Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Отличие цели от задачи. Чем цель отличается от плана

Отличие цели от задачи. Чем цель отличается от плана

Цели

Всякая деятельность (движение, изменение, развитие и т. п.) является целенаправленной - направлена на достижение определенной цели.

Примеры. Студент учится, чтобы получить профессию. Рабочий обтачивает заготовку, чтобы получить деталь. Спортсмен тренируется, чтобы завоевать медали и чемпионские звания. Целевой характер имеют отдых, развлечения, прогулки, игры, физзарядка, чтение, коллекционирование и т. п.

Цель - это субъективный образ желаемого состояния объекта.

Причинной и движущей силой любой деятельности является наличие противоречия - своеобразной «разности потенциалов» между имеющимся и желаемым (целевым) состояниями объекта. Если пути устранения противоречия не являются очевидными, то противоречие становится проблемой.

Понятие цели тесно связано с такими понятиями, как потребность, желание, проблема .

Проблема : с одной стороны, поставленная цель порождает проблему ее достижения, а с другой - для решения проблемы ставится цель как путь ее решения.

При этом проблемы могут иметь объективный или субъективный характер, а цели могут носить характер желания или направления деятельности.

Потребность - это объективная необходимость в чем-либо для сохранения функционирования и развития объекта. Потребность определяется объектом.

Пример . Для управления необходима информация, для жизни человека - воздух и т. п. Если всего этого хватает, то нет никаких проблем; они начинаются, если потребность не удовлетворена.

Неудовлетворенная потребность порождает проблемную ситуацию - проблему, которую назовем объективной проблемой.

Объективная проблема - это разность между необходимым и существующим состоянием объекта.

Желание - это субъективно осознанная потребность, соотнесенная с конкретным результатом ее удовлетворения.

Субъективность желания состоит в том, что, с одной стороны, мы можем желать только то, о чем знаем и понимаем (или нам кажется, что понимаем); с другой стороны, чтобы появилось желание, надо осознать, что потребность имеется.

Примеры . 1. Для управления имеется объективная потребность в информации, и когда ее не хватает (или кажется, что не хватает), возникает желание внедрить информационную систему. Если руководитель не понимает, что такое информационная система, он может пожелать принять на работу дополнительных сотрудников, которые бы собирали, передавали и обрабатывали информацию.

2. Мы желаем приобрести мобильный телефон и принимаем это за потребность. Но это не объективная потребность, а только желание. Потребность у нас может быть, например, в оперативной связи, и удовлетворить ее можно и другими средствами.



Желание носит целевой характер, но эта цель - только цель-желание - без критического осмысления ее достижимости.

Цель-желание - субъективный образ состояния объекта (или конкретное средство), которое удовлетворило бы осознанную потребность.

Субъективная проблема - разность между желаемым и действительным состоянием объекта, ликвидация которой не является очевидной.

Примеры . 1. Пусть появилось желание установить в организации информационную систему. При этом могут появиться проблемы: недостаточность финансовых средств, отсутствие требуемых помещений, отсутствие соответствующих квалифицированных кадров для ее внедрения и эксплуатации и, наконец, проблема выбора - на рынке имеется несколько систем, а нужна одна - какую выбрать?

2. Мы желаем приобрести мобильный телефон, и тут появляются проблемы: нехватка денежных средств на его приобретение, нет телефонов с желаемыми функциями и т. п.

Из субъективной проблемной ситуации вытекает цель-намерение.

Цель-намеренье - субъективный образ несуществующего, но желаемого состояния объекта, которое решило бы возникшую проблему и на достижение которого будет направлена деятельность.

Цель и точка зрения

В системном анализе цель занимает центральное место, собственно одним из начальных этапов системного анализа является формулирование целей.

Однако, говоря о цели, нельзя упускать из виду, что выбор цели сугубо субъективен. Если ставится или имеется цель, то всегда существует субъект целеполагания , точка зрения которого отражается в ней. Дело в том, что выбранная цель направлена на удовлетворение конкретной жизненной потребности конкретного субъекта. При этом выбор цели всегда ограничен конкретными знаниями и пониманием субъекта - нельзя желать того, о чем не знаешь.

В связи с вышесказанным, при исследовании всегда необходимо определяться с тем, чья точка зрения на объект берется за основу. При системном анализе цель можно рассматривать с позиций субъекта и объекта исследования.

Цель с позиции субъекта определяет цель анализа, описания, проектирования (создания или реорганизации) и управления:

цель анализа объекта - выявить наличие и место противоречий (проблемной ситуации), причин их возникновения и способов устранения;

цель описания объекта - представить проблемную ситуацию в виде, удобном для анализа;

цель проектирования - разрешить проблемную ситуацию с помощью нового объекта или реорганизации старого;

цель управления - разрешить проблемную ситуацию путем удержания функционирования объекта в заданном состоянии или перевода его в новое состояние.

При всем при этом субъект преследует свои цели, удовлетворяет свои потребности (например, получение прибыли, самореализация и т. п.). К тому же сам субъект анализа часто является сосредоточием субъектов целеполагания: это отдельные исполнители (каждый имеет свою цель), это и руководители различного уровня.

Цель с позиции объекта определяет цель его функционирования (существования), которая может быть заложена при его создании либо формироваться внутри него.

Примеры. 1. Если анализируется проблемная ситуация в некотором техническом устройстве, то вначале необходимо понять назначение этого устройства.

2. При анализе экономического или организационного объекта иногда выясняется, что фактическая цель его функционирования отличается от цели, с которой он создавался.

И здесь мы также имеем нескольких субъектов целеполагания: коллектив или индивидуумы объекта исследования, руководитель объекта, руководитель вышестоящего уровня и т. д.

Кроме того, в качестве субъекта целеполагания может выступать заказчик анализа. Таким образом, можно говорить о трех группах целей участников анализа, имеющих различные потребности, а отсюда и разные цели - аналитику приходится решать три задачи, связанные с целью: понимание целей заказчика; определение внутренних целей объекта анализа; формулировка своих целей анализа.

Говоря о своем отношении к жизни и работе, выдающиеся люди говорят, что успех придет к тем счастливчикам, которые научились составлять планы, ставить себе задачи и четко . Однако изучая этот вопрос, большинство начинает путать понятия, в итоге не добиваясь желаемого результата. Чтобы исключить такие моменты, достаточно раз и навсегда понять, чем отличается цель от задачи.

Что такое цель

Достаточно спросить любого знакомого, есть ли у него какая-то , как человек назовет конкретный предмет или событие. Например, молодая девушка хочет сыграть свадьбу, и факт заключения брака становится для нее целью. Или же молодой человек желает приобрести шикарную машину. Он определился с маркой, знает модель, которую хочет, и даже можно назвать цвет будущего авто – он определил для себя цель. Как видно, целью является конечный результат, который получится после выполнения определенных действий. Обычно в цель трансформируются самые яркие мечты, желания человека. Цель может быть материальной или нематериальной, с течением времени может меняться, однако всегда остается результатом какой-либо работы.

Что такое задача

Задачей называется ситуация, вопрос, который нужно решить, чтобы прийти к цели или хотя бы стать к ней немного ближе. Цели и задачи на первый взгляд отличить непросто, однако важно помнить, что задача ассоциируется с проблемой и ее решениями, позволяет выстроить план действий, необходимых для достижения цели. Чтобы успешно планировать свою работу, большие задачи разбиваются на более мелкие, отдельно выносятся сложные вопросы, а простые по возможности выполняются быстрее всего.

В чем основные различия

Как говорилось ранее, чтобы отличить цели от задач, достаточно задать вопрос «что это». Иными словами, если человек чего-то «хочет» – это становится его целью. Если для достижения результата ему нужно выполнить какие-то действия, они становятся его «задачами». Рассмотрим простой пример: Ольга хочет переехать на Кипр, чтобы устроиться на работу и жить у моря. Ее мечтой, целью, является счастливая жизнь на берегу моря, а переезд, оформление документов, поиск работы и накапливание денег – задачи, которые позволяют прийти к цели.
и задач позволяет людям из любой области делать свою работу намного эффективнее, а в жизни помогает найти гармонию и избавиться от ощущения «потерянного времени».

Большие и маленькие цели

Если договориться о том, что – это оформленные мечты, можно вспомнить поговорку «мечтайте о большем». Со временем цели человека меняются в зависимости от его социального положения, знакомств, жизненных обстоятельств.
Однако любую цель, поставленную в любом возрасте, можно отнести к группе «больших» или «маленьких», «краткосрочных» или «долгосрочных». Большая цель может состоять из маленьких, а они, в свою очередь, трансформироваться в задачи.
Правильная и задач позволяет человеку здраво оценить возможность ее достижения, а от этого зависит его настроение, желание работать, совершенствоваться и тратить свое время.

Как ставить цель

Говоря о своих целях, делясь планами с друзьями и близкими, человек должен понимать, что его цели – это его собственные «дети», а значит, разрабатывая задачи и пути выполнения, рассчитывать нужно лишь на себя. Именно поэтому психологи советуют не ставить большие цели, достигнуть которых в одиночку не получится. Правильная постановка целей и задач (ноша по силам) спасет человека от зависимости, ведь если он постоянно просит у кого-то помощь, он перестает быть самостоятельным и в непредвиденной ситуации может прекратить движение к цели, оставшись без поддержки.
Проще прийти к цели, если четко видеть ее. Например, рекомендуется думать не о «какой-то собственной квартире», а о вполне конкретном жилом помещении в новом доме, с двумя комнатами и просторной кухней. Такая конкретизация позволит человеку «записать в мозг» ответ на вопрос «зачем он столько старается», «что получит в результате». Также нужно постараться оградить себя от людей, высмеивающих мечты других. Даже если человеку это не кажется важным, неприятные слова о том, что кажется действительно важным, могут сбить настрой.

Не подглядывать

У каждого человека цели и задачи будут своими, ведь они, как и мечты, зависят от характера, личности и ряда других слагаемых. Именно поэтому человек, который страстно желает найти цель в жизни или в работе, не должен слепо копировать стремления других. Для хорошего спортсмена изнурительные тренировки, сознательный отказ от некоторых удовольствий – маленькие задачи, позволяющие хорошо выполнять большую – тренироваться для достижения лучшего результата.
Если обычный человек, не слишком сильно увлекающийся спортом, внушает себе, что выступление на каком-то турнире может стать его целью, он может добиться отличного результата, но он его, с вероятностью 99%, не удовлетворит. Цели должны быть придуманы конкретным человеком, не навязаны и не «украдены» у других, только в этом случае планирование и решение задач будет приносить удовольствие, а не выматывать.
Другой пример – влюбленные пары, которые через некоторое время ловко заменяют «я» на «мы». Если один из партнеров имеет цель в жизни, второй, еще не определившийся, может «забрать» эту цель себе и начать идти к ней вместе с любимым. Опасность такого варианта заключается в том, что в случае разрыва один из партнеров поймет, что тратил слишком много времени на чужие мечты. Вот почему важно всегда думать своей головой, даже если идея взять чужую цель кажется вполне нормальной.

Существуют ли недостижимые цели

Вопреки расхожему мнению, цели и задачи действительно могут быть настолько сложными, что человек их не достигнет и не выполнит. Чтобы не разочароваться в себе и мире, важно разбивать огромные цели на более мелкие, тщательно оформляя задачи, которые потребуется выполнить на нелегком пути к их достижению.
Говоря о скромных целях и небольших задачах, не нужно стесняться. Молодой человек, который хочет хорошую машину, но пока вынужден приобрести модель скромнее, чтобы в будущем продать ее, добавить деньги и купить «мечту». В данном случае он поступает намного разумнее, чем его приятель, желающий «непременно самый лучший вариант сейчас и сразу». Достаточно верить в себя, постоянно анализировать свои потребности, желания и не сидеть просто так. Постоянно работая в верном направлении, человек обязательно придет к тому, что сделает его жизнь счастливой.

Цель — (филос.), есть представление, которое человек стремится осуществить. В понятие цели входит определенное представление, стремление к его осуществлению и представление о тех средствах, коими цель может быть осуществлена. Понятие цель есть продукт деятельности сознания и воли, субъективная априорная форма волевой мотивации к действию.

То есть сначала у человека появляется желание (), представление о чем-либо. Затем человек выбирает, необходимо ли ему из мечты сделать цель. То есть уже не просто мечтать о чем-либо, а составить план по достижению мечты и, как правило, на бумаге. После того как план составлен, прописываются мелкие шаги (действия), фактически это задачи.
И самое главное после этих трех этапов — начать действовать. То есть постепенно выполнять намеченные шаги (задачи), продвигаясь к цели, реализуя ту самую мечту, о которой когда-то человек думал.

Надеюсь, теперь вам понятна разница между мечтой и целью. Мечта — это простое желание, цель — это уже руководство к действию. Причем данное руководство содержит описанные средства, необходимые для достижения представляемого желания. Для цели обязательно наличие сроков и ресурсов, необходимых для достижения данной цели.
Задачи также содержат в себе сроки и ресурсы. Разница заключается в том, что задача — это единичное действие.

Например: мечта (желание) заработать 100 долларов. Цель — написание цикла статей (срок 2 недели), количество необходимых статей — 15, ресурсы: время 2−4 часа в день, средства на оплату интернета (регистрация на проектах, размещение статей).

Задача № 1: Каждый день в течение 15 дней писать 1 статью (60−120 минут).
Задача № 2. Подобрать темы и материал для каждой статьи (20−40 минут в день, каждый день).
Задача № 3. Отредактировать статьи (10−15 минут в день, каждый день).
Задача № 4. Выложить статьи на сайт (10−15 минут каждый день).

Что важно помнить? Начинать необходимо с основной цели. Основная цель может касаться различных областей (карьера, личная жизнь, создание компании и так далее). Составление цели на бумаге сокращает затрачиваемое время на ее исполнение и позволяет человеку «освободить место в голове для более важных вещей». То есть, чтобы не помнить всех тонкостей, достаточно раз написать их и впоследствии сверяться с намеченным путем. Основная цель является своеобразным маяком для подцелей и задач.

Пример. Появилось желание создать источник дохода. Это желание можно превратить в цель. Основная цель — получение прибыли. Есть разные возможности достижения данной цели. Кто-то выберет основным направлением поиск новой работы, кто-то повышение, кто-то подумает о создании своего дела и так далее. Направление определяется человеком по своему усмотрению, на основании собственных ценностей. Каждый составит свои подцели и задачи.

Далее, цель «Получение прибыли» разбиваем на подцели.
Например: создание бизнеса. Далее разбиваем на еще меньшие подцели.
Регистрация компании, создание продукта (тот, что и будет приносить прибыль).
Для подцели «регистрация компании» составляются следующие подцели, а для «создания продукта» — свои подцели. И так далее.

Когда цели и подцели обозначены, необходимо продумать время на выполнение каждой цели и ресурсы, которые будут нужны.

После появления всех целей можно брать самую нижнюю (с той, которой начнется движение к основной цели). Допустим, наша конечная подцель «регистрации компании» — найти партнеров. Сроки — 1 месяц. Ресурсы — люди (знакомые), финансы — в принципе тут можно обойтись минимальными вложениями, но какая-то сумма все равно необходима, даже на оплату дороги для встреч с разными людьми. Допустим, определяется бюджет в размере 500 долларов США.

Вот у нас появилась в данной группе последняя подцель.
Теперь к этой подцели каждый день составляются задачи. Задача — это решение какого-либо процесса. Фактически это один шаг, одно действие. Именно задачи позволяют увидеть движение к подцелям. Без них мы не видим результативности при анализе действий. Допустим, задача на сегодня — обзвонить трех человек (Александра Петровича, Валентину Игоревну и Елену Николаевну). Договориться о встрече. Срок — сегодня, ресурсы — время (2−3 часа).

Теперь есть и задачи, и подцели, и цели. Когда думаешь о «создании источника дохода», это желание кажется размытым, недоступным, долгим процессом. Когда знаешь, что делать сегодня для достижения той самой мечты, когда определены задачи, тогда легче действовать, легче видеть процесс (что вы движетесь, а не стоите на месте), легче анализировать ситуацию.

Если вы хотите узнать подробнее правила постановки цели — рекомендую статью.
Если вам легче планировать свои цели (задачи, действия) в табличном варианте, рекомендую изучить статью « ».

Успехов в реализации задач, постановке целей и достижении ваших желаний!

Решила задать вам этот провокационный вопрос, для большинства людей он очень трудный. Они вообще не представляют чем цель отличается от плана. В этом как раз и заключается трагедия современного человека, а сетевой маркетинг это еще и усиливает.

Давайте вот прямо сейчас задайте себе этот вопрос, покопайтесь в себе. Если вы это сделаете, то обнаружите, что вы путаете эти понятия. Вы можете назвать цели, а это будет либо мечта, либо план. Попробуйте сами для себя сейчас на листе бумаги написать 2-3 ответа на этот вопрос: «Чем цель отличается от плана?»

Надеюсь, что вы вняли моему совету и написали 2-3 ответа на этот вопрос для себя. Посмотрите на то, что вы написали. Скорее всего ваши ответы сводятся к тому, что цель — это большой план, а план — это такая небольшая цель. Может быть еще такое, что план нам нужен для того, что бы привести нас к цели, что цель это конечная величина. Путь это бесконечность, поэтому цель не может быть концом пути. Есть много неправильных ответов, но только один правильный.

Отрезок пути к нашей цели принципиально неизвестен и не связан с ресурсами!

А вот план наоборот всегда связан с конкретными ресурсами. Ваш план может быть расписан не совсем по шагам, детально, но он всегда с ресурсами, то есть он реалистичен.

Цель же как раз нужно всегда ставить достаточно далеко за зоной известного, не обязательно за зоной комфорта, но чаще всего там. Существенная часть, какая именно рассмотрим чуть позже, цели принципиально неизвестна.

Именно здесь у большинства людей начинается паника. Цель нужно ставить очень конкретно, то есть не то что вы живете в большом красивом доме, а должны четко описать. Например: у меня участок земли в 30 соток или гектаров находится рядом с озером (название), в 30 км от города, на его территории стоит дом 300 квадратных метров, в нем столько то комнат, такая то отделка, стоит обстановка столько-то и т.д. При этом вам абсолютно не понятно где взять на это деньги. Вот тут и есть подвох, потому что если вы знаете где взять на это все деньги, тогда это уже не цель — это план.

Есть еще одно отличие цели от плана. Если вы для себя ставите точку в своем будущем, куда вы хотите попасть, и при этом знаете как к ней пройти, у вас есть для этого ресурсы (время, силы, деньги), то это план. Если не знаете как туда пройти, то это цель.

Как раз здесь у людей начинается паника. Человек подписывается под своей целью, а ресурсов у него на много меньше. Это происходит потому, что мы путаем цель и обязательства, в этом кроется причина боязни работы с целями. Внутри вы воспринимаете цель не как элемент проектирования своего будущего, не внутреннюю опору, которую вы сможете переставлять, но делать это будете реже чем перестановку плана, а воспринимаете как клятву. Из-за этого большинство не работают с целеполаганием.

shuster любопытное описание отличия проблемы от задачи.

Думаю, что в дальнейшем это можно будет использовать в продолжении . Сейчас он начинается с постановки проблемы, которую, кстати, часто путают с констатацией факта. (Одно от другого отличается тем, что при постановке проблемы описывается нерешенное противоречие между желаемым состоянием и действительным, а при констатации факта описывается только одно текущее состояние .)

Вообще-то задача и проблема - это далеко не одно и то же. По смыслу «проблема» - это некое препятствие, затруднение, мешающее нам добиться желаемого. Представьте, что вы идёте по своим делам, и вдруг натыкаетесь на стену поперёк дороги. Стена - это препятствие, проблема, мешающая вам двигаться дальше. Скажите, можно ли «решить стену»? Нет? А почему мы тогда часто говорим «решить проблему?». Сама по себе проблема не имеет решения. Решение может иметь только ЗАДАЧА на устранение (преодоление, избегание) проблемы. А проблемой (стеной) можно, например, любоваться. Можно её (стену) изучать. Можно руками потрогать. Можно языком полизать. Но если мы хотим двигаться дальше, нужно думать не о ПРОБЛЕМЕ, а о ЗАДАЧЕ по ее устранению или преодолению.

Более того, в подавляющем большинстве случаев думать о проблеме - контрпродуктивно. Чем больше мы будем смотреть на стену - тем более массивной, высокой, даже пугающей она будет нам казаться. Конечно, изучать проблему нужно - но не абстрактно, а с конкретной целью - для поисков вариантов решения задачи. То есть не разглядывать стену, а искать способы ее преодоления. Писать диссертации на тему «история и особенности беззакония в РФ» - дело увлекательное, но без дальнейших шагов бесполезное. Нужна чёткая формулировка ЗАДАЧИ и способы ее решения.

Ещё одно очень и очень важное замечание. В связи с одной и той же проблемой могут быть сформулированы самые различные задачи и, соответственно, найдены различные решения. Вот пример всё с той же стеной. Возможные задачи:
1. Как преодолеть стену с наименьшими усилиями (решение - обойти).
2. Как преодолеть стену не отклоняясь от маршрута (решение - перелезть).
3. Как сделать так, чтобы впоследствии эта проблема больше не возникала (решение - разобрать).
4. Как БЫСТРО сделать так, чтобы эта проблема больше не возникала (решение - взорвать). И т.д.

Проблема одна, но задачи и решения могут быть совсем разные. Это приводит нас к неожиданному выводу. Даже в связи с НЕУСТРАНИМОЙ проблемой можно сформулировать задачу, имеющую вполне реализуемое решение. Мы не можем долететь до звёзд - мешает физическая (в рамках сегодняшних теорий) невозможность преодолеть скорость света. Но ведь можно сформулировать другую задачу. Например, как сделать так, чтобы нам было НЕ НУЖНО лететь к этим самым звёздам... Ведь зачем-то нас туда тянет? Может, поискать это поближе? :)

Итак, на этом шаге мы формулируем задачу. Есть общие правила на сей счёт:
1. Формулировка задачи представляет собой задание на устранение, преодоление, уменьшение, избегание проблемы.
2. Проблема и задача должны отличаться.
3. Формулировка задачи должна быть в виде вопроса и оканчиваться вопросительным знаком (?)
4. Формулировка задачи должна начинаться с вопросительного слова (Как? Где? Чем?...)
5. В формулировке задачи должна отсутствовать частица НЕ (ориентация на возможности, проактивное мышление: вместо того, чтобы думать, как НЕ быть бедным, полезнее искать способ стать богатым)
6. По возможности (если это не является самоочевидным) должен присутствовать субъект задачи. (чья эта задача)
7. По возможности должен быть определён временной интервал решения (когда это нужно)
8. Формулировка задачи не должна содержать решения.
9. Формулировка задачи не должна содержать общих фраз (Что делать? Как достичь цели?...)
10. Ожидаемый результат должен быть осязаемым и/или измеримым.
11. В группе не должно быть разночтений в формулировке.