Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Дом презрение. Современные проблемы науки и образования

Дом презрение. Современные проблемы науки и образования

ДОМ ПРИЗРЕНИЯ

Название это дается преимущественно таким благотворительным заведениям, которые имеют характер богадельни (см.), но характер этот в них не всегда выдержан; во многих Д. призрения не только принимаются своекоштные пенсионеры, но совместно с престарелыми и увечными призреваются и дети: дома призрения сирот должны быть всецело отнесены к сиротским домам, Д. П. исключительно малолетних бедных? к детским приютам, Д. призрения душевнобольных? к Д. умалишенных. Как и богадельни, Д. П. бывают сословные и всесословные. Значительнейшие из Д. П.: в С.-Петербурге: 1) Д. П. бедных девиц благородного звания, основанный в 1853 г., является как бы отделением вдовьего Д. (см.); принимаются преимущественно девицы, служившие в правительственных учреждениях по учебной части. 2) Николаевский Д. П. престарелых и увечных граждан, основ. в 1831 г. для бедных обоего пола, купеческого и мещанского сословий. При Д. школы для мальчиков и девочек. 3) Д. Л. престарелых и увечных граждан С.-Петербургского мещанского общества, основ. в 1863 г., назначен для бесплатного призрения неспособных к труду из местных мещан об. пола. 4) Д. призрения для бедных граждан Петербурга Тименкова-Фролова, основ. в 1877 г., содержится на средства, завещанные жертвователем, состоит в ведении спб. купеческого общества и распадается на два отделения: а) на Д. для бесплатного призрения престарелых и увечных, принадлежащих к спб. купеческому или мещанскому обществам и б) на школу при Д. призрения, курс которой подходит к курсу 3-классных городских училищ. 5) Александровский Д. для призрения бедных духовного звания? состоящий под покровительством спб. митрополита. В Д. принимаются лица женского пола, которые по бедности, сиротству или болезненному состоянию лишены возможности жить самостоятельно. При Д. трехклассное училище с 6-тилетним курсом для девочек-сирот духовного звания. 6) Д. призрения бедных духовного звания при Большеохтенском православном кладбище. 7) Д. Императрицы Александры Феодоровны для призрения бедных, основ. в 1828 г., состоит в ведомстве императрицы Марии. При Д. состоят почетные благотворители, вносящие ежегодно не менее 300 руб. или внесшие единовременно не менее 5000 руб. 8) Д. призрения престарелых бедных женщин графа Кушелева-Безбородко, основ. в 1861 г., состоит в ведении Императорского Человеколюбивого общества и содержится на пожертвования наследников гр. Кушелева-Безбородко и пособие от человеколюбивого общества. 9) Состоящий в ведомстве императрицы Марии Демидовский Д. призрения трудящихся, открытый в 1833 г. на капитал в 500000 руб., пожертвованный Анатолием Николаевичем Демидовым, ныне действующий на основании устава 8 июля 1882 года, всего менее имеет характер богадельни. Совмещая в себе черты Д. трудолюбия и дешевых квартир, он состоит из 4 отделений: а) отделение трудящихся женщин для жительства 50 женщин и девиц, могущих выполнять работы по тем ремеслам и рукоделиям, которые введены в заведении; из заработка призреваемых удерживается по 25 коп. в сутки на их содержание; б) отделение для воспитания девиц? профессиональная школа, имеющая целью доставить бедным девицам всех сословий ремесленное образование; воспитанницы проходят научный курс в объеме программы жен. прогимназий и затем в специальном классе обучаются разным мастерствам; в) отделение снабжения бедных готовой пищею? дешевая столовая, в которой даром пища отпускается только больным, г) отделение для приюта надзирательниц и учительниц, предназначено для призрения лиц жен. пола, бывших на службе в Демидовском Д. и по старости и слабости лишенных возможности прокормиться собственным трудом. Управление Демидовским Д. призрения трудящихся вместе с званием потомственнего попечителя его принадлежит наследникам учредителя. При Демидовском Д. призрения трудящихся состоят действительные и почетные члены.

