Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Картина Хруцкого "Цветы и плоды". История создания

Картина Хруцкого "Цветы и плоды". История создания

Иван Хруцкий родился 27 января 1810 года в семье греко-католического священника Фомы Ивановича Хруцкого. Белорус.
Среднее художественное образование Иван Хруцкий получил в Полоцком высшем пиарском училище. В 1827 году он приезжает в Санкт-Петербург. Здесь до 1829 года он брал уроки у английского живописца Дж. Доу и одновременно занимался в Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика. Копировал в Эрмитаже. В 1830 году Хруцкий поступил в Академию Художеств. Там он учился у таких мастеров, как А. Г. Варнек, М. Н. Воробьёв, К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни.

В 1839 году, после смерти отца, Иван Фомич уезжает из Санкт-Петербурга. В 1844 году он приобрёл имение Захарничи в Полоцком уезде (в 20 км от Полоцка), где по собственному проекту построил дом и заложил сад. С 1845 года И. Хруцкий постоянно жил там.
Умер Иван Фомич 13 января 1885 года; был похоронен в фамильном склепе в имении Захарничи.

Цветы и плоды. 1838г.

Иван Фомич Хруцкий известен как художник работавший в русле русской академической школы. В историю искусства он вошёл своими натюрмортами.

Цветы и фрукты. 1839г.

Первые датированные этюды художника — «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой» — относятся к 1832 году. Главное направление творчества Хруцкого в это период — работа над натюрмортом, именуемым в официальных документах как «живопись цветов и фруктов». В это время он создаёт группу похожих по стилю работ — «Плоды и птичка» (1833); «Фрукты» (1834); «Виноград и фрукты», «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном», которые отличались простотой композиции.

Натюрморт с грибами

Вскоре И. Ф. Хруцкий перешёл от ранних постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, к значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов: «Цветы и плоды» (1836, 1839); «Натюрморт со свечой», «Цветы и фрукты», «Плоды, фрукты, битая дичь», (все 1830-х годов).

Битая дичь, овощи и грибы. 1854г.

Фрукты. 1840-е

В 1836 году за картину «Цветы и плоды» И. Хруцкий был награждён Академическим Советом большой серебряной медалью. В том же году ему было присвоено звание свободного художника «во внимание к хорошим сведениям в ландшафтной живописи».

К святому месту. Конец 1840-х.

Пейзажной живописью Иван Хруцкий занимался на протяжении всего последующего творчества («Вид на Елагином острове в Петербурге», 1839; «Вид в имении», 1847).

Портрет жены с цветами и фруктами. 1838г.

Часто пейзаж служил фоном в портретах и жанровых полуфигурах художника. Так, в наиболее значительной его работе 1830-х годов — «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838) — молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решённый в багряных тонах. Подобная композиция, представляющая собой некий синтез жанрового портрета, натюрморта и пейзажа, появилась у Хруцкого как дань романтизму.

Старуха, вяжущая чулок. 1838г.

Если работа И. Хруцкого «Портрет жены» стоит ближе к академическому направлению, представленному такими художниками, как К. П. Брюллов и Ф. А. Бруни, то другая картина «Старуха, вяжущая чулок» (1838) сближает его с художниками, не имевшими академического образования, например, с А. Г. Венециановым и особенно В. А. Тропипиным. В 1838 году за эту работу, а также за натюрморт «Цветы и плоды» Иван Хруцкий был награждён малой золотой медалью.

24 сентября 1839 года И. Ф. Хруцкий «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей» был удостоен звания академика живописи. С этого времени Хруцкий перестает писать эффектные натюрморты.

На портрете изображен Викентий Лисовский, иеромонах, духовник архиепископа Иосифа Семашко. 1847г.

После переезда в Полоцкую губернию Хруцкий не оставляет занятий живописью, однако теперь в его работах преобладает иная ориентация и иные направления. С 1845 по 1855 годы художник выполнил большое количество работ по заказам своего покровителя — литовского митрополита Иосифа Семашко. Он пишет иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850—1851); для архиерейского дома в Вильно — 32 портрета лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов). Для городской и загородной резиденций митрополита Иван Фомич исполнял виды Вильно и его окрестностей, натюрморты и интерьеры, копии с картин европейских мастеров. В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого «Виленского альбома» Я. К. Вильчинского — серии литографированных городских видов, выпущенных в Париже.

В комнатах усадьбы художника И.Ф. Хруцкого «Захарничи». 1855г.

Ещё одна линия творчества художника в это время представлена изображением интерьеров — своеобразным жанром «в комнатах»: «Мастерская художника» (без года), «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря» (1854), «В комнате» (1854), «В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого Захарничи» (1855).

