Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Какие бывают специализации. Виды профессий

Какие бывают специализации. Виды профессий

В некоторых ситуациях очень сложно найти такую профессию, которая будет не только приносить хорошую прибыль, но и доставлять истинное наслаждение. К тому же необходимо понимать, что если деятельность не приносит удовольствия, то и больших высот добиться не удастся. Поэтому очень важно подойти ответственно к выбору своей будущей профессии. В этой ситуации следует обратить свое внимание на тот фактор, что абсолютно все виды деятельности можно разделить на разные классы. Это в значительной мере упрощает поиск своей профессии. В данном обзоре мы попытаемся рассмотреть основные виды специальностей и их краткую характеристику.

Необходимо тщательно разобраться в предметах труда

Абсолютно все профессии можно отнести к определенным типам, руководствуясь при этом предметом труда, средствами труда и многим другим. При учете всего этого каждой отдельно взятой профессии может соответствовать некий код или профиль. Другими словами, можно достаточно легко определить, к какому типу она будет относиться и по какому критерию это можно узнать. Также есть возможность понять, какие предметы и наиболее предпочитаемы для конкретного человека. С помощью такого действия можно понять, какие виды профессий подходят каждому индивиду.

Основные критерии, на которые надо обратить свое внимание

Каждую отдельно взятую специальность по определенным основаниям можно отнести к определенному типу. Есть также возможность, что профессия будет соответствовать сразу нескольким разновидностям. Разные виды профессий соответствуют определенной классификации. Следует привести ее основные критерии, которые помогут определить тип специальности.

  1. Предмет труда. В данном случае этот критерий подразделяется на такие составляющие, как природа, техника, человек, знак, художественный образ.
  2. Условия труда. Они могут быть бытовыми, на открытом воздухе, необычными, с высокой моральной ответственностью.
  3. Средства труда могут быть ручными, автоматизированными, функциональными, машинными.
  4. Цели труда бывают гностическими, преобразующими и изыскательными.

Разделение нескольких профессий на разные категории

Если брать во внимание такой критерий, как предмет труда, то абсолютно все виды профессий можно разделить на пять типов. Однако следует понимать, что в действительности подобное деление достаточно грубое. Надо не просто относить специальность к какому-либо одному из пяти перечисленных типов. Для каждой отдельно взятой специальности определено, какой предмет труда ближе, с чем работать лучше. Подобных предметов может быть и три. Подобная оценка предоставляет возможность разделить между собой специальности, расположенные внутри одной группы. Это можно сделать, определив предмет труда, который является вторичным для определенной Следует привести некоторые виды профессий, расписав их более подробно.

Тесная взаимосвязь с природой

«Человек-природа». Основные профессии, которые входят в данный класс - семеновод, кинолог, агроном, зоотехник, мастер-животновод и т. п. Предметом труда в данной ситуации служат растительные и животные организмы, микроорганизмы. Данные виды деятельности тесно связаны с сельским хозяйством, научными исследованиями, медициной и пищевой промышленностью. Сколь бы странным это ни показалось, некоторый интерес к природе имеют психологи, менеджеры по туризму и гостиничному бизнесу. Однако он не является основным. Сдедует понимать, что указанные выше виды работ и профессий направлены не только на те предметы труда, которые были упомянуты. К примеру, растениеводы, работая в коллективе, могут использовать в своей деятельности самую разнообразную технику. К тому же они рассматривают вопросы экономической оценки своей работы. Однако основным предметом внимания и забот являются растения и та среда, в которой они существуют.

Какое отношение к природе сложилось у вас?

Рассматривая разные виды работ и профессий, необходимо понимать, что деятельность подобного типа требует основательного подхода. Необходимо тщательно разобраться с тем, как человек относится к природе: как к месту отдыха или как к своеобразной мастерской. Ко всему прочему, надо учесть и тот фактор, что биологические объекты считаются достаточно сложными и изменчивыми. Они не совсем стандартны. Растения, животные и микроорганизмы развиваются, живут, заболевают и умирают. Работник должен не просто знать многое о живых организмах, он должен предвидеть изменения, которые в них происходят. Человек должен проявлять инициативу. Он должен быть самостоятелен в принятии определенных решений по конкретным трудовым задачам.

Для кого техника является главенствующим предметом труда?

Рассматривая основные виды профессий и их описание, особое внимание следует уделить такому типу деятельности, как «человек-техника». Ведущим предметом труда в данной ситуации выступают технические объекты и материалы, а также разные виды энергии. Базовыми специальностями в этой категории считаются сборщик компьютеров, строитель, радиомеханик, электромонтажник, архитектор, техник-металлург, столяр, проходчик и т. д.

Основные виды деятельности данного класса

Профессии, в качестве предмета труда в которых выступает человек

Какие виды профессий «человек-человек» можно перечислить? Это врачи, учителя, психологи, парикмахеры, экскурсоводы, менеджеры, руководители художественных коллективов и т. п. В качестве базового предмета труда выступают непосредственно люди. Среди профессий данного вида можно выделить:

  1. Специальности, которые тесно связаны с процессом обучения и воспитания людей, а также с организацией детских групп.
  2. Деятельность, в основе которой лежит управление производством, руководство людьми и коллективами.
  3. Профессии, тесно связанные с обслуживанием бытового и торгового типа.
  4. Специальности, в основе которых лежит информационное обслуживание.
  5. Разные виды экономических профессий.
  6. Деятельность, которая строится на базе информационно-художественного обслуживания и руководства художественными группами людей.
  7. Профессии, в основе которых лежит медицинское обслуживание.

Какими качествами должен обладать человек?

Для того чтобы успешно проявить себя во всех вышеперечисленных видах деятельности, необходимо уметь формировать и поддерживать контакты с людьми. Их надо понимать, разбираться в характерных чертах. Также необходимо получить знания в сферах производства, искусства и науки. Необходимо разобраться в том, какие качества могут пригодиться в деятельности подобного рода.

  1. Стабильно хорошее настроение в момент работы и общения с людьми.
  2. Необходимость в постоянном общении.
  3. Умение разбираться в намерениях, помыслах и настроении людей.
  4. Способность быстро разбираться в отношениях между разными людьми.
  5. Умение находить общий язык за достаточно короткий период времени и с разными людьми.

Люди, привыкшие работать с числами и условными знаками

Говоря про разные виды профессий, следует упомянуть такую категорию, как «человек - знаковые системы». Основным предметом труда в данной ситуации выступают разнообразные цифры, коды, условные знаки, Базовыми профессиями считаются переводчик, секретарь-машинистка, программист, топограф, чертежник.

В специальности данного типа входят:

  1. Профессии, которые тесно связаны с оформлением документации, с делопроизводством и анализом текстов, а также их корректировкой и кодированием.
  2. Деятельность, в основе которой лежит работа с числами и количественными соотношениями.
  3. Специальности, которые связаны с обработкой информации, поступающей в виде комплекса условных знаков и схематических изображений.

Разбирая профессии, виды деятельности в данной категории, следует понять, что для успешной деятельности необходимо обладать возможностями к мысленному погружению в мир сухих условных знаков. Надо научиться отвлекаться от окружающего мира для того, чтобы полностью сосредоточиться на сведениях, несущих в себе определенные знаки. требует поиска решений задач контроля, учета, обработки и проверки сведений.

Специальности, которые требуют творческого подхода

Следует особое внимание обратить на такую категорию, как «человек - художественный образ». Входящие в нее виды профессий для детей и взрослых подходят практически в одинаковой степени. Основным предметом труда является творческий образ, методы его формирования. Можно выделить следующие базовые специальности: артист, литературный работник, музыкант, дизайнер, художник, резчик по камню и т. п. Профессии данного типа включают в себя:

  1. Деятельность, которая связана с изобразительным искусством.
  2. Специальности, в основе которых лежит музыкальная деятельность.
  3. Профессии, тесно связанные с литературой.
  4. Профессии, которые подразумевают работу на сцене.

Основным отличием данного типа профессий является то, что огромное количество трудовых затрат остается скрытым для посторонних наблюдателей. Кроме того, довольно часто следует прилагать специальные усилия для того, чтобы создать эффект легкости и непринужденности.

К выбору деятельности необходимо подойти ответственно

В данном обзоре были приведены основные виды работ и профессий. К выбору определенного типа деятельности следует подходить с большой ответственностью, так как именно от этого будет зависеть, достигнете вы больших высот или нет. Ко всему прочему, надо разобраться с тем, что привлекает вас больше всего. Далеко не все могут одинаково хорошо выступать на сцене и, к примеру, работать с техникой. Это требуется понимать, делая выбор в пользу определенного вида профессии.

Следует пожелать вам удачи в поиске оптимальной профессии, в которой вы почувствуете себя на своем месте. Успехов вам в вашей деятельности!

Широкий спектр отраслей и сфер трудовой деятельности человека можно условно поделить на 2 основные группы:
производство материального
производство нематериального

Сфера производства материальных благ представляет из себя создание предметов из начальных ресурсов или подготовку этих ресурсов к эксплуатации. Например, строительство, сфера лесного производства. Для того, чтобы возвести деревянный сруб рабочему необходимы строительные материалы. Ими его обеспечивает работник лесопромышленной сферы. Конечно, материальное не сводится к одним лишь деревянным домам. Существует огромное разнообразие рабочих специальностей, но связывает их одно – созидание чего-то материального.

Сфера создание нематериального шире уже с самого начала. В неё входит множество направлений деятельности – здравоохранение, наука, культура, торговля, органы правопорядка, образование, финансы и кредит. Работая в данной сфере вы, как правило, не приносите в мир ничего материального. Однако, это вовсе не значит работники данной сферы бесполезны. Своей трудовой деятельностью они обеспечивают правильное функционирование той или иной структуры.

Многие крупные предприятия имеют в штате своих сотрудников представителей обеих сфер деятельности. Их грамотная и слаженная работа является залогом успеха любой крупной компании.

Основные виды профессий

Разделение по предмету труда

По предмету труда профессии разделены на 5 частей:
работа с природой
работа с техникой
работа с человеком
работа со знаковой системой
работа с художественным образом

В любом виде трудовой деятельности вы обязательно столкнетесь как минимум с одним из них.
Работа с природой означает использование или эксплуатацию ресурсов Земли. Например, фермер, ветеринар, пчеловод.

Работая с техникой человек обеспечивает правильное функционирование того или иного устройства. Например, оператор станка, специалист по ремонту, фотограф.

При работе с человеком специалист должен обеспечивать правильное понимание некой информации, правил или устоев. Например, учитель, няня, переводчик.

Работа со знаковой системой подразумевает обработку получаемых от машины сигналов в понятный для человека формат. Например, программист, технолог, редактор.

При работе с художественным образом человек должен обладать определенным талантом. Например, художник, журналист, актер.

Новые виды профессий

Мощный скачек в технологическом прогрессе создает новые рабочие места. Самый яркий тому пример Интернет. 20 лет назад никто и подумать не мог о том, что браузер сможет выдавать вам рекламные сообщения, которые основаны на ваших предпочтениях. В сетевой индустрии трудится огромное количество работников - программисты, специалисты по рекламе, переводчики.

Многие начинающие артисты получают популярность благодаря своим работам в сети. У учителей появилась возможность проводить дистанционные уроки по Skype .

Подытожив всё написанное можно сказать, что получение профессиональных навыков находится целиком и полностью в ваших руках. Не бойтесь пробовать новое, саморазвивайтесь. Всегда имейте перед собой цель, и постепенными шагами приближайтесь к ней.
Удачи в выборе профессии!

1 Общая характеристика профессий, требования профессий к свойствам личности.

Профессия – это исторически возникшая форма деятельности, необходимая человеку, и для выполнения которой он должен обладать суммой знаний, умений и навыков. Также иметь соответствующие профессиональные способности и профессионально важные качества. Она необходима для общества и ограниченная вследствие труда. Это область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность для существования и развития. Существуют различные классификации профессий: по условиям труда, по предмету труда, по целям профессиональной деятельности и др. Рассмотрим по предмету труда. Профессии, согласно этой классификации, разделяются на пять основных видов. Рассмотрим таблицу 1:

Таблица 1 – Краткая характеристика групп, классифицированная по предмету труда

Название группы

Краткая характеристика группы

Человек- техника Все профессии, связанные с созданием техники, её обслуживанием и управлением ею; профессии, связанные с металлами, с электрооборудованием, с созданием эксплуатации зданий и сооружений, с производством промышленных товаров, с добычей полезных ископаемых.
Человек- человек Профессии, связанные с воспитанием, обучением, лечение, информированием, бытовым обслуживанием и с управлением людьми.
Человек- природа Все профессии, связанные с растительными, животными организмами, микроорганизмами.
Человек- знаки Все, связанное с цифрами, чертежами, нотами, схемами, физическими и химическими символами и др.
Человек - художественный образ Профессии, связанные с музыкой, искусством, литературой, актерской деятельностью и т.д.

К каждому из работников, не зависимо от сферы деятельности, существуют особые требования. Выделяют основные аспекты требований:

1. Профессиональные требования.

· Высокий уровень профессионализма, способность к быстрой адаптации.

· Системное видение производственных процессов.

· Готовность к постоянному профессиональному росту.

· Взаимодействие со специалистами других специальностей.

2. Личностные требования.

· Наличие личного и социального опыта.

· Конструктивность, мобильность, непроизводственные резервы личности.

· Способность принимать решения в ситуации выбора.

· Способность прогнозировать последствия своих решений, нести за них ответственность.

3. Социально- экономические требования.

· Знание информационных технологий.

· Знание основ профилирующих предметов.

4. Творческие требования.

· Творческое отношение к работе.

· Знание методов инженерного и художественного творчества.

Также, особое внимание акцентируют на профессионально- важных качествах, определяющих профпригодность специалиста.

Профессионально- важные качества - это совокупность качеств человека, которые характеризуют его как субъекта труда, влияют на эффективность профессиональной деятельности и на успешность её освоения.

Существуют три основные группы профессионально-важных качеств:

1. Качества, гарантирующие профессиональную направленность личности. Это, как правило, система эмоциональных ценностных отношений человека, которая определяет соответствующую иерархическую структуру мотивов, побуждающих человека к самоутверждению профессиональной деятельности. Где, профессиональная направленность характеризуется как идеи, убеждения, принципы, взгляды, отношения.

2. Качества, определяющие профессиональную компетентность личности. Существуют два вида профессиональной компетентности: предметно-профессиональная компетентность и социально- профессиональная компетентность.

3. Особенности психофизиологии-особенности мышления, памяти, восприятия, возраст, пол, темперамент и характер.

Также выделяют общие профессиональные качества. Классификацию которых рассмотрим в таблице 2.

Таблица 2 – Общие профессиональные качества

Качества

Описание

Внимательность Чувствительность к изменениям в настроении и поведении человека и способность учитывать самочувствие человека при принятии решения.
Эмоциональная устойчивость Устойчивость к факторам внешней среды и негативным реакциям людей на производственные ситуации.
Общие характеристики поведения Интерес и уважение к людям, активное желание оказать помощь и поддержку, личная примерность, порядочность, обязательность, принципиальность, чистоплотность.
Характеристики речи Точность, выразительность, разборчивость, интеллектуальная и эмоциональная насыщенность.

Понятие профессионально-важных признаков. Все многообразие психики, так или иначе, проявляется в трудовой деятельности человека, но вместе с тем эти проявления носят разный характер, который обусловлен специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также и трудовыми задачами. Для изучения этого многообразия выделения профессионально важных признаков можно проводить по следующему плану; психологические особенности сенсорной деятельности, и потом, хотя это все неотделимо друг от друга, рассмотреть внимание, память, эмоционально-волевую сферу и особенности личности.

Сенсорная деятельность в разных видах труда может отличаться, прежде всего, по нагрузке на тот или иной анализатор зрительной, слуховой, кожной, мышечно-суставный и др. или комплексе анализаторов. Например, если у настройщика музыкальных инструментов ведущим является слуховой анализатор, то такие профессии, как радист, настройщик радио и телеаппаратуры, требуют наряду со зрительным восприятием не в меньшей степени и слухового восприятия; тонкого различения шумов, различения высоты и тембра звуков и т.д. Есть профессии, где ведущим анализатором может быть осязание, это, например, браковщики полировки, где вопросы осязания имеют большое значение. Есть виды труда, в которых довольно, довольно большую роль играют обоняние и вкус. Прежде всего, это профессии связанные с дегустацией. А если говорить об обонянии - то некоторые виды химической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Кроме анализатора нужно иметь в виду особенности характера самого восприятия. Целый ряд профессий требует длительного слежения в широком сенсорном поле. Ряд профессий, наоборот, требует резкого сужения поля восприятия, но зато в течение длительного времени.

Есть профессии, в которых большое значение имеет слежение за движущимися и мелькающими объектами. Это должно быть также учтено, когда мы анализируем профессию с точки зрения восприятия.

Профессиональные особенности мыслительной деятельности. Мышление является обязательным компонентом любой деятельности, но мышление как профессионально важный признак, прежде всего, выделяют в тех профессиях, где приходится оценивать какую-нибудь ситуацию, требующую принятия определенного решения в зависимости от данной ситуации и реализации его в виде каких-то адекватных действий.

Мы представляем себе, что научно-технический прогресс, механизация, автоматизация все время повышают требования, даже в рабочих профессиях, к мышлению. По сути дела, во многих видах деятельности трудно отделить физический и умственный труд.

В целом ряде видов ручного труда чаще всего имеет место, так называемое наглядно-действенное мышление. Но есть виды труда, особенно в автоматизированных системах, где роль интеллектуального компонента значительно повышается. Приходится оценивать ситуацию по целому ряду параметров, находить решение с учетом вероятности наступления какого-то события, выбирать различные действия в зависимости от меняющихся ситуаций.

Профессиональные особенности моторной деятельности.

Когда говорят о моторной деятельности, правильнее рассматривать сенсомоторную координацию даже в тех случаях, когда моторный компонент деятельности крайне прост; нажимание на кнопку или рычаг. Почему? Потому, что всякая моторная деятельность вызывается сенсорным компонентом, и реализация этого действия контролируется так же сенсорным компонентом.

По сенсомоторной координации профессии очень резко отличаются друг от друга. Есть профессии, в которых моторный компонент действия носит очень простой характер, а именно; в ответ на какую-то возникшую ситуацию провести какие-то ручные действия - поворот рычажка, нажимание на кнопку и др. Но в ряде случаев здесь, с одной стороны, играет роль скорость реакции, т.е. действие само по себе простое, но все должно реализовываться достаточно быстро. При замедлении могут появиться нежелательные результаты. С другой стороны ряд профессий сложной сенсомоторной координации не только рук, но и ног. Это водительские профессии; шоферы, летчики, также профессия швеи- мотористки и другие профессии станочников.

Профессиональные особенности внимания.

Внимание, которое осуществляет функцию контроля деятельности, неотделимо от восприятия, от мышления, оно обязательно присутствует в любой деятельности. Но в разных профессиях отдельные свойства внимания имеют разное значение. Есть профессии (браковщики, контролеры, сборщики и др.), в которых требуется длительное, в течение всего рабочего дня устойчивое внимание на одном или даже нескольких объектах и периодическая его концентрация.

Есть профессии, которые требуют исключительно широкого расширения внимания и переключения внимания. Вообще в трудовой деятельности очень трудно отделить распределение внимания от его переключения. Целый ряд профессий операторов, которые имеют широкое поле для обзора, требует все время и распределять внимание и переключать внимание с одних объектов на другие. Но есть профессии, в которых необходимо поочередно то концентрировать внимание, то переключать его.

Профессиональные особенности памяти.

Память нужна всегда независимо от видов труда. Но мы говорим о профессионально важном признаке памяти для видов труда. Дело в том, что большая нагрузка на память требуется при обучение данному виду труда, когда еще не сформировались навыки, но когда сформировались основные навыки, но когда сформировываются основные навыки, тогда нагрузка на память снижается. Люди которые прекрасно освоили станок не должны каждый раз специально вспоминать, какими рычагами нужно действовать, на что нужно смотреть. Шоферам не нужно думать о том, какой рукой или какой ногой и какое движение нужно сделать. Но есть профессии в которых память является одним из наиболее важных признаков. Например; в работе телеграфиста, машинистки, где требуется на какое-то небольшое время удерживать в памяти положения, ситуации. В данном случае речь идет о кратковременной или оперативной памяти как наиболее важном профессиональном признаке.

Профессиональные особенности эмоционально волевой сферы личности. При психологическом анализе трудовой деятельности, эмоционально-волевую сферу лучше рассматривать вместе с особенностями личности. Если говорить о любой деятельности, то она вызывает к себе определенное отношение, эмоционально переживается. С чем это связано? Это связано с мотивами, с потребностями человека, с интересом к работе. Это, например, общие эмоции в труде. Они могут быть положительными и отрицательными.

Положительные эмоции, это, например удовлетворение своим трудом, чувство долга, соревнования. С другой стороны, могут быть и отрицательные эмоции. Это, прежде всего, касается тех случаев, когда люди хотя и работают, но эта работа им не по душе. Они выполняют ее из чувства долга, может быть и добросовестно.

В психологии труда в ряде случаев необходимо учитывать еще один момент эмоций. Это настроение сегодняшнего дня, которое влияет на производительность, т.е. настроение с которым приходит человек и выполняет работу.

Также важно учитывать и специфические эмоции, которые вызываются непосредственно конкретной трудовой деятельностью. Эти эмоции выделяются в первую очередь как профессионально важные. Они подразделяются на две подгруппы. Первая подгруппа - это те эмоции, которые связывают взаимоотношения людей с коллективом в процессе данного коллективного вида труда.

Второй подвид профессиональных эмоций - это те эмоции, которые возникают в процессе самой работы. Это, прежде всего те профессии, в которых могут возникнуть аварийные ситуации и где неправильное, замедленное принятие решения может привести в условиях высокой эмоциональной напряженности к аварии (летчики, верхолазы, некоторые виды операторского труда). В этих профессиях эмоционально неустойчивые люди не могут работать.

Целый ряд профессий предъявляет особые требование к другим разнообразным особенностям личности: аккуратности, организованности, педантичности в ряде случаев, общительности или замкнутости.

Наряду с изучением профессионально важных признаков нужно обращать внимание на индивидуальные особенности человека, на индивидуальный стиль его работы, как один из способов адаптации человека к профессии. Для того, чтобы понять индивидуальные особенности, индивидуальный стиль деятельности, нужно проводить сравнительный анализ тех работников, которые выполняют одну и ту же работу, используя при этом различные приемы и действия.


2 Индивидуально-психологические особенности личности и их проявления в профессиональной деятельности

2.1 Способности

В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особеннос­ти личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знани­ям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей. Воспро­изведем одну из них, наиболее значимую:

1. природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненно­го опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2. специфические человеческие способности, имеющие об­щественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интел­лектуальные способности, в основе которых лежит пользование ре­чью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразде­ляются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способнос­ти, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных ви­дах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

б) теоретические, определяющие склонность человека к абст­рактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, форми­рования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, но­вых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих про­явлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) - талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и предметно-деятельностные способ­ности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельно­сти и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством об­щих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуаль­ных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Способности, задатки и индивидуальные различия

Подавляющее большинство психологов считает, что задатки - это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие ин­дивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например, Р. С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врож­денные (природные) и приобретенные (социальные).

Индивидуальные (индивидуально-психологические) разли­чия - это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные разли­чия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являют­ся предметом изучения дифференциальной психологии.

Природа человеческих способностей

Здесь, прежде всего речь должна идти о природе так называемых со­циальных способностей, биологическая основа которых до сих пор точно не установлена. Это - высшие, культурно-обусловленные спо­собности. Условиями и предпосылками развития их являются в пер­вую очередь обстоятельства жизни человека: жизнь в обществе, на­личие социально-культурной среды, созданной искусственно тру­дом многих поколений людей; обучение в детстве пользованию соответствующими предметами, например, музыкальными инстру­ментами; участие в целом ряде сложных, высокоорганизованных ви­дах деятельности и общения; наличие круга людей, которые в состо­янии передать необходимые знания, умения и навыки с помощью эффективных средств и методов обучения и воспитания; отсутствие у человека с рождения жесткой запрограммированности поведения, наличие незрелости мозговых структур с их способностью к после­дующему формированию путем обучения и воспитания.

Анатомо-физиологической основой социальных способностей, когда они становятся развитыми, выступают так называемые функ­циональные органы - прижизненно складывающиеся нервно-мы­шечные системы, обеспечивающие функционирование и усовер­шенствование соответствующих способностей.

Развитие способностей

Способности - не статичные, а динамические образования, их фор­мирование и развитие происходит в процессе определенным обра­зом организованной деятельности и общения. Развитие способнос­тей происходит поэтапно.

Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность - одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктив­ный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое зна­ние, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элемен­ты творческого, и наоборот.

Оценки которых учащиеся выбирают стратегию достижения успеха или избегания неудачи, является мотивационной средой их деятельности. Глава II. Сравнительное исследование индивидуально-психологических особенностей учащихся школьных классов различного профиля (милицейского, физико-математического). 2.1. Организация и методы исследования. В данном исследовании принимало участие 50 человек - ...





В результате использования неправильного стиля воспитания, для того, чтобы своевременно их заметить и постараться исправить. ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 2.1 Организация и методы экспериментального исследования Целью данной части исследования является сравнительный анализ индивидуально-психологических...

Выше материалу хотелось бы сказать, что все приведённые в этом разделе характеристики, описывающие особенности ряда диагностических методик, носят направленный рекомендательный характер и служат цели оптимизации диагностического процесса при проведении индивидуальной профконсультации. В этом разделе работы мы не затронули многих валидных, имеющих научную основу методик, но с некоторым

За несколько лет до выпускного класса школы перед подростками встает вопрос: "Какую выбрать для себя профессию?" Этот выбор достаточно сложен, поскольку на него влияют родители, друзья и другие окружающие. Важно иметь представление о том, какие существуют профессии, сколько их, а также что нужно для того, чтобы выбрать для себя то или иное направление.

Какие существуют профессии? Классификации

Отвечая на вопрос "какие существуют профессии?", необходимо учитывать, что все зависит от того, по какому критерию проводить деление. Существует несколько систем классификации всех существующих профессий. Наиболее популярная - по Е. А. Климову, которая делит все специальности в соответствии с системой взаимоотношений человека с природой, человеком, техникой, знаковой системой и художественным образом.

Классификация профессий по Е.А. Климову

Специальности "человек-человек" - это наиболее понятная система, поскольку с людьми этой системы личность сталкивается каждый день в повседневной жизни: учителя, продавцы, врачи, парикмахеры и т. д.

"Человек и техника" - это техники, инженеры, сборщики оборудования, рабочие на станках и т. д. Деятельность этих людей связана непосредственно с механизмами. Сюда же относят добычу и переработку металла, ремонт автомобилей и различных установок, строительные специальности.

Какие существуют профессии, связанные со взаимоотношениями человека и знаковой системы? Ничего сложного в этом нет. Секретарь, инженер, переводчик, программист в рабочей среде сталкиваются с документами, символами, знаками, схемами.

Последняя система, соотносящаяся с художественными образами, - это творческие специальности, связанные с созданием музыкальных творений, предметов изобразительного искусства.

Количество профессий

Конечно, существует много профессий, и подсчитать точное количество довольно сложно. Это не статичная система, остающаяся неизменной годами: ежегодно количество специальностей в мире увеличивается параллельно с развитием человечества. Поскольку довольно часто возникает вопрос "сколько существует профессий в мире?", то должны быть и соответствующие документы, подсчитывающие их.

Приблизительное количество специальностей в мире составляет 40000, причем многие из них для умеренных широт кажутся довольно экзотическими, если не сказать, непонятными и глупыми. Ежегодно рождается около 500 новых профессий.

А какие профессии существуют в России? Для нашей страны доступны не все из имеющихся специальностей, только приблизительно 1/4 часть. Но и это более 9000 наименований. За последние 3 столетия цифра возросла в 450 раз.

Востребованность специальностей

Конечно, сколько существует профессий, столько можно найти и специалистов в данной области. В то же время не все специальности имеют одинаковую популярность: в этом деле существует своя сезонность. Составлен определенный список, какие существуют профессии из модных на сегодняшний день в России. И он отличается от того, какие виды работы востребованы на сегодняшний день.

Определяя причину, по которой абитуриенты выбирают ту или иную специальность, на первом месте следует указать потребность иметь престижную профессию и при этом возможность высокого уровня заработка.

Поэтому многие поступающие идут получать знания на экономический факультет. Несмотря на то что на каждом предприятии нужен экономист, некоторое время назад рынок таких работников был пресыщен. Будучи экономистом, необходимо иметь представление о месте, в котором будет необходим такой специалист по окончании обучения.

Широкий профиль деятельности подразумевает такая должность, как менеджер. Они бывают различных направлений: реклама, продажи, антикризисное управление и т. д.

В связи с развитием информационных технологий, популярной и востребованной является работа программиста. Для того чтобы работать им, недостаточно иметь только желание - нужно еще обладать способностями к данному виду деятельности.

К разряду популярных специальностей относят также и работу в сфере рекламы. Это интересная деятельность, креативная и востребованная, творческая и оплачиваемая, чем и привлекает множество молодых специалистов.

Юридическое образование также находится в верхних строчках рейтинга абитуриентов.

Востребованность профессий: дефицитные специальности

С учетом того, что не каждый может позволить себе обучение в престижном вузе, многие выбирают для себя строительные специальности. В этой сфере наблюдается постоянная нехватка кадров, поэтому даже в таких условиях спрос превышает предложение.

Поскольку эффективный заработок связан с продажами, то далее список популярных профессий продолжает менеджер по продажам. Хорошие специалисты в данной области имеют неплохой заработок и пользуются уважением у руководителя. Однако найти такого человека не так легко.

Продолжает список специальностей, которые не обеспечены в полной мере специалистами, работа продавца. Открывающиеся в великом множестве супермаркеты испытывают нехватку профессионалов, желающих пойти на такую работу не так много.

Далее по списку идет профессия инженера. В таких специалистах нуждается страна, однако она все никак не может обеспечить себя нужным количеством сотрудников. Специалистами этого звена становится ежегодно множество выпускников, однако, несмотря на это, потребность в них возрастает.

Повсеместно предприятия дают объявления о потребности в водителях. Такие должности имеются и в пищевой промышленности, и в сфере легкого текстильного производства, и в пунктах общественного обслуживания, и в магазинах, предоставляющих услугу доставки. Условия работы самые разнообразные: некоторые требуют наличия личного транспорта, другие предоставляют рабочий автомобиль.

Профессии для девушек

Из всего списка есть определенный перечень тех специальностей, которые больше подходят для девушек.

Какие существуют профессии для девушек? Традиционно к женским относят работу стюардессы, проводника поезда, диспетчера различных call-центров, косметолога, медсестры. Некоторые из перечня разбавляются мужчинами, однако это скорее исключение, и мужчина-парикмахер или стилист производит неоднозначное впечатление.

Чаще женская работа ассоциируется с творческим процессом создания чего-то нового, поскольку душевная организация слабого пола более тонкая, да и для физического труда дамы не слишком приспособлены.

Творческие профессии

В справочнике всех специальностей есть список тех, которые считают творческими. Иметь такую работу интересно и престижно на сегодняшний день. Вот только загвоздка в том, что для того чтобы пойти по пути творчества, необходимо иметь талант или способности к чему-либо. Далее подробнее необходимо рассмотреть вопрос, какие творческие профессии существуют.

  • Традиционно к ним относят музыкантов, композиторов, художников. У этих людей свое видение мира, в чем можно удостовериться, пообщавшись с ними. Как правило, такие люди имеют талант с детства и развивают его в соответствующих художественных и музыкальных школах.
  • Если у человека есть так называемое чувство прекрасного, то прийти к творческой профессии можно с годами. Интересна работа фотографа, дизайнера. Модные слова, но под ними скрывается очень широкий профиль деятельности: это и дизайн интерьера, и проектирование одежды, обуви, и ландшафтный дизайн. Общество всегда будет нуждаться в хороших специалистах в данной области.
  • Говоря о том, какие существуют профессии в творческой сфере, нельзя не упомянуть работу стилиста. В ней есть принципиальное отличие от работы парикмахера, который выполняет стрижку по шаблону, в то время как стилист разрабатывает образ в целом. Новым направлением в стилистике является работа грумера, стригущего животных.
  • Журналистика и PR-менеджмент требуют быстрой реакции и коммуникативных качеств; необходимо быть хорошим психологом, чувствуя, на что ориентированы окружающие.
  • К творческим специальностям относятся актеры, причем сюда входят как актеры кино и театра, так и аниматоры, артисты цирка, представители юмористического жанра. Говоря более обобщенно, все те личности, деятельность которых связана с публичными выступлениями.

Как определиться с выбором профессии

При выборе желаемой специальности из огромного перечня необходимо для начала определить для себя список тех отраслей, которые в большей степени привлекают. Затем нужно объективно оценить для себя, что именно нравится в них и на самом ли деле они интересны.

Необходимо подходить к выбору профессии индивидуально, учитывая свои предпочтения, не основываясь на популярности специальности или ее прибыльности. Лучше быть хорошим врачом, чем плохим программистом.