Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Способы и средства удовлетворения потребностей человека. Виды потребностей человека

Способы и средства удовлетворения потребностей человека. Виды потребностей человека

Виды потребностей и их классификация

В основу классификации потребностей челове­ка положен принцип направленности личности на тот или иной объект, в соответствии с которым выделяют потребности фи­зиологические, физические, психические, в общении, нравст­венные, духовные и др.

Физиологические потребности - в пище, воде, избегании вредного воздействия и т.д. задаются человеку самой приро­дой. Тем не менее характер производства, социальный строй и конкретные условия, в которых находятся люди, накладывают на них свой отпечаток. Степень их развития, формы проявле­ния, способы удовлетворения видоизменяются и совершенст­вуются по мере развития производительных сил и производст­венных отношений. Например, потребность в жилище из про­стейшей нужды в крыше над головой сегодня превратилась в высокоразвитую потребность в благоустроенном жилье.

Физические потребности - это внешние потребности по от­ношению к организму, например в тепле, жилье. Физические потребности включают в себя и чисто физиологические, в ча­стности потребность в двигательной активности, сне и т.п. Они могут удовлетворяться и без участия материальных благ и ус­луг.

Психические потребности - это такие, как потребность в привязанности, любви, безопасности.

Потребность в общении выражает социальную природу че­ловека и стимулирует развитие личности. В общении человек познает не только других, но и себя, овладевает опытом соци­альной жизни. Общение с людьми обогащает личность интел­лектуально и эмоционально, стимулирует обмен знаниями, опытом, мнениями. В результате общения, основанного на со­трудничестве и пересечении интересов, новый характер при­обретает потребность человека в существе другого пола, кото­рая становится потребностью человека в человеке. Потреб­ность в общении порождает дружбу и любовь.

Нравственные потребности - это поведение, соответствую­щее моральным принципам общества, добро, истина.

Общественные потребности возникают в процессе развития общества в целом, социально-экономических групп населе­ния, отдельных его членов; их можно разделить на две группы: О потребности общества, определяемые необходимостью обес­печения условий его функционирования и развития. К ним от­носятся потребности в государственном управлении, обеспе­чении конституционных гарантий членам общества, охране окружающей среды, обороне;

о личные потребности возникают и развиваются в процессе жиз­недеятельности человека и выступают как специфическая эко­номическая категория, выражающая общественные отноше­ния между людьми по поводу производства, обмена и исполь­зования материальных и духовных благ и услуг. Личные потребности называют также потребностями населения. Лич­ное потребление происходит не на производстве, а за его пре­делами и включает в себя потребление людьми пиши, одежды, жилища и т.д.

В зависимости от сферы жизнедеятельности человека, в ко- г торой проявляются личные потребности, выделяют две группы j этичных потребностей - материальные (экономические) и ду­ховные.

Материальные потребности - основа жизнедеятельности i человека - пища, одежда, жилище. Они сформировались в процессе филогенетического (эволюционная история вида), общественно-исторического развития человека и составляют его род о вое свойство. Материальные потребности возникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и до­машняя обстановка, коммунальные и бытовые услуги и т.п.). Материальные потребности - часть физических потребно­стей, которая удовлетворяется с помощью материальных благ и услуг (например, потребность в пище, жилье, одежде и т.д.).

Поступки людей определяются их интересами, прежде все­го экономическими. Экономическая жизнь общества включа­ет в себя производство, распределение, обмен и потребление. Конечной целью производства является потребление. Произ­водство может быть нормальным только при условии нормаль­ного свободного потребления. Между производством и по-

2.4. Виды потребностей и их классификация

треблением - сложная, теоретически противоречивая связь, и при всей важности производства оно имеет смысл только в том случае, если есть свободное потребление - цель и движущие мотивы производства, определяющие объем, структуру и каче­ство общественного производства. Потребление материаль­ных благ не однозначно: производительное потребление пред­ставляет собой процесс производства, где потребляются сред­ства производства (орудия и предметы труда), а также сила человека, т.е. происходит расход его физической и духовной силы.

Если в производительном потреблении продукт создается, то в личном - уничтожается. В производстве потребляют сред­ства производства, а люди потребляют предметы потребления. Связь между производством и потреблением взаимно обуслов­ливается, т.е. производство определяет потребление, но в то же время потребление определяет производство. Производство порождает потребность в произведенных продуктах, т.е. созда­ет импульс потребления. Можно сказать, что производство всегда ведет за собой потребление, определяющее в конечном счете его объем и многообразие, а потребление активно влияет на производство. Когда вещь не нужна для потребления, утра­тила свое значение как полезный продукт, производство ее прекращается. В то же время потребление каких-либо продук­тов требует их создания и по мере удовлетворения старых по­требностей побуждает и вызывает к жизни новые потребности людей.

Духовные потребности - высшие человеческие потребно­сти, чувственная форма познания прекрасного, обращенная к созерцанию или воображению, эстетическому наслаждению. Они связаны с духовной деятельностью человека, под которой понимается не только интеллектуальная, но и любая другая деятельность, порождаемая внутренним состоянием человека. Следовательно, духовные потребности шире интеллектуаль­ных. В круг таких потребностей человека входят и потребность в пользовании культурными ценностями (включая памятники архитектуры, живопись, концертно-исполнительскую дея­тельность и т.п.), и потребность в эстетическом наслаждении (которые могут удовлетворяться как материальными благами, созданными трудом человека, так и природой), и, говоря сло-

вами Энгельса, непреходящая потребность человеческого ду­ха - преодолеть все противоречия.



Интеллектуальные потребности - рациональные мысли­тельные функции человеческой психики, познавательные про­цессы в целом - рождаются разумом человека и связаны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в позна­нии окружающего мира, образовании, повышении квалифи­кации, в различных видах творческой деятельности (в том чис­ле творческой самодеятельности). Эти потребности созданы обществом, развиваются вместе с развитием человека, повы­шением его интеллектуального уровня, приобретаются в про­цессе становления человека как личности. Решающую роль в этом играет общественная среда, в которой находится и воспи­тывается человек. Этот вид потребностей зависит от воспиты­ваемой обществом индивидуальности.

Потребность в познании - переменная личности, отражаю­щая степень, в которой индивид получает удовольствие от по­знавательной деятельности, требующей приложения усилий. Потребности в познании бывают общие (в ориентировке, по­знании мира как целого) и частные (страсть к познанию специ­фических явлений действительности).

Потребность в научном познании образуется на основе по­требности в познании, когда познание становится не целью, а средством удовлетворения потребности в творчестве. Человек с высокой потребностью в познании жаждет информации, ему нравится анализировать сложные ситуации, он получает удо­вольствие от решения проблем, особенно трудных.

Потребность в эстетическом наслаждении занимает в жизни человека большое место. Испытывая эту потребность, человек стремится сделать свой быт, отдых, свою жизнь красивой.

Созерцание эстетических ценностей в действительности и искусстве облагораживает личность, возвышает ее.

Потребность в художественном творчестве проявляется в том, что человек не просто овладевает готовыми эстетическими ценностями, но создает их новые виды и формы.

Социальные потребности - потребности в достижении определенного статуса в обществе и развития своих социально-ценностных характеристик - возникают в связи с функционированием человека в обществе в процессе деятельности

Глава 2. Потребность - основа и источник активности человека

человека как общественного субъекта. В отличие от физиче­ских потребностей они не задаются природой, не закладывают­ся генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества. К ним относят­ся потребность в общественной деятельности, самовыраже­нии, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т.д. Потребность в общественной деятельности вытекает из ус­ловий и образа жизни человека в обществе. У всесторонне раз­витого человека представлены все человеческие потребности при доминировании высоких социальных требований, предъ­являемых кличности. Социальная группа, трудовой коллектив представляют для человека жизненное условие, без которого немыслимо удовлетворение многих других его потребностей и интересов. Человек испытывает глубокое удовлетворение, ко­гда находит себе оптимальное место в коллективе и получает признание своей деятельности в организации, и чувствует глу­бокую неудовлетворенность, если по тем или иным причинам не признан коллективом.

Развитие базовых потребностей можно представить сле­дующим образом:

О потребность в активности - от потребности в «разрядке энер­гии» до потребности в труде;

2.4. Виды потребностей и их классификация

о потребность в общении - от неопределенной надобности в другом человеке до высших форм привязанности к конкретной личности (группе людей);

О потребность в познании - от элементарного любопытства до страстного поиска истины;

о потребность в отдыхе - от надобности в релаксации и сне до временной изоляции от привычных форм общественной жиз­ни.

По степени конкретизации все потребности подразделяют­ся на две группы:

О общие потребности - потребности, вытекающие из какого-ли­бо вида жизнедеятельности человека. К ним относятся, напри­мер, потребности в пище, одежде, жилье, в образовании, ин­формации и т.д. Каждый вид общих потребностей может удов­летворяться различными наборами конкретных благ и услуг;

о конкретные потребности - потребности, объектом которых служат отдельные блага и услуги, например потребность в хле­бе, мясе, в мебели, телевизоре, книгах и т.п.

Общие и конкретные потребности взаимосвязаны: каждая общая потребность как бы распадается на ряд конкретных, а набор отдельных конкретных потребностей может составить одну общую.

По количественной определенности и возможности удов­летворения всю совокупность потребностей подразделяют на следующие группы:

о абсолютные потребности - выражают желание обладать това­рами. Они не ограничены ни возможностями производства, ни доходами потребителей, носят абстрактны и характер, не связа­ны с конкретными предметами потребления;

О действительные потребности - формируются в рамках достиг­нутого уровня производства. Как и абсолютные, они не огра­ничены платежеспособными возможностями потребителей, но в отличие от них носят конкретный характер, т.е. направле­ны на определенный предмет или услугу, которые производят­ся и предлагаются потребителям;

о платежеспособные потребности - определяются платежеспо­собными возможностями потребителей, что их отличает от аб­солютных и действительных потребностей. В то же время они носят абстрактный характер, как и абсолютные потребно-

Глава 2. Потребность - основа и источник активности человека

сти, т.е. отражают абстрактное желание обладать товарами во­обще (в рамках имеющихся у потребителей платежеспособных возможностей) без увязки с каким-либо конкретным товаром. Платежеспособные потребности, как правило, выносятся на рынок и принимают форму платежеспособного спроса; о удовлетворенные потребности - потребности, которые факти­чески удовлетворяются благами и услугами в зависимости от достигнутого уровня развития производства и платежеспособ­ных возможностей потребителей. Платежеспособные потреб­ности превращаются в удовлетворенные, когда на рынке дос­таточно товаров и услуг, потребительские свойства которых соответствуют требованиям покупателей; в противном случае они остаются неудовлетворенными.

Все рассмотренные потребности взаимосвязаны. Так, аб­солютная потребность под влиянием достигнутого уровня про­изводства превращается в действительную. Действительная потребность в результате распределения общественного про­дукта принимает форму платежеспособной, которая затем вы­носится на рынок и удовлетворяется благодаря приобретению и потреблению товаров и услуг. Часть потребностей населения остается неудовлетворенной по разным причинам - из-за не­достаточного уровня развития производительных сил, услуг, низкого уровня доходов потребителей. По мере развития об­щественного производства, совершенствования производст­венных отношений, роста доходов населения все большая часть неудовлетворенных потребностей удовлетворяется. Но вместе с тем появляются новые неудовлетворенные конкрет­ные потребности.

По степени рациональности потребности разделяют на ра­зумные и иррациональные.

Разумные (рациональные) потребности - потребности, соот­ветствующие научным представлениям о потреблении благ и услуг, здоровом образе жизни человека, всестороннем гармо­ничном развитии личности. Они определяются уровнем про­изводительных сил и формируются в соответствии с законом возрастающих потребностей. Например, разумные потребно­сти в питании складываются на основе знаний и достижений естественных наук - физиологии, биологии, медицины - и формируются наукой о питании. Разумные потребности - это

2.4. Виды потребностей и их классификация

общественно полезные потребности, удовлетворение которых обеспечивает раскрытие физических, духовных и творческих способностей человека. Эти потребности можно определить с помощью рациональных норм и нормативов. Однако все эти нормы и нормативы (за исключением рациональных норм потребления продуктов питания, которые строятся на основе относительно точных данных науки о питании) весьма при­близительны и носят условный характер. Но поскольку не вы­работано ничего лучшего, они используются сейчас для опре­деления границ разумных потребностей в отдельных товарах, а также для расчетов степени удовлетворения этих потребно­стей.

Иррациональные потребности выходят за рамки разумных, принимают гипертрофированные, иногда извращенные фор­мы. Такие потребности называют негативными, и они связаны с присутствием чего-то, что мешает нормальной жизни. Бы­вает, что в мироощущении даже самых активных людей по­является желание избежать чего-то. Сегодня это ощущается многими и проявляется в охране окружающей среды, защите человека от внешних последствий развития техники. Иррацио­нальные потребности могут складываться одновременно у до­вольно широкого круга людей. Наибольшее распространение иррациональные потребности получили в питании; с ними связаны ожирение, нарушение обмена веществ и появляю­щиеся по причине этого болезни. К иррациональным относят­ся и потребности в алкоголе, наркотиках и т.п.

Каждый человек характеризуется неповторимым сочетани­ем потребностей. Ценность личности определяется в первую очередь тем, какие потребности в ней преобладают и как они реализуются.

Существует тенденция рассматривать потребность как эк­вивалент влечения. Этот способ употребления расширяет ба­зовые и биологические потребности. Приравнивание потреб­ности к влечению наделяет состояние потребности мотива-ционными свойствами. Однако имеются потребности, для которых нет никаких влечений, например потребность в ки­слороде, так как то напряжение, которое человек чувствует, ко­гда задерживает дыхание, - это не влечение к кислороду, но стремление снизить уровень содержания углекислого газа.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

К главе 1

\. В чем сущность природы человека?

2. От чего зависит выбор человеком ценностных ориентиров, смысла, направленности всей жизни в целом?

3. Можно ли выделить из предыстории человечества нечто существен­ное, определяющее человека?

4. Расскажите о внутренней противоречивости побудителей человече­ской деятельности на примере размышлений античных мыслителей.

5. Как рассматривались естественные жизненные потребности в эпоху Средневековья?

6. Охарактеризуйте взгляды мыслителей Нового времени на природу че­ловека и его потребностей.

7. Кто из философов утверждал, что происхождение и развитие челове­ческих потребностей связано с функционированием исторически конкретных способов производства?

8. Что отражали теории понимания человека и его потребностей в запад­ной обществоведческой мысли середины XX в.?

К главе 2

1. Расскажите о пирамиде потребностей А. Маслоу.

2. Какие свойства и качества человека учитываются при оценке соци­ально-ценностных характеристик личности?

3. Что побуждает человека к деятельности?

4. Что является источником развития потребностей?

5. Какое обстоятельство переводит потребности на собственно психо­логический уровень?

6. Какие потребности человека оказывают существенное влияние на его жизнь, деятельность и поведение?

7. Какой принцип положен в основу классификации потребностей че­ловека?

8. Перечислите и охарактеризуйте основные потребности человека.

9. К какому виду потребностей относятся: чувственная форма познания прекрасного, созерцание природы, эстетическое наслаждение и т.д.?

10. Охарактеризуйте общие и конкретные потребности.

Закономерности жизни, присущие человеку и способы их реализации.

Все жизненные процессы основываются на взаимодействии организма человека и внешней среды, проявляются в виде жизнедеятельности и характеризуются определёнными закономерностями жизни - саморегуляция, самообновление и самовоспроизведение. Что мы понимаем под этими закономерностями жизни?

Саморегуляция - это способность организма человека осуществлять подержание по-

стоянства внутренней среды независимо от изменяющихся условий внешней среды, обеспечиваемое нейрогуморальным механизмом регуляции.

Самообновление - способность организма человека обновлять клеточные и тканевые

структуры взамен отживших свой срок или погибших. Осуществляется за счёт процессов регенерации или восстановления.

Самовоспроизводство - это способность организма человека воспроизводить себе подобных.

Реализация данных закономерностей жизни человека осуществляется за счёт процес-

сов обмена веществ и репродукции, нейрогуморальной регуляции, наследственности, которые основываются на законах физики (биоэлектрических процессах); химии (окислительно-восстановительных реакциях); биология (законы деления клеток, законы Менделя); диалектики (от простого к сложному). Этим обуславливается тесная связь дисциплины «Анатомия и физиология человека» с другими науками.

Закономерности жизни - саморегуляция, самообновление и самовоспроизведение явля-

ется основой приспособления человека к условиям существования во внешней среде и со-

хранения человека - как вида в живой природе.

Жизнедеятельность человека, основанная на взаимодействии человека с внешней сре-

дой за счёт процессов движения, дыхания, питания, выделения, репродукции, защиты, общения и т. д., составляют сущность жизнедеятельности человека и проявляются как потребности человека.

Потребность - это физиологический и психологический дефицит "чего-либо, который человек испытывает на протяжении всей жизни и должен постоянно удовлетворять с целью достижения здоровья. Психологом Маслоу выделено 14 основных потребностей человека, которые он распределил в виде ступеней пирамиды – иерархической лестницы.

1 й и 2 й уровни низшие, но они базовые, обеспечивающие физиологические процессы в организме человека и его адаптации.

3 я, 4 я и 5 я ступени - высшие потребности, психологические, но целиком зависят от по-

требностей 1 й и 2 й ступеней.

Основой формирования потребностей человека являются клеточные потребности, во-

зникающие в результате выполнения клетками различных функций под действием внешн-

их и внутренних факторов. Переход потребностей клеток в потребности всего организма обеспечивается за счёт внутренней среды организма, систем регуляции и кровообращения.



Пример: Выполнение физической работы усиливает функционирование клеток скелетных мышц, сопровождающееся увеличением расхода энергии, органических веществ и образования шлаков. Это ведёт к возникновению потребностей в питании, дыхании клеток и выделению шлаков. Осуществлять эти клетки могут только за счёт внутренней среды, в частности крови и процессов кровообращения и регуляции, которые обеспечивают движение жидкостей во внутренней среды. Клетки получают из внутренней среды питательные вещества, кислород, а отдают шлаки, что ведёт к потребности пополнения её питательными веществами, кислородом и выделением в окружающую среду шлаков. Это формирует уже потребности всего организма в выделении, питания (голод), дыхание (усиление внешнего дыхания). Возникающие потребности удовлетворяются путём самоудовлетворения или удовлетворение с посторонней помощью. Процесс самоудовлетворения потребностей человека представляет собой совокупность приспособительных реакций организма на воздействие внешней среды и может носить как врождённый, так и приобретенный механизм. Врождённые механизмы самоудовлетворение потребностей осуществляют за счёт способности организма человека к саморегуляции обменых процессов, функций внутренних органов за счёт безусловных рефлексов, инстинктов. Приобретённые– формируемые в процессе жизни человека и основанные на развитии коры большого мозга и высшей нервной деятельности - созидательное поведение, логическое и абстрактное мышление, целенаправленная деятельность, психологические реакции и др. Наличие различных способов и механизмов удовлетворения одних и тех же потребностей человека связано с усвоением его существования, в первую очередь социально-культурное окружение, составными элементами которой являются: социальная среда, культура, материальное благополучие, экология, возраст. Кроме этого - силы, желания, знания и умения самого человека. Способность самоудовлетворения различных потребностей; "человека зависит напрямую от функционирования анатомо-физиологических систем организма человека, удовлетворяющие данные потребности. В зависимости от вида потребности задействуются и различные системы, которые могут быть исполнительными –дыхательная, выделительная, защитная система и регуляторная - система управления и регуляции. При нарушении или снижения функций данных систем, чаще всего при неблагоприятном влиянии внешней среды, или их возрастного несовершенства человека теряет способность самостоятельно удовлетворять свои потребности, и требует посторонней помощи, в частности среднего медицинского работника, грамотная деятельность которого позволит пациенту адаптироваться к новым условиям существования и удовлетворять жизненно важные потребности.

Таким образом - развитие, формирование и деятельность человека ведёт к возникновению различных потребностей, способы и механизмы удовлетворения которых зависят от способности организму человека адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды и противостоять неблагоприятным факторам - факторам риска, где важную роль играет образ жизни человека.

1. 4. «Основные характеристики организма человека».

Организм человека объединяет в себе 3 группы характеристики: морфологические, функциональные и личностные.

Морфологические характеристики определяют строение, структуру, местоположение клеток, тканей, органов, анатомических систем и аппаратов, которые рассматриваются в соответствии с уровнями структурной организации организма человека.

Функциональные характеристики определяют процессы, происходящие в организме человека.

Основы функциональной характеристики организма человека:

Свойство - это гинетически обусловленная способность слеток, органов и систем.

Физиологический процесс - это совокупность биохимических, биофизических и физиологических реакций, происходящих в разных структурах элементах человека.

Функция - специфическая деятельность клеток, тканей и органов, их свойства проявляются, как физиологический процесс или совокупность процессов . Функции условно подразделяются на соматические и вегетативные. Соматические функции осуществляются за счёт деятельности костной и мышечной системы. Вегетативные функции осуществляются за счёт деятельности внутренних органов.

Физиологические реакции - это изменения структуры функции организма, его клеток в ответ на различные воздействия факторов внешней среды или раздражителя. Каждая реакция имеет свою форму и степень проявления и является внешним проявлением реактивности.

