Будущий писатель родился третьим в семье, где было шесть мальчиков и шесть девочек. Два его старшие брата родились мёртвыми, так что он был первым ребёнком, который выжил. Имя ему дали в честь иконы Святого Николая, которая находилась в местной церкви. В гимназии Николай показывал результаты неважные. Успехи он имел в рисовании, знал грамматику русского языка, но не обладал он талантом к языкам, сочинения он писал плохо. В гимназии обучение велось консервативно, приветствовали зарубежку и применяли наказание розгами, которых приходилось отведать и Николаю.
В гимназии Николай Гоголь уже не представлял свою судьбу такой, какая была у большинства людей его круга. Он верил, что у него будет особая судьба и говорил о своих знаках провидения, в которые сам верил. Действительно, его всю жизнь преследовала мистика. Это обстоятельство нашло отражение в его творчестве.
У гоголя наблюдались чудачества и странности характера. Он боялся грозы, чувствовал себя некомфортно в присутствии чужих людей. Для него было необычным, как для мужчины, увлечение рукоделием и кулинарией. Но несмотря на странности его характера психиатрические посмертные психиатрические исследования не выявили у него каких-либо психических заболеваний. Писатель скорее всего был мистификатором и чудаком, подверженным депрессии.
Николай Гоголь был сладкоежкой. Он в больших количествах кушал сладости, всегда забирал сахар, который подавали к чаю и грыз его потом в течение целого дня.
Он стеснялся своего носа необычной формы и большого, он, наверное, всегда просил художников исправлять его немного на рисунках. Поэтому писатель выглядит на разных портретах по-разному. Он настолько сильно переживал за свой нос, что это чувство у него вылилось в повесть «Нос» в конце концов.
На реальных событиях был основан сюжет «Ревизора», он был писателю подсказан Пушкиным. Именно Александр Сергеевич уговорил Гоголя продолжить работу над произведением, когда тот решил прекратить работу над ним.
«Вий» - знаменитое произведение писателя был, наверное, от начала и до конца вымыслом писателя. Хотя он утверждал, что передал народное предание. Исследователи не обнаружили никаких следов «Вия» в народном фольклоре.
Николай Гоголь не был семейным человеком. История не знает фактов связи писателя с какими-либо женщинами. Писатель часто жил у друзей-мужчин. Этот факт натолкнул исследователей на предположение о латентном гомосексуализме Гоголя.
Психическое состояние писателя в конце жизни существенно стало хуже, он, скорее всего, попал под сильное влияние собственных страхов. За несколько дней до смерти гоголь уничтожил продолжение «Мёртвых душ». Он распорядился, чтобы его надгробие было выполнено в соответствии с требованиями православных канонов. Также своё тело он не велел хоронить до тех пор, пока на нём не появятся следы видимого разложения.
Согласно одной из версий при перезахоронении писателя его голова была повёрнута в сторону, а согласно другой – она вообще отсутствовала по версии похищения в коллекцию Алексея Бахрушина, основателя театрального музея.
Гоголь родился третьим в семье, где всего было шесть девочек и шесть мальчиков. Первые два его брата родились мертвыми, так что он был первым выжившим ребенком. Имя Николай он получил в честь иконы Святого Николая, находившейся в местной церкви. В годы своего гимназического ученичества Гоголь показывал неважные результаты. Успешен он был в основном в рисовании и неплохо знал грамматику русского языка, а вот талантом к языкам не обладал и, как ни странно, сочинения писал плохо. В гимназии обучение было организовано даже по тем временам консервативно, приветствовалась зубрежка и применялись наказания розгами, отведать которых приходилось и Гоголю.
Уже в гимназии Гоголь не представлял свою судьбу такой, какая обычно ждала большинство людей его круга. Он был уверен в том, что ему уготована особая судьба, и говорил о знаках провидения, в которые верил. И действительно, мистика преследовала его всю жизнь, что нашло отражение в особенностях его творчества.
Гоголь отличался большим количеством чудачеств и странностей характера. Он чувствовал себя некомфортно в присутствии незнакомых людей, боялся грозы. Необычным было также для него, как мужчины, увлечение рукоделием и кулинарией. Но, несмотря на количество странностей, посмертные психиатрические исследования не подтверждают наличия у него каких-либо психических заболеваний. Скорее всего, гениальный писатель был чудаком и мистификатором, иногда подверженным депрессии.
