Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Василий Дмитриевич Поленов: картины и биография. Художник поленов

Василий Дмитриевич Поленов: картины и биография. Художник поленов

Работавший в разных жанрах художник запомнился публике, прежде всего, как создатель замечательных образцов русского пейзажа. Запомнился солнечной, радостной простотой своих картин. Возле работ Поленова в Третьяковской галерее всегда скопление народа. Небо светлое, высокое, омывающее купола церквей и деревянные крыши дворовых построек, блики на дорожках, кущи сирени и буйные заросли травы – все это безыскусное, знакомое, и во всем этом она, Россия-матушка. Увидеть привычных вещей и передать ее так, чтобы тронуло сердце, под силу только большому таланту. 18 июля – день памяти этого замечательного художника. Дай Бог, чтобы творчество Василия Дмитриевича не ушло из памяти, как это часто бывает с классикой. Привычка в этом случае – род забвения. Пусть в том или ином жанре кто-то из наших молодых читателей откроет для себя «своего» Поленова.

В бодром духе

Холодная и мрачная выдалась осень в 1920-м. Беспощадный зной минувшего лета во многих районах уничтожил посевы. За реквизициями начался массовый голод. 76-летний художник жил в бывшей своей усадьбе Борок. По неделям не вылезал из толстого пиджака, не снимал шапки и рукавиц. Чтобы как-то подкрепить себя, пек яблоки и с утра до вечера работал.

Чем поддержать людей, когда так трудно, тоска подступает? И тут-то родилась идея – показать красоту Божиего мира, дать хоть немного радости. На этот раз Поленов задумал нечто сказочное: устроить световой с подсвеченными картинами, на которых бы изображалось путешествие по разным уголкам земли. «Вы подумайте только, как живут крестьяне» , — говорил Василий Дмитриевич, — «Полгода холода, темноты, ничего кроме трактира… С тоски можно умереть…И вдруг кругосветное путешествие!» .

Для создания картин художник использовал свои ранние этюды, привезенные из поездок. Он сам сконструировал и изготовил переносной складной ящик для диорамы. Голод и работа понемногу подорвали его здоровье – писал он стоя. Когда диорама была, наконец, готова, он собрался ехать в Страхово, чтобы лично участвовать в показе, и тут ноги предательски отказались служить – распухли так, что валенки надеть было невозможно. Но не так-то просто было удержать Василия Дмитриевича на месте — он велел разрезать валенки сверху и все-таки поехал. Диораму открыли при местном музее, а ее создатель скромно сидел на крыльце при входе и любовался улыбающимися лицами выходящих зрителей.

Стремление приносить людям радость он сохранил до конца своей жизни, а в 80 лет – получил известие о присвоении ему звания народного художника. Он и был народным художником, по сути – вместе со своим народом переживал то, что стало общим уделом.

Многие люди отмечали присущий Поленову аристократизм. Пастернак писал о нем: «Это был единственный, в полном и лучшем смысле слова, джентльмен – европеец и аристократ» .

Поленова же такие определения смущали. Как-то он заметил родным: «Здесь почему-то все считают меня аристократом. Это какое-то недоразумение. Я никаких дворянских качеств в себе не чувствую. Постоянно работаю, да и выше всего люблю работу…Близкие мне люди все работники» . Поленов, действительно, всю жизнь трудился, но все же, связь с дворянской культурой выделяла его из среды художников и во многом определила своеобразие его творчества.

Истоки таланта

Родился Василий Дмитриевич Поленов в Петербурге, в 1844 году в родовитой семье. Отец его был крупным чиновником и дипломатом, и одновременно – известным историком и археологом. В доме Поленовых собирались художники, профессора, музыканты, ученые, и Василий рано приобщился к интеллектуальной и художественной атмосфере. С этим были связаны и трудности при выборе жизненного пути. С юности ему многое удавалось, и он никак не мог выбрать между наукой и искусством. Наконец, в семье было решено, что университетское образование ему не помешает, и Василий Дмитриевич поступил на физико-математический факультет университета, не оставляя и занятий на ученическом курсе в Академии художеств. Правда, живопись уже тогда больше увлекала его, и он даже на время ушел из университета.

Интерес Поленова к искусству во многом был обязан тому, что его учителем оказался один из лучших педагогов той поры, воспитавший целую плеяду великих художников – П.П. Чистяков. Через несколько лет, по настоянию родителей Поленов вернулся на университетскую скамью (на этот раз в качестве студента юридического факультета), но внутренний выбор, по-видимому, уже состоялся. Однако о получении высшего образования художник никогда не жалел – оно расширило круг его представлений, что было важно и для творчества. В годы учебы он с удовольствием посещал самые разные курсы: по праву, анатомии, по строительному искусству и начертательной геометрии и, наконец, по истории изящных искусств.

Две медали

1871 год в жизни начинающего художника был особенным. Впереди были выпускные испытания в университете и в Академии художеств, практически, одновременно. Экзаменовка не была для Василия Дмитриевича пустой формальностью. Он держал экзамены с честью. Большую часть предметов в университете Поленов сдал на «отлично», а между тем, в Академии его ожидало не менее серьезное испытание.

В качестве темы работы для выпускного конкурса они с И.Е. Репиным – его однокурсником – получили . Известная история о том, как Христос воскресил скоропостижно умершую 12-летнюю дочь начальника синагоги. По окончании работы на суд Академии были представлены две замечательные, но совершенно разные по стилю и по настроению картины. Репину удалось передать величие и таинственность чуда воскресения. В репинском образе Спасителя была и божественная сила, и мощь, и доброта, и Его безмерное одиночество среди мира. При взгляде на этот образ вспоминались слова пророчества о Христе: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Ис. 54:3; Мф. 8: 17). «Мужем скорбей» был Христос на картине Репина.

И.Е. Репин «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.)

Иное художественное решение предложил Поленов. Его работа выглядела более простой, почти жанровой, чудо было, как бы, растворено в повседневности, а при взгляде на его образ Спасителя вспоминалось другое пророчество – «нет в нем ни вида, ни величия» (Ис.53:2). Усталым путником, самоотверженным врачом представил Господа художник. Картина служила напоминанием о том, что, придя в мир, Сын Божий по смирению«принял зрак (т.е. образ) раба» , уподобился нищим земли. И сколько теплоты и надежды было во взгляде девочки, которую держал за худенькую, прозрачную от болезни руку Христос! Оба выпускника Академии получили за свои картины большие золотые медали и право на заграничные поездки для совершенствования своего таланта.

В.Д. Поленов «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.)

От европейского романтизма – к русской лирике

Путешествуя по Европе, Поленов искал свой «стиль», свою дорогу в искусстве. Он привез из заграницы две значительные исторические картины – «Арест гугенотки» и «По праву господина». Обе были высоко оценены знатоками живописи, однако еще слишком напоминали работы европейских мастеров, а Поленов не хотел идти путем простого подражания.

«Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон» (1875.г.)

Прошло несколько лет, и Василий Дмитриевич, наконец, нашел свою «нишу». В те годы он сближается с передвижниками – художниками нового поколения, противопоставившими суховатому академизму с его строгими канонами – более живое, реалистическое изображение действительности.

Поленов с его стремлением к простоте встраивался в это направление. И тогда один за другим появились на свет его «тургеневские» пейзажи. Прежде русские художники часто подражали итальянским мастерам, искали особые виды, необычное освещение. Казалось, что из «бедной русской природы» нельзя извлечь ничего особенного. Поленов же опрокинул стереотипы, смог передать красоту привычного. Работы его были то радостными, как «Московский дворик», пронизанными солнцем, то немного грустными, передающими неброскую прелесть, застенчивость поросших травой и кустарником старинных усадеб.

«Московский дворик» (1878 г.)

«Бабушкин сад» (1878 г.)

Глядя на его «Бабушкин сад» или «Заросший пруд», хотелось погрузиться в неторопливую, размеренную жизнь, где все – уютный дом с историей, мостки и лодка, укромные уголки сада и лилии на воде – радовало сердце, было близко и соразмерно человеку. Успех картин Поленова был полным, и если прежде друзья, подшучивая над его увлечением Европой, называли его «Доном Базилио», то теперь ему присвоили почетное «звание» — «рыцаря передвижничества».

«Заросший пруд» (1879 г.)

Дорогами Христа

Художественное наследие Поленова – это не только пейзаж, историческая и жанровая живопись. Еще в юности под впечатлением работы Иванова «Явление Христа народу», художник задумал создать цикл картин о жизни Спасителя. С этой целью Василий Дмитриевич много путешествовал, изучал природу, быт, этнографические детали, пока, наконец, не воплотил свой замысел. При этом ему удалось сохранить ту же простоту, что и в русском пейзаже.

Одна из известных работ поленовского цикла – «На горе». Мы знаем, что Господь — Создатель мира, но как просто передает это Поленов! — Христос здесь – путник, находящийся в полной гармонии с природой. Он – источник ее красоты и совершенства.

«На горе»

Та же будничность, то же отсутствие внешних эффектов – и в работе В.Д, Поленова «Христос и грешница», где главной является тема милосердия и правосудия. Яростная толпа с чувством мнимой правоты под крики и улюлюканье влачит к Иисусу обличенную в грехе молодую женщину, а Тот хранит удивительное спокойствие. Еще минута, и после нескольких Его слов от этого множества народа не останется никого, а над головой этой несчастной, успевшей пережить и ужас позора, и угрозу расправы, — заплаканной, оцепеневшей, — прозвучит слово прощения и предостережения…

«Христос и грешница» (1887 г.)

В каком бы жанре ни работал Василий Дмитриевич Поленов, писал ли он интерьеры или античные развалины, жанровые портреты или пейзажи, повествовал ли о жизни Христа, – все его творчество излучало мир, гармонию и добро. Так он понимал свое призвание, свое назначение художника.

«Теремной дворец» (1877 г.)

1 Цит. по: Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. – Л. Художник РСФСР, 1991. С. 105

2 Пастернак Л.О. В.Д. Поленов. Из моих воспоминаний. Г Т Г. О Р. ф. 54, ед. хр. 3415 (Цит. по: Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. С. 106)

3 Цит. по: Сахарова Е.В. Народный театр и семья В.Д. Поленова. Воспоминания дочери художника. // Тарусские страницы. – Калуга, 1961. С. 149

4 Название свое это направление получило, благодаря передвижным художественным выставкам, которые художники организовывали по разным городам России.

При работе над материалом были использованы следующие источники:

  1. Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. – Л. Художник РСФСР, 1991.
  2. Сахарова Е.В. Народный театр и семья В.Д. Поленова. Воспоминания дочери художника. // Тарусские страницы. – Калуга, 1961.
  3. Сахарова Е.В. В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова. Хроника семьи художника. – М., 1964.
  4. Любимые русские художники. Василий Дмитриевич Поленов. (http://www.bibliotekar.ru/kPolenov)
  5. Государственный музей усадьба В. Д. Поленова (http://polenovo.tula-oblast.ru)
  6. Поленов, Василий Дмитриевич. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. // ВикипедиЯ.

Художник Василий Дмитриевич Поленов – русский живописец, всемирно признанный мастер пейзажной, жанровой и исторической живописи, педагог, Народный художник РСФСР.

В. Д. Поленов. Портрет работы Ильи Репина

Биография и творчество художника Василия Поленова

Художник Василий Поленов родился в июне 1844 года в Петербурге, в многодетной дворянской семье. Его отец, Дмитрий Васильевич Поленов, был известным в столице археологом и библиографом, секретарём Русского археологического общества, который увлекался искусством, изучал летописи и историю.

Мама художника, Мария Александровна (урождённая Воейкова), была детским писателем, занималась живописью.

В детстве будущий художник много времени проводил в имении своей бабушки В.Н. Воейковой, дочери известного архитектора Николая Львова. Вера Николаевна, после ранней смерти родителей, воспитывалась в доме Гаврилы Державина, хорошо разбиралась в русской истории, знала народную поэзию, сказки и русские былины. Бабушка много времени уделяла внукам, поощряла их увлечение живописью, устраивала для детей творческие конкурсы, в которых победитель, как в Академии, награждался медалью.

Для наиболее одарённых детей (старшего Василия и младшей Елены) были наняты педагоги по живописи из числа студентов Академии художеств. Так в доме Поленовых появился П.П. Чистяков, встреча с которым стала действительно судьбоносной для Василия Поленова.

С 1861 по 1863 годы Поленов учился в Олонецкой губернской мужской гимназии, которая располагалась в городе Петрозаводске. После окончания гимназии Василий, вместе со своим братом Алексеем, поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет. А после лекций, как вольноприходящий ученик, посещал лекции в Академии Художеств. А ещё изучал анатомию, посещал уроки по строительному искусству, изучал начертательную геометрию и историю изящных искусств, пел в студенческом хоре и даже сочинял музыкальные произведения.

Вскоре Василий Поленов оставил университет и стал постоянным учеником натурного класса Академии Художеств. В 1867 году молодой художник окончил курс в Академии Художеств с серебряными медалями за рисунки и этюд, принял участие в конкурсе на золотую медаль по классу исторической живописи.

В январе 1868 года Поленов вернулся в университет, но уже на юридический факультет, защитил, в 1871 году, диссертацию по теме «О значении искусства в его применении к ремёслам».

В 1869 году картине «Иов и его друзья» была присуждена малая золотая медаль.

Иов и его друзья

В 1871 году за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира», Василий Поленов был награждён большой золотой медалью и в 1872 году, как пенсионер академии, отправился на шесть лет в заграничную поездку по странам Европы.

Христос воскрешает дочь Иаира

Художник посетил Мюнхен и Вену, Флоренцию, Неаполь и Венецию, некоторое время жил и работал в Париже, где кроме прочего написал полотно «Арест графини д’Этремон» — за эту работу в 1876 году Поленову будет присвоено звание академика.

Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон

Написанная в Германии картина «Право господина» будет продана Павлу Третьякову за очень большие деньги – меценат был настолько поражён полотном, что купил его не торгуясь.

Право господина

Цезарская забава

В 1874 году Василий Дмитриевич, по приглашению И.Е. Репина, приезжает в курортное местечко Вёль (Нормандия), где пишет знаменитые картины «Нормандский берег» и «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия».

Нормандский берег

Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия

Италия представляется мне не такой, как принято ее изображать. Желто-красных тонов я как-то мало вижу, разве при закате, а мне представляются скорее серебристо-оливковые, то есть серые.

Это впечатление от Италии художник показал в картине «Итальянский пейзаж с крестьянином».

Итальянский пейзаж с крестьянином

За два года до окончания срока заграничной поездки Поленов начал хлопотать о досрочном возвращении на родину.

Пользу она [заграничная поездка] мне принесла во многих отношениях, главное, в том, что все, что до сих пор я делал, не то, все это надо бросить и начать снова-здорово. Тут я пробовал и перепробовал все роды живописи: историческую, жанр, пейзаж, марину, портрет головы, образа животных, nature morte и т. д. и пришел к заключению, что мой талант всего ближе к пейзажному, бытовому жанру, которым я и займусь.

В 1876 году художник возвращается в Россию и вскоре оказывается на русско-турецкой войне в качестве официального художника при главной квартире наследника-цесаревича (будущего Всероссийского императора Александра III). Василий Дмитриевич создаёт целую серию иллюстраций о жизни армии на войне для журнала «Пчела». А вот батальных полотен писать не стал.

Комната командующего Рущукским отрядом Великого князя Александра Александровича в Брестовце

В своём письме к русской певице Марье Климентовой-Муромцевой художник так объясняет своё душевное состояние:

Сюжеты человеческого изуродования и смерти слишком сильны в натуре, чтобы быть передаваемы на полотне, по крайней мере, я чувствую еще в себе какой-то недочет, не выходит у меня того, что есть в действительности, там оно так ужасно и так просто.

Вернувшись с войны Поленов увлечённо работает в области театрально-декоративной живописи, с 1882 года становится преподавателем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учениками становятся И.И. Левитан, И.С. Остроухов, К.А. Коровин, А.Е. Архипов, А.Я. Головин, Е.М. Татевосян и ещё целый ряд впоследствии ставших знаменитыми художников.

В 1878 году, на VI Передвижную выставку, Поленов представил свою картину «Московский дворик», которая была написана с натуры в одном из арбатских переулков. Успех картины был оглушительным и совершенно неожиданным для автора, которого с этого момента нарекли родоначальником нового жанра в живописи – интимного пейзажа.

Московский дворик

Самому Поленову «Московский дворик» не нравился и он в сопроводительном к картине письме писал:

К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным, надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время.

В 1879 году художник становится членом «Товарищества передвижных художественных выставок».

После «Московского дворика» художник приобретает славу мастера эпического пейзажа и слава эта только растёт после работ, которые были написаны в результате путешествия по Оке и по Ближнему Востоку, по местам связанным с колыбелью христианства.

Заросший пруд

Бабушкин сад

Из поездки по святым местам Поленов привозит картину «Христос и грешница», а также и другие картины, которые написаны в совершенно новой для живописца манере.

Христос и грешница

В 1888 году художник представляет публике картину «На Тивериадском (Генисареретском) озере».

На Тивериадском (Генисареретском) озере

В 1890 году на деньги вырученные от продажи картины «Христос и грешница» Поленов приобретает небольшое имение на берегу Оки в Тульской губернии, строит по собственному проекту дом с художественной мастерской и называет своё имение «Борок». В этом имении художник много работает, даёт уроки для детей из окрестных сёл. А ещё строит народный театр и церковь в ближайшем селе Бёхове.

В 1899 году Василий Дмитриевич отправляется в новое путешествие на Ближний Восток с целью собрать материал для задуманной художником грандиозной серии «Из жизни Христа». В 1909 году картины, написанные в результате этой поездки, были представлены публике и выставка имела грандиозный успех.

Среди учителей

После Октябрьской революции Василий Поленов продолжает просветительскую деятельность: работает с крестьянской молодёжью, создаёт театральные кружки, преподаёт детям основы живописи. При этом находит время и для творчества – в 1919 году была окончена картина «Разлив на Оке», которая впоследствии будет названа лучшей в позднем творчестве Поленова.

Разлив на Оке

Русская деревня

В 1924 году в Третьяковской галерее была организована персональная выставка Поленова в честь 80-летия живописца, а в 1926 году Василию Дмитриевичу было присвоено звание Народного художника РСФСР.

В июле 1927 года Василий Дмитриевич Поленов скончался в своей усадьбе «Борок» и был похоронен на сельском кладбище в селе Бёхово на крутом берегу Оки.

Монастырь над рекой


Василий Дмитриевич Поленов был совершенно уникальным человеком, имеющим не только талант гениального пейзажиста, а и дар архитектора, музыканта, сочиняющего музыку и играющего на клавишных инструментах, скрипке и аккордеоне; артиста и режиссера собственного театра, талантливого педагога. А еще ко всем его талантам Василия Дмитриевича называли "рыцарем красоты". Но почему так вышло, что к своей любви он шел половину всей своей жизни, далее в обзоре.


Знаменитый пейзажист Василий Поленов (1844-1927), которому стать художником было, что называется «на роду написано», был правнуком архитектора Николая Львова по материнской линии, внуком Веры Воейковой, которая была воспитанницей Гаврилы Державина, мудрой и высокообразованной женщиной. Многие творения художника созданы под влиянием и впечатлением от семейных историй, которые рассказывала бабушка своим внукам.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0017.jpg" alt="Московский дворик.

Все пейзажи Поленова, с их спокойным и широким разворотом пространства, обилием света и воздуха, несут в себе умиротворение и восторг, а колорит его картин приводит в восхищение. В те годы покупатели красок в московских лавках наивно требовали у торговцев: «Дайте нам краски, как на картинах художника Поленова! Такие, знаете, яркие, солнечные, пусть даже они будут стоить дороже!»

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0016.jpg" alt="Василий Поленов" title="Василий Поленов" border="0" vspace="5">


Там он и встретил впервые 18-летнюю Марусю Оболенскую, русскую девушку, обучавшуюся в Италии оперному пению. Во время совместных прогулок по Римской Кампанье между 28-летним Василием и 18¬летней Марусей зарождается нежная привязанность и влюбленность.
И вскоре, ярко вспыхнувшие чувства Поленова были такими сильными, что он лишился сна и покоя. Около четырех месяцев длились его любовные страдания, но ему так и не хватило духу, чтобы объясниться с Марусей.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219415827.jpg" alt="Больная. (1886).

Похоронили Оболенскую в белом наряде невесты. А Поленов, очень тяжело переживая утрату любимой и сожалея, что не успел признаться ей в своих чувствах, все ходил и ходил на старинное кладбище по темным кипарисовым аллеям к памятнику, где нашла свое последнее пристанище его первая любовь.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/40_4.jpg" alt=" Надгробный памятник Маруси Оболенской. Рим. Скульптор: Марк Антокольский." title=" Надгробный памятник Маруси Оболенской. Рим. Скульптор: Марк Антокольский." border="0" vspace="5">


Надгробный памятник на кладбище Тестаччо - это работа скульптора Марка Антокольского. Он изобразил аллегорическую фигуру молодой девушки-христианки, скорбно сидящей у входа в склеп…

Вторая любовь Василия Поленова

По истечению пяти лет после смерти Оболенской вторая нежданная любовь настигла Поленова в дороге, когда в его купе вошла незнакомка. Как позже оказалось, к удивлению художника, ее звали Марией - Марией Климентовой. И к тому же она обучалась оперному пению Московской консерватории, как и его Маруся. Увидев знак судьбы в таком удивительном совпадении, Василий Дмитриевич сразу же влюбился страстно и горячо.



Девушке было двадцать лет, а ему тридцать три... Но не суждено было и этой любви сбыться. Климентова, не отвечая особой взаимностью, то приближала художника к себе, то отталкивала.
И уже став оперной певицей, такую же интрижку, основанную на пустом женском тщеславии, она заведет с писателем Антоном Чеховым.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0003.jpg" alt=" Портрет Натальи Васильевны Якунчиковой, жены Поленова. (1879). Автор: Василий Поленов." title=" Портрет Натальи Васильевны Якунчиковой, жены Поленова. (1879).

И не сразу Василий Дмитриевич понял, а потом еще долго не мог поверить в то, что по нему вздыхает родственница Мамонтовых, Наталья Якунчикова - дочь московского купца и промышленника. Тихая скромная девушка была на четырнадцать лет моложе Поленова, и уже несколько лет любила его преданно, молча и горячо.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0019.jpg" alt="Наталья Якунчикова за мольбертом. Этюд. Автор: Василий Поленов." title="Наталья Якунчикова за мольбертом. Этюд.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0005.jpg" alt="В.Д.Поленов с младшими дочерьми Ольгой и Натальей. " title="В.Д.Поленов с младшими дочерьми Ольгой и Натальей. " border="0" vspace="5">



И вот уже спустя несколько лет семья Поленовых переедет в усадьбу Борок на берегу Оки. В их семье родится шестеро детей - два сына и четыре дочери.(Самый старший сын умрет младенцем). Там за свои средства они возведут церковь, школы, будут лично оплачивать работу учителей, создадут народный театр, в котором первым режиссером станет Наталья Васильевна Поленова. А еще ими будет основана "диорама" из полотен самого художника, которая для местного крестьянства станет как «кругосветное путешествие» по миру.

И всего лишь на четыре года Наталья Васильевна переживет своего мужа - гениального художника- пейзажиста Василия Поленова.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/polenov-0015.jpg" alt=" Елена Дмитриевна Поленова - сестра Василия Поленова." title=" Елена Дмитриевна Поленова - сестра Василия Поленова." border="0" vspace="5">


Кроме сестры Веры, с которой они родились в один день, у Поленова было еще две сестры и брат. Самая младшая "Лиля" (Елена Поленова), пойдет по стопам знаменитого брата, и станет первой в России профессиональной женщиной-художницей. Она , чем и стала знаменита.

Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) – художник. С 1926 г. Народный художник РСФСР.

С детства Василий Поленов увлекался живописью. Его занятия поощряли мать, Мария Алексеевна Поленова, сама любившая рисовать, и бабушка, Вера Николаевна Воейкова, дочь известного архитектора Николая Львова .

В 12 лет Василию Поленову наняли учителя рисования. Им оказался талантливый студент Петербургской Академии художеств Павел Чистяков (1832-1919). Пять лет занятий оказали большое влияние на развитие Поленова-художника.

Несмотря на успехи в рисовании, Василий Поленов не решился посвятить себя всецело искусству. В 1863 г. он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, а вечерами посещал рисовальные классы Академии художеств.

В 1871 г. он окончил университет, правда, уже юридический факультет, и академию, получив за конкурсную работу высшую награду – Большую золотую медаль.

Летом 1872 г. Поленов в качестве пенсионера Академии художеств уехал в Италию. Осенью следующего года он поселился в Париже. Во время поездки Поленов изучал манеру работы западных мастеров, писал картины в стиле французской салонной живописи и исторического романтизма, много времени уделял пейзажу. Одной из ярких работ на историческую тему стала картина "Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д"Этремон", написанная в 1875 г. по заказу цесаревича Александра, будущего императора Александра III. По результатам отчётной выставки, устроенной Поленовым осенью 1876 г. по возвращении в Россию, он был удостоен звания академика. Но настоящее признание было впереди. А пока...

После просмотра работ Поленова критик В.В. Стасов обвинил художника во "французистости": "Вы собираетесь поселиться в Москве... между тем, Москва Вам ровно ни на что не нужна, точь-в-точь как и вся вообще Россия. У Вас склад души ничуть не русский... Мне кажется, что Вам бы всего лучше жить постоянно в Париже или Германии".

В 1877 г. Василий Поленов поселился в Москве. Через год на VI передвижной выставке он выставил "Московский дворик ". К художнику пришла слава. В том же году появилась картина "Бабушкин сад ". За ней последовали "Заросший пруд" и "Старая мельница". Все они стали шедеврами русской живописи.

В 1870-1890-х гг. Поленов писал декорации для домашнего театра Мамонтова и его Частной русской оперы. С Саввой Мамонтовым художник познакомился в начале 1870-х гг. в Риме во время пенсионерской командировки. Кстати, в имении Мамонтова Абрамцеве Поленов написал замечательные картины "На лодке" и "Пруд в Абрамцеве".

В 1890 Василий Дмитриевич Поленов купил имение в Тульской губернии, на берегу Оки. Там художник подолгу жил и работал. Сюда он переехал из Москвы в 1918 г. Василий Дмитриевич Поленов умер 18 июля 1927 г. в своей усадьбе. Сейчас в бывшем имении находится Музей-заповедник В.Д. Поленова. Первым директором музея был полный тезка отца Поленова, сын художника Дмитрий Васильевич Поленов (1886-1967).

Василий Поленов: "Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит".

Биография Поленова

  • 1844. 20 мая (1 июня) – в Петербурге, в семье потомственных дворян Дмитрия Васильевича и Марии Алексеевны (урождённая Воейкова) Поленовых родился сын Василий.
  • 1855. С этого года Поленовы проводили летние месяцы в своем имении Имоченцы Олонецкой губернии, где впоследствии художник написал многие картины и этюды.
  • 1856-1861. Уроки рисования и живописи у П.П. Чистякова.
  • 1858. В Петербурге на выставке в Академии художеств Василий Поленов впервые увидел картину А.А. Иванова "Явление Христа народу", которая на всю жизнь осталась для него одним из самых сильных художественных впечатлений.
  • 1859. Посещение классов Ф.И. Иордана в Академии художеств.
  • 1861-1863. Переезд с родителями в Петрозаводск. Учёба в гимназии.
  • 1863. Поступление на физико-математический факультет Петербургского университета и в Академию художеств.
  • 1869. Награждение в Академии художеств Малой золотой медалью за программную картину "Иов и его друзья".
  • 1871. Окончание юридического факультета университета и Академии художеств.
  • 1872. Июнь – отъезд в Италию в качестве пенсионера Академии художеств. Знакомство в Италии с С.И. Мамонтовым. Первое серьёзное чувство к Марусе Оболенской, её скоропостижная смерть.
  • 1873. Май – умерла бабушка Вера Николаевна Воейкова. Июнь – Поленов прервал командировку и вернулся в Имоченцы. Сентябрь – возобновление пенсионерской командировки, отъезд во Францию.
  • 1874. Знакомство в Париже с И.С. Тургеневым .
  • 1876. Возвращение в Россию. Поленов удостоен звания академика. Сентябрь – в составе русской добровольческой армии отправился на сербско-турецкий фронт.
  • 1877. Март – переезд в Москву. Исполнение этюда "Московский дворик ". 31 августа – знакомство с Марией Николаевной Климентовой, которой художник увлёкся.
  • 1877 - весна 1878. В качестве фронтового художника Поленов участвовал в Русско-турецкой войне.
  • 1878. Возвращение в Москву. Завершены картины "Московский дворик ", "Бабушкин сад ". 7 мая – на VI выставке передвижников в МУЖВЗ , Поленов выставил картину "Московский дворик ". Октябрь – умер отец художника Дмитрий Васильевич Поленов.
  • 1879. Поленов написал картину "Заросший пруд".
  • 1881. 7 марта – умерла сестра художника Вера Дмитриевна Поленова.
  • 1881-1882. Первое путешествие на Восток в связи с работой над картиной "Христос и грешница".
  • 1882. Брак Василия Дмитриевича Поленова и Натальи Васильевны Якунчиковой. Начало преподавания в МУЖВЗ .
  • 1883, октябрь - 1884, май. Работа в Италии над эскизами и этюдами для картины "Христос и грешница".
  • 1884. Рождение сына Фёдора.
  • 1885. Первый сезон Частной оперы Мамонтова.
  • 1886. Поленов закончил картину "Больная". Смерть сына Фёдора и рождение сына Мити.
  • 1887. Поленов выставил на XV выставке передвижников картину "Христос и грешница".
  • 1890. Покупка земли в Бехове на Оке.
  • 1891. 16 августа – заложен усадебный дом, задуманный как народный музей.
  • 1892. 2 октября – семья художника переселилась в новый дом. Эта дата считается днём основания Музея В.Д. Поленова.
  • 1892-1893. Написаны картины "Стынет. Осень на Оке близ Тарусы", "Золотая осень".
  • 1895. Умерла мать художника Мария Алексеевна Поленова.
  • 1898. 7 ноября – умерла сестра художника Елена Дмитриевна Поленова.
  • 1899. Весна – второе путешествие на Восток. Сентябрь – арест С.И. Мамонтова.
  • 1900. Июль – суд над С.И. Мамонтовым, на котором он был полностью оправдан.
  • 1902. Разработка программы стенных росписей для музея изящных искусств в Москве.
  • 1903. Февраль – организован Союз русских художников.
  • 1906. В Большом зале Московской консерватории исполнена опера В.Д. Поленова "Призраки Эллады".
  • 1907. Путешествие по Германии и Италии.
  • 1910, июль - 1911, осень. Путешествие по Европе.
  • 1911. На средства Поленова построена школа в селе Страхове, расположенном рядом с Беховом.
  • 1912. 31 мая – открытие Музея изящных искусств.
  • 1915. По проекту Поленова в Москве на Пресне построен дом для Секции содействия фабричным и деревенским театрам. С 1921 г. – Дом театрального просвещения имени академика В.Д. Поленова.
  • 1918-1919. Поленов жил в Борке.
  • 1924. Первая персональная выставка в Третьяковской галерее к 80-летию В.Д. Поленова.
  • 1926. Присвоение звания народного художника РСФСР.
  • 1927. 18 июля – умер Василий Дмитриевич Поленов. Похоронен на кладбище в Бехове.

Картины Поленова

Но лучшие картины Поленова – пейзажи средней полосы России. Многие из них написаны после 1890 г. в усадьбе Бехово. Сюда, в сосновый бор на высоком берегу Оки, он уехал из Москвы, построив по собственному проекту дом и мастерские.

В 1877-1879 гг. Поленов создал московскую трилогию, в которую вошли "Московский дворик ", "Бабушкин сад " и "Заросший пруд".

Картина "Заросший пруд" написана и представлена Поленовым на VII выставке передвижников в 1879 г. Зрители были в восторге: спокойствие, тишина и гармония. На картине изображён пруд усадьбы Олсуфьевых на Девичьем поле в Хамовниках, в которой Поленов снимал квартиру с июля 1878 до осени 1881 г. Главный дом усадьбы стоял по адресу Божениновский переулок, 11. Сейчас это улица Россолимо. Моделью для фигуры женщины вглубине, среди деревьев, была сестра художника Вера Дмитриевна Хрущёва (1844-1881). Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Картина "Золотая осень" написана в 1893 г. В это время он жил в своём имении Бехово близ Тарусы на берегу реки Оки. Панорамный вид с высокого берега. Река, круто извиваясь, уходит в даль. "Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку", - писал Поленов Константину Коровину. Сегодня картина "Золотая осень" находится в Тульском историческом музее-заповеднике имени Василия Дмитриевича Поленова.

Картина "Старая мельница" написана Поленовым в имении Борок, недалеко от Серпухова, где он прожил почти полжизни. Датирована 1880 г. Грустный и чарующий пейзаж со старой водяной мельницей и мальчиком-рыбаком. Сейчас "Старая мельница" хранится в Серпуховском историко-художественном музее.

«Рыцарем красоты» называли современники Василия Дмитриевича Поленова. Подписываюсь под каждым знаком))) Но вот что странно: имя его, безусловно, известно очень и очень многим, но, когда речь заходит о Поленове, большинство (непрофессионалов, конечно) вспоминают его дом-музей, его «Московский дворик», изредка «Христос и грешница» - пожалуй, всё. А вот Игорь Грабарь, к примеру, писал Василию Дмитриевичу: «...в Вас сидит или, если угодно, сидело целых три художника: средневековый, «московский» и палестинский или вообще восточный, и что все они весьма мало связаны один с другим». А многие ли (включая профессионалов) знают Поленова-архитектора, постановщика, декоратора, актёра-трагика, композитора, просветителя, автора богословских трудов и духовных сочинений, бытописателя жизни Христа?

Товарищество передвижников, абрамцевский кружок; руководство Секцией содействия фабричным и заводским театрам, постановка спектаклей, где играли рабочие и дети из сиротских домов, и для которых он разработал облегчённые, мобильные декорации; занятия архитектурой (церковь в Абрамцево в соавторстве с Виктором Михайловичем Васнецовым и Троицкая церковь в Бёхово, дом и постройки усадьбы «БорОк», переименованной после смерти художника в «Поленово»); создание музыки к опере «Призраки Эллады» (либретто Саввы Ивановича Мамонтова), поставленной в 1906 году в Большом зале консерватории (кроме того, сохранились романсы Поленова на стихи М.Ю. Лермонтова, его драматический этюд «Замок Трифельс»); оформление спектаклей в театре «Частная опера» - вот далеко не полный перечень интересов Василия Дмитриевича, широта которых не может не поражать. И, наконец, преподавательская деятельность - в числе его учеников И.И. Левитан, К.А. и С.А. Коровины, А.Е. Архипов, А.Я. Головин, И.Я. Остроухов и другие художники, впоследствии ставшие известными. Такой необъятной была душа этого великого человека.

"Осень в Абрамцево". 1887 год . Х. м.

"Женщина, идущая по лесной тропинке". 1883 год. Х. м.

"Венеция". 1896 год. Х. м.

"Венецианский дож" . Х. м.

"Бейрут". 1882 год. Х. м.

"Берег моря". 1881-1882 гг. Х. м.

"Право господина". 1874 год. Х. м.

"Античный пейзаж". 1906 год. Х. м.

"Церковь на берегу озера". 1880 год. Дерево, масло.

"Зал в волшебном замке". 1882-1883 гг. Эскиз декорации к спектаклю "Алая роза" по пьесе С.И.Мамонтова. Бумага. акварель.

"Лестница к замку. Эскиз декорации к спектаклю "Алая роза" по пьесе С.И.Мамонтова". 1882-1883 гг. Бумага, акварель.

"Сад Маргариты. Эскиз декорации к опере Ш. Гуно "Фауст". 1882 год. Бумага, акварель, карандаш.

"Амазонка на коне. (Е.Д. Поленова)". Офорт.

В.Д. Поленов родился в 1844 году. Он рос в замечательной атмосфере «дворянского гнезда», многие представители которого оставили свой «след» в русской художественной истории. Так, его прадедом был знаменитый архитектор XVIII века Николай Александрович Львов, отец, Дмитрий Васильевич - известный историк и археолог. Мать, Мария Алексеевна, урождённая Воейкова, писала книги для детей, была неплохой портретисткой брюлловской школы. Семья жила в Петербурге, но на лето все уезжали в своё имение Илюченцы Олонецкого края или в Ольшанку Тамбовской губернии - имение бабушки Веры Николаевны Воейковой («бабаши», как любовно называли её внуки).

Рисовать Поленов начал рано, но несмотря на изрядные успехи, он поступает одновременно в Санкт-Петербургский университет и Академию художеств, которую заканчивает с Большой Золотой медалью, дававшей право на шестилетнюю пенсионерскую командировку за границу. Он едет в Европу и знакомится с художественной жизнью Западной Европы, с искусством эпохи Возрождения. В Италии и чуть позднее в Париже, заинтересовавшись исторической живописью, Поленов задумал и написал несколько этюдов и картин на исторические темы, отличительной особенностью которых (по мнению современников) стало поразительно точное воспроизведение деталей в изображении сцены или образа.

«Изображать предметы по возможности ближе к действительности, какая бы она не была, для меня несравненно выше вымысла… внешний вид изображаемого предмета имеет огромное значение, и вот этого-то, правдивости во внешнем виде, я и доискиваюсь…», - эти поленовские строки можно отнести ко всему многогранному творчеству Василия Дмитриевича, поскольку он был одним из немногих художников России, который на протяжении всего творческого пути работал сразу в нескольких направлениях, стилях, жанрах. Удивительным даром считалось его особенное видение живописи: он умело сочетал в одном произведении пленэрные и декоративные задачи.

"Воскрешение дочери Иаира". 1871 год. Х. м.

За эту работу В.Д. Поленов получил Большую Золотую медаль.

"Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д"Этремон". 1875 год. Х. м.

Вдова убитого вождя гугенотов адмирала Колиньи по дороге в тюрьму, где она была заточена пожизненно.

"Гугенот". 1870 год. Х. м.

"В парке. Местечко Вёль в Нормандии". 1874 год. Х. м.

"Цезарская забава". 1879 год. Х. м.

"Стрекоза (Лето красное пропела)". 1876 год. Х. м.

"Белая лошадка. Нормандия". 1874 год. Х. м.

"Мельница на истоке речки Вёль". 1874 год. Х. м.

"Одалиска". 1875 год. Х. м.

После возвращения в Россию Поленов поселился в Москве. Его, привыкшего к петербургским дворам-колодцам, поразили и старые московские улочки, и красота московского зодчества, и патриархальный уклад жизни Москвы того времени. И как-то сам собой сложился романтический образ старинной дворянской усадьбы, чему способствовали и семейные предания, и реальные, сохранившиеся с детства воспоминания. Отличительным качеством новых работ Поленова стало появление в них света и воздуха, так поразивших критиков и ценителей искусства в его картинах «Бабушкин сад», «Заросший пруд», «Лето» и, конечно же, «Московский дворик» - полотне, в которое он вложил всю силу своей любви к людям и к жизни. Подобно саврасовским «Грачам», «Московский дворик» говорил зрителю о самом близком и родном, о том, что с детства живёт в сознании и сердце каждого человека – собственно, это то, на мой взгляд, что мы называем Родиной.

"Московский дворик". 1878 год. Х. м

Этюды к картине "Московский дворик" художник писал из окон своей московской квартиры (на углу Малого Толстовского и Трубниковского переулков). Церковь - Храм Спаса Преображения Господня на Песках (Спасопесковский переулок, д. 4) – существует до сих пор.

"Бабушкин сад". 1878 год. Х. м.

"Заросший пруд". 1879 год. Х. м.

"Золотая осень". 1893 год. Х. м.

"Берёзовая аллея в Абрамцево". 1880 год. Х. м.

"Берёзки и папоротники". Х. м.

"Зима. Имоченцы". 1889 год. Х. м.

"Железная дорога близ станции Тарусская". Х. м.

"Пруд в Абрамцево". 1883 год. Х. м.

"Старой мельница". 1880 год. Х. м.

"На лодке. Абрамцево". 1880 год. Х. м

"Больная". 1886 год. Х. м.

В 1876 году, когда началось восстание против власти турецкого султана на Балканах, Поленов поехал добровольцем на фронт в штаб генерала Михаила Григорьевича Черняева, командовавшего сербскими войсками. Василий Дмитриевич делил с офицерами и солдатами тяготы войны в дальних переходах, ночевал в лесу, страдал от холода и недоедания. В составе Летучего отряда полковника Андреева принимал участие в боевых действиях и был награждён сербским золотым орденом Таковский крест и медалью «За храбрость».

Военные впечатления Поленова нашли отражение в многочисленных рисунках и живописных этюдах, которые он делал на небольших дощечках. Помимо этого, Поленов написал ряд картин батального жанра, но этот род живописи - в силу особенностей натуры - был абсолютно чужд художнику. ««Сюжеты… человеческого изуродования и смерти слишком сильны в натуре, чтобы быть представлены на полотне», - писал Поленов, - по крайней мере, я чувствую в себе какой-то ещё недочёт, не выходит у меня того, что есть в действительности, там оно так ужасно и так просто…».

"Балканский пейзаж". 1877 год. Из серии натурных этюдов, выполненных на Балканах в период Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Х. м.

"Главная квартира командующего Рущукским отрядом в Брестовце". 1883 год. Х. м.

"Комната командующего Рущукским отрядом Великого князя Александра Александровича в Брестовце". 1878 год. Х. м.

"Убитый солдат. Близ селения Мечки". 1883 год. Х. м.

"Долина реки в Болгарии". 1883 год. Х. м.

"Девушка в дозоре. Герцоговина". 1876 год. Х. м.

"Черногорец". 1876 год. Этюд. Дерево, масло.

"Зима в Болгарии". 1878 год. Бумага, акварель.

"Зарисовки в период Русско-турецкой войны на Балканах. Болгарский домик". 1877 год. Картон, графитный карандаш, свинцовый карандаш.

"Повозка с ранеными". 1876 год. Бумага, карандаш.

Поленов-портретист – малоизучен и известен гораздо менее Поленова-пейзажиста. И тем не менее несколько работ в этом жанре у художника есть. Наиболее популярная из них, пожалуй, портрет сказителя Никиты Богданова.

"Сказитель былин Никита Богданов". 1876 год. Х. м.

"Портрет художника Ильи Ефимовича Репина". 1879 год. Х. м.

"Портрет Исаака Ильича Левитана". 1891 год. Х. м.

"Сказитель Василий Петрович Щеголёнок". 1879 год. Х. м.

"Портрет Н.В. Якунчиковой" (будущей жены художника). 1879 год. Бумага, итальянский карандаш.

В 1881 году В.Д. Поленов в компании с князем С.С. Абамелек-Лазаревым и А.В. Праховым отправляется в своё первое путешествие на Восток. Они последовательно посещают Константинополь, Сирию, Палестину, Египет, поднимаются по Нилу до первого порога (до границы Древнего Египта), а на обратном пути на некоторое время задерживаются в Афинах. И везде Поленов пишет этюды, в которых, по мнению многих, ему удалось на холсте выразить световоздушную атмосферу Востока с присущими тому яркими красками и цветовыми контрастами. Когда эти этюды демонстрировались на очередной выставке передвижников, они практически все были приобретены П.М. Третьяковым для его коллекции.

«Этот незаурядный, удивительный, настоящий русский человек, - писал о нём Фёдор Иванович Шаляпин, - как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и горячими песками азиатской пустыни. Его Христос, его евангельские сцены, его первосвященники - как мог он совместить в своей душе это красочное величие с тишиной русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озёрами веет дух божества?»

"Баальбек". 1882 год. Х. м.

"Большие пирамиды Хеопса и Хефрена". 1899 год. Х. м.

"Нил у Фиванского хребта". 1881 год. Х. м.

"Голова нубийца". 1881 год. Х. м.

"За старым Каиром". 1882 год. Х. м.

"Иерусалим с западной стороны. Яффские ворота и цитадель". 1882 год. Х. м.

"Генисаретское озеро". 1880-е гг. Х. м.

"Олива в Гефсиманском саду". 1882 год. Х. м.

"Палестинский монах". 1886 год. Х. м.

"Харам Эш-Шериф - площадь, где находился древний иерусалимский храм". 1882 год. Х. м.

"Эрехтейон. Портик кариатид". 1882 год. Х. м.

Василий Дмитриевич с ранней юности ищет героя и, как многие, останавливается, в конце концов, на личности Христа, образу которого посвящён весь творческий путь художника. С 1882 года Поленов начинает работать над серией картин из жизни Христа. И начинает он не с работы над холстом, он начинает с путешествия – второго путешествия на Восток. Ему захотелось самому пройти по тем местам, по которым ходил Иисус Христос. И вот о Христе-человеке замечательный совершенно русский художник начинает писать картины. Он стремится запечатлеть не столько драматические эпизоды и события его жизни, сколько показать самого Христа, природу, которая его окружала, людей, которые вставали на его пути. "Мои картины служат главным образом изображением природы и обстановки, в которой совершались евангельские события", - писал Поленов о своём цикле Л.Н. Толстому. А Христос Поленова - очень земной, живущий на земле, ступающий по ней, отсюда потемневшие от загара лицо и руки, некоторая усталость человека, идущего под палящим солнцем, опираясь на посох. И именно поэтому такая деталь, как посох, воспринимается всего лишь как характерный атрибут всех странствующих, помогающий путнику твердо стоять на земле. И не более. Хотя именно в нём заключена вся суть евангельской мысли: «И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе…» Иисус в работах Поленова - «сын человеческий», сын плотника, чей земной путь - от Вифлеема до Голгофы - художник прошёл сам.
В цикле о Христе было более шестидесяти работ. Судьба большинства неизвестна, к сожалению.