Реактивность - свойство организма определённым образом отвечать на воздействие различных факторов окружающей и внутренней среды.

Каждая реакция, процесс имеют свои специфические механизмы осуществления.

Механизм физиологических реакций – это последовательность структурных и функциональных изменений, возникающих в организме человека, клетками под воздействием различного рода раздражителей, т. е. механизм, позволяет ответить на вопрос - «как осуществляется физиологические процессы»

Личностные характеристики - определяют в большой степени психическую деятельность человека: направленную осознанную деятельность способность, характер, воля, чувства, эмоции и др.

Все характеристики позволяют воспринимать и формировать представление об организме человека как единое целое, в котором частные физиологические процессы подчинены закономерностям работы сложной целостной системы. Процесс познания физиологических закономерностей не мыслим без глубокого изучения структуры органа или системы органов. Поэтому, изучение структуры органов - необходимый этап познания сущности физиологических процессов и связи между структурой и функцией живого органа или целостной живой системы. Каждый орган или отдельная система органов выполняет специфические функции, но их самостоятельность в поведенческих актах человека носит относительный характер. Так в реализации пищевой поведенческой реакции проявление физиологической активности - поиск, приём и переработка пищи - оказываются подчиненырешению главной задачи - удовлетворению потребности в пище.

Морфологическая и функциональная зависимость и взаимозависимость между органами и системами организма человека осуществляется за счёт деятельности системы управления и регуляции и внутренней среды организма человека по принципу системной иерархичности: элементарные процессы жизнедеятельности подчинены сложным системным зависимостям. Так низшие отделы уже соподчинены высшим отделам и осуществляют автоматическое поддержание заданного режима жизнедеятельности.

Объединяя выше рассмотренное, можно выделить что в основе жизнедеятельности

организма человека как единого целого лежит структурно-функциональная взаимосвязь и взаимозависимость различных органов и систем на основе деятельности системы управления и регуляции и внутренней среды организма по принципу иерархии: соподчинённость низших структур регуляции высшим и зависимость активности высших отделов регуляции от функционирования низших. На этой основе формируются высшие личностные характеристики человека и уровни регуляции жизненных процессов:

а) Высший уровень: регуляция функций целостного организма и взаимоотношение с внешней средой, осуществляемой центральной нервной системой;

б) Второй уровень: вегетативная регуляция функций внутренних органов человека;

в) Третий уровень - гуморальная регуляция за счёт гормонов, вырабатываемых железами внутренней секреции;

г) Четвёртый уровень - неспецифическая регуляция физиологических функций, осуществляемая жидкими средами организма человека.

1. 5. Организм человека и внешняя среда: сущность, принципы, результаты, проявления взаимодействия: методы их обнаружения.

«Организм человека без внешней среды, поддерживающей ого существование, невозможен». Иван Михайлович Сеченов.

Человек, с момента своего рождения вступает в прямой контакт с внешней средой, которая влияет на рост, развитие и формирование человека как «человека разумного». Влияние внешней среды на человека осуществляется за счёт внешних раздражителей - физических, химических, биологических и социологических. В отличие от животных человек подвергается воздействию социальных факторов, которые сам формирует - слово, общество, ноосфера. Поэтому человек - это существо социальное. Ноосфера по В. Вернадскому - это результат преобразования биосферы человеком с помощью науки и техники. Внешние факторы при воздействии на организм человека воспринимаются анализаторами, преобразуются в электрические импульсы и проводятся в центральную нервную систему, где формируется ответная реакция, которая может проявляться в различной сфере в зависимости от вида раздражителя и потребности организма человека. Ответная реакция организма на внешние раздражители, направленная на адаптацию (приспособление) человека и реализацию его потребностей есть ни что иное, как рефлекс. Потому рефлекторные процессы являются основой взаимодействия человека с внешней средой. Так, первый вдох и первый крик новорождённого есть ни что иное, как ответные реакции на основе безусловных рефлексов на воздействие внешнего раздражителя. Именно на рефлекторной основе формируются сложные физиологические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность человека - это дыхание, питание, движения, выделения, репродукции, общение и т. д. Данные физиологические процессы удовлетворяют одноимённые потребности организма человека и составляют сущность взаимодействия человека и внешней среды. Ответные или рефлекторные реакции обеспечивают взаимосвязь организма человека с внешней средой, и является одной из форм проявления жизнедеятельности.

В элементарной схеме рефлекса можно выделить :

1. Афферентное или чувствительное звено с рецепторной частью, воспринимающее раздражители, преобразующие их в электрические импульсы и проводящие в центральное звено.

2. Центральное или вставочное звено осуществляет анализ информации и моделирование ответной реакции с включением специфических двигательных (эфферентных) центров.

3. Эфферентное звено или двигательное, связывающее центральное звено с эффектром

(рабочим органом).

Современные представления о рефлексе строятся на сигнально-регуляционном принципе. Рефлекс рассматривается как система ответных реакций организма на внешние воздействия, обусловленная не только сигналами внешней среды, но и обратными связями, приходящими в центральную нервную систему от исполнительного аппарата. Выделение начального (пускового) и конечного (исполнительного) звена рефлекса, с прямыми и обратными связями - это схематическая картина сложных взаимодействий в рефлекторном ответе, осуществляющемся по кольцевому принципу, т.е. от рефлекторной дуги к кольцевому принципу управления.

Механизм осуществления кольцевого принципа формирование рефлекса позволяет оценить взаимодействие человека с внешней средой, т.е. результат рефлекса (достижение полезного результата)

Важным результатом взаимодействия организма человека с внешней средой является сохранение постоянства внутренней среды организма человека - гомеостаза. Оценка гомеостаза осуществляется по константам гомеостаза - пульс, кровяное давление, частоты дыхания, химический и клеточный состав крови и других костей и т. д. Константы носят относительно постоянный характер, т. е. динамический. При изменении функционального состояния организма человека и изменения внешних условий константы изменяются, противодействуя внешним факторам, но затем возвращаются в исходное состояние. Так, при возбуждении может резко учащаться пульс, но затем снова возвращается к норме - 70-80 ударов. Сохранение констант гомеостаза осуществляется за счёт функциональных систем на основе процессов саморегуляции. Поддержание гомеостаза - единственный возможный способ существования любой открытой системы, находящейся в постоянном контакте с внешней средой. Способность поддерживать гомеостаз в неблагоприятных условиях существования - свойство, которое в значительной мере снизило зависимость организма человека от внешних влияний, сделало его способным к выживанию в меняющихся условиях внешней среды, т. е. к адаптации.

Адаптация - это совокупность приспособительных реакций и морфологических изменений, позволяющих организму сохранить относительное постоянство внутренней среды в изменяющихся условиях внешней среды.

В процессе адаптации можно выделить 2 противоборствующей тенденции: с одной стороны - отчётливые изменения, затрагивающие в той или иной мере все системы организма и переводящие организм на новый уровень функционирования с целью достижения полезного результата а с другой - сохранение гомеостаза и поддержание динамического равновесия контраст гомеостаза. Сбалансированность этих направлений адаптации обеспечивается за счёт формирования функциональных систем, которые, согласно представлений П. К. Анохина, выступают как сложные физиологические механизмы (системы), обеспечивающие получение полезного приспособительного результата с сохранением гомеостаза.