Широко известен биографический факт, что Гоголь был сладкоежкой. Он в невероятных количествах поглощал сладости, и всегда забирал сахар, подаваемый к чаю, чтобы потом грызть его в течение дня.
Гоголь стеснялся своего большого носа необычной формы и, по-видимому, просил художников немного исправлять его на рисунках. Поэтому на разных портретах Гоголь выглядит по-разному. Переживания по поводу собственного носа у Гоголя были настолько сильными, что в конце концов вылились в повесть "Нос".
Сюжет "Ревизора" был основан на реальных событиях, и был подсказан писателю Пушкиным. И именно Пушкин уговаривал продолжать работу над "Ревизором", когда Гоголь решал покончить с произведением.
Знаменитое произведение писателя "Вий" скорее всего было от начала до конца вымыслом самого Гоголя. Хотя он утверждал, что слово в слово пересказал народное предание, исследователям не удалось обнаружить никаких следов сюжета "Вия" в народном фольклоре.
Гоголь не был женат. Также истории ничего не известно о его романах и связях с какими-либо женщинами. Тот факт, что он часто жил у друзей-мужчин, вместе с отсутствием в его жизни женщин, подтолкнул некоторых исследователей к предположению о латентном гомосексуализме Гоголя.
В конце жизни психологическое состояние Гогля существенно ухудшилось, и он, видимо, сильно попал под власть собственных страхов. За несколько дней до смерти он уничтожает продолжение "Мертвых душ". Также он распорядился чтобы его надгробие соответствовало православныым канонам и велел не хоронить тело до тех пор, пока на нем не появятся явные признаки разложения.
При перезахоронении Гоголя, по одной из версий его голова была повернута в сторону, а по другой - вообще отсутствовала, так как была похищена для коллекции основателя театрального музея Алексея Бахрушина. Впоследствии эта версия была обыграна Булгаковым в романе "Мастер и Маргарита" в эпизоде с похищением Бегемотом головы Берлиоза.
При перезахоронении на новой могиле Гоголя решили установить бюст, а камень, лежавший там ранее, перенесли на могилу Булгакова. Так после смерти протянулась связь между, наверное, двумя самыми мистическими русскими писателями. После этого в новом свете предстает фраза Булгакова, обращенная к Гоголю: "Учитель, укрой меня своей шинелью".
1 апреля 1809 года родился великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Вся жизнь писателя – одна большая тайна. С его именем связано немало слухов и легенд, часть из которых Николай Васильевич распространил о себе сам. Он был великим выдумщиком и мистификатором, что, безусловно, отразилось на его творчестве. Предлагаем 7 интересных фактов из жизни Гоголя.
В семье Гоголя было 12 детей: шесть мальчиков и шесть девочек, Гоголь был третьим. Первые два малыша умерли сразу после рождения. А Николаем его назвали в честь чудотворной иконы Святого Николая, хранившейся в церкви Больших Сорочинцев, где проживали родители писателя. Кстати, при рождении фамилия писателя была Яновский, и только в 12 лет он стал Николай Гоголь-Яновский. Согласно семейному преданию, он происходил из старинного казацкого рода и предположительно был потомком Остапа Гоголя, который в 17-м веке возглавлял Правобережную Украину. Именно с образа своего знаменитого сородича писатель и «срисовал» Тараса Бульбу.
Наряду с сочинительством и интересом к театру с юных лет Гоголь был увлечён живописью. Николай Васильевич считался достаточно странным человеком. Его любимым хобби было рукоделие, и в быту писателя часто можно было застать за вязальными спицами или швейной иглой. Все шейные платки он шил себе лично, а сестриц баловал платьями собственного покроя.
Среди разнообразных увлечений Николая Васильевича Гоголя был интерес к растительному царству, к ботанике. Он с удовольствием читал о растениях, собирал их, узнавал полезные свойства, применение в быту и в медицине. Это увлечение было неразрывно связано с его творчеством.
