Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Автор закона о кухаркиных детях. Как «Циркуляр о кухаркиных детях» привёл к крушению империи

Автор закона о кухаркиных детях. Как «Циркуляр о кухаркиных детях» привёл к крушению империи

Александр III и указ о "кухаркиных детях" November 19th, 2017

19.11.2017 17:00
Оригинал взят у arctus в Александр III и указ о "кухаркиных детях"

Печально знаменитый в свое время циркуляр (1887) российского министра просвещения Ивана Давидовича Делянова (1818— 1897) был одобрен лично императором Александром III и предписывал учебному начальству допускать в гимназии и прогимназии только обеспеченных детей. В циркуляре пояснялось, что «при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, не следует выводить из среды, к коей они принадлежат».
(из комментариев: https://vk.com/clubeotnsk?w=wall-24888841_23055)

С отбрасыванием советского периода истории Александр III и его царствование, видимо, выбраны как идеал, как вершина российской государственности, её могущества. Как пример. Может быть, в рамках этого «возвращения к корням» у нас и уничтожается образование, ибо потребителей не следует выводить из среды, к коей они принадлежат. С них достаточно только сносно уметь считать: складывать и вычитать. Умножение и деление выполнит калькулятор.
=Arctus =

См. также:

- 1887. Указ «о кухаркиных детях». // www.domarchive.ru
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений
Автор-составитель Вадим Серов
КУХАРКИНЫ ДЕТИ
Первоисточник - печально знаменитый в свое время циркуляр (1887) российского министра просвещения Ивана Давидовича Делянова (1818- 1897). Этим циркуляром, одобренным императором Александром III и получившим в обществе ироническое название «о кухаркиных детях» (хотя как раз они там и не упоминались), предписывалось учебному начальству допускать в гимназии и прогимназии только обеспеченных детей , то есть «только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство о правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства».
И далее в циркуляре пояснялось, что «при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, не следует выводить из среды, к коей они принадлежат » (Рождественский С.В. Исторический очерк деятельности Министерства народного просвещения. СПб., 1909).
Иносказательно - о детях из бедных, социально незащищенных семей.
<...>
ПЕРВАЯ дискуссия «о кухаркиных детях» началась….. 30 июня 1887 – когда в России был принят указ о запрете поступления в гимназии детей простолюдинов («указ о кухаркиных детях») .
По этому поводу Александр III тоже оставил резолюцию, собственноручно начертав на судебном показании крестьянки, сообщавшей, что ее сын хочет учиться: «Это-то и ужасно, мужик, а тоже лезет в гимназию!» , -.
Александр III о роли государства в высшем образовании особо не рассуждал, исповедуя гораздо более простой подход к состоянию страны, почти 90 процентов населения которой не умели даже читать и писать . «И слава Богу!», - наложил он резолюцию на доклад из Тобольской губернии, сообщавший о низкой грамотности в ней.
Кстати, российское студенчество XIX века ответило на указ 30 июня массовыми сходками солидарности с «лишенными» права на образование «простолюдинами». Наши же «доморощенные» «демократы»-либералы, конечно, против «кухаркиных детей» в управлении государством!

18.11.2017 15:18 Скульптор рассказал, что символизирует памятник Александру III в Ливадии // РИА Крым

18.11.2017 18:15 Открытие памятника Александру III в Крыму: как это было // РИА Крым
В субботу в парке Ливадийского дворца-музея состоялось открытие памятника российскому императору Александру III, в котором принял участие президент России Владимир Путин.
Глава государства прибыл в Ялту около 16:00 и лично возложил цветы к монументу. В приветственной речи Владимир Путин назвал Александра III выдающимся государственным деятелем, человеком сильного характера, мужества и несгибаемой воли. Говоря о заслугах императора, Путин отметил, что Александр III всегда глубоко чувствовал огромную личную ответственность за судьбу страны, сделал все для развития и укрепления державы, роста ее влияния и авторитета в мире. "В период правления императора бурно и динамично развивался индустриальный потенциал страны. При этом было принято прогрессивное для того времени опережающее практику многих других государств мира трудовое законодательство, защищающее права работников. Открывались заводы и фабрики, создавались новые отрасли промышленности. Создавалось сеть железных дорог. Именно по указу императора началось строительство Великого Сибирского пути – Транссиба, который вот уже более века является достоянием России", – сказал президент.
Владимир Путин подчеркнул, что при Александре III началось качественное перевооружение российской армии. Также были реализованы масштабные кораблестроительные проекты, в том числе для Черноморского флота. При этом, по словам главы государства, царствование Александра III было эпохой национального возрождения, настоящего подъема русского искусства, живописи, литературы, музыки, просвещения и науки, временем возвращения к своим корням и историческому наследию.
Он напомнил также, что именно при Александре III в качестве национального стал широко использоваться бело-сине-красный флаг, который сегодня является одним из главных государственных символов России.
Кроме президента страны, в церемонии открытия приняли участие другие высокие гости: полномочный представитель президента в Южном федеральном округе Владимир Устинов, глава Крыма Сергей Аксенов, председатель Госсовета РК Владимир Константинов, губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников. <...>

Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского. 1895. Н. П. Богданов-Бельский. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

«Циркуляром о кухаркиных детях » возмущалась вся прогрессивная общественность Российской империи. Но не это возмущение привело к революции.

А некоторые подводные камни, таившиеся в безобидном начинании Александра III.

130 лет назад, 1 июля 1887 г., в Министерстве просвещения Российской империи появился циркуляр, озаглавленный так: «О сокращении гимназического образования». Документ был секретным, так сказать, для служебного, внутреннего пользования. Статусом закона или даже указа он не обладал. Тем не менее, значение этой скромной бумаге придаётся огромное. Чтобы стало ясно, почему так вышло, придётся вспомнить название, под которым он утвердился в истории. «Циркуляр о кухаркиных детях ».

Часто приходится слышать, что именно этот документ явился одной из причин сильно возросшего общественного недовольства, которое впоследствии привело к взрыву революционных настроений. В частности, возмущение вызывал вот этот фрагмент:

«Нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию» .

«Нужны профессионалы»

Можно видеть, что конкретно о «кухаркиных детях» здесь речи не идёт. Однако можно видеть и то, что сейчас назвали бы дискриминацией по социальному признаку. Получалось, что, если ты родился в бедной семье какого-нибудь подметалы, тебя не то что не возьмут учиться в гимназию, но и думать об этом не следует, и стремиться не положено.

Сейчас, по прошествии времени, задним числом пытаются оправдать появление этого циркуляра вполне объективными предпосылками. Дескать, потихонечку начиналось индустриальное развитие державы, для которого перепроизводство выпускников классических гимназий с их греческим, латынью и общим гуманитарным уклоном не очень-то и нужно. Скорее, даже вредно. А нужно, наоборот, побольше людей с крепким средним профессионально-техническим образованием.

И действительно, параллельно с циркуляром о «кухаркиных детях» появляется целый ряд нормативных документов, которые вроде бы показывают: да, правительство работает именно в этом направлении. Уже в 1888 г. последовательно учреждаются: промышленные училища, ремесленные училища, химико-технические училища и даже отдельные школы при ремесленных училищах со слесарными и столярными отделениями.

Более того, в 1888 г. завершилась многоступенчатая реформа, которая наконец-то снабдила Российскую империю средними учебными заведениями технического профиля. Она шла долго и муторно, почти полвека. В 1839 г. появились первые «реальные классы для временного преподавания технических наук».

В 1864 г. классы стали реальными гимназиями. В 1872 г. - реальными училищами. И вот теперь, через год после циркуляра о «кухаркиных детях», реальные училища стали полноценными учебными заведениями: их выпускники получили право поступать в университет. Правда, только на физико-математический или медицинский факультет.

Казалось бы, вот он, настоящий прорыв. Пусть «кухаркины дети» не могут поступать в гимназии. Есть же и другие заведения. Есть выбор, в конце концов. Иди туда, куда хочешь. И сам выучишься, и государству польза будет.

Кризис управления

Однако на самом деле прорыва не случилось. И по-настоящему серьёзной пользы для государства эти шаги не принесли.

Современник и свидетель этих реформ, историк Василий Ключевский, дал чеканно сформулированный комментарий по политике в сфере образования:

«В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало, вторые беспомощны, потому что их слишком много ».

Золотые слова, и сказаны вовремя. Более того, создаётся впечатление, что правительство к ним прислушалось и развернуло целую сеть реальных училищ именно для того, чтобы дать «мастеров». Должно было получиться красиво. Вот есть «гении», вот есть «исполнители», вот мы даём к ним «мастеров» и ждём, что система будет работать.

А она почему-то работает через раз, да и то с пробуксовкой. Почему же, если есть и квалифицированные специалисты высшего и среднего уровня, и дешёвая рабочая сила? Дело в том, что как раз тогда страну поразил первый кризис индустриализации. Категорическая нехватка управленцев. Их нужно было откуда-то взять, причём в достаточно большом количестве.

Но в это время подоспел циркуляр о «кухаркиных детях», который призван был сократить широкий доступ именно к гуманитарному гимназическому образованию. Как раз к той сфере, которая могла дать управленцев широкого профиля. Не технарей или мастеров, а специалистов, умеющих работать с людьми. Так что дело здесь не только в народном возмущении или дискриминации.

Просто тринадцати лет действия этого циркуляра оказалось вполне достаточно для того, чтобы дефицит грамотных управленческих кадров вырос до ощутимых размеров. Империя явно теряла управление своими частями.

И, в, конце концов это привело к тезису Ленина : «Мы требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники ».

С одной только поправкой. Требовали этого не столько большевики, сколько сама жизнь.

ПОСМОТРЕТЬ:

«Последний звонок» 1 серия.

Фильм Константина Семина и Евгения Спицына об образовании

Первая серия фильма «Последний звонок» посвящена ситуации, которая сложилась в стратегическом регионе России — Архангельской области (здесь собирают атомные подлодки и запускают ракеты в космос).
Почему в одной из удалённых школ ученикам перестали ставить привычные «пятёрки» и «четвёрки»? Что об этом думают учителя и родители? Под чьим прикрытием проходит эксперимент на детях? Каким, по мнению областных властей, должен быть современный человек?

«России должно быть за это стыдно» (Время-вперёд! #250)

«Россия должна это, Россия должна то, России должно быть стыдно». Надоело. Новый выпуск наше программы вновь доказывает на фактах минувшей недели, что мы самодостаточное государство, которое у мира не в долгу. Вместе с тем представляем новую рубрику «Разбор полётов», в которой отвечаем на самые острые комментарии зрителей.

К какому крушению готовят наше государство в будущем и состоится ли оно, — зависит от каждого из нас?

«Циркуляром о кухаркиных детях» 130 лет назад возмущалась вся прогрессивная общественность Российской империи, но не это возмущение привело к революции, а некоторые подводные камни, таившиеся в безобидном начинании Александра III.

1 июля 1887 г. , в Министерстве просвещения Российской империи появился циркуляр, озаглавленный так: «О сокращении гимназического образования» . Документ был секретным, так сказать, для служебного, внутреннего пользования. Статусом закона или даже указа он не обладал, тем не менее значение этой скромной бумаге придаётся огромное. В истории России этот документ утвердился, как «Циркуляр о кухаркиных детях».

Часто приходится слышать, что именно этот документ явился одной из причин сильно возросшего общественного недовольства, которое впоследствии привело к взрыву революционных настроений. В частности, возмущение общественности вызывал вот этот фрагмент:

«Нужно разъяснить начальствам гимназий и прогимназий, чтобы они принимали в эти учебные заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».

«Нужны профессионалы»

Можно видеть, что о «кухаркиных детях» здесь речи нет, однако социальная дискриминация прослеживается. Получалось, что, если ты родился в бедной семье кучера, лакея, повара или прачки , тебя не то что не возьмут учиться в гимназию, но и думать об этом детям не следует, и стремиться к образованию им не положено.

Сейчас пытаются оправдать появление этого циркуляра вполне объективными предпосылками. Дескать, начиналось индустриальное развитие державы, для которого перепроизводство выпускников классических гимназий с их греческим, латынью и общим гуманитарным уклоном не очень-то и нужно. Скорее, даже вредно. А нужно, наоборот, побольше людей с крепким средним профессионально-техническим образованием.


