Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Разрушение теории раскольникова. Смысл теории Раскольникова и причины ее крушения в романе Ф

Разрушение теории раскольникова. Смысл теории Раскольникова и причины ее крушения в романе Ф

Смысл теории Раскольникова и причины ее крушения. Главный герой романа «Преступление и наказание», бедный студент Родион Раскольников, убежден, что весь род человеческий делится на две неравные части. Смысл теории Раскольникова и причины ее крушения в своей статье, написанной за полгода до преступления, он говорит, что «люди, по закону природы, делятся на два разряда: на низших (обыкновенных), так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и на собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово». Смысл деления на два разряда - утверждение «права сильного» преступать закон и совершать преступления. Раскольников говорит об одиночках, возвышающихся над толпой: это - «сверхчеловек, живущий по закону, им самим себе данному. Если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь».

Раскольников берется на деле доказать, что он - необыкновенная личность. Он тщательно обдумывает и приводит в исполнение ужасный замысел: убивает и грабит старую, скупую и ничтожную процентщицу Алену Ивановну. Правда, при этом принимает смерть и ее тихая кроткая сестра Лизавета, никому не причинявшая зла. Раскольников не сумел воспользоваться плодами своего преступления, его замучила совесть. Но сам он верит в свою теорию даже тогда, когда идет признаваться в убийстве, считая, что это он сам не оправдал надежд.

В России переломных шестидесятых многие были склонны считать себя людьми, стоящими над другими. В частности, стремление обогатиться одним ударом было закономерным проявлением духа наживы, обуявшего крупную и мелкую буржуазию (в романе эта стихия именуется Лужиным). Раскольников добивается не богатства и комфорта, он хочет осчастливить человечество. В социалистические идеи и революционную борьбу он не верил. Он хотел стать таким властелином, который употребил бы силу и власть на то, чтобы вывести человечество из унижения в светлый рай. Для него власть - не самоцель, а лишь средство воплощения идеала.

При этом Раскольников сам не замечает, как нарушает собственные правила. Для сильной личности не существует других, а он все время пытается что-то делать для людей (то отдает скудные деньги Мармеладовым, то пытается спасти пьяную девочку на бульваре). В нем слишком сильно развито сострадание. И хотя он доводит замысел до конца, в душе Раскольникова сражаются совесть, протестующая против пролития крови, и разум, оправдывающий убийство. Эта раздвоенность и привела к крушению идеи Раскольникова. Он желал стать Наполеоном и Мессией, Спасителем, в одном лице. Но тиран и добродетель не совмещаются. Идея Раскольникова не оправдала себя именно потому, что задавленный голодом, болезнью, нищетой Родион оказался живым и совестливым человеком, готовым нести ответственность за свои поступки.

Тварь ли я дрожащая,

или право имею?

Ф. М. Достоевский

В своем романе «Преступление и наказание», опубликованном в 1866 году, До-стоевский исследует проблему «личность — общество», то есть примирения уни-кальности одной личности с равноценностью всех остальных людей.

Главный герой романа, бедный студент Родион Раскольников, убежден, что весь род человеческий делится на две неравные части. В своей статье, написанной за пол-года до преступления, он говорит, что «люди, по закону природы, делятся на два раз-ряда: на низших (обыкновенных), так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и на собственно людей, то есть имеющих дар или та-лант сказать в своей среде новое слово». Смысл деления на два разряда — утвержде-ние «права сильного» преступать закон и совершать преступления. Раскольников го-ворит об одиночках, возвышающихся над толпой: это — «сверхчеловек, живущий по закону, им самим себе данному. Если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее...»

На первый взгляд, его рассуждения логичны. Он раздумывает о том, как посту-пил бы Наполеон, если бы ему для успешной карьеры пришлось бы не завоевывать Египет, а убить жалкую старуху. Раскольников решает, что для Наполеона такого вопроса просто не существовало: «... власть дается только тому, кто посмеет накло-ниться и взять ее». Человек «высшего разряда» имеет право взять власть, не оста-навливаясь ни перед чем.

Раскольников берется на деле доказать, что он — необыкновенная личность. Он тщательно обдумывает и приводит в исполнение ужасный замысел: убивает и гра-бит старую, скупую и ничтожную процентщицу Алену Ивановну. Правда, при этом принимает смерть и ее тихая кроткая сестра Лизавета, никому не причинявшая зла. Раскольников не сумел воспользоваться плодами своего преступления, его замучила совесть. Но сам он верит в свою теорию даже тогда, когда идет призна-ваться в убийстве, считая, что это он сам не оправдал надежд.

Он пытался решить для себя вопрос, Наполеон ли он, но потерпел поражение. «Кто же у нас на Руси себя теперь Наполеоном не считает?» — саркастически вос-клицает следователь Порфирий. В России переломных шестидесятых многие были склонны считать себя людьми, стоящими над другими. В частности, стремление обогатиться одним ударом было закономерным проявлением духа наживы, обуяв-шего крупную и мелкую буржуазию (в романе эта стихия именуются Лужиным). Раскольников добивается не богатства и комфорта, он хочет осчастливить челове-чество. В социалистические идеи и революционную борьбу он не верил. Он хотел стать таким властелином, который употребил бы силу и власть на то, чтобы выве-сти человечество из унижения в светлый рай. Для него власть — не самоцель, а лишь средство воплощения идеала. Материал с сайта

При этом Раскольников сам не замечает, как нарушает собственные правила. Для сильной личности не существует других, а он все время пытается что-то делать для людей (то отдает скудные деньги Мармеладовым, то пытается спасти пьяную девочку на бульваре). В нем слишком сильно развито сострадание. И хотя он доводит замысел до конца, в душе Раскольникова сражаются совесть, протестующая против пролития крови, и разум, оправдывающий убийство. Эта раздвоенность и привела к крушению идеи Раскольникова. Он желал стать Наполеоном и Мессией, Спасителем, в одном лице. Но тиран и добродетель не совмещаются. Идея Раскольникова не оправдала себя именно потому, что задавленный голодом, болезнью, нищетой Родион оказался живым и со-вестливым человеком, готовым нести ответственность за свои поступки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

«Преступление и наказание» - это глубокий, психологический роман, над которым нужно сидеть и вникать в суть написанного. Ведь в его смысле кроется горькая истина, которая и открывает читателю всю правду о злодеяниях главного героя и о причинах случившегося.

Действия разворачиваются в мрачном и темном , воздух в котором был наполнен сумасшествием. В городе жили люди, бедные, нищие и несчастные. Популярные революционные идеи, которые царили в то время, пагубно влияли на общество, на сознание человека. Именно эти идеи и приводят к ломче человеческой психики, которая не выдерживания напора, порождает в мыслях злодеяния.

Главным героем романа является . От природы он умен и одарен, но его бедность и невозможность продолжать учение, делают из него бедного и несчастного человека. Он ежедневно наблюдает за серым и мрачным Питером, от которого мурашки идут по коже. Эта нечеловеческая обстановка и начинает формировать в голове главного героя нездоровые мысли.

Влияние современных идеологических течений, которые отрицали веру во все духовное и культурное, также имели немаловажное значение в его дальнейших поступках. Человек, в таком грязном и несправедливом мире не может жить честно и правильно. Ежедневно Раскольников наблюдает за нарушением всех человеческих принципов. Люди грабят, пропивают, идут на панель лишь для того, чтобы прокормить себя и свою семью. Если окружающие могут переступить через все установленные принципы, почему бы и Раскольникову не сделать что-то подобное?

Популярная теория о «сверх-человеке» и «тварях дрожащих», то есть великих и нищих, толкает главного героя на раздумья о том, что и он может совершить великие дела. Он может стать этим сверх-человеком. Он может решать судьбы других людей. Он может расправляться с вредителями. По его мнению, именно старуха–процентщица, которая наживалась на страданиях других, не имела право на дальнейшее существование. Раскольников решил избавить мир от такой никчемной и ненужной личности. Но, в момент убийства, ему приходится совершить двойное преступление и убрать из жизни сестру Лизавету, которая случайный образом застала Раскольникова. И здесь действуют уже совершенно другие мотивы. Лизавету преступник убивает не из-за ее ненужности, а для того чтобы скрыть следы своего деяния.

Читая сюжет убийства, мы видим, что Раскольников стоит с высоко поднятым топором, он готов убить любого, кто войдет. Вот и потерпела его теория о добром деянии сверх-человека полный крах.

Дальнейшая жизнь главного героя превращается в ад. Он постоянно испытывает чувство страха, он может избежать наказания, но его внутренние терзания не дают нормально жить. Он считает, что сделал все правильно, но что-то внутри грызло и разрушало его. Такие душевные мучения и привели Раскольникова к раскаянию. Его поступок был неоправданным, он потерпел крах и привел к жесточайшему убийству, которое никому не помогло и ничего не спасло.

Не раз жизненные тяготы бросали отчаявшихся людей на необдуманные действия. Часто ли они приводили к улучшению качества жизни? Скорее к осознанию краха не столь материального, сколько духовного.

Теория Раскольникова в романе Федора Михайловича Достоевского возникла на почве внутреннего бунта. Разделяя людей по двум категориям, молодой студент решается на отчаянный шаг, предполагая, что он может больше, чем жалко существовать. Писатель создал своего героя красивым, стройным молодым человеком. Это подобие многих, в те времена не живших, а существовавших, едва сводя концы с концами, людей. Но они из тех, по мнению Родиона Раскольникова, кто был чем-то низшим. Как он сам воздвигает - «твари дрожащие», которые живут смиренно и тихо. Жить с таким низким статусом он решительно отказывался, превознося себя до тех, кто сильнее, то бишь «право имеющих». Недостаток денег вынуждает его бросить учебу, жить в «клетушке», одеваться в лохмотья… Внутри него закипает «так не должно быть!» Он может больше, поскольку считает себя сильным мира сего и готов переступить эту грань между нищенствованием и процветанием. Во имя своих любимых, по крайней мере.

Действия происходят в Петербурге девятнадцатого века. Автор, в силу событий, наделил город унынием, грязью и скудостью живых красок. Чтобы выбраться из нищеты, ему нужен план, идея. На свою беду, в одном из городских трактиров Родион случайно становится свидетелем разговора студента и офицера о некой старухе-процентщице, жадной и противной бабке, но весьма богатой. «Той самой». Старуха желчная и мелочная, и не жаль ее, дряхлую, было бы убить, а может ограбить, чтоб нажитые ею средства пустить на благо людей, живущих высокой целью… Но сам незнакомец на такое не решится.

Дальше ничего не надо. Раскольников уже уловил идею, которая способна, по его мнению, дать возможность осуществить теорию, сформированную его измученным сознанием. Если тот студентишко не может, то он, сильный, решится на убийство. И план блестящий, и теория движет. Но злой рок, возникший из маленького просчета, перечеркивает всю задачу «улучшить мир» на корню. Очевидцем убийства становится ни в чем не повинная женщина - сестра процентщицы, кроткая Лизавета, которую, поневоле, приходится также уничтожить.

Достоевский показывает душевный кошмар человека, осознающего абсурд своей теории, приведшей к бесчеловечному поступку, якобы во благо высших ценностей. Его мучения, отвращение к миру, к своим родным, к тем деньгам, что он «заработал» таким способом, и… к самому себе. И рад бы раскаяться да жить праведно, но нет больше в том смысла. Его совершенная теория привела существование его души к краху. И он сдается. Он отрекается от всего, и от собственных протестов и принципов, и от финансового благополучия, выбирая путь праведника, путь смирения. Трагическое крушение надежд и замыслов приводит к пониманию, что такое решение должно было опередить его жуткий план, ставший в итоге судьбоносным.

Путем «справедливого» распределения благ, зародилась в атмосфере, характерной для того периода. С одной стороны - честные, порядочные люди, превращенные крайней бедностью в «тварей дрожащих», с другой - бесполезная, но очень богатая «вошь», сосущая кровь из тех самых честных людей. Да еще и новые, до конца несформированные, часто лишенные основ морали и духовности идеи подливают масла в огонь.

Чтобы подчеркнуть правоту (кажущуюся) Раскольникова, Достоевский намеренно рассеивает по всему роману картины горя, нищеты, усиливая тем самым тягостное ощущение безысходности. Последней каплей, которая переполнила чашу терпения и привела к тому, что теория Раскольникова из стадии абстрактных размышлений перешла в стадию практической реализации, стала исповедь Мармеладова и письмо от матери. Наступил момент материализовать идею, долго вынашиваемую героем в его убогой каморке: это кровь по совести, которую избранным лицам (и ему в том числе) позволено проливать.

Теория Раскольникова находилась одновременно в зависимости и в противоречии с популярными тогда позитивистскими теориями Г. Спенсера, Д. С. Милля, Н. Г. Чернышевского. Все они уповали на экономическую выгоду и материальные удобства, достаток.

Достоевский считал, что сознание, постоянно заполненное такими категориями, теряет потребность в добродетелях христианских, в высокой духовности. Его герой пытается соединить обе стороны. Он мечтал, чтобы человек и эгоцентризм проявлял в разумных пределах, и чтобы он не стал рабом современных экономических отношений, не слишком погружался в свои

Теория Раскольникова, реализованная на практике, открыла самому герою парадоксальное соседство в его душе любви к людям и презрения к ним. Он считает себя избранником, который имеет право (и даже должен) убить, чтобы облагодетельствовать не только себя, но и все человечество. И здесь же он вдруг понимает, что его притягивает и власть ради самой власти, желание господствовать над другими.

Чтобы хоть как-то оправдать свои выстраданные идеи, Раскольников приводит в пример некоторых законодателей, которых не останавливала даже кровь. Однако их действия не представляются содержательными и спасительными, наоборот, они поражают бессмысленным разрушением ради лучшего. Подобный ход мыслей Родиона не облагораживает его идеи, как он того хотел, а только разоблачает их и приводит к той же оценке, которую дал всему происходящему Порфирий Петрович. Он определил преступника как индивида, который обожествляет себя, умаляя при этом личности других людей, и посягает на их жизни.

Нелепая теория Раскольникова и ее крушение видится Достоевскому закономерным событием. Он показал как туманность спасительности и благодетельности новой идеи, ее неопределенность может послужить некой психологической завесой, способной усыпить даже совесть человека, чтобы уничтожить, размыть границы между понятиями добра и зла.

Теория Раскольникова и ее крах имеет и историческую сторону. Она показывает, насколько неоднозначными могут быть те или иные исторические нововведения, насколько благоразумию и благонравию может быть обратно пропорционален закон «Я».

Духовное возрождение главного героя автор не описывает так же подробно, как и его душевные мытарства, однако, контуры намечает. Раскольников постепенно осознает сущность своей идеи, ее гибельность, ее действительный смысл. Он испытывает сильнейшие и готов к покаянию, готов отныне руководствоваться в своей жизни только заповедями Евангелия. По мнению Достоевского, восстановить в герое человеческий облик способна только жертвенная, дающая любовь, причем не абстрактная, ко всему человечеству, а конкретная, к конкретному ближнему. Для Раскольникова таким спасением является сострадательная любовь между ним и