Один из недостатков социальной психологии в том, что она пытается определить закономерности социально-психологических явлений независимо от уровня, сферы и условий их возникновения и проявления. Так, долго не учитывалось, что формирование общественного мнения в нормальных условиях подчиняется одним закономерностям, а в экстремальных - совершенно другим.
В качестве основного механизма возникновения социально-психологических явлений выступает общение. В результате его формируется личность, образуются малые группы и психология более широких общностей, а также происходят изменения различной степени сложности. Если иметь в виду механизмы возникновения и распространения социально-психологических явлений, то они подразделяются на умышленно создаваемые (слухи, различные группировки и так далее), а также стихийно возникающие и распространяющиеся (мода и прочее). К универсальным механизмам социально-психологических явлений относят:
подражание - следование какому-либо примеру, образу;
внушение - процесс воздействия, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого
заражение - процесс эмоционального состояния от одного индивида к другому;
убеждение - метод воздействия личности;
идентификацию - процесс объединения или точнее, отождествления.
Именно эти механизмы лежат в основе социального научения и поведения. Яркое описание одного из механизмов социально-психологических явлений в знаменитой сказке Х.Андерсена о голом короле. Эта сказка - пример конформизма, с помощью которого совершается массовый обман. Боязнь быть не «как все», получить наказание за несогласие с общим мнением сохраняет ложь и заставляет воспринимать ее как правду.
Таким образом, предметом социальной психологии является изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально- психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях. Собственно говоря, это предмет только одной из частей социальной психологии - ее теоретической области. Предмет прикладной социальной психологии складывается из закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.
В дальнейшем речь пойдет преимущественно лишь о социально- психологических явлениях, относящихся к компетентности социально-психологической теории.
Задачи социальной психологии:
1) продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками;
3) исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.);
4) социально-психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении;
5) анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества;
6) взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией;
7) обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии.
В социальной психологии различают теоретическую и практическую части.
Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием.
Социальная психология возникла во второй половине XIX в. на стыке и . Ее возникновению предшествовал длительный период накопления знаний о человеке и обществе. Первоначально социально-психологические идеи формировались в рамках философии, социологии, антропологии, этнографии и языкознания. Вводились такие понятия, как «психология народов», «инстинкты масс» и т. п. Отдельные по существу социально-психологические идеи встречались уже в трудах Платона и Аристотеля, французских философов-материалистов, социалистов-утопистов, а затем в трудах Л. Фейербаха и Г. Гегеля.
В середине XIX в. социальная психология выделилась в самостоятельную, но пока еще описательную науку. Ее возникновение связывают с созданием в Германии в 1859 г. Г. Штейнталем и М. Лацарусом «Журнала по этнической психологии и языкознанию».
Крупными представителями эмпирической социальной психологии в Европе были французский юрист и социолог Г. Тард, французский социолог Г. Лсбон и английский психолог У. Мак-Дугалл. Эти ученые еще в конце XIX и в начале XX в. пытались обосновать социальное развитие общества отдельными психическими свойствами человека: Тард — подражательностью , Лебон — психическим заражением , Мак-Дугалл — инстинктами .
Г. Тард широко использовал социально-психологические понятия и в своих криминологических исследованиях.
По концепции Г. Тарда (1843-1904) общественное развитие определяется факторами межличностного влияния, особенно подражанием, обычаями, модой. Благодаря подражанию возникают, по Тарду, групповые и общественные нормы и ценности. Усваивая их, индивиды приспосабливаются к условиям общественной жизни. Низшие слои особенно усердно подражают высшим слоям. Но невозможность достичь идеала порождает социальную оппозицию, конфликтность в социальном взаимодействии. Тард впервые глубоко разработал психологию толпы как фактора подавления индивидуальности. Под влиянием идей Тарда стали различаться два вида наследственности — естественная и социальная.
Другой французский социолог и социальный психолог Г. Лебон (1841 — 1931) разработал эмоциональную теорию социальных процессов, введя понятие психического заражения.
Ряд концептуальных психологических основоположений выдвинул основатель французской социологической школы Э. Дюркгейм (1858-1917). В качестве основного объяснительного принципа человеческого поведения Дюркгейм выдвинул феномен «коллективных представлений» («Индивидуальные и коллективные представления» (1898)), которые и определяют, по его мнению, видение мира отдельным индивидом. Поведение индивида, по Дюркгейму, определяется коллективным сознанием.
В отличие от «социальной атомизации» Г. Тарда (считавшего индивида «клеткой общества») Э. Дюркгейм отстаивал идею единения социума на основе общепризнанных социальных ценностей . Социальное качество поведения людей, как справедливо полагал Дюркгейм, зависит от ценностно-нормативной интегрированности общества, развитости его социальных связей. Ценностно-нормативный кризис общества порождает массовую правовую десоциализацию, которую Дюркгейм назвал аномией (франц. anomie — отсутствие закона). В состоянии аномии для многих членов общества утрачивается значимость социальных и прежде всего правовых норм. Индивид, лишенный эталонных образцов поведения, резко снижает уровень саморегуляции, выходит из-под социального контроля. Аномия, порождающая массовую девиантность, подготавливает и приближает, по мнению Дюркгейма, социально-экономические перемены в обществе.
Г. Тард, Г. Лебон и Э. Дюркгейм оказали существенное влияние на развитие социальной психологии , утвердив первичность социального фактора в формировании личности.
На рубеже XIX и XX вв. английский психолог У. Мак-Ду- галл (1871 — 1938) предпринял попытку систематизировать социально-психологические знания. В 1908 г. была издана его книга «Введение в социальную психологию». Этот год и считается на Западе годом окончательного оформления социальной психологии как самостоятельной науки.
В 20-х гг. XX столетия благодаря трудам немецкого исследователя В. Меде начинается новый этап развития социальной психологии — зарождается экспериментальная социальная психология . Проводя опыты с одним испытуемым, а затем включая его в группу испытуемых, Меде установил различия в способности людей выносить боль, совершать физические и умственные действия в группе и в одиночку. При этом Меде установил различные типы людей по их отношению к социальной группе (нейтральный, положительный и отрицательный). Он установил также, что влияние группы особенно велико в сфере эмоций, воли и моторики. Было установлено, что социально-психологические факторы влияют на все психические качества индивида — восприятие и мышление, память и воображение, эмоции и волю. Позднее были обнаружены и оценочные деформации — конформизм (уподобление оценок индивида общепринятым оценкам).
Вслед за В. Меде американский психолог Г. Олпорт (1897- 1967) усовершенствовал методику социально-психологических экспериментальных исследований. На основе его исследований были сделаны практически эффективные рекомендации по улучшению организации производства, рекламы, политической пропаганды, военного дела и др. Социальная психология стала интенсивно развиваться как прикладная наука. В США стали проводиться широкие исследования по проблемам управления, психологической совместимости, уменьшения напряженности между предпринимателями и рабочими и т. п.