В Москве в ведении город. общ. управления состоят: 1) Д. призрения Горихвостова при 1-й городской больнице и 2) Д. призрения братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных для неизлечимо больных, учрежденный при городской больнице имени Бахрушиных же на пожертвованный ими капитал. В ведении моск. дворянства состоит Д. призрения имени гвардии полковника Владимира Борисовича Козакова для бедных дворян обоего пола, имеющий целью безвозмездное призрение бедных дворян военного звания, их жен и вдов с малолетними детьми, а также вдов и детей умерших от ран штаб- и обер-офицеров. В ведении моск. Купеческого общества состоят: 1) Николаевский Д. призрения вдов и сирот, принадлежавших к моск. купечеству, для бедных женщин, 2) Д. призрения имени Мазуриных и 3) Дом призрения бедных Г. И. Хлудова. Московское попечительство о бедных духовного звания заведует Горихвостовским Домом призрения. Самостоятельным является Георгиевский Дом призрения бедного духовенства. Общество попечения о неизлечимо больных в Москве имеет Дом призрения неизлечимо больных (женщин). Обществом воспитательниц и учительниц учрежден Д. призрения для престарелых учительниц и воспитательниц. Д. призрения штаб- и обер-офицеров благотворительницы Шереметевой есть военная богадельня (см. Инвалидные дома). Ярославский Екатерининский Д. призрения ближнего учрежден в Ярославле в1786 г. с целью воспитания детей бедных родителей Ярославской губ. В 1820 г. открыта при нем странноприимная палата Грязевых для призрения престарелых и беспомощных женщин. Живущие в Д. призрения мальчики обучаются в местной мужской гимназии и др. учебных заведениях, а девицы? в состоящей при Д. женской гимназии. Д. призрения бедных в г. Туле имеет целью призрение престарелых и увечных; состоит в ведомстве учреждений императрицы Марии, но никаких пособий из сумм ведомства не получает, а содержится исключительно на собственные средства. Д. призрения бедных в память имп. Александра II в Ораниенбауме, учрежденный В. А. Ратьковым-Рожновым, имеет целью призрение лишенных крова и пропитания, как престарелых и убогих, так и бедных бесприютных детей обоего пола. В ведении министра имп. двора состоит Д. призрения престарелых и увечных в г. Петергофе в память имп. Николая I , открытый в 1859 г.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДОМ ПРИЗРЕНИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДОМ ПРИЗРЕНИЯ
    Название это дается преимущественно таким благотворительным заведениям, которые имеют характер богадельни (см.), но характер этот в них не всегда выдержан; …
  • ДОМ в Галактической энциклопедии из научно-фантастической литературы:
    Он являлся порождением древней радиоактивной пустыни. Дом разрастался, захватывая все новые и новые участки леса. Казалось, Дом и порожденные им …
  • ДОМ в Словаре воровского жаргона:
    - …
  • ДОМ
    УЧЕТНЫЙ - см. УЧЕТНЫЙ ДОМ …
  • ДОМ в Словаре экономических терминов:
    ТОРГОВЫЙ - см. ТОРГОВЫЙ ДОМ …
  • ДОМ в Словаре экономических терминов:
    КОНФИРМАЦИОННЫЙ - см КОНФИРМАЦИОННЫЙ ДОМ …
  • ДОМ в Словаре экономических терминов:
    БАНКИРСКИЙ - см. БАНКИРСКИЙ ДОМ …
  • ДОМ в Словаре экономических терминов:
    АРЕСТНЫЙ - см. АРЕСТНЫЙ ДОМ …
  • ДОМ в Библейском словаре:
    — устраивался в древности на востоке обычно следующим образом: наружные стены редко имели окна, только одна узкая дверь вела во …
  • ДОМ
    машина для жилья. Ла …
  • ДОМ в Высказываниях известных людей:
  • ДОМ
    - машина для жилья. Ла …
  • ДОМ в Словаре Одно предложение, определения:
    - изобретение, в котором еще ничего не улучшено. Энн …
  • ДОМ в Афоризмах и умных мыслях:
    машина для жилья. Ла …
  • ДОМ в Афоризмах и умных мыслях:
    изобретение, в котором еще ничего не улучшено. Энн …
  • ДОМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Dom), самая высокая вершина массива Мишабель в Пеннинских Альпах на Ю. Швейцарии. Высота 4545 м. Туризм и …
  • ДОМ Г. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Dom) — высочайшая гора Мишабельгернера, сев. отрога Мон-Розы, в Альпах; 4554 м над ур. м.; впервые на нее всходил в …
  • ДОМ в Энциклопедическом словаре:
    , -а (-у), мн. -а, -ов, м. 1. Жилое (или для учреждения) здание. Д.-новостройка. Каменный д. Дойти до дома. Вышел …
  • ДОМ
    УЧЁНЫХ, клубное учреждение, орг-ция науч. общественности, с 1922, Москва, в ведении АН. Д.у. имеются также в С.-Петербурге, Новосибирске, Томске, Краснодаре …
  • ДОМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СО́ЮЗОВ, здание в Москве. Существовавшее в 18 в. здание было перестроено для дворянского Благородного собрания в 1780- 1790-х гг. арх. …
  • ДОМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РЕБЁНКА, учреждение здравоохранения для воспитания (и оказания мед. помощи) детей до 3 лет, не имеющих родителей, детей одиноких матерей или …
  • ДОМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РАДИОВЕЩ́АНИЯ И ЗВУКОЗАПИСИ Государственный (ГДРЗ), Москва. Осн. в 1938 как Дом звукозаписи - техн. и науч. база по произ-ву грампластинок. …
  • ДОМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    РАБ́ОТНИКОВ ИСКУССТВ, творч. клуб деятелей иск-ва и культ.-просвет. учреждение. Кроме Центр. Д.р.и. в Москве (осн. в 1930), подобные клубы имеются …
  • ДОМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛИТЕР́АТОРОВ, лит. орг-ция в Петрограде (1918-22). Центр. дом литераторов (ЦДЛ) в Москве. Осн. в 1934. Д.л. созданы также в С.-Петербурге …
  • ДОМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЖУРНАЛ́ИСТА Центральный (ЦДЖ), творч. клуб журналистов в Москве. Учреждён в 1920 как Дом печати. ЦДЖ при ЦК профсоюза работников печати …
  • ДОМ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а (-у), м. 1) Здание, строение, предназначенное для жилья, для размещения различных учреждений и предприятий. Кирпичный дом. Аптека - в …
  • ДОМ в Словаре синонимов Абрамова:
    здание, дворец, изба, хата, хижина, землянка, лачуга, мазанка, палата, хоромы, терем, чертог, усадьба, дача, вилла, загородный дом. Барак, балаган, беседка, …
  • ДОМ в Словаре русского языка Лопатина:
    дом, -а, предл. в д`оме и (разг.) в дом`у, на д`оме и (д`ома) на дом`у, мн. -`а, -`ов; но: П`ушкинский …
  • ДОМ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    дом, -а, предл. в доме и (разг.) в дому, на доме и (дома) на дому, мн. -а, -ов; но: Пушкинский …
  • ДОМ в Орфографическом словаре:
    дом, -а, предл. в д`оме и (разг.) в дом`у, на д`оме и (д`ома) на дом`у, мн. -`а, -`ов; но: п`ушкинский …
  • ДОМ в Словаре русского языка Ожегова:
    ! свое жилье Дойти до дому. Выйти из дому. Родной д. Принять в д. когон. Мы знакомы домами (наши семьи …
  • ДОМ в Словаре Даля:
    муж. строение для житья; в городе, жилое строенье; хоромы; в деревне, изба со всеми ухожами и хозяйством. Крестьянский дом, изба; …
  • ДОМ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    дома, из дому и из дома, мн. дома (домы устар.), м. 1. Жилое здание, соение. Деревянный дом. Шестиэтажный каменный дом. …
  • ПРИКАЗЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    установлены учреждением о губерниях императрицы Екатерины II для дел призрения и народного образования (устройство и заведование народными школами, сиротскими домами, …
  • КОМИТЕТЫ ДЛЯ РАЗБОРА И ПРИЗРЕНИЯ НИЩИХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    в СПб. (с 1835 г.) и Москве (учрежден в 1838 г.). Первоначально учреждены временно и притом не только для разбора …
  • ХАРЬКОВ Г. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    губ. г. Харьковской губ., под 50°0"10" сев. шир. и 36°13"43,5"" вост. д., расположен при слиянии pp. Лопань и Харьков (левый …
  • ТРУДОВАЯ ПОМОЩЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    термин, вошедший в употребление только в последнее время для обозначении некоторых видов помощи нуждающимся. Отдельные меры Т. помощи были известны …
  • СИРОТСКИЕ ДОМА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Уже в глубокой древности встречаются указания на то, что государство принимало известные меры для ухода за сиротами павших воинов. При …
  • РОССИЯ. ПРОСВЕЩЕНИЕ: ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗРЕНИЕ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    b55_423-0.jpg В древней Руси органами общественного призрения служили монастыри; при них, как и при приходских церквах, устраивались богаделенные избы, куда …
  • РАБОТНЫЙ ДОМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Вопрос о Р. доме заслуживает у нас ныне особого внимания, ввиду подготовляющихся преобразований общественного призрения (см. Призрение общественное) и учреждения …
  • ПРИЗРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    может быть определено как культурная форма благотворительности (см.). Первичная форма последней есть подаяние милостыни нищему, встречающееся в самые отдаленные времена, …
  • ОБЩЕСТВА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Содержание статьи: Общий обзор. — О. Антропологические. — О. Астрономические. — О. Библейские. — О. Геологическое и минералогическое. — …
  • ИНВАЛИДЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    лица, сделавшиеся по каким-либо причинам неспособными к труду. При этом различают: полуинвалидов, т. е. таких, которые могут исполнять некоторые работы …

Дом призