Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Ренуар, пьер огюст. Художник Пьер Огюст Ренуар: произведения, картины, биография и интересные факты Художник пьер огюст ренуар картины

Ренуар, пьер огюст. Художник Пьер Огюст Ренуар: произведения, картины, биография и интересные факты Художник пьер огюст ренуар картины

Пьер Огю́ст Ренуа́р (фр. Pierre-Auguste Renoir ; 25 февраля 1841, Лимож - 3 декабря 1919, Кань-сюр-Мер) - французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма . Известен, в первую очередь, как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности. Ренуар первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х гг. он фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма , к «энгризму». Отец знаменитого режиссёра Жана Ренуара.

Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе - городе на юге Центральной Франции. Ренуар был шестым ребёнком из 7 детей небогатого портного Леонара Ренуара (1799-1874) и его жены Маргариты (1807-1896).

В 1844 году Ренуары переезжают в Париж. Здесь Огюст поступает в церковный хор при большом соборе Сент-Эсташ. У него оказался такой голос, что регент хора, Шарль Гуно, пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке. Но кроме этого у Огюста проявился дар художника. Когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам Огюст посещал школу живописи.

В 1865 году, в доме своего товарища, художника Жюля Ле Кёра, он познакомился с 16-летней Лизой Трео. Она вскоре стала возлюбленной Ренуара и его любимой моделью. В 1870 году у них родилась дочь Жанна Маргерит - хотя Ренуар и отказался признать своё отцовство официально. Их связь продолжалась до 1872 года, когда Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого.

Творческая карьера Ренуара прерывалась в 1870-1871 годах, когда он был призван в армию во время франко-прусской войны, закончившейся сокрушительным поражением Франции.

В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году. После свадьбы у них появились ещё два сына - Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Ордена Почётного легиона.

Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены болезнями. В 1897 году он сломал правую руку, упав с велосипеда. В результате у него развился ревматизм, от которого художник страдал до конца жизни. Из-за этого Ренуару стало трудно жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт» в небольшом городке Кань-сюр-Мер.

После приступа паралича, случившегося в 1912 году, несмотря на две хирургические операции, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка.

В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1917 году, когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи». Картина Ренуара выставлялась также в Лувре. В августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё.

2 декабря 1919 года, на 79-м году жизни, Пьер Огюст Ренуар скончался в Кань-сюр-Мере от воспаления лёгких. Похоронен в Эссуа.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Ренуар первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х гг. он фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма , к «энгризму ». Отец знаменитого режиссёра Жана Ренуара .

Пьер Огюст Ренуар
Pierre-Auguste Renoir

Дата рождения 25 февраля (1841-02-25 ) […]
Место рождения Лимож
Дата смерти 3 декабря (1919-12-03 ) […] (78 лет)
Место смерти Кань-сюр-Мер
Страна
Жанр портрет
пейзаж
натюрморт
Учёба
  • Национальная высшая школа изящных искусств ( )
Стиль импрессионизм
Награды
Подпись
Медиафайлы на Викискладе

Биография

Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе - городе на юге Центральной Франции. Ренуар был шестым ребёнком из 7 детей небогатого портного Леонарда Ренуара (1799-1874) и его жены Маргариты (1807-1896).

Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены болезнями. В 1897 году он сломал правую руку, упав с велосипеда. В результате у него развился ревматизм, от которого художник страдал до конца жизни. Из-за этого Ренуару стало трудно жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт» в небольшом городке Кань-сюр-Мер.

Внешние изображения
Амбруаз Воллар. Ренуар. 1913

Творчество

1862-1873. Выбор жанров

1883-1890. «Энгровский период»

Ренуар побывал в Алжире, затем в Италии, где близко познакомился с работами классиков Возрождения , после чего его художественный вкус изменился. Источником вдохновения в этот период был Энгр, поэтому искусствоведы называют этот период в творчестве художника «энгровским». Сам Ренуар именовал этот период «кислым». Он написал серию картин «Танец в деревне » (1882/1883), «Танец в городе » (1883), «Танец в Буживале » (1883), а также такие полотна, как «В саду» (1885) и «Зонтики » (1881/1886), где ещё проглядывает импрессионистское прошлое, но проявляется новый подход Ренуара к живописи; окружающая среда написана в импрессионистической манере, фигуры очерчены четкими линиями. Наиболее известное произведение этого периода - «Большие купальщицы » (1884/1887). Для построения композиции автор впервые использовал наброски и эскизы. Линии рисунка стали четкими и определенными. Краски утратили прежнюю яркость и насыщенность, живопись в целом стала выглядеть сдержанней и холоднее. Для данного произведения позировали: Алина Шариго - жена художника и Сюзанна Валадон - модель Ренуара и художница, мать Мориса Утрилло.

1891-1902. «Перламутровый период»

В 1892 году у Дюран-Рюэля открылась большая выставка картин Ренуара, которая прошла с большим успехом. Признание пришло и от государственных чиновников - картина «Девушки за фортепьяно » (1892) была закуплена для Люксембургского музея.

(фр. Pierre-Auguste Renoir; 25 февраля 1841, Лимож - 2 декабря 1919, Кань-сюр-Мер) - французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого сентиментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоятельных парижан. В середине 1880-х гг. фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма, к энгризму. Отец знаменитого режиссёра.
Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, городе, расположенном на юге Центральной Франции. Ренуар был шестым ребёнком небогатого портного по имени Леонар и его жены, Маргариты.
В 1844 году Ренуары переезжают в Париж, и здесь Огюст поступает в церковный хор при большом соборе Сен-Эсташ. У него оказался такой голос, что регент хора, Шарль Гуно, пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке. Однако помимо этого у Огюста проявился дар художника, и когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам Огюст посещал школу живописи.

Розы в вазе. 1910

В 1865 году, в доме своего товарища, художника Жюля Ле Кёра, он познакомился с 16-летней девушкой Лизой Трео, которая вскоре стала возлюбленной Ренуара и его любимой моделью. Их связь продолжалась до 1872 года, когда Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого.
Творческая карьера Ренуара прерывалась в 1870-1871 годах, когда он был призван в армию во время франко-прусской войны, закончившейся сокрушительным поражением Франции.
В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына - Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Ордена Почётного легиона.
Из-за ревматизма Ренуару трудно стало жить в Париже, и в 1903 году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт»
Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены его болезнью. После приступа паралича, случившегося в 1912 году, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка
В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1917 году, когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи ». Картина Ренуара выставлялась также в Лувре, и в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё.
3 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в Кане от воспаления лёгких в возрасте 78 лет. Похоронен в Эссуа.

Зонтики, 1881-1886 Национальная галерея, Лондон


Маленькая мисс Ромейн Lacaux. 1864. Кливлендский музей искусств


Лиза с зонтиком. 1867


Портрет Альфреда и Мари Сислей. 1868


Study - Summer. 1868


Променад. 1870. Музей Пола Гетти


Pont Neuf. 1872. Национальная галерея искусств (США)


Сена в Argentueil. 1873


Весенний букет, 1866, Музей Гарвардского университета.


«Девушки у рояля» (1892). Музей Орсе.


La Loge. 1874


Женщина с кошкой. 1875. Национальная галерея искусств (США)


Клод Моне рисует Картину в своем саду в Аржантее. 1875


Портрет художника Клода Моне, 1875, Музей Орсе, Париж


Габриэль Ренар и малолетний сын Жан Ренуар, 1895


Семья художника: Пьер Ренуар , Алина Charigot,
epouse Ренуар, Жан Ренуар , Габриэль Ренар. 1896.
Фонд Барнса Мерион, штат Пенсильвания


Портрет Альфонсин Фурнез, 1879, Музей Орсе, Париж


Девочка с лейкой. 1876. Национальная галерея искусств (США)


Бал в Мулен de la Galette. 1876


Ваза с хризантемами


Портрет Жанны Самари. 1877


Leaving The Conservatoire. 1877


Жанна Самари мадмуазель. 1878.
Цинциннати художественный музей


Берег Сены в Asnieres. 1879


Одалиска


Гребцы на Chatou. 1879. Национальная галерея искусств (США)


Дворец дожей, Венеция, 1881


Натюрморт: Розы Vargemont , 1882


Дети на пляже Guernesey , 1883 - Фонд Барнса, Мерион, США


Сад Сцена в Бретани, 1886 Фонд Барнса, Университете Линкольна, Мерион, США


Девочка с цветами. 1888


Натюрморт: Розы (1908)


Обед. 1879


The Lunch of the Boating Party. 1881. Кливлендский музей искусств


По воде, 1880, Художественный институт Чикаго


Две девушки в черном. 1881


На террасе. 1881. Художественный институт Чикаго


Swing (La Balancoire) , 1876, Музей Орсе, Париж


Fruits from the Midi. 1881. Институт искусств, Чикаго


La Grenouillere , 1868, Национальный музей, Стокгольм, Швеция


City Dance. 1883


Танцы в Буживале. 1883


Dance in the Country. 1883


Девочка с обручем. 1885. Национальная галерея искусств (США)


Мать и дитя. 1886. Кливлендский музей искусств


Продавец яблок. 1890. Кливлендский музей искусств


Rambler. 1895


The Large Bathers. 1887. Музей искусств Филадельфии


Bather Arranging Her Hair. 1893. Национальная галерея искусств (США)


Купальщица с длинными волосами. 1895


Купальщица со светлыми волосами. 1906

"Я убеждён в том, что картина должна быть приятной,весёлой,привлекательной,да, привлекательной!На свете и так слишком много скучных вещей,и не стоит пополнять их число своими картинами"...

Огюст Ренуар

Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года в городке Лиможе, на юге Франции, и был шестым ребёнком небогатого портного Леонара и его жены Маргериты. В 1844-м году семья переезжает в Париж, где Огюст поступает в церковный хор при соборе Сен-Эсташ. Мальчик производит приятное впечатление на регента хора, самого Шарля Гуно, и тот уговаривает его родителей отдать сына учиться музыке.

Однако дар художника в нем пересилил. В 13 лет Огюст начинает помогать семье, работая в мастерской по росписи фарфоровой посуды, а по вечерам посещает школу живописи.

Автопортрет. Пьер Огюст Ренуар, 1876 г.

1910 В 1858-м году фарфоровая мастерская, где работал Ренуар, закрывается, но он продолжает зарабатывать, расписывая веера и шторы.

В 19-летнем возрасте Огюст получает разрешение на копирование картин в Лувре, а к 1861-му году ему удаётся сорать достаточно денег, чтобы оплатить своё обучение живописи у Шарля Глейра, студия которого была на тот момент филиалом Школы изящных искусств

Вскоре 21-летний Ренуар выдерживает экзамены в это учебное заведение. В то же время Ренуар вместе со своими друзьями по студии Глейра – Ф. Базилем, К. Моне и А. Сислеем – ездит в лес Фонтенбло, где они рисуют на природе.

Позже работа на пленэре стала отличительной особенностью импрессионистов, общества художников, центральными фигурами которого были вышеназванные особы.

Огюст Ренуар Деревенский танец 1882-1883

Первый успех ожидал Ренуара в 1864-м году, когда одна из его работ прошла отбор и была выставлена на ежегодной государственной выставке в Салоне.

В следующем году у Ренуара было взято ещё две картины, и он начал получать регулярные заказы на портреты. И хотя в душе он и не любил этот жанр живописи, но именно портреты помогли ему пережить кризисные годы после поражения Франции во Франко-прусской войне 1870-1871-го годов.

В 1865-м году Огюст Ренуар знакомится с 16-летней девушкой Лизой Трео, которая становится его возлюбленной и моделью. Их роман длился семь лет, после чего Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого.

После войны, в 1874-м году, Ренуар вместе с друзьями-художниками устраивает выставку своих картин, которая впоследствии станет известной как первая выставка импрессионистов.

Именно тогда и возник термин “импрессионизм”, придуманный одним остроумным критиком. Как известно, большинство представленных работ было подвергнуто осуждению, однако “Ложу” Ренуара публика встретила довольно позитивно.

Огюст Ренуар В театральной ложе.

1874 картины фото Огюст Ренуар, “В театральной ложе”, 1881-1886 В 1890-м году Ренуар женился на Алине Шариго, на тот момент у них уже был общий сын. После свадьбы у них родились ещё два сына – Жан и Клод (известный, как Коко – любимый натурщик своего отца).

К тому времени Ренуар уже добился огромного успеха и получил от государства звание Кавалера Почётного Легиона. В 1912-м году, после приступа паралича Ренуар был прикован к инвалидному креслу, но продолжал рисовать кистью, которую сиделка вкладывала ему между пальцев.

70-летний Ренуар даже пытался заниматься скульптурой, давая указания своему помощнику Ричарду Гино. Общими усилиями они создали свыше двадцати произведений.

В 1968-м году Гино выиграл судебный процесс у наследников Ренуара, добившись права называться соавтором этих скульптур. Примечательно, что в самостоятельной работе Гино успеха на добился. Несмотря на физические страдания, Ренуар никогда не падал духом и любил повторять: “Что ни говорите, а я – счастливчик”.

На закате своей долгой жизни художник снискал славу. В 1917-м году его “Зонтики” были представлены в Лондонской Национальной галерее, а позже – в Лувре.

Огюст Ренуар, “Зонтики”, 1881-1886 Национальная галерея.Лондон.

Над этой картиной Ренуар работал на протяжении ряда лет, как раз в то время, когда произошли кардинальные перемены в его манере письма. Он начал эту картину незадолго до отъезда в Италию, где находился в 1881-1882 годах, но работа оставалась незавершенной еще как минимум пять лет.

Композиция картины напоминает фотографический снимок - в частности, неполными, обрезанными фигурами людей по краям полотна. Такой приём был популярен у импрессионистов того времени.

Ренуар был удивительно трудолюбивым и результативным художником.

За почти 60-летнюю творческую жизнь он создал около 6 тысяч полотен, то есть, в среднем, две работы в неделю. На рассвете своего творчества Ренуар часто не мог себе позволить купить краски, вот почему в зрелом возрасте, зарабатывая достаточно, он самозабвенно любовался ими, их цветом и даже запахом. Радость, которую испытывал художник во время рисования, была одним из самых сильных наслаждений в его жизни, и это не могло не отразиться на настроении его картин.

Художник предпочитал героическим и трагическим сюжетам простые повседневные радости и развлечения. Он любил рисовать танцующих людей, красивые цветы, детей, но наиболее трепетно он относился к молодым, пышным, красивым женщинам.

Своё отношение к живописи Ренуар высказал следующим образом: “Я убеждён в том, что картина должна быть приятной, весёлой, привлекательной, − да, привлекательной! На свете и так слишком много скучных вещей, и не стоит пополнять их число своими картинами”.

Тем более не удивительно пренебрежительное отношение Ренуара к высокоинтеллектуальным рассуждениям о живописи. “Я никогда не вступаю в подобные разговоры”, − говорил он.

В молодости Огюст Ренуар близко дружил с Клодом Моне, вместе они работали в любимом парижанами месте отдыха на Сене – в так называемом “Лягушатнике”.

Именно здесь они создавали полотна, которые впоследствии стали программными у импрессионистов в целом.

Огюст Ренуар, “Лягушатник”, 1869

После поездки в 1881-1882-м годах в Италию и знакомства там с шедеврами античного и ренессансного искусства Огюст Ренуар обращается к более вечным темам, пишет обнажённую натуру. Художник отказывается от характерного для всех импрессионистов использования широких ломаных мазков и расплывчатых контуров и начинает искать свой собственный стиль, где преобладают более определённые формы и чёткие линии.

Интересен также творческий метод Огюста Ренуара. Будучи убеждённым, что живопись – это “прежде всего ручной труд, и потому художник должен быть хорошим рабочим”, он поддерживал в своей мастерской поразительный для творческого человека порядок. “Палитра, кисти, тюбики с краской – всё это аккуратно складывалось с чисто женской опрятностью”, − вспоминал А. Воллар, некогда позировавший Ренуару.

Многие художники писали детей, но Ренуару гениально удавалось передавать исходящее от детей очарование, не отдаваясь при этом слезливой сентиментальности. Примером может служить его работа “Зонтики”, где в правом нижнем углу мы можем видеть маленькую мадмуазель, которая с озорством и непосредственностью смотрит, казалось бы, прямо на художника.

Огюст Ренуар, “После купания”, 1869

Ренуар также по праву считается одним из величайших мастеров жанра ню. Он любил и умел писать обнажённое тело. Одна из знаменитых шуток Ренуара: “Я продолжаю работать над обнажённой натурой до тех пор, пока мне не захочется ущипнуть холст”.

"Портрет актрисы Жанны Самари" 1878, Эрмитаж, Санкт-Петербург

"Жанна Самари" 1877 , Музей им. А.С.Пушкина, Москва

Два из трех общеизвестных портретов Жанны Самарии работы Огюста Ренуара представлены на обозрение в трех музеях мира.

В Театре «Комедии Франсез» хранится самый первый и самый маленький портрет, на котором актриса предстает в темной будничной кофте (1877 г.), в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина - изысканный поясной портрет (1877 г.),

а в Эрмитаже - парадный портрет в полный рост (1878 г.).

И на всех она женственна, обаятельна, держится просто и естественно.

Жанна - лучшая в стране исполнительница ролей в пьесах Мольера и Мюссе - и в жизни была такая же простая, светлая, красивая, приветливая, словно ожившая под кистью самого Ренуара.

Сияющие синие глаза, рыжее золото волос, текучие формы тела - она был полна обаяния и привлекательности.

С каждого полотна смотрит не модель, а приятная собеседница, готовая вот-вот продолжить разговор.
Портрет из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина признан одним из лучших ренуаровских портретов.

На нем лицо актрисы, ее обнаженные руки и плечи светоносны и теплы, они мягко сияют на розовом фоне, не сливаются с ним, разделенные рыжими кудрями и зелеными переливами платья.

Ренуар был настоящим певцом диссонансных цветов - активного зеленого и розового- и умел с помощью широких пластичных и мелких вибрирующих мазков предать живописной поверхности несколько десятков оттенков одного цвета, исключив возможность цветового диссонанса.

Таким способом он заставлял предметы излучать свет, а человеческое тело - тепло и движение.

В изображении фигуры нет ни единой четкой линии, все подвижно, неуловимо и зыбко.

Но это удивительное цветовое равновесие и поразительные контрасты, которыми владел мастер, в то время только шокировали критиков и публику.
На портрете из собрания Эрмитажа актриса предстает в великолепном вечернем платье с глубоким декольте и длинным волнистым шлейфом на фоне роскошного театрального интерьера.

Богатые ковры, массивная бронзовая подставке для пальмы словно «выбрасывают» фигурку Жанны на первый план.

Кажется, что она лишь краткий момент застыла в движении (фигура наклонена вперед) и сейчас сделает следующий шаг.

При написании этого портрета Ренуар использовал более гладкую манеру письма.

Краски уже не мельтешат и не смешиваются, как на предыдущем портрете.

Но не зависимо от манеры лицо Жанны, ее обнаженные руки и плечи, вся фигура выглядят прекрасными и естественными, а главное, художнику удалось передать не только внешние черты, но и характер девушки и отдать должное ее сценическому дарованию.

"Завтрак гребцов" 1881, Галерея Филлипса, Вашингтон

"Бал в Мулен де ла Галетт" 1876, Музей д"Орсе, Париж

Качели - Ренуар.1876. Холст,масло.Музей д,Орсе Париж

Картина «Качели» была написана практически одновременно с «Балом». В обеих картинах много общего: и по настроению, и колориту, и технике исполнения. И там, и тут мы видим прекрасное лицо Жанны Самари. Здесь та же живость поз изображенных фигур и откровенное любование игрой солнечных бликов на всем: на деревьях, цветах, на прическе и платье Жанны, на одежде ее спутников и очаровательной малютки.

Этой картиной Ренуар закрепляет на полотне открытие: тени как таковой не существует, просто один и тот же цвет при солнечном свете приобретает иной нюанс. Утрачивая на свету интенсивность, цвет, перенесенный на поверхность холста, образует более светлые, часто даже просто белые, его участки.

"Юлия Мане"

Мизиа Серт.1904 холст,масло

Для Мизии Годебской даже в современном мире вряд ли можно подыскать правильное профессиональное амплуа.

Она не создала ни одного художественного произведения, она творила шедевр из собственной жизни и вдохновляла самых ярких художников и писателей своего времени.

Мизиа дружила с Тулуз-Лотреком, Дебюсси, Малларме, Ренуаром, Стравинским, Пикассо, без нее не состоялась бы премьера «Петрушки» - именно она помогла Дягилеву деньгами, когда постановка оказалась под угрозой.

Когда Мизиа была женой Тоде Натансона, редактора художественного журнала La Revue blanche, часто именно она оказывалась консультантом редакции в выборе тем и персоналий.

Она говорила на всех европейских языках и была самой близкой подругой Коко Шанель, в ее честь назван один из ароматов модного дома – Misia.

Мизиа Годебска была замужем три раза и, к огромному разочарованию многих страстно влюбленных поклонников, никогда не заводила романов на стороне. В то время, когда Ренуар писал ее портрет, это была Мизиа Эдвардс.

А вот для Альфреда Эдвардса, мужа Мизи, уже тогда профессиональное амплуа определялось точно: заводчик-мультимиллионер.

Он владел добрым десятком предприятий и одним из первых начал добывать бокситы для изготовления нового металла с большим будущим – алюминия. «Чтобы добиться такой женщины и на ней жениться, он придумал следующий способ: каждый вечер приглашал на обед всех ее друзей. Чтобы не оставаться одной, она была вынуждена присоединяться к компании.

Эдвардс усаживал ее по правую руку и всякий раз под салфеткой она обнаруживала футляр с бриллиантом большой цены», - вспоминал Ренуар и добавлял, что ни одна женщина против такого не устояла бы.

Для Огюста Ренуара, тогда уже прикованного к инвалидному креслу, в доме Мизи и Альфреда построили лифт, чтобы художник мог подниматься в комнату хозяйки для сеансов позирования.

Когда работа была окончена, Мизиа выдала Огюсту пустой чек и попросила самостоятельно оценить картину.

Ренуар, на взгляд мадам Эдвардс (фамилию Серт она получит от своего следующего мужа), оказался слишком скромен в оценке своего произведения.

Для художника это было время, когда он заговорил на своем живописном языке, когда стал знаменит и наконец-то мог не заботиться о деньгах.

Этот поздний период искусствоведы называют «красным» - Ренуар не боится ярких, страстных цветов и мастерски создает сложные колористические решения. Его палитра становится предельно лаконичной.

«Бедными средствами богатый результат» - ставит художник перед собой головоломную задачу и блестяще с ней справляется.

Трудно поверить, что в этом году Огюст уже не смог жонглировать и заменил эту зарядку для больных, изуродованных ревматизмом рук более простой – подбрасыванием поленца. Скоро он не сможет держать в руках и его.

Девушки на лугу

Две девушки за фортепиано

Юная купальщица 1872

Танец в городе 1883

Однажды Огюст Ренуар сравнил себя с пробкой, которую несет по волнам.

Именно так он ощущал себя во время создания очередного произведения.

С манящей страстью и нежностью он полностью отдавался бушующим «волнам», которые несли его по незыблемым просторам художественного мира.

Под таким вдохновением картины Ренуара всегда рождались с особенным очарованием.

Они никогда не загромождали мысли своих зрителей.

Наоборот, глядя на произведения французского автора, поклонники его таланта, наконец-то, могли просто наслаждаться насыщенными оттенками, правильными формами и близкими для себя сюжетами картин.

Девушка, 1885

Женщина в кресле, 1874

Танцовщица, 1874
Картина «Танцовщица» показывает нам юную балерину в воздушно-голубом платье.

Она стоит в вольной IV-й позиции, немного напоминая нам о работах Эдгара Дега, создавшего множество полотен на излюбленную тему театра.

Однако все героини Дега запечатлены в танце или поклоне, они никогда ему не позировали.

Дега рисовал их – как сейчас снимают папарацци – запечатлевал в неожиданный момент в как бы случайно получившемся ракурсе, не акцентируя внимание на психологии.

Огюст Ренуар работал по-другому.

На его полотне танцовщица изображена не в танце и не в сценическом образе, а как бы в роли себя самой.

Большую роль в портрете играют немного грустные глаза и привлекательность юной девушки, её трепетность и нежность. Картина отличается пастельными тонами и мягкими контурами - в отличие от резко очерченных работ Дега, всегда использовавшего линию, как основной выразительный инструмент.

Парижанка, 1874
Когда речь заходит о картине мастера - «Парижанке»,многие искусствоведы приводят строки Александра Блока,которые он написал более тридцати лет после создания полотна:

«И каждый вечер, в час назначенный,
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна...»

Верхняя часть тела молодой женщины очерчена довольно четко, тогда как легкая юбка её платья будто сшита из воздушной ткани.

Так художник добивается излюбленного эффекта существования фигуры в особой свето-воздушной среде, благодаря которому героиня будто выходит из дымки.

Восхитительная притягательность образа достигается тем, что эта неуловимо-туманная мадмуазель совершенно открыта для диалога со зрителем.

Мадам Виктор Чокке. 1875

Молодая женщина в вуали 1875-77

Нини Лопез, 1876

Голова молодой женщины с голубым шарфиком 1876.

Женский портрет, 1877

Молодая женщина в ярко-синем из консерватории 1877


Молодая девушка в лодке, 1877

"Коко" коллекция Лопес Алжир

Жизнь художника многообразна и многослойна. Весь его творческий путь четко делится на определенные периоды, а в Японии, так и вовсе, каждые семь лет настоящий мастер меняет свое имя, поскольку его манера и взгляд на мир кардинально меняются. Вот и в жизни Ренуара искусствоведы усматривают три очень разных по наполнению периода.

Коко - детский портрет, который относится к так называемому "красному" периоду. В это время художник все больше отступает от канонов импрессионизма, пытается найти новые пути в творчестве, экспериментирует с цветом и перспективой. В это время главным источником вдохновения и творческой энергии для художника становятся многочисленные оттенки красного цвета.

Работа очень нежная, написана с любовью. Мастер подчеркивает нежный возраст своей модели, жадное изучение мира, неуемную энергию. Оттенки красного в этом случае подходят как нельзя лучше.

В работе еще ощущается эстетическая программа импрессионизма, но влияние это уходящее. Мастер словно на пороге нового творческого прорыва. Его линии, искажающие пространство и откровенно ломающие перспективу, результат внутреннего творческого конфликта, который великий мастер так и не успел преодолеть, оставшись в истории мировой живописи великим художником импрессионизма.

В детском портрете мастерство художника проявляется особенно ярко и уверенно: солнце заблудилось в кудряшках ребенка, нежная и бледная кожа выступает отличным фоном для ярких и энергичных губ героя.

Размышление, 1877

Чашка шоколада 1878

Молодая девушка с букетом тюльпанов, 1878

"Портрет мадам Шарпантье с детьми",1878 музей Метрополитен США

Самый, наверное, солнечный и жизнелюбивый из всех импрессионистов, Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) написал эту картину по просьбе мадам Шарпантье, жены крупного издателя французской литературы и одного из первых коллекционеров полотен импрессионистов. Ренуар был вхож в ее салон, где собирались известные литераторы, художники, музыканты.

Мадам Шарпантье изображена сидящей в гостиной своего дома вместе с детьми - дочерью Жоржеттой и сыном Полем - и большой собакой. Полотно несет в себе некоторый отпечаток салонной живописи, а поза женщины несколько нарочита и парадна, но живописная манера Ренуара затмевает эту искусственность позы. Не только голубой, белый и золотисто-желтый цвета наполнены у художника воздухом, но и его любимый «черный», точнее, берлинская лазурь, которой написано платье мадам Шарпантье, полное рефлексов и оттенков. Живость и непосредственность, которыми отмечены здесь детские образы, вносят в атмосферу картины настроение играющего веселья.
Портрет был так благосклонно принят публикой, что на Ренуара посыпались заказы и он оказался одним из самых востребованных портретистов.

Девочка с лейкой 1876 Национальная галерея искусств, Вашингтон, США

За свой творческий путь Ренуар немало написал картин, где главная роль отводилась девочкам. Достаточно вспомнить портреты Ромейн Лако и мадмуазель Легран, картины «Прогулка», «Девочка с прыгалками», «Розовое и голубое» и т.д. Однако данная работа поражает своей непосредственностью и отсутствием какой-либо постоновочности, которая бы, безо всяких сомнений, украла бы эту непосредственность и очарование сиюминутности.

Картина напоминает случайно выполненный фотоснимок – девочка даже не смотрит на зрителя, увлечённо разглядывая что-то вдали, держа в руках леечку, которая почти сливается с её ярким нарядом.
Сегодня невозможно с точностью сказать, что это за героиня. Скорее всего, Ренуар и сам имени её не знал, так как в противном случае указал бы его в названии картины, как он это делал в предыдущих работах. Искусствоведами принято считать, что это случайная девочка, выхваченная внимательным взглядом живописца, возможно, его соседка.

Техника, в которой исполнена картина, свидетельствует о позднем периоде импрессионизма. Мелкие мазки, превращают пространство в сложно сплетённую из мельчайших оттенков фактуру, искрящуюся и выразительную. Плавные переходы полутонов полностью исключает какой-либо намёк на контур или чёткую линию рисунка. Ренуар считал цвет самодостаточным инструментом для создания картин, и «Девочка с лейкой» ещё одно тому подтверждение.

Однажды Огюст Ренуар сравнил себя с пробкой, которую несет по волнам. Именно так он ощущал себя во время создания очередного произведения. С манящей страстью и нежностью он полностью отдавался бушующим «волнам», которые несли его по незыблемым просторам художественного мира. Под таким вдохновением картины Ренуара всегда рождались с особенным очарованием. Они никогда не загромождали мысли своих зрителей. Наоборот, глядя на произведения французского автора, поклонники его таланта, наконец-то, могли просто наслаждаться насыщенными оттенками, правильными формами и близкими для себя сюжетами картин. Действительно, Огюст Ренуар не видел себя среди шокирующих произведений или глубоких философских полотен. Глядя на картины Ренуара, можно с уверенностью сказать, что автор просто дарил людям частичку прекрасного и неповторимого. И, возможно, именно эти незамысловатые радости, отображенные в произведениях автора, до сих пор так нравятся поклонникам живописи. Художник не любил трагические, героические или драматические сюжеты. Этого всегда хватало в обыденности людей, поэтому в произведениях Огюста Ренуара ярко отображены красивые пейзажи, искрящиеся улыбки детей, манящие букеты ароматных цветов и неповторимые линии и формы полных, обнаженных женщин. Французский живописец был убежден, что любое произведение должно радовать своей привлекательностью, веселым и приятным настроением, а скучные жизненные сюжеты должны оставаться на заднем плане. Что ж, эту идею Ренуар успешно пронес через все свои работы. Каждое полотно благодаря своим ярким и насыщенным тонам дарит неповторимое ощущение влюбленности, влюбленности в мир, людей и самого французского автора.

Боль проходит, а красота остаётся

В заголовке выписаны слова великого французского художника Пьера Огюста Ренуара. Это ещё один последователь направления импрессионистов, правда, в этом направлении он писал совсем не долго. Но и этого хватило, чтобы вписать его в анналы великих французов. Он потрясающий художник, с великолепным ощущением пространства, света и цвета, что не маловажно для любого художника. Кроме того, он был графиком и скульптором. И так же, как и все, работал не покладая рук, его наследство огромно. Но вот как он работал? Про это и стоит рассказать.

Вообще-то Ренуару с детства прочили славу отличного певца, у него был превосходный голос. Но Огюст петь то пел, но всё же больше его притягивало к себе умение рисовать. И вот чтобы помочь своей семье он устраивается в мастерскую для раскраски фарфоровых тарелок, а вот по вечерам он обязательно посещал школу живописи. Потом он стал расти и, подрастая, всё больше прославлялся на линии творчества. Став взрослым он женился, появились дети. Его творчество оценивалось вполне хорошо, да и работалось постоянно. Но вся эта идиллия была перечёркнута одним падением с велосипеда. Упав с него Огюст сломал себе правую руку. Казалось бы, обычная травма при падении, но именно она послужила толчком для возникновения более страшной болезни – ревматизм. И ему стало практически уже не до творчества. так казалось многим, но не ему самому. Превозмогая боль он продолжал работать над полотнами. В Париже он уже не жил, его семья переехала в провинцию, и он стал работать там. Но вскоре случилось ещё более страшное – припадок паралича. И вот теперь если раньше он еле – еле ходил, то теперь он просто напросто был прикован к креслу или к постеле.

Его искусство давно уже расписано всеми известными критиками и искусствоведами. И условно его творчество поделено на три периода: энгровский («кислый», так его назвал сам художник), перламутровый (в этот период он писал полотна под впечатлением Веласкеса, Рембрандта и Вермеера; этот период отличался переливчатыми красками) и наконец, красный период (почти все полотна этого периода – красного или розового оттенка). Что самое интересное, что все полотна, написанные в эти три периода совершенно разного жанра, реально разного и потому постоянно вызывает интерес.

Анри Матисс, знаменитый французский художник был сильно дружен с Ренуаром и посещал его практически каждый день. Каждый день он видел как превозмогая боль Огюст писал свои полотна. Он практически постоянно морщился от боли и даже плакал, но всё же рисовал. Пока он ещё мог ходить, и был в более-менее нормальном состоянии его успели наградить Орденом Почётного Легиона, это высшая награда французского государства. Но сейчас он не был в состоянии хорошо держать в руках кисть и всё же творил. Слова в заголовке были сказаны в ответ на вопрос Матисса: «Зачем тебе всё это? Оставь творчество, тебе же тяжело». Ренуар по-другому то ответить не мог. Каждое утро сиделка вкладывала ему в застывшие руки кисть и придвигала его к полотну, и он рисовал. Для многих – это подвиг, кому то это кажется показухой, а вот для Ренуара это был способ выживать или точнее жить. Картина «Зонтики», которую он создал в 1917 году, была удостоена чести своего появления в Лувре. И художник смог это увидеть, тогда он ещё ходил. Но умер великий художник вовсе не от ревматизма, а от воспаления лёгких, которое он случайно подхватил.

За достаточно большую жизнь он успел сотворить большое количество полотен, скульптур. И это всё теперь выставлено не только в Лувре, но и в других не менее знаменитых музеях мира.

Алексей Васин