Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Иуда Искариот. Психология предательства

Иуда Искариот. Психология предательства

Коновалова М.Е

МОБУ СОШ №10

[email protected]

Своеобразие трактовки образа Иуды и евангельского сюжета в повести Л. Андреева «Иуда Искариот».

Аннотация: В повести Андреева предательство Иуды-оборотная сторона любви к Иисусу. Так кто Иуда Искариот: предатель или праведник? -этот вопрос задают себе до сих пор исследователи. Иуда Андреева –классический трагический герой, со всем набором положенных ему признаков: противоречием в душе, чувством вины, страданием и искуплением, незаурядным масштабом личности, героической активностью, бросающей вызов судьбе.

Ключевые слова: Л. Андреев, Иуда Искариот, тема предательства, двойственность образ, экспрессионизм.

Konovalova M.E.

The originality of the interpretation of the image of Judas and the gospel story in L. Andreev"s story « Judas Iscariot » .

Abstract: In Andreev"s story, the betrayal of Judah is the reverse side of the love of Jesus. So who is Judas Iscariot: a traitor or a righteous man? This question is still asked by the researchers. Judas Andreeva is a classic tragic hero, with all the set of signs put to him: a contradiction in the soul, a sense of guilt, suffering and redemption, an uncommon scale of personality, heroic activity challenging fate.

Keywords: L. Andreev, Judas Iscariot, theme of betrayal, duality image, expressionism.

Леонид Николаевич Андреев -один из тех русских писателей, которые определяли умонастроения общества на рубеже 19-20 веков. Он писал об одиночестве, о разобщенности душ, много размышлял о смысле жизни, о смерти, о вере, о Боге.

Повесть «Иуда Искариот» занимает в творчестве писателя особое место, именно ее многие современники, коллеги по цеху и критики признавали художественной вершиной писателя. Еще в 1902 году Л. Андреев писал Серафимовичу: «Между прочим, я подумываю со временем написать нечто по психологии предательства». Со временем замысел приобрел более общие философские черты: писатель ставит вечные вопросы добра и зла под необычным углом. Постепенно задуманный рассказ перерос в повесть, она была закончена в феврале 1907 года.

В повести «Иуда Искариот « Андреев дает свою версию известной евангельской притчи. Центральным героем произведения автор делает не Иисуса,а Иуду Искариота,человека, противоречивого, активного,незаурядного. Для полноты восприятия образа писатель подробно описывает запоминающуюся внешность Иуды: череп которого был « точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составлены,он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу… Двоилось и лицо Иуды… Один глаз Иуды живой,внимательный, черный,.. а другой, покрытый белесой мутью...». Двойственность в облике Иуды несколько раз подчеркивается писателем. Такой портрет можно назвать психологическим: он передает суть героя-_двойственность его личности, двойственность поведения,двойственность чувств, исключительность его судьбы. Одиннадцать учеников Христа выглядят невыразительно на фоне этого героя.Они постоянно спорят между собой «кто больше любви заплатил», чтобы быть приближенным к Христу и обеспечить себе в будущем вхождение в Царствие небесное возле Учителя.Ученики относятся к Иуде с презрением и брезгливостью, как и к другим бродягам и нищим. Они углублены в вопросы веры, занимаются самосозерцанием и отгородились от людей. Иуда у Л. Андреева очень деятелен, он живет в реальном мире: крадет деньги из казны братства,чтобы накормить голодную блудницу, ценой своего унижения защищает Христа от ярости толпы. Он играет роль посредника между людьми и Христом.

Иуда всю жизнь искал встречи и Иисусом, потому что знал правду о грешной, темной сущности людей и хотел найти Силу, способную преобразить эту сущность. Также Иуда понимает, что Иисус не будет понят людьми.

Корень конфликта между Иисусом и Иудой в том,что Иисус проповедует милосердие, всепрощение, долготерпение, Иуда же страстно желает сотрясти основы грешного мира. Иисус знает о предательстве Иуды, но принимает свою судьбу.

В статье 1907 года «О реалистах» А.Блок писал: «Продав Христа первосвященнику, Иуда окружает Иисуса «тихой любовью,нежным вниманием», «стыдливый и робкий, как девушка в своей первой любви». «Целованием любви» предает он Иисуса и «высоко над теменем земли поднимает на кресте любовью распятую любовь» И,предавший, не разлучается ни на мгновение с Преданным: греет над костром костлявые руки и слушает отречение Петра. Смертельно тоскует у окна караульни, где истязают Иисуса солдаты.»

Почему, по Андрееву, Иуда предал Христа? Андреев показывает, что Иуда был вынужден обречь Иисуса на жертвенную смерть,чтобы пробудить истинную веру, совесть людей. Иуда-трагическая фигура. Он считает: чтобы темная нищая духом толпа уверовала в идеал, в Христа, ей необходимо чудо. Этим чудом станет воскресение Христа после мученической смерти.

Иуда тоже выбрал свой крест. Предавая Христа, он обрекает себя на вечное проклятие, навсегда закрепив за собой позорное прозвище предателя.

В повести Андреева предательство Иуды-оборотная сторона любви к Иисусу. Так кто Иуда Искариот: предатель или праведник?-этот вопрос задают себе до сих пор исследователи. « Знал ли Иисус о страшной миссии своего ученика? Не только знал, но и сам избрал его из числа своих приверженцев...Знал Иисус, что только Иуда, единственный из двенадцати,сможет исполнить задуманное.» В предательстве Иуды –промысел Божий.

«Не будь Иуды и его предательства, не будь Голгофы, страстей господних и смерти на кресте, не воскрес бы Иисус из мертвых, не поразил бы легковерные сердца своих соплеменников величайшим чудом-чудом, совершить которое по силам было лишь Сыну Божьем…Воскреснув из мертвых, Иисус тем самым указал человечеству единственный путь к спасению»

Л.Андреев предвидел реакцию современников на свою повесть: «Повесть будут ругать и справа, и слева, сверху и снизу» .И он оказался прав:акценты, которые были расставлены в его варианте евангельской истории, оказались неприемлемыми для многих,в числе которых был и Л.Н. Толстой. В то же время высоко оценили повесть М. Горький, А.Блок, К. Чуковский.

Полярность оценок произведения Л.Андреева и его главного героя в литературоведении не исчезла и в наши дни, и она вызвана двойственным характером образа андреевского Иуды.

Негативную оценку образу Иуды дает Л.А.Западова, которая предостерегает: «Знание Библии для полноценного восприятия рассказа-повести и постижения тайн «Иуды Искариота» необходимо в разных аспектах. Нужно держать в памяти библейское знание, для того хотя бы,чтобы не поддаться обаянию змеино-сатанинской логики песонажа,чьим именем названо произведение».

Иуда Андреева –классический трагический герой, со всем набором положенных ему признаков: противоречием в душе, чувством вины, страданием и искуплением, незаурядным масштабом личности, героической активностью, бросающей вызов судьбе.

Проблемные вопросы для дискуссии:

Как взгляд Иуды на людей раскрывается в его словах, сказанных об апостолах: «Своего учителя они всегда любят, но больше мертвым, чем живым. Когда учитель жив, он может спросить у них урок, и тогда им будет плохо. А когда учитель умирает, они сами становятся учителями, и плохо делается уже другим»?

В уста Иуды автор вложил весьма глубокий этический постулат «Разве есть прекрасная жертва, что ты говоришь, любимый ученик? Где жертва, там и палач, и предатели там! Жертва-это страдания для одного и позор для всех.» Согласны ли вы с этим высказыванием?

Согласны ли вы с мыслью, что Иуда в повести Андреева-«предатель поневоле», что его предательство-оборотная сторона любви к Иисусу?

Можно ли оправдать «предателя поневоле»?

С повестью «Иуда Искариот» ученики знакомятся на уроках внеклассного чтения, но эта повесть создана для более пристального изучения. Она заставляет задуматься о природе предательства и одиночества, о раздирающих человека душевных противоречиях, о своих поступках и мыслях.

Список литературы

1.Андреев Л.Н.Иуда Искариот//Проза.-М.:Издательство АСТ,2003

2.Блок.А.А.Памяти Леонида Андреева//Блок А.

А.Собр.соч.В6т.Т.5.М.,1971

3.Булгаков С.Н.Иуда Искариот-апостол-предатель//Булгаков С.Н.Труды

о Троичности.-М.,2001.

4.Западова Л.А.Источники текста и «тайны» рассказа-повести «Иуда

Искариот»//Русская литература -1997.-№3

5.Михайлов С.М.Оправдание Иуды,или Двенадцатое колесо мировой

колесницы:Апокрифическое исследование// http :// www . skrijali . ru /

6.Поурочные разработки по русской литературе 20 века:11 класс.-М.:ВАКО,2007.

7.Поурочное планирование по литературе к учебнику «В мире литературы.11класс» под редакцией А.Г. Кутузова.-М., Издательство «Экзамен»,2006.

8. Михайлов С.М. Иуда Искариот: предатель или святой?.М.:2007.

Известный русский писатель Серебряного века Л. Андреев остался в истории русской литературы как автор новаторской прозы. Его произведения отличались глубоким психологизмом. Автор пытался проникнуть в такие глубины человеческой души, куда не заглядывал никто. Андреев хотел показать действительное положение вещей, срывал покров лжи с привычных явлений социальной и духовной жизни человека и общества.

Жизнь русских людей на рубеже XIX–XX веков давала мало поводов для оптимизма. Критики упрекали Андреева в невероятном пессимизме, видимо, за объективность показа действительности. Писатель не считал нужным искусственно создавать благостные картины, придавать злу приличный вид. В своем творчестве он вскрывал истинную суть незыблемых законов общественной жизни и идеологии. Вызывая шквал критики в свой адрес, Андреев рискнул показать человека во всех его противоречиях и тайных помыслах, вскрыл лживость любых политических лозунгов и идей, писал о сомнениях в вопросах православной веры в том виде, в каком ее преподносит церковь.

В рассказе «Иуда Искариот» Андреев дает свою версию известной евангельской притчи. Он говорил, что написал «нечто по психологии, этике и практике предательства». В рассказе рассматривается проблема идеала в человеческой жизни. Иисус и есть такой идеал, а его ученики должны проповедовать его учение, нести свет истины в народ. Но центральным героем произведения Андреев делает не Иисуса, а Иуду Искариота, человека энергичного, активного и полного сил.

Для полноты восприятия образа писатель подробно описывает запоминающуюся внешность Иуды, череп которого был «точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу… Двоилось и лицо Иуды». Одиннадцать учеников Христа выглядят невыразительно на фоне этого героя. Один глаз Иуды живой, внимательный, черный, а другой – неподвижен, как слепой. Андреев обращает внимание читателей на жесты Иуды, манеру его поведения. Герой низко кланяется, выгибая спину и вытягивая вперед бугроватую, страшную голову, а «в припадке робости» закрывает живой глаз. Его голос, «то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины», то тонкий, «досадно жидкий и неприятный». Общаясь с другими людьми, он постоянно кривляется.

Писатель знакомит нас и с некоторыми фактами биографии Иуды. Прозвище свое герой получил, так как пришел из Кариота, живет один, бросил жену, детей у него нет, видимо, Бог не хочет от него потомства. Иуда много лет бродяжничает, «всюду лжет, кривляется, зорко высматривает что-то своим воровским глазом; и вдруг уходит внезапно».

В Евангелии история Иуды – это краткий рассказ о предательстве. Андреев же показывает психологию своего героя, подробно рассказывает, что было до и после предательства и чем оно вызвано. Тема предательства возникла у писателя не случайно. Во время первой русской революции 1905–1907 годов он с удивлением и презрением наблюдал, сколько вдруг появилось предателей, «как будто они произошли не от Адама, а от Иуды».

В рассказе Андреев отмечает, что одиннадцать учеников Христа постоянно спорят между собой, «кто больше любви заплатил», чтобы быть приближенным к Христу и обеспечить себе в будущем вхождение в царствие небесное. Эти ученики, которых позже назовут апостолами, относятся к Иуде с презрением и брезгливостью, как и к другим бродягам и нищим. Они углублены в вопросы веры, занимаются самосозерцанием и отгородились от людей. Иуда у Л. Андреева не витает в облаках, он живет в реальном мире, крадет деньги для голодной блудницы, спасает Христа от агрессивной толпы. Он играет роль посредника между людьми и Христом.

Иуда показан со всеми достоинствами и недостатками, как всякий живой человек. Он сообразителен, скромен, всегда готов помочь спутникам. Андреев пишет: «…прост, мягок и в то же время серьезен был Искариот». Показанный со всех сторон, образ Иуды оживает. Ему присущи и негативные черты, которые возникли у него за время бродяжничества и поиска куска хлеба. Это лживость, ловкость и коварство. Иуду мучает то, что Христос никогда не хвалит его, хотя и позволяет вести хозяйственные дела и даже брать деньги из общей кассы. Искариот заявляет ученикам, что не они, а именно он будет рядом с Христом в царствии небесном.

Иуду интригует тайна Христа, он чувствует, что под личиной обычного человека скрывается что-то великое и чудесное. Решив предать Христа в руки властей, Иуда надеется, что Бог не допустит несправедливости. До самой смерти Христа Иуда следует за ним, каждую минуту ожидая, что его мучители поймут, с кем имеют дело. Но чуда не происходит, Христос терпит побои стражников и умирает как обычный человек.

Придя к апостолам, Иуда с удивлением отмечает, что в эту ночь, когда мученической смертью умер их учитель, ученики ели и спали. Они горюют, но жизнь их не изменилась. Напротив, теперь они уже не подчиненные, а каждый самостоятельно собирается нести людям слово Христа. Иуда называет их предателями. Они не защищали своего учителя, не отбили его у стражников, не созвали народ на защиту. Они «теснились, как кучка испуганных ягнят, ничему не мешая». Иуда обвиняет учеников во лжи. Никогда они не любили учителя, иначе бросились бы на помощь и умерли бы за него. Любовь спасает, не зная сомнений.

Иоанн говорит, что Иисус сам хотел этой жертвы и жертва его прекрасна. На что Иуда гневно отвечает: «Разве есть прекрасная жертва, что ты говоришь, любимый ученик? Где жертва, там и палач, и предатели там! Жертва – это страдания для одного и позор для всех. <…> Слепцы, что вы сделали с землею? Вы погубить ее захотели, вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Иисуса!» Иуда, чтобы окончательно проверить учеников, говорит, что идет к Иисусу на небо, чтобы уговорить его вернуться на землю к людям, которым он нес свет. Искариот призывает апостолов последовать за ним. Никто не соглашается. Рванувшийся было Петр тоже отступает.

Рассказ заканчивается описанием самоубийства Иуды. Он решил повеситься на суку дерева, растущего над пропастью, чтобы, если веревка оборвется, упасть на острые камни и точно вознестись к Христу. Набрасывая веревку на дерево, Иуда шепчет, обращаясь к Христу: «Так встреть же меня ласково. Я очень устал». Наутро тело Иуды сняли с дерева и бросили в ров, прокляв его как предателя. И остался на веки веков в памяти людей Иуда Искариот, Предатель.

Такая версия евангельского сюжета вызвала волну критики со стороны церкви. Целью Андреева было пробудить сознание людей, заставить их задуматься над природой предательства, над своими поступками и мыслями.

    • У меня никогда не было собственной собаки. Живем в городе, квартира невелика, бюджет ограничен и лень менять свои привычки, подстраиваясь под собачий "прогулочный" режим... В детстве я о собаке мечтала. Просила купить щеночка или взять хоть с улицы, любого. Готова была ухаживать, дарить любовь и время. Родители все обещали: "Вот подрастешь...", "Вот пойдешь в пятый класс...". Прошел и 5-й, и 6-й, потом уже я подросла и поняла, что собаку в дом никто никогда не пустит. Договорились на кошках. С тех пор […]
    • В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним из сложных образов стала сестра князя Андрея Болконского, княжна Марья. Прототипами образов старика Болконского и его дочери были реальные люди. Это дед Толстого, Н. С. Волконский, и его дочь, Мария Николаевна Волконская, которая была уже немолода и неотлучно проживала в […]
    • Лирический герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова - Мцыри, является яркой личностью. Его история не может оставить читателя равнодушным. Главным мотивом данного произведения является, безусловно, одиночество. Оно сквозит во всех мыслях Мцыри. Он тоскует по Родине, о своих горах, об отце и сестрах. Это история о мальчике шести лет, который попадает в заключение к одному из русских генералов, который увез его из аула. Малыш, в связи с трудностями переезда и из-за тоски по родным тяжело заболел, и его приютили в […]
    • Соединение музыки и поэзии породило в Средние века такой жанр, как баллада. Возникший в первой половине XIX века русский романтизм обратился к этому жанру и внес в него много нового. Крупными поэтами-романтиками в русской литературе стали Батюшков и Жуковский. В своем творчестве они обращались к опыту европейских поэтов, у которых романтизм переживал пору расцвета. Выдающийся человек своей эпохи, В. А. Жуковский придал своим романтическим стихотворениям глубоко личный характер. Он считал, что «жизнь и поэзия – […]
    • Труд писателя сложен! Действительно ли это утверждение? Мне кажется, что действительно. Деятельность писателей сложна, и это действительно труд. Написание любой книги, пусть даже детской, где всего пара строчек на странице, требует огромных усилий. Кто-то, может быть, и не согласится с этим утверждением. Да! Писатель не таскает мешки с картошкой и не копает многокилометровые траншеи, но от этого его труд легче не становится. Давно уже известно, что труд умственный гораздо тяжелее труда физического. Прежде, чем […]
    • Раннее творчество Горького (90‑е гг. XIX в.) создавалось под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький. Рассказы 1890‑х гг. можно разделить на две группы: одни из них основаны на вымысле – автор использует легенды или сам их […]
    • Курт Воннегут – известнейший американский писатель немецкого происхождения, прозаик и журналист. Он – классик и легенда американской культуры, его называют современным Марком Твеном. Предки писателя приехали в Америку задолго до появления статуи Свободы. И дед, и отец Воннегута родились в штате Индиана, но всегда чувствовали себя «как немцы в Америке». Образование будущий писатель получил в университете Корнелл штата Нью-Йорк. Начинал как биохимик, вращаясь в среде молодых ученых и тесно сотрудничая с родным […]
    • Жилин Костылин Место службы Кавказ Кавказ Военное звание Офицер Офицер Статус Дворянин из обедневшего рода Дворянин. При деньгах, изнежен. Внешность Небольшого роста, но удалой. Плотного телосложения, сильно потеет. Отношения читателя к персонажу Внешне не отличим от обычного человека, чувствуется сила его духа и мужество. Возникновение призрения и неприязни из-за его внешности. Его ничтожность и жалкость свидетельствуют о его слабости и готовности пойти на […]
    • Тема взаимодействия человека и природы не раз поднималась в творчестве Виктора Астафьева. В его рассказе «Васюткино озеро» два главных действующих лица: Васютка и тайга. Эта идея отражена даже в названии: Васютка выступает как представитель людского рода, а озеро становится символом тайги. На протяжении всего рассказа автор доносит до читателя идею о том, что, будучи сыном природы, человек обязан соблюдать ее законы. Того, кто их нарушает, неминуемо ждет суровое наказание. В самом начале рассказа Васюткин […]
    • Жизнь человека настолько стремительна и наполнена событиями, что порой забываешь, что в жизни самое важное, а что все же второстепенное. Именно это и происходит с Настей, героиней рассказа Паустовского «Телеграмма». Хотя весь сюжет разворачивается вокруг ее имени, с самой Настей мы знакомимся уже во второй половине рассказа. Настя родилась и выросла в глухом селе Заборье. Видно, девушке очень наскучила и родная деревня, и все, что с нею связано, потому что в деревню она не приезжает годами. Жизнь не стоит […]
    • Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие стихотворения, как «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту», «Памятник», наиболее ярко отражают мысль русского гения о назначении поэта. Стихотворение «Поэту» было написано в 1830 г., в период резких нападок на Пушкина в реакционной печати. Полемика с редактором газеты «Северная пчела» Булгариным заставила обратиться Александра Сергеевича в своем небольшом лирическом произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца. В […]
    • В. Маяковского принято считать поэтом политическим. Он ставил перед со­бой одну цель поэзии: содействовать поэтическим словом революционному пере­устройству жизни. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», - писал поэт. Но он никогда не чуждался лирической темы любви. Для произведений дореволюционного периода Маяковского характерно тра­гическое звучание этой темы. В поэме «Человек» - страдания человека, пережив­шего неразделённую любовь. «И толькоболь мояострей -стою,огнём обвит,на несгорающем костренемыслимой […]
    • Озеро Байкал известно на весь мир. Известно оно тем, что является самым большим и глубоким озером. Вода в озере пригодна для питья, поэтому оно очень ценно. Вода в Байкале не только питьевая, но еще и лечебная. Она насыщена минералами и кислородом, поэтому ее употребление положительно влияет на здоровье человека. Байкал находится в глубокой впадине и со всех сторон окружен горными хребтами. Местность возле озера очень красивая и имеет богатую флору и фауну. Еще, в озере проживает много видов рыб – почти 50 […]
    • Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души». Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. […]
    • С давних пор язык помогал людям понимать друг друга. Человек неоднократно задумывался над тем, зачем он нужен, кто его придумал и когда? И почему он отличается от языка животных и других народов. В отличие от сигнального крика животных, с помощью языка человек может передать целую гамму эмоций, свое настроение, информацию. В зависимости от национальности, у каждого человека свой язык. Мы живем в России, поэтому наш родной язык – русский. На русском говорят наши родители, друзья, а также великие писатели – […]
    • Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова. Автор с большой теплотой относится к этой героине. Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет […]
    • Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
    • Есть такое мнение, что ради любви человек способен на многое. Конечно, это хорошо, если любовь подвигла человека на что-то значительное, великое. А если ради любви человек решается на низкое, подлое? Любовь ли это тогда? Чаще всего слово честь мы употребляем со словом совесть. А честь и любовь? Можно ли их связать? Я думаю, что настоящая любовь помогает человеку сохранить честь, а не идти против своей совести. Рассмотрим это на конкретных примерах. Герой повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" Пётр Гринёв […]
    • Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее - в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей. Автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух видах гуманизма и его связи с […]
    • На балу После бала Чувства героя Он "очень сильно" влюблен; восхищен девушкой, жизнью, балом, красотой и изяществом окружающего мира (в т.ч. интерьеров); подмечает все детали на волне радости и любви, готов умиляться и прослезиться от любого пустяка. Без вина - пьян - любовью. Любуется Варей, надеется, трепещет, счастлив быть избранным ею. Легок, не чувствует собственного тела, "парит". Восторг и благодарность (за перо от веера), "весел и доволен", счастлив, "блажен", добр, "неземное существо". С […]
  • Переосмысление образа предателя в рассказе «Иуда Искариот»

    В 1907 году Леонид Андреев, возвращаясь к библейской проблеме борьбы добра со злом, пишет рассказ «Иуда Искариот». Работа над рассказом об Иуде предваряла работу над пьесой «Анатэма». Критика признала высокое психологическое мастерство рассказа, но отрицательно отнеслась к основному положению произведения «о низости рода человеческого» (Луначарский А. Критические этюды).

    Л.А.Смирнова отмечает: «В Евангелии, сакральном тексте, образ Иуды является символическим воплощением зла, персонажем, с позиций художественной изобразительности условным, целенаправленно лишенным психологического измерения. Образ Иисуса Христа - образ праведного мученика, страдальца, которого погубил корыстный предатель Иуда» (26, с.190). В библейских рассказах повествуется о жизни и смерти Иисуса Христа, о чудесах, которые он вершил на земле. Ближайшие ученики Иисуса проповедники истин божьих, деяния их после смерти Учителя были велики, они исполняли волю Господню на земле. «О предателе Иуде в Евангельском учении сказано очень мало. Известно, что он был одним из ближайших учеников Иисуса. По словам апостола Иоанна, Иуда в общине Христа выполнял «земные» обязанности казначея; именно из этого источника стало известно о цене жизни Учителя - тридцать сребренников. Из Евангелия также следует, что предательство Иуды было не результатом эмоционального порыва, а вполне осознанным поступком: он сам пришел к первосвященникам, а потом дожидался удобного момента, чтобы исполнить свой замысел. В сакральном тексте говорится, что Иисус знал о роковой предопределенности своей судьбы. Он знал о темных замыслах Иуды» (6, с.24).

    Леонид Андреев переосмысливает библейский сюжет. Евангельские проповеди, притчи, Гефсиманская молитва Христа не упоминаются в тексте. Иисус находится как бы на периферии описываемых событий. Проповеди передаются в диалогах Учителя с учениками. История жизни Иисуса Назарянина трансформируется автором, хотя библейский сюжет в рассказе не изменен. Если в Евангелии центральный персонаж - Иисус, то в рассказе Л.Андреева - Иуда Искариот. Большое внимание автор уделяет взаимоотношениям Учителя с учениками. Иуда не похож на верных спутников Иисуса, он хочет доказать, что только он достоин быть рядом с Иисусом.

    Рассказ начинается с предостережения: «Иуда из Кариота - человек очень дурной славы и его нужно остерегаться» (Т.2, с.210). Иисус ласково принимает Иуду, приближает его к себе. Другие ученики не одобряют ласковое отношение Учителя к Искариоту: «Брезгливо отодвинулся Иоанн, любимый ученик, и все остальные <…> неодобрительно потупились» (Т.2, с.212).

    Характер Иуды раскрывается в его диалогах с остальными учениками. В разговорах он высказывает свое мнение о людях: «Хорошими людьми называются те, которые умеют скрывать свои дела и мысли» (Т.2, с.215). Искариот повествует о своих грехах, о том, что на земле нет безгрешных людей. Эту же истину проповедовал и Иисус Христос: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее (Марию) камень» (Т.2,с.219). Все ученики осуждают Иуду за греховные мысли, за его ложь и сквернословие.

    Искариот противостоит Учителю в вопросе отношения к людям, к роду человеческому. Иисус полностью отстраняется от Иуды после происшествия в одной деревне, где Искариот с помощью обмана спас Христа и его учеников. Но поступок его был осужден всеми. Иуда хочет быть близким к Иисусу, но Учитель будто не замечает его. Обман Иуды, его предательство - стремление к одной цели - доказать свою любовь к Иисусу и разоблачить трусливых учеников.

    Согласно евангельскому сюжету, у Иисуса Христа было много учеников, которые проповедовали Святое писание. Активную роль в произведении Л.Андреева занимают лишь некоторые из них: Иоанн, Петр, Филипп, Фома и Иуда. В сюжете рассказа также упоминаются Мария Магдалина и мать Иисуса, женщины, которые тоже находились рядом с Учителем во время событий двухтысячелетней давности. Остальные спутники Христа не участвуют в развитии действия, они упоминаются только в массовых сценах. Л.Андреев не случайно выводит на первый план этих учеников, именно в них концентрируется все важное, что необходимо для понимания проблемы предательства, которая является основополагающей в произведении. Признанные церковью евангелисты подробно изображаются автором, именно их откровения являются истиной; Евангелия от Иоанна, Фомы, Петра, Матфея стали основой христианского вероисповедания. Но Л.Андреев предлагает совсем иную точку зрения на события того времени.

    Л.Андреев изображает учеников Иисуса реалистично, по мере развития сюжета раскрываются образы евангелистов. Автор уходит от идеального образа мученика, признанного в Библии, а «Иуда весь создан из разрушенных привычностей, и не слитых даже, а только уродливо вцепившихся впечатлений» (3, с.75). У Л.Андреева Иисус Христос и Иуда Искариот - это, прежде всего, реальные образы, в которых над божественным преобладает человеческое начало. Иуда становится у автора личностью, сыгравшей величайшую роль в истории. В Иисусе Л.Андреев видит прежде всего человеческую сущность, утверждает в этом образе деятельное начало, уравнивает Бога и человека.

    Все герои Л.Андреева делают выбор между жертвой во имя спасения рода человеческого и предательством Сына Божьего. Именно от этого выбора зависит авторская оценка и решение коллизии: верность духовному идеалу или предательство. Автор рушит миф о преданности учеников Иисусу. Через душевные испытания писатель ведет всех героев к высшей точке в развитии сюжета - выбору между служением высшей цели и предательством, которое останется в истории народов на века.

    В описании Л.Н.Андреева характер Иуды полон противоположностей, что соответствует его внешности. Он одновременно не только корыстолюбив, зол, насмешлив, коварен, наклонен ко лжи и притворству, но и умен, доверчив, чуток и даже нежен. В образе Иуды автор совмещает два, казалось бы, несовместимых характера, внутренних мира. По Андрееву, «первая половина» души Иуды - это лжец, вор, «дурной человек». Именно этой половине принадлежит «подвижная» часть лица героя рассказа - «остро всматривающийся глаз и крикливый, как у женщины, голос». Это «мирская» часть внутреннего мира Иуды, которая обращена к людям. И люди недальновидные, коих большинство, видят только эту открытую половину души - душу предателя, проклинают Иуду-вора, Иуду-лжеца.

    «Однако в трагическом и противоречивом образе героя автор стремится создать в нашем сознании более полный, целостный внутренний мир Иуды. По Андрееву, не менее важна для понимания души Иуды «оборотная сторона медали» - та часть его души, которая скрыта от окружающих, но от которой не ускользнет ничего. Ведь на «застывшей» половине лица Иуды ничего нельзя было прочесть, но, вместе с тем, «слепой» глаз на этой половине «не смыкался ни днем ни ночью». Именно этот мудрый и скрытый ото всех Иуда имел «мужественный и сильный» голос, который «хотелось вытащить из ушей, как гнилые, шероховатые занозы». Потому что произносимые слова - безжалостная, горькая правда. Правда, которая оказывает на людей худшее воздействие, чем ложь Иуды-вора. Эта правда указывает людям на ошибки, которые они хотели бы забыть. Этой частью своей души Иуда и полюбил Христа, хотя эту любовь даже апостолы не могли понять. В итоге и «добрые» и «дурные» отвергли Иуду» (18, с.2-3).

    Взаимоотношения между Иисусом Христом и Иудой очень сложны. «Иуда был из «отверженных и нелюбимых», то есть тех, кого Иисус не отталкивал никогда» (6, с.26). Сначала, когда Иуда только появился среди учеников, Иисус не побоялся злых слухов и «принял Иуду и включил его в круг избранных». Но отношение Спасителя к Искариоту меняется после происшествия в одной деревне, где Иисусу угрожала смертельная опасность, и Иуда, рискуя собственной жизнью, с помощью обмана, мольбы, дал возможность Учителю и ученикам уйти от разъяренной толпы. Искариот ждал похвал, признания его смелости, но все, в том числе и Иисус, осудили его за обман. Иуда обвиняет учеников в том, что им не нужен Иисус, и правда им не нужна.

    С этого момента отношения Христа к Иуде резко изменились: теперь Иисус «глядел на него, точно не видя, хотя по-прежнему - даже упорнее, чем прежде, - искал его глазами всякий раз, когда начинал говорить к ученикам или к народу» (Т.2,с.210). «Иисус пытается помочь ему в происходящем, объяснить своё отношение к нему с помощью притчи о бесплодной смоковнице» (6, с.27).

    Но почему же теперь Иисус кроме шуток Иуды и его рассказов стал видеть в нем что-то важное, что заставило Учителя относится к нему более серьезно, обращать к нему свои речи. Может быть, Иисус именно в этот момент понял, что только Иуда, любящий Иисуса искренней и чистой любовью, способен пожертвовать всем ради своего Учителя. Иуда же переживает этот перелом в сознании Иисуса очень тяжело, он не понимает, почему никто не оценит по достоинству его столь смелый и прекрасный порыв спасти своего Учителя ценой собственной жизни. Так поэтично говорит Искариот об Иисусе: «И для всех он был нежным и прекрасным цветком, благоухающею розою ливанскою, а для Иуды оставил одни острые шипы - как будто нет сердца у Иуды, как будто глаз и носа нет у него и не лучше, чем все понимает он красоту нежных и беспорочных лепестков» (Т.2, с.215).

    Комментируя этот эпизод, И.Анненский отмечает: «Повесть Л.Андреева насыщена контрастами, но контрасты эти - только ощутимые, и возникают они непосредственно и даже неизбежно в плывущих дымах его фантазии» (3, с.58).

    После происшествия в деревне в сознании Иуды тоже намечается перелом, его терзают тяжелые и смутные думы, но автор не раскрывает читателю тайные переживания Искариота. Так о чем же он думает, пока другие заняты хлопотами о еде и питье? Может, он думает о спасении Иисуса Христа, или его терзают мысли о помощи Учителю в его тяжелом испытании? Но помочь Иуда может, только совершив предательство, причем предательство поневоле. Искариот любит Учителя чистой, искренней любовью, он готов пожертвовать своей жизнью, своим именем ради высшей цели. «Но для Иуды любить означает, прежде всего, быть понятым, оцененным, признанным. Ему мало расположения Христа, ему еще нужно признание правоты его взглядов на мир и людей, оправдание тьмы своей души» (6, с.26).

    Иуда идет на свою жертву с большим страданием и пониманием всего ужаса, ведь муки Иуды столь же велики, как и муки Иисуса Христа. Имя Спасителя будет прославлено в веках, а Искариот останется в памяти народов на многие сотни лет предателем, его имя станет олицетворением лжи, измены и низости поступков человеческих.

    Много лет прошло, прежде чем в мире появились доказательства невинности Иуды, и еще долгое время будут существовать споры о достоверности евангельских сведений. Но Л.Н.Андреев в своем произведении пишет не исторический портрет, в повести Иуда - трагический герой, искренне любящий своего Учителя и страстно желающий облегчить его страдания. Автор показывает реальные события двухтысячелетней давности, но «Иуда Искариот» - это произведение художественной литературы, и Л.Андреев переосмысливает проблему предательства Иуды. Искариот занимает центральное место в произведении, художник рисует сложный, противоречивый характер в период больших жизненных потрясений. Предательство Иуды воспринимается нами не как измена ради корыстных интересов, в рассказе изображаются сложные душевные испытания главного героя, чувство долга, готовность Иуды к жертве ради своего Учителя.

    Автор характеризует своего героя такими эпитетами: «благородный, прекрасный Иуда», «Иуда победитель». Но все ученики видят только некрасивое лицо и помнят дурную славу. Никто из спутников Иисуса Христа не замечает преданности Иуды, его верности и жертвенности. Учитель становится с ним серьезным, строгим, как будто начинает замечать, где истинная любовь, а где ложная. Иуда же любит Христа именно потому, что видит в нем воплощение непорочной чистоты и света, в этой любви «сплелись и преклонение, и жертвенность, и то «женственное и нежное» материнское чувство, природой предписывающее оберегать безгрешное и наивное своё дитя» (6, с.26-27). Теплое отношение проявляет к Иуде и Иисус Христос: «С жадным вниманием, по-детски полуоткрыв рот, заранее смеясь глазами, слушал Иисус его порывистую, звонкую, веселую речь и иногда так хохотал над его шутками, что на несколько минут приходилось останавливать рассказ» (Т.2, с.217). «Кажется невероятным, но Иисус у Л.Андреева не просто смеется (что уже являлось бы нарушением христианского предания, религиозного канона) - он хохочет (18, с.2-3). По традиции жизнерадостный смех расценивается как освобождающее начало, очищающее душу.

    «Между Христом и Иудой в рассказе Л.Андреева существует таинственная подсознательная связь, не выраженная словесно и тем не менее ощущаемая Иудой и нами - читателями. Эта связь ощущается психологически и Иисусом - Богочеловеком, она не может не найти внешнего психологического выражения (в загадочном молчании, в котором ощущается скрытое напряжение, ожидание трагедии), причем абсолютно явственно в преддверии смерти Иисуса Христа» (18, с.2-3). Спаситель понимает, что великая идея, возможно, стоит страданий других людей. Иисус знает о своем божественном происхождении, знает, что нужно пройти через тяжкие испытания, чтобы осуществить «божий план», помощником в осуществлении которого он выбирает Иуду.

    Искариот испытывает душевные муки, ему тяжело решиться на предательство: «Иуда забрал в железные пальцы всю душу и в необъятном мраке её, молча, начал строить что-то огромное. Медленно, в глубокой тьме, он поднимал какие-то громады, подобные горам, и плавно накладывал одна на другую; и снова поднимал, и снова накладывал; и что-то росло во мраке, ширилось беззвучно, раздвигало границы. И нежно звучали где-то далекие и призрачные слова» (Т.2, с.225). Что это были за слова? Может быть, Иуда обдумывал просьбу Иисуса о помощи в осуществлении «божественного плана», плана мученической смерти Христа. Если бы не было казни, люди бы не поверили в существование Сына Божьего, в возможность рая на земле.

    М.А. Бродский полагает: «Евангельскую версию корыстного расчета Л.Андреев демонстративно отбрасывает. Предательство Иуды, скорее, последний аргумент в его споре с Иисусом о человеке. Свершились ужас и мечты Искариота, он победил, доказав всему миру и, конечно, прежде всего, Самому Христу, что люди недостойны сына Божия, и любить их не за что, и только он, циник и изгой, единственный, доказавший свою любовь и преданность, должен по праву сидеть рядом с Ним в Царствии Небесном и вершить суд, безжалостный и всеобщий, как Всемирный Потоп» (6, с.29).

    Иуде не легко дается решение предать человека, которого считал лучшим на земле. Он долго и мучительно размышляет, но Искариот не может пойти против воли своего Учителя, потому что слишком велика его любовь к нему. Автор прямо не говорит о том, что Иуда решился на предательство, но показывает, как меняется его поведение: «Так прост, мягок и в то же время серьезен был Искариот. Он не кривлялся, не шутил злоречиво, не кланялся, не оскорблял, но тихо и незаметно делал свое хозяйственное дело» (Т.2, с.229). Искариот решился на предательство, но в его душе все же оставалась надежда, что люди поймут, что перед ними не лжец и обманщик, а Сын Божий. Поэтому он говорит ученикам о том, что нужно спасти Иисуса: «Нужно беречь Иисуса! Нужно беречь Иисуса! Нужно заступиться за Иисуса, когда придет на то время» (Т.2, с.239). Иуда принес украденные мечи ученикам, но они ответили, что они не воины, а Иисус не военноначальник.

    Но почему выбор пал именно на Иуду? Искариот много испытал за свою жизнь, он знает, что люди грешны в естестве своем. Когда Иуда только пришел к Иисусу, он старался показать ему, насколько греховны люди. Но Спаситель был верен своей великой цели, он не принял точку зрения Иуды, хотя знал, что люди не уверуют в Сына Божьего; они сначала предадут его мученической смерти, а затем только поймут, что они убили не лжеца, а Спасителя рода человеческого. Но без страдания не было бы Христа. И крест Иуды в его испытании так же тяжел, как и крест Иисуса. Не каждый человек способен на такой подвиг, к Спасителю Иуда испытывал любовь, уважение, он предан своему Учителю. Искариот готов идти до конца, принять мученическую смерть рядом с Христом, разделить его страдания, как и подобает верному ученику. Но Иисус распоряжается по-иному: он просит его не о смерти, а о подвиге, предательстве поневоле, ради высшей цели.

    Иуда переживает тяжелые душевные муки, совершив первый шаг к предательству. С этого момента Искариот окружает своего Учителя нежностью, любовью, он очень трепетно относится ко всем ученикам, хотя сам испытывает душевную боль: «И выйдя в место, куда ходили по нужде, долго плакал там, корчась, извиваясь, царапая ногтями грудь и кусая плечи. Ласкал воображаемые волосы Иисуса, нашептывал тихо что-то нежное и смешное и скрипел зубами. И так долго стоял он, тяжелый, решительный и всему чужой, как сама судьба» (Т.2, с.237). Автор говорит, что судьба палачом сделала Иуду, в его руку вложила карающий меч. И с этим тяжелым испытанием Искариот справляется, хотя противится предательству всем своим естеством.

    В произведении Л.Н. Андреева «Иуда Искариот» библейский сюжет полностью переосмысливается. Во-первых, автор на первый план выводит героя, который в Библии считается великим грешником, виновным в смерти Иисуса Христа. Л.Андреев реабилитирует образ Иуды из Кариота: он не предатель, а верный ученик Иисуса, страдалец. Во-вторых, образы евангелистов и Иисуса Христа Л.Андреев отводит на второстепенный план повествования.

    Л.А. Смирнова полагает, что «обращение к мифу позволило избежать частностей, сделать каждого героя носителем сущностных проявлений самой жизни на её изломе, крутом повороте». «Элементы библейской поэтики усиливают весомость каждого малого эпизода. Цитаты из высказываний древних мудрецов придают всеэпохальный смысл происходящему» (26, с.186).

    В произведении автор ставит вопрос о предательстве героя. Л.Андреев изображает Искариота как сильную, борющуюся личность в период больших душевных потрясений. Писатель дает исчерпывающие психологические характеристики своему герою, что позволяет увидеть становление внутреннего мира Искариота и найти истоки его предательства.

    Проблему предательства Л.Андреев решает так: виноваты и ученики, не защитившие своего учителя, и люди, осудившие Иисуса на смерть. Иуда же занимает в рассказе особое положение, евангельская версия предательства ради денег полностью отвергается. Иуда у Л.Андреева любит Учителя искренней, чистой любовью, он не может совершить столь жестокий поступок ради корыстных интересов. Автор раскрывает совсем иные мотивы поведения Искариота. Иуда предает Иисуса Христа не по своей воле, он остается верен своему Учителю и исполняет его просьбу до конца. Не случайно образы Иисуса Христа и Иуды воспринимаются писателем в их тесном соприкосновении. Андреев-художник рисует их распятыми на одном и том же кресте.

    Ученые по-разному осмысливают тему предательства в рассказе Л.Андреева «Иуда Искариот». А.В. Богданов в своей статье «Между стеной бездной» считает, что Иуде осталась одна возможность - пойти на заклание при всем отвращении к жертве, «страданию для одного и позору для всех», и сохраниться в памяти поколений только предателем (5, с.17).

    К.Д. Муратова предполагает, что предательство совершается Иудой с целью проверить, с одной стороны, силу и правоту гуманистического учения Христа, а с другой - преданность ему учеников и тех, кто так восторженно слушал его проповеди (23, с.223).

    В.П. Крючков в своей книге «Еретики в литературе» пишет о том, что божественное и человеческое начала предстают в повести Л.Андреева во взаимодействии. По Крючкову, Иуда становится у парадоксалиста Андреева личностью, сыгравшей огромную роль в истории, Иисус представлен в своей человеческой плоти, телесности, в этом образе преобладает деятельное начало, уравнивание Бога и Человека (18, 2-3).

    Несмотря на различие взглядов, исследователи сходятся в одном общем мнении - любовь Иуды к Иисусу была велика по своей силе. Поэтому возникает вопрос: мог ли человек, столь верный своему Учителю, предать его ради корыстных интересов. Л.Андреев раскрывает причину предательства: для Иуды это был вынужденный поступок, жертва ради свершения воли Всевышнего.

    Л.Андреев смело перекраивает библейские образы, чтобы заставить читателя заново осмыслить устоявшееся в мире и в христианской религии мнение о предателе, злодее Иуде. Ведь вина лежит не только на отдельном человеке, но и на людях, легко предающих своих кумиров, кричащих «Распни!» столь же громко, как и «Осанна!».

    Эссе по культурологии

    Леонид Андреев «Иуда Искариот»

    Тема: Проблема границ любви в произведении Л. Андреева «Иуда Искариот»

    Существует много пересказов библейской легенды об Иуде из Кариота. Мне кажется, что «Иуда Искариот» Леонида Андреева в этом отношении самый неординарный вариант. Повесть раскрывает перед нами картину предательства Иисуса Христа, но это лишь внешний смысл произведения. Автор ставит перед своими читателями вопросы, но не дает на них однозначных ответов. Особенность рассказа заключается в многоплановости авторского восприятия героев. О чем же это произведение? Я думаю, что эта книга, прежде всего о любви. Об искренней любви человека к человеку и любви человека к Богу. О том, на что человек готов ради любви, какие испытания стоят перед любящим и о тех, кто готов пройти эти испытания.

    По традиционной трактовке Иуда из Кариота предал Ииуса Христа, в связи с чем сына божьего распяли, а Имя Ииуды стало синонимом предательства. Иуда, по мнению Леонида Андреева, любил Иисуса настолько сильно, что даже предал, чтобы доказать это. Среди учеников Христа, таких открытых, понятных с первого взгляда, Иуда из Кариота выделяется двойственностью образа, автор показывает это даже во внешнем облике: лицо его как будто сшито из двух половинок «одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собирающаяся в многочисленные кривые морщинки, другая – мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, кажущаяся большой от широко открытого, незрячего, затянутого бельмом ока». С одной стороны Иуда корыстен, коварен, склонен к притворству, лжи, ученики Иисуса отрицательно отнеслись к его появлению в их тесном круге. С другой стороны он любит Христа и Иисус верит ему, к концу повести Иуда предстает перед нами единственным правдоборцем, стремящимся найти истину, раскрыть людям глаза на то, что они творят. Предательство Иуды закономерно. Он надеялся, что хотя бы такая встряска заставит людей действительно поверить в избранность Иисуса, то, что Христос «был невинен и чист», и его смерть будут оплакивать даже звери. Иуда уже привык к лживости, поэтому у него свои средства и методы, это отчасти и заставляет его избрать путь предательства во имя высшей цели. Уже предав, Иуда надеялся, что его остановят. Он взывал к Богу, прося подать ему знак, но небо молчало. Иуда пытался подбить учеников Христа на, то чтобы они помогли своему учителю, но Иуду не поняли. Никто даже не попытался освободить своего учителя. И после смерти Иисуса, это больше всего возмущало Иуду, эти люди, клявшиеся Христу в своей вечной любви и верности, могут совершенно спокойно жить. Иуда возмущается и говорит слова, которые объясняют его поступок: «Кто любит, тот не спрашивает, что делать! Он идет и делает все». Мне кажется, этой фразой автор говорит нам, что любовь нельзя ограничить какими-то рамками, она не имеет границ. Иуда решил последовать за Христом, потому что любит его, он покончил собой и верит, что встретиться с Иисусом, и вернется на землю вместе с ним.

    Чувства Иуды доведены до критической точки и Иуда, вечный символ предательства, становится вдруг воплощением искренней любви, самоотверженной и беспощадной. Ученики Христа в повести тоже любят Иисуса, но их любовь пассивна, она неспособна на смерть во имя предмета поклонений. Иисус покорный судьбе и из любви к людям не пытается ничего изменить, поэтому Иуда остается в одиночестве.

    Я считаю, что эта книга, погружает нас в мир, где существуют только искренние чувства на пределе человеческих возможностей. Я по-другому взглянула на эту легенду и поняла какой разной может быть любовь, и как важно не обвинить человека за содеянное, а попытаться понять его. Я хочу посоветовать прочитаться эту книгу всем, особенно верующим людям, она поможет вам взглянуть на то, что вы уже давно знаете немного под другим углом.

    ОПРЕДЕЛИТЬ ИДЕЙНОЕ
    СОДЕРЖАНИЕ ПОВЕСТИ,
    ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ИУДЫ В
    ЛИТЕРАТУРЕ.
    ЦЕЛЬ:

    АНДРЕЕВ Леонид Николаевич
    (1871-1919)
    Русский писатель; прозаик и драматург,
    один из самых знаменитых писателей
    России начала 20 в., разрабатывал,
    главным образом, в пьесах
    экспрессионистскую поэтику.
    Ранние рассказы носили демократический
    и реалистический характер ("Баргамот и
    Гараська", 1898). Сочувствуя
    революционерам ("Рассказ о семи
    повешенных", 1908), изображал
    революцию как стихийный бунт ("Савва",
    1906); кризис религиозного сознания - в
    повести "Жизнь Василия Фивейского"
    (1904); безумие и ужас войны - в рассказе
    "Красный смех" (1905). Наряду с бытовой
    драмой "Дни нашей жизни" (1908) философско-аллегорические трагедии
    2
    ("Жизнь человека", 1907; "Анатэма", 1908).

    Контрастность натуры
    Сын землемера и дочери разорившегося
    польского помещика. Окончил гимназию в Орле
    (1891). Затем поступил на юридический
    факультет Санкт-Петербургского университета,
    но заканчивал курс уже Московского
    университета (1897). Несколько лет практиковал
    как адвокат. Любительски занимался
    живописью, заслужил, в частности, похвалы И. Е.
    Репина и Н. К. Рериха. В юности дважды
    покушался на самоубийство, в результате чего
    приобрел хроническую сердечную
    недостаточность. Мемуаристы отмечают
    крайнюю нервность и переменчивую
    "контрастность" натуры Андреева, его
    пессимизм, порожденный отчасти увлечением
    философией А. Шопенгауэра (особенно его
    сочинение "Мир как воля и представление"), "он
    был весь в предчувствии катастрофы" (Г. И.
    Чулков), им владело "чувство мировой пустоты"
    (К. И. Чуковский).
    3

    Проблематика
    творчества
    В рассказах "В тумане", "Бездна", "Мысль" (все 1902), повести
    "Жизнь Василия Фивейского" (1903) усиливается накал духовных
    коллизий - рокового разлада духа и плоти, мысли и безумия, веры
    и неверия, красоты и безобразия и т. д. От иллюстративности и
    риторики эти произведения спасает "нервный захват" (В. Г.
    Короленко) писательской манеры Андреева. Работая
    исключительно по ночам, быстро, на грани психического срыва,
    Андреев доводит повествование до беспрецедентного
    напряжения; экспрессию авторского стиля подпитывают
    "кошмары" Русско-японской войны (рассказ "Красный смех",
    1904) и первой русской революции. Центральными темами
    лучших его рассказов ("Губернатор", 1905; "Тьма", 1907; "Рассказ о
    семи повешенных", 1908) и более слабого романа "Сашка
    Жегулев" (1911) становятся революционерство и особенно
    терроризм, трактуемые Андреевым как экзистенциальная
    реальность, раскрывающая противоречия природы человека.
    4

    «Иуда Искариот»
    Психология предательства.
    Они рады бы
    отделиться друг от
    друга,
    но терновый венец
    связывает их
    неразрывно.
    В.Л.Андреев.
    5

    … и как нет конца у времени,
    так не будет конца рассказам
    о предательстве Иуды
    и страшной смерти его.
    Леонид Андреев

    «Иуда Искариот»

    Повесть написана по мотивам библейского
    сюжета, в котором рассказано о предательстве
    Иисуса Иудой.
    Получила неоднозначную оценку, так как
    Андреев по-своему истолковал сюжет.
    Почему обратился к данной теме? В 1900-е годы
    много пишет о Богочеловеке («Христиане»,
    «Елизар», «Жизнь Василия Фивейского»).

    «Иуда Искариот»

    Иисус Христос – воплощение истины,
    добра и красоты, а предавший
    его Иуда – олицетворение лжи,
    подлости, коварства.
    Традиционное противопоставление
    Иуды одиннадцати верным апостолам
    Вызвало у Андреева сомнение

    Андреева волнует вопросы:

    Только ли подлость вела Иуду к
    предательству?
    Только ли нравственную чистоту
    проявили другие апостолы во время
    кульминационных событий христианской
    истории?

    10. Происхождение Иуды Искариота

    Иуда – “Бог да будет восславлен”; Искариот – “человек
    из Кериота”, где Кериот - обозначение населённого
    пункта, возможно, тождественного иудейскому
    городку Кириафу.
    Заласканный и избалованный Иуда, единственный
    ребенок в семье, был испорчен своими
    недальновидными родителями. Когда он вырос, у него
    сложилось преувеличенное представление о
    собственной значимости. Надо всегда уметь
    проигрывать, а он этого не умел. Его представления о
    справедливости были расплывчатыми. Он лелеял в
    себе чувства ненависти и подозрительности. Мастерски
    превратно толкуя слова и поступки своих друзей, он
    всю свою жизнь культивировал в себе привычку
    сводить счеты с теми, кто, как ему казалось, плохо
    обходится с ним. Он обладал извращенным
    представлением о ценностях и преданности. (Книга
    Урантии, с. 1566.)

    11. Иуда Искариот в повести Л.Андреева

    Своему Иуде Л.Андреев дает не только
    богатый внутренний мир, но и необычную
    внешность. Он обладает большой
    физической силой, но его тело уродливо…

    12. Иуда Искариот

    «Нет, не наш он, этот рыжий Иуда из Кариота»
    «Никто из учеников не заметил, когда впервые
    оказался около Христа этот рыжий и
    безобразный иудей…»

    13. Голова

    «Короткие рыжие волосы не скрывали странной и
    необыкновенной формы его черепа: точно
    разрубленный с затылка двойным ударом меча и
    вновь составленный, он явственно делился на четыре
    части и внушал недоверие, даже тревогу: за таким
    черепом не может быть тишины и согласия, за таким
    черепом всегда слышится шум кровавых и
    беспощадных битв.»
    «…свою безобразную бугроватую голову…»(1)
    «И на опрокинутый, обрубленный череп похож был
    этот дико-пустынный овраг, и каждый камень в нем
    был как застывшая мысль, и их было много, и все они
    думали - тяжело, безгранично, упорно.» (2)

    14. Цвет волос

    автор в тексте упоминает, что Иуда имел рыжий
    цвет волос. В мифологии это часто означает
    избранность богом, близость к Солнцу, право на
    власть. Боги войны часто рыжие или на рыжем
    коне. Многие вожди, известные личности имели
    этот огненный цвет волос. «Рыжий» является
    эпитетом божеств.

    15. Цвет волос

    Андреев недаром присваивает герою именно этот
    цвет волос, ведь по рассказам Предателя всегда
    оказывалось так, что именно ОН будет первый
    возле Иисуса. Иуда искренне верил в свою
    правоту и избранность, а главное он стремился к
    своей цели любыми средствами – предательство
    и стало способом приближения к Мессии.

    16. Цвет волос

    Кроме того, Иуда несколько раз «спасал»
    Христа от расправы толпы, проявляя
    воинственность. Но рыжий цвет волос
    приписывается и Иосифу, мужу Марии, матери
    Иисуса (например, на картине
    Рембрандта «Симеон в храме» - в знак его
    происхождения от рыжего же, по преданию,
    Царя-Псалмопевца). Возможно, этим в данном
    случае еще раз подчеркивается
    противоречивую природу персонажа.

    17. Лицо

    «Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с
    черным, остро высматривающим глазом, была живая,
    подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные
    кривые морщинки. На другой же не было морщин, и
    была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, и
    хотя по величине она равнялась первой, но казалась
    огромною от широко открытого слепого глаза.
    Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью,
    ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму, но
    оттого ли, что рядом с ним был живой и хитрый
    товарищ, не верилось в его полную слепоту. Когда в
    припадке робости или волнения Иуда закрывал свой
    живой глаз и качал головой, этот качался вместе с
    движениями головы и молчаливо смотрел.»

    18. Руки и пальцы

    «Иуда забрал в железные пальцы всю душу и в
    необъятном мраке ее, молча, начал строить что-то
    огромное.»
    «-Иисус медленно опустил взоры. И, тихо бия себя в
    грудь костлявым пальцем, Искариот повторил
    торжественно и строго:
    - Я! Я буду возле Иисуса!»
    «Потирал грудь широкою ладонью и даже кашлял
    притворно этот Иуда из Кариота при общем молчании
    и потупленных взорах.»
    «- Я иду к нему! – сказал Иуда, простирая вверх
    властную руку.- Кто за Искариотом к Иисусу?»
    «Иуда, продолжая улыбаться, отыскивал глазом еще
    больший обломок, ласково впивался в него
    длинными пальцами, облипал его, качался вместе с
    ним и, бледнея, посылал его в пропасть.» (3)

    19. Начинается повесть словами:

    «»Иисуса Христа много раз предупреждали, что
    Иуда из Кариота – человек очень дурной славы и
    его нужно остерегаться»
    Далее идет изложение слухов
    То есть с первых строк дается отрицательная
    характеристика Иуды.
    О не нет ни одного доброго слова: он
    корыстолюбив, коварен, наклонен к
    предательству и лжи (это авторская
    характеристика)
    Плохо о нем говорят и хорошие, и плохие

    20. Отрицательное

    Бросил жену,
    ссорит людей,
    Любопытный, лукавый, злой.
    У него нет детей
    Но Иисус Никого не
    слушает, он принял
    Иуду, включил в круг
    избранных.

    21. «Иуда Искариот»

    9 глав. 3 глава – предательство; остальные –
    ожидание гибели Иисуса.
    С начала повести ощущается мотив тревоги, он
    звучит и в описании природы.
    Новый абзац из одного предложения: «И вот
    пришел Иуда»
    Дается детальный портрет.
    Зачитайте! Что особенного в портрете?
    Ученики Иисуса отнеслись к нему с
    брезгливостью, не доверяют ему.

    22.

    И вот пришел Иуда… Он был худощав, хорошего роста, почти
    такого же, как Иисус,.. и достаточно крепок силою он был, повидимому, но зачем-то притворялся хилым и болезненным…
    Короткие рыжие волосы не скрывали странной и
    необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с
    затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он
    явственно делился на четыре части и внушал недоверие, даже
    тревогу: за таким черепом не может быть тишины и согласия,
    за таким черепом всегда слышится шум кровавых и
    беспощадных битв. Двоилось также и лицо Иуды: одна сторона
    его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая,
    подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые
    морщинки. На другой же не было морщин, и была она
    мертвенно-гладкая, плоская и застывшая; и хотя по величине
    она равнялась первой, но казалась огромною от широко
    открытого слепого глаза…

    23. «Иуда Искариот»

    Андреев идет вслед за евангельской историей:
    Иисус знал о предательстве, обо всем, что
    произойдет, но все-таки принял Иуду.
    Природа в ожидании. Безветренная погода
    сохранилась до конца истории: все происходит в
    атмосфере духоты, тяжести, все в черно-белых
    тонах. Как перед грозой.
    Все в ожидании перемен: Иисус ждет дня
    предательства, Иуда живет надеждой, что, когда
    иудеи увидят страдания Христа, освободят
    учителя и пойдут за ним.

    24. Иуда вдруг становится

    хорошим
    Добросовестно исполняет свои
    Обязанности
    Гете: «Поведение – это зеркало,
    в котором каждый показывает
    свой лик»
    И все-таки поведение его
    противоречиво: берет на себя
    обязанности и тут же крадет 3
    динария; рассказывает истории,
    а потом признается, что лгал

    25. Ученики Христа

    Обладают земными, человеческими качествами
    Они не идеальны, но разнообразны
    Петр громогласен
    Иоан наивен, честолюбив, хочет одного – быть
    любимым учеником
    Фома молчалив, рассудителен, но осторожен.
    Все апостолы снисходительны к Иуде, осуждают
    за ложь и притворство, но с удовольствием
    слушают его лживые истории

    26. Отличие Иуды от апостолов

    Ученики ведут борьбу за первое место
    около учителя – Иуда старается быть
    нужным
    И Христос ласково смотрит на него.

    27. Иисус изменяет отношение к Иуде

    Иуда доказывает Иисусу, что селяне были
    неискренни по отношению к нему, объявили его
    вором, обманщиком (козленка после нашли)
    Иисус после этого перестал замечать Иуду, садился к
    нему спиной, смотрел, но не видел.
    Даже когда Иуда помог Иисусу, сохранил его жизнь,
    опять же ценой лжи, благодарности не получил:
    «ложь во спасение» сурово принята Христом
    Иуда плачет: он любит учителя, хочет быть
    любимым, произносит роковую фразу: «А теперь он
    погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда»

    28. Путь к преступлению

    Встреча с первосвященником Анной и
    договаривается о предании Иисуса в руки закона
    (за 30 серебряников)
    Теперь молчалив. Перестал говорить о людях
    дурное.
    Окружает Иисуса заботой, нежностью.
    Угадывает малейшее его желание.
    Приносит цветы, передает их через Марию
    Магдалину.
    Но Учитель как будто ничего не замечает.

    29. Путь к преступлению

    Иуда вызывает чувство жалости, он искренне
    страдает
    Говорит, что Иисуса Христа нужно беречь, нужно
    уходить отсюда. Принес два меча, чтобы спасти
    Иисуса.
    Двойственность: сам предал и пытается спасти.
    Верит, что восторжествует любовь и верность
    учеников.
    Иисус все предвидит. Говорит Петру: «Не
    наступит и утро, как ты трижды предашь меня».

    30. Кульминационный момент – сцена предательста

    31.

    Л. Андреев не оправдывает поступка Иуды, он пытается разгадать загадку: что
    руководило Иудой в его поступке5? Писатель наполняет евангельский сюжет
    предательства психологическим содержанием, и среди мотивов выделяются
    следующие:
    мятежность, бунтарство Иуды, неуемное стремление разгадать загадку
    человека (узнать цену "другим"), что вообще свойственно героям Л. Андреева.
    Эти качества андреевских героев являются в значительной степени проекцией
    души самого писателя – максималиста и бунтаря, парадоксалиста и еретика;
    одиночество, отверженность Иуды6. Иуда был презираем, и Иисус был к
    нему равнодушен. Лишь на короткое время получил признание Иуда - когда
    победил сильного Петра в метании камней, но затем опять вышло так, что все
    ушли вперед, а Иуда опять плелся сзади, забытый и презираемый всеми.
    Ч резвычайно живописен, пластичен, экспрессивен язык Л. Андреева, в
    частности, в эпизоде, где апостолы бросают камни в пропасть:
    Петр, не любивший тихих удовольствий, а с ним Филипп занялись тем, что
    отрывали от горы большие камни и пускали их вниз, состязаясь в силе…
    Напрягаясь, они отдирали от земли старый, обросший камень, поднимали
    его высоко обеими руками и пускали по склону. Тяжелый, он ударялся
    коротко и тупо и на мгновение задумывался; потом нерешительно делал
    первый скачок - и с каждым прикосновением к земле, беря от нее быстроту
    и крепость, становился легкий, свирепый, всесокрушающий. Уже не прыгал, а
    летел он с оскаленными зубами, и воздух, свистя, пропускал его тупую,
    круглую тушу. Вот край, - плавным последним движением камень взмывал
    кверху и спокойно, в тяжелой задумчивости, округло летел вниз, на дно
    невидимой пропасти.

    32.

    Герой повести лживый, завистливый, безобразный, но в то же время
    самый умный из всех учеников, причем умный надчеловеческим,
    сатанинским умом: он слишком глубоко знает людей и понимает
    мотивы их поступков, для других же он так и остался непонятен. Иуда
    предает Иисуса, но он же любит его как сына, казнь Учителя для него
    - "ужас и мечты". Парадоксальная двойственность придает
    многомерность, многосмысленность, психологическую убедительность
    повести Андреева.
    В Иуде, несомненно, есть нечто от дьявола, но в то же время не может
    не воздействовать на читателя его личная (не от дьявола, а от человека)
    потрясающая искренность, сила переживания за Учителя в час его
    трагического испытания, значительность его личности.
    Двойственность образа в том и заключается, что в нем неразрывно
    связано то страшное, что закреплено за ним религиозной и культурной
    мировой традицией, и то возвышенно-трагическое, что уравнивает его
    с Учителем в изображении Л. Андреева. Это автору повести
    принадлежат пронзительные по смыслу и эмоциональной силе слова:
    И с этого вечера до самой смерти Иисуса не видел Иуда вблизи его ни
    одного из учеников; и среди всей этой толпы были только они двое,
    неразлучные до самой смерти, дико связанные общностью
    страданий, - тот, кого предали на поругание и муки, и тот, кто его
    предал. Из одного кубка страданий, как братья, пили они оба,
    преданный и предатель, и огненная влага одинаково опаляла чистые
    и нечистые уста9.

    33. Как ведут себя ученики?

    Иуда ждет чуда: сейчас все поймут.
    Пытается воздействовать на Анну, но то
    прогоняет его.
    Пилат умывает руки, говорит, что он невиновен в
    крови праведника, а Иуда целует ему руки и
    называет мудрым.

    34.

    Одною рукой предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал расстроить свои
    собственные планы. Он не отговаривал Иисуса от последнего, опасного путешествия в
    Иерусалим, как делали это женщины, он даже склонялся скорее на сторону
    родственников Иисуса и тех его учеников, которые победу над Иерусалимом считали
    необходимою для полного торжества дела. Но настойчиво и упорно предупреждал он
    об опасности и в живых красках изображал грозную ненависть фарисеев к Иисусу, их
    готовность пойти на преступление и тайно или явно умертвить пророка из Галилеи.
    Каждый день и каждый час говорил он об этом, и не было ни одного из верующих, перед
    кем не стоял бы Иуда, подняв грозящий палец, и не говорил бы предостерегающе и
    строго
    -- Нужно беречь Иисуса!
    Нужно беречь Иисуса! Нужно заступиться за Иисуса, когда придет на то время. Но
    безграничная ли вера учеников в чудесную силу их учителя, сознание ли правоты своей
    или просто ослепление -- пугливые слова Иуды встречались улыбкою, а беско- нечные
    советы вызывали даже ропот. Когда Иуда добыл откуда-то и принес два меча, только
    Петру понравилось это, и только Петр похвалил мечи и Иуду, остальные же
    недовольно сказали: -- Разве мы воины, что должны опоясываться мечами?
    И разве Иисус не пророк, а военачальник?
    -- Но если они захотят умертвить его? -- Они не посмеют, когда увидят, что весь
    народ идет за ним.
    -- А если посмеют? Тогда что?
    Иоанн говорил пренебрежительно:
    -- Можно подумать, что только один ты, Иуда, любишь учителя.
    И, жадно вцепившись в эти слова, совсем не обижаясь, Иуда начинал допрашивать
    торопливо, горячо, с суровой настойчивостью:
    -- Но вы его любите, да? И не было ни одного из верующих, приходивших к Иисусу, кого
    он не спросил бы неоднократно: -- А ты его любишь? Крепко любишь?
    И все отвечали, что любят.

    35. Сцена распятия Христа

    - На протяжении казни Иуду мучит мысль: А
    вдруг они поймут? Еще не поздно!
    - «Осуществился ужас и мечты»
    - Иуду считают предателем, а он идет к ученикам
    и обвиняет их в бездействии, называет
    предателями.
    - И в чем-то он прав. В чем?

    36.

    Иуда давно наметил место, где после смерти
    Иисуса убьет себя»
    Идет на смерть, как на встречу с Иисусом. «Так
    встреть же меня ласково, я очень устал, Иисус»
    Зачитать. Портрет Иуды.

    37. Работа с текстом

    Зачитать последний абзац
    Какие чувства вызывает написанное?
    Каково авторское отношение к Иуде?
    Деньги брошены Иудой – не из-за них убил.
    Какова истинная причина убийства Иисуса, по
    мнению Андреева?
    Победитель или проигравший Иуда в повести?

    38. Выводы:

    1.Нравственная ценность заключается не в словах, а
    в поступках.
    2.Любовь должна быть деятельной.
    3.Для того чтобы Иисус смог совершить свой подвиг
    – принести жертву во имя человечества, его нужно
    предать. И позор предательства Иуда взял на себя,
    тем самым обессмертив не только Иисуса, но и себя.
    Андреев считает предательство тоже жертвой, так
    как Иуда обрек себя на вечный позор

    39.

    Предательство - основная идея. Впервые мотив предательства
    вводится в текст заглавием (Иуда в нашем понимании – уже
    предатель). Символическое значение идеи предательства
    выражается сравнением Иуды со скорпионом. Предательство –
    нарушение верности, в первую очередь - самому себе. Скорпион
    в минуту опасности жалит сам себя, предаёт себя, т. е.
    становится самоубийцей, как Иуда. Тема самоубийства звучит в
    самом начале повести при помощи сравнения: "Он ссорит нас
    постоянно, - говорили они, отплевываясь, - он думает что-то
    свое и в дом влезает тихо, как скорпион, а выходит из него с
    шумом…". Идея предательства, определяющая главный смысл
    всего произведения, через сравнение выводит читателя на иной
    уровень интерпретации заголовка: всякое предательство
    превращается в предательство самого себя.

    40.

    Особенность повести "Иуда Искариот" состоит в том,
    что в ней автор пытается найти выход из
    противоречия, спорит с самим собой, проверяя на
    прочность неверие в человека главного героя верой
    Иисуса Христа. Библейские сюжеты в творчестве
    Леонида Андреева - не просто пересказ. Они
    заключают в себе свой особый мир, близкий миру
    Андреева. Трактуют их по-разному. Одни говорят,
    что путем использования библейских сюжетов
    Андреев шел от атеизма к православию, другие - что
    наоборот, используя своеобразное “доказательство от
    противного”, он все более уверялся в правильности
    атеизма.