Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Академия художеств: ретроспективный взгляд. История Автор проекта академии художеств

Академия художеств: ретроспективный взгляд. История Автор проекта академии художеств

Церковь вмц. Екатерины

Витражи были расположены в центре Аванзала в трёх слегка вытянутых вверх окнах с полуциркульным завершением и в трёх небольших оконцах над ними. Исполнил их выпускник Академии Художеств Владимир Дмитриевич Сверчков. (Установлены в 1873 году). Они были выполнены в традиционной технике стекольной живописи, что свойственно работам Сверчкова. Большой профессионализм в этой работе обнаруживается как в построении самой композиции (взаимоотношениях крупных и мелких пятен, тонкой проработке живописи при цельности общего восприятия), так и в прорисовке деталей, богатой графической разработке стекольного полотна, обнаруживающей любовь к фактуре материала.

В центре каждого витража в крупных окнах расположены аллегорические фигуры, изображённые стоящими в нишах, олицетворяющие виды искусства и всем своим видом и облачением напоминающие римских богов. Орнаментальное обрамление всех трёх фигур одинаковое и, возможно, отличалось лишь в цвете. Под каждой фигурой в ренессансном картуше прямоугольная табличка со словами, обозначающими аллегорию - соответственно: живопись, архитектура, скульптура.

Над тремя основными витражами, изображавшими аллегории искусств, в небольших круглых окнах помещались три малых, с вензелями Елизаветы Петровны, Екатерины II, и академическим гербом.

Все вышеперечисленные витражи погибли предположительно в первые послереволюционные годы. Их утрата - одна из крупнейших для Петербурга в области стекольной живописи.

Библиотека Академии Художеств основана в 1757 г. Не прекращала работу в годы ВОВ. В библиотеке 5 читальных залов.

(Е. Ю. Иванов, К. К. Севастьянов "Утраченный Петербург")

Включением в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 527

Академия, рожденная эпохой классицизма, сыграла в развитии русского искусства огромную роль. В числе ее первых выпускников были такие мастера классицистической живописи и скульптуры, как А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, Ф. Г. Гордеев, Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Прокофьев, Ф. Ф. Щедрин. Начало XIX века в истории Академии художеств связано с именами известнейших русских живописцев О. А. Кипренского, А. А. Иванова, К. П. Брюллова. Под воздействием педагогической системы Брюллова, преподававшего в Академии, формировалось творчество Т. Г. Шевченко и П. А. Федотова, произведениями которых началась эпоха критического реализма в русском искусстве. Высокий профессионализм академической школы второй половины XIX века воплотился в педагогической деятельности П. П. Чистякова. Его благотворное влияние ощутили на себе многие ученики Академии, выросшие со временем в крупных мастеров искусства конца XIX и начала XX века. Среди них - И. Е. Репин и В. И. Суриков, В. Д. Поленов и В. М. Васнецов, В. А. Серов и Б. М. Кустодиев.
Строительство величественного здания Академии художеств связано с именами ряда ее воспитанников и педагогов. Проектировали его А. Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот, руководившие в первые годы после создания Академии ее архитектурным классом. Зодчие решили план здания Академии в виде каре, которое образуют четыре трехэтажных корпуса. В середине расположен еще один корпус - кольцеобразный в плане, ограничивающий внутренний круглый двор. Главный фасад здания обращен к Неве; строгим и величественным - в полном согласии с важным общественным назначением Академии - делает ее облик дорический ордер, объединяющий два верхних этажа. Первый этаж с большими полуциркульными окнами трактован как массивный цоколь. В центре расположен портик парадного входа, между колоннами которого стоят статуи Геракла и Флоры - копии античных оригиналов. Крылья симметричны относительно центра и тоже заканчиваются портиками. Аналогично построение и противоположного фасада, выходящего в сад. Предельно просто решены фасады вдоль 3-й и 4-й линий.
Академия художеств явилась одним из первых петербургских сооружений, в архитектуре которых были воплощены принципы классицизма. Но в облике здания ощущается и влияние барокко. Оно проявилось, в частности, в использовании криволинейных форм в плане здания. Почти барочной сложностью пластики отличается переход от крыльев к центральному ризалиту главного фасада. Столь же сложна и форма венчающего купола.
И в интерьерах Академии художеств сочетаются архитектурные приемы, различные по своему происхождению. Несомненно влияние барокко в композиции вестибюля первого этажа - круглого в плане и перекрытого зонтичным куполом. По контрасту с этим небольшим интерьером особенно просторным, светлым кажется парадный верхний вестибюль, куда ведут два плавно изгибающихся марша лестницы. Его пространство организовано свободным ритмом широко расставленных ионических колонн, поддерживающих хоры. С ордерными формами хорошо согласуются барельефные панно на стенах, большинство из которых создал И. П. Прокофьев, статуи, установленные в нишах, и гипсовые слепки античных ваз, украшающие балюстраду балкона.
Возведение здания Академии художеств, начавшееся в 1764 году, завершилось лишь спустя двадцать пять лет. А перестройки внутренних помещений продолжались и позже. С вестибюлем второго этажа связан перекрытый куполом круглый конференц-зал Академии, расположенный в центре анфилады парадных залов, протянувшейся вдоль главного фасада. Существующая отделка стен конференц-зала относится к 60-м годам прошлого века, но в ее основе лежит композиционная схема, разработанная Кокориновым и Деламотом. В 30-х годах XIX столетия купол конференц-зала был украшен многофигурной росписью, изображающей «Торжество на Олимпе по случаю водворения изящных художеств в России»; ее исполнил живописец В. К. Шебуев. В те же годы по проекту архитектора К. А. Тона была осуществлена отделка остальных залов парадной анфилады, сохранившаяся до наших дней без серьезных изменений. Двухсветные галереи, симметричные относительно конференц-зала, носят названия Рафаэлевского и Тициановского залов: на их стенах помещены копии знаменитых фресок Рафаэля из Ватиканского дворца, картин Тициана, Гвидо Рени, Гверчино и других выдающихся итальянских мастеров. Создание этих копий относится к первой половине XIX века; среди их исполнителей были воспитанники Академии художеств, ставшие затем ее ведущими педагогами, - К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, А. Т. Марков, П. В. Басин.
К числу самых значительных интерьеров Академии художеств относится Чугунная лестница, расположенная рядом с парадным вестибюлем. Она была сооружена по проекту архитектора А. А. Михайлова в 1819 году. В композицию лестницы включены большие панно и горельефы, аллегорически раскрывающие назначение здания. Это произведения крупнейших мастеров Академии художеств эпохи классицизма - скульпторов И. П. Прокофьева, И. П. Мартоса, В. И. Демут-Малиновского, живописцев В. К. Шебуева, А. И. Иванова, А. Е. Егорова и С. А. Бессонова.
Парадные интерьеры здания представляют собою неотъемлемую часть академического музея, экспонаты которого рассказывают об истории старейшей художественной школы страны.
Музей Академии художеств занимает три этажа «циркуля» - внутреннего круглого корпуса. В первом этаже размещена большая коллекция гипсовых слепков со всемирно известных памятников ваяния древнего Востока и античности, эпохи средних веков и Возрождения. Рисование с гипсов всегда было хорошей школой для начинающих художников, и слепки, собранные в Академии художеств, неизменно выполняли и продолжают выполнять свое важное учебное предназначение. Но кроме того, они представляют собою и великолепные пособия по истории искусства; в залах музея можно увидеть статуи египетских фараонов, рельефы Парфенона, Нику Самофракийскую, «Лаокоона», фриз Пергамского алтаря, «Врата рая» флорентийского Баптистерия.
Экспозиция второго этажа академического «циркуля» составлена из учебных работ воспитанников Академии художеств - от первых рисунков с натуры до дипломных произведений. Исполненные в разные годы живописные полотна, рельефы, статуи, гравюры говорят о верности питомцев академической школы традициям большого искусства и вместе с тем свидетельствуют об их неустанном стремлении к совершенству, к поиску новых форм и сюжетов, которые подсказывала художникам изменявшаяся жизнь.
На третьем этаже «циркуля» расположен архитектурный музей. В его экспозиции представлены обмеры памятников древнерусской архитектуры, проекты крупнейших зодчих нашей страны. Уникальные проектные модели, в том числе модель Смольного монастыря с великолепной многоярусной колокольней и модель здания Академии художеств, делают эту экспозицию особенно интересной.

© Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.

Петербу́ргская акаде́мия худо́жеств - российское высшее учебное художественное учреждение, основана в Петербурге в 1757 году, с 1764 года официально называлась Императорской академией художеств. Идея создания «Академии наук и художеств» в России впервые была высказана Петром I Великим в конце 1690-х годов. «Академия трех знатнейших художеств», закрытое учреждение с отделениями живописи, скульптуры и архитектуры, была учреждена в Петербурге в 1757 году, в царствование императрицы Елизаветы Петровны , по инициативе М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова . Именно Шувалов стал первым директором академии, пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников, а в 1758 году подарил академии свою художественную коллекцию, которая положила начало библиотеке и музею. Учебные классы открылись в 1758 году, первый выпуск состоялся в 1762 году. В 1764 году Екатериной II Великой был утвержден устав и штаты академии, которая получила статус Императорской академии художеств. Академия стала государственным учреждением, которое регламентировало художественную жизнь России, распределяло официальные заказы и присуждало академические звания. Академия получила самоуправление - ее возглавлял Совет профессоров и президент.

В том же 1767 году году по проекту архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота и А. Ф. Кокоринова началось строительство каменного здания академии на берегу Невы, которое закончилось в 1788. В 1764 при академии было открыто Воспитательное училище, в которое принимались дети 5-6 лет. После 9-летнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов - историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном. При выпуске учащиеся должны были выполнить произведение на заданную тему - «программу». С 1767 награжденные золотой медалью выпускники академии направлялись совершенствоваться за границу. С 1770-х в ИАХ начали проводиться выставки произведений искусства.
В 1802 при президенте А. С. Строганове устав академии был дополнен новыми статьями, повысившими ее статус в области общественно-художественной деятельности, утвердившими ее главенствующую роль во всех сферах художественной жизни. В частности, академия получила право заниматься проектами городского строительства, в том числе в столице, проводить архитектурные и художественные конкурсы. Педагоги и ученики академии участвовали в возведении и оформлении Казанского и Исаакиевского соборов, храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, Храма Христа Спасителя в Москве. Академия выступала инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали ее выпускники, а также музеев при художественных учебных заведениях.
В 1840 было закрыто Воспитательное училище и оставлены лишь учебные классы. С 1843 президентами назначались только лица императорской фамилии. В 1847 при академии было учреждено Мозаичное заведение в составе художественного и технического отделений. По уставу 1859 академия утратила самоуправление и была подчинена Министерству императорского дворца. Во время подъема демократического художественного движения из академии ушли 13 ее выпускников во главе с И. Н. Крамским , которые создали самостоятельное объединение «Артель художников ».
Благодаря деятельности крупных педагогов, в том числе выдающегося преподавателя П. П. Чистякова , академия и во 2-й пол. 19 в. сохраняла свое значение главной в России школы художественного образования. В 1893 был утвержден новый устав, который вернул академии самоуправление. Учебные классы были преобразованы в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры (ВХУ), при котором были открыты мастерские во главе с выдающимися художниками И. Е. Репиным , В. Е. Маковским , И. И. Шишкиным , А. И. Куинджи . ИАХ было предоставлено право утверждать проекты монументальных сооружений. Музей академии, основанный графом И. И. Шуваловым в 1758, за время своего существования собрал ценнейшую коллекцию западноевропейской и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей и чертежей, на которых учились все поколения студентов. На основе этой коллекции в 1895 был основан Русский музей императора Александра III .
В 1918 академия была закрыта, часть художественных коллекций была передана в Государственный Эрмитаж . Вместо ВХУ после ряда преобразований в 1932 был создан Институт живописи, скульптуры и архитектуры. В 1933-1947 в бывших зданиях ИАХ располагалась Всероссийская академия художеств, преобразованная затем в Академию художеств СССР. В этих заданиях располагается музей, архив, библиотека Петербургской академии художеств. Среди выпускников Императорской академии художеств: А. П. Лосенко , Ф. И. Шубин , В. И. Баженов , Ф. С. Рокотов , И. Е. Старов , А. А. Иванов ,