Взаимодействие организма человека с внешней средой при котором сохраняется динамичность гомеостаза за счёт нормального функционирования приспособительных реакций организма человека проявляются в виде хорошего самочувствия, работоспособности, состояния психологического комфорта или общим термином - здоровьем.

Всемирная Организация здравоохранения определяет «здоровье» как «состояниеполного физического, психического, функционального и социально-экономического благополучия».

Пока человек здоров, он справляется с широким набором факторов внешней среды, воздействующих на него - это температура, пища, микроорганизмы, стрессоры. Если же при взаимодействии с внешней средой приспособительные реакции функциональных систем организма человека не способны обеспечивать гомеостаз, то снижается стабильность физиологических процессов и нарушается адаптация и возникает болезнь.

Болезнь - этосостояние морфофункциональной недостаточности, возникающей в результате нарушений функционирования систем организма человека, проявляющиеся внешне стойкостями изменения констант гомеостаза.

Здоровье и болезнь - это два противоположных состояния организма человека, являющихся следствием одного и того же процесса взаимодействия организма человека и внешней среды, проявляющиеся в зависимости от функционирования адаптационных систем организма человека и условий обитания человека во внешней среде.

Для приобретения навыков и умений оценки здоровья человека или диагностики здоровья, т. е. обнаружение проявлений взаимодействия организма человека с внешней средой, необходимо усвоение определенного объёма знаний, которые вы приобретёте в результате учебной деятельности. На основании получаемых знаний, навыков вы сможете моделировать различные процессы для различных функциональных состояний в норме и при заболеваниях. Смоделированные процессы вы сможете перенести на обследуемого пациента, сравнивая с полученными данными методами осмотра, наблюдения, общения, лабораторной диагностики и др. и устанавливать диагноз. Умение обнаружить, фиксировать и оценить результаты проявления жизнедеятельности среднего медицинского работника.

Потребности – нужды людей, которые обеспечивают выживание. Они мотивируют индивида на активные действия. Любой человек наполнен различными желаниями, потому исполнение всех из них невозможно. Тем более что, как только одна потребность удовлетворяется, тут же появляется новая. Без нужд субъект никогда не обходится. Развиваясь, человек приобретает все новые потребности, только уже других уровней.

Нужды индивида напрямую влияют на формирование его мотивации, что и двигает личность вперед. Мотив и деятельность, что появляется благодаря ему, зависят от культурного уровня развития человека, его особенностей, черт характера. От тех объектов, с помощью которых он привык познавать действительность.

Потребности в психологии

Потребность рассматривается психологами с трех позиций: в качестве объекта, состояния и свойства.

  1. Потребность как нужда для существования, выживания и обеспечение нормального функционирования человека.
  2. Появление желания в качестве компенсации за недостаток чего-либо
  3. Потребность как фундаментальное свойство любого индивида, определяющее его взаимоотношения с окружающими людьми, миром в целом.

Разработано большое количество теорий потребностей, которые описывают потребности с разных сторон. Известный последователь своего отца, чьи идеи были направлены на изучение личности в ее связях с деятельностью, Д.А. Леонтьев рассматривал и потребности, исходя из этой концепции. К.К. Платонов же видел в возникающих желаниях лишь острую нужду человека восполнить что-то недостающее, устранить. А Курт Левин расширил понятие потребностей, назвав их динамическим состоянием.

Все подходы психологов к данной проблематике можно условно определить в группы, где потребность понимали как:

  • Нужду (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, В.И. Ковалев)
  • Состояние (Левин)
  • Отсутствие блага (В.С. Магун)
  • Необходимость (Б.И. Додонов, В.А. Василенко)
  • Предмет удовлетворения нужды (А.Н. Леонтьев)
  • Отношение (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган)
  • Системную реакцию личности (Е.П. Ильин)
  • Нарушение стабильности (Д.А. Мак-Клелланд, В.Л. Оссовский)

Тем самым, человеческие желания являются динамическими состояниями, что формируют мотивационную сферу личности, а затем и подвигают ее на совершение деятельности. Особую роль играет содержание потребностей, и то, как они влияют на окружающую действительность. Ведь человек, совершая то или иное действие, воздействует на среду, в которой находится. И его духовные устремления определяют, какой окрас приобретет это воздействие.

В данной связи интересна точка зрения Е.П. Ильина, который предложил для понимания сути потребностей учитывать несколько главных моментов:

  • физиологические нужды следует рассматривать отдельно от желаний личности. Организм может «потребовать» от человека немедленного исполнения своего запроса, который не всегда осознаваем, а сформированная потребность личность никогда не бывает неосознанной;
  • осознанное желание и нужда взаимосвязаны, тем не менее, субъекту важно стремиться исполнять то, что находится не в дефиците, а в действительной необходимости;
  • если потребность появилась, как состояние, личности ее трудно не заметить, потому важно сделать правильный выбор в методе и порядке (а иногда и заданных самим человеком условий) удовлетворения нужды;
  • после того, как острая нужда в чем-то или желание обозначились, запускается механизм, нацеленный на активный поиск средств для их достижения, поскольку обойтись без удовлетворения потребностей человеку маловероятно.

Классификации потребностей

Вашему вниманию предлагается наиболее краткая, удобная классификация:

  • Биологический вид потребностей – в еде, воде, тепле и месте обитания. Носят материальный характер.
  • Социальный вид – во взаимодействии с другими субъектами, необходимости состоять в группе, завоевывать уважение и признание.
  • Духовный – потребности познания, творческой реализации, эстетическом удовольствии, получении ответов на философско-религиозные вопросы.

Все три вида тесно переплетены между собой. Биологические присутствуют и у животных, но, что отличает человека – это духовные потребности и их преобладание над базовыми, естественными нуждами любого живого организма. Социальные также развиты в большей степени у людей.

Известный психолог Абрахам Маслоу внедрил в широкое пользование свою концепцию «пирамиду потребностей ». Ее можно обозначить так:

Первый уровень:

  1. Врожденные, биологические: в еде, во сне, дыхании, наличии убежища, продолжении рода;
  2. Экзистенциальные: в обеспечении безопасности и защиты от опасностей и несчастных случаев, комфорта обитания, стабильности.

Второй уровень (приобретенные):

  • Социальные: в коммуникации с другими людьми, принадлежности к социуму, группе, межличностных отношениях, проявлении заботы и получения ее взамен, внимании к себе, совместной деятельности
  • Престиж: в достижении уважения, определенной ступени развития в карьере, места в обществе, одобрительных отзывов о своей деятельности, успехах.
  • Духовная реализация: в творческой состоятельности, качественной выполнении своей работы, высшем мастерстве исполнения и созидания.

Маслоу полагал, что удовлетворены должны быть сперва потребности первого уровня, низшие, а затем человек будет стремиться прийти к высшим.

Впрочем, не стоит забывать, что эта схема не всегда работает так в действительности. Не каждая базовая потребность может быть полностью реализована, тогда как личность желает достичь чего-то из социальной или духовной группы. Кроме того, не следует забывать, что потребности одних не должны мешать жизни и свободе других людей. Необходимо ограничивать себя и держать устремления в разумных пределах. Процесс удовлетворения желаний должен быть направлен на развитие личности, ее лучших качеств, познание истины, приобретение новых полезных знаний и опыта, всеобщие блага.

Интересы и склонности

С понятием «потребности» тесно связан термин «интерес» — с латинского слово переводится как «иметь значение». Интерес – непосредственно то, что вызывает потребность. У человека появляется желание обладать объектом его интереса, отсюда формируются его действия.

Интерес может проявляться не только к материальному предмету, но и к духовным благам. Индивид хочет заполучить что-то, что предлагается ему социумом, то есть потребности появляются, исходя из возможностей, предоставляемых внешней средой.

Человек рассчитывает на что-либо, ориентируясь на свое положение в обществе, группе. Интерес регулируется тем социумом, к которому индивид принадлежит, иногда осознается, а порой нет. Человек получает от общества стимул, что двигает его на совершение определенной активности, которая и приведет к удовлетворению потребности.

Интересы делятся в зависимости от:

  • Носителя: личностный, групповой, общественный
  • Направления: духовный, экономический, социальный, политический.

Есть также понятие «склонность» — она задает направленность интереса на совершение конкретного вида деятельности. Интерес только указывает на желаемый объект. Иногда они не совпадают. Рассогласование возникает из-за того, что какая-то цель не представляется осуществимой, независимо от прикладываемых усилий субъекта или группы.

Интересы и склонности могут определять судьбу человека, выбор его профессии, характер построения отношений.


Признаки успешной реализации потребностей

Человек успешен в достижении своих целей, если он правильно их поставил, верно себя замотивировал и подобрал нужные средства решения. Кроме того, могут влиять, конечно, сторонние факторы, мешающие субъекту, но их вероятность ниже степени личных усилий.

Уверенность человека в своих силах также напрямую отразится на результатах его деятельности. Вовремя удовлетворенные потребности помогают ему в успешной деятельности.

Согласно Маслоу, верх устремлений любого человека – самоактуализация. Это то, к чему все мы идем в идеале. Вот, какие черты личности , что добилась максимального успеха, преодолев все свои желания:

  • Любовь к себе и окружающим, гармония с собой и природой
  • Высокая степень концентрации и хладнокровия при решении проблемы
  • Интерес к социальному взаимодействию
  • Объективность восприятия, открытость к новым мнениям
  • Спонтанность эмоций, естественность в поведении
  • Признание своей индивидуальности
  • Толерантность к другим людям, культурам, явлениям
  • Независимость от общественного мнения, способность высказать свою точку зрения
  • Умение любить, дружить — испытывать глубокие чувства
  • Неутихающее стремление к познанию
  • Творческое мышление
  • Остроумие (не высмеивание чужих недостатков, а оставление за собой и другими права на ошибку)

Таким образом, мы рассмотрели виды потребностей человека, различные подходы к данной проблематике. Любой человек, стремящийся к совершенству, должен знать о своих потребностях и их происхождении, чтобы отсеивать лишнее и концентрироваться на действительно важном. Тогда ваша жизнь будет наполнена смыслом и приносить вам удовольствие.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

ЯКУТСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

Кафедра государственного муниципального управления

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

На тему: «Потребности человека,их виды и средства удовлетворения»

Выполнила студентка:

Павлова А.А.

Преподаватель:

Сибилева Е.В.

Якутск 2015

Мощным двигателем экономики являются потребности общества.

Потребности - недостаток или нужда в чем-то, необходимом для жизнедеятельности людей.

Потребности человека имеют важные отличительные особенности, которые выделяют его из всего животного мира. В чем они состоят?

Первая особенность. Потребности людей изменяются исторически количественно и качественно. Эти изменения заметны при переходе от одной эпохи развития экономики и культуры общества к другой. Возьмем, допустим, людей, живших в начале прошлого века.

Они даже в своих фантазиях не предполагали, что могут быть такие необыкновенные вещи, которые для наших современников стали привычными, - телевизоры, компьютеры, космические станции и многое другое.

Вторая особенность. Запросы человека очень меняются на протяжении всей его жизни. Одно дело младенец, испытывающий преимущественно физиологические нужды, и совершенно другое - взрослый человек, овладевший определенной специальностью.

Третья особенность. У людей даже одного возраста очень часто потребности, запросы, предпочтения не совпадают. Не случайно в России в ходу народные поговорки и выражения: «На вкус и на цвет товарищей нет», «О вкусах не спорят». Четвертая особенность. Современная цивилизация (уровень материальной и духовной культуры) знает несколько уровней потребностей человека:

физиологические потребности (в пище, воде, жилье и др.);

потребность в безопасности (защите от внешних врагов и потребность в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те интересы; в дружбе и любви);

потребность в уважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);

потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).

Что такое потребность?

Потрембность -- вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации. Потребности проявляются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение -- в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, побуждающих человека к деятельности. Воспитание потребностей -- одна из центральных задач формирования личности. Ярким примером может служить жажда -- острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ.

Физиологический же механизм этого чувства -- воздействие повышенного общего и осмотического давления, изменение концентрации ионов натрия, происходит возбуждение питьевого центра в головном мозге, вызывающее нервно-гуморальные реакции сохранения воды в организме, поиск воды особью. По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет утверждать, что в общем потребности безграничны.

Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворённости, когда человеку недостаёт того, что требуется. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности -- отрицательными, а затем -- в случае её удовлетворения -- положительными. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые могут удовлетворить его потребности. В течение жизни потребности человека меняются и возрастают. Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.

Виды потребностей

Основными потребностями человека являются биологические потребности.

Эти потребности являются основой формирования конкретных потребностей людей (необходимость утолить голод рождает потребность в определенных видах еды). Первой задачей хозяйственной деятельности и было удовлетворение этих нужд.

К числу основных относятся потребности человека:

в одежде;

в безопасности;

в лечении при заболеваниях.

Эти потребности необходимы для простого выживания людей, но и они являются очень сложной задачей. До сих пор люди не могут полностью ре-шить эти проблемы; миллионы людей на Земле еще голодают, у многих нет крова над головой и элементарного медицинского обслуживиния.

Кроме того, потребности человека намного больше, чем просто набор ус- ловий для выживания. Ему хочется путешествовать, развлекаться, комфортной жизни, любимого занятия и т.п.

Любая потребность человека изначально представляет собой органичность переплетения биологических, физиологических и психологических процессов, что и обусловливает наличие многих видов потребностей, которые характеризуются силой, периодичностью возникновения и способами их удовлетворения.

Чаще всего в психологии выделяют следующие виды потребностей человека: потребность витальный удовлетворение надобность

в зависимости от происхождения выделяют естественные (или органические) и культурные потребности;

по направленности различают материальные потребности и духовные;

в зависимости от того, к какой сфере они относятся (сферы деятельности), выделяют потребности в общении, в труде, в отдыхе и в познании (или образовательные потребности);

по объекту потребности могут быть биологическими, материальными и духовными (также выделяют еще и социальные потребности человека);

по своему происхождению потребности могут быть эндогенными (возникают вод воздействием внутренних факторов) и экзогенными (вызываемые внешними раздражителями).

«Пирамида Маслоу»

Изначально, еще находясь в утробе матери, мы целиком и полностью зависим от нее. Мы растем, формируемся, используя питательные вещества, что дает нам мать. Рождаясь, мы попадаем в большой и неуютный мир и попадаем в зависимость от еды, воздуха, других значимых людей, тепла и комфорта. Чем больше мы вырастаем, тем большее количество зависимостей окружает нас в повседневной жизни. Следовательно, мы зависимы изначально! От момента нашего зачатия и до последнего вздоха, так как трудно представить себе человека, который бы смог выжить без удовлетворения элементарных потребностей в воде, пищи, воздухе, сексе. О том же самом нам говорит и так называемая «Пирамида Маслоу».

Маслоу -- известный психолог, новаторство исследования которого состояло в том, что он стал изучать не патологические, нездоровые личности, в отличие от большинства своих коллег, а личности, которые полностью реализовались в жизни. Успешные и процветающие. Внесшие огромный вклад в развитие человечества. Именно изучение здоровых личностей позволило ему описать иерархию потребностей, на которую опирались эти личности в процессе своего развития. Постепенно удовлетворяя свои потребности, эти люди достигали невероятных достижений в своей жизни. Получая от нее полнейшее удовлетворение, и практически не нуждались в искусственном стимулировании извне.

1. К первичным потребностям Маслоу отнес так называемые витальные потребности -- потребность в пище, воздухе, воде. Без удовлетворения этих потребностей каждый из нас попросту бы погиб как физиологический организм.

2. К вторичным потребностям Маслоу отнес потребность в безопасности. Потребность в защите, жилье, тепле, одежде, возможности защищать свою территорию и отстаивать свои границы. Для каждого из нас важно иметь одежду, очаг, защищенное помещение, в котором он является хозяином и может не опасаться вторжения на свою территорию.

3. К следующему, третьему уровню в этой иерархии Маслоу отнес социальные потребности.

Возможность состояться как уважаемый человек, как профессионал в своем деле, получить признание семьи, родителей, общества, занимать важное положение и влиять на развитие своего социума. Будь то совет дома или Государственная дума. Стать значимым в глазах других имеет огромное значение для каждого из нас. От этого напрямую зависят и самоуважение и самооценка человека.

4. К четвертому уровню в иерархии Маслоу отнес самореализацию личности. Когда все предыдущие потребности полностью удовлетворены, у человека появляется возможность реализовывать себя в творчестве. И оно может быть разнообразным. Культурные потребности,хобби, развитие своего творческого потенциала. Нет ни одного человека, в котором не было бы изначально заложено потенциала. Развитие талантов, развитие чувства прекрасного и гармонии присуще каждому.

5. И к верховным, стоящим во главе пирамиды потребностей, относятся потребности в духовной жизни. Быть частью чего-то намного большего, чем сам человек. Некой глобальной идеи, превышающей все допустимые рамки. Исповедовать и разделять с другими некие моральные и нравственные ценности. Верить в нечто чудесное и необъяснимое. В сказочное, любящее и заботливое. И соответственно жить, применяя эти принципы в своей жизни.

Если вписать в эту пирамиду потребностей человека, то можно легко представить, как он постепенно распрямляется, постепенно удовлетворяя свои потребности снизу вверх. Для человека в принципе достаточно, чтобы были удовлетворены витальные и духовные потребности. Это позволяет стоять человеку. Вера в нечто большее и все, что необходимо для выживания, достаточно, чтобы личность могла жить, постепенно восполняя пробелы в других сферах.

Средства удовлетворения потребностей

Человек,как и любое другое живое существо, запрограммирован природой на выживание, а для этого ему необходимо наличие определенных условий и средств. Если в какой-то момент своего существование у человека эти условия и средства отсутствуют, то тогда возникает состояние нужды, которое обуславливает появление избирательности реагирования человеческого организма. Эта избирательность обеспечивает возникновение ответной реакции человека на раздражители (или факторы), которые на данный момент являются наиболее важными для нормальной жизнедеятельности, сохранения жизни и дальнейшего развития. Переживание субъектом подобного состояния нужды в психологии именуют потребностью.

Итак, проявление активности человека, а соответственно его жизнедеятельность и целенаправленная деятельность, напрямую зависит от наличия определенной потребности (или нужды), которая требует удовлетворения. Но только определенная система потребностей человека будет обуславливать целенаправленность его деятельности, а также способствовать развитию его личности. Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве своеобразного «двигателя» личности. Мотивация поведения и деятельности человека напрямую зависит от органических и культурных потребностей, а они в свою очередь, порождают интерес, который направляет внимание личности и ее активность на различные объект и предметы окружающего мира с целью их познания и последующего овладения.

Заключение

Существенность системы потребностей в том,что человек или общество в целом обладает набором потребностей,каждая из которых требует своего удовлетворения.Этот казалось простой тезис приобретает серьезную окраску если проанализировать современное время и историю.То чего достигли мы в любой области,пусть ценой мировых войн,мировых кризисов в конечном счете является следствием из простого желания или нехватки,или сдвигами внутреннего химизма.Параллельно лежит закон возрастающих потребностей.В основе данного закона лежат потребности конкретного человека,а они характеризуют потребности всего общества.И в то же время этот закон является движущей силой экономического роста,в силу того,что человеку требуется всегда больше чем о достиг.

Диалектическое взаимосвязь деятельности и потребностей общества-коренной источник как их обоюдного развтития так и всего общественного прогресса,она является абсолютным и вечным условием существования и развития общества.То есть их взаимосвязь носит характер общеэкономического закона.Человеческое общество наряду с другими законами,в своем функционировании и развитии регулируется таким важным законом,как законом подчиненности всей системы деятельности системе потребностей общества,требующим подчинения всей совокупной деятельности общества удовлетворению его общественно необходимых,объективно назревших,действительных потребностей общества,возникших в ходе деятельностного бытия общества.Поэтому абсолютная цель общества-это удовлетворение его потребностей.

Итак,потребности человека,есть отпечатки в его собственном сознании ощущаемой необходимости обеспечения соответствия комфортных и текущих условий его существования.

Использованная литература

1. Спирин А.Д., Максюкова С.Б., Мякинников С.П. Человек и его потребности: Учебное пособие. Кемерово: КузГТУ, 2003.

2. Человек и его потребности Составитель Г. В. Чекмарева, 2003.

3. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. - Т. 1. М.: Мир, 2002.

4. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. /Под ред. Е. В. Шороховой. - М.: Наука, 1974.

5. Каверин С.В. Психология потребностей: Учебно-методическое пособие, Тамбов, 2006.

6. Бережной Н.М. Человек и его потребности / Под ред. В.Д. Диденко, СГУ сервиса - Форум, 2001.

7. Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. - М.: Высшая школа, 2005.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Краткая биография Абрахама Маслоу. Анализ иерархии потребностей А. Маслоу. Потребность в самоактуализации как вершина человеческих потребностей. Способы удовлетворения потребности. Пирамида Маслоу и выявление закономерности развития потребностей.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

    Основные потребности ребенка. Критерии разумных потребностей. Сущность теории потребностей А. Маслоу. Потребности в пожилом возрасте. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации. Потребности по возрастным группам.

    презентация , добавлен 22.06.2015

    Характеристика биологических, этолого-поведенческих (психологических), этнических, социальных, трудовых и экономические потребности человека. Сущность и виды материальных и духовных потребностей, приемы и методы деятельности в сфере их удовлетворения.

