Интересный факт: в Средневековье причиной человеческой глупости, слабоумия или безумия считались камни, образовавшиеся в голове. Однако изображение хирургических операций по извлечению оных камней можно встретить исключительно на картинах нидерландских художников, причем сюжет этот оставался популярным вплоть до XVII века.
Вероятно, камни глупости умели извлекать только нидерландские эскулапы)
Извлечение камня. Картина неизвестного мастера, XVII век. Ранее приписывалась Франсу Халсу.
Хотя очень и очень жаль, что такие камни лишь выдумка средневековых шарлатанов. Сейчас, наверное, их могли бы дробить ультразвуком как камни в почках, и мудрость бы возвращалась…
Известно, что трепанации черепа проводились ещё в каменном веке и лишь некоторые из них носили ритуальный характер (археологические находки доказывают, что большинство трепанаций осуществлялось с лечебными целями). А первое подробное описание данного хирургического вмешательства сделал древнегреческий врач Гиппократ.
Вообще хирургия в древности была на высоте, а врачи Месопотамии, Древнего Египта, Персии, Индии и Китая делали успехи в сложнейших хирургических операциях. Хотя, конечно, наивысшего расцвета медицина достигла в Древней Греции.
К сожалению, в средневековой Европе хирургия подверглась ужасающей деградации, и лишь с началом эпохи Возрождения европейские врачеватели стали изучать и применять медицинские знания древних цивилизаций.
Можно лишь предположить, что извлечение камней глупости, проводившееся, понятное дело, шарлатанами, было следствием неверно истолкованных древнегреческих или арабских рукописей, описывающих хирургические операции на черепе.
Иероним Босх. Извлечение камня глупости. 1475—1480. Первая картина в истории живописи, посвященная данной операции. Фрагмент.
Ян ван Хемессен. Извлечение камней глупости. 1545—1550.
Питер Гюйс. Извлечение камня безумия. Ок. 1545.
Марцеллус Кофферманс (копия с картины Босха). Извлечение камней из головы. Фрагмент. 1550-1599 (?).
Джордж Лукас говорил, что фантазиями Босха навеяны его образы пришельцев в “Звездных войнах”. Не удивительно. Пожалуй, самые оригинальные, любопытные, невероятные монстры созданы именно Босхом.
Особенно много их на картине “Искушение святого Антония”. В прошлой статье я рассказала . Теперь пришло время рассмотреть детали. Ведь когда видишь всех этих невообразимых существ, сразу хочется понять “Что означают все эти создания?”
Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
Однако все образы Босха пока никому расшифровать не удалось. Ведь некоторые из них взяты из народных пословиц. Другие – из символов алхимиков. Третьи – из символов масонов. А какие-то созданы с одной лишь целью – напугать своим страшным видом грешников. И вы просто голову сломаете, чтобы все это разгадать. Но я все же попытаюсь.
Один из самых известных монстров Босха. Горбун-карлик без рук. На коньках. С воронкой на голове, из которой торчит сухая ветка. Большие длинные уши. Длинный кривой клюв. В клюве письмо со словом “Жирно”.
Я больше склоняюсь к версии, что этот монстр создан Босхом для осуждения нечистоплотных церковников. А именно тех, которые продавали для собственной наживы индульгенции (грамоты, обладание которыми якобы отменяло кару за грехи).
Причём Босх смело приравнивает их к мошенникам. Воронку вместо шляпы Босх уже однажды использовал для обозначения шарлатана. На картине “Извлечение камня глупости”. Ведь такое лже-врачевание – это и есть чистой воды мошенничество.
Иероним Босх. Извлечение камня глупости. Фрагмент. 1475-1480 гг. Музей Прадо, Мадрид
Коньки означают “пойти по скользкому пути”. Недаром у Босха часть грешников и бесов в Аду на картине катаются на коньках. Именно таким он и видит путь тех, кто продаёт индульгенции ради личной выгоды.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент правой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид
На картине “Искушение святого Антония” Босх создал немало сцен обличения греховности алхимиков. Очевидно, что Босх их не любил. Как глубоко верующий человек он считал алхимиков грешниками. Ведь они пытались встать на место Бога. Стать создателями новых веществ (золота, элексира молодости). И даже существ (гомункулов, о которых речь пойдёт ниже).
