Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Вкрапление сатья юги в кали югу. Очарованная душа

Вкрапление сатья юги в кали югу. Очарованная душа

Кали-юга - согласно Ведическому знанию четвёртая из эпох во временном цикле. Характеризуется падением нравственности, развратом, мясоединением и войнами. Другие названия Кали-юги: «век демона Кали», «железный век», «век раздора».

В Бхагавата Пуране содержится очень интересные предсказания состояния человечества и планеты в конце эпохи Кали, а также начало Сатья-юги - эпохи чистоты и правдивости человечества. Век Кали начался около 5000 лет назад с уходом Кришны с нашей планеты. В то время произошли не только катаклизмы, но планета оказалась под неблагоприятным космическим влиянием для человечества. В результате чего, сила и чистота души человека начали вырождаться.

Кали-юга: что это такое? К нашему удивлению, провидцы предсказывают довольно плачевную и трудную жизнь большинства людей к концу нашей эпохи (Шр.Бх. 12.2):

«Продолжительность жизни будет достигать максимум пятидесяти лет, люди ослабнут, а также утратят силу памяти. Постоянная возбужденность ума разрушит терпение и терпеливость. Тела всех уменьшатся в размерах. Коровы будут размером с овцу. Деревья станут карликовыми. Небо будут застилать тучи, в которых постоянно будут проблескивать молнии. Люди будут страдать от сильной жары, холода, ветров, дождей и снега. Из-за сильных засух, часто будет голод. Еды будет немного. Будет много болезней.

Большинство людей подобно ослам будут работать за небольшое вознаграждение. Большинством населения будут рабочие. Земля будет переполнена такими людьми. Налоги будут тяжелыми. Закон и справедливость будут зависеть от положения человека. Лидеры общества будут жестокими и безнравственными. Их главная цель будет самообогащение и воровство. Если человек сможет поддерживать семью, это будет считаться большим жизненным достижением. Главная цель человека станет еда. Люди станут тупыми, подобно вьюченным животным.

Знание Вед исчезнет полностью. Большинство людей будет атеистическими. О религиозности человека будут судить по чисто внешним признакам. Жизнь в монастырях ничем не будет отличаться от простого дома. Из-за тяжелых условий жизни в городах, неблагоприятной социальной, политической и природной атмосферы, люди начнут уходить в горы и леса».


Когда закончится Кали-юга?

"В это время, чтобы восстановить религиозные принципы, исполненный благости на Землю низойдет всесовершенный Господь".

Господь Вишну (Кришна) - Высшая Божественная Личность - духовный наставник всех подвижных и неподвижных существ. Высшая Душа всего сущего примет рождение, чтобы восстановить религию и защитить тех, кто предан ему. Его назовут Калки, он родиться у святого Вишнуяши, главного брахмана места под названием Шамбала. Владыка мира сядет на своего коня, именуемого Девадатта (дарованный Богами), и с мечем в руках с огромной скоростью будет путешествовать по Земле. Проявляя восемь мистических совершенств, исполненный сияния, Он будет миллионами уничтожать, воров, одетых как правители.

Когда все армии с их генералами будут уничтожены, люди в городах и деревнях, освободившиеся от их гнета, почувствуют повсюду разносимый легким ветерком аромат украшений Вишну, который будет подобен запаху пасты сандала. Вдохнув этот аромат сознание людей очиститься. (Перезагрузка сознания будет произведена через запах, а не через слух или например зрение. Т.е. Сознание людей качественно изменится не из-за того, что они увидят Кришну-Калки, но от аромата его тела). Тогда, через энергию благости, Вишну проявит свое присутствие в сердцах людей, и люди снова заселят Землю.

Когда закончится Кали-юга? Согласно пуранам, Кали-юга началась в 3102 года до н. э. (по григорианскому календарю), что ознаменовало «уход» Кришны. Продолжительность Кали-юги составляет 432 тыс. лет

Когда Кришна явиться как Калки, начнется Сатья-юга и у людей начнутся рождаться дети наполненные энергией благости. Проявится новая эпоха - Сатья юга - эпоха благости, чистоты и духовности.

КАЛИЮГА (Санскр.) Четвертый, черный или железный век, наш настоящий период, длительность которого 432 000 лет. Последний из веков, на которые эволюционный период человека разделен рядом таких веков. Он начался за 3102 года до Р.Х. в момент смерти Кришны , и его первый цикл в 5000 лет закончился между 1897-м и 1898-м годами.

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

У начала Кали Юги, именно 4989 лет назад, со смертью Кришны, Светлого Бога Солнца, однажды жившего Героя и Обновителя.

Эзотерическим символом Кали Юги является опрокинутая вниз пятиконечная звезда с ее двумя остриями, обращенными вверх , знак человеческого колдовства – положение, признаваемое каждым оккультистом, как знак «Левой Руки», и употребляемое в церемониальной магии.

Так как Сатья Юга всегда первая в серии Четырех Веков или Юг, то Кали Юга всегда последняя. Сейчас Кали Юга верховно властвует в Индии и видимо совпадает с Кали Югой Западного Века. Во всяком случае, любопытно отметить, каким пророком, почти во всем, оказался писавший Вишну Пурану , когда он предсказывал Майтрейе некоторые темные влияния и преступления этой Кали Юги. Ибо, сказав, что «варвары» будут властвовать на берегах Инда, Чандрабхага и в Кашмире, он добавляет:

«Будут современные монархи, царствующие на Земле, царями грубого духа, нрава жестокого и преданные лжи и злу. Они будут умерщвлять женщин, и детей, и коров; они будут захватывать имущества своих подданных [или, по другому переводу, будут захватывать чужих жен ]; власть их будет ограничена… жизнь кратка, желания ненасытны… Люди разных стран, смешиваясь с ними, последуют их примеру; и варвары будут сильны [в Индии], покровительствуемые принцами, тогда как чистые племена будут заброшены; народ будет погибать [или, как говорит комментатор: «Mlechchha будут посередине, а арийцы на конце»]. Богатство и благочестие будут уменьшаться день за днем, пока весь мир не будет развращен… Лишь имущество будет давать положение; богатство будет единственным источником почитания и преданности; страсть будет единственною связью между полами; ложь будет единственным средством успеха в тяжбе; женщины будут лишь предметом чувственного наслаждения… [Внешний облик будет единственным отличием разных ступеней жизни] ; нечестность (anyâya) будет [общим] средством существования; слабость – поводом к зависимости; угроза и самомнение заменят знание; щедрость будет называться [благочестием]; богач будет считаться чистым; обоюдное согласие заменит брак; тонкие одежды будут достоинством… сильнейший будет властвовать… народ, не будучи в состоянии выносить тяжести налогов [кхарабхара], будет спасаться в долины… Так, в Кали Юге разложение будет неукоснительно протекать, пока человеческая раса не приблизится к своему уничтожению [Пралайи]. Когда… конец Кали Юги будет совсем близок, часть того божественного Существа, который существует в силу своей собственной духовной природы [Калки Аватара]… сойдет на Землю… одаренный восемью сверх-человеческими способностями… Он восстановит справедливость (праведность) на Земле, и умы тех, кто будут жить в конце Кали Юги, пробудятся и станут так же прозрачны, как хрусталь. Люди, которые будут так преображены… явятся семенами человеческих существ и дадут рождение расе, которая будет следовать законам Века Крита [или Века Чистоты]. Как сказано: «Когда Солнце и Луна, и [лунный астеризм] Тишья и планета Юпитер будут в одном доме, тогда Крита [или Сатья] Век вернется…» .

Между годом 1887 и началом Кали Юги протекло 4,989 лет.

Цикл Кали Юги начался между 17‑ым и 18‑ым февралем в год 3102 до Р. Хр. Но индусы утверждают, что в год 20,400 до Кали Юги, начало их Зодиака совпало с весенним равноденствием – причем в то время произошло сочетание Солнца и Луны, – и Байи доказал, путем длинного и тщательного вычисления этого срока, что даже если бы он был вымышлен, то все же эпоха, от которой они установили начало своей Кали Юги, была вполне реальна . Эта «эпоха являет год 3102 до нашей эры», пишет он . Лунное затмение наступило тотчас по истечении двух недель после начала Черного Века – оно произошло в точке, находившейся между Колосом Пшеницы Девы и звездою J того же созвездия. Один из их наиболее эзотерических Циклов основан на некоторых определенных сочетаниях и соответствующих положениях созвездий Девы и Плеяд (Криттика).

[Кришна Шастри Годбол: (ред.) ]

Когда зимнее солнцестояние своим ретроградным движением совпало после этого с началом Пурва Бхадрапады, тогда начало пятилетнего периода было изменено с 15-го на 1-ое число Фалгуны (февраль-март). Это изменение произошло 240 лет спустя после даты вышеупомянутого наблюдения, то есть в 3101 г. до Р. Х. Эта дата весьма важна, так как с нее впоследствии вели счет эры. Начало Кали, или Кали Юги (производное от «кал», «исчислять»)

Цивилизованное человечество, как бы тщательно оно ни охранялось своими незримыми стражами – нирманакаями, которые блюдут наши соответственные расы и народы, из-за своей коллективной кармы находится во власти традиционных врагов нирманакаев, «братьев тени», воплощенных и развоплощенных; и это, как вам уже известно, будет продолжаться вплоть до конца первого цикла кали-юги (1897г.) и несколько лет после него, так как меньший черный цикл иногда заходит за великий цикл.

Ученик. Как же этот век называется на санскрите; и что означает его название?

Мудрец. На санскрите он называется «кали». До­бавив к нему слово «юга», получаем полное название «кали-юга», что означает «темный век». О его приближении знали древние; его характери­стики изложены в индийской поэме «Махабхарата». Напомню, что нынешний век охватывает значительную часть героического периода индийской истории, дабы никому не пришло в голову ревниво утверждать, что мы сравниваем сегодняшний день с полумифической периодизацией индийской эволюции.

Ученик. Коль скоро вы упомянули характеристики кали-юги, то расскажите, каковы они?

Мудрец. Как явствует из самого названия, определяющим ее свойством является темнота. Разумеется, ее невозможно заметить, если сравнивать сегодняшний день с 800 г. н.э., поскольку сравнивать здесь пока что нечего. Не приходится сомневаться в том, что, в сравнении со средневековьем, наш век продвинулся далеко вперед, но, если сопоставить его с предыдущей югой, мы заметим, что, как и средние века, он погружен во тьму. Для оккуль­тиста путь материального прогресса ведет совсем не к свету; он не считает признаком развития од­но лишь появление хитроумных механических уст­ройств, создающих комфорт для немногих, оставляя большую часть человечества прозябать в нищете. Чтобы выявить темноту, ему достаточно взять для примера любую страну, даже если это будет великая Американская Республика. В ней он увидит только продолжение обычаев и традиций Европы, некогда перенесенных в Новый Свет, великий экс­перимент с абсолютно новыми условиями и на но­вой почве.

На протяжении многих лет здесь почти не было нищеты, но сейчас здесь так же много нищих, как и везде, а преступников и тюрем не меньше, чем в Европе, и больше, чем в Индии. Здесь повсюду заметно стремление к богатству и материальному благополучию, тогда как духовная жизнь зачастую игнорируется: а что может служить более красноречивым признаком темноты? И все более очевидный конфликт между состоятельными и неиму­щими классами также указывает на погруженность страны во тьму. Если бы духовный свет преобладал над темнотою, все равно оставались бы богатые и бедные, только бедные знали бы, как им следует принимать свой жребий, а богатые - как им помочь бедным. Ныне же мы видим, что богатые ищут в законах защиты от забастовок и социализма и удивляются, почему это бедные не желают идти в работные до­ма; а бедные постоянно жалуются на судьбу и на своих предполагаемых угнетателей. Это тоже признаки духовной темноты.

< ... >

Ученик. И все-таки, есть ли в нашем веке что-нибудь хорошее? Неужели в нашей темной эпохе нет ничего положительного?

Мудрец. У нынешней кали-юги есть одно свойство, которым могли бы воспользоваться ученики. Сейчас результаты следуют за причиной гораздо быстрее, нежели в любое другое, даже более светлое время. И тот, кто искренне любит свою расу, может за три воплощения в эпоху кали-юги достичь гораздо больших результатов, нежели за огромный период времени до ее начала. Благодаря этому обстоятельству, ученик может скорее достичь своей цели, если справится со всеми многочисленными сложностями нашего века и выйдет победителем из всех испытаний. Ибо, хотя препятствия и кажутся труднопреодолимыми, сил для их противостояния тоже дается много.

Ученик. Даже если с духовной точки зрения мы живем в темном веке, разве не оправдывают его, хотя бы отчасти, многочисленные победы разума над материей, успехи науки в борьбе с болезнями, в том числе и их причинами, а также осуждение жестокости, нетерпимости, дурных законов и т.п.?

Мудрец. Да, все это несколько рассеивает тьму - так же как лампа дает немного света, но не может превратить ночь в день. Наш век видел немало научных достижений, но практически все они ка­сались только следствий, не устраняя причин зла. Большие успехи были достигнуты в искусстве и во врачевании болезней, но будущий расцвет цветка цивилизации принесет новые болезни и новые проблемы, которые возникнут из причин, сокрытых глубоко в человеческом разуме. И избавиться от них человек сможет, только начав жить духовной жизнью.

» — Когда начнется Satia Juga, в Letters дается непомерно длинный срок окончания Kali Jugi, тогда как Веды и Владыка говорит о 40-х годах?

Нужно знать сроки разных слоев материи. Если одна точка материи уже изменена, это не значит, что к тому же сроку уже изменится вся группа тел, иначе говоря, если Сатиа Юга начнется на отдельной планете, она объединит целую группу тел через длительный период. Признаки начнутся на разных телах. Никогда не следует ограничивать мышление одной планетой.». (из дневниковых записей Е.И.Рерих от 24 августа 1928 г.).

Ка;ли-ю;га (санскр. ;;;;;;, kali-yuga IAST) - четвёртая из четырёх юг, или эпох, в индуистском временном цикле. Характеризуется падением нравственности, поскольку добро в мире уменьшается до одной четверти от первоначального состояния в век Сатья-юга. Варианты трактовки названия: «век демона Кали», «железный век», «век раздора». В индийской литературе приводятся разные датировки Кали-юги. Согласно пуранам, Кали-юга началась в полночь 23 января 3102 года до н. э. (по григорианскому календарю), что ознаменовало «уход» Кришны. Продолжительность Кали-юги составляет 432 тыс. лет.

В «Махабхарате» (в сказании о беседах Маркандеи, Араньякапарва, главы 186-189) описывается, что это самый дурной век, в который от первоначальной добродетели остаётся лишь одна четверть, да и та к концу Кали-юги полностью разрушается. Уменьшается продолжительность жизни людей - в Кали-югу люди живут максимум до 100 лет. Наступает общая экономическая и духовная деградация, люди проявляют самые ужасные и отвратительные качества. Слабеют их мужество, ум и сила. Поведением людей начинают управлять злоба, зависть и честолюбие. Люди становятся лживыми и соблюдают лишь видимость жертв, даров и обетов. Брахманы прекращают творить молитвы, отступают от принесения жертв и чтения Вед, забывают о поминальных жертвах и едят, что придётся.

Тем не менее, утрата моральных ценностей и забвение долга в конечном счёте оборачивается против самих носителей зла и порока. Правители, ставшие в эту эпоху тиранами, не в состоянии ни держать людей в повиновении, ни защитить свои народы от нападения других народов, впавших в состояние варварства, забыв добродетели и приношение жертв богам. Кали-юга прекращается тогда, когда зло и насилие заполняют весь мир, который затем разрушается - пралайя. Таким образом, завершается Маха-юга (Манвантара), и круг эпох возобновляется.

**********************

Мое мнение — никто не даст Вам точных дат. Но мы живем уже в конце Кали Юги (ночь перед рассветом) Благословенное время. Лучшие становятся еще лучше, худшие — еще хуже. Идет конкретный просев, потому такая во всем неразбериха.

