Материальный поток - базовый объект исследования, управления и оптимизации в логистике. Он представляет собой движение товароматериальных ценностей как внутри предприятия, так и за его пределами.
Логистика материальных потоков - способ организации и управления процессом на любой стадии производства продукции с целью обеспечения максимальной прибыли.
Есть несколько классификаций такого оборота ценных товаров. Первая характеризуется отношением к логистической системе. Она включает в себя три вида потока:
Первый представляет собой поток, который поступил в логистическую систему из внешней среды. Он определяется по такой формуле: сумма величин материальных потоков, разделенная на операции по разгрузке.
Выходной материальный поток, наоборот, поступает во внешнюю среду от предприятия. Чтобы определить его показатель, необходимо сложить количество товаров, отгруженных по точкам реализации и на оптовые склады.
Внутренний поток образуется в результате выполнения определенных операций с отгрузкой внутри производственной организации или логистической системы. Внешний материальный поток имеет отношение к деятельности организации, а также к точкам реализации продукции или дочерним отделениям.
Эта характеристика важна для предприятий с любым ассортиментом продукции. Материальный поток может быть однопродуктовым и многопродуктовым. Первый тип относят к продукции одного вида, второй - к большому разнообразию товаров.
По ассортименту потоки классифицирует как одноассортиментные и многоассортиментные. Они отличаются между собой количеством поступающей или отгружаемой продукции.
Навалочные грузы представляют собой грузы минерального или горного происхождения. К ним относят песок, руду, уголь, природные агломераты и многое другое.
Насыпные грузы - продукция, которая транспортируется без тары. Это зерно и крупы, а также другие подобные товары.
Наливные грузы транспортируются в цистернах, наливных судах. Процесс отгрузки и перевозки невозможен без специальных технических средств.
Тарно-штучные грузы - продукция имеет разные физико-химические свойства и параметры. Ее транспортируют в контейнерах, мешках, ящиках, без тары.
Разнообразие классификаторов движения товароматериальных ценностей помогает правильно вести бухгалтерский учет.
Материальные логистические потоки разделяют по таким критериям:
Правильная организация материальных потоков основывается на последней классификации. Приведем пример. Необходимо доставить молочную продукцию со склада к торговым точкам. Вместе с ней будут отгружаться кондитерские изделия. Условия и срок хранения у таких продуктов разный. Значит, их нельзя загружать в одно транспортное средство.
Есть несколько факторов, которые влияют на правильное планирование отгрузок товаров. Материальному потоку любого типа соответствует информационный.
Система управления материальными потоками строится на таких базовых принципах: общелогистических и специфических. Они, в свою очередь, классифицируются следующим образом:
Система материальных потоков базируется на этих десяти принципах. Чтобы обеспечить ее нормальную работу, необходимо использовать другие показатели и характеристики логистической системы.
Стабильная работа производственного предприятия невозможна без хорошо налаженной логистики. Существует два метода управления материальными потоками: толкающая и текущая системы.
Первый способ предполагает, что изготовление продукции начинается, осуществляется и заканчивается на одних и тех же этапах производственной линии в зависимости от логистической системы. Каждое действие согласовано. Передача товаров происходит по команде от определенного центра управления. Участок имеет определенный план и показатели производства. Все элементы системы функционируют отдельно, но взаимосвязаны между собой.
Текущая система характеризуется тем, что все средства (сырье, материалы, готовая продукция и другое) поступают на участок по мере необходимости. В этой системе нет централизованного управления. Она способствует значительному сокращению производственных запасов, так как движение материальных потоков проходит всего по нескольким элементам логистической системы.
Так выглядит приблизительная схема движения: производство - упаковка - отгрузка.
Как правило, на производственном предприятии значительных масштабов процесс материального потока включает в себя более 10 элементов:
Все зависит от вида изготавливаемой продукции, а также ее характеристик.
Если задаться вопросом – какое понятие, термин. категория в логистике самые важные, то среди кандидатов на это почетное место, несомненно, будут «поток » или «материальный поток ». Действительно, объект изучения логистики (если мы говорим о ней, как о науке) - потоки, в особенности материальные потоки. Несомненно, фундаментальную роль также играют сопутствующие им потоки информационные и финансовые. А еще множество иных видов потоков в логистике: трудовых, сервисных, энергетических. Поэтому стоит подробно разобрать понятие потока в логистике, привести его определения, предложить классификацию.
Как уже было сказано, объект изучения логистической науки - поток . А предмет изучения – оптимизация потоков , оптимальное управление ими.
Потоковые процессы наблюдаются в любой логистической системе (от маленькой фирмы до гигантской транснациональной корпорации, ), потоки окружают нас в повседневной жизни. Транспортировка груза, перемещение деталей по заводскому конвейеру, отгрузка товарной продукции, люди в метро, ток в проводах – все это те или иные виды потоков.
Интересно, что есть отдельная наука изучающая управление материальными потоками в пределах предприятия – рохрематика .
Это не то же самое, что логистика! Более того, сфера интересов логистики гораздо шире: кроме материальных потоков в ней изучаются информационные, финансовые, сервисные; при этом логистика выходит далеко за рамки отдельной фирмы, рассматривая ее во взаимосвязи с другими участниками деловых отношений, иными генераторами и потребителями материальных потоков (конкуренты, клиенты, государство).
Классификация материальных потоков предприятия очень обширна. Приведем важнейшие виды материальных потоков организации:
1. По направленности движения:
2. По отношению к логистической системе:
3. По степени сложности внутренней структуры:
4. По степени определенности:
5. По степени непрерывности:
6. По консистенции груза (т.е. по степени его плотности, густоты, твердости) в потоке, его физико-механическим свойствам:
Стоит отметить, что приведенная выше классификация может в отдельных случаях применяться не только к материальным потокам, но и к иным видам потоков логистической системы: информационным, финансовым, людским.
Также ряд исследователей выделяет различные типы материальных потоков по: разнообразию состава (одноассортиментные, многоассортиментные), отраслевой принадлежности (промышленные, торговые, сельскохозяйственные, строительные, коммунальные), объему груза (мелкий, средний, крупный, а также массовый), совместимости потоков, стабильности, удельному весу груза (легковесный, тяжеловесный), степени опасности, величине изменчивости потока (стационарные, нестационарные), равномерности и ритмичности движения, и пр.
В современном мире информация имеет огромное значение, превращаясь в самоценный ресурс. Каждому материальному потоку неизменно сопутствует поток информационный. Так транспортировка груза сопровождается оформлением документов, согласованием маршрута, трансляцией данных GPS и прочее. То есть управлением сопутствующими информационными потоками.
При этом информационный поток в организации может протекать как относительно синхронно (то есть параллельно, одновременно) с материальным потоком его породившим, так и носить опережающий или запаздывающий характер.
Информационный поток (information flow ) – это сообщения (в любой форме, от устной до электронной), генерируемые первоначальным материальным потоком и предназначающиеся для осуществления управляющих функций.
Информационные потоки в логистике по аналогии могут подразделяться на входящие и исходящие, внутренние и внешние.
Кроме того стоит привести именно классификацию информационных потоков :
1. По типу носителей информации:
2. По назначению информации:
3. По режиму обмена информацией:
4. По способу передачи информации:
5. По степени открытости (секретности):
Большую роль в деятельности любой коммерческой (да и некоммерческой тоже) организации играют финансовые потоки. Без финансовых средств невозможна закупка комплектующих и сырья, оплата наемного труда, обеспечение транспортировки , и многое другое.
Управление финансовыми потоками компании – одна из базовых задач менеджмента компании.
Финансовый поток (financial flow ) – это направленное движение финансовых средств, обращающихся в пределах логистической системы (склада, завода, банка), а также между ней и внешней средой, и взаимосвязанных с материальными или иными потоками.
Не стоит путать финансовый поток с денежным потоком (кэш-фло ). Это разные понятия, имеющие различные сферы приложения.
Финансовые потоки предприятия, как и все предыдущие виды, также можно подразделить на внутренние и внешние (в зависимости от их направленности), и на входящие и исходящие (по месту протекания). Но кроме того можно описать и несколько разновидностей потоков в логистике, присущих именно финансовым потокам:
1. По назначению:
2. По направлению хозяйственных связей:
3. По форме расчета:
Материальные потоки традиционно считаются основными в логистике. С ними тесно взаимосвязаны информационные и финансовые потоки. Но на этом все разнообразие потоков в логистике не исчерпывается! Например, часто выделяют сервисные потоки или, иначе, потоки услуг.
Сервисный поток – это определенный объем услуг оказанных клиентам за конкретный период времени.
К особой разновидности материальных потоков можно причислить грузовые потоки.
Грузовой поток (freight traffic) – это объем груза, перевезенного за определенный период (как правило, один год), по конкретному маршруту отдельными .
Можно выделить и другие виды потоков в логистике: транспортные, потоки клиентов, трудовые, потоки заявок, энергетические.
Очень часто материальный и сопутствующие ему вспомогательные потоки образуют некую целостную сущность, систему, обладающую определенной структурой и устойчивостью. Можно сказать, что это интегрированный логистический поток .
Галяутдинов Р.Р.
© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на
Потоки в логистических системах
2.1. Понятие материального потока
Человек может смотреть бесконечно на горящий огонь, текущую воду и работающего человека. Все перечисленное относится к потокам. Поток – это количество вещества, информации, денежных средств, перемещаемых в единицу времени.
Основополагающим в логистических системах является материальный поток, образующийся в результате выполнения перевозки, хранения, комплектации и выполнения других логистических операций на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя, включая обратные и возвратные потоки.
В определенные моменты времени материальный поток может быть запасом сырья, полуфабрикатов, незавершенного производства или готовой продукции, в том случае, если материальный поток находится в состоянии покоя.
Для удобства управления поток рассматривают в виде дроби, в числителе которой единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе – единица измерения времени (сутки, месяц, год и др.) – т/год; м 3 за месяц и т. д.
Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного подхода заключается в следующем. Управление единичными потоками на предприятии или между предприятиями при традиционном управлении осуществляется разрозненно. Специфика логистического подхода заключается в управлении единым материальным потоком на уровне предприятия или группы предприятий службой логистики.
В классификации материальных потоков выделяют следующие основные группы.
Группа 1. По отношению к логистической системе материальный поток может быть: внутренним и внешним, входящим и выходящим (рис. 3).
Группа 2. По ассортименту материальные потоки подразделяются на одновидовые и многовидовые. Такое разделение необходимо, так как ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем смешанным ассортиментом, будет существенно отличаться от процесса в картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.
Рис. 3. Материальные и информационные потоки по отношению к предприятию
Группа 3. В зависимости от вида транспорта различают материальные потоки на железнодорожном, автомобильном, водном, воздушном и других видах транспорта.
Группа 4. По габаритным, весовым и физико-химическим характеристикам грузов, составляющих потоки:
– тяжеловесные грузы (не обеспечивают полного использования грузовместимости транспортного средства, масса одного грузового места больше 500 кг);
– большой массы (масса одного грузового места от 100 до 500 кг);
– легковесные грузы (не обеспечивают полного использования грузоподъемности транспортного средства, масса одного грузового места менее 100 кг);
– негабаритные грузы (высота одного грузового места более 3,8 м, ширина – более 2,5 м, длина – больше длины грузовой площадки);
– сыпучие грузы (перевозимые навалкой); наливные грузы (перевозимые в цистернах, бутылях и других специальных емкостях);
– штучные грузы (единицей измерения которых являются штуки); тарно-штучные грузы (измеряются количеством тары – мешков, ящиков, рулонов).
Группа 5. По способу затаривания при транспортировке различают потоки: в контейнерах; на поддонах (паллетах); в цистернах.
Группа 6. По характеру движения грузов в пространстве и времени различают:
– непрерывные материальные потоки, которые образуются при перемещении грузов с помощью трубопроводного транспорта;
– дискретные материальные потоки.
