Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сценарий музыкальной гостиной `М.И. Глинка`

Сценарий музыкальной гостиной `М.И. Глинка`

СЦЕНАРИЙ
Добрый день, уважаемые гости – учащиеся и преподаватели! Мы приветствуем вас на нашей музыкальной гостиной! Сегодня наша встреча будет посвящена прекрасному событию – в 2014 году исполняется 210 лет со дня рождения великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.
В лице М. Глинки русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения. Опираясь на многовековые традиции русской народной и профессиональной музыки, Глинка стал первым русским композитором-классиком. Он создал искусство, настолько гармоничное и прекрасное, что им не устаешь восхищаться, открывая в нем все новые и новые совершенства.
Ранним утром 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье помещика Ивана Николаевича Глинки родился сын Михаил - будущий великий русский композитор. От роду ребенок был слабым и болезненным. Все детство он провел в окружении женщин. Такое влияние естественно отразилось на характере Глинки, и без того очень мягком.
С самого рождения Глинка попал под опёку бабушки, которая, окружив его чрезмерной любовью и назойливой заботой, делала всё, чтобы отдалить мальчика от детей его возраста и вырастить из него человека, непохожего на других. Бабушка больше всего на свете боялась простуды и почти не выпускала внука из своей, всегда жарко натопленной комнаты, кутала его в теплую шубку, независимо от времени года и этим делала его все более изнеженным и слабым. Огромным событием, вырвавшим его, наконец, из этой тепличной атмосферы, была музыка. Вот как рассказывает об этом повороте сам Глинка:
«Мой отец иногда принимал сразу много гостей, и в таких случаях он посылал за музыкантами моего дяди - маленьким оркестром из его крепостных крестьян, и тогда этот оркестр подолгу оставался у нас. Прежде всего он играл, конечно, танцы, под которые гости танцевали. Некоторые из этих вещей были для меня источником самых живых восторгов. Однажды эта музыка произвела на меня непостижимое, новое и восхитительное впечатление - я оставался весь день в каком-то лихорадочном состоянии, был погружен в томительно сладостное состояние… Я понял: Музыка - душа моя!
Первой учительницей музыки Глинки была мадмуазель Кламмер, с которой он занимался до 10-ти лет, затем его отдали учиться в Благородный пансион при Главном педагогическом институт в Петербурге. В столице он уже серьезно занимается музыкой, берет несколько уроков у всемирно известного пианиста и композитора Джона Фильда.
В 1822 году Глинка, окончив пансион, едет гостить к дяде в его имение в Смоленской губернии. Это важный шаг в его жизни: у дяди он с воодушевлением отдается игре с крестьянским оркестром и понемногу сам начинает сочинять музыку.
После окончания Благородного пансиона, Михаил Глинка поступает на службу в ведомство путей сообщения. Служба отнимала много времени и сил, и вскоре он уходит в отставку, чтобы полностью посвятить себя главному делу в его жизни - музыке.
К тому времени Глинка был автором множества романсов и песен. Один из них известный романс-элегия «Не искушай меня без нужды…» на слова Евгения Баратынского. Поэт в юности был влюблен и его страстные чувства отразились в стихотворении, под названием «Разуверение». Музыка Михаила Глинки выявила сокровенный смысл “Разуверения” Баратынского.
Романс был создан в 1825 году и стал не только первым удачным романсом молодого композитора, но и первым русским классическим романсом, сохранившим высочайшую популярность до наших дней. Романс стал настолько популярен, что стихотворение Баратынского оказалось как бы отодвинутым им на второй план. И даже название оригинала "Разуверение" редко вспоминается, заменённое первой строчкой романса "Не искушай меня без нужды". В этом романсе впервые проявилось непередаваемое словами глинкинское обаяние, так сказать, его почерк, его стилевое «я».
♫ В ПРЕКРАСНОМ ИСПОЛНЕНИИ ЕЛЕНЫ АФАНАСЬЕВНЫ РОСИНОЙ И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА – ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ СИЛАНТЬЕВОЙ ПРОЗВУЧИТ РОМАНС «НЕ ИСКУШАЙ МЕНЯ БЕЗ НУЖДЫ…»
Молодые годы композитора проходили безоблачно. Казалось, впереди его ожидает самое светлое будущее. Единственное, что омрачало его жизнь в эти годы – это болезнь. Чем в действительности был болен Глинка, мы не имеем достоверных сведений, как и не имели их врачи, лечившие композитора. После тщетных попыток докторов поправить здоровье Глинки, его отправляют за границу.
В 1830 году композитор уезжает в Италию. Живя в Милане, Глинка восхищается итальянской музыкой. В этот период им написано большое количество арий в итальянской манере. Но вскоре первые впечатления стали терять свою прелесть. В конце концов, композитором овладело чувство тоски по России и по русскому искусству. Так вдали от Родины у Глинки возникла идея создания русской национальной музыки.В 1834 году Михаил Иванович вернулся в Петербург, и с увлечением принялся за сочинение оперы о патриотическом подвиге русского народа в образе Ивана Сусанина.