**********************

Сейчас мы находимся в восходящей двапара юге. Мы вышли из кали юги около 900 лет назад и именно сейчас – время, когда по предсказаниям начинают происходить невероятные вещи. Сейчас мир заново открывает для себя, что это — периоды невероятных изменений на Земле.
когда мы проходили через кали югу, мы находились в самых тёмных, наиболее сонных временах. Большинство книг, написанных за последние 2 тысячи лет, было написано людьми, которые, будучи в относительно сонном состоянии, пытались толковать книги, написанные людьми, которые были пробуждены в значительно большей степени. Они не понимали, о чём повествуют более древние книги. Так что, с любой книгой, написанной в последние 2 тысячи лет, нужно соблюдать некоторую осторожность, учитывая время её написания. Многие индуистские учёные расчитывали прецессию равноденствий на сотни тысяч лет и некоторые говорили, что одна юга длится около 150 тысяч лет.
Источник: выдержки из «Тайна древнего цветка жизни»

***********************

КАЛИЮГА (Санскр.) Четвертый, черный или железный век, наш настоящий период, длительность которого 432 000 лет. Последний из веков, на которые эволюционный период человека разделен рядом таких веков. Он начался за 3102 года до Р.Х. в момент смерти Кришны , и его первый цикл в 5000 лет закончился между 1897-м и 1898-м годами.

Источник: Блаватская Е.П. — Теософский словарь
у начала Кали Юги, именно 4989 лет назад, со смертью Кришны, Светлого Бога Солнца, однажды жившего Героя и Обновителя.

Эзотерическим символом Кали Юги является опрокинутая вниз пятиконечная звезда с ее двумя остриями, обращенными вверх , знак человеческого колдовства – положение, признаваемое каждым оккультистом, как знак «Левой Руки», и употребляемое в церемониальной магии.

Так как Сатья Юга всегда первая в серии Четырех Веков или Юг, то Кали Юга всегда последняя. Сейчас Кали Юга верховно властвует в Индии и видимо совпадает с Кали Югой Западного Века. Во всяком случае, любопытно отметить, каким пророком, почти во всем, оказался писавший Вишну Пурану , когда он предсказывал Майтрейе некоторые темные влияния и преступления этой Кали Юги. Ибо, сказав, что «варвары» будут властвовать на берегах Инда, Чандрабхага и в Кашмире, он добавляет:

«Будут современные монархи, царствующие на Земле, царями грубого духа, нрава жестокого и преданные лжи и злу. Они будут умерщвлять женщин, и детей, и коров; они будут захватывать имущества своих подданных [или, по другому переводу, будут захватывать чужих жен ]; власть их будет ограничена… жизнь кратка, желания ненасытны… Люди разных стран, смешиваясь с ними, последуют их примеру; и варвары будут сильны [в Индии], покровительствуемые принцами, тогда как чистые племена будут заброшены; народ будет погибать [или, как говорит комментатор: «Mlechchha будут посередине, а арийцы на конце»]. Богатство и благочестие будут уменьшаться день за днем, пока весь мир не будет развращен… Лишь имущество будет давать положение; богатство будет единственным источником почитания и преданности; страсть будет единственною связью между полами; ложь будет единственным средством успеха в тяжбе; женщины будут лишь предметом чувственного наслаждения… [Внешний облик будет единственным отличием разных ступеней жизни] ; нечестность (anyâya) будет [общим] средством существования; слабость – поводом к зависимости; угроза и самомнение заменят знание; щедрость будет называться [благочестием]; богач будет считаться чистым; обоюдное согласие заменит брак; тонкие одежды будут достоинством… сильнейший будет властвовать… народ, не будучи в состоянии выносить тяжести налогов [кхарабхара], будет спасаться в долины… Так, в Кали Юге разложение будет неукоснительно протекать, пока человеческая раса не приблизится к своему уничтожению [Пралайи]. Когда… конец Кали Юги будет совсем близок, часть того божественного Существа, который существует в силу своей собственной духовной природы [Калки Аватара]… сойдет на Землю… одаренный восемью сверх-человеческими способностями… Он восстановит справедливость (праведность) на Земле, и умы тех, кто будут жить в конце Кали Юги, пробудятся и станут так же прозрачны, как хрусталь. Люди, которые будут так преображены… явятся семенами человеческих существ и дадут рождение расе, которая будет следовать законам Века Крита [или Века Чистоты]. Как сказано: «Когда Солнце и Луна, и [лунный астеризм] Тишья и планета Юпитер будут в одном доме, тогда Крита [или Сатья] Век вернется…» .

Между годом 1887 и началом Кали Юги протекло 4,989 лет.

Цикл Кали Юги начался между 17‑ым и 18‑ым февралем в год 3102 до Р. Хр. Но индусы утверждают, что в год 20,400 до Кали Юги, начало их Зодиака совпало с весенним равноденствием – причем в то время произошло сочетание Солнца и Луны, – и Байи доказал, путем длинного и тщательного вычисления этого срока, что даже если бы он был вымышлен, то все же эпоха, от которой они установили начало своей Кали Юги, была вполне реальна . Эта «эпоха являет год 3102 до нашей эры», пишет он . Лунное затмение наступило тотчас по истечении двух недель после начала Черного Века – оно произошло в точке, находившейся между Колосом Пшеницы Девы и звездою J того же созвездия. Один из их наиболее эзотерических Циклов основан на некоторых определенных сочетаниях и соответствующих положениях созвездий Девы и Плеяд (Криттика).

[Кришна Шастри Годбол: (ред.) ]

Когда зимнее солнцестояние своим ретроградным движением совпало после этого с началом Пурва Бхадрапады, тогда начало пятилетнего периода было изменено с 15-го на 1-ое число Фалгуны (февраль-март). Это изменение произошло 240 лет спустя после даты вышеупомянутого наблюдения, то есть в 3101 г. до Р. Х. Эта дата весьма важна, так как с нее впоследствии вели счет эры. Начало Кали, или Кали Юги (производное от «кал», «исчислять»)

Цивилизованное человечество, как бы тщательно оно ни охранялось своими незримыми стражами – нирманакаями, которые блюдут наши соответственные расы и народы, из-за своей коллективной кармы находится во власти традиционных врагов нирманакаев, «братьев тени», воплощенных и развоплощенных; и это, как вам уже известно, будет продолжаться вплоть до конца первого цикла кали-юги (1897г.) и несколько лет после него, так как меньший черный цикл иногда заходит за великий цикл.

К огда Золотой век Кали-юги подойдет к концу, низ­шие составляющие материальной природы усилятся настолько, что люди потеряют интерес к духовным пред­метам. Все превратятся в безбожников. Немногочислен­ные бхакты и святые мудрецы, еще оставшиеся на этой планете, будут выглядеть столь необычно и странно в сравнении с остальными, что в городах их будут осмеи­вать и травить для потехи, словно животных. Поэтому они уйдут из городов и поселятся в пещерах под землей или высоко в горах либо вообще покинут этот план бытия, исчезнув, таким образом, с лица земли. Тогда мрачное влияние Кали-юги усилится и сбудутся все без исключе­ния пророчества, описанные в четвертой главе.

Положение будет ухудшаться год от года, пока, нако­нец, не станет настолько плохо, что этот мир уподобится одной из адских планет, где люди рождаются лишь для того, чтобы страдать. Коррупция поразит правительство и полицию, так что правительственные и полицейские чиновники станут ничем не лучше самых настоящих пре­ступников. На самом деле, они будут даже хуже. Гражда­не лишатся защиты и неизбежно падут жертвами злей­ших преступников. Все будут сражаться друг с другом. Мир погрязнет в непрерывной войне и хаосе. Наконец, через 432 тыс. лет после начала Кали-юги явится Господь Калки, двадцать второе воплощение Бога, и это будет весьма похоже на то, что называют вторым пришествием Иисуса Христа.

Явление Господа Калки

Как сказано в Шримад-Бхагав.атам (1.3.26), на земле может быть явлено много воплощений Верховного Существа:

«О, брахманы, воплощения Бога неисчислимы, словно ру­чьи, текущие из неистощимого источника».

Однако из всех разнообразных воплощений Всевышнего, как ут­верждает Шримад-Бхагаватам (1.3.28), кришнас ту бхагаван сваям, Господь Шри Кришна есть изначальная Верховная Божественная Личность. Все остальные воплощения суть Его полные части или части Его полных частей, нисходя­щие в этот материальный мир, чтобы выполнить опреде­ленные обязанности или совершить что-то необычайное, особенно в тех случаях, когда на какой-либо планете не­верующие и безбожники становятся источником слиш­ком больших беспокойств. Итак, по прошествии многих и многих лет, изобилующих катастрофами и социальными потрясениями, в конце Кали-юги, как предрекает веди-ческая литература, низойдет Господь Калки, чтобы все изменить.

Вот как это описано:

После этого, на стыке двух юг. Господь творения во­плотится в образе Калки и примет рождение как сын Вишнуяши.

[Бхаг., 1.3.25)

Господь Калки явится в деревне Шамбхала, в доме са­мого возвышенного брахмана, великой души по имени Вишнуяша.

(Бхаг., 12.2.18)

В конце Кали-юги, когда о Боге уже никто не будет вспо­минать даже в жилищах так называемых святых и уважае­мых благородных людей, принадлежащих к трем высшим ка­стам, когда правительственная власть перейдет в руки министров, избранных из числа низкородных шудр и ниже, когда никто, даже понаслышке, не будет знать, как совер­шать жертвоприношения, тогда явится Господь, Верхов­ный Наказующий.

{Бхаг., 2.7.38)

Когда методы, которым учат Веды, и установления за­конности будут почти мертвы, когда приблизится час за­ката эпохи Кали, тогда низойдет на землю часть Того Бо­жественного Существа, Которое Само поддерживает Себя Собственной духовной природой, Того, Кто есть начало и конец, Кто знает и понимает все. Он примет рождение в се­мье Вишнуяши, возвышенного брахмана деревни Шамбхала, как Калки, наделенный восемью сверхъестественными спо­собностями.

Вишну Пурана (4.24)

В Агни Пуране (16.7-9) тоже говорится, что когда не-арь-яны, притворяющиеся царями, начнут пожирать людей, похожих на праведников, и превратятся в людоедов, тог­да Калки, воплотившись как сын Вишнуяши, явится в со­провождении Ягьявалкьи, Своего священника и учителя, и уничтожит этих не-арьянов Своим оружием. Он устано­вит моральный закон в форме четырех варн, то есть спра­ведливое разделение общества на четыре класса. После этого люди вернутся на пути праведности.

Падма Пурана (6.71.279-282) повествует о том, как Гос­подь Калки положит конец эпохе Кали и уничтожит не­честивых млеччх, и таким образом остановит разложение мира. Он соберет вместе всех безупречных брахманов и провозгласит высшую истину. Ему будут известны все утерянные пути, и Он утолит жажду, иссушающую ис­тинных брахманов и праведников. Он будет единственным правителем мира, Которым нельзя управлять, Он станет знаменем победы и будет любезен всему миру.

Здесь, в этих стихах, мы читаем, что Господь Калки явится как олицетворение Возмездия или как воин. К этому времени планета будет населена людьми, неспо­собными понимать логические беседы. Они будут слиш­ком заторможены, тупоумны и совершенно неспособны учиться хоть чему-нибудь, и менее всего - возвышенной философии, трактующей о смысле жизни. Они не будут знать, что им делать и как жить. И, разумеется, они не смогут изменить свой путь. Поэтому Господь Калки при­дет не учить, а просто наказывать, карать и чистить эту планету. По этой причине Шримад-Бхагаватам (10.40.22) описывает Господа Калки как губителя млечх (самых грешных и низкородных), внекастовых мясоедов, при­творившихся царями.

Снова и снова мы находим в Ведах название места и имя семьи, где примет рождение Господь Калки. Это бу­дет семья достойных брахманов. Значит, ученическая и семейная брахманическая традиция будет сохранена на этой планете, как бы скверно ни шли дела. Хотя эти бла­городные брахманы, может быть, будут жить скрытно, в затерянной где-то крошечной деревне, это будет тради­ция бхакт, духовных преданных, среди которых в дале­ком будущем явится Господь Калки.

В этой связи мы находим в Падма Пуране (6.242.8-12) предсказание, что Господь Калки родится в конце Кали-юги в селении Шамбала, у брахмана, который на самом де­ле будет воплощением Сваямбхувы Ману. Говорится, что Сваямбхува совершал аскезы в Наймите, на берегу реки Гомати, чтобы добиться согласия Господа Вишну быть его сыном в течение трех воплощений. Господь Вишну, довольный Сваямбхувой, даровал тому желаемое, пообе­щав, что станет его сыном, воплотившись как Рама, Кришна и Калки. Так Сваямбхува воплотился как Даша-ратха и Васудева, и теперь ему предстоит явиться в об­лике Вишнуяши. В Падма Пуране Господь Вишну под­тверждает, что Он примет рождение в Кали-югу, явившись в образе Калки.

Деяния Господа Калки

Шримад-Бхагаватам (12.2.19-20) описывает деяния Господа Калки так:

Господь Калки, Господь вселенной, сядет на своего быст­рого белого коня Девадатту и с мечом в руке двинется по земле, проявляя Свои восемь мистических достояний и во­семь божественных качеств. Сияя несравненным блеском, Он стремительно помчится на своем коне, убивая миллио­ны тех воров, что дерзнули рядиться в одежды царей.

Здесь нужно заметить, что, согласно Ведам, когда Верховная Личность убивает кого-нибудь, то благодаря божественному прикосновению, а также потому, что, покидая тело, это существо сосредоточено на Всевышнем, оно немедленно духовно очищается. Такая лич­ность достигает того же результата, что и йоги, годами концентрирующие ум в медитации и оставляющие тело, сосредоточившись на Всевышнем. Поэтому быть уби­тым Всевышним - это благодать для тех, у кого умы де­монов, потому что в противном случае в следующей жизни они отправились бы в низшие слои бытия или да­же на адские планеты.

Вишну Пурана (4.24) продолжает:

Своей непреоборимой мощью Он сокрушит млеччх и воров и всех, чей ум предан беззаконию. Он восстановит на земле праведность, а умы тех, кто будет жить в конце Ка-ли-юги, пробудятся и станут кристально чистыми. Измененные силой этого неповторимого времени, эти люди бу­дут как семена человеческих существ, и они произведут новую расу людей, которые станут следовать законам эпохи Крита (Сатья-юги), эпохи чистоты. Как сказано: «Ког­да солнце и луна, и лунное созвездие Тишья, и планета Юпи­тер окажутся в одном доме, вновь наступит Крита-юга».

Также и в Агни Пуране (16.10) сказано, что Хари, проявившись в облике Калки, уйдет на небеса, после чего снова начнется Крита, или Сатья-юга.

Дополнительная информация, которая помогает понять деяния следующего воплощения Бога, содержится в Линга Пуране (40.50-92), Брахманда Пуране (1.2.31.76-106 и 2.3.73.104-126) и Ваю Пуране (58.75-110). В этих текстах мы находим описание облика Господа Калки и Его явления в будущем, а также упоминание о Его предыдущем воплощении в образе Прамити в период времени, называемый Сваямбхува Манвантара. Эти тексты повествуют о том, что, когда Кали-юга подходит к концу, после смерти Бхригу (либо для того чтобы убить всех Бхригу) Калки (Прамити) принимает рождение в Лунной династии Ману. Он передвигается по земле так, что Его не видит никто из живущих. Затем, в возрасте 32 лет Он начнет Свое дело и будет обходить планету в течение 20 лет. Его будут сопровождать огромная армия, состоящая из лошадей, колесниц и слонов, а также сотни и тысячи духовно очищенных брахманов, вооруженных различными видами оружия. (Поскольку это будет армия брахманов, то и оружие у них будет скорее брахманическое, приводимое в действие мантрами, нежели то низменное оружие, которое обычно используется в бою, как-то: ножи, мечи, копья или даже пистолеты или иное огнестрельное оружие.) Хотя кое-кто и попытается вступить с Ним в сражение, Он перебьет всех еретиков (и ложных пророков) и нечестивых царви-млеччх.

В прежнем воплощении Он убил всех Удичьев (северян), Мадхъя Дешьев (обитателей средних земель), Пурва-тьев (горцев), Прачьев (людей востока), Пратичьев (людей запада), Дакшинатъев (Юг Индии), Симхалов (Шри Ланка), Пахлавов (светлокожие кочующие племена Кавка­за), Ядавов, Тушаров (обитатели области Индии, называе­мой Мандхата, нынешний Тухаристан), Чинов (Китай), Шуликов, Хашев и другие племена Кираты (дикие племе­на, обитающие на северо-востоке Индии и в Непале) и Вришалов.

Никто не мог остановить Его, когда Он, умело владея Своим диском, убивал варваров. Когда же Он завершил Свой труд, то вместе со Своими военачальниками и спут­никами остановился отдохнуть в междуречье Ганги и Ямуны. Он оставил в живых всего нескольких человек, рассеянных по планете. Им предстояло стать семенами новых поколений, которые должны были войти в новую Сатья-югу. После этого, проложив путь следующей Са-тья-юге и освободив землю и все, что осталось от цивили­зации, от влияния Кали, Господь Калки вместе со Своей армией отправился в Свою вечную обитель.

Предсказание явления Господа Калки в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе)

Сейчас я хотел бы представить несколько текстов из биб­лейского Апокалипсиса, которые весьма близки к описанию Господа Калки, содержащемуся в Пуранах. Эти стихи настолько похожи, что игнорировать это сходство невоз­можно. Итак, в Откровении Иоанна Богослова (19.11-16 и 19-21)говорится:

И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадем. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». И воинства небесные следо­вали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чис­тый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило ви­на ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих».

И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами.

Это настолько похоже на описание воплощения Госпо­да Калки, что вряд ли может быть чем-либо другим. Так в Апокалипсисе предсказывается приход Господа Калки. Разумеется, ко времени явления Господа Калки ни у ко­го уже не будет ни малейшего представления о Нем, и ни­кто не будет даже в малейшей степени ожидать Его появ­ления, равно как никто не будет знать Его имени. А брахманы Его воинства будут чисты, как небожители. В этот Свой приход Господь Калки убьет всех неверных и освободит немногочисленных оставшихся праведников от этого жалкого существования на земле, вернув ее в Золотую эпоху - Сатья-югу. В связи с этим в Откровении также говорится (14.1-3):

И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. И услышал я голос с неба, как шум от множе­ства вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гусляров, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и стар­цами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста со­рока четырех тысяч, искупленных от земли.

Важная деталь: в вышеприведенном описании гово­рится, что на лбу искупленных от земли будет начерта­но имя Бога. Писать имя Бога, например «Вишну» или «Кришна», на лбу - широко распространенная тради­ция брахманов-вайшнавов Индии. Это называется тилок. Обычно тилок наносится глиной с берегов священной ре­ки на середину лба в виде буквы «V» и обозначает имя Бога и то, что тело является храмом Господа. Когда ста­вится этот знак, произносится мантра Ом кешавая намаха, что означает: «Поклоны Господу Кешаве» (одно из имен Кришны). Так вот, последние представители общества, которые будут освобождены и спасены на Земле, это те, у кого на лбу начертано имя Бога. Из представленных ранее ведических пророчеств можно понять, что на всей планете останутся считанные представители человече­ского рода, у которых сохранится хоть какое-то благо­честие. Ко времени появления Господа Калки тех, кто будет достоин освобождения из безбожного и погружен­ного в хаос мира Земли, действительно может остаться всего 144 тыс. Это вполне согласуется в ведическим про­рочеством.

А теперь дополним приведенное выше описание явления Господа Калки описаниями из Линга, Брахманда и Ваю Пуран. В них говорится, что после того как Господь Калки возвратится в Свою обитель, тех, кто живет в конце эпохи Кали, озарит просвещение, и тогда произойдет внезапная смена юги. Умы людей осветятся, и Сатья, или Крита-юга, с неодолимой силой вступит в свои права. Люди тогда осознают себя, как вечные души и обретут благочестие, преданность, покой и ясное сознание. Тогда сиддхи (просвещенные и со­вершенные живые существа, которые оставались невидимыми на высших планах бытия до конца эпохи Кали) воз­вратятся в земное измерение и снова станут видимыми. С ними вернутся и утвердятся вновь Саптариши, семь мудрецов, обязанность которых - обучать всех духовной жизни, ведическому знанию и правильной организации общества, обеспечивающей мирное и осмысленное бытие. Тогда народы снова расцветут и снова начнут исполнять священные обряды, а к мудрецам вернется их былой ав­торитет, и так продолжится новая Сатья-юга.

Новый Золотой век - Сатья-юга

Итак, Господь Калки просто накажет злых царей и него­дяев, перебив их всех, и тем откроет новую эру просве­щенных существ, создав расу людей, чей ум кристально чист и потомки которых будут обладать склонностями истинно человеческих существ, бытие которых подобает Сатья-юге.

Шримад-Бхагаватам (12.2.21-24) говорит, что когда все лживые самозванцы, назвавшиеся царями, погибнут, ос­тавшиеся в живых жители городов и деревень ощутят дуновение легкого ветра и вдохнут несомый им священ­ный аромат сандаловой пасты Вишну и Его украшений, и их умы очистятся. Когда Всевышний появится в их серд­цах в Своей форме чистой благости, эти оставшиеся в живых граждане снова обильно заселят Землю. Явление Господа Калки откроет новую Сатья-югу, и выжившие люди произведут на свет детей, пребывающих в благости. Итак, когда луна, солнце и Юпитер окажутся в созвездии Картака (Рака) и вместе войдут в лунный дом Пушья, начнется Сатья-юга. В Шримад-Бхагаватам (12.2.34) гово­рится, что новая Сатья-юга начнется через одну тысячу небесных лет Кали-юги. Тогда умы людей засияют внут­ренним светом.

Вишну Пурана (4.1) повествует о том, что по окончании каждого цикла, состоящего из четырех эпох, Веды и прин­ципы санатана-дхармы, то есть вечной природы души, ис­чезают и скрываются. В Бхагаватам (8.14.4-5) говорится, что утверждению принципов Сатья-юги способствуют святые личности, которые помогают также основать но­вую варнашраму, способствующую правильной организа­ции человеческого общества. Кроме того, в Вишну Пуране говорится, что семь вселенских мудрецов, илириши (Сап-тариши), обязаны удостовериться, что ведическое знание вновь передается из уст в уста, даже если для этого им придется низойти с высших планет. В каждую Сатья-югу Ману данной эпохи составляет свод законов, а сыновья этого Ману и их потомки правят землей. Это означает, что, хотя изначальное духовное или ведическое знание может исчезнуть с этой планеты, оно все же пребывает где-то во Вселенной, и в обязанность высших авторите­тов входит восстановление его на земле.

В дополнение к вышеизложенному Шримад-Бхагаватам (12.2.37-38) и Вишну Пурана (4.24) утверждают, что в насто­ящее время конца Кали-юги ожидают двое: Девапи из ди­настии Пуру, брат царя Шантану, и Мару, потомок царя Икшваку. Оба они будут великими царями и восстановят принципы истинной общественной жизни. Благодаря ог­ромной мистической силе, которая является плодом их преданности, они живут на протяжении всех четырех юг и сейчас обитают в деревне Калапа, ожидая конца Кали-юги. В начале Сатья-юги, повинуясь приказу Всевышне­го, они вернутся в общество и, став членами семьи Ману, восстановят вечную религию человечества, санатана-дхарму (в основе которой лежит неотъемлемое свойство души - служение Всевышнему), а также институт варна-шрамы, то есть правильной организации общества, обеспе­чивающей ему непрерывную гармонию и материальный, равно как и духовный, прогресс. Они станут великими ца­рями и образуют достойное правительство. По воле Все­вышнего эти двое будут неизменно хранить духовное зна­ние, содержащее изначальные принципы достижения истинной цели человеческого бытия.

Памяти
Святослава Николаевича Рериха

Сквозь безумный эфир
Слышен голос Йоги,
Что грядет САТЬЯ МИР,
Близкий, а не далекий.
Это подлинный Рай,
Не какой-нибудь книжный.
На земле Вышний край,
Вышний край, а не нижний.
Ни малейшего нет
Тяготения гнета.
Только Свет, Свет и Свет -
Вся из Света Природа.
Свет поет, Свет живет…
Будто соткан из Света,
Озарив Небосвод,
Дух плывет человека.

«Сатья Мир»

Божественный глагол

Необыкновенные люди - гении искусства, науки, философии, религии - являются в одиночку. То, что они не могут быть субъектами массового производства, не нуждается в объяснении. Великое редко потому, что малое часто. Холмов и пригорков не счесть; вершин Гималайских, восьмитысячников, считанное количество.

Мудрецы ашрамов высочайших гор мира общаются с Небесами не только потому, что оттуда до небес ближе, хотя атмосфера горняя способствует этому больше дольних условий. Контакты с Небом - результат длительного и упорного духовного восхождения.

Неофитам - начинающим альпинистам духа - в порыве нетерпеливого энтузиазма представляется достижимым преодолеть все препятствия стремительным подъемом и вознестись на божественный Олимп. Такое достаточно распространенное заблуждение на горных тропах опасно: оно грозит либо гибельным срывом в пропасть, либо не менее плачевным по итогу приближением к иллюзорному псевдоолимпу с мнимобожественными сущностями, персонификаторами из сомнительных сфер астрала...

Ученику кажется, что уже состоялось его внутреннее преображение, что он готов на равных сотрудничать с Учителем, что он главное постиг, когда на самом деле он только допущен в кандидаты и вся учеба со всеми неминуемыми испытаниями впереди. Истинное преображение неофита в служителя невозможно без предварительного нравственного очищения, расширения сознания и неукоснительной дисциплины духа.

Таковы правила эзотерической педагогики, но, как известно, нет правила без исключения, чему имеется подтверждение и в эзотерике.

Посвященные высших степеней - Архаты - собеседники Богов. Архат располагает прямым проводом общения с Великими Духами Огненного Мира, проводом, обычно недоступным непосвященному. Однако в порядке исключения, если непосвященный гениален, в миг творческого вдохновения он способен на очень краткий срок, исчисляемый секундами, подключаться к проводу... Нет, не стать собеседником, а услышать, как откровение, какую-то реплику Высшей Сущности, может быть даже, одно слово -подсказку огромного значения для творчества внемлющего:

Но лишь Божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.

Так писал А.С.Пушкин, нисколько не идеализируя вдохновенного поэта, который в обыденной жизни, без божественного глагола, метафорическими крыльями не располагает.

Стала расхожей прописью формула из «Моцарта и Сальери»: «гений и злодейство - две вещи несовместные». Но мимо исследователей прошла другая правда стихотворения «Поэт» Пушкина:

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира
Быть может всех ничтожней он.

Иначе говоря, гений и «ничтожество» (в бытовом, а не творческом смысле) совместимы. Нет нужды приводить имена в подтверждение этого беспощадного приговора. Богемность, т.е. произвольная беспорядочность жизни среди людей искусства (в большинстве случаев более эмоциональных и менее внутренне дисциплинированных, чем, например, люди науки), общеизвестна.

Знакомого с биографиями знаменитостей, в первую очередь - лириков, прозаиков, музыкантов, художников, артистов, не могут не поражать контрасты между высокими творческими достижениями их и досадными срывами, а то и позорными падениями на запутанном и противоречивом житейском пути...

Мгновенное общение с Божеством не делает их ни праведниками, ни святыми. Оно содействует созиданию шедевра, что само по себе достаточное оправдание для человека искусства, ибо шедевр (не включая в это понятие произведение формально блестящее, но содержательно пустое) таит целебную и воспитательную энергию, подобно заложенному магниту. Нравственная скудость, вплоть до ничтожности, автора великого произведения не бросает никакой тени на шедевр.

Великое произведение от Бога, а несостоятельность натуры от человека.

Что это? Некий дефект, органически присущий созидательным и необыкновенным индивидуальностям, или вынужденная компенсация - кара Икара - за небесный подъем, безжалостная расплата - свержение с высот в низины?

Ни то и ни другое. Великие в творениях и мелкие в быту - деформированные жертвы Кали юги. Совершенное единство Творчества, Мировоззрения и Жизни явила семья Рерихов. Каждый представитель ее воплотил идеал человека Сатья юги.

Семья Рерихов

Фотография молодого Святослава Николаевича Рериха. Статный, стройный, утонченно-красивый. В представлении возникает образ патриция, аристократа, денди, т.е. безупречно сформированного и изысканного элегантно-образцового джентльмена... Это заведомо не полное, ибо чисто внешнее, но все же показательное впечатление.

В тридцатые годы блистательной внешностью отличался наследный принц Уэльский, знаменитый экстравагантными выходками и отказом от английского престола ради любви к американке.

Но Святослав по виду (впоследствии доказал, что и по сути) был еще более принц, чем именитый англичанин. И неудивительно: мать Святослава Николаевича - Елена Ивановна Рерих - была больше, чем королева. Эта необычайная женщина, наделенная всеми преимуществами благородной красоты, чуткого и открытого к Свету сердца, проницательного и всеобъемлющего разума, сочетаемого с тонкостью и глубиной души, одарила своего младшего сына физическими и духовными достоинствами высшего порядка, присущими Ей.

От отца, Николая Константиновича Рериха, под стать матери Человека с большой буквы и многообразного творческого диапазона, но прежде всего - великого художника, Святослав унаследовал дар живописца, своеобразного видения материальной формы и ее сокровенной (позволяющей себя обнаружить только за кодом символа) трансцендентальной тайны...

Отец передал сыну волшебную магию несравненной рериховской палитры, но величаво-суровая тональность ее (при яркости спектра!) приобрела у Святослава Николаевича мягкость и лирическую сердечность; предметная весомость и четкость выявила неожиданную текучесть, прихотливую красочную переливчатость... .

Те же Гималаи, навечно запечатленные Николаем Константиновичем в их монументальной земной и надземной мощи, предстали на полотнах сына, не утратив достоверности очертаний, как бы в мерцающей дымке мечты...

Есть сходство. И есть различие. Но спора нет. Одна идейно-нравственная и эстетическая платформа объединяет творчество отца и сына, а если говорить шире, не ограничиваясь областью изобразительного искусства, объединяет творческую, просветительную и общественную деятельность всех Четырех Рерихов.

Имеется в виду Учение «Живой Этики» - Агни Йоги - синтеза знания Запада и мудрости Востока, Учение, Провозвестницей которого в 20-е годы выступила Елена Ивановна Рерих. Учение это, отвечающее на самые важные вопросы человеческого бытия вообще и отдельного человека в частности, может быть названо Третьим Заветом (после Завета Ветхого и Евангелического).

Миссия Четырех Рерихов - родителей и двух сыновей - заключалась в творческой разработке Учения Огня, как переводится Агни Йога. Каждый трудился на своем созидательном поприще. Если младший сын Рерихов воплощал в себе преимущественно художническое начало, то сын старший - начало научное.

Крупнейший лингвист, востоковед, ученый с мировым именем, Юрий Николаевич Рерих рано ушел из жизни, но остался в памяти общавшихся с ним как человек величайшей нравственности, чести и долга, современный Байярд, «рыцарь без страха и упрека»...

Все четверо в непрестанных трудах и геройском преодолении всевозможных препятствий озарили отведенный им земной отрезок Пути как великие служители Света - пламеносцы Прометеи. Разбросанные ими огни Истины не погасли.

К Рериховскому движению под Знаменем Мира и Культуры примкнули многочисленные последователи, подлинные и (как водится испокон) мнимые...

Елена Ивановна в Письмах с сожалением и горечью упоминает об убогих «светляках» и фальшивых «гуру». Как часто мы склонны забывать уроки повседневного опыта: никакой корреляции между декларируемой позицией и скрытыми от глаз мотивами решений и поступков у лиц с тщательно замаскированной самостью нет. Действительность подбрасывает нам такие коварные сюрпризы, такие чудовищные несоответствия личности и личины, что разум теряется в догадках - что это: случайно нарушенное равновесие чаш добра и зла в руке невозмутимой Фемиды или гримасы Князя мира сего, наслаждающегося привносимым им разладом в запрограммированную Господом Богом гармонию? Так или не так, несомненный заказчик невыносимо усиливающихся диссонансов партитуры оркестра земной эволюции - Кали Юга!

Гении и таланты

Феномен семьи из четырех Титанов-светоносцев уникален в истории. Гении обычно несовместимы.

Браки между замечательными творческими индивидуальностями, как правило, нестабильны. Вспомним недолгое супружество Шопена и Жорж Санд, Николая Гумилева и Анны Ахматовой, Сергея Есенина и Айседоры Дункан...

Другой эмпирический факт: великие люди не дают гениального потомства, хотя талантливые дети, впоследствии приобретающие громкие имена, у них возможны. Таковы Дюма-отец и Дюма-сын, также гениальная Анна Ахматова и ее талантливый сын историк Лев Гумилев и другие.

Наблюдаются обратные примеры, когда талантливые фамилии кульминируют гения. В череде нескольких поколений музыкально одаренных Бахов возник великий Иоганн Себастьян Бах. Видный русский историк Сергей Соловьев дал миру великого мыслителя и поэта Владимира Соловьева. Гениальная Елена Петровна Блаватская произошла из семьи, причастной литературе: мать ее (Ган) и сестра (Желиховская) были известными писательницами.

Производительная природа никогда в прошлом как будто не проявляла особых усилий, чтобы создать несколько равновеликих людей у одного семейного очага... Скорее всего - не было в том необходимости. Какая же причина заставила изменить давно принятый распорядок, чтобы сконцентрировать творческую и духовную энергию в Тетраде избранников, объединенных родством и грандиозной задачей - обратить человеческое сознание к Надземному, к Дальним Мирам и раздвинуть горизонты до принятия Беспредельности?

Одностороннее и уродливое развитие интеллекта в нашей пятой расе, тиранический примат рассудка над сердцем, неуклонно нарастающая угроза глобальной катастрофы, провоцируемой Кали югой!

Будущая раса человечества

Елена Ивановна Рерих писала более полувека тому назад: «Цикл Кали Юги для нашей планеты близится к концу. Именно сейчас мы переживаем переходное состояние. Сатья Юга должна начаться с утверждения шестой расы, отдельные группы которой уже появляются на Земле, но истинное наступление Сатья Юги <...> может совершиться лишь с очищением планеты от негодного материала и с появлением Новых материков» (Письмо от 21.5.1935 г.).

Думается, что Матерь Агни Йоги, как называли Елену Ивановну Махатмы, высказываясь об «отдельных группах» новой расы, подразумевала не конкретно свершившееся, а перспективу. В то время стопроцентно реализовалась, мы можем утверждать с уверенностью, лишь одна группа представителей шестой расы - семья Рерихов!

В чем кардинальное отличие посланцев Эры Света от людей пятой расы - незаурядных предшественников и современников Рерихов, так же, как они, устремленных к Свету? В совершенстве - полной психофизической гармонии. Люди пятой расы (даже лучшие) в той или иной мере деформированы прессингом Кали Юги.

Превосходство числа «4»

Поставим вопрос: почему Высшей Воле понадобились на Земле именно Четыре вестника? Не три, например, или не пять?

Ответ содержится в герметическом Учении Пифагора. Каждый из Рерихов явил собой человека, которого Пифагор определил как «безупречно пирамидального умом, душой и телом». Что значит «пирамидального»? «Пир» - по-гречески «огонь». Следует ли отсюда, что пирамида - геометрическая конструкция, символизирующая пламя?

На первый взгляд никакого сходства нет, кроме одного общего признака огня и пирамиды: язык пламени, как вершина пирамиды, заостряется в верхней точке.

Обратимся к авторитетному источнику - Агни Йоге. Цитирую «Мир Огненный»: «Среди толкований о пирамиде усмотрите одно, которое предуказывает Три Мира. Вершина - Мир Огненный, где все едино; середина помещения - Мир Тонкий, где естества уже разделены; и низ - Мир Плотный » (ч. III, 519).

Здесь пирамида, как трехчленная модель мироздания, согласуется с трехчленным эталоном пирамидального, т.е. совершенного, человека по Пифагору. Но так и должно быть по закону аналогии макро- и микромиров! Как вверху, так и внизу. Огонь венчает пирамиду, как дух венчает человека.

Вспомним вдохновенную картину Чюрлениса 1908 года «Соната пирамид», часть III, скерцо: на остриях пирамид нижнего и верхнего ряда горят шаровые огни, а к вершинам пирамид в середине картины притягиваются зигзаги молний...

Читаем в «Знаках Агни Йоги»: «Стихия или субстанция Огня - не только видимое пламя или шире - плазма, но важнейшая сущность Материи, Жизни и Духа, объединяющая их и подвигающая по эволюции» (342).

Таким образом, мы вправе сформулировать: пирамидальный человек Пифагора - это огненный человек, в идеале - Агни Йог.

Когда пифагорейцы клялись тетрадой, это была присяга не только числу Четыре, но также присяга Огню, ибо герметическое значение стихии Огня именно число Четыре.

В «Разоблаченной Изиде» Блаватская пишет: «От тройного Единого эманировал целый Космос. Сперва из Единицы эманировало число Два, или воздух; затем - Три, вода; эфир или огонь завершили мистическое Четыре »... Воистину, четыре - мистическое число, как три - число священное.

Если внимательно присмотреться к разным аспектам значений числа четыре, нельзя не обратить внимание, что все они сводятся к одному знаменателю - Огню в высоком смысле, о чем необходимо сказать, ибо есть огонь в смысле низком: первый - пространственный огонь, олицетворенный громовержцем Зевсом-Юпитером, последний - подземный огонь, хозяин которого Гефест-Вулкан. Оба рода огня находятся в космическом противоборстве. Подземный огонь, вырываясь при противозаконной деятельности людей, приводит к массовым бедствиям. Пространственный огонь усмиряет взрывы огня подземного и гарантирует жизнь на планете.

В эзотерике каждый день недели посвящен какому-то античному богу. Случайно ли покровитель четверга, то есть четвертого дня недели - Юпитер?

Мы знаем, что огонь - сущность Материи, Жизни и Духа. А дух не ограничен рамками трех измерений пространства. В книге «Знаки Агни Йоги» содержится поразительное откровение, опять же связанное с числом четыре: «Так называемое четвертое измерение есть свойство психической энергии » (542).

В тибетско-русско-английском словаре с санскритскими параллелями Юрия Николаевича Рериха слово «Веда» истолковывается как знание, научная книга, эпитет Брахмы и число четыре. Кроме того, «рожденный ведами» - эпитет бога огня, а «Владыка вед» - планета Юпитер.

Мы позволили себе столь подробно остановиться на значении четырех, чтобы обосновать исключительную мистическую и провиденциальную мощь союза, составившего Тетраду Рерихов. Четыре - оптимальная энергетическая батарея, огненная аура которой способна разрядить черные тучи ядовитого газа над Землей и возмущение клокочущего в недрах мрачного и буйного огня...

Мы недостаточно понимаем превосходство качества над количеством. Нет чисел больших, чем один и четыре! Но духовные мертвецы предпочитают коллекционировать нули. Так угодно Кали Юге!

Армагеддон

Между Кали Югой и Сатья Югой - Армагеддон - решающее и, возможно, завершающее земную историю человечества сражение сил тьмы во главе с Князем мира сего против сил Света, возглавляемых Архангелом Михаилом. Елена Ивановна Рерих датирует начало Армагеддона 1931 годом. Вместе с тем в Учении имеется указание, что разрушительный период человеческой цивилизации ознаменовался Первой Мировой войной 1914-1918 гг., значит, 1914 год можно рассматривать как пролог Армагеддона.

Рерихи пророчески предчувствовали приближение эсхатологической эпохи. В 1912 году Николай Константинович создает картину «Ангел Последний», воспроизведя на этом полотне вещий сон Елены Ивановны. Она рассказывает, что видела, как «небо стало черно-бархатным, внезапно на нем поднялся гигантский красно-огненный Ангел, грозный-прегрозный, и занял весь западный небосклон. Ноги Его опирались на два столба червонного света... У пояса его висел ключ. В одной руке держал Он весь исписанный свиток, в другой - меч... »

Имеются две одноименные картины Рериха: вполне соответствующая рассказанному сну и более вольная трактовка сюжета, где среди клубящихся багровых облаков над охваченной пожарами землей внешне невозмутимая фигура с копьем и щитом...

Здесь необходимо отметить, что творчество Николая Константиновича всегда было сотворчеством с Еленой Ивановной. Она подсказала ему сюжеты многих полотен принципиально-важного вестнического значения. Такими были картины начала 1914 года «Крик Змия», «Град обреченный»... Впечатление от них потрясло общественность. Символика искусства предуготовила ужасную действительность.

Впоследствии Святослав Николаевич осуществил свой вариант «Ангела Последнего»: Вершитель Судного Дня, опираясь на огромный меч, возвышается над бушующим океаном пламени...

Преемственность - от отца к сыну - продиктована не увлекательными художественными задачами эффектного сюжета, а насущной тревогой перед возможностью окончательного предела человеческого бытия на Земле, продиктована благим намерением подготовить человеческое сознание к заключительному всеобщему испытанию души, сердца и духа - это ли не доказательство единого чувствознания и духоразумения двух необыкновенных индивидуальностей? Точнее - не только двух!

Елена Ивановна в одном из писем рассказывает, что свыше ей было дано узреть будущность планеты при наихудшем исходе: непроницаемый, удушающий, всеобъемлющий мрак...

Это не игра воображения, не какие-то вольные фантазии, не причуды прихотливого сочинительства, а провиденциальная неопровержимая фактография, основанная на полном объединении сознаний, т.е. на палории, как говорится в книге «Сердце» (150). Палорией объясняется монолитность творческой и общественной деятельности Четырех Рерихов.

Реализация Сатья Юги наступит при лучшем исходе Армагеддона. Каким будет человек Сатья Юги? Таким, как Рерихи: способным к палории, к синтезу, к ориентации не на гипертрофированный интеллект - монополист пятой расы, а на исполненное благожелательства и любви сердце. Читаем в «Знаках Агни Йоги»: «Многие тысячи лет назад было сказано: "Будет время, когда люди откроют сердца свои и вознесут Чашу Высшему". Пришло время, когда человечество близится к шестому совершенствованию, и начнет пылать огонь над Чашей » (557).

Природа - книга мудрости

Сокровенное знание неотделимо от сокровенной тайны. Однако, вопреки распространенному представлению, сокровенное не есть сокрытое, а есть недосказанное. Если картину или стихотворение можно исчерпывающе передать словами, то это не живопись, а фотография; не поэзия, а проза. Символ принципиально не определен, ибо, став определенным, перестает быть символом.

Живопись Рерихов исходно реалистична, как реалистична в наглядности своей сама Природа, по видимости земная, но приглашающая в реалии Беспредельности...

Святослав Николаевич писал: «Ничто не доставляет мне столько удовольствия и радости, как погружаться в природу и читать ее книгу мудрости. И эта радость, которую ощущаю в контакте с природой, и есть ключ к моему творчеству, к моим картинам».

Радость от общения с Красотой природы в самом деле расцвечивает всеми цветами радуги индийские пейзажи художника. Как будто исключительно бытовые сюжеты серии картин Святослава Николаевича о простых индийских людях, такие как «Осенний праздник», «Мои соседи», «Дом гончара», содержат ненавязчивую сверхзадачу передать великолепие красок этого мира в той счастливой части его, которая живет в исконной гармонии с Законами Космоса.

Совершенно особенное, напряженное, как натянутая струна, настроение контакта с Миром Высшим в картинах «Весть», «Вечная жизнь», «Молчание», «Священная флейта», «Канченджанга. Тайный час». Формально никакой мистики в этих картинах нет, но есть недосказанность тайны, столь же чарующая и вдохновляющая нас, как в картинах Рериха-отца.

Совсем другого, трагедийно-эсхатологического смысла продолжающие тему «Ангела Последнего» полотна «Распятое человечество» и «Ты не должен видеть этого пламени!» Нельзя закрыть глаза на конвульсивные судороги Кали Юги...

Воспоминание о Святославе

Впервые я увидел Святослава Николаевича Рериха в 1984 году в Политехническом музее в Москве, за день до трагической гибели Индиры Ганди. Он выступал перед большой аудиторией, напряженно внимавшей каждому его слову. Восхищавший в молодости внешностью светского льва, Святослав Николаевич за минувшие десятилетия превратился в убеленного сединою величавого мудреца со спокойными, размеренными движениями и тщательно взвешенными, продуманными - по сознанию слушателей - словами.

Он говорил о непреходяще ценном, о том, что когда-то олицетворяли Тот-Гермес Трисмегист, Серапис, Митра, Бальдер, Орфей и другие, почитаемые как образцы Мудрости, Добра и Света, легендарные Божественные Сущности. Все обладатели Единой Истины не повторяли друг друга. В их провозвестиях звучала неизменная торжественная Музыка Сфер, но у каждого в собственной аранжировке.

В выступлении Святослава Николаевича особенно запомнилась тема качественности личного бытия, необходимости каждодневного самосовершенствования .

Речи о высоком всегда находятся в опасной близости к ничему не обязывающим абстрактным призывам и благонамеренным декларациям. Но в обращении Рериха к слушателям не было ни тени краснобайства. Каждое слово убеждало, как протянутая рука Друга - Старшего, помогающего младшему подниматься со ступеньки на ступеньку.

Кто не испытал, хотя бы однажды, желания проснуться на следующий день новым, преображенным, лучшим человеком? Но так, по мановению волшебной палочки, не бывает. «Только неустанной работой над собой и в стремлении сделать сегодня лучше, чем вчера, - учил Святослав Николаевич, - а завтра лучше, чем сегодня, можно достичь постепенного самосовершенствования, необходимого для духовного роста». Восхождение должно быть безостановочно, иначе его нет!

В конце выступления Святослав Николаевич неожиданно предложил присутствовавшим помолиться о здоровье Индиры Ганди...

Уверен, что ни у кого из слушателей не было даже намека на мысль об угрозе, нависшей над жизнью руководительницы индийского народа. И С.Н.Рерих на земном плане тревожной информацией вряд ли располагал. На следующий день мы узнали об убийстве Индиры, большой и светлой общественной деятельницы, испытанного друга семьи Рерихов...

Подобно Молоху, ненасытна в пожирании жертв Кали юга!

Начиная с 1947 года, когда Николай Константинович покинул земную жизнь, мы постоянно теряли Держателей Мира, Хранителей Камня Ориона и Священного Огня Чаши Грааля - Елену Ивановну (1955 г.), Юрия Николаевича (1960 г.).

В 1993 году мы лишились Святослава Николаевича Рериха. Света на земле стало меньше.

Даритель Огня

Трагедия Прометея, обреченного богами на вечные муки за то, что он для земного человечества похитил небесный огонь, не в наказании Титана, не в нескончаемой казни, а в неблагодарном беспамятстве людском...

Мы любуемся древнегреческими статуями Зевса, Аполлона, Афины-Паллады, Афродиты, Арея, Гермеса, Геракла...

Среди них нет Прометея. Мы почитаем великих наставников человечества - Будду, Лао-Цзы, Конфуция, Зороастра, Моисея, Пифагора, Платона, Иисуса Христа, Магомета...

Среди них нет Прометея. Да, история литературы может похвалиться шедевром, восславившим подвиг Титана - трагедией Эсхила «Прометей прикованный». Да, история музыки гордится другим шедевром - симфонической поэмой Скрябина «Прометей». При случае принято с уважением упоминать имя Титана. Но никогда и нигде не имел места культ Прометея, подобно культу знаменитых Вожатых мировой культуры .

Между тем Дар Прометея людям не уступал Дароприношению Христа. Распятие Прометея - по мере и длительности страдания - превосходило Голгофу Иисуса!

Отношение к Прометею - вопиющий рекорд несправедливости. И рекорд абсурда, ибо никто значение огня (ни в традиционном, ни в эзотерическом смысле) в прогрессе земной цивилизации не отрицает и не умаляет.

Но есть нечто худшее, чем ложь и клевета темных: равнодушие серых. Пламя Прометея не зажгло их сердец.

Бессердечие и бездуховность Кали Юги не позволили построить мемориал, достойного наилучшего из небожителей.

Но мемориал воздвигнут будет. Огнесердечные чтут Титанов-Прометеев.

Не останавливаюсь здесь на жанре портрета, великолепно освоенного С.Н.Рерихом, а также на картинах художника астральной тематики, не представленных на его прижизненных выставках.

Елена Ивановна писала: «Устремление к усовершенствованию качества всегда и во всем есть наикратчайший путь для развития и утончения психической энергии» (Письмо от 9.08.37 г.).

Применение огня в людском быту и научной перспективе - главная, но не единственная заслуга Прометея. Прометей (это не общеизвестно) был просветителем человечества во всех ремеслах и науках, включая герметическое знание. Вот как рассказывает о себе Титан в трагедии Эсхила «Прометей прикованный»:

О бедствиях послушайте Людей.
Они как дети глупые.
Я наделил их мыслью и сознанием.
Смотрели раньше люди и не видели.
И слушали, не слыша.
Словно тени снов туманных, смутных,
Долгую и темную влачили жизнь...
Я восходы и закаты звезд
Им первый показал.
Для них я выдумал Науку чисел, из наук важнейшую,
Сложенью букв я научил их...
...Установил я разные гаданья
И объяснил, какие сны сбываются,
Какие - нет, и вещих слов значение
Раскрыл я людям, и примет дорожных смысл...
Короче, все искусства, до единого
От Прометея получили смертные.


Вот почему фигура Прометея должна быть в одном ряду с ведущими Учителями в истории Культуры человечества.