Большинство материальных потоков в сферах производства и товарного обращения являются дискретными в пространстве и времени.
Группа 7. По степени детерминированности параметров потока:
– детерминированные материальные потоки – с полностью известными параметрами;
– стохастические материальные потоки. Если хотя бы один из параметров потока не известен или является случайной величиной.
– Группа 8. По количественному признаку материальные потоки делятся на:
– массовые потоки, возникающие в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств, например железнодорожный состав;
– крупные потоки – несколько автомашин, к примеру, автоколонна;
– средние потоки образуют грузы, поступающие одиночными полностью загруженными транспортными средствами;
– мелкие потоки – образуются количеством грузов, не позволяющих полностью использовать грузоподъемность или грузовместимость транспортного средства.
Группа 9. По принадлежности к функциональной области логистики (в сфере снабжения, производства или сбыта товаров и т. д.).
Изучение составляющих частей материального потока и особенностей его перемещения на уровне предприятия или между предприятиями позволяет обнаружить «узкие места» и является первым этапом в оптимизации физического товародвижения. При этом материальный, информационный, финансовый и сервисный потоки следует рассматривать как единое целое.
Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис АлександровичТема 10. Денежные потоки предприятий
автораТема 8 Транспортное обеспечение в логистических системах 8.1. Сущность транспортной логистики Транспортная логистика – это оптимизация управления транспортировкой грузов, то есть выполнения операций перемещения и хранения сырья, полуфабрикатов, объектов
Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий ГригорьевичТема 9 Управление запасами в логистических системах 9.1. Причины создания запасов Запасы – это количество сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, товаров по каждой номенклатурной позиции, хранимое на складах в единицу времени для обеспечения бесперебойности процессов
Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий ГригорьевичТема 11 Информационное обеспечение в логистических системах 11.1. Информационные технологии в логистике Доставка товаров в сферах производственного и товарного обращения связана с постоянным обменом информацией между участниками логистического процесса.В настоящее
Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич13.2. Классификация логистических систем Логистические системы по масштабу деятельности подразделяются на макрологистические, мезологистические и микрологистические.Макрологистическая система – это крупная система управления материальными потоками, объединяющая
Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий ГригорьевичРаздел 4 Подходы к совершенствованию логистических
Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич19.1. Анализ и проектирование логистических систем Анализ логистических систем – это процедуры исследования, выработки, обоснования и принятия решений в процессе проектирования логистической системы предприятия. Включает в себя совокупность методов формирования и
Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич19.3. Контроллинг в логистических системах Усложнение процессов планирования, появление новых подходов к планированию и контролю является основной причиной появления контроллинга.Контроллинг – это концепция поддержки управления предприятием на основе системы
Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий ГригорьевичТема 22 Взаимодействие видов транспорта в мультимодальных системах 22.1. Особенности мультимодальных систем транспортировки Организация доставки грузов в международном сообщении предполагает взаимодействие продавцов, покупателей, экспедиторов, интермодальных
Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий ГригорьевичТема 23 Транспортная экспедиция в мультимодальных системах 23.1. Понятия «транспортная экспедиция» и «экспедитор» в международной торговле При транспортировке грузов возникает необходимость выполнения целого ряда дополнительных, сопутствующих операций, которые носят
Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий ГригорьевичТема 25 Управление рисками в транспортных системах 25.1. Сущность риска в транспортных системах Слово «риск» – испанско-португальского происхождения и означает «подводная скала». Риск в коммерческой деятельности в целом можно рассматривать с двух противоположных
Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна2.8. Определение логистических расходов на транспорте. Транспортные тарифы. Логистические расходы на транспорте прежде всего складываются из стоимости транспортировки грузов на различных видах транспорта, которая определяется тарифом или фрахтовой ставкой. Тариф –
Из книги Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок автора Никифоров Валентин3.3. Проблемы при создании логистических информационных систем В течение последних лет бурно развиваются основанные на информатике так называемые новые логистические технологии. Информационные системы занимают в этих технологиях центральное положение. Развитие
«Маркетологи говорят ЧТО? делать, а логисты КАК? делать».
Успех деятельности любой компании или фирмы зависит от того, насколько эффективно осуществляется управление продовольственной и материально-технической базой. Бизнес всегда требует грамотного и взвешенного подхода и просчета ситуации наперед. Здесь приходит на помощь логистика, позволяющая предприятию увеличить прибыль и сделать конкурентоспособными товары и услуги, оптимально используя материалопроводящие системы.
Потоки в логистике являются направленным перемещением в пространстве какого-либо продукта (материалов, сырья, финансов, информации и т.п.) за определенное время. Различают такие категории потоков в логистике: материальные, финансовые, информационные и услуги.
Материальные потоки классифицируются по таким признакам:
1. отношение к логистической системе:
Классификация финансовых логистических потоков:
1. назначение:
Различают такие виды информационных логистических потоков:
1. по виду систем, связанных с потоком:
Самыми главными параметрами логистических потоков являются пункт отправки и пункт прибытия потока, его длина и траектория. При этом должны учитываться такие параметры движения потоков, как: скорость, плотность, время и интенсивность. Дискретные и непрерывные логистические потоки характеризуются степенью непрерывности и стабильностью: стабильные и нестабильные логистические потоки. Характер производства и методы управления процессами потоков напрямую влияют на управляемость, сложность и периодичность с такими классификациями потоков.
Финансовые потоки обеспечивают движение материальных потоков и только в отдельных случаях выступают как самостоятельные субъекты товародвижения. Специфика финансовых потоков заключается, в первую очередь, в необходимости обслуживать процесс перемещения в пространстве и времени соответствующего материального потока.
Основной задачей финансового обслуживания материальных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, и с использованием оптимальных источников финансирования.
Финансовый поток - это совокупность денежных средств, ценных бумаг и других финансовых активов, циркулирующих внутри логистической системы, между логистической системой и внешней средой и которые необходимы для обслуживания материальных (сервисных) потоков .
Финансовые потоки необходимые для возмещении логистических затрат, привлечения средств из источников финансирования, оплаты за реализованную продукцию и оказанные услуги участникам логистической цепи.
Классификация финансовых потоков приведена в табл. 4.3. Основные характеристики финансового потока: объем, время и направление. Объем потока указывается в денежных единицах. По направлению движения финансовый поток может совпадать с материальным потоком или иметь обратное направление.
Таблица 4.3. Классификация финансовых потоков логистики
Признак классификации |
Вид финансовых потоков |
По отношению к логистической системе и ее звеньев |
внутренние и внешние; входные и выходные (например, предоплате - входной поток, а оплата поставок - выходной) |
По назначению |
сферы снабжения; сферы сбыта; инвестиционные; по материальным затратам в процессе производства; по воспроизводству рабочей силы |
По способ переноса авансовой стоимости |
потоки, сопутствующие основным фондам предприятия; потоки, обусловленные движением оборотных средств предприятия |
По виду хозяйственных связей |
горизонтальные; вертикальные |
По источнику получения |
собственные; заимствованные; |
По форме расчетов |
денежные (наличные) информационно-финансовые (безналичные) учетно-финансовые (при формировании материальных затрат в процессе производства) |
Каждом товарном потока соответствует финансовый поток, как правило, противоположного направления, но финансовый поток может:
Опережать товар (например, предоплата, авансовый платеж):
Опаздывать (например, оплата после поставки);
Проходить через банки с использованием различных форм безналичных расчетов (например, инкассо и аккредитив, чеки и платежные поручения и т.п.).
Главной целью финансового обслуживания товарных потоков является обеспечение их движения финансовыми средствами в необходимых объемах в нужные сроки из наиболее эффективных источников финансирования. Для каждой схемы движения продукции может быть предусмотрено несколько вариантов организации финансовых потоков, различных по стоимости и риском.
Кроме материального, информационного и финансового потоков выделяют также сервисный поток.
Сервисные потоки - потоки услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или товара), генерируются логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.
Международный стандарт ISO 8402: +1994 определяет термин "услуга" как итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя.
Сервис - процесс предоставления услуги - деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги.
Большое число звеньев логистической системы и логистических посредников являются предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с продуктом, распределяется, продвигаемых на рынок и продаваемым на различных участках логистической цепи. К таким звеньям относятся различные транспортные компании, оптовые и розничные торговцы, компании-дистрибьюторы и т. П. При этом стоимость услуг может значительно превосходить прямые затраты на производство продукции.
В последние годы прерогативой логистики является и управление сервисными потоками, так как большинство компаний производит не только готовую продукцию, но и предоставляют сопутствующие услуги. Кроме того, логистический подход оказался эффективным и для предприятий, предоставляющих только услуги (транспортные, экспедиторские, грузоперерабатывающие и др.)
На Западе широко используется понятие "логистики сервисного отклика» - SRL, которое определяется как процесс координации логистических операций, необходимых для предоставления услуг наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей.
SRL-подход чаще всего основным стратегическим элементом менеджмента многих зарубежных фирм, предоставляющих услуги. Критическими элементами этого подхода является прием заказов на услуги и мониторинг предоставления услуг. Как и материальные потоки, потоки услуг распространяются в определенной среде доставки (например, для готовой продукции - в распределительной сети), в которой существуют свои звена логистической системы, логистические каналы, цепи и т. Эта сеть должна быть построена таким образом, чтобы с максимальной эффективностью удовлетворять требования клиентов к уровню обслуживания (например, сети станций технического обслуживания и пунктов сервиса автомобилестроительных фирм, сети предпродажного и послепродажного сервиса большинства фирм, производящих промышленные электробытовые товары).
Логистическое обслуживание потребителей может осуществляться:
Самим производителем;
Торгово-посреднической структурой;
Специализированными транспортно-экспедиционными фирмами.
Это зависит от вида логистической системы, уровня требований потребителей и стратегии поставщика (производителя, торгового посредника). Характерные признаки логистических услуг:
1. Невозможность почувствовать услугу «на ощупь».
2. Неотделимость от источника. Логистические услуги как форма деятельности неотделимы от своего источника, в отличие от материального товара, который может существовать независимо от присутствия или отсутствия его источника (продуцента).
3. Изменчивость качества. Качество логистических услуг проявляет тенденцию к колебаниям в зависимости от степени совершенства логистической системы, требований клиентов, влияния многих случайных факторов.
4. Специфичность услуг. Логистические услуги предоставляются заказчику непосредственно. Это отличает их от товара в материальном виде, который выпускается, ориентируясь, как правило, не на конкретного потребителя, а на общий спрос целевого рынка.
5. Уникальность для получателя. Каждая логистическая услуга, которая предоставляется, уникальна для получателя. Другая подобная услуга будет отличаться от предыдущей по своим параметрам, срокам, условиям потребления.
6. Невозможность накопления услуг. Услуги нельзя произвести впрок, их нельзя складировать, то есть накопление их "запаса" невозможно.
7. Эластичность спроса. Преимуществом логистических услуг по сравнению с товаром в материальном виде является их большая эластичность на рынке сбыта. Темпы роста спроса на логистическое обслуживание значительно превышают его динамику на материальные товары.
8. Оперативность. В отличие от товаров в материальном виде или других видов деятельности, где скорость и стремительность выполненных работ не всегда являются положительными относительно конечного результата, логистические услуги, как правило, дают тем больший экономический эффект, чем быстрее происходит их реализация. Очень часто именно оперативность привлекает потенциальных заказчиков.
В логистических процессах выделяют потоки услуг двух видов:
С логистического обслуживания материального потока (нематериальный поток услуг, предоставляемых участникам логистической цепи и конечным покупателям отдельными фирмами и подразделениями предприятия);
Потоки в отраслях сферы услуг.
