Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сандро Боттичелли: биография и лучшие произведения. Биография Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли: биография и лучшие произведения. Биография Сандро Боттичелли

Алессандро ди Мариано Филипепи родился в 1445 году во Флоренции, в семье кожевника Мариано ди Ванни Филипепи и его жены Смеральды. Вскоре отец умер и семью возглавил старший брат, зажиточный торговец, которому дали прозвище Боттичелли («Боченок») , возможно из-за округлой фигуры, возможно из-за симпатии к вину. Оно то и передалось всем братьям в семье. После доминиканского монастыря, вместе со среднима братом, Алессандро пошел учиться ювелирному мастерству. В то время это была очень завидная профессия, однако после окончания учебы, парень увлекся живописью.

Семья Филипепи была очень зажиточной и уважаемой в городе. Одним из соседей был Америго Веспуччи (1454-1512) , в честь которого была названа Америка. Именно по его совету Аллесанро был отправлен в мастерскую в Прато, 20 км от Флоренции, а после смерти учителя, художник вернулся во Флоренцию. Именнно Америго Веспучи знакомил художника с влиятельными людьми, чтобы Алессандро смог реализовать свой талант живописца.

Первую известность как художник, Сандро получил в 1475 году, когда написал для монастыря Санта Мария Новелла картину «Поклонение волхвов» , где изобразил членов семейства Медичи , поклоняющихся Деве Марии.

Во Флоренции часто проходили празднества. И вот, главным героем праздника должен стать Джулиано Медичи , младший брат Лоренцо Великолепного . Боттичелли создал для Джулиано штандарт, где была изображена его возлюбленная, красавица в белом платье в виде Афины Паллады . Именно после этого празднества, великий художник официально закрепился в семейном кругу Медичи и официальной жизни города.

11 месяцев принимал участие в росписи , после чего он вернулся во Флоренцию , написал несколько картин на мифологические темы, а так же закончил картину «Весна» .

Художник был тайно влюблен в Симонетту Веспуччи , но, девушка скоропостижно скончалась от чахотки. А за ней через 2 года после ее похорон, в Флорентийском соборе, во время заговора Пацци, нанятым киллером был заколот и Джулиано. Именно в это время художник написал свой

Особое место его шедеврам уделяется так же , которая вместе с «Рождением Венеры» радует любителей искусства в галерее Уффици во Флоренции.

В 1493м году, после смерти Лоренцо Великолепного , скончавшегося в 44 года от подагры. Проповедник Савонарола, не отпустивший ему грехи, объявивший себя слугой Иисуса, поднял массы против Медичи, на центральной пьяцце Синьории сжигал все ценные произведения искусства, реликвии, изъятые из богатых домов. Были и те, кто, поддавшись массовому психозу, сжигали свои картины с обнаженными фигурами. По словам некоторых летописцев, среди них был и . Но с помощью Римского папы Александра IV , Савонарола был обвинен в ереси и предан публичной смертной казни.

Боттичелли не был женат и детей у него тоже не было. По словам Джорджио Вазари , его мучали старость и болезни и в конце своих дней перемещался при помощи двух палочек. Умер в 65 лет и по его завещанию, похоронен в церкви Оньиссанти , построенной семейством Веспуччи, во Флоренции, рядом со своей музой, Симонеттой Веспуччи , через 34 года после ее смерти.

Светлана Конобелла из Италии с любовью.

About konobella

Светлана Конобелла, писатель, публицист и сомелье Итальянской Ассоциации (Associazione Italiana Sommelier). Культивист и реализатор разнообразных идей. Что вдохновляет: 1. Все, что выходит за рамки общепринятых представлений, однако почитание традиций мне не чуждо. 2. Момент единения с объектом внимания, например, с грохотом водопада, восходом в горах, фужером неповторимого вина на берегу горного озера, горящим в лесу костром, звездным небом. Кто вдохновляет: Те, кто создают свой мир, полным ярких красок, эмоций и впечатлений. Живу в Италии и люблю ее правила, стиль, традиции, так же как и "ноу-хау", но Родина и соотечественники навсегда в моем сердце. Редактор портала www..

Продолжаем рассказ о творчестве Сандро Боттичелли.

