Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Бакунины. Анархист Михаил Александрович Бакунин (1814—1876)

Бакунины. Анархист Михаил Александрович Бакунин (1814—1876)


Бакунин Михаил Александрович
Родился: 18 (30) мая 1814 года.
Умер: 19 июня (1 июля) 1876 года.

Биография

Михаил Александрович Бакунин (18 мая 1814, село Прямухино, Новоторжский уезд, Тверская губерния, Российская империя - 19 июня 1876, Берн, Швейцария) - русский мыслитель, революционер, панславист, анархист, один из идеологов народничества. Бакунин считается одной из самых влиятельных фигур анархизма и одним из основателей традиции «социального анархизма».

Ранние годы

Родился в дворянской семье тверского помещика Александра Михайловича Бакунина и Варвары Александровны Бакуниной (урождённой Муравьёвой)[Прим. 1]. Всего в семье Александра Михайловича и Варвары Александровны Бакуниных было десять детей.

Пятнадцати лет от роду, в 1829 году, стал юнкером Петербургского артиллерийского училища. Через три года, в январе 1833 года он был произведён в прапорщики и оставлен в офицерских классах. Однако в июне 1834 года с первого офицерского курса Бакунина отчислили за дерзость, допущенную в отношении начальника училища - генерала И. О. Сухозанета[Прим. 2]. Был направлен на службу в армию в одну из батарей, расположенных в Молодечно Минской губернии. Осенью 1834 года бригаду, в которой служил Бакунин , перевели в Гродненскую губернию.

Кружок Станкевича

Через год, в 1835 году, оказавшись больным, подал в отставку и поселился, вопреки желанию отца, в городе Москва, где, войдя в дружескую связь с кружком Станкевича, отдался изучению германской философии. В этот период Михаил Александрович решает посвятить себя научной деятельности.

С начала 1836 года М. А. Бакунин живёт в Москве, периодически навещая родительское имение и Петербург. Знакомится и часто сближается со многими известными представителями российской интеллигенции. Он - один из главных проповедников философского кружка Станкевича, вхож в знаменитый литературный салон Е. Г. Левашовой, в котором бывали Пушкин и Чаадаев. Поддерживает близкие, хотя и не безоблачные, отношения с Белинским, Боткиным, Катковым, Грановским…

В 1839-40 годах он знакомится с Герценом, Огарёвым.

Со всей страстью отдаётся М. А. Бакунин изучению немецкой классической философии, читает в подлинниках Канта, Фихте и, наконец, Гегеля.

Тогда в кругах русской интеллигенции велось много споров вокруг знаменитого положения этого философа «всё действительное разумно, всё разумное действительно». Бакунин трактует эту формулу в консервативном духе. «Примирение с действительностью во всех отношениях и во всех сферах жизни, - писал он в 1838 году на страницах редактировавшегося Белинским журнала „Московский обозреватель“, - есть великая задача нашего времени».

Отъезд за границу

С 16 июля до 14 ноября 1839 года Михаил Бакунин жил в Петербурге. В эти месяцы он часто бывал в доме А. Я. Панаевой, где собирались В. Г. Белинский, Н. В. Кукольник, И. П. Сахаров, Брюллов и другие известные деятели русской культуры того времени. Бакунин по своему обыкновению знакомил этот кружок с современными сочинениями немецких философов. В этот период Михаил Бакунин интенсивно искал денег для своей поездки за границу, где он хотел продолжить своё философское образование. 22 марта 1840 года он пишет длинное и весьма красноречивое письмо родителям с просьбой разрешить поездку в Берлин и просит дать на неё денег. Его отец дал своё согласие на его поездку, но денег для поездки не дал. Бакунин в отчаянии обратился за помощью к Герцену. Герцен ответил, что он ссужает Бакунину 2000 рублей на неопределённое время. За несколько дней до отъезда произошла ссора с Катковым на квартире Белинского. Бакунин ударил Каткова палкой по спине, а тот его ударил по лицу. Бакунин вызвал Каткова на дуэль, но на другой день одумался и послал ему записку с просьбой перенести место поединка в Берлин, так как по русским законам оставшийся в живых поступал в солдаты. Фактически дело было по существу замято, но все общие приятели: И. И. Панаев, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев, В. П. Боткин, Языков - были в этом инциденте на стороне Каткова. Лишь Герцен держался нейтрально.

С 1840 Михаил Бакунин стал жить за границей, куда выехал (первоначально в Берлин) для изучения немецкой философии, где он слушал лекции учеников Гегеля, а также Шеллинга, выступившего тогда против гегелевской философии в защиту христианского откровения. Основательно изучив Гегеля, в особенности его «Логику», Бакунин вскоре перешёл на сторону так называемых «левых» гегельянцев, издававших в то время «Немецкий ежегодник наук и искусств» («Deutsche Jahrbucher», прежде имевший название «Hallesche Jahrbucher»), в которых Бакунин в 1842 году поместил революционную статью, наделавшую много шума в Германии: «Реакция в Германии» («Die Reaction in Deutschland», под псевдонимом Жюль Элизар - Jules Elizard)[Прим. 3]. В Берлине он сближается с Иваном Тургеневым. В это же время Бакунин издал в Лейпциге брошюру с критикой философии Шеллинга («Schelling und die Offenbarung. Kritik des neuesten Reactionsversuchs gegen die Philosophie»), которая была высоко оценена левыми гегельянцами. В начале своего пребывания в Берлине кроме писем к друзьям (в особенности к Герцену) Михаил Бакунин писал статьи для «Отечественных Записок». Здесь были напечатаны в 1840 году его статья о современной германской философии и корреспонденции из Берлина (в «Смеси»).

В 1842 году у Михаила Бакунина сформировалось твёрдое желание навсегда остаться в Европе и не возвращаться в Россию. Так, в своём письме к брату Николаю 9 октября он писал:

«После долгого размышления и по причинам, которые объяснит тебе Тургенев, я решился никогда не возвращаться в Россию. Не думай, чтобы это было легкомысленное решение. Оно связано с внутренним смыслом всей моей прошедшей и настоящей жизни. Это моя судьба, жребий, которому я противиться не могу, не должен и не хочу.

Не думай также, чтобы мне было легко решиться на это, - отказаться навсегда от отечества, от вас, от всего, что я только до сих пор любил. Никогда я так глубоко не чувствовал, какими нитями я связан с Россией и со всеми вами, как теперь, и никогда так живо не представлялась мне одинокая, грустная и трудная будущность, вероятно ожидающая меня впереди на чужбине, и, несмотря на это, я безвозвратно решился.

Я не гожусь теперешней России, я испорчен для неё, а здесь я чувствую, что я хочу ещё жить, я могу здесь действовать, во мне ещё много юности и энергии для Европы.»

Весной 1842 года Бакунин познакомился с приехавшим в Дрезден и ставшим к тому моменту крайне популярным немецким революционно-демократическим поэтом Гервегом. Они подружились и даже стали снимать одну квартиру на двоих. В начале 1843 года последовал указ о высылке Гервега из Пруссии за его революционные стихи. Бакунин также был взят под наблюдение прусской полицией. Гервег решил вообще покинуть пределы Германии и отправился в Швейцарию. Бакунин уехал вместе с ним.

Начало революционной деятельности

В Швейцарии Бакунин поселился в Цюрихе, где начал общаться в кругу радикально настроенной интеллигенции. Он установил дружеские отношения с семьей профессора медицины Филиппа Фридриха Фохта. Это была свободомыслящая и даже радикально настроенная семья, в которой было четверо взрослых сыновей, со старшим из них Карлом, профессором-натуралистом, впоследствии был близко связан и А. И. Герцен. Бакунин же из сыновей Фохта наиболее близок (в течение всей жизни) был с Адольфом. В 1843 году Бакунин устанавливает связи с германскими и швейцарскими революционерами-коммунистами (в частности, на мировоззрение Бакунина сильное влияние оказал его знакомый того периода Вильгельм Вейтлинг - радикальный революционер-коммунист), о чём вскоре становится известно русскому правительству. На требование правительства вернуться в Россию он ответил отказом.

В 1844 году правительствующий Сенат приговорил «бывшего поручика» Михаила Бакунина, отказавшегося вернуться в Россию, к лишению «дворянского достоинства и всех прав состояния», а также «в случае явки в Россию сослать в Сибирь в каторжную работу». Всё принадлежащее ему в России имущество было конфисковано в казну[Прим. 4].

С 1844 по 1847 год он жил, главным образом, в Париже и здесь близко сошёлся с Прудоном, принимал участие в газете «La Reforme». Весной и летом 1844 года, живя в Брюсселе, Бакунин познакомился с Иохимом Лелевелем - историком и общественным деятелем, лидером революционного крыла польской эмиграции, который ранее участвовал с оружием в руках в польском восстании. Лелевель произвёл большое впечатление на Бакунина. После этого Бакунин стал активно интересоваться польским вопросом и стал формулировать свою собственную программу борьбы за освобождение России и славянства. К этому же периоду жизни в Париже относится и личное знакомство Бакунина с Марксом и его идеями.

29 ноября 1847 года Михаил Бакунин в Париже, на банкете, устроенном в честь участников Польского восстания (1830-1831 годов), произнёс речь направленную «прежде всего против российского самовластия». Об этом становится известно правительству России, и вскоре по требованию русского посла в Париже Бакунин был выслан из Парижа. Он провёл несколько месяцев в Брюсселе, но как только вспыхнула февральская революция во Франции, тотчас же вернулся в Париж и здесь с энергией и страстностью принялся за организацию парижских рабочих. Его энергия показалась опасной даже членам временного правительства, и они поспешили удалить его из Парижа, дав ему поручение в Германию и славянские земли.

В Праге он написал статью «Основы славянской политики», напечатанную в газете «Dziennik Domowy» по-польски и в «Slavische Jahrbucher» за 1848 год (№ 49) по-немецки. В этой статье проводится идея всеславянской федерации, и высказывается мысль о праве каждого её гражданина на участок земли.

Пражское восстание

В июне 1848 года Бакунин принял активное участие в Пражском народном восстании («Святодуховское» восстание, подавленное войсками), на которое он попал, прибыв первоначально в Прагу на Пражский славянский съезд[Прим. 5].

После подавления восстания в Праге Бакунин бежал в Германию, где продолжал поддерживать свои славянские связи и издал по-немецки «Воззвание к славянам» («Aufruf an die Slaven»), направленное против германизаторских стремлений франкфуртского парламента. В этом воззвании он ставит целью европейского революционного движения «учреждение всеобщей федерации европейских республик»

В мае 1849 года он стал одним из руководителей восстания в Дрездене. После подавления восстания Бакунин бежал в Хемниц, где был арестован. Был приговорён Саксонским судом к смертной казни. Он отказался подписать просьбу королю о помиловании, но смертная казнь всё же была заменена ему пожизненным заключением. Вскоре, однако, саксонское правительство выдало его Австрии, где он был в 1851 году вторично судим Австрийским судом и осуждён на смертную казнь за участие в Пражском восстании, но и на этот раз заменённую пожизненным заключением.

Высылка в Петербург

В этом же 1851 году он был выдан австрийским правительством царскому правительству России. Отбывал заключение в Алексеевском равелине Петропавловской крепости (с 1851 по 1854 год) и в Шлиссельбургской крепости (с 1854 по 1857 год).

Находясь в заключении в Петропавловской крепости, Бакунин написал по требованию российского императора Николая I своё известное произведение «Исповедь», в котором изложил свой взгляд на революционное движение и славянский вопрос.

Ссылка в Сибирь

В 1857 году после 7 лет заключения, уступая настойчивым хлопотам семьи Бакунина и после удостоверения врачей, что начавшееся у Бакунина ожирение сердца может привести к скорой смерти, Александр II разрешил перевести его на вечное поселение в Сибирь.

Михаил Бакунин поселился в ссылке в Западной Сибири, в Томске. Первоначально жил и столовался в семье мещанина Бардакова, небольшой деревянный дом которого находился на Магистратской улице, возле дома Самохвалова, где потом стоял дом купца И. И. Смирнова.

В Томске он женился (Бакунина сватал его родственник Муравьев-Амурский) на дочери проживавшего по соседству польского дворянина Ксаверия Квятковского (польск. Ksawery Kwiatkowski) - 18-летней Антонине Квятковской (польск. Antonina Kwiatkowska)[Прим. 6]. Дом, в котором жил М. А. Бакунин, впоследствии был перестроен в камне (современный адрес - № 14 на улице Бакунина).

В дальнейшем по ходатайству Муравьева-Амурского он был переведён в Иркутск[Прим. 7].

Осенью 1861 года Михаил Бакунин совершил побег из Сибири через Японию и Америку в Англию в Лондон, где был принят Герценом в состав издателей «Колокола».

В эмиграции

В Англии он начал свою политическую деятельность обращением к «русским, польским и всем славянским друзьям», в котором он призывал к разрушению существующих, исторически сложившихся и держащихся одним насилием государств, в особенности таких, как Австрия и Турция, а отчасти и Российская империя. Он выражал стремление к мирным федералистическим организациям, идущим снизу вверх, основанным на свободной воле взаимно договаривающихся славянских племён и народов. Вместе с тем, он приглашал все славянские народности принять лозунг тогдашних русских революционеров: «земля и воля» и выражал надежду, что возрожденная «хлопская Польша» откажется от своих исторических притязаний и предоставит малороссам, белорусам, Литве и латышам право свободного самоопределения.

В конце 1862 года выпустил брошюру «Народное Дело. Романов, Пугачёв или Пестель?», в которой писал, что Александр II не понимает своего предназначения и губит дело всей династии. Бакунин утверждал, что если бы царь искренне решился сделаться «земским царем», созвал бы земский собор и принял бы программу «земли и воли», то передовые русские люди и русский народ охотнее всего пошли бы за ним, предпочитая его и Пугачёву, и Пестелю. В этой брошюре впервые ставятся определённые народнические задачи русской передовой молодёжи и затем повторяется та же программа славянского федерализма, которая излагалась в его предыдущих статьях.

В 1862-1863 годах принимал участие в польском восстании. 24 февраля 1863 года приехал в Стокгольм для подготовки польского десанта в районе Паланги (под командованием Лапинского), кончившегося неудачей.

С 1864 по 1868 год жил в Италии (до 1865 года во Флоренции, затем в Неаполе), где организовал целый ряд социалистических организаций, направленных одновременно и против всех существующих исторически сложившихся государств, и против христианского республиканизма Мадзини.

В 1865-1866 годах написал свой программный документ - «Революционный катехизис», который не следует путать с «Катехизисом революционера», написанным позже (в 1869 году) Нечаевым.

В 1867 году участвовал в конгрессе демократической «Лиги мира и свободы» в Женеве и выступил с речью, в которой доказывал невозможность мирной конфедерации существующих государств, основанных на насилии и централизации управления, и требовал их разрушения и замены свободными автономными обществами, организованными «снизу вверх».

В сентябре 1864 года на конференции в Лондоне Карлом Марксом было учреждено Международное товарищество рабочих - I Интернационал. В 1868 году Бакунин вступил в основанный Марксом интернациональный союз рабочих и хлопотал о присоединении к нему «Лиги мира и свободы», но это оказалось невозможным, так как в ней большинство членов не были даже социалистами. С другой стороны, руководители Интернационала вовсе не разделяли анархических взглядов Бакунина и не желали разрушения исторически сложившихся государств[источник не указан 863 дня]. Бакунин, вступив в товарищество с М. А. Караевым, выступил против «государственника» Маркса и начал борьбу за главенство в этой организации, что в конце концов привело к расколу этой организации[источник не указан 863 дня].

Выйдя в 1868 году из «Лиги мира и свободы», Бакунин образовал новую организацию - «Международный альянс социалистической демократии» («Alliance internationale de la Democratie socialiste»). В составе этого союза было учреждено особое тайное интернациональное братство, центральный комитет которого облёк Бакунина диктаторскими полномочиями. В том же 1868 году Бакунин вместе с русским эмигрантом Н. И. Жуковским основал в Цюрихе журнал «Народное Дело», первый номер которого проповедовал противогосударственную программу и признавал умственное освобождение личности возможным только на почве атеизма и материализма, а социально-экономическое освобождение - требующим упразднения всякой наследственной собственности, передачи земли общинам земледельцев, а фабрик, капиталов и прочих орудий производства - рабочим ассоциациям, уравнения прав женщин с мужчинами, упразднения брака и семьи и общественного воспитания детей.

В 1869 году на русском языке выходит издание «Манифеста коммунистической партии» Карла Маркса в переводе Михаила Бакунина.

В 1869 году, когда в России начались крупные студенческие волнения, Бакунин принял деятельное участие в агитации среди молодёжи и сблизился с явившимся за границу Нечаевым, который «привлёк его своею необыкновенной энергией»[источник не указан 863 дня]. Нечаев был приверженцем принципа «цель оправдывает средства» и признавал необходимым орудием революции обман и полное порабощение революционных деятелей, в сущности принципиально резко отличался от Бакунина, но Бакунин во многом ему подчинялся, чем, конечно, в глазах многих сильно скомпрометировал себя[источник не указан 863 дня].

