«Горе от ума» — замечательное произведение, которое назвали комедией, хотя, если разобраться в сути, то комедия больше похожа на трагедию, ведь здесь человек передовых взглядов ведет неравную борьбу с устоявшимися взглядами, осуждая мораль, что легла в основу жизни фамусовского общества. Эта жизнь укоренилась в сознании каждого, но не у Чацкого, которого автор наделил замечательными качествами.
Главный герой произведения «Горе от ума» — это собирательный образ, с помощью которого раскрыта тема одиночества. С помощью образа главного героя, автор хотел нам показать, насколько трудно привносить в мир что-то новое, насколько сложно жить там, где тебя не понимают, не принимают, так как закостенелые взгляды нерушимы. Такие люди, с новыми идеями и взглядами, как и Чацкий, обречены на одиночество, так как мало кто найдется из тех, кто станет идти рука об руку. Вот только Чацкий не сдается.
Писатель наделил своего героя идеальными чертами человеческой души. Это человек с чувством собственного достоинства, он образован, умен, и главное, не желает жить в несправедливом мире, среди общественного устоя в мире прошедшего века. Он набрался смелости противостоять старым порядкам, рассказывая людям о новых истинах. Он противник крепостничества, которое угнетает людей. Герой комедии осуждает нравы, тем самым Чацкий становится одиноким в «фамусовском обществе», ведь его новый взгляд на жизнь никому не нужен, они готовы и дальше продолжать жить в своем болоте, которое всех затянуло с головой. Но это не о Чацком, который обречен на одиночество в этом фамусовском обществе.
Почему Чацкий обречен на одиночество? А все потому, что люди не хотят менять свою жизнь, их все устраивает, а сам же Чацкий для них, что изгой, безумец, которого нужно изгнать из их мира. Он несовместим с существующим обществом,так как их взгляды другие, совершенно противоположные.
Грибоедов точно передал нам картину того, как тяжело приходится людям, которые решили свергнуть старую систему, это как два мира, которые хотят жить в одно время, но это у них не получается. При этом одиночество Чацкого – это явление современное, ведь до сих пор многие люди боятся перемен, они боятся стать на путь правильный, на ту тропу, которая была бы для них комфортна и существуют по установленным порядкам, даже если они перечат их взглядам, люди молчат и двигаются как стадо баранов», которое направляет «пастух». А так не должно быть, но пока есть. Возможно, в будущем, все изменится, ну а сегодня, «Горе от ума» — это произведение, что актуально и по сей день.
Вопрос о том, почему Чацкий обречен на одиночество, является основополагающим для понимания не только характера этого героя, но и смысла всей комедии «Горе от ума» в целом. Данный персонаж с самого своего начала появления на сцене приковывает внимание читателей, зрителей, а также всех окружающих своим незаурядным, язвительным и острым умом, необычным чувством юмора и смелостью суждений. Этим он резко выделяется среди представителей старого патриархального московского общества. В данном обзоре будет показано, чем именно отличался этот персонаж от остальных действующих лиц комедии, что в конце концов и определило тот факт, что у него так и не оказалось ни одного единомышленника или сторонника.
Для того чтобы понять, почему Чацкий обречен на одиночество, сначала нужно обратить внимание на его личность. Этот молодой человек весел, остроумен и общителен.
Он чрезвычайно наблюдателен, сразу подмечает малейшие недостатки в окружающих и тотчас зло их высмеивает. Кроме того, Александр Андреевич не только наблюдает, но и рассуждает обо всем увиденном и услышанном. Он анализирует не только поступки окружающих людей, но выносит суждения о целых явлениях социальной жизни. Уже хотя бы одна эта причина показывает, почему Чацкий обречен на одиночество. Никому из окружающих не нравилась его критика дворянского уклада жизни.
Но самое главное различие героя от других персонажей заключалось в том, что он был слишком активен, эмоционален и предприимчив, в то время как остальные действующие лица представлены как люди, ведущие достаточно размеренный образ жизни.
В воспитании Александра Андреевича следует искать причины того, почему Чацкий обречен на одиночество. С самого первого его появления читатели и зрители понимают, что этот человек начитан и очень образован.
Герой внимательно следит за общественно-политическими событиями, он явно интересуется литературой и философскими учениями, которые и развили в нем критический ум и наблюдательность. Представители же фамусовского общества считали, что чтение книг вредит формированию личности. Герой очень скептически отзывается об образованности современного ему общества.
Вопрос о том, почему Чацкий обречен на одиночество по комедии «Горе от ума», наверное, волновал всякого, кто прочитал данное произведение Грибоедова. Ответ можно найти в поступках главного героя. Так, он с самого начал держится слишком самоуверенно, что мешает ему разглядеть перемену к нему Софьи, которая единственная из всего фамусовского общества могла бы его понять. Но Чацкий слишком зло высмеял Молчалина, к которому девушка была неравнодушна, что и настроило ее против него. Герой с самого первого своего появления начинает язвить и критиковать образ жизни не только старого, но и молодого поколения, что и привело к финальному конфликту.
Отвечать на вопрос о том, почему Чацкий обречен на одиночество (с цитатами учащиеся лучше смогут раскрыть данную проблему), следует в контексте сопоставления его с остальными действующими лицами произведения. Высказывания героя наглядно показывают его отличие от старого московского общества.
Те, кого он так зло высмеивает на протяжении всего произведения, жили по старинным традициям, которые предполагали безусловное подчинение начальству. Эта привычка безусловного повиновения и послужила причиной знаменитой фразы: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Представители фамусовского общества - консерваторы по натуре: они не любят никаких перемен и стараются сохранить старые обычаи. Никто из них не принимает тех взглядов, которые излагает герой. Их даже пугает стремительный полет его мысли, они предпочитают оставаться на своей родной, привычной почве, что также вызывает насмешку у героя, который выражается о них так: «Дома новы, а предрассудки стары». Таким образом, автор подчеркивает принципиальную разницу между своим персонажем и окружающими людьми. То же самое можно сказать про отношения героя с Софьей, которая явно выделяется среди других действующих лиц своим незаурядным умом и независимостью мышления. Однако девушка оказалась не готова к слишком смелому характеру своего поклонника и его чересчур дерзким взглядам.
В заключение следует подвести итоги причин одиночества главного героя. Лучше всего их перечислить по пунктам, так как подобная форма изложения позволяет школьнику систематизировать пройденный материал.
Причины разлада Чацкого с фамусловским обществом:
Итак, тема «Почему Чацкий обречен на одиночество», план которой представлен выше, является ключевой в изучении комедии Грибоедова.
«Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий.
Александр Андреевич Чацкий – личность, которую Грибоедов наградил такими чертами как независимость, свободолюбие, щедрость души. Он имеет собственный взгляд на происходящие события, желание бороться с несправедливостью. Герой буквально пропитан любовью к народу и желанием противостоять жестокой крепостнической системе, угнетающей людей. Его чувства искренни и непосредственны. Это касается и чистоты его любви в Софье.
В своем произведении драматург создал «нового человека» эпохи. Он не такой как все, «чужак», «отщепенец», а значит, обречен на непонимание и одиночество.
Герой приходит в мир с новыми идеями, мыслями, взглядами. Он осуждает нравы, которые стали основой жизни «фамусовского общества», укоренившись в умах и сердцах. Чацкий – сильный и мужественный человек, готовый сражаться за свои принципы и идеалы.
Но оказывается, что его новые взгляды никому не просто не нужны, а даже вредны. Ведь они нарушают покой того, что уже устоялось, превратившись в уютное болото. Чацкий пытается что-то изменить, но не тут-то было. Ему предлагается стать таким, как все, отказаться от своих взглядов. Но для него стать серой личность в такой же толпе равносильно нравственной смерти.
Герой комедии, принявший безоговорочное решение идти против системы, остается в полном одиночестве. Мало того, фамусовское общество, не прощает ему независимости и свободолюбия, распространив глупый слух о его сумасшествии. Оно отвергает «безумца», изгоняя его из своего мира.
Одиночество Чацкого объясняется несовместимостью с окружающим его обществом. Ведь цели, ценности, идеалы для них совершенно разные. Представители мира Фамусовых не могут признать взгляды Чацкого правильными, ведь тогда нужно будет отказаться от своего уютного мирка. А это для них невозможно.
Вот и получается, что, как и для любого человека, решившего пойти против системы, для Чацкого уготован единственный выход – путь изгоя. Два совершенно разных мира не могут находиться рядом.
Для многих из нас, такое слово как "одиночество" ассоциируется с некой особенностью, уникальность и новизной. На наше мышление и восприятие влияет общество вокруг. Конечно, следовать за всеми с одной стороны хорошо, так как это позволяет ощутить поддержку со стороны других, а с другой, общество может застопорить развитие вашей личности.
Многие боятся выделяться среди других, ведь часто это заканчивается непониманием и осуждением за спиной. Александр Грибоедов в своем произведении "Горе от ума" показывает, как живется человеку, который пытается донести свои идеи, которые со всех сторон подвергаются критике. Главный герой Александр Чацкий наделен чертами идеального человека, он независим, свободен и щедр. Александр был дворянин, из-за ранней смерти родителей ему пришлось жить и расти в доме Фамусова, который был давним другом отца. Чацкий с юного возраста привык к свободе, поэтому часто слышал от Фамусова в свой адрес негативные слова. Чацкий хотел служить Отечеству, но из-за своей честности он не смог протянуть долго и его карьера быстро закончилась на словах:"Служить бы рад - прислуживаться тошно". В комедии "Горе от ума" образ Чацкого является единственным положительным.
Автор поработал над тем, чтобы придать герою качества, которые хотелось бы видеть в каждом человеке. Чацкий настроен бороться с несправедливостью, он с уважением относится к народу и пытается противостоять крепостнической системе. Его искренние намерения видны и по отношению к Софье. Но с ней ему пришлось расстаться по причине того, что главным для него было призыв служить Отечеству.
Автор создал образ "нового человека", наделив его всеми хорошими качествами, с другой стороны это значит, что Чацкий становится изгоем общества. В свою очередь главный герой настроен отстаивать свои идеи и принципы, но как оказывается, всё то, к чему стремится Чацкий никому не нужно. Общество не готово принять что-то новое в свою жизнь, ведь гораздо проще оставить всё как было. Перед Александром становится выбор стать таки как все, но такая перспектива его вовсе не радует и автор сравнивает это с нравственной смертью.
Идея рассказа состоит в противоречии характера и поступков Чацкого по отношению к фамусовскому миру.
Размышляя глубже можно понять, что автор создает образа идеального героя, который не получает поддержки в свою сторону, он сам пытается внести свои идеи, когда против него стоят множество людей. Не желая понимать, его считают сумасшедшим безумцем. Чацкий обречен на одиночество из-за общества, которое его окружает, ведь среди них много богатых людей, со своими капризами, и совершенно другими ценностями. Все эти люди живут ради себя, поэтому для них дико пойти на какие-то уступки. Главный герой пытается привнести в дом Фамусовых некую радость, смех, донести до этих людей понятие нежности и искренности, но им этого не понять, ведь у них главное совсем другое.
Возможности Чацкий в какой-то степени сам виноват в своем одиночестве. Хоть он и был наделен всеми положительными чертами, ему не хватало особой гибкости мышления, дабы приспосабливаться к обществу.
В комедии Грибоедова «Горе от ума» сталкиваются представители двух миров – ушедшего века и века нынешнего. Чацкий в произведении является представителем пришедшего на смену минувшему века.
Видимо на смене эпох всегда новому тяжело сражаться со старым устоем жизни. Так вот и Чацкому было просто невозможно доказать свои новые взгляды представителям большинства дворянства, которым невдомек было что-либо менять в жизни, ибо их и так все устраивало.
Оставив службу, ибо в его понимании нужно служить на пользу Отечества, а не из-за собственных корыстных мотивов, он начал путешествовать.
Вернувшись из путешествия, Александр Андреевич явился в дом Фамусова со своими передовыми взглядами на жизнь и на происходящее вокруг, надеясь на то, что в Москве уже наступили перемены. Но здесь осталось все по-старому, поэтому свободолюбивому, умному, щедрому на хорошие поступки человеку было трудно общаться с представителями московских кругов, но он пытался доказать свою правоту.
Чацкий был большим патриотом своей Родины и осуждал дворян за то, что они нанимают гувернанток и учителей иностранцев. Ведь как такие учителя могут воспитать в детях любовь к русским традициям и патриотизм.
Будучи ярым критиком крепостного права, он очень любил простой народ, сетовал за свободу людей, за справедливость.
Как такое могло понравиться обществу Фамусова, где образ жизни был основан на лжи, поклонении сильным, обогащении. Представители этого общества не хотели отказываться от своего уютного мира. Они не могли понять и принять новых идей Чацкого, которые осуждают их быт и нравы. Более того, они посчитали их безумными.
Чацкий не такой, как все, поэтому и одинок в своих идеях и взглядах на жизнь. Он смело пошел против системы, не подгибаясь под навязывающие ему обществом устои, и отказался стать таким как все, гордо отстаивая свою правоту. Это лишь усугубляет его одиночество.
Чацкого высмеяли, любимая девушка предала его и, наконец, ему не могли простить свободолюбия и изгнали из общества, с ненавистью объявив, что он сошел с ума. Расстроенный всем этим, он отправляется искать «уютный уголок», где его новые идеи поймут, и он не будет одинок в своих помыслах.
В сочинении мы поговорим о Пантелее Прокофьевиче из романа Шолохова «Тихий Дон». Семья, в которой он был настоящим хозяином.
В знаменитой поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» ярко представлены характеры людей на примере помещиков. В их чертах показаны все слабости, которые могут быть у человека
Каждый из нас начинает познавать мир и знакомиться с понятиями добро и зло с раннего детства. Вся дальнейшая жизнь человека складывается так или иначе исходя из того, какой путь он выбрал
Кохання завжди оспівувалось у творах митців. Шекспір, який жив у Єлизаветинську епоху, за часів правління королеви Єлизавети І. Найвидатніший драматург Англії усіх часів написав драму Ромео і Джульєтта
Рассказ Михаила Зощенко «Галоша» в большей степени относится к комическому жанру. В нем высмеивается бесполезная работа конторских служащих, которые кроме бумажной волокиты ничего больше не делают.
Понятие «одиночество» всегда шло рядом с такими словами как «особенный», «уникальный» или «новый». Всему виной наша жизнь в обществе, а вернее – сила этого общества. С одной стороны, быть частью большого организма – это защита, которая так важна для каждого из нас. Но, с другой стороны, именно в обществе мы «застываем», перестаем развиваться. Ведь очень важно быть таким, как все. Если начнешь выделяться, то поставишь под сомнение свою репутацию. Именно эти вещи пытается донести до нас Грибоедов в своем произведении «Горе от ума».
Эта «общественная» комедия показывает нам, на примере Чацкого, как сложно принести в мир что-то новое.
Автор преподносит нам главного героя, как идеальную личность. Он наградил Чацкого всеми теми чертами характера, которые непременно должны присутствовать в каждой личности. Это и свое мнение на все происходящее в мире, и желание бороться за новый порядок. Герой пропитан чувством любви к народу и жажде идти против крепостнической системы, которая травит людей. Чацкий – это человек с большой и щедрой душой, которая способна любить так искренне и чисто, как это бывает в самых восхитительных рассказах.
Грибоедов создал «нового человека». А это уже означает, что он не такой, как те люди, которые находятся в обществе. Следовательно – это «чужак» и ему нет места.
Главная идея произведение – показать противостояние Чацкого и фамусовского мира. Герой приходит в этот мир не для того чтобы стать частью его, но для того чтобы обличить старые порядки, которые так сильно укоренились в сердцах людей. Чацкий осуждает нравы, ставшие основой жизни, крепостные порядки. Автор показал его сильным человеком, мужественным, готовым бороться до конца за свои идеалы и принципы.
Чацкий одинок, потому что просо несовместим с тем обществом, которое его окружает. Он пытается что-то изменить, но порой есть вещи, которые не так просто свергнуть и создать по-новому. Чацкий и фамусовское общество… Здесь не может быть компромисса. Для Чацкого отказаться от своих убеждений – это отказаться от самого себя и стать серой личностью в такой же серой толпе. А для фамусовского мира – это просто безумец, которому не придают особого значения.
Как и любой человек, решивший пойти против системы, наш герой остается совершенно один. Его никто не понимает. Путь изгоя – это единственный выход. Ведь два таких разных мира просто не могут существовать бок обок.
Слов.
27. Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине странной?
Любовь к родине - особое чувство, оно присуще каждому человеку, но при этом очень индивидуально. Возможно ли считать его «странным»? Мне кажется, что здесь скорее речь идет о том, как поэт сказавший о «необычности» своей любви к родине, воспринимает «обычный» патриотизм, то есть стремление видеть достоинства, положительные черты, свойственные его стране и народу.
Любовью к Родине наполнены и многие произведения М. Ю. Лермонтова. Его чувство к Родине неоднозначно и даже мучительно, так как есть вещи, которые противоречат его человеческой природе. Любовь Лермонтова искренна, но в то же время противоречива. Так, в стихотворении «Родина», написанном в 1841 году, он признается: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» В чем же эта «странность»? Поэт холодно говорит о царской славе, купленной кровью народа. Он любит в родине её природу, её широту и безбрежность. Любит современную ему деревню, потому что в ней ещё есть любезная его сердцу патриархальность, которая сохранилась, может быть, ценой бедности. А если и есть достаток («полное гумно», «изба, крытая соломой»), то это вызывает в поэте чувство отрады. Здесь живут простые работящие люди, неравнодушные к красоте («с резными ставнями окно»), умеющие не только работать, но и веселиться. Простые люди умеют всецело отдавать себя и работе, и празднику. Поэт любит деревню, потому что в ней люди живут в согласии с природой, друг с другом и с Богом. Этот уклад почти исчез из городской жизни, где так мало настоящих людей, умеющих работать и радоваться жизни.
Свою любовь к Родине Лермонтов передает эпитетами:
… Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям,
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень.
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень…
Эти эпитеты неброские и простые, но сколько в них глубоко чувства и смысла, сколько изобразительности. Этот пейзаж, данный в начале стихотворения, предстает как бы с высоты птичьего полета. Такова сила творческого воображения Лермонтова.
Безусловно, Лермонтов создает свой образ родины. В его стихотворениях она предстает и в своем героическом прошлом, и в величии своих необозримых просторов, и в горьких раздумьях поэта о бесправии и духовном рабстве.
Любовь Лермонтова к Родине можно выразить одной строкой: «Но я люблю – за что, не знаю сам». Да, его любовь и глубокая привязанность к отчизне «странная». Будучи человеком светским и по большей части общаясь с людьми из высшего круга, он, тем не менее, душой стремился к России народной, в ней видел могучие силы, нравственную основу.
Слов.
Плоды «злонравия» в комедии Д.И. Фонвизина и в наши дни
Когда драматург приступил к написанию «Недоросля», вынесенное в название слово не означало ничего дурного. Недорослями называли подростков, не достигших 15 лет, то есть возраста, определенного Петром1 для поступления на службу. В 1736 году срок пребывания в «недоросля» был продлён до 20-ти лет. Указ о вольности дворянской отменил обязательную срочность службы и предоставлял дворянам право служить или не служить, но подтверждал введённое при Петре1 обязательное обучение. Чему и как учить- вопрос оставался открытым.
Заглавный персонаж-Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка)- недоросль, сын помещиков Простаковых. Ему 15 лет. Комедия Фонвизина –это пьеса о недоросли, о его чудовищном воспитании, превращающем подростка в жестокое и ленивое существо. Простакова следует закону, хотя и не одобряет его. Она знает также, что многие, в том числе из ее родни, обходят закон. Митрофанушка учится уже четыре года, но Простакова хочет удержать его при себе лет на десять.
Причина «злонравия» - моральное следствие екатеринского закона «О вольности дворян», опубликованного 18 февраля 1762 года. Некогда Петр1 узаконил обязательную службу дворян и это стало нравственно-юридическим оправданием для помещиком имеющих крепостных. Дворянин служил государству и отечеству, крестьянин-дворянину; жестокие помещики должны были подвергаться опекунству. Екатерининский указ формально освободил дворянин от обязанности служить государству; и, хотя государева служба по- прежнему считалась почётным долгом дворянства, делом чести, тем не менее моральное право дворянина владеть крестьянами становилось сомнительным в отличие от дворян типа Стародума, Правдина и Милона и в противоречии с формальным смыслом указа, большинство дворянства поняло его в духе Простаковой- как полную и безотечественную власть над крепостными без каких либо нравственных, социальных, общественных и иных ограничений.
Таким образом причина «злонравия» Простаковой -превратное представление о «вольности» дворянской, неподчиненной моральным нормам. В развязке комедии Простакова повержена. Ее крах –поражение все прежней «системы» воспитания и залог победы новых идей, провозглашенных положительными персонажами. Последние слова Простаковой «стоят», как Сказал П.А. Вяземский, «На меже комедии и трагедии». Но с личной трагедией Простаковой Фонвизин связывал грядущие торжество новой нравственности, исключающей «злонравие» из-за обихода и основанной на пользе отечеству.
Слов.
29. «Досадно мне, коль слово «честь» забыто…» (В. Высоцкий)
Строчки, написанные В. Высоцким «Досадно… слово «честь» забыто…» сегодня, как никогда актуальны. Понятие «честь» утратило своё значение для современного человека.
Если начать издалека, то люди сначала придумали обмен товарами, таким образом, восполняя недостаток того, что им нужно было для ведения нормальной жизни. XVIII столетие ознаменовалось тем, что начался процесс разрушения стен между сословиями.
Количество денег стало увеличиваться, и постепенно всё стало превращаться в товар, на котором, в итоге, мир и замкнулся.
В обществе лидирующие позиции были отведены купцам любых видов и форматов. В результате «невинной» замены начала меняться нравственная установка членов нового социума в подавляющем их большинстве. В качестве примера рассмотрим некого Иванова в прежние времена публично хамившего Петрову, который, в свою очередь, должен был обидчика вызвать на дуэль, либо же прослыть трусом, облачившись в дурацкий колпак.
Сегодня дела обстоят иным образом. Условному Сидорову ничто не мешает оскорблять условного Петрова, так как гарантировано дуэли не будет. Что вообще поразительно, завтра не обязательно Сидорову и Петрову просыпаться врагами! Тем же Сидоровым на утро будет вполне вероятно предложена взаимовыгодная сделка. Так они превращаются из потенциальных врагов в партнеров! Бизнес-интерес сегодня ставится во главу угла. Такие понятия, как честь и достоинство автоматически превращаются в атавизм, а им на смену приходит чувство экономической целесообразности.
Но, возвращаясь к теме дуэлей, приведём в пример Пушкина и Дантеса. Дико выглядела бы ситуации, при которой Александр Сергеич в суде требует возместить ему моральный ущерб деньгами. Это значит, что собственную честь и достоинство он оценивает в денежном эквиваленте. Подобным образом поступают современные граждане демократического общества.
Мир изменился, и это следует признать. Подобное происходит независимо от человеческой воли. Человеческие взаимоотношения сегодня строятся на основе критериев - товар и деньги. Жить нужно в этом мире, придерживаясь его законов, чтобы стать успешным.