Значительное количество звеньев логистической системы являются предприятиями, которые предоставляют услуги по продвижению материального потока. К таким звеньев относятся различные транспортные компании, оптовые и розничные торговцы, компании-дистрибьюторы и другие. При этом стоимость услуг может значительно превышать затраты на производство продукции. .
Количественным показателем сервисного потока является количество услуг за определенный период времени. Существует много качественных показателей (параметров) сервисного потока, основными я которых является доступность, надежность, осязаемость; корректность. Однако эти параметры достаточно сложно измерить и количественно определить, с чем связаны трудности формирования логистики услуг.
Приведенные характеристики и особенности сервисных потоков играют важную роль в организации логистического процесса, в частности в сфере распределения.
Наряду с потоком услуг рассматривают поток объектов обслуживания. В логистике туризма это туристический поток, в таможенной и международной логистике - поток внешнеторговых грузов
Работа всех подразделений предприятия связана с движением тех или иных потоков. Обычно один и тот же подразделение может генерировать, поглощать и преобразовывать различные потоки одновременно. Отдел снабжения генерирует поток сырья, материалов, и поглощает финансовый поток платежей за эти ресурсы. Производство поглощает поток сырья, превращает его и генерирует поток готовой продукции. Отдел сбыта поглощает поток готовой продукции и генерирует поток финансов в виде платежей за эту продукцию. Все эти потоки сопровождаются соответствующими информационными потоками. Для иллюстрации взаимосвязанного и скоординированного движения логистических потоков на рис. 4.4 приведена общая схема движения потоков при осуществлении безналичных расчетов.
В конечном итоге на высшем уровне управления логистика рассматривает интегрированные логистические потоки.
Интегрированный логистический поток - это совокупность взаимосвязанных, согласованных потоков всех видов, которые рассматриваются в течение всей логистической цепи, охватывающей жизненный цикла продукта.
Рис. 4.4. Схема движения материального, информационного и финансового потоков при осуществлении безналичных расчетов
Интегрированный поток охватывает как прямые потоки от поставщика до производителя и далее до потребителя, так и обратные, связанные с возвратом тары, некачественной продукции, также потоки, связанные с послепродажным обслуживанием, переработкой упаковочных материалов, а при необходимости учитывает потоки процессов утилизации использованной продукции и захоронения отходов. Параметры логистических процессов на всех этих стадиях жизненного цикла продукта необходимо учитывать еще на стадии его проектирования.
При таком подходе уже в процессе разработки продуктов предусматриваются конкретные способы их транспортировки, возвращение от потребителей, переработки для повторного использования или полной переработки. Такой подход демонстрируют, например, компания BMW, которая проецирует свои автомобили таким образом, чтобы они легко демонтировались для переработки или замены деталей и компонентов, компания Levi Strauss & Co., которая для поддержания жизненного цикла своих продуктов перерабатывает изношенную джинсовую ткань в бумагу и гофрированный картон для коробок .
Обратные потоки являются сферой исследований логистики рекуперации. К ней относится, в частности, логистика утилизации, которая рассматривает процессы сбора, транспортировки, переработки, захоронения отходов или реализации продукции, произведенной из отходов, контроля влияния на окружающую среду в качестве единого логистического потока . Использование логистического подхода при решении проблемы отходов имеет широкие перспективы применения.
Оптимальное управление интегрированными логистическими потоками выдвигает определенные требования к ним:
Согласованность материальных, финансовых, информационных, сервисных и всех других видов потоков по всей цепи движения продукта;
Оперативность. Схемы движения потоков должны гибко и быстро изменяться при изменениях внешней среды (экономической, политической ситуации, правовых условий и т.д.) и адаптироваться к каждому участнику логистической цепи;
Оптимизация логистических затрат и логистического цикла;
Надежность источников ресурсов;
Соблюдение стандартов качества обслуживания.
Интегрированная логистика поддерживает системную устойчивость предприятия на рынке, согласовывает внутренне фирменные противоречия между закупками, маркетингом, финансами и продажей и оптимизирует межорганизационные взаимосвязи с логистическими посредниками.