Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Проблематика красное и черное. Роман карьеры: "Красное и черное" Стендаля

Проблематика красное и черное. Роман карьеры: "Красное и черное" Стендаля

Роман Стендаля «Красное и черное» — вершина французского реализма. Здесь и поразительная детализация, и подробно описанные политические, социальные и психологические реалии того времени. Однако герой романа — Жульен Сорель — принадлежит к романтическим героям, поэтому его бытие в типичных для эпохи обстоятельствах оборачивается трагедией.

«Красное и черное» — это книга, название которой уже много лет заставляет читателей размышлять и анализировать, что же за ним стоит. При прочтении произведения ответ на этот вопрос не становится очевидным и предполагает многовариантность, которую каждый разрешает для себя сам. Прямые ассоциации появляются в первую очередь с внутренним состоянием Жульена Сореля, в котором сочетались желание найти себя, совершить подвиг, стать образованным человеком, но одновременно с этим и корысть, тщеславие, цель достичь успеха любыми способами. Так же название указывает и на общую проблематику произведения. Два эти цвета: красный и черный, в своей комбинации символизируют некую тревожность, борьбу, которая происходит внутри людей и вокруг них. Красный - это кровь, любовь, желание, черный - низменные побуждения, предательство. В своей смеси эти цвета рождают драму, которая происходит в жизни героев.

Красное и черное – цвета рулетки, символ азарта, ставшего жизненной силой главного героя. Он поочередно ставил и на красное (на помощь любовниц, на свое обаяние и т.д.), и на черное (на коварство, на подлость и т.д.). На эту мысль наталкивает роковое увлечение самого автора: он был страстным игроком.

Другая интерпретация: красное – мундир военного, черное – сутана священника. Герой метался между мечтой и реальностью, и этот конфликт желаемого и действительного его погубил.

Также сочетание этих цветов образует трагический финал честолюбивого героя: кровь на земле, красное и черное. Несчастный юноша мог так много, а смог всего лишь обагрить землю кровью своей любовницы.

Кроме того, многие исследователи предполагают, что контрастное сочетание цветов означает основной конфликт романа – выбор между честью и смертью: либо пролить кровь, либо дать очернить себя.

О чем книга?

Стендаль рассказывает читателям о жизни молодого юноши Жюльена Сореля который устраивается гувернером в дом г-на де Реналя и его жены. На протяжении книги читатель наблюдает за внутренней борьбой этого целеустремленного человека, его эмоциями, поступками, ошибками, умудряясь негодовать и сопереживать одновременно. Важнейшей линией романа является тема любви и ревности, сложных взаимоотношений и чувств людей разных возрастов и разного положения.

Карьера завела юношу на самый верх, сулила множество радостей, среди которых он искал лишь одну – уважения. Честолюбие толкало его вперед, но оно же загнало в тупик, ведь мнение общества оказалось для него дороже жизни.

Образ главного героя

Жульен Сорель - сын плотника, отлично знающий латынь, сообразительный, целеустремленный и симпатичный молодой человек. Это юноша, который знает чего хочет, и который готов идти на любые жертвы, чтобы достичь своих целей. Юноша честолюбив и сообразителен, он жаждет славы, успеха, мечтая сначала о военном поприще, а затем о карьере священника. Многие поступки Жюльена продиктованы низменными мотивами, жаждой мести, жаждой признания и поклонения, но он является не отрицательным персонажем, а скорее противоречивым и сложным характером, поставленным в непростые жизненные условия. В образе Сореля содержатся черты характера революционера, одаренного простолюдина, который не готов мириться со своим положением в обществе.

Комплекс плебея заставляет героя стесняться своего происхождения и искать дорогу в другую социальную реальность. Именно этим болезненным самомнением объясняется его напористость: он уверен, что достоин большего. Неслучайно его кумиром становится Наполеон – выходец из народа, сумевший подчинить себе сановников и вельмож. Сорель твердо верит в свою звезду, и только, поэтому теряет веру в Бога, в любовь, в людей. Его беспринципность приводит к трагедии: попирая устои общества, он, как и его кумир, оказывается отторгнутым и изгнанным им.

Тематика и проблематика

В романе поднимается много проблем. Это и выбор жизненного пути, и формирование характера, и конфликт человека с обществом. Для рассмотрения любой из них важно понимать исторический контекст: Великая Французская революция, Наполеон, умонастроения целого поколения молодежи, Реставрация. Стендаль мыслил этими категориями, он принадлежал к числу тех людей, которые лично видели слом общества и были под впечатлением от этого зрелища. Помимо глобальных проблем, которые носят социальный характер и связаны с событиями эпохи, в произведении описаны также сложности взаимоотношений между людьми, любовь, ревность, предательство - то есть то, что существует вне времени и всегда воспринимается читателями близко к сердцу.

Основная проблема в романе «Красное и черное», это, конечно же, социальная несправедливость. Талантливый простолюдин не может пробиться в люди, хоть он и умнее знати, и способнее ее. В своей же среде этот человек тоже себя не находит: его ненавидят даже в семье. Неравенство ощущается всеми, поэтому одаренному юноше завидуют и всячески мешают реализовать свои умения. Такая безысходность толкает его на отчаянные шаги, а показная добродетель священников и сановников лишь утверждают героя в намерении пойти наперекор моральным устоям общества. Эта мысль подтверждается историей создания романа «Красное и черное»: автор нашел в газете заметку о казни молодого человека. Именно этот краткий отчет о чужом горе вдохновил его додумать недостающие подробности и создать реалистический роман, посвященный проблеме социального неравенства. Конфликт личности и среды он предлагает расценивать не так однозначно: люди не вправе отнимать жизнь у Сореля, ведь именно они сделали его таким.

В чем смысл романа?

Сама история, заложенная в романе - это не выдумка, а реальные события, которые очень впечатлили Стэндаля. Именно поэтому в качестве эпиграфа автором выбрана фраза Дантона «Правда. Горькая правда». Так случилось, что однажды, читая газету, писатель прочитал о судебном деле Антуана Берте, с которого и был списан образ Сореля. В связи с этим еще очевиднее становится социальная проблематика произведения, которая характеризует непростую эпоху и заставляет задуматься о ней. Тогда перед человеком очень остро стоял вопрос выбора: сохранить в бедности свою душевную чистоту или напролом и по головам идти к успеху. Жульен хоть и выбирает второе, но тоже лишен возможности чего-то добиться, ведь безнравственность никогда не станет основой счастья. Лицемерное общество охотно закроет на нее глаза, но лишь до некоторых пор, и когда откроет, тут же отгородится от застигнутого врасплох преступника. Значит, трагедия Сореля – это приговор беспринципности и честолюбию. Настоящая победа личности – это уважение к себе, а не бесконечные поиски этого уважения со стороны. Жульен проиграл, так как не смог принять себя таким, какой он есть.

Психологизм Стендаля

Психологизм является характерной чертой творчества Стэндаля. Он проявляется в том, что наряду с рассказом о действиях и поступках персонажа и общей картиной описываемых событий, автор на более высокой ступени анализа описывает причины и мотивы действий героя. Таким образом, писатель балансирует на грани между кипящими страстями и анализирующим их разумом, создавая ощущение, что в то же самое время, когда герой совершает поступок, за ним ведется непрерывное наблюдение. Например, это всевидящее око показывает читателю, как Жульен бережно укрывает от глаз свой приговор: маленького Наполеона, почитание которого уже накладывало свой отпечаток на действия героя с самого начала его пути. Эта выразительная деталь указывает нам на душу Сореля – трепещущего мотылька, стремящегося к огню. Он повторил судьбу Наполеона, завоевав желаемый мир, но не сумев его удержать.

Жанровое своеобразие романа

Роман сочетает в себе черты романтизма и реализма. Об этом свидетельствует жизненная основа истории, наполненная глубокими и разнообразными чувствами и идеями. Это черта реализма. Но вот герой – романтический, наделенный специфическими чертами. Он конфликтует с обществом, при этом незауряден, образован и красив. Его одиночество – гордое стремление возвыситься над толпой, свою среду он презирает. Ум и способности его трагически остаются не нужными и не реализованными. Природа идет по его стопам, обрамляя чувства и события в его жизни своими красками.

Произведение часто характеризуют как психологическо-социальное, и с этим трудно не согласиться, так как в нем необычно перемешаны события действительности и подробная оценка внутренних мотивов героев. На протяжении всего романа читатель может наблюдать постоянное соотнесение внешнего мира в целом и внутреннего мира человека, и до конца не выясненным остается, какой же из этих миров наиболее сложен и противоречив.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

ВОПРОС 20: Стендаль. Роман «Красное и черное», проблематика, специфические черты сюжета и главного героя.

Самой значительной работой писателя стал его роман «Красное и черное», который сам автор довольно точно назвал хроникой XIX века. Сюжет романа основывается на реальных событиях. Стендаль заинтересовался делом некоего молодого человека, сына крестьянина, который, желая сделать карьеру, стал гувернером в доме местного богача, однако потерял работу, так как был уличен в любовной связи с матерью своих воспитанников. Последующая жизнь этого молодого человека была полна неудач и потерь, что в конечном итоге привело его к самоубийству. Взяв за основу своего будущего произведения этот сюжет, Стендаль значительно видоизменил, углубил и расширил его, охватив все сферы современной ему общественной жизни, и создал вместо мелкого честолюбца героическую и трагическую личность - Жюльена Сореля. Писателя в первую очередь интересовали душевный мир героя, пути становления и изменения его характера и мировоззрения, сложное и драматическое взаимодействие его с окружающей средой. Для него важна была не сама интрига, а внутреннее действие, перенесенное в душу и разум Жюльена Сореля. Герой Стендаля, прежде чем решиться на действие или поступок, подвергает себя и ситуацию строгому анализу, вступает в диалог с самим собой. В мире корысти и наживы Жюльен выделяется абсолютным равнодушием к деньгам, честностью и твердостью духа, упорством в достижении цели, безудержной отвагой и энергией. Однако он - выходец из низшего, ущемленного в правах сословия. И таким остается. Сын маркиза де Ла Моля так и говорит о нем: «Остерегайтесь этого энергичного молодого человека! Если будет опять революция, он всех нас отправит на гильотину». И так думает все аристократическое окружение Сореля, включая Матильду де Ла Моль. «Уж не новый ли это Дантон?» - думает она, стараясь понять, какую роль может сыграть ее возлюбленный в революции. Однако Жюльен Сорель больше всего увлечен стремлением к собственной славе. Основа его мировоззрения наиболее ярко прослеживаются в эпизоде, когда Сорель наблюдает за полетом ястреба. Больше всего на свете он хотел бы уподобиться этой гордой птице, свободно парящей в небесах. Он хотел бы также возвыситься над окружающим миром. И эти желания вытесняют все остальные мысли и стремления героя. «Вот такая была судьба у Наполеона, - думает он. - Может быть, и меня ожидает такая же.» Вдохновленный примером Наполеона и твердо уверенный в собственном всесилии, во всемогуществе своей воли, энергии, таланта, Жюльен строит дерзкие планы по достижению своей цели. Однако герой живет в эпоху, когда честным путем невозможно сделать достойную карьеру и добиться славы. Отсюда и основной трагизм, противоречие этого образа.

Независимый и благородный дух Жюльена сталкивается с его честолюбивыми устремлениями, толкающими героя на путь лицемерия, мести и преступления. Он, по словам Роже Вайяна, вынужден насиловать свою благородную натуру, чтобы играть гнусную роль, которую сам себе навязал. Автор показывает, каким сложным и противоречивым становится путь его героя к славе. Мы видим, как на этом пути Жюльен постепенно утрачивает свои лучшие человеческие качества, как пороки все больше заполняют его светлую душу. И он, в конечном итоге, все же добивается своего - становится виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза. Но Жюльен не чувствует себя счастливым, его не удовлетворяет его жизнь. Ведь, несмотря ни на что, в нем еще сохранилась живая душа. Достаточно испорченный светом и собственным честолюбием, Сорель еще до конца не осознает причин своей неудовлетворенности. И лишь роковой выстрел в Луизу де Реналь открыл для него правду.

Потрясение, которое испытал герой после совершенного преступления, перевернуло всю его жизнь, заставило переосмыслить все прежние ценности и взгляды. Произошедшая трагедия нравственно очищает и просветляет героя, освобождая его душу от пороков, привитых обществом. Теперь ему в полной мере открылась иллюзорность его честолюбивых стремлений к карьере, несостоятельность и ошибочность его представлений о счастье, как неизменном следствии славы. Меняется также и его отношение к Матильде, брак с которой должен был утвердить его положение в высшем обществе. Она становится для него теперь явным воплощением его честолюбивых стремлений, ради которых он готов был пойти на сделку с совестью. Осознав свои ошибки, почувствовав всю ничтожность своих прежних стремлений и идеалов, Жюльен отказывается от помощи сильных мира сего, способных вызволить его из тюрьмы. Так природное начало, чистая душа героя берут верх; он погибает, но выходит победителем в борьбе с обществом.

Традиционно принято было считать, что названия цветов, вынесенные в заглавие романа, символизируют стоящий перед главным героем выбор между карьерой в церкви (чёрный цвет одежд клириков) и в армии (красный цвет офицерского мундира). Впоследствии было выдвинуто немало гипотез, почему автор выбрал для романа такое название, но однозначного мнения на этот счёт в литературоведении так и не сформировалось. Следующий роман Стендаля, оставшийся незаконченным, имел в рукописи сходное название - «Красное и белое».

Роман Стендаля «Красное и черное» является одним из самых ярких и характерных произведений объективного психологизма. В его художественной структуре выделяются два уровня: развертывание действия, рассказ о намерениях и поступки героя, отношения с другими персонажами, его коллизии и конфликты и параллельно с этим - голос автора, который анализирует и объясняет все то, что происходит с героем, раскрывает причины и мотивацию его действий. Так, письмо Матильды к отцу, в котором она сообщает о венчании с Жюльеном, заставляет маркиза де ла Моля наконец принять решение. И тут сразу вступает в свои права автор: «В этих исключительных обстоятельствах властно подали голос все значительные черты его характера, выкованные большими потрясениями, что он пережил в молодости, лишения эмиграции сделали его фантазером... Однако то же воображение, которое уберегло его душу от губительной среды золота, сделало его жертвой безумной страсти - добиться для дочери любой ценой титула герцогини ».

Далее представлен развернутый внутренний монолог маркиза де ла Моля, содержащий тонкий всесторонний анализ характера Жульена: «Нет, нет у него гибкости и хитрости какого-нибудь проныры, не упустит ни удобной минуты, ни благоприятного случая. А с другой стороны - я вижу, что он руководствуется вовсе не высокими правилами. Для меня это что-то непонятное... Какая-то семинарская мелкая душа чувствует себя неудовлетворенной только от того, что нет денег и жизненных благ. У него совсем другое: он ни за что не позволит, чтобы его презирали».



В своем романе Стендаль часто прибегает к внутреннего монолога в форме, заимствованной из классической драматургии (где он, по сценической природой драмы, озвучивается). Следовательно присущ произведения драматизм адекватно выражается во внутренних монологах и диалогах героя, нередко с воображаемыми оппонентами.

Роман «Красное и черное» нельзя назвать Бессюжетные или ослабленной сюжетностью, наоборот, здесь есть напряженный и динамичный сюжет с драматическими коллизиями и событиями, крутыми поворотами действия, наконец, с финальной катастрофой. Однако острый и захватывающий сюжет не является для Стендаля самоцелью. Он подчиняется задаче раскрыть внутренний мир и судьбу главного героя, связанные с внешними факторами, с конкретикой общественно-исторического момента, который тоже поддается анализу.

Стендаль (настоящее имя — Анри Бейль, 1783-1842 гг.) принадлежал к первому этапу французского реализма. Его творчество — прямое связующее звено между Просвещением и реализмом XIX века. Печататься он начал в 1815 году, когда жил в Италии в качестве отставного офицера наполеоновской армии, и в двадцатые годы, вернувшись во Францию, опубликовал трактаты "О любви" (1822 г.), "Расин и Шекспир" (1823-1825 гг.), в которых ратовал за "истинный романтизм", то есть реализм. Стендаль — уникальный пример писателя, разработавшего творческую лабораторию еще до создания своих главных романов, которые последовали в тридцатые годы: "Красное и черное" (1830 г.), "Красное и белое, или Люсьен Левен" (1837 г.) — не завершен и при жизни не опубликован, "Пармская обитель" (1839 г.). Эти романы настолько обогнали свое время, что не были по достоинству оценены современниками, и история полностью подтвердила правоту Стендаля, считавшего, что признание придет к нему только в ХХ веке.

История реализма XIX столетия начинается с публикации сразу после Июльской революции 1830 года романа "Красное и черное" . Подзаголовок романа — "Хроника XIX столетия", и это "хроника" прежде всего в смысле принципов организации повествования, которое развивается стремительно, без ретроспективных сцен, при почти полном отсутствии описаний. Кроме того, что, подобно средневековой хронике, Стендаль сосредоточивается лишь на важнейших событиях в жизни своих героев, термин "хроника" подчеркивает и документальную основу романа. Сюжет его автор заимствовал из действительности. Во французских газетах двадцатых годов широко освещались скандальные судебные процессы молодых людей низкого происхождения, которые пытались войти в общество, женившись на богатых невестах. Так, сын крестьянина Антуан Берте стал воспитателем детей состоятельного господина Мишу и влюбился в госпожу Мишу; вскоре ему пришлось покинуть это место, и в другом доме ему удалось стать женихом дочери дворянина. Когда отец невесты запросил рекомендации от его прежних хозяев, госпожа Мишу написала письмо, следствием которого стало изгнание Берте, за что он и выстрелил в свою прежнюю возлюбленную в церкви. Аналогичная история произошла с краснодеревщиком Лафаргом. Хотя в своем герое Стендаль, разумеется, не рисует портретов этих злосчастных молодых людей, сюжет романа типизирует события действительности.

Эпиграфом к роману стоят слова деятеля Французской революции Ж. Дантона: "Правда, горькая правда". Стендаль подчеркивает этим эпиграфом и новую, небывалую прежде степень правдивости, нелицеприятности своего произведения, и связь его проблематики с революционной эпохой.

Очень показательно для реалистического романа XIX века начало "Красного и черного". Стендаль как будто не спешит ввести читателя в гущу изображаемых событий, сразу познакомить с героями романа. Неспешно, постепенно автор ткет основу реалистического повествования, сочетая общеизвестные географические, экономические факты с вымышленными. На карте Франции нет городка Верьер, где начинается действие романа, но неотразима его убедительность у Стендаля. На первой же странице автор рисует красоту окрестных мест, к которой слепы жители Верьера, зачумленного атмосферой мелкого барышничества. Никогда раньше предметом художественной литературы не становилось описание промышленного производства; Стендаль же называет источники доходов жителей городка: лесопилки, производство популярных тканей, "мюлузских набоек" и гвоздильная фабрика, принадлежащая мэру, г-ну де Реналю. Всей жизнью Верьера руководит один принцип — "приносить доход", и в этом городке чужим для всех кажется главный герой романа Жюльен Сорель.

Жюльен Сорель, сын плотника, начинает подниматься по ступеням социальной лестницы: сначала он становится гувернером в доме г-на де Реналя, затем семинаристом, затем секретарем могущественного маркиза де ля Моля и, наконец, женихом его дочери, блестящим гвардейским офицером г-ном де ля Верне — вот ступени стремительной карьеры Жюльена, завершающейся трагическим концом, его казнью.

Жизнь Жюльена наполнена и яркими внешними событиями, и нравственными, психологическими приключениями. По складу личности он близок романтическому герою: он наделен огромной энергией, феноменальными способностями, гордым характером, железной волей, пылким воображением. В любом обществе Жюльен оказывается выше всех окружающих. В нем — романтически предельное развитие всех черт и качеств, но изображен он не как романтический герой. Эта концентрация природных способностей в образе Жюльена объяснена бытовыми, историческими и политическими обстоятельствами. У Стендаля, в отличие от романтиков, чисто аналитический подход к чувствам, и в образе Жюльена он показывает, какая огромная энергия была высвобождена в "низших" классах Французской революцией: "он был сделан из того же материала, что титаны 93 года". Все остальные герои смотрят на него как на потенциального революционера: г-жа де Реналь умоляет его не оставить в случае революции ее детей, чувство Матильды пробуждается вопросом "уж не Дантон ли это", и она мечтает играть при Жюльене роль г-жи Дантон в грядущей революции. И сам Жюльен ощущает в себе эти силы, его кумир — Наполеон, сын революции, воплощение его честолюбивых грез. Но действие романа разворачивается во Франции эпохи Реставрации; для человека с происхождением Жюльена возможности карьеры наполеоновских маршалов закрыты, и, остро ощущая несоответствие между своими способностями и своим положением, он решает проложить себе дорогу наверх любой ценой. Он верит, что один против всего враждебного мира он добьется высокого положения в обществе.

Честолюбие становится руководящей страстью Жюльена; само по себе честолюбие — качество, в котором проявляется живость, пыл души, но герой поставлен в такие условия, что честолюбие толкает его на низкие поступки. Презирая свое окружение, он заставляет себя поступать в угоду ему, выполняет все, что ожидают от него сильные мира сего: в семинарии он, неверующий, разыгрывает набожность, у маркиза де ла Моля он, республиканец, выполняет поручения ультрамонархической партии. День за днем он убивает в себе честность, великодушие и воспитывает те качества, которые необходимы, чтобы преуспеть в его мире, — эгоизм, лицемерие, недоверие к людям, умение подчинить их своим интересам. Вот основное противоречие в образе героя и основной психологический конфликт романа — борьба природного благородства с чертами, обусловленными временем, с тем, что ему диктует в существующих условиях честолюбие.

Честолюбие толкает его на путь лицемерия и подлости; своим учителем Жюльен выбирает Тартюфа. Как Тартюф, он вслух произносит только то, во что сам не верит, и запрещает себе высказывать свои истинные мысли. Он последовательно вытравляет в себе все лучшее, возвышенное, на каждом шагу изменяет самому себе.

Таков он и в любви. Он вступает в связь с г-жой де Реналь исключительно по честолюбивым соображениям, чтобы доказать самому себе возможность победы над аристократкой. Поначалу это чувство он осмысляет в терминологии военной схватки, боя, и далеко не сразу начинает отвечать на искреннее чувство Луизы. В истории с г-жой де Реналь Стендаль дает иллюстрацию своей концепции истинной страсти; на короткое время истинная страсть покоряет Жюльена. Но эта возвышенная страсть не имеет силы в особняке де ла Моль, где в истории Жюльена и Матильды Стендаль описывает любовь-тщеславие. Здесь у обоих любящих любовь идет от головы, она построена на расчете, и их взаимоотношения строятся на том, чтобы как можно глубже уязвить гордость друг друга и тем самым привязать друг друга к себе покрепче.

По мере того, как Жюльен успешно делает карьеру, все выше поднимается по социальной лестнице, все больше черствеет его душа. Когда неблагоприятное письмо, написанное г-жой де Реналь по указке ее духовника, лишает его возможности жениться на Матильде, он в холодной ярости скачет в Верьер и в церкви стреляет в женщину, которая разрушила его карьеру.

Этот святотатственный выстрел в церкви возвращает Жюльену способность морального суждения о себе самом. В безансонской тюрьме он переживает духовное очищение, просветление, возвращение к самому себе. Любовь к г-же де Реналь вспыхивает в нем с новой силой, и время накануне казни, когда во время свиданий с ней он вспоминает их любовь, — самое спокойное и счастливое время его жизни. Жюльен по сути сам отказывается от жизни, на суде бросая вызов своим обвинителям. Он не пытается оправдаться, он теперь прямо высказывает свои взгляды: в нем судят плебея, посмевшего взбунтоваться против установленного общественного порядка, и после такого политического заявления все усилия Матильды, направленные на спасение Жюльена, пропадают втуне. Жюльен мужественно ведет себя на процессе и спокойно принимает смертный приговор: та жизнь, которая для него возможна в качестве мужа Матильды, утратила для него всякую привлекательность, он уже сполна доказал себе свои возможности и пришел к признанию собственных границ. Смерть для него — и искупление собственной вины, и отказ от дальнейшего участия в схватке амбиций, признание своей непримиримости с законами этого мира.

История Жюльена Сореля могла произойти только во Франции эпохи Реставрации; специфика его столкновения со своим обществом, временем целиком обусловлена эпохой. Политика пронизывает всю концепцию, все сцены романа. В "Красном и черном" три основных места действия — дом г-на де Реналя, безансонская семинария и парижский особняк маркиза де ла Моля. Это круг провинциальной буржуазии, католическая церковь и родовая знать — три социальные силы, составлявшие опору режима Реставрации. Если бы Жюльен действовал только в одной из них, картина французского общества эпохи Реставрации была бы неполной. "Красное и черное" вбирает в себя все социальное пространство Франции эпохи Реставрации; этапы карьеры героя проводят его через все основные социальные слои и дают автору возможность обрисовать панораму общества.

Однако было бы неверным акцентировать интерес Стендаля к общественному устройству в целом. Как он писал в своем дневнике: "Мне важно одно — картина человеческого сердца. Вне этого я нуль". Главный художнический интерес Стендаля и его главная сила лежат в сфере психологии, и для трех центральных героев романа — Жюльена, г-жи де Реналь и Матильды де ла Моль — автор использует особый прием создания образов: совмещение авторской точки зрения на события и персонажей с изображением тех же вещей через восприятие героев. Проникновение в мысли и чувства героев приближает их к читателю, а автор корректирует их восприятие, наделяет читателя способностью приподниматься над героями. Такая авторская позиция называется позицией "всеведающего автора", при которой автор ведет читателя повсюду и показывает ему все тайники души своих персонажей.

Если у Стендаля рассказана карьера исключительного героя, не удавшаяся именно в силу его исключительности, то вклад Бальзака в "роман карьеры" в обращении к более типичным случаям, в более универсальной постановке проблемы.

Основоположником реализма во французской литературе считают Стендаля, хотя сам он называл себя романтиком, а его творческая манера обозначена сочетанием элементов романтизма и реализма Темами своих романов Стендаль выбрал жизнь Франции периода Реставрации (\"Красное и черное\")

В 1827 году суд Гренобля рассматривал дело, вызвавшее много шума Молодой человек Антуан Берте был обвинен в убийстве, чего он, однако, не отрицал Вот вкратце история этого молодого человека

Сын сельского кузнеца, он был воспитан местным священником Когда юноше исполнилось 19 лет, этот священник назначил его воспитателем в зажиточной семьи Мишу де Латур Сам господин Мишу был промышленником И Его жене было лет 36 Что на самом деле произошло в этом доме, никто точно не знал Под вопросом или ухаживал юный Берте в госпожу Мишу? си следствия не была окончательно выяснена Так или иначе, молодому человеку пришлось оставить этот дом Прошло несколько месяцев, и старому священнику, который воспитывал Антуана, удалось устроить его на на обучения в семинарии Юноша пробыл там недолго и был исключен по причинам, которые также остались невыясненными Тогда он устроился воспитателем к аристократической семьи Граница, однако через год или два был изгнан и из этого дома, потому что на этот раз начал ухаживать за дочери хозяина, мадемуазель де Граница Он пытался найти себе другое место, но тщетно; испытывая гонений, он, в конце концов, пришёл к выводу (правильного или ошибочного), что ему везде отказывали из-за того, что госпожа Мишу из чувства мести или ревности преследовала его и делала клевету Берте не мог заработать себе на о жизни, он очень несчастный Однажды он принял неожиданное решение: воскресным утром отправился в церковь маленького городка, в котором проживала госпожа Мишу; во время обеденного службы, в момент преподнесения святых даров, когда госпожа Мишу опустила голову, он выстрелил в нее из пистолета Она упала, и Берте пытался застрелиться сам Он упал, обливаясь кровью Его отнесли, привели в чувство Госпожа Мишу н е умерла Остался живым и Берте, его отдали под суд.

Представьте себе это необычное заседание суда присяжных, на скамье подсудимых сидела человек в черном платье семинариста, голова обмотана белыми бинтами, потому что рана еще не зажила окончательно; генеральный прокурор называл его чудовищем, а он в ответ на все вопросы прокурора повторял

Убейте меня, осудите меня до смерти, ни о чем я не прошу!

Адвокат поддерживал слова своего подзащитного:

Если бы я мог помочь его мольбу, я не выступал бы здесь на его защиту Он не хочет жить Зачем ему жизнь, если он потерял честь? приговором вы только поможете ему освободиться от невыразимого существованияння.

Сам Берте писал генеральному прокурору:

"Господин прокурор, я хотел бы, чтобы меня сегодня осудили, а послезавтра казнили Смерть - сладкое прощения, которое я мог получить Я уверяю вас, что я ее совсем не боюсь Меня уже заставили достаточно н ненавидеть жизнь, и я не хочу, чтобы длительный судебный процесс сделал ее для меня еще более отталкивающей Позвольте мне иногда выходить во двор, и я обещаю не раскрывать там ртатам рота".

Такой была история, которая обошла в 1827 году все газеты Франции, в частности газеты департамента Изер Стендаль прочитал эту историю, она заинтересовала его через большое количество обстоятельств: прежде всего потому, щ что этот судебный процесс - почти готовый роман о молодом человеке, постепенно приобретала жизненного опыта Кроме того, молодые люди подобного типа издавна восхищали Стендаля и привлекала его вниманиегу.

Начиная с 1827 года писатель размышлял над судьбой этого юношу, однако пока не приступил к работе над книгой: писать ее он начал только в 1829 году В годы Реставрации писатель, без сомнения ву, не мог опубликовать; революция 1830 года вселила в него силы, и в 1831 году он уже мог представить роман на рассмотрение широкого общественностьу.

Роман"Красное и черное\" - роман-исследование, направленное против тирании, государственной власти, религии, привилегий от рождения, кастовости, богатства В центре - конфликт талантливой личности с дворянско-буржуазным обществ вом Произведение построено в традициях романа"единого героя\", но это нисколько не мешало Стендалю подать широкую картину социальной жизни Будучи социально-психологическим романом, он сохраняет черты романа-воспитание: четко очерченную фигуру главного героя, который познавал свипізнавав світ.

Тема: жизни Франции периода Реставрации

Жанр: социально-психологический роман, роман-хроника.

История реализма XIX столетия начинается с публикации сразу после Июльской революции 1830 года романа "Красное и черное". Подзаголовок романа — "Хроника XIX столетия", и это "хроника" прежде всего в смысле принципов организации повествования, которое развивается стремительно, без ретроспективных сцен, при почти полном отсутствии описаний. Кроме того, что, подобно средневековой хронике, Стендаль сосредоточивается лишь на важнейших событиях в жизни своих героев, термин "хроника" подчеркивает и документальную основу романа. Сюжет его автор заимствовал из действительности. Во французских газетах двадцатых годов широко освещались скандальные судебные процессы молодых людей низкого происхождения, которые пытались войти в общество, женившись на богатых невестах. Так, сын крестьянина Антуан Берте стал воспитателем детей состоятельного господина Мишу и влюбился в госпожу Мишу; вскоре ему пришлось покинуть это место, и в другом доме ему удалось стать женихом дочери дворянина. Когда отец невесты запросил рекомендации от его прежних хозяев, госпожа Мишу написала письмо, следствием которого стало изгнание Берте, за что он и выстрелил в свою прежнюю возлюбленную в церкви. Аналогичная история произошла с краснодеревщиком Лафаргом. Хотя в своем герое Стендаль, разумеется, не рисует портретов этих злосчастных молодых людей, сюжет романа типизирует события действительности.

Эпиграфом к роману стоят слова деятеля Французской революции Ж. Дантона: "Правда, горькая правда". Стендаль подчеркивает этим эпиграфом и новую, небывалую прежде степень правдивости, нелицеприятности своего произведения, и связь его проблематики с революционной эпохой.

Конфликт: талантливая личность - буржуазное общество, разум - чувства

Проблемы: карьера плебея в дворянско-буржуазном обществе, моральная капитуляция, ценой которой подобная карьера должна быть оплачена

Композиция: Роман"одного героя\", сосредоточен не столько на событиях, сколько на переживаниях

Символическая названия: революция (красное) - реакция (черное), любовь - ненависть, жизнь - смерть, красота - уродство

Основными композиционными приемами этого произведения были контраст (в названии, системе образов, характер главного героя, его порывах и действительности) и градация, которая позволила шаг за шагом панорамно от воссоздать жизнь Франции от провинциального городка в столицу, от мелкого мещанина к аристократа, показал, как честолюбие завоевывало ведущие позиции в душе героя и как он пришел к пониманию хи бности избранное путь.

Психологизм Стендаля построен на конфликте чувств и разума, борьбе между ними У Сореля как соединились два лица: одно - действовала, а другая за ней наблюдала Подобный самоанализ - характерный атрибу ут реалистического романа Стендаль использовал психологический портрет как одно из средств характеристики героя"Большие черные глаза"Сореля"сверкают мнением\","его чрезвычайно бледное задумчивое лицо вы звало у отца предчувствие, что сын его недолго протянет на этом светеовго протягне на цьому світі".

Сюжет романа составил напряженное духовную жизнь героя в его сложных взаимоотношениях с обществом, тайная"война"за право реализовать себя Композиция сосредоточено не столько на событиях, сколько на переживания. Ритм повествования неровный: медленное течение аналитико-психологических отрывков связана со скупыми описаниями, потом - быстрые узловые и поворотные моменты, которые вводили в русло неторопливых наблюдений за оттенками страстей сердца. Внутренний монолог перешел в прямую речь, афористический диалог - в подробное авторское комментирования Стендаль простой стиль держал в постоянном напряжении.

Главный герой романа - Жюльен Сорель - от рождения плебей, сын плебея-ремесленника, который очень рвался из дома своего отца и своего социального положения в высшее общество Все домашние ненавидели ли, и он возненавидел своих братьев и отца; в воскресных играх на городской площади он оказывался всегда избитым Однако за последний год его красивое лицо стало привлекать сочувствие юных девушек В безрадис ном детстве Жюльена, в его естественной антипатии к патологической жадности отца Сореля видел Стендаль источники того светлого, щедро одаренного природой прекрасными способностямями.

Идеалом для Жюльена стал Наполеон, его стремительное восхождение к власти Он также мечтал очень быстро сделать блестящую карьеру, о которой уже давно думал Воспитатель Жюльена, штаб-врач и старый бонапартист, пе ередав юноше дух Французской революции Жюльен взял свой кодекс чести из прошлого Но во времена Реставрации"человеку 93-го года"нет места Мир изменился, и успеха в нем невозможно достичь умом, настойчивостью или доблестью Единственная возможность занять место по способностям - стать священником Поставленный перед выбором - неизвестность или самоутверждения - юноша по-час тайную войну с обществом Хитрость и лицемерие стали его оружием Жюльен все подчинил поставленной цели: приспособился к мещанских вкусов, притворялся святош, скрывал мысли Бедный юноша стал честолюбцем только потому, что его натура заставила его стремиться к радости, которые стоили денег Пренебрегая высшее общество, он должен жить по его законам. Натура его раздвоенная: честолюбие и искренность чувств сосуществовали, поочередно принимая гору друг над другом Честолюбие Сореля было защитой от унижений, приобретенным, а не настоящим чувством, поведением человека, поставленной классовой принадлежностью в неравные условия жизни.

Честолюбие толкает его на путь лицемерия и подлости; своим учителем Жюльен выбирает Тартюфа. Как Тартюф, он вслух произносит только то, во что сам не верит, и запрещает себе высказывать свои истинные мысли. Он последовательно вытравляет в себе все лучшее, возвышенное, на каждом шагу изменяет самому себе.

Таков он и в любви. Он вступает в связь с г-жой де Реналь исключительно по честолюбивым соображениям, чтобы доказать самому себе возможность победы над аристократкой. Поначалу это чувство он осмысляет в терминологии военной схватки, боя, и далеко не сразу начинает отвечать на искреннее чувство Луизы. В истории с г-жой де Реналь Стендаль дает иллюстрацию своей концепции истинной страсти; на короткое время истинная страсть покоряет Жюльена. Но эта возвышенная страсть не имеет силы в особняке де ла Моль, где в истории Жюльена и Матильды Стендаль описывает любовь-тщеславие. Здесь у обоих любящих любовь идет от головы, она построена на расчете, и их взаимоотношения строятся на том, чтобы как можно глубже уязвить гордость друг друга и тем самым привязать друг друга к себе покрепче.

По мере того, как Жюльен успешно делает карьеру, все выше поднимается по социальной лестнице, все больше черствеет его душа. Когда неблагоприятное письмо, написанное г-жой де Реналь по указке ее духовника, лишает его возможности жениться на Матильде, он в холодной ярости скачет в Верьер и в церкви стреляет в женщину, которая разрушила его карьеру.

Этот святотатственный выстрел в церкви возвращает Жюльену способность морального суждения о себе самом. В безансонской тюрьме он переживает духовное очищение, просветление, возвращение к самому себе. Любовь к г-же де Реналь вспыхивает в нем с новой силой, и время накануне казни, когда во время свиданий с ней он вспоминает их любовь, — самое спокойное и счастливое время его жизни. Жюльен по сути сам отказывается от жизни, на суде бросая вызов своим обвинителям. Он не пытается оправдаться, он теперь прямо высказывает свои взгляды: в нем судят плебея, посмевшего взбунтоваться против установленного общественного порядка, и после такого политического заявления все усилия Матильды, направленные на спасение Жюльена, пропадают втуне. Жюльен мужественно ведет себя на процессе и спокойно принимает смертный приговор: та жизнь, которая для него возможна в качестве мужа Матильды, утратила для него всякую привлекательность, он уже сполна доказал себе свои возможности и пришел к признанию собственных границ. Смерть для него — и искупление собственной вины, и отказ от дальнейшего участия в схватке амбиций, признание своей непримиримости с законами этого мира.

История Жюльена Сореля могла произойти только во Франции эпохи Реставрации; специфика его столкновения со своим обществом, временем целиком обусловлена эпохой. Политика пронизывает всю концепцию, все сцены романа. В "Красном и черном" три основных места действия — дом г-на де Реналя, безансонская семинария и парижский особняк маркиза де ла Моля. Это круг провинциальной буржуазии, католическая церковь и родовая знать — три социальные силы, составлявшие опору режима Реставрации. Если бы Жюльен действовал только в одной из них, картина французского общества эпохи Реставрации была бы неполной. "Красное и черное" вбирает в себя все социальное пространство Франции эпохи Реставрации; этапы карьеры героя проводят его через все основные социальные слои и дают автору возможность обрисовать панораму общества.

Однако было бы неверным акцентировать интерес Стендаля к общественному устройству в целом. Как он писал в своем дневнике: "Мне важно одно — картина человеческого сердца. Вне этого я нуль". Главный художнический интерес Стендаля и его главная сила лежат в сфере психологии, и для трех центральных героев романа — Жюльена, г-жи де Реналь и Матильды де ла Моль — автор использует особый прием создания образов: совмещение авторской точки зрения на события и персонажей с изображением тех же вещей через восприятие героев. Проникновение в мысли и чувства героев приближает их к читателю, а автор корректирует их восприятие, наделяет читателя способностью приподниматься над героями. Такая авторская позиция называется позицией "всеведающего автора", при которой автор ведет читателя повсюду и показывает ему все тайники души своих персонажей.

«Красное и черное» («Le rouge et le noir») — роман Стендаля. Роман вышел в 1830 году, в год Июльской революции. Его подзаголовок — «Хроника XIX века». Большая часть действия романа происходит в последние годы правления Бурбонов, суд и казнь главного героя должны были состояться до «славных трех дней». Это следовало из задачи Стендаля: предсказание гибели легитимистского и клерикального режима предполагало создание обширной картины нравов именно этого времени. Иначе трагический финал Жюльена Сореля лишился бы всякого смысла.

Заглавие романа — многозначно. Но любое толкование замыкается на слове «борьба»: революции и реакции, красного гвардейского мундира или черной сутаны священника; двух миров — мира Реналя, Вально и мира Жюльена Сореля; цвета стола, за которым играют в рулетку, намекающий на меркантильный дух времени, где даже «невольное неуважение к деньгам» считалось оскорбительным. Деньги, доказывает Стендаль, становятся той единственной ценностью общества, ради которых обуржуазился провинциальный аристократ де Реналь: он занимается торговлей, владеет фабрикой; его состояние — «заслуженная награда... за его глубокие познания в скобяном деле». Но знатному человеку, монархисту, не пристало быть только фабрикантом, поэтому «1815 год сделал его мэром города Верьера». Буржуа Вально, смотритель тюрьмы, разбогатевший во времена Революции и Империи, теперь соперничает с де Реналем.

Показывая противостояние старой аристократии и новой наполеоновской знати, Стендаль отмечает схожесть взглядов тех, кто стремится к власти и деньгам. Поэтому конфликт аристократа и буржуа неглубок. Для взаимопонимания им достаточно одного слова: «Великое слово, которое все решает в Верьере, — приносить доход». Оттого так комичен страх великосветского общества перед призраком якобинства. Этот страх породил заговор, центром которого стал салон маркиза де Ла-Моля. Но Стендаль показывает, сколь бессмысленны стремления аристократической молодежи, неспособной к малейшему действию. Даже незаурядный маркиз де Ла-Моль, человек старой закалки, вынужден уступить дорогу социальному метису де Реналю. Аристократия — «источенная червями реликвия», вызывает возмущение и осуждение со стороны Жюльена Сореля. «Возмущенный плебей» ее ненавидит. Он называет Матильду и ее друзей своими врагами. Он понимает немощность этого класса: «Что стало бы этой знатью, если мы смогли бы сразиться с нею на равных условиях?» Если ему и хочется чувствовать себя аристократом, то только из отвращения к буржуазии, ее невежественности и грубости. Жюльен ненавидит их всех за богатство и знатность, особенно за богатство, не раз повторяя: «Вот каковы они, богатые люди... Вот таковы эти богачи, нажившиеся на счастье бедных. — Чудовища!»

Хотя Жюльен, как и Стендаль, был учеником Гельвеция, который утверждал, что счастье одного человека должно вытекать из счастья всех людей, он всегда надеялся на свой собственный успех. Он трезво оценивал возможности плебея в эпоху Реставрации, которая препятствовала продвижению личности, поэтому с такой ностальгией он вспоминал о героических временах; замирая от восторга, слушал рассказы о сражениях, «бредил военной службой». Жюльен завидует Наполеону, его судьбе «небогатого лейтенанта низкого происхождения, благодаря своей шпаге сделавшимся повелителем мира». Раз он родился в такое время, когда талант, ум, храбрость бессильны и не способствуют достижению желаемого — карьеры, денег, успеха, то необходима иная тактика и стратегия. Красноречие заменит действие, и Жюльен Сорель выбирает черную сутану. Правда, пребывание его в безансонской семинарии не принесло должного успеха: в этом подлом и лицемерном мире Жюльен удержаться не смог, хотя он и делал превосходные успехи на поприще честолюбия, лицемерия, житейской смекалки. Жюльен Сорель укреплял и чувство долга, которое должно было быть направленным к социальному преуспеванию, поэтому для него все средства были хороши, лишь бы достичь своей цели. В борьбе против несправедливых законов и привилегий он считает наиболее постыдным для себя «не добиться успеха». Его честолюбие не знает границ («Честолюбие воспламенило мое сердце, стало моей страстью»), но оно только вызывает уважение в обществе: Матильда де Ла-Моль признает, что Жюльен человек с характером, что с ним она «не боится безвестности»; Жюльен-выскочка вызывает уважение у г-жи де Фервак, когда он осмелился за ней ухаживать; влюбленная в него, деликатная г-жа де Реналь оправдывает честолюбие своего юного любовника тем, что у него ничего нет. Черная сутана Тартюфа пригодилась Сорелю в XIX веке: искусство лицемерия помогает ему быть осмотрительным во вражеском стане: «Увы! Это единственное мое оружие! Будь это другое время, я бы зарабатывал своей хлеб делами». И тем не менее лицемерие не суть его характера. Это его роль (а он много играет, особенно когда покоряет женщин), его маска (она способствует тому, что он становится шевалье, офицером, женихом Матильды де Ла-Моль). Выстрел в г-жу де Реналь — непростительная небрежность для честолюбца и лицемера. Но зато снята маска, мешавшая оценить его благородное сердце, стремящееся к благородному, героическому. Свободный Сорель обретает искренность и естественность: он может спокойно любить г-жу де Реналь и не обманывать Матильду, не стремиться быть помилованным, отказываясь, тем самым, от своей роли в комедии нравов. Осудив в своей речи общество, Жюльен сам наказал себя, но его поражение — это и победа в то же время. Поэтому абсолютно свободного Жюльена Сореля общество не потерпело.

В методе писателя обнаруживаются такие традиционно романтические приемы, как, например, композиция, держащаяся на образе «единого героя», рассказе о его жизни; характеры героев — незаурядные, пылкие, находящиеся в борьбе с самими собой и со своим окружением; тщательная психологическая разработка характеров на материале интимной сферы человеческой жизни. Но картины социальной и политической жизни эпохи Реставрации делают повествование насквозь аналитичным. В романе нет ни живописности «на манер» В. Скотта, ни загадочности («тайна» Сореля имеет социальное объяснение), ни «роковых» страстей; все просто и ясно в развитии действия, непрерывно следуют сцены-эпизоды, поясняющие внутреннее состояние героев, их чувства, мысли, поступки; лаконичны портретные зарисовки — все это создает неповторимый стендалевский стиль, естественно воспринимаемый современным читателем, на что надеялся и автор, когда писал, что его книги будут читать и через пятьдесят лет, «потому что в них нет аффектации и потому что они правдивы».

Роман был экранизирован во Франции с участием Жерара Филипа (1954 г.). В России фильм «Красное и черное» в 1976 г. снял С.А. Герасимов.