Две самые знаменитые картины Боттичелли , так называемая "Примавера " ("Весна") и "Рождение Венеры " заказаны Медичи и воплощают в себе культурную атмосферу, возникшую в медическом кругу. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами . Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо - сыновей брата Пьеро "Подагрика". Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище "dei Popolani" (Пополанской). Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. Для своей виллы в Кастелло он заказал художнику фрески, для нее же предназначались и эти две картины.

В искусствоведческих исследованиях содержание названных картин интерпретируется различным образом, в том числе оно связывается с классической поэзией, в частности, со строками Горация и Овидия. Но наряду с этим в замысле боттичеллевских композиций должны были отразиться идеи Фичино, нашедшие свое поэтическое воплощение у Полициано.

Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, а выступает гуманистическим идеалом любви духовной, "того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении " (Шастель). Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу, Весну - символ живительных сил Природы . Венера в центре композиции (над ней Амур с завязанными глазами) - отождествляется с Humanitas - комплексом духовных свойств человека , проявления которых олицетворяют три Грации ; устремивший взгляд вверх Меркурий рассеивает своим кадуцеем облака.

Как прекрасна каждая группа в прославленной картине Сандро Боттичелли - "Весна" (тоже в Уффици), слитная, исполненная ритмического движения, всеми линиями блаженно спрягающаяся с соседними фигурами. Возможно, античные сцены этих композиций были подсказаны поэтом Полициано, подвизавшимся при дворе Лоренцо. Но ритм их и очарование чисто боттичеллиевские.

Боттичелли изобразил Зефира, преследующего нимфу Хлорис , из их союза возникает Флора ;

затем видим Венеру, танец трех Граций

и, наконец, Меркурия, который, устремив взгляд ввысь, снимает кадуцеем пелену облаков, препятствующую созерцанию.

Каково же содержание картины? Исследователи предложили несколько толкований . Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Центром построения является Венера — не воплощение низменной страсти, а благородная богиня цветения и всяческого благоволения на земле; это неоплатонический образ. Развертывая данный контекст, ученые утверждали, что картина отражает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты, ведущем от земного к сверхземному .

В литературе о Боттичелли распространена и другая трактовка трех перечисленных персонажей: считается, что здесь представлены Зефир, нимфа Хлорис и богиня цветения Флора, рожденная в союзе Хлорис с Земфиром.

Венера, центральная фигура композиции, стоит под сенью деревьев в этом зачарованном пространстве весеннего леса. Ее платье из тончайшей ткани с золотыми нитями украшений и роскошный плащ алого цвета, символизирующего любовь, свидетельствуют о том, что перед нами богиня любви и красоты. Но в ее хрупком облике проступают и иные черты. Склоненная голова покрыта газовым покрывалом, в какие Сандро любил одевать своих Мадонн. Лицо Венеры с вопрошающе поднятыми бровями выражает грусть и скромность, значение ее жеста неясно — приветствие ли это, робкая защита или благостное приятие?

Персонаж напоминает Деву Марию в сюжете «Благовещение» (например, на картине Алессо Бальдовинетти). Языческое и христианское таются в одухотворенный образе.

В других фигурах композиции также улавливаются ассоциации с религиозными мотивами . Так, образы Зефира и нимфы Хлорис перекликаются со средневековым изображением дьявола, не пускающего душу в Рай .

Грации , спутницы и служанки Венеры, — достоинства, порождаемые Красотой, их имена — Целомудрие, Любовь, Наслаждение . Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения. Художник на редкость изобретателен в трактовке причесок, передавая волосы одновременно как природную стихию и как декоративный материал. Волосы Граций собраны в пряди, то мелко вьющиеся, то ниспадающие волной, то рассыпающиеся по плечам, словно золотистые струи.

Легкие изгибы и повороты фигур, диалог взглядов, изящное соединение рук и постановка ступней — все это передает поступательный ритм танца. Отношения его участниц отражают классическую формулу и вместе с тем неоплатоническое понимание Эроса: Любовь ведет Целомудрие к Наслаждению и скрепляет их руки . В изображении Боттичелли оживает представление о мифологическом великолепии, но образы его окрашены подлинной чистотой.

Перейдем к рассмотрению второй картины (об этой картине уже была публикация на страницах сообщества , но я постараюсь остановиться здесь на тех моментах, которые не затрагивались в предыдущей публикации)

"Рождение Венеры " около 1477-85 Галерея Уффици, Флоренция

"Рождение Венеры" Боттичелли в Уффици - одна из самых знаменитых картин в мире . Вглядитесь в эту Венеру, в эту стыдливую девушку, в глазах которой блуждает какая-то робкая печаль. Проникнитесь ритмом композиции, который и в изгибе ее юного тела, и в крученых прядях ее золотистых волос, так красиво рвущихся по ветру, и в общей согласованности линий ее рук, чуть отставленной в сторону ноги, поворота головы и в фигурах, которые ее обрамляют.

Эта картина связана с классической поэзией. Но наряду с реминисценциями римской культуры в замысле боттичеллевских композиций должны были отразиться идеи Фичино, нашедшие свое поэтическое воплощение у Полициано .


Сюжет шедевра Боттичелли воскрешает одну из самых поэтичных легенд Древней Греции . Богиня любви Афродита в римской мифологии — Венера ) родилась из пены морских волн неподалеку от острова Кипр. Зефир (западный ветер) дует на раковину с юной красавицей и гонит ее к берегу. От его дыхания сыплются розы, и кажется, они наполняют картину тонким благоуханием. Зефир изображен в объятиях своей супруги Хлориды (римляне называли ее Флорой ), повелительницы растительного царства. Венеру ожидает Весна, готовая набросить на богиню любви царственные одежды, чтобы скрыть совершенную красоту ее тела. Шею Весны украшает гирлянда вечнозеленого мирта, символизирующего вечную любовь.

Нежные тона рассвета используются художником скорее в карнации фигур, чем в трактовке окружающей их пространственной среды, они приданы также легким одеяниям, оживленным тончайшим узором из васильков и маргариток. Оптимизм гуманистического мифа органично сочетается здесь со светлой меланхолией, характерной для искусства Боттичелли . Но вслед за созданием этих картин противоречия, постепенно углубляющиеся в культуре и изобразительном искусстве Ренессанса, коснулись и художника. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов.

Для картины художник выбрал позу “целомудренной Венеры”, застенчиво прикрывающей свою пленительную наготу. Прототипом богини с лицом мадонны опять-таки была Симонетта Веспуччи.

Как уже отмечалось в посте этой картиной Боттичели были воодушевлены многие поэты при создании своих произведений. В отмеченном посте были приведены стихотворения Новеллы Матвеевой и Поля Валери . Приведу здесь еще одно стихотворение Сары Бернар "Рождение Венеры"

Ударило. Взроптало. Понесло.
Со дна воздело многорядье вихрей.
Из пены млечно-белой вознесло
рожденную Венеру...Тут же стихло,

прильнув к ее божественным ногам.
Ласкает наготу язык соленый...
Зефиры направляют к берегам
ее кораблик. На земле влюбленно

встречает нимфа. В воздухе цветы
кружатся и слетают тихо в воду...
Ее лицо исполнено мечты -
о, чувственность прозрения Природы.

Любви богиня: золото волос,
лицо подростка, без изъянов тело -
предчувствие страстей... Немой вопрос -
а есть ли ей до этих смертных дело?

Источники, использованные при подготовке публикации были приведены в двух предыдущих постах. Здесь дополнительно отмечу, что недавно в ЛиРу была публикация "Аллегория Весны" у Cherry_LG , а также отмеченная выше публикация о творчестве Боттичелли в посте NADYNROM .

Продолжение рассказа о творчестве Сандро Боттичелли ожидается в следующем посте.

Са́ндро Боттиче́лли (итал. Sandro Botticelli, настоящее имя Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи (итал. Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi; 1 марта 1445 - 17 мая 1510) - великий итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи.

Боттичелли родился в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком.

Боттичелли пришел к живописи не сразу: сначала он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио (существует версия, что свою фамилию юноша получил от него). В 1462 году он начал учиться живописи у Фра Филиппо Липпи , в мастерской которого пробыл пять лет. В связи с отъездом Липпи в Сполето он перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо .

Первые самостоятельные произведения Боттичелли - несколько изображений Мадонн - по манере исполнения демонстрируют близость к работам Липпи и Мазаччо , наиболее известны: «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем» (1465-1470), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1470), «Мадонна в розовом саду» (около 1470), «Мадонна Евхаристии» (около 1470).

С 1470 года он имел собственную мастерскую недалеко от Церкви Всех святых. Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение Боттичелли собственного стиля. В 1470-1472 он пишет диптих об истории Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

В 1472 году имя Боттичелли впервые упоминается в «Красной книге» компании святого Луки. Там же указывается, что у него работает ученик Филиппино Липпи.

На празднике в честь святого 20 января 1474 года картина «Святой Себастьян» с большой торжественностью была размещена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта-Мария-Маджоре, чем объясняется её вытянутый формат.

Около 1475 года живописец написал для состоятельного горожанина Гаспаре дель Ламы прославленную картину «Поклонение волхвов», на которой помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя. Вазари писал: «Поистине произведение это - величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется».

В это время Боттичелли становится известным и как портретист. Наиболее значительны «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474-1475), а также портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам.

В 1476 году умирает Симонетта Веспуччи, по версии ряда исследователей, тайная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли, который никогда не был женат.

Быстро распространявшаяся слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции. С конца 1470-х годов художник получает многочисленные заказы. «И тогда он завоевал себе … во Флоренции и за её пределами такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце и пожелавший расписать её, распорядился поставить его во главе работы».

В 1481 году папа Сикст IV призвал Боттичелли в Рим. Вместе с Гирландайо , Росселли и Перуджино Боттичелли украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. После того как в 1508-1512 годах потолок и алтарную стену при Юлии II распишет Микеланджело , она обретёт всемирную славу.

Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов.

Боттичелли посещал Платоновскую академию Лоренцо Великолепного, где встречался с Фичино, Пико и Полициано, тем самым подпав под влияние неоплатонизма, что нашло отражение в его картинах светской тематики.

Самое известное и самое загадочное произведение Боттичелли - «Весна» (Primavera) (1482).
Картина вместе с «Палладой и кентавром» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонной с Младенцем» неизвестного автора предназначалась для украшения флорентийского дворца Лоренцо ди Пьерфранческо, представителя семейства Медичи.
На создание полотна живописца вдохновил, в частности, фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей»:

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Вот такое часто бывает в жизни дилетанта: только открыл Америку, только начал радоваться и гордиться, а тут бац - выясняется, что ее открыли задолго до тебя! Ну, обо всем по порядку.

В каждом городе есть место, обязательное для посещения. В Париже это - конечно Лувр, в Риме - Коллизей, в Питере - Эрмитаж, ну а во Флоренции - галерея Уффици.

Конечно, во Флоренции есть много чего и кроме галереи посмотреть, один Давид чего стоит!

Это, как вы догадались, не настоящий Давид, а настоящий вот он

То, что галерея Уффици является обязательным пунктом любого туристического маршрута по Флоренции, создает определенные трудности для попадания в нее. Наша рекомендация: заказывать билеты заранее через интернет вот здесь http://www.florence-museum.com/booking-tickets.php . Распечатанную бронь надо обменять на тикеты в офисе галереи напротив главного входа. Ну, а затем надо отстоять малюсенькую очередь таких же продвинутых туристов, как и вы (по сравнению с громадной соседней очередью не продвинутых).

Наконец, вы внутри. Пытаться обойти все галерею за раз сможет не каждый нормальный человек, поэтому надо смотреть прежде всего самое самое самое! Для нас таким «самым самым» стали полотна великого живописца эпохи флорентийского Ренессанса Сандро Боттичелли.

Его настоящее имя Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Боттичелли или в грубом переводе «из рода бочек» - это скорее прозвище, которое «наследовал» худющий Сандро после своего старшего брата - толстяка и действительно настоящей «бочки» (такая вот особая флорентийская логика).

В галерее Уффици его произведениям посвящено несколько залов. «Рождение Венеры», «Весна», портреты Данте и Джулиано Медичи - эти работы Боттичелли известны чуть ли ни со школы.


Но одно дело репродукции в учебнике, а здесь оригиналы, вот они, на расстоянии вытянутой руки. Впечатление незабываемое! Вглядываясь в картины, прихожу к совершенно неожиданному для себя выводу, что все «главные женские роли» на большинстве представленных в галерее Уффици полотнах Боттичелли отданы одной и той же «актрисе»! Похоже на большинстве его картин действительно изображена одна и та же женщина! К этому же выводу приходит и стоящая рядом жена. Не может быть? Судите сами

Как мы выяснили позже, секрет незнакомки на картинах Боттичелли был открыт еще в XVI веке итальянским живописцем Джорджо Вазари.

Вазари жил во Флоренции спустя почти тридцать лет после смерти Боттичелли. Как художник Вазари не преуспел, хотя одно время был учеником самого Микеланджело. Зато он стал фактически основоположником современного искусствознания, написав главный труд своей жизни - собрание 178 биографий художников Италии эпохи Возрождения « Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих ». Именно в этом произведении, изданном в 1568 году, Джорджо Вазари выдвинул гипотезу относительно имени женщины, которую Сандро Боттичелли воспевал почти во всех своих произведениях. По версии Вазари эта женщина - Симонетта Веспуччи, первая красавица Флоренции второй половины XV века.

Современники считали её красоту божественным даром, воплощением совершенного замысла и за свою красоту девушка получила прозвище Несравненной и Прекрасной Симонетты.

В апреле 1469 года 16-летняя Симонетта венчалась со своим ровесником Марко Веспуччи, дальним родственником в будущем знаменитого флорентийского мореплавателя Америго Веспучч и, именем которого будет назван открытый Колумбом новый континент (еще один пример своеобразной логики). Портрета Марко Веспуччи я не нашел, а Америго - вот он

Конечно Симонетта Веспуччи была для Боттичелли недоступна:

- Но что ей до меня - она была в Париже,

- Ей сам Марсель Марсо чевой-то говорил!

Ведь он - простой, хотя и модный живописец, зато она - супруга одного из банкиров правящего во Флоренции семейства Медичи, та, чьего расположения добивались все флорентийские знатные мужчины, включая самого правителя города Лоренцо Великолепного (вот его бюст из коллекции галереи Уффици)

а также и его младшего брата Джулиано (вот его портрет работы Боттичелли):

При всём при этом Сандро при желании мог любоваться Симонеттой Веспуччи каждый день — их дом соседствовал с палаццо Веспуччи. А знала ли Симонетта о существовании Сандро? Если и знала, то скорее всего вряд ли придавала этому знанию какое либо значение. А вот для Боттичелли она была идеальной женщиной. Подтверждением этому служит хотя бы то, что и «Рождение Венеры», и «Весна», и «Венера и Марс», а также «Портрет молодой женщины» написаны художником уже после смерти Симонетты, скоропостижно скончавшейся 26 апреля 1476 года в возрасте 23 лет в разгар разразившейся во Флоренции эпидемии туберкулеза. Таким образом, Боттичелли еще раз и еще раз возвращается к образу Симонетты даже спустя 9 лет после ее смерти. Хотя к ее ли образу? Ведь прижизненные фотографии Симонетты по известным причинам отсутствуют, а четко атрибутированных портретов не сохранилось. Скорее всего Сандро рисовал некий, по словам поэта Михаила Кузьмина, «на вечные века символ скоропроходящей молодости», воплощенный для него в Симонетте.

Сандро Ботичелли никогда не был женат, прожив большую жизнь, умер в возрасте 65 лет и в соответствии со своим завещанием был похоронен во Флоренции в церкви Всех Святых (Chiesa di Ognissanti), в которой ранее была похоронена и Симонетта Веспучи. Мы нашли эту церковь, правда уже перед самым ее закрытием.

Мини экскурсию по церкви провел для нас чернокожий (!) монах-францисканец.

Вот такая вот ИСТОРИЯ любви.

Но на последок хотел бы рассказать еще одну не менее романтическую, но к тому же еще и поучительную историю про любовь.

На картине Боттичелли «Рождение Венеры» в левом верхнем углу мы можем заметить такую странноватую парочку: парящего юношу с надутыми щеками и девушку, которая обвила своего кавалера не только руками, но и ногами!

Этот юноша - Зефир, бог западного весеннего ветра, на картине он гонит раковину с только что родившейся Венерой к берегу. А девушка - законная жена Зефира, греческая богиня цветов Хлорида, которую у римлян называли Флорой.

Хлорида по началу избегала настойчивых ухаживаний Зефира и всячески его игнорировала. Вот она убегает от влюбленного Зефира в правом углу на картине Ботичелли «Весна».

В конце концов Зефиром овладела такая дикая страсть, что он, побив олимпийский рекорд по догонянию девушек, настигнул Хлориду и силой овладел ею. О как! Результатом явилось то, что в девушке возникла не менее, а более сильная, такая дикая передикая, ответная страсть к Зефиру, что она прильнула к нему всем телом и больше уже никогда с ним не расставалась, крепко обвив своего уже мужа всеми у нее имеющимися конечностями.

И с тех пор Зефир всегда вместе со своей женой Хлоридой-Флорой. И днем, и ночью, и в отпуске, и на работе, и на концерте, и на банкете, и на футболе, и в бане на встрече с одноклассниками!

Как говорится, за что боролись, на то и напоролись! Так что изучайте ИСТОРИЮ!

Боттичелли Сандро (Botticelli, Sandro)

Боттичелли Сандро (Botticelli, Sandro) (1445–1510), один из наиболее выдающихся художников эпохи Возрождения . Родился во Флоренции в 1444 в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи (прозвище Боттичелли, означающее «бочоночек», на самом деле принадлежало его старшему брату). После первоначального обучения у ювелира ок. 1462 Боттичелли поступил в мастерскую одного из ведущих живописцев Флоренции, Фра Филиппо Липпи. Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц, орнаментальных деталях и колорите. В его произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более мощной трактовкой фигур и новым осмыслением пластики объемов. Приблизительно в это же время Боттичелли начинает применять энергичные охристые тени для передачи телесного цвета – прием, который стал характерной чертой его стиля живописи . Эти изменения проявляются во всей полноте в самой ранней документированной картине Боттичелли Аллегория силы (ок. 1470, Флоренция, галерея Уффици) и в менее выраженной форме в двух ранних Мадоннах (Неаполь, галерея Каподимонте; Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер). Две знаменитые парные композиции История Юдифи (Флоренция, Уффици), также относящиеся к числу ранних произведений мастера (ок. 1470), иллюстрируют другой важный аспект живописи Боттичелли: живую и емкую повествовательность, в которой соединены экспрессия и действие, с полной ясностью раскрывающие драматическую сущность сюжета. В них также обнаруживается уже начавшееся изменение колорита, который становится более ярким и насыщенным, в отличие от бледной палитры Филиппо Липпи, преобладающей в самой ранней картине Боттичелли – Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея).

Картины Ботичелли:

Среди произведений Боттичелли лишь несколько имеют достоверные датировки; многие из его картин были датированы на основе стилистического анализа. Некоторые из самых известных произведений относят к 1470-м годам: картина Св. Себастьян (1473), самое раннее изображение обнаженного тела в творчестве мастера; Поклонение волхвов (ок. 1475, Уффици). Два портрета – молодого человека (Флоренция, галерея Питти) и флорентийской дамы (Лондон, музей Виктории и Альберта) – датируются началом 1470-х годов. Несколько позже, возможно в 1476, был выполнен портрет Джулиано Медичи, брата Лоренцо (Вашингтон, Национальная галерея). Произведения этого десятилетия демонстрируют постепенный рост художественного мастерства Боттичелли. Он использовал приемы и принципы, изложенные в первом выдающемся теоретическом трактате о ренессансной живописи, принадлежащем перу Леона Баттисты Альберти (О живописи, 1435–1436), и экспериментировал с перспективой. К концу 1470-х годов в произведениях Боттичелли исчезли стилистические колебания и прямые заимствования у других художников, присущие его ранним произведениям. К этому времени он уже уверенно владел совершенно индивидуальным стилем: фигуры персонажей приобретают крепкое строение, а их контуры удивительным образом сочетают ясность и элегантность с энергичностью; драматическая выразительность достигается соединением активного действия и глубокого внутреннего переживания. Все эти качества присутствуют во фреске Св. Августин (Флоренция, церковь Оньисанти), написанной в 1480 в качестве парной композиции к фреске Гирландайо Св. Иероним.

Предметы, окружающие св. Августина, – пюпитр, книги, научные инструменты, – демонстрируют мастерство Боттичелли в жанре натюрморта: они изображены с точностью и ясностью, обнаруживающими способность художника схватывать сущность формы, но при этом не бросаются в глаза и не отвлекают от главного. Возможно, этот интерес к натюрморту связан с влиянием нидерландской живописи, вызывавшей восхищение флорентийцев 15 в. Конечно, нидерландское искусство повлияло на трактовку пейзажа у Боттичелли. Леонардо да Винчи писал, что «наш Боттичелли» проявлял мало интереса к пейзажу: «…он говорит, что это пустое занятие, потому что достаточно просто бросить пропитанную красками губку на стену, и она оставит пятно, в котором можно будет различить прекрасный пейзаж». Боттичелли обычно удовлетворялся использованием условных мотивов для фонов своих картин, разнообразя их включением мотивов нидерландской живописи, таких, как готические церкви, замки и стены, для достижения романтически-живописного эффекта.

В 1481 Боттичелли был приглашен папой Сикстом IV в Рим вместе с Козимо Росселли и Гирландайо для того, чтобы написать фрески на боковых стенах только что отстроенной Сикстинской капеллы. Он выполнил три из этих фресок: Сцены из жизни Моисея, Исцеление прокаженного и искушение Христа и Наказание Корея, Дафана и Абирона. Во всех трех фресках мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.

После возвращения во Флоренцию, возможно, в конце 1481 или начале 1482, Боттичелли написал свои знаменитые картины на мифологические темы: Весна, Паллада и Кентавр, Рождение Венеры (все в Уффици) и Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), принадлежащие к числу самых знаменитых произведений эпохи Возрождения и представляющих собой подлинные шедевры западноевропейского искусства. Персонажи и сюжеты этих картин навеяны произведениями античных поэтов, прежде всего Лукреция и Овидия, а также мифологией. В них чувствуется влияние античного искусства, хорошее знание классической скульптуры или зарисовок с нее, имевших большое распространение в эпоху Возрождения. Так, грации из Весны восходят к классической группе трех граций, а поза Венеры из Рождения Венеры – к типу Venus Pudica (Венера стыдливая).

Некоторые ученые видят в этих картинах визуальное воплощение основных идей флорентийских неоплатоников, особенно Марсилио Фичино (1433–1499). Однако приверженцы этой гипотезы игнорируют чувственное начало в трех картинах с изображением Венеры и прославление чистоты и непорочности, которое, несомненно, является темой Паллады и Кентавра. Наиболее правдоподобна гипотеза, согласно которой все четыре картины были написаны по случаю свадьбы. Они являются самыми замечательными из сохранившихся произведений этого жанра живописи, который прославляет бракосочетание и добродетели, ассоциирующиеся с рождением любви в душе непорочной и прекрасной невесты. Те же идеи являются главными в четырех композициях, иллюстрирующих рассказ Боккаччо Настаджо дельи Онести (находятся в разных коллекциях), и двух фресках (Лувр), написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайших сподвижников Медичи.

Волшебная грация, красота, богатство воображения и блестящее исполнение, присущие картинам на мифологические темы, присутствуют также в нескольких знаменитых алтарях Боттичелли, написанных в течение 1480-х годов. К числу лучших принадлежат Алтарь Барди с изображением Богоматери с младенцем и св. Иоанном Крестителем (1484) и Благовещение Честелло (1484–1490, Уффици). Но в Благовещении Честелло уже появляются первые признаки манерности, которая постепенно нарастала в поздних произведениях Боттичелли, уводя его от полноты и богатства натуры зрелого периода творчества к стилю, в котором художник любуется особенностями собственной манеры. Пропорции фигур нарушаются для усиления психологической выразительности. Этот стиль в той или иной форме характерен для произведений Боттичелли 1490-х и начала 1500-х годов, даже для аллегорической картины Клевета (Уффици), в которой мастер возвеличивает собственное произведение, ассоциируя его с творением Апеллеса, величайшего из древнегреческих живописцев. Две картины, написанные после падения Медичи в 1494 и под влиянием проповедей Джироламо Савонаролы (1452–1498), – Распятие (Кеймбридж, Массачусетс, художественный музей Фогга) и Мистическое Рождество (1500, Лондон, Национальная галерея), – представляют собой воплощение непоколебимой веры Боттичелли в возрождение Церкви. Эти две картины отражают неприятие художником светской Флоренции эпохи Медичи. Другие произведения мастера, такие, как Сцены из жизни римлянки Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и Сцены из жизни римлянки Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер), выражают его ненависть к тирании Медичи.

Сохранилось мало рисунков самого Боттичелли, хотя известно, что ему часто заказывали эскизы для тканей и гравюр. Исключительный интерес представляет его серия иллюстраций к Божественной комедии Данте. Глубоко продуманные графические комментарии к великой поэме во многом остались незавершенными.

Около 50 картин полностью или в значительной степени принадлежат кисти Боттичелли. Он был главой процветавшей мастерской, работавшей в тех же жанрах, что и сам мастер, в которой создавалась продукция разного качества. Многие из картин прописаны собственной рукой Боттичелли или сделаны по его замыслу. Почти для всех характерна ярко выраженная плоскостность и линеарность в трактовке формы, соединенные с откровенным маньеризмом. Умер Боттичелли во Флоренции 17 мая 1510.