"Возвестила радость плачущим". 1899-1909 гг. Х. м.

"За кого Меня почитают люди". 1890-1900-е гг. Х. м

"И возвратился в Галилею в силе Духа". 1890-1900-е гг. Х. м.

"Иисус и самаритянка". 1889-1909 гг. Х. м.

"Марфа приняла Его в дом свой". 1890-1900-е гг. Х. м.

"Исполнялся премудрости". 1889-1900-е гг. Х. м.

"Приделы Тирские". 1911 год. Х. м.

"Он виновен". Х. м.


"Христос и Мария Магдалина". Х. м.

"Среди учителей". 1896 год. Х. м.

"Источник Девы Марии в Назарете". Конец 1890-х гг. Х. м.

"Мечты (На горе)". 1894 год. Х. м.

"На Тивериадском (Генисаретском) озере". 1889 год. Х. м.

Поленов много лет работал над произведением, которое, как он полагал, должно было бы стать его главным делом – большой картиной из жизни Христа, - «Христос и грешница». Впрочем, сам художник хотел назвать картину «Кто из вас без греха?». Графический вариант работы находится в музее-усадьбе Поленово, в самой большой и светлой комнате, окно которой выходит на эспланаду, в парк и на Оку. Там же можно видеть и подготовительные материалы к живописному варианту картины «Христос и грешница».

Интересовал Василия Дмитриевича Христос исторический, если так можно выразиться – не символ (хотя и это тоже), не тот идеальный, прекрасный образ, которого подарила нам мировая живопись, а такой, каким Он мог бы быть в реальной жизни. Он удивительно достоверен, в том смысле, в котором вообще живопись на эту тему может быть достоверной.

Х. м. Х. м.

Недалеко от Тарусы - на противоположном берегу Оки, на высоком холме более - более ста лет стоит красивый трёхэтажный белый дом. Его архитектура очень необычна для среднерусской полосы. «Дом воплощённой мечты», который по праву считается самым гениальным произведением великого русского художника, просветителя В. Д. Поленова. И создал он его не на холсте, ни красками и кистью, а на пустом клочке земли, на песчаном косогоре. В руках у мастера были топор и пила, лопата и саженцы, кирпичи и мастерок. В этой усадьбе всё – от проектов заданий и построек до дверных петель и ручек из кованой стали - сделано по рисункам Василия Дмитриевича.
В этом доме, а ныне музее, не было ничего случайного: творчество, работа по устройству усадьбы, быт, непременные новогодние ёлки не только для членов семьи, но и для крестьянских детей, театр, экскурсии для крестьян, каминные вечера, летние пленэры для художников, постоянные гости.

Кроме того, усадьба В.Д. Поленова (и сейчас музей – что важно, на мой взгляд!) - это образец уважительного отношения к другой культуре, к другому человеку, к другому образу мысли, поскольку попадая сюда, вы как бы попадете в маленькую Европу. Вы увидите дом в стиле финского модерна, вы увидите фахверковые постройки – немножко немецкие, немножко чешские. Вы увидите его мастерскую, о которой сам он писал: «Строил себе мастерскую, а получилось аббатство, маленький французский монастырёк». И всё это - в абсолютно русском пейзаже, который удалось сохранить. И очень русское по настроению.

Большой дом.

Большой дом асимметричен, выстроен в двух уровнях. Фасады дома различны, но гармонично связаны между собой разновеликими окнами разнообразных форм, балконами, скатами крыши. Сам Поленов определил архитектурный стиль своего дома как «скандинавский». Но, за неповторимыми, присущими только Поленову находками, оригинальными замыслами и решениями, неизменно различаются черты, ставшие впоследствии общими для стиля модерн. Опередил Василий Дмитриевич время.

Кабинет.

Не смогла оставить за "кадром" этот чудесный дубовый готический шкаф (прелесть что такое!) для хранения нот и графических работ, который сделан и по рисунку Василия Дмитриевича, и его руками. Он очень массивен, но легко передвигается на стеклянных шарах-ножках.

Аббатство.

При жизни Поленова «Аббатство» было его любимым местом работы и отдыха. В "Аббатстве" Василий Дмитриевич жил летом, устроив там себе небольшую комнату. Из помещения мастерской узкая дверь ведёт в кирпичную башню с небольшими узкими окнами и балконом. Башня была предназначена Поленовым для хранения семейного архива.

Адмиралтейство. Диорама. Выставочный зал.

Это был лодочный сарай (лодки делались своими руками) - Поленов называл его «Адмиралтейство». Сейчас здесь выставочный зал и диорама - одна из последних работ художника, без которой невозможно представить экспозицию музея.

«Диорама – прозрачная картина, её изобрёл французский художник Дагерр. Картины меняются в зависимости от направления освещения спереди или сзади. Можно очень разнообразить пейзажи, марины, горы, улицы. (…) Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего, кроме трактира… С тоски можно умереть… И вдруг – кругосветное путешествие!». В.Д. Поленов.

Фахверковый сарай - выставочный зал.

Фахверковые здания были распространены в средневековой Западной Европе. В поленовской усадьбе почти все хозяйственные постройки были фахверковыми (фахверк – каркас здания, был обычно деревянным, состоял из горизонтальных элементов и раскосов, свободное пространство между которыми заполнялось камнем. Он разбивал фасад на панели различной формы и придавал зданию своеобразный вид, являясь не только конструктивным, но и декоративным элементом).

«Бёховская церковь была построена по проекту художника. В ней нет следования архитектурным канонам. Поленов, руководствуясь соображением красоты, соединил европейскую готику с византийским округлением купола и ритмикой кровельных плоскостей…». Ф.Д. Поленов.

В.Д.Поленов за работой в "Аббатстве", 5 января 1924 года - одна из последних фотографий художника.

Василий Дмитриевич мог быть удовлетворен. Его труд, которому он отдавал все силы души, получил признание современников. Он так долго изучал и писал Иисуса Христа, столько жизни вложил в свои картины, что и сам, подобно Его ученикам, стал в какой-то мере апостолом - просветителем, подвижником, сеятелем добра и человечности...

гуру