Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Когда начинается Петров пост и когда заканчивается? Правила Петрова поста. Когда начинается Петровский пост и что можно есть? Петровский пост для мирян

Когда начинается Петров пост и когда заканчивается? Правила Петрова поста. Когда начинается Петровский пост и что можно есть? Петровский пост для мирян

Петров пост (Апостольский пост, Петровка ) - это один из четырёх многодневных годовых постов, который установлен в честь святых апостолов Петра и Павла, постившихся с целью приготовления себя к евангельской проповеди (Деян. 13, 3). Петров пост начинается через неделю после и, в отличие от всех прочих многодневных постов, имеет различный период по продолжительности: от 8 до 42 дней, в зависимости от пасхального цикла. Заканчивается он всегда в день , 12 июля (29 июня ст. ст.).

Петров пост в 2018 году: 4 июня - 11 июля

«В царствование того Нерона пришел некто, Симон по имени, египтянин, волхв, творя видения многие, и назывался Христом. Слышал же Петр апостол о нем, и пришел в Рим. Когда он шел в Рим через Антиохию Великую, прилучилось умереть Евводу, епископу и патриарху Антиохийского града. И принял чин епископский Игнатий, и святой Петр повиновался. Случилось умереть в те годы Марку апостолу в Великой Александрии, епископу бывшему там и патриархом. И принял от него епископство Аниан, ученик его, как Феофил написал. Поспешил же апостол Петр в Рим. И узнал, где пребывает Симон волхв, и пошел к нему; и обрел пса великого у врат его, цепями привязанного. Симон его из-за прихода Петра привязал, и приказал, чтобы не входили к нему, если только не повелит Симон. И сей обнюхивал хотящих войти к Симону. Петр же увидел пса, такого великого и страшного, и узнал от стоящих пред вратами, что, если не повелит Симон псу, то не даст войти сей пес никому; но, наскочив, пес умерщвляет всякого входящего. Петр же взял пса за цепь, отвязал его и сказал ему: «Иди к Симону и скажи ему человеческим голосом: Петр, раб Бога Вышнего, войти хочет». Пес же пошел; и прибежал, когда тот учил некоего волшебным прелестям, и, став посредине, человеческим голосом глаголал к Симону: «Петр, раб Бога Вышнего, прийти хочет к тебе». Они же, слыша пса, глаголющего человеческим голосом, удивились, глаголя: «Что есть этот Петр, или какова сила его, о котором глаголет пес? Как (он) сделал пса человеческим голосом (говорящим), сотворив его послом?» И сказал Симон к стоящим и дивящимся Петру: «Человек сей пусть вас не устрашает. Ибо, вот и я велю ему тем же человеческим голосом ответ творить». И сказал Симон псу: «Велю тебе, иди и скажи Петру человеческим голосом: Симон тебе говорит, приди и войди». И пришел к Симону Петр. И боролся с Симоном Египетским Петр, когда творил он чудеса. И одолел Петр Симона волхва, и творил исцеления, и веровали Петру многие и крестились. И поэтому в Риме мятеж великий восстал и буря из-за Симона; и творили чудеса (оба).

И услышав о мятеже, Агриппа-епарх поведал царю Нерону, говоря: «Есть некие в сем городе, чудеса творящие друг против друга. Один нарицает себя самим Христом, а другой глаголет, что (тот) не Христос, но волхв, ибо я - Христов ученик». И тогда царь Нерон повелел привести пред собой Симона волхва и Петра, и Пилата привести из темницы. И введены были к царю, и вопросил Симона Нерон: «Ты ли Христос?» Он же сказал: «Я». И сказал Петр: «Это не Христос. Ибо я - Его ученик и при мне на небеса взошел». И после этого призвал Пилата и спросил его о Симоне: «Сей ли Тот, Кого предал ты на распятие?» И, приступив, Пилат сказал: «Это не Христос». Также и о Петре вопросил его: «А сего знаешь ли, ученик ли Его есть»? Он же сказал: «Истинно. И ввели его ко мне иудеи как ученика Его, и отвергся (он), говоря – я не ученик Его. И отпустил (я) его». И тогда Нерон и Симона, как солгавшего, нарекшись Христом, которым он не был, а также и Петра, обличенного Пилатом, как отвергшегося от Христа, повелел изгнать. И изгнаны были из дворца. И пребывали в Риме, творя чудеса друг против друга.

Симон же повелел привести быка великого и сказал (нечто) в ухо быку, и тотчас умер бык. И чудно было (это). Петр же, молитву сотворив, пред всеми сделал ожившим быка, что было большим чудом. Симон же, понимая, что Петр препирает его Писанием и Божьим словом, испытанию быть (другому) захотел. Ушел со многим срамом, побежденный, ибо был скверный многоумелец диявольским деяниям, неумелец же духовному учению. Ибо был научен волхованию и козням сатанинским, как никто иной до него. Не сомневался, так как (был) диавольским зломышлением и злодеяниями славен, ибо кумиров творил, и в огне валяясь, не обжигался, по воздуху летал из каменья хлебы творил, змеем бывал и в золото превращался, двери затворенные и запертые отворял, и железные узы сокрушал; на вечерях идолов, всякие страсти представляющих, творил, и сосудам, сущим в доме, самим носиться на службу творил, как бы кому-то носящему их, невидимому; тени многие пред собою устраивал, глаголя, что это души умерших. Многие же как отравителя и прелестника его обличить пытались, но изменяли (это мнение) после празднеств, когда, волов заклав и напитав их различно, так, что невозможно (было) исцелиться, в (то же) беснование прелагались. И иное множайшее творил при помощи служащих ему бесов, и с их помощью не только себя в иные образы человеческие и скотские преображал, (но) что хотел, то и творил.

И некогда искал его кесарь, (чтобы схватить) как волшебника; и чтобы избежать этого, облик свой переложил на Фафста (Фавста) ученика Петрова. И в таком образе (тот) пришел к Петру, гоним будучи всеми, из-за такого непреподобного вида, в который был обличен. Воззрел же Петр на него и увидел его в печали и слезами одержимого, и сказал: «Симоном волхвом, Фавст, изменение твое было (сделано), ибо кесарь его ищет; (он же) убоялся и убежал, свой образ на тебя возложив, чтобы тебе быть пойманному и убитому, и скорбь великую нам, и печаль сотворить. Но Бог (этого) людей соблазнителя и врага истине изменит; и изменит тебя от Симонова образа, и первый (образ) тебе подаст вскоре». И вдруг со словами (этими) так и стало, всем нам видящим (это). Такое и тому подобное насылать, (как) говорит Климент, (был) обучен и творил в Сирии. И в Риме же, по изгнании от лица Неронова, как и прежде речено было и написано в Деяниях святых апостолов.

Петр апостол молитвою своею уморил Симона волхва, хотящего вознестись. Ибо сказал Симон Петру: «Ты глаголешь, что Христос, Бог твой, вознесся на небеса. И вот, я возношусь». И увидел Петр его, возвышающегося в воздух (действием) волхования своего, посреди града Рима. И помолился Петр, и тотчас упал Симон волхв на землю посреди дороги, и разбился, и умер. И кости его лежат и до ныне там, где он пал. Место же, принявшее мерзкое и скверное тело, существует с тех пор, и окрест его ограждение каменное, и слывет как «место Симона». Об этом в Апостольский постановлениях великий Петр так глаголет: «Начало же новых еретиков было от Симона волхва. Тот в Сирии многое сотворил недостойное, и, в Рим придя, во многом церковь извратил волшебством и дьявольскою хитростью, и деяниями. Ибо в Кесарии Стратонской со мной, Петром, беседовал, желая развратить Слово Божие, и с бывшими со мною святыми чадами, Закхеем, когда-то бывшим мытарем, и Варнавой, и Акилой, братом Климента, римлянина, учившегося у Павла, соапостольника нашего и содетельника, о Евангелии, то есть о Благовестии. Трижды с ним о пророческих словесах о нем с ним прелся, и о Божием единоначалии; и победил его силою Господа нашего Исуса Христа, и в безгласие ввел, и бежать его в Италию заставил. Бывшему же ему, как сказано, в Риме, во многом церковь возмутил и многих обратил, к себе привлекая. Язычники же дивились волхованию, и козням, и бесовским деяниям. Тогда некогда в полдень, войдя в театр, Симон сказал: «На воздух поднимусь», перед всеми, дивящимися о сем. Я, Петр, про себя молился; когда он поднимался, бесами летящими несомый по воздуху, и говорил: «На небеса должен я взойти, оттуда же людям благо подать», народ же восхвалял его как бога, простер и я руки на высоту, и помолился Богу: «Да низринется губитель, и сила его да разрушится». И тогда (я) сказал Симону: «Если я - апостол Исуса Христа, а не льстец, как ты, Симон, повелеваю неприязненным силам, да перестанут тебя держать!» И когда я сказал это, и тотчас низпал (он) с шумом великим и разбился. И возопил народ: «Един Бог, коего Петр проповедует»! Так разрушилась впервые Симонова ересь в Риме и большую угасила. Того ради тот день субботний особым именуют римляне, ибо это была та суббота, в которую и молитва, и пост верным. Обычай есть, что молится церковь о своем дидаскале (учителе), трудящимся и печалующемся; так в Деяниях святых апостолов написано, что молитва бывает прилежная в церкви Петра ради, так как в тот день субботний свершилась Христова победа и низпал антихрист Симон».

Услышал же Нерон-царь, что умер Симон из-за Петра; и взят был Петр тогда. И передал, и поставил в епископство Римское Аина (Лина) по имени, из учеников его. И последовал ему, когда его взяли. Петр же сам был телом среднего роста, с короткими волосами, весь седой, и с главою, и с бородою белою, бледный, с припухшими очами, с красивой бородой, долгоносый, бровистый, невысокий, мудрый, вспыльчив, но скоро отходчив, ясен, беседу вел (как бы) Святым Духом и чудеса творил.

И повелел Нерон распять Петра. Петр же умолил епарха, чтобы не прямо во весь рост распятому ему быть, как и Господу, но стремглав (вниз головой). Сего ради распялся Петр так, как изволил, и это было от многого (его) смирения. И был после Петра епископом в Риме Лин, как Евсевий Памфил пишет. Петр же апостол муки принял, будучи распят стремглав, ибо сам апостол заклинал епарха: «Да не как Господь мой распят буду». И скончался святой Петр в консульство Прониана».

Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас.

Православная религия подразумевает следование определенному своду правил, в которые входит и соблюдение поста. Это время, когда очищается не только организм, но и мысли. Именно исключение из рациона большого потребления пищи в определенный период приводит к духовному просветлению.

За один год православные люди несколько раз постятся. В этой статье речь пойдет о том, какой пост закончился 12 июля в 2017 году, когда он начинается и как следует его проводить. Что следует знать верующим об этом событии? Как правильно провести время православного поста?

Пятидесятница

В древние времена, когда Русь только приняла православие, Петров пост именовали Пятидесятницей. Все дело в том, что римский император и завоеватель Константин на территории Римской империи воздвиг и освятил храмы, посвященные памяти апостолов Иисуса - Петра и Павла. Торжество произошло 12 июля. Теперь эта дата имеет ключевое значение.

Дата Петрова поста следовала за праздником Святой Троицы. Его ранее именовали Пятидесятницей, потому как Троица выпадала на пятидесятый день после Христова Рождества.

История названия

Петров пост еще называют Апостольским, поскольку он посвящен двум апостолам Господним - Петру и Павлу. Они, как истинные христиане, проводили много времени в молитвах, игнорируя все тяжбы.

В простонародье Апостольский пост именуют "Петровкой", а еще "Петровкой-голодовкой". И такое название связано с тем, что пост приходится на раннее лето: запасы от прошлогоднего урожая практически иссякли, а до нового еще далеко.

Гипотезы о возникновении

Точно не известно, как возник Петров пост. Православные люди выдвигают пару версий о его происхождении:

  1. Первая версия гласит: Петров пост - это подражание всем апостолам Господним. Они большую часть жизни проводили в молитвах и соблюдении постов. И по прошествии праздника Святой Троицы они также какое-то время держали пост перед тем, как проповедовать Евангелие.
  2. Вторая версия утверждает, что Петров пост был создан для тех, кто в силу определенных обстоятельств не смог соблюдать Рождественский и Великий посты. Начиная с 12 июня и до 12 июля, когда заканчивается пост, православные выполняют все предписания и отдают почести Христу. Этот период может соблюдаться с некоторыми послаблениями в том случае, если есть проблемы со здоровьем.

Когда начинается и когда заканчивается пост?

Начало празднования Петровки выпадает на второй понедельник после Пятидесятницы. Что касается того, какого числа заканчивается пост, то эта дата обычно приходится на 12 июля. В 2017 году этот день выпал на 11 июля. Начало пришлось на 12 июня.

В 2018 году дата начала поста выпадет на 4 июня. Продолжительность его может варьироваться и составлять от 8 до 42 дней. В 2017 году длительность поста составила 30 дней, окончание совпало с праздником почитания апостолов Петра и Павла. Петр символизирует уверенность и сильную волю, а Павел - высокий интеллект и смекалку.

Соблюдение правил во время Петровки

Современные церковные предписания гласят о следующих правилах, которых необходимо придерживаться верующим во время Петрова поста:

  1. Не работать и отказаться от увеселений во время литургии и православного богослужения в церквях.
  2. Добросовестно трудиться в будние дни и отдыхать в выходные.
  3. Очистить свой разум от непотребных, легкомысленных желаний и помыслов.
  4. Не веселиться, не посещать развлекательных заведений.
  5. Воздерживаться от интимных связей.
  6. Не позволять таким эмоциям, как гнев, злость, агрессия, ревность, завладевать разумом и управлять чувствами.
  7. Большое количество времени предаваться молитвам, как в церкви, так и дома.
  8. Не укорачивать волосы.
  9. Отказаться от занятий рукоделием.
  10. Не давать и не брать в долг.
  11. В один из дней поста нужно отправиться на исповедь и причаститься.
  12. Пока длится время духовного и телесного очищения, строго воспрещается совершать разного рода магические ритуалы, гадания.
  13. Необходимо на время ограничить себя в азартных играх и распитии алкогольных напитков (исключение составляет красное вино).
  14. Как можно чаще стоит посещать церковь, почитать святых.
  15. В это время рекомендуется заниматься благоворительностью, оказывать помощь нуждающимся и просящим.

Пища, позволительная в пост

Пост - это время в ограничении себя в еде. Рацион сокращается, способствуя очищению организма и мыслей. Когда заканчивается Петровский пост, тогда все ограничения снимаются.

Итак, что же можно есть в этот период?

  1. Понедельник. В этот день принято употреблять в пищу горячие каши, приготовленные без масла, то есть на одной воде. Чтобы разбавить пресный вкус, в них позволительно добавлять сухофрукты, грибы, орехи, овощи и фрукты.
  2. Вторник, четверг, суббота. В эти дни можно есть рыбу и рыбные блюда. Разрешено использование растительного масла. Но, мясо, яйца и молочные продукты запрещены.
  3. Пятница. Этот день весьма скромен. Запрещено если не все, то многое: мясо, рыба, животные продукты, масло. Большинство верующих "очищаются" в этот день только хлебом и водой.
  4. Воскресенье. Если в пятницу запрещено есть большинство продуктов, то в воскресение можно компенсировать эти ограничения. Яйца и молочные продукты нельзя. Можно добавить в постное меню сухое красное вино в малых количествах. Нельзя употреблять другие алкогольные напитки. Стоит отметить, что красное вино предназначается употреблять как напиток для причащения.

Кому-то может показаться, что пост слишком ограничивает человеческие потребности в еде. Однако польза от такого рациона велика как для всего организма, так и для духовного просвещения. Церковь позволяет людям с серьезными заболеваниями и детям не придерживаться поста, поскольку это может нанести вред их здоровью.

Когда в июле пост заканчивается, можно смело возвращаться к привычному меню.

Связь Пасхи и Петрова поста

Почему при упоминании Апостольского поста вспоминают праздник Христова Воскресения?

Все дело в том, что дата Петрова поста высчитывается с учетом даты Светлой Пасхи. Так, например, в 2017 году Пасха отмечалась 16 апреля, а спустя девять воскресений наступил Петровский пост. Сам день почитания апостолов Петра и Павла не относится к посту, то есть не является его частью. Праздник наступает тогда, когда заканчивается пост в июле.

Что говорит церковь о свадьбах в пост?

Поскольку Апостольский пост приходится на лето - сезон большого количества свадеб, - то многих брачующихся интересует вопрос, можно ли в этот период праздновать свадьбы. Или же придется ожидать времени, когда заканчивается Петровский пост?

Православные люди, чтобы не разгневать Бога, знают, что свадьбы нельзя справлять во время постов. Свадьба подразумевает обильное угощение для гостей, а также моменты интимной близости между новобрачными. Игнорирование запрета может повлечь неблагоприятные последствия для супругов: их семейная жизнь может быть подвергнута различным испытаниям.

Петров пост также является тем временным промежутком, когда стоит отказаться от свадебного торжества. Однако церковь не выдвигает категорического запрета на проведение свадеб, но при этом устанавливает ряд определенных ограничений и правил.

Правла проведения свадеб в пост

Если все же православные решились отметить торжество бракосочетания, не дожидаясь времени, когда заканчивается Петров пост, они должны соблюсти некоторые правила:

  1. В числе приглашенных гостей могут оказаться и те, кто свято чтут предписания, соблюдаемые во время гастрономического ограничения. И разумеется, они будут поститься до момента, когда пост заканчивается. Чтобы постящиеся гости не чувствовали себя ущемленно, нужно заранее позаботиться о присутствии постной пищи на столе.
  2. В качестве алкогольных напитков на столах должно присутствовать красное вино, в идеале - кагор.
  3. Поскольку свадьба - это все-таки веселье, то без песен и конкурсов никак обойтись нельзя. Но помните, что все должно проходить сдержанно, умеренно. Песни и конкурсы не должны содержать сексуального подтекста. Это касается и одежды гостей: больше сдержанности и приличия в нарядах.
  4. Не следует употреблять чрезмерное количество алкоголя, чтобы не находиться в состоянии сильного алкогольного опьянения.

Многие пары желают провести таинство венчания. Но делать это именно в Петров пост запрещается. Лучше дождаться момента, когда заканчивается Петров пост.

Заключение

Петров пост - один из немногих периодов в году, когда православные освобождают свое тело и разум от гнетущих мыслей и полностью очищаются. Тем, кто решит примкнуть к числу постящихся, стоит запомнить, что дата начала всегда разная. И стоит знать, какого числа заканчивается Петров пост - это всегда 12 (двенадцатое) июля.

Это период, когда православные ограничивают себя в еде и совершенствуются духовно. Петров, или Апостольский пост, считается летним постом. Он начинается с понедельника через неделю после празднования Троицы (Пятидесятницы). Начало Петрова поста зависит от Пасхи. Поэтому продолжительность поста в разные годы различная: от 6 недель до недели и одного дня. Петровский пост получил свое название в память об апостолах Петре и Павле. Окончание Петрова поста — в праздник святых апостолов Петра и Павла, 12 июля, если только дата не совпадает со средой или пятницей. Он был установлен в день освящения храма в Константинополе, воздвигнутого в честь апостолов Петра и Павла.

Более «правильное» название поста — Петропавловский. Но оно слишком длинное и не прижилось в народе. Петров пост летний, в это время от прошлогоднего урожая почти ничего не оставалось, а новый еще не поспел. Народ дал очень меткие названия посту: «петровка-голодовка» и «петровки». Имя Петра в названии поста главенствует. Прежде этот период называли постом Пятидесятницы.

Что можно есть во время Петрова поста?

Во время поста отказываются не только от животной пищи, но и от различных соблазнов и удовольствий, в том числе, и от чревоугодия. Постная еда должна быть простой и здоровой, не требующей затрат денег и времени на ее приготовление. Не стоит забывать и об умеренности в питании. Традиционно в Петров пост не ели мясные и молочные продукты, яйца. Особых ограничений на вареную постную пищу с елеем (растительным маслом) не было. На рыбу налагался запрет по средам и пятницам.

Существуют и более строгие правила питания во время Петрова поста, которые формируют образ смирения.

ПОНЕДЕЛЬНИК. До трех часов от еды желательно воздержаться, затем можно есть сырые овощи, фрукты и хлеб. Сухоядение (только невареная растительная пища) в девятый час после вечерни. Если в этот день празднуется день памяти святого, которому положена Уставом славословная служба, то разрешается употребление рыбы.

ВТОРНИК. Нельзя есть рыбу. Разрешены вареная пища с маслом и немного вина. Если в этот день празднуется день памяти святого, которому положена Уставом славословная служба, то разрешается рыба.

СРЕДА. До трех часов дня от еды следует воздержаться, затем можно есть сырые овощи, фрукты и хлеб. Сухоядение в девятый час после вечерни. Если бывает празднование памяти святого, которому Уставом положена славословная служба, то едят вареную пищу с растительным маслом и разрешено пить вино. Если в этот день совершается празднование памяти святого, которому положено «бдение», то можно принимать вареную пищу с растительным маслом, рыбу и вино. Если выпадает день памяти святого, в честь которого освящен храм, то едят вареную пищу с растительным маслом, рыбу и вино.

ЧЕТВЕРГ. Нельзя есть рыбу. Разрешена вареная пища с маслом и вино. Все в умеренных количествах. Если в этот день празднуется день памяти святого, которому положена Уставом славословная служба, то разрешается рыба.

ПЯТНИЦА. До трех часов воздерживаются от приема пищи. Затем едят сырые овощи, фрукты и хлеб. Сухоядение в девятый час после вечерни. Если приходится на празднование памяти святого, которому положена Уставом славословная служба, то разрешена вареная пища с растительным маслом и вино. Если на этот день приходится празднование памяти святого, которому положено «бдение», то можно есть вареную пищу с растительным маслом, рыбу и пить вино. Если совпадает с днем памяти святого, в честь которого освящен храм, то разрешается употребление вареной пищи с растительным маслом, рыбы и вина.

СУББОТА. Разрешаются рыба, вареная пища с растительным маслом и вино.

ВОСКРЕСЕНЬЕ. Разрешаются рыба, вареная пища с растительным маслом и вино.

Рыба разрешается также в дни памяти одного из великих святых или в дни храмовых праздников.

Послабления

Самый строгий пост — это сухоядение, т.е. употребление невареной растительной пищи. Предписания Устава предусматривают послабления для больных, престарелых, младенцев, беременных и кормящих грудью женщин. Допустимо употребление некоторых скоромных продуктов людьми, занятым тяжелым физическим трудом и заключенными. Существуют послабления и для «путешествующих». Особенно оговариваются ситуации, когда для сохранения здоровья приходится снимать ряд ограничений.

Послабления идут в таком порядке: вареная пища, растительное масло, вино, рыба, молочные продукты (и яйца), мясо. Молочные продукты (часть плоти млекопитающих) считаются более скоромной пищей, чем рыба. Дети до трех лет не постятся.

Другие запреты

Пост должен быть не только телесным, но и духовным. Не рекомендуются развлекательные передачи по телевизору, телефонные разговоры по пустякам, чревоугодие, выпивки, всевозможные зрелища, суета, вражда и т.п. Желательно, чтобы в период Петровского поста человек сам составил список тех ограничений, которые он готов добровольно возложить на себя.

© "Подмосковье", 2012-2018. Копирование текстов и фотографий с сайта pоdmoskоvje.cоm запрещено. Все права защищены.

Русская Православная Церковь предписывает четыре «длинных», то есть многодневных поста в году: Великий пост, Петров пост, Успенский пост, Рождественский пост – фактически по одному на каждое время года. Наша статья посвящена летнему посту – Петрову или Апостольскому. Хотите узнать, когда Петров пост в 2018 году, почему он так назван, какие предписания существуют для этого поста? Обо всем этом – ниже.

Петров пост напрямую зависит от даты Пасхи – как и многие двунадесятые праздники и постные дни. Потому-то мы и задаемся каждый год одним и тем же вопросом – какого числа Петров пост в 2018 году. Однако от всех прочих постов он отличается «плавающей» датой начала и фиксированной датой окончания. Начинается он с первого дня недели всех Святых, то есть дата начала поста каждый раз разная. Но заканчивается каждый год в один и тот же день – 12 июля.

Какого числа Петровский пост в 2018 году? Так как Пасха в 2018 году приходится на 8 апреля, а неделя всех Святых начинается после девятого воскресенья после Светлого дня, то Петров пост начнется 4 июня. Ну а окончание его, как уже говорилось, всегда приходится на один и тот же день.

Стоит заметить, что 12 июля уже можно разговляться, то есть фактически последний постный день – среда 11 июля. Несложно посчитать и продолжительность поста – в 2018 году он будет длиться 38 дней.

Стоит заметить, что каждый год длительность Петровского поста разная – его протяженность зависит от того, насколько ранней будет Пасха. Кстати, самый длинный Петров пост составляет 42 дня (полные шесть недель), а самый короткий – восемь дней (неделя плюс один день).

Апостольский пост

Петров пост 2018 не зря носит второе название Апостольского – он создан в память о двух апостолах, учениках Христа, Петра и Павла. В основу поста легло предание, что апостолы, готовясь к проповедям, готовясь рассказывать язычникам Слово Божье, ограничивали себя в пище, стремясь к чистоте духовной и плотской. Этим же святым посвящен и день окончания поста – 12 июня, День Петра и Павла. В этот день славится твердость Петра и разумность Павла.

Изначально, в период с III по XI вв. Петровский и Успенский посты составляли единое целое. Столь длительное время ограничения в пище призвано было служить компенсацией для тех, кто по каким-либо причинам не смог поститься в Великий пост. То есть у верующих фактически был выбор – держать длительный пост перед Пасхой или после нее.

Примерно в XI веке единый долгий пост окончательно разделился на две части, слегка сместившись в датах. Первая получила название Апостольского поста или поста в честь Петра и Павла, вторая стала Успенским постом. Роль апостолов в христианстве росла из века в век, и к XV в. пост стал одним из четырех важнейших периодов в православном календаре.

Предписания поста

Пост – это не просто ограничение в еде. Воспринимать постные дни как некую диету, позволяющую поправить здоровье и привести в порядок фигуру – значит, нарушать саму идею поста в христианстве.

Пост – это не только отказ от скоромной (мясной) пищи. В первую очередь это время молитв, милостыни, сотворения добрых дел, время обращения мыслями к Богу. И только выполнение всех предписаний будет означать соблюдение поста, только это даст полное очищение души и тела.

Петров пост 2018 не столь строгий и суровый как Великий. Даже церковные предписания говорят о возможных послаблениях в дни Петровского поста – и такое отклонение не будет считаться нарушением.


В первую очередь послабления касаются меню поста. Так, разрешено употребления в пищу рыбы по субботам и воскресеньям; в эти же дни можно пить вино – но как дополнение к трапезе, а не с целью алкогольного опьянения. По понедельникам, средам и пятницам после вечерни запрещено употребление рыбы, масла, рекомендовано сухоядение. Вторник и четверг – время, когда в пищу разрешены горячие блюда с растительным маслом, под запретом лишь мясные и рыбные блюда. Особо оговариваются дни памяти святых или храмовые праздники – в эти дни предписания Петровского поста 2018 разрешают и рыбные блюда, и масло, и вино.

Каждый год, через неделю после праздника Пятидесятницы, начинается Петровский пост. С какого числа он берёт своё начало, зависит от дня Пасхи и следующей за ним через 50 дней Пятидесятницы. Окончание же его всегда совпадает с днём памяти святых апостолов Петра и Павла, в честь которых он установлен ― 12 июля. Таким образом, начало Петровского поста меняется, а окончание - нет. По этой причине продолжительность его может быть от 8 до 42 дней. В народе этот пост часто называют Петровками.

и Павел

Эти величайшие служители Божьи, именуемые за свои заслуги первоверховными апостолами, в своей земной жизни были совершенно противоположными людьми не только по принадлежности к различным социальным слоям общества, но и по своему развитию и душевному складу. Причём если один из них ― Пётр ― был учеником Христа в дни его земной жизни, то другой ― Павел ― никогда не сподобился лично созерцать Спасителя и подвязался на служение ему уже после вознесения.

Об апостоле Петре, старшем брате апостола Андрея Первозванного, известно, что он был простым рыбаком, бедным и неграмотным. Никогда ничему, кроме своего ремесла, не учился, и все его жизненные заботы сводились к хлебу насущному, который он зарабатывал тяжёлым трудом. Пётр сразу всей своей душой уверовал во Христа и следовал за ним во все дни его земного служения. Он был обычным слабым человеком и по малодушию своему трижды отрёкся от Учителя, но глубочайшее покаяние позволило ему стать тем камнем, на котором было возведено здание Церкви Христовой.

В отличие от Петра имел благородное происхождение, был человеком начитанным, образованным и в начале своего жизненного пути непримиримым гонителем христиан. Когда же Господь исполнил его сердце истинной верой, то он весь жар своей души и силу разума направил на проповедь его учения. С тем же жаром, с каким он прежде преследовал учеников Христа, уверовав, он стал их наставником и опорой. Петровский пост установлен в память об этих двух людях, олицетворяющих собой беззаветную веру и холодный разум, помноженный на силу и энергию ― качества, из которых складывается истинный миссионер.

Установление Петровского поста

Почитание этих великих служителей Божьих началось ещё в первые века христианства. Тогда же был установлен церковью и Петровский пост. Особенно же широкое распространение он получил после того, как в Риме и Константинополе были воздвигнуты храмы в их честь. Именно день освящения Константинопольского храма ― 12 июля ― был выбран для празднования памяти этих первоверховных апостолов.

В России этот праздник и предшествующий ему Петровский пост появились в глубокой древности. В простонародье он часто назывался «Петрови», а порой даже «Петровки-голодовки». Здесь нет какого-либо непочтения к религии, просто в те дни, когда начинается Петровский пост, запасы прошлогоднего урожая подходили к концу, а до нового оставалось ещё очень долго ― отсюда и голод, и горько-ироническое название.

Объяснение названия

Иногда у людей не воцерковлённых, но проявляющих интерес к православным ценностям, возникает вопрос, связанный с названием этого поста. Их недоумение вызывает тот факт, что Петровский пост, установленный в преддверии праздника, посвящённого двум величайшим столпам церкви, носит имя лишь одного из них. Не говорит ли это о доминирующей роли апостола Петра? Разумеется, нет, они абсолютно равны в своих деяниях и заслугах, а название поста установлено исключительно в силу его благозвучия.

Установление Нового Завета Божьего

Следует подробнее остановиться ещё и на таком важно вопросе: почему день, когда начинается Петровский пост, следует за праздником Пятидесятницы? Ответ на него можно найти в трудах святых отцов церкви. Они указывают на то, что происшедшее на пятидесятый день после исхода из гроба Спасителя нашего Иисуса Христа является свершением Нового Завета Божьего с людьми.

Этот новый Сионский Закон, начертанный в сердцах людей, пришёл на смену ветхому - Синайскому, заповеди которого были высечены на каменных скрижалях. В этот день благодать Духа Святого была ниспослана для укрепления чад святой церкви в их брани Христовой. Именно для очищения души и тела перед выполнением столь важной миссии и установлен Петровский пост. Во дни же самого праздника Пятидесятницы он был бы неуместен, так как это период пребывания Спасителя со своими учениками.

И ещё важная для всех информация. Вопрос, который задают все, кто намерен впервые держать Петровский эти дни? Следует сразу отметить, что он не является столь же строгим, как Великий пост. Не благословляется лишь вкушение мясной и молочной пищи. Рыбные же блюда разрешены во все дни, за исключением среды и пятницы. Более того, по субботам, воскресеньям и в дни храмовых праздников не возбраняется употребление вина.

Важно учесть и такую деталь, что если календарь Петровского поста в какой-то определённый год сложился так образом, что его окончание ― праздник святых апостолов Петра и Павла - выпадает на среду или пятницу, то этот день также является частью поста, хотя и с некоторыми послаблениями. Во всех же прочих случаях в праздник поста нет.

Труд над самим собой

Но не только ограничения в пище включает в себя Петровский пост. Что можно есть, а что нельзя, выяснить несложно. Важно глубоко понять, что пост - это прежде всего работа над состоянием собственной души, при которой отказ от и обычных мирских развлечений является лишь вспомогательным средством. Это правило вполне соответствует каждому из постов, установленных православной церковью, но Петровский имеет в этом отношении свои особенности.

Послушание благовестия

Дело в том, что пост установлен в честь праздника святых апостолов ― провозвестников воскрешения Христова, отворившего двери Царствия Божия всем, кто уверовал в него. Именно в служении слову Божию определена основная задача апостольства. Со временем это послушание было возложено на иерархов церкви ― епископов и священников. Они стали преемниками апостолов и продолжают их великое дело. Однако это совсем не означает, что миряне вправе от него устраниться.

Нести людям слово Божие - это труд, достойный награды в любое время года, тем более в период поста, являющегося преддверием праздника первоверховных апостолов. Каждый православный христианин в эти дни мог бы попробовать свои силы на этом благородном поприще. Здесь открывается очень широкий простор деятельности.

Апостольство внутреннее и внешнее

Это апостольское служение каждый должен направить прежде всего на самого себя. Существует даже такой термин ― «внутреннее апостольство». Под ним подразумевается труд, цель которого - донести благую весть до собственного сознания. Успех в этом начинании даст возможность человеку внутренне принять все то, чему учит его святая церковь. Он обретёт способность искренне воспринимать Божью церковь как мать, и молитва станет для него истинным общением с Богом.

Преуспевший в апостольстве внутреннем способен будет и к трудам на ниве внешнего апостольства, то есть к проповеди христианских истин среди своих ближних. В этом, несомненно, состоит долг каждого православного человека, ведь мы ответственны перед Богом за всех, кто окружает нас, и за всё происходящее вокруг. Здесь очень важно не поддаться искушению, исходящему от врага рода человеческого и подчас старающемуся внушить нам, что наших немощных сил никогда не хватит на выполнение такой задачи. Главное - верить в Бога, а он, если будет на то его воля, ниспошлёт силы.

Что же касается тех пищевых и прочих ограничений, о которых говорилось выше, то они помогают нам на время поста отрешиться от суеты земной и всецело посвятить себя святому делу. Каждый в эти дни должен стать в той или иной степени апостолом и предварять своё служение постом и молитвой. Да, мы немощны, слабы и часто бываем попросту невежественны, но ведь такими были и апостолы. Их сила заключалась в вере, а всё остальное они стяжали нашествием Духа Святого и благодатью Божией, изливаемой на всех, кто готов её воспринять.