Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Здание метрополя. “Принцесса Грёза”

Здание метрополя. “Принцесса Грёза”

Гостиница "Метрополь" August 9th, 2013

Этот дом видели думаю практически все москвичи и подавляющее большинство тех, кто хоть раз осматривал центр Москвы Но... внимание привлекает здание Большого театра, памятник Марксу, а "Метрополь" мы пробегаем, торопясь к Лубянке или Охотному ряду. Да и не смотрятся его панно, увы: проезжая часть улиц и автостоянки занимают почти все точки, откуда они хорошо видны. Вот и не видим...
А между тем, "Метрополь" - один из главных московских памятников эпохи модерна, и к его созданию причастно столько известных имен, что только диву даешься.

В 1898 году Санкт-Петербургское общество страхований, создателем которого был Савва Мамонтов, получило все права на перестройку стоявших на этом участке зданий. Замысел Мамонтова был грандиозен: современный гостиничный комплекс с ресторанами, театром, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний. Театральная сцена предназначалась для спектаклей Частной оперы С. И. Мамонтова. Театральный зал планировался на 3000 зрителей (позднее заменен на концертный зал). Газета "Курьер" писала 12 июня 1898 года про строительство Метрополя:

"Как мы слышали, к участию в постройке привлекаются художники К.А.Коровин, М.А.Врубель, В.Н Поленов, а также инженер С.П.Чоколов и архитектор Л.Н.Кекушев. По предполагаемому плану, театр поместится внутри нового здания. Главный вестибюль театра будет отделан роскошно: это будет круглый зал (в деаметре 11 саженей), который прорежет все здание доверху на расстоянии 5 этажей и закончится красивой стеклянной крышей. Множество зал, фойе, кабинетов примкнет к вестибюлю и к коридорам театра. Отделанные с роскошью залы предназначены под танцевальные вечера, выставки, маскарады и пр. Самый театр предположено устроить размером, превосходящим немного театр "Венской оперы".

Автором первого проекта будущего "Метрополя" был Л.Н.Кекушев. Однако намеченный в проекте внешний облик гостиницы, видимо, не полностью удовлетворял заказчиков, и в январе 1899 года был объявлен специальный международный конкурс на фасады «Метрополя». Несмотря на одержанную победу, удостоенный первой премии проект Л.Н.Кекушева и его помощников был вскоре отставлен, и за основу был взят проект был В.Валькота; Этот проект давал возможность художественных дополнений, которой Мамонтов собирался воспользоваться в полной мере для увековечивания произведений нового направления в искусстве, в первую очередь - своих товарищей по Абрамцеву. Прежде всего это относилось к "Принцессе Грезе" Врубеля, запутанная история которой заслуживает отдельного рассказа (здесь - лишь его начало пунктиром).
Летом 1896 года в Нижнем Новгороде открывалась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка с художественным отделом при ней, задуманная с большим размахом. Консультантом художественного отдела выставки был Савва Мамонтов, который предложил сделать два больших панно над входами в павильоны и заказать их Михаилу Врубелю. Эскизы были одобрены императором, а когда были готовы панно "Принцесса Греза" и "Микула Селянинович", приехавшая комиссия Академии Художеств постановила: "Снять как нехудоженственные". Возможно, причиной тому было, что "стало ясно, что оба врубелевские панно своей оригинальностью и свежестью письма и красок в буквальном смысле "убивали" расставленные внизу в золоченных рамах произведения других художников"(мнение искусствоведа А.Н.Прахова).
Мамонтов не сдался и разместил панно в отдельном павильоне у входа на выставку, а тремя годами позже решил воссоздать "Принцессу Грезу в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение.
И ведь выставлено... И не замечаем...

Кроме Врубелевского, в оформлении большое количество панно, работы Головина и других, менее известных художников; все они выполнялись в Абрамцевской керамической мастерской.

Всем этим грандиозным планам было суждено сбыться лишь частично. Ибо в 1899 году, в самом начале строительства, Мамонтов был арестован и отправлен в одлиночное заключение по обвинению в растратах, связанных со строительством железных дорог. На суде Мамонтов был оправдан, однако все его имущество пошло с молотка (Абрамцево уцелело, потому что было записано на жену), картины Врубеля и Коровина шли по 25 рублей, а многое просто пропало...
Мамонтов после этого прожил еще почти 20 лет (умер в 1918 году), но к активной деятельности так и не вернулся.
Арест Мамонтова поставил точку и в работе Льва Кекушева над «Метрополем». И все же общий план комплекса и фасады, обращенные к Китайгородской стене, полностью соответствуют кекушевским чертежам. Строительство гостиницы было продолжено, в нем участвовали Веснин, Жолтовский и Шехтель. Вместо концертного зала в центре здания был устроен огромный роскошный ресторан, скульптурные фризы выполнял скульптор Андреев (тот, что потом прославился Ленинианой).

Во внутреннем оформлении участвовали Васнецов и Коровин, и во всем отеле, открытом в 1905 году, из 400 номеров не было двух одинаковых.
Здание опоясывала майоликовая надпись Ф. Ницше. Во всех источниках сейчас она цитируется так: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». На самом дете, вторая половина цитаты гласит: "...научился кое-чему, что непременно следовало знать, прежде чем начинать постройку".
После 1917 года в "Метрополе" была одна из резиденций новой власти, здесь проводились заседания ВЦИК и проживали переехавшие из Петрограда видные большевики. Потом он снова стал гостиницей (перечень высоких гостей можно посмотреть в Википедии).
А к надписи Ницше добавилась еще одна, как раз поверх ее второй половины: "Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В. Ленин".


Сегодня "Метрополь" - пятизвездочный отель, после реконструкции, завершившейся в 1991 году, по-прежнему принимающий самых высоких гостей. Его ресторан с фонтаном хранит свои легенды, но это уже не относится к нашей истории.
Большое спасибо

Кроме того, почистят 23 уникальных панно из майолики, украшающих здание. Среди них знаменитая работа Михаила Врубеля «Принцесса Грёза».

Фасады гостиницы «Метрополь», расположенной в центре Москвы, отреставрируют в 2018 году. Их поверхность очистят специальными средствами и промоют водой, покроют штукатуркой и покрасят. Будут также приведены в порядок 23 мозаичных панно из майолики (разновидность керамики), в числе которых и работа Михаила Врубеля «Принцесса Грёза».

Перед тем как принять решение о реставрации, специалисты провели историко-культурную экспертизу. На ее основании в середине сентября Департамент культурного наследия города Москвы согласовал проект восстановления и сохранения исторического облика фасадов гостиницы и ее внутренних помещений.

Гостиница «Метрополь» была построена в 1905 году по проекту британского архитектора Вильяма Валькота.

«Здание гостиницы “Метрополь” — один из самых значимых столичных памятников архитектуры, выполненных в стиле модерн. Оно является формирующим элементом архитектурного ансамбля площади Революции. Проект предусматривает реставрацию фасадов гостиницы, майоликовых панно, люстрового и мозаичного фризов, керамических ваз главных фасадов, металлических ограждений балконов, дворового фасада, а также интерьеров здания», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

Фасады гостиницы сначала промоют от грязи и пыли, а затем заделают на них трещины. На завершающем этапе поверхность покроют штукатуркой, восстановят элементы декора и покрасят. После этого специалисты почистят 23 мозаичных панно, которые украшают два фасада из трех. Один выходит на Театральный проезд, а другой — на площадь Революции. Все панно выполнены из майолики — керамической плитки из обожженной пористой красной глины, покрытой глазурью и красками. Фасадную майолику для «Метрополя» изготовили в Абрамцевской гончарной мастерской по эскизам знаменитых художников Михаила Врубеля и Александра Головина.

Самое большое майоликовое панно «Принцесса Грёза» — авторства Врубеля. Оно украшает фасад со стороны Театрального проезда. Мозаика иллюстрирует сюжет одноименной драмы в стихах французского поэта Эдмона Ростана. Произведение было очень популярно в России на рубеже XIX-XX веков. На панно изображен умирающий юный рыцарь и склонившаяся над ним принцесса. На углах фасадов расположены майоликовые панно «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Купание наяд», «Поклонение старине» и «Клеопатра» художника Александра Головина. Авторство других 16 небольших панно не установлено. Фасад гостиницы также украшает выполненная из майолики цитата немецкого философа Фридриха Ницше: «Опять старая истина: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему».

Также будут отреставрированы майоликовые бирюзовые керамические вазы на фасаде отеля. В порядок приведут металлические балконы, которые опоясывают здание. С них удалят старую краску и ржавчину, а потом заново покрасят. Работы проведут и в некоторых внутренних помещениях. Например, отреставрируют всю декоративную отделку. Существующий паркет на полу заменят на дубовый, похожий на тот, который был в здесь изначально. Его рисунок восстановят по историческим документам.

«Метрополь», расположенный по адресу: Театральный проезд, дом 2, строился с 1899 по 1905 год. Его возвели на месте гостиницы с торговыми галереями, которой владел купец Петр Челышев. В 1898 году меценат и промышленник Савва Мамонтов (1841-1918) выкупил помещения и прилегающие к ним участки земли, чтобы построить общественно-культурный центр с гостиничным комплексом, ресторанами, театром, художественной галереей, кегельбаном и крытым ледовым катком. К строительству, помимо британского архитектора Вильяма Валькота, были привлечены художники Михаил Врубель, Александр Головин, Константин Коровин и Василий Поленов.

В 1899-м у здания появились новые владельцы, которые привнесли в проект существенные изменения. В 1901 году здание горело — пожар не мог не сказаться на проекте. Например, центральный зал гостиницы, где должны были находиться сцена для театральных выступлений и зрительские места, передали под ресторан.

Открытие «Метрополя» состоялось в 1905 году. Для своего времени он представлял собой уникальный по размерам, комфортабельности и пышности интерьеров гостиничный комплекс. В нем находилось 400 не похожих друг на друга номеров. В них гости могли пользоваться холодильником, телефоном и горячей водой. В советские годы здесь останавливались иностранные гости, например писатели Бернард Шоу и Бертольд Брехт, актеры Марчелло Мастроянни и Марлен Дитрих. С 1986 по 1991 год была проведена масштабная реконструкция здания. Фасадам вернули первоначальный облик. Стены во внутренних помещениях освободили от поздних наслоений.

В этом году в центре Москвы отремонтировали фасады более 700 зданий. В порядок привели в том числе фасады домов, имеющих статус объектов культурного наследия. Среди них палаты бояр Романовых, театральный флигель усадьбы Алексеевых и доходный дом братьев Бочаровых. Всего в 2017 году в центре фасады 830 зданий. Кроме того, до конца года в порядок приведут фасады 17 вестибюлей станций метро, 13 из которых также являются объектами культурного наследия. в пределах Третьего транспортного кольца, а семь — «Театральная», «Арбатская» (Арбатско-Покровской линии), «Кузнецкий Мост», «Библиотека имени Ленина», «Павелецкая» (Кольцевой линии) «Таганская» (Кольцевой линии) и «Октябрьская» (Калужско-Рижской линии) — в пределах Садового кольца.

Знаете, сколько майоликовых панно украшают фасады гостиницы "Метрополь"?
Я насчитала восемь крупных, одно из которых самое большое и самое знаменитое - врубелевская “Принцесса Грёза”, и 14 малых, всего 22! Кто больше?
Рассмотреть их, проходя мимо, - не так-то просто. Предлагаю сделать это с помощью фоторепортажа.

1. Знаменитый русский предприниматель и меценат Савва Мамонтов задумал построить не просто гостиницу, а культурный центр, который соединил бы в себе вернисажи, залы для маскарадов и танцевальных вечеров, зимний сад и даже оперный театр. Он привлек к этому проекту известнейших архитекторов и художников начала XX века. И хотя мечта Мамонтова не сбылась, сейчас "Метрополь" признан одним из самых значительных историко-архитектурных памятников модерна и включен в список федеральных памятников архитектуры.

У "Метрополя" сложная судьба: здание строилось с 1899 по 1905 годы, потом перестраивалось, горело и снова перестраивалось. Информации о Савве Мамонтове и "Метрополе" предостаточно, поэтому просто приведу хронологию:
1850 - Во второй половине XIX века в юго-западной части Театральной площади около древней Китайгородской стены находились очень популярные в Москве бани. В другой части здания располагалась гостиница. Оба заведения по имени их владельца купца Петра Челышева назывались "Челыши".
1898 - Санкт-Петербургское общество страхований купило здание "Челышей" и передало его в аренду Северному домостроительному обществу во главе с Саввой Мамонтовым.
1899 - В январе 1899 года был объявлен конкурс на лучший проект "первоклассной гостиницы". Первое место занял проект знаменитого русского архитектора Льва Кекушева. Тем не менее понравился Савве Мамонтову проект, который занял четвертое место. Его автором был 28-летний британский архитектор Вильям Валькотт. Впрочем, облик фасадов отеля вполне можно считать плодом совместной работы нескольких архитекторов.
1901 - В 1901 году в здании произошел пожар. В 1902 работы возобновились под началом архитектора Павла Висневского. Вплоть до окончания строительства в 1905 году Московская городская управа так и не утвердила окончательные чертежи фасадов.
1905 - 5 марта 1905 года открылась гостиница "Метрополь". Роскошный отель стал очень популярен среди путешественников, деловых людей, культурной и политической элиты. "Метрополь" был оснащен электричеством, горячей водой и телефонами в номерах, холодильниками и лифтами.
1905 - 17 октября Николай II подписал Манифест, в котором обещал созвать Думу и даровать народу демократические свободы. На следующий день новость была опубликована в газетах. Вечером в ресторане "Метрополь" публика поднимала тосты за свободу. Среди гостей был и певец Федор Иванович Шаляпин. По просьбе публики он исполнил знаменитую "Дубинушку". Потом великий певец взял шляпу, обошел зал и собрал внушительную сумму, которую передал революционным рабочим.
1917 - В конце октября - начале ноября 1917 года в Москве развернулись бои. "Метрополь" стал одним из пунктов сопротивления большевикам. Курсанты военных училищ превратили здание в военную крепость. Только применив артиллерию, большевики смогли заставить юнкеров покинуть здание.
1918 - После переезда советского правительства в Москву в 1917 году "Метрополь" стал резиденцией руководителей большевистской партии и советского государства.
1925 - В ноябре 1925 года в зале ресторана "Метрополь" состоялся первый Московский международный шахматный турнир с участием чемпиона мира Капабланки (Куба), экс-чемпиона Ласкера (Германия) и других великих шахматистов.
1931 - "Метрополь" вновь стал функционировать как отель, в том числе для важных заграничных гостей.
1986 - В 1986 году начались масштабные работы по реконструкции и реставрации здания. Продолжались они пять лет. По старым чертежам восстановили фасад и интерьеры в их первоначальном виде.
1991 - Открытие отеля в декабре 1991 года имело огромный резонанс не только в стране, но и в мире: презентации отеля прошли в Нью-Йорке, Вашингтоне и Париже. Международная комиссия присвоила ему уровень "пять звезд".
2012 - В августе 2012 года легендарный "Метрополь" был продан за 8,7 млрд рублей в частные руки (современный владелец - А. И. Клячин).

2. Начался новый этап жизни самой знаменитой гостиницы России.

3. Внешний облик "Метрополя" стал в своё время настоящим манифестом московского модерна. По замыслу Саввы Мамонтова при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Мамонтов хотел использовать фасады здания в центре Москвы для произведений искусства нового направления. Это обстоятельство повлияло на предпочтение проекта Валькота перед другими, так как он был более приспособлен для художественного дополнения.
Майоликовое панно "Принцесса Грёза" Михаила Врубеля занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. Как и остальные панно, украшающие "Метрополь", оно создавалась в гончарных мастерских Абрамцева.

4. Другим важным элементом наружного декора "Метрополя" является опоясывающий здание барельефный фриз "Времена года" работы скульптора Николая Андреева.

5. По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены несколько других майоликовых панно: "Жажда", "Поклонение божеству", "Поклонение природе", "Купание наяд", "Поклонение старине" и "Клеопатра".

6. Врубелевское панно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник. Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. Появились вальс "Принцесса Грёза", и даже духи и шоколад с таким названием.

7. Трубадур Жоффруа Рюдель страстно полюбил одну заморскую принцессу и, хотя он ни разу ее не видел, был поражен рассказами о её красоте и великодушии. Он снарядил корабль и отправился к своей возлюбленной. Путь был не близок. В дороге трубадур заболел, и к принцессе его привезли в беспамятстве. Когда прекрасная принцесса обняла несчастного, он на миг пришел в себя - и тут же умер у нее на руках. А принцесса отказалась от мирской жизни и стала монахиней.

8. В 1896 году С. Ю. Витте заказал Михаилу Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана. Однако работы Врубеля не были представлены публике. Тогда Савва Мамонтов решил продемонстрировать их в отдельном павильоне, выстроенном по собственной инициативе. Но несмотря на благожелательную оценку критиков, публика отнеслась к работам Врубеля враждебно. При разработке проекта гостиницы у Мамонтова возникла идея повторить "Принцессу Грёзу" в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение. Живописное панно ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее.

9. Вокруг основного панно, справа и слева, расположены малые c пейзажами, дополняющими центральную картину.

11. Справа от основного панно находится майолика "Орфей играет".

13. Крайнее справа панно - "Купание наяд".

16. Слева от главного на переднем фасаде расположено панно "Поклонение природе".

17. Крайнее слева на главном фасаде - "Поклонение божеству".

19. Архитектурный облик "Метрополя" отличается строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики - характерные башенки. Для визуального облегчения протяжённых фасадов использовано тщательно проработанное членение как по вертикали - многочисленными выступами, в том числе ризалитами и эркерами, так и по горизонтали - ажурной лентой решётки балконов, охватывающих весь центральный фасад.

20. Фасад, обращённый в сторону площади Революции, украшает панно А. Головина "Клеопатра".

21. Ещё одним элементом украшения фасадов служат бирюзовые керамические вазы.

24. Рядом с "Клеопатрой" - два панно поменьше с изображением белых и чёрных лебедей.

25. Крайнее панно - "Поклонение старине" на правом боковом фасаде.

27. Обратите внимание на роскошный скульптурный фриз "Времена года" над балконами: он располагается по всему периметру здания.

32. Кроме всей этой красоты, по всему фасаду тянется надпись из майолики с цитатой Ницше: "Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему". От этой надписи сохранилась лишь часть, обращенная к Третьяковскому и Театральному проездам. После революции на одной из сторон фасада, смотрящей в сторону площади Революции, было добавлено "Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В.Ленин".

35. Панно на левом фасаде называется "Жажда".

Над созданием гостиничного комплекса работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников. Помимо Вильяма Валькота, Льва Кекушева и Николая Шевякова, в разработке интерьеров участвовали архитекторы П. П. Висневский, С. С. Шуцман, В. В. Воейков, С. П. Галензовский, В. И. Рубанов, М. М. Перетяткович, И. А. Герман, П. Вульский, А. Эрихсон, В. Веснин, И. Жолтовский.


"Метрополь" на открытке начала XX века

April 25th, 2016 , 11:55 pm

Отель «Метрополь», построенный в стиле модерн по проекту архитектора Вильяма Валькота, принял первых постояльцев 5 марта 1905 года. Гостиница была оснащёна всеми техническими новинками начала века - электричеством, телефонной связью, холодильниками и лифтами. По замыслу Саввы Мамонтова, который начинал строить «Метрополь», при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания.





Гостиница Челышева. 1895-1898 гг.: https://pastvu.com/p/13476

На месте, где сейчас находится «Метрополь», с 1830-х годов располагалась трёхэтажная гостиница с банями купца Челышева, построенная по проекту Осипа Бове. В 1890-х годах промышленник Савва Мамонтов выкупил гостиницу и прилегающие участки земли для реализации своей задумки. Говоря современным языком, инвестор (Северное домостроительное общество) планировал возвести грандиозный культурно-досуговый центр с гостиничным комплексом, ресторанами, театром для постановок Частной оперы Мамонтова, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний. Конкурс на лучший проект комплекса, проводившийся в 1899 году, выиграли архитекторы Лев Кекушев и Николай Шевяков, однако Савва Мамонтов отдал предпочтение проекту Вильяма Валькота, занявшему четвёртое место.

Интересно, будут ли горожане спустя сотню лет интересоваться авторами проектов стеклянно-бетонных новоделов, которыми оказалась утыкана лужковско-собянинская Москва? А вот «Метрополь» по праву считается одним из самых ярких столичных историко-архитектурных памятников. Над созданием гостиницы трудилась целая плеяда талантливых архитекторов и художников, включая Васнецова и Коровина, по чьим эскизам выполнена роспись и созданы элементы внутреннего декора.

Строительство началось без промедлений. Проектом предусматривался не снос старой гостиницы, а её радикальная реконструкция с объединением общим фасадом с новыми корпусами. Реализовать свой замысел Мамонтову было не суждено: в том же году его арестовали по обвинению в крупных растратах. Суд полностью оправдал Савву Мамонтова, однако предприниматель был разорён, а его имущество (в том числе и начавшаяся стройка «Метрополя») ушло на погашение долгов.

Новые владельцы пригласили архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова в качестве соавторов гостиничного комплекса и в проект Валькота были внесены существенные изменения. В частности, центральный зал комплекса, решённый в виде перекрытого стеклянным куполом атриума и планировавшийся как театральный зал вместимостью 3000 зрителей, был переделан под ресторан. Коррективы в планы строительства внёс и пожар 1901 года.


Гостиница после пожара. 1901 год: https://pastvu.com/p/57729

Как писали газеты 6 марта 1905 года, «Вчера петербургское общество страхований открыло свою гостиницу «Метрополь», на Театральной площади. Гостиница «Метрополь» сдана петербургским обществом страхования трем хорошо известным московским метр-д-отелям, гг. Берн, Иванову и Капута, которые поведут все дело за свой страх и риск».


«Метрополь». 1905-1915 гг.: https://pastvu.com/p/7335


Лифт и зал для корреспонденции. 1905 год: https://pastvu.com/p/40631


Зал ресторана. 1905-1910 гг.: https://pastvu.com/p/48767


Литерный номер. 1905-1910 гг.: https://pastvu.com/p/48732

Архитектурный облик «Метрополя» отличается строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики (башенки, пинакли). Цокольный этаж, облицованный красным гранитом и решённый в формах аркады, контрастирует с оштукатуренными гладкими верхними этажами, придавая массивному сооружению воздушность. Для визуального облегчения протяжённых фасадов использовано тщательно проработанное членение как по вертикали - многочисленными выступами, в том числе ризалитами и эркерами, так и по горизонтали - ажурной лентой решётки балконов, охватывающих весь центральный фасад.

Скульптурный фриз «Времена года» по периметру фасада выполнил Николай Андреев. Изображения персонажей повторяются.

Фасады «Метрополя» украшают майоликовые панно, самое известное из которых - «Принцесса Грёза», выполненное по картине Михаила Врубеля. Оно занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. Врубелевское панно «Принцесса Грёза» создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «La Princesse lointaine», в русском переводе получившей название «Принцесса Грёза». Эта романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. На панно Михаила Врубеля изображён умирающий юноша-рыцарь и склонившаяся над ним принцесса.

По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены ещё несколько майоликовых панно - «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Жизнь», «Купание наяд», «Поклонение старине» и «Полдень».

До Октябрьской революции клиентами гостиницы являлась состоятельная публика - путешественники, коммерсанты, культурная и политическая элита.

Во время уличных боёв в октябре-ноябре 1917 года гостиница оказалась в центре вооружённого столкновения красногвардейцев и юнкеров, которые в течение шести дней обороняли «Метрополь». После артиллерийской подготовки Михаил Фрунзе предпринял решающий штурм и вынудил юнкеров покинуть здание.

В 1918 году Советская власть перенесла столицу из Петрограда в Москву и «Метрополь» на время стал правительственной резиденцией. «Первый Дом Советов» расположился в гостинице «Националь», а «Метрополь» стал «Вторым Домом Советов». В переоборудованном зале ресторана проводились заседания ВЦИК, на которых регулярно выступали Владимир Ленин и Лев Троцкий, на втором этаже находилась приёмная Якова Свердлова, в номерах проживали Георгий Чичерин, Николай Бухарин, Владимир Антонов-Овсеенко и другие партийные деятели.

Первоначально все здание опоясывала майоликовая надпись Фридриха Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». В советское время появилась ещё одна цитата: «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В.Ленин».

В 1931 года «Метрополь» вновь открылся в качестве фешенебельного отеля и в разные годы его гостями были главы зарубежных государств, мировые звёзды театра и кино Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих, Джон Стейнбек.

С 1986 по 1991 год в здании проводились работы по реставрации первоначальных фасадов и интерьеров, по окончании которых отелю был присвоен пятизвёздочный статус. Новые владельцы бережно отнеслись к наследию, раскрыв от наслоений краски и отреставрировав оригинальные стенные росписи и восстановив элементы декоративного оформления. Исторические интерьеры отеля «Метрополь» по количеству старинных произведений искусства можно сравнить с музейной коллекцией. Гостям предлагаются номера разных категорий: от «Стандарта» до «Президентского». Каждый из них сочетает классические интерьеры с достижениями современных технологий.

В залах отеля проходят конференции, презентации, выставки и другие мероприятия.

«Метрополь» предлагает 19 залов вместимостью от 10 до 400 персон. Зал «Метрополь» – это исторический зал с роскошным убранством в стиле неоклассицизма. Главным его украшением является огромный витражный купол «Сотворение мира», выполненный по рисункам С.Чехонина. Перекрытие атриума изготовлено по проекту инженера Владимира Шухова специалистами Московского отделения общества «Артур Коппель». Зал освещают четыре латунных торшера в виде подставки для цветов, а на стенах расположились великолепные бронзовые светильники. Мастерски использованы архитектором эффекты зеркального отражения: огромные зеркала зрительно расширяют пространство, а также создают дополнительный источник освещения. Стены главного зала отеля «Метрополь» хранят воспоминания о минувших событиях – именно здесь Есенин признавался в любви балерине Айседоре Дункан, а певица Галина Вишневская встретила своего будущего мужа Мстислава Ростроповича.

«Зеркальный» зал расположен на первом этаже гостиницы между рестораном «Метрополь» и «Красным» залом, сообщаясь с ними тремя двустворчатыми дверями. Отделка «Зеркального» зала выдержана в стиле модерн: с начала XX века сохранилась потолочная лепнина – цветы нежно-пастельных тонов, а стены украшены огромными зеркалами, которые зрительно увеличивают пространство. Это историческое пространство, конечно же, не может обойтись без антиквариата – люстры в форме корзины с ажурной металлической короной и стеклянными цветами, а также настенного бра в виде щита с рельефным изображением Медузы Горгоны.

«Красный» зал на первом этаже обращает на себя внимание отделкой в духе английского модерна: дверной проем окаймлен панелями из мрамора с изящным узором, витражные окна с цветными и фактурными стеклами завершаются подоконниками из итальянского мрамора, нижний ярус стен отделан дубовыми панелями. Незабываемое впечатление производит роспись на потолке работы декоратора Ф. Оборского – извилистые и прямые линии, круги гармонично сочетаются с изображениями цветов и гранатов. В 1950 году здесь состоялся знаменательный банкет с участием Иосифа Сталина и Мао Цзэдуна в честь подписания советско-китайского договора о дружбе.

Зал «Савва Морозов» украшает растительный орнамент на потолке авторства художника Сергея Чехонина, люстры ручной работы в виде решетчатого круга и ажурной чаши, позолоченные канделябры. Первоначально он назывался «Русский кабинет», а в советские годы здесь располагался один из залов кинотеатра «Метрополь».

Интерьер зала «Боярский» выдержан в стиле боярских палат: своды, полуколонны, стены, покрытые вьющимися виноградными лозами, порхающими птицами, плетением трав. В процессе реставрации отеля была восстановлена утраченная роспись стен. Интерьеры в русском стиле дополняет деревянная мебель, роскошная хрустальная люстра и старинное чучело бурого медведя.

Другие залы названы в честь русских художников и писателей «Врубель», «Бунин», «Толстой», «Чехов», «Гоголь», «Тургенев», «Достоевский», «Брюсов» и литературных персонажей «Онегин», «Чацкий», «Печорин». Эти относительно небольшие залы украшают витражные окна, антикварные люстры, лепнина, изысканная роспись на потолке.

Федерального значения
рег. № 771410415790006 (ЕГРОКН)
объект № 7710891000 (БД Викигида)

55°45′30″ с. ш. 37°37′17″ в. д. H G Я O L Страна Россия Россия Город Москва Архитектурный стиль модерн Автор проекта Архитекторы Л. Н. Кекушев , В. Ф. Валькот , П. П. Висневский , при участии
С. С. Шуцмана , Н. Л. Шевякова , В. В. Воейкова , С. П. Галензовского , В. И. Рубанова , М. М. Перетятковича , П. Вульского, И. А. Германа ;
отдельные интерьеры оформили И. В. Жолтовский , А. Э. Эрихсон , В. А. Веснин ;
художники М. А. Врубель , А. Я. Головин , С. В. Чехонин , И. И. Нивинский , скульптор Н. А. Андреев , художник-керамист П. К. Ваулин Строитель Северное домостроительное общество; Санкт-Петербургское строительное общество Архитектор Валькот, Вильям Францевич Первое упоминание 1898 год Дата основания Строительство - годы Основные даты - Крупный пожар
1901-1905 - Восстановление с перепланировкой
и частичным изменением фасадов

1986-1990 - Реконструкция с заменой перекрытий
и укреплением конструкций

Статус Охраняется государством Состояние отреставрирована Сайт metropol-moscow.ru/ru/ Метрополь на Викискладе

Гости́ница «Метропо́ль» - гостиница в центре Москвы класса «5 звёзд» , расположенная по адресу: Театральный проезд , д. 2. Строилась в -1905 годах ; инициатором строительства был Савва Мамонтов ; по его заказу Вильям Валькот разработал первоначальный проект. Здание «Метрополя» играет исключительно важную роль в формировании облика Театральной площади и площади Революции. Гостиница является самым крупным общественным зданием эпохи модерна и признаётся одним из самых значительных московских историко-архитектурных памятников этого стиля .

История создания

На месте, где сейчас находится «Метрополь», с 1830-х годов располагалась трёхэтажная гостиница с банями купца Челышева (москвичи её называли «Челыши»), построенная по проекту Осипа Бове . В 1890-х годах промышленник и меценат Савва Мамонтов выкупил гостиницу и прилегающие участки земли для реализации своей новаторской идеи: он задумал организовать в Москве грандиозный культурно-досуговый центр, который предусматривал бы современный гостиничный комплекс с ресторанами, театром, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний. Театральная сцена предназначалась для спектаклей Частной оперы С. И. Мамонтова. Конкурс на лучший проект комплекса, проводившийся в 1899 году , выиграли архитекторы Л. В. Кекушев и Н. Л. Шевяков , однако Савва Мамонтов отдал предпочтение проекту Вильяма Валькота , занявшему четвёртое место.

Строительство началось без промедлений; проектом предусматривался не снос старой гостиницы, но её радикальная перестройка и объединение общими фасадами с новыми корпусами. Реализовать свой замысел Мамонтову было не суждено: в том же году его арестовали по обвинению в крупных растратах. Суд полностью оправдал Савву Мамонтова, однако предприниматель был разорён; его имущество (в том числе и начавшаяся стройка «Метрополя») ушло на погашение долгов .

Новые владельцы пригласили архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова в качестве соавторов гостиничного комплекса; в проект Валькота были внесены существенные изменения. В частности, центральный зал комплекса, решённый в виде перекрытого стеклянным куполом атриума и планировавшийся под театральный зал вместимостью 3000 зрителей, был переделан под ресторан. Руководство строительством гостиницы на первом этапе осуществлял архитектор В. В. Воейков . В 1901 году в гостинице случился сильный пожар, уничтоживший интерьеры; почти завершённое здание серьёзно пострадало. Проект восстановления гостиницы с частичной перепланировкой был разработан архитектором С. П. Галензовским , работами руководил архитектор П. П. Висневский .

Видео по теме

Архитектурно-художественные особенности

«Метрополь» по праву считается одним из самых ярких историко-архитектурных памятников модерна в Москве. Над созданием гостиничного комплекса работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников. Помимо Вильяма Валькота, Льва Кекушева и Николая Шевякова, в разработке интерьеров участвовали архитекторы П. П. Висневский , С. С. Шуцман , В. В. Воейков , С. П. Галензовский , В. И. Рубанов, М. М. Перетяткович , И. А. Герман , П. Вульский, А. Эрихсон , В. Веснин , И. Жолтовский и (предположительно) Ф. Шехтель . Росписи и элементы внутреннего декора выполнялись по эскизам В. Васнецова и К. Коровина . В отличие от фасадов, выдержанных в строгом стилистическом единстве, внутреннему убранству свойствен полистилизм: здесь есть интерьеры и в псевдорусском стиле , и в духе неоклассицизма .

Архитектурный облик «Метрополя» отличается строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики (башенки, пинакли). Цокольный этаж, облицованный красным гранитом и решённый в формах аркады , контрастирует с оштукатуренными гладкими верхними этажами, придавая массивному сооружению воздушность. Для визуального облегчения протяжённых фасадов использовано тщательно проработанное членение как по вертикали - многочисленными выступами, в том числе ризалитами и эркерами , так и по горизонтали - ажурной лентой решётки балконов, охватывающих весь центральный фасад . В декоративной отделке фасадов гостиницы и в создании рисунка решётки балконов участвовал архитектор М. М. Перетяткович .

А. Головин. «Клеопатра». Эскиз декоративного майликового панно. 1898

По замыслу Саввы Мамонтова при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Мамонтов хотел использовать фасады здания в центре Москвы для увековечивания произведений нового направления в искусстве. Не в последнюю очередь это обстоятельство повлияло на предпочтение проекта Валькота перед другими - он был более приспособлен для художественного дополнения. Немаловажно, что любимым детищем Мамонтова была Абрамцевская керамическая мастерская: здесь изготавливались панно для «Метрополя». Его фасады украшают майоликовые панно, самое известное из которых - «Принцесса Грёза», исполненное по картине Михаила Врубеля ; оно занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены несколько других майоликовых панно - «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Жизнь», «Купание наяд», «Поклонение старине» и «Полдень». Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание, выполнил Николай Андреев .

Гостиница «Метрополь» во многом благодаря богатому, неординарному и изысканному художественному оформлению воспринималась современниками как воплощённый манифест нового искусства .

«Принцесса Грёза»

Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуют самым известным панно Москвы. Оно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана La Princesse lointaine , в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник получившей название «Принцесса Грёза». Одним из действующих лиц пьесы является трубадур Жофре Рюдель , легенда о чувстве к Даме которого и мотивы «дальней любви» его песен легли в основу сюжета. Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. Появились вальс «Принцесса Грёза», и даже духи и шоколад с таким названием .

При разработке проекта гостиницы «Метрополь» у Мамонтова возникла идея повторить «Принцессу Грёзу» в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение. С тех пор творение Врубеля, изображающее умирающего юношу-рыцаря и склонившуюся над ним принцессу, доступно каждому прохожему. Живописное панно, демонстрировавшееся на нижегородской выставке, ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее .

Зал ресторана «Метрополь»

В оформлении вестибюля ресторана принимал участие живописец Ф. Оборский, скульпторы В. Л. Гладков и В. А. Козлов. В отделке помещения использована абрамцевская облицовочная плитка .

Большой зал

Интерьер Большого зала

В 1903-1905 годах после пожара, случившегося двумя годами ранее, зал ресторана оформлялся заново в формах модерна франко-бельгийской ориентации архитектором С. П. Галензовским . Перекрытие зала исполнено по проекту инженера В. Г. Шухова специалистами Московского отделения АО «Артур Коппель». Эскизы для росписей плафона подготовили художники С. В. Чехонин и Т. А. Луговская, эскизы гобеленов - П. В. Кузнецов. В 1910 году оформление большого зала ресторана частично изменили по проекту архитектора А. Э. Эрихсона .

В стенах «Метрополя» ютились массы среднего партийного люда: разные рабочие, состоявшие на ответственных должностях, с семьями, в большинстве своём люди малокультурные, имевшие самое элементарное представление о чистоплотности. И потому нет ничего удивительного в том, что «Метрополь» был полон клопов и даже вшей… Мужчины, не стесняясь, проходя по коридору, плевали и швыряли горящие ещё окурки тут же на ковры .

Первоначально все здание опоясывала майоликовая надпись Ф. Ницше : «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». В советские времена в той части фасада, которая выходит на сторону современной Площади Революции была дописана ещё одна надпись: "Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В. Ленин ". Первоначальная надпись видна сегодня только частично, а вот вторая полностью дошла до наших дней.

Современное состояние

Ночная подсветка гостиницы

В последующие годы в гостинице останавливались главы государств и правительств, звёзды кино, эстрады и спорта. Среди почётных гостей «Метрополя» - президенты Франции Жак Ширак и Пакистана Первез Мушарраф , председатель КНР Ху Цзиньтао , кутюрье Джорджо Армани и Пьер Карден , певцы Элтон Джон , Майкл Джексон , Хулио Иглесиас и его сын Энрике , звёзды оперной сцены Монтсеррат Кабалье и Пласидо Доминго , кинорежиссёры Фрэнсис Форд Коппола и Люк Бессон , актрисы Катрин Денёв , Анни Жирардо , Шэрон Стоун и многие другие .

Особым событием в истории гостиницы стали чествования Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича . В ресторане «Метрополь» в мае 2005 года отмечалась золотая свадьба именитой пары. В числе гостей на торжестве присутствовали королева Испании София , королева Нидерландов Беатрикс , супруга президента Франции Бернадетт Ширак , первый президент России Борис Николаевич Ельцин с супругой Наиной Иосифовной и другие. Не менее представительным было празднование 80-летия Мстислава Ростроповича, состоявшееся в марте