Естественные монополии по 44-ФЗ (статья 93) - это организации, которые могут выступать в роли исполнителя госзаказа. Ст. 93 44-ФЗ разрешает закупать их продукцию как у единственного поставщика. Расскажем, как точно определить, кто к ним относится.
Речь пойдет о списках с названиями организаций, являющихся законными монополистами:
На сегодняшний день Приказом ФАС № 1189/17 от 08.09.2017 утверждены , работу которых регулирует само ведомство.
Важно, что ФАС вправе регулировать деятельность только тех организаций, информация о которых содержится в Перечне и в Реестре. Причем многие субъекты естественной монополии состоят в обеих группах. Но по причине того, что первый затрагивает конкретные объекты транспортной инфраструктуры, а второй распространяется на целые отрасли экономики. Некоторые компании могут состоять только в одном из них. Таким образом, эти два документа дополняют друг друга.
Первый список состоит из 114 организаций в транспортных терминалах и морских портах. Второй — из 15 организаций в речных портах. Наконец, третий включает 94 субъекта в аэропортах. Все они имеют разные формы собственности (ООО, ФБУ, АО и т. д.).
Субъект естественной монополи и - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Индивидуальные предприниматели в силу прямого указания закона субъектами естественных монополий не являются.
Субъекты естественной монополии могут быть созданы в форме:
АО; ГМУП
Закон определяет несколько групп субъектов естественной монополии:
1. Субъекты естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе
Например, транспортировка газа по трубопроводам (ГАЗПРОМ).
Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам
Услуги по передаче электрической энергии.
2. Субъекты естественной монополии на транспорте
Это железнодорожные перевозки (но в будущем сюда предполагается внедрить конкуренцию)
Это предоставление услуг по использованию инфраструктуры ж\д транспорта общего пользования.
3. Субъекты естественной монополии в области связи
Услуги почтовой связи.
Услуги электрической связи
Деятельность данных субъектов регулируется специальными законодательными актами:
Субъекты естественной монополии включаются в реестр.
Реестр ведёт Федеральная служба по тарифам.
Туда заносятся те субъекты, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения и установления цен тарифов.
Доступ к реестру является открытым.
В составе реестра 3 части:
- Реестр по субъектам естественных монополий в ТЭК
- Реестр по субъектам естественных монополий на транспорте
- Реестр по субъектам естественных монополий в области связи
Для субъектов естественных монополий установлен особый порядок их банкротства
Если сфера естественной монополии сама вырождается в конкурентную среду, сдерживание этого процесса не допускается.
"...39. Реестр представляет собой единую информационную базу данных, содержащую в бумажной и электронной формах информацию о хозяйствующих субъектах, занятых производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, связи, а именно: полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), адрес местонахождения юридического лица (места жительства (пребывания) индивидуального предпринимателя) и почтовый адрес, телефоны (факсы), коды государственного статистического наблюдения, ИНН, данные об объемах произведенных товаров, оказанных услуг, реквизиты лицензии на осуществление регулируемых видов деятельности, сведения об источниках опубликования информации о регулируемой деятельности. ФСТ России изменяет или дополняет перечень и содержание информации, содержащейся в Реестре, в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
Реестр состоит из:
Реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, включающего в себя следующие разделы:
раздел 1 - услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии;
раздел 2 - транспортировка газа по трубопроводам;
раздел 3 - транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
раздел 4 - услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
Реестра субъектов естественных монополий на транспорте, включающего в себя следующие разделы:
раздел 1 - железнодорожные перевозки и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
раздел 2 - услуги в аэропортах;
раздел 3 - услуги в портах и (или) транспортных терминалах, услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
Реестра субъектов естественных монополий в области связи, включающего в себя следующие разделы:
раздел 1 - услуги общедоступной почтовой связи;
раздел 2 - услуги общедоступной электросвязи..."
Источник:
Приказ ФСТ РФ от 30.08.2010 N 417-э "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.11.2010 N 19001)
Педагогический терминологический словарь
Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник
Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Официальная терминология
Экологический словарь
Философская энциклопедия
Словарь бизнес терминов
Официальная терминология
Большой юридический словарь
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
Большая Советская энциклопедия
Большой энциклопедический словарь
Словарь синонимов
4.4 Реформирование естественных монополий Существует представление, что повышения цен на продукцию естественных монополий можно избежать, если осуществить их реформирование. Суть реформ видится в принципе сходной во всех отраслях: отделение конкурентной сферы и
43. Правовое регулирование деятельности естественных монополий Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с
ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ Твердо следуя линии на поддержку олигархов и монополий, Путин принял решение повысить тарифы на услуги монополий. Тарифы на электроэнергию в течение года вырастут на 27,5 %, на газ - на 25 %, железнодорожные перевозки - на
Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума ГосударственнаяСтатья 23.59. Органы регулирования естественных монополий 1. Органы регулирования естественных монополий рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 19.5 и статьей 19.8 настоящего Кодекса.2. Рассматривать дела об административных
§ 6. Банкротство субъектов естественных монополий Статья 197. Общие положения банкротства субъектов естественных монополий 1. Для целей настоящего Федерального закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или)
Из книги Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестенСтатья 197. Общие положения банкротства субъектов естественных монополий 1. Для целей настоящего Федерального закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях
Из книги Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестенСтатья 198. Лицо, участвующее в деле о банкротстве субъектов естественных монополий Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника – субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными настоящим Федеральным законом, признается федеральный орган
Из книги Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестенСтатья 199. Рассмотрение дела о банкротстве субъектов естественных монополий 1. В случае, если должником – субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании
6. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:а) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного
Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФСтатья 23. 59. Органы регулирования естественных монополий 1. Органы регулирования естественных монополий рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 19.5 и статьей 19.8 настоящего Кодекса.2. Рассматривать дела об административных
автора Автор неизвестенСтатья 23.59. Органы регулирования естественных монополий 1. Органы регулирования естественных монополий рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 19.5 и статьей 19.8 (в пределах своих полномочий) настоящего
Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестенСтатья 23.70. Органы, осуществляющие государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса 1. Осуществляющие государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия
ЛЕКЦИЯ № 40. Правовое регулирование деятельности естественных монополий Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ВАЖНЫХ УСЛУГ Некоторые отрасли экономики традиционно контролируются государством либо напрямую, либо через создание подконтрольных государству предприятий.По общему правилу государствам запрещается
Нина Александровская СИНИМ ПЛАМЕНЕМ... (Экономический аспект войны естественных монополий) Начало 2000 года в России, помимо прочих увлекательных событий, ознаменовалось битвой "богов" и "титанов", которую с изумлением вначале созерцал российский обыватель, а
В экономиках многих современных государств, в том числе России, значительная доля ВВП приходится на естественные монополии. Как правило, к ним относятся крупнейшие по оборотам, инфраструктуре, финансовым возможностям, передовые по уровню технологий предприятия. Деятельность соответствующих субъектов бизнеса играет важнейшую роль в развитии национального хозяйства страны, и этим обусловлено регулярное вмешательство государства в правоотношения с их участием. Каким образом формируются естественные монополии? Как они взаимодействуют с госструктурами?
Под монополией принято понимать состояние рынка товаров или сервисов, при котором тот или иной хозяйствующий субъект имеет возможность вести бизнес в наиболее комфортных условиях — с точки зрения формирования цен, доступа к поставщикам, рынкам сбыта, кадрам, технологиям. Современные экономисты классифицируют монополии на 3 основные разновидности: закрытую, естественную, открытую. Нас интересует специфика монополии второго типа.
Под ней понимается состояние рынка, при котором то или иное предприятие в силу причин, прямо не зависящих от него и часто не имеющих рыночной природы, имеет преимущественное положение на рынке и все ресурсы для того, чтобы стать в своем сегменте лидером. Таким образом, субъекты естественных монополий — это предприятия, которые в силу не зависящих от них причин лидируют на рынке, и потому могут устанавливать свои цены, пользоваться возможностями поиска выгодных поставщиков, каналов сбыта товаров.
Практически защищена от конкуренции. Данное обстоятельство может повлиять на перспективы развития бизнеса как положительно, так и отрицательно. Позитивный аспект низкой конкуренции заключается в возможности, прежде всего, долгосрочного планирования бизнеса. Предприятие, уверенное в том, что оно будет вести бизнес с большими оборотами, при стабильной прибыли, может успешно инвестировать в модернизацию фондов, привлекать инвесторов, кредиторов.
Вместе с тем субъекты естественных монополий — это предприятия, которые в силу конкуренции могут не всегда уделять большое внимание качеству производимых товаров, а также уровню их технологичности. Вполне может быть, что фирма, осуществляющая деятельность на определенном национальном рынке без конкуренции, существенно проиграет в темпах модернизации производства компании, которая работает в другой стране в высококонкурентной среде. Как результат, как только национальный рынок будет освоен, фирме будет весьма проблематично освоиться за рубежом.
Монополии, изначально не имеющие конкурентов, могут препятствовать их появлению в дальнейшем — посредством предельного снижения цен или, например, загрузки производственных мощностей поставщиков — так, чтобы они не смогли даже при наличии спроса удовлетворить заказы сторонних фирм. Поэтому государство, осознавая положительные и отрицательные стороны рыночной ситуации, при которой те или иные предприятия получают преимущества в своем сегменте, осуществляет регулирование деятельности субъектов естественных монополий. Для этого власти издают специальные правовые акты.
Субъекты естественных монополий — это предприятия, которые чаще всего приобретают соответствующий статус в таких сферах экономики, как:
Появление естественных монополий в соответствующих сегментах экономики обусловлено ограниченным доступом сторонних предприятий к необходимым технологиям, очень высоким порогом входа на рынок, жесткими требованиям к финансовым показателям, технологической оснащенности, квалификации сотрудников организаций, претендующих на работу в отмеченных сферах экономики.
Многие субъекты естественной монополии в РФ являются преемниками советских предприятий, которые формировались в условиях нерыночного хозяйства: учреждение аналогичных фирм в современной рыночной среде было бы крайне затруднено в силу необходимости вложений огромных средств в производственную, логистическую инфраструктуру, подготовку кадров.
В России на практике субъектами естественной монополии чаще всего становятся крупнейшие акционерные общества. Но теоретически ими могут быть и индивидуальные предприниматели, иногда — даже некоммерческие организации. Нередко формирование монопольного положения иностранных компаний. Это может быть обусловлено, опять же, технологическим фактором, финансовым — в силу наличия у зарубежного предприятия больших инвестиционных возможностей и ресурсов для оформления кредитов, что необходимы для развития бизнеса.
Выше мы отметили, что государство осуществляет регулирование деятельности фирм, имеющих статус естественных монополий. Изучим данный аспект подробнее.
Контроль субъектов естественных монополий в России осуществляют 2 основных государственных структуры — Федеральная служба по тарифам, а также Федеральная антимонопольная служба.
ФСТ осуществляет такие функции, как:
ФАС осуществляет такие функции, как:
Можно отметить, что ФСТ и ФАС подчиняются напрямую Правительству РФ. Регулярно оба ведомства отчитываются перед высшим исполнительным органом власти о результатах деятельности.
Можно также отметить, что в компетенции одного регулятора может находиться участие в правоотношениях в нескольких сферах деятельности предприятий, классифицируемых как естественные монополии. Но к общим направлениям деятельности всех органов, осуществляющих контроль над правоотношениями с участием рассматриваемых субъектов бизнеса, можно отнести:
Есть официальный источник, в котором фиксируется необходимая информация о предприятиях рассматриваемой категории — реестр субъектов естественных монополий. Органы власти, компетентные в осуществлении контроля над деятельностью соответствующих компаний, могут включать фирмы в соответствующий реестр или же исключать их из него. Только те фирмы, что присутствуют в нем, могут быть объектом государственного регулирования.
Закон о субъектах естественных ряд методов, которые госструктуры обязаны применять, решая задачи, связанные с развитием предприятий, имеющих соответствующий статус. Изучим данный аспект подробнее.
Органы власти вправе применять следующие основные методы регулирования деятельности бизнесов в статусе естественных монополий:
Рассмотрим их сущность подробнее.
Как мы отметили выше, субъекты естественных монополий — это бизнесы, которые в силу отсутствия явной конкуренции могут устанавливать комфортные для себя цены. Однако государство может вмешиваться процесс их определения. Данное направление регулирования деятельности монополий имеет нюанс: если речь идет о формировании цен в условиях рыночных отношений, то государство в общем случае не вправе прямо вмешиваться в ценообразование в тех или иных отраслях экономики.
Но компетентные органы имеют возможность устанавливать определенные требования к финансовым характеристикам сделок, если это прямо предусмотрено законом. Те сферы, в которых развиваются естественные монополии, — например, ЖД-перевозки, законодатель может классифицировать как те, что подлежат регулированию в аспекте цен. Каким образом государство может реализовать данную привилегию?
Регулирование цен в правоотношениях фирмы, что включены в реестр субъектов естественных монополий, может осуществляться посредством:
При этом компетентные государственные структуры могут применять такие методы, как:
В первом случае государство направляет компании в статусе монополии требование касательно того, чтобы цены на товар коррелировали с предприятия. Во втором случае та прибыль фирмы, которая превышает установленные нормы, подлежит изъятию государством.
Следующий способ регулирования бизнеса в формате естественных монополий — субсидирование. Его специфика заключается в том, что некоторые из потребителей товаров или сервисов, производимых естественной монополией, могут получать ее по более льготным ценам. Так, многие промышленные фирмы обязаны поставлять населению некий ресурс — например, производящие тепловую энергию - по расценкам ниже себестоимости.
Государство в процессе регулирования деятельности фирм, включенных в официальный перечень субъектов естественных монополий, может применять рассматриваемый метод, если стоит вопрос в необходимости получения определенных товаров и сервисов теми или иными категориями потребителей. В данном случае речь идет о защите интересов отдельных категорий граждан.
Полезно будет рассмотреть то, какими компетенциями фактически наделены госструктуры, осуществляющие регулирование фирм, имеющих статус естественных монополий. Их можно подразделить на 2 разновидности.
Во-первых, это компетенции, имеющие отношение ко взаимодействию государственного органа, регулирующего монополии, с другими госструктурами по различным вопросам.
Так, например, соответствующие ведомства наделены законотворческой инициативой, могут направлять предложения по совершенствованию правового регулирования собственной деятельности в адрес Правительства РФ.
Во-вторых, это компетенции, имеющие отношение к взаимодействию регулирующих органов и фирм, которые имеют статус естественных монополий.
Так, соответствующие госструктуры могут:
Та или иная субъектов естественных монополий может требовать особого подхода государственных органов к определению приоритетных методов регулирования их деятельности, а также задействованию полномочий, установленных законом. Это обусловлено спецификой экономических процессов в различных сегментах.
Так, ЖД-перевозки могут характеризоваться высокой степенью востребованности услуг, оказываемых фирмами в данной сфере, гражданами, которые желают пользоваться соответствующими сервисами по доступной цене. Поэтому государство, регулируя деятельность железнодорожных компаний, может задействовать метод управления их ценовой политикой.
В свою очередь, к примеру, атомная индустрия в существенно меньшей степени ориентирована на спрос со стороны граждан — он в общем случае минимален. Поэтому власти страны могут давать предприятиям атомной отрасли возможность выставлять комфортные цены без особых ограничений — особенно если речь идет об усилении присутствия фирмы на зарубежных рынках.
Фирмы, включенные, к примеру, в реестр субъектов естественных монополий в области связи, могут, с одной стороны, иметь востребованные со стороны граждан сервисы, с другой — формировать приемлемую ценовую политику для населения. В связи с этим необходимость в излишнем вмешательстве государства в деятельность поставщиков услуг связи может в принципе отсутствовать.
Особый случай — авиакомпании. В принципе, данная сфера характеризуется достаточно высоким уровнем конкуренции и, как следствие, установлением цен на услуги по рыночным принципам. Однако она может существенно снизиться, если, к примеру, в собственности той или иной авиакомпании есть единственный в регионе функциональный аэропорт. Субъект естественных монополий, имеющий доступ к данному ресурсу, может иметь значительные преимущества перед авиакомпаниями, которым соответствующий аэропорт может быть нужен для обслуживания тех или иных линий, вынужденных арендовать его инфраструктуру.
Таким образом, от государства требуется взвешенный и грамотный подход к регулированию монополий. Это касается выстраивания административных механизмов, совершенствования законодательства. Различные виды субъектов естественных монополий будут успешно развиваться и играть значимую роль в строительстве экономики только в том случае, если государство окажется готовым к регулярному взаимодействию с ними на основе конструктивного подхода, предполагающего учет интересов граждан, предприятий, а также собственно политических структур.
Естественная монополия - это вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (эксклюзивное владение ресурсами, крайне высокая стоимость или исключительность материально-технической базы).
Чаще всего, естественные монополии - фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: водоснабжение, электроснабжение, железные дороги).
Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Субъекты естественной монополии созданы в форме акционерных обществ и государственных муниципальных унитарных предприятий. Закон определяет группы субъектов естественной монополии:
1.Субъекты естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе. Например:
2.Субъекты естественной монополии на транспорте:
3.Субъекты естественной монополии в области связи:
Для субъектов естественных монополий установлен особый порядок банкротства. Если сфера естественной монополии сама вырождается в конкурентную среду, сдерживание этого процесса не допускается.
Деятельность субъектов естественных монополий регулируется специальными законодательными актами. Субъекты естественной монополии включаются в реестр. Реестр ведёт Федеральная служба по тарифам. Туда заносятся те субъекты, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения и установления цен тарифов. Доступ к реестру является открытым. В составе реестра 3 части:
Большинство чистых монополий представляют собой естественные монополии и поэтому подлежат общественному регулированию. Естественная монополия имеет место в отраслях газо-, водо- электроснабжения.
Чаще всего в отраслях общественного потребления (коммунальное хозяйство) есть злоупотребления со стороны естественных монополий, что может негативно сказаться на уровне жизни населения. В первую очередь речь идет о повышении тарифов и цен предприятиями-монополистами. Это приводит к росту издержек производства в других отраслях, а значит и к росту цен на другие товары. Эти факты обуславливают необходимость государственного регулирования таких фирм со стороны специальных административных органов.
Органы регулирования естественных монополий применяют методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
Страница была полезной?