Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Спарта и ее армия. Армия спарты

И встав нога к ноге, опираясь щитом на щит, приблизив гребень к гребню, шлем к шлему и сблизивши грудь с грудью, пусть сражается с враждебным мужем, взявшись за рукоять меча или за большое копье.
Тиртей, древнегреческий поэт

Рождение знаменитой греческой фаланги гоплитов относится к архаической эпохе – около VII в. до н.э., хотя уже в гомеровской «Илиаде» есть упоминание о плотном строе воинов, который грозно надвигается на врага. Главная задача стоящих в строю гоплитов – сохранить целостность фаланги. На место павшего воина тут же вставал шедший за ним. Вооружение классического гоплита вплоть до македонского владычества составляли щит - гоплон, копье - дорю и меч - ксифос или махайра.

Греческие гоплиты. Чернофигурная роспись на вазе, VII в. до н.э.

Изобретение круглого щита-гоплона , по названию которого воин-гоплит и получил свое название, оказало решающее влияние на формирование фаланги. Он изготавливался из деревянных пластин и имел бронзовое окаймление, а к V веку до н.э.стал весь покрываться слоем бронзы. Главная его особенность была в конструкции крепления. В середине щита находилась бронзовая скоба (греч. - порпакс), в которую боец просовывал руку таким образом, чтобы щит оказывался на предплечье, а ладонью хватался за ремень или веревку у края щита (греч. - антилабе). Такая конструкция позволяла гоплиту более свободно действовать щитом в бою, который становился почти продолжением руки. Щит весил около 10 кг, а в диаметре был до метра.

Но у гоплона были и недостатки, главным из которых было то, что он закрывал лишь левую часть тела гоплита. Поэтому сомкнутый строй, при котором воины прикрывают щитами не только себя, но и ближайших соседей в строю, оказался единственно возможным выходом из положения. Отсюда – и тот позор, который покрывал воина, обронившего или потерявшего свой щит во время битвы: ведь он подвергал опасности не только себя, но и всю шеренгу, в которой стоял. По этой же причине греки отказались от метательного оружия, дабы лишний раз не размыкать строй.


Гоплон с внутренней стороны. По центру виден порпакс, по краям - антилабе

На щиты наносилась эмблема или рисунок. Делалось это не из эстетических соображений (на войне вряд ли вообще есть место красоте), а для того, чтобы воины могли распознать своих в сражении и отличить их от противников. Например, на спартанских щитах изображалась греческая буква «лямбда», которая была первой буквой в слове «Лакедемон» (официальное название Спарты), а на щитах Афин присутствовало изображение совы.

Гоплон с изображением трискелиона - треножника, солярного символа

Копье – символ наступательной мощи греческой фаланги. Оно имело 2–3 метра в длину и предназначалось для нанесения первоначального удара по противнику в область шеи или живота. Древко копья стругалось и обжигалось, на него крепился наконечник из железа листовидной формы. В начале своей истории гоплиты имели и метательные копья, но в процессе эволюции фаланги их использование сошло на нет.


Фалангит с копьем-дорю

Меч использовался в ближнем бою, когда копье становилось неэффективным. Чаще всего он был в длину до от 60 до 80 сантиметров и имел листовидную форму - т.н. ксифос. Но длина клинка могла варьироваться: например, спартанские клинки были короче, что давало спартанцам повод для гордости - ведь чтобы сражаться таким мечом, нужно было столкнуться с врагом в буквальном смысле лицом к лицу. Существовали и изогнутые мечи, т.н. махайры или кописы, напоминавшие испанские фалькаты. Они были удобны для нанесения режущих ударов, т.к. имели одностороннюю заточку лезвия.


Ксифос - наиболее распространенный вид меча в греческой фаланге

Данный набор вооружения оставался практически неизменным, а гоплиты были основой армий греческих городов-государств до IV в. до н.э., когда они постепенно начинают вытесняться пельтастами, а с III в. до н.э. – сариссофорами.

Среди городов-государств Древней Греции существовало одно, которое занимало совершенно особое место и которое и по сегодняшний день остается символом строжайшей дисциплины, сурового образа жизни и непреклонного мужества. И далеко не случайно, что именно Спарта заняла во взаимоотношениях древнегреческих государств исключительное положение, которое она удерживала в течение длительного времени и за которое заплатила потом и кровью своих граждан. Вся жизнь взрослого населения этой страны напоминала жизнь военного лагеря, существование их было посвящено одной-единственной цели - подготовке к войне. И подготовка эта была столь успешной, что одного только появления на поле боя войска спартанцев во многих случаях было достаточно, чтобы обеспечить победу. «…Их отвага почиталась непобедимой, а их репутация воинов еще до начала битвы поражала их врагов, которые считали для себя невозможным победить спартанцев…» Их воинская репутация была столь высока, что, когда из 420 спартанских гоплитов оставшиеся в живых 120 человек после долгой осады и жестоких сражений с противником, многократно превосходившим их числом, сдались в плен, это так же удивило всю Грецию, как и безрассудная смелость афинского военачальника, напавшего на них с войском, погруженным на семьдесят судов.

«Ничто в ходе этой войны не могло удивить эллинов больше такого исхода. Всегда считалось, что ни сила, ни лишения не могут заставить лакедемонян сложить оружие, что они будут биться до последнего человека и погибнут с оружием в руках…»

Чтобы понять спартанского солдата, необходимо представить себе организацию спартанского общества. Народ Спарты представлял собой военную касту, скованную железной дисциплиной, довлевшей над каждым взрослым мужчиной-спартанцем с рождения и до самой смерти. Вся жизнь гражданина Спарты была посвящена служению государству. Каждое действие каждого гражданина было подчинено единой цели: созданию сообщества непобедимых воинов. Чтобы достичь этого, было необходимо, чтобы каждый гражданин был освобожден от забот по содержанию себя и своей семьи. Именно этой цели служила социальная структура спартанского государства - подготовка из спартанца первоклассного воина должна была поглощать все его время. Задача эта не могла быть достигнута еженедельными воскресными тренировками, во время которых неуклюжие подростки и дородные отцы семейств не столько занимались бы делом, сколько радовались бы возможности на законном основании отлынивать от надоевшей школы или от сидения в мелочной лавочке. Подобно профессиональным солдатам, спартанцы посвящали все свое время военному делу. Когда же спартанцы встречались на поле боя с наемными воинами, то, даже при равенстве в физической силе и искусстве владения оружием, срабатывали два решающих фактора, которые однозначно определяли исход сражения в пользу спартанцев. Этими факторами были более эффективная система управления войсками и (что играло гораздо большую роль) громадное моральное превосходство, определявшееся чувством глубокого патриотизма, соединенного с почти мистической верой в то, что все спартанское самое лучшее, а многочисленные потери укрепляли в каждом воине уверенность в себе.

Люди Античности, по словам Плутарха, «представляли себе храбрость не как простое бесстрашие, но как осмотрительный страх позора и бесчестья». В отличие от поэта, который мог беззастенчиво написать:

Свой щит швырнул я на землю;

Что до меня - то я сбежал, поскольку был должен выжить.

Теперь им владеет некий фракиец - а мне осталась моя жизнь.

Да и черт с ним, со щитом, он неплохо мне послужил,

И я смогу теперь купить себе другой.

Гордая мать-спартанка предпочла бы, чтобы ее сын был принесен домой на щите, чем без него. Спартанца, сбежавшего с поля боя, ждали позор и бесчестье, и ни одна женщина не пожелала бы выйти за него замуж. Таких беглецов могли избивать на улицах, причем они не имели права сопротивляться; они должны были ходить в заплатанной одежде, немытыми и нечесаными.

Суровый спартанский кодекс поведения не позволял даже каких-либо проявлений скорби в семьях погибших. Процитируем Плутарха: «Когда пришли известия о [поражении под] Левктрами… происходила гимнопедия и мальчики танцевали в театре, когда прибыли вестники из Левктр. Эфоры [распорядители] сочли, что новости эти были весьма значительными для того, чтобы нанести существенный удар по государственной мощи Спарты, а тогда ее первенство над другими греческими государствами навсегда уйдет. Поэтому они распорядились не прерывать танцев и продолжать все другие мероприятия празднества, но в частном порядке разослали по всем семьям списки погибших, сообщив также о том, что дали команду продолжать все публичные действа. На следующее утро, когда уже все семьи знали обо всем, а имена павших были известны всем жителям, равно как и имена оставшихся в живых, отцы, родственники и друзья погибших собрались все вместе на рыночной площади и стали восторженно поздравлять друг друга; отцы же оставшихся в живых, наоборот, не выходили из дому, сидя там среди женщин».

В этом эпизоде мы видим все составляющие того положения, которое Спарта занимала в течение ряда поколений. В ее гордости, высокомерии, уверенности в своей непобедимости и отрицании всяческих перемен мы находим семена грядущего военного поражения. Но, кроме неспособности приспособиться к меняющейся военной тактике, существовало еще одно обстоятельство, которое с роковой неизбежностью вело Спарту к крушению. Корни этого заключались в своеобразной структуре спартанского государства, которая обрекала самое себя на уничтожение из-за истощения человеческих ресурсов. Притока новых граждан практически не существовало, а потери в бесчисленных войнах постоянно уменьшали число полноправных граждан. Это привело к постепенной концентрации богатства в руках немногих людей (истинная причина упадка большинства государств), поскольку неимущие спартанцы не могли вносить свою долю в общий котел и потому теряли права гражданина. Аристотель писал, что Спарта пала из-за недостатка мужей. В 243 году до н. э. в ней жило только семьсот полноправных граждан, из которых около сотни человек владели всей землей.

Когда волна вторгшихся дорийцев прокатилась по всей Греции, самый дальний всплеск ее забросил пришельцев на перешеек и в глубину Пелопоннеса. Здесь, в Лаконии, в самом сердце античных царств, одно из племен дорийцев, лакедемоняне, как они называли себя, расселились в нескольких деревнях в долине Эуротас. Со временем одно из этих поселений, ставшее городом, Спартой, смогло подчинить своему влиянию всех живущих вокруг соседей. Борьба с обитателями этой страны, наследниками древней ахейско-минойской культуры, продолжалась долгие годы. Спарта, оплот пришельцев, по своей сути больше напоминала вооруженный лагерь и в определенном смысле навсегда осталась им. По мере того как все больше поселений склонялось перед пришельцами, они все больше напоминали небольшой остров захватчиков, окруженный морем покоренных. Но гораздо большую угрозу спартанскому государству представляла не вероятность нападения извне, а те принципы, на которых строилась его социальная система. В еще большей мере это стало ясно, когда после долгих лет сражений в состав спартанских территорий вошла плодородная область Мессения. Спартанцы были суровым народом, и с привычной им суровостью они обращались с покоренными народами. Некоторые из этих народов, более или менее мирно покорившиеся пришельцам, стали называться периэками, или «живущими около». Другие, менее удачливые, стали известны как илоты. Они, коренные обитатели этих мест, которых спартанцы лишили всякой собственности, были низведены до положения рабов и возделывали земли для своих новых хозяев. Отдав определенное, строго установленное количество урожая своим господам, они получали право оставить себе излишки и владеть частной собственностью. Но если периэки могли сами решать свои местные дела, за исключением политических, то илоты не имели вообще никаких прав. Условия их жизни были тяжелыми, и они снова и снова поднимали восстания. Чтобы держать их в подчинении, существовало нечто вроде тайной полиции, криптеи , которая формировалась из юных спартанцев, действовала по всей стране и имела полномочия убивать любого илота по одному только подозрению. Так как члены криптеи действовали без страха наказания, как противовес им возник институт эфоров , советов офицеров, избиравшихся на год гражданами и объявлявших войну илотам.

Молодые илоты были обязаны служить в качестве оруженосцев у своих спартанских хозяев и действовать на поле боя как легковооруженные воины. Те, кто проявляли особую храбрость, иногда получали частичные права граждан. Во время Пелопоннесской войны спартанцы столь отчаянно нуждались в воинах, что некоторые из самых лучших отрядов илотов были вооружены и действовали как гоплиты. И все же страх перед восстанием илотов слишком глубоко сидел в сердцах спартанцев. Фукидид повествует: «Развешанные по всей стране объявления приглашали илотов называть тех из их числа, кто объявлял себя самым удачливым воином против своих врагов, с тем чтобы эти люди могли получить свободу. Таких людей подвергали испытаниям, поскольку считалось, что первый возжелавший свободы должен быть и самым храбрым, а потому и самым опасным, как возможный мятежник. Таким образом были отобраны около двух тысяч человек, которые увенчали себя лаврами и обошли храмы в знак обретения новой свободы. Спартанцы, однако, вскоре ушли вместе с ними, и никто никогда не узнал, как погибли эти люди».

Воистину милейшим народом были эти спартанцы!

Продолжая традиции своей культуры, лакедемоняне, загнанные судьбой в дальний угол полуострова, прибегли к проверенной временем системе монархии - много позже того, как уже почти все цивилизованные греки приняли ту или иную форму аристократической республики. Но даже и в этом спартанцы проявили свое отличие. У них было два царя, которые обладали равной властью - некий противовес единоличному царскому правлению, особенно в случае, когда два царских дома были постоянно в конфликте друг с другом. Ограниченные в своих правах цари тем не менее сохраняли высший контроль над армией и, в боевых условиях, обладали властью над жизнью и смертью воинов. Явные недостатки этой системы двойного правления в условиях военных действий привели, около 500 года до н. э., к изменениям, в результате которых только один царь - избираемый народным собранием - имел власть над армией.

Совет, называвшийся герусией , состоял из двадцати восьми старейшин - мужчин в возрасте от шестидесяти лет и старше, а два царя могли вносить рекомендации и располагали юридической властью. Но возможно, реальная власть в стране принадлежала пяти эфорам, которые избирались Народным собранием и исполняли свои обязанности в течение года. Поначалу эфоры были всего лишь помощниками при царях. Позднее же, вероятно из-за серьезного конфликта между царями и знатью, с одной стороны, и обычными гражданами - с другой (противостояние, в котором эфоры представляли интересы народа), они обрели значительное влияние.

В соответствии со своими обязанностями блюстителей народных прав и сторожевых псов государства эфоры могли послать вызов даже царям с требованием предстать перед герусией. Двое из них постоянно сопровождали царя-генерала во время его военных походов, причем их присутствие воспринималось примерно так же, как генералами Красной армии воспринималось присутствие приставленных к ним большевистских комиссаров. Любой полноправный гражданин мог быть избран эфором. Единственным ограничением власти эфоров было то, что их было пять, избирались они только на один год, а по истечении этого срока они должны были отчитаться за все свои действия.

Полное гражданство давалось по факту рождения, хотя некоторые из сыновей от отцов-спартанцев и матерей, имевших другое гражданство, тоже могли стать полноправными гражданами. В соответствии с традицией только что завоеванные земли делились на участки. Каждый спартанец получал один из таких участков, который не мог быть продан или разделен на части, но мог передаваться от отца к сыну. Участки эти возделывались илотами, которые тоже не могли быть проданы или освобождены своими владельцами. Определенная доля урожая каждый год передавалась владельцам участка, а илогы получали право распоряжаться остатком. Так сложилась социальная система, при которой спартанцы могли все свое время уделять военной подготовке, составлявшей основное занятие их жизни.

Атмосфера вооруженного лагеря, пронизывавшая все спартанское общество, сказывалась на спартанцах буквально с колыбели. Дети, которых старейшины посчитали слишком слабыми или из-за их физических уродств непригодными для службы государству, сбрасывались со склона скалы Тигидус. Мальчики начинали подготовку к воинской службе в возрасте семи лет под руководством государственных воспитателей, основной задачей которых было приучить детей стойко переносить тяготы жизни и подчиняться жесткой дисциплине. Считались недостойными внешние проявления испытываемой боли. Для проверки стойкости спартанских мальчиков их секли перед алтарем Артемиды; Плутарх свидетельствует, что сам видел, как многие из них умирали во время порки. Всю зиму они ходили в легкой летней одежде, закаливая свое тело. Поощрялись хитрость и ловкость, юношам часто приходилось самим добывать себе пропитание, причем, если они попадались на этом, наказание было весьма суровым (2500 лет спустя подобные «продовольственные» походы стали частью подготовки британских коммандос). Спартанские юноши почти не получали того, что называется «книжным обучением». Спартанцы открыто презирали интеллектуальные достижения таких народов, как афиняне; многословным рассуждениям они предпочитали краткую и ясную речь, которая дошла до наших времен под определением «лаконичная». Запоминанием поднимающих боевой дух поэм ограничивалось литературное образование молодых спартанцев.

В возрасте двадцати лет спартанские юноши вливались в ряды настоящей армии и зачислялись путем голосования в состав той или иной группы из пятнадцати человек (сисканойя), живших в одной большой палатке. Питались они тоже все вместе, что было одним из обычаев, вообще свойственных спартанцам. Каждый член такого товарищества вносил каждый месяц свою строго определенную долю деньгами и продуктами. Основным блюдом, как повествуют хроники, была свинина, сваренная в крови и приправленная солью и уксусом.

С двадцати лет юношам разрешалось жениться, но они не могли оставаться жить дома. Их жилищем на последующие десять лет становилась «казарма», а общение с женами было кратким и случайным. В возрасте тридцати лет спартанец считался уже мужчиной, обладавшим всеми правами гражданства, но все свободное время он по-прежнему проводил в гимнастических упражнениях и военной подготовке. Истинный сибарит мог бы сказать о спартанцах, что «их готовность умереть в бою отнюдь не заслуживает похвалы, поскольку благодаря ей они были свободны от работы ради существования и избавлены от тягостной нищеты».

Не существует единых оценок размеров спартанского войска. Так. например, о спартанской армии времен битвы при Мантинее Фукидид пишет: «Там действовало семь мор (батальонов)… в каждом из них было по четыре пентекостиса, а в каждом из пентекостисов было по четыре эномотиса. Первая линия эномотиса состояла из четырех солдат; что же до глубины его строя, то хотя они и не были выстроены все единым образом, но так, как это решил каждый их командир, в основном же они насчитывали восемь рядов в глубину; первая же линия всего строя состояла из четырехсот сорока восьми человек».

Фукидид не упоминает при этом лох , но в море было 512 человек, в пентекостисе - 128, а в эномотисе - 32 воина.

Существовало еще подразделение личной охраны царя в количестве трехсот «рыцарей», вооруженных копьями и сражавшихся пешими. Профессор Майт в своем труде «Обозрение греческих древностей» указывает, что, когда в спартанской армии была введена в 424 году конница, она состояла из шести мор, каждая из них в составе сотни всадников находилась под командованием гиппармостеса и была разделена на два эскадрона.

В хрониках упоминаются красные туники как отличительное одеяние спартанцев, в остальном же их оснащение было обычным для любого древнегреческого гоплита. До конца верные своему консерватизму, спартанцы лишь во времена царя Клеомена (235-221 до н. э.) приняли на вооружение гоплитов сарису и щиты, которые держались на руке ремнями, а не за ручку.

Истинное различие между этими воинами и ополчением других греческих городов-государств заключалось в воинской подготовке, а не в оснащении. Ксенофонт пишет: «Все остальные были любителями, но спартанцы - профессионалами в ведении войны». Фаланга спартанцев наступала, в отличие от своих противников, не «в спешке и в ярости», но «медленно, в такт звукам флейт, ступая в ногу, сохраняя равнение в рядах, подобно большой армии, вплоть до момента вступления в сражение».

Здесь следует заметить, что для наступления копьеносцев характерно смещение каждого человека в сторону своего соседа справа, «поскольку страх заставляет каждого человека стараться сместить незащищенную часть своего тела под прикрытие щита своего соседа справа». Таким образом, весь строй почти бессознательно начинает уклоняться вправо. «Человеком, ответственным за это, является правофланговый, который первым старается отвернуть от врага незащищенную сторону своего тела и тем самым побуждает других делать это же».

Такое движение вправо часто приводило к постепенному фланговому обходу (и зачастую поражению) левого фланга каждой армии. Победоносные же правые фланги затем заворачивались и атаковали один другой. Подобная особенность людей, вооруженных мечом или копьем и щитом (и не только древних греков), возможно, и привела к тому, что место правофлангового стало считаться со временем почетным.

Спартанские гоплиты заслужили победные лавры во многих тяжелых сражениях, но, как это часто случается, относительно малая битва, в которой принимали участие только 300 спартанцев, завладела воображением людей тех времен и продолжала владеть им на протяжении веков, вплоть до наших дней. Когда начинаются рассказы об отважных воинах, история царя Леонида и его стойких соратников, отличившихся в битве при Фермопилах, обычно первой приходит на память рассказчикам, хотя спартанцы не выиграли этого сражения. Много и других преданных своей родине людей, ныне уже совершенно забытых, пали в других битвах, сражаясь до последнего человека; но именно в этой истории имеются все элементы того, что делает ее легендарным сказанием о чудо-воинах, свет которого озаряет страницы многих исторических книг. В ней есть благоволение природы - узкий проход между скалой и морем, удерживаемый немногими воинами против несметных полчищ врагов; в ней есть давнишнее противостояние Запада и Востока; есть также и осознание храбрецами неизбежности своей гибели; есть хладнокровная решимость исполнить свой долг до конца. Но в ней отсутствует смирение перед обстоятельствами, свойственное святым мученикам, а есть яростное стремление сражаться до конца, как у загнанного в угол волка, рвущего своими клыками всех, до кого ему удается дотянуться.

Здесь отчетливо видно, как история, а точнее, популярные мифы зачастую игнорируют многие аналогичные события в угоду прославлению какого-либо одного. Так, мы почти ничего не слышали ни о 400 фиванцах и 700 феспийцах, которые защищали восточную оконечность прохода от флангового охвата «бессмертных» под командованием Гидарнеса; ни об остатках небольшой 7-тысячной армии, предположительно нанесшей персам удар в тыл. В сражении при Фермопилах пало, насколько нам известно по хроникам, 4000 греков и множество персов, так что представляется несколько несправедливым, что вся слава досталась трем сотням спартанцев.

Неудачная попытка удержать узкий проход между горами и морем совершенно затмила воистину грандиозный успех Спарты, достигнутый ею год спустя в сражении с персами при Платеях. В этой битве, одной из решающих, участвовало 5000 спартанских гоплитов с сопровождавшими их илотами. Вероятно, никогда до этого и уж точно никогда после этого не появлялось на поле брани одновременно такого большого числа граждан Спарты. Вместе с полноправными гражданами пришли и 5000 периэков, каждый с одним помощником-илотом. Выставив такое большое число воинов, это государство со сравнительно небольшим населением напрягло все свои силы. Если, как мы вправе предположить, многие из илотов были вооружены (число людей, сопровождавших каждого спартанца, достигало семи человек), то спартанцы смогли вывести на поле брани 25 000 вооруженных воинов. Все греческие войска из двадцати городов-государств различной величины составляли около 75 000 человек. Все это было достигнуто ценой неимоверных усилий союзников.

Персы располагали силами в 100 000 человек, а их полководец Мардоний был значительно более опытным военачальником, чем спартанец Павсаний, командовавший союзными армиями. Ряд маневров привел к тому, что персидская конница практически совершенно отрезала лакедемонян и небольшой отряд тегийцев от их союзников, тогда как персидские лучники осыпали их стрелами из-за своих плетеных переносных щитов. Похоже, что в рядах греков возникло мгновенное замешательство, небесные знамения не были для них благоприятными, однако молитвы, вознесенные к Гере, чей храм находился поблизости, были вознаграждены мистическими знаками, и тяжелая пехота греков размеренным шагом двинулась в наступление. Линия плетеных щитов персов была прорвана и распалась, и спартанцы и тегийцы начали продвигаться в направлении храма Деметры, стоявшего на возвышенности перед ними. Здесь Мардонию удалось собрать своих обратившихся в бегство воинов, но персы не могли тягаться с лучшими копьеносцами во всей Греции. Сам Мардоний пал в бою, и, как это часто бывало в армиях Востока, его гибель стала сигналом для отступления, перешедшего в бегство. Основное сражение было выиграно спартанцами и их союзниками еще до того, как подошла основная часть армии. 8000 афинян, шедших на помощь Павсанию, были атакованы греками, служившими персам, и вынуждены были остановиться. Другая часть союзной армии, левый ее фланг, задержалась у города Платеи и достигла поля боя слишком поздно, чтобы принять в нем активное участие.

Это стало звездным часом Спарты. До этого она одержала череду блистательных побед, но то были победы над греками, в частности над афинянами. В том долгом противоборстве симпатии Запада, возможно ошибочно, были на стороне города, в котором сосредоточилась столь значительная доля греческой культуры. И вот, когда Афины лежали поверженными, а их злейшие враги призывали к полному уничтожению города и порабощению его жителей, именно спартанцы отвергли варварские требования своих союзников и обеспечили условия мира, гораздо более мягкого, чем афиняне могли ожидать.

Но, как такое случалось и со многими другими воинственными народами, настало время, когда спартанский дух пошатнулся. Суровые законы полумифического Ликурга больше не действовали. Молва винила в этом обильный приток в Спарту золота и серебра после успешных военных кампаний в Малой Азии. Спартанские деньги изготовлялись из железа - намеренно неудобными, чтобы сделать их употребление ограниченным. Но более веской причиной падения спартанского государства следует считать изменения строгих законов наследования, в соответствии с которыми каждый мужчина должен был оставлять свою долю земли исключительно своему сыну. По новым же законам все люди могли распоряжаться своей землей по своему собственному усмотрению. Это, по словам Плутарха, «разрушило лучшее государство общего благосостояния. Новые законы позволили богатым людям, не обладающим ни каплей совести, забрать себе в руки всю недвижимость, отлучив законных наследников от возможности получить свою законную долю; и постепенно все богатство сконцентрировалось у немногих, основная же масса граждан пребывала в бедности и печали. Частные занятия, для которых больше не было свободного времени, оказались заброшенными; в государстве же процветали всяческие махинации, зависть и ненависть к богатеям. В стране осталось не более семисот старых спартанских семей, из которых, возможно, около сотни имели в своем владении землю, остальные же были лишены как имущества, так и чести, стали медлительны и безразличны к делам защиты отечества от внешних врагов, зато только и мечтали о том, чтобы воспользоваться любой возможностью для изменения порядков в своей стране».

Теперь уже спартанец не мог ответить, как некогда аргивянину, который однажды упомянул о множестве лакедемонян, погребенных на полях Аргоса : «Но ни один из вас не похоронен в Спарте».

Один из царей-реформаторов был убит разъяренными владельцами земли. «Ныне, когда Агис был убит, стало опасно упоминать в разговорах хотя бы намеками о подготовке юношества; а уж слова о древней умеренности, стойкости и равенстве вообще воспринимались как государственное преступление».

Последний из царей, Клеомен, расправился с эфорами, уничтожил сам институт эфоров, простил все долги, увеличил число граждан до 4000 человек, даровав гражданство периэкам, и перераспределил земельные доходы. Однако возрожденное государство не могло тягаться с Македонией, и победа Антигона над Клеоменом при Селлазии (221 до н. э.) положила конец Спарте как государству.

При всех недостатках спартанского характера - ограниченность кругозора, низкая культура, властность и тираническое поведение, - которые были явственно видны, еще когда Спарта пыталась примерять имперскую мантию, которую она отобрала у Афин, у нее имелось много восторженных почитателей среди древних греков. Для них все эти моменты меркли в сравнении с исконной простотой спартанской жизни - в этом аскетизме греки видели нечто благородное. По мере того как усложнялась жизнь в других городах-государствах Древней Греции, греки любили указывать на Спарту как на истинную родину древних ценностей - старую добрую Грецию, какой ее знавали их пращуры. Что бы мы ни думали о Спарте и ее общественных институтах, нет никакого сомнения в том, что воину-спартанцу едва ли можно найти равного.

О боевых качествах граждан других древнегреческих городов-государств мы не знаем ничего. Предположительно, они были все примерно равными. Незначительные отличия боевых возможностей армии одного государства от другого зачастую бывали временными и менялись по мере того, как изменялись обстоятельства в самих этих государствах. Что же касается относительной военной ценности различных городов-государств, то их в полной мере характеризовали размеры и богатство этих государств. По причине миниатюрности многих древнегреческих государств альянсы их были часты и во многих случаях абсолютно необходимы; резкий рост мощи одного из них настораживал соседей и уравновешивался конфедерацией его более слабых соседей. Эта постоянно меняющаяся система союзов, лиг и конфедераций зачастую была сплетенной из гордости, страха, алчности и зависти.

За столетие с четвертью, прошедшее со времени Марафонской битвы до Херонеи , возникла и была осознана персидская угроза, произошел взлет и падение Афин, на краткое время установилась гегемония Фив. Большую часть этого долгого периода Грецию сотрясали войны, восстания и кровавые гражданские беспорядки. Даже сама независимость и любовь к личной свободе, создавшие греческие города-государства, несли семена своего собственного разрушения. Неспособные жить в мире - хотя и связанные между собой узами религии, языка и культуры, - греческие государства истощали свой мозг, кровь и расточали богатства, раздирая на части свою собственную цивилизацию, пока, промотав все до конца, не пали жертвой македонцев.

Из книги Занимательная Греция автора Гаспаров Михаил Леонович

Спарта, славная мужами Из трех государств, основанных дорянами в Пелопоннесе, самым сильным оказалось одно - лаконская Спарта. Его сила была в его организации. Это было государство, устроенное как военный лагерь.В Спарте было три сословия - три класса: спартанцы, периэки,

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Воинственная Спарта Торговая площадь в Спарте. РеконструкцияСлава Спарты – пелопонесского города в Лаконии – в исторических хрониках и мире очень громка. Это был один из самых известных полисов Древней Греции, который не знал смут и гражданских потрясений, а его армия

автора Андреев Юрий Викторович

9. Спарта Начавшийся еще в IV в. до н. э. кризис спартанского полиса наивысшей остроты достиг к середине III в. до н. э. Плутарх, написавший биографии спартанских царей-реформаторов Агиса и Клеомена, следующим образом характеризовал ситуацию внутри гражданского коллектива:

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

2. Спарта и Общегреческий союз Хотя полисы материковой Греции восхищались Афинами за марафонскую победу, своего вождя они видели все-таки в Спарте. У Афин не было сторонников, а соседи проявляли враждебность. Спарта же возглавляла великий союз; среди ее приверженцев были

автора Коннолли Питер

Из книги Греция и Рим [Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков] автора Коннолли Питер

автора Коннолли Питер

Спарта - военизированное государство Из всех греческих государств, развитие которых шло примерно по одному и тому же пути, следует выделить единственное, отклонившееся от этой общей схемы. Таким государством являлась Спарта, и ее страшилась вся Греция. Считалось, что

Из книги Греция и Рим, энциклопедия военной истории автора Коннолли Питер

Спарта во времена Геродота Вполне вероятно, что спартанская армия претерпела две реорганизации - одну во времена Ксенофонта, в начале IV в., а другую - примерно лет на пятьдесят раньше. Мы практически ничего не знаем о том, как выглядела их армия до этой, первой

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

СПАРТА В ЭПОХУ АРХАИКИ В важнейшем полисе Южного Пелопоннеса – Спарте (или Лакедемоне, как его чаще называют античные авторы) развитие общества и государства пошло по пути, который можно назвать уникальным, не похожим на те процессы, которые имели место в большинстве

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

6. Спарта при Агисе III и Клеомене III. (244…220 г. до Р. X.)В Спарте, так же как и в Афинах, исчезли прежние порядки. О государственных учреждениях Ликурга с их строгими нравами давным-давно уже не было и помину. Вследствие частых связей с иноземцами, нравы спартанцев изменились, и

Из книги Тайны цивилизаций [История Древнего мира] автора Матюшин Геральд Николаевич

Спарта и гибель античной Греции Далеко не все государства в Греции были демократическими. Рядом с Афинами находилось олигархическое государство - Спарта, в котором порядки были прямо противоположными афинским.Природа и заселение Пелопоннеса. Спарта (Лакония,

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Спарта как тип полиса Древняя Спарта была одним из крупнейших полисов Греции архаического и классического времени. Начало формирования спартанского полиса и его государственности относится ко времени завершения дорийского завоевания. Племена дорийцев осели на

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Спарта как тип греческого полиса Наряду с Афинами, древняя Спарта была одним из крупнейших полисов Греции архаического и классического времени. Так же как и в Афинах, в Спарте наблюдается античная форма собственности в качестве коллективной собственности сограждан –

Конницы было очень мало, так как жители считали этот род войск несущественным. Главной силой выступали пехотинцы (гоплиты). Их вооружение состояло из тяжелого щита, меча и длинного копья.

