Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » О жертве, жертвенности и ее пределах. Вот что я поняла о бескорыстной любви, смерти и горе, потеряв маму

О жертве, жертвенности и ее пределах. Вот что я поняла о бескорыстной любви, смерти и горе, потеряв маму

Прошло уже четыре года, как мама умерла от рака, и ни прошло ни дня, чтобы я не думала о ней. Я все еще помню дни ее болезни. Видеть свою сильную маму в таком уязвимом состоянии - просто ужасно. Я хотела ее защитить; хотела ее спасти. В свои последние дни мама сохраняла силу духа и ухаживала за собой. А я ничего другого от нее и не ожидала. Она была самым сильным человеком из всех, кого я только знала.

Когда мама умерла, я просто оцепенела. Я продолжала жить обычной жизнью, но не могла полностью смириться с тем, что ее нет. Как будто бы я жила, но мой разум и сердце решили отдохнуть от эмоций и переживаний. По сей день я все еще не знаю, могу ли утверждать, что приняла факт ее смерти. Однако я поняла, что, возможно, так должно быть. Возможно, я не должна на самом деле считать, что ее нет.

У горя нет срока. Каждый из нас переживает утрату по-своему. И справляемся со смертью близких мы по-своему. Если это вас утешит, то та пустота, которая образовалась в душе, не просто так там образовалась. Ее можно заполнить любовью и воспоминаниями о том, кого вы потеряли.

И если эти несколько лет меня чему и научили, так это тому, что смерть исправить нельзя и что любовь сильнее смерти. Мы сами выбираем, любить ли нам тех, кого давно нет с нами, оставлять ли их в нашей жизни.


Вот 7 успокаивающих уроков, которые я извлекла из жизни, потеряв маму:

1. Бескорыстная любовь сильнее смерти

Нельзя спасти людей, можно лишь любить их. Мама с первых дней научила меня бескорыстной любви. Она защищала меня, а я, узнав о ее страшном диагнозе, не могла защитить ее.

Она болела и была слаба, она медленно покидала нас. Вскоре ей предстояло уйти в другой мир, оставить семью. Сильная и любящая мама теперь была прикована к больничной койке. Она продолжала улыбаться мне сквозь боль и страх.

И хоть я не могла спасти ее, она уже спасла меня. Она показала, что такое бескорыстная любовь. И что любовь - это все, что нам на самом деле нужно в жизни.

2. Смерть - это лишь “до свидания”, а не “прощай”

Когда умирает близкий вам человек, то отношения с ним уже никогда не изменятся. Они никогда не умрут, а всегда будут жить в вашем сердце, в ваших поступках, мыслях, в ценностях и в вашей памяти.

Я - дочь самой доброй, замечательной и удивительной мамы, какую только может себе пожелать человек, и навсегда ею останусь. Мама преподала мне самый дорогой урок: смерть может закончить жизнь, но не в состоянии оборвать отношения.

Хоть она физически не рядом со мной, я знаю, что она всегда есть и будет моей красивой мамочкой. Те, кто нас любит, никогда нас не оставляют.

3. Смерть - это не конец

Иногда наше время в этом мире отмерено очень скупо. Это время очень ценно, и когда оно неожиданно заканчивается раньше, чем мы ожидали, приходится верить, что впереди ждет что-то особенное. Это не конец. Это лишь закончилась одна глава из многих последующих.

Моя самая большая надежда и утешение берут начало от моей веры в то, что мир уготовил моей маме что-то еще более замечательное. Она оставила свой след в этом мире, и пришло ей время отправиться куда-то еще и там сыграть свою роль. Теперь она в другом мире, где может творить свою магию по-другому.

4. Когда кто-то из любимых умирает, нужно продолжать жить

Мама научила меня, что, хоть она больше не рядом со мной, я должна продолжать жить. Она сказала мне: “Не горюй долго обо мне. У меня было двое прекрасных детей, замечательный муж и работа, которой я отдала всю себя. Поэтому, пожалуйста, чувствуй гордость, а не печаль”.

Она сказала, что желает мне свершать великие дела, оставить свой след в этом мире. Она хотела уйти, зная, что мои папа, сестра и я сама будем дальше счастливы и продолжим жить.

Поэтому я буду продолжать жить на полную катушку, даже несмотря на разбитое сердце. Ведь так хотела моя мама. Ей было легче уйти, зная, что я буду счастлива.

5. Быть благодарными за возможность любить

Нельзя избавить людей от смерти, но можно любить их, пока они здесь. Смерть учит нас, что любовь - лучший способ оценить и отблагодарить человека за то, что он есть в этом мире.

Когда кто-то из наших любимых уходит из жизни, мы понимаем и ценим дар - просто любить этого человека. И даже когда немые слезы подкатывают к горлу, когда понимаете, что рак остановить не в ваших силах, что вы не в силах продлить биение любимого сердца, нужно помнить, какой большой удачей было встретить этого человека на своем пути. Нужно осознать, сколь благодарны вы за возможность любить этого человека.

6. Быть рядом до самого конца

Лягте рядом с ними в кровать в больничной палате и возьмите за руку. Останьтесь рядом до самого конца. Держите руку и не отпускайте. Попрощайтесь, но лишь на время.

Даже когда они начинают потихоньку отдаляться, вы все еще чувствуете глубокое взаимопонимание и любовь, глядя прямо в глаза. И когда вы говорите, что будете всегда их любить, и рука выпадает из вашей, вы осознаете, сколько прекрасна любовь.

7. Смерть временна, любовь - вечна

Вы никогда, никогда, никогда не будете одиноки. Любовь - это навсегда. В нашем сердце есть отдельное место для каждого, кого мы любим. И они с нами там, куда бы мы ни пошли. В этом и есть сила любви. Именно так она превосходит смерть.


Надеюсь, однажды вы смиритесь со смертью любимого человека и сможете оглянуться и посмотреть на его жизнь с гордостью и любовью, а не с горем и безнадежностью. А до тех пор поищите успокоения в своем сердце, которое понимает, что любовь выигрывает любые битвы в борьбе против смерти. Каждую из них.

Спасибо тебе, мама. Я люблю тебя и горжусь, что я твоя дочь!

Можно считать сигналы, посылаемые из загробного мира живым, детскими сказками или плодом больной фантазии, но даже серьезные ученые давно уже перестали быть столь категоричными. И у них имеются все основания для сомнений, ведь множество исследований говорят о том, что физическая смерть человека не является концом его разумного существования.

Этот факт доказан в результате экспериментов, проводимых с пациентами кардиологических клиник. Также имеется немало подтверждений того, что души умерших людей иногда совершают визиты в мир живых.

Что же заставляет жителей потусторонних сфер покидать свою новую обитель и возвращаться на бренную землю? Причины могут быть разными. Специалисты, изучающие подобные явления, утверждают, что самыми распространенными являются следующие:

  1. Тело покойного так и не было захоронено должным образом, поэтому душа испытывает беспокойство.
  2. Человек имеет множество грехов, и его дух мечется между двумя мирами в муках, что является для него своего рода наказанием.
  3. На землю покойного тянет ненависть и неудовлетворенное желание мести.
  4. Душа умершего приходит в бренный мир, влекомая любовью к живым близким и переживаниями за них.

Последняя причина, пожалуй, является самой распространенной. И примеров, когда люди избегали самого страшного, благодаря вмешательству временно вернувшихся с того света близких, достаточно много. Особенно часто на помощь своим детям приходят умершие матери. Истории, приведенные ниже, потрясают. Мало кто останется равнодушным, прочитав их.

Колодец

Этот случай описал в своей книге «Невидимые помощники» английский теософ Ледбитер. История произошла с вдовцом, только что потерявшим супругу, и его детьми. Осиротевшая семья приехала в деревню к другу отца, чтобы немного отвлечься и развеяться после похорон.

Взрослые общались, а малыши отправились играть в подвальное помещение, напоминающее лабиринты. Однажды ребята поднялись наверх в необычном настроении. Они выглядели притихшими и странно задумчивыми. В результате расспросов выяснилось, что в подземных коридорах они встретили… свою маму. Которая велела им остановиться и вернуться, а затем исчезла. Малыши послушались.

А позже взрослые, исследовав подземелье, обнаружили в нем глубокий колодец как раз рядом с тем местом, где, по словам ребят, произошла встреча. Если бы не призрак матери, дети неминуемо свалились в него и погибли.

Видение медсестре

Следующая удивительная история произошла с женщиной по фамилии Оберн в 1950 году. Она работала медсестрой и однажды оказалась в эпицентре событий, затрагивающих два мира: физический и Тонкий.

Был зимний вечер, и миссис Оберн сидела с детьми. В уютной комнате горела керосиновая лампа, ребята сладко спали в своих кроватках, а женщина дожидалась супруга, задержавшегося на службе. Внезапно раздался стук в дверь. Впрочем, хозяйка не особо удивилась столь позднему визитеру - ведь она была единственной медсестрой на всю округу, и мало ли кому могла понадобиться срочная помощь…

Она открыла дверь и увидела женщину. Та назвалась Мадре и стала умолять помочь ее дочери Игнасии, у которой начались роды. Конечно же, медсестра согласилась. Она наспех собралась, разбудила и предупредила о своем уходе детей и поспешила на помощь. Следуя за незнакомкой, женщина немного удивилась, как легко и быстро та перепрыгивает через сугробы - словно пролетает над ними. Но особо задумываться над этой странностью было некогда, все мысли крутились вокруг рожающей девушки.

Добравшись до места назначения, миссис Оберн действительно обнаружила в доме молодую женщину, которая уже пребывала в родах. Медсестра оказала ей помощь, и все прошло благополучно. На свет появился здоровый мальчик. А когда довольная миссис Оберн обернулась к новоиспеченной бабушке, чтобы показать ей малыша, она никого не увидела. Незнакомка словно растворилась в воздухе.

Муж роженицы вернулся домой лишь утром. Он был счастлив, узнав, что стал отцом, и безмерно удивлен фактом появления в их жилище медсестры Оберн. А когда та сообщила, что ее позвала мать девушки, мужчина совсем растерялся. Ведь Мадре умерла 19 лет назад - когда рожала Игнасию… Получается, что мать вернулась с того света, чтобы уберечь горячо любимую дочь от той судьбы, которая была уготована ей самой.

Приступы удушья

Маргарет Купер росла очень слабым и болезненным ребенком, а перенесенный полиомиелит и вовсе подорвал здоровье девочки. Ее стали преследовать постоянные приступы удушья, каждый из которых нес угрозу жизни. Врачи разводили руками: ни причин такого отклонения, ни способов лечения они назвать не могли.

Родителям Маргарет оставалось только внимательно следить за состоянием дочери и вовремя оказывать ей помощь. Особенно много заботы по отношению к своей кровинке проявляла мать. Она буквально не отходила от нее, словно чувствуя, что скоро им придется расстаться.

Так случилось, что миссис Купер тоже тяжело заболела. И буквально за день до смерти она пообещала Маргарет, что будет и дальше заботиться о ней. А через неделю после похорон приступы удушья у девушки резко прекратились, и она со временем даже забыла о них.

Прошло много лет. И вот - очередной приступ. Да такой сильный, что Маргарет забирают в реанимацию. Все обошлось, женщину спасли, но приступы удушья снова вошли в ее жизнь и случались примерно каждые полгода.

Однажды ночью Маргарет разбудил голос… матери. Открыв глаза, она действительно увидела свою маму, склонившуюся над постелью и умоляющую дочку проснуться. Миссис Купер говорила Маргарет, что та умирает - начался приступ и нужно поскорее сесть на постели и хорошо продышаться.

Больную сначала охватила паника, она не могла сделать и вдоха. Но затем все получилось, приступ прекратился. И только после этого мать позволила себе уйти. Ее образ быстро растворился в воздухе - дочь едва успела поблагодарить родного человечка за спасенную жизнь.

Бассейн

Следующая история рассказывает о помощи, которая пришла внуку от любимой бабушки. В центре странных событий оказался 38-летний Дэвид, пришедший с сыном в бассейн. Мальчик умел плавать хорошо, а его папа - не очень. Но, тем не менее, когда Дэвид увидел, что парнишка отплыл практически на другой край бассейна, он решил на всякий случай последовать за ним. Мужчина успокаивал себя тем, что глубина не такая уж и большая, поэтому он сможет подпрыгнуть и над водой - благо, рост позволяет.

Но все произошло иначе. Дэвид не удержался на скользком полу бассейна и упал на дно. Подняться у него не получалось, мужчина стал паниковать и понимать, что он вот-вот утонет. Но внезапно что-то светлое явилось ему. Приглядевшись, Дэвид увидел любимую бабушку, умершую много лет назад. Она стала выталкивать его на поверхность, а спустя несколько секунд мужчина понял, что его сын тоже пытается вытащить отца.

Извлеченный из воды горемыка потерял сознание. Позже он рассказывал, что видел себя - лежащим возле бассейна, и людей, реанимировавших бездыханное тело. К счастью, Дэвида удалось спасти, и он до сих пор уверен, что помог ему ангел-хранитель, явившийся в образе горячо любимой бабушки.

Все эти случаи свидетельствуют о том, что любовь иногда оказывается сильнее смерти, а особенно если речь идет о материнской любви - самом сильном, самом святом и абсолютном чувстве, которое только может испытывать человек. Даже граница между физическим и загробным мирами не способна остановить сигналы, которые посылает с того света душа, стремящаяся спасти родного человека.

Специалисты в сфере эзотерики утверждают, что умершие матери продолжают следить за своими детьми, переживать о них и заботиться, как это было при жизни. Поэтому можно считать, что каждый человек, потерявший маму, обрел настоящего ангела-хранителя, который каждую минуту рядом и сделает все возможное, чтобы отвести беду.

Please enable JavaScript to view the

Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды (по рассказу И.А. Куприна «Гранатовый браслет»)
Порой мы так далеки от реальности в наших мечтах, что очередное возвращение к действительности приносит нам боль и разочарование. И мы бежим от малейших неприятностей жизни, от ее холодности и бесчувствия. В своих розовых снах мы видим светлое будущее, в грезах – снова пытаемся построить хрустальные замки на безоблачном небе. Но есть в нашей жизни чувство, настолько близкое нашим мечтам, что почти соприкасается с ними. Это любовь. С ним мы ощущаем себя защищенными от превратностей судьбы. Уже с детства в сознании каждого закладываются основы любви и привязанности. И каждый человек пронесет их через всю жизнь, разделив с окружающим миром, тем самым сделав его шире и светлее. тем самым сделав его шире и светлее. Но иногда кажется, что люди все больше приземляют собственные интересы, и даже чувства становятся жертвами такого приземления. Они черствеют, превращаются в лед, мельчают. Счастливую и искреннюю любовь приходится переживать, увы, не каждому. И даже она имеет свои взлеты и падения. А некоторые и вовсе задаются вопросом: Существует ли она на свете. И все таки, так хочется верить, что это волшебное чувство, во имя которого ради любимого человека можно пожертвовать самым ценным -даже собственной жизнью. Именно о такой, бескорыстной и всепрощающей любви, пишет Куприн в своем рассказе «Гранатовый браслет».
Первые страницы рассказа посвящены описанию природы. Будто на их чудодейственном светлом фоне происходят все события, сбывается прекрасная сказка любви. Холодноватый осенний пейзаж увядающей природы схож по своей сути с настроением Веры Николаевны Шеины. По нему мы предугадываем ее спокойный, неприступный характер. Ничто ее не привлекает в этой жизни, возможно, поэтому яркость ее бытия порабощена обыденностью и серостью. Даже при разговоре с сестрой Анной, в котором последняя восхищается красотой моря, она отвечает, что сначала красота эта ее тоже волнует, а затем «начинает давить своей плоской пустотой...». Вера не могла проникнуться чувством прекрасного к окружающему миру. Она не была от природы романтиком. И, увидев что – то из ряда вон выходящее, какую – то особенность, старалась (пусть непроизвольно) приземлить ее, сопоставить с окружающим миром. Ее жизнь текла медленно, размеренно, тихо, и, казалось бы, удовлетворяла жизненным принципам, не выходя за их рамки. Вера вышла замуж за князя, да, но такого же примерного, тихого человека, какой была сама. Просто пришло время, хотя о горячей, страстной любви не было и речи. И вот Вера Николаевна получает от Желткова браслет, блеск гранатов которого повергает ее в ужас, мозг сразу же пронзает мысль «точно кровь», и вот уже ясное чувство о предстоящем несчастье тяготит ее, и на этот раз оно вовсе не пустое. С этого момента ее спокойствие разрушено. Вместе с браслетом получив письмо, в котором Желтков признается ей в любви, все нарастающему волнению нет предела. Вера посчитала Желткова «несчастным», она не смогла понять всего трагизма этой любви. Несколько противоречивым оказалось выражение «счастливый несчастный человек». Ведь в своем чувстве к Вере Желтков испытал счастье. Он оборвал жизнь по приказу Тугановского, благословив тем самым любимую женщину. Уходя навсегда, он думал, что путь Веры станет свободным, е жизнь наладится и пойдет по – старому. Но дороги назад нет. Прощание с телом Желткова было кульминационным моментом ее жизни. В этот момент сила любви достигла максимального значения, стала равна смерти. Восемь лет плохой, беззаветной любви, ничего не требующей взамен, восемь лет преданности милому идеалу, самоотверженности от собственных принципов. За один короткий миг счастья пожертвовать всем накопленным за такой большой срок – это под силу не каждому. Но любовь Желткова к Вере не подчинялась никаким образцам, она была выше их. И даже если конец ее оказался трагичным, прощение Желткова было вознаграждено. Хрустальный дворец, в котором жила Вера, разбился, пропустив много света, тепла, искренности в жизнь. Сливаясь в финале с музыкой Бетховена, она сливается и с любовью Желткова, и с вечной памятью о нем.
Так хотелось бы, чтобы в нашу однообразную жизнь проникла эта сказка о всепрощающей и сильной любви, созданная И. А. Куприным. Так хотелось бы, чтобы никогда жестокая реальность не смогла победить наши искренние чувства, нашу любовь. Мы должны приумножать ее, гордиться ей. Любви, истинной любви, необходимо учиться усердно, как самой кропотливой науке. Однако любовь не приходит, если ждешь ее появления каждую минуту, и в тоже время, не разгорается из ничего, но и потушить сильную, настоящую любовь невозможно. Она, разная во всех проявлениях, не образец жизненных традиций, а, скорее, исключение из правил. И все же любовь нужна человеку для очищения, для приобретения смысла жизни. Человек любящий способен на жертву ради спокойствия и счастья любимого человека. И при этом он счастлив. Мы должны превносить в любовь все самое лучшее, что чувствуем, чем гордимся. И тогда яркое солнце обязательно осветит ее, и даже самая обычная любовь станет священной, сливаясь в одно целое с вечностью. Навсегда…

И спросил король у сэра Уррия, как он себя чувствует.

Ах, мой добрый и достославный господин, я никогда не чувствовал себя столь полным сил.

Тогда, быть может, вы захотите выступить на турнире и показать свое воинское искусство? - спросил король Артур.

Сэр, если бы у меня было все потребное для боя, я не много времени потратил бы на сборы.

Тогда король Артур выделил одну сотню рыцарей выступать против другой сотни, и наутро состоялся у них турнир, и в награду победителю был назначен драгоценный алмаз. Но ни один из грозных рыцарей не выступал на том турнире, и, говоря коротко, в тот раз изо всех отличились сэр Уррий и сэр Лавейн, ибо и тот и другой сокрушили в тот день по тридцать рыцарей.

После того, с согласия всех королей и лордов, сэр Уррий и сэр Лавейн были приняты в рыцари Круглого Стола. И сэр Лавейн полюбил прекрасную даму Филелоли, сестру сэра Уррия; и вскоре они обвенчались с великим веселием, а король Артур пожаловал обоим рыцарям большие баронские владения.

И сэр Уррий не пожелал ни за что покинуть сэра Ланселота, и они вдвоем с сэром Лавейном служили ему всю жизнь. Всеми при дворе они оба почитались как добрые рыцари и желанные товарищи по оружию. Они свершили немало славных воинских подвигов, ибо они без устали сражались и искали случаев отличиться. Так они прожили при Артуровом дворе с честию и веселием долгие годы.

Но день за днем и ночь за ночью сэр Агравейн, брат сэра Гавейна, следил за королевой Гвиневерой и сэром Ланселотом, желая обречь их обоих позору и поруганию.

Здесь я оставляю эту повесть и пропускаю большие книги о сэре Ланселоте и о том, какие славные подвиги он свершил в те дни, когда он носил прозвище Рыцарь Телеги. Ибо, как рассказывает Французская Книга, сэр Ланселот, желая досадить тем рыцарям и дамам, которые укоряли его тем, что он ехал на телеге, словно бы его везли на виселицу, - желая досадить всем им, сэр Ланселот целый год потом разъезжал на телеге; за целый год, после того как он убил, защищая честь королевы, сэра Мелеганта, он ни разу не сел на коня. Но в этот год, как повествует Французская Книга, он провел более сорока поединков.

Оттого же, что я упустил самую суть рассказа о Рыцаре Телеги, я здесь оставляю повествование о сэре Ланселоте и приступаю к Смерти Артура, которую причинил сэр Агравейн. Далее на оборотной стороне следует «плачевнейшая повесть о смерти Артура Бескорыстного», написанная кавалером сэром Томасом Мэлори, рыцарем. Иисусе, поддержи его Своей милостью! Аминь!

Книга восьмая

Плачевная повесть о смерти Артура Бескорыстного

В мае, когда каждое сердце наливается соками и расцветает (ибо это время года ласкает взгляд и приятно для чувств, потому мужчины и женщины радостно приветствуют приход лета с его новыми цветами, тогда как зима с ее суровыми ветрами и стужами заставляет веселых мужчин и женщин прятаться по домам и сидеть у очагов), в тот год в месяце мае случилось великое несчастие и раздор, которые продолжались до тех пор, пока лучший цвет рыцарства не был погублен и уничтожен.

И всему этому виною были два злосчастных рыцаря, сэр Агравейн и сэр Мордред, которые приходились родными братьями сэру Гавейну. Ибо эти рыцари - сэр Агравейн и сэр Мордред - издавна питали тайную ненависть к королеве Гвиневере и к сэру Ланселоту, и они денно и нощно следили за сэром Ланселотом. И однажды случилось, на беду, как раз когда сэр Гавейн и все его братья были в покоях короля Артура, что сэр Агравейн сказал открыто, не таясь, но во всеуслышание, так:

Дивлюсь я, как это нам всем не стыдно видеть и знать, что сэр Ланселот всякий раз и всякую ночь возлежит с королевой? Все мы про это знаем, и стыд нам и позор терпеть, чтобы столь славный король, как наш король Артур, подвергался такому бесчестию.

Тут ответил ему сэр Гавейн и сказал так:

Брат мой сэр Агравейн, прошу вас и требую, не говорите больше при мне такое, ибо я не заодно с вами.

Да поможет нам Бог, - сказали сэр Гахерис и сэр Гарет, - и мы тоже не желаем слышать такие речи.

Зато я заодно с вами! - сказал сэр Мордред.

Уж этому-то я верю, - сказал сэр Гавейн, - ибо вы, сэр, всегда готовы на любое недоброе дело. Послушали бы вы меня и не затевали ничего, ибо мне хорошо известно, - сказал сэр Гавейн, - чем все это кончится.

Пусть кончится, как кончится, - отвечал сэр Агравейн, - я все открою королю!

Мой совет, не делайте этого, - сказал сэр Гавейн, - ведь если из этого получится вражда и раздор между сэром Ланселотом и нами, знайте, брат мой, что многие короли и владетельные бароны примут сторону сэра Ланселота. И еще, брат мой сэр Агравейн, - сказал сэр Гавейн, - вам должно помнить, сколько раз сэр Ланселот спасал короля и королеву; и из нас лучшие уже давно полегли бы хладными трупами, когда бы сэр Ланселот не выказал себя многократно первым среди всех рыцарей. И что до меня, - молвил сэр Гавейн, - то я никогда не выступлю против сэра Ланселота уже за то одно, что он избавил меня от короля Карадоса из Башни Слез, убив его и тем спасши мне жизнь. И подобным же образом, братья мои сэр Агравейн и сэр Мордред, сэр Ланселот и вас избавил, и с вами еще шестьдесят два рыцаря, из заточения у сэра Тарквина. И потому, братья, мне думается, что такие благородные и добрые дела нельзя забывать.

Как вам угодно, - отвечал сэр Агравейн, - а я больше этого скрывать не намерен.

И как раз при этих его словах вошел король Артур.

Прошу вас, брат, - сказал сэр Гавейн, - умерьте вашу злобу.

Ни за что! - сказали сэр Агравейн и сэр Мордред.

Значит, вы решились? - молвил сэр Гавейн. - Тогда да хранит вас Бог, ибо я не желаю об этом ни знать, ни слышать.

И я тоже, - сказал сэр Гахерис.

Ни я, - сказал сэр Гарет, - ибо я никогда не скажу худого слова о том, кто посвятил меня в рыцари.

И с тем они трое удалились, предаваясь глубокой печали.

Увы! - говорили сэр Гавейн и сэр Гарет, - погибло, уничтожено все это королевство, и благородное братство рыцарей Круглого Стола будет рассеяно.

И с тем они удалились, а король Артур стал спрашивать, о чем у них велась речь.

Мой государь, - отвечал сэр Агравейн, - я вам все скажу, ибо долее скрывать это я не в силах. Я и брат мой сэр Мордред пошли против брата нашего сэра Гавейна, сэра Гахериса и против сэра Гарета, а дело, в котором мы не согласны, коротко говоря, вот в чем: все мы знаем, что сэр Ланселот обнимает вашу королеву, и притом уж давно, и мы, как сыновья сестры вашей, не можем этого более терпеть. И все мы знаем, что вы выше сэра Ланселота, ибо вы - король и вы посвятили его в рыцари, и потому мы утверждаем, что он изменник.

Если это все так, - сказал король, - то, уж конечно, он и есть изменник. Но я не намерен засевать такое дело без ясных доказательств, ибо сэр Ланселот - рыцарь бесстрашный, и все знают, что он лучший рыцарь изо всех нас, и если только он не будет схвачен с поличным, он захочет биться с тем, кто заводит о нем такие речи, а я не знаю рыцаря, которому под силу было бы сразиться с сэром Ланселотом. И потому, если то, что говорите вы, - правда, пусть он будет схвачен с поличным.

Ибо, как говорит Французская Книга, королю очень не по сердцу были все эти разговоры против сэра Ланселота и королевы; ибо король и сам обо всем догадывался, но слышать об этом не желал, ибо сэр Ланселот так много сделал для него и для королевы, что король его очень любил.

Господин мой, - сказал сэр Агравейн, - поезжайте завтра на охоту, и вы увидите, что сэр Ланселот не поедет с вами. А ближе к ночи вам надо будет послать к королеве с известием, что вы не вернетесь ночевать и чтобы вам прислали ваших поваров. И, жизнью готов поручиться, в эту же ночь мы застанем его с королевой и доставим его вам, живого или мертвого.

Ирина Полякова
Наталья Крицкая

Ирина Викторовна ПОЛЯКОВА (1967), Наталья Валерьевна КРИЦКАЯ (1971) - учителя русского языка и литературы СОШ № 32 г. Астрахани.

“Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды...”

Тема любви в творчестве А.И. Куприна.По рассказу «Гранатовый браслет»

Цели. Расширить и углубить представление учащихся об А.И. Куприне - мастере художественного слова, передавшем в слове силу редчайшего дара высокой любви, величие пережитого простым человеком; показать, как писатель изображает процесс пробуждения человека; помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души, задуматься о себе; формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства - литературу, музыку.

Любовь всесильна: нет на земле ни горя - выше кары её,
ни счастья - выше наслаждения служить ей.

В.Шекспир

Ход урока

I. Вступление

Под звуки музыки Георгия Свиридова учитель читает наизусть сонет (130-й) Вильяма Шекспира.

Её глаза на звёзды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И чёрной проволокой вьётся прядь.

С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щёк.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдёшь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.

И всё ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.

Учитель. Эти слова о любви принадлежат великому Шекспиру. А вот как об этом чувстве размышляет Всеволод Рождественский.

Любовь, любовь - загадочное слово,
Кто мог бы до конца его понять?
Всегда во всём старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката
Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье
О том, что всех нас неизбежно ждёт?
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?

Любовь - одно из самых возвышенных, благородных и прекрасных человеческих чувств. Настоящая любовь всегда бескорыстна и самоотверженна. “Любить, - писал Л.Н. Толстой, - значит жить жизнью того, кого любишь”. А Аристотель говорил по этому поводу так: “Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо”.

Именно такая удивительная по красоте и силе любовь изображена в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

II. Беседа по содержанию рассказа

О чём произведение Куприна? Почему оно называется «Гранатовый браслет»?

(В рассказе «Гранатовый браслет» воспевается бескорыстное святое чувство “маленького человека”, телеграфиста Желткова, к княгине Вере Николаевне Шеиной. Рассказ назван так потому, что с этим украшением связаны главные события. Да и гранаты в браслете с их дрожащими внутри “кровавыми огнями” - символ любви и трагедии в судьбе героя.)

Рассказ, состоящий из тринадцати глав, начинается с пейзажной зарисовки. Прочитайте её. Как вы думаете, почему повесть открывается пейзажем?

(Первая глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий. При чтении пейзажа возникает ощущение увядающего мира. Описание природы напоминает о быстротечности жизни. Жизнь идёт: лето сменяется осенью, молодость - старостью, и самые красивые цветы обречены на увядание и смерть. Сродни природе холодное, благоразумное существование героини рассказа - княгини Веры Николаевны Шеиной, жены предводителя дворянства.)

Прочитайте описание осеннего сада (вторая глава). Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Какую цель преследовал автор?

Что же можно сказать о её душе? Не страдает ли она от “сердечной недостаточности”?

(Нельзя сказать, что княгиня бессердечна. Она любит детей сестры, хочет иметь своих… К мужу относится как к другу - “прежняя страстная любовь давно ушла”; спасает его от полного разорения.)

Чтобы глубже понять Веру Николаевну, надо знать окружение княгини. Именно поэтому Куприн подробно описывает её родственников.

Какими изобразил Куприн гостей Веры Николаевны?

(Учащиеся отыскивают в тексте “характеристики” гостей: и “толстого, безобразно огромного” профессора Свешникова; и с “гнилыми зубами на лице черепа” мужа Анны, глупого человека, который “ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении”; и штабного полковника Пономарёва, “преждевременно состарившегося, худого, желчного человека, измождённого непосильной канцелярской работой”.)

Кто из гостей изображён с симпатией? Почему?

(Это генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Он производит приятное впечатление человека простого, но благородного, а главное - мудрого. Его Куприн наделил “русскими, мужицкими чертами”: “добродушно-весёлым взглядом на жизнь”, “бесхитростной, наивной верой”… Именно ему принадлежит убийственная характеристика современного ему общества, в котором обмельчали, опошлели интересы, а люди разучились любить. Аносов говорит: “Любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью”. Так начата в рассказе тема настоящей любви, любви, для которой “совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения - вовсе не труд, а одна радость”.)

Что же “счастливо-чудесное” произошло в день именин княгини Веры?

(Вере преподносят подарок и письмо от Желткова.)

Остановимся на письме Желткова Вере. Прочитаем его. Какую характеристику мы можем дать его автору? Как же относиться к Желткову? Сочувствовать, жалеть, восхищаться или презирать, как слабого духом человека?

(Мы можем относиться к герою как угодно, и хорошо, если в жизни каждого из нас не произойдёт подобной трагедии, но нам важно определить авторскую позицию, выявить отношение самого автора к своему герою.)

Обратимся к эпизоду посещения Желткова мужем и братом княгини Веры Николаевны. Каким нам представляет Куприн своего героя? Как ведут себя участники сцены? Кто одерживает в этом противостоянии нравственную победу? Почему?

(Желтков. За его нервозностью, смятением кроется огромное чувство, убить которое может только смерть. Тугановскому не дано ни понять, ни самому испытать такие чувства. Даже князь Шеин произнёс слова, говорящие о чуткости и благородстве души Желткова: “…Разве виноват он в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования… Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души…”)

Найдите в словах автора, рисующего поведение Желткова, свидетельства того, что его поступками движет то самое огромное чувство, которое способно сделать человека или безмерно счастливым, или трагически несчастным. Какое у вас впечатление от последнего письма Желткова?

(Письмо прекрасно, как стихи, убеждает нас в искренности и силе его чувства. Для Желткова любить Веру даже без взаимности - “громадное счастье”. Он благодарен ей за то, что она восемь лет была для него “единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью”. Прощаясь с ней, он пишет: “Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое»”.)

III. Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил…»

Чем стихотворение Пушкина созвучно рассказу Куприна?

(В обоих произведениях выражены и преклонение перед любимой, и благоговение, и самопожертвование, и боль страдающего сердца.)

Можно ли назвать чувство Желткова к Вере Николаевне сумасшествием? (“Что это: любовь или сумасшествие?”.)

(Князь Шеин: “Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим”.)

Но почему Желтков кончает жизнь самоубийством?

(Желтков любит по-настоящему, любовью страстной, бескорыстной. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее “маленького человека”. Он любит, и уже поэтому счастлив. Поэтому смерть не страшит героя.)

Переломным моментом для Веры становится прощание с умершим Желтковым, их единственное свидание. Обратимся к этому эпизоду и прочитаем его со слов: “В комнате пахло ладаном…”

Что испытывает Вера Николаевна, всматриваясь в лицо того, кто ушёл из жизни из-за неё?

(Глядя на его лицо, Вера вспоминает то же умиротворенное выражение на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона.)

Случайна ли эта деталь? Каким предстаёт перед нами Желтков?

(Желтков велик своим страданием, своей любовью. Это поняла и Вера Николаевна, вспомнив слова генерала Амосова: “Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины”.)

Отметим: история, положенная в основу этого рассказа, во многом реальна. Прототипом княгини Шеиной стала Л.И. Любимова, которой влюблённый в неё человек несколько лет писал анонимные письма. У него не было никаких надежд, он понимал: между ним, “маленьким человеком”, и ею - непреодолимая пропасть.

Терпение аристократической родни Людмилы Ивановны иссякло, когда влюблённый осмелился прислать ей в подарок гранатовый браслет. Возмущённые муж и брат княгини разыскали анонима, состоялся решительный разговор. В итоге подарок был возвращён, а Жёлтый (фамилия влюблённого) поклялся более не писать. Тем всё и завершилось.

Почему Куприн по-иному осмыслил “курьёзный случай” и ввёл в свой рассказ трагический финал?

(Трагический финал производит большое впечатление, придаёт необычайную силу и весомость чувству Желткова.)

Как вы думаете, какой момент рассказа является кульминационным?

(Эпизод с пианисткой: “…Взволнованная тем, что она видела и слышала, Вера кинулась к ней и, целуя её большие прекрасные руки, закричала…”)

Величие пережитого простым человеком постигается под звуки бетховенской сонаты № 2, как бы донёсшей его потрясения, боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души Веры всё суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.

(Звучит соната № 2 Бетховена.)

Почему Желтков “заставляет” Веру Николаевну слушать именно это бетховенское произведение? Почему слова, которые слагались в её уме, оказались столь созвучны настроению, выраженному в бетховенской музыке?

(Слова как бы исходят от Желткова. Они действительно совпадают с музыкой, действительно “это были как будто куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое»”.)

Княгиня Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим свою душу и жизнь ей. Как вы думаете, возникло ли ответное чувство любви в душе Веры?

(Ответное чувство состоялось, пусть на одно мгновение, но навеки пробудив в ней жажду прекрасного, поклонение духовной гармонии.)

В чём, по-вашему, состоит сила любви?

(В преображении души.)

Итак, несчастный Желтков отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживают не только сочувствия, но и преклонения.

Почему Куприн, ставя на такую высоту своего героя, знакомит нас с ним лишь в десятой главе? Отличаются ли первые главы от последних по стилю?

(Язык начальных глав нетороплив, спокоен, в них больше описаний, нет надрыва, больше обыденности.)

Давайте найдём не только стилевое, но и смысловое противопоставление двух частей рассказа.

(Лирический пейзаж, праздничный вечер противопоставлены “заплёванной лестнице дома, в котором живёт Желтков, убогой обстановке его комнаты, похожей на кают-компанию грузового парохода”.)

Средством противопоставления героев являются и фамилии: незначительная и даже какая-то приниженная “Желтков” и преувеличенно громкая, тройная “Мирза-Булат-Тугановский”. Есть в рассказе и предметы-противопоставления. Какие?

(Изысканная записная книжечка, украшенная “филигранным золотым узором редкой сложности, тонкости и красоты”, и гранатовый браслет из низкопробного золота с плохо отшлифованными гранатами.)

Какова идея рассказа А.И. Куприна? В чём смысл противопоставления первой и второй частей рассказа? Какую традицию русской литературы XIX века продолжил писатель в этом произведении?

(Смысл рассказа - показать благородство души простого человека, его способность к глубоким, возвышенным чувствам путём противопоставления героя высшему обществу. Автор показывает психологический контраст: не может сильное, бескорыстное чувство возникнуть в том мире, где ценятся лишь благополучие, спокойствие, красивые вещи и слова, но исчезли такие понятия, как красота души, духовность, чуткость и искренность. “Маленький человек” возвышается, становится велик своей жертвенной любовью.)

IV. Заключение

К.Паустовский говорил, что “Куприн плакал над рукописью «Гранатового браслета», плакал облегчающими слезами… говорил, что ничего более целомудренного не писал”. Такое же чувство очищения и просветления оставляет рассказ Куприна и у нас, читателей. Он помогает понять, чего мы можем лишиться, если вовремя не увидеть, не услышать, не заметить большое, настоящее в жизни.

V. Домашнее задание (ответить письменно )

Как вы понимаете слова Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906): “Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!”