Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Кто он на самом деле федор долохов. Перверзные нарциссисты, психопаты

Кто он на самом деле федор долохов. Перверзные нарциссисты, психопаты

Образ Долохова в романе «Война и мир»

В чем заключается истинное предназначение человека? Для чего он живет? В чем цель его существования? Эти и другие вопросы невольно возникают у нас, когда мы читаем роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Каждый из героев Толстого ищет свой собственный путь в жизни, и далеко не всегда этот путь бывает простым и прямым, ведь у каждого из героев свое собственное представление о счастье, о смысле и цели жизни. Для кого-то это выгодная женитьба, успех в светском обществе, военная или придворная карьера, как для Бориса Друбецкого или Берга, а для кого-то смысл жизни неясен, и сам жизненный путь сложен и извилист.

Таким сложным, неоднозначным героем в романе является Долохов. Этот образ вызывает у нас противоречивые чувства. Мы видим Образ Долохова в начале романа в шумной гусарской компании, среди вина и карт, мы видим, как он на спор рискует своей жизнью. Он кажется нам жестоким человеком, он не жалеет ни себя, ни других. Он только пользуется другими людьми. Так, он в своих целях использует дружбу с Анатолем Курагиным. «Анатоль искренно любил Долохова за его ум и удальство; Долохов, которому были нужны сила, знатность, связи Анатоля для приманки в свое игорное общество богатых молодых людей, не давая ему это чувствовать, пользовался и забавлялся Курагиным. Кроме расчета, по которому ему был нужен Анатоль, самый процесс управления чужой волей был наслаждением, привычкой и потребностью для Долохова ».

Долохов жестоко обошелся с Пьером. Можно сказать, что он завидовал богатству Пьера, его положению в обществе. Долохов становится любовником
Элен и даже не скрывает своих отношений с ней. А затем он готов был убить Пьера на дуэли, хотя прекрасно знал, что Пьер никогда раньше не участвовал в поединках и никогда не держал в руках пистолет. Для Образа Долохова , кажется, не существует таких понятий, как верность в любви и дружбе. Он живет только ради себя и презирает других людей.

Привычка «управлять людьми» стала основной в натуре Образа Долохова . Он управляет не только Анатолем, но и Николаем Ростовым, которого считал своим другом. Долохов любит Соню и поэтому мстит Николаю за то, что она его любит. Долохов вовлекает неопытного Николая в карточную игру и обыгрывает его на очень крупную сумму. Но тот же Долохов, оказывается, может быть нежным, любящим сыном и братом. Николай Ростов был искренне удивлен, когда увидел, с какой настоящей теплотой Долохов относится к старухе-матери и сестре.

Долохов, бесспорно, является храбрым офицером. Он был за дуэль разжалован в солдаты, но сумел отличиться в сражении и снова получить офицерский чин. После начала войны 1812 года Долохов принимает самое непосредственное участие в боевых действиях. Мы видим, что он возглавил партизанский отряд и умело руководит им. Можно сказать, что эта война во многом изменила отношение Долохова к жизни, заставила его по-новому посмотреть на себя и на окружающих его людей. Он постепенно преодолевает свою замкнутость и свой эгоизм. И мы верим, что герой Толстого изменится к лучшему, в его душе возьмут все же верх добрые начала, которые помогут ему найти правильный путь в жизни.

Любовь и дружба, честь и благородство. Лев Толстой дает решение этих проблем не только через главные, но и через второстепенные образы романа, и одним из таких образов является в романе Образ Долохова , который мне кажется интересным.

Приношу извинения тем, кому преждевременно анонсировала разбор Долохова. :) Зато теперь готова к обстоятельному разговору.

Что вам говорили о Федоре Долохове на школьных уроках литературы? Наверно, то же, что и мне. Да, дуэлянт, да, шулер, да, мот, да, повеса, да, энфан террибль. Но такой... нежный и чувствительный. А как же! Ведь обожает старушку-маму и горбатую сестру, способен полюбить - разумеется, не абы кого, а "настоящую женщину".

А какой храбрец на поле боя! Словом, очередной «плохой хороший человек», но, скорее, хороший, чем плохой, просто такой вот многогранный и не понятый косным обществом.

Кстати, мне кажется, Толстой и сам ломал голову над глубинной сутью Долохова. В романе чувствуется насмешка автора в адрес князя Василия, Элен, Анатоля, Бориса Друбецкого, Берга, Веры Ростовой. Эти деструктивные люди того или иного масштаба, видимо, хорошо понятны Толстому.

Но вот в отношении Долохова я не заметила оценочности. На мой взгляд, это означает, что Толстой «просто» запечатлел в романе этот колоритный человеческий типаж — типаж, над которым сам много думал и который так и остался для него непостижимым. Похоже, у него тоже складывались не все паззлы...

Сегодня я предлагаю посмотреть на этот образ свежим взглядом и разобраться, наконец, в природе и сыновней любви Долохова, и его влюбленности в Соню, и вообще, в мотивах его поступков.

(на фото - Том Берк в роли Долохова, одна из последних экранизаций "Войны и мира")

Не только Толстой недопонимал таких, как Долохов. Многие из нас пребывают в иллюзиях по поводу этого героя. И начинается этот газлайтинг еще в школе...

Вот что пишет юное, видимо, создание о своем видении образа Долохова:

"Мне кажется, к своему красивому до умопомрачения, мужественному и наглому герою Лев Николаевич испытывал исключительно теплые чувства, поэтому поселил его вместе со старушкой-матерью и горбуньей-сестрой. Сердце героя было нежным и ранимым, он был вынужден прятать его под толстым панцирем порока и ненависти к богатеям. Чудесный персонаж!

Военное дело он нес исправно и вообще всё, что касалось оружия, делалось им с честью - та же дуэль с Безуховым показывает Долохова исключительно с положительной стороны (опустим истинную причину дуэли, к тому же Долохов-то как раз никому и не изменял) - Пьеру он дал возможность первого выстрела, за что, по воле Льва Николаевича и судьбы-индейки, и поплатился" .

По-моему, занавес... Тревожно, что все перечисленные качества девочка определяет как мужественность. Какие драмы могут ее ожидать в ближайшем будущем? Сдается мне, это не бином Ньютона...

Часто вы рассуждаете, можно ли назвать такого-то «настоящим» перверзным нарциссом или он все же не вполне настоящий, а значит, и опасаться нечего. Так вот, Долохов - «настоящий» перверзный нарцисс, то есть, нарциссосоциопат. В посте «Особо опасные персоны» я уже писала, что нет нарцисса без социопатии , но вот Долохову природа (?) щедро отмерила и того, и другого.

Две улыбки Долохова

Начнем с портрета. Вот как Толстой описывает Долохова:

«Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом , составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица.

Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга».

А вот еще какие штрихи к портрету разбросаны по роману:

- "...с холодной усмешкой сказал Долохо"
- "...светлый холодный взгляд Долохова..."
- "...глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом ".

Долохов и Анатоль

Считается, что Долохов и Анатоль - друзья. Но что это за дружба, можно себе представить. Конечно же, это взаимовыгодное сосуществование двух психопатов - пока они нужны друг другу. Например, Долохову, человеку небогатому и не блестящему, нужен доступ в общество обеспеченных кутил. А такую тусовку как раз таки можно найти у Анатолия. Это во-первых.

Во-вторых же, они ценны друг другу как напарники для "безбашенных" выходок и авантюр. В самом деле, не с Пьером же увозить Наташу Ростову и не с Борисом же Друбецким привязывать квартального к спине медведя!

«Анатоль искренно любил Долохова за его ум и удальство; Долохов, которому были нужны сила, знатность, связи Анатоля для приманки в свое игорное общество богатых молодых людей, не давая ему это чувствовать, пользовался и забавлялся Курагиным. Кроме расчета, по которому ему был нужен Анатоль, самый процесс управления чужой волей был наслаждением, привычкой и потребностью для Долохова » .

Отметим, что у небогатого Долохова обычно есть деньги на кутежи . Откуда они берутся? Видимо, он не считает предосудительным жить за счет обеспеченного Анатоля. Но, конечно, он «зарабатывает» и сам — шулерствуя в картах и выигрывая разного рода пари .

Порой Долохов выигрывает очень приличные суммы. Того же Николая Ростова он «обул» на 43 тысячи. Но все эти деньги, как у большинства социопатов, уходят у Долохова сквозь пальцы. Я уже не говорю о том, что его «благосостояние» никак не отражается на уровне жизни его, якобы обожаемых, матери и сестры. Деньги тратятся импульсивно и исключительно на свои хотелки.

Многие из вас, обдумывая истории вроде Виореловской, задаются вопросом: а куда он дел эти 500 тысяч, выкруженные у героини? Может, он их отложил на что-то? Заныкал куда-то? Вывел в оффшоры? :) Нет. Вот именно, что крупные суммы тратятся непонятно, на что. Вспомним Митю Карамазова, который за ночь спускает на гулянку несколько тысяч.

(на рисунке - некоторые смотрят глубже в толстовские слова о том, что Долохов жил с Анатолем, и трактуют это вот так, как справа:) Принимая во внимание сексуальную порочность психопатов - вполне это допускаю. Для Анатоля, думается, с этим не было бы проблем, если у него был не платонический роман с родной сестрой).

Долохов и Пьер

Особую зависть и ненависть Долохова вызывают люди, отзывчивые к его нуждам. В романе это показано сначала на примере Пьера, затем Николая Ростова. Пьер приютил его в своем доме и дал денег взаймы - «благодарный» Долохов замутил с Элен и потом сделал все, чтобы спровоцировать Пьера на дуэль.

«Анна Михайловна глубоко вздохнула:
— Долохов, Марьи Ивановны сын, — сказала она таинственным шепотом, — говорят, совсем компрометировал ее (Элен — Т.Т.). Он его вывел, пригласил к себе в дом в Петербурге, и вот... Она сюда приехала, и этот сорвиголова за ней, — сказала Анна Михайловна, желая выразить свое сочувствие Пьеру, но в невольных интонациях и полуулыбкою выказывая сочувствие сорвиголове, как она назвала Долохова. — Говорят, сам Пьер совсем убит своим горем".

(слева: в роли Долохова - Бенджамин Садлер)

Но Пьер до последнего не признается себе, что Долохов - действительно бессовестное и вероломное чудовище, о чем ему смутно твердит интуиция. Это понимание выкристаллизовывается в голове у Пьера лишь в Английском клубе, когда Долохов намеренно нарывается на то, чтобы Пьер вызвал его на дуэль.

"Пьер вспоминал невольно, как Долохов, которому было возвращено все после кампании, вернулся в Петербург и приехал к нему. Пользуясь своими кутежными отношениями дружбы с Пьером, Долохов прямо приехал к нему в дом, и Пьер поместил его и дал ему взаймы денег. Пьер вспоминал, как Элен, улыбаясь, выражала свое неудовольствие за то, что Долохов живет в их доме, и как Долохов цинически хвалил ему красоту его жены, и как он с того времени до приезда в Москву ни на минуту не разлучался с ними .

«Да, он очень красив, — думал Пьер, — я знаю его. Для него была бы особенная прелесть в том, чтоб осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я хлопотал за него и призрел его, помог ему. Я знаю, я понимаю, какую соль это в его глазах должно бы придавать его обману, ежели бы это была правда. Да, ежели бы это была правда; но я не верю, не имею права и не могу верить».

Он вспоминал то выражение, которое принимало лицо Долохова, когда на него находили минуты жестокости, как те, в которые он связывал квартального с медведем и пускал его на воду, или когда он вызывал без всякой причины на дуэль человека, или убивал из пистолета лошадь ямщика. Это выражение часто было на лице Долохова, когда он смотрел на него. «Да, он бретёр, — думал Пьер, — ему ничего не значит убить человека, ему должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это . Он должен думать, что и я боюсь его. И действительно, я боюсь его», — думал Пьер, и опять при этих мыслях он чувствовал, как что-то страшное и безобразное поднималось в его душе".

Напомню, каким образом Долохов "нарывался" на вызов (почти как Онегин, по-моему).

«— Ну, теперь за здоровье красивых женщин, — сказал Долохов и с серьезным выражением, но с улыбающимся в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру. — За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников, — сказал он.
Пьер, опустив глаза, пил из своего бокала, не глядя на Долохова и не отвечая ему».

(Пьер пытается использовать тактику «серого камня». Но очень трудно выдержать ее, когда социопат костьми ложится, чтобы «раздраконить» противника).

«Лакей, раздававший кантату Кутузова, положил листок Пьеру, как более почетному гостю. Он хотел взять его, но Долохов перегнулся, выхватил листок из его руки и стал читать. Пьер взглянул на Долохова, зрачки его опустились: что-то страшное и безобразное, мутившее его во все время обеда, поднялось и овладело им. Он нагнулся всем тучным телом через стол.
— Не смейте брать! — крикнул он.
Услыхав этот крик и увидав, к кому он относился, Несвицкий и сосед с правой стороны испуганно и поспешно обратились к Безухову.
— Полноте, полноте, что вы? — шептали испуганные голоса.
Долохов посмотрел на Пьера светлыми, веселыми, жестокими глазами, с той же улыбкой, как будто он говорил: «А, вот это я люблю ».

(Да. Ну наконец-то вывел Пьера на эмоцию. Начинается самая «веселуха»)

«— Не дам, — проговорил он отчетливо. Бледный, с трясущеюся губой, Пьер рванул лист. — Вы... вы... негодяй!.. я вас вызываю, — проговорил он и, двинув стул, встал из-за стола».

Характерная деталь — психопата интересует кровь ради крови. Жестокость веселит его, будоражит. Поэтому он отвергает попытки примирения. Так же и Онегин убивает наповал Ленского ни за что, ни про что. Хотя как бы мог повести себя условно нормальный человек, который зло (неуместно) пошутил и теперь чувствует дискомфорт (раскаяние)? Он бы попытался примириться с противником. Ну, или если совсем уж гордыня не позволяет — наверно, можно не стрелять так, чтобы убивать наповал? Но вот уж точно, «пустое сердце бьется ровно, в руке не дрогнул пистолет »...

«— Никаких извинений, ничего решительно, — отвечал Долохов Денисову, который с своей стороны тоже сделал попытку примирения и тоже подошел к назначенному месту».

Человеческая жизнь ничего не значит для Долохова . Только счастливая случайность мешает ему в упор расстрелять Пьера на дуэли. Напомню, у Пьера каким-то чудом получилось ранить Долохова, и вот теперь...

«Только десять шагов разделяло их. Долохов опустился головой к снегу, жадно укусил снег, опять поднял голову, поправился, подобрал ноги и сел, отыскивая прочный центр тяжести. Он глотал холодный снег и сосал его; губы его дрожали, но все улыбались; глаза блестели усилием и злобой последних собранных сил. Он поднял пистолет и стал целиться.
— Боком, закройтесь пистолетом, — проговорил Несвицкий.
— Закг"ойтесь! — не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику. (секундант Долохова — Т.Т.)
Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова.
— Мимо! — крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу».

Долохов развлекается

Развлечения Долохова всегда жестоки и опасны — как для него самого, так и для окружающих . В этом проявляет себя непрестанный поиск социопатом новых раздражаюших импульсов, неуемная жажда «адреналинчика» . Долохов задирает людей, доводя дело до дуэли. Пьет на спор, свесив ноги из окна третьего этажа, а потом подначивает к повторению трюка других. Привязывает квартального к спине медведя и пускает их в реку.

«Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно.
— Слушать! — крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали. — Я держу пари. Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? — прибавил он, обращаясь к англичанину.
— Нет, пятьдесят, — сказал англичанин.
— Хорошо, на пятьдесят империалов, — что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном), и не держась ни за что... Так?..
— Очень хорошо, — сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по-английски повторять ему условия пари.
— Постой, — закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. — Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?»

И, конечно, желающие находятся. Долохову совершенно пофиг, сверзится ли с окна пьяный Пьер, который тоже рвется повторить долоховский трюк. Он не только не препятствует этому безумству, но и останавливает тех, кто пытается воззвать к голосу Пьерова разума.

«Пьер вскочил на окно.
— Господа! Кто хочет со мною пари? Я то же сделаю, — вдруг крикнул он. — И пари не нужно, вот что. Вели дать бутылку. Я сделаю... вели дать.
— Пускай, пускай! — сказал Долохов, улыбаясь.
— Что ты, с ума сошел? Кто тебя пустит? У тебя и на лестнице голова кружится, — заговорили с разных сторон».

Жизнь социопата - сплошные зигзаги. "Охота к перемене мест", то пусто, то густо, "то ласточки, то воронье". После войны 1805-1807 годов Долохов служит на Кавказе, затем - в Персии. В 1811 году мы снова видим его в Москве - в восточном тюрбане, овеянного романтическими слухами. Правда, трудно разобрать, что из них правда, а что - психопатическая брехня.

"...На Кавказе был, а там бежал и, говорят, у какого-то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова..."

Долохов геройствует

Обычно «шалости» сходят Долохову с рук. Но после скандала с квартальным ему «не повезло»: он разжалован в солдаты и отправлен на войну. Но и тут он из кожи вон лезет, чтобы привлечь внимание к своей персоне, стать предметом и центром «заварушки» . Например, он одевается не по форме и с удовлетворением наблюдает, как полковой командир из-за него ругает капитана роты.

«— Вы скоро людей в сарафаны нарядите? Это что? — крикнул полковой командир, выдвигая нижнюю челюсть и указывая в рядах 3-й роты на солдата в шинели цвета фабричного сукна, отличавшегося от других шинелей. — Я вас научу, как на смотр людей в казакины одевать!.. Ну, что ж вы молчите? Кто у вас там в венгерца наряжен?
— Ваше превосходительство, это Долохов, разжалованный... — сказал тихо капитан.
— Что, он в фельдмаршалы разжалован, что ли, или в солдаты? А солдат, так должен быть одет, как все, по форме. (…) Извольте одеть людей прилично...

И полковой командир своею вздрагивающею походкой направился к полку. Оборвав одного офицера за невычищенный знак, другого за неправильность ряда, он подошел к 3-й роте.
— Ка-а-ак стоишь? Где нога? Нога где? — закричал полковой командир с выражением страдания в голосе, еще человек за пять не доходя до Долохова, одетого в синеватую шинель. Долохов медленно выпрямил согнутую ногу и прямо, своим светлым и наглым взглядом, посмотрел в лицо генерала.
— Зачем синяя шинель? Долой!.. Фельдфебель! Переодеть его... дря... — Он не успел договорить.
— Генерал, я обязан исполнить приказания, но не обязан переносить... — поспешно сказал Долохов.
— Во фронте не разговаривать!.. Не разговаривать, не разговаривать!..
— Не обязан переносить оскорбления, — громко, звучно договорил Долохов.
Глаза генерала и солдата встретились. Генерал замолчал, сердито оттягивая книзу тугой шарф.
— Извольте переодеться, прошу вас, — сказал он, отходя».

Скандалезность Долохова привлекает к нему внимание даже главнокомандующего, что является еще одной целью нашего героя. Он вообще очень демонстративен, что прекрасно уживается с нарциссизмом.

(Вспомним его выпендреж в 1811 году, когда он форсит в обществе в персидском костюме.

"...ну, с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan*, да и кончено...")

Долохов добивается своего: главнокомандующий обращает на него внимание.

«— Где тут Долохов? — спросил Кутузов.
Долохов, уже переодетый в солдатскую серую шинель, не дожидался, чтоб его вызвали. Стройная фигура белокурого с ясными голубыми глазами солдата выступила из фронта. Он подошел к главнокомандующему и сделал на караул.
(...)
- Надеюсь, что этот урок тебя исправит, служи хорошенько. Государь милостив, - сказал Кутузов. - И я не забуду тебя, ежели ты заслужишь.
Голубые ясные глаза смотрели на главнокомандующего так же дерзко, как и на полкового командира, как будто своим выражением разрывая завесу условности, отделявшую так далеко главнокомандующего от солдата.
— Об одном прошу, ваше высокопревосходительство, — сказал он своим звучным, твердым, неспешащим голосом. — Прошу дать мне случай загладить мою вину и доказать мою преданность государю императору и России.
Кутузов отвернулся и поморщился, как будто хотел выразить этим, что все, что ему сказал Долохов, и все, что он мог сказать ему, он давно, давно знает, что все это уже прискучило ему и что все это совсем не то, что нужно».

«Героизм» Долохова мотивирован: а) психопатическим поиском острых ощущений, б) стремлением привлечь к себе всеобщее внимание (нарциссический ресурс).

Кстати, полковой командир ощущает некую вину перед Долоховым ! Он словно чувствует, что обязан как-то поспособствовать ему в скорейшем продвижении по службе: «Да господину Долохову передайте, что я его не забуду, чтоб он был спокоен» .