Греческие гоплиты: кто это?

Не секрет, что история Древнего мира почти сплошь состоит из вооруженных конфликтов и жестоких войн. Каждое государство стремилось иметь собственные боеспособные армии, и Греция не была исключением. Основную массу ее войск составляли гоплиты - тяжеловооруженные пешие воины. Впервые они появились в армии Древней Спарты. Греческие гоплиты, по сути, являлись солдатами-гражданами и служили на благо города-государства, в котором проживали.

В те времена несение воинской службы было долгом каждого мужчины. Поэтому любое из собраний граждан неминуемо превращалось в сходку либо уже отслуживших свое ветеранов, либо еще состоящих на службе в данное время солдат. Получается, что каждый гражданин свободного полиса рано или поздно становился гоплитом.

Надо сказать, что эти тяжеловооруженные пехотинцы, начиная с VII века и на протяжении последующих четырех столетий, доминировали на полях сражений. Известно, что до отца царя Филиппа II, гоплиты были основой классической фаланги.

В Древней Греции пехота делилась на несколько тактических единиц. Высшими были моры, затем лохи, которые, в свою очередь, были разбиты на более мелкие подразделения. Начальники, командующие морами, назывались полемархами, а лохами - лохагами.

Вооружение

Греческие гоплиты всегда носили при себе аргивские щиты, или гоплоны. Они имели круглую форму и весили более 8 кг. Интересен тот факт, что при бегстве воины первым делом бросали свои щиты из-за их непомерной тяжести, поэтому потеря гоплона считалась позорной для любого гоплита. Их использовали не только для прикрытия тела во время боя, но и в качестве носилок, на которых помещали раненых или погибших товарищей.

Историки часто связывают происхождение известного выражения «со щитом или на щите» именно с этим греческим снаряжением. Чаще всего гоплон состоял из деревянной основы, которая была с внешней стороны оббита железным или бронзовым листом, а с внутренней - обтянута кожей. На нем имелись удобные ручки, куда продевалась рука воина. Главным оружием гоплитов были ксифосы - прямые короткие или махайры - кривые мечи с обратным изгибом. Кроме того, им еще полагалось носить и ксистоны - трехметровые копья для метания.

Производство оружия

Изначально государство не заботилось об обеспечении своих воинов оружием и даже приняло закон, согласно которому каждый греческий гоплит (5 век до н. э.) обязан был экипироваться за свой счет, хотя полное обмундирование стоило недешево (примерно 30 драхм). Эта сумма была сравнима с месячным доходом ремесленника. Обычно столь дорогое оружие переходило по наследству.

Кстати, его производство в Древней Греции процветало в основном в полисах, а в небольшие поселения оно завозилось из других мест. Во времена Перикла в Афинах работала довольно большая мастерская, где занимались изготовлением щитов. Пожалуй, это было самое крупное производство в античной Греции. На нем трудилось около 120 рабов и достаточно большое количество свободных граждан.

Изначально воины носили на голове иллирийские шлемы, или кегли. Их делали из бронзы и украшали гребнем из конских волос. Они были в употреблении с VII по VI в. до н. э., пока их не заменили коринфскими. Новые шлемы были полностью закрытыми и имели отверстия только для рта и глаз. Вне боя их обычно сдвигали на затылок. Позже появились халкидские шлемы, которые оставляли открытыми еще и уши. Во II в. до н. э. наиболее популярными считались фракийские - со сравнительно небольшим гребнем, дополненные фигурными нащечниками и козырьком.

Торс воина спереди и сзади защищала анатомическая кираса - гиппоторакс. Чаще всего она весила около 1 таланта (примерно 34 кг), но у некоторых солдат были доспехи и в два раза тяжелее. Со временем гиппоторакс постепенно стали заменять более легким вариантом - льняным панцирем, называемым линотораксом.

Защищенными были и другие части тела. Так, греческие гоплиты были экипированы поножами - книмидами, а также наручами, которые использовались вплоть до самой середины V в. до н. э. Доказательством этого факта служат многочисленные археологические находки, обнаруженные учеными на На многих амфорах и других предметах быта довольно часто всречались изображения, где греческий гоплит (фото фрагмента такого сосуда представлено ниже) сражается с оружием в руках против очередного неприятеля.

Преобразования в армии

В VII-V в. до н. э. была проведена реформа по утяжелению доспехов гоплитов. Скорее всего, такие меры были приняты с целью сохранения жизни воинов, так как спартанская армия в то время состояла всего лишь из 8 мор, а это чуть больше 4 тыс. воинов.

Однако начиная с середины V в. до н. э. снаряжение греческих солдат стало облегчаться: льняные панцири стали вытеснять анатомические кирасы. Почти полностью исчезли и наручи. Причиной тому послужило изменение в построении войск. Оно стало более плотным и глубоким, а количество солдат в отрядах удвоилось. Лишь численность спартанских формирований осталась неизменной - по 144 воина в каждом. Из-за перемен в построении рубящие удары наносились все реже, поэтому руки солдат не подвергались опасности быть отрубленными. Теперь все чаще применялось поэтому копья удлинились с 3 до 6 метров. Так греческие гоплиты стали превращаться в сариссофоров - пеших воинов, составлявших основу фаланг.

Традиции

Обычно спартанцы выступали в поход в полнолуние, а перед этим их правитель всегда приносил жертву, чтобы им сопутствовала удача. Перед армией всегда несли огонь, взятый из Спарты, который был необходим для разжигания костров теперь уже для походных жертвоприношений. Кроме того, с собой в брали и изображение с обнявшимися Диоскурами. Они олицетворяли братский союз товарищей по оружию и были идеалами для спартанских воинов.

Греческий армейский лагерь почти всегда имел форму круга и хорошо охранялся илотами. Надо сказать, что во время походов спартанцы одевались очень нарядно. Вместо обычного плаща из грубой ткани они носили пурпурные одежды, а вместо парки - до блеска начищенное оружие. Вступая в бой, солдаты надевали венки, будто собираясь на какой-то праздник.

Структура армии

В войсках служили не только греческие гоплиты. Кто такие пельтасты и пращники, которые помогали спартанцам в бою, вы узнаете далее. Так как греки считали кавалерию совершенно бесполезной, лошадей часто использовали лишь для подвоза богатых воинов к полю боя. Поэтому в те времена, кроме тяжелой пехоты (гоплитов), была еще и легкая, состоящая из беднейших горожан и рабов. Последние, несмотря на свое подневольное существование, были достаточно надежными людьми, преданными своим хозяевам.

У каждого гоплита обязательно был свой невольник, который помогал ему надевать снаряжение. В бою рабы были пращниками, которые носили с собой матерчатые сумки с нескольким десятком глиняных или каменных ядер диаметром до 40 см. Также у них имелась специальная ременная петля, снабженная утолщением. Это и была праща. Ее мастерски раскручивали над головой, а затем отпускали. Ядро вылетало и с большой скоростью настигало противника, нанося ему серьезные ранения по открытым частям тела.

Метатели

Пельтастами называли легких пехотинцев, вооруженных дротиками. Их набирали из числа призванных на службу беднейших горожан, у которых не было возможности приобрести оружие и доспехи гоплита. Бывало, что некоторым из них приобреталось такое обмундирование за городской счет.

Пельтасты метали свое оружие на расстояние около 15 м. Им не требовался большой запас дротиков, так как они успевали воспользоваться только несколькими за то короткое время, пока враг не приближался вплотную. Надо сказать, что дротик как оружие был намного опаснее, чем стрела, так как, попадая в щит противника, застревал в нем, мешая проделывать какие-либо защитные манипуляции.

Физическая подготовка и обучение

Как известно, греческие гоплиты - это ополченцы, которые с трудом могли держать строй во время движения, а уж о навыках рукопашного боя не было и речи. Конечно, можно предположить, что свободные граждане занимались какими-то физическими упражнениями, однако работать постоянно над усовершенствованием своего тела, особенно по достижении более зрелого возраста, да еще и крестьянам, не было ни возможности, ни сил.

Другое дело спартанцы. С самого детства каждого их них обучали искусству войны. Они знали, как правильно воевать, и справедливо гордились этим. Спартанские гоплиты не только умели безукоризненно держать строй, в чем им помогали флейтисты, но и грамотно вели рукопашный бой. Они были чуть ли не самыми лучшими воинами Древнего мира.

300 спартанцев

Можно с уверенностью сказать, что главную роль по защите своих городов от неприятельских войск тогда играл именно греческий гоплит. 480 год до н. э. - это время, когда огромная армия царя Персии Ксеркса переправилась через пролив и вторглась на чужую территорию. Греция вынуждена была защищаться. Ее союзническая армия состояла из отрядов гоплитов, присланных из одиннадцати городов, в числе которых была и Спарта. Чтобы не допустить дальнейшего продвижения неприятеля вглубь страны, греки попытались перекрыть узкий Фермопильский проход. Два дня им удавалось отбивать превосходящие силы персов, но предательство одного из местных жителей, проведшего вражеские отряды в обход защитников, не давало ни единого шанса на победу. Все греческое войско отступило, кроме трехсот спартанцев и еще двух отрядов - фиванцев и феспийцев, которые, впрочем, в скорости тоже сдались на милость врагу.

Спартанцы знали, что им не выиграть бой, но отступить не позволяли закон и честь. Здесь, в Фермопилах, они защищали свою землю - Опунтскую Локриду и Беотию, через которые должна была пройти персидская армия. Мужественные гоплиты не отступили и погибли, приняв неравный бой.

Время неумолимо бежит вперед, но история все же сохранила неопровержимые доказательства существования свободного города Спарты и его храбрых воинов, защищавших свою землю от врагов. Их героизмом до сих пор восхищаются многие люди, а именитые режиссеры снимают о них фильмы. Кроме того, практически в любом магазине, где есть сувенирный отдел, обязательно найдется хоть одна довольно реалистичная фигурка греческого гоплита в необычайно красивом обмундировании.

Итак, настало время узнать, как же были экипированы спартанцы... Начнем.
Начнем с того, что у спартанцев было 3 вида пехоты - Псил, Спартиат и Гоплит. Как вы наверно, уже догадались, псил - легкая пехота, Спартиат - средняя и Гоплит - тяжелая. Однако спартанцы использовали Псилов и Спартиатов лишь в начале своего существования. Всего через несколько лет спартанцы стали использовать только Гоплитов. Итак, как же они были экипированы?

Будем смотреть сверху вниз. Защитить голову спартанца помогал коринфский шлем. Сделанный из цельного куска бронзы, он обеспечивал максимальную защиту головы гоплита. Каждый спартанец делал себе шлем на заказ. Кузнец мог сделать его любого цвета, любого размера. Некоторые спартанцы получали более дорогие шлемы с украшением в виде конской гривы от макушки к затылку (картинка 1). Однако спартанцы предпочитали носить шлем с гребнем от уха к уху (картинка 2). Спартанцы любили плюмаж красного или черного цвета.

Теперь перейдем к телу. Чтобы защитить свое тело от натиска вражеского оружия, спартанцы носили вот такую кирасу (картинка 3) с изображениями своих мышц. Нагрудник был сделан из бронзы, железа и кожи, причем это очень прочный нагрудник мог защитить от удара копья! Причем кузнец, перед тем, как начать работу, смотрел на пресс спартанца, которому он собирается делать нагрудник. Так как одинаковых прессов нет, каждый нагрудник уникален. Однако, это не единственный нагрудник в Спарте. Спартанцы носили еще и такие нагрудники (картинка 4). Эти нагрудники использовались во всей Греции, нежели те, которые использовались спартанцами (с изображением мускул, картинка 3). Такие нагрудники были очень крепкими. Они были слоистыми - Сперва кузнец клал в основу дерево, на которое накладывалось железо и бронза. Далее это все покрывали цветной кожей.

Так как от нагрудника шла длинная туника, которая закрывала гоплиту ноги до колен, то все, что закрывало гоплиту все, что ниже колен - это вот такие поножи, сделанные из бронзы. Их нелегко пробить, поэтому такая броня могла защитить гоплита от стрел. (картинка 5)

Ну а чтобы солдаты не ходили босыми ногами, греки придумали сандалии. Они легкие, да и в античность никому не вздумается атаковать в пятку. (картинка 6)

Вооружение

"Со щитом или на щите" - знаменитая фраза матери, провожавшую своего сына спартанца в бой. И не зря, ведь щит в Спарте высоко ценили, и тех, кто потерял его, ждет публичное унижение.
Спартанцы использовали вот такие круглые, выпуклые огромные щиты - Гоплоны. (картинка 7). И, между прочим, слово Гоплит произошло от этого щита - ведь гоплиты в Спарте пользовались только ими!

Гоплон - самый крепкий щит, когда - либо существовавший. Своей прочностью он обязан слоистой структуре - это деревянный щит, покрытый бронзой с двух сторон. (картинка 8)
Таким щитом можно прикрыться, если в тебя кинули гранату! В диаметре щит составлял от 70 см до 1,2 метров! Этот щит по настоящему огромен!
Спартанцы наносили на щиты рисунки - и цвет щита был таким, каким его захотел видеть спартанец. Также в Греции использовались щиты Асписы, они были более выпуклыми, благодаря чему менее прочными.

Вот такое копье называется Дори. Это очень крепкое и смертоносное оружие, длиной до 3 метров. Дори использовалась во всей Греции, была очень распространенной и среди римлян. Это копье имело смертоносный наконечник, длиной до 30 см и металлический наволтажник на другом конце - он был сделан для равновесия, и являлся дополнительным смертельным оружием.

Копье было основным оружием, дополнительным был такой меч - Ксифос, длиной от полуметра до метра. Ксифос мог пробить броню афинян, и более того - других спартанцев. Но меч использовался только при потере копья, или же если строй фаланги был сломлен, что случалось редко.

Примерно вот так выглядел спартанец в полом обмундировании. Отличительной особенностью от других Гоплитов был красный плащ, который спартанцы носили всегда и везде, независимо от того, в битве они, или дома, в Спарте.

На юго-востоке самого крупного греческого полуострова - Пелопоннеса - некогда располагалась могущественная Спарта. Это государство находилось в области Лакония, в живописной долине реки Эврот. Его официальное название, которое чаще всего упоминалось в международных договорах, - Лакедемон. Именно от этого государства пошли такие понятия, как «спартанец» и «спартанский». Все слышали также и о жестоком обычае, сложившемся в этом древнем полисе: убивать слабых новорожденных, чтобы поддерживать генофонд своей нации.

История возникновения

Официально Спарту, которая называлась Лакедемоном (от этого слова произошло также название нома - Лакония), возникла в одиннадцатом веке до нашей эры. Спустя некоторое время вся местность, на которой располагался этот город-государство, была захвачена дорийскими племенами. Те же, ассимилировавшись с местными ахейцами, стали спартакиатами в известном сегодня смысле, а прежние жители были превращены в рабов, именуемых илотами.

Самое дорическое из всех государств, которые когда-то знала Древняя Греция, Спарта, находилось на западном берегу Эврота, на месте современного одноименного города. Ее название можно перевести как «разбросанная». Она состояла из поместий и усадеб, которые были разбросаны по Лаконии. А центром являлся невысокий холм, который позднее стал именоваться акрополем. Первоначально Спарта не имела стен и оставалась верна этому принципу вплоть до второго века до нашей эры.

Государственный строй Спарты

В его основе был принцип единства всех полноправных граждан полиса. Для этого государство и право Спарты строго регламентировало жизнь и быт своих подданных, сдерживая их имущественное расслоение. Основы подобного общественного строя были заложены договором легендарного Ликурга. Согласно ему, обязанностями спартанцев были только занятия спортом или военным искусством, а ремесла, земледелие и торговля были делом илотов и периэков.

В результате строй, установленный Ликургом, трансформировал спартиатскую военную демократию в олигархическо-рабовладельческую республику, которая при этом еще сохранила некоторые признаки родоплеменного строя. Здесь не разрешалась на землю, которая была разделена на равные участки, считающиеся собственностью общины и не подлежащие продаже. Рабы-илоты также, как предполагают историки, принадлежали государству, а не богатым гражданам.

Спарта - это одно из немногих государств, во главе которого одновременно находилось сразу два царя, которые именовались архагетами. Их власть передавалась по наследству. Полномочия, которыми обладал каждый царь Спарты, сводились не только к военной власти, но и к организации жертвоприношений, а также к участию в совете старейшин.

Последний назывался герусией и состоял из двух архагетов и двадцати восьми геронтов. Старейшин избирали народным собранием пожизненно только из спартанской знати, достигшей шестидесяти лет. Герусия в Спарте исполняла функции некоего правительственного органа. Она подготавливала вопросы, которые необходимо было обсуждать на народных собраниях, а также руководила внешней политикой. Кроме того, совет старейшин рассматривал уголовные дела, а также государственные преступления, направленные, в том числе, и против архагетов.

Суд

Судопроизводство и право древней Спарты регулировала коллегия эфоров. Впервые этот орган появился в восьмом веке до нашей эры. Он состоял из пяти самых достойных граждан государства, которых народным собранием избирали всего на один год. Поначалу полномочия эфоров были ограничены только судопроизводством имущественных споров. Но уже в шестом веке до нашей эры их власть и полномочия растут. Постепенно они начинают вытеснять герусию. Эфорам было дано право созывать народное собрание и герусии, регулировать внешнюю политику, осуществлять внутреннее управление Спартой и ее судопроизводством. Этот орган был настолько важен в общественном строе государства, что в его полномочия входило контролирование должностных лиц, в том числе и архагета.

Народное собрание

Спарта — это образец аристократического государства. В целях подавления подневольного населения, представителей которого именовали илотами, искусственно сдерживалось развитие частной собственности, чтобы сохранялось равенство среди самих спартиатов.

Апеллу, или народное собрание, в Спарте отличала пассивность. Право участвовать в этом органе имели только полноправные граждане мужского пола, достигшие тридцатилетнего возраста. Вначале народное собрание созывал архагет, но впоследствии и руководство им тоже перешло к коллегии эфоров. Апелла не могла обсуждать выдвигаемые вопросы, она лишь отвергала или принимала предложенное ею решение. Голосовали члены народного собрания весьма примитивно: выкрикиванием или разделением участников по разным сторонам, после чего на глаз и определялось большинство.

Население

Жители лакедемонского государства всегда было классово неравноправными. Такую ситуацию создавал общественный строй Спарты, который предусматривал три сословия: элиту, периэков — вольных жителей из близлежащих городов, не имеющих права голоса, а также государственных рабов - илотов.

Спартанцы, которые находились в привилегированных условиях, занимались исключительно войной. Они были далеки от торговли, ремесел и сельского хозяйства, все это было как право отдано на откуп периэкам. В то же время имения элитных спартанцев обрабатывали илоты, которых последние арендовали у государства. Во времена расцвета государства знати было в пять раз меньше, чем периэков, и в десять - илотов.

Все периоды существования этого одного из самых древних государств можно разделить на доисторическую, античную, классическую, римскую и Каждая из них оставила свой отпечаток не только в формировании древнего государства Спарта. Греция очень много позаимствовала из этой истории в процессе своего становления.

Доисторическая эпоха

На лаконских землях первоначально жили лелеги, но после захвата Пелопоннеса дорийцами эта область, которая всегда считалась самой неплодородной и вообще незначительной, в результате обмана досталась двум несовершеннолетним сыновьям легендарного царя Аристодема - Еврисфену и Проклу.

Вскоре главным городом Лакедемона стала Спарта, строй которой долгое время ничем не выделялся среди остальных дорических государств. Она вела постоянные внешние войны с соседними аргосскими или аркадскими городами. Самый значимый подъем приходится на время правления Ликурга - древнеспартанского законодателя, которому древние историки в один голос приписывают политическое устройство, впоследствии господствовавшее в Спарте в течение нескольких столетий.

Античная эпоха

После победы в войнах, длящихся с 743 до 723 и с 685 до 668 гг. до нашей эры, Спарта смогла окончательно победить и захватить Мессению. В результате ее древние жители были лишены своих земель и превращены в илотов. Спустя шесть лет Спарта ценой невероятных усилий победила и аркадян, и в 660 году до н. э. принудила Тегею признать ее гегемонию. Согласно договору, хранящемуся на поставленной поблизости с Алфеей колонне, она заставила ее заключить военный союз. Именно с этого времени Спарта в глазах народов стала считаться первым государством Греции.

История Спарты на этом этапе сводится к тому, что ее жители начали предпринимать попытки свергнуть тиранов, появляющихся с седьмого тысячелетия до н. э. практически во всех греческих государствах. Именно спартанцы помогли изгнать Кипселидов из Коринфа, Писистратов из Афин, они способствовали освобождению Сикиона и Фокиды, а также нескольких островов в Эгейском море, тем самым приобретя в разных государствах благодарных сторонников.

История Спарты в классическую эпоху

Заключив союз с Тегеей и Элидой, спартанцы стали привлекать на свою сторону и остальные города Лаконии и соседних областей. В результате образовался Пелопоннесский союз, гегемонию в котором взяла на себя Спарта. Это были для нее прекрасные времена: она осуществляла руководство на войнах, являлась центром собраний и всех совещаний Союза, не посягая при этом на независимость отдельных государств, сохранявших автономию.

Спарта никогда не пыталась распространять собственную власть на Пелопоннес, однако угроза опасности подтолкнула все остальные государства, за исключением Аргоса, во время греко-персидских войн перейти под ее покровительство. Устранив непосредственно опасность, спартанцы, осознавая, что не в силах вести войну с персами далеко от собственных рубежей, не стали возражать, когда Афины взяли на себя дальнейшее руководящее первенство на войне, ограничившись лишь полуостровом.

С этого времени начали проявляться признаки соперничества между этими двумя государствами, впоследствии вылившееся в Первую закончившуюся Тридцатилетним миром. Боевые действия не только сломили могущество Афин и установили гегемонию Спарты, но и привели к постепенному нарушению ее устоев - законодательства Ликурга.

В результате в 397 году до нашего летоисчисления случилось восстание Кинадона, которое, правда, не увенчалось успехом. Однако после определенных неудач, особенно поражения в сражении при Книде в 394-м до н. э, Спарта уступила Малую Азию, но зато стала судьей и посредником в греческих делах, таким образом мотивируя свою политику свободой всех государств, и смогла обеспечить за собой первенство в союзе с Персией. И только Фивы не подчинились поставленным условиям, тем самым лишив Спарту преимуществ столь позорного для нее мира.

Эллинистическая и римская эпоха

Начиная с этих лет, государство стало достаточно быстро приходить в упадок. Обедненная и обремененная долгами своих граждан, Спарта, строй которой был основан на законодательстве Ликурга, превратилась в пустую форму правления. Был заключен союз с фокеянами. И хотя спартанцы и послали им помощь, однако не предоставили настоящей поддержки. В отсутствие царем Агисом с помощью полученных от Дария денег была предпринята попытка избавиться от македонского ига. Но он, потерпев неудачу в боях при Мегаполисе, был убит. Постепенно стал исчезать и ставший нарицательным дух, которым так славилась Спарта.

Расцвет империи

Спарта - это государство, которое на протяжении трех столетий было предметом зависти всей Древней Греции. В период между восьмым и пятым веками до нашей эры оно было скоплением сотен городов, часто воюющих друг с другом. Одной из ключевых фигур для становления Спарты как мощного и сильного государства стал Ликург. До его появления она мало чем отличалась от остальных древнегреческих полисов-государств. Но с приходом Ликурга ситуация поменялась, а приоритеты в развитии были даны военному искусству. С этого момента Лакедемон и стал преображаться. И именно на этот период приходится его расцвет.

Начиная с восьмого века до н. э. Спарта стала вести захватнические войны, покоряя один за другим своих соседей на Пелопоннесе. После череды удачных военных операций Спарта перешла к установлению дипломатических связей с самыми сильными своими противниками. Заключив несколько договоров, Лакедемон встал во главе союза Пелопонесских государств, считавшегося одним из могущественных образований Древней Греции. Создание Спартой этого альянса должно было послужить для отражения персидского вторжения.

Государство Спарта было загадкой для историков. Греки не только восхищались его гражданами, но побаивались их. Один вид бронзовых щитов и алых плащей, которые носили воины Спарты, обращал противников в бегство, вынуждая их капитулировать.

Не только врагам, но и самим грекам не очень нравилось, когда армия, даже небольшая, располагалась рядом с ними. Объяснялось все очень просто: воины Спарты имели репутацию непобедимых. Вид их фаланг приводил в состояние паники даже видавших виды. И хотя в сражениях в те времена участвовало только небольшое количество бойцов, тем не менее, они никогда не длились долго.

Начало спада империи

Но в начале пятого века до н. э. массивное вторжение, предпринятое с Востока, послужило началом упадка могущества Спарты. Огромная персидская империя, всегда мечтавшая о расширении своих территорий, направила в Грецию многочисленную армию. Двести тысяч человек встали у границ Эллады. Но греки, во главе которых стояли спартанцы, приняли вызов.

Царь Леонид

Будучи сыном Анаксандрида, этот царь относился к династии Агиадов. После смерти своих старших братьев, Дориэя и Клемена Первого, правление принял на себя именно Леонид. Спарта в 480 годы до нашего летоисчисления находилась в состоянии войны с Персией. И имя Леонида связывают с бессмертным подвигом спартанцев, когда в Фермопильском ущелье произошло сражение, оставшееся в истории на века.

Произошло это в 480 году до н. э., когда полчища персидского царя Ксеркса пытались захватить узкий проход, соединяющий Среднюю Грецию с Фессалией. Во главе войск, в том числе и союзных, стоял царь Леонид. Спарта в то время занимала первенствующую позицию среди дружественных государств. Но Ксеркс, воспользовавшись предательством недовольных, обошел Фермопильское ущелье и зашел в тыл греков.

Узнав об этом, Леонид, который сражался наравне со своими воинами, распустил союзнические отряды, отправив их по домам. А сам с горсткой воинов, численность которых составляла всего триста человек, встал на пути двадцатитысячной персидской армии. Фермопильское ущелье являлось стратегическим для греков. В случае поражения они были бы отрезаны от Средней Греции, и их участь была бы предрешена.

В течение четырех дней персы так и не смогли сломить несравнимо меньшие силы противника. Герои Спарты сражались как львы. Но силы были неравны.

Бесстрашные воины Спарты погибли все до одного. Вместе с ними до конца сражался и их царь Леонид, который не захотел бросить боевых товарищей.

Имя Леонида навсегда вошло в историю. Летописцы, в том числе и Геродот, писали: «Многие цари умерли и уже давно забыты. Но Леонида знают и чтят все. Его имя всегда будет помнить Спарта, Греция. И не потому, что он был царем, а потому, что он до конца исполнил свой долг перед родиной и погиб как герой. Об этом эпизоде в жизни героических эллинов сняты фильмы, написаны книги.

Подвиг спартанцев

Персидский царь Ксеркс, которого не покидала мечта захватить Элладу, вторгся в Грецию в 480-м году до Рождества Христова. В это время эллины проводили Олимпийские игры. Спартанцы же готовились праздновать Карнеи.

Оба эти праздника обязывали греков соблюдать священное перемирие. Именно это и было одной из основных причин того, почему в Фермопильском ущелье персам противостоял лишь небольшой отряд.

Навстречу многотысячной армии Ксеркса направился отряд в триста спартанцев во главе с царем Леонидом. Воины отбирались по принципу наличия у них детей. По пути к ополченцам Леонида присоединилось по тысяче человек тегейцев, аркадцев и мантинейцев, а также сто двадцать - из Орхомен. Из Коринфа было направлено четыреста воинов, из Флиунта и Микен - триста.

Когда это немногочисленное войско подошло к Фермопильскому проходу и увидело количество персов, многие воины испугались и стали вести разговоры об отступлении. Часть союзников предлагала отойти на полуостров, чтобы охранять Истм. Однако другие пришли в негодование от подобного решения. Леонид, приказал войску оставаться на месте, послал во все города вестников с просьбой о подмоге, поскольку у них было слишком мало воинов, чтобы успешно отразить нападение персов.

Целых четыре дня царь Ксеркс, надеясь, что греки обратятся в бегство, не начинал боевых действий. Но увидев, что этого не происходит, он послал против них кассиев и мидян с приказом взять Леонида живым и привести к нему. Те стремительно набросились на эллинов. Каждый натиск мидян заканчивался огромными потерями, но на место павших приходили другие. Именно тогда и спартанцам, и персам стало ясно, что людей у Ксеркса много, но воинов среди них мало. Бой длился целый день.

Получив решительный отпор, мидяне вынужденно отступили. Но на смену им пришли персы, которыми руководил Гидарн. Ксеркс называл их «бессмертным» отрядом и надеялся, что они легко покончат со спартанцами. Но в рукопашной борьбе и им не удалось, так же, как и мидянам, добиться большого успеха.

Персам приходилось драться в тесноте, причем с более короткими копьями, тогда как у эллинов они были длиннее, что в данном поединке давало определенное преимущество.

Ночью спартанцы снова напали на персидский лагерь. Им удалось перебить множество врагов, но их главной целью было поражение в общей суматохе самого Ксеркса. И только когда рассвело, персы увидели немногочисленность отряда царя Леонида. Они забросали спартанцев копьями и добили стрелами.

Дорога к Средней Греции для персов была открыта. Ксеркс лично осматривал поле битвы. Найдя погибшего спартанского царя, он приказал тому отрубить голову и посадить ее на кол.

Существует легенда о том, что царь Леонид, отправляясь в Фермопилы, отчетливо понимал, что погибнет, поэтому на вопрос жены во время прощания о том, какие будут распоряжения, он наказал найти себе хорошего мужа и родить сыновей. В этом и была жизненная позиция спартанцев, готовых умереть за Родину на поле боя, чтобы получить венец славы.

Начало Пелопонесской войны

Спустя некоторые время враждующие между собой греческие полисы объединились и смогли дать отпор Ксерксу. Но, невзирая на совместную победу над персами, союз между Спартой и Афинами долго не продержался. В 431 году до н. э. разразилась Пелопонесская война. И только спустя несколько десятков лет победу смогло одержало Спартанское государство.

Но не всем в Древней Греции нравилось верховенство Лакедемона. Поэтому полвека спустя разразились новые боевые действия. На этот раз его соперниками стали Фивы, которым с союзниками удалось нанести Спарте серьезное поражение. В результате могущество государства было утрачено.

Заключение

Именно такой была древняя Спарта. Она была одним из основных претендентов на первенство и главенство в древнегреческой картине мира. Некоторые вехи спартанской истории воспеты в произведениях великого Гомера. Особое место среди них занимает выдающаяся «Илиада».

А ныне от этого славного полиса ныне остались лишь развалины некоторых ее сооружений и неувядаемая слава. До современников дошли легенды о героизме ее воинов, а также небольшой городок с одноименным наименованием на юге полуострова Пелопоннес.