Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Циркуляр о кухаркиных детях ограничивал. «Кухаркины дети»

Циркуляр о кухаркиных детях ограничивал. «Кухаркины дети»

    Экономика

    itsitizen

    Итоги перемоги…

    Фото: Завод имени И.А. Лихачева Я как-то уже писал, что пенсионная реформа связана с тем, что казна пуста, правление коллективного ельцино-путина ознаменовало собой уничтожение промышленности. Казна - это не куча бабла в кубышке в Кремле, это не нулики и единички на серверах центробанка. Казна - это все то МАТЕРИАЛЬНОЕ, что производится в промышленности и сельском…

    2.12.2018 9:17 91

    Общество

    itsitizen

    Черносотенство и власовщина набирают обороты…

    В УЛЬЯНОВСКЕ ОТКРЫЛИ МЕМОРИАЛЬНУЮ ДОСКУ ПОСВЯЩЕННУЮ ПАЛАЧУ РАБОЧИХ И КРЕСТЬЯН 28 сентября 2018 года в Ульяновске, на родине В.И.Ленина, состоялась церемония открытия мемориальной доски в память об одном из лидеров белого движения генерал-лейтенанте Владимире Каппеле. Доску освятил глава Симбирской митрополии митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий, который совершил перед этим панихиду по белому генералу. Каппель был…

    1.10.2018 13:26 78

  • itsitizen

    Все новое хорошо забытое старое ©

    Акцизами были обложены практически все промышленные товары повседневного спроса. Как писал в 1906 году известный тогда профессор-экономист Иван Христофорович Озеров: «Мы облагали все, что нужно трудящимся: сахар, чай, хлопок, керосин, спички, табак, спирт, пиво, железо и т. д.; но в то же время колоссальные доходы лиц, развившихся в этой атмосфере бесправия, мы оставляли необложенными: у…

    23.08.2018 23:45 111

  • itsitizen

    Чем отличается СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ способ производства от капиталистического…

    Ирина Ладыгина: «Мои родители в СССР работали на заводе в Москве. Во-первых и главное — собственность на средства производства. Директор завода получал установленную зарплату и премии как весь коллектив, он не клал себе в карман как собственник заработанное всеми работниками завода. То, что заработал завод, шло в копилку государства, а оно вам (и не только…

    16.08.2018 16:30 60

  • Общество

    itsitizen

    Минобороны планирует возродить главное политуправление

    На этот раз небо над Дамаском разорвал не призыв муэдзина на молитву, а голос комиссара, заместителя командира полка по борьбе с личным составом, то есть по воспитательной работе, а по новому — зам по полит части, то есть ещё проще — замполита. — Бойцы! Сегодня мы все, как один, пойдём в бой за наше социалистическое…

    1.08.2018 19:11 90

    Экономика

    itsitizen

    Еще один борец за «общенародную справедливость и счастье»…

    «Экономист Михаил Делягин считает, что правительство Медведева служит не народу, а только миллиардерам, которые теперь официально могут претендовать на часть национальных богатств из-за того, что попали под санкции. В разумной ситуации им бы ничего не возместили, поскольку бизнес - это риск. И если бы они были умными людьми, то вывели бы сами свои активы из…

    1.07.2018 17:19 164

    Общество

    itsitizen

    В общем, солидарен…

    «… дед после войны парторгом завода стал, а бабка — вторым секретарем горкома. А вот родители уже выросли обывателями. Как я сейчас понимаю, после хрущевского переворота людей обывателями делали целенаправленно. И в 90-е я сам зачитывался Резуном-Суворовым, прочей антисоветчиной и эзотерикой. И вылезал из этого дерьма самостоятельно и довольно долго. Большинство не смогло вылезти. Но…

    26.06.2018 13:46 93

    Общество


    itsitizen

    Размышления про силовые ведомства с позиций политической экономии…

    Армия социалистического государства и армия капиталистического государства - разные армии. Милиция и полиция - разные силовые ведомства. Внутренние войска социалистического государства и Росгвардия капиталистического государства - разные силовые ведомства. КГБ СССР и ФСБ РФ - разные силовые ведомства. Силовые ведомства всегда служат ПРАВЯЩЕМУ КЛАССУ. В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ государстве правящим классом являются ТРУДЯЩИЕСЯ. В КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМ государстве правящим…

    22.06.2018 16:51 98

    Общество

    itsitizen

    Как в буржуазной России пенсии повышать будут…

    Путин вчера рассказал, что у правительства задача - повысить значительно пенсии. А уже сгодня в машине по радио услышал, что пенсионный возраст правительство решило повысить для мужчин до 65 лет, для женщин - до 63. Т.е., для мужиков увеличить на 5 лет пенсионный возраст, а для женщин на 8. Через неделю нам пообещали рассказать, как…

    10.06.2018 7:44 154

    Общество

    itsitizen

    Пост, который задел за живое…

    Это пост моего фб-друга, Андрея Шигина. Как оказалось, хорошего поэта. И его же стихи. Когда-то, во время Великой Отечественной войны была такая, как это сейчас принято называть, гражданская инициатива — письмо на фронт незнакомому солдату. Это когда, например, школьники или работники какого-либо предприятия в тылу, коллективно или по-одиночке писали письма бойцам, находящимся на передовой, с…

    10.05.2018 15:05 230

    Общество

    itsitizen

    Блеск и нищета…

    Ниже на фотографиях не глубинка. Это Москва. Волгоградский проспект 32. Вчера шел на служебное совещание мимо и увидел открытую дверь. Заглянул… А ведь тут был какой-то производственный цех, где трудились токари, фрезеровщики, слесари сборщики… Производили то, что потреблялось обществом и наполняло рынок СВОИМ ТОВАРОМ. Теперь вот так… А со двора видно, как в куске этого…

    8.04.2018 0:57 348

    Политика

    itsitizen

    БУЗОТЁР НОМЕР 1…

    Комментарий «Народного журналиста»: Товарищ Сталин был прав — «Кадры решают все». Существующий политический режим совершенно пренебрегает Конституцией РФ и процесс подбора кадров для государственного управления попросту отсутствует. Поэтому во властных структурах имеется наличие людей, не соответствующих вызовам нашего времени. Сверх задача губернаторского корпуса — это не развитие регионов, а обеспечение легитимности кремлевской власти и личное обогащение. Развитие…

    1.04.2018 23:36 363

    Общество


    itsitizen

    Обыватель и его «авторитеты»

    Распространенная логическая ошибка обывателя заключается в том, что он ассоциирует личность актера с теми РОЛЯМИ, которые сыграл актер. И потому актера наделяет качествами сыгранных актером личностей. Приписывает ему ум, проницательность, знания, которые были согласно сценарию, присущи его кино- и театральным героям. Это приводит к тому, что обыватель и в жизни воспринимает слова актера, как «мудрость»…

    18.03.2018 9:58 143

    Политика

    itsitizen

    Обещая обещать, он никогда не забывал обещать еще больше…

    Путин пообещал россиянам зачистку и рывок в будущее Общая сверхзадача для всего населения России заключается в том, чтобы обеспечить «рывок вперед» в развитии страны, заявил президент РФ Владимир Путин на встрече с доверенными лицами. Так, по словам Путина, он видит собственную цель на новый 6-летний президентский срок, который позволит ему находится у власти дольше всех…

    5.02.2018 5:56 333

    Политика

    itsitizen

    Капитализм в опасности!

    Россия должна уйти от конфронтации и осознать себя единым обществом, которое продолжает единую тысячелетнюю историю, считает президент РФ Владимир Путин. (Не важно, что я капиталист-вор, а ты мною обворованный пролетарий-лох, главное, что у нас «единая тысячелетняя история» - прим. моё) «Попытки что-то подзабыть, выжечь, они существуют. Но, к сожалению, так во все времена было. Между тем, вы, наверно, обращаете…

    23.12.2017 6:58 337

  • itsitizen

    Шуре Коберу и Вите Хоменко от пионеров Украины

    75 лет назад, 5 декабря 1942 года в г. Николаеве фашистами были повешены два пионера-подпольщика Шура Кобер и Витя Хоменко. В 1959 году на средства, полученные за собранный школьниками Украины металлолом, в Пионерском сквере в честь героев был воздвигнут памятник. В мае 1942 г. в Николаев была заброшена группа разведчиков под руководством В. Андреева, которая…

    7.12.2017 0:04 377

  • Общество

    itsitizen

    Председатель «Мемориала» признался – они замалчивают правду

    Арсений Рогинский, председатель «Мемориала», ещё 5 лет назад рассказал, что факты, неудобные для складывающегося мифотворчества, откладываются в сторону. Сейчас «Мемориал» повысил свою активность, проводит презентации своей «базы данных «Жертвы политического террора в СССР», выступает с бредовыми заявлениями типа: «Всех, кто состоит на учете в НКВД к 2 июня 1937 года, разделить на две категории. Первых…

    7.12.2017 0:04 214

    Общество

    itsitizen

    Вернуть Дачному проспекту историческое имя «Интернационала»!

    Топонимическая комиссия переименовывает Советские улицы на основании ШЕСТИ обращений. По городу идут акции протеста, но в ТК о них не знают. «У нас есть много обращений и мы знаем мнения многих людей, которые за это дело. Поэтому к подобным акциям мы относимся спокойно. К сожалению, у нас такая страна, что нет единого мнения не по…

    7.12.2017 0:04 38

    itsitizen

    Подвиг советского солдата в Великой Отечественной войне не ограничивается Брестской крепостью, Сталинградом, Курском или обороной Москвы. Практически на вторые сутки войны Советская армия смогла отбить у противника, обрушившего всю мощь бомб, танков и авиаударов, целый город. Поступь «Барбароссы» и ярость Бреста Директива под номером 21, в составлении и утверждении которой принимало участие все военно-политическое руководство…

    1.12.2017 4:31 0

    Альтернативное мнение

    itsitizen

    Ветераны должны иметь право ВЕТО на любые переименования

    Вопрос переименований в СПб имеют право решать ТОЛЬКО ветераны Великой Отечественной и блокадники. Никто больше. В СПб некие представители некоей Топонимической комиссии выносят рекомендацию правительству СПб о переименовании Советских улиц. После анализа общественного мнения (в соответствии с положением об этом органе) они имеют юридическое право выносить такие рекомендации. Но, во-вторых, никакого анализа не было. А…

    30.11.2017 9:26 68

    itsitizen

    Сколько белорусов поддержало польское восстание 1830 г

    Пытаясь изобразить Россию извечным врагом белорусов, белорусские националисты особое внимание уделяют польским мятежам, которые, по их мнению, были национально-освободительными восстаниями белорусов против «кровавого царизма». Приведём выдержку из книги Вадима Деружинского «Тайна белорусской истории»: «Именно Россия (то есть историческая Московия) на протяжении всей своей истории главным врагом на западном направлении видела Литву (Беларусь). На протяжении веков…

    29.11.2017 7:15 217

    Общество

    itsitizen

    Памятник предательству и лжи. Как нам навязывают Солженицына

    Зачем в России ставят памятники могильщикам нашей Родины? На эту тему беседуют директор Агентства аналитической информации «Русь православная» Константин Душенов и руководитель проектов «День.ТВ» и «Завтра.ру» Андрей Фефелов. Андрей ФЕФЕЛОВ. В следующем году будет отмечаться столетие Александра Солженицына. Праздноваться эта дата, видимо, будет столь широко, что 2018-й год Правительство РФ даже объявило годом Солженицына. Инициаторов…

19/07/2017

30 июня 1887 года. Издан знаменитый циркуляр «О кухаркиных детях», закрывающий доступ представителям низших сословий в университеты.


И мператор Александр III - кумир всех настоящих русских патриотов. Он проводил контрреформы, упраздняя по мере сил либеральные начинания своего отца, говорил, что у России только два союзника - армия и флот, а также - что пока русский царь ловит рыбу, Европа может подождать. И, конечно, знаменитое «Россия для русских» (хотя в его понимании русский - это не национальность, а подданство).
Одним из важных направлений в политике борьбы с бациллой революции было ограничение доступности высшего образования, которое при его либеральном отце стало всесословным. Поскольку понятно, что вся революция - от студентов и немного от евреев.
По существовавшим тогда правилам для поступления в университет требовалось иметь гимназическое образование. Именно на этапе поступления в гимназию всем лишним людям и был поставлен заслон. В 1887 году министр народного просвещения граф Иван Делянов предложил просто запретить принимать туда детей из сословий ниже купцов 2-й гильдии. Но Александр «изволил на всеподданнейшем докладе министра выразить мысль, что, признавая эту меру несвоевременною и неудобною, полагает за лучшее достигнуть цели отвращения наплыва в гимназии и прогимназии детей лиц, не соответствующих по домашней их обстановке среднему образованию, другими какими-либо способами». И велел Делянову подумать еще.
Делянов подумал (скорее всего, не сам, так как, по воспоминаниям современников, был человеком добрым и безвольным, находившемся всецело под влиянием главного идеолога консервативной политики Константина Победоносцева). В результате родился циркуляр «О сокращении гимназического образования», предписывавший директорам гимназий «принимать только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства». Одновременно была повышена плата за обучение, сокращено число самих гимназий и введена пропорциональная квота для евреев. Таким образом, резюмировал Делянов, «гимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».
«Если наш школьный знакомый получает видный государственный пост, мы рады за него, но тревожимся за будущее страны». Билл Вон
Справедливости ради надо сказать, что, закрывая для детей из низших сословий двери университетов, власти оставляли им путь в технические институты, поступать в которые можно было, окончив реальные училища.
Циркуляр циничен, но и Александра III можно понять. Как раз в это время в Петербурге судили народовольцев, которые готовили «второе первое марта» - планировали покушение на царя, приурочив его к 6-й годовщине убийства Александра II , совершенное 1 марта 1881 года. Еще 27 февраля охранка задержала на Невском трех подозрительных молодых людей, которые на протяжении нескольких дней гуляли туда-сюда по проспекту. У каждого из них была обнаружена бомба, все они были студентами университета, причем двое - из казаков, а один - мещанин. Студенты признались, что собирались убить царя. Очень скоро полиция разыскала и остальных террористов, в том числе Александра Ульянова. Александр Ульянов жил и хранил запчасти для изготовления бомб на квартире акушерки Ананьевой. Ананьеву тоже арестовали, потом сослали на каторгу.
По своему сословию Ананьева была крестьянкой и в показаниях рассказывала следователям, что сын ее не может поступить в гимназию (хотя старшая дочь гимназию закончила). На полях этих показаний Александр III , внимательно их читавший, оставил пометку: «Это-то и ужасно! Мужик - а тоже в гимназию лезет».
Еще одна знаменитая резолюция была оставлена Александром III на докладе тобольского губернатора, который сообщал, что 90% населения его губернии - неграмотное. «И слава Богу!» - написал император.
В общем, не пустив кухаркиных детей в гимназии, Александр III в какой-то степени спас свою жизнь. Чтобы умереть в 49 лет от болезни почек, усугубленной, как утверждают злые языки, неумеренным употреблением алкоголя. Однако оставил в наследство своему сыну большое число неудовлетворенных кухарок, которые отобрали у него власть, чтобы самим управлять государством.
Фото: картина Богданова-Бельского "Урок математики"

1 июля 1887 года в недрах министерства просвещения Российской империи родился даже не закон и, тем более, не указ, а скорее бомба замедленного действия.

"О сокращении гимназического образования" — почти безвредное начинание Александра III. В нем предписывалось принимать в гимназии и прогимназии детей лиц, обеспечивающих правильный за ними домашний надзор. При соблюдении этого условия в гимназии и прогимназии не попадут дети лакеев, прачек, конюхов и т. д., детям которых, кроме гениально одаренных, не надо стремиться к среднему и высшему образованию.

"Циркуляром о кухаркиных детях", так прозвали его в обществе, возмущалась вся прогрессивная Россия. Но это негодование не ввергло империю в хаос революции. Хотя часто можно услышать, что именно он стал одной из причин общественного недовольства, которое разогрело революционные настроения.

Конечно, о "кухаркиных детях" в нем речи нет. Однако дискриминацией по социальному статусу, как бы мы назвали это сейчас, разит за версту. Родился в семье бедняка, не видать тебе учебы в гимназии, и думать не смей, и стремиться не следует. Есть попытки оправдать этот документ исторической необходимостью. Назрела необходимость индустриализации страны, и толпа гуманитариев была не очень-то и нужна. Державе давай работников с профессионально-техническим образованием.

И почти одновременно с этим циркуляром выходит ряд документов, подтверждающих работу правительства в этом курсе. В 1888 году основываются промышленные, ремесленные, химико-технические и прочие училища. Они стали полноправными учебными центрами. Выпускники реального училища могли поступить в университет на медицинский и физико-математический факультеты.

Вроде бы это большой шаг вперед. Нельзя в гимназию, так иди в училище. Есть выбор. Сам получишь профессию, будешь полезен государству. Однако качественного скачка не произошло. И пользы эти законы не дали. Почему? Из-за чего? Специалисты высшего и среднего уровня есть. Дешевая рабочая сила есть. А опережающей индустриализации страны нет. И ощущается катастрофическая нехватка управленцев. Их надо много и сейчас.

Как раз "вовремя" вышел циркуляр о "кухаркиных детях", призванный сократить доступ к гуманитарному образованию. Кузнице управленцев широкого профиля, работающих с людьми. За 13 лет его существования нехватка управленцев достигла катастрофических размеров. Империя не имела возможности грамотно управлять своими частями. И как следствие появилось высказывание Ульянова-Ленина о том, что является предрассудком, будто выполнять работу по управлению страной могут только чиновники из богатых семей. Мы все прекрасно знаем, что было дальше и чем это закончилось.

Николай Белов

Популярное

«Циркуляром о кухаркиных детях» возмущалась вся прогрессивная общественность Российской империи. Но не это возмущение привело к революции. А некоторые подводные камни, таившиеся в безобидном начинании Александра III.

Н. П. Богданов-Бельский. Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского. 1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва. / Public Domain

130 лет назад, 1 июля 1887 г., в Министерстве просвещения Российской империи появился циркуляр, озаглавленный так: «О сокращении гимназического образования». Документ был секретным, так сказать, для служебного, внутреннего пользования. Статусом закона или даже указа он не обладал. Тем не менее значение этой скромной бумаге придаётся огромное. Чтобы стало ясно, почему так вышло, придётся вспомнить название, под которым он утвердился в истории. «Циркуляр о кухаркиных детях».

Часто приходится слышать, что именно этот документ явился одной из причин сильно возросшего общественного недовольства, которое впоследствии привело к взрыву революционных настроений. В частности, возмущение вызывал вот этот фрагмент:

«Нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».

«Нужны профессионалы»

Можно видеть, что конкретно о «кухаркиных детях» здесь речи не идёт. Однако можно видеть и то, что сейчас назвали бы дискриминацией по социальному признаку. Получалось, что, если ты родился в бедной семье какого-нибудь подметалы, тебя не то что не возьмут учиться в гимназию, но и думать об этом не следует, и стремиться не положено.

Сейчас, по прошествии времени, задним числом пытаются оправдать появление этого циркуляра вполне объективными предпосылками. Дескать, потихонечку начиналось индустриальное развитие державы, для которого перепроизводство выпускников классических гимназий с их греческим, латынью и общим гуманитарным уклоном не очень-то и нужно. Скорее, даже вредно. А нужно, наоборот, побольше людей с крепким средним профессионально-техническим образованием.

И действительно, параллельно с циркуляром о «кухаркиных детях» появляется целый ряд нормативных документов, которые вроде бы показывают: да, правительство работает именно в этом направлении. Уже в 1888 г. последовательно учреждаются: промышленные училища, ремесленные училища, химико-технические училища и даже отдельные школы при ремесленных училищах со слесарными и столярными отделениями. Более того, в 1888 г. завершилась многоступенчатая реформа, которая наконец-то снабдила Российскую империю средними учебными заведениями технического профиля. Она шла долго и муторно, почти полвека.

В 1839 г. появились первые «реальные классы для временного преподавания технических наук». В 1864 г. классы стали реальными гимназиями. В 1872 г. — реальными училищами. И вот теперь, через год после циркуляра о «кухаркиных детях», реальные училища стали полноценными учебными заведениями: их выпускники получили право поступать в университет. Правда, только на физико-математический или медицинский факультет.

Казалось бы, вот он, настоящий прорыв. Пусть «кухаркины дети» не могут поступать в гимназии. Есть же и другие заведения. Есть выбор, в конце концов. Иди туда, куда хочешь. И сам выучишься, и государству польза будет.


Кризис управления

Однако на самом деле прорыва не случилось. И по-настоящему серьёзной пользы для государства эти шаги не принесли.

Современник и свидетель этих реформ, историк Василий Ключевский, дал чеканно сформулированный комментарий по политике в сфере образования: «В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало, вторые беспомощны, потому что их слишком много».

Золотые слова, и сказаны вовремя. Более того, создаётся впечатление, что правительство к ним прислушалось и развернуло целую сеть реальных училищ именно для того, чтобы дать «мастеров». Должно было получиться красиво. Вот есть «гении», вот есть «исполнители», вот мы даём к ним «мастеров» и ждём, что система будет работать.

А она почему-то работает через раз, да и то с пробуксовкой. Почему же, если есть и квалифицированные специалисты высшего и среднего уровня, и дешёвая рабочая сила? Дело в том, что как раз тогда страну поразил первый кризис индустриализации. Категорическая нехватка управленцев. Их нужно было откуда-то взять, причём в достаточно большом количестве.

Но в это время подоспел циркуляр о «кухаркиных детях», который призван был сократить широкий доступ именно к гуманитарному гимназическому образованию. Как раз к той сфере, которая могла дать управленцев широкого профиля. Не технарей или мастеров, а специалистов, умеющих работать с людьми. Так что дело здесь не только в народном возмущении или дискриминации. Просто тринадцати лет действия этого циркуляра оказалось вполне достаточно для того, чтобы дефицит грамотных управленческих кадров вырос до ощутимых размеров. Империя явно теряла управление своими частями. И в конце концов это привело к тезису Ленина: «Мы требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники». С одной только поправкой. Требовали этого не столько большевики, сколько сама жизнь.

«Циркуляром о кухаркиных детях» 130 лет назад возмущалась вся прогрессивная общественность Российской империи, но не это возмущение привело к революции, а некоторые подводные камни, таившиеся в безобидном начинании Александра III.

1 июля 1887 г. , в Министерстве просвещения Российской империи появился циркуляр, озаглавленный так: «О сокращении гимназического образования» . Документ был секретным, так сказать, для служебного, внутреннего пользования. Статусом закона или даже указа он не обладал, тем не менее значение этой скромной бумаге придаётся огромное. В истории России этот документ утвердился, как «Циркуляр о кухаркиных детях».


Часто приходится слышать, что именно этот документ явился одной из причин сильно возросшего общественного недовольства, которое впоследствии привело к взрыву революционных настроений. В частности, возмущение общественности вызывал вот этот фрагмент:

«Нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».

«Нужны профессионалы»

Можно видеть, что о «кухаркиных детях» здесь речи нет, однако социальная дискриминация прослеживается. Получалось, что, если ты родился в бедной семье кучера, лакея, повара или прачки , тебя не то что не возьмут учиться в гимназию, но и думать об этом детям не следует, и стремиться к образованию им не положено.

Сейчас пытаются оправдать появление этого циркуляра вполне объективными предпосылками. Дескать, начиналось индустриальное развитие державы, для которого перепроизводство выпускников классических гимназий с их греческим, латынью и общим гуманитарным уклоном не очень-то и нужно. Скорее, даже вредно. А нужно, наоборот, побольше людей с крепким средним профессионально-техническим образованием.

Действительно, параллельно с циркуляром о «кухаркиных детях» появляется целый ряд нормативных документов, показывающих, что правительство работает именно в этом направлении. В 1839 г. появились первые «реальные классы для временного преподавания технических наук». В 1864 г. классы стали реальными гимназиями. В 1872 г. - реальными техническими училищами. В 1888 г. повсеместно учреждаются промышленные училища, ремесленные училища, химико-технические училища и даже отдельные школы при ремесленных училищах со слесарными и столярными отделениями. Реформа среднего технического образования в России шла долго и муторно, почти полвека.

Через год после циркуляра о «кухаркиных детях», реальные училища стали полноценными учебными заведениями. В 1888 г. завершилась многоступенчатая реформа, которая наконец-то снабдила Российскую империю средними учебными заведениями технического профиля , их выпускники получили право поступать в университет. Правда, только на физико-математический или медицинский факультет.


Пусть «кухаркины дети» не могут поступать в гимназии, есть же и другие заведения, есть выбор, иди куда хочешь. В ремесленном училище и сам выучишься, и государству польза будет.

Устный счет в школе в 1895 г.

Кризис управления

Однако на самом деле прорыва не случилось, и эти реформаторские шаги в техническом образовании не принесли настоящей пользы государству.

Современник и свидетель этих реформ, историк Василий Ключевский, дал чеканно сформулированный комментарий по политике в сфере образования: «В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало, вторые беспомощны, потому что их слишком много».

Золотые слова, и сказаны вовремя — похоже, что правительство к ним прислушалось и развернуло целую сеть реальных училищ именно для того, чтобы воспитать «мастеров». Должна была заработать система образования, дающая государству «гениев»- генераторов идей, и грамотных «исполнителей», «мастеров», занимающихся непосредственно производством. Ждали, что система будет работать, но система почему-то не работала, не смотря на то, что есть и квалифицированные специалисты высшего и среднего уровня, и дешёвая рабочая сила. Дело в том, что страну поразил первый кризис индустриализации, при котором обнаружилась нехватка управленцев. Их нужно было откуда-то взять, причём в достаточно большом количестве.

Циркуляр о «кухаркиных детях», призванный сократить широкий доступ именно к гуманитарному гимназическому образованию, к той самой сфере обучения, которая могла дать управленцев широкого профиля. Не технарей или мастеров, а специалистов, умеющих ясно ставить задачи производства перед рабочими, свободно излагать свои мысли, то есть работать с людьми. За тринадцать лет действия циркуляра о «кухаркиных детях», отказывающего в среднем образовании большой социальной группе населения, привёл к ощутимому дефициту грамотных управленческих кадров на производстве.

На социальную дискриминацию откликнулись «народники», отправившиеся «в народ», в сёлах возникали частные деревенские школы, воскресные школы для взрослых и детей, устраивали воскресные чтения, ради просвещения селян. Недовольство социальной дискриминации росло и в городах, его поддерживали и направляли в нужное русло революционеры разных политических направлений. Протестные устремления общества сформулировал В.И. Ленин в тезисах: «Мы требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники» . Требовали этого не только большевики, сколько сама экономическая жизнь и ежедневное, будничное малое и среднее производство.