Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Рисунок головы человека карандашом поэтапно. Учимся рисовать голову карандашами

Рисунок головы человека карандашом поэтапно. Учимся рисовать голову карандашами

Скомпонуйте изображение на листе. Зная, что лицевая часть имеет множество мелких деталей, необходимо перед ней создать большее поле фона. Изображение головы несколько сдвигается вверх, так как нижняя часть листа должна иметь большую тяжесть. Намечая общие пропорции, надо обратить внимание на соотношение общей ширины к общей высоте головы, выяснить, в какой по пропорциям прямоугольник вписывается гипсовая голова.

Определив наклон, поворот и пластическую характеристику общего объема, наметьте общие габариты изображения и очертания общей массы головы.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Второй этап

Учитывая перспективные сокращения, обобщение, наметьте среднее профильное сечение. Обозначьте линию, проходящую через середину разреза глаз. Эта линия разделит голову на две равные части по вертикали. Главная задача на этом этапе - правильно определить перспективные сокращения и выразить их при начертании этих линий. Это поможет в дальнейшей работе. Нужно будет каждый раз проверять себя, опираясь на ранее заданные в рисунке направления.

Часто, намечая профильное сечение, рисовальщик сталкивается с проблемой определения наклона. Наклон головы следует находить на основе воображаемой линии, соединяющей переносицу с серединой подбородка, и вертикали. Большое значение имеет и определение лицевого угла. Намечая две обобщенные линии сечений, так называемую крестовину, рисующий должен твердо установить линию своего горизонта.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Третий этап

Опираясь на анатомические пункты, выделите общие пропорции лицевой части. Анатомическими пунктами должны являться прежде всего височные линии, выступы скуловых костей и углы нижней челюсти. Определять пропорции лицевой части необходимо методом сравнения ее с общей формой.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Четвертый этап

Изучите профиль головы и строго наметьте профильное продольное сечение. Начинать рисование сечения надо от средней точки переносья. Двигаясь вверх к затылку, вниз к подбородку и яремной впадине, обозревайте голову целиком. Намечая профильное сечение, следует проверять соразмерность отдельных мелких частей головы и правильно определять выступающие точки, сравнивая их между собой по вертикалям.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Пятый этап

Наметьте ширину крупных форм каждой части головы, строя от профильного сечения и учитывая перспективные сокращения и парность форм. Выполните объемно-конструктивное построение формы головы.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Шестой этап

Прорисуйте мелкие детали, проверяя построение с помощью сечений. Проследите повороты формы, передавая сложную пластическую основу головы человека, закончите линейно-конструктивный рисунок.

Вспоминая каноны, пришедшие к нам из глубины веков, и сравнивая их с тем, что есть в натуре, учащие более точно определяют характер формы и пропорции конкретной головы. В скульптурных изображениях голов, выполненных древними скульпторами, можно проследить некоторые общие закономерности.

Лицевую часть головы можно разделить на три равные части. Линия, ограничивающая верхнюю треть средней части, проходит на уровне глаза. Высота уха равна высоте средней трети лица. Начинать построение необходимо, основываясь на знаниях об особенностях конструктивного строения пластической формы головы, полученных во время работы над рисунком обрубовки.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Седьмой этап

Учитывая направление света, легким тоном наметьте основной объем головы и основные детали. Строго проследите в рисунке светоразделы. Покажите освещенность.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Восьмой этап

Введите полутона, перейдя к более подробному выявлению формы, сберегая при этом конструктивную, пропорциональную и перспективную основу построения. Проведите анализ формы по тональным градациям, подчинив их тональному масштабу. Подчините все элементы светотени их отношениям, добиваясь цельности рисунка.

Рисунок головы человека (гипсовой анатомической головы). Девятый этап

Определите более точные светотеневые градации, накапливая детали и подчиняя их общей форме. Учитывая тон, одновременно уточняйте конструктивную основу пластической формы. Обобщите и завершите рисунок анатомической головы.


Аналогично рисунку гипсовой анатомической головы ведется рисунок любой другой натуры.

Очень часто начинающие художники пренебрегают изучением человеческого скелета и мускулатуры, ошибочно полагая, что “и так нормально получится”. Но незнание человеческой анатомии приводит к тому, что нарисованный человек получается неубедительным, а его мимика и движения выглядят неестественно.

Поэтому сегодня мы рассмотрим базовые принципы, которыми вы должны руководствоваться, если хотите нарисовать хороший и качественный портрет.

1. Пропорции лица

Череп с челюстью представляют собой слегка сплюснутую сферу, поэтому глядя на человеческое лицо в анфас мы видим что-то вроде перевернутого узкой стороной вниз яйца. Две перпендикулярные линии, проходящие посредине, делят это яйцо на четыре части. Давайте рассмотрим подробности:

  • Отметьте средины правой и левой половинок горизонтальной линии. Глаза будут располагаться именно в этих точках.
  • Разделите нижнюю половину вертикальной линии на пять частей. Нижняя часть носа будет располагаться на второй отметине сверху, а линия, на которой смыкаются губы, расположится на одну точку ниже.
  • Разделите верхнюю половину вертикальной линии на четыре части. Линия роста волос будет располагаться на второй или третьей отметке, эта особенность варьируется. Уши находятся между верхним веком и кончиком носа, но это правило верно только когда лицо не опущено вниз или не поднято вверх.

Полезная подсказка: ширина лица обычно составляет ширину пяти глаз или немногим меньше. Размер расстояния между глазами равен ширине одного глаза. Очень редко у людей это расстояние очень сильно отличается от стандартного, но эту особенность будет достаточно легко заметить. Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется длине одного глаза.

Еще одним способом измерения является использования расстояние между кончиком большого и указательного пальца. На рисунке ниже показано, какие расстояния можно мерить таким образом: высота уха, расстояние от линии роста волос до бровей, от брови до носа, от носа до подбородка и от зрачка до зрачка.

Профиль

В профиль мы все еще видим форму яйца, но острая сторона его смотрит в угол. Линии теперь разделяют голову на лицо и череп.

На черепе:

  • Ухо находится сразу за вертикальной линией. По размеру и местоположению оно все еще располагается между верхним веком и кончиком носа.
  • Глубина черепа варьируется в рамках, указанных на картинке ниже в пункте 4 пунктирными линиями.
  • Все располагается так, как было указано выше.
  • Корень носа совпадает с горизонтальной линией или находится немного выше
  • Самая выпуклая часть – это первая точка над горизонтальной линией, которая отмечает линию бровей.

2. Особенности

Глаза и брови

Глаз – это просто две дуги, соединенные в миндальную форму. Нет определенного правила в рисовании глаз, потому что форма глаз может быть разная, и таких форм существует очень много, но мы можем подметить следующие тенденции:

  • Внешний угол глаза может быть выше, чем внутренний, но не наоборот.
  • Если форма глаза миндальная, то округленная часть глаза будет ближе ко внутреннему уголку, а вытянутая – ко внешнему.

Детали глаза

  • Радужная оболочка частично спрятана под внешним веком. Она касается нижнего века, только если человек смотрит вниз, или если глаз построен так, что нижнее веко находится выше, чем обычно.
  • Ресницы растут изнутри наружу, а не наоборот, и это очень важно при рисовании, чтобы они выглядели натурально. Ресницы на нижнем веке короче.
  • Пытаясь прорисовать все мелочи (слезные протоки, нижнее веко и т.д.), помните, что детальная прорисовка не всегда означает, что результат будет красивым.

В профиль глаз принимает форму наконечника стрелы (с выпуклыми или вогнутыми сторонами), с небольшим намеком на верхнее и, возможно, на нижнее веко. В реальной жизни вы не увидите радужную оболочку сбоку, вы будете видеть лишь белок глаза. Но глаз без радужной оболочки выглядит странно, поэтому рисуйте хотя бы намек на него.

Что касается бровей, то проще всего нарисовать их, следуя дуге верхнего века. Зачастую самая широкая часть брови находится ближе к внутренней части, а “хвост”, стремящийся ко внешней части глаза, постепенно становится тоньше.

Если смотреть в профиль, то форма бровей меняется кардинально и становится больше похожей на запятую. Бровь как бы начинается там, где находятся кончики ресниц.

Нос человека примерно клиновидной формы, ее достаточно просто представить себе и нарисовать в объемном виде, прежде чем прорисовать детали.

Спинка и крылья носа являются плоскими поверхностями, которые очерчиваются лишь в конце, но все равно очень важно учесть эти поверхности во время построения наброска, чтобы правильно рассчитать пропорции. Нижняя плоская часть нашего клина в виде усеченного треугольника соединяется с крыльями и кончиком носа. Крылья сворачиваются внутрь к перегородке, образовывая ноздри – обратите внимание, что вид снизу показывает, как перегородка начинается раньше крыльев и соединяется с лицом. Она выступает ниже, чем крылья, когда мы смотрим на нос в профиль, и это означает, что при виде в 3/4 дальняя ноздря скрыта перегородкой.

Так же, как и в случае с глазами, детализация не всегда дает хороший результат. Поэтому важнее проработать пропорции, чем корпеть над деталями, которые в итоге могут изуродовать рисунок. При рисунке в анфас нос выглядит лучше, если нарисовать только нижнюю его часть. Если вы рисуете вид в 3/4, то, скорее всего, вам лучше будет прорисовать линию спинки носа. Вам придется осмотреть и изучить массу носов, чтобы понять, как и когда его изображать.

Губы

  • Линия, на которой смыкаются губы, должна быть нарисована в первую очередь, так как это самая длинная и темная линия из трех, формирующих рот. Это не просто волнистая линия, а целая серия тонких кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть утрированный пример, который объяснит вам движение линии рта. Обратите внимание, что есть разные формы губ, и что основная линия может отражать нижнюю или верхнюю губу. Губы можно смягчить разными способами. Линия посредине может быть очень прямой, чтобы отразить острый взгляд, или очень смазанной, чтобы ослабить губы. Все зависит от формы губ, того, насколько они пухлые. Если вы хотите добиться симметрии, начинайте от центра и рисуйте одну половину губы, а затем вторую.
  • Два верхних кончика верхней губы – самые очевидные части рта, но они так же могут быть как ярко выраженными, так и практически идти одной линией.
  • Нижняя губа являет собой мягкую дугу, но так же может варьироваться от почти прямой до очень скругленной.
  • Верхняя губа обычно тоньше нижней и выпирает из общего рельефа лица меньше, чем нижняя. Старайтесь оттенять штрихами верхнюю губу.
  • По сторонам губы имеют форму наконечника стрелы и то, что верхняя губа немного выступает в этом месте вперед, видно очень хорошо.
  • Средняя линия рта на концах отклоняется вниз от губ. Даже если человек улыбается, она закругляется вниз прежде чем подняться снова вверх. Никогда не рисуйте эту линию прямо вверх, если рисуете лицо в профиль.

Самая важная часть уха – это длинная С-подобная форма внешней линии. Внутренняя часть уха подобна перевернутой букве U. Также есть подобная кривая сразу над мочкой уха, соединенная с маленькой С-подобной дугой. В целом форма уха тоже варьируется.

Когда мы видим лицо в анфас, уши видны в профиль:

  • Ободок, ранее имевший форму U, теперь является отдельной частью – как случается, если мы смотрим на тарелку сбоку и видим ее низ.
  • Мочка уха больше будет походить на каплю и будет выделяться.
  • То, насколько тонкой нужно рисовать линию уха, зависит от того, насколько плотно к голове расположены уши.

Если смотреть на голову сзади, ухо выглядит как бы отделенным от головы: ободок прикреплен к голове воронкой. Не бойтесь нарисовать воронку слишком большой, так как она действительно не маленькая.

3. Ракурс

Имея форму мяча с небольшими изменениями, голова рисуется проще, чем ожидалось. Но, несмотря на это, нужно изучить то, как она выглядит под разными углами. Конечно, меняется вид носа в первую очередь, но и брови, скулы, центральная часть рта и подбородка меняются тоже.

Когда мы рисовали лицо в анфас и в профиль, мы практически упрощали его до двухмерной плоскости. Для других углов зрения нам нужно думать в трехмерном пространстве.

Взгляд вниз

  • Все детали закругляются вверх и уши также сдвигаются вверх.
  • Так как нос выступает вперед, он выдается из общей линии лица и его кончик оказывается ближе ко рту.
  • Кривая бровей становится более ровной. Чтобы она приняла обратный изгиб, нужно повернуть лицо каким-то особо необычным способом.
  • Верхнее веко становится виднее и покрывает большую часть глазного яблока.
  • Верхняя губа почти пропадает, а нижняя больше выпирает.
  • Заметьте, что так как рот следует общей кривой, кажется, будто на лице человека появилась улыбка.

Взгляд вверх

  • Все детали закругляются вниз и уши тоже сдвигаются вниз.
  • Верхняя губа становится видна полностью и рот кажется пухлее.
  • Линия бровей становится более закругленной, но нижнее веко закругляется вниз, придавая эффект острого взгляда.
  • Нижняя часть носа видна четко, ноздри также хорошо видны.

Поворот боком

Когда человек виден почти со спины, все что видно – это выступающая линия бровей и скулы. Выступает линия шеи и стремится к уху. Ресницы – это следующее, что видно, когда человек поворачивается лицом.

Затем часть брови появляется, а также становятся видны выступ нижнего века и кончик носа, выступающие из-за щеки.

Когда лицо уже повернуто почти в профиль, глазное яблоко и губы становятся видны (но средняя линия рта все еще маленькая), а линия шеи сливается с линией подбородка в одну линию. Вы все еще можете видеть часть щеки, за которой прячется ноздря.

Как правило построение головы начинается с более обобщенных форм, такой метод построения называется ОБРУБОВОЧНЫЙ. Многие известные мастера начинали свои шедевры именно с этого метода построения. Думаю вам будет интересно знать как это делается. Итак приступим.
Изображаемая голова » обрубовка».

1) Сперва нам нужно определить, где будет находиться наша голова в листе бумаги (формат А3 или А2) . Для этого наметим габаритные размеры, вымеряв соотношения ширины и высоты изображаемого объекта. Лучше всего оставить больше места со стороны лицевой части.

2) Дальше наметим общий объём головы, определим ракурс, нахождение лицевой части в вашем ракурсе.
3) поделим лицо на пропорциональные части лица (в данном ракурсе средняя линия глаз расположена по середине) наметим кончик носа, переносицу, надбровные дуги, среднюю линию рта, подбородок.

4) Найдём наклон самой головы, и линии лицевых частей в перспективе (происходит сокращение)
Что ближе к нам, кажется больше, что дальше — меньше, то есть сокращается.

5)Найдём под каким углом нос, построем осевую для лицевой части. Начинаем с построения носа.

Всё зависит от нашего ракурса, если мы находимся ниже изображаемого обьекта, мы видим нижнюю грань носа, если справа от объекта — правую грань носа, и фронтальную, в перспективе.(как в нашем случаи. Вот примеры построения носа обрубовкой.

6) таким же образом построим и другие части лица:
Глаза

Губы и подбородок

Следует строить по граням всё лицо и голову. И в результате мы получим это:

РАБОТА НАД ШТРИХОВКОЙ
1) Определим с какой стороны падает свет.

В нашем случае Сверху справа.
В таком случае грани на которые попадает прямой свет самые светлые, на которые скользящий свет — чуть темнее, самые тёмные грани отвёрнуты от света. следует не забывать о рефлексах, но они не светлее чем свет. Если вы рисуете гибсовую голову (как в моём случае) не забывайте об материальности гибса. Следует усилить пограничные контрасты, и сделать ярче рефлексы и свет.
В итоге вот что получится:

P.S. Спасибо всем кому понравился мой урок, я старалась. Буду рада видеть ваши роботы. И удачи вам в ваших начинаниях и талантах. Если есть вопросы по уроку. выслушаю, и чем смогу помогу. Извените за качество изображений (сделано на мобильный телефон). Автор первой обрубовки я Art_Yana. Источник

Многим парням приходилось делать неожиданные сюрпризы своим возлюбленным. Одним из непредвиденных сюрпризов можно считать портрет любимой девушки, выполненный самостоятельно, и снятый на видео процесс работы над ним. Но как нарисовать голову девушки поэтапно, передав все тонкости лица, эмоции, взгляд? Некоторые считают, что такая работа под силу только профессиональным художникам, но если проявить желание и терпение, изучить основные пропорции и правила построения лица, то можно самому сделать неплохой рисунок. Что ж, попробуем разобраться, как карандашом нарисовать голову поэтапно.

Итак, что же нужно знать, чтобы нарисовать голову человека поэтапно? Портрет девушки или парня - сложный вид искусства, поэтому приступать к нему нужно, изучив этапы работы. Профессиональные художники советуют вначале изучить следующие советы:

Основной контур и осевые линии

Начальный контур лица - главный этап в правильном изображении портрета человека. Нарисованная карандашом голова начинается с овала лица. Как бы странно это ни звучало, но началом данного овала должен стать круг. Для этого в центре рисунка необходимо поставить точку, по которой ведётся ориентация дальнейшего рисунка.

Можно с помощью циркуля от данной точки выполнить круг нужного радиуса. Потом от неё же проводится прямая линия вниз, пересекая изгиб круга ещё на такую же длину, как и до него. Это и будет крайняя точка челюсти. Слегка нажимая на карандаш, следует сделать правильный овал: сверху - округлый, внизу - заострённый. Его форма может быть разной, ведь лицо бывает круглым, вытянутым или скуластым.

Тем, кто желает узнать, как нарисовать голову поэтапно карандашом, нужно научиться наносить осевые линии на овал (сделать эскиз). Они помогают правильному построению лица, его пропорций. Сначала в центре горизонтально проводится линия, делящая рисунок пополам. Потом каждая из получившихся половинок делится параллельно ещё пополам. По середине овала проводится вертикальная ось вдоль лица. Получится своеобразная сетка из 8 отделений.

Выразительные глаза - основа рисунка

Начинающий художник должен знать, что глаза изображаются посередине овала (головы). На центральной горизонтальной оси будут размещаться глаза. Каким должно быть расстояние между ними и ширина? Для этого данную ось нужно поделить на 8 одинаковых промежутков. Важно помнить, что расстояние между глазами должно соответствовать ещё одному глазу. Поэтому от центральной точки влево и вправо отступаем по одному промежутку, начинаем прорисовывать глаза, каждый из которых будет занимать два следующих промежутка. Ширина каждого глаза будет соответствовать 2/8 центральной линии. Главное, чтобы они не находились слишком близко друг к другу или слишком далеко (важно выбрать середину, можно и без сетки).

С помощью глаз передаётся выразительность лица, поэтому важно точно нарисовать их форму и правильно расположить. Начинать изображение следует с прорисовки нижнего и верхнего века. Необходимо чётко выделить уголки глаз. Над верхним веком нужно изобразить пальпебральную борозду в виде дуги, также повторить и снизу, только - поменьше. Большое внимание следует уделить глазному яблоку (радужной оболочке и зрачку). Взгляд получится выразительным, если зрачки будут направлены в одну сторону. Вот некоторые нюансы изображения глаз:

Рисуем нос

Попробуем разобраться дальше, как нарисовать голову поэтапно. После контуров глаз следует переходить к форме носа. Где он должен располагаться? Высота носа должна соответствовать размеру центральной и нижней горизонтальных линий. Ширина начинается от уголков глаз. От них аккуратно проводим линии вниз до черты, сверху над которой прорисовываем три кружочка. Они помогут точнее изобразить ноздри, крылья носа и центральную часть. Ориентируясь на данную основу, начинаем делать точную прорисовку носа.

Выделение бровей и волос

Далее рисунок начинает приобретать более детальный образ. Сделав линию переносицы, попробуем перейти к аккуратным бровям. Для этого рисунок можно переворачивать горизонтально. Важно знать, что начинать изображение бровей лучше с точки, более близкой к носу. Правильная высота брови над уровнем глаза должна соответствовать ещё одному глазу.

После того, как сделаны очертания формы бровей, будем наносить штрихи, напоминающие волосинки. Возле носа они получатся более широкими и густыми, а ближе к концу - истончёнными и редкими.

После прорисовки бровей нужно перейти к волос. Здесь уже всё будет зависеть от причёски.

Правильные очертания губ и лица

Следующий элемент для эскиза - это губы или рот. Как же правильно его расположить. Всё просто. Он должен находиться в центре самой нижней части сетки, под носом. Чтобы определить его длину по горизонтали, проведём от радужных оболочек глаз вниз две линии, это и будет ширина рота. В отмеченном месте попробуем нарисовать аккуратные губы. Нижнюю рисовать проще, поэтому лучше начать с неё. Верхнюю просто скопируем по нижней, только поделим её пополам. У некоторых девушек губы пухлые, у других - вытонченные, можно ориентироваться по фотографии.

Чтобы эскиз получился законченным, нужно чётко провести очертания лица. Для этого можно немного выделить скулы.

Расположение ушей

Форме и расположению ушей также нужно уделить должное внимание. Высота уха, приблизительно, равна высоте носа. Ухо состоит из 5 частей: мочки, завитка, противозавитка, козелка, противокозелка. Для начала изображаем ушную раковину (общую форму). Затем рисуем С-образный завиток. С помощью теней и света делаем внутреннюю часть уха.

Работа над деталями и тенями

Теперь стираем линии сетки, у нас получился начальный Дальнейшая работа заключается в разукрашивании и добавлении теней. Лицу нужно придать больше конкретики. Здесь немаловажную роль играют скулы и форма подбородка. Важно девушку не превратить в мужчину, у которого подбородок более сильный.

Как нарисовать голову поэтапно карандашом, как у настоящих художников? Для этого нам понадобится мягкий карандаш, с помощью которого будем наносить тени, придающие лицу объём. Контрастами и тенями можно выделить нужные участки портрета, для этого нужно определить более тёмные и светлые места. Сначала их можно просто обвести, потом начинать заштриховывать. После этого штриховку можно растушевать с помощью кусочка бумаги в нужных местах. Прямые штрихи будут делать рисунок угловатым и жёстким.

Последние штрихи

Лицо девушки требует особого внимания, так как его украшают волосы (причёска). Она должна выглядеть естественно и подходить для данного типа лица. Красивые распущенные волосы украшают женский образ. Также к нему можно добавить часть плеч и шею.

Изюминкой каждого рисунка является мимика и изображение эмоций. Это можно сделать с помощью бровей. Стоит только чуточку их приподнять или опустить - лицо заиграет новыми красками. Вздёрнутые внутренние уголки глаз помогут изобразить грустное, порой даже плачущее лицо. Более озлобленного человека можно изобразить с помощью сведения бровей к переносице.

Мимику возможно также нарисовать с помощью затемнения радужки глаз и поднятием уголков губ. Чем темнее зрачок, тем выразительнее взгляд. С первого раза улыбку на лице нарисовать сложно, но даже маленькое поднятие уголков губ делает девушку милой. Мимика помогает выразить характер человека. Важно помнить, что свои навыки нужно постоянно тренировать, тогда более точно будут получаться мимика и эмоции человека.

Продолжение темы- как научиться рисовать голову человека, принцип рисования головы человека. И, как иногда здесь бывает, небольшое предисловие... Когда- то мне пришлось наблюдать такую картину: абитуриент сдает экзамены, задание- рисунок головы человека. И представьте: перед ним сидит живой человек, живая голова, объем его полон мышц и костей, сверху естественно светотень, распределяющаяся по всему этому богатству. Абитуриент видит все это и рисует...череп этого человека. Ничего нет, одна черепушка. Нарисовав его, притом полностью заполнив рисунок тоном, начинает подтирать поочередно фрагменты черепа и наполнять их мышечной массой. Так он накладывал на основу объемы мышц и кожу, пока не решил, что рисунок закончен. Если честно, это страшно. Просто не знаешь, что сказать. Я его ни в коем случае не ругаю и не смеюсь, и имен не называю, просто констатирую факт. Экзамен для него прошел благополучно, он его сдал на мягкую троечку, поступил и отучился, так что все в порядке. Но вы постарайтесь так не делать.

Даю рисунок черепа:

Вы можете просматривать его и частенько проверять себя во время рисования головы человека или ее деталей.

Почему: я считаю, что для хорошего рисунка головы человека конечно нужно знание костной основы, еще лучше, когда вы можете запомнить хоть третью часть названий костей черепа. Плюс к этому- знание мышечной структуры головы человека, как они изменяют форму при сокращении.

Но это все начинает пониматься со временем, на протяжении длительного времени практических занятий. В противном случае и получаются такие казусы, как с тем абитуриентом. Он хотел показать знание строения и рисования черепа человека? Он их показал, но немного не так как нужно было и не в этом случае.

С другой стороны, представьте следующую картину: на одном очень хорошем форуме для художников человек выложил свой рисунок, рассказал и показал как он его делал. Он поделился своей работой, как делал рисунок, вернее- перерисовывал с фотографии. Проще сказать- он срисовывал. Картинка получилась очень красивой. В добавок ко всему прекрасно были найдены пропорции головы, схожесть с фото практически один в один. И получил в свой адрес много отзывов, разных, хороших и не очень, а за один отзыв мне просто стало обидно. На мой взгляд очень обидный комментарий в плане того, что: "хорошая картинка на могилку". Получается один неприятный факт, вытекающий из срисовывания, не зная конструктивных особенностей предмета и не зная, как ведет себя рисуемый предмет в пространстве- делается с огромной любовью, трудов масса, а результат далеко не тот, что ожидается.

Нам бы с вами найти что- то среднее. Что- бы вы смогли получать информацию и с конструктивной точки, и с эстетической, то- есть, приближаясь к документальной передаче человека. Важно, что- бы вы смогли развиваться в этих двух направлениях одновременно. Мы учимся понимать голову человека как общего объема, так и стараемся рассматривать конкретнее- изучаем детали, но при этом они также подчиняются основному- общему объему. Мы и не детализируем, и не занимаемся срисовыванием. В таком процессе любая детализация не выходит за рамки основ. Такой процесс позволяет нормально нарисовать и череп, и живую голову человека, и ее детали как гипсовые, так и живые фрагменты, и позволяет нарисовать портрет. А опыт и практика, для получения коих нужно время, обагащают знания в обеих направлениях одновременно.

Итак, предисловие закончилось, приступаем к работе. Вам дан рисунок черепа человека. Посматривайте на него.

Как нарисовать голову человека

Все слышали о таком человеке, прекрасном рисовальщике, как Готфрид Баммес. Он работал с объемом головы очень просто, и в то- же время умно. Посмотрите, как он работал с изучением объема головы, находил общий объем ее:

Это не оригинальные его работы, а срисованные мной и "подтасканы" для лучшего понимания. Он ведь не рассчитывал тогда, что его работы будут изучаться учениками. Это копии поисковых рисунков объема головы Готфридом Баммесом.

Смотрите слева- он как- бы отсекает ненужные области и выстраивает болванку из общего объема намечая главные плоскости. Также вы можете увидеть, как он цеплялся за конструктивные точки, которые мы разбирали с вами на прошлом уроке. Он основывался на понимании их при построении объема головы таким образом. Не вырисовываются детали, он не вдается в документализацию, он ищет главное.

Теперь посмотрите на рисунок справа. Это тоже его работы, но здесь Баммес к поиску формы головы при помощи основных плоскостей добавляет конструктивный рисунок линией для поиска пропорциональных соотношений и проверяет таким образом себя для построения невидимых областей головы человека.

Вы можете покопировать эти рисунки, прям так как показано здесь. Потом, используя для наглядности свою натуру, также попробовать анализировать объем ее головы. Это все поможет вам при рисовании живой головы человека.

Это не единственный способ рисования объема головы. Время ушло далеко вперед и наработки в области рисунка также. Сейчас мы еще раз пройдем тот путь, который нарабатывали на прошлом уроке и продвинемся дальше в понимании объема головы человека, в создании рисунка головы человека простым обычным карандашом.

На чем мы с вами тогда остановились? Смотрите как нарисовать голову человека первую часть материала. Мы поняли, что существуют конструктивные точки, оси, плоскости, на основании которых можно находить пропорциональные соотношения частей головы и построить ее. Сегодня мы добавим следующий материал- будем учиться понимать форму- голову как объем, на котором уже существуют деления общего объема на мелкие. От общего к частному- главное правило. Будем учиться не детализировать рисунок головы человека на начальном этапе работы.

Рисование головы человека простым карандашом

Начинаем рисовать голову человека простым карандашом. Натяните бумагу на планшет обязательно, посадите перед собой натурщика. Рассмотрите хорошо голову этого человека и берите в руки карандаш.

Возможно ваш человек по характеру черепа отличается от моего, возможно даже сильно- все люди разные. Но основа остается неизменной , то, что есть у моего человека также есть у вашего, только со своими особенностями.

1. Находим место композиции, портрета в листе. Не используйте ракурс, не используйте точку зрения слишком высоко или низко- берите примерно на уровне глаз натуры. Желательно, что- бы были хорошо видны основные конструктивные точки. Потом будете экспериментировать. Отступ от верха меньше чем с низу, отступ от лица больше чем с затылка.

2. Находим место для объема головы, для шеи и плечевого пояса.

3. Находим объем болванки головы, обобщенная форма, где учтены высота ее и ширина, а также характерные особенности- форма головы, например: грушевидная, овальная, круглая, ну или квадратная (шутка). Заметьте пропорции ширины- высоты болванки, форма может находиться при помощи тех конструктивных точек, которые мы изучали- самые выпуклые части на черепе- высокая, височная точка, точка подбородка, длины между скуловой и височной точкой, и так далее. Пропорции ищем при помощи условных трех точек, образующих условные углы:

4. Находим ось симметрии, которая разделяет голову на две равные симметричные части- левую и правую. Ось симметрии находим по красной линии (помните первое занятие по рисованию головы человека?), цепляемся за высокую точку на черепе и на точку подбородка- смотрите:

5. Находим линию трехчетвертного поворота. Она будет проходить через скуловую точку- точку скулы, которая хорошо видна и через височную точку, ее тоже находим визуально. Это как в кубике- грань, которая делит его на стороны- переднюю и боковую:

6. Находим линию надбровных дуг. Ее можно проводить по бровям, по выпуклой их части, по точкам излома и ведем дальше. Если вы помните, проведя по форме эту линию дальше, она будет определять верхушку уха- значит вы будете знать исход, проверяйте пропорции и не забывайте о перспективном искажении:

7. Находим линию, которая будет проходить по нижней части пирамиды или по другому- призмы носа. Проведя ее дальше определяем нижнюю часть уха- ищите пропорции:

8. Ищем линию, которая разделяет голову на лицевую и затылочную части, проходит она через высокую точку, височную точку и ушное отверстие:

9. Находим объемы пирамиды носа и уха, которое мы можем видеть, место для них уже уготовлено, единственное замечание: если ухо можно наметить окончательно, то нос пока предварительно. Дальше его месторасположение будет уточняться. Пока он у нас несколько "зависает" в воздухе. Но пирамида носа видна достаточно отчетливо, так что, включаем свой глазомер и работаем:

10. Находим скуловые точки. Месторосположение и пропорции замечаем по условной плоскости, которую образовывают эти точки и точки излома. Ну а также по пропорциональным отношениям с другими найденными объектами:

11. Находим место для глаз. Предварительно они будут располагаться на одной горизонтальной линии (с учетом того, что линия проводится по форме и с учетом перспективного искажения), к этому добавим следующее: угол наклона от внутреннего края глаза до внешнего может быть различным и не всегда бывает так, что внешний край глаза выше внутреннего, что и уточняем на своей натуре. Также, между двух глаз должен поместиться еще один. Также, если провести линию по форме от края носа вверх, то она будет сопрекасаться с внутренним краем глаза- проверяем себя:

12. Теперь давайте подумаем вот над чем: голова человека это цельный объем, здесь не бывает так, что какая- то плоскость или точка, или линия появляется вдруг ниоткуда и куда- то, неизвестно- куда пропадает, здесь все связано и взаимоповязано . Если коснуться за один "кусок", то он всегда приведет к поиску или изменению второго. Если смотреть на нашу работу, то не совсем понятно месторасположение нашего носа и не видно, как он вписывается в общий объем головы. Давайте исправим этот недочет, возможно и конструкцию или пропорции носа нужно будет немного подправить. В любом случае, нужно увидеть откуда он появляется и разобрать это конструктивно, возможно к носу у нас добавится еще кое- что.

Нужно зацепиться за что-то, на прошлом уроке мы изучили с вами надбровные бугры, давайте найдем их на натуре. А где расположены надбровные бугры? На надбровных дугах. А где располагаются надбровные дуги? На линии надбровных дуг. И если присмотреться поближе, то становится ясно, что это все богатство образует еще одну плоскость, которую мы с вами и обозначаем, тем самым соединяем объем носа с нависающей над ним объемом лба:

13. Дальше посмотрим на черепную коробку. Очевидно то, что точки надбровных дуг можно соединить с точками лобных бугров, а лобные бугры с высокой точкой на черепе, в результате мы прорабатываем, прощупываем, изучаем и выстраиваем объем мозговой части головы. Ну и можно пройтись глазом от лобных бугров до височной точки:

14. Работаем дальше. Совсем не понятна для нас остается височная часть головы. Попробуем разобраться. На прошлом занятии мы просто создали дополнительную вспомагательную плоскость- соединив точку излома (для удобства мы так ее назвали, в пластанатомии такого названия нет, есть названия двух костей, которые соединяются между собой образуя излом) и серединой уха, помните? Разбираем детальнее, смотрим:

Если посмотреть на этот участок на черепе, то можно видеть, как две кости образуют излом, видна сама скуловая кость, видно, как поднимаясь к излому она несколько изгибается вглубь.

У нас с вами не череп, у нас сам человек, с полным набором мышечной ткани и кожным покровом, так- что, таких четких градаций как в черепе не будет, но подразумевать и понимать все происходящее под слоем мышц не помешает.

Кстати, посмотрите на область виска- он отчетливо расположен ЗА скуловой костью, ЗА точкой излома, несколько вдавлен в черепную коробку. Мы называем его- висок, на самом деле там сочленяются клиновидная кость, которая располагается сразу за скуловой и височная кость.

Вот берем и как можно приближеннее к натуре обозначаем эту височную область, височную кость под телом, нанося условные плоскости, которые будут образовывать для нас объем.

15. Дополнительно можем разбить на меньшие плоскости одну большую- плоскость, которая образуется надбровными дугами над линией надбровных дуг:

16. Ну и проработаем окончательно надбровные дуги, найдем их строение, характер, объем. Как видите, мы не цепляемся за одну какую- то область головы и не доводим ее окончательно ни конструктивно, ни в тоне. Мы плавно переходим от одного к другому, так как все взаимосвязано, прорабатываем общий объем, потом меньшие и более детально, потом снова возвращаемся к общему объему. В результате получаем плавное поэтапное ведение рисунка. Итак, надбровные дуги...
Находим следующие плоскости, смотрите:

Ну и можем прорисовать эти надбровные дуги во всей их красе- обозначьте их, а заодно пройдитесь по лобным буграм- прочувствуйте их форму, пройдитесь по виску- наметьте ту область на объеме головы, которая будет "уходить" в глубь объема черепа. У каждого человека она разная, смотрите на свою натуру и ловите ее характерные особенности:

17. Ну вот, верхнюю часть головы мы вроде как проработали, выстроили, давайте перейдем к нижней. Хотя вы можете делать все не поочередно, просто переходить от одного к другому- только поймите сам процесс. Итак, переходим к нижней части объема головы человека. А здесь дела обстоят также: любые плоскости между собой взаимосвязаны, одна форма "вытекает" из другой, потому- что голова человека- один цельный объем. Берем и соедняем скуловую точку с углом нижней челюсти, скуловую точку с уголком рта, опять- же, скуловую точку с точкой подбородка, а еще лучше с точками, которые образуют фронтальную плоскость подбородка, смотрите:

Таким образом, мы один большой сложный объем разбиваем на несколько небольших областей, но уже не таких сложных. Тем не менее, которые по преждему составляют один сложный большой объем головы.

18. Дальше работаем. У нас осталась непонятна область рта и подбородка. Для начала давайте найдем область рта. Если посмотреть на череп человека, то можно отчетливо увидеть, что рот (дальше детальнее смотрите как нарисовать рот) располагается на встрече двух костей- нижнечелюстной и верхнечелюстной, образующих дугообразный участок, где располагаются наши зубы. Если посмотреть на живого человека, то область рта также обозначена краями мышечной массы, окаймляющей этот участок дугами. Вот и мы покажем эти дуги:

19. Прорабатываем область рта- нижнюю часть и подбородок (детальнее- как нарисовать подбородок). Он не обрезан, не плоский, он также имеет толщину, объем, форму, которую можно заметить визуально по распределению света по его форме. Давайте покажем и его толщину- проведите линию от выступающей точки подбородка к углу нижней челюсти, вы увидите, как он "завернется" вниз к цилиндру шеи:

И верхнюю часть, которая будет сопрягаться с объемом носа при помощи носогубных складок:

20. Перейдем к области глаз. Для начала наметим место для них в нашем объеме головы, в пространстве листа. Пока определяем только место для глаз:

Что мы наблюдаем? Мы наблюдаем характерные точки на черепе, которые воспроизводятся на живой натуре, с той только разницей, что это- живая голова, с мышцами и кожным покровом, потому и границы этих точек будут нечетки, костная основа будет под пластикой кожи, но она несомненно должна учитываться при строении и дальнейшей работе с объемом головы, в частности с глазницами и глазами в них.

21. И наконец, немного проработав цилиндр шеи, на который посажена наша голова, объем плечей, которые держат все это богатство, получаем вот такой конструктивный рисунок:

Не забывайте, что шея- тоже объем, также имеет основу- часть позвоночного столба и мышечную массу.

Как вы можете заметить, если смотреть на весь объем головы человека, четко прочитывается ее сходство с нашим кубиком, что очень видно, допустим, в области скуловой кости.

Разобрав визуально таким образом строение объема головы, можно понимать, как свет будет ложиться по ее форме, создавая тональные градации. Лучше понять- как "вылепливать" форму головы и ее деталей. И можно понимать и обосновывать каждое свое действие этими знаниями. Эту работу не забрасывайте далеко в угол, когда научитесь рисовать детали- рот, нос , глаза , подбородок, шею (смотрите детальнее- как нарисовать шею), продолжите работу над ней. Ну а если сильно зачернили как я- начните сначала. Таких сильных линий построения в рисунке быть не должно.

Как вы понимаете, всех знаний этого материала не достаточно, дабы создать полную картину, рисунок головы человека, портрет. Но сейчас нужно "переварить" объем этой информации, прежде чем приступать к следующему- как нарисовать портрет . Отдохните, вникните в суть, поймите принцип работы, порисуйте потом еще самостоятельно. Нам ведь не достаточно каждый раз создавать рисунок нового человека с нуля, нам нужно понять способ создания, понять принцип. Тогда любой человек, со своим, присущим только ему набором характерных особенностей в строении головы, поддасться воспроизведению на бумаге. Все люди разные, как и строение их голов, но все можно обобщить, сравнить, найти ключ для передачи сложного, набором простых вещей.