Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Как провести интересный урок? Молодому учителю. Первый урок: как справиться с волнением

Как провести интересный урок? Молодому учителю. Первый урок: как справиться с волнением

Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Такой, чтобы ребята боялись на него опоздать, а после звонка не спешили покидать класс.

Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Как сделать каждый урок интересным и необычным? Как грамотно использовать хорошо знакомые педагогические приемы и методики, чтобы проводить запоминающиеся уроки? Этой теме посвящен наш материал.

Секреты подготовки и проведения интересного урока

Итак, каждый урок должен вызывать у ребенка заинтересованность. Да-да, именно каждый. Интересным должен быть урок истории и английского языка, открытое занятие и традиционное. В этом случае эффективность школьного преподавания заметно повышается, а новый материал усваивается легко. Мы расскажем, как готовить и проводить продуктивные и нескучные уроки.

  • Планируйте урок с учетом возрастных особенностей учащихся, их эмоционального настроя, склонности к индивидуальной работе или занятиям в группе. Концепция каждого интересного занятия должна иметь творческое начало.
  • Поставьте себя на место ребенка, не ограничивайте полет фантазии - и нестандартные решения обязательно найдутся. А безупречное владение материалом и педагогическая импровизация позволят провести подготовленный урок интересно.
  • Всегда помните, что отличное начало урока - залог успеха! Начните занятие активно (можно — с небольшого сюрприза!), четко сформулируйте его задачи, проверьте домашнее задание, используя .
  • Интересный урок всегда разбит на четкие фрагменты с логическими мостами между ними. К примеру, не обрушивайте порцию новых знаний на учащихся, а плавно и логически переходите от одного этапа урока к другому. Каждая отдельная часть занятия не должна быть затянута (в среднем — до 12 минут, за исключением объяснения нового материала).
  • Для проведения увлекательного урока используйте различную технику. С помощью компьютера или электронного проектора можно просто и легко сделать интересным как открытый, так и традиционный урок по любой дисциплине. Так, презентация на большом экране значимого события или просмотр военной кинохроники помогут учителю провести интересный урок истории.
  • Проявляйте гибкость! Поломка оборудования, усталость учеников или неожиданные вопросы — это ситуации, из которых учитель должен уметь быстро и грамотно находить выход. К примеру, чтобы снять возникшее напряжение в классе, нужно иметь в запасе простые и забавные задания по теме (лучше — в игровой форме).
  • Как проводить интересные уроки для старшеклассников? Не бойтесь ломать стереотипы! Не бойтесь экспериментов и импровизаций! Избегайте шаблонов! Ведь отсутствие интереса к уроку чаще всего связано с тем, что ученики наперед знают все его этапы. Эту изрядно надоевшую ребятам цепочку можно и нужно разорвать.
  • Не выполняйте все работу за учеников, чтобы избежать тишины и помочь им! Стимулируйте постоянную активность учащихся. Давайте детям простые и логичные инструкции к выполнению заданий любой сложности. Извлекайте из каждого задания максимальную пользу.
  • Используйте работу в группах: такие занятия не только интересны, но и учат ребят принимать коллективные решения, развивают чувство партнерства. Эту форму работы нередко используют для проведения интересного открытого урока.
  • Чтобы проводить интересные уроки, постоянно ищите и находите необычные и удивительные факты по каждой теме, которых нет в учебнике. Удивляйте своих учеников и не переставайте удивляться вместе с ними!
  • Создайте и постоянно пополняйте собственную методическую копилку наиболее удачных, интересных и увлекательных заданий и форм работы, используйте занимательный материал на каждом уроке.
  • Тематические игры сделают урок интересным в любом классе. Игра рождает на уроке непринужденную и раскованную атмосферу, в которой хорошо усваиваются новые знания. К примеру, с помощью передачи небольшого мяча по рядам можно устроить активный блиц-опрос. А ролевые игры помогут провести интересный урок английского языка.

В центре внимания - личность учителя

Не секрет, что нередко интерес к предмету формируется у ребят благодаря яркой личности педагога, который его преподает. Что для этого необходимо?

  • Усталость, заботы, неприятности оставьте за порогом школы! Откройтесь для общения с учениками! Дети очень ценят уместный и доступный юмор на уроке, диалог на равных.
  • Ведите себя нестандартно! Выйдите за привычные рамки, ведь личность и поведение учителя на уроке крайне важны. Вы традиционно носите деловой костюм? Наденьте на следующий урок яркий свитер! Энергия всегда бьет ключом? Проведите урок в спокойной манере. Предпочитаете объяснять новый материал, стоя у доски? Попробуйте рассказать новую тему, сидя за столом. Как результат — дети будут с интересом следить за педагогом, подсознательно ожидая от каждого урока чего-то нового и необычного.
  • Приводите больше интересных примеров из личного опыта, ведь педагог, в первую очередь, — это творческий человек и неординарная личность. Яркие жизненные примеры запоминаются намного лучше, чем выдуманные.

Надеемся, что наши рекомендации помогут педагогам в подготовке и проведении новых нескучных уроков. Помните, что стремление к личностному и профессиональному самосовершенствованию — основа успешной и эффективной педагогической деятельности, залог того, что каждый новый урок будет интересным.

Шевелева Е. Г.,

Учитель математики

Как провести качественный урок.

  1. Поставленные цели урока должны быть конкретными и наблюдаемыми во время урока. Поставленная цель должна пронизывать весь ход урока от начала до конца .
  1. Учитель должен уверенно (профессионально) владеть учебным материалом:
  1. свободно пользоваться понятийным аппаратом, спокойно, без напряжения излагать учебный материал;
  2. материал излагать интересно, увлекательно;
  3. не уходить от ответов на сложные вопросы, стимулировать задание их.
  1. Учитель должен демонстрировать правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную речь.
  1. Не допустимо на уроке учителю перебивать ученика, проявлять неприятие, раздражения, гнева, навязывать свою точку зрения.
  1. Устанавливать и использовать связи с другими предметами.
  1. Уместно использовать социальный опыт (личный, семьи, других людей, стран, народов).
  1. Использовать раздаточный материал: карточки, учебные пособия, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д.
  1. Использовать динамические дидактические материалы: аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.д.
  1. При подаче домашнего задания можно использовать задание трех уровней образования:
  1. государственного стандарта (минимальный уровень);
  2. школьного;
  3. индивидуального компонента.
  1. Поощрять (репликами или отметками):
  1. если учащиеся используют факты из других областей знаний;
  2. добровольное высказывание учащимися своего мнения о чем-либо.
  1. Предлагать задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоционально-чувственное восприятие.
  1. Обращать внимание на качество речи обучаемых. Следует отмечать не только речь с ошибками, но и хорошие образцы речи.
  1. Заканчивать урок необходимо вовремя. После звонка большинство учащихся плохо воспринимают информацию учителя.

План урока

План конкретного урока - это личное дело учителя, у него есть право самостоятельно отработать свою модель плана, удобную и полезную именно ему.

Но пять моментов в плане должны быть отражены обя зательно:

  1. Цели и задачи урока с конкретными указаниями, что ученики должны запомнить, понять, усвоить, какие навыки выработать.
  1. Тема урока и план ее изложения. Эта часть плана составляется произвольно, по желанию учителя: в виде пунктов плана, тезисов, текста заданий, решения задач, формул и т. п.
  1. Вопросы для опроса – это, в сущности, опорные сигналы темы, главное, на что обращается внимание учеников. Нельзя рассчитывать на память. Вопросы (задачи, задания, карточки) готовятся заранее и тут же прилагаются решения, варианты.
  1. Задания для самостоятельной работы и закрепления (вопросы, параграфы учебника для чтения, упражнения, примеры).
  1. Задание на дом с указанием, сколько времени нужно, чтобы их выполнить.

План урока - это план на тот или иной раздел темы, по этому считается, что учитель может пользоваться преж ними, но скорректированными планами. Требование состав лять планы на каждый урок в каждом классе (даже на одну тему), тем более в двух экземплярах, по единой (не редко усложненной) схеме ведет лишь к перегрузке учи теля.

В первую очередь учителю необходимо эффективно организовать подготовку к уроку. Если учитель планирует не отдельные уроки, а тему целиком, то в этом случае значительно экономит свое время на подготовку, улучшив ее качество.

Можно предложить следующую технологию подготовки темы (по А.Гину). Необходимо подготовить столько листов бумаги, сколько уроков в теме. Спланировать обзорно все уроки параллельно.

Примерная последовательность действий:

  1. Базовый лист. Готовится «Базовый лист контроля». В выпускном классе базовые вопросы лучше формулировать в соответствии с программами для поступающих в вузы.
  2. Реквизит. Планируется реквизит: наглядность, книги, эксперименты и т.д.
  3. Участие учеников. Как будет организовано активное участие учеников? Например, какие доклады будут ими подготовлены?
  4. Организация повторения ранее изученных тем. На каких уроках и в какой форме организовано повторение?
  5. Контроль. На каких уроках и в какой форме организовать контроль?

Тема в целом запланирована. На листах с соответствующими уроками появились надписи. Теперь очередь за планированием отдельных уроков. Этапы урока могут быть реализованы различными приемами или их комбинацией.

Пример таблицы «Конструктора урока»:

Основные функциональные блоки

Разделы урока

А. Начало урока

Интеллектуальная разминка или простой опрос (по базовым вопросам)

«Светофор»

Щадящий опрос

Идеальный опрос

Обсуждение выполнения д/з

Б. Объяснение нового материала

Привлекательная цель

Удивляй!

Пресс-конференция

Вопрос к тексту

Доклад

В. Закрепление, тренировка, отработка умений

Лови ошибку

Пресс-конференция

УМШ

Деловая игра «НИЛ»

Тренировочная контрольная работа

Г. Повторение

Своя опора

Свободная опора

Свои примеры

Опрос-итог

Обсуждаем д/з

Д. Контроль

Опрос по цепочке

«Светофор»

Тихий опрос

Программируемый опрос

Фактологический диктант

Е. Домашнее задание

Задание массивом

Три уровня домашнего задания

Особое задание

Идеальное задание

Творчество работает на будущее

Ж. Конец урока

Опрос-итог

Отсроченная догадка

Роль «психолог»

Роль «подводящий итог»

Обсуждаем д/з

Пользуясь таблицей «Конструктор урока» как универсальной шпаргалкой, учитель в соответствии со своими целями составляет формулу (схему, структуру) конкретного урока. У каждого учителя может быть свой конструктор. Творчество учителя – норма здорового общества. Приемы педтехники – инструмент творчества. Перечисленные выше техники можно разобрать в книге А.Гина «Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность, Обратная связь. Идеальность».

Технологическую карту можно определить как форму планирования педагогом учебного процесса, совмещенного в себе традиционное тематическое планирование с поурочным. Ее существенной характеристикой является представление учебного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся. Описание учебного процесса на таком уровне позволяет рассмотреть технологическую карту как основу управления учебно-познавательной деятельностью учащихся и учителем и самими учениками.

Планирование контроля с помощью карты, которая составляется на всю тему, и еще до начала изучения темы учитель составляет тексты контрольных работ. Учитель выделяет все учебные единицы (термины, факты, понятия, правила, законы), затем определяет на каком уровне будет изучена каждая из учебных единиц.

Контролю подвергается каждая учебная единица.

При выявлении учащихся, испытывающих затруднения в овладении знаниями на уровне стандарта, учитель организует им помощь здесь же, на уроке.

На основе технологической карты меняется и характер взаимодействия руководителя школы и учителя. Для этого руководитель школы вместе с учителем осуществляют структурирование учебного материала, разрабатывают разнообразные варианты усвоения учащимися учебной темы, определяют контрольные уроки, на которых может присутствовать руководитель школы. В случае необходимости, используя технологическую карту руководитель школы может оказать методическую помощь учителю, выявить причины низкой результативности деятельности учителя.

Технологическая карта предусматривает планирование усвоения знаний учащимися, формирование и развитие у них специальных и общих умений и навыков на определенном уровне.

Можно привести несколько примеров карт.

Пример 1

Технологическая карта № n Класс

По теме: (тема раздела)

Номер урока по теме

  1. Тема урока

Цели урока

Вид учебных занятий

Актуализация темы

Изучение нового материала

Закрепление и применение знаний

Контроль учителя

Домашнее задание

Пример 2.

  1. Примерная форма технологической карты

(по Т.И.Шамовой, Т.М.Давыденко)

Номер урока в курсе

Номер урока в теме

Тема урока

Что должен знать учащийся

Что должен уметь учащихся (специальные умения)

Закрепление и развитие общих учебных умений

Виды учебных занятий

Демонстрации

Контроль учителя

Контроль администрации

Пример 3.

Номер урока

Тема урока

Что должны знать учащиеся

Что должны уметь учащихся

Вид учебных занятий

Актуализация темы урока

Под руководством учителя

Самостоятельно

Изучение нового материала

Под руководством учителя

Самостоятельно

Закрепление и применение

Под руководством учителя

Самостоятельно

Контроль знаний, умений

Обобщение и систематизация

Оборудование

Домашнее задание

Выбор и использование технологической карты – право каждого учителя по своему усмотрению.

Подводя итог можно выделить следующее:

  1. Технологическая карта позволяет планировать учебный процесс в системе.
  2. Позволяет создавать структуру урока общую, а приложения могут учитывать особенности каждого класса, и даже каждого ученика в отдельности.
  3. Технологическая карта – это мобильное поурочное и тематическое планирование.
  4. В форме технологической карты можно оформить «Тематическое поурочное планирование»

Группы целей урока.

Рождение любого урока начинается с осознания его целей. Именно они определяют систему действий учителя на предстоящем уроке. Основная логика урока и его ключевые моменты продумываются заранее как способ реализации поставленных целей.

Вообще говоря, под целями урока понимаются те результаты, которых предполагает достичь учитель в процессе совместной деятельности с учащимися при их обучении, воспитании и развитии.

При подготовке урока необходимо определить цели урока:

  1. предметные цели ставятся к конкретному уроку,
  2. цели, ориентированные на развитие личности ребёнка ставятся к целой теме или разделу.

Предметные цели могут начинаться с:

  1. Создать условия для …
  2. Обеспечить условия для …
  3. Помочь в усвоении (закреплении) …
  4. Содействовать в усвоении ….

Цели, ориентированные на развитие

Личности ребенка:

1. Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:

  1. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
  2. Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;

2. Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

  1. Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
  2. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

3. Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:

  1. Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и пр.);
  2. Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты;
  3. Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, законе и др.);
  4. Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др.

4. Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры:

  1. Содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
  2. Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

5. Цели, связанные с развитием у школьников организационно- деятельностной культуры (культуры самоуправления учением):

  1. Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;
  2. Создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
  3. Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

6. Цели, связанные с развитием информационной культуры учащихся:

  1. Создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;
  2. Обеспечить у школьников развития умений составлять простой и сложный планы.

7. Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:

  1. Содействовать развитию у детей умений общаться;
  2. Обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.

8. Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:

  1. Создать условия для развития у школьников умения «приостановить» свою деятельность;
  2. Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;
  3. Содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей действительности, ситуации взаимодействия;
  4. Обеспечить развитие у школьников умения объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем и т.п.

Учебное занятие и его связь

С другими формами обучения

Предметная цель учебного занятия

Тип учебного занятия

Другие формы

  1. Создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися…
  2. Организовать деятельность учащихся по…
  3. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание…

Учебное занятие по изучению и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

  1. классический урок;
  2. лекция;
  3. семинар;
  4. игровые формы;
  5. дидактическая сказка;
  6. и тд.

Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений…

Учебное занятие закрепления новых знаний и способов деятельности.

Семинар;

  1. лабораторная работа;
  2. исследовательская лаборатория;
  3. педагогическая мастерская;
  4. «умники и умницы»;
  5. «Счастливый случай»;
  6. консультация

Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний, умений и навыков по теме…

Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности.

  1. практикум;
  2. семинар;
  3. урок - исследования «Эврика»;
  4. лабиринт действий;
  5. игра – путешествие.

Обеспечить систематизацию и обобщение знаний по теме…

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

  1. лекция;
  2. семинар;
  3. конференция;
  4. дискуссия.

Обеспечить проверку, оценку и коррекцию знаний и умений учащихся

Учебное занятие проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности.

  1. зачет;
  2. экзамен;
  3. смотр знаний;
  4. телепередача.

Памятка поддержания дисциплины на уроке

  1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Убедитесь, все ли готово к уроку, красиво ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли наглядные пособия, ТСО. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все ученики приветствовали вас организованно. Осмотрите класс, обязательно переведите взгляд на недисциплинированных ребят. Старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организационного начала урока, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
  1. Не тратьте время на поиски страницы вашего предмета в классном журнале. Её можно приготовить на перемене, приучите дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих учащихся.
  1. Начинайте урок энергично. Не задавайте ученикам вопрос: кто не выполнил домашнее задание? Это приучает к мысли, будто невыполнение урока – дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик с начала и до конца урока был занят делом. Помните: паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины.
  1. Увлекайте учеников интересным содержание материала, умственным напряжением, контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушать рабочий порядок.
  1. Обращайтесь немного чаще с просьбами, вопросами к тем, кто может заняться на уроке другим делом.
  1. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой и заинтересованный характер. Дайте указание ученику, над чем ему следует работать, проверьте выполнение данного задания. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
  1. Объективно оценивайте знания ученика, для оценки поведения пользуйтесь отметками за поведение и прилежание.
  1. Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть ученики испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
  1. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
  1. Удерживайтесь от излишних замечаний.
  1. Обходитесь без помощи других. Помните : налаживание дисциплины, может быть, - единственная область педагогической практики, где помощь на уроке идет не на пользу. Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителем, которого класс не поддерживает, легче справиться.
  1. Помните: там, где есть сомнения в правоте учителя, не говоря уже о тех случаях, когда вина его бесспорна, конфликт должен развязываться в пользу учеников.
  1. Помните слова Н.А . Добролюбова :

«Справедливый учитель – это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников».

Примерная схема самоанализа урока

  1. Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как этот урок связан с предыдущими, как «работает» на последующие уроки? Каков тип урока?
  1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса? Какие особенности учащихся были учтены при планировании данного урока?
  1. Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их взаимосвязь? Какие задачи были главными? Как учтены в задачах особенности класса и отдельных групп учащихся?
  1. Рационально ли было распределено время на всех этапах урока для опроса, изучения нового материала, закрепления, разбора домашнего задания (если урок комбинированный)? Логическая связь между этапами урока.
  1. На каком содержании (понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделено ли главное, существенное на уроке?
  1. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Обоснование выбора методов обучения (обязательно!).
  1. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового ма териала и почему? Необходим ли дифференцированный подход к учащимся? Что положено в основу дифференциации? Что дифференцировалось: только объем или только содержание, или степень помощи, оказанной учащимся, или все в совокупности?
  1. Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах, и какими методами осуществлялся?
  1. Как использовался на уроке учебный кабинет, средства обучения?
  1. За счет чего обеспечивалась в классе высокая работоспособность школьников в течение всего урока?
  1. За счет чего поддерживалась на уроке хорошая психо логическая атмосфера, в чем конкретно проявилась культура общения учителя с группой учащихся, классом? Как учитель ведет себя в критических ситуациях? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
  1. Как и за счет чего обеспечивалась на уроке (и в домашней работе) рациональное использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?
  1. Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока? Какие?
  1. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось - почему?

Показатели оценки качества и эффективности учебных

Занятий

(по материалам Т.И. Шамовой и В.П. Симонова)

№ п/п

Блок

Показатели

Оценка в баллах (max 4)

Личные

Качества учителя

  1. Знание предмета и общая эрудиция
  1. Уровень педагогического и методического мастерства
  1. Культура речи, ее образность и эмоциональность
  1. Чувство такта и демократичность во взаимоотношениях с учащимися
  1. Внешний вид, мимика, жесты

Особенности учебной деятельности учащихся

  1. Познавательная активность, творчество и самостоятельность
  1. Уровень развития общеучебных умений и навыков
  1. Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы в ходе учебного занятия
  1. Проявление дисциплинированности, организованности в данном учебном предмете во время занятия
  1. Научность, доступность и посильность изучаемого материала
  1. Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой)
  1. Новизна, проблемность и привлекательность учебной информации
  1. Оптимальность объема материала, предложенного для усвоения

Эффективность преподавания

  1. Рациональность использования времени занятия оптимальность темпа чередования и смены видов деятельности на занятии
  1. Целесообразность использования приемов наглядности и ТСО
  1. Рациональность и эффективность методов и организационных форм работы
  1. Характер обратной связи с учащимися
  1. Контроль за работой учащихся и содержание требований к оценке их знаний, умений и навыков
  1. Степень эстетического воздействия занятия на учащихся
  1. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности в ходе занятия

Цели и результаты проведенного занятия

  1. Конкретность, четкость и лаконичность формулировки цели учебного занятия
  1. Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели
  1. Обучающий эффект проведенного занятия (чему и в какой степени научились школьники)
  1. Воспитательный эффект занятия
  1. Воздействие занятия на развитие учащихся
  1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  2. АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
  3. (по материалам С.В. Кульневич, Т.П.Лакоцениной)

Педагогический аспект урока может быть рассмотрен через следующие компоненты:

  1. Место урока в системе уроков по теме или подтеме.
  2. Правильность постановки цели урока
  3. Организация урока:
  1. Тип урока;
  2. Структура, последовательность этапов и дозировка по времени;
  3. Соответствие структуры урока его содержанию и цели;
  4. Подготовленность класса к уроку;
  5. Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная и др.;
  1. Содержание урока:
  1. Научность материала;
  2. Правильность подбора материала и видов деятельности для различных этапов урока
  3. Связь изучаемого материала с ранее изученным. Приемы повторения;
  4. Раскрытие практической значимости изучаемого материала;
  5. Межпредметные связи;
  6. Речь учителя: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство, научность речи;
  1. Методика проведения урока :
  1. Методы и приемы, применяемые учителем на каждом этапе урока;
  2. Соответствие применяемых методов содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся;
  3. Постановка перед учащимися цели урока и привлечение к подведению итогов урока;
  4. Работа с отстающими учащимися и учащимися проявляющими повышенный интерес к предмету;
  5. Система оценки знаний;
  1. Общение на уроке : тон, стиль отношений, манера общаться с классом и отдельными детьми.
  2. Работа и поведение учащихся на уроке:
  1. Активность класса и отдельных учащихся;
  2. Заинтересованность учащихся изучаемым материалам;
  3. Отношение к учителю;
  4. Дисциплинированность, организованность
  5. Речь учащихся: грамотность, эмоциональность, лексическое богатство, научность речи, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, умение задавать вопросы.

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Основная учебная цель урока :

Цель сформулирована учителем в общем виде или в действиях учащихся;

Достижение цели на уроке: на различных этапах, на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и т.д. ;

Достижение на уроке предметной цели;

Достижение на уроке развивающей цели.

  1. Методическая логика урока

Структура урока, ее обоснованность;

Целесообразность распределения времени, хронометрирование урока;

Целесообразность и характер проверки домашнего задания;

Характер представления нового материала учителем;

Характер восприятия нового материала учащимися, степень их самостоятельности;

Развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков;

Оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся;

Характер домашнего задания, способы информирования о домашнем задании;

Результативность урока.

  1. Использование различных средств обучения :

Заданий различного характера, инструкций, алгоритмов, опор (схем, моделей, иллюстраций и др.);

Адекватность используемых средств основной цели урока;

Эффективность использования средств в данном классе;

Грамотное использование и сочетание различных средств обучения.

  1. Использование различных методических приемов :

Адекватность данного приема цели и задачам урока;

Обоснованность использования данного приема;

Эффективность использования данных приемов.

  1. Использование различных организационных форм обучения :

Индивидуальная,

Групповая,

Парная,

Фронтальная,

Дифференцированные формы работы

Предупреждение неуспеваемости

1. Важным условием предупреждения неуспеваемости по математике является систематическое, последовательное изучение каждым учеником класса программного материала:

  1. установить связи нового материала с ранее изученным;
  2. научить выполнять самостоятельные работы по образцу;
  3. оказывать своевременную помощь ученикам.

2. Следующим условием является овладение каждым учеником необходимыми приемами самостоятельной работы.

Приёмы организации учебной деятельности учащихся

1. Методы работы с учебником математики.

Хорошо организованная и систематически проводимая работа по учебнику является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний и навыков по математике.

Чтению учебников математике надо специально обучать.

  1. Чтение правил, определений, формулировок теорем после объяснения учителя.
  2. Чтение других текстов после их объяснения учителем.
  3. Разбор примеров учебника после их объяснения учителем.
  4. Чтение вслух учебников учителем с выделением главного и существенного.
  5. Чтение текста учащимися и разбивка его на смысловые абзацы.
  6. Чтение пункта учебника, самостоятельное составление плана и ответ учащихся по составленному плану.

Необходимо обучать пользоваться не только текстом и иллюстрациями учебника, но и его оглавлением, записями и таблицами, помещенными на форзацах, аннотацией, предметным указателем. Правильное использование этим вспомогательным аппаратом учебника значительно ускоряет поиск нужного материала в учебнике.

2. Общий прием работы с учебником.

1. Найти задание по оглавлению.

2. Обдумать заголовок. Т.е. ответить на вопросы:

  1. О чём пойдет речь?
  2. Что мне предстоит узнать?
  3. Что я уже знаю об этом.

4. Выделить все непонятные слова и выражения, выяснить их значение (в учебнике, справочнике, у учителя, родителей, товарищей).

5. Задать по ходу чтения вопросы. Например такие:

  1. О чем здесь говориться?
  2. Что мне уже известно об этом?
  3. С чем это нужно не перепутать?
  4. Что из этого должно получиться?
  5. Для чего это делается?
  6. К чему это можно применить?
  7. Когда и как применять?

И ответить на них.

6. Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия.

7. Выделить основные свойства этих понятий (правила, теоремы, формулы).

8. Изучить определения понятий.

9. Изучить их основные свойства (правила, теоремы, рисунок).

10. Разобрать и понять иллюстрации (чертёж, схему, рисунок).

11. Разобрать примеры в тексте и придумать свои.

12. Провести самостоятельно обоснование свойств понятий (вывод формулы или правила, доказательство теоремы).

13. Составить схемы, чертежи, рисунки, таблицы и т. П., используя свои обозначения.

14. Запомнить материал, используя приемы запоминания (пересказ по плану, чертежу или схеме, пересказ трудных мест, мнемонические правила).

15. Ответить на конкретные вопросы в тексте.

16. Придумать и задать себе такие вопросы.

17. Если не все понятно, отметить неясное и обратиться к учителю (родителям, товарищам).

3. Общая организация домашней работы.

1. Осознать цели домашней работы и их важность.

2. Ознакомиться с заданиями, определить, в какой последовательности их лучше выполнять (чередуя устные и письменные, легкие и трудные).

3. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетрадях.

5. Выполнить письменные задания.

4. Что надо знать о теории.

  1. Основные положения теории.
  2. Опытные факты, послужившие основанием для разработки теории.
  3. Математический аппарат теории (основное уравнение).
  4. Круг явлений, объясняемых данной теорией.
  5. Явления и свойства, предсказываемые теорией.

5. Алгоритм решения задачи.

1.Уясни содержание задачи, установи, что неизвестно, и что дано и в чем состоит условие.

2. Изобрази схематически содержание задачи, разбив её на части по смыслу.

3. Установи зависимость между данными величинами и искомыми.

4. Вырази числовые данные всех неизвестных величин через известные, и обозначенную величину на основе установленных между этими величинами закономерностей.

5. На основе сравниваемых величин составь уравнение или систему решений.

6. Проверь решение задачи известным тебе способом (составлением обратной задачи, решением данной задачи другим способом и др.)

6. Как решить задачу по геометрии.

  1. Прочитай внимательно условие задачи.
  2. Читая условие второй раз, установи зависимость между числовыми данными.
  3. Сделай чертёж соответственно числовым данным задачи.
  4. Запиши справа от чертежа условие задачи.
  5. Если надо, выполни дополнительные построения.
  6. Подумай, что надо для того, чтобы ответить на поставленный вопрос.
  7. Пользуясь условием задачи, чертежом и ранее изученным материалом, найди необходимые элементы.
  8. Затем определи искомые элементы.
  9. Когда у тебя есть общий план решения задачи, запиши его.
  10. Каждое действие сопровождай краткими объяснениями.
  11. Промежуточных наименований не пиши.
  12. Посмотри, удовлетворяет ли найденное решение условию задачи.
  13. запиши ответ задачи.
  14. Подумай, можно ли решить задачу другим способом.
  15. Решай геометрические задачи с главного вопроса.

7.Как доказать теорему.

Доказать какое-либо утверждение – значит перейти с помощью логических рассуждений от его условия к заключению.

Для этого:

  1. Необходимо прежде всего знать, в чём состоит условие и в чём заключение теоремы.
  2. Приступая к доказательству, выделите все пункты условия и заключения теоремы и в рассуждениях используйте условии теоремы полностью.
  3. Каждый термин замените его определением.
  4. Преобразуйте условие и заключение теоремы так, чтобы её легче было доказать.
  5. Пользуйтесь аналогиями с доказательствами известных теорем.
  6. Найдите другие методы доказательства.

контрольных работ

  1. Контрольные работы проводятся с целью выявления уровней сформированности системы качеств знаний учащихся.
  2. Темы контрольных работ определяются в соответствии с ведущими идеями учебного предмета, курса.
  3. После выбора темы необходимо определить основные понятия, факты, законы, составляющие суть той или иной теории, качества усвоения которых должны быть проверены.
  4. При отборе содержания контрольной работы следует учитывать, что для получения объективной информации о конечном результате необходимо проверять знания на завершающем этапе их усвоения.
  5. При составлении заданий следует исходить из принципа «от простого к сложному». Каждое предыдущее задание должно помогать выполнять последующее, а последующее – готовить к восприятию новых заданий и прикреплять предыдущее.
  6. Обязательна следующая последовательность заданий:
  1. Задание на воспроизведение определения понятия или формулировки правила, закона, теоремы с требованием указания всех величин, входящих в определение, закон и т.д.;
  2. Задание, требующее от учащихся применения знаний по образцу на основе первого задания (задания на решение задач по воспроизведенной в первом задании формуле, закону и т.д.);
  3. Задание конструктивного характера, при выполнении которого учащемуся приходиться использовать несколько алгоритмов, формул, теорем, если они даны в явном виде. Приступая к выполнению такого задания, ученик должен проанализировать возможные общие пути решения задач, отыскать характерные признаки познавательного объекта, т.е. увидеть в измененной ситуации образец;
  4. Задание творческого характера, при выполнении которого учащемуся необходимо найти выход из нестандартной ситуации.

Контрольная работа может быть рассчитана на 30-45 минут

Список литературы:

  1. «Предупреждение и преодоление недисциплинированности как причины отставания школьников в учении», г. Ростов-на-Дону, 1972
  1. «Организация работы с молодыми специалистами» (Методические рекомендации), сост. Белова В.А., Банина К.С., Москва, 1984
  1. Шамова Т.И., Давиденко Т.М. Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся. М., 1990
  1. Ю.А. Конаржевский «Анализ урока», М.: Центр «Педагогический поиск», 2000
  1. Журнал «Завуч» № 3 - 2004
  1. Севрук А.И., Юнина Е.А. «Мониторинг качества преподавания в школе: Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России,2004
  1. М.Л. Портнов. «Уроки начинающего учителя», М.: Просвещение, 1993
  1. «Инициатива, творчество, поиск» - Информационный вестник, выпуск № 14. составитель Поваляева Л.Ю, Белгород 2002
  1. Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко Управление образовательным процессом в адаптивной школе./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2001
  1. Завельский Ю.В. Как анализировать свой собственный урок, / журнал № 4 – 2000, стр. 92-93
  1. Завельский Ю.В. Как подготовить современный урок (в помощь начинающему учителю), / журнал № 4 – 2000, стр. 94-97
  1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002
  1. Т.И. Шамова, В.А. Антипов, Т.М. Давыденко, Н.А.Рогачева

«Управление учебным процессом в школе на основе технологических карт учителя», (методические рекомендации руководителям школ и учителям), Москва,1994

  1. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. «Управление образовательными системами»: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И.Шамовой.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
  1. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн.для учителя/ О.Б.Епишева. – М.: Просвещение, 2003 (Библиотека учителя)
  1. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. Кн. для учителя/ С.Г. Манвелов. М.: Просвещение, 2002 – (Библиотека учителя)

Большинство из репетиторов училось в педагогическом ВУЗе, где им преподавали педагогику, психологию и методику. Но учеба и практика – два разных дела, и готовясь к своему первому уроку, кажется, что тебя научили только теории, но не тому, что тебе понадобится на практике. Как начать урок? Как преподнести материал? Как провести занятие, чтобы оно было запоминающимся и эффективным? И методом проб и ошибок приходится самому искать ответы.

В этой статье я хочу затронуть не только педагогическую, но и психологическую часть проведения занятия, и все здесь написанное будет верно для учеников от 12 лет, так как с младшим возрастом я не занимаюсь.

Как провести урок: Начало

Проверяю , и делаю выводы – обучаемый должен увидеть и исправить свои ошибки (сам! пусть шевелит мозгами! ), а для себя отмечаю, какую тему можно считать пройденной, а что еще нужно повторить.

Теперь – начинаем. И начинаем с постановки целей . Ученик должен знать, зачем он пришел на урок! Рассказали ему, почему его день сегодня пройдет не зря, и теперь… надо вспомнить произношение и значение слов, которые мы проходили? Освежить в памяти грамматику? Отработать звуки, которые у ученика не получаются? У нас есть отличный выход – фонетическая зарядка ! Разогреваем органы речи и вспоминаем, как красиво говорить по-английски.

Приведу пример: изучили Present Simple и Present Continuous, и надо уяснить разницу между ними. Смотрим небольшое видео, ученик повторяет сказанные героями фразы и поясняет выбор того или иного времени (ссылка на видео). Так мы убиваем сразу несколько зайцев: речевой аппарат разогревается, грамматику повторяем, и интерес к языку возрастает – в школе и университете очень мало учащихся видят какие-то наглядные пособия, кроме учебника.

Человек хорошо запоминает, что было в начале и конце, поэтому важно, чтобы начало занятия было интересное и ученик знал, что мы пришли не просто заниматься – а приобретать определенные знания, отрабатывать навыки или закреплять умения.

Если в структуре занятия запланировано аудирование (вспомогательное средство для введения новой грамматической темы/ закрепления пройденной лексики/ тренировки восприятия речи на слух/ тренировки части “Аудирование” на ЕГЭ), то начало занятия – оптимальное время для его проведения. Почему? Потому что мозг ученика еще толком не напрягся – его не загрузили новой темой – значит, восприятие на слух лучше всего пройдет именно в первой части урока. (Сомневаетесь – поставьте эксперимент – дайте слушание в разных частях занятия – и спросите обучаемого, когда ему было проще!)

Как провести урок: середина

Здесь я ввожу либо новую лексику , либо новую грамматику . Стараюсь не брать на одном занятии и то и другое, потому что это очень сложно для ученика, особенно уровня ниже Intermediate (а таких учеников подавляющее большинство). До этого уровня почти все темы новые для обучаемого, и многие из них отличаются от родного нам русского языка.

Всю остальную часть урока посвящаю закреплению нового материала.

NB : Если предвидится трудная грамматическая тема и занятие идет больше 60 минут, примерно после 50 минут урока можно сделать небольшую паузу – сыграть на гитаре, предложить чай с тортом, а ученикам постарше – алкогольные напитки. Шутка =) Но паузу нужно сделать, чтобы ученик немного отдохнул и после с новыми силами глотал пилюлю английского. Посмотрите видео, послушайте песню любимого исполнителя ученика (опять же вписывающуюся в план занятия), прочитайте веселую статью или поговорите на интересную вам обоим тему.

Отдохнули? Еще есть время для отработки навыков! Чтение, письмо или слушание. Но текст для аудирования на этом этапе занятия не должен вносить ничего нового (много непонятных слов и грамматических конструкций), а лишь отрабатывать изученное на этом занятии или ранее. Лучше будет, если эта часть урока была связана с пройденным материалом.

Внимание ученика здесь уже медленно начинает угасать, и вряд ли вы сможете втиснуть в его уставший мозг какую-то новую информацию.

Как провести урок: конец

К концу урока и вы и ученик устали друг от друга и от английского. Как и у любого хорошего фильма, у урока должна быть красивая и запоминающаяся концовка.

В интернете есть куча игровых материалов, посвященных грамматическим и лексическим темам (например, ). Их я и стараюсь использовать в конце занятия. Например, когда идет изучение темы союзов, вводящих придаточные определительные (defining relative clauses), пишу слова, пройденные с учеником недавно, на карточках, разрезаю их, кладу на стол чистой стороной вверх, и каждый по очереди тянет слово, которое должен объяснить, не называя самих слов, но используя при этом предложения, начинающиеся с союзов who , which , that , when , where andwhose.

А это уже готовые карточки из пособия New English File Pre-Intermediate:

Более подробно об играх на занятии Вы можете прочитать .

И в самом конце я прошу ученика самого подвести итоги – что он узнал, и что далось легко, а что требует большей отработки. Обязательно задавайте вопросы! Мы с вами уже хорошо знаем язык и забыли начальный этап изучения, когда тема казалась сложной, а учитель никак не мог понять, как такой простой материал вызывает столько проблем? Плюс, попадаются ученики, которые с одинаковым выражением лица сидят все занятие, и понять, что он понял, а что нет, можно, лишь задав прямой специальный вопрос.

Итак, ученик сам рассказал, чего он достиг на занятии. Если он неправильно понял цель урока или вообще затрудняется сказать, чем вы занимались, это хороший повод для самоанализа – значит, неправильно что-то спланировали или объяснили.

На этом все, осталось дать домашнее задание, закрепляющее пройденный материал, и распрощаться до следующего занятия.

Отшумели последние празднования выпускников педагогических вузов, и самые смелые студенты, выбравшие стезю преподавательской деятельности, ринулись на покорение учительских вершин. Они молоды, энергичны, полны энтузиазма и ещё не ушедшего максимализма. С радостью берутся за сложные задачи, стараются вникнуть в особенности устройства выбранного образовательного учреждения.

Однако с началом нового учебного года течение рабочей деятельности становится всё более бурным. В это сложное время молодой преподаватель может совершить ошибки, которые в будущем способны обернуться достаточно большими неприятностями.

1. Не нужно бояться детей

Начинающие преподаватели, как правило, не имеют опыта общения с учениками разных возрастов. Поэтому очень важно заранее выбрать определённую манеру поведения с детьми. Нужно иметь чёткое представление, каким педагогом вы хотели бы выглядеть в глазах учеников. Не нужно стесняться или лепетать - речь должна быть чёткой с ясными акцентами. Нельзя прятать или отводить взгляд - зрительный контакт необходим для более успешного налаживания связей. Не рекомендуется сутулиться, прятать руки в карманы или проявлять другие аспекты неуверенного поведения. Если ученики почувствуют ваш страх с первых занятий, то это может послужить началом весьма сложных отношений между учениками и учителем.

Когда я пришла в школу, завуч по воспитательной работе дала именно этот совет: «не дай им почувствовать свой страх». Звучит немного странно и утрированно, но он мне очень пригодился. Я отчетливо помню свои первые уроки: сердце стучало, голос осип, ладони были влажными от волнения. Из головы вылетело даже собственное имя. Но именно фраза опытного педагога про страх не позволила мне позорно дезертировать из кабинета. Я выпрямила спину, откашлялась,подняла голову, глубоко вздохнула и запустила первую партию учеников в класс. Они расселись, с любопытством уставившись на меня.

Их глаза внимательно сканировали каждое мое движение. Дети, к слову, отличные, но очень жестокие психологи.

Я вздохнула и начала уверенно говорить. В голову упорно лезла аналогия о переговорщике с террористами - я тоже вежливо, но непреклонно выдвигала требования. Мы сразу установили правила: не тестировать мое терпение на прочность. От трёх замечаний по поводу их поведения - дневник на стол. Ещё два предупреждения - пишу комментарий для родителей. Если дальше продолжается веселье на уроке - то я ставлю «пару» после контрольного вопроса о рассказанном материале. И ни у кого из учеников никогда не было претензий, если я осуществляла в дальнейшем подобные действия - ведь они сначала с ними сами согласились.

Но я не ограничивалась только требованиями - это было бы деструктивно. Мы пришли к компромиссу: они всегда смогут ко мне прийти и пересдать материал, исправив свои оценки. Более того, я пообещала, что в любое время в школе смогу им объяснить материал, если они чего-то не поняли. Спрос существенно возрастал в конце четверти, но обид практически не было.

2. Не бойтесь ошибиться

Учитель - это не робот и не машина. Не надо сразу стараться убедить учеников в своей полной правоте и непогрешимости. В момент знакомства в классом и зачитывания фамилий заранее извинитесь перед детьми за то, что можете произнести их неправильно. Также нельзя воспринимать «в штыки», если кто-то из ваших подопечных делает вам замечание по преподаванию материала. Научите их обосновывать свою точку зрения.

Если долго гнуть свою линию, получится полный параллелепипед.

Молодому учителю и так хватает стрессов - не надо усугублять это тем, что репутация будет испорчена чьими-то обиженными рекомендациями, в стиле «да какой это учитель - сама ничего не знает!». Не нужно упрямо показывать ученикам, что вы старше и знаете больше них. Это вызовет негативное и совершенно естественное желание доказать обратное.

Если вдруг вас кто-то начинает задирать во время урока по поводу материала, вежливо его выслушайте и попросите отстоять свою точку зрения. Ребенок почувствует, что к нему относятся как к равному и у него впредь не возникнет желания к конфронтации.

3. Проявляйте уважение

Вас не будут уважать, если вы будете себя вести неуважительно. Не проявляйте пренебрежение или высокомерие, не кричите до хрипоты - вас не услышат. Только чёткая вежливая и аргументированная речь, как если бы вы говорили со взрослым. Не забывайте о таких чудесных словах, как «спасибо» и «пожалуйста». Не следует облекать все свои просьбы в приказную форму.

Был у меня Артём, ученик пятого класса. Он был новеньким, который пропустил по семейным обстоятельствам две первых недели учёбы. Соответственно, когда он пришел в школу, это был стресс. Для всех. Артём выглядел крупнее своих сверстников, но в умственном развитии немножко уступал остальным. Он отчаянно хотел, чтоб его приняли одноклассники и учителя. Когда же этого не случилось, бедный мальчик нашел весьма радикальные методы для привлечения к себе внимания: от полного игнорирования замечаний до закидывания однокашников своей рвотой.

Учителя поставили на нём крест, родители Артёма практически поселились в школе, а одноклассники всё старательнее его избегали. Признаюсь, сначала мне тоже было сложно с ним говорить на уроках и объяснять, что делать можно, а что нельзя. Повинуясь порыву, я срывалась на крик. Но интуитивно поняла, что это только укрепляет стену недопонимания. И я начала с ним говорить как со взрослым: «Артём, будь так добр, пересядь на другое место, пожалуйста».

Вежливость действительно творит чудеса. Ребёнок послушно вставал и пересаживался.

«Артём, пожалуйста, будь немного потише, я очень устала и у меня болит голова», - он кивал и замолкал. Потом он начал дарить мне свои рисунки, был всегда вежлив и не боялся подходить что-то спрашивать. Я была единственным учителем в школе, кто никогда не вызывал его родителей и не жаловался на него завучу или другим учителям.

4. Соблюдайте дистанцию

Не стоит слишком сближаться с учениками. Сразу после института, как правило, разница в возрасте небольшая, особенно это касается старшеклассников. Помните, что многие ваши действия и слова могут быть переиначены и переданы другим учителям, администрации или родителям в совершенно извращённом виде. Нельзя закрываться с учениками в кабинете, дверь лучше держать открытой.

Избегать учеников тоже не стоит - это может оттолкнуть детей. Знайте меру и выбирайте золотую середину.

Сейчас в школах учатся самые разные дети из самых разных семей. Есть среди них и очень верующие люди, у которых своё восприятие норм морали. Был среди моих учеников Гриша, который был сыном прихожанки местной церкви. Мальчик в школу ходил с библией и вместо повторения материала предпочитал молитвы, чему мама всячески потакала. В результате у Гриши стабильно выходило по 5-6 двоек в каждой четверти. Но мама не верила тому, что молитвы работают хуже выполненного домашнего задания, поэтому, по её мнению, виноваты во всём были учителя.

Досталось и мне за... ключицы! Я не позволяла себе носить слишком открытые вещи, но вырез «лодочкой» казался Гришиной маме слишком глубоким. Оценки своего отпрыска она директору школы аргументировала так: «улыбочки, шуточки и ключицы нашей новой учительницы разжигают огонь в чреслах сына и он не может сосредоточиться». Разговор передавался из уст в уста, породив массу сплетен и не очень адекватных суждений, истрепав нервы изрядно.

5. Не стоит верить всему на слово

Какими бы симпатичными, милыми и невинными ни были ученики на первый взгляд, нельзя им верить на слово. Любые свои действия подстраховывайте записями в дневнике, дублируя их в электронном журнале. Особенно когда дело касается исправления оценок. При выявлении проблемы с тем или иным ребёнком немедленно оповещайте родителей о его «успехах».

В дальнейшем это убережёт вас от разного рода претензий со стороны родителей и администрации школы.

Была у меня ученица шестого класса Сашенька. Тихая скромная девочка, которая всегда застенчиво опускала глазки, когда я её спрашивала. Я долго списывала невразумительные ответы по поводу не сделанного домашнего задания на гиперстеснительность, пока моя подопечная не начала наглеть прямо на глазах. Скромность не мешала ей переговариваться на уроках и писать записки, а тетрадь оставалась практически девственно чистой.

К концу второй четверти у Сашеньки выходила двойка. Недели за три до окончания полугодия, я начала ей назначать время для пересдач. Давала дополнительные задания на дом. Получив одну четверку, Сашенька успокоилась и продолжила ничего не делать. До последнего тянула с выставлением оценки, веря, что завтра она точно-точно придёт сама. Так и не пришла. А паре мама очень удивилась.

История имела продолжение, поэтому мы переходим к следующему пункту.

6. Ведите учёт

Не забывайте вбивать все данные в электронный журнал, ставьте оценки в дневник и бумажный журнал, не выдавайте на руки детям их проверочные и контрольные работы. Заведите отдельные папки для каждого класса и складывайте туда листочки с работами. На родительском собрании раздайте их родителям.

Иногда кажется, что соблюдение пунктов 5 и 6 немного граничит с паранойей, ведь очень тяжело совместить искренность, энтузиазм, кипучую энергию и такой бюрократический контроль. Но в наше время, когда в самой абсурдной ситуации оказывается виноват учитель, лучше перестраховаться лишний раз.

Вернёмся к истории о Сашеньке. После моих безуспешных попыток заставить ребёнка хоть как-то учиться, общения с классным руководителем и разговоров о том, как важно прилагать усилия, девочка по-прежнему предпочитала ничего не делать дома и писать проверочные работы транслитом (для примера: она вместо простого английского слова «milk» писала тяжеловесное «moloko»). Когда все сроки вышли, я не без сожалений поставила ей двойку в четверти.

Что тут началось... Мама ученицы превратила мою третью четверть в кромешный ад. Как выяснилось, Сашенька упорно выкидывала все листочки с «проверочными», выдирала страницы из дневника, всегда говорила матери, что всё в порядке и она со всем справляется. Для мамы явилось полным сюрпризом то, что у её дочери пара в четверти. С праведным негодованием она пошла к директору требовать пересмотра оценки, моей квалификации и рассмотрения варианта об увольнении.

В силу своей неопытности я предпочитала не решать проблемы только с родителями, а договариваться с учениками лично.

Помимо этого, электронный журнал получалось заполнять раз в неделю, потому что доступ у нему был только в кабинете информатики, куда не всегда удобно было приходить. Теперь администрация школы требовала пересмотра оценки, опасаясь за статистику и репутацию. На мои уроки начали приходить комиссии из РОНО, директор решила взять под контроль учебный процесс. Мне приходилось перед входом в школу при всех учениках сдавать ей на проверку планы уроков, расписанных до самых мелочей. За своё прохладное отношение к бюрократии я расплатилась сполна.

Не помню, сколько таблеток валерьянки было съедено, но это научило меня скрупулезному сбору каждого листочка со словарным диктантом, каждой тетрадки с контрольными, выставлению всех отметок в электронный журнал, даже тех, что стоят карандашом в журнале. Пришлось выработать иммунитет к обидам учеников, которым приходилось объяснять родителям, почему «двойка карандашом» стоит в электронном журнале.

Я закончила педагогический университет всего 3 года назад и у меня очень свежи воспоминания о первом годе учительской деятельности. Если бы мне кто-то сказал об этих простых правилах, я бы сумела избежать многих проблем, что существенно облегчило бы начало моей преподавательской жизни.

За соблюдением всех этих правил искренне желаю вам не переборщить и сохранить любовь к преподавательской работе. Не черствейте душой раньше времени, детям во все времена нужны те, кто сможет привить любовь к знаниям и научить их элементарным навыкам этичного поведения. Удачи!

Как проводить открытый урок

(традиционный подход )

___ Конспекты традиционных уроков (и уж тем более уроков ОТКРЫТЫХ) старательно наполняются мудрёными формулировками тем и учебных задач, стройным перечнем этапов урока и тщательным подбором заданий для учащихся, наиболее эффектными фрагментами речи учителя или дословным текстом его объяснений. А вот о разношерстной деятельности учеников в них практически ничего нет. Поэтому подобные материалы оказываются всего лишь ПОДСОБНЫМИ для учительской « режиссуры урока», которой ещё нужно будет вдохнуть жизнь в эти пусть и добротные, но пока« бездетные» разработки. Хотя для отдельных учителей и они могут порой оказаться неким подспорьем в сочинении собственной « режиссуры урока».

___ Поэтому приводим один из весьма добротных образцов ТРАДИЦИОННОГО ПОДХОДА к подготовке открытого урока. Может быть, даже « диагональное» чтение подобного материала поможет кому-то из учителей укрепить шатающуюся веру в себя, в свои уже наработанные умения и в уже существующую отзывчивость своих учеников.

Вячеслав Букатов

. По материалам: « История» №5 (2004 ; ИД « Первое сентября»)

М. АЛЕКСЕЕВА, заслуженный учитель РФ,
директор школы № 128

.
Н. МЕДНИКОВ,
учитель истории .

Историческая справка: три этапа реформирования .

Конец XX - начало XXI в. ознаменовались реформой российского образования, или, проще, реформой школы. Можно сказать, что во второй половине XX в. наша система образования прошла три этапа:

I этап. Школа знаний

Ее расцвет пришелся на конец 1950-х - начало 1960-х гг. Успехи науки и техники: вывод космических аппаратов на околоземную орбиту, « укрощение» термоядерной реакции - создавали иллюзию, что школа должна давать знания (базу) для последующего бурного роста науки. Однако скоро выяснилось, что наука быстро идет вперед, особенно развитие знаний на стыке фундаментальных наук (биофизика, биохимия, кибернетика и т.д.). Школа же оказалась не в состоянии следовать в фарватере этого движения, возможности школы оставались прежними.

II этап. Школа умений

Пришла на смену школе знаний в 1970-1980-х гг. Знания, умения, навыки (ЗУН) - вот знамя новаторов того времени. Обогащение школы знаний навыками и умениями учеников должно было адаптировать школу к развивающемуся технологическому обществу и создать базу для подготовки научно-инженерных кадров. Но прошло какое-то время, и выяснилось, что школа ЗУН - это слишком узко. Объем знаний продолжал стремительно расти, приобретенные умения и навыки быстро устаревали и оставались невостребованными обществом. Возникла потребность перемен.

III этап. Школа развития личности

Родилась в 90-е гг. XX в., в период коренных реформ в нашем государстве, которые не могли не затронуть систему образования. В это время начала осуществляться идея адаптивной школы (личностно орентированной), накапливающей и передающей опыт оценочной, эмоциональной и творческой деятельности. Теперь школа не столько становится источником информации, сколько учит учиться. Учитель уже не просто проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Школа знаний - Школа ЗУН - Школа развития личности - таков вектор развития нашей школы, которое осуществляется не за счет отрицания предшествующего этапа, а путем его освоения и обогащения.

Современный урок, открытый в том числе, ценен не только получаемой учащимися информацией, но и обучением их способам деятельности для получения информации. Учитель на уроке должен стремиться передать способ творческой деятельности или стимулировать детей к самостоятельному творчеству, пускай и в начальной, примитивной форме.

Несмотря на значительные изменения в жизни современной школы, урок по-прежнему является главной формой обучения и воспитания. Границы урока остались почти неизмененными, а вот содержание обогащается различными новациями. В связи с этим хотелось бы рассмотреть открытый урок как форму урока, отражающую весь положительный опыт учителя и учеников в изложении и усвоении учебного материала.

Открытый урок, на наш взгляд, должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных, авторских наработок, как в смысле его построения, так и в отборе учебного материала, в технологии его подачи.

Ведущую роль при этом играет форма организации познавательной деятельности учащихся, степень готовности их усвоить новации учителя (как ранее апробированные и уже хорошо усвоенные, так и примененные в порядке эксперимента впервые в данном классе на данном уроке). В любом случае именно уровень взаимопонимания учителя и ученика на уроке свидетельствует об актуальности новых методик, используемых учителем, о его творческом потенциале.

МОДЕЛИ ОТКРЫТОГО УРОКА

1. Открытый урок для членов методического объединения.

2. Открытый урок для коллег в школе. Здесь возможна демонстрация классического урока в рамках учебы молодых учителей или для обмена опытом работы в сфере применения новых педагогических технологий.

3. Открытый урок учителя-методиста для учителей округа с целью демонстрации возможностей по овладению инновационной деятельностью.

4. Открытый урок, проводимый учителем в присутствии администрации школы и экспертов с целью аттестации на более высокую квалификационную категорию.

5. Открытый урок на конкурсе « Учитель года» на региональном или федеральном уровне.

Именно четвертая модель открытого урока рассматривается авторами как наиболее характерная и содержательная. Думается, что эта модель открытого урока представляет собой наибольший интерес, так как включает в себя всю совокупность наработанного учителем опыта - начиная с блестящего владения классической моделью урока до демонстрации усвоения учащимися авторских методик и наработок учителя.

Безусловно, каждый открытый урок должен сопровождаться самоанализом и самоконтролем.

.

Пример проведения открытого урока для аттестации на более высокую квалификационную категорию

Открытый урок по курсу отечественной истории (4 модель)

Рассмотрим вышесказанное на примере.

Готовясь к открытому уроку, учитель может пойти двумя путями. Либо разработать и показать один из уроков традиционной системы (урок изучения нового материала, урок обобщения и систематизации знаний и т.д.), насытив его всеми возможными методическими находками; либо использовать комплекс различных типов уроков с целью наилучшим образом показать возможности учащихся и свое мастерство. Все эти типы уроков, соединенные в рамках открытого урока, дадут представление о возможностях педагога.

Соединение в открытом уроке уроков разного типа основывается на логике процесса освоения знаний.

Классические этапы урока, предложенные профессором Т.И. Шамовой и активно используемые ныне в педагогической практике, учитель может превратить в собственный план открытого урока.

Например:

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания. Возможно использование трех вариантов проверки или их комбинаций.

3. Работа с новым учебным материалом (подготовка к усвоению нового, изучение нового).

4. Домашнее задание.

5. Подведение итогов урока.

Рассмотрим это более подробно.

I ЭТАП . Организация начала урока

Организационный момент открытого (как, впрочем, и любого другого) урока предполагает приветствие учащихся учителем, сообщение темы предстоящего урока или блока уроков (имеются в виду спаренные уроки), предварительная, лаконичная и ясная формулировка целей и задач урока. Своими действиями учитель должен подвести детей к осознанию цели урока как заранее запрограммированного учителем результата, который должен быть достигнут путем их сотрудничества в конце урока.

II ЭТАП . Проверка домашнего задания

1. Монолог: пересказ текста учеником, подготовленный рассказ по модулю, изложение учебного материала путем повествования от частного к общему.

2. Тестирование или составление технологической карты.

3. Фронтальный опрос, составление словаря исторических терминов или хронологической таблицы.

Домашнее задание должно быть строго дифференцированным, учитывающим индивидуальные особенности детей. Для учащихся разных уровней успеваемости даются групповые и индивидуальные задания соответствующих уровней сложности.

Логическим переходом от проверки домашнего задания к изучению новой темы может быть доклад или сообщение учащегося, подготовленное заранее по заданию учителя и являющееся логическим мостиком при переходе от предыдущей темы к последующей. Специфика этой формы домашнего задания состоит в обучении учащихся самостоятельному отбору материала из дополнительных источников информации и умению грамотно и красноречиво донести его до своих одноклассников, которые ведутконспект доклада.

Таким образом учащиеся обучаются конспектированию, рациональной работе со своей тетрадью, а также умению составлять и ставить (что не одно и то же) вопросы докладчику по теме выступления, тренируя тем самым сразу два важнейших вида общеучебных умений: информационные и коммуникативные. Следует отметить, что подчеркнуть составление вопросов к докладчику по теме услышанного — одна из наиболее сложных форм работы с учебным материалом, ведь это вырабатывает у учащихся навыки письменного изложения основных мыслей доклада в виде тезисов и учит выделять главное. Это подготовит их к успешной сдаче предстоящего в недалеком будущем Единого государственного экзамена. Лучшие конспекты и вопросы оцениваются сразу же по окончании этой работы.

Кроме этого подготовка подобного доклада может предоставить ученику дополнительный шанс улучшить учебные результаты по предмету, исправить плохие отметки, что, конечно же, является положительным мотивом к обучению в целом.

III ЭТАП . Получение новых знаний

Здесь возможно использование трех известных методов обучения:

  • частично поискового,
  • метода проблемного изложения материала,
  • исследовательского метода, или их композиции.

Наиболее интересным воплощением композиции методов является совместная разработка темы учителем и учащимися. На примере темы « Экономическое развитие России в XVII в.» рассмотрим действия учащихся на уроке.

1 . Создание плана. В ходе анализа и обсуждения предметного материала в группах формулируется свой план изучения данной темы. Он выглядит примерно так:

  • развитие сельского хозяйства,
  • развитие ремесла,
  • развитие торговли.

Аграрное (сельскохозяйственное) производство :

  • земледелие, скотоводство, птицеводство, садоводство;
  • агротехнические приемы и пр.;
  • орудия труда и их развитие.

Ремесленное (промышленное) производство:

  • ремесленное производство на заказ, на рынок;
  • мануфактурное производство.

Торговое и денежное дело:

  • обмен натуральный, денежный;
  • товарно-денежные отношения;
  • внутренняя и внешняя торговля.

Работая с учебником, ученики наполняют схему конкретным содержанием. Итогом этого этапа коллективной работы учащихся могут быть следующие тезисы:

АГРАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Земледелие

Расширение пахотных земель, распространение земледелия на Север, в Поволжье, на Урал и в Сибирь. Увеличение урожайности зерновых.

Животноводство

Выведение молочных пород скота: холмогорская, ярославка. Коневодство в ногайских степях и в Калмыкии, разведение романовской породы овец в Поволжье.

Садоводство

Разведение « капустных огородцев».

Агротехника

Трехпольный севооборот с применением навозных удобрений при сохранении на окраинах переложной системы.

Орудия труда

Применение сохи различной модификации: трехзубая соха, соха-косуля. Использование железных сошников, бороны с железными зубьями.

РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Рост ремесленного производства на заказ и на рынок.

Формирование товарного ремесленного производства.

Выделение районов ремесленной специализации: в Туле, Серпухове - добыча и обработка железной руды; в Ярославле, Казани - кожевенное производство; в Костроме - мыловарение; в Иванове - производство ткани.

В Москве насчитывается более 250 ремесленных профессий.

Мануфактурное производство

Строительство металлургической мануфактуры А. Виниуса под Тулой в 30-х гг.XVIIв.

Печатный и Монетный дворы в Москве.

Ницынский завод на Урале.

Судостроительные верфи в Воронеже.

ТОРГОВЛЯ

Внутренняя торговля

Начало формирования единого всероссийского рынка. Появление ярмарок: Макарьевской, Ирбитской, Нежинской и др.

Внешняя торговля

Торговля с Западной Европой через Архангельск и с Востоком через Астрахань.

Строительство Немецкой слободы в Москве.

1667 г. - введение пошлин для иностранных купцов.

3. Составление рассказа-монолога по изучаемому материалу на базе сформулированных тезисов.

4. Обобщение и систематизация новых знаний. На основании выявленных в тексте фактов дети дают обобщенную характеристику тенденций развития российской экономики в начале XVII в.

IV ЭТАП . Домашнее задание

Домашнее задание дается на основе дифференцированного подхода. Для детей с проектируемым репродуктивным уровнем усвоения знаний предлагается пересказ материала, монолог, ответы на вопросы. Конструктивный уровень предполагает подготовку монолога по отработанному плану.

И наконец, домашнее задание творческого уровня:

  • анализ исторических явлений на основе изучения исторических фактов или исторических документов;
  • доклад, реферат, эссе.

Следует помнить, что каждый ребенок через особенности личностного восприятия, используя собственную систему усвоения знаний, приобретенную или созданную им самим, осваивает учебный материал следующими путями:

1. В хронологической последовательности.

2. Путем сравнения и обобщения (составление сравнительных таблиц).

3. Созданием собственного плана и тезисов.

4. В виде реферата или эссе - как научной или эмоционально-образной формы восприятия материала.

Подобная организация работы детей на уроке и дома позволяет решать целый ряд творческих дидактических задач:

формирование умения находить главное и необходимое в материале в данный конкретный момент;

  • формирование умения создавать учебные планы и работать на их основе;
  • формирование навыков ответа по схеме от частного к общему;
  • формирование навыков исследовательской деятельности;
  • формирование навыков самостоятельной работы;
  • формирование навыков составления тезисов.

V ЭТАП . Подведение итогов урока

В ходе подведения итогов урока следует особо внимательно отнестись к оцениванию ответов учащихся. Выставляемая ребенку отметка должна относиться и к его дальнейшей творческой деятельности по данному предмету, и потому она (отметка) должна носить эмоционально положительный характер и быть строго дифференцированной. Так, например, ребенку-отличнику следует ставить оценку «5 » за высказывание новаторских идей, нового взгляда на исторический факт, причем эти идеи должны быть соответственно оформлены.

Учащимся со средними и хорошими способностями можно ставить оценку «5 » за интересные идеи и неожиданную интерпретацию фактов, требуя от них и помогая оформить мысль.

Оценивая более слабые ответы, следует все же хорошо отозваться о способностях этой группы учащихся, осторожно указав на неудовлетворительные стороны ответов, предоставив возможность более удачного выступления на следующем уроке.

Мы убеждены, что только путем создания на уроке эмоционально положительной воспитывающей среды можно стимулировать мотивацию каждого ребенка к обучению.

Закончив открытый урок, учитель обязан дать целостный системный его анализ и показать перспективу своей дальнейшей работы по данному курсу.

М. АЛЕКСЕЕВА,
заслуженный учитель РФ,
директор школы № 128;
.
Н. МЕДНИКОВ,
учитель истории

По материалам: « История» №5 (2004 ; Изд.дом « Первое сентября»)

.

ДО и ПОСЛЕ открытого урока