Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Кто такой драматург. Драматургия

Кто такой драматург. Драматургия

Драматургия, драма (греческое δράμα - действие) - наряду с эпосом и лирикой один из трех родов художественной литературы. Включает произведения, предназначенные для сценического воплощения и относящиеся к различным жанрам (трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль, фарс).

Трагедия «Отелло» У. Шекспира в Национальном театре Великобритании в Лондоне. Отелло - Л. Оливье, Яго - Ф. Финлей.

Сцена из комедии «Женитьба Фигаро» П. Бомарше с участием А. А. Миронова и А. Е. Ширвиндта. Московский театр Сатиры.

Сцена из спектакля «Степан Разин» по одноименному произведению В. М. Шукшина. Театр имени Евг. Вахтангова. В роли Степана Разина М. А. Ульянов.

Мелодрама. С картины французского художника XIX в. О. Домье.

Кадр из фильма «Ах, водевиль, водевиль!» с участием М. И. Пуговкина. 1983 г.

Буквальный перевод с греческого слова трагедия означает «песнь козлов». Дело в том, что в древнегреческих обрядах-праздниках, где зародилась трагедия, участвовали ряженые в козлиных шкурах и масках, изображавшие сатиров - спутников бога Диониса и распевавшие оды в его честь.

Формирование жанра происходило постепенно. Простое общение запевал дифирамбов (од, хвалебных песен) и хора, в процессе которого слушателям сообщались истории из жизни богов и героев, с течением времени перерастало в особый тип художественного произведения. В нем все большее место отводилось непосредственному изображению персонажей трагических событий, а действие начинало преобладать над рассказом. Наивысшего расцвета античная трагедия достигла в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида (см. Античный театр).

Английские драматурги, эпохи Возрождения (см. Театр эпохи Возрождения , Английский театр , У. Шекспир) изменили структуру трагедии, отбросили считавшееся у древних обязательным единство действия, соединили в пьесе комическое и трагическое. Трагедии Шекспира отличаются необыкновенной свободой построения, огромной смысловой емкостью: они словно вобрали в себя весь спектр социальных и философских воззрений эпохи, отразили остроту и сложность фундаментальных общественных конфликтов.

Однако уже в XVII в., с утверждением классицизма в искусстве, трагедия оказалась одним из наиболее регламентированных драматургических жанров, подчинявшимся строгим правилам - единства действия, места и времени, размежевания трагического и комического. Но и в это время создавались замечательные произведения. Так, в творчестве французских драматургов П. Корнеля и Ж. Расина трагедия обрела подлинную глубину и поэтическую силу (см. Французский театр). В дальнейшем жанр трагедии стремился изжить классицистские ограничения.

В XIX в. драматурги стали уделять больше внимания драме, более приспособленной (в отличие от трагедии) для изображения реальных жизненных коллизий, насущных проблем и обычных человеческих судеб.

В современном театре в своем чистом виде трагедия встречается редко, хотя существует тенденция к её возрождению. Это можно объяснить историческим опытом XX в. с его социальным динамизмом, остротой классовых столкновений, опустошительными войнами и угрозой ядерной катастрофы.

В трагедии обычно изображаются наиболее глубокие противоречия между человеком и обществом. Трагический герой вступает в неразрешимый конфликт с миром, действительностью, с самим собой. Борьба, которую ведет герой, нередко приводит к его гибели. Но она не исчерпывает конфликта, а лишь обнажает его масштабность. Судьба героя вызывает у зрителей, по словам Аристотеля, «страх и сострадание», заставляет пройти через трагическое переживание, пробуждающее к жизни их интеллектуальные и нравственные силы. С такой природой трагедии связана особенность её воздействия на зрителей, которую Аристотель определил термином «катарсис» («очищение»). Вокруг этого понятия и сегодня еще ведутся теоретические споры. Одни исследователи трактуют природу катарсиса как чисто нравственную, другие видят в нем реакцию психофизиологическую.

Принципы классификации комедии многообразны. В зависимости от структуры различают комедии характеров и комедии положений. По типу сюжетов и характеру их обработки комедии могут быть бытовыми, лирическими, сатирическими, комедиями нравов. Бывают героические комедии, трагикомедии (когда комедийный конфликт приобретает черты глубокого драматизма). Комическое проявляется в произведениях этого жанра разными своими гранями и оттенками: от легкой иронии, насмешки до бичующей сатиры, от мягкого юмора до горького сарказма. Однако чаще всего в пьесах возникает сложный сплав как структурных, так и чисто стилистических элементов. Это особенно характерно для современного театра.

Драма узком смысле) - жанр драматургии, занимающий промежуточное место между комедией и трагедией. В XVIII в. французский писатель и философ эпохи Просвещения Д. Дидро в своих работах ввел драму в круг драматургической литературы как самостоятельный жанр, в котором изображается мир реального человека с его проблемами и психологией, отношениями с окружающей действительностью. С течением времени драма становится одним из ведущих театральных жанров. С ней связано творчество Г. Э. Лессинга, Ф. Шиллера в Германии; во Франции В. Гюго создает тип романтической драмы, оказавшей серьезное влияние на развитие мирового театра.

Интерес к драме возрастает с возникновением режиссерского искусства. Формируются принципиально новые драматургические конструкции, типы "конфликта, способы построения сюжета, обрисовки человеческих характеров. Таковы драмы Г. Ибсена , Г. Гауптмана, А. Стриндберга, напряженно конфликтные пьесы А. М. Горького . А. П. Чехов в своих драмах осуществил принципиальные преобразования самих основ театрального мышления. Становясь все более многоликим, жанр драмы способствует сближению сценического искусства с поисками, ведущимися в области поэзии, прозы, публицистики. В наши дни драма отличается серьезным содержанием, отражает различные аспекты жизни человека и общества, исследует человеческую психологию, затрагивает важнейшие современные проблемы.

Мелодрама - пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Возникла в конце XVIII в. во Франции, в России - в 20‑х гг. XIX в. (пьесы Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого и др.). Отдельные элементы мелодрамы встречаются в творчестве некоторых советских драматургов - А. Н. Арбузова, А. Д. Салынского и других.

Водевиль - один из видов комедии положений с песнями-куплетами и танцами. Возник во Франции; классики французского водевиля - Э. Скриб, Э. Лабиш. Лучшим произведениям этого вида присущи задорное веселье, злободневное отображение действительности. В России известны водевили Н. И. Хмельницкого, А. С. Грибоедова, А. А. Шаховского, А. И. Писарева, Н. А. Некрасова… Одноактные пьесы А. П. Чехова продолжили традицию водевиля (при этом он не использовал куплетов). На сцене советских театров шли водевили современных писателей - В. П. Катаева, В. В. Шкваркина и других.

Фарс - комедия-водевиль XIX–XX вв. легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.

Для тех, кто мечтает, чтобы его творения увидели во всем мире, стоит узнать о такой профессии, как драматург кто это, какие требования предъявляются к этому специалисту.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Особенности специальности

Второе название профессии драматург – , умеющий правильно писать пьесы или сценарии. Сама по себе эта специальность относится к творческим, но отличается особой сложностью, так как предъявляет определенные требования к специалисту. Именно это и ограничивает интерес к ней среди творческих людей.

Что нужно знать о специальности?

  • Исходя из особенностей драматург следует, что основная его деятельность будет заключаться в написании пьес или сценариев для различных театров, радиостанций, телевидения, прессы, и прочих проектов.
  • Именно драматург будет создавать основу, содержащую описание места действия и прописывает диалоги.

Могут потребоваться сценарии не только для съемок фильмов и сериалов, но и передач на телевидении, а так же рекламных роликов.

Для написания своего сценария драматург может использовать любое художественное произведение. Для этого оно тщательно изучается и разбивается на части. Может использоваться и собственный сюжет.

Личностные качества специалиста

Под личными качествами драматурга понимаются:

  • обязательная креативность;
  • он должен быть яркой и не боящейся собраний большого количества людей;
  • иметь яркое мышление;
  • отличаться коммуникабельностью;
  • иметь и продолжать развивать литературный талант;
  • уметь во всех ситуациях использовать в качестве нестандартное мышление;
  • обладать способностью успешно работать как одному, так и в команде;
  • должен иметь жизненный опыт;
  • умение использовать чужие произведения для подготовки их к съемкам фильма или передачи;
  • должны быть незаурядные личностные качества;
  • иметь высокий уровень интеллекта и широкий кругозор;
  • интересоваться тем, что происходит в мире;
  • знать психологию и уметь е использовать при написании сценариев;
  • необходима внимательность;
  • требуется обладать усидчивостью;
  • желанием достигнуть результата.

В чем заключается работа в кино и на телевидении?

Всем известно, что если нет сценария, то не получится ни передача, ни кинофильм. А потому к современным сценаристам предъявляется требование постоянно развиваться. Только в этом случае буду получаться интересные фильмы, пьесы и телепрограммы.

Стоит ли говорить, что привлекаются драматурги для написания сценариев для так называемых ток-шоу. И это не говоря уже про сценарии к фильмам или сериалам. Все дело в том, что именно правильно подобранный сценарий становится основой для съемок.

  • При этом драматургу нужно будет тщательно продумать и прописать своих персонажей. Сюда добавляется описание главного героя и та местность, где он будет действовать. Особе внимание нужно обратить на психологическое объяснение поведения, чтобы оно было логичным и завершенным.
  • В ряде случаев именно драматург участвует в кастинге , так как он примерно представляет типаж, с которым необходимо будет работать.

Не стоит зацикливаться на бытовых мелочах, так как это может погубить даже самый талантливый , а вместе с ним и фильм или спектакль. Профессиональные драматурги знают это и потому стремятся сделать сюжет более динамичным.

Теперь вы знаете, что требуется от такой профессии, как драматург кто это и что должен уметь, чтобы являться профессионалом.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Драматург (греч. dramaturges) — писатель, который пишет драматические произведения, автор пьес.

Отдельным специфическим направлением драматической литературы является создание литературных произведений, написанных специально для кинематографа и телевидения — кинодраматургия. Профессия автора литературных киносценариев называется — кинодраматург.

Сама Драма представляет собой литературный род, к которому относятся такие основные жанры, как трагедия, комендия и драма.

Трагедия (др.-греч. буквально — «козлиная песнь»)-это жанр художественного произведения,основанный на развитии событий, носящем, как правило, неизбежный характер и обязательно приводящем к катастрофическому для персонажей исходу, часто исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии.

Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа; не случайно большинство трагедий написано стихами.

Комедия (др.-греч. «праздник в честь Диониса») — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.

Драма как литературный и кинематографический жанр получил особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику. С возникновением кинематографа перешёл также и в этот вид искусства, став одним из самых распространённых его жанров.

Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.

Поскольку драматургия, в отличие от других родов литературы, обладает своими принципиальными особенностями, мастерство драматурга требует специфических навыков, главным из которых является умение строить действенный диалог.

Драматургу приходится сочетать литературное дарование со знанием специфики театра как вида искусства, что является основным условием создания полноценного произведения драматургии. Наиболее наглядно это проявляется при работе над инсценировкой (частный вид драматургии) - переносе на сцену прозаического произведения (т.е. создании сценической версии прозы), которая зачастую осуществляется именно драматургом, а не прозаиком. При этом инсценировка может существенно отличаться от исходного прозаического произведения.

В этом случае мы имеем дело с кросскультурным явлением: драматург (инсценировщик, сценарист) совместно с режиссером ставит перед собой задачу адекватного воспроизведения не «буквы», а «духа» исходной прозы: ее проблематики, эмоционального накала, характеров героев, идей и т.д. Однако эта задача решается иными средствами, нежели в прозе. В определенном смысле работу драматурга можно назвать прикладной, т.к. пьеса, по большому счету, является лишь исходным материалом для создания сценического произведения - спектакля.

Однако все это не умаляет роли драматурга в создании спектакля - он является одним из главных членов авторского коллектива.

Единственным высшим учебным заведением в России, выпускающим литераторов с общепризнанным дипломом по специальности «кинодраматург и литературный работник телевидения» является ВГИК в Москве.

Поскольку драматургия, в отличие от других родов литературы, обладает своими принципиальными особенностями, мастерство драматурга требует специфических навыков, главным из которых является умение строить действенный диалог.

Драматургу приходится сочетать литературное дарование со знанием специфики театра как вида искусства, что является основным условием создания полноценного произведения драматургии. Наиболее наглядно это проявляется при работе над инсценировкой (частный вид драматургии) – переносе на сцену прозаического произведения (т.е. создании сценической версии прозы), которая зачастую осуществляется именно драматургом, а не прозаиком. При этом инсценировка может существенно отличаться от исходного прозаического произведения. В этом случае мы имеем дело с кросскультурным явлением: драматург (инсценировщик, сценарист) совместно с режиссером ставит перед собой задачу адекватного воспроизведения не «буквы», а «духа» исходной прозы: ее проблематики, эмоционального накала, характеров героев, идей и т.д. Однако эта задача решается иными средствами, нежели в прозе. В определенном смысле работу драматурга можно назвать прикладной, т.к. пьеса, по большому счету, является лишь исходным материалом для создания сценического произведения – спектакля.

Однако все это не умаляет роли драматурга в создании спектакля – он является одним из главных членов авторского коллектива. Очень ярко этот тезис иллюстрирует содружество драматурга Гр.Горина и режиссера М.Захарова. Блестящие «комические фантазии» драматурга стали основой этапных спектаклей и фильмов режиссера: Тиль (по мотивам Ш.де Костера), Тот самый Мюнхгаузен (по мотивам Распэ), Дом, который построил Свифт (по мотивам Дж.Свифта), Формула любви (по мотивам А.Толстого). Однако в постановках других режиссеров творческая индивидуальность драматурга Горина раскрыта далеко не так ярко. Пожалуй, исключением можно назвать достаточно успешный фильм О бедном гусаре замолвите слово... , где Горин вступил в творческом содружестве с режиссером Э.Рязановым (как с соавтором сценария и постановщиком фильма). Как было сказано, заслуги художественного уровня театрального (или кинематографического) произведения драматург делит с целым коллективом своих коллег (композитором, художником, актерами и т.д.), однако, чем выше уровень исходного литературного произведения, тем больше шансов на творческий и коммерческий успех.

Насущная необходимость знания театральной специфики часто приводило к тому, что в качестве драматурга выступали практические деятели театра – актеры и режиссеры. Так, Шекспир, признанный величайшим драматургом всех времен, на протяжении многих лет был актером. То же относится к Мольеру и многим другим драматургам – от классиков до современных.

Единственным исключением из правила опоры на театральную специфику являются т.н. «пьесы для чтения», изначально создающиеся автором не для сценической постановки (в частности, такие пьесы были достаточно широко распространены в эпохи классицизма и просвещения). Ярчайшим примером пьесы для чтения может служить трагедия И.В.Гете Фауст . Трагедия написана в форме диалогов; она признана одной из вершин классической мировой литературы, однако ее постановка на сцене ее полной, неадаптированной версии невозможна (спектакль Фауст П.Штайна, 2000, продолжавшийся около 20 часов, может быть отнесен только к разряду театральных экспериментов). Необходимо обратить особое внимание на то, что архитектоника Фауста несценична принципиально, а не обусловлена незнанием автора театральной специфики – Гете внес существенный вклад в развитие театрального искусства, драматургии и воспитания актера (имеется в виду его Веймарский период, а также пьесы Гёц фон Берлихинген, Эгмонт , Ифигения в Тавриде , Клавиго и др.). Фауст же осознанно написан по совершенно иным принципам и в ином, нетеатральном жанре.

Буало Н. Поэтическое искусство . М., 1957
Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978
Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
Аристотель Риторика. Поэтика. М., 2000
Западно-европейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX –XX вв. Очерки. М., 2001