В 1871 году Бакунин принял участие в попытке организации лионской революционной коммуны, причём ему опять приходилось поступаться своими основными взглядами в сторону революционного якобинизма. В 1872 году, на гаагском съезде Интернационала был заслушан подробный доклад Н. Утина, обвинявшего Бакунина в устройстве организаций, не согласных с основными принципами союза, и в участии в безнравственных революционных предприятиях Нечаева. Бакунин был исключён из Интернационала незначительным большинством голосов. Это вызвало крупные несогласия, приведшие в том же году к распаду союза. На стороне Бакунина оказались все южные секции Интернационала и большинство революционных рабочих организаций в романских странах Европы.

В 1872-1876 годах Бакунин жил в Лугано и Локарно. Жил Бакунин в большой нужде, хотя один из его итальянских последователей - Кафиеро купил для него небольшую виллу, а его братья выделили ему к этому времени часть наследственного имущества. В это время Бакунин занимался, главным образом, организацией различных революционных попыток в Италии и изложением своих взглядов в ряде сочинений, из которых ни одно не было вполне закончено.

После разрыва с Нечаевым Бакунин не принимал личного участия в русском революционном движении, однако идеи его среди русских революционеров начала 1870-х годов получили большое распространение, и в сфере революционного народничества бакунисты являлись одной из самых многочисленных групп.

Смерть

Михаил Александрович Бакунин умер 1 июля (19 июня) 1876 года в Берне, в Швейцарии, в больнице для чернорабочих, куда он был помещён по его настоянию. В Берн он приехал из Лугано за несколько недель до смерти и прямо сказал своим друзьям Фогтам, к которым явился, что приехал умирать. «Я приехал сюда, либо чтобы врачи подняли меня на ноги, либо, чтобы навечно закрыли мне глаза», - сказал он своим друзьям. За неделю до смерти Михаил Бакунин перестал есть и пить. В ответ на предложение выпить чашку бульона, сказал: «Подумайте, что вы делаете со мной, заставляя меня его пить; я знаю, чего хочу». Но от гречневой каши не отказался: «Каша - это другое дело». Это были его последние слова.

Михаил Александрович Бакунин похоронен на Бремгартенском кладбище в Берне, и над его могилой Фогтами был поставлен надгробный камень. На его похоронах присутствовало более двух сотен человек: немцы, поляки, швейцарцы. Русских не было.

Сочинения

Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика (1838)
О философии (1840)
Реакция в Германии (1842)
Кнуто-Германская империя и социальная революция (1871)
Государственность и анархия (1873)
Федерализм, социализм и антитеологизм (1867, не закончена)
Бог и государство (не закончена)
Исповедь (написана в заключении) и др.
М. А. Бакунин. Революционный катехизис
«Исповедь» (Николаю I, написанная по его приказу в Алексеевском равелине Петропавловской крепости) (недоступная ссылка с 12-05-2013 (1002 дня))
в либертарной библиотеке
Сочинения Бакунина на сайте Lib.ru: Классика
М. А. Бакунин. Письмо интернационалам Болоньи
М. А. Бакунин. Личные отношения с Марксом

30 мая (н. ст.) 1814 года родился Михаил Александрович Бакунин, всемирно известный теоретик анархизма , революционер, народник .

Свободный сын консерватора

Михаил Александрович был отпрыском достаточно богатого помещика, владевшего имением Прямухино в Тверской губернии. Александр Бакунин являлся одним из образованнейших людей своего времени, был предводителем тверского дворянства, выписывал европейские журналы, газеты, книги. В доме Бакуниных говорили на четырех иностранных языках. Глава семейства был, с одной стороны, консервативен, с другой - детей воспитывал в свободе. Михаил Бакунин, старший из сыновей и третий ребенок в семье, до 14 лет обучался дома, после чего был отправлен в артиллерийское училище, где вскоре начались конфликты с руководством. Из-за одного из них Бакунину не дали окончить училище и отправили в войска. Годы учебы и службы Бакунин посвятил изучению наук и философии, тогда же выучил польский язык, а тяга к знаниям не остывала в нем всю жизнь. В молодые годы Бакунин был сторонником и большим знатоком философии Гегеля, входил в кружок Станкевича. О Бакунине говорили, что он мгновенно сходился с людьми. Кстати, Иван Тургенев также входил в кружок Станкевича, а его произведение «Уездный лекарь», по сути, описывает завершение отношений Станкевича с сестрой Бакунина - Любовью.

Автопортрет М. А. Бакунина

Человек действия

Всяким развлечениям Бакунин предпочитал споры о философии. В 1840 году он переехал в Берлин, продолжил заниматься философией. В 1843 году, уже в Цюрихе, Бакунин проникается коммунистическими идеями. Из-за опубликованных им статей на эту тему возникает дипломатический конфликт. Бакунина вызывают в Петербург, он не возвращается, следует лишение его российского подданства с угрозой ареста по возвращении на родину. В середине 1840-х годов Бакунин в Париже знакомится со многими теоретиками коммунизма (в самом широком смысле), в том числе с Прудоном и Марксом. Последний станет для Бакунина другом и соратником, затем противником и даже врагом по I Интернационалу, да таким, что обе стороны доходили до совершенно гнусных пасквилей в адрес друг друга. Затем Бакунин заведет дружбу с немецким композитором Вагнером, а также лидером итальянского национально-освободительного движения Гарибальди и другими. Бакунин был человеком действия, что отличало его от большинства теоретиков-революционеров того времени. В 1848 году он принимал участие в революционных событиях в Париже. В 1849 году на стороне восставших участвовал в Дрезденском восстании, был арестован, приговорен к смертной казни, замененной на пожизненное заключение. Затем были австрийские тюрьмы, снова смертный приговор, замененный высылкой в Россию, заключение в Петропавловской крепости, Шлиссельбурге. После восьми лет тюрем Бакунин, сильно подорвавший здоровье, благодаря хлопотам родственников был отправлен на вечную каторгу в Сибирь. Там Михаил женился и затем, в 1861 году, бежал. До последних лет Бакунин продолжал заниматься революционной деятельностью, скончавшись 1 июля 1876 года в Швейцарии.

Выступление М.А. Бакунина перед членами I Интернационала

Идеи

Бакунин возводил в культ понятие внутренней жизни, которая, по его мнению, является ключом к подлинному бытию человека. В центре внутренней жизни, то есть работы человека над собой, располагается, по Бакунину, понятие любви в смысле первоначала бытия. Одной из центральных мыслей Бакунина как теоретика анархизма была идея необходимости созидания, которое невозможно без разрушения, поскольку нужно сначала расчистить место для строительства. В 1847 году Бакунин пришел к идее панславизма - необходимости национального политического объединения всех славянских народов (абсолютное большинство которых тогда не имело суверенных государственных образований), которое станет «бомбой» для самодержавия и европейского миропорядка. Тогда же он сформулировал еще одну центральную анархистскую мысль: объединение человеческого общества и обществ «снизу» на основах федерализма, отрицание любых привилегий, уничтожение социального и экономического неравенства, а также всего несовместимого с принципами индивидуальной свободы. Особенностью Бакунина было то, что он кругом видел революционную ситуацию, воспринимая желаемое за действительное. Можно сказать, что жизненным кредо Бакунина было «бунт прямо здесь!». Впрочем, в конце жизни он признал, что Европа и Россия не готовы к осуществлению идеала анархии.

(см.); принял участие в журнале последнего: «Deutsche Jahrbücher», под псевдонимом Jules Elizard . Статьи М. Б. в этом журнале ( г.): «Die Reaction in Deutschland» обратили на себя внимание; здесь он высказал свое известное изречение: «Die Lust der Zerstörung ist eine schaffende Lust» (страсть к разрушению есть созидающая страсть). В г. М. Б., поселившись в Париже, сошелся с Прудоном , что оказало влияние как на него самого, так и на Прудона, которого он познакомил с философией Гегеля. В г. последовал вызов Б. на родину со стороны русского правительства, которому он не подчинился и таким образом сделался эмигрантом . Сойдясь с польскими эмигрантами, Б. сделался ревностным проповедником польской и общеславянской революции. Некоторое время жил в Швейцарии , вращаясь среди коммунистов и социалистов . Речь, сказанная им в г. в годовщину польского восстания г., повлекла за собою изгнание его из Парижа . После февральской революции ( г.) Бакунин возвратился в Париж . Явившись на славянский конгресс в Праге , Б. принял участие в происшедших там беспорядках и вынужден был бежать в Дрезден . Во вспыхнувшем здесь восстании ( г.) Михаил Бакунин принял близкое участие и был членом революционного правительства; ему, как бывшему артиллеристу, была поручена защита Дрездена. По взятии Дрездена пруссаками Михаил Б. бежал, но был схвачен, заключен в Кенигштейн и приговорен к смертной казни, замененной пожизненным заключением. По требованию австрийского правительства Б. был ему выдан и им приговорен к смертной казни, снова замененной пожизненным заключением в Ольмюце. Здесь Бакунин пробыл недолго и был, как русский подданный, выдан России . До г. Михаил Б. содержался в Петропавловской крепости , затем - в Шлиссельбурге . По воцарении имп. Александра II заключение было заменено ссылкою в Восточную Сибирь , с правом поступления на государственную службу (в г.). В Иркутске Бакунин прожил до г., затем бежал через Японию и Америку в Лондон . Здесь он возобновил свои связи с Герценом и Огаревым , издававшими в то время «Колокол». В г., во время польского восстания, Б. ездил в Швецию с целью организации морской экспедиции к берегам Балтийского моря для оказания помощи восстанию. С основанием международного общества рабочих (см.) Бакунин принял в нем деятельное участие; за это время получили новое распространение анархические идеи его (см. Соц. партии). Попытка Михаила Бакунина основать внутри интернационала особую организацию («Alliance de la démocratie socialiste»), преследовавшую цели мировой анархии , возбудила против него Карла Маркса и других вождей общества. На конгрессе в Гааге () незначительным большинством голосов присутствовавших делегатов (26 против 23) Бакунин был исключен из общества, что повело за собою отпадение от последнего почти всех секций романских стран, ставших на сторону Б. Последние годы жизни Б., здоровье которого было сильно расшатано, проводил в г. Локарно (в Итал. Швейцарии); умер в г. в г. Берне, где и похоронен. Проповедь всеобщего разрушения современного государственного строя и торжество анархии («neue gesetzlose und darum freie Welt», как писал Бакунин уже в г.) была плодом глубокого теоретического убеждения Б. В частной жизни он был человеком замечательно добрым и лично, казалось, совершенно не способным ни к какому акту насилия, чем объясняется и нерасположение его к политическим убийствам. Часть статей Б. вошли в состав сборника, изданного в г. в Цюрихе на французском и русском языках под названием «Государственность и анархия». Более подробный список статей Б. напечатан Nettlau в «Bibliographie de l’Anarchie» (Париж, ).

  • «Michael Bakunin und der Radikalismus» (без имени автора), в журнале «Deutsche Rundschau» (Берл., 1877, X и XII),
  • Grün, «Bakunin» (некролог в «Wage», Берлин , 1876),
  • Nettlau, «The life of M. Bakounine» (т. I, II, часть 1-я, Лонд., 1896-98);
  • его же, «Bakunin in d. Jahren 1848-49» (в «Sozialistische Monatshefte», Берлин, 1898);
  • Thun, «Geschichte d. revol. Bewegungen in Russland» (Лейпциг , 1885);
  • «Bakunin, Michael», статья Gr. Adler’a в «Handwörterbuch d. Staatswissenschaften» (изд. Конрада, т. 2, 129; Иена , 1899);
  • А. И. Герцен. «Былое и думы» («Сочинения Герцена», т. VII-X, Женева , 1879);
  • его же, «Сборник посмертных статей» (Женева, 1874);
  • «Колокол» (изд. Герцена и Огарева, за 1862 г., №№ 119 и 120);
  • П. В. Анненков, «Замечательное десятилетие» («Вестник Европы», 1880, №№ 1-5);
  • «Б. в Швейцарии» («Сев. Вестник», 1898, № 5);
  • «Письма М. А. Б. к А. И. Герцену и Н. П. Огареву», с биографией Б. и примечаниями М. П. Драгоманова (Женева, 1896);
  • «Полное собрание сочинений В. Г. Белинского», под редакцией С. А. Венгерова (т. IV, 547-572; СПб., 1901);
  • Н. Г. Чернышевский , «Очерки гоголевского периода русской литературы» (СПб., 1892; здесь помещено «Предисловие» Б. к «Историч. речам» Гегеля);
  • А. Н. Пыпин, «Белинский»; В. П. Батуринский, «А. И. Герцен, его друзья и знакомые» (т. I, СПб., 1904);
  • Венгеров, «Источники Словаря русских писателей» (т. I).

Примечание: Данный текст является частью статьи Бакунины словаря Брокгауза и Ефрона.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона .

Бакунин, Михаил Александрович ( - ), основоположник революционного анархизма . Родился в дворянской семье и был воспитан в духе преданности царю и религии. Служил одно время офицером, но на 22-м году жизни вышел в отставку против воли отца, а потом тайно уехал из отцовского имения в Москву, где под влиянием кружка Станкевича и Белинского (см.) увлекся идеалистической нем. философией, особенно учением Гегеля . Политика его в то время не интересовала.

Находясь в рус. тюрьмах, Б. написал свою «исповедь» Николаю I , а потом подал прошение о помиловании Александру II . В его сослали в Сибирь , в он бежал оттуда и приехал в Лондон . За границей Бакунин снова занялся славянскими делами, помогал польскому восстанию . Затем вступил в I Интернационал , увлекся европейским рабочим движением и стал родоначальником его анархистского крыла. Он основал ряд секций Интернационала во Франции, Швейцарии и Италии, вел оживленную переписку со своими последователями в Испании и Франции и в принял участие в попытке восстания в Лионе . Внутри Интернационала Б. основал свой тайный анархистский интернационал, вел бешеную борьбу против Маркса и в на Гаагском конгрессе был исключен из Интернационала, после чего официально образовал руководимый им анархистский интернационал.

Учение Бакунина можно определить как воинствующий атеизм и анархизм , борьба против бога и государства. В отличие от Маркса, считавшего необходимым завоевание пролетариатом государственной власти, которая после перехода в руки пролетариата станет отмирать естественным путем вместе с отмиранием классов и уничтожением классовой борьбы, Бакунин рекомендовал немедленно после революции уничтожить государственную власть и в корне разрушить всякое государство, всякую политическую организацию, к-рая «всегда ведет роковым образом к отрицанию свободы».

История, по Бакунину, - эволюционный процесс, шествие человечества из «царства животности» в «царство свободы». Атрибутами низшей ступени являются религия и государство. Человек отличается от животного только мышлением, которое вызывает к жизни религию. Государство, олицетворяющее тиранию, эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Будущее общество - строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей. Пронизанная индивидуализмом, анархистская теория Б. во многом соприкасается с учением М. Штирнера . Ошибочно усматривая в государстве основной источник угнетения масс, всех социальных зол, Б. высказывался против всякой государственности; он резко выступал и против какого-либо использования государства рабочим классом, против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг «свободной федерации» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций, Б. и его последователи отвергали участие в политической борьбе в рамках существующих государств, использование избирательной агитации, парламентов и т.д. Мечтая о социальной революции, Б. не понимал её действительного содержания, её экономических и политических условий, подлинной исторической миссии рабочего класса. Он возлагал главные надежды на крестьянство и на ремесленные полупролетарские слои города, на люмпен-пролетариат. Объективно бакунинский анархизм и бунтарская революционность были отражением недовольства и протеста разоряемых капитализмом мелкобуржуазных масс. Причисляя себя в 60-70-х гг. к материалистам и атеистам, Б., однако, в понимании роли и задач философии был близок к позитивизму О. Конта (см. «Федерализм, Социализм и Антитеологизм», в кн.: Избр. соч., т. 1, Лондон, 1915, с. 125-27). Называя себя сторонником материалистического понимания истории, Б. трактовал марксизм в духе «экономического материализма». В конце 1864 Б. вступил в Международное товарищество рабочих (см. Интернационал 1-й), но фактически вёл работу против Интернационала, создав тайное «Интернациональное братство» анархистского характера. В 1868 в Швейцарии основал анархистскую организацию «Международный альянс социалистической демократии» (L"Alliance Internationale de la democratic Socialiste), добиваясь принятия её в Интернационал как самостоятельной международной организации. Встретив отказ и объявив о роспуске открытого «Альянса», Б. и его сторонники на самом деле сохранили свой тайный союз и при его посредстве всячески стремились овладеть руководством в Интернационале. Систематическая раскольническая кампания Б. против руководимого К. Марксом Генерального совета Интернационала наносила серьёзный ущерб международному рабочему движению и угрожала самому существованию Интернационала. На Гаагском конгрессе (1872) Б. был исключен из Интернационала.

С русским революционным движением связи Б. снова стали активными в 1868-70. Под его редакцией в 1868 в Женеве вышел первый номер журнала «Народное дело». В 1869 Б. вступил в тесные отношения с С. Г. Нечаевым , через которого рассчитывал распространить на Россию влияние тайной анархистской международной организации. К 1869-70 относится ряд печатных обращений Б. к русской демократической молодёжи. В 1873 появилась книга Бакунина «Государственность и анархия», которая оказала значительное идейное влияние на народническое революционное движение. Б. называл русского крестьянина прирождённым социалистом и доказывал существование «русского народного идеала», главные черты которого он видел в общинном землевладении, в самой идее «права на землю», присущей русскому крестьянину. Он внушал молодёжи веру в глубокую и неистощимую революционность крестьянских масс. Уверяя, что «ничего не стоит поднять любую деревню», Б. подчёркивал недостаточность «частных вспышек» (хотя считал и их безусловно полезными) и указывал революционной интеллигенции задачу установления «всеми возможными средствами... живой бунтовской связи между разъединёнными общинами». Под прямым воздействием Б. сложилось бунтарское бакунистское направление в народническом движении 70-х гг. и преобладало в нём в течение ряда лет. По существу в условиях России того времени бакунизм был одним из проявлений революционного демократизма, выражавшего чаяния и мечтания угнетённых крестьянских масс. Бакунистское направление в народническом движении имело различные оттенки и претерпело на протяжении 70-х гг. заметную эволюцию (см. Народничество). Помимо чисто бакунистских кружков (С. Ф. Ковалика и др.), бакунистское влияние сказалось в деятельности долгушинцев , отчасти чайковцев , во «Всероссийской социально-революционной организации» (кружок «москвичей»). Взгляды Б. оказали влияние на программу и тактику «Земли и воли» 70-х гг. Всестороннее и последовательное преодоление бакунизма связано с появлением русской социал-демократии.

Против анархистских взглядов Бакунина и его дезорганизаторской деятельности в европейском рабочем движении настойчиво боролись К. Маркс и Ф. Энгельс . Г. В. Плеханов подверг критике главные основы обществ, мировоззрения Б. и показал утопический характер его взглядов на социально-экономический уклад России. Против анархизма, во всех его формах, боролся В. И. Ленин, считавший анархизм и, в частности, бакунизм порождением отчаяния, миросозерцанием мелкого буржуа. Вскрывая теоретическую несостоятельность бакунизма и его вредное влияние в международном рабочем движении, Ленин вместе с тем вполне признавал вклад в революционную борьбу в России народников-бакунистов 70-х гг. 19 в.

Сочинения: Избр. соч., т. 1-5, П.-М., 1919-21; Собр. соч. и писем, т. 1-4, М., 1934-35.

Литература:

  • Маркс К. и Энгельс Ф., Мнимые расколы в Интернационале, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18;
  • Марк с К. и Энгельс Ф., Альянс социалистической демократии и Международное товарищество рабочих, там же;
  • Энгельс Ф., Бакунисты за работой, там же;
  • его же, Эмигрантская литература, там же;
  • Маркс К., Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия», там же;
  • Маркс К., Ф. Энгельс и революционная Россия, М., 1967;
  • Ленин В. И., «Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?», Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1;
  • его же, Анархизм и социализм, там же, т. 5;
  • его же. Памяти Герцена, там же, т. 21;
  • его же, Государство и революция, там же, т. 33;
  • Плеханов Г. В., Наши разногласия. Соч., т. 2, М., [б. г.];
  • его же, Анархизм и социализм, Соч., т. 4, М., [б. г.];
  • Стеклов Ю., М. А. Бакунин. Его жизнь и деятельность, т. 1-4, М.-Л., 1926-27;
  • История Коммунистической партии Советского Союза, т. 1, М., 1964;
  • Революционное народничество 70-х годов 19 в., т. 1-2, М.-Л., 1964-65;
  • Левин Ш. М., Общественное движение в России в 60-70-е годы XIX в., М., 1958;
  • Колпинский Н. Ю. и Твардовская В. А., Бакунин в русском и международном освободительном движении, «Вопросы истории», 1964, № 10;
  • Итенберг Б. С., Движение революционного народничества, М., 1965;
  • Первый Интернационал, ч. 1-2, М., 1964- 1965; Пирумова Н., Бакунин, [М., 1970];
  • Venturi F., II populismo russo, v. 1--2, , 1952;
  • Lequien E., Bakounine et ie marxisme, «Revue d"histoire economique et sociale», 1954, v. 32, № 4, p. 389-412;
  • Lamport E., М. Bakunin (1814-1876), в его кн.: Studies in rebellion, L., 1957.

Ш. М. Левин.

Эта статья или раздел использует текст

Михаил Бакунин

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) , несомненно, является ключевой фигурой в истории анархической мысли и анархического движения, крупнейшим выразителем анархического миросозерцания в теории и на практике. Именно Бакунин, будучи одаренным философом, заложил основы анархизма как цельного мировоззрения (а не только как программы действий или социологического учения). Бакунин и инициировал появление мощного революционного движения под анархическими лозунгами почти по всей Европе. Наконец, Бакунин, как никто до и после него, сумел выразить основной мотив анархизма - пафос бунта, бескомпромиссной борьбы за освобождение личности и общества.

Александр Блок писал: «Мы читаем Бакунина и слушаем свист огня... Мы уже, наверное, можем забыть мелкие факты этой жизни во имя ее искупительного огня... Займем огня у Бакунина». Главное душевное качество Мишеля (так Бакунина называли и подростком - в кругу семьи - и стариком - в кругу швейцарских рабочих) - это, по собственному признанию выдающегося анархиста, «любовь к свободе и неотвратимая ненависть ко всякому притеснению, еще более, когда оно падало на других, чем на меня самого... Я считаю священным долгом восставать против всякого притеснения, откуда бы оно ни приходило, и на кого бы ни падало. Во мне было всегда много донкихотства: не только политического, но и в частной жизни».

Жизнь Бакунина похожа на легенду. В числе его друзей были Н.В. Станкевич, И.С. Тургенев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, П.Я. Чаадаев, Г. Гервег, Р. Вагнер, Ж. Санд, А. Мицкевич, П.Ж. Прудон, А. Руге, В. Вейтлинг. Бакунин вдохновил Рихарда Вагнера на создание образа неистового Зигфрида, Бакунин был прототипом Рудина у Тургенева и Ставрогина у Достоевского.

В юности - увлечение философией, дискуссии в московских салонах и в родном доме в селе Прямухине. Затем - переход к практической революционной деятельности: участие в революции 1848 г. в Париже (в феврале), призывы к общеславянскому восстанию, баррикады в Праге и Дрездене, арест, смертные приговоры в Саксонии и Австрии, двенадцать лет крепостей и ссылки в Саксонии, Австрии и России (в том числе, в казематах Петропавловки и Шлиссельбурга, где в результате «человеколюбивого обращения», Бакунин лишился зубов и заболел цингой), фантастический побег из Сибири, работа в «Колоколе» Герцена, борьба в Интернационале против авторитаризма Маркса...

Революционная деятельность Бакунина не знала границ и была поистине грандиозна по своим масштабам. Он помогал полякам во время восстания 1863-1864 гг., выступал в Швеции, направил эмиссара-анархиста Дж.Фанелли в Испанию организовать секцию Интернационала, поднимал соратников на восстание в Лионе, вел успешную полемику против Мадзини в Италии (где стал создателем анархического движения и инициатором восстания в Болонье), организовывал Юрскую (анархическую) федерацию Интернационала в Швейцарии, сражался в Париже, Праге, Дрездене, вел революционную агитацию среди болгар и сербов, финнов и чехов, сотрудничал с «Землей и Волей» 1860-х гг., участвовал (к несчастью для себя) в нечаевской пропаганде, был вдохновителем бакунинских кружков на Юге России. Перечисление созданных им организаций, написанных программ и уставов заняло бы несколько страниц. В конце жизни, исполненной тяжелейших материальных лишений, клеветы со стороны врагов, после травли, организованной против него Генеральным Советом Интернационала, после поражения ряда восстаний, гибели Парижской Коммуны и победы Бисмарка во франко-прусской войне (эта победа, как пророчески предвидел Бакунин, наряду с оппортунизацией части рабочего движения, предвещала длительное и повсеместное торжество реакции, бюрократии и милитаризма в Европе) - М.А.Бакунин не был морально сломлен, хотя пессимистические настроения в его мировоззрении усилились.

Конечно, Бакунин не был «рыцарем без страха и упрека», непогрешимым во всех своих поступках. В своей поистине фантастической деятельности он допускал немало ошибок, которые могут быть поставлены ему в вину. Большинство из них, впрочем, связаны с его способностью чрезмерно увлекаться и увлекать других открывающимися перспективами, порой идеализируя эти перспективы и, по выражению Герцена, «путая второй месяц беременности с девятым». Бакунин нередко принимал желаемое за действительное, преувеличивал степень готовности масс к революции, допускал неразборчивые поступки - блефы и мистификации, явно увлекался конспиративно-заговорщической стороной революционной работы. Бакунин, безусловно, несет моральную ответственность за отдельные националистические (антинемецкие и антиеврейские) выпады, встречающиеся в его работах, и за деятельность С.Г.Нечаева.

Но - не ошибается только тот, кто ничего не делает, а Бакунин в своей жизни сумел сделать бесконечно много. П.А.Кропоткин, общавшийся со швейцарскими рабочими-анархистами, знавшими Бакунина, особо отмечает: «Поразило меня больше всего то, что нравственное влияние Бакунина чувствовалось даже сильнее, чем влияние его как умственного авторитета».

Будучи крупнейшим знатоком философии Гегеля, Бакунин предпочел жизнь и борьбу философским абстракциям, сумел воплотить в жизнь то, что проповедовал на словах. Личность Бакунина представляла собой сплав огромной энергии, воли к жизни и борьбе, пророческого, проповеднического, ораторского и философского дара, способности зажигать людей и вести их за собой, личного обаяния, организаторских талантов, самоотверженности, искренности и бескорыстия. Говоря о Бакунине-теоретике, назовем его главные работы: «Реакция в Германии», «Философские рассуждения о божественном призраке, о действительном мире и человеке», «Федерализм, социализм и антитеологизм», «Государственность и анархия», «Бог и государство», «Кнуто-германская империя и Социальная Революция». Следуя своему знаменитому принципу: «Дух разрушающий есть дух созидающий, страсть к разрушению есть творческая страсть!», М.А.Бакунин в своих работах не стремился к систематичности и законченности, всегда был весьма полемичен и, отталкиваясь от суждений своих оппонентов, формулировал собственную позицию. Вообще, Бакунин отдавал жизни примат перед наукой, полагая, что мысль, наука никогда не способна охватить и постичь жизнь во всей ее полноте, все предвидеть и управлять человеческими действиями. Отсюда, кстати, вытекали и горячие возражения великого бунтаря против идеи позитивистов и марксистов об управлении обществом учеными, которые, по мнению Бакунина, неизбежно будут распинать живых людей на прокрустовом ложе своих доктрин и теорий.

Не имея возможности детально излагать здесь бакунинские идеи, отметим лишь, что их краткой формулой можно считать название одной из программных речей анархиста: «Федерализм, социализм и антитеологизм». Богу и религии он противопоставлял «антитеологизм», новую «религию Человека» и просвещение народа, принудительной государственной централизации - федерализм и самоуправление, а капиталистической эксплуатации - социализм и коллективную собственность трудящихся («Коллективизм» - таково одно из самоназваний бакунизма).

Бакунин был воинствующим богоборцем, считавшим Бога персонифицированным тираном, а религию - обоснованием земного деспотизма и вечного человеческого несовершенства и конформизма.

Много ярких и страстных страниц посвятил Бакунин всесторонней критике государства и его разрушительного влияния на людей - как управляемых, так и управляющих. «Государство - это самое вопиющее, самое циничное и самое полное отрицание человечности, - писал русский анархист. - Оно разрывает всеобщую солидарность людей на земле и объединяет только часть их с цепью уничтожения, завоевания и порабощения всех остальных». Бакунин считал, что произвол, чинимый над человеком и обществом, государство напыщенно именует «законом». Государство, по Бакунину, является не чем иным, как «официальной и правильно установленной опекой меньшинства компетентных людей... чтобы надзирать за поведением и управлять поведением этого большого неисправимого и ужасного ребенка - народа». Поскольку всякая власть стремится себя увековечить, «ребенок» никогда не достигнет совершеннолетия, пока над ним господствует упомянутая опека. «Итак, там, где начинается государство, кончается индивидуальная свобода, и наоборот. Мне возразят, что государство, представитель общественного блага, или всеобщего интереса, отнимает у каждого часть его свободы только с тем, чтобы обеспечить ему все остальное. Но остальное - это, если хотите, безопасность, но никак не свобода. Свобода неделима: нельзя отсечь ее часть, не убив целиком. Малая часть, которую вы отсекаете, - это сама сущность моей свободы, это все». «Такова уж логика всякой власти, что она в одно и то же время неотразимым образом портит того, кто ее держит в руках, и губит того, кто ей подчинен».

Осуждая патриотизм как государственно-националистическую идеологию рабства и ненависти, Бакунин подвергает подробной критике и представительную демократию, опирающуюся, по его мнению, на манипулирование управляемыми массами. Проблемы государства и социальной революции Бакунин анализирует в связи с национальными особенностями различных европейских народов, с их историей и культурой. Если бисмарковская Германия представляется Бакунину воплощением духа государственничества, централизма, милитаризма и бюрократии, то романские и славянские народы мыслитель рассматривает как среду, стихийно порождающую анархистов, чьи народные идеалы пронизаны стремлением к свободе и самоуправлению. Надо признать, что именно в славянских странах и в Южной Европе анархическое движение получило наибольший размах в 1860-1870-е гг. и позднее.

В своих произведениях Бакунин дает блестящую, последовательную критику государственного социализма (прежде всего марксистского), которая оказалась во многом пророческой. Не веря во временный характер предлагавшейся Марксом «диктатуры пролетариата» (поскольку всякая диктатура стремится себя увековечить), отрицая марксистскую идею правления «научных социалистов» и возможность введения социализма через тотальное огосударствление общественной жизни и производства, Бакунин показывал: поскольку эксплуатация и власть неразрывно связаны друг с другом, уничтожение первой при сохранении второй неизбежно приведет к появлению нового класса - «красной бюрократии», идущей на смену старым эксплуататорским классам.

Бакунин призывал к Социальной Революции, разрушающей классово-государственные институты современного общества и заменяющей их безгосударственно-социалистической федерацией общин, коммун, трудовых коллективов. Главной силой, способной совершить революцию, Бакунин считал в Европе пролетариат («чернорабочий люд»), а в России - крестьянство.

Таким образом, Бакунин радикализировал прудоновский анархизм, развил его и популяризировал в рабочем движении. Итогом деятельности Бакунина явилось широкое распространение анархизма - прежде всего в Испании, Италии, Швейцарии, России, Бельгии, Голландии, во Франции и в некоторых других странах. Наиболее заметным проявлением этого процесса явилось возникновение анархистского крыла в Международном товариществе рабочих (Первом интернационале) и Парижская Коммуна, в которой анархисты сыграли одну из главных ролей.

Из книги Выбранное автора Митьки

МИХАИЛ САПЕГО

Из книги Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир - эпоха Просвещения. автора Гуревич Павел Семенович

Михаил Пселл <О душе и уме>Ум есть совершеннейшее состояние души, душа же - сущность самодвижущаяся и потому бессмертная, ибо таково все самодвижущееся. Ум не есть нечто одно, а душа - другое. Из способностей же, присущих душе, одни являются разумными, другие -

Из книги История русской философии т.1 ч.I-II автора Зеньковский Василий Васильевич

Из книги Том 9 автора Энгельс Фридрих

К. МАРКС МИХАИЛ БАКУНИН РЕДАКТОРУ ГАЗЕТЫ «MORNING ADVERTISER» Милостивый государь!Гг. Герцен и Головин пожелали замешать выходившую в 1848 и 1849 гг. под моей редакцией «Neue Rheinische Zeitung» в полемику, которая происходит между ними и «Ф. М.» {Фрэнсисом Марксом. Ред.} по поводу Бакунина.

Из книги Михаил Бакунин автора Рябов Петр

Петр Рябов Михаил Бакунин Михаил Александрович Бакунин (1814–1876), несомненно, является ключевой фигурой в истории анархической мысли и анархического движения. Именно Бакунин, будучи одаренным философом, заложил основы анархизма как цельного мировоззрения (а не только как

Из книги Социализм. «Золотой век» теории автора Шубин Александр Владленович

Из книги Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы автора Руднев Вадим Петрович

Из книги Литературократия автора Берг Михаил Юрьевич

8. Михаил Бахтин Герой есть воплощенная в слове точка зрения на мир. Герой Кафки смотрит на мир со страхом и ужасом. Он боится мира. И страх этот происходит из принципиальной неотвеченности слова, его нарас-познанности в Другом. Он говорит, но его никто не слушает и не

Из книги Маркиз де Сад и XX век [сборник] автора Барт Ролан

Михаил Эпштейн: постмодернизм как коммунизм Другой концептуальный вариант интерпретации кризиса постмодернистского дискурса предлагает М. Эпштейн, для которого русский постмодернизм представляется синонимом не только советской, но и, по сути дела, всей русской

Из книги Философия языка и семиотика безумия. Избранные работы автора Руднев Вадим Петрович

Бакунин и анархизм Анархизм - характерное порождение русского духа, один из полюсов в душевной структуре русского народа. Русский народ - народ государственный, он покорно согласен быть материалом для создания великого мирового государства, и он же склонен к бунту, к

Из книги Анархия и Порядок автора Бакунин Михаил Александрович

8. МИХАИЛ БАХТИН Герой есть воплощенная в слове точка зрения на мир. Герой Кафки смотрит на мир со страхом и ужасом. Он боится мира. И страх этот происходит из принципиальной неотвеченности слова, его нараспознанности в Другом. Он говорит, но его никто не слушает и не

Из книги История свободы. Россия автора Берлин Исайя

Ушедший на штурм неба (Михаил Александрович Бакунин,

, Николай Платонович Огарёв , Пьер Жозеф Прудон , Жан-Жак Руссо , Людвиг Андреас Фейербах , Карл Маркс , Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Фёдор Михайлович Достоевский

Михаил Александрович Бакунин в Викицитатнике Михаил Александрович Бакунин на Викискладе

Михаи́л Алекса́ндрович Баку́нин (18 мая , село Прямухино , Новоторжский уезд , Тверская губерния , Российская империя - 19 июня [1 июля ] , Берн , Швейцария) - русский мыслитель и революционер из рода Бакуниных , один из идеологов анархизма , народничества и панславизма . Стоит у истоков социального анархизма .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Михаил Бакунин в Праге 1848

    ✪ История русской философии. Западники

    ✪ Прямухинская гармония (1)

    ✪ SCHOKK... - а ведь и вправду голод!

    Субтитры

Биография

Ранние годы

Родился в родовом тверском имении Прямухино в семье губернского предводителя дворянства Александра Михайловича Бакунина и Варвары Александровны, урождённой Муравьёвой (1792-1864). Его мать приходилась троюродной сестрой декабристам Муравьёвым : Никите , Артамону , Сергею и Матвею . Она была на 24 года младше своего мужа. В молодости она слыла «модницей» и «светской львицей». Выйдя замуж, она жила душа в душу со своим мужем и слыла строгой, почти деспотичной матерью. Она сама, как и её муж, занималась воспитанием и обучением детей - обучала их словесности и музыке. Всего в семье Александра Михайловича и Варвары Александровны Бакуниных было 11 детей.

Пятнадцати лет от роду, в 1829 году, стал юнкером Петербургского артиллерийского училища . Через три года, в январе 1833 года он был произведён в прапорщики и оставлен в офицерских классах. Однако в июне 1834 года с первого офицерского курса Бакунина отчислили за дерзость, допущенную в отношении начальника училища - генерала И. О. Сухозанета . Был направлен на службу в армию в одну из батарей, расположенных в Молодечно Минской губернии. Осенью 1834 года бригаду, в которой служил Бакунин, перевели в Гродненскую губернию.

Кружок Станкевича

Через год, в 1835 году, оказавшись больным, подал в отставку и поселился, вопреки желанию отца, в Москве , где, войдя в дружескую связь с кружком Станкевича , отдался изучению германской философии. В этот период Михаил Александрович решает посвятить себя научной деятельности.

Со всей страстью отдаётся М. А. Бакунин изучению немецкой классической философии, читает в подлинниках Канта , Фихте и, наконец, Гегеля . Тогда в кругах русской интеллигенции велось много споров вокруг знаменитого положения этого философа «всё действительное разумно, всё разумное действительно». Бакунин трактует эту формулу в консервативном духе. «Примирение с действительностью во всех отношениях и во всех сферах жизни, - писал он в 1838 году на страницах редактировавшегося Белинским журнала „Московский обозреватель“, - есть великая задача нашего времени».

Отъезд за границу

С 16 июля до 14 ноября 1839 года Михаил Бакунин жил в Петербурге. В эти месяцы он часто бывал в доме Авдотьи Панаевой , где собирались В. Г. Белинский, Н. В. Кукольник, И. П. Сахаров, Брюллов и другие известные деятели русской культуры того времени. Бакунин по своему обыкновению знакомил этот кружок с современными сочинениями немецких философов. В этот период Михаил Бакунин интенсивно искал денег для своей поездки за границу, где он хотел продолжить своё философское образование. 22 марта 1840 года он пишет длинное и весьма красноречивое письмо родителям с просьбой разрешить поездку в Берлин и просит дать на неё денег. Его отец дал своё согласие на эту поездку, но денег для поездки не дал. Бакунин в отчаянии обратился за помощью к Герцену. Герцен ответил, что он ссужает Бакунину 2000 рублей на неопределённое время. За несколько дней до отъезда произошла ссора с Катковым на квартире Белинского. Бакунин ударил Каткова палкой по спине, а тот его ударил по лицу. Бакунин вызвал Каткова на дуэль , но на другой день одумался и послал ему записку с просьбой перенести место поединка в Берлин, так как по русским законам оставшийся в живых поступал в солдаты. Фактически дело было по существу замято, но все общие приятели: И. И. Панаев, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев, В. П. Боткин, Языков - были в этом инциденте на стороне Каткова. Лишь Герцен держался нейтрально.

С 1840 Михаил Бакунин стал жить за границей, куда выехал (первоначально в Берлин) для изучения немецкой философии, где он слушал лекции учеников Гегеля, а также Шеллинга , выступившего тогда против гегелевской философии в защиту христианского откровения. Основательно изучив Гегеля, в особенности его «Логику», Бакунин вскоре перешёл на сторону так называемых «левых» гегельянцев, издававших в то время «Немецкий ежегодник наук и искусств» («Deutsche Jahrbucher», прежде имевший название «Hallesche Jahrbucher»), в которых Бакунин в 1842 году поместил революционную статью, наделавшую много шума в Германии: «Реакция в Германии» («Die Reaction in Deutschland», под псевдонимом Жюль Элизар - Jules Elizard) . В Берлине он сближается с Иваном Тургеневым . В это же время Бакунин издал в Лейпциге брошюру с критикой философии Шеллинга («Schelling und die Offenbarung. Kritik des neuesten Reactionsversuchs gegen die Philosophie»), которая была высоко оценена левыми гегельянцами. В начале своего пребывания в Берлине кроме писем к друзьям (в особенности к Герцену) Михаил Бакунин писал статьи для «Отечественных Записок». Здесь были напечатаны в 1840 году его статья о современной германской философии и корреспонденции из Берлина (в «Смеси»).

В 1842 году у Михаила Бакунина сформировалось твёрдое желание навсегда остаться в Европе и не возвращаться в Россию. Так, в своём письме к брату Николаю 9 октября он писал:

«После долгого размышления и по причинам, которые объяснит тебе Тургенев, я решился никогда не возвращаться в Россию. Не думай, чтобы это было легкомысленное решение. Оно связано с внутренним смыслом всей моей прошедшей и настоящей жизни. Это моя судьба, жребий, которому я противиться не могу, не должен и не хочу.

Не думай также, чтобы мне было легко решиться на это, - отказаться навсегда от отечества, от вас, от всего, что я только до сих пор любил. Никогда я так глубоко не чувствовал, какими нитями я связан с Россией и со всеми вами, как теперь, и никогда так живо не представлялась мне одинокая, грустная и трудная будущность, вероятно ожидающая меня впереди на чужбине, и, несмотря на это, я безвозвратно решился.

Я не гожусь теперешней России, я испорчен для неё, а здесь я чувствую, что я хочу ещё жить, я могу здесь действовать, во мне ещё много юности и энергии для Европы.»

Весной 1842 года Бакунин познакомился с приехавшим в Дрезден и ставшим к тому моменту крайне популярным немецким революционно-демократическим поэтом Гервегом . Они подружились и даже стали снимать одну квартиру на двоих. В начале 1843 года последовал указ о высылке Гервега из Пруссии за его революционные стихи. Бакунин также был взят под наблюдение прусской полицией. Гервег решил вообще покинуть пределы Германии и отправился в Швейцарию. Бакунин уехал вместе с ним.

Начало революционной деятельности

В Швейцарии Бакунин поселился в Цюрихе , где начал общаться в кругу радикально настроенной интеллигенции. Он установил дружеские отношения с семьей профессора медицины Филиппа Фридриха Фохта. Это была свободомыслящая и даже радикально настроенная семья, в которой было четверо взрослых сыновей, со старшим из них Карлом , профессором-натуралистом, впоследствии был близко связан и А. И. Герцен . Бакунин же из сыновей Фохта наиболее близок (в течение всей жизни) был с Адольфом. В 1843 году Бакунин устанавливает связи с германскими и швейцарскими революционерами-коммунистами (в частности, на мировоззрение Бакунина сильное влияние оказал его знакомый того периода Вильгельм Вейтлинг - радикальный революционер-коммунист), о чём вскоре становится известно русскому правительству. На требование правительства вернуться в Россию он ответил отказом.

После подавления восстания в Праге Бакунин бежал в Германию, где продолжал поддерживать свои славянские связи и издал по-немецки «Воззвание к славянам» («Aufruf an die Slaven»), направленное против германизаторских стремлений франкфуртского парламента. В этом воззвании он ставит целью европейского революционного движения «учреждение всеобщей федерации европейских республик»

Михаил Бакунин поселился в ссылке в Западной Сибири , в Томске . Первоначально жил и столовался в семье мещанина Бардакова, небольшой деревянный дом которого находился на Магистратской улице , возле дома Самохвалова, где потом стоял дом купца И. И. Смирнова .

В Томске он женился (Бакунина сватал его родственник Муравьев-Амурский) на дочери проживавшего по соседству польского дворянина Ксаверия Квятковского (польск. Ksawery Kwiatkowski ) - 18-летней Антонине Квятковской (польск. Antonina Kwiatkowska ) . Дом, в котором жил М. А. Бакунин, впоследствии был перестроен в камне (современный адрес - № 14 на улице Бакунина).

В дальнейшем по ходатайству Муравьева-Амурского он был переведён в Иркутск .

В 1865-1866 годах написал свой программный документ - «Революционный катехизис», который не следует путать с «Катехизисом революционера », написанным позже (в 1869 году) Нечаевым .

В 1867 году участвовал в конгрессе демократической «Лиги мира и свободы » в Женеве и выступил с речью, в которой доказывал невозможность мирной конфедерации существующих государств, основанных на насилии и централизации управления, и требовал их разрушения и замены свободными автономными обществами, организованными «снизу вверх».

Выйдя в 1868 году из «Лиги мира и свободы», Бакунин образовал новую организацию - «Международный альянс социалистической демократии» («Alliance internationale de la Democratie socialiste»). В составе этого союза было учреждено особое тайное интернациональное братство, центральный комитет которого облёк Бакунина диктаторскими полномочиями. В том же 1868 году Бакунин вместе с русским эмигрантом Н. И. Жуковским основал в Цюрихе журнал «Народное Дело», первый номер которого проповедовал противогосударственную программу и признавал умственное освобождение личности возможным только на почве атеизма и материализма, а социально-экономическое освобождение - требующим упразднения всякой наследственной собственности, передачи земли общинам земледельцев, а фабрик, капиталов и прочих орудий производства - рабочим ассоциациям, уравнения прав женщин с мужчинами, упразднения брака и семьи и общественного воспитания детей.

Социалистическая модель Бакунина получила название анархо-коллективизм . В этой социальной системе, как и в марксизме , основная роль отводилась рабочим и крестьянам. Им же на коллективных началах принадлежали средства производства . Предполагалась наличие развитой системы социальной поддержки, таких как равное и бесплатное образование для всех детей . Однако, в отличие от Маркса, Бакунин отрицал необходимость диктатуры пролетариата , считая её угрозой всему делу социальной революции и предпосылкой возврата к авторитаризму .

Главной движущей силой революции Бакунин считал беднейшие слои рабочих и крестьян, а главным способом пропаганды - постоянные мелкие восстания и бунты, называя их пропагандой фактами (фр. par le fait ) .

Критика Маркса

Бакунин признавал «гениальность Маркса» и частично принимал взгляды последнего относительно классовой борьбы и природы капитализма . Однако он считал взгляды Маркса односторонними, а его методы - губительными для социальной революции . Особенно резко Бакунин выступал против концепции диктатуры пролетариата , указывая на опасность авторитаризма последней. Бакунин предупреждал :

Если взять самого пламенного революционера и дать ему абсолютную власть, то через год он будет хуже, чем сам Царь.

Оригинальный текст (англ.)

If you took the most ardent revolutionary, vested him in absolute power, within a year he would be worse than the Tsar himself.

Память

  • В память о Бакунине в 1918 году Покровская улица в Москве была переименована в Бакунинскую улицу .
  • В Санкт-Петербурге есть проспект Бакунина .
  • В Томске есть Улица Бакунина .
  • Улица Бакунина в ряде городов.
  • В 1919 году в Москве на Тургеневской площади по ленинскому плану монументальной пропаганды был установлен памятник Бакунину (скульптор Б.Королев) . Но из-за своего странного вида он не был воспринят населением, в итоге его демонтировали.
  • На памятнике-обелиске у входа в Александровский сад Кремля на плитах были выбиты имена 19 выдающихся мыслителей и деятелей борьбы за освобождение трудящихся. Между именами Прудона и Чернышевского значилось: Бакунин. Имена из пространного списка лично выбрал В. И. Ленин. В 2014 году памятнику вернули его первоначальный вид (к 300-летию Дома Романовых, 1914).

Масонство

Сочинения

  • Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика (1838)
  • О философии (1840)
  • Реакция в Германии (1842)
  • Кнуто-Германская империя и социальная революция (1871)
  • Федерализм, социализм и антитеологизм (1867, не закончена)
  • Бог и государство (не закончена)
  • Исповедь (написана в заключении) и др.
  • «Исповедь» (Николаю I, написанная по его приказу в Алексеевском равелине Петропавловской крепости) (недоступная ссылка с 12-05-2013 )
  • М. А. Бакунин Собрание сочинений и писем. 1828-1876 / под ред. и с примеч. Ю. М. Стеклова. - М.: Изд-во Всесоюз. О-ва политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1934-1935

Библиография

  • Катков М. Н. Кто наши революционеры? (Характеристика Бакунина) , 1863.
  • А. В. Амфитеатров «Святые отцы революции: М. А. Бакунин» , 1906.
  • Блок А. Михаил Александрович Бакунин , 1906.
  • В. Черкезов. Значение Бакунина в интернациональном революционном движении , 1915.
  • Боровой А. Бакунин , 1926.
  • Б. Горев . М. А. Бакунин (К 50-летию со дня смерти)
  • Н. М. Пирумова Бакунин (ЖЗЛ) (1970) или zip
  • Пол Аврич . Бакунин и Нечаев , 1974.
  • Плеханов Г. В. Бакунин - глава из книги «Анархизм и социализм»
  • Дамье В. В. Михаил Бакунин: от социалистического федерализма к анархизму // «Философские науки». 2014. № 7. С.83-102.
  • Рябов, Пётр. Человек бунтующий: философия бунта у Михаила Бакунина и Альбера Камю
  • Стеклов Ю. М. Михаил Александрович Бакунин. Его жизнь и деятельность. Т. 1-4. - М.-Л., 1926-1927. - 4 т.
  • Пирумова Н. М. Михаил Бакунин. Жизнь и деятельность. - М., 1966.
  • Пирумова Н. М. Социальная доктрина М. А. Бакунина. - М., 1990.
  • Зильберман И. Б. Политическая теория анархизма М. А. Бакунина. Критический очерк. - Л., 1969.
  • Дюкло Ж. Бакунин и Маркс. Тень и свет. Пер. с франц. - М., 1975.
  • Моисеев П. И. Критика философии М.Бакунина и современность. - Иркутск, 1981.
  • Графский В. Г. Бакунин. - М. : Юридическая литература, 1985. - 144 с. - (Из истории политической и правовой мысли).
  • Мамут Л. С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. Домарксистский период. - М., 1989.
  • Ударцев С. Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России: история и современность. - Алматы, 1994.
  • Демин В. Н. Бакунин. - М., 2006.
  • Кембаев Ж. М. Федералистские идеи М. А. Бакунина относительно объединения народов Европы и всего мира // Право и политика. - № 11. - 2010. - С. 2016-2025.
  • Сысоев В. Бакунины.- Тверь: Созвездие, 2002.- 464с.: ил.

См. также

Примечания

Источники

  1. Краткая литературная энциклопедия - М. : Советская энциклопедия , 1962. - Т. 1.
  2. Немецкая национальная библиотека , Берлинская государственная библиотека , Баварская государственная библиотека и др. Record #118506102 // Общий нормативный контроль (GND) - 2012-2016.
  3. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  4. Пирумова Н. М. Бакунин (неопр.) (1970).
  5. Адрианов А. В.  Город Томск. - Томск: Издание Сибирского товарищества печатного дела в Томске, 1912.
  6. Пирумова Н. М. М. Бакунин или С. Нечаев? // Прометей. - М. : Молодая Гвардия, 1968. - Т. 5 .
  7. http://web.archive.org/web/20020623232713/http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Engl/A/AvricP/avrich-nech.htm Аврич, Пол. Бакунин и Нечаев
  8. Бакунин М. Бог и государство. - Типография Издательской Комиссии Московского Совета Солдатских Депутатов, 1917.
  9. Revolutionary Catechism , Mikhail Bakunin, 1866
  10. Quoted in Daniel Guerin, Anarchism: From Theory to Practice (New York: Monthly Review Press, 1970), pp.25-26.
  11. Пирумова Н. Бакунин . - М. , 1970. - С. 226.
  12. Письма М. А. Бакунина к А. И. Герцену и Н. П. Огареву. - СПб. , 1906. - С. 271.
  13. Серков А. И. Русское масонство, 1731-2000. Энциклопедический словарь. - М. , 2001. - С. 1205, 1206, 1207, 1210.

Ссылки