Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сценарий воспитательного мероприятия по этикету и культуре поведения. Внеклассное мероприятие "правила этикета" Название мероприятия по столовому этикету

Сценарий воспитательного мероприятия по этикету и культуре поведения. Внеклассное мероприятие "правила этикета" Название мероприятия по столовому этикету

Внеклассное мероприятие

«Этикет и мы»

Цель: усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.

Форма проведения: брейн-ринг.

Оборудование : секундомер, игрушки с разными звуковыми сигналами, чтобы можно было определять очередность ответов команд, 2 набора столовых приборов, (тарелки, ножи, вилки, ложки, бокалы, рюмки, салфетки), запись телефонного разговора, плакаты с высказываниями: Понятие “культура” означает заботу о людях” (Г.Манн), “Жизнь не настолько коротка, чтобы людям не хватало времени на вежливость.” (Р. Эмерсон), “ В человеке, плохо воспитанном, отвага становится грубостью, ученость - педантизмом, остроумие- шутовством, простота - неотесанностью, добродушие- лестью” (Д.Локк), “Поступай по отношению к другим так, как бы желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе” (К.Маркс)

Подготовительная работа:

    Для организации и проведения классного часа необходимо разделить класс на несколько команд. Каждая команда выбирает капитана .

Вопросы записываются на отдельные карточки с четкими формули­ ровками правильных ответов и ссылкой на источник информации.

Правила игры:

    Игра идет до шести очков;

    Очередность команд в игре определяется жеребьевкой;

    На обсуждение дается максимум минута;

    Право ответа предоставляется команде, первой подавшей звуковой сигнал в течение этой минуты;

    Победившая команда получает право игры со следующей командой.

Классный руководитель

9 «А» класса

Веклова Т.Н.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1. Вводное слово

Прежде чем начать наш брейн- ринг, посвященный теме “Этикет и мы”, сможет ли кто-нибудь из вас ответить на такой вопрос:”А что такое “этикет”?

“Этикет”-слово французское, толкуется оно как “Установленный порядок поведения где-либо, правила учтивости, принятые в данном обществе”. При королевском дворе Людовика 14 раздавались ”этикетки”- специальные карточки, на которых писали основные правила, чтобы каждый мог свериться- правильно ли он поступает в той или иной ситуации.

А вот при Петре 1 вышел самый первый российский свод хороших манер. Называлась эта удивительная книга, изданная в 1717 году “Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению” . Петр 1 решил перенести европейский этикет на российскую почву с помощью вот таких советов: “не сопи, когда ешь”, “не жри как свинья”, “не утирай губ рукой, но полотенцем”, “ не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи” и т.д.

Эти советы кому- то покажутся смешными и нелепыми, а кому-то, к сожалению, пригодились бы.

Скажите, с какими словами, выражениями вы ассоциируете понятие этикета?

Основа этикета - это воспитанность, вежливость, уважительное отношение к себе и окружающим, желание сделать общение как можно более комфортным. Этикет тесно связан с общением. Помните, вы отвечали на тест “Умеете ли вы общаться?” Вот некоторые результаты этого теста

. (Читаю выводы теста)

Примерные вопросы

* Как можно приветствовать друг друга и в каких случаях?

(Кивок, жест, рукопожатие, слово, объятия. Чаще всего - «Здравствуйте»; кивок и жест - при встрече в транспорте, на улице при сравнительно большом расстоянии; объятия - при встрече родст­венников или близких старых друзей; пожилой мужчина может привет­ствовать наклоном головы сидя.)

    Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста)

    Закончите фразу: «При знакомстве в гостях со старшими членами се­ мьи хозяйка (хозяин) представляют скачала...» (... новых знакомых, если они моложе родителей)

* Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым (женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчинен ный)? (Всегда действует правило: старший подает руку младшему, женщина -мужчине, начальник - подчиненному)

    На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Проходящий)

    Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый? (Входит первой всегда дама)

* Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идет первым? (Ищет и ведет до места мужчина)

* Если опоздали в кино (театр), куда садиться? Нужно ли искать свое ме­ сто? (Необходимо сесть на ближайшие свободные места)
* Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идет первым?

(Вверх по лестнице - мужчина, вниз - дама)

    При входе или выходе из общественного транспорта кому отдается пер­венство? (Первой заходит (садится) дама, затем - мужчина, выходят наоборот)

    При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись)

    Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший)

    В какой промежуток времени можно звонить по телефону в будние и выходные дни?

(В будни - 8.00-10.00, в выходные и праздничные дни ~ 9.00-11.00)

* Вы пришли в гости с подарком и цветами. Как их нужно преподно сить? Как должен именинник (хозяин) поступить с подарком? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развернутом виде (не в газете) или в красивой упаковке. Именинник (хозяин) обязательно дол­жен раскрыть подарок и посмотреть, что в нем) *Как мужчины и женщины, супруги должны сидеть за столом?

(Мужчина с мужчиной, женщина с женщиной, муж с женой рядом не садятся) Сервировка стола, Поведение за столом

За одну минуту вы должны правильно расположить приборы на столе: тарелку, вилку, нож, ложку, бокал, рюмку, салфетку

(Посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола не 4-5 см, справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева - вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой ставят слева рюмку для креп­ких напитков, справа - фужер. Полотняные салфетки ставят, красочно

оформив, или кладут на тарелку) .

* Как надо есть хлеб, бутерброды? (Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками)

Приложение № 1 . Фонограмма "Телефонный разговор"

1. Раздается телефон­ ный звонок.

- Алло! Мне Люсю!

    Я слушаю!

    Люсь, ну ты там как?

- Спасибо, все в порядке, а с кем я говорю?

- Ну, Люсь, ты даешь! Своих не узнаешь? Так напря­ гись слегка!

- Вася?

    Ну! Так бы сразу! У меня тут такие дела, вообще... В понедельник два урока прогулял... Погоди! В понедельник или во вторник? Вроде во вторник. Нет, все же в понедель­ ник. Во вторник я это... со Светкой ссорился, а в среду с родителями ругался. А может, наоборот? Нет, переругался я с ними в четверг, а в среду на тренировку не пошел. В пятницу мороженого объелся, аж простудился. Ничего себе неделька выдалась, а?

    Может, я могу чем-нибудь помочь?

- Да ты что! Я сам кому хочешь помогу! Слушай даль ше! Чувствую - простудился, заболеваю, двухстороннее ОРЗ. Иду к врачу - не дает больничный. Температура, мол, нор мальная, и горло, говорит, в порядке... Нет, ты видал?! Человек болен!

    Может быть, навестить тебя?

    Да ты что! У меня ни секунды времени нет. Слушай дальше: я врачу такой скандал закатил, нагнал там на них холода...

- Извини меня, пожалуйста, мне сейчас должны по­ звонить...

    Ну, ты вообще! В кои веки разговариваем, общаем ся, можно сказать... Эх, ты!

    Не лучше ли нам выбрать удобное для обоих время и встретиться?..

- Да ты что? У меня нет минуты свободной! Ну, мне пора! Бросает трубку. Короткие гудки.

2. Телефонный звонок .

    Алло!

    Алло!

    Кто это?

    А вам кто нужен?
    - Куда это я попал?

    А куда вы хотели попасть?

- Вы скажите, кто вы, наконец?
- А вы?

Бросают трубки. Короткие гудки.

Телефонный звонок.

    Справочная слушает!

    Алло! Справочная? Добрый вечер! Будьте любезны, если, конечно, вас не затруднит, как-нибудь выяснить телефон моего очень хорошего друга. Видите ли, я потерял
    записную книжку и теперь...

    Фамилия!

- Чья? Один из нас...

- Вашего друга!

- Вы знаете, у него очень извест­ ная фамилия, он

    Прошу вас, быстрее!

    Но вы же меня все время перебиваете! Просто плохо вос­ питаны! Не знаете правил хо рошего тона! Я не могу так разговаривать!

Бросает трубку. Короткие гудки.

Приложение №2 Сценка "Как не нужно вести себя в гостях"

Раздается резкий звонок. Появляется гость в пальто и шапке. Хозяйка встает.

Гость: Привет! А вот и я! Не ждали?! Ну ничего, не волнуй­ тесь, я ведь, кажется, вовремя. Поужинаем вместе! (Броса­ет пальто и шапку на стул)

Хозяйка: Я очень рада вас видеть...

Гость (осматривает стол): А у вас тут ничего, подходяще! Ух ты! Это что такое? Для чего? Ой, сломалось. До чего непрочные вещи делают! Ого! А это что? Сколько стоит? А где купили? А мне можете достать? Мне очень нужно, просто позарез!

Хозяйка: Я вам дарю!

Гость: Серьезно? Что, просто так подарите? А что, беру! (Пря­ чет понравившуюся вещь в карман) Хозяйка: Прошу к столу!

Гость: С удовольствием! Только я вот здесь больше люблю сидеть. Поменяйтесь со мной!

(Усаживаются. Гость затыкает за воротник салфетку и бодро приступает к ужину, нарушая одно за другим правила этикета: вилкой берет хлеб из хлебницы, с возгласом "Вот это я люблю!" придвигает поближе к себе различные блюда и т. д.)

- А вот рыбу я не буду, я ее не люблю. Теперь вода вся отравлена, так в этой рыбе небось химии столько... Да и есть ее уж больно хлопотно. Того и гляди, нарушишь ваш бонтон. Между прочим, этот пресловутый бонтон иной раз приво­ дит просто к трагедиям. Один мичман выпал за борт кораб­ ля и погиб в зубах акулы, хотя имел при себе кортик. Он был чересчур воспитан и помнил правило хорошего тона: рыбу ножом не режут! (Громко хохочет с полным ртом).

Хозяйка: Ваш друг плохо усвоил, что нет правил без исключе­ ний: кроме акулы, ножом можно резать также балык, осет­рину, сельдь.

Гость: Что вы говорите? (С набитым ртом, можно прихлебы­ вая) А все-таки этот ваш этикет не дает простора для само­ выражения!

Хозяйка: А вы представьте себе на миг человека, который в при­ступе самовыражения вгрызается в мясо и не обращает вни­ мания на жир и соус, капающие на воротник и манжеты. Зрелище, отнюдь не способствующее эстетическим пере­живаниям.

Гость (хохочет) : Словом, если вам подали блюдо, а вы не знаете, как с ним управиться, попросите у хозяев немного каши. Ее удоб­ но есть ложкой! (Очень довольный, хохочет и, воскликнув: "Все! Я наелся!"- со звоном переворачивает на блюдце чашку вверх, дном и выходит из-за стола. Удовлетворенно похлопы­ вая себя по животу и, лукаво подмигивая, направляется к выходу) Ухожу по-английски, не прощаясь, согласно их­ нему бонтону!

Хозяйка (вскакивая): Подождите! Я провожу вас!

Приложение №3,

Раунд "Теория и история"

Что такое этика? (Теория морали, свод принципов и требований, предъявляемых обществом к поведению его членов)

Что такое этикет? (Свод правил, определяющих строго установленный порядок и нормы общения. Этика- стратегия, этикет - тактика нашего поведения)

Вопросы для БЛИЦ-КОНКУРСА

    Что такое стол "а-ля фуршет"? (Ассортимент блюд для такого стола -- закуски "под вилку". То есть без использования ножа)

    Как используется полотняная салфетка? (Ее кладут на колени)

    Место ложки при сервировке стола? (Справа от тарелки, выпуклой частью вниз)

    Как правильно говорить: "Звоните" или "Звоните"? ("Звоните")

    Место вилки при сервировке стола? (Слева от тарелки выпуклой стороной вниз)

    Кто уступает место (сидячее) в транспорте старикам, женщинам с детьми -мужчина или женщина? (Оба)

7. Куда вы положите ложку, если уже поели? (Ни во время еды, ни после ложку для супа нельзя класть на скатерть, а только в тарелку)

    Что такое аперитив? (Напитки, которые пьют перед едой для возбуждения аппетита, обычно спиртные)

    Как едят хлеб? (По мере необходимости отламывают небольшие кусочки. Нельзя откусывать от целого ломтя)

10. Вашей спутнице уступили место в транспорте. Кто должен поблагодарить за это -- вы или ваша спутница? (Вы)

II. Кто первым кладет телефонную трубку - мужчина или женщина? (Женщина)

    Нужно ли распаковывать подарок в присутствии подарившего? (Да, нужно распаковать, посмотреть и поблагодарить)

    Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: "Извините" или "Извиняюсь"? (Извините)

14. Что делать с косточками, когда вы едите ягоды или компот? (Косточки от ягод подхватывают ложечкой, а из ложки кладут в тарелку)

    В тарелке осталось всего несколько ложек супа, куда наклонять тарелку - к себе или от себя? (Все зависит от того, что вы хотите облить, собственный смокинг или хозяйскую скатерть. Исходя из практических соображений, лучше пожертвовать остатками супа - кроме скатерти и
    смокинга выиграет ваша фигура. И заметьте, поступив таким образом, вы в точности исполните букву этикета)

    Вы пришли в кино и пробираетесь на свое место в ряду, заполненном сидящими людьми. Как нужно проходить - лицом или спиной к сидящим? (Лицом)

17. Чем чистят мандарин? (Рукой) Чем чистят апельсин? (Ножом)

    Место ножа при сервировке стола? (Справа от тарелки, острием к тарелке)

    Как берут из общего блюда хлеб? (Руками)

    Вы размешали сахар в чае (кофе), что делать с ложечкой? (Ложечку кладут на блюдечко. В чашке ложку не оставляют)

    Встретились старший и младший, кто должен поздороваться первым? (Младший)

Заключительное слово.

Жизнь - дело, которое надо делать безупречно.

Этикет - совокупность норм и правил поведения культурного человека.

Этикет - свод правил поведения человека в обществе, нормы взаи­моотношений людей различного правового, социального, интеллектуаль­ного статуса.

Для регулирования взаимоотношений людей в разных сферах тру­да и быта человечество выработало элементарные правила вежливости.

Этикет систематизировал, оформил сложившиеся в практике чело­веческого общения принципы (и соответствующие человеческие каче­ства) и возвел их в ранг общепринятых норм поведения. Уменье властво­вать собой составляет важнейшую черту в этикете.

В основе этикета лежит уважение к людям. (Лишь тот достоин ува­жения, кто сам уважает других).

В тех неурядицах, склоках, ссорах, которые разъедают наш быт, да­леко не все происходит от злой воли негодяев. Очень многое проистека­ет от невнимания к своему поведению, от "плохого воспитания", как ска­зали бы в 19 веке.

Этикет как самостоятельное явление возник в период абсолютной монархии. Соблюдение строжайших правил придворного церемониала было вызвано необходимостью возвеличить царствующую особу, а так­же внешне закрепить сословное деление феодального общества.

В русский язык понятие "этикет" стало входить в начале XVIIJ века при Петре I. Но еще в середине 16 века был издан "Домострой". "Домострой" учил "не красть, не солгать, не бражничать, не насмешничать, не помнить зла, не гневаться ни на кого. С большими быть послушным и покорным, со средним - любовным, к меньшим и убогим -приветным и милостивым".

Идеальным и наиболее желательным является сочетание хороших манер и умение хорошо вести себя в обществе с духовной красотой и вы­сокой нравственностью человека. Вместе с общими чертами этикет имеет и свои специфические стороны. Существуют следующие виды этикета:

этикет конкретного сословия или "титулованный" этикет - нормы поведения королей, князей, графов;

ранговый этикет - сановников и чиновников на различных ступе­нях иерархической лестницы;

этикет определенных социальных слоев - дворян, купечества, пред­принимателей, а также различных асоциальных группировок;

национальный этикет (этнический) тесно связан с национальными обычаями, менталитетом народа;

религиозный - христиан, буддистов, мусульман и др.;

профессиональный;

семейно-бытовой;

этикет делового человека.

Существует несколько уровней этикета.

Первый уровень требует: не мешай окружающим! Например, не кричи, не включай громко телевизор, музыку, не вертись за столом и не чавкай, не лезь с разговорами, не ходи по газонам и т.д.

Второй уровень этикета требует: будь приятен людям! Например, соблюдай личную гигиену, красиво одевайся, приветливо обращайся, вежливо общайся, улыбайся, будь гостеприимен и т.п.

Третий уровень требует - помогай! Помогай маленькому, беспомощ­ному, старому, женщине.

Четвертый уровень этикета - будь естественен! В наивысшем уров­не усвоения всех норм этикета "Человек должен хорошо поступать не потому, что он сел и подумал, а потому, что у него выработана привычка нравственного поведения". А.С.Макаренко

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«ШКОЛА ЭТИКЕТА»

Цель: поработать над усвоением правил поведения, прове­рить знания о них.

Форма проведения: телепередача «Добрый день».

Оборудование:

1. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (А. П. Чехов)

2. «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». (Сервантес)

3. Вежливость ничего не стоит, но приносит очень многое.

4. «Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой». (В. Гюго)

Классный руководитель

8 «А» класса

Кленина Е.Г.

Ход занятия:

Ведущий. Добрый день, уважаемые телезрители! Добрый день, гости нашей студии в передаче «Добрый день».

Мы очень рады, что именно в этот час вы вместе с нами. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» - эти слова принадлежат великому русскому писателю А. П. Чехову. Они взяты нами неслучайно, т. к. речь сегодня бу­дет идти о том, как нужно себя вести, как говорить, общаться, одеваться, как совершать те или иные поступки, 1сакими качества­ми должен обладать человек. Все перечисленное объединяется в два понятия: ЭТИКА и ЭТИКЕТ. Что же они обозначают?

Этика - совокупность правил о нормах поведения.

Этикет:

Совокупность правил поведения, установленных в челове­ческом коллективе и принятых как норма общения в различных жизненных ситуациях;

Совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения, привет­ствия, поведения в общественных местах:, манеры и одежда).

Никакой не секрет, что ребята бывают разные. Есть такие, что не желают считаться ни с какими правилами поведения. По­всюду они ведут себя так, как им хочется и как кажется им удобнее, не задумываясь над тем, каково товарищам сидеть с ними рядом за столом или оказаться вместе, например, в театре, в биб­лиотеке... Другие стараются вести себя примерно, но в душе счи­тают, что всякие правила поведения вовсе не так уж необходимы, а придуманы назло детям какими-то скучными взрослыми.

В адрес нашей передачи приходят очень много писем, посту­пают звонки с вопросом: откуда вообще появились правила пове­дения, которым мы обязаны подчиняться?

На этот вопрос ответит гость нашей программы, доктор ис­торических наук, профессор Московского государственного уни­верситета.

Профессор. Добрый день! Никто этих правил не выдумывал. Они создавались постепенно. И возникли отнюдь не случайно. Многие правила поведения, которые обязательны сегодня, появи­лись очень давно. Сколько раз вы, наверное, слышали: «Сними шапку-то, если в комнату вошёл»! И у вас возникает вопрос: отку­да это требование взялось? Этот обычай возник во времена ры­царей, которые постоянно странствовали облаченными в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя. Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю. Ты исподтишка удара не нанесешь». Суровые вре­мена средневековья прошли, а обычай - входя в помещение, сни­мать шапку - остался. Этим показывают хозяину, что уважают дом, в который вошли, уважают людей, живущих в нем.

С тех же рыцарских времен идет обычаи, здороваясь, сни­мать перчатку с правой руки. Этим человек показывает, что в руке не зажато оружие, и как бы демонстрирует что он относится к встреченному доброжелательно. В настоящее время снимается перчатка из уважения к товарищу. Ведь перчатки одеваются и для того, чтобы предохранять свои пальцы и ладонь от пыли и грязи. Зачем же заставлять приятеля её касаться? Лучше дать ему пожать теплую дружескую руку!

Ведущий. Правила поведения и обычаи, возникшие очень давно, существуют и в наши дни. И каждый воспитанный человек пытается их соблюдать.

Не только поведение делает человека культурным, но и его речь. Об одном из важнейших элементов человеческой культуры - о речевом этикете нам расскажет доцент кафедры языкознания, исследователь языковых норм.

Доцент . Добрый день! Каждый из нас пользуется такими прекрасными «волшебными» словами русской речи, как «Здрав­ствуйте, спасибо, извините, пожалуйста». Но в чем их волшебная сила? Почему они так необходимы?

Существует множество таких слов, с помощью которых мож­но даже грустному или обиженному человеку помочь вернуть хо­рошее расположение духа, поднять настроение.

При встрече мы говорим: «Здравствуйте! Добрый день! Доб­рый вечер!».

Хорошо знакомому человеку: «Привет! Салют!».

Для выражения прощания: «До свидания! Всего доброго! Всего хорошего. Спокойной ночи. Доброй ночи. Счастливого пути».

Для выражения благодарности: «Спасибо! Спасибо за все. Благодарю Вы очень добры. Вы очень любезны».

Важнейшим элементом культуры общения является извине­ние. Наиболее употребительные слова: извините, простите, (если вы совершили незначительный поступок, уместно «извините», если более серьёзный - «простите», также это слово исполь­зуется, когда вы беспокоите кого-то по тому или иному делу), извините, пожалуйста; прошу прощения, прошу меня извинить.

Ответом на извинение обычно являются слова: пожалуйста, не стоит ничего, ну что вы, ничего страшного, это мелочь.

Нередко бывает, что человек вежлив, соблюдает нормы по­ведения, но совершает ошибки в произношении тех или иных слов, например, неправильно ставит ударение.

Умение правильно ставить ударение является существенным элементом речевой культуры. Запомните слова, в которых часто допускаются ошибки:

Баловать, газопровод, завидно/незавидно, запломбировать, звонишь, звонят, зубчатый, исповедание, каталог, новорожденный, принять, торты, начать, туфля, эксперт, красивее.

Друзья, говорите по-русски!

Ведущий . Если человек следит за своей речью, употребля­ет волшебные слова, то он приобретает образ культурного чело­века. Это так. Но нужно также обратить внимание и на то, как он (человек) ведет себя, когда говорит. Ведь есть случаи, когда ваш собеседник во время разговора начинает теребить ваш рукав, кру­тить пуговицы, и т. п..

О речевой культуре нам расскажет постоянный гость нашей программы - психолог;

Психолог . Добрый день! Искусство слушать - равносильно искусству говорить. Я бы хотела дать вам, ребята, несколько сове­тов, которые помогут быть хорошими и приятными собеседниками.

Советы:

1. Слушай внимательно, не перебивая.

2. Поменьше говори о себе.

3. Разговаривая, не хватай собеседника за руку, не тереби его пуговицу, не хлопай по плечу. Нужно привлекать внимание сло­вами, а не руками.

4. Не смейся искусственно, если тебе не смешно, и не делай вид, что удивлен, если этого в действительности нет. Веди себя естественно.

5. Не вмешивайся в разговор взрослых.

6. Не шепчи на ухо товарищу при окружающих тебя людях.

7. Не говори плохо или насмешливо об отсутствующих

Ведущий . Всем известно, что у каждого здорового человека пять чувств - зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. С их помощью человек знакомится с окру­жающим миром. Но есть шестое чувство, помогаю­щее устанавливать контакт с людьми. Оно, к сожале­нию, от рождения нам не дано, и его надо в себе воспитывать – это чувство такта. О том, как это чувство может помочь нам в общении с окружающими нам расскажет наш психолог.

А сейчас, давайте попробуем определить, владеете ли вы этим чувством. Я предлагаю вам три ситуацию Попробуйте определит, какие ошибки при общении совершили их герои?

1-й рассказ

Ира пришла в гости к подруге Тане. В клетке сидела замеча­тельная яркая птица - любимый Танин попугай;

Ничего себе птичка; Симпатичная - сказала Ира, - у меня такая же была. Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень.

Таня загрустила и замолчала. Ира не смогла в это день об­щаться с Таней. (Подумайте, какую оплошность допустила Ира? Как бы вы вели себя на ее месте?)

2-й рассказ

За пять минут до первого урока ученики сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, запла­канные красные глаза.

Почему у тебя глаза на мокром месте? - громко закри­чала Катя. - Что у тебя случилось? Расскажи! Кто тебя оби­дел?

    Ну, давай, Давай рассказывай! - подскочила к Оле Наташа.

    Что случилось? Почему у тебя слезы? - закричали все.

Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами. (В чем была их ошибка? Что бы вы сделали на их месте?)

3-й рассказ

Папа подарил Вове на день рождения новые марки. Вова показал их своему приятелю Славе и радостно сообщил:

Вот какие марки! Редкие и красивые! Тебе нравятся?

Да у меня таких навалом! - захохотал Слава. - Что в них такого особенного? Они никакой ценности не представля­ют. Эх, ты! Тоже мне филателист! И твой отец хорош - в мар­ках не разбирается! Чепуха, а не марки! Вот хочешь, я тебе по­кажу мои?

Но Вова не захотел. И потом еще три дня со Славой не раз­говаривал. (Как вы думаете, почему?)

Ведущий . Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними. В человеке должно быть все прекрасно: поведение, речь, и, конеч­но, одежда. Какой должна быть одежда? Как следовать моде? Об этом обо всем с нами поговорит модельер, открывший свой Дом моды.

Модельер. Добрый день!

Большую роль в нашей внешности играет одежда. Опрятная, красивая, модная, со вкусом подобранная, она очень украшает. Надо ли следовать моде? Безусловно, однообразие приедается, а новая мода вносит разнообразие, освежает внешность, а значит, улучшает самочувствие, радует глаз.

Быть одетым модно - значит взять из моды то, что больше подходит к вашему pocту фигуре, цвету глаз и волос, что соответ­ствует вашей неповторимой индивидуальности.

Законодатели моды, французы, говорят: элегантно - это про­сто, строго, незаметно с первого взгляда. Элегантность зависит от умелого сочетания расцветки ткани, из которой сшита одежда.

Самое главное: одежда должна быть удобной, практичной, красивой, но не броской. Красота, элегантность, изящество и удоб­ство одежды вызывает чувство эстетического удовольствия не только у того, кто её носит, но и у тех, с кем этот человек общает­ся.

Вот несколько советов, как надо одеваться и чувствовать себя в прекрасной форме:

1. Одежда должна быть простой и удобной. Она не должна стеснять движений, мешать работать и играть.

2. Одеваться надо по возрасту. Не нужно одевать украше­ния, которые носят взрослые.

3. Нарядным делают человека прежде всего чистота и оп­рятность.

4. Хорошо начищенные старые ботинки лучше, чем грязные и пыльные новые.

5. Неряшливо одетый человек не вызывает доверия: если он не может содержать в порядке самого себя, как же рассчиты­вать, что будет в порядке порученное ему дело?

6. Научись следить за своей одеждой.

Все эти советы помогут вам быть неотразимыми и уверен­ными в себе.

А теперь давайте еще раз поиграем. Разделитесь на три команды и придумайте идеальную школьную форму. Объясните, почему вы предлагаете именно этот вариант? Как вы считаете, нужна ли форма в школе или нет?

Ведущий. Советы, которые порекомендовал вам модельер, очень пригодятся, если вы действительно хотите быть неотрази­мыми. А теперь поговорим о свойствах, которые являются основ­ными элементами структуры характера человека. Какие же нрав­ственные свойства присущи человеку, который нам приятен, с ко­торым хочется общаться, дружить? А какие, наоборот, отталки­вают, вызывают нехороший отклик?

Среди наших зрителей находится наш собственный коррес­пондент, который провел небольшое исследование в наше коллективе.

Корреспондент. Добрый день!

В моем опросе ребятам необходимо было назвать положи­тельные и отрицательные свойства человека. На общее количе­ство опрошенных участников - 66 человек приходится 430 на­званий положительных свойств или качеств. Это; доброта, вежли­вость, честность, аккуратность, справедливость, отзывчивость. Кроме этих шести, ребята назвали милосердие, сочувствие, доб­росовестность.

Отрицательных качеств было названо 280, т. е. на 1 челове­ка приходится 5 свойств. Это грубость, невежество, эгоизм, за­висть, ненависть.

По результатам исследования можно сделать вывод: поло­жительных качеств в человеке всегда больше, чем отрицатель­ных, и, как следствие, доброта побеждает зло.

Ведущий. Спасибо нашему корреспонденту за сообщение.

Итак, человек, одетый со вкусом, с хорошими манерами, спо­собный считаться с мнением окружающих, откликаться на радость и горе, - это и есть современный человек, к которому относятся чеховские слова, которыми мы начали нашу передачу.

А закончить её я хотела бы пожеланием гостям, зрителям, всем ребятам: будьте вежливы, чаще улыбайтесь, приносите доб­ро людям, будьте красивы душой, любите жизнь - и только тогда вы почувствуете себя счастливыми!

До свидания! До новых встреч!

Наталья Панкова
«Цветок вежливости». Сценарий мероприятия по правилам вежливости для детей старшей группы

Познакомить детей с понятием этикет и с правилами этикета ;

Показать детям важную роль вежливых слов в жизни людей и побуждать детей употреблять в речи вежливые слова ;

Развивать у детей коммуникативные качества, понимание разнообразных вопросов и умение отгадывать загадки;

Ход занятия:

Знают взрослые и дети :

Много слов на белом свете!

А с волшебными словами

Мы идём по свету с вами!

Волшебными словами называют вежливые слова . Какие вежливые слова вы знаете ?

(спасибо, пожалуйста, прости, извини, здравствуй, до свидания, доброе утро, вечер, день, спокойной ночи)

Спасибо, молодцы! А почему люди называют вежливые слова волшебными словами! Ответьте, пожалуйста!

(потому что вежливые слова делают людей добрее)

-Правильно ! Волшебные слова похожи на маленьких волшебников. От этих слов светлеют лица. Люди начинают лучше относиться к тому, кто эти слова произносит. Вежливые слова помогают людям общаться, лучше понимать друг друга, внимательнее и бережнее относиться друг к другу. Вспомните, пожалуйста, одно из самых добрых и хороших слов в нашей жизни. Этим словом мы приветствуем других людей, желаем им здоровья.

Верно! Мы здороваемся и словно сеем добро. Добро, которое потом к нам же и возвращается. Это такой маленький секрет, его надо знать. Давайте и мы с вами поздороваемся.

Упражнение «Я здороваюсь везде» .

Я здороваюсь везде :

Дома и на улице,

Даже «здравствуй» говорю

Я знакомой курице.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй, утро, здравствуй день.

Мне здороваться не лень.

А какие ещё слова можно говорить при встрече? Послушайте стихотворение и скажите их.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу –

Кузнецу, ткачу, врачу –

«С добрым утром!» - говорю,

«Добрый день» кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер» - так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

Какие вежливые слова вы услышали ? А теперь скажите мне, как правильно нужно здороваться ? (нужно посмотреть в глаза, улыбнуться и произнести слова) . Когда к вам обращаются вежливо , что вы испытываете? (удовольствие, радость) если к вам обратились грубо - что происходит с вами? (обижаюсь, грущу) а чтобы нам с вами не загрустить, мы споём песню.

Песня «Здравствуй, небо на рассвете!»

А сейчас я загадаю загадку ещё об одном важном волшебном слове. Слушайте внимательно и догадайтесь, какое это слово.

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

А оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех :

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

Так какое же это слово? А вспомните случаи, когда нужно говорить «спасибо» .

(ответы детей )

Но бывает так, что иногда мы можем кого-то обидеть, толкнуть или сделать больно. Бывает, что мы это сделали не нарочно, нечаянно и чтобы на нас не обижались, мы тоже говорим волшебное слово. Какое, вы догадаетесь, послушав стихотворение.

Попал я в дедушку мячом

И закричал : «Я ни при чём!»

Но, досчитав до тридцати,

Сказал : «Ну, дедушка (прости!»)

- Правильно ! Но можно ещё сказать и «извините, пожалуйста» . Сейчас нам об этом слове расскажет Аня.

Извини меня, котёнок,

Что тебя отогнала!

Я, наверное, спросонок

Ничего не поняла!

Я была спросонок –

Не сердись, котёнок!

И тогда обида куда-то исчезает, на лице появляется улыбка и настроение становится хорошим у обоих. Послушайте какой случай произошёл однажды в одной семье.

Папа разбил драгоценную вазу –

Бабушка с мамой нахмурились сразу,

Папа смутился, взглянул им в глаза

И робко и тихо «Простите» сказал.

А мама молчит, улыбается даже :

«Мы купим другую, есть лучше в продаже» .

«Простите» , казалось бы, что в нём такого?

А вот ведь какое чудесное слово.

Какое слово помогло папе? А как он его сказал, каким голосом?

Но бывают ситуации, когда даже волшебные слова не помогают. Я сейчас расскажу об одном таком мальчике, а вы скажите, правильно ли поступает мальчик и что нужно было ему сделать.

Был вежлив этот мальчик

И, право , очень «мил» ,

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил –

«Спасибо» говорил.

- Правильно ли поступает мальчик? А что нужно было ему сделать, если он хотел поиграть в мячик? Как надо просить, кто мне покажет?

А теперь встаньте в кружок и поиграем с мячиком в игру «Волшебное слово» . Правила простые . Мы по кругу передаём мячик со словами :

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Красный, синий, голубой,

Не угнаться за тобой!

У кого останется мячик в руках после этих слов, тот говорит любое волшебное слово.

Игра «Волшебное слово» .

А теперь настала пора послушать частушки о правилах поведения .

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка – 3 струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны.

Пропоём мы вам частушки,

Просим не смеяться.

Мы артисты молодые –

Можем застесняться.

Я под краном руки мыла,

А лицо помыть забыла.

Увидал меня Трезор,

Закричал : «Какой позор!»

Поленился утром Вова

Причесаться гребешком.

Подошла к нему корова –

Причесала языком.

Петя ловко ловит рыбу,

Может лодку смастерить.

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

Коля ссорится с друзьями,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

Тётя Зина попросила

Слазить Мишу на чердак,

Извините, тетя Зина,

Я вам вовсе не батрак.

А у нас в группе есть такие дети ? Надеюсь, что нет и не будет! Сейчас я проверю, знаете ли вы волшебные слова.

Ситуации :

Приходя в группу надо говорить…

Сломал игрушку товарищу…

Когда садимся кушать, то всем говорим…

Тебя угостили конфетой…

Перед сном нужно всем пожелать…

Проснувшись, говорим…

Если обидел кого-нибудь…

(детей , которые отгадали слова вызывать к себе для следующей игры)

Сейчас поиграем в игру «Цветик- семицветик » . (на лепестках написаны загадки. Дети должны выбрать любой лепесток и отгадать загадку. Если дети затрудняются, то остальные помогают)

Игра «Цветик- семицветик

Задания :

Встретил Витю я, соседа,

Встреча грустная была –

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте, зря от Вити

Ждал я слова… (извините) .

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого (спасибо) .

Зазеленеет даже пень,

Когда услышит (добрый день) .

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо) .

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь (здравствуйте) .

Когда нас ругают за шалости,

Говорим мы (простите, пожалуйста) .

И во Франции и в Дании

На прощание говорят (до свидания) .

Замечательно, молодцы. Вы все так хорошо знаете волшебные слова. Мы, взрослые, верим и надеемся, что эти волшебные слова всегда будут с вами! И я хочу вам пожелать, чтобы вы были всегда вежливыми , чтобы никого не обижали, а если всё же кого-то нечаянно обидели, то всегда не стеснялись просить прощения. И тогда вас все будут любить, хвалить и с вами захотят дружить. И никогда не будьте похожими на ослика из стихотворения.

Был ослик очень вежливый , воспитанный он был,

Всем улыбался, кланялся и «здравствуй» говорил,

Потом он отходил на шаг и в сторону бубнил,

Что заяц – трус, тюлень – тюфяк,

Что лев – дурак, а слон – толстяк…

Ни разу слова доброго он не сказал ни про кого,

И я прошу тебя, дружок, не будь похожим на него.

Все изученные сегодня правила - это правила этикета . А сейчас заканчивая наше занятие, знакомство с этикетом, мы споём песню, которая так и называется : «Что такое этикет?»

Песня «Что такое этикет?»

А чтобы вы никогда не забывали эти волшебные слова, я подарю вам волшебный цветок доброты и вежливости – цветик- семицветик , на котором записаны эти важные слова. И если вдруг вы забудете какое-нибудь из них , то попросите взрослых вам их прочитать и пусть они всегда будут с вами.

Использованная литература :

Журнал «Музыкальный руководитель»

-«Игры и занятия по развитию дошкольников» Москва 2007г. авторы : Петрова Т. И., Петрова Е. С.

Сценарий игры-путешествия «Этикет-шоу»
5-6 классы

Выход ведущей под фанфары.

Ведущий: Мне кажется, что «здравствуй» - лучшее из слов,
Потому что «здравствуй» - значит будь здоров.
Правило запомни, знаешь - повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

Здравствуйте, дорогие друзья! (ответы детей)

Я не случайно начала сегодня наше мероприятие с этого стихотворения, ведь говорить при встрече «Здравствуйте» - это одно из правил этикета. А наше мероприятие так и называется – «Этикет-шоу».
Что же такое этикет? Этикет – это установленный порядок поведения людей в обществе. Знать его необходимо каждому, потому что каждый из вас уважает человека, соблюдающего элементарные правила этикета. Некультурных, грубых людей скорее боятся, но не любят и не уважают.
И сегодня мы с вами проверим себя: насколько хорошо вы знаете правила хорошего тона. Вы покажете, какие вы культурные, вежливые, тактичные, и мы надеемся, что вы для себя навсегда усвоите «золотое правило» этикета:
«НЕ ДЕЛАЙ ДРУГОМУ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ».
А сейчас хотелось бы представить команды участников: 5а______________, 5б__________, 5в____________,6а___________, 6б__________, 6в______________.
Оценивать вас будет компетентное жюри: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объявляем первый конкурс визиток, в котором оценивается название, эмблема, внешний вид команды, оригинальность, соответствие тематике конкурса. Максимальное количество баллов – 10.

Выступление команд.

1. Визитку на тему:
5а- Что такое этикет?
5б– Правила поведения в театре (музее)
5в-Правила беседы по телефону, пользования сотовым телефоном
6а- Правила общения по интернету (сетикет)
6б- Правила общения с окружающими
6в- Правила гостеприимства
Ну что ж дальше соревнования знатоков правил этикета я предлагаю продолжить на станциях.

Раздать маршрутные листы
Напоминаю, что на каждом этапе вы будете получать баллы, команда, набравшая в сумме наибольшее количество баллов становится победителем. Время работы на станциях 5 минут, 1 минута на переход.
Станции:
1. Интеллектуальная.
Ответить с помощью сигнальных карточек, выбрав правильный ответ. Высшая оценка – 8 баллов (1 правильный ответ – 0,5 балла).
1. Встретились старший и младший. Кто должен поздороваться первым?
- младший,
- старший.
2. Кто первым протягивает руку при знакомстве?
- младший - старшему,
- старший – младшему.
3. Кто уступает место в транспорте старикам, женщинам с детьми?
- девушка,
- молодой человек,
- оба.
4. Кто первым кладёт телефонную трубку?
- девушка,
- молодой человек.
5. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать?
- извините,
- извиняюсь.
6. Вы пришли в театр и пробираетесь на своё место в ряду. Как проходят по ряду перед сидящими людьми?
- спиной к сидящим,
- лицом к сидящим,
- боком к сидящим.
7 Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
- нежелательно.В любом случае предпочтительна сдержанность.
- шумное поведение допустимо везде.
8 Как следует принимать подарки?
-поблагодарить, не раскрывая подарка
- развернуть, порадоваться и поблагодарить
- развернуть и сдержанно поблагодарить, чтобы восторгом не обидеть гостей, преподнесших менее удачные и значительные подарки.
9 Обязательно ли снимать с подарка ярлык с ценой?
- обязательно,
- если ярлык свидетельствует о высокой цене подарка или престижной фирме-изготовителе, то его лучше оставить.
10. Как поступить со сладостями, фруктами, полученными в подарок?
- раскрыть, поблагодарить за подарок и отложить в сторону (фрукты и сладости желательно поместить в холодильник
- раскрыть. Поблагодарить и угостить присутствущих.
11. Как используется полотняная салфетка?
- её кладут на колени,
- кладут рядом с тарелкой,
- заправляют за воротник.
12. Как берут из общего блюда хлеб?
- руками
- вилкой
13 Сидя за праздничным столом, как есть хлеб?
- откусывать от куска
- отламывать рукой маленькие кусочки и есть их
14 Как познакомить своих друзей с родителями?
- представить родителей друзьям
- представить друзей родителям
15 Можно ли есть на улице, в театре, в транспорте?
- нельзя
- можно, если голоден
- можно во всех случаях
16 Встретив на улице приятеля (подругу), который гуляет со своими
друзьями, ты поздороваешься:
- только с другом
- со всеми

2. Культура речи.
Класс делится на 2 команды. Каждой команде дается лист с написанными на нем заголовками. Нужно за 3 минуты написать как можно больше вежливых слов и фраз, которые используют при:
- встрече
- расставании
- если обращаешься с просьбой
-если извиняешься
- если благодаришь
- высказываешь добрые пожелания
- выражаешь сочувствие
За каждое слово: 0,5 баллов.

3. «Сервировка стола». Высшая оценка – 10 баллов (3 балла за сервировку и по 1 за каждый вопрос)
Поведение за столом: За одну минуту вы должны правильно расположить приборы на столе? Тарелку, вилку, нож, ложку, бокал, рюмку, салфетку (Посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола не менее 4-5 см, справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева - вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой справа ставят стакан. Салфетки в салфетницы.
- Как надо есть хлеб, бутерброды? (Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками)
- У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как надо их есть? (Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вы резать серединку, есть маленькими дольками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их, в свою очередь, пополам)
- Что такой «шведский стол»? (Прием, посетители которого могут неоднократно подходить к столам, на которых выставляются кушанья, и по желанию выбирать наиболее понравившиеся. Наполнив тарелку, гости отходят и дают возможность подойти к столу другим. Затем они располагаются на стульях, креслах, диванах)
- Как едят пирожные, торты, пироги? (Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой. Слоенные пирожные и пироги едят, держа их в руках)
- Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? Продемонстрируйте это (нож и вилка крест-накрест - пауза в еде, параллельно- окончание трапезы)
- С какого конца разбивать яйцо, чтобы его съесть? (не имеет значения, просто с тупого удобнее)
- По окончании обеда как выйти из-за стола? (Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул)

4. Аукцион идей – за каждый правильный ответ – 1 балл, макс – 9 баллов
Ситуация 1:
Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её рядом поднимается мальчик.
-Садитесь, пожалуйста!
-Ну, что ты…Спасибо…Не надо…
-Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.
В чём не прав мальчик?
Ситуация 2:
Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: «Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось». В чём не прав мальчик?
Ситуация 3.
«На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (ПК для жюри: нельзя показывать пальцем, только всей рукой)
Ситуация 4.
«На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используются учителем, а какие учеником?
Ситуация 5. За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?
Ситуация 6.
«В походе». Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то там, на речке, испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует?
Сейчас я предложу вам несколько ситуаций встреч и прощания. Задание: я описываю ситуацию, а вы отвечаете на вопрос и аргументируете, объясняете свой ответ.
Ситуация 7.
Встречаются два знакомых мальчика. Как они приветствуют друг друга?
Ситуация 8.
Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?
Ситуация 9.
Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?

5. У меня зазвонил телефон – по 2 балла за каждую ситуацию, макс – 10 баллов
Послушайте разговор по телефону и ответьте на вопрос: получился ли у ребят разговор по телефону? Почему вы так считаете?
Сценка.
Два мальчика сидят у телефона.
Первый: Алло! Алло!
Второй: Алло!
Первый: Слышно что-нибудь?
Второй: Слышно. А тебе слышно?
Первый: Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?
Второй: Хорошо! А тебе?
Первый: И мне хорошо. Ха-ха-ха! Слышно, как я смеюсь? Давай разговаривать.
Второй: Давай. А о чём разговаривать?
Первый: Ну, о чём… О чем-нибудь… Хорошо, что мы купили телефон, правда?
Второй: Правда.
Первый: А вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?
Второй: Правда.
Первый: Ну?
Второй: Что «ну»?
Первый: Чего ж ты не разговариваешь?
Второй: А ты почему не разговариваешь?
Первый: Да я не знаю, о чём разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь.
ПК.
Недостаток этого разговора в том, что он бессодержателен.
Сценка №2.
У телефонов сидят два ученика. Первый набирает номер, у второго звонит телефон.
Первый.
Кто? С кем я говорю?
Второй.
Здрасьти. А кто вам нужен?
Первый.
Что? Куда я попал?
Второй.
Здравствуйте, товарищ! А вы куда хотели попасть?
Первый бросает трубку. Звучат гудки.
ПК для жюри.
Сначала надо поприветствовать собеседника и попросить к телефону того, кто вам нужен. Например: «Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Петю»
Если вам сказали, что вы не туда попали, вы можете переспросить: «Извините, это номер 1-58-17?» Если скажут, что нет, то надо попросить извинения и попрощаться.
Тот же, кому звонили, не должен спрашивать, кто ему нужен, а должен спросить, по какому телефону тот звонит.
Вопросы:
- Позвонили и попросили вашего старшего брата. Какие формулы речевого этикета вы используете в разговоре? (Подождите, пожалуйста. Извините, но он будет позже)
- Девочка звонит заболевшей подруге, но к телефону подходит её мама. Как может девочка обратиться к ней? С чего начать разговор? Можно ли, здороваясь, использовать слово «привет»? Как лучше выразить свою просьбу?
- Перечислите правила телефонного этикета. (*Дети заранее при подготовке могут использовать рисунки, иллюстрирующие эти правила. Разговор по телефону должен быть содержательным. Он должен быть коротким. Говорить надо вежливо, поздороваться, представиться, обратиться по имени)

6. Творческая
Капитаны команд (либо любой желающий) вытягивают карточку с написанной на ней пословицей. Необходимо изобразить пословицу, используя мимику и жесты. Команда отгадывает пословицу. Максимальное количество баллов – 8 (4 балла за артистичность, 4 балла, если команда отгадает пословицу).

Сбор в актовом зале

«Давайте говорить друг другу комплименты»
Комплимент соседней команде и комплимент любимой школе.

Поведение итогов, награждение.

Будьте добры иль будете любезны -
Эти слова в разговоре полезны.
С ними легко на прогулке и дома,
Будет приятно их слышать другому.
Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
Ты старушке место в транспорте уступишь.
Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
С другом на уроке ты болтать не будешь
И сказать «спасибо» ты не позабудешь.
В комнате порядок наведёшь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый ребёнок-это просто клад!
С вами повстречаться каждый будет рад!

Надеюсь, что сегодня вы стали чуточку вежливее! Мы будет рады встрече с вами, наши вежливые дети и не забудем при прощании говорить простое слово – до свидания!

Конспект занятия

«Этикет - дело серьёзное»

Цель : организовать деятельность учащимся по изучению правил этикета.

Задачи:

познакомить с правилами этикета

способствовать развитию у учащихся чувства ответственности за свое поведение.

способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим, формированию эстетического вкуса.

Форма проведения : беседа с элементами групповой работы.

Ход занятия:

Учитель : Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему, но вот на какую, вы мне сами скажете, когда прослушаете стихотворение.

Ученик Что такое этикет -
Знать должны мы с детских лет.
Это - нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться с взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.(А. Усачёв)

Учител ь: О чем же мы сегодня будем говорить на нашем классном часе?

(обсуждение, в ходе которого учитель выводит на тему беседы)

Учитель : Сегодня мы будем говорить о вежливости, об этикете, о добром отношении к людям, но вначале небольшая историческая справка.

Знаете ли вы, что первые письменные правила поведения на Руси были составлены князем Владимиром Мономахом. В своих «Поучениях» мудрый князь писал: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях: где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего, чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный — угостите пищей и питьем: Больного посещайте, мертвого приходите проводить: Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово»

Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе — всей этой тонкой науке поведения — обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности. Сейчас правилами этикета должен владеть каждый человек.

Учитель : Что же это такое этикет? (ответы детей)

Учитель : «Этикет» - это установленные правила и нормы поведения в обществе

Слово «этикет» произошло от названия карточек, «этикеток», которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На этих карточках были написаны правила поведения. В этих карточках прописано все: как правильно говорить, одеваться, вести себя дома, и в обществе и в экстремальных ситуациях. Если человек не знает, как вести себя в обществе, он смущается, начинает нервничать, чувствует себя неуверенно. Именно поэтому осваивать основы этикета лучше с детства.

Учитель: Вы узнали, что такое этикет, а сейчас предлагаю поработать в группах и найти ответ на вопрос: какого человека можно назвать культурным и вежливым? (работа в группах)

Учитель : Ребята, а где человек получает первые навыки этикета?

Что надо сделать для того, чтобы тебя считали вежливым?

Хорошо ли быть вежливым или этого надо стесняться?

(ученики отвечают на вопросы, начинается дискуссия)

Учитель . Молодцы, а сейчас поработаем в группах. Каждой я предлагаю ситуацию, вам нужно её обсудить и через 2 минуты вам нужно дать ответ(работа в группах).

Ситуация 1. Школьная перемена. Ученики выходят из кабинета, мальчики начинают бегать и играть. За игрой не замечают библиотекаря, несущего стопку книг, один мальчик, назовем его Костя, толкает библиотекаря, книги рассыпаются по полу, но Костя этого не замечает и бежит дальше. Библиотекарю ничего не остается, как поднять книги самой. Один из одноклассников Кости, Егор, оказывается рядом и помогает собрать книги. «Простите его, — говорит Егор,- Костя у нас такой несобранный! Давайте я помогу вам отнести книги». Казалось бы, неприятный инцидент исчерпан, библиотекарь доволен. Так ли это, как вы думаете? Что скажете про Костю и Егора? Как бы вы поступили в данной ситуации?

Ситуация 2. В дверях магазина встречаются мальчик с девочкой. Мальчику надо выйти из магазина, а девочке войти. Мальчик уступает дорогу девочке, а за его спиной в это время собирается несколько человек. «Чего встал? Выходи быстрее! — кричит парень сзади. — Не задерживай, я тороплюсь!». На что мальчик ему отвечает: Что, по-вашему, мог ответить мальчик этому парню? Как мог повести себя парень? Какой могла бы быть реакция стоящих рядом людей?

Ситуация 3.

У вас день рождения. Гости приглашены в пять часов, но кое-кто из гостей приходит раньше. Стол еще не накрыт, вы не одеты в праздничную одежду. Вы в растерянности. Ваши действия.

Ситуация 4.Вы звоните другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней? (разбор ситуаций, обсуждение)

Учитель . Молодцы, хорошо справились с заданиями, а теперь, проверим, насколько хорошо вы владеете правилами этикета. Вам нужно не только найти правильный вариант ответа, но и показать эту ситуацию.

Ситуация 1 группе

Задание 1. «Встреча гостей», роли: хозяин, хозяйка, подруга хозяйки, друг хозяина, гость.

Представьте себе ситуацию: гость звонит в дверь. Кто должен открыть дверь?

Предполагаемый ответ: дверь обычно открывает хозяин, хозяйка выходит из кухни или комнаты встретить только почетного гостя, в остальных случаях она продолжает заниматься приготовлениями к столу.

Ситуация 2 группе.

«Приветствие». Вопрос: как нужно здороваться? Роли: пожилой человек, мужчина, женщина, одноклассник?

Предполагаемый ответ: Младший по возрасту первым приветствует старшего, для рукопожатия первым руку протягивает старший, если он этого не делает, то руки не протягивают. Если здороваются мужчина с женщиной, то первой руку протягивает женщина. Если здороваются равные между собой люди, например офицер с офицером, то первым здоровается тот, кто вежливее. Не подать руки, если тебе протягивают руку — очень невежливо и даже оскорбительно.

Учитель . А сейчас поиграем. Любите ли вы получать подарки? Умеете ли вы их дарить? Вот сейчас и проверим. От каждой команды мне потребуется по три человека — один будет выбирать, и дарить подарки, двое других — принимать их.

(На столе разложены возможные подарки: книга, репродукция картины, носовой платок, шарфик, дорогая ручка, блокнот, диск и т. п. Задача: выбрать подарок и объяснить, почему именно этот предмет выбран в качестве подарка)

Предполагаемый ответ: Книгу дарят в том случае, если знают ее содержание. Картину дарят, если знают вкусы виновника торжества. Носовой платок дарить не положено, это — к ссоре. Подарок не должен быть ненужным и бесполезным. Прежде чем подарить подарок, с него нужно снять этикетку-ценник. Дарить нужно только новые вещи.

Учитель . И в заключении блиц опрос «Да — нет». Каждой команде по очереди я буду задавать вопрос, на который нужно отвечать только да или нет. Вопросы для команд:

За столом ведут громкие разговоры? (нет)

Сливочное масло сначала кладут себе на тарелку, потом намазывают на хлеб? (да)

Печенье, сухари, фрукты за столом берут руками? (да)

Хлеб со стола берут вилкой? (нет)

Мальчик первым входит в темную комнату? (да)- Если молодой человек и девушка идут по дороге, с одной стороны которой дома, а с другой едут машины, то молодой человек идет со стороны дороги? (да)

На день рождения дарят четное количество цветов? (нет)

Уместно ли детям посылать комплименты очень пожилым людям? (нет)

Кусают ли хлеб за столом? (нет, отламывают от куска)

Может ли девочка не снимать шапку и варежки в помещении? (нет)

Можно ли обсуждать отсутствующих? (нет)

Учитель. Подведем итоги (объявляются итоги работ групп)

Учитель . В современном мире не знать правил этикета — значит плевать против ветра, выставив себя при этом в неудобном положении. К сожалению, многие воспринимают соблюдение определенных норм и правил общения как нечто зазорное. Однако эти люди забывают о том, что грубое и бестактное поведение может вызвать такую же реакцию в ответ.
На самом деле основы этикета достаточно просты. Это культура речи, элементарная вежливость, опрятный внешний вид и умение управлять своими эмоциями.
Уважение вызывает тот человек, который, следует этикету, не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как он это делает, в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и красивым, а в другом — грубым и бестактным. Все зависит от того, насколько мы учитываем обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми мы общаемся. Вы живете среди людей, и каждый ваш поступок и желание отражаются в людях. Знайте, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно: проверяйте свои поступки сознанием: не причините ли вы зла, обиды, неприятности людям. Поступайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте людям словом, делом и поступком. Ведь каждому приятно иметь дело с добрым, культурным, воспитанным, вежливым человеком.

В заключении послушайте отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы»

(подготовленные ученики читают отрывки из стихотворения)

Ученик 1 .Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

То место без протеста

Уступите старухе.

Ученик 2 .Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

Ученик 3 . И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

Ученик 4. И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме,

И помощь ей предложите

Без просьбы-то есть сами.

Ученик 5 . И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьете.

Ученик 6 . И ежели вы вежливы,

Вы книжечку вернете

В опрятном, не измазанном

И целом переплете.

Ученик 7. И ежели вы вежливы, —

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным, не робея.

Учитель . До свидания, до новых встреч.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

Внеклассное воспитательное мероприятие «правила этикета»

Выполнила:

студентка МДИ-108

Шишканова И.

Проверила:

к.п.н., доцент

Зубарева И. Г.

Саранск 2012

Цель мероприятия: формирование морально-нравственных качеств личности учащихся, навыков культурного общения учащихся и представление учащихся об основных этических нормах.

Задачи:

- образовательная: обобщить знания учащихся о правилах этикета, о правилах поведения в общественных местах, со сверстниками, со старшими и т.д.

- развивающая: развитие интеллигентности и воспитанности не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого.

- воспитательная: воспитание самостоятельности, активности, формирование чувства солидарности и здорового соперничества, умения работать в коллективе.

Место проведения: учебная аудитория.

Форма мероприятия: конкурсная.

Оборудование: листы с заданиями, бланки для ответов, ручки, секундомер, таблички с названием команд.

Подготовительная работа:

Выбор формы проведения мероприятия, его темы, времени и места проведения, постановка целей и задач мероприятия.

Разделить класс на 2 команды (по 8-10 человек в каждой). Каждая команда выбирает капитана и выдвигает название команды.

Подготовить класс к мероприятию (составить столы для участников команд), секундомер, таблички с названиями команд, бланки для ответов.

Подготовить листы бумаги и ручки (для каждой команды) для проведения теста.

Пригласить гостей в виде жюри.

Шишканова И.Н.: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш класс­ный час посвящен правилам этикета. Сегодня мы с вами попробуем разобраться, в наших с вами правилах поведения в общественных местах. Ведь, наше поведение очень сильно зависит от различных перемен! Но не стоит забывать, что ничто не подчеркивает наилучшим образом индивидуальность, как знание этикета и правил поведения. А что вы знаете об этикете? Какие правила нужно соблюдать, чтобы не ударить в грязь лицом перед понравившимся вам человеком?

Учащиеся: Этикет – это ….. Нельзя делать то-то…. Нужно быть таким-то…

Шишканова И.Н.: Хорошо, а давайте теперь проверим ваши знания правил хорошего тона на практике. Прежде, чем приступить, нужно разделиться на 2 команды и каждая команда будет зарабатывать определенное количество баллов. И первый наш конкурс «Разминка». Итак, за каждый правильный ответ, балл. Каждая команды вписывает правильные ответы в предоставленные бланки. В конце всех 5 туров жюри подсчитает количество баллов и объявит команды победителя.