Дальнейшая разработка методики социально-психологических исследований принадлежит американскому социальному психологу и психиатру Я. (Дж.) Морено (1892-1974). Морено разработал метод социометрии — систему методик выявления и количественного измерения межличностных взаимоотношений людей в малых группах. Выявляя личностные симпатии и антипатии, Морено графически отображал эти взаимоотношения в виде социограмм (рис. 96, 97).
Морено внес значительный вклад в разработку социальной психологии малых групп, расширил понятия «групповой статус личности», «внутригрупповая динамика» и др., предложил конкретные методики смягчения внутри групповых конфликтов, оптимизации социально-психологического климата в малых группах. Длительное время он был руководителем созданного им в 1940 г. Института социометрии и психодрамы, известного также как Институт Морено.
Рис. 96. Социограмма
По данной социограмме можно выявить ядро группы, т. е. лиц с устойчивыми положительными взаимосвязями (А, В, Ю, И); наличие других (нецентральных) локальных группировок (Б-П, С-Э); лицо, пользующееся наибольшим авторитетом в определенном отношении (А); лицо, не пользующееся симпатиями (Л); взаимоотрицательные отношения (П-С), отсутствие устойчивых социальных связей (К)
Рис. 97. Символика социограммы
Вслед за Морено зарубежные социальные психологи стали рассматривать малую группу, социальную микросреду как основной элемент, «клетку» общества. В системе «общество- группа-личность» абсолютизировалось среднее звено. Постулировалась полная зависимость личности от выполняемой ею социальной роли, групповых норм, группового давления.
Наиболее значимое направление в современной зарубежной социальной психологии - интеракционизм — выдвигает на первый план проблему социального взаимодействия - интеракцию. Это направление базируется на взглядах известного социолога и социального психолога Дж. Г. Мида (1863-1931). Основными категориями этого социально-психологического направления являются введенные Мидом в 1930-х гг. понятия «социальная роль», «внутригрупповое взаимодействие» («интеракция») и др.
Представители указанного направления (Т. Кун, А. Роуз, Т. Шибутани и др.) выдвинули на передний план комплекс социально-психологических проблем: общение, коммуникативность, социальные нормы, социальные роли, статус личности в группе, референтная группа и др. Понятийный аппарат, разработанный Дж. Г. Мидом и его последователями, широко распространен в социально-психологической науке. Важнейшее достижение этого направления - признание социальной обусловленности психики индивида. Психология перестала трактоваться как психология индивида, общая психология все более интегрировалась с социальной психологией.
В последнее время за рубежом широко распространены эмпирические интеракционистские исследования «бытовой» психологии. Появились аналогичные работы и отечественных авторов.
Первый всплеск развития отечественной социальной психологии приходится на 20-е гг. XX столетия. Однако на фоне господствовавших тогда рефлексологии и реактологии трактовка социально-психологических проблем получила биологизаторский уклон. Критика этого уклона превратилась в критику социальной психологии. И уже к концу 1920-х гг. социальная психология, как нечто конкурирующее с марксистской идеологией, прекратила существование.
Интенсивное развитие социальной психологии в нашей стране вновь началось лишь в конце 1950-х — начале 1960-х гг.
Стали проводиться разнообразные экспериментальные, теоретические и прикладные социально-психологические исследования". Однако достижения отечественной социальной психологии еше не консолидированы в стройную систему категорий. В ряде случаев исследователи остаются на описательно-эмпирическом уровне.
Современная социальная психология наиболее интенсивно развивается в США. Широкое распространение в последнее время получила концепция интерактивности, межличностного взаимодействия.
Структура социальной психологии как науки определяется системой ее основных категорий:
Методы социальной психологии: естественный и лабораторный групповой эксперимент, контент-анализ, факторный анализ, социометрия, метод подставной группы, метод экспертных оценок и др.
Этап - Психология как наука о фактах, закономерностях и механизмах психики.
Взгляды на предмет психологии в ХIХ-XX вв. стали претерпевать изменения под влиянием диалектического материализма. Так, в случае если психология сознания решала основные вопросы о соотношении между бытием и сознанием с позиций идеализма, то уже бихевиористы - с позиций вульгарного материализма. Новый путь в психологию открылся на новых методологических правилах диамата. Начался новый этап в развитии психологии, науки, где объектом выступает не поведение, сознание или душа, а психика. Появился ряд теоретических концепций, в базе которых содержится социальная обусловленность психики:
Французская социологическая школа;
Психология Пьера Жане;
Генетическая психология Ж. Пиаже;
Гуманистическая психология и др.
2. Современная психология - наука о закономерностях психической жизни и деятельности человека и различных форм общностей людей.
Психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики (А. В. Петровский).
Объектом психологии выступают не только люди, человек, но и другие высокоорганизованные животные, особенности психической жизни которых изучает такая отрасль психологии, как зоопсихология. При этом традиционно основным объектом психологии является человек .
В таком случае психология - это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.
Объектом психологии выступает не только конкретный и отдельный человек, но и различные социальные группы, массы и другие формы общностей людей
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, предметом психологии человека являются закономерности возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений индивидуальной и групповой психики, отдельных психических феноменов и механизмов в различных условиях и на разных этапах жизни и деятельности людей.
Человек в своем физиологическом и психическом становлении и развитии проходит различные стадии, участвует во многих сферах социальной жизни, занимается разными видами деятельности. Разнообразны и формы общностей людей: малые и большие социальные группы, возрастные, профессиональные, учебные, этнические, религиозные, семейные, организованные и стихийно складывающиеся группы и другие общности людей. В связи с этим современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Общая психология и социальная психология выступают базовыми по отношению к другим отраслям психологического знания: психологии труда, спорта͵ высшей школы, религии, средств массовой информации (СМИ), искусства, возрастной, педагогической, инженерной, военной, медицинской, юридической, политической, этнической и т.д.
Все отрасли психологии взаимосвязаны и обогащают друг друга. А потому психологическое образование специалиста не должна быть полным, в случае если оно осуществляется в рамках лишь отдельной отрасли психологии. Но в любом случае оно предполагает достаточно глубокое изучение прежде всего проблем общей и социальной психологии, создающих системное представление об индивидуальной и групповой, массовой психике и их отдельных феноменах.
Основная задача психологии состоит в познании истоков и особенностей психики людей, закономерностей ее возникновения, формирования, функционирования и проявлений, возможностей психики человека, ее влияния на поведение и деятельность человека. Не менее важной задачей психологии является выработка рекомендаций людям по повышению их стрессовой устойчивости и психологической надежности при решении профессиональных и других задач в различных обстоятельствах жизни и деятельности.
В целом психология как наука выполняет две основные функции:
Как фундаментальная наука она призвана разрабатывать психологическую теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей и ее отдельных феноменов;
Как прикладная область знаний - формулировать рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности и обыденной жизни людей.
Психология - это область гуманитарного, антропологического знания. Она тесно связана со многими науками. При этом достаточно отчетливо проявляются два аспекта таких взаимосвязей.
1. Есть науки, которые выступают своеобразной теоретической основой, базой для психологии: к примеру, философия, физиология высшей нервной деятельности человека.
Философские науки имеют для психологии прежде всего теоретико-методологическое значение. Οʜᴎ вооружают человека пониманием наиболее общих законов развития объективной реальности, истоков жизни, смысла человеческого существования, формируют у него определенное видение картины мира, понимание причин происходящих в живой и неживой материи и в сознании людей процессов и явлений, объясняют суть реальных событий, фактов. Философия вносит решающий вклад в формирование мировоззрения человека.
Известно многообразие философских школ, как материалистических, так и идеалистических, стоящих на позициях монизма и дуализма. А потому понимание сути, истоков, особенностей формирования и функционирования психики людей, ее отдельных феноменов во многом определяется мировоззренческой позицией человека, в т.ч. и профессионального психолога-исследователя. Именно этим и объясняется существование множества психологических школ, направлений, особенно на Западе (бихевиоризм, фрейдизм, когнитивизм, интеракционизм и т.д.), для которого характерен плюрализм философских школ.
Наша отечественная психология складывалась и развивалась преимущественно в рамках марксистской концепции и ей в значительно меньшей степени присущ плюрализм позиций в понимании сущности и истоков человеческой психики, сущности самого человека. Характерным для отечественной психологии является диалектико-материалистический монизм в понимании психики человека, общественного сознания.
В индивидуальной и групповой, общественной психике проявляют свое действие основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий истоки, причины развития; отрицания отрицания, показывающий, в каком направлении происходит развитие; перехода количественных изменений в качественные, объясняющий, как происходит развитие. С позиций и этих законов отечественная психология подходит к пониманию истоков, сути и направлений развития психики людей и отдельных психических феноменов.
Материальной основой психического выступает головной мозᴦ. Психика человека является функцией нервной системы, прежде всего коры головного мозга. По этой причине большое значение в понимании индивидуальной психики и ее отдельных феноменов имеет естествознание, и прежде всего физиология высшей нервной деятельности, которая изучает строение и закономерности работы коры головного мозга.
Рефлекторная теория И. М. Сеченова, получившая дальнейшее развитие в учении И. П. Павлова об условных рефлексах, работы А.А.Ухтомского, П.К.Анохина и др.
Размещено на реф.рф
составили естественно-научную основу психологических знаний. Современные исследования нейрофизиологических механизмов деятельности мозга значительно расширили представления о физиологических механизмах психической деятельности.
2. Есть науки, в отношении которых психология выступает одной из базовых, теоретических основ. К числу таких наук в первую очередь относятся педагогические, юридические, медицинские, политологические и ряд других. Разработка своих проблем этими науками в настоящее время не должна быть достаточно полной и обоснованной без учета человеческого фактора, в том числе и психики человека, психологии возрастных, этнических, профессиональных и других групп людей.
Психология выступает одной из базовых и профессиональных наук для педагогики, этики, политологии, поскольку для них основным объектом являются человек, организация и мотивирование его поведения и деятельности, формирование и развитие личности. К. Д. Ушинский не без основания считал: чтобы всесторонне воспитывать человека, его нужно знать во всех отношениях, постоянно изучать, наращивать это знание и учитывать его как на этапе научных разработок педагогических, правовых, этических, политических систем, так и в практической деятельности.
Как видим, современная психология занимает особое место в системе научного знания. Все более тесными становятся взаимосвязи психологии с техническими науками и в целом с технической средой жизнедеятельности людей.
В этих связях есть две взаимодополняющие друг друга стороны.
Первое - по мере развития научно-технического прогресса в области производства, создания новых видов техники, средств связи, транспорта͵ энергетических, автоматизированных систем и т.п. все большие требования предъявляются к психическим возможностям человека, к профессиональной подготовке технических специалистов, к их способности правильно воспринимать, анализировать и оценивать состояния технических систем, эксплуатировать их, адекватно реагировать на происходящие в них процессы, особенно в экстремальных обстоятельствах.
Вторая - современные научно-технические знания позволяют конструировать и создавать технические системы, трудно поддающиеся непосредственному управлению человеком. А потому при их создании уже на этапе проектного конструирования важно учитывать рекомендации психологии в отношении психических и психофизиологических возможностей человека воспринимать, оценивать поступающую от этих систем информацию и на этой базе успешно управлять современными техническими системами. В этом смысле инженерная психология (изучает психологические проблемы взаимодействия человека и техники) и психология труда тесно взаимосвязаны с многими научными дисциплинами, участвующими в разработке технических систем, - эргономикой, кибернетикой, бионикой и др.
Как видим, современная психология, находясь на стыке многих наук, занимает как бы промежуточное положение между философскими, естественными, социальными и техническими науками. С многими из них она совместно разрабатывает проблемы, но это не лишает ее самостоятельности и сохранения своего предмета͵ своих теоретических принципов и путей изучения этого предмета.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, психологию в системе современного научного знания можно представить следующим образом:
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ | ||
СОЦИАЛЬНАЕ НАУКИ | ПСИХОЛОГИЯ | ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ |
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ |
3. Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики: ее сущности, истоков, содержания, форм проявления, функций и т. п.
В самом общем виде психика - это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки, оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности и т. п.
Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях: к примеру, покраснении (побледнении) лица, потовыделении, изменениях в ритмике сердца, артериальном давлении и др.
Размещено на реф.рф
При этом важно помнить, что человек может скрывать свои действительные мысли, отношения, переживания и другие психические состояния. Задача специалиста состоит в том, чтобы, опираясь на психологические знания и методы психологии, а также на соответствующий опыт общения с людьми, научиться распознавать действительное содержание и состояние психики человека.
Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи - головного мозга. Из данного положения вытекает два важных для понимания психики вывода.
1. Не всякая материя обладает свойством психического. Психика - это особое свойство только головного мозга, именно живого и функционирующего мозга. Непосредственным субстратом, носителем психического выступают те нейрофизиологические процессы, которые происходят, протекают в головном мозге. Эти процессы являются материальной основой психической деятельности, но нетождественны ей.
2. Выступая свойством особым образом организованной живой материи, психика неотделима от этой материи и не существует вне ее, вне данной материи. Ведь свойство - это определенная сторона, грань качественной характеристики материи. Важно уяснить, что психическое вторично по отношению к материи, свойством которой она является, а также и к остальной, существующей независимо от психики человека материи. Хотя, конечно, именно через взаимодействие человека с окружающей его материальной и духовной объективно существующей и в различных формах проявляющейся (социальной, физической, химической, биологической, духовной) средой и происходит развитие, формирование, функционирование и проявление психического.
Сущность психики состоит в отражении. Это особая форма отражения особым образом организованной материи. Психика - это субъективный образ объективного мира, идеальное (нематериальное) отражение реальной действительности.