Портрет мальчика в соломенной шляпе

Также в этот период художник часто пишет портреты, которые, как правило, введены в его «интерьеры». В собственно портретном творчестве Хруцкий проявляет себя мастером несколько суховатым и натуралистичным, учеником скорее западной, чем русской школы. Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого человека (все 1842). Портрет Миколая Малиновского (1855) — возможно, лучший из созданного им в портретном жанре. Здесь так же, как и в «Автопортрете» (1884), написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения — приём, к которому художник прибегал довольно часто.

Семейный портрет. 1854г.

Кроме единичных, персональных изображений Хруцкий пишет также групповые портреты. Образцом произведений такого рода может служить «Семейный портрет» (1854) с его суховатой тщательностью в прорисовке деталей и строгой объективностью в передаче сходства изображённых. Семейная группа (мать и трое детей) представлена на фоне паркового пейзажа. В колористическом отношении это хорошо сгармонированная работа, решённая в сдержанных, приглушённых тонах.

Портрет неизвестной. 1830г.

Портрет мальчика. 1834г.

Портрет неизвестной. 1843г.

Оригинал записи и комментарии на

Развитие речи. Обучение сочинению по картине И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды» (5 класс).

Разработка урока учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №16 г. Невинномысска Ставропольского края Назаровой Людмилы Васильевны.

Цели урока: 1. подготовить к написанию сочинения – описания картины в художественном стиле;

2. учить собирать рабочие материалы к сочинению и составлять простой план;

3. учить детей наблюдать, давать словесное выражение увиденному на картине.

Оборудование: репродукция картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» («русский язык», 5 класс, под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта, «Дрофа», Москва, 1999, цветная вклейка на стр. 8); плакаты с планом работы над сочинением, искусствоведческими терминами.

Межпредметные связи: ИЗО.

План урока.

    Вступительное слово учителя 1 мин.

    Выявление первоначальных впечатлений учащихся 3 мин.

    Чтение и запись плаката № 1 3 мин.

    Коллективное составление плана 10 мин.

    Работа с теоретическими понятиями 2,9 мин.

    Коллективное собирание рабочих материалов 15 мин.

    Групповая словарно - стилистическая работа 20 мин.

    Коллективная работа над вступлением 4 мин.

    Коллективная работа над заключением 5 мин.

    Работа по предупреждению речевых ошибок 2 мин.

    Устное сочинение по картине 10 мин.

    Демонстрация образца сочинения.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Посмотрите репродукцию картины «Цветы и плоды». Её автор – И.Т. Хруцкой (1810-1855г.) – признанный мастер в изображении натюрморта и интерьера. Он стремился предельно точно и подробно воссоздать обстановку, предметы быта.

2. Выявление первоначальных впечатлений учащихся.

Что изображено на картине? (Ваза с цветами и фрукты)

Чем привлекает изображенное на картине? (Цветы очень красивы, разнообразны, ярки;

фрукты спелые, сочные, художник их так изобразил, что их хочется съесть; чувствуется аромат цветов)

Всмотритесь в цветы, перечислите их (эта работа вызывает у детей затруднение, т.к. некоторые цветы им неизвестны, подсказывает учитель). – Это розы, пионы, ирисы, флоксы, незабудки.

Перечислите фрукты (персики, груши; кроме того, грозди винограда и тыква).

Художник картину пишет красками, создавая образ. А сможете ли вы описать увиденное словами? Попытайтесь (Попытки неудачны, т.к. дети не знают, с чего начинать).

Учитель: Вам поможет подсказка-план, в котором показана последовательность ваших действий.

3. Чтение и запись содержания плаката:

План сочинения-описания.

    Дать общее представление о картине.

    Описание деталей, частей изображенного на картине.

4. Коллективное составление плана:

1. Роскошный букет и спелые фрукты.

2. Мастерство художника в изображении

а) цветов;

б) плодов;

в) других деталей натюрморта.

3. Великолепие щедрых даров природы, запечатленных И. Т. Хруцким.

Учитель : Поскольку вы описываете картину, вам нужно пользоваться терминами и понимать их значение.

5. Чтение плаката:

Натюрморт – картины, на которых изображены различные предметы: фрукты, овощи, цветы и др.

Композиция – построение картины (использовать слова: задний и передний план, справа, слева, возле, около, рядом, ниже, в центре и др.)

Цветовая гамма – последовательный ряд близких по цвету и оттенкам красок.

6. Коллективное собрание рабочих материалов (к основной части сочинения). Оформление в виде таблицы.

План наблюдений

Материалы (форма, цвет, характерные признаки)

Дополнения

1. Цветы

2. Фрукты

3. Другие предметы

Махровые алые пионы, нежные белые пионы, бледно-розовая роза, лиловые ирисы, изящные букетики сиреневых флоксов, колоски спелой ржи, оранжевые маки с шелковистыми лепестками, голубые незабудки.

Бледно-желтые груши с румяным бочком, крупная кисть янтарного винограда, спелые персики с бархатным пушком, огромная золотистая тыква.

Изящный бронзовый кувшин, тонкий стеклянный стакан, наполненный кристально чистой водой, плетеный короб, ломтик лимона в стакане.

Примечание : в третью колонку ученики записывают понравившиеся им слова и словосочетания.

7. Словарно- стилистическая работа

а) Беседа

Учитель : Каким глаголом можно назвать положение цветов по отношению к кувшину?

Ученики : Стоит; цветы стояли в кувшине.

Учитель : А по отношению к фруктам?

Ученики : лежат; лежат на столе, в корзине.

Учитель : А можно ли постоянно повторять эти глаголы: пионы стоят, роза стоит, персики лежат, груши лежат?

Ученики : Нет, это речевая ошибка.

Учитель : Как можно избежать этой ошибки?

Ученики : Подобрать синонимы, выразить мысль по-другому

Учитель : Давайте проведем игру «Кто больше?»

Назовите как можно больше глаголов, которые описывают положение предметов.

б) Игра «Кто больше?»

Итоги игры: подобраны глаголы: темнеет, спряталась, возвышается, пламенеет, притаился, выглядывает, гордится, возвышается.

в) Групповая работа

1 группа подбирает слова эмоционально-оценочной лексики; эпитеты (глаголы: любоваться, наслаждаться, восхищаться; эпитеты и прилагательные: пышный букет, роскошный букет, великолепные цветы, дивная роза, прелестные флоксы)

2 группа подбирает олицетворения (цветы красуются, ирисы скромно спрятались за пышными пионами, флоксы окружили розу изящными зонтиками соцветий, алые пионы грустно опустили свои шляпки, колоски ржи притаились за яркими цветами.

8. Коллективная работа над вступлением к сочинению

Вариант : На картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» мы видим великолепный натюрморт с роскошным букетом цветов и спелыми фруктами. Художник не случайно выбрал теплую гамму: он хотел передать красками радостное восприятие окружающего мира. Кроме того, это краски осени – поры созревания плодов и пышного цветения.

9. Коллективная работа над написанием заключения сочинения

Варианты: 1) Прекрасные цветы, сочные фрукты и ягоды – все это как дивный дар жизни принес человеку замечательный русский художник И.Т. Хруцкой.

2) Картина Хруцкого «Цветы и плоды» вызывает истинное наслаждение роскошными дарами осени.

3) В картине отразилось радостное любование художника красотой и богатством природы.

10. Работа по предупреждению речевых ошибок.

Учитель : Старайтесь избегать речевых недочетов типа: на рисунке нарисован…, мне очень понравилась эта картина…, впечатление хорошее…, нарисовал хорошо и др.

11. Устное сочинение по картине (по пунктам плана; 2-3 ученика)

На дом : написать сочинение по картине, используя рабочие материалы и записи в тетради

Приложение: Сочинение ученика

Я рассматриваю картину И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Этот натюрморт поражает богатством и щедростью природы, мастерством художника, удивительно точно и ярко сумевшего передать прелесть букета и фруктов.

В центре полотна на переднем плане я вижу бронзовый кувшин, в котором красуются роскошные цветы. Алые пионы кажутся еще ярче на тёмном фоне картины. По контрасту с ними белая роза и светлые пионы нежны и скромны. Лиловые ирисы стыдливо притаились среди других цветов. Оранжевые маки пламенеют среди зелёной листвы. Прекрасно дополняют композицию букетики сиреневых флоксов, грациозные голубые незабудки и колоски спелой ржи.

Справа от вазы находится тонкий стеклянный стакан с кристально чистой водой, в котором плавает тонкий кружок лимона. Рядом со стаканом лениво разлеглись бледно-жёлтые груши с румяным бочком. Позади них возвышается большая золотистая тыква, на которой лежит крупная кисть янтарного винограда. Слева от кувшина в плетёном коробе теснятся спелые персики с бархатистым пушком.

Всё в картине дышит радостью жизни, восхищением великолепными дарами солнечного лета.

Список использованной литературы:

1. Русский язык: учебник для 5 класса под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, «Дрофа», Москва, 1999, с 3/3

2. Л.М. Зельманова, Е.Н. Колокольцев. Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин, 5-7 классы, М., «Дрофа», 1998, стр.8,10,12

3. Система обучению сочинениям в 4-8 классах под ред. Т.А. Ладыженской, М., «Просвещение», 1973г., стр.84-86.

Хруцкий Иван Трофимович - известный белорусский художник-живописец.
Названный многими исскуствознавцами мастером натюрмортов.
Среди множества его работ особое внимание гаммой цветов и насыщенностью привлекает к себе полотно «Цветы и плоды».
Сама по себе картина очень сложная.
В ней множество крупных и мелких элементов, которые переплетаются между собой.

В самом центре картины мы видим красивую вазу с огромным букетом цветов.
Среди них присутствуют красные и белые пионы, голубоватые ириски, нежные ромашки и еще множество больших и маленьких цветков.
Глиняная ваза зеленого цвета украшена рельефным рисунком.
Она очень гармонично вписывается во всю композицию картины.
Рядом с вазой, на столе, лежат различные фрукты.
По правую сторону от нее - ящик с персиками, а вглубь грона винограда.
Перед самым ящиком лежит один персик разломанный пополам.
С другой стороны вазы лежат груши, несколько плодов винограда, разрезанный лимон и большой арбуз.
За арбузом спрятанный изящный графин с водой.
Возле самой вазы стоит стакан, наполовину наполненный водою.
Один цветок пиона наклонился над самым стаканом, как бут-то хочет пить.

Цветовая гамма картины самая, что не наесть разнообразная.
Начиная от темных и тусклых цветов на заднем плане и переходя к ярким и красочным впереди.
Все фрукты и цветы исполнены с такой жизненной силой и любовью, что можно подумать бут-то автор масс их выращивал, срывал и складывал для своего произведения.
Очень точно прорисованы все тени и мелкие детали.
Самая большая часть света припадает именно на букет и, кажется, бут-то от него исходит неимоверное благоухание.

Своей картиной-натюрмортом «Цветы и плоды» Хруцкий показывает нам, как надо любить и относится к природе.
За свои старания мы всегда будем отблагодарены изяществами, которые изображены на картине.

Иван Хруцкий (27.01.1810 - 13.01.1885) - живописец 19 века, этнический поляк, родился в Белоруссии, в качестве художника формировался русской школой. Работал в академическом направлении, в стиле классицизма и барокко. В русском искусстве Хруцкий значится как мастер натюрмортов и портретист.

Вызывали восхищение публики и знатоков такие картины, как «Цветы и плоды», «Натюрморт со свечой», «Плоды, фрукты, битая дичь» и др. Кроме того, Иван Трофимович любил писать пейзажи. Известны его работы «Вид на Елагином острове в Петербурге», «Вид в имении» и др. Примеры портретной живописи - «Семейный портрет», «Портрет неизвестной».

В натюрморте «Цветы и плоды» (1836) представлено обилие фруктов и цветов на обычном зелёном столе. Центр полотна занимает красивая зелёная ваза с барельефным изображением зверей под сенью деревьев. В вазе красуется букет цветов, в котором особенно привлекают взгляд красные, пышные бутоны пионов. Три таких бутона поникли, напоминая об окончании щедрого лета. Два фиолетовых ириса очень гармонируют с пурпурными пионами. Другие цветы более нежных жёлтых и розовых тонов словно сдерживают пыл пионов. Дополняют букет зелёные листья и колосья.

Стол вокруг вазы с букетом заполнен плодами. Очевидно, пришло время сбора урожая - конец лета или начало осени. Но рядом с вазой, справа, стоит ещё и стакан, наполовину заполненный водой, на поверхности которой - тонкая долька лимона. Сам разрезанный лимон находится значительно правее. Недопитый стакан подчёркивает здесь присутствие человека, что свойственно многим натюрмортам Хруцкого.

Среди плодов выделяется оранжевая тыква. Половина её скрывается за букетом, но и видимой части тыквы достаточно, чтобы придать весомость всему натюрморту. Поверх тыквы лежит гроздь винограда. Ягоды грозди поблёскивают и кажутся прозрачными в своей спелости. Маленькая кисточка в пять ягод словно отпала, она свисает с края стола, готовая упасть. Так в статичность картины вкрадывается движение.

Впереди тыквы желтеют пять спелых груш. За упомянутым лимоном выглядывает красный бок яблока. На заднем плане правой части натюрморта виднеется большой стеклянный графин. Он практически теряется на коричневом фоне картины и выдаёт себя только отсветами стеклянных форм.

Слева от вазы с букетом призывно краснеют спелые персики в плетёной коробочке, похожей на лукошко. Они лежат на подстилке из листьев. Один персик разрезан пополам, вероятно, для демонстрации сочной мякоти и положен за пределами коробки, на краю стола. За коробкой, на заднем плане, темнеет большая корзина, полная виноградных гроздьев.

Это очень яркий, полный насыщенных цветов натюрморт. Картина являет богатство даров природы человеку. Она должна только радовать и вызывать чувство благодарности за красоту цветов и вкус спелых плодов.