Поэтому я предполагаю, что этот монстр – злая пародия на алхимика. Алхимики проводили свои опыты двумя способами. Мокрым и сухим. Верхняя часть человека в виде сухого дерева – аллегория сухого способа. Нижняя часть в виде хвоста рыбы – мокрого пути. В руках же монстра – гомункул. Как самое нелепое и дьявольское создание алхимиков.
Существует легенда, что алхимики умели выращивать гомункулов в пробирках. Для этого они брали сперматозоиды. Смешивали их с разными субстанциями, типа ртути, навоза и много чем другим.
Ждали 9 месяцев. Подкармливая зародыш каплями человеческой крови. В результате получалось уродливое существо. Размером в 10-20 см. Без позвоночника. Крайне неприятной наружности. Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
Именно такое существо сидит на подносе в центральной части картины. Над головой он держит философский камень. А парочка гомункулов посимпатичнее плавают в большой луже рядом с человеком-деревом-рыбой.
На левой створке триптиха бросается в глаза крайне неординарный персонаж. Человек-холм. Он так врос в землю, что его ноги уже похожи на корни деревьев. А между его ног вырыт вход в кабак или публичный дом.
Однако я обратила внимания, что этот монстр чем-то похож на одного из героев картины на картине “Фламандские пословицы”.
Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. Фрагмент. 1559 г. Картинная галерея национального музея Берлина, Германия
Этот человек также на четвереньках. Он залез в сферу. Держит тряпочку в руках. Видимо чтобы протирать сферу изнутри. Или обувь стоящего рядом. Смысл такого поведения расшифрован. Так Брейгель Старший описывает пословицу “Нужно унижаться, чтобы добиться успеха”.
Возможно, Босх высмеивает таких людей и в “Искушении святого Антония”. А именно тех, кто готов унижаться. Готов влезть хоть в дыру в земле. Да еще и сделать кабак между ног. Лишь бы заработать побольше денег.
Вы наверняка заметили, что во лбу великана торчит стрела. Вообще у Босха много раненых грешников или монстров. Возможно, такая физическая травма означает духовную ущербность. Или же уязвимость. Ведь когда ты врос в холм, кто угодно может и пнуть, и стрелу в лоб запустить.
Есть на картине ещё один необычный образ. Одна большая рыба пожирает ту, что поменьше. Большая одета в чехол в виде скорпиона или кузнечика. И передвигается вся эта конструкция на вогнутых синих щитах. Сверху конструкции – башенка.
Еще со времён Средневековья есть одна голландская пословица “Большая рыба ест маленькую”. Что означает жестокость мира. Когда сильный пожирает слабого. Этот образ есть и у Питера Брейгеля Старшего.
Питер Брейгель Старший. Большие рыбы пожирают маленьких. 1556 г. Галерея Альбертина, Вена, Австрия
Возможно, так показана алчность и прожорливость участников крестовых походов. Конечно, тех, кто в них участвовал ради наживы. Отсюда своеобразные доспехи и щит. А церковная башня намекает на попустительство церкви. Когда первоначальную цель крестовых походов, обращение в христианство, заменяли уже жаждой наживы.
В центре картины, рядом со святым Антонием сидит странное создание. Голова и ноги человеческие. Но ему явно не хватает туловища с руками. Это так называемый Грилли. Отсутствие частей тела – признак ущербности, неполноценности. В том числе духовной.
Это работа Иеронима Босха "Извлечение камня глупости". Картина имеет самое прямое отношение к медицине вообще и к современной российской врачебной практике в частности.
Некоторые исследователи, отмечая не особо искусную прорисовку лиц, относят картину к раннему периоду творчества Босха, другие же полагают, что она вполне могла быть создана и после 1490 г. Сын и внук художников, Иероним Босх оставил богатое наследие удивительных картин, многие из которых содержат поучительные аллегории, высмеивающие пороки человека. Что же мы видим на "Извлечении камня глупости"?Изображаемая сцена помещена в круг, обрамленный золотыми узорами и надписями на черном фоне. Сверху написано: "Meester snijt die keye ras" (Мастер/доктор, камень вынь сейчас), а снизу - "Myne name es lubbert das" (Меня зовут Любберт Дас). Надо сразу пояснить, что во времена Босха было распространено поверье, что глупость обусловлена застрявшим в голове камнем. Любберт в нидерландской литературе того времени - имя почти нарицательное, синонимично "олуху" и "тупице".Эту же тему разрабатывают и нидерландские художники последующих поколений - в том числе Питер Брейгель Старший и Ян ван Хемессен.
В особо запущенных случаях легковеры обращались к врачам-шарлатанам, которые охотно брали с глупцов деньги и проделывали нехитрые процедуры, из тех, что довели до совершенства современные хилеры. Подобно тому, как филлипинские кудесники без единого надреза на глазах пациента извлекают из его тела больные органы и ткани (на деле - загодя приготовленную куриную требуху), мошенник, изображенный Босхом, извлекает цветок, символизирующий камень глупости, через поверхностный надрез на темечке пациента. Бакс считает, что цветок сей - тюльпан, и объясняет свое предположение тем, что в староголландском языке слово тюльпан было созвучно с одним из определений глупости. Однако я ясно вижу в изображенном цветке кувшинку (нимфею), которая по строению никоим образом не походит на тюльпан. Такая же кувшинка лежит и на столе, видимо, от предыдущего клиента - намек на то, целитель пользуется большой популярностью.Голова хирурга увенчана перевернутой воронкой - символом невежества. Операция происходит на фоне пасторалей (где, в духе Босха, на фоне тонко прорисованного пейзажа белеет и виселица - символ будущей расплаты). Пациент - пожилой уже мужчина. При извлечении камня глупости присутствуют два свидетеля - седовласый монах и немолодая же монахиня. Монах держит кувшин пива - намек на пьянство. Монахиня облокотилась о стол и подпирает рукой щеку, что придает фигуре скучающий вид, а на голове у нее лежит книга. Существуют различные мнения относительно этих двух персонажей, однако в любом случае все исследователи сходятся в одном: на картине ревностный католик Босх изображает духовенство в весьма неприглядном свете (в зрелом творчестве художника прорисовывается и более явное осуждение служителей церкви, например, на картине Корабль дураков). Типа,художник пытается сказать зрителю следующее: дураку не поможет ни медицина, ни наука, ни религия; простака окружают лишь врачи-шарлатаны и религиозные ханжи (монах-пьяница и монашка с напускной ученостью - все ее знания поверхностны, что символизирует книга на голове). Дополнительно Босх констатирует, что глупца всюду разводят на деньги (даже у монахини сбоку свисает туго набитый кошель ).
Питер Брейгель Старший " Извлечение камня глупости "
Вариация на эту тему у Яна ван Хемессена.
Весь мир живет во тьме ночной, влачась в греховном ослепленьи, а между тем повсюду и везде от дурака нам нет спасенья (с) Себастьян Брант . В последние годы россияне все глубже тупеют, погружаются в мракобесие, питаются мифами и суевериями, процветшими на трупах фундаментальных наук, учатся и лечатся у проходимцев и шарлатанов. Повальная глупость стала настолько массовой,что скоро уже будет закрепляться генетически.
ИЕРОНИМ БОСХ.Извлечение камня глупости (Операция глупости).1475-1480.Доска, масло. 48 ; 35 см Прадо, Мадрид
Одна из самых ранних работ художника, дошедшая до нас.
Когда нидерландский художник заключает какую-то композицию в круг, мы сразу должны принять к сведению, что этим он подчеркивает, что перед нами не единичный случай, а аллегория всего рода человеческого.
На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку. Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса - простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков).
Перевёрнутую воронку, надетую на голову хирурга, объясняли как намёк на рассеянность учёного мужа, но в контексте фарса она, скорее всего, служит признаком обмана.
По другой версии, закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга, соответственно, символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что врачевание подобного рода - шарлатанство.
Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, – сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали простодушных.
Если присмотреться, то в пейзаже, среди коричневато-рыжих равнин, появляется изображение виселицы как знака неизбежной расплаты, может быть, не на этом свете, но в каком-то отдаленном будущем. Виселица, колесо как инструмент пытки и казни, на фонах у Босха встречаются очень часто, потом эти мотивы будут присутствовать и у Брейгеля.
Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в.
Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас». Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Лубберт - имя нарицательное, обозначающее слабоумного. На картине, вопреки ожиданиям, извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость.
В 1956г были попытки объяснить связь между камнем и цветком, обращаясь к старым словарям. Установлено, что слово "tulpe" имеет коннотацию (связь) с глупостью, гвоздики - связаны со словом "keyken" (немного камня). Возможно, Босх обратился к символам, чтобы изобразить цветы вместо камней.
Рецензии
Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Ещё один достаточно популярный сюжет Средневековья - удаление камня глупости.
В
Средние века и некоторое время позже, существовало поверье о том, что
глупость и другие умственные отклонения связаны с тем, что в
человеческой голове есть какие-то лишние камни, наросты(оттуда
голландское выражение «иметь камень в голове» - «быть глупым, безумным, с
головой не на месте»). И если их удалить, то человек сразу же поумнеет.
Действительно, были шарлатаны, которые занимались такими операциями, –
сами или с ассистентами, они бродили от города к городу и обманывали
простодушных.
Этот сюжет прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в.
В «Извлечении камня глупости» посреди унылого, однообразного пейзажа разместилась, непонятно как оказавшаяся здесь, компания из четырех человек. Рядом со столиком в кресле сидит седовласый простак, над которым производит какое-то действо шарлатан в длинной хламиде. Шарлатанство по Босху - неотъемлемый, обязательный спутник человеческой глупости. Образы шарлатанов у него встречаются весьма часто, особенно в раннем творчестве.
Орнаментальная надпись на чёрном фоне гласит: "Мастер, удали камень. Меня зовут Любберт Дас". Любберт - обезличенное имя, во времена Босха оно означало слабоумного.
Итак, простаку
по имени Любберт делает "операцию глупости" шарлатан, но из разреза
вопреки ожиданиям извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит
на столе. Установлено, что это тюльпаны, а в средневековой символике
тюльпан подразумевал глупую доверчивость и/или обман (почему не
известно, но в старых сонниках зафиксировано именно такое значение этого
цветка).
Смысл
операции сводился к тому, чтобы, сделав такой надрез, околдовать над
ним и, спрятав в руку какой-то твердый кусок, потом показать его
пациенту. На голове у шарлатана изображена перевернутая воронка – знак
хитрости, обмана - предмет, изспользуемый не по назначению. У Босха мы
часто будем видеть такого рода символы – вещь, которая находится не на
своем месте или используется не так, как ей положено, как знак некой
противоестественности. На голове монахини-бегинки, которая присутствует
здесь как спутница шарлатана, лежит книга – еще один знак лжемудрости
(книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для
жуликов и обманщиков). Знание помещено не внутри, а снаружи. По другой
версии закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга
соответственно символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с
глупостью, и что врачевание подобного рода - шарлатанство.
Если
присмотреться, то в пейзаже, среди коричневато-рыжих равнин, появляется
изображение виселицы как знака неизбежной расплаты, может быть, не на
этом свете, но в каком-то отдаленном будущем. Виселица, колесо как
инструмент пытки и казни, на фонах у Босха встречаются очень часто,
потом эти мотивы будут присутствовать и у Брейгеля, она символизирует
зло этого мира.
Картина "Извлечение камня" по-видимому имела успех и после неё появилась масса других картин с таким же сюжетом.
B. Removing the rocks in the head-1550-1599
Jan Sanders van Hemessen_1554-1560