    реферат , добавлен 16.12.2012

    Определение потребности: роль в мире человека, способы и механизмы реализации. Понятие потребности с точки зрения разных наук. Классификация потребностей, уровни их удовлетворения. Мотивация труда и потребности человека в профессиональной деятельности.

    реферат , добавлен 23.10.2009

    Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Виды потребностей: потребности труда, познания, общения, отдыха. Характеристика мотивационной сферы. Значение потребности в достижении.

    реферат , добавлен 16.06.2011

    Сущность и определение природы потребности, механизм ее возникновения и требования согласно классификации Маслоу. Разновидности потребностей и их отличительные черты. Характеристика базовых потребностей и их место в разных периодах жизни человека.

    контрольная работа , добавлен 06.10.2009

    Производственное и непроизводственное потребление средств производства и рабочей силы в его процессе. Классификация потребностей по способу удовлетворения: индивидуальное или коллективное. Пирамида потребностей по А. Маслоу, показатели благосостояния.

    реферат , добавлен 22.08.2009

    Основные виды потребностей человека. Духовные, престижные, социальные, физиологические, экзистенциальные потребности. Необходимое условие существования человека. Биологические, социальные и духовные, первичные и вторичные потребности человека.

    презентация , добавлен 03.12.2014

    Определение понятия "потребности" и их классификация. Пирамида потребностей человека по Маслоу. Развитие личности в процессе ее становления. Формирование потребности в процессе становления личности. Потребности человека: морально-этический аспект.

    реферат , добавлен 03.12.2008

    Человек - биологическое и социальное существо, его физиологические и духовные потребности. Ценностные ориентации, определяющие индивидуальность человека и неповторимый набор его потребностей. Общество как система удовлетворения потребностей людей.

Говоря о потребностях человека, подразумевают различные виды нужд , которые бывают как осознаваемые, так и неосознаваемые.

Именно они являются источником порождений чувств, эмоций, желаний, стремлений и катализатором активности с целью их удовлетворения.

Что это такое?

Что означает понятие «потребность»? Выживание человека зависит от наличия соответствующих условий и средств.

Если в определённый момент они отсутствуют — это вызывает состояние нужды.

В конечном счёте человеческий организм начинает реагировать на раздражающие факторы и проявлять активность, так как от природы он запрограммирован на сохранение жизни и дальнейшее выживание.

Состояние нужды, приводящее к деятельности субъекта и называется потребностью.

Ни одного живого существа на планете нет столько потребностей, как у людей. Чтобы реализовать их, человек вынужден активно действовать, в результате чего разнонаправленно развивается и познаёт окружающий мир.

Удовлетворение потребности сопровождается положительными эмоциями, в противном случае — отрицательными.

Независимо от гендерной принадлежности, национальности или положения в обществе, каждый человек имеет потребности. Некоторые их виды появляются при рождении , другие по ходу дальнейшей жизни.

С возрастом список потребностей меняется. К числу первичных относят нужду в воздухе, воде, еде, сексе. Вторичные потребности напрямую связаны с психологией. К ним относят нужду в уважении, успехе, признании.

Классификация

Вопрос, связанный с человеческими потребностями, изучался многими учёными и в различное время. В связи с этим существует много теорий и трактовок, которые по-разному описывают связь между потребностями, нуждой и процессом их удовлетворения.

Основные виды потребностей:


По Симонову

В научной работе психолога П. В. Симонова приводится следующая классификация человеческих потребностей:

  • для других;
  • для себя.

Идеальные потребности, заключающиеся в стремлении познать истину, подобного разделения не содержат.

Поскольку истинное значение вещей и процессов подразумевает их единственную форму .

При изучении человеческих нужд в наше время используют комплексный подход и полный арсенал научных методов.

Не зная достоверных причин происхождения и формирования потребностей и степень их влияния на деятельность мозга, невозможно эффективно решать следующие задачи:

  • профилактика и лечение психических расстройств;
  • предотвращение асоциального и неадекватного поведения;
  • правильное воспитание.

Понятие иерархии

Иерархию потребностей вывел психолог Абрахам Маслоу . Многочисленные нужды и желания людей он скомпоновал в виде , которая наглядно демонстрировала его научный взгляд на данную проблему. В пирамиде Маслоу разместил потребности по мере их возрастания.

Учёный был уверен, что пока индивидуум остро нуждается в примитивных вещах, он не думает о потребностях более высокого уровня. Маслоу приводил примеры в доказательство своей теории.

Индивидуум начинает заниматься поиском социальной группы, принадлежность к которой могла бы удовлетворить его желания и избавить от одиночества.

Четвёртый уровень связан с престижными потребностями людей. Это потребности, удовлетворяемые человеком в результате своей деятельности. К ним относят:

Каждый член общества нуждается в признании своих способностей и талантов со стороны окружающих. Человек добивается самоуважения и начинает верить в собственные силы, когда достигает в жизни определённых результатов.

Находятся на пятом уровне. Здесь находятся:

  • самоидентификация;
  • самовыражение;
  • самореализация;
  • самоутверждение;
  • саморазвитие.

Маслоу убеждён, что необходимость самовыражения проявляется у человека только после того, как все нижестоящие потребности полностью удовлетворены .

В соответствии с теорией учёного, индивидуум действует в строгом соответствии с иерархией, приведённой в пирамиде. Большая часть людей поступает именно таким образом.

Однако есть и исключения. Существует узкая группа индивидуумов, которые ставят свои идеалы выше бытовых проблем.

Сюда относят людей науки и искусства, стремящихся к самореализации и развитию, несмотря на лишения и голод. Обычно у таких индивидуумов существует личная иерархия потребностей , в соответствии с которой они живут.

Различия между низшими и высшими

Чем различаются высшие и низшие потребности? Низшие потребности связаны с естественными нуждами тела .

Необходимость в базовых условиях для выживания — еде, воздухе, воде — определена самой природой.

В чем выражают себя высшие потребности? Высшие потребности выходят далеко за рамки , необходимые для физического выживания и поддержки функционирования организма.

Нужда индивидуума в развитии, заботе о других людях и любви, самореализации — это уже не просто ряд важных потребностей, а список ценностей, не имеющих прямого отношения к потребностям тела.

Объекты и средства удовлетворения

Для физического выживания и комфортного существования человек нуждается в удовлетворении потребностей. Для достижения этой цели люди осваивают различные средства и обучаются разным способам достигать желаемого.

Объектами и средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага. Это вещи или средства, которые предназначены для удовлетворения определённых человеческих потребностей.

В этом качестве выступают:


  • духовные;
  • интеллектуальные,
  • образовательные и информационные.

Варианты выявления

Какими способами можно выявить потребности людей? Природные потребности наиболее полно описаны Маслоу.

Они характерны для подавляющего числа людей . Эффективный способ выявления потребностей является тщательный анализ характеристик и действий конкретного человека:

  • мотив;
  • доминанта;
  • обычаи;
  • навыки;
  • вкусы.

Природные потребности являются неотъемлемой частью существования человека. Не имеет значения, на каком уровне он находится в данный момент и в чём испытывает нужду.

При возникновении трудностей с удовлетворением базовых потребностей, индивидуум спуститься на ступень ниже . И будет там находиться, пока не удовлетворит эту потребность в полной мере.

Фундаментальные потребности человека и их удовлетворение: