Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Почему не обязательно быть патриотом. Сочинение: «Что значит быть патриотом»? Патриотизм против национализма

Почему не обязательно быть патриотом. Сочинение: «Что значит быть патриотом»? Патриотизм против национализма

Полтинин Д., Шалатов М.:

Что значит сегодня быть патриотом?

Быть патриотом - значит быть хозяином своей страны, а не гостем. В случае опасности суметь защитить ее, бережно обращаться с ее дарами. Патриот в моём понимании - человек, который трудится и социально активен, строит свое будущее, связывая его лишь со своей Отчизной. Он сделает гораздо больше, чем человек, который на словах готов отстаивать престиж страны. Это гораздо труднее, чем просто говорить о любви к Родине заглянём в толковый словарь Даля: «Патриот - тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины». Современная жизнь отличается от предшествующих эпох бешенным ритмом, индивидуализмом, ценностью материальных благ. И в то же время и она оставляет место подвигу. Быть патриотом или нет зависит от самого человека. Героем может стать каждый, кто совершает хорошие поступки от чистого сердца. Ведь большой героизм рождается из маленьких поступков. Быть патриотом, на мой взгляд, это значит «не мусорить в лесу». Не называть Российскую Федерацию «этой страной». Болеть за свою сборную на чемпионате мира. Поддерживать в конфликтных ситуациях действия наших, а не зарубежных политиков. И, конечно, воздерживаться от изощрённой ругани и кислого сарказма в адрес нашего государства. С мой точки зрения, патриотизм начинается тогда, когда ты осознаешь, что зачем-то тебе эта страна нужна, причем не в виде развалин и нищеты, а в виде места проживания (по возможности комфортного) твоих родных, родичей, знакомых, людей одной с тобой национальности, с общими историческими корнями. Когда ты осознаешь, что в этой земле лежат твои предки, которые ее обрабатывали и за которую они сражались, которая их кормила и которая их приняла. И когда ты осознаешь, что ты же хочешь лежать в этой же земле, хочешь, что бы эта земля кормила и растила твоих потомков. Не важно, как ты к этому пришел – путем логического осознания, что иначе быть не может, или исключительно эмоционально (придя в очередной раз в любимый лес за грибами и увидев на месте леса вырубку). И вот когда это чувство становится неосознанным, когда ты готов взять автомат и пойти защищать свой дом, прекрасно зная бесполезность этого шага и понимая, что шансов выжить у тебя нет – вот на этом этапе можно говорить о патриотизме.

В чем же сегодня проявляется патриотизм?

Если исходить из общепринятого, что патриотизм - это любовь к Родине, то необходимо определить, что вкладывается в понятие «Родина». Я считаю, что Родина - место, к судьбе которого человек испытывает духовную сопричастность. Родина - это родные просторы и отеческий дом. Но это и нечто большее, чем населённый пункт или место проживания. Прежде всего, Родина - это люди. Отсюда становится понятным, что героизм во благо Родины направлен на благо людей и, в первую очередь, близких. Для русского человека Родина всегда была свята и почитаема и защищали её как святыню. Именно в таком понимании Родины, на мой взгляд, берёт своё начало патриотизм. Вместе с тем, патриотизм - это не просто любовь к Родине. Это - готовность преодолевать со страной любые испытания (защищать её от врагов, поднимать из руин, отстаивать честь и права государства на мировой арене), уважение к своим истории и традициям, стремление своими действиями служить интересам страны (приносить пользу, брать на себя ответственность, работать на благо Родины для себя, близких, россиян…). Патриотизм подразумевает не только чувство гордости за страну, но и готовность быть с ней в трудную минуту. Своим друзьям я задал вопрос: «Что такое патриотизм и ваши герои сегодня». Ответы в основном сводились к тому, что патриотизм - это любовь к Родине. Около 5 % опрошенных вообще не смогли дать определение понятию «патриотизм». На просьбу перечислить известных героев чаще всего называли героев Великой Отечественной войны. На вопрос о том, есть ли герои в ХХI веке, многие сказали, что их нет. Те же, кто согласился с утверждением, что герои все-таки есть, приводили всего одну-две фамилии. Великое военное и трудовое прошлое нашей страны знает немало героев: Матросов, Паникаха, Суворов, Нахимов, Стаханов, Сахаров, Жуков, Кутузов, Ушаков и многие другие. Эти люди некогда прославляли нашу страну на мировой арене. Их героизм бессмертен. В то же время, нам, поколению, выросшему в XXI веке, следует знать, что и современность дает примеры проявления патриотизма. Кто они современные патриоты и герои? Мой список героев велик, назову только некоторых, чьи подвиги особенно мне запомнились. Безусловными героями современности являются офицеры и солдаты 6-й роты 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ, которые 29 февраля - 1 марта 2000 года вступили в бой со значительно превосходящим по численности отрядом чеченских боевиков, руководимых Хаттабом, под Аргуном в Чечне, на высоте 776 - подполковник М. Н. Евтюхин, майор С. Г. Молодов, капитан В. В. Романов, старший лейтенант А. М. Колгатин, лейтенант А. В. Воробьёв, лейтенант Д. С. Кожемякин, рядовые Александр Супонинский, Андрей Поршнев и многие другие. Леонид Михайлович Рошаль (1933 года рождения) - советский и российский педиатр и хирург, доктор медицинских наук, профессор, общественный деятель, директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, «Детский доктор мира» (1996 г.), эксперт Всемирной организации здравоохранения.

Всех участников военных действий в Чечне, ликвидаторов Чернобыльской катастрофы, спасателей наводнений и многих-многих других людей, спасающих других не жалея своей собственной жизни.

Патриотизм это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим.

Леканская Д.:

Единой мерки для патриотизма нет. Для каждого – он свой. Одни говорят, что патриотизм – это значит, что нами должны править только такие же, как мы, нашей национальности (но всегда ли это наилучший вариант?). Другие считают, что должен править человек, всегда жестко отстаивающий национальные интересы (а вы уверены, что национальные, а не личные?). Лично мне более близок другой подход. Патриотизм – это когда ты не только «душой болеешь» за страну, а когда осознаешь, что со страной происходит, и действуешь пусть и в ущерб себе и нынешней ситуации/поколению, но в интересах будущих поколений. Причем «интерес будущих поколений» - это и поддержка нынешней молодежи, и забота о стариках как о носителях народных традиций, как о связи поколений, как о моральном лице общества, и забота о природных ресурсах, экономическом, научном и военном потенциале своей страны. Патриотизм не может исчисляться количеством выступлений за чтобы то ни было или громкостью крика, как и количеством возвратов «оттуда». Патриотизм может измеряться исключительно конкретными делами – сколько заводов ты построил, скольким людям дал работу, в каком объеме ты предотвратил вывоз сырьевых ресурсов (богатства поколений) из страны и какую часть из этих ресурсов (как меру предотвращения вывоза) ты превратил в высокотехнологическую продукцию с высокой добавленной стоимостью за счет технологий и труда граждан, сколько ты заплатил налогов, скольким талантливым согражданам ты помог, сколько детских домов ты поддержал и скольким сиротам ты помог найти семью, скольким подросткам ты предоставил возможность идти учиться/работать вместо «шляться по улицам» и присаживаться на наркоту, сколько сел ты спас от вымирания и вернул туда молодежь, сколько диких зверей живет в ближайшем от тебя лесу или заповеднике, как ты профинансировал национальную науку, искусство, массовый спорт, сколько улиц в твоем городе ты помог сделать чистыми, освещенными, … А любовь.… Любят улицу, а не грязь на ней, и если любят – то приложат усилия, что бы она была чистая и радовала глаз.

Мишин А.:

Все мы родились в одной стране, здесь же живем, растём. Все мы изучаем историю нашей страны, гордимся ею. Но самое чудесное - это когда наши души наполняются особым чувством, закрепленным веками и тысячелетиями - патриотизмом. В чём же проявляется патриотизм? Он проявляется: в любви к своему Отечеству, в гордости за свой народ, в любви к культуре своего народа. В любви к своей малой Родине, где родился и провёл первые годы своей жизни; в желании процветания своей Родины, в деятельности на благо Родины, в готовности охранять и защищать свою страну, в уважении к ветеранам-защитникам Родины, героическим подвигам своих предков. Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – не заучивание перечня правил и положений. Это воздух, которым мы дышим. Солнце, которое мы видим. Дом, в котором мы обитаем. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь. Современная жизнь с её быстротечностью заставляет нас задуматься о своём отношении к Родине – самому святому, что есть у человека. Я живу в России. История моего отечества богата примерами великих побед и славы, невзгод и страданий. Умные и мужественные люди трудились для блага и пользы моей страны. Их труд приносит славу России. Это моя Родина. Просторы её красивы и необъятны. Я горжусь своей страной, её прошлым и настоящим.

В последнее время в нашей стране все чаще стали говорить о патриотизме и необходимости соответствующего воспитания молодежи. Складывается впечатление, что общество накрыла очередная волна модных тем, терминов, представлений о том, какими качествами должен обладать человек. Что стоит за этими разговорами: пустое витийство или серьезные намерения? На этот и многие другие вопросы отвечает настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова, председатель Совета православного военно-патриотического клуба «Патриот», главный редактор журнала «Православие и современность» и журналист, побывавший в «горячих точках», игумен Нектарий (Морозов).

Отец Нектарий, как Вы считаете, почему сейчас говорят о патриотизме?

— Если понаблюдать за тем, как соотносится реальность и лозунги, провозглашаемые через СМИ, то можно заметить, что нередко активное обсуждение чего-либо бывает связано с полным отсутствием того, о чем говорят. Сейчас ситуация такова, что у нас много говорят о патриотизме. И понятно почему: существуют проблемы во взаимоотношениях государств на мировой арене, в международной политике, есть серьезные проблемы внутри нашей страны. Вот тема патриотизма и поднимается на щит. Но если мы посмотрим, как работой, направленной на патриотическое воспитание, занимаются в российских регионах, то увидим, что средства, которые в год выделяют для этой работы, исчисляются десятками тысяч. Хотя, например, в Казани, как я слышал, на это тратят миллионы. Видимо, кто-то заинтересован в том, чтобы патриотическое воспитание больше развивалось в Казани, а не в Саратовской области. Почему? Мне ответить трудно.

Что же касается моды, то патриотизм, как сегодня принято говорить, является неким трендом. С другой стороны, те, кто реально занимается сегодня патриотическим воспитанием, могут ссылаться на заявления президента и соответствующие документы, обосновывая этим необходимость того, что они делают, и это немаловажно.

Все вообще неоднозначно. Казалось бы: готовится к принятию закон «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации», и даже на этапе его подготовки Министерство обороны и Министерство образования и науки не могут решить, кто из них должен заниматься патриотическим воспитанием, перекладывая эту обязанность друг на друга. И в то же время в России существуют военно-патриотические клубы, в которых руководители и педагоги — энтузиасты, нашедшие время, силы и средства, чтобы вести эту работу, нередко в полном смысле этого слова, на общественных началах.

— Как Вы думаете, означает ли внезапный интерес к патриотизму, что в обществе с патриотическими чувствами дела обстоят плохо?

— Достаточно посмотреть статистику: страну покидает много людей. Если в 1990-е годы уезжали в поисках лучшей жизни или же скрывались от ответственности за совершенные преступления, то сегодня уезжают от безысходности, желания жить по закону и иметь определенные гарантии. И это страшно, ведь эмигрируют, как правило, не дети и не пенсионеры, а молодые и активные люди. Кстати, многие, когда говорят о России, все чаще называют ее либо «эта страна», либо используют другие наименования. Редко кто говорит «Россия», еще реже — «Родина» или «Отечество».

Скажите, кто должен заниматься воспитанием патриотов?

— Прежде всего власть, которой народ доверил управление государством и которая должна доверие реализовать. Но, безусловно, воспитывать и учить должны вместе с тем родители, не дожидаясь, пока их детей обучит школа, улица, компьютер, телевизор. А, в сущности, не от кого ждать патриотического воспитания, кроме как от патриотов. К ним нужно только обратиться за помощью. У нас есть герои, замечательные люди, прозябающие в безвестности после войн, в которых они участвовали. Их необходимо привлекать к работе, тем более что они сами бы этого хотели. Но пока это не происходит. Есть такая поговорка: «Слова назидают, а дела влекут». Так вот сегодня лозунги отвращают, слова раздражают, и только дела действительно привлекают людей.

Много ли делается со стороны государства для воспитания патриотов? Делается ли вообще?

— Периодически проводятся разные мероприятия, как правило, для галочки. Но если подумать, то какое отношение они имеют к патриотическому воспитанию? Чему они учат и что дают? Чтобы добиться результата, нужна планомерная работа. У детей с первого класса в сознании должно формироваться понятие Родины. Но этого нет. Если у ребенка нет определенных установленных приоритетов, то он не проявит к ним внимания и вырастет человеком с иными принципами и устремлениями.

В Советском Союзе у школьника было представление о том, что есть его страна, ее надо любить и защищать. И это было данностью, которую никому не приходило в голову оспаривать. Это считалось священным. Естественно, в здоровом обществе здоровое отношение к патриотизму, а в больном — соответствующее. Сегодня есть другая данность: ты заработал и купил? Значит, ты успешен. В противном случае ты пустое место. Вот идеология современного российского общества. Мы за многое ругаем американцев, но у них патриотизм стоит на первом месте. У них существуют разные формы патриотического воспитания, которые хоть и кажутся смешными, глупыми, искусственными, но работают. У них есть гордость за свою страну и любовь к ней, может быть, имеющая прагматический, утилитарный, корыстный характер, но она есть.

Что же происходит у нас? Вот такой пример: люди, вернувшиеся домой после боевых действий в Чечне. Им приходилось убивать, у них на глазах гибли товарищи, они получили тяжелые ранения, а вокруг общество, которое их совершенно не понимает. Никто не позаботился о них и не собирается. А это самое настоящее преступление. Поэтому с патриотизмом у нас действительно плохо. Но не безнадежно. Русский народ сам по себе народ-патриот, обладающий потрясающей способностью к восстановлению после пережитых потрясений. Мы пока не дошли до точки невозврата, хотя нас к ней старательно ведут.

Вы упомянули о понятии Родины. Как Вы считаете, а что для нас Родина, ведь она, ее лицо постоянно меняется?

— Лицо человека с возрастом тоже меняется: дряхлеет, появляются морщины. Иногда человек в старости не очень похож на себя в молодости или детстве. Но душа-то остается одна и та же. Когда мы говорим о Родине, то нужно иметь в виду не лицо и прочие внешние признаки, а душу, присущую ей. Для того чтобы эту душу узнать, нужно вдумчиво и внимательно изучить нашу историю, складывающуюся из судеб конкретных людей, и понять, что время, в которое мы живем, тоже является ее частью. У каждого из нас в истории есть определенное место. А ответ на вопрос, что для нас Родина, какая она и какой будет, можно найти только в самом себе.

Но все-таки, что же нам нужно любить?

— Когда человек любит, он сам определяет, кто для него тот, кого он любит. Вот молодой человек любит девушку и видит в ней что-то такое, чего не замечают окружающие, потому что смотрит на нее глазами любви. То же самое происходит, когда человек смотрит на свою страну. Нельзя рассказать, что такое его страна, если он этого не поймет своим сердцем. Что такое его страна? В советские времена говорили: «Одна шестая часть суши». Но, кроме того, это история, славные воинские победы и горькие поражения, история Русской Православной Церкви, искусство, литература. Чем больше человек узнает о своей стране, тем ближе он подходит к тому, чтобы стать ее патриотом. Потому что быть патриотом, ничего не зная, как-то странно.

А зачем нужно быть патриотом? И нужно ли вообще?

— Сам вопрос противоречит сущности патриотизма, которая заключается в бескорыстной любви к стране. А зачем нужно любить? Если почитать, что говорит о любви апостол Павел, то любить нужно для того, чтобы отдавать, жертвовать, прощать, ничего не требовать и сохранять любовь, невзирая, на то, что происходит в ответ. Получается, что любить и быть патриотом невыгодно, так как от человека требуется готовность отдать за Родину жизнь, притом, что она может о нем не позаботиться. С другой стороны, человек не любящий — человек неполноценный, ведь жертвенная любовь — нечто для нашей природы естественное. Поэтому быть патриотом нужно для того, чтобы быть настоящим человеком. А зачем быть настоящим человеком? Чтобы по-другому думать, чувствовать и переживать жизнь, отпущенную Богом. Как много живет людей, у которых, казалось бы, есть все, кроме счастья: они не способны радоваться, любить, дарить и принимать тепло, так как для него места в сердце нет.

Сложно ли в наше время быть патриотом, соответственно, настоящим человеком?

— А патриотом во все времена быть сложно. Например, римский герой Гай Муций Сцевола, отказавшись предать свой народ и государство и показав, что ему не страшны пытки, сжег собственную руку на глазах у врагов. Патриот — человек, который всегда должен быть готов чем-то пожертвовать, а это очень трудно. Но есть жертвы, которые обедняют, а есть те, которые нас обогащают.

Может ли вера, в частности Православие, воспитать патриотов?

— Верующий человек по определению должен быть патриотом. Сейчас внутри Православия развивается такое направление, как уранополитизм. На мой взгляд, это ложная идеология, главная идея которой заключается в том, что поскольку нашим отечеством является Отечество Небесное, мы не должны концентрироваться на любви к Отечеству земному. Но Господь дал человеку родиться в какой-то семье. И не всегда это идеальная или просто хорошая семья. Но тем не менее нам дана заповедь о почитании родителей. Эта заповедь также подразумевает почитание той страны, в которой человек родился. Мы называем страну Отечеством или Родиной, потому что здесь мы родились, здесь мы имеем родственную связь с нашей историей и народом. Если человек не любит родителей, то у меня большие сомнения, что он верующий человек. Соответственно, если верующий не любит свое Отечество, то, наверное, в его христианском самосознании и мировосприятии есть большой изъян. Вера учит человека быть патриотом. И верующий должен быть готов полагать жизнь за други своя, то есть не только за семью, друзей, но и за страну, за всю общность людей, в которою Господь привел его жить.

Как Вы думаете, что станет с государством, в котором нет патриотов?

— Гитлер хотел превратить многие страны в территории, где можно было бы заниматься сельским хозяйством, добывать полезные ископаемые и организовать какое-нибудь производство. Когда в государстве отсутствует такое понятие, как патриотизм, то оно и становится такой территорией.

Беседовала Дарья Хохлова

Сейчас, когда ситуация во многих странах стала довольно спокойной, о патриотизме говорится все реже и реже, но в литературе и истории это явление является очень важным и ярким.

Что значит быть патриотом

Что значит быть патриотом - это значит чувствовать патриотизм, испытывать любовь в своей Родине и ставить ее интересы выше своих собственных, это желание сделать все возможное чтобы сохранить ее саму, ее народ и ее культуру, желание защищать ее интересы и границы. Патриотизм не всегда был присущ человеческому сообществу, в первобытных общинах не было государств, но появлялись зачатки патриотизма в виде привязанности к своему племени, чувства родства и единения с ее членами, осознание себя как одного из них.

  • Патриотизм выполняет различные функции, он помогает сохранять единство определенного государства или нации, помогает ее защищать от внешних неблагоприятных факторов.
  • Особенно яркие проявления патриотизма мы видим во время военных действий, где один человек является лишь маленькой частичкой своего народа и своей страны, и он сам чувствуя это, способен пойти на многое защищая ее, зачастую жертвуя собой ради общего блага.
  • Патриотизм часто оценивается, как положительное качество, он ценится и вознаграждается государством и властью, о нем пишут в литературе и посвящают заголовки в средствам массовой информации, но не все считают его полезным и хорошим.
  • Что значит быть патриотом по мнению Льва Толстого, значит испытывать грубое, вредное и безнравственное чувство патриотизма, которое становится причиной войн. И у такой точки зрения есть причины: ведь если единения народа очень сильно, то у него формируется чувство «мы», которое выражает мысль «мы все похожи и нам надо держаться вместе и оберегать друг друга», при этом одновременно формируется и ощущение «мы - они», которое говорит человеку, что все кто не принадлежит к его народы другие, они не понятны, они не так хороши, как его соотечественники и значит от них надо защищаться и нельзя принимать их взгляды. Такой патриотизм превращается в радикальный и становится национализмом, а вот он то и становится причиной войн и межнациональных конфликтов. При этом патриотизм здесь является лишь исходным изначально положительным чувством.
  • Патриотизм имел негативную окраску и в Советском Союзе, так как там человеку не оставляли другого выбора, он родившись в СССР обязан был быть патриотом, преданным своему государству, если же он высказывал любые идеи, которые этому противоречили, это каралось властями.

Патриотизм - это чёткое, ясное, хорошо аргуменированное
объяснение того, почему мы должны жить хуже других.
Михаил Жванецкий

Должен ли человек быть патриотом своей страны? Несомненно, да. Но если мы сформулируем вопрос немного иначе: «Должен ли гражданин быть патриотом своего государства?», то тут уже всё не так однозначно. Ведь понятия страна, отчизна, родина с одной стороны и государство с другой – не тождественно равные. Первые ассоциируются с местом проживания, кругом родных и близких людей, за которых человек несёт ответственность. Второе – это скорее власть, правители, которых мы или выбираем, или они заставляют себе подчиняться. Можно искренне любить страну и бороться с государством. Здесь нет никакого противоречия. Значит, патриотом может называться человек, который любит свою страну, трудится на её благо, но противостоит государству и действиям властей. Тогда сам собой возникает вопрос: А так ли необходимо нам, людям, государство?

Государственником можно быть, когда государство заботится о своих гражданах. Но если гражданина заставляют платить за образование и медицинское обслуживание, пенсию накапливать из собственных средств, жильё и коммунальные услуги оплачивать полностью по рыночной цене, то зачем мне такое государство?! С какой стати я должен ещё платить налоги и содержать безумную армию чиновников?
Жорес Алфёров , академик РАН, нобелевский лауреат в области физики.


Если вспомнить наше недалёкое прошлое, то можно найти немало примеров, когда государство уничтожало собственных граждан, принося их в жертву политическим интересам верховной власти. Одним из самых показательных в этом плане является период правления Иосифа Сталина, когда в угоду индустриализации страны из народа выжимали последние соки. Для того чтобы выжить, людям предлагалось работать, работать больше и работать ещё больше. В обмен на каторжный труд власть давала право гордиться могуществом своего государства. Вот только возникает вопрос: А нужно ли людям сильное государство, и какой ценой они готовы расплачиваться за это?
И тут мы снова подошли к краеугольному камню размышлений об устройстве общества: Государство для людей, или люди для государства? И хотя любой здравомыслящий человек выберет первый вариант, на практике практически всегда и везде работает как раз второй.
Возникает резонный вопрос о необходимости существования государства как такового. Так ли необходимо делегировать кому-то права по организации собственной жизни? Надо сказать, что власть понимает возможность возникновения подобных вопросов и всячески старается доказать необходимость своего существования в форме государства, и не просто государства, а сильного, с развитой системой карательных и силовых органов в виде армии и, так называемых, сил правопорядка.
Как проще всего объяснить народу о необходимости существования тоталитарного государства?

Государство воспитывает граждан в гражданских добродетелях, оно дает им сознание своей миссии и побуждает их к единению, гармонизирует интересы по принципу справедливости; обеспечивает преемственность завоеваний мысли в области знания, искусства, права, гуманной солидарности; возносит людей от элементарной, примитивной жизни к высотам человеческой мощи.
Бенито Муссолини , глава Италии в 1922 - 1943гг..


Главный козырь у всех властных режимов – «Кругом враги, и только сильное государство сможет защитить своих граждан и обеспечить их безопасность». Отчасти это так. Человеческая природа настолько несовершенна, что прожив на этой планете многие тысячи лет, человек так и не научился сосуществовать в мире со своими соседями. До сих пор души людей съедают зависть и жадность, желание заполучить чужое по быстрому, не прилагая усилий для создания тех же благ самому. И в этом причина многих наших бед.
Но говоря о вражеском окружении, власти часто, мягко говоря, лукавят. Ведь отсутствие врагов им не выгодно. Поэтому для собственного благополучия эти самые враги постоянно создаются искусственно. Разжигается межнациональная и религиозная рознь, на полную катушку включается пропаганда, настраивающая своих граждан против чужих. И ложь. Безграничная чудовищная ложь о происходящем, призванная оболванить людей, вложить в их головы нужные мысли и удержать бразды правления у власть придержащих.

Жизнь на национальной идее неизбежно приведёт сначала к ограничениям, потом возникает нетерпимость к другой расе, к другому народу, к другой религии. Нетерпимость же обязательно приведёт к террору. Нельзя добиваться возвращения вновь какой-либо единой идеологии, потому что единая идеология рано или поздно приведёт к фашизму.
Дмитрий Лихачёв , академик АН СССР.


Мы не будем сейчас говорить, что это государство хорошее, а то плохое. Устройство власти практически одинаково во всех странах, где у народа нет реальной возможности избирать власть и контролировать её. В большинстве случаев везде местные элиты решают - куда идти обществу, как развиваться и каким способом управлять своими гражданами. Это касается и России, и США, и стран Азии и Европы. Конечно, есть исключения. В первую очередь это маленькие государства севера Европы, где в силу компактного проживания люди научились создавать и контролировать органы местного самоуправления. Но это редкость. И возможность применения подобного в крупных государствах – под большим вопросом.
Мы просто предлагаем задуматься: Не пора ли изменить само понятие власти? Лишить государственные органы запредельных разрешительных и запретительных полномочий, оставив только функции регулирования отношений между гражданами. Сделать обязательным регулярную смену руководящих лиц, будь то местные или верховные власти.
И тогда, как само собой разумеющееся, придёт понимание того, что патриот – это не тот, кто готов порвать любого чужака или несогласного за своё государство (то есть - власть). А тот, кто просто любит свою Родину и уважает любовь жителей других государств к своей стране, не считая себя лучше их, не ставя себя выше и не навязывая другим свою точку зрения.

Мне не нравится многое в этой стране, потому что я истинный патриот.
Те кому нравится всё в этой стране, наверное, шпионы немецкие.
 , лидер группы "Ленинград".

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии без проверки

Введение

«А где люди?» – вежливо спросил Маленький Принц.

«Люди?... Их носит ветер. У них нет корней»

Как актуально, пронзительно грустно, до боли душевной звучат эти слова сегодня, когда в нашем Отечестве в очередной раз распадается связь времён, когда народ производит «Иванов, не помнящих родства»,- людей, утративших духовную связь со своей малой Родиной, родным краем, его культурой.

Сегодня, в силу произошедших в нашей стране преобразований, нарушилась связь времён и резко изменилась шкала жизненных ценностей. То, что вчера высоко ценилось и считалось благом, например, бескорыстное служение Отечеству, преданность своему народу, своей профессии, сегодня в глазах многих не имеет никакой ценности.

Как видно, река времени унесла нас далеко от берегов былого патриотизма. Означает ли это, что столь яркое и благороднейшее качество наших славных предков окончательно ушло из жизни новой России или это всего лишь вынужденная пауза в развитии нашей страны?

В современной России тема патриотизма, его роли и необходимости является одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в обществе. Многие считают, что время патриотизма безвозвратно кануло в прошлое вместе с коммунистическими идеалами. Другие с этим не согласны и не мыслят возрождения и процветания России без должного патриотического подъёма граждан страны. Сегодня мы всё чаще и осознание говорим о возрождении Великой России, но без святого чувства патриотизма это невозможно.

Современное состояние российского общества требует поиска внутренних источников развития, путей реализации его духовных сил. Как подчеркнул Президент Российской Федерации В.В.Путин, эффективно противостоять серьёзным угрозам, нависшим над современной Россией, можно только «…на основе консолидации всех слоёв общества хотя бы вокруг базовых общенациональных ценностей».

Сегодня приходит осознание важности формирования патриотического сознания у подрастающего поколения на государственном и региональном уровнях. Об этом свидетельствуют государственная программа: «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2015 годы».

Существует значительное количество литературы о патриотизме и проблемах его формирования в нашем обществе. Это и труды классиков русской философской мысли, и исследования, касающиеся политической и исторической формы патриотизма, и работы, характеризующие условия развития патриотического движения современной России, справочная литература по современным политическим партиям, теоретические труды лидеров партий и общественно-политических движений.

В последние десятилетия интерес к проблеме патриотизма значительно возрос. Вопрос о месте патриотизма в современном обществе оказался в эпицентре борьбы самых различных, зачастую противоположных взглядов, мнений, убеждений, дискуссий.

Таким образом, в последнее время проблема патриотизма в нашей стране становится всё более актуальной. Духовные ценности населения, в том числе подростков, деформируются под давлением различных социально-экономических изменений, что ведёт к росту числа молодёжных организаций экстремистского толка, детской безнадзорности и преступности.

В связи с этой проблемой мы провели социологическое исследование: «Быть патриотом. Что это значит?», в котором приняли участие 128 учащихся нашей гимназии 13 – 17 лет.

Цель исследования:

выявление уровня сформированности патриотического сознания у учащихся на примере учащихся гимназии.

Задачи:

1. Проанализировать теоретические подходы к рассмотрению понятия «патриотизм» в разные исторические периоды.

2. Выявить отношение современных школьников к проблемам патриотизма через проведение опроса.

3. Определить уровень развития патриотического сознания учащейся молодёжи.

Объект исследования:

учащиеся старших классов МБОУ «Гимназия №12».

Предмет исследования:

состояние патриотического сознания учащейся молодёжи в современных условиях.

Метод исследования:

Анализ источников(литературные, научные статьи, СМИ, Интернет)

Анкетный опрос.

1.Понятие «патриотизма» в различные периоды отечественной истории

1.1Сущность понятия «патриотизм»

Термин «патриотизм» является производным от латинского «patria» - отечество, характеризующий национальное единение, идентификацию себя с прошлым и настоящим страны, готовность взять на себя ответственность за ее судьбу и, если надо, защищать Родину с оружием в руках.

В. И. Даль зафиксировал современное ему понимание патриота и патриотизма в своем словаре в 1882 году: «Патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм - любовь к Отчизне».

В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующая трактовка: «Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».

Понятие «патриотизм» имеет глубокие традиции осмысления и употребления в литературе. Вопрос о том, кто есть патриот, кто достоин звания «сын Отечества» волновал мыслителей на протяжении всей истории развития общественной мысли. Так, Радищев ставил эту проблему еще в конце XVIIIв.В работах и западников, и славянофилов во главу угла ставятся интересы Родины. «Западники» В. Г. Белинский, П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен пришли к мысли, что не стоит противопоставлять Россию Западу, а Запад - России. А. С. Пушкин и П. Я. Чаадаев первыми выразили суть этой мысли: Россия - не лучше и не хуже Запада, она другая.

1.2 Понятие патриотизма в царской России

В русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие общественные и государственные деятели, такие как Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, А.И. Тургенев, призывали через свое творчество «положить жизнь за Отечество».

Уже во времена Петра I патриотизм считается выше всех добродетелей и практически становится российской государственной идеологией, слова «Бог, Царь и Отечество» отражают главные ценности времени. Русский солдат служил не ради чести своей или императора, а в интересах Отечества. «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества, - обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. - И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество...».

Но не только с военной службой связывали понятие патриотизма граждане Российской Империи. Гражданский патриотизм был распространен очень широко, и при этом имел черты «сознательного патриотизма». «Сознательный патриотизм» хорошо охарактеризовал великий русский патриот, философ Василий Розанов: «Счастливую и великую родину - любить не велика вещь. Мы должны ее любить именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна. Именно, именно когда наша мать «пьяна», лежит и вся запуталась в грехе, - мы и не должны отходить от нее».

1.3.Понятие патриотизма в Советской России

В силу формирования и развития новых классовых, политических, идеологических и других признаков, в советское время Отечество стало определяться, прежде всего, как социалистическое, отражая при этом появление советской государственной общественной системы. В статье «О национальной гордости великороссов» Ленин дает определение пролетарского патриотизма: «Чуждо ли нам, сознательным великорусским пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык, свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (то есть 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов…».

В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистской Германией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К. Жуков отмечал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва к Вязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Это были особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Родину, и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».

1.4 Понятие патриотизма в православии

Вот что говорил о патриотизме Патриарх Алексий II:«Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.».

Поместный Собор РПЦ 1990 года констатировал, что на протяжении тысячелетней истории Русская Православная Церковь воспитывала верующих в духе патриотизма и миролюбия. По определению Поместного Собора 1990 года, патриотизм «проявляет себя в бережном отношении к историческому наследию Отечества, в деятельной гражданственности, включающей сопричастность радостям и испытаниям своего народа, в ревностном и добросовестном труде, в попечении о нравственном состоянии общества, в заботе о сохранении природы».

1.5 Понятие патриотизма в современной России

В последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах российского государства. Разброс мнений достаточно велик: от дискредитации патриотизма как аналога фашизма и расизма до призывов первых лиц государства к единению российского народа на основе патриотизма.В общественном сознании отношение к понятию «патриотизм» далеко от однозначного. Что, в частности, демонстрируют высказывания различных политических и общественных деятелей.

Геннадий Зюганов: «Обращение к нашей истории, особенно к истории советского времени, позволяет сделать важный вывод: на каждом новом этапе развития происходило уточнение и наполнение идеи единства патриотизма и социализма. Поэтому и сегодня патриотизм и социализм должны идти рука об руку в деле возрождения Великой России».

Ирина Хакамада: «…Я отношусь к нетрадиционным патриотам, а именно, к тем людям, которые не связывают патриотизм с бездумной верой в собственное государство, а которые связывают свою судьбу со своей страной, потому что именно эта страна позволяет человеку реализовать себя, как свободную личность, и достоинство которого уважает власть».

Эдуард Лимонов: «…Власть имущие, которые в свое время совершили разрушение СССР, пользуясь демократической идеологией, теперь взяли на вооружение патриотическую идеологию и эксплуатируют ее. Хотя, на мой взгляд, им абсолютно безразлично, что эксплуатировать, кого и как».

Со своей стороны, представители партии «Единая Россия» призывают не размывать понятие патриотизма и не заниматься популизмом, а проводить взвешенную государственную политику в вопросах патриотического воспитания. Бывший лидер партии Борис Грызлов связывает понятие патриотизма с историей и величием России: «Богатство России - это не только ее недра, не только и не столько нефть и газ, а огромный творческий потенциал российского народа, наше единство, наша любовь к Родине».

В целом на сегодняшний день можно констатировать наличие значительного числа разнонаправленных мнений по вопросам патриотизма, отсутствие в обществе единого понимания патриотического воспитания.

2. Сформированность патриотического сознания у современной молодежи

2.1 Уровень развития патриотического сознания у современной молодёжи

Как обстоят дела с чувством патриотизма у нынешней молодёжи? В ходе анкетирования учащихся 8 – 11 классов нашей школы мы выяснили, что значит патриотизм для современного подростка. Всего опрошено- 128 чел.

Первый вопрос анкеты: «Как вы понимаете слово «патриотизм»? Ответы были такими: любовь к Родине – 71%;любовь к природе – 12%; защита Отечества – 12%; верность Отчизне –4%; почитание законов – 1%.Несмотря на разные ответы на данный вопрос, в принципе они похожи и отражают понимание молодёжи своего отношения к Родине.

На вопрос анкеты: «По - твоему, патриот это…» позволил выяснить, какой смысл вкладывают в это слово респонденты. В качестве ответов были получены следующие варианты: «Человек, который старается сделать всё возможное для процветания своей Родины, тот, кто любит свою Родину»; «Храбрый, отважный защитник своей Родины»; «Любящий свою Родину, гордящийся ею»; «Верный сын своего Отечества»; «Человек, любящий своё Отечество»; «Он готов ради своей Родины на всё»; «Тот, кто живёт во имя своей страны, гордится ею»; «Человек, который любит свою страну и беспокоится за её будущее»; «Преданный Родине человек». Были и такие ответы: «Человек, который прошел начальную военную подготовку перед армией»; «Служба в армии» и другие.

По результатам анкетирования 68% опрошенных осознают себя патриотами России. Как видно, не каждый подросток считает себя патриотом, а впрочем, может они понимают, что ещё ничего не сделали для общества, для своей страны, чтобы считать себя таковыми.

На вопрос: «Как вы думаете, где воспитываются патриотические чувства?» респонденты ответили следующим образом: 61% респондентов выбрали вариант ответа: «Я родился в России и считаю её лучшим местом на свете». У 32% респондентов на формирование патриотического сознания повлияла семья. 23% респондентов считают, что патриотизм им привили учителя, 20% опрашиваемых стали патриотами под воздействием СМИ. Наименее выражено влияние на формирование чувства патриотизма со стороны друзей – 17%, под влиянием книг, фильмов и других произведений искусства – 9%, по примеру известных людей – 7%.

Отвечая на вопрос анкеты: «Кого из известных людей вы считаете патриотами?» респонденты назвали исторические личности. 46% опрашиваемых назвали патриотами А.В.Суворова, Петра I; 32% - маршала Г.К.Жукова; 22% - А.С.Пушкина, М.И.Кутузова, Ю.А.Гагарина.

На вопрос: «Кого вы считаете героем нашего времени?» опрашиваемые ответили следующим образом: 83% респондентов не могут назвать конкретных героев, причём 37% считают, что таковых вообще нет, 36% просто не знают их, 9% думают, что герои есть, но не знают, кто они.

«Какие из перечисленных ниже дней ты считаешь праздничными лично для тебя?» Анализируя ответы на этот вопрос анкеты, необходимо отметить «ведущее» положение среди этих праздников Дня Победы. День Победы (84%) и День защитника Отечества (58%) оцениваются как праздники значительно чаще, чем День Независимости (33%) и День Конституции (14%), что говорит о том, Победа в Великой Отечественной войне является наиболее важным событием для школьников, чем недавние важнейшие вехи в становлении современной России как государства. Следовательно, и патриотизм в сознании старшеклассников связан в большей степени с темой войны, защиты Родины, подвигов героев, чем с темой политического развития государства.

«Интересует ли тебя история символов России?» - на этот вопрос 73% опрошенных дали положительный ответ, «не интересует» - 7%, «не задумывались» над этим вопросом - 20%. Как видим, подросткам не безразлична российская символика, большинство из них интересуются её историей. Ведь государственные символы вобрали в себя историю народа, его традиции.

Общеизвестно, что любовь к Родине начинается там, человек родился и вырос. Отвечая на вопрос: «Как ты относишься к своей малой Родине?», 78% респондентов проявили себя настоящими патриотами, дав ответ «люблю», 13% - «выбрали бы другую», для 9% - «всё равно, где жить».

На вопрос о том, если бы у вас был выбор остаться в своём городе или переехать в другой город или страну, респонденты ответили следующим образом: 25% опрашиваемых предпочли бы сменить своё место жительство, а уехать из страны хотят 32% учащихся, причём 14% опрашиваемых хотят уехать из страны навсегда. Большинство опрашиваемых ответило, что посмотрели бы мир и вернулись - 81%. Рассмотрение миграционных настроений у учащейся молодёжи нашей школы показывает достаточно пессимистический настрой.

В анкете был затронут и такой важный вопрос, как служба в армии. В Конституции России записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ». Из анализа ответов выяснилось, что 52% респондентов считают, что все должны исполнить этот долг, 49% - служить в армии – это долг, патриотизм, 9% - уверены, что службу в армии можно заменить альтернативной службой, 8% посчитали, что «лучше избежать этого любым способом».

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 32 часть2) граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Вопрос анкеты: «Как можно отнестись к тем, кто не идёт на выборы, нужно ли применять к ним какую-либо меру наказания?» Считают, что участие в выборах является исключительным правом граждан – 64% респондентов, сделать участие граждан в выборах обязательным – 8%,опрошенных, 28% респондентов считают, что от их голосования за кандидатов в органы государственной власти или в органы местного самоуправления ничего не изменится, а потому, ходить на выборы не обязательно. Они не понимают, что своим неучастием в выборах они провоцируют создание такой системы в стране, которая отнюдь не будет способствовать их процветанию и благополучию.

«Каково ваше отношение к людям другой веры, нации, расе?» На этот вопрос анкеты респонденты ответили следующим образом: дружелюбное - 35%; равнодушное – 24%; терпимое – 30%; отрицательное – нет; я к ним отношения не имею –11%.Приятно, что особого негатива по отношению к людям разного происхождения никто не испытывает, но при этом есть некоторое неприятие. Можно сказать, что национальный климат в нашей школе достаточно спокойный и толерантный.

«Можно ли считать поддержку отечественного производителя гражданами России проявлением патриотизма? Какой продукции, отечественной или зарубежной, отдаёте предпочтение вы?» 53% респондентов ответили, что поддержка отечественного производителя не является проявлением патриотизма; 47% опрашиваемых считают поддержку отечественного производителя проявлением патриотизма. 90% респондентов отдают предпочтение российским продуктам, что говорит о поддержке отечественного производителя.

На вопрос анкеты: «Есть ли будущее у России?» 69% респондентов ответили: «Россия преодолеет все трудности и будет процветать; 17% ответили: «Скорее всего, будет существовать также как и сегодня»; 12% ответили: «Пока Россия находится на пути к распаду»; 2% затруднились дать ответ. По ответам видно, что молодёжь ратует за возрождение России как сильной державы.

«Что, на ваш взгляд, ещё необходимо делать государству для воспитания патриотических ценностей среди детей и молодёжи?» На этот вопрос анкеты больше всего было таких ответов: «Улучшение условий жизни населения»; «Поднятие престижа страны»; «Создание и показ большего числа патриотических фильмов, распространение художественной литературы на патриотические темы»; «Повышение авторитета армии в обществе»; «Личный пример, примеры героев войны»; «Воспитание чувства патриотизма с детского сада». Ответы на этот вопрос показывают, что молодёжь в своих стремлениях, ценностях и жизненных планах очень близка к старшему поколению, и в этом смысле можно говорить о возрождении преемственности.

2.2 Отношение современных школьников к проблемам патриотизма

В рамках проведённого исследования были проанализированы уровни развития патриотизма учащихся 8 – 11 классов МБОУ «Гимназия №12». Большинство респондентов считают (осознают) себя патриотами, гордятся историей своей страны и их волнует будущее России. Среди учащейся молодёжи, считающей себя патриотами России, наиболее развито чувственное, эмоциональное отношение к своей стране, народу, соотечественникам, культуре («люблю свою страну как бы то ни было», «есть чувство гордости за то, что живу именно в России…», «всегда очень болею и переживаю за представителей России в спортивных соревнованиях») – 76%. Развитость эмоционально-чувственного восприятия своей Родины связана с ближайшим окружением личности (семья, друзья, родственники) и выражается в первую очередь в любви к малой Родине (родной природе, населённому пункту). Этот компонент определяет «зачаточный» патриотизм, который способен к развитию, но необходимо целенаправленное патриотическое воспитание для формирования ценностно-мотивационного и волевого элементов.

15,4% респондентов осознают ценности своей Родины, народа, природы, родного края наравне с другими базовыми ценностями: здоровьем, личным успехом, семьей и т.д. («я – патриот; если будет необходимость, я готов действовать в интересах Родины», «для меня родная земля очень важна, и я не буду портить то место, где я живу»).

Только 8,4% респондентов стремятся поддержать Родину своей деятельностью: жить и работать в стране, служить в армии, поддерживать отечественного производителя, а также способствовать развитию страны («работаю на свою страну», «готов защищать свою страну и т.д.»). Это связано, в первую очередь, с незнанием учащейся молодёжью того, что именно необходимо делать на благо своей Родины.Арина, 16 лет: «Мы любим свою Родину, потому что в ней родились, и, может быть, есть страны, где лучше живётся, но мы об этом не знаем».

Результаты нашего исследования позволяют говорить о том, что патриотическое сознание учащейся молодёжи находится в своеобразном «сумбурном» состоянии: «Родину люблю, хочу ей блага, но в чём состоит это благо, и что надо делать для этого, не знаю». По результатам исследования, 86,8% респондентов определяют для себя патриотизм как «чувство любви к своей Родине и готовность действовать в интересах её благополучия и процветания». При этом патриотами России считают себя 68,0% учащейся молодёжи нашей школы. При анализе путей становления патриотического сознания личности можно выделить, что «неосознанное» становление превалирует среди учащейся молодёжи: 61% респондентов выбрали вариант ответа: «Я родился в России и считаю её лучшим местом на свете». У 32% респондентов на формирование патриотического сознания повлияла семья.

Рассмотрение России как одной из ведущих стран мира присуще 32% респондентов; 40% видят, что Россия играет определённую роль, но не решающую; 14% респондентов полагают, что Россия практически не влияет на решение основных мировых проблем. Достаточно низкая оценка респондентами положения России в мире обусловлена тем, что 47% полагают, что Россия переживает кризисные времена. Рассмотрение причин кризисного состояния России свидетельствует о достаточно позитивной оценке национальной культуры россиян и патриотизма, а причины неблагоприятных событий связываются с негативным влиянием экономических и политических факторов.

При анализе жизненных ценностей первые места занимают ценности личной безопасности и благополучия семьи. Это очевидно связано с индивидуализацией сознания молодёжи. Любовь к Родине также входит в число базовых ценностей. Но эта любовь выражается в любви и готовности действовать в интересах микрогруппы (семья, коллектив сверстников), но она практически не распространяется на страну в целом и не ассоциируется с государственными интересами.

Рассмотрение миграционных настроений у молодёжи показывает достаточно пессимистический настрой. По результатам нашего исследования оказывается, что 25% респондентов предпочли бы сменить свой населённый пункт, уехать из страны хотят 32% учащихся. В настоящее время патриотическое сознание развивается стихийно через семью и социальное окружение личности, нет стабильности в развитии системы формирования личностного патриотизма.

Таким образом, анализ данных социологического исследования позволил охарактеризовать патриотическое сознание, определить уровень развития патриотического сознания, рассмотреть любовь к Родине в системе жизненных ценностей респондентов.

Заключение

Теоретический анализ патриотического сознания и анализ данных, полученных в ходе социологического исследования, учащийся молодёжи позволяют сформулировать следующие теоретические и практические выводы.

В дореволюционный период патриотизм рассматривался как духовная категория, компонент сознания личности, который подразделялся в зависимости от форм его выражения в патриотическом поведении.

Патриотизм в советском государстве был одним из ключевых компонентов идеологии, обеспечивающей его существование и развитие. В этот период наибольшее внимание уделяется рассмотрению патриотизма как любви к Родине и готовности жертвовать ради неё своими благами и, при необходимости, – жизнью.

В постсоветский период патриотическое воспитание вместе с идеологической системой были практически разрушены, что, стало одной из веских причин нарушения связи времён и резкого изменения шкалы жизненных ценностей. Поэтому сегодня, как неоднократно подчёркивал в своих выступлениях Президент РФ, формирование здорового конструктивного патриотизма в широких массах является одной из первоочередных задач дальнейшего укрепления и развития нашей страны. Ибо патриотизм является важнейшим фактором мобилизации и сплочения народа.

Для выполнения этой задачи нужно, прежде всего, провести специальные исследования, призванные дать достаточно полную характеристику состояния патриотического сознания современной молодёжи. Наша работа – это попытка проведения такого исследования среди учащейся молодёжи нашей школы с целью выяснения сформированности её патриотического сознания.

Выводы по результатам социологического исследования:

  • Большинство опрошенных учащихся считают себя патриотами.
  • Практически все патриоты временами испытывают и гордость, и стыд за свою страну.
  • Однако чувства сильно расходятся с делом. Часть патриотов почему-то не ощущают никакого долга перед Родиной. Эта часть составляет чуть меньше половины опрашиваемых, некоторые пока не уверены в том, что они «должники».
  • Связывают патриотический долг с воинской службой ещё меньше респондентов.
  • Очень сложным и противоречивым оказался вопрос о службе в армии. Большинство учеников считают, что служба в армии не обязательна. Третья часть респондентов не могут определиться в данном вопросе.
  • Большинство респондентов не хотели бы уезжать из России. Треть опрашиваемых мечтают жить в другой стране.
  • Мало у кого есть примеры для подражания в современной России. Патриотами респонденты назвали только исторических личностей.
  • Наименее развитым у опрашиваемых является волевой элемент - стремление поддержать Родину своей деятельностью: жить и работать в стране, служить в армии, поддерживать отечественного производителя, способствовать развитию страны.

Данные результаты подтверждают необходимость поддержания и развития патриотического направления в воспитании молодёжи.

Практическая значимость нашего исследования: данную работу можно использовать при подготовке к классным часам, тематическим занятиям, к творческим мероприятиям с целью формирования у учащихся высокого патриотического сознания. Недавние события на Украине подтверждают актуальность патриотизма. Здесь мы видим яркий пример «украденной истории». Если человек не знает прошлого своей страны, он не достоин будущего и не может быть истинным патриотом

Список использованной литературы

3.Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц. М.: Детская литература, 1986.44 с.

4. Государственная концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. // Красная звезда. 05 июля 2003. 5 с.

5. Грызлов Борис. Официальный сайт.

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Изд. Центр «Терра», 1994. 779 с.

7.Жуков Г.К. Воспоминания и размышления в 2-х т. М.:АПН, 1971.430 с.

8.Журнал Московской патриархии, №9 -1990. 28 с.

9.Зюганов Г.А. Россия – Родина моя. Идеология государственного патриотизма. М.: Информпечать, 1996. 26 с.

10.Ленин В.И. О национальной гордости великороссов. М.: Просвещение, 1976. 35 с.

11. Лимонов Эдуард. Сайт Twiter.

12 . Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: методическое пособие. М.: Глобус, 2007. 330 с.

13 .Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: 2000. 398 с.

14 . Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетия. Моё Отечество, 2000. №1. 23 с.

15 . Розанов В.В. Уединенное. М.: Современник, 1991. 108 с.

16 . Сахаров А., Буганов В. История России. М.: Просвещение, 1997. 286 с.

17 . Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1989. 386 с.

Приложение 1

Анкета

  1. Как вы понимаете слово «патриот»?
  2. По-твоему, патриот – это…
  3. Как вы думаете, где воспитываются патриотические чувства?
  4. Кого из известных людей вы считаете патриотами?
  5. Кого вы считаете героями нашего времени?
  6. Какие из перечисленных ниже дней ты считаешь праздничными лично для тебя:

День Победы;

День Защитника Отечества;

День Независимости;

День Конституции.

  1. Интересует ли тебя история символов России?
  2. Как ты относишься к Малой Родине?
  3. Если бы у вас был выбор остаться в своём городе или переехать в другой город или страну, как бы вы поступили?
  4. Хочешь ли ты служить в армии?
  5. Как можно отнестись к тем людям, которые не ходят на выборы?
  6. Каково ваше отношение к людям другой веры?
  7. Можно ли считать поддержку отечественного производителя проявлением патриотизма?
  8. Есть ли будущее у России?
  9. Что, на ваш взгляд, ещё необходимо делать государству для воспитания патриотических ценностей среди детей и молодёжи?

Приложение2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что значит быть патриотом

« А где люди?» – вежливо спросил Маленький Принц. « Люди?... Их носит ветер. У них нет корней»

Как подчеркнул Президент Российской Федерации В.В.Путин, эффективно противостоять серьёзным угрозам, нависшим над современной Россией, можно только «…на основе консолидации всех слоёв общества хотя бы вокруг базовых общенациональных ценностей»

В концепции патриотического воспитания граждан РФ сказано следующее:«Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству.

В последнее время проблема патриотизма в нашей стране становится всё более актуальной. Духовные ценности населения, в том числе подростков, деформируются под давлением различных социально-экономических изменений, что ведёт к росту числа экстремистских молодёжных организаций, детской преступности и безнадзорности.

Цель исследования: выявление уровня сформированности патриотического сознания у молодежи на примере учащихся гимназии Объект исследования: учащиеся старших классов МБОУ «Гимназия №12 ». Предмет исследования: состояние патриотического сознания учащейся молодёжи в современных условиях.

Задачи исследования: Проанализировать теоретические подходы к рассмотрению понятия «патриотизм» в разные исторические периоды. Выявить отношение современных школьников к проблемам патриотизма через проведение опроса. Определить уровень развития патриотического сознания учащейся молодёж и.

Методы исследования: Анализ источников (литературные, научные статьи, СМИ, интернет). Анкетный опрос.

«Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу»

Патриотизм в царской России

Патриотизм в православии

Патриотизм в Советской России

Патриотизм в современной России

Уровень развития патриотического сознания у современной молодёжи Как вы понимаете слово «патриотизм»?

Как вы думаете, где воспитываются патриотические чувства?

Кого из известных людей вы считаете патриотами?

Кого вы считаете героем нашего времени?

Какие из перечисленных ниже дней ты считаешь праздничными лично для тебя?

Интересует ли тебя история символов России?

Как ты относишься к своей малой Родине?

Е сли бы у вас был выбор остаться в своём городе или переехать в другой город или страну

Как вы относитесь к службе в армии?

Выводы по результатам социологического исследования Большинство о прошенных считают себя патриотами Часть патриотов не испытывает никакого долга перед Родиной Большинство учеников не считает службу в армии обязательной Треть опрошенных хотят жить в другой стране Патриотами респонденты назвали только исторических личностей

Заключение Данные результаты позволяют говорить о необходимости поддержания и развития патриотического направления в воспитании молодежи

Практическая значимость исследования данную работу можно использовать при подготовке к классным часам, тематическим занятиям, к творческим мероприятиям с целью формирования у учащихся высокого патриотического сознания.

Недавние события на Украине подтверждают актуальность патриотизма. Здесь мы видим яркий пример «украденной истории». Если человек не знает прошлого своей страны, он не достоин будущего и не может быть истинным патриотом

Спасибо за внимание!