Сюжет подсказал композитору поэт Жуковский. Опера «Иван Сусанин» - первая русская героическая опера, она была написана в 1836 году, восторженно принята публикой, и укрепила славу композитора. Драматической кульминацией 4 действия является сцена Сусанина с поляками в лесу. Главные черты облика героя в решительный час жизни раскрываются в его предсмертной арии «Ты взойдешь моя заря…» В арии господствует настроение глубокого раздумья, проникнутого сдержанным волнением и скорбью. ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН…
В 1840 году появился знаменитый романс Глинки «Я помню чудное мгновенье…»
Искреннее чувство А.С. Пушкина к Анне Керн нашло свое отражение в прекрасном стихотворении, в котором поэт превратил свою музу «в гения чистой красоты…». Глинка тоже был знаком с Анной Керн, более того он был влюблен в её дочь – Екатерину Керн. Они должны были пожениться, но этого не произошло.
Романс Глинки «Я помню чудное мгновенье, на стихи Александра Сергеевича Пушкина является пример того неразрывного единства поэзии и музыки, при котором почти невозможно представить себе пушкинское стихотворение без интонации композитора. Поэтический бриллиант получил достойную музыкальную оправу.
♫ В ИСПОЛНЕНИИ ЕКАТЕРИНЫ БОРИСОВНЫ ИВАНОВОЙ И КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ СИЛАНТЬЕВОЙ ПРОЗВУЧИТ РОМАНС «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…»
В 1840 году Глинка написал целую "гармоническую галерею романсов". 36ти-летний композитор в этот период собирался за границу, и тема прощания с родиной объединила большинство песен. Прощаясь с Родиной, путешественник словно вызывает в своей памяти любимые картины родной природы, что выразительно отобразилось в романсе "Жаворонок".
Этот романс написан на стихи А. Н. Струговщикова, и посвящен ему же. Глинка познакомился с ним еще в Благородном пансионе.У Глинки стихи получилась задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной легкой печалью. Это – лирическая картина русской весенней природы. В фортепианной партии выразительно воссоздается равнинный русский пейзаж – его бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав.. ♫ РОМАНС «ЖАВОРОНОК» ИСПОЛНИТ СОФИЯ ШУЛЬГА, КОНЦЕРТМЕЙСТЕР ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА СИЛАНТЬЕВА
Возникнув в 19 веке, вальс для многих композиторов стал излюбленной формой, способной воплотить разнообразные оттенки человеческих чувств: от нежного, грустного воспоминания до возвышенной, страстной патетики. На наших уроках звучат вальсы П. Чайковского, С. Прокофьева, А. Хачатуряна… Звучит и «Вальс-фантазия» М. Глинки – великолепный и, по существу, первый симфонический вальс.
Недолгий период романа Глинки с Е. Керн характеризуется подъемом творческой деятельности композитора. Вальс-фантазия одна из вершин этого подъема. Будто следуя по стопам великого поэта А.С. Пушкина, Глинка создал собственное «чудное мгновенье» - Вальс-фантазию для фортепиано, впоследствии им же самим оркестрованную. Не случайно тема любви ассоциировалась у Глинки с вальсом: балы были главным местом любовных свиданий, и надежда на счастье и угроза разлуки будто витали в бальных залах.
Итак, вальс-фантазия. ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН…
Из истории известно, что Михаил Иванович Глинка в 1840е годы – путешествовал по Испании и изучал народную музыку. Находясь в Испании, Глинка написал замечательную«Арагонскую хоту». «Испанские мотивы» можно услышать не только в творчестве Глинки, но и других выдающихся композиторов: Римский-Корсаков «Испанское каприччио», Лист «Испанская рапсодия». Но прежде, чем отправиться в Испанию в музыкальное путешествие по следам Глинки, заглянем в глубину истории и посмотрим, откуда взялась хота.
Хота – испанский народный танец в трехдольном метре. Исследователи насчитывают на территории Испании до ста разновидностей хоты. Классический тип хоты – Арагонская. Она существует в трех видах: как танец с пением, как самостоятельная песня и как инструментальная пьеса. Танцуют хоту парами, с кастаньетами.
Арагонская хота – оживленный, подвижный, энергичный танец, аккомпанирует ему инструментальный ансамбль. Классическая арагонская хота является предметом национальной гордости. Есть «Хота новобранцев», «Свадебная хота», «Хота сборщиков винограда».
В «Арагонской хоте» Глинки призывные торжественные фанфары вначале приглашают к хоте всех желающих. И когда все собрались, изящная трехдольная мелодия зажигает сердца и глаза, передает красочный мир народной Испании, южной природы и быта. Кастаньеты в оркестре, которые обычно не входят в классический состав, блестяще передают огненную пылкость, стремительность испанского танца.
Основная мелодия не просто повторяется несколько раз, она словно передает разные настроения – и танцевальные, и боевые, и торжественно-свадебные, и таинственные. Глинка словно на экскурсии, проводит нас по тем местам, где он сам бывал, показывает, что видел и слышал, что чувствовал. И путешествие это, надо сказать, очень увлекательно… ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН…
На этой прекрасной ноте, подведем итог. В чем же значение Глинки в музыке?
Михаил Иванович Глинка – гениальный русский композитор, основоположник русской классической музыки. Его произведения составляют незаменимый вклад в сокровищницу мировой музыки.
Мы надеемся, что вы сегодня узнали много нового, вам было интересно, вы узнали много нового.
Спасибо за внимание! До новых встреч!

Анна Чумаченко
Музыкальная гостиная, посвященная творчеству М. И. Глинки. Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста

Встреча в музыкальной гостиной , посвященная творчеству М . И. Глинки .

Цель : Познакомить детей с биографией и творчеством М . И. Глинки .

Оформление зала : на центральной стене портрет М. И. Глинки , стенды в зале, на которых размещен иллюстративный материал.

Экспозиция 1. Портреты родителей Глинки , фотографии личных вещей композитора в Петербурге, Москве.

Экспозиция 2. Портреты А. С. Пушкина и М. И. Глинки ,иллюстрации к опере «Руслан и Людмила» (шествие Черномора) .

Ход мероприятия.

Дети входят в музыкальную гостиную .

Музыкальный руководитель . Михаил Иванович Глинка – великий русский композитор. Он родился в 1804 году весной, в прекрасную пору цветения природы в селе Новоспасском близ города Ельни, в помещичьем доме. Здесь он провел детские годы. С самого раннего детства Миша любил слушать музыку Под окнами его спальни в густой листве деревьев каждой весной раздавался звонкий голос соловья. Мальчик внимательно вслушивался в восхитительные трели соловьиного пения

Предлагает детям подойти к экспозиции 1.

Мальчик рано научился читать, любил рисовать и очень ловко подражал перезвону колоколов, ударяя по гулким медным тазам. В 13 лет он поступил в Петербургский благородный пансион, где получил хорошее образование. Глинка продолжал заниматься музыкой у лучших педагогов .

Когда Михаил Иванович стал известным композитором, он много путешествовал. В 1830году он отправляется в Италию. Путешествуя и слушая итальянских композиторов, Глинка приходит к мысли о создании русской национальной оперы.

Ему довелось побывать во многих чужеземных странах, но самым незабываемым оказалось короткое путешествие из Санкт – Петербурга до Павловска по первой железной дороге.

Дым столбом, кипит, дымится пароход!

Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье…

(Н. Кукольник.)

Да! Первый русский паровоз назывался пароход. Это пыхтящее чугунное чудовище с огромными колесами и длинной трубой.

Звучит в записи «Попутная песня» .

Глинка начинает думать о новой опере и обращает свое внимание на поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» .

Музыкальный руководитель предлагает детям подойти к экспозиции 2, и обращает внимание детей на портреты М. И. Глинки и А . С. Пушкина, размещенные рядом.

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том :

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Вы, конечно же хорошо знаете эти строки! Ими начинается поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» про подвиги славного витязя Руслана, про его верную невесту Людмилу и злого карлика Черномора.

Звучит «Марш Черномора» .

Живет Черномор в волшебных садах, во дворце, убранном самоцветами,все подчиняются его злой силе, а сила его спрятана в длинной бороде. Кто порубит бороду чудесным мечом, тот и победит Черномора.

Безмолвно, гордо выступая,

Нагими саблями сверкая,

Арапов длинный ряд идет

Попарно, чинно, сколь возможно,

И на подушках осторожно седую бороду несет;

И входит с важностью за нею,

Подъяв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей;

Его – то голове обритой,

Высоким колпаком покрытой,

Принадлежала борода.

Много приключений пережили герои, но сказка заканчивается хорошо. Добро побеждает зло, все ликуют!

Опера очень красива по своей музыке и художественному оформлению.

Давайте и мы с вами потанцуем. Приглашаю всех на польку!

Дети танцуют под «Польку» М. И. Глинки .

Музыкальный руководитель . Помимо этих двух опер Глинка написал много романсов, песен, а также других произведений как для оркестра, так и для фортепиано. Музыка

«Гимн городу» () был гимном нашего государства.

Сейчас мы с вами послушаем музыку . Обратите внимание на красоту и, широту и величественность звучания.

Звучит в записи «Здравствуй, славная столица!» .

Особенно часто композитор обращался в своем творчестве к образам русской природы. Вслушайтесь, как похожа на трели маленькой птички жаворонка музыка известного вам романса «Жаворонок» .

(Звучит в записи романс «Жаворонок» .)

Вот и состоялась наша встреча с музыкой великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки . Много лет прошло с тех пор, как впервые на сцене Мариинского театра прозвучало еще одно музыкальное произведение Глинки – хор «Славься» в опере «Иван Сусанин» , но до сих пор мы с радостью, гордостью и волнением слушаем эту ликующую музыку , прославляющую наше Отечество, Россию, наш народ.

Звучит запись хора «Славься» .

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М. И. ГЛИНКИ

Г. ЕЛЬНЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

(МБУ ДО ДМШ г. Ельни)

216330 Смоленская область, г. Ельня, ул. Пролетарская, дом 46а

Тел/факс: 8-481-46 - 4-27-49

____________________________________________________________________________

Сценарий беседы, посвященной Дню памяти М.И.Глинки

Подготовила и провела преподаватель Гришанова Ю.С.

Г. Ельня

В Смоленской усадьбе Новоспасское, что в двадцати километрах от Ельни, родился и провел детство великий русский композитор М.И. Глинка (1804-1857), основоположник русской классической музыки.
"Я родился 1804 года мая 20 утром, на заре, в селе Новоспасском, принадлежавшем родителю моему, капитану в отставке Ивану Николаевичу Глинке. Имение это находится в двадцати верстах от города Ельни Смоленской губернии; оно расположено по реке Десне (близ ее истока) и в недальном расстоянии окружено непроходимыми лесами, сливающимися с знаменитыми Брянскими лесами..." Так начинает свои автобиографические "Записки"М.И. Глинка.Первый биограф М.И. Глинки В.В. Стасов писал: "Глинка родился, провел первые годы и получил первое свое образование не в столице, а в деревне, и таким образом натура его приняла в себя те элементы музыкальной народности, которые, по существу, в наших городах сохранились лишь в сердце России, и образовали впоследствии главные.

Воспитывать маленького Мишу взялась его бабушка, Фекла Александровна. Как вспоминал Глинка, бабушка унесла его в свою жарко натопленную(несмотря на летнее время) половину дома, обрядила в беличью шубку и закармливала сладкими крендельками. Властная старуха, « не совсем хорошо» обращавшаяся с прислугой, баловала своего внука и ни в чем не отказывала ему. Любимое его занятие - ползать по полу, рисуя мелом деревья и церкви. Вредные последствия 6 лет, прожитых им почти без воздуха, имели отрицательное влияние на всю остальную жизнь Глинки, сделав его «мимозой»- «недотрогой» с неустойчивым здоровьем.

Музыкальные способности выражались в это время страстью к колокольному звону - умело подражал ему на двух медных тазах. Дядя Глинки (по матери) содержал оркестр и хор крепостных крестьян и маленький Миша часто слушал их игру и даже подсаживался к ним с флейтой или скрипкой и по слуху подыгрывал.

После смерти бабушки в 1810 году Михаил стал жить с родителями. Мать старалась приучить его к свежему воздуху, но безуспешно.

В 1812 году на России напал Наполеон со своей армией, и семья Глинок вынуждена была уехать в Орел. Крестьяне мужественно сопротивлялись в Новоспасском, но усадьба была разграблена. И по возвращению на Смоленщину, главной задачей было ее восстановление и воспитание детей(к тому времени их число достигло 13).

Музыкальные способности развивались дома гувернанткой. Михаил играл на и . Однако музыка оказывала на Глинку столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: «Что же делать?... Музыка - моя!».

Учеба в Благородном пансионе

В 1817 Михаил уехал учиться в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте (в 1819 он был переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где учился вместе с младшим братом - Львом, тогда же познакомился и с самим , который «хаживал к нам в пансион к брату своему». Гувернером Глинки был русский поэт и декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер, преподававший в пансионе русскую словесность.

С особой охотой Глинка занимался иностранными языками (латынь, персидский), географией и зоологией. Математические занятие его интересовали меньше. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано у английского композитора Джона Филда.

Закончил пансион в числе первых учеников. В 1823 году здоровье пошатнулось и Глинка поехал лечиться на Кавказские минеральные воды, затем отправился в Новоспасское, где иногда «сам управлял оркестром дяди, играя на скрипке», тогда же начал сочинять оркестровую музыку. В 1824 был зачислен на службу помощником секретаря Главного управления путей сообщения.

Основное место в его занимали романсы. Среди сочинений той поры «Бедный певец» на стихи русского поэта Василия Андреевича Жуковского (1826), «Не пой, красавица, при мне» на стихи Александра Сергеевича Пушкина (1828). Один из лучших романсов раннего периода - на стихи «Не искушай меня без нужды» (1825). В 1828 году оставляет службу и посвящает себя одной музыке.

1830 года Михаил Иванович Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах и в теплом климате ), так и знакомство с западноевропейским . Проведя несколько месяцев Франкфурте, он прибыл в Милан, где занимался композицией и вокалом, посещал , совершал поездки в другие города. В Италии композитор познакомился с композиторами Винченцо Беллини, и .

В 1833 году летом покидает Италию, едет в Вену, где пробыл недолго. Узнав о смерти отца, Глинка возвращается в Новоспасское. Начинает работать над созданием своей первой оперы «Иван Сусанин», премьера которой прошла с большим успехом в Петербургском Большом театре в 1836 году.

В 1835 году М.И. Глинка женился на своей дальней родственнице Марье Петровне Ивановой. оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы.

Поступает на службу в Придворную капеллу. Приезжает на Украину для набора мальчиков - певчих, где знакомится с украинскими народными песнями и танцами. Среди новичков оказался и Семен Степанович Гулак-Артемовский - впоследствии не только известный певец, но и композитор, автор популярной украинской оперы «Запорожец за Дунаем».

Еще в 1837 году Михаил Глинка вел беседы с Александром Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением, премьера которого состоялась 1842 в Петербурге.

В 1838 году М. Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского , и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: « -фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).

С 1844 года путешествует по Польше, Германии, Франции, Испании. Дает концерты, знакомится с культурой стран, посещает театры, концерты. И в последствии свои впечатления он воплощает произведениях - на испанские темы увертюры «Ночь в Мадриде» и « Арагонская хота».

Зиму 1851-1852 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство с , ставшим позже главой «Новой русской » (или « »), творчески развившей , заложенные Глинкой.

С вое последнее путешествие Глинка совершил в Берлин, где и скончался- ( по старому стилю) 1857 года.

Был похоронен на лютеранском кладбище. Но в мае того же года сестра, Людмила Шестакова, с друзьями перевозят гроб с телом в Кронштадт . Погребен на кладбище Александро-Невской лавры.

Во владение Глинок - потомков старинного польского шляхетского рода, от которого в 1655 году отпочковалась ветвь смоленских дворян - усадьба Новоспасское, а точнее, пустошь Шатькова, как она первоначально называлась, перешла в 1750-году. Небольшой деревянный дом, в котором родился композитор, был выстроен в конце XVIII века дедом М.И. Глинки - отставным майором Н.А. Глинкой. Тогда же, в 1786 году, была сооружена каменная усадебная Спасо-Преображенская церковь, по имени которой селение получило название Новоспасское. На безымянном ручье, впадающем в Десну, был устроен каскад прудов, а по обеим сторонам разбит небольшом парк, впоследствии значительно увеличившийся. Для него отец М.И. Глинки - отставной капитан Иван Николаевич Глинка (1777-1834), к которому усадьба перешла в 1805 году - специально выписывал из Петербурга, Риги и даже из-за границы саженцы и луковицы редких растений и цветов.
Усадебная церковь построена дедом Глинки в стиле провинциального барокко. Возле церкви похоронены родители композитора. В 1812 году отряд французских солдат, заняв Новоспасское, попытался ограбить церковь, но крестьяне во главе со священником И. Стабровским - первым учителем М.И. Глинки - заперлись в храме и успешно отбились от неприятеля. Французы ограбили усадьбу, дом священника, но церковь осталась нетронутой.
Спасская церковь славилась своими колоколами. Самый большой из них весил 106 пудов. Его звук был слышен на десять верст окрест. В этот колокол по приказанию хозяина усадьбы звонили целый день, когда пришла весть о победе над Наполеоном и об изгнании врага из пределов России.

Колокола Новоспасской церкви чудом сохранились во время коммунистических погромов. В 1941 году священник и несколько мирян сняли колокола и затопили их в Десне. Кто-то из местных сообщил об этом фашистам. Они схватили священника и начали его пытать, обливая на морозе холодной водой и требуя, чтобы он указал место, где спрятаны колокола - цветной металл был нужен для победы третьего рейха. Священник умер под пытками - фашисты заживо заморозили его. После войны один из новоспасских колоколов был найден и ныне находится в смоленском музее.

Михаил Иванович рос в большой семье, у него было шесть сестер и два брата. "Наше семейство многочисленно, но очень дружно, " - писал композитор.

Душой семьи была, конечно, мать Евгения Андреевна, "красавица, к тому же очень хорошо воспитанная и прекрасного характера", по словам ее дочери Людмилы. Друг М.И. Глинки П.А. Степанов так говорит об Евгении Андреевне: "Какая прекрасная особа была его мать! Всякого, кто только любил ее сына, она уже считала своим; как она нас ласкала, баловала. В ее доме было так отрадно, что забывались все обыденные невзгоды, и сердце согревалось от жизненных морозов".
49 лет прожила в Новоспасском Евгения Андреевна, заботливо воспитывая своих детей. Самым любимым и дорогим для матери был старший сын Михаил.
Большую роль в воспитании мальчика сыграла его молодая няня Авдотья Ивановна, мастерица петь песни и рассказывать сказки. Но больше всего увлекали юного Глинку знакомые "грустнонежные звуки" народных песен.

Портрет М.И.Глинки.Начало 1830-х годов.

Даггеротип М.И.Глинки.
1842 г.

М.И.Глинка с сестрой Л.И.Шестаковой

Сам он напишет в "Записках": "И, может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиной того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать русскую музыку".
"Отец мой, - писал Михаил Иванович, - очень любил меня и всех детей своих. Со мною же обращался, как с товарищем - поверял мне тайны и предположения свои, не скрывая радостей и огорчений. Он не щадил для меня издержек".
А любимая сестра композитора Людмила Ивановна Шестакова вспоминала:
"Отец мой был от природы умный и по тому времени очень образованный молодой человек. Он выстроил новый двухэтажный деревянный дом в 27 комнат, который обставил с изысканной роскошью.
Преобразил он и усадьбу, которая приводила всех гостей в восторг. У нас было все свое: ткали ковры, плели кружева, делали разные вышивки: также были портные, башмачники, маляры, столяры и прочие, - всего около ста человек, может быть, и более. Все помещались семьями в флигелях, которых было от десяти до двенадцати, кроме дома и двух больших флигелей. Это было маленькое местечко или городок".

Усадебный дом в Новоспасском был построен И.Н. Глинкой в 1807-1810 годы на месте предыдущего. Из документа 1860 года известно, что это был «деревянный двухэтажный дом, на каменном фундаменте, с коридором, крытый гонтом, но от времени ветхим, и обшит тесом с крыльцами и 4-мя балконами, внутри обит бумажными обоями, в нижнем этаже 17 комнат, в них окон с двойными рамами, медными ручками, задвижками и крючками 40... печей голландских из простых изразцов со всею принадлежностью - 16».

На первом этаже располагались хозяйственные помещения, бильярдная, столовая, зал, гостиная, диванная, на втором этаже - спальни и детская. Потолки комнат были расписаны лучшими московскими мастерами. «Мебель была в каждой комнате из особого дерева, - вспоминала сестра М.И. Глинки, Л.И. Шестакова. - Великолепные зеркала, паркеты, люстры, лампы... Все было сделано с таким вкусом и изяществом, что ежели бы перевезти наш дом в Петербург, то он не был бы одним из последних. Выстроен был он весь из дуба и сосны - прочного хорошего леса». Перед балконом дома огромный «скатистый луг» открывал панораму на берега реки, на заречные поля и луга.

Столовая

Гостиная

Кроме господского дома в Новоспасском было еще множество построек - два флигеля, сооруженные в 1806-1811 годы, «господская баня», мельница, оранжереи, сукновальня и т.п. Все они были деревянными, и до наших дней не сохранились, как и сам господский дом.

До сих пор неизвестно, кто являлся создателем огромного пейзажного парка, занимающего сегодня всю территорию усадьбы. Несомненно, что это был выдающийся мастер садово-паркового искусства. Сложный рельеф местности, где расположена усадьба, служил отчасти помехой, а отчасти и подспорьем мастеру. Используя это обстоятельство, создатель парка в Новоспасском широко применял систему свободного размещения элементов парка. Его основу составили липы, вязы, клены, дубы и ясени. Небольшие группы деревьев и кустарников чередовались с полянами и маленькими лужайками, засаженными цветами. Одна из лужаек носила название «Амуров лужок» - здесь среди роз стояла мраморная статуя Амура.
Во время войны много деревьев было вырублено, и сейчас в парке Новоспасского сохранилось только около трехсот вековых деревьев, среди которых - девять дубов, посаженных самим М.И. Глинкой. Сохранился и дуб-исполин, под которым Глинка сочинял партитуру «Руслана и Людмилы».
Естественной границей парка служила река Десна. На ее небольших островках стояли беседки, где по праздникам целыми днями играл оркестр крепостных музыкантов, принадлежавший дяде М.И. Глинки. Будущий композитор тоже слушал эти концерты, а позднее сам играл на скрипке и флейте. Первым его учителем музыки был деревенский скрипач.
Глинка очень любил Новоспасское. И много лет спустя он часто приезжал в родные пенаты, а впечатления от жизни в усадьбе неизменно находили отражение в его творчестве.
В последний раз М.И. Глинка побывал в Новоспасском в июне 1847 года. «Я прибыл в Новоспасское в добром здоровье, но скоро начал чувствовать, что аппетит и сон начали исчезать, - писал он. - Желая поддержать себя, я для гимнастики начал маленьким топором рубить лишние липы, коих было множество, чтобы дать простор дубам, вязам и другим деревьям». Но здоровье его продолжало ухудшаться, и Глинка уехал в Петербург. А когда в 1851 году умерла мать композитора, поездки в Новоспасское утратили для него всякий смысл, и Глинка написал сестрам, что «никогда более без матушки в Новоспасское не приедет».
После смерти матери композитора - Е.Н. Глинки (1783- 1851) усадьбой владели его сестры - Л.И. Шестакова и О.И. Измайлова. В 1879 году Новоспасское перешло к коломенскому купцу Ф.Т.Рыбакову, который в 1882 году распродал обстановку, разобрал дом с флигелями и перевез их в Коломну, где они вскоре сгорели. В начале XX века Новоспасским владел смоленский купец Зеликин, построивший дачу рядом с фундаментами старого усадебного дома и вырубивший для этого часть парка. Остатки усадьбы погибли во время Великой Отечественной войны.

После смерти Михаила Ивановича его дом был продан родственниками и увезен. Родовое гнездо было разорено. Усадьба в 20 га пришла в полное запустение, оказался заброшенным и великолепный парк с фруктовым садом, оранжереями, английским садом для гуляния молодежи, погибли два каскада прудов. В 1976 году началось восстановление двухэтажного деревянного дома и самой усадьбы. 27 строительных организаций Смоленщины принимали самое активное участие в восстановлении этого имения. По архивным материалам и воспоминаниям восстановлены дом Глинок, гостевой и кухонный флигели, каретный сарай, пекарня и дворовая изба, мостки, Амуров лужок (розарий), каскад прудов, беседки, оранжерея, отреставрирована родовая церковь, ныне действующая. Приведен в порядок парк, сделаны посадки дубов, кленов, лип. Посажен фруктовый сад. Радуют глаз и многочисленные цветники. 27 мая 1982 года в торжественной обстановке был открыт музей-усадьба М.И. Глинки - первый и единственный музей композитора. В пяти комнатах дома размещена экспозиция, рассказывающая о жизни и творческой деятельности М.И. Глинки. Восстановлены зал, столовая, бильярдная, кабинеты отца и самого композитора, комната птиц.

Литература.

    Васина -Громан В. М.И.Глинка. М., 1979.

    Деверилина Н.В., Королева Т.К. « Я открою Вам сердце мое», Смоленское областное книжное издательство «Смядынь», 2001.

    Розанов А.С. М.И.Глинка. Альбом. Издание второе. М., 1987.

    Розанов А.С. М.И.Глинка. Записки «Музыка», М., 1988.

    http // to - name . ru / biography / mihail - glinka . htm


(к 210-летию со дня рождения)

Лекция – концерт

Цель:
Познакомить учащихся, их родителей с музыкой и основными этапами жизненного и творческого пути М. И. Глинки, 210 лет со дня рождения которого исполняется в 2014 году.

План лекции – концерта:
I. Вступление
II. Жизненный и творческий путь композитора:
1804-1817 детство, домашнее воспитание
1817-1828 учёба в Пансионе, служба в канцелярии
1830-1834 поездка за границу
1834-1836 сочинение, премьера оперы «Иван Сусанин»
1838 - служба в Певческой капелле, набор певчих на Украине
1840 - знакомство с Е. Керн, вокальный цикл «Прощание с Петербургом»
1842 - опера «Руслан и Людмила»
1844 - Франция, Испания
III. Заключение, вывод

Программа концерта:

1. «Полька» (фортепианный ансамбль)
2. «Простодушие» (переложение для скрипки и фортепиано)
3. Романс «Не искушай» (переложение для скрипки, альта и фортепиано)
4. Вариации «Среди долины ровныя»
5. «Танец» из оперы «Иван Сусанин» (фортепианный ансамбль)
6. «Гудэ витер» (переложение для флейты и фортепиано)
7. Ноктюрн «Разлука»
8. Романс «К Молли» (переложение для скрипки, альта и фортепиано)
9. Романс «Я помню чудное мгновенье»
10. «Жаворонок» (переложение для скрипки и фортепиано)
11. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»

Участники концерта:
преподаватели и учащиеся всех отделений музыкальной школы

I
Михаил Иванович Глинка занимает такое же положение в русской музыке, как Александр Сергеевич Пушкин – в русской литературе. Если Пушкин – наш первый поэт мирового значения, то Глинка – первый композитор, открывший новую эпоху русской культуры.
II
М.И. Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии. Первые шесть лет жизни он провёл под присмотром своей бабушки Фёклы Александровны, которая нежно любила внука и дрожала от страха за его здоровье. Мальчика кутали в тёплую одежду, не выпускали круглый год из жаркой комнаты, но в результате такого воспитания он не приобрёл крепкого здоровья. Сам Глинка впоследствии дал себе прозвище «мимоза».
Помогали растить Мишу выбранные бабушкой няни. Как у Пушкина была любимая няня Арина Родионовна, так у Глинки - няня Авдотья Ивановна. Эта молодая весёлая женщина знала много разных сказок и песен и приобщила будущего композитора к русскому народному творчеству. Песни нянюшки Авдотьи были первыми музыкальными впечатлениями Глинки, на которых возникла его глубокая любовь к родной русской песне.
Несмотря на повышенное внимание со стороны бабушки, мальчик был тихого и кроткого нрава. Его любимым занятием было рисование мелом на полу деревьев и церквей, с малых лет появилась страсть к колокольному звону. Мальчик мог различать звон разных церквей и ловко подражал звонарям на двух медных тазах.
После смерти бабушки жизнь Миши пошла по-новому. Он имел теперь возможность ходить по всему дому, общаться со своими родителями, младшими сёстрами, сверстниками, появилось очень много новых впечатлений. Мальчик рос способным, рано научился читать, увлекался рисованием, рассказами о природе, путешествиях.
В 1812 году семья Глинок покинула на время свой дом, спасаясь от нашествия французов (Отечественная война 1812 года) и переехала в Орёл. В это время маленькому Мише довелось услышать немало историй о героических подвигах русских людей, вставших на защиту своей Родины. Но никто тогда ещё не мог и предположить, что в будущем он создаст бессмертный памятник героизму русского народа – оперу «Иван Сусанин».
Вернувшись в своё имение, родители Миши выписали из Петербурга гувернантку, которая принялась обучать детей различным языкам, географии и музыке. Заучивание правил по теории «вдолбяшку», т. е. слово в слово, как того требовала строгая Варвара Фёдоровна Кламмер, не очень-то нравилось Мише, но в целом он легко и быстро овладевал техникой фортепианной игры.
В доме Глинок часто собирались гости, устраивались вечера с танцами, исполнением пьес на фортепиано и различных ансамблей. Будущий композитор и его младшая сестра Полинька принимали самое активное участие в таких музыкальных мероприятиях.

● Звучит фортепианный ансамбль:
М. Глинка « Полька»

Часто в домашних концертах участвовал оркестр крепостных музыкантов Мишиного дядюшки Афанасия Андреевича. Для юного Глинки каждое такое выступление было настоящим событием. Особенно ему запомнилось одно выступление, когда музыканты исполняли квартет шведского композитора Б. Крузеля. Новое впечатление от этой музыки было настолько ярким, непостижимым и восхитительным, что мальчик какое-то время не мог больше ни о чём другом думать. Именно тогда, в 10 лет, он произнёс свои знаменитые слова: «Музыка – душа моя!». Он брал в руки скрипку или маленькую флейту и старался подделываться под оркестр.
Таким образом, получив домашнее образование, Глинка умел уже играть на фортепиано и немного на скрипке и флейте. Эти инструменты мы с вами тоже услышим в сегодняшнем концерте.

● Звучит пьеса «Простодушие»
(в переложении для скрипки и фортепиано)

В 1817 году 13-летнего Мишу отправили учиться в Благородный пансион для юношей при Петербургском педагогическом институте. Здесь он изучал языки, географию, зоологию, занимался и музыкой: ему даже удалось взять несколько уроков у знаменитого в то время пианиста Джона Фильда. Родители часто водили Михаила в театр - оперы и балеты вызывали у юноши неописуемый восторг. В пансионе Глинка познакомился со многими известными поэтами – Пушкиным, Дельвигом, Баратынским.
Через некоторое время после окончания пансиона, в 1824 году, Глинка поступил на службу в канцелярию помощником секретаря. Эта служба оказала важное влияние на дальнейшую судьбу Михаила Ивановича, т. к. всё своё свободное время он посвящал музыке, брал уроки танцев, пения, занимался композицией.
Одним из первых опытов в сочинении с текстом, написанных в этот период, стал романс «Не искушай» на слова Е. Баратынского. Это произведение сам Глинка считал своей первой творческой удачей. В романсе проявляется глубокое чувство поэзии, слышна певучесть поэтической речи. Мелодия удивительно проста и естественна и в то же время полна теплотой чувства, выразительностью, в ней уже можно ощутить индивидуальный творческий почерк молодого Глинки, сказывающийся в красоте и особой пластичности мелодии.

● Звучит романс
«Не искушай»
(в переложении для скрипки, альта и фортепиано)

В канцелярии Михаил Иванович прослужил недолго – всего 4 года, и в 1828 году он оставил службу, чтобы полностью посвятить себя творчеству. Примерно к этому времени относится сочинение им вариаций на тему популярной городской песни, бытовавшей в первой половине 19 века, « Среди долины ровныя». Вариации являются одним из первых опытов композитора в этом жанре, но уже представляют собой исключительный образец большой художественной ценности, зрелости и законченности.
Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветёт, растёт высокий дуб
В могучей красоте.

● Звучат вариации
«Среди долины ровныя»

В 1830 году начали сказываться результаты бабушкиного «тепличного» воспитания, и родители решили послать сына за границу с целью поправить его здоровье.
Около 4-х лет Глинка провёл в поездках по разным странам. Путешествие охватывало Германию, Италию, Польшу, Австрию, Финляндию. Лечение у разных докторов Михаил Иванович совмещает с развитием и совершенствованием своих музыкальных и композиторских навыков. Он знакомится с мастерами итальянской оперы, встречается с известными музыкантами того времени Ф. Мендельсоном, Ф. Шопеном, продолжает писать, берёт уроки у итальянских маэстро, посещает знаменитые театры, но главной идеей этого времени, полностью овладевшей Глинкой, становится идея создания русской национальной оперы. Глинка многому научился у мастеров итальянской оперы – Доницетти и Беллини, но мысль о создании именно русской оперы, правдивой и величественной, не покидает композитора.

Неожиданное известие о смерти отца заставляет Глинку принять решение вернуться домой. Здесь Глинка с большим воодушевлением принимается за написание различных тем для будущей оперы «Иван Сусанин». Сюжет, подсказанный композитору поэтом В. Жуковским, взят из истории русского народа – подвиг русского крестьянина Ивана Сусанина, который завёл врага в непроходимый лес, тем самым обрекая на гибель, но погиб и сам. Через некоторое время было получено разрешение на постановку оперы на сцене Большого театра в Петербурге, но с условием отказаться от денежного вознаграждения и переименовать оперу, посвятив её императору, поэтому вместо «Ивана Сусанина» она была названа «Жизнь за царя».
В 1836 году состоялась премьера оперы, она имела совершенный успех. Сам государь присутствовал на премьере и первым поблагодарил композитора за оперу, вручив ему царский подарок – перстень в 4000 рублей. Состоялось чествование Глинки, в котором участвовали А. Пушкин, В. Жуковский, артисты и друзья композитора.

● Звучит фортепианный ансамбль
«Танец» из оперы «Иван Сусанин»

После премьеры «Ивана Сусанина» Глинка был назначен капельмейстером придворной Певческой капеллы. Он взялся с энтузиазмом учить певчих чтению нот, работал над чистотой интонации. Весной 1838 года Михаил Иванович был послан на Украину для набора певчих. Там он имел возможность поближе познакомиться и вникнуть в музыку украинских песен. И даже сам попробовал написать несколько песен в стиле украинской музыки на стихи украинского поэта Виктора Забелы. Опыты оказались настолько удачными, что многие слушатели песен нередко принимали их за обработку народных народных мелодий. Мы послушаем одну песню в украинском стиле в переложении для флейты и фортепиано:

● Звучит «Гудэ витер»
(в переложении для флейты и фортепиано)

Набранные певчие были представлены императору, он самолично их экзаменовал, остался весьма доволен и распорядился выдать Глинке вознаграждение в 1500 рублей.
В это же время Глинка издаёт «Собрание музыкальных пьес» и пишет для своей сестры Елизаветы Ивановны, находившейся тогда с больным племянником в Петербурге, ноктюрн «Разлука». Это сочинение уже можно отнести к периоду полного расцвета творческого гения Глинки. Пьеса замечательна по яркой и оригинальной мелодии, по силе чувства, по зрелому мастерству и является практически лучшей фортепианной пьесой Глинки, относится к произведениям, имевшим основополагающее значение в развитии жанра русской фортепианной лирической миниатюры.

● Звучит ноктюрн «Разлука»

Одновременно с ноктюрном «Разлука» М. И. Глинка принимается и за другой ноктюрн – «Сожаление», но смерть горячо любимого 16-летнего брата Андрея не даёт ему закончить это сочинение. Позже, в 1840 году, Михаил Иванович использует тему этого ноктюрна в романсе « К Молли» или «Не требуй песен от певца» (на слова Н. Кукольника), вошедшего затем в цикл вокальных пьес «Прощание с Петербургом».

● Звучит романс «К Молли»
в переложении для скрипки, альта и фортепиано

В 1840 году, уже будучи женатым, Глинка знакомится с Екатериной Керн, к которой у него возникают пламенные поэтические чувства. Подобно А. Пушкину, вручившему своей возлюбленной, Анне Петровне Керн, свои лучшие стихи « Я помню чудное мгновенье», М. Глинка спустя 15 лет, посвящает свой лучший романс на эти стихи также своей возлюбленной – её дочери, Екатерине. В романсе идеально сливаются пленительные стихи выдающегося поэта и вдохновенная музыка выдающегося композитора. Мелодия чарует своей красотой, плавностью и гибкостью. Для стиля романса характерны стройность и завершённость формы.
Я помню чудное мгновенье –
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

● Звучит романс «Я помню чудное мгновенье»

В 1840 году М. И. Глинка написал цикл из 12 романсов на слова своего близкого друга – поэта Нестора Кукольника «Прощание с Петербургом». В это время происходят постоянные семейные неурядицы, доводившие Глинку до полного отчаяния; единственным выходом из сложившейся ситуации он видит свой отъезд из Петербурга, поэтому цикл становится отражением всех переживаемых в тот момент настроений.
Одним из произведений, вошедших в этот цикл, является скромная, бесхитростная песенка народного склада «Жаворонок». Она звучит как воспоминание о родных просторах. Глинка с детства любил наблюдать за птицами, слушать их пение и часто устраивал дома целые вольеры с большим количеством пернатых. Подражанием птичьему щебетанию в фортепианном вступлении, улетающими вверх октавами в сопровождении он рождает настроение светлой грусти, задумчивости. Мелодия романса сразу стала очень популярна и часто звучала в быту русских людей.
Между небом и землёй Не видать певца полей!
Песня раздаётся Где поёт так громко
Неисходною струёй Над подруженькой своей
Громче, громче льётся. Жаворонок звонкий?

● Звучит романс «Жаворонок»
в переложении для скрипки и фортепиано

Планы отъезда за границу, предполагавшегося в 1840 году не осуществились. На одном из концертов, на котором были исполнены произведения композитора, государь отозвался о нём: «Глинка – великий мастер, жаль, если при одной его опере останемся!» И вот, задержавшись на родине, Михаил Иванович вплотную занялся сочинением второй своей оперы «Руслан и Людмила», идею которой ему подсказал драматург А. Шаховской. Но в отличие от «Ивана Сусанина» он пишет её по кусочкам, урывками, используя темы, сочинённые ранее в предыдущих заграничных поездках. Взяв сюжет из юношеской поэмы А. Пушкина, он тем самым как бы посвящал своё новое произведение памяти великого поэта. На сочинение оперы ушло около двух лет, и 1842 году состоялась её премьера. За постановку оперы «Руслан и Людмила» Михаил Иванович получил 3000 рублей серебром. Оперу давали часто, и она имела успех. На одном из представлений присутствовал сам Ф. Лист, который высоко оценил талант Глинки.

● Звучит Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила»

III
В последние годы жизни Глинке всё-таки удалось ещё побывать за границей, и не один раз. Он посетил Францию, Испанию, о которых давно мечтал. Музеи, дворцы, театры, встречи со знаменитыми музыкантами, в частности, с Г. Берлиозом, при поддержке которого парижане имели возможность познакомиться с музыкой Глинки. В эти годы сочинено ещё немало интересных произведений, которые мы с Вами, возможно, услышим в других концертах; написаны автобиографические «Записки».
Но болезни всё чаще и чаще давали о себе знать, и зимой 1857 года композитора не стало. Он закончил свой жизненный путь вдали от Родины, будучи в Германии. Благодаря хлопотами сестры, Людмилы Ивановны, он был похоронен в Петербурге, на кладбище Александро-Невской лавры. Но для музыки Глинки уже наступило бессмертие: она проникла в самые отдалённые уголки родного края, всё чаще и чаще звучала за рубежом, и остаётся живой и поныне. Ещё многие поколения музыкантов будут учиться у Глинки его совершенному мастерству, нравственной силе, скромной и чистой красоте.

Используемая литература:
1. М. Шорникова «Русская музыкальная классика»
2. В. Васина – Гроссман «М. И. Глинка»
3. М. И. Глинка «Записки»
4. Е. Канн – Новикова «К 100-летию М. И. Глинки»

Бычкова Н. О.
г. Балаково, 2014 год