Действительно, параллельно с циркуляром о «кухаркиных детях» появляется целый ряд нормативных документов, показывающих, что правительство работает именно в этом направлении. В 1839 г. появились первые «реальные классы для временного преподавания технических наук». В 1864 г. классы стали реальными гимназиями. В 1872 г. — реальными техническими училищами. В 1888 г. повсеместно учреждаются промышленные училища, ремесленные училища, химико-технические училища и даже отдельные школы при ремесленных училищах со слесарными и столярными отделениями. Реформа среднего технического образования в России шла долго и муторно, почти полвека.


Через год после циркуляра о «кухаркиных детях», реальные училища стали полноценными учебными заведениями. В 1888 г. завершилась многоступенчатая реформа, которая наконец-то снабдила Российскую империю средними учебными заведениями технического профиля , их выпускники получили право поступать в университет. Правда, только на физико-математический или медицинский факультет.

Пусть «кухаркины дети» не могут поступать в гимназии, есть же и другие заведения, есть выбор, иди куда хочешь. В ремесленном училище и сам выучишься, и государству польза будет.


Устный счет в школе в 1895 г.

Кризис управления

Однако на самом деле прорыва не случилось, и эти реформаторские шаги в техническом образовании не принесли настоящей пользы государству.

Современник и свидетель этих реформ, историк Василий Ключевский, дал чеканно сформулированный комментарий по политике в сфере образования: «В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало, вторые беспомощны, потому что их слишком много».

Золотые слова, и сказаны вовремя — похоже, что правительство к ним прислушалось и развернуло целую сеть реальных училищ именно для того, чтобы воспитать «мастеров». Должна была заработать система образования, дающая государству «гениев»- генераторов идей, и грамотных «исполнителей», «мастеров», занимающихся непосредственно производством. Ждали, что система будет работать, но система почему-то не работала, не смотря на то, что есть и квалифицированные специалисты высшего и среднего уровня, и дешёвая рабочая сила. Дело в том, что страну поразил первый кризис индустриализации, при котором обнаружилась нехватка управленцев. Их нужно было откуда-то взять, причём в достаточно большом количестве.

Циркуляр о «кухаркиных детях», призванный сократить широкий доступ именно к гуманитарному гимназическому образованию, к той самой сфере обучения, которая могла дать управленцев широкого профиля. Не технарей или мастеров, а специалистов, умеющих ясно ставить задачи производства перед рабочими, свободно излагать свои мысли, то есть работать с людьми. За тринадцать лет действия циркуляра о «кухаркиных детях», отказывающего в среднем образовании большой социальной группе населения, привёл к ощутимому дефициту грамотных управленческих кадров на производстве.

На социальную дискриминацию откликнулись «народники», отправившиеся «в народ», в сёлах возникали частные деревенские школы, воскресные школы для взрослых и детей, устраивали воскресные чтения, ради просвещения селян. Недовольство социальной дискриминации росло и в городах, его поддерживали и направляли в нужное русло революционеры разных политических направлений. Протестные устремления общества сформулировал В.И. Ленин в тезисах: «Мы требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники» . Требовали этого не только большевики, сколько сама экономическая жизнь и ежедневное, будничное малое и среднее производство.

July 2nd, 2013 , 04:40 pm


Странная годовщина, заставляющая задуматься об исторических параллелях. В эти дни 1 июля 1887 года в России был издан так называемый циркуляр Делянова «О кухаркиных детях», которым ограничивался приём в средние учебные заведения.

Доклад «О сокращении гимназического образования» («Циркуляр о кухаркиных детях») тогдашнего министра просвещения Российской империи графа И. Д. Делянова вводил денежный ценз на высшее образование. Документом постановлялось, что отныне «гимназии и прогимназии освобождаются от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию». (Вам это ничего не напоминает?)

Доклад опирался на:

1) Воззрения Александра III. Александру III принадлежит отзыв на показания крестьянки о том, что её сын хочет учиться в гимназии — «Это-то и ужасно, мужик, а тоже лезет в гимназию!»

2) Мнение К. П. Победоносцева о необходимости «остудить» российское общество, ограничив передвижение из «неблагородных» слоёв населения в разночинцы и студенты, основную движущую силу революционного подъёма предшествующих лет.

Положения циркуляра стали применяться жестко. Из гимназий были отчислены представители низших слоёв общества, в том числе те, родители которых сумели оплатить обучение для своих детей. В частности, из Одесской гимназии был исключён Николай Корнейчуков (К. Чуковский).

По всему нынешняя власть обращается к опыту Александра III и тоже стремится ограничить всеобщую грамотность населения. Иначе проводимые ныне реформы образования истолковать не получается. Конечно отчислять никого не будут. Просто вводимая тихой сапой платность образования и быдловатый телевизор через пару-тройку поколений приведут к естественному вымыванию "излишней грамотности" и образованию того самого маргинального сословия прачек, кучеров и мелких лавочников, которое перестанет быть "основной движущей силой революционного подъема" и так беспокоить нашу власть.

Воспоминания Корнея Чуковского, который был исключён из гимназии по «Циркуляру о кухаркиных детях»

Министр

Иван Давыдыч был известный добряк. Все так и говорили о нем:

Простой, отзывчивый, душа нараспашку.

Он и сам повторял постоянно:

Двери мои открыты для всех. Приходи и бедный и богатый!

Если с вами случилась беда, идите к Ивану Давыдычу. Живет он на Невском, во втором этаже, в доме армянской церкви.

Иван Давыдыч встретит вас очень радушно, усадит в кресло, угостит папироской, внимательно выслушает и даже губами причмокнет.

Не хотите ли, чтобы он дал вам записочку к какой-нибудь важной особе? Сделайте одолжение! Пожалуйста! Иван Давыдыч никому не отказывает!

Вы даже не просили его, а он с радостью макает перо, придвигает бумагу и пишет о вашей беде генерал-лейтенанту Грессеру, или князю Мещерскому, или графине Уваровой, или Вышнеградскому, министру финансов. Мало ли у него всемогущих знакомых!

Покуда он пишет, вы смотрите на него с благодарностью. Есть же на свете хорошие люди! Даже наружность его начинает вам нравиться. Сам он маленький, а голова как котел - лысая голова, без единого волоса. Ни бороды, ни усов! И вам начинает казаться, что он ужасно похож на щелкунчика, каким вы в детстве щелкали орехи: ножки тоненькие, нос закорючкой, - и от этого он кажется вам еще симпатичнее.

Но вот он кончил и размашистым почерком написал в конце письма свою фамилию. Есть же на свете такие хорошие люди! Ожидая, чтобы просохли чернила, он начинает беседовать с вами... или нет, не беседовать, а просто калякать, как со старым приятелем: словоохотливо, душа нараспашку:

Ну, что в вашем городе?.. Этот Юнгмейстер? Говорят, он хапуга отчаянный...

Да, ваше сиятельство, такой живодер. Не дальше, как на прошлой неделе...

А верно, что у Франкони, в кондитерской, он приударил за какой-то евреечкой... а супруга его, Евдокия Семеновна, сняла с себя тут же туфлю да хлясть его по щекам, по щекам?

Не знаю, ваше сиятельство. Но...

А он рассказывает вам сплетню за сплетней. Рассказывает вкусно, с аппетитом. Видно, что анекдоты - его специальность.

Так и сыплются из Ивана Давыдыча имена и фамилии... Он помнит решительно всех, кого видел хоть мельком лет двадцать назад. Он знает подноготную каждого, как будто десятки старух специально для него собирали всякие сплетни, пересуды, наговоры и шепоты и приносили сюда, в министерский его кабинет.

А правда ли, что Курчавый Сергей Парамоныч пьянствует со своей кухаркой?

Не знаю, ваше сиятельство... Но...

А между тем существует отличное средство от пьянства, верное средство, на себе испытал. Возьмите две унции...

И он сообщает вам подробный рецепт. И просит передать его, нет, не Сергею Парамонычу, а его кухарке, уж вы не забудьте!

Чернила на рекомендательном письме, написанном рукою Ивана Давыдыча, давно уже успели просохнуть, а он все еще калякает с вами. Сколько у него, однако, свободного времени! Наконец, он вспоминает о письме и тут же вкладывает его в большой министерский конверт и пишет на конверте своим добрым размашистым почерком:

«Его Высокопревосходительству
Михаилу Николаевичу
Островскому
Господину Министру Государственных
имуществ
От Графа Делянова» -

и, вручая вам письмо, сердечно пожимает вашу руку, и на лице у него написано: «Ну, что же мне делать, если я такой симпатичный?»

Вы как на крыльях спускаетесь с лестницы, даете швейцару полтинник и мчитесь по указанному адресу.

У меня письмо от министра... от графа... от Делянова...

Секретарь ухмыляется кисло. Без всякого почтенья берет он у вас ваше сокровище и, бормоча что-то скучное, уходит безнадежной походкой. А сидящий тут же канцелярский служитель говорит вам сочувственно-насмешливым топотом, вытирая тряпочкой перо:

Подумаешь, невидаль - письмо от Делянова! Да у нас этих писем - во! Хоть коридоры обклеивай! Наш их давно не читает. Получит, порвет - и в корзину. Потому что добро бы два - три, а то каждый день по десятку!

По десятку?!

Бывает и больше... И письма и визитные карточки... Иван Давыдыч ведь никому не отказывает. Цельный день раздает их направо - налево. Только у него и делов. А вчера одна барыня, вроде как вы, прибегает сюда, рада - счастлива: «У меня письмо от Ивана Давыдыча!» Ну, приняли ее в кабинете, прочитали письмо, смеются! И показывают ей, а там написано: «Избавьте меня, пожалуйста, от этой старой дуры».

Тут выходит кислый секретарь и, не глядя вам в глаза, сообщает, что вы можете не дожидаться ответа, так как никакого ответа не будет.

Очевидно, и это письмо добросердечного Ивана Давыдыча - вслед за десятком других - полетело непрочитанным в корзину! А может быть, Иван Давыдыч и про вас написал, что вы длинноухий осел?

И, правда, вы были ослом, ожидая человеческой помощи от этого анекдотиста и сплетника.

С отвращением вы начинаете вспоминать его анекдоты и сплетни. Вся его наружность кажется вам теперь омерзительной: эта жирная улыбка, эта маслянистая лысина - дать бы ему подмышку салфетку, из него в любом ресторане вышел бы превосходный лакей - юркий, угодливый, льстиво-поддакивающий.

Впрочем, ему и салфетки не нужно. Он и без салфетки лакей. Если бы он не был лакеем, - не сидел бы он на этом бархатном кресле, не был бы министром, сенатором, графом, не ездил бы в Гатчину и в Аничков дворец к своему огромному, бородатому, сонному, рыхлому водянистому барину.

Под маской патриархального благодушия и старосветской любезности скрывается оголтелый пройдоха, который ради карьеры всегда готов на любое бесчестное дело. Угождая своему барину, он в качестве министра народного просвещения только и старается о том, как бы не допустить широкие массы к знанию, подольше удержать их в темноте и невежестве. Он подчинил все начальные школы попам, все университеты - полиции, он ввел в гимназии систему шпионажа, доносов, предательства, и все с одной единственной целью - ослабить, уничтожить «крамолу». Какую звериную ненависть внушала ему эта «крамола», видно из той строки, которую он написал в одном частном письме о курсистках, участвовавших в антиправительственной демонстрации: «Было-то этих девок штук до двухсот».

Царь

Барин был простой, еще проще Ивана Давыдыча. Хотя у него было много великолепных дворцов, он ютился в тесной и душной квартирке с низким потолком, со скверной мебелью. В спальню трудно было войти, такая там стояла ужасная вонь: там жили вместе с барином четыре собаки.

Этот барин - всероссийский император царь Александр III. Человек неповоротливый, жирный, огромный и скучный, с отвислым пьяно-свирепым лицом.

Пожалуйста, не думайте, будто он только и делал, что пьянствовал. Нет, по праздникам он играл на тромбоне, а в будни целыми днями просиживал в Гатчине, вдали от людей, в низком, душном и темном своем кабинете, и читал и подписывал кипы приказов, указов, распоряжений, законов. Глядя на него, как он сидит с утра до ночи над своими бумагами, усталый, обвислый и сумрачный, вы непременно подумали бы: «Как невесело быть царем».

Ему и в самом деле было скучно. Но надо же «спасать» любимую Россию. «Спасать» от «мерзавцев», которые ее погубят. Надо истреблять их десятками, чтобы ни одного не осталось, иначе даже страшно подумать, что станет с несчастной Россией... И вот, «спасая» Россию от «гибели», он пишет корявым почерком на бумагах, которые лежат перед ним:

«Каналья!»

«Негодяй!»

«Скотина!»

«Экое стадо свиней!»

Так называет он революционных бойцов, которые, по причинам ему непонятным, идут на каторгу, в тюрьмы, на виселицы. Вместо того чтобы сказать: «Я спасаю от них мою шкуру!», - он говорит: «Я спасаю от них Россию!», - так как верит, что его шкура и Россия - одно и что без него, без царя, вся Россия рассыплется в пыль.

Опорой его престолу являются крупные землевладельцы, заводчики, купцы, кулаки, и всю свою политику подчиняет он их интересам. Ради них уничтожает он одну за другой эфемерные реформы своего «родителя» Александра II, ради них он при помощи земских начальников отдает миллионы беднейших крестьян в руки их прежних господ, ради них он душит «инородцев», ради них он предоставляет отечественному капиталу право безудержно грабить все население Российской империи, ради них он с утра до ночи искореняет «крамолу».

Тут же, недалеко от Аничкова дворца, за углом, на Литейной, живет Победоносцев, его учитель и друг, глава всех российских попов. Лысый, с большими ушами, похожий на тощую жабу в очках, этот фанатик поддерживает в царе убеждение, что сам господь Саваоф, сидящий где-то здесь, неподалеку, на низеньком гатчинском небе, благословил его на искоренение «крамолы».

До позднего вечера просиживает царь над своими бумагами. Почти каждая из этих бумаг направлена к единственной цели - остановить идущую на него революцию. Уверенный, что это дело ему по плечу, он упрямо идет напролом.

Народ кажется ему надежной опорой для его трона, и он не раз и не два заявляет в своих манифестах, что «русский благочестивый народ во всем свете известен любовью и преданностью своим самодержцам». Он хочет казаться народным - и даже простонародным - царем.

Подчеркивая простонародность своего царствования, этот полунемец отпустил себе славянофильскую бороду, носил косоворотку, сапоги бутылками, шапку набекрень. И всякому заморскому вину предпочитал родную сивуху.

Впрочем, его «народничество» тут и кончалось. Потому, что в основе всей его «народной» политики лежало свирепое угнетение народа, эксплуатация разоряемых крестьян в угоду кулакам, фабрикантам и крупным помещикам. Ленин определил эту политику кратко и точно: «Так называемая народная, а на самом деле дворянско-полицейская политика» (Ленин. Т. IV, стр. 159).

«Кухаркины дети»

Самодержавный «народолюбец» яснее всего обнаруживал свои подлинные чувства к народу, когда дело шло о народном образовании, о школах для масс. Тягу своего любимого «простого народа» к культуре он считал опасным преступлением, которое необходимо пресечь в самом корне.

Когда крестьянка Ананьина, привлеченная к суду по одному революционному делу, упомянула о том, что она мечтала отдать своего сына в гимназию, Александр III написал, негодуя:

«Это-то и ужасно! Мужик, а тоже лезет в гимназию!»

Когда тобольский губернатор не без прискорбия довел в своем докладе до монаршего сведения, что в губернии мало грамотных, царь написал на полях:

«И, слава богу!»

Он хорошо понимал, что «простые люди» лишь до той минуты являются надежной опорой престола, покуда они в темноте.

Поэтому он так распалялся, когда обнаруживал, что невзирая ни на какие приказы дети дворников, судомоек и прачек так и «лезут» за наукой в гимназию.

В 1887 году молодые студенты, первокурсники, вчерашние гимназисты, дети очень небогатых родителей, организовали покушение на жизнь царя. Значит, во всем виноваты гимназии! Значит, для того, чтобы утихомирить студенчество, нужно очистить гимназии от озлобленной и недовольной бедноты.

Чуть только Ивану Давыдычу стало известно, что, вдохновляемый Победоносцевым, царь намерен очистить гимназии от ненавистных «чумазых», он еще до всяких распоряжений по этому поводу изготовил проект циркуляра: изгнать из гимназий не только крестьянских и мещанских детей, но даже детей небогатых купцов, чтобы там учились одни лишь богачи и дворяне.

Александр III прочитал и поморщился:

«Это хорошо бы... Но перед Европой неловко... Надо бы как-нибудь помягче...»

И Иван Давыдыч тотчас же изготовил другой циркуляр, либеральнее. Циркуляр, который прославил его на многие годы, а может быть (кто знает?), на века. Циркуляр о так называемых «кухаркиных детях».

5 июня 1887 года (полвека назад) этот циркуляр вступил в силу. В нем царский министр предложил всем директорам гимназий освободить вверенные им заведения от «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, коих вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат».

Дети поваров пусть навеки останутся поварами, дети кучеров - кучерами, а право на образование предоставляется лишь богатым и барам! Одним росчерком реакционный зубр обрекал на невежество десятки тысяч даровитых и жаждущих просвещения детей.

Напрасны были мольбы и протесты: циркуляр выполнялся с беспримерной строгостью.

Директора гимназий стали состязаться в жестокости. Например, из одесских гимназий изгоняли всех тех, кто... жил в маленьких и тесных квартирах. Не меньше четырех комнат должен был занимать человек, чтобы иметь право посылать своего сына в гимназию! Если он занимает три комнаты, мальчика даже не допустят к экзаменам. Если у него одна кухарка, его сыну никогда не бывать гимназистом. Только те, у кого есть и кухарка и горничная, могут надеяться, что их дети пройдут гимназический курс. Плату за обучение в гимназии Иван Давыдыч, конечно, повысил, чтобы окончательно отвадить бедноту от наук.

И результаты этой меры оказались блистательными: в гимназиях стало тихо и пустынно.

По сообщению «Нового времени», в начале следующего учебного года в женские гимназии поступило втрое меньше учениц, чем в минувшем году!

В классах, предназначенных для 40 человек, теперь училось не больше 12.

Во многих гимназиях закрылись параллельные классы.

По сообщению газеты «Русские ведомости», в витебскую гимназию было подано 52 прошения, а приняли всего лишь 13 человек.

По сообщению газеты «Неделя», в виленскую гимназию подано было 30 прошений, принято же всего лишь 5 человек. А можно было принять до 50.

В Одессе в Ришельевскую гимназию из 120 прошений принято 60, а во 2-ю гимназию из 80 принято 11, причем в гимназии осталось около 80 вакансий («Неделя» от 30 августа 1887 года).

Наряду с этим очищением гимназий от детей «зловредной» бедноты Делянов решил заодно произвести и другую, столь же «полезную чистку»: изгнать из всех гимназий евреев. Царь вместе с победоносцевской кликой был твердо уверен, что «жиды» по самой своей природе - враги государства и что если дать им образование, от них уже не будет спасения!

«Добрейший Иван Давыдыч» с большим удовольствием написал циркуляр о недопущении евреев в гимназии. Ввиде особенной милости разрешалось допускать в гимназию не больше 3 евреев на каждую сотню учащихся.

В столице евреям была предоставлена «трехпроцентная норма», а в черте оседлости (например в Одессе) милостиво разрешалось на каждые 100 христиан принимать 10 евреев. Так как директора гимназий за прием каждого еврейского мальчика брали с их родителей крупные взятки, то в гимназии главным образом попадали сыновья еврейских богачей. Да и то с величайшим трудом. «В первую прогимназию (в Одессе) не принят ни один еврей, во вторую прогимназию принято два еврея, в третью прогимназию принят только один еврей», - сообщают «Одесские новости» от 5 августа 1887 года.

Царь милостиво улыбался Ивану Давыдычу. Иван Давыдыч чувствовал себя чуть ли не спасителем родины:

«Разом избавил я шуткой моей
Край наш голодный от жадных мышей».

Но самодержавие переживало такой гибельный период своего бытия, когда всякая мера, предпринимаемая для борьбы с революцией, только сильнее способствовала росту революционных настроений в стране.

Лишив права на образование десятки тысяч молодых людей, оно тем самым озлобило их и сделало всю их массу превосходным горючим материалом революции. Страна была полна «недоучек», выброшенных из третьего и четвертого классов, которые с удвоенной ненавистью относились к самодержавному строю.

«Очищенные» гимназии все равно не удалось уберечь от революционных влияний. Студенчество, прошедшее через эти гимназии, сыграло в русском освободительном движении огромную роль, о чем свидетельствует все десятилетие революционной борьбы с 1895 по 1905 год.

Так что деляновский циркуляр о «кухаркиных детях» оказался не только жестоким, но и совершенно бесполезным.

Именно в то время, когда Делянов обнародовал свой циркуляр, в России выступила новая революционная сила - организованная рабочая масса, которой и было суждено победить.