А вот как характеризует Долохова капитан роты Тимохин:

«- По службе очень исправен, ваше превосходительство... но карахтер... Находит, ваше превосходительство, днями. То и умен, и учен, и добр. А то зверь. В Польше убил было жида, изволите знать ...
— Ну да, ну да, — сказал полковой командир, — все надо пожалеть молодого человека в несчастии. Ведь большие связи... Так вы того...
— Слушаю, ваше превосходительство, — сказал Тимохин, улыбкой давая чувствовать, что он понимает желания начальника».

Потрясающе! «Зверь», чуть не убивший «жида», представляется полковому командиру «молодым человеком в несчастии», перед которым он чуть ли не заискивает.

«Полковой командир отыскал в рядах Долохова и придержал лошадь.
— До первого дела — эполеты, — сказал он ему.
Долохов оглянулся, ничего не сказал и не изменил выражения своего насмешливо улыбающегося рта».

Классика! Чем больше мы принимаем участие в судьбе психопата — тем больше он выказывает нам презрения и смотрит на нас, как на пустое место.

Долохов пытается как можно скорее вернуть себе эполеты. Поэтому геройствует он не во имя успеха общего дела, а как способ привлечь к себе повышенное внимание. Никак нельзя допустить, чтобы начальник лично от него не узнал о его подвигах!

"...Ваше превосходительство, вот два трофея, - сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. - Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. - Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. - Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство!..Рана штыком, я остался во фронте. Попомните, ваше превосходительство ..."

Кстати, после дуэли с Пьером жизнь Долохова снова делает предсказуемый виток - нашего "удальца" переводят в солдаты. И снова он предпринимает попытки побыстрее выслужиться, и снова ему непременно нужно рисануться перед главнокомандующим.

"...к Кутузову подошел рядовой ополченец. Это был Долохов..."

"...Ведь он разжалован. Теперь ему выскочить надо. Какие‑то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил… но молодец!.."

Косвенно поведение Долохова указывает на полное отсутствие раскаяния. Вот как бы повел себя нормальный человек, попавший в жизненный переплет и ощущающий свою вину? Он бы без лишней помпы попытался ее искупить. Долохов же виновным себя не считает. Ему нужны фанфары, эффектность, шик и блеск.

(Окончание в следующем посте. А следом разберу трех прототипов Долохова)

Долохов Федор - «семеновский офицер, известный игрок и бретер». «Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица». Прототипы образа Долохова - Р. И. Дорохов, кутила и храбрец, которого Толстой знал на Кавказе; родственник писателя, известный в начале XIX в. граф Ф. И. Толстой-Американец, послуживший также прототипом героев А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова; партизан времен Отечественной войны 1812 г. А. С. Фигнер.

Д. небогат, но умеет поставить себя в обществе так, что все уважают и даже боятся его. Он скучает в условиях обычной жизни и избавляется от скуки странным, даже жестоким образом, совершая невероятные поступки. В 1805 г. за проделки с квартальным он выслан из Петербурга, разжалован в рядовые, однако во время военной кампании возвращает себе офицерское звание.

Д. умен, храбр, хладнокровен, безразличен к смерти. Он тщательно скрывает от посторонних свою нежную привязанность к матери, признаваясь Ростову в том, что все считают его злым человеком, а на самом деле он знать не хочет никого, кроме тех, кого любит.

Разделяя всех людей на полезных и вредных, он видит вокруг себя в основном вредных, нелюбимых, которых готов передавить, коли станут на дороге». Д. дерзок, жесток и коварен. Будучи любовником Элен, он провоцирует на дуэль Пьера; хладнокровно и нечестно обыгрывает Николая Ростова, мстя за отказ Сони на его предложение; помогает Анатолю Курагину готовить побег с Наташей.

    Создавая образ Пьера Безухова, Л. Н. Толстой отталкивался от конкретных жизненных наблюдений. Люди, подобные Пьеру, нередко встречались в русской жизни того времени. Это и Александр Муравьев, и Вильгельм Кюхельбекер, которому Пьер близок своей чудаковатостью...

    "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский) Прекрасным...

    Почему люди становятся друзьями? Если родителей, детей, родственников не выбирают, то в выборе друзей каждый свободен. Поэтому друг - это человек, которому мы полностью доверяем, которого уважаем, с мнением которого считаемся. Но это не значит, что друзья...

    Наполеона и народного чувства противостоит в романе Наполеон. Толстой развенчивает этого полководца и выдающегося исторического деятеля. Рисуя внешний облик Наполеона, автор романа говорит, что это был «маленький человек» с «неприятно-притворной улыбкой»...

    Все силы своей души, всю мощь своего таланта Л.Н. Толстой посвятил поискам и утверждению нравственных законов жизни. Главные герои «Войны и мира» проделывают огромную духовную работу. Более того, в этом и есть ценность их жизни и даже жизни всего общества....

Впервые с Долоховым, семёновским офицером, мы встречаемся во время кутежа у Анатоля Курагина, в момент заключения пари о том, что он “выпьет бутылку рома, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами”. Читатель в напряжении: чем же закончится эта безумная выходка и кто такой этот уверенный в себе, дерзкий молодой человек?

Внешность Долохова ярко выделялась на фоне других. Это был “человек среднего роста, курчавый и со светлыми глазами. Ему было лет двадцать пять... рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден... и всё вместе, а особенно в соединении с твёрдым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица”.

Вообще, стремление выделиться, всегда быть в центре внимания - отличительная черта Долохова. Чтобы быть лидером среди богатых гвардейских офицеров, он становится лихим повесой, картёжником и бретёром. Будучи человеком небогатым, без всяких связей, проживая у Анатоля Курагина, очень богатого молодого человека, он “успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля”.

При дальнейшем знакомстве с Долоховым мы видим, что это эгоистичный и болезненно самолюбивый молодой человек. Для него такое нравственное понятие, как дружба, - понятие чисто относительное. Будучи в дружеских отношениях с Пьером, который гостеприимно предоставил ему свой дом, Долохов со спокойной совестью заводит роман с его женой и ко всему этому ещё цинично и нагло оскорбляет Пьера в присутствии гостей, доведя дело до дуэли. Долохов всегда и у всех привык выигрывать и добиваться того, чего он хочет. Так же легко из числа своих друзей он исключает и Николая Ростова, когда узнаёт, что Соня любит Николая, а не его. Это удар по его самолюбию. Но проигрывать - не в его характере. Он должен отомстить или отыграться. Вызвав Николая на игру, он бесстрастно выигрывает у него огромную сумму денег, компенсируя тем самым свой проигрыш.

Да, по натуре Долохов игрок, и жизнь для него в большей степени игра. Человек авантюрного склада характера, он любит испытывать судьбу. Это подтверждает и его выходка с квартальным, за которую он был разжалован в солдаты, и план побега Наташи, который он готовил по просьбе Анатоля. Отчаянное бесстрашие проявляет Долохов и на войне, когда берёт в плен неприятеля или проникает во французский лагерь вместе с Петей Ростовым, жизнью которого рискует так же, как и своей.

Но всё его геройство в большей степени показное, демонстративное, направленное на самоутверждение. Он обязательно потом напомнит о своих успехах начальству.

Но не всё для читателя ясно и понятно в этом герое. В романе есть такие сцены, которые раскрывают перед нами совершенно другого Долохова. Так, из сцены дуэли мы узнаём, что Долохов, этот отчаянный кутила и повеса, - любящий сын и брат. Раненый, он плачет и признаётся Ростову в том, что у него есть мать, в том, как он любит её: “...она не перенесёт этого... Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел...” Какой нежностью и любовью проникнуты эти слова! Удивительно и то, что Долохов, казалось бы неспособный на чувства и переживания, презирающий дамское общество, вдруг влюбляется в Соню и даже делает ей предложение. А перед Бородинским сражением, случайно встретив Пьера, он просит простить его за всё, что было между ними.

В такие ответственные моменты жизни кажется, что Долохов срывает с себя маску и обнажает то лучшее и настоящее, что в нём есть. И как могут уживаться в нём такие совершенно противоположные чувства - ненависть и любовь, жестокость и нежность? Он признаётся Николаю: “Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли встанут у меня на дороге”.

Иногда Долохов чем-то напоминает мне Печорина. Ведь на первом плане у Печорина тоже всегда свои собственные интересы. Вот запись Печорина в его дневнике: “Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе как на пищу, поддерживающую мои душевные силы”. А вот высказывание Долохова: “...на остальных я обращаю внимание только настолько, насколько они полезны или вредны”.

Итак, в большей степени Толстой выводит Долохова как отрицательного героя. Примечательно, что сам автор никогда не называет его по имени. Долохов не проходит у него проверку нравственными категориями добра, правды и простоты. Автор осуждает в нём ложное геройство и личный эгоизм. Не случайно он так не понравился Наташе. Мне кажется, что своё отношение к нему автор выражает её словами: “...У него всё назначено. А я этого не люблю”. Я согласна с Толстым. Но всё-таки Долохов мне более симпатичен, чем тот же Берг или Борис Друбецкой, которые всегда стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Толстой наделил этого героя чувством любви к матери, и это, я думаю, оставляет нам надежду на то, что не всё ещё потеряно в его судьбе, что Фёдору Долохову ещё встретится в жизни “такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило его”.

С Долоховым мы знакомимся на шумной вечеринке у Анатоля Курагина. «Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми голубыми глазами». Это самый непонятный и неразгаданный герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Он безрассудно смел и порой нежен, но временами жесток. Даже его внешняя характеристика противоречива: «Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден… В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок… и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица».

Долохов вызывал уважение в обществе, хотя был человеком небогатым и не имел связей. Однажды, развлекаясь с Курагиным и Пьером Безуховым, они привязали к спине медведя квартального и отправили в Мойку. За этот поступок Долохова разжаловали в солдаты. Пьер избежал подобного наказания, поскольку не служил, а Анатоля не разжаловали благодаря связям отца.

Далее началась нелегкая служба, трудные походы и смотры, достаточно вспомнить смотр в Браунау и австрийские пруды. Так прошел год. Далее герой возвращается в Москву и останавливается в доме Пьера Безухова. Здесь он показывает себя далеко не с самой лучшей стороны: он заводит роман с женой человека, который приютил его. Причем роман Долохова с Элен не был продиктован любовью, Элен безразлична герою. Зачем он это сделал? Возможно, он мстил за историю с медведем.

Узнав об измене жены, Пьер не может простить обидчика, да и сам Долохов явно провоцирует Безухова, предлагая тост: «За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников».

Во время дуэли Долохов, зная, что Пьер не умеет стрелять, и понимая, что идет на убийство, все же говорит секундантам: «Никаких извинений, ничего решительно». Долохов промахнулся, и это спасло Пьера. Разрушив семью Безухова, наш герой не раскаивается. Более того, он, не задумываясь, готов разрушить еще одну семью, пусть пока еще и несостоявшуюся. Попав в дом Николая Ростова, Долохов пытается отнять у него невесту. Получив от Сони отказ, он желает мести. Несмотря на то что Николай преклонялся перед Долоховым, считал его своим другом, последний с легкостью, совершенно сознательно обыграл Ростова в карты. При этом он дает понять Николаю, что его выигрыш неслучаен.

Федор Долохов - страшный человек. Он прекрасно понимает, что в обществе, в котором он живет, не ценятся ни ум, ни честность, ни талант. Его образ проникнут цинизмом, он знает, что жестокость и бесчеловечность вызывают в таком обществе страх и уважение. Но при этом герой нежно любит свою мать, называет ее ангелом, а она, в свою очередь, видит в нем «высокую, небесную душу»? Ему понравилась чистая и верная Соня, но она любит другого.

Еще раз удивляет нас Долохов перед Бородинской битвой. При встрече с Пьером, герой неожиданно для читателя просит у него прощенья.

Видя Долохова в разных ситуациях, мы приходим к выводу, что он одинок и озлоблен, но он мог бы быть иным. Идеалом женщины он считает прекрасных и преданных, таких, как его мать, Соня. Идеал мужчины – сильный, бескомпромиссный, способный перед лицом всеобщей опасности забыть свою мелкую вражду. Таким он сам предстает перед Бородинской битвой. Долохов хочет видеть жизнь прекрасной, но она далеко не такова, она несправедлива и жестока.

Поэтому и сам герой становится жестоким и несправедливым. Но его нельзя оправдывать. Долохов не один герой в романе, которому свойственны духовные искания. Однако Пьер и князь Андрей находят свой путь в служении справедливости и добру. Долохов же избрал путь циника. Читатель смотрит не героя с осуждением, даже в те моменты, когда в герое просыпаются человеческие черты, осуждение только усиливается. Хочется верить, что душа героя смягчится, возможно, под воздействием новой любви.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -