» по археологии Западного Кавказа. - Краснодар, 2015. - С. 128-133 .
  3. Испы - карлики из абхазо-адыгского Нартского эпоса .
  4. Бормотов И. В. Горная Адыгея. - Новосибирск: «Alpha-Porte», 2010. - С. 106. - 128 с. - ISBN 978-5-91864-003-6 .
  5. Дмитриев Л. В. Восстановление двух дольменных групп в верховьях реки Озерейки // Аргонавт. Черноморский исторический журнал (Новороссийск). - 2007. - № 1. С. 65, 70.
  6. Сносят дольмены бульдозерами, давят плиты тяжёлыми грузовиками, уничтожают культурный слой в окрестностях.
  7. Используют камень дольменов для своих построек.
  8. Куликова О. П. , Трифонов В. А. Как сохранить дольмены - культурное наследие древних народов Западного Кавказа // Дольмены, свидетели древних цивилизаций. - Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 2001. - C. 93, 94. - ISBN 5-7561-0760-6 .
  9. Текнеджи А. В. Типичные следственные ситуации первоначального этапа расследования уничтожения или повреждения памятников истории и культуры (ст. 243 УК РФ) и программы действий субъекта расследования по их разрешению // Общество и право. - 2009. - № 2(24). - С. 223, 224 .
  10. Разводят костры в дольменах или рядом, истирают хрупкий камень в процессе массовых посещений, оставляют надписи. Так, убирая надписи на Волконском дольмене, его поверхность периодически обрабатывают бучардой , этим уже уничтожив оригинальную поверхность. В общем, многократно усилившаяся нагрузка на ветхие строения ускоряет их разрушение.
  11. Анастасийцы , родноверы , кришнаиты , ивановцы . Они вычищают из дольменов культурный слой, истирают камень в процессе массовых посещений, портят в процессе своих обрядов, даже «реставрируют» по своему разумению.
  12. Марковин В. И. Дольмены Западного Кавказа: мистика, научные мнения и перспективы дальнейшего изучения // Советская археология, - 2000. - № 4. - С. 26-29 .
  13. Куликова О. П. , Трифонов В. А. Как сохранить дольмены - культурное наследие древних народов Западного Кавказа // Дольмены, свидетели древних цивилизаций. - Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 2001. - C. 94, 95. - ISBN 5-7561-0760-6 .
  14. Дольмены. Бесконечное путешествие. - М.: Аванти плюс, 2004. - (Жизнь у дольменов). - 192 с. - ISBN 5-902559-03-0 .
  15. Степаненко М. Секта Владимира Мегре «Анастасия» // К Истине. Миссионерско-апологетический проект. - 2007. - 9 июля .
  16. Берут в аренду землю с дольменами, перекрывают свободный доступ и взимают плату за посещение.
  17. Берлизов М. П. Актуальные проблемы частного права: проблема соотношения частных прав граждан и их публичных обременений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны недвижимых объектов культурного наследия // Общество и право. - 2010. - № 2 (29). - С. 66 .
  18. Музеефикация без создания археологического музея с сотрудниками и охраной является бесполезной фикцией. Консервация - это засыпка достаточно толстым слоем земли до лучших времён.
  19. Известно только три засыпанных после раскопок дольмена: Псынако I (в ожидании музеефикации), в Кладах 2 и на Каменном кургане.
  20. Куликова О. П. , Трифонов В. А. Как сохранить дольмены - культурное наследие древних народов Западного Кавказа // Дольмены, свидетели древних цивилизаций. - Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 2001. - C. 95. - ISBN 5-7561-0760-6 .
  21. Появилась категория невежественных экскурсоводов-частников, водящих людей по «местам силы».
  22. Сейчас некоторые исследователи предполагают, что дольмены могли начать сооружать ещё в раннебронзовый период, то есть на позднем этапе культуры накольчатой жемчужной керамики или майкопской культуры. Это конец 4-го тыс. до н. э.
  23. Марковин В. И. , 1978. - С. 150, 152-155.
  24. Марковин В. И. , 1983.
  25. Воронов Ю. Н. , 1979. - С. 48, 49.
  26. Например, вырезанные на камне изображения с Сицилии и на гравированных плитах из Новосвободной.
  27. Марковин В. И. , 1978. - С. 213-215, 283-319.
  28. Бгажноков Б. Х. Кавказские дольмены: планетарные свойства и местные традиции // Археология и этнология Северного Кавказа. - Нальчик: Издательский отдел Кабардино-балкарского института гуманитарных исследований, 2012. Вып. 1. - С. 44-48.
  29. Рысин М. Б. ,1997. - С. 118, 119.

Дольмены Западного Кавказа - мегалитические гробницы, оставленные представителями дольменной культуры среднего бронзового века . Распространены от Таманского полуострова (мыс Тузла) и далее в горных районах Краснодарского края и Адыгеи. В южной части доходят до города Очамчире в Абхазии , а на севере - до долины реки Лабы. Но раньше имелись в районе города Железноводска в Ставропольском крае и, возможно, в других местах. Отдельным замкнутым регионом распространения своеобразных дольменов или «дольменообразных склепов» поздней постройки является Верхнее Прикубанье (бассейн реки Кяфар в Карачаево-Черкесии).

Изучена лишь малая часть дольменов. Практически, все они не охраняются, страдают от вандалов , а также разрушаются по естественным причинам. Сооружали западнокавказские дольмены в конце 3 - второй пол. 2 тыс. до н. э. К настоящему времени сохранилось около 3000 западнокавказских мегалитов, включая частично разрушенные. Часто дольменами также называют мегалитические подкурганные гробницы новосвободненской культуры. Статус гробниц в Карачаево-Черкесии пока довольно неопределённый. Сейчас считается, что их построили люди позднего периода дольменной культуры, а средневековые аланы просто вставляли в них свои каменные ящики .

Кроме классических дольменов, на южном склоне Главного Кавказского хребта распространены и мелкие сооружения, собранные из случайных камней. Имеются также небольшие подземные колодцевидные составные гробницы. Они перекрываются неполным ложным сводом и покровной плитой. Известна даже наземная гробница с настоящим куполом, набранным мелкой плиткой. Если колодцевидные гробницы однозначно относятся к дольменной культуре , то с хронологией других пока полной ясности нет.

Происхождение

Независимо от своего происхождения, дольмены на Западном Кавказе появились не на пустом месте. Более древние каменные гробницы известны в курганах майкопской и новосвободненской культур (или по-другому - в ранний и поздний период майкопско-новосвободненской общности). Но всё же наиболее близкие аналоги кавказским дольменам, по архитектуре и в какой-то мере по инвентарю, содержащемуся в них, имеются в бассейне Средиземного моря. Наблюдается и временно́е состветствие. Путь носителей дольменной традиции прослеживается в обратном порядке приблизительно так. Западный Кавказ и Западное Причерноморье - побережье Малой Азии - Сицилия и Северная Африка - Сардиния - Португалия. Это, конечно, только предварительная схема.

Одновременно с дольменниками их соседи на западе и северо-западе - представители кеми-обинской культуры - строили каменные ящики, иногда с пазами в плитах и даже расписывали их . А вообще, по всему Кавказу (в том числе и в степных районах) обкладывали могилы каменными плитами, а кое-где и сооружали огромные мегалиты (Армения, Грузия). Вопрос только в том, имеются ли в каждом из этих случаев взаимное культурное влияние.

Месторасположение дольменов

В расположении дольменов имеются некоторые закономерности: они обычно находятся на ровных площадках на вершинах или на солнечных склонах хребтов (в основном - на высотах в 250-400 м над уровнем моря, максимальная высота - более 1000 м) или на речных террасах. Подавляющее большинство дольменов ориентировано вниз по солнечному склону, что подразумевает довольно большой разброс направлений. Если это было невозможно, то дольмен ориентировался хотя бы на освещённый солнцем участок на противоположном хребте. Кроме того, отмечена ориентация на конкретные астрономически значимые точки на горизонте.

Предназначение дольменов

Как вид гробниц, дольмены Западного Кавказа стоят в одном ряду с множеством подобных сооружений всех времён и народов. Конечно, они должны были выполнять и функцию святилища, скорее всего, семейного или родового: об этом, например, свидетельствует находка каменного алтаря при реконструкции дольменного комплекса на Жане (находится в Геленджикском краеведческом музее). Вновь реконструированный комплекс на реке Жане, а также многие дольмены с «двориками» позволяют представить себе происходившие когда-то там церемонии.

Некоторые дольменые комплексы были явно расчитаны на посещение их значительным количеством людей. Это, в первую очередь, мегалитический курган Псынако I около посёлка Анастасиевка в Туапсинском районе, Серебряный курган в урочище Клады около станицы Новосвободной и тот же комплекс на реке Жане. Они вполне могли бы выполнять роль общеплеменых объектов поклонения. К сожалению, музеефикация первого не проведена, а второй практически уничтожен.

Постройка дольменов

Для сооружения дольменов использовали по возможности камень из наиболее близких месторождений. Если недалеко имелись подходящие плиты природного происхождения, то собирали и их. Но если выбора не было, то вырубленные плиты могли транспортировать за несколько километров.

Для построек использовали различные виды песчаников и известняков . В одной постройке могли сочетаться разные породы, например, известняк, жёлтый песчаник и красноватый железистый песчаник или жёлтый песчаник и его же, но с прослойками ракушечника и т. д. В каменоломне для ломки камня использовали силу разбухающих от воды деревянных клиньев.

Свежий камень из карьера более мягкий и может быть обработан даже каменными инструментами. Но строители дольменной культуры имели в своём арсенале и бронзовые зубила, чьи чёткие следы постоянно попадаются при изучении построек. Предполагают, что обработанные плиты могли перед использованием некоторое время выдерживаться, для набора достаточной твёрдости. Шлифовка поверхностей и желобков производилась каменными тёрочниками , которые находят в местах строительства. Покровную плиту затаскивали по наклонной насыпи сзади дольмена.

Архитектура дольменов

Конструкция

Редко, но бывает, что внутри камеры находят горизонтальные канавки - пазы для деревянной полки. И имеется один случай наличия круглого углубления над такой полкой, прямо напротив входного отверстия.

Составные дольмены могут отличаться от плиточных лишь тем, что не все плиты у них цельные. Но могут быть собраны из отдельных блоков в значительной мере или вообще полностью. Корытообразные дольмены, выдалбливаемые в скале или отдельном большом камне, обычно, имеют на фасаде имитацию портала плиточного дольмена. И они также могут быть ложнопортальными. Самый редкий вид - монолитные дольмены отличаются лишь тем, что не имеют съёмной крышы, так как выдалбливались через входное отверстие. Для дольменов последнего вида использовался только слабо цементированный в своей толще песчаник. К настоящему времени сохранился один относительно целый (Волконский дольмен) и один незавершённый монолиты.

Дольмен часто расположен на склоне, и его портал может образовывать террасу. Известен один случай, когда несколько протяжённых террас образуют подобие зиккурата . Но чаще территория перед фасадом дольмена оформлена в виде дворика . Это разного рода мощёные площадки иногда даже окружённые стенами из крупных плит. Высота такой стены может достигать даже уровня крыши самого дольмена. Иногда дольмен окружает круг из врытых в землю камней - кромлех , который может играть и роль крепиды (керб) для полы кургана. Редким для кавказских дольменов является дромос - крытый коридор, с параллельными или сходящимися стенками, подводящий в дольменному отверстию. Бывало, что коридор образовывала аллея менгиров. Естественно, что в этих вариантах дворик находился от дольмена подальше. К сожалению, не все архитектурные изыски дожили до наших дней.

Не все дольмены стоят открыто. Многие засыпались камнями по крышу или вообще оказывались внутри высокого кургана. Иногда лишь фасад дольмена оставался открытым. Иногда к нему вёл дромос. Известен один случай, когда дольмен оказался не в завале из камней - каирне , а в пустом пространстве, то есть в толосе (Псынако I). Хотя кое-где ещё также наблюдаются возможные следы таких конструкций.

После прекращения захоронений, дольмены в курганах, но с открытым фасадом или с дромосом, всё равно оказывались в толще кургана. Их специально заваливали или просто со временем затекали земля и камни. Совсем не обязательно, что курганы над дольменами всегда строили люди дольменной культуры. Это могли делать и те, кто пришёл позже и переиспользовал гробницы.

Гробницы в Карачаево-Черкесии отличаются тем, что имеют в плане форму прямоугольника и построены из хорошо обработанных ровных плит. Длинные боковые стороны набраны каждая из каменных длинных плит или брусков. Торцовые плиты могут быть прямоугольными, с пазами для соединения с боковинами, и состоят из одной или двух частей или имеют форму ступенчатого треугольника. Перекрытия плоские из двух длинных плит или в форме домика. Во втором варианте, крыша набрана длинными брусками и начинается от самого низа. Всё соединяется с помощью сответствующих пазов. Иногда используется и соединение на шпонках. Имеется круглое входное отверстие, закрывающееся пробкой. Внутри этого сооружения находится меньшее - грубо собранный из плитняка каменный ящик.

Орнаментация

Узор «текущая вода» на стенке составного дольмена с горы Нексис

Орнаментированный дольмен, долина реки Жане

Сравнительно с общим количеством, довольно мало дольменов украшены гравированными и даже рельефными орнаментами. Но, вероятно, многие из них просто не дошли до нашего времени из-за эрозии камня. Орнаменты бывают расположены по всему порталу и внутри камеры. Известно изображение на передней плите с крестом в круге и похожим на гребёнку лабиринтоподобным рисунком с отходящим от него и входного отверстия зигзагом. Иногда имеются просто ряды вертикальных зигзагов. На передней плите иногда помещается изображение ещё одного дольменного портала, а также одна или две пары крупных выпуклостей. Ряды вертикальных и горизонтальных зигзагов могут иметь торцы боковых плит. А приставные портальные плиты на внутренней плоскости иногда украшаются пейзажем, состоящим из ряда треугольников (горы) и вертикальных рядов зигзагов (реки). Над горами помещено солнце в виде овала с крестом. Иногда вся портальная плита покрыта горизонтальными полосами, каждая из которых образована ёлочным узором из насечек зубилом. Так могут украшаться и боковые плиты. Недавно был найден дольмен, чей фасад, украшен рельефными диагональными полосами, образующими крупную «ёлку», заключённую в некую рамку или изображение портала. Внутри камера дольмена иногда обведена горизонтальным зигзагом из широкой полосы и прямой линией над горизонтальным зигзагом. Во втором случае получается ряд свисающих треугольников или фестонов. В другом варианте, зигзаг, наоборот, находится над прямой линией, чью роль играет шов в горизонтальной кладке. Это оформление может быть ещё дополнено участками с вертикальными зигзагами. Каменные пробки также могут иметь на шляпке рельефные концентрические окружности, подобие соска в центре, четыре выпуклости по окружности и одну в центре или рельефный крест.

Иногда на крыше дольмена имеются многочисленные небольшие чашеобразные углубления или лунки, разбросанные по поверхности хаотично или образующие короткие ряды и круги с крестами внутри. Подобные знаки встречаются также на боковых и передних плитах дольменов. А также на отдельных камнях вблизи дольменов, где они могут иметь ещё и обводку кольцами.

Известно также несколько простых гравированных петроглифических рисунков на дольменах. Смысл их пока не ясен, как и неизвестно время их нанесения.

Недавно обнаружено два сюжетных гравированных изображения. Это сцены охоты на оленя и борьбы (или танца?) двух людей. Второй сюжет с дольмена в посёлке Джубга полностью соответствует известным изображениям на антропоморфных стелах кеми-обинской культуры . Что, конечно, чрезвычайно важно.

Особняком стоят склепы со средневековыми аланскими захоронениями в Карачаево-Черкесии, практически полностью покрытые волнистыми бороздами и разнообразной символикой. Считается, что это аланы украсили более древние постройки. Особенно выделяется своими сюжетными изображениями так называемый «царский мавзолей», в которых находят уже христианские мотивы.

Почти нет дольменов, в которых бы имелись следы красочной росписи в камере и на фасаде. Плохо сохранившаяся раскраска в дольмене Серебряного кургана сейчас окончательно обезображена вандалами. А цветные рисунки в двух двухкамерных новосвободненских гробницах не имеют прямого отношения к собственно дольменам. Хотя всё же некоторые параллели им можно найти в мегалитическом искусстве Европы.

Список некоторых примечательных дольменов

Галерея

См. также

Примечания

Литература

  • Воронов Ю. Н. Древности Сочи и его окрестностей. - Краснодар: Кн. изд-во, 1979. - С. 45-57.
  • Кондряков Н. В. Дромосы и кромлехи дольменов Западного Кавказа // Сочинский краевед. - Сочи, 1999. - Вып. 5. То же в doc. Отдельно илл.: 1 лист, 2 лист, 3 лист.
  • Кондряков Н. В. Новые данные о дольменах Северного Причерноморья // Археология, архитектура и этнографические процессы Северо-Западного Кавказа. - Екатеринбург, 1997.
  • Кондряков Н. В. Тайны сочинских дольменов. - 2002. - 67 с. 2-е изд. - Майкоп: Качество, 2010. -132 с. - ISBN 978 5 9703 0219 4
  • Кудин М. И. Археоастрономия и дольмены // Сочинский краевед. - 2000. - № 7. То же в doc.
  • Кудин М. И. Дольмены и ритуал // Сочинский краевед. - Сочи, 1999. - Вып. 4. То же в doc. Продолжение в doc: 2000. - Вып. 6. Обе части.
  • Кузнецов В. А. В верховьях Большого Зеленчука. - М.: Искусство, 1977. - (Дороги к прекрасному). - С. 88-106.
  • Лавров Л. И. Дольмены Северо-Западного Кавказа // Труды АбИЯЛИ. - Сухуми, 1960. - Т. 31.
  • Марковин В. И. Дольменные памятники Прикубанья и Причерноморья. - 1997.
  • Марковин В. И. Дольменные постройки в бассейне реки Кяфар // СА, 1983. - № 2. - С. 90-109.
  • Марковин В. И. Дольмены Западного Кавказа. - М.: Наука, 1978. - 328 с. 1
  • Марковин В. И. Дольмены Западного Кавказа // Эпоха бронзы Кавказа и Средней Азии. Ранняя и средняя бронза Кавказа. - М.: Наука, 1994. - Археология с древнейших времён до средневековья, в 20 т. - С. 226-253. - ISBN 5 02 009723 3
  • Марковин В. И. Испун - дома карликов: Заметки о дольменах Западного Кавказа. - Краснодар: Кн. изд-во, 1985. - 112 с.
  • Резепкин А. Д. К вопросу о классификации дольменов и погребальном обряде «дольменной культуры» // Человек и древности: памяти Александра Александровича Формозова (1928-2009). - Тула: Гриф и К, 2010.
  • Резепкин А. Д. Типология мегалитических гробниц Западного Кавказа // ВАА. - Майкоп, 1988. - С. 156-163.
  • Рысин М. Б. Датировка комплексов из Эшери // СА, 1990. - № 2 (с аналогичным названием и текстом также см.: КСИА, 1990. - Вып. 199).
  • Семёнов В. А. Первобытное искусство: Каменный век. Бронзовый век. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - С. 370-378. - ISBN 978 5 91181 903 3
  • Тешев М. К. Мегалитический архитектурный комплекс Псынако I в Туапсинском районе // ВАА. - Майкоп, 1988. - С. 164-169.
  • Трифонов В. А. Что мы знаем о дольменах Западного Кавказа и чему учит история их изучения // Дольмены - свидетели древних цивилизаций. - Краснодар, 2001.
  • Фелицын Е. Д. Западно-кавказские дольмены // Материалы по археологии Кавказа. М., 1904.

Список сокращений

  • АбИЯЛИ - Абхазский институт языка, литературы и истории им. Д. И. Гулиа. Сухуми
  • ВАА - Вопросы археологии Адыгеи
  • КСИА - Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института археологии АН СССР
  • СА - Советская археология
  • УрГУ - Уральский государственный университет

Ссылки

  • Гаврилов М. В. Мегалитические памятники Республики Адыгея как объекты всемирного культурного наследия и некоторые возможности их использования в сфере туризма
  • «Колихо. Тайна дольменов Кавказа.» Научно-популярный фильм
  • Марковин В. И. Дискуссионные проблемы в изучении дольменов Западного Кавказа

В мире существует около 9 000 дольменов. Эти уникальные древние сооружения разбросаны по всему миру: Испания, Франция, Англия, есть они в Португалии, Индии, на Мальте, Корсике, Сицилии, Сардинии, в Северной Корее, Болгарии и других местах. Предполагают, что известный Стоундхэндж также относится к дольменам. Этим каменным сооружениям приписывают магическую силу - считается, что при общении с ними человек получает сакральные знания и открывает в себе необычные способности.

Дольмены - это каменные сооружения, мегалиты. Название «дольмен» произошло от соединения двух слов бретонского языка, «toal» - «стол» и «men» - «камень», что в дословно переводится как «каменный стол». Существует также и другая трактовка слова «дольмен», - «меняющий долю». Возраст кавказских дольменов - примерно 4-6 тысячелетий. Предположительно в 4-2 тысячелетиях до н.э. существовала неведомая цивилизация, от которой до нас дошли эти мегалитические сооружения.

Дольмены Кавказа располагаются на прибрежной полосе, которая тянется от Новороссийска до Абхазии на 400 км. По ширине эта полоса уходит в горы на 75 км, почти до Майкопа. Дольмены стоят обычно группами и занимают удобные и довольно ровные площадки по водораздельным возвышенностям, на плоских вершинах отрогов гор. Стоят они по бассейнам рек, обращенные порталом в открытое пространство - в основном на юг, восток, или в промежуточном направлении - между югом и востоком.

В середине ХХ века для изучения дольменов была создана специальная группа ученых-археологов под руководством Л.И. Лаврова (под эгидой Института антропологии и этнографии РАН). К 1960 году им был составлен каталог из1139 дольменов Северного Кавказа. Во второй половине ХХ века большую работу по систематизации дольменов проделала группа ученых под руководством В.И. Морковина, ученика и последователя Л.И. Лаврова. В своей монографии "Дольмены Западного Кавказа", В.И. Марковин определил распространение дольменов по региону Кавказа, подробно их исследовал и описал на основании изучения архивных материалов и результатов экспедиций 2308 дольменов.

Сочинский ученый В.М.Кондряков, много лет посвятил изучению и систематизации дольменов. Он наложил схему расположения дольменов на геологическую карту местности, и оказалось, что все дольмены расположены над линией разлома земной коры. Именно на этих линиях возникает и накапливается колоссальная сила напряженности. Это по сути дела аномальные зоны с различными потоками выбросов энергии.

Л.И.Лавровым была предложена классификация дольменов которой пользуются до сих пор.

  1. Плиточный - строился из 6 многотонных плит - одна фундамент или пяточный камень, две боковые плиты, портальная плита, задняя плита и плита перекрытия (по данным В.И. Марковина 92% всех дольменов именно плиточные.).
  2. Составной - составлен из нескольких крупных блоков.
  3. Полумонолитный или корытообразный дольмен - выдалбливался целиком в скальной глыбе и перекрывался сверху плитой.
  4. Монолитный - полностью высекался в скале через отверстие.

Отверстия дольменов закрывались каменными пробками - втулками фаллической формы весом до 150 кг. Сейчас такие пробки хранятся в музеях Краснодарского края.

Относительно дольменов существует множество теорий как научных, так и альтернативных. Зачастую они противоречат друг другу и не раскрывают загадочного происхождения этих древних сооружений. Существуют мнения, что дольмены это космические порталы, места захоронений древней знати, метеостанции, древние обсерватории, пункты телепортации и даже оружие.

Гипотеза, выдвинутая археологами, о том, что каменные сооружения являются погребальными захоронениями местной знати, самими же археологами и была опровергнута. В некоторых из них действительно были обнаружены захоронения, но выяснилось, что все они гораздо старше самих дольменов.

Многочисленные исследования показали, что Дольмены так же как пирамиды Египта и Стоунхендж и другие мегалиты Англии генерируют высокочастотные колебания и электромагнитные волны. Их активность возрастает на восходе и закате солнца, а также усиливается в переломные дни года - весенние и осенние равноденствия. В чем же причина данных явлений в мегалитах? Дело в том, что дольмены строились из кварцевого песчаника. Кристаллы кварца обладают свойством прямого и обратного пьезоэффекта. Кварц работает в огромном диапазоне частот, создавая акустические и электрические волны.

Самовозбуждение кристаллов кварца в мегалитах происходит за счет постоянного распространения на Земле акустических волн и электрических разрядов. Они образуются от деформации земной коры, вызванной в результате тектонической деятельности, землетрясений, извержений вулканов и приливно-отливных влияний Солнца, Луны и других планет. Следует учитывать, что дольмены строились на разломах в земной коре а в этих местах наблюдаются сильные энергетические потоки. Кристаллы кварца возбуждаются по всему объему массивной плиты дольмена, генерируя очень высокие частоты.

Сама камера дольмена является резонатором.Благодаря параллельным плитам в дольмене создается стоячая волна, как в камертоне. Если камертон поднести к источнику хаотического шума, он начинает звучать, генерируя определенную частоту. Так и камера дольмена усиливает подземные колебания. Внутри такой камеры создаются колебания, излучаемые через отверстие, или образуется плазмоидное тело.

Вполне возможно, что дольмены, связанные колебаниями между собой, образуют единую систему и воздействуют на природу, погоду и жизненные биологические процессы.

Очень интересный и единственный в своём роде - дольмен, найден в кургане на берегу реки Псынако в Туапсинском районе, возле посёлка Анастасиевка. Место, где он стоит, использовалось для ритуальных действий ещё в третьем тысячелетии до нашей эры и было святилищем. К дольмену подходит каменный коридор, перегороженный в нескольких местах крупными плитами. Учёные предполагают, что в нём заложена имитация небесного свода. Здесь изучались закономерности солнцестояния и велись наблюдения за луной. Это своего рода древняя обсерватория. В мире есть ещё четыре подобные мегалитические постройки. Одна в Ирландии, другая в Дании, третья в Португалии и четвёртая в Испании. Все дольменные постройки объединяет одно: они обращены фасадом к солнечной или светлой стороне. Это свидетельствует о том, что дольменостроители поклонялись Солнцу.

Часто мегалитические сооружения располагаются в центре кругов и спиралей, выполненных, как правило из правильно расставленных по окружности менгиров или выложенных камней. Встречаются комплексы как с одним, так и несколькими кольцами вокруг мегалита. Некоторые специалисты видят в этом кольцевом окружении некие ориентиры, расположенные по окружности, с помощью которых удобно заниматься астрономическими наблюдениями, находясь в центре мегалита. Отдельные исследователи видят в кругах некие волновые генераторы, усиливающие и передающие энергию от мегалита. Некоторые исследователи придают этому факту некую мистическую и ритуальную окраску.

На горе Нексис вблизи Геленджика расположены два дольмена, знаменитых благодаря своим уникальным конструкциям и хорошо доступных для посещения туристами. Особый колорит придает открытая поверхность горного склона с редкими низкими деревьями и альпийского вида лугами. Благодаря этому не только живописно смотрятся сами дольмены, не заслоненные зарослями деревьев, но и создаются прекрасные условия для наблюдения незабываемых видов окружающей местности. Один из дольменов имеет плиточную конструкцию с уникальной стыковкой массивных плит и необычными, сложными и кране редко встречающимися конструкциями зон стыковок плит. В народе этот дольмен назвали «Солнечный». Действительно, поверхность передней плиты покрыта желтоватым налетом какой-то микрорастительности. Поэтому под лучами солнца, особенно летом, на фотографиях дольмен получается желтоватого цвета. Существует поверье, что этот дольмен является носителем Солнечной энергии и способен восстанавливать жизненные силы человека. Сила дольмена «Солнечный» активизирует духовную энергию и высвобождает творческий внутренний потенциал, способствует омоложению организма, замедляет процессы старения, наполняет юношеской энергией душу человека.

Сколько бы противоречивых легенд не ходило вокруг дольменов, тот факт, что они обладают огромной энергетикой, отмечают многие побывавшие рядом с ними. Говорят, что у многих, кто находился рядом с ними, возникало головокружение, слабость или, наоборот, вдруг появлялась энергия и легкость. Сейчас организовывается множество семинаров и экскурсий на Дольмены Кавказа. Людям обещают необыкновенный мистический опыт и исполнение самых сокровенных желаний. Многие туристы едут на Дольмены самостоятельно, они расставляют палатки в горах, некоторые из них даже спят внутри каменных исполинов.

Многие ученые пытались так или иначе подойти к разрешению вопроса о происхождении дольменов, выяснить детали их возникновения и появления на Кавказе. Среди древностей Прикубанья и Причерноморья еще не найдены такие памятники, которые были бы конструктивно близки и в то же время предшествовали им. Очевидно, они и не будут найдены. Выходит, что дольменная культура своих генетических корней среди древностей Прикубанья и Причерноморья не имеет. Никакого «длительного предшествующего развития местной культуры» на Западном Кавказе, которое могло бы привести к самостоятельному возникновению дольменов не было, если даже пытаться связывать непрерывной линией эволюцию «каменной индустрии» от палеолита до эпохи бронзы.

Попытка объяснить возникновение дольменов в каждой части мира самостоятельно, в случае с Кавказом не находит оснований. Жак де Морган пишет об автохтонном происхождении дольменных конструкций: «...вовсе не надо подвергаться влиянию отдаленных центров, чтобы воздвигнутъ крупные камни и покрыть их крышей» ". Посылками для подобного утверждения ему послужили довольно поздние гробницы в Талыне (Азербайджан), которые он принял за дольмены, и известная теория, что дольменная конструкция могла возникнуть «из грота, служившего усыпальницей, искусственно воспроизведенной формой которого и являлся дольмен». Эта «пещерная теория» имела многих сторонников в среде западноевропейских ученых (Габриель де Мортилье, К. Шуххардт, Христиан Цервос и др.). К ней склонялись и наши соотечественники, занимавшиеся кавказской археологией (Д.Н. Анучин, М.М. Иващенко). Однако, если положение о переходе от погребений в скалах (пещерах, гротах, под навесами) в определенной степени верно для некоторых островов Средиземного моря (Корсика, Сардиния и др.), где известны постройки, представляющие собой полугроты -- полудольмены, то особенности памятников Западного Кавказа указывают на иной путь развития.

Отсутствие исходных путей для появления дольменов на территории Прикубанья и Причерноморья привело некоторых исследователей к поискам направлений, по которым «идея» дольмена могла прийти на Кавказ. В 70-х годах XIX века ученый С. Байерн, собирая сведения о них, удивлялся, что все дольмены расположены или у самого Черного моря, или не столь далеко от побережья. Изучив карту расположения дольменов, можно прийти к выводу, что на Кавказе они могли появиться только со стороны моря.

Известный археолог Б.А. Куфтин также усиленно искал пути для выяснения интересующего этого с вопроса. Он считал, что разрешить его можно лишь на «основе учета реальных двигателей исторического процесса и соотношения их с географией природных сил в меру освоения последних хозяйственной деятельностью человека». Оперируя понятием «культурно-производственные группы», Б.А. Куфтин считал, что для дольменов такая «группа» могла существовать по Средиземноморью, на Деканском полуострове и в Южном Прикаспии. Л.Н. Соловьев, выделяя «южнодольменную культуру», предполагал, что носители этой культуры к строительству дольменов пришли не самостоятельно, а используя «готовые формы», широко распространенные в «Малой Азии», в особенности в Сирии и Палестине. Это строительство, по его мнению, возникло рано «под воздействием связей с малоазийским культурным миром, осуществляющихся морским путем» ". Л.Н. Соловьев рисует довольно живые картины жизни носителей «южнодольменной культуры». Они имели мирные отношения с населением Прикубанья, что «отразилось и в распространении строительства дольменов на эту часть Кавказа». Далее, на рубеже III--II тысячелетий, по мнению Л.Н. Соловьева, из Малой Азии происходит вторжение кашков -- племен, «по всей вероятности родственных южнодольменскому» населению, при этом кашки (у Л.Н. Соловьева они являются носителями «протоколхидской культуры») привнесли в местную среду новые типы посуды и навыки в металлургии.

Ряд других известных ученых связывает появление дольменов на Западном Кавказе с развитием торгового и военного мореплавания у приморских народов в неолите и эпоху бронзы», когда «кавказские мастера» могли видеть дольмены в других странах и затем воздвигать их у себя на родине. Следует еще напомнить высказывание академика Б. Б. Пиотровского, который заметил, что «форма кавказских дольменов настолько, даже в деталях, совпадает со средиземноморскими и европейскими, что вопрос об их связях вполне естествен».

мегалитический кромлех дольмен архитектура