Императорская (Санкт-Петербургская) Академия художеств

Императорская Академия художеств - высшее художественное училище , существовавшее в период с 1757 до 1918 года.
Незадолго до своей смерти император Пётр I (1672-1725) издал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам», результатом которого стало открытие художественного отделения петербургской Академии Наук.
В середине 1700-х годов русский государственный деятель и фаворит императрицы Елизаветы I Петровны (1709-1761) Иван Иванович Шувалов развил давно гуляющую в головах российской аристократии мысль о необходимости создания полноценной гравёрно-рисовальной школы, а не простого художественного отделения.
Шувалов планировал открыть эту художественную школу в Москве, при задуманном им Императорском Московском университете (ныне Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова), однако в результате школу открыли в Санкт-Петербурге. Несмотря на это, первые 6 лет своего существования она официально числилась как филиал Московского университета.
Первоначально академия художеств оказалась размещена в петербургском особняке Шувалова (Шуваловский дворец) на Садовой улице - с 1758 года здесь шли занятия. Государственное финансирование академии было весьма скудным - 6000 рублей в год. Дабы академия развивалась, Шувалов начал активно финансировать её из собственных средств. Большая часть денег уходила на зарплату преподавателям, приглашённым из Франции и Германии.
В 1764 года императрица утвердила устав и состав академии, при этом государственное финансирование Императорской Академии художеств было увеличено до 60 000 рублей в год. Всё в том же 1764 году началось строительство собственного здания (Университетская набережная, 17) для академии художеств. Стройка длилась до 1788 года, а отделка интерьеров продолжалась до 1817 года.
В 1800 году Императорскую Академию художеств возглавил Александр Сергеевич Строганов. При нём в качестве вольнослушателей в академию стали допускать крепостных, а также появились медальерный и реставрационный классы.
В Императорской Академии художеств действовала система награждения талантливых учеников. За хорошие работы выдавались золотые и серебряные медали, малые и большие. Большая золотая медаль полагалась лучшему ученику, который определялся при помощи конкурсного отбора. Ученик, получивший золотую медаль, получал право на шестилетнюю поездку заграницу, полностью оплачиваемую из казны Императорской Академии художеств. Большинство учеников Академии в ходе этой поездки собирало художественные материалы (эскизы) для своих будущих художественных проектов.
Долгое время в стенах Академии возводили в абсолют , чьи догматы преподавались ученикам. Некоторое послабление в превознесении академизма началось после в 1863 году.
12 апреля 1918 года Императорская Академия художеств был закрыта. В скором времени на основе закрытой академии были основаны .

Президенты Императорской Академии художеств :
1757-1763 - Шувалов Иван Иванович - основатель и первый главный директор;
1764-1794 - Бецкой Иван Иванович;
1795-1797 - Мусин-Пушкин Алексей Иванович;
1797-1800 - Мари-Габриэль-Флоран-Огюст Шуазёль-Гуфье;
1800-1811 - Строганов Александр Сергеевич;
1811-1817 - Чекалевский Пётр Петрович (вице-президент, в реальности руководивший академией);
1817-1843 - Оленин Алексей Николаевич;
1843-1852 - Максимилиан Лейхтенбергский, зять Николая I;
1852-1876 - Великая княгиня Мария Николаевна, вдова предыдущего;
1876-1909 - Великий князь Владимир Александрович;
1909-1917 - Великая княгиня Мария Павловна, вдова предыдущего президента.

Среди выпускников Академии – известные художники и архитекторы А.П. Лосенко, Ф.И. Шубин, В.И. Баженов, Ф.С. Рокотов, А.А. Иванов, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.И. Суриков, И.П. Мартос, М.М. Антокольский, А.Н. Воронихин, Л.Н. Бенуа и многие другие.

История создания

Идея создания «Академии наук и художеств» в России впервые была высказана императором Петром I еще в конце 1690 годов. Но реализована идея была только в 1757 г. в царствование императрицы Елизаветы Петровны по инициативе М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова. Хотя предыстория создания очень долгая и довольно запутанная: непосредственно Академия художеств формировалась в недре Академии наук и, по мнению Ломоносова, отягощала «ученый корпус». Он планировал организовать вторую Академию художеств при Московском университете.

Ф. Рокотов "Портрет графа И.И. Шувалова"

С первых лет существования «Академии художеств и наук» в нее вошли «мастеровые и ремесленные люди» для иллюстрирования научных изданий, гравирования планов и карт, изготовления точных инструментов, а также для выполнения придворных заказов на проекты иллюминаций, портреты и живописные работы. Ведущее место в штате Академии художеств заняли первоклассные русские и иностранные граверы. Высокий уровень гравировального искусства, ими достигнутый, и сложившаяся к концу 1730-х годов педагогическая система определили превращение Академии художеств при Академии наук по преимуществу в центр гравирования.

Во время царствования Анны Иоанновны вопросом отделения Академии художеств от Академии наук занимался один из самых просвещенных сподвижников Петра I – В.Н. Татищев. Он планировал создать «Академию ремесел», которую и должен был возглавить. Но этот план не воплотился в жизнь, Татищев об этом писал так: «Императрица Анна Иоанновна ко устроению оной соизволение свое объявить и на содержание ее по 12000 рублей в год дать изволила, в которой быть ремеслам. 1. Архитектуре, 2. Живописи, 3. Обрязощества, 4. Механики, и людей: главным Татищева, в архитектуре Еропкина, в живописи Каравакка, в скульптуре Растрелия, в механике из Профессоров искуснейшего, но Остерман, по некоей ненависти удержал и указ, изготовленный к подписке уничтожил, и тако сие весьма государству полезное дело в забвении осталось».

Когда осенью 1733 г. Академия художеств (в составе Академии наук) получила определенную сумму, то это вызвало недовольство ученых и они настойчиво стали требовать отделения ее. Но этот вопрос снова не решился.

В 1741 г. за дело взялся М.В. Ломоносов. Он возглавил борьбу с засильем немцев в Академии, но новая попытка отделить Академию художеств от Академии наук снова оказалась безрезультатной.

В конце 1753 г. Ломоносов обратился к двум самым влиятельным людям при дворе – графу Шувалову и графу Разумовскому с призывом поддержать его, т.к. считал, что излишнее увлечение гравировкой раздуло штат Академии и «препятствует приращению наук». Но сопротивление оппонентов продолжалось. Существовавшие при Академии наук университет и Академия художеств не отвечали своему назначению и тормозили деятельность научно-исследовательского центра. Ломоносов решил основать второй (самостоятельный) университет и вторую (самостоятельную) Академию художеств в Москве.

Здание Императорской Академии художеств

Здание Императорской Академии художеств

Учебные классы открылись в 1758 г., первый выпуск состоялся в 1762. В 1764 императрицей Екатериной II был утвержден устав и штаты академии, которая получила статус Императорской. Академия стала государственным учреждением, которое регламентировало художественную жизнь России, распределяло официальные заказы и присуждало академические звания.

В 1888 г. закончилось строительство каменного здания Академии на берегу Невы по проекту архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота и А. Ф. Кокоринова.

Здание Академии художеств должно было стать символом новой архитектуры, в наибольшей степени свидетельствуя об изменениях в государственной архитектурной политике начала царствования Екатерины Великой. Первоначальный проект Блонделя был переделан со значительным увеличением объёмов архитекторами Валлен-Деламотом и А. Ф. Кокориновым.

В 1764 г. при Академии было открыто Воспитательное училище, в которое принимались дети 5-6 лет. После 9-летнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов - историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном. При выпуске учащиеся должны были выполнить произведение на заданную тему - «программу». С 1767 награжденные золотой медалью выпускники академии направлялись совершенствоваться за границу. С 1770-х в ИАХ начали проводиться выставки произведений искусства.

В 1802 г. при президенте А. С. Строганове Академия играла главенствующую роль во всех сферах художественной жизни. В частности, академия получила право заниматься проектами городского строительства, в том числе в столице, проводить архитектурные и художественные конкурсы. Педагоги и ученики академии участвовали в возведении и оформлении Казанского и Исаакиевского соборов, храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве. Академия выступала инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали ее выпускники, а также музеев при художественных учебных заведениях.

Двенадцать росписей исполнены Федором Антоновичем Бруни и его учениками.

Фёдор Антонович Бруни (1799-1875) - русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля.

Фёдор Бруни (настоящее его имя было Фиделио ) родился 10 июня 1799 года в Милане, в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бруни, который впоследствии, в 1807 году, приехал в Россию из Италии. Антонио Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону. Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце; впоследствии он занимался работами в Москве.

Фёдор в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств.

За первые успехи молодой Бруни был награждён серебряной медалью, а в 1818 г. окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио ещё недостаточно отправил сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Фёдора.

Роспись потолка Исаакиевского собора. Ф. Бруни "Страшный суд"

Во второй половине XIX в. Академия художеств считалась главной в России школой художественного образования. В ней работали И.Е. Репин, В.Е. Маковский, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи и другие известные художники.

Музей Академии художеств за время своего существования собрал уникальную коллекцию мировой и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей. На основе этой коллекции в 1895 г. был основан Русский музей императора Александра III.