Сюжет «Ревизора» Гоголь не выдумал – он обыграл в пьесе реальный случай, произошедший в городке Устюжне. А рассказал ему эту историю и «подтолкнул» к созданию драматического произведения Пушкин. В процессе работы Николай Васильевич не раз хотел бросить пьесу, но приятель и наставник каждый раз уговаривал его продолжить начатое. Если перевести на язык современности, Пушкин выступил «креативным продюсером» гоголевского «Ревизора».
Согласно переписке Гоголя, он влюблялся в женщин два раза. Однако эти чувства не закончились ничем: живя одиноким, он одиноким и остался. В то же время у него была горячо любимая мать и сестры. Но и они не имели силы разрушить его одиночество.
Гоголь очень переживал из-за своего большого носа. Даже на портретах заметно, что эта часть лица писателя была поистине выдающейся. Но они не вполне достоверны: нос писателя был еще длиннее, и Николай Васильевич всегда просил рисовавших его живописцев чуть-чуть приукрасить действительность. Именно поэтому его изображения кисти разных художников так несхожи. Многие литературоведы полагают, что повесть «Нос» Гоголь написал именно для того, чтобы избавиться от комплекса.
24 февраля 1852 года Николай Гоголь сжёг почти законченный второй том «Мёртвых душ», над которым трудился более 10 лет. Сама повесть изначально была задумана Гоголем как трилогия. В первом томе авантюрист Чичиков, путешествуя по России, сталкивался исключительно с человеческими пороками, во второй же части судьба сводила главного героя с некоторыми положительными персонажами. В так и не написанном третьем томе Чичикову предстояло пройти через ссылку в Сибири и встать наконец на путь нравственного очищения.
Протоиерей Матфей Константиновский, с которым Гоголь познакомился в 1849 году, стал единственным прижизненным читателем рукописи второго тома «Мёртвых душ». Возвращая её автору, он высказался против опубликования ряда глав, «даже просил уничтожить» их (ранее, он также давал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной»).
Ночью с 11 по 12 февраля 1852 года Николай Васильевич приказал своему верному слуге Семену открыть задвижки на печи и принести портфель. Из него он достал связку тетрадей, положил их в камин и поджег. Так сгорел второй том поэмы «Мёртвые души» – главное произведение его жизни. На следующее утро он раскаялся в содеянном, и обвинял во всём лукавого, который заставил его совершить ужаснейшее «преступление».
Третий том «Мёртвых душ» не был написан вообще
В последние годы жизни с Гоголем творилось что-то неладно. По мнению знакомых, он заразился малерией в 1839 году во время посещения Рима. Несмотря на то, что болезнь отступила, после этого у писателя начались припадки, обмороки и видения. Так длилось до осени 1850 года, когда он, будучи в Одессе, почувствовал облегчение. Вернулся в Москву и казался совершенно здоровым и веселым. Гоголь зачитывал друзьям отдельные фрагменты из второго тома «Мертвых душ» и радовался, как ребенок, видя восторг и слыша смех слушателей. Но как только он поставил точку под вторым томом, ему показалось, что на него обрушилась пустота и обреченность.
21 февраля 1852 года (по старому стилю), Николай Васильевич Гоголь умер, не дожив месяца до своего 43-летия.
По одной из версий Гоголь заснул летаргическим сном, так как после эксгумации его останков некоторые очевидцы полагали, что скелет писателя принял в гробу неестественное положение.
По другой версии смерть Гоголя связана с покаянным отвержением им всего плотского, вследствие чего тот, по словам историка А. В. Карташёва, «уморил себя голодом в подвиге спиритуализма».
Существует ещё одна версия смерти Гоголя. Она состоит в том, что в результате ошибочного лечения тремя врачами, не знавшими о предыдущих назначениях, писателю троекратно назначалась каломель - ртутьсодержащий препарат, которым лечили желудочные расстройства. В результате передозировки и замедления выведения из ослабленного организма этого препарата могла произойти общая интоксикация по типу отравления ртутным ядом сулемой.
Писатель обожал миниатюрные издания. Не любя и не зная математики, он выписал математическую энциклопедию только потому, что она была издана в шестнадцатую долю листа (10,5×7,5 см).
Гоголь любил готовить и угощать друзей варениками и галушками. Один из любимых его напитков - козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!»
Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими.
Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы.
Он был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты.
Гоголь часто, когда писал, катал шарики из белого хлеба. Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых сложных задач.
В карманах у Гоголя всегда лежали сладости. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором.
Вся жизнь Гоголя до сих пор остается неразгаданной загадкой. Его преследовала мистика, и после его смерти осталось больше вопросов, чем ответов. Они позволяют взглянуть на творчество любимого писателя с совершенно другой стороны, попытаться объяснить какие-то противоречия и несоответствия и увидеть его не идолом, а простым, невероятно тонким и талантливым человеком.
Николай Васильевич страстно увлекался всем, что попадало в поле его зрения. История родной Украины была для него одним из любимых исследований и увлечений. Именно эти исследования подвинули его на написание эпической повести «Тарас Бульба». Она была первый раз опубликована в сборнике «Миргород» в 1835 году один экземпляр этого журнала Гоголь лично вручил в руки господину Уварову - министру народного просвещения, для того, чтобы тот преподнес его императору Николаю I.
В этом же сборнике было напечатано самое невероятное и мистическое из всех гоголевских произведений - повесть «Вий». Сам писатель утверждал, что «Вий» является народным преданием, которое он, якобы, слышал и записал, не изменив в нем ни одного слова.
Но вот, что интересно, ни литературоведы, ни историки, ни фольклористы, ни исследователи никогда и нигде ни разу не смогли найти ни устных, ни, тем более, письменных упоминаний о народных легендах или сказках, которые бы хоть отдаленно напоминали сюжет «Вия». Все это дает повод считать повесть исключительно плодом фантазии великого мистификатора и писателя.
Исследователи жизни и творчества Гоголя склоняются к мысли, что само имя «Вий» представляет собой вольную сборную от названия хозяина пекла «железного Ния», который являлся божеством в украинской мифологии, и слово «вия», которое в переводе с украинского означает «веко».
Ни современники, ни потомки так и не могут объяснить того, что происходило с Гоголем в последние годы его жизни. Считается, что когда в 1839 году Гоголь посещал Рим, он заразился малярией. Несмотря на то, что со временем болезнь все-таки отступила, ее последствия стали для писателя фатальными. Ни сколько муки физические, сколько осложнения, вызывавшие у Гоголя припадки, обмороки, но главное, видения, делали его выздоровление сложным и длительным.
Осенью 1850 года, будучи в Одессе, Николай Васильевич почувствовал облегчение. Современники вспоминают, что к нему вернулась обычная живость и бодрость. Он вернулся в Москву и казался совершенно здоровым и веселым. Гоголь зачитывал друзьям отдельные фрагменты из второго тома «Мертвых душ» и радовался, как ребенок, видя восторг и слыша смех слушателей. Но как только он поставил точку под вторым томом, ему показалось, что на него обрушилась пустота и обреченность. Он ощутил страх смерти, такой, каким когда-то страдал его отец.
Что случилось в ночь на 12 февраля 1852 года, доподлинно не знает никто. Биографы, совместными титаническими усилиями пытались буквально по минутам восстановить события той ночи, но совершенно точно известно только то, что до трех часов ночи Гоголь истово молился. Потом он взял свой портфель, достал из него какие-то листы бумаги, а все, что в нем осталось, велел немедленно сжечь. После чего перекрестился и, вернувшись в постель, неудержимо рыдал до утра. Традиционно принято считать, что в ту ночь Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», но некоторые биографы и историки, уверенны в том, что это далеко от истины, которую уже вряд ли, кто-то узнает.
Современные специалисты в области психиатрии проанализировали тысячи документов и пришли к совершенно определенному выводу о том, что никакого психического расстройства у Гоголя не было и в помине. Возможно, он страдал депрессией, и если бы к нему было применено правильное лечение, великий писатель прожил бы намного дольше.
Николай Гоголь — знаменитый на весь мир российский писатель, чьи произведения были переведены на все основные языки мира. Многим он знаком по своему самому, пожалуй, знаменитому произведению — «Мёртвые души», запланированное продолжение которого так никогда и не увидело свет, но в его арсенале есть множество и других, не менее знаковых произведений.