Прежде всего это отражение субъективно, индивидуально, своеобразно, так как внешние воздействия как бы преломляются через призму знаний, опыта человека, его потребностей и интересов, индивидуально-психологических особенностей, своеобразие ситуативных психических состояний индивида и т. п. Этим же определяется и другая особенность психического отражения действительности - оно не только зеркально, но и избирательно: человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, взаимодействует со средой, в которой он ищет способ реализации своих потребностей и интересов, устремлений. При этом он, как правило, опирается на свой профессиональной, в целом социальный опыт.
Характерной особенностью психического выступает активность. В каждом акте психического содержится не только констатация какой-либо стороны действительности, но и отношенческий аспект, обусловленный системой ценностно-смысловых образований, потребностных состояний, притязаний личности. Тот или иной характер отношения человека к действительности побуждает его проявлять соответствующую активность.
Психическое отражение неодномоментно. Это процесс непрерывного познания действительности, движение от ее простого созерцания к абстрактному мышлению, к все более полному и глубокому познанию мира. Это отражение обладает способностью идти от восприятия формы проявления действительности к пониманию истоков и содержания, от содержания к пониманию сущностных особенностей вещей и явлений мира.
Одной из особенностей психического является способность опережать ход событий, предвидеть результаты действий, поведения, социальных и природных процессов на базе познания тенденций, закономерностей развития объективной реальности. Выявляя причинно-следственные связи и закономерности развития мира, человек в своем воображении может сознательно намечать цели деятельности, планировать ее и тем самым предвидеть будущее. А это позволяет ему осознанно прилагать волевые усилия для преобразования настоящего в интересах будущего. И в данном смысле сознание как бы творит мир.
Размещено на реф.рф
Как видим, при определенном развитии психика способна к так называемому опережающему отражению действительности (П.К.Анохин),
к примеру проектированию и созданию новых образцов техники, архитектурных и других сооружений, предвидению экологических процессов и явлений (смены времен года, землетрясений, затмений солнца и т.п.). В таком случае можно говорить о первичности психики, сознания человека по отношению к отдельным сторонам проявлений материи.
Выделяют три уровня психического отражения:
- досознательный (безусловно-рефлекторный, природообусловленный);
- сознательный, специфически человеческий уровень психического (условно-рефлекторный);
- послесознательный, надсознательный (условно-рефлекторный - автоматизмы, установки и т.п.).
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в психике есть две стороны: неосознаваемое (как досознательное, так и послесознательное) и осознаваемое (С. Л. Рубинштейн).
Следует подчеркнуть, что сознание человека - это высший этап в развитии психики. Его возникновение и развитие обусловлены не только биологическими предпосылками, но и социально-историческими обстоятельствами. Последние играют определяющую роль в формировании в развитии сознания. Процесс развития сознания определяется всем ходом развития человеческого общества, процессом развития человеческого познания, накопленными в обществе знаниями. При этом сознание людей не только обогащается, но и начинает носить все более обобщенный и абстрактный характер.
Исключительно большое значение имеет понимание истоков, происхождения человеческой психики. Психика человека, и в первую очередь его сознание, - результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми и включения в разнообразные виды деятельности (игра, учеба, научно-познавательная, производственная и другая деятельность). Особую роль в развитии сознания играет вторая сигнальная система - язык и речь как формы ее выражения. С помощью языка человек может информировать других людей (и получать от них информацию о прошлом, настоящем и будущем, передавать и приобретать социальный опыт). С помощью языка осуществляется особая форма обогащения людей: их взаимообогащение, развитие качеств мышления, памяти, внимания, профессионального воображения, эмоциональной и волевой сфер личности, формирование человеческих потребностей (эстетических, нравственных, профессиональных и др.).
С точки зрения влияния на деятельность и поведение человека выделяют две взаимосвязанные регулятивные функции психики: побуждения (потребностно-мотивационная сфера психики) и исполнения (знания, умения, навыки, привычки, способности человека).
К числу других функций психики человека относятся: функция отражения, формирования образа, функция смыслообразования и понимания, функция отношения, целеполагания, накопления опыта͵ самопознания.
Все многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие четыре группы.
1. Психические процессы человека:
а) познавательные (внимание, ощущение, восприятие, воображение, память, мышление, речь);
б) эмоциональные (чувства);
в) волевые.
2. Психические образования человека (знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.).
3. Психические свойства человека (направленность, характер, темперамент, способности личности).
4. Психические состояния: функциональные (интеллектуально-Познавательные, эмоциональные и волевые) и общие (мобилизованности, настроенности, готовности, апатии, неуверенности и т.д.).
Содержание психики человека определяется реальной действительностью, которая, отражаясь психикой, закрепляется в ней в виде характеристик психических процессов, психических образований, свойств, состояний. В этом смысле содержательными компонентами психики человека являются профессиональные, нравственные, политические, эстетические, правовые, экологические и другие знания, взгляды, убеждения, позиции, отношения и т. п. личности.
Такое понимание психического, сознания сложилось в отечественной психологии.
Выше отмечалось, что предметом психологии выступают и групповая, общественная, массовая психика людей, закономерности ее возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений в различных условиях жизни и деятельности тех или иных форм общности людей.
Под групповой, массовой психикой (общественной психологией) принято понимать реальное, живое сознание, сферу духовной жизни людей какой-либо общности. Эта духовная сфера жизнедеятельности людей характеризуется конкретным содержанием (нравственным, политическим, профессиональным, эстетическим, этническим, экологическим и др.), направленностью, уровнем функционирования (от апатии, безразличия до энтузиазма, подъема, высокого уровня функционирования), действенностью.
Истоками групповой, общественной (и индивидуальной в том числе) психики являются:
‣‣‣ исторический опыт существования, жизнедеятельности рассматриваемой общности людей, социальной группы;
‣‣‣ прижизненный опыт этой социальной общности;
‣‣‣ опыт жизнедеятельности других подобных общностей людей, который становится достоянием рассматриваемой социальной группы;
‣‣‣ конкретные жизненные обстоятельства, в которых оказалась эта социальная группа, общность людей;
‣‣‣ ведущий вид (и другие виды) деятельности данной социальной общности;
‣‣‣ особенности идеологического, воспитательного и другого целенаправленного информационного воздействия на людей данной общности и т.д.
Групповая, массовая психика представляет собой сложную совокупность социально-психологических процессов и явлений, социально-психологических феноменов, среди которых выделяются различные группы, системы этих феноменов исходя из оснований классификации.
Так, есть социально-психологические процессы и явления, выступающие разнообразными формами существования и проявления группового, массового сознания, психики: общие потребности, интересы, суждения, мнения, отношения, настроения, традиции, авторитет и др.
Размещено на реф.рф
А есть социально-психологические феномены, которые не являются выражением массового, группового сознания. Οʜᴎ выступают своеобразными психологическими механизмами взаимовлияния людей друг на друга, передачи индивидуальной и групповой информации при возникновении контактов между людьми. К их числу относят убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, психологическое принуждение.
Достаточно продуктивным является подход к классификации социально-психологических феноменов, основанный на выделении носителей, субъектов таких феноменов:
а) есть социально-психологические процессы и явления, характеризующие ту или иную общность, социальную группу в целом; они выражают характерные для данной общности социально-психологические характеристики. Это так называемые массовидные социально-психологические феномены: общие потребности, интересы, цели, мнения, настроения, традиции, нормы, правила, ценности, установки, сплоченность, слаженность, морально-психологическая атмосфера, нравственный и профессиональный климат и др.;
б) каждая социальная общность состоит из отдельных конкретных людей, которые, включаясь в социальные связи и отношения, своеобразно проявляют свою индивидуальность, осуществляют свое социально-психологическое поведение. В связи с этим выделяются социально-психологические процессы и явления, характеризующие социально-психологическое своеобразие (индивидуальность) личности, особенности социально-психологического поведения и реагирования личности на внешние социальные и социально-психологические обстоятельства: лидерство, подчинение, сотрудничество, конформизм, нонконформизм, экстра-, интра-, нормовертированность личности, экстра-, интра-, импу-нитивность личности, стиль поведения и деятельности личности, особенности авторитета͵ самоутверждения, психологической адаптации личности и др.;
в) выделяются и социально-психологические феномены, характеризующие особенности взаимодействия членов социальной общности как между собой, так и с социальной средой их жизни и деятельности: процессы социальной перцепции, взаимопонимание, взаимоотношения, симпатии, антипатии, доверие, неприязнь, эмпатия, аттракция, коллизии во взаимоотношениях вплоть до конфликтных отношений;
г) есть и общеинтегративные социально-психологические феномены: слаженность, сплоченность, морально-психологическая атмосфера, морально-психологический климат.
Данный подход к классификации социально-психологических феноменов можно представить в виде схемы.
В социальной психологии есть и другие подходы к типологии, классификации групповых психических феноменов. В зависимости от степени их устойчивости и динамики различают статические, динамические и статико-динамические социально-психологические процессы и явления (А.Д. Глоточкин). По характеру влияния на степень общности социальной среды выделяют социально-психологические феномены, интегрирующие, сплачивающие социальную общность и социально-психологические процессы и явления, оказывающие дифференцирующее и даже разлагающее влияние на социальную среду.
Очевидно, что знание специалистом особенностей индивидуальной и групповой психики позволит ему лучше ориентироваться в окружающей социальной среде, успешнее осуществлять свою профессиональную деятельность.
Этап - Психология как наука о фактах, закономерностях и механизмах психики. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Этап - Психология как наука о фактах, закономерностях и механизмах психики." 2017, 2018.
Взгляды на предмет психологии в ХIХ-XX вв. стали претерпевать изменения под влиянием диалектического материализма. Так, если психология сознания решала основные вопросы о соотношении между бытием и сознанием с позиций идеализма, то уже бихевиористы - с позиций вульгарного материализма. Новый путь в психологию открылся на новых методологических правилах диамата. Начался новый этап в развитии психологии, науки, где объектом выступает не поведение, сознание или душа, а психика. Появился ряд теоретических концепций, в основе которых содержится социальная обусловленность психики:
Французская социологическая школа;
Психология Пьера Жане;
Генетическая психология Ж. Пиаже;
Гуманистическая психология и др.
2. Современная психология - наука о закономерностях психической жизни и деятельности человека и различных форм общностей людей.
Психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики (А. В. Петровский).
Объектом психологии выступают не только люди, человек, но и другие высокоорганизованные животные, особенности психической жизни которых изучает такая отрасль психологии, как зоопсихология. Однако традиционно основным объектом психологии является человек .
В таком случае психология - это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.
Объектом психологии выступает не только конкретный и отдельный человек, но и различные социальные группы, массы и другие формы общностей людей
Таким образом, предметом психологии человека являются закономерности возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений индивидуальной и групповой психики, отдельных психических феноменов и механизмов в различных условиях и на разных этапах жизни и деятельности людей.
Человек в своем физиологическом и психическом становлении и развитии проходит различные стадии, участвует во многих сферах социальной жизни, занимается разными видами деятельности. Разнообразны и формы общностей людей: малые и большие социальные группы, возрастные, профессиональные, учебные, этнические, религиозные, семейные, организованные и стихийно складывающиеся группы и другие общности людей. В связи с этим современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Общая психология и социальная психология выступают базовыми по отношению к другим отраслям психологического знания: психологии труда, спорта, высшей школы, религии, средств массовой информации (СМИ), искусства, возрастной, педагогической, инженерной, военной, медицинской, юридической, политической, этнической и т.д.
Все отрасли психологии взаимосвязаны и обогащают друг друга. А потому психологическое образование специалиста не может быть полным, если оно осуществляется в рамках лишь отдельной отрасли психологии. Но в любом случае оно предполагает достаточно глубокое изучение прежде всего проблем общей и социальной психологии, создающих системное представление об индивидуальной и групповой, массовой психике и их отдельных феноменах.
Основная задача психологии состоит в познании истоков и особенностей психики людей, закономерностей ее возникновения, формирования, функционирования и проявлений, возможностей психики человека, ее влияния на поведение и деятельность человека. Не менее важной задачей психологии является выработка рекомендаций людям по повышению их стрессовой устойчивости и психологической надежности при решении профессиональных и других задач в различных обстоятельствах жизни и деятельности.
В целом психология как наука выполняет две основные функции:
Как фундаментальная наука она призвана разрабатывать психологическую теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей и ее отдельных феноменов;
Как прикладная область знаний - формулировать рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности и обыденной жизни людей.
Психология - это область гуманитарного, антропологического знания. Она тесно связана со многими науками. При этом достаточно отчетливо проявляются два аспекта таких взаимосвязей.
1. Есть науки, которые выступают своеобразной теоретической основой, базой для психологии: например, философия, физиология высшей нервной деятельности человека.
Философские науки имеют для психологии прежде всего теоретико-методологическое значение. Они вооружают человека пониманием наиболее общих законов развития объективной реальности, истоков жизни, смысла человеческого существования, формируют у него определенное видение картины мира, понимание причин происходящих в живой и неживой материи и в сознании людей процессов и явлений, объясняют суть реальных событий, фактов. Философия вносит решающий вклад в формирование мировоззрения человека.
Известно многообразие философских школ, как материалистических, так и идеалистических, стоящих на позициях монизма и дуализма. А потому понимание сути, истоков, особенностей формирования и функционирования психики людей, ее отдельных феноменов во многом определяется мировоззренческой позицией человека, в том числе и профессионального психолога-исследователя. Именно этим и объясняется существование множества психологических школ, направлений, особенно на Западе (бихевиоризм, фрейдизм, когнитивизм, интеракционизм и т.д.), для которого характерен плюрализм философских школ.
Наша отечественная психология складывалась и развивалась преимущественно в рамках марксистской концепции и ей в значительно меньшей степени присущ плюрализм позиций в понимании сущности и истоков человеческой психики, сущности самого человека. Характерным для отечественной психологии является диалектико-материалистический монизм в понимании психики человека, общественного сознания.
В индивидуальной и групповой, общественной психике проявляют свое действие основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий истоки, причины развития; отрицания отрицания, показывающий, в каком направлении происходит развитие; перехода количественных изменений в качественные, объясняющий, как происходит развитие. С позиций и этих законов отечественная психология подходит к пониманию истоков, сути и направлений развития психики людей и отдельных психических феноменов.
Материальной основой психического выступает головной мозг. Психика человека является функцией нервной системы, прежде всего коры головного мозга. Поэтому большое значение в понимании индивидуальной психики и ее отдельных феноменов имеет естествознание, и прежде всего физиология высшей нервной деятельности, которая изучает строение и закономерности работы коры головного мозга.
Рефлекторная теория И. М. Сеченова, получившая дальнейшее развитие в учении И. П. Павлова об условных рефлексах, работы А.А.Ухтомского, П.К.Анохина и др. составили естественно-научную основу психологических знаний. Современные исследования нейрофизиологических механизмов деятельности мозга значительно расширили представления о физиологических механизмах психической деятельности.
2. Есть науки, в отношении которых психология выступает одной из базовых, теоретических основ. К числу таких наук в первую очередь относятся педагогические, юридические, медицинские, политологические и ряд других. Разработка своих проблем этими науками в настоящее время не может быть достаточно полной и обоснованной без учета человеческого фактора, в том числе и психики человека, психологии возрастных, этнических, профессиональных и других групп людей.
Психология выступает одной из базовых и профессиональных наук для педагогики, этики, политологии, поскольку для них основным объектом являются человек, организация и мотивирование его поведения и деятельности, формирование и развитие личности. К. Д. Ушинский не без основания считал: чтобы всесторонне воспитывать человека, его надо знать во всех отношениях, постоянно изучать, наращивать это знание и учитывать его как на этапе научных разработок педагогических, правовых, этических, политических систем, так и в практической деятельности.
Как видим, современная психология занимает особое место в системе научного знания. Все более тесными становятся взаимосвязи психологии с техническими науками и в целом с технической средой жизнедеятельности людей.
В этих связях есть две взаимодополняющие друг друга стороны.
Первое - по мере развития научно-технического прогресса в области производства, создания новых видов техники, средств связи, транспорта, энергетических, автоматизированных систем и т.п. все большие требования предъявляются к психическим возможностям человека, к профессиональной подготовке технических специалистов, к их способности правильно воспринимать, анализировать и оценивать состояния технических систем, эксплуатировать их, адекватно реагировать на происходящие в них процессы, особенно в экстремальных обстоятельствах.
Вторая - современные научно-технические знания позволяют конструировать и создавать технические системы, трудно поддающиеся непосредственному управлению человеком. А потому при их создании уже на этапе проектного конструирования важно учитывать рекомендации психологии в отношении психических и психофизиологических возможностей человека воспринимать, оценивать поступающую от этих систем информацию и на этой основе успешно управлять современными техническими системами. В этом смысле инженерная психология (изучает психологические проблемы взаимодействия человека и техники) и психология труда тесно взаимосвязаны с многими научными дисциплинами, участвующими в разработке технических систем, - эргономикой, кибернетикой, бионикой и др.
Как видим, современная психология, находясь на стыке многих наук, занимает как бы промежуточное положение между философскими, естественными, социальными и техническими науками. С многими из них она совместно разрабатывает проблемы, но это не лишает ее самостоятельности и сохранения своего предмета, своих теоретических принципов и путей изучения этого предмета.
Таким образом, психологию в системе современного научного знания можно представить следующим образом:
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ | ||
СОЦИАЛЬНАЕ НАУКИ |
ПСИХОЛОГИЯ |
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ |
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ |
3. Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики: ее сущности, истоков, содержания, форм проявления, функций и т. п.
В самом общем виде психика - это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки, оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности и т. п.
Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях: например, покраснении (побледнении) лица, потовыделении, изменениях в ритмике сердца, артериальном давлении и др. При этом важно помнить, что человек может скрывать свои действительные мысли, отношения, переживания и другие психические состояния. Задача специалиста состоит в том, чтобы, опираясь на психологические знания и методы психологии, а также на соответствующий опыт общения с людьми, научиться распознавать действительное содержание и состояние психики человека.
Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи - головного мозга. Из данного положения вытекает два важных для понимания психики вывода.
1. Не всякая материя обладает свойством психического. Психика - это особое свойство только головного мозга, именно живого и функционирующего мозга. Непосредственным субстратом, носителем психического выступают те нейрофизиологические процессы, которые происходят, протекают в головном мозге. Эти процессы являются материальной основой психической деятельности, но нетождественны ей.
2. Выступая свойством особым образом организованной живой материи, психика неотделима от этой материи и не существует вне ее, вне данной материи. Ведь свойство - это определенная сторона, грань качественной характеристики материи. Важно уяснить, что психическое вторично по отношению к материи, свойством которой она является, а также и к остальной, существующей независимо от психики человека материи. Хотя, конечно, именно через взаимодействие человека с окружающей его материальной и духовной объективно существующей и в различных формах проявляющейся (социальной, физической, химической, биологической, духовной) средой и происходит развитие, формирование, функционирование и проявление психического.
Сущность психики состоит в отражении. Это особая форма отражения особым образом организованной материи. Психика - это субъективный образ объективного мира, идеальное (нематериальное) отражение реальной действительности.
Прежде всего это отражение субъективно, индивидуально, своеобразно, так как внешние воздействия как бы преломляются через призму знаний, опыта человека, его потребностей и интересов, индивидуально-психологических особенностей, своеобразие ситуативных психических состояний индивида и т. п. Этим же определяется и другая особенность психического отражения действительности - оно не только зеркально, но и избирательно: человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, взаимодействует со средой, в которой он ищет способ реализации своих потребностей и интересов, устремлений. При этом он, как правило, опирается на свой профессиональной, в целом социальный опыт.
Характерной особенностью психического выступает активность. В каждом акте психического содержится не только констатация той или иной стороны действительности, но и отношенческий аспект, обусловленный системой ценностно-смысловых образований, потребностных состояний, притязаний личности. Тот или иной характер отношения человека к действительности побуждает его проявлять соответствующую активность.
Психическое отражение неодномоментно. Это процесс непрерывного познания действительности, движение от ее простого созерцания к абстрактному мышлению, к все более полному и глубокому познанию мира. Это отражение обладает способностью идти от восприятия формы проявления действительности к пониманию истоков и содержания, от содержания к пониманию сущностных особенностей вещей и явлений мира.
Одной из особенностей психического является способность опережать ход событий, предвидеть результаты действий, поведения, социальных и природных процессов на основе познания тенденций, закономерностей развития объективной реальности. Выявляя причинно-следственные связи и закономерности развития мира, человек в своем воображении может сознательно намечать цели деятельности, планировать ее и тем самым предвидеть будущее. А это позволяет ему осознанно прилагать волевые усилия для преобразования настоящего в интересах будущего. И в этом смысле сознание как бы творит мир. Как видим, при определенном развитии психика способна к так называемому опережающему отражению действительности (П.К.Анохин), например проектированию и созданию новых образцов техники, архитектурных и других сооружений, предвидению экологических процессов и явлений (смены времен года, землетрясений, затмений солнца и т.п.). В таком случае можно говорить о первичности психики, сознания человека по отношению к отдельным сторонам проявлений материи.
Выделяют три уровня психического отражения:
- досознательный (безусловно-рефлекторный, природообусловленный);
- сознательный, специфически человеческий уровень психического (условно-рефлекторный);
- послесознательный, надсознательный (условно-рефлекторный - автоматизмы, установки и т.п.).
Таким образом, в психике есть две стороны: неосознаваемое (как досознательное, так и послесознательное) и осознаваемое (С. Л. Рубинштейн).
Следует подчеркнуть, что сознание человека - это высший этап в развитии психики. Его возникновение и развитие обусловлены не только биологическими предпосылками, но и социально-историческими обстоятельствами. Последние играют определяющую роль в формировании в развитии сознания. Процесс развития сознания определяется всем ходом развития человеческого общества, процессом развития человеческого познания, накопленными в обществе знаниями. При этом сознание людей не только обогащается, но и начинает носить все более обобщенный и абстрактный характер.
Исключительно большое значение имеет понимание истоков, происхождения человеческой психики. Психика человека, и в первую очередь его сознание, - результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми и включения в разнообразные виды деятельности (игра, учеба, научно-познавательная, производственная и другая деятельность). Особую роль в развитии сознания играет вторая сигнальная система - язык и речь как формы ее выражения. С помощью языка человек может информировать других людей (и получать от них информацию о прошлом, настоящем и будущем, передавать и приобретать социальный опыт). С помощью языка осуществляется особая форма обогащения людей: их взаимообогащение, развитие качеств мышления, памяти, внимания, профессионального воображения, эмоциональной и волевой сфер личности, формирование человеческих потребностей (эстетических, нравственных, профессиональных и др.).
С точки зрения влияния на деятельность и поведение человека выделяют две взаимосвязанные регулятивные функции психики: побуждения (потребностно-мотивационная сфера психики) и исполнения (знания, умения, навыки, привычки, способности человека).
К числу других функций психики человека относятся: функция отражения, формирования образа, функция смыслообразования и понимания, функция отношения, целеполагания, накопления опыта, самопознания.
Все многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие четыре группы.
1. Психические процессы человека:
а) познавательные (внимание, ощущение, восприятие, воображение, память, мышление, речь);
б) эмоциональные (чувства);
в) волевые.
2. Психические образования человека (знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.).
3. Психические свойства человека (направленность, характер, темперамент, способности личности).
4. Психические состояния: функциональные (интеллектуально-Познавательные, эмоциональные и волевые) и общие (мобилизованности, настроенности, готовности, апатии, неуверенности и т.д.).
Содержание психики человека определяется реальной действительностью, которая, отражаясь психикой, закрепляется в ней в виде характеристик психических процессов, психических образований, свойств, состояний. В этом смысле содержательными компонентами психики человека являются профессиональные, нравственные, политические, эстетические, правовые, экологические и другие знания, взгляды, убеждения, позиции, отношения и т. п. личности.
Такое понимание психического, сознания сложилось в отечественной психологии.
Выше отмечалось, что предметом психологии выступают и групповая, общественная, массовая психика людей, закономерности ее возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений в различных условиях жизни и деятельности тех или иных форм общности людей.
Под групповой, массовой психикой (общественной психологией) принято понимать реальное, живое сознание, сферу духовной жизни людей той или иной общности. Эта духовная сфера жизнедеятельности людей характеризуется конкретным содержанием (нравственным, политическим, профессиональным, эстетическим, этническим, экологическим и др.), направленностью, уровнем функционирования (от апатии, безразличия до энтузиазма, подъема, высокого уровня функционирования), действенностью.
Истоками групповой, общественной (и индивидуальной в том числе) психики являются:
Исторический опыт существования, жизнедеятельности рассматриваемой общности людей, социальной группы;
Прижизненный опыт этой социальной общности;
Опыт жизнедеятельности других подобных общностей людей, который становится достоянием рассматриваемой социальной группы;
Конкретные жизненные обстоятельства, в которых оказалась эта социальная группа, общность людей;
Ведущий вид (и другие виды) деятельности данной социальной общности;
Особенности идеологического, воспитательного и другого целенаправленного информационного воздействия на людей данной общности и т.д.
Групповая, массовая психика представляет собой сложную совокупность социально-психологических процессов и явлений, социально-психологических феноменов, среди которых выделяются различные группы, системы этих феноменов в зависимости от оснований классификации.
Так, есть социально-психологические процессы и явления, выступающие разнообразными формами существования и проявления группового, массового сознания, психики: общие потребности, интересы, суждения, мнения, отношения, настроения, традиции, авторитет и др. А есть социально-психологические феномены, которые не являются выражением массового, группового сознания. Они выступают своеобразными психологическими механизмами взаимовлияния людей друг на друга, передачи индивидуальной и групповой информации при возникновении контактов между людьми. К их числу относят убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, психологическое принуждение.
Достаточно продуктивным является подход к классификации социально-психологических феноменов, основанный на выделении носителей, субъектов таких феноменов:
а) есть социально-психологические процессы и явления, характеризующие ту или иную общность, социальную группу в целом; они выражают характерные для данной общности социально-психологические характеристики. Это так называемые массовидные социально-психологические феномены: общие потребности, интересы, цели, мнения, настроения, традиции, нормы, правила, ценности, установки, сплоченность, слаженность, морально-психологическая атмосфера, нравственный и профессиональный климат и др.;
б) каждая социальная общность состоит из отдельных конкретных людей, которые, включаясь в социальные связи и отношения, своеобразно проявляют свою индивидуальность, осуществляют свое социально-психологическое поведение. В связи с этим выделяются социально-психологические процессы и явления, характеризующие социально-психологическое своеобразие (индивидуальность) личности, особенности социально-психологического поведения и реагирования личности на внешние социальные и социально-психологические обстоятельства: лидерство, подчинение, сотрудничество, конформизм, нонконформизм, экстра-, интра-, нормовертированность личности, экстра-, интра-, импу-нитивность личности, стиль поведения и деятельности личности, особенности авторитета, самоутверждения, психологической адаптации личности и др.;
в) выделяются и социально-психологические феномены, характеризующие особенности взаимодействия членов социальной общности как между собой, так и с социальной средой их жизни и деятельности: процессы социальной перцепции, взаимопонимание, взаимоотношения, симпатии, антипатии, доверие, неприязнь, эмпатия, аттракция, коллизии во взаимоотношениях вплоть до конфликтных отношений;
г) есть и общеинтегративные социально-психологические феномены: слаженность, сплоченность, морально-психологическая атмосфера, морально-психологический климат.
Данный подход к классификации социально-психологических феноменов можно представить в виде схемы.
В социальной психологии есть и другие подходы к типологии, классификации групповых психических феноменов. В зависимости от степени их устойчивости и динамики различают статические, динамические и статико-динамические социально-психологические процессы и явления (А.Д. Глоточкин). По характеру влияния на степень общности социальной среды выделяют социально-психологические феномены, интегрирующие, сплачивающие социальную общность и социально-психологические процессы и явления, оказывающие дифференцирующее и даже разлагающее влияние на социальную среду.
Очевидно, что знание специалистом особенностей индивидуальной и групповой психики позволит ему лучше ориентироваться в окружающей социальной среде, успешнее осуществлять свою профессиональную деятельность.
Неопозитивистская парадигма заключаются в признании:
1. натурализма – социальные явления подчиняются природным и социально-историческим законам;
2. сциентизма, согласно которому методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания;
3. бихевиоризма – «субъективные аспекты» человеческого поведения можно исследовать только через открытое поведение;
4. верификации – истинность научных понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических процедур;
5. квантификации – все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно;
6. методологического объективизма, по которому социальная наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией.
Согласно данному подходу социальная психология понимается как ветвь психологии, которая изучает процесс взаимодействия людей. Главная цель социальной психологии состоит в установлении общих законов для описания и объяснения социального взаимодействия.
Парадигма преобразования – ведущая парадигма отечественной социальной психологии. В её основе лежит идея Маркса, согласно которой, для того, чтобы объяснить (понять) объект или явление, необходимо попытаться его изменить, преобразовать, подчинить. Основным методом познания признаётся метод преобразования и конструирования реальности. Главным условием успешности метода является его способность выявить в объекте и использовать основное движущее, развивающее этот объект, внутреннее противоречие.
Парадигма социального конструкционизма. На метатеоретическом уровне большинство исследований конструкционистской ориентации обнаруживают приверженность одной или нескольким гипотезам следующего характера:
1) научная истина не тождественна знанию о мире как он есть, а научная теория не может быть сведена к описанию этой истины избранными исследователями. В рамках данной парадигмы эксперимент рассматривается в качестве одного из возможных риторических приемов поиска «истины» (т. е. дешифровки значений в языковой деятельности человеческого сообщества);
2) термины, в которых происходит осмысление мира, являются социальными артефактами, продуктами исторически обусловленного взаимообмена между людьми;
3) степень распространения и уровень влияния той или иной формы понимания мира в тот или иной период времени не зависят от эмпирической обоснованности избранной точки зрения, они связаны с пертурбациями социальных процессов, включая конфликты, коммуникацию, переговоры, ораторское искусство;
4) приобретаемые в ходе социальной коммуникации, формы понимания мира, имеют большое значение для социальной жизни в целом, так как они самым тесным образом связаны с массой других типов человеческой деятельности.
Приверженцы этой парадигмы утверждают, что в индивиде от рождения заложены некоторые тенденции, побуждающие его мыслить, оперировать категориями и обрабатывать информацию.
6. Принципы социальной психологии
Принцип социальной и психологической комплексности заключается в том, что социальная психология, находясь на стыке социологии и психологии, занимается изучением психологических проблем, обусловленных и обусловливающих социальные проблемы, раскрывая их во всех деталях. Специфика социально-психологических фактов, закономерностей и механизмов, которые образуют социально-психологическую реальность и исследуются ею, объясняется пограничным положением социальной психологии.
Принцип социально-психологической причинности. Социально-психологические явления как явления психологической природы, носят отражательный характер, т. е. представляют собой идеальный образ окружающей социальной действительности, возникающий в сознании людей под ее влиянием. Причиной социально-психологических явлений всегда являются объективные обстоятельства жизнедеятельности конкретных групп людей и индивида в них, а также влияние на психологию человека в группе психологических особенностей окружающих людей, их взгляды, настроения, желания, намерения, поведение. В процессе совместной жизнедеятельности, общения, обмена мнениями, намерениями, чувствами, происходит активный обмен продуктами психологии разных людей, который выявляет общности людей, способствует их интеграции, консолидации в группу и обособлению от других групп.
Влияние людей проявляется в информировании, обучении, разъяснении, убеждении, уговорах, побуждениях к действию, приглашении к совместным действиям и т. д. На человека направлено также малопродуманное психологическое влияние средств массовой информации, печати, пропаганды и др. Социально-психологическое отражение под влиянием активного воздействия окружающей среды приобретает удвоенную социальную причинность, так как выступает и субъектом отражения социальной реальности и объектом воздействия ее активных элементов.
Принцип единства социально-психологических явлений, среды и активности заключается в том, что среда, активность, проявляющаяся в общении и совместной деятельности, во взаимодействии оказывают влияние на социально-психологические явления, наблюдающиеся в различных группах. При этом с ростом размера группы роль общения и совместной деятельности уменьшается, а роль среды, объективных условий жизни и деятельности возрастает.
Принцип социально-психологической системности заключается в том, что социально-психологическая реальность представляет собой систему, находящуюся на более высоком системном уровне и более сложную по причинам ее вызывающим, по своим закономерностям, механизмам, чем индивидуально-психологическая реальность. Элементом данной системы выступает психология отдельных людей как личностей, включенных в связи с другими личностями.
Как любая система, социально-психологическая реальность – это не простая сумма свойств каждого из входящих в неё элементов, а совокупность, обладающая специфическими системными свойствами, являющимися продуктом целостного её функционирования. Системные свойства возникают на основе взаимодействия элементов и оказывают обратное влияние на них, подчиняя законам целостного функционирования. Взаимодействуя со средой и другими объектами, социально-психологическая система выступает как целостность.
Принцип социально-психологического развития заключается в том, что развитие индивида происходит в постоянно меняющейся социально-психологической реальности, в непрерывно развивающемся обществе, под влиянием которого происходит изменение и самой личности.
Принцип объективности заключается в достоверности знания, полученного в социально-психологических исследованиях.
7. Социальная психология в системе наук, её основные направления
Социальная психология находится на стыке социологии и психологии. Социологию и социальную психологию связывает общий интерес к поведению людей в группах. Однако, в отличие от социологии, которая изучает различные по численности группы в деятельностном, операционально-статистическом аспекте, социальная психология изучает личностей, индивидуумов, их поведение и то, как они влияют, взаимодействуют, относятся друг к другу. При этом изучается влияние как группы на индивидуума, так и индивидуума на группу.
Методы социологии и социальной психологии часто совпадают, однако социальная психология больше опирается на эксперименты, в которых возможна манипуляция каким-либо фактором.
В отличие от психологии личности социальная психология имеет социальный характер. Психология личности изучает внутренний мир индивида, его сходство с другими людьми и индивидуальные отличия. Социальная психология занимается исследованием тех особенностей, которые свойственны всем людям, тем, как они воспринимают друг друга и влияют друг на друга. Социальная психология изучает социально-психологические явления, такие как: социально-психологические факты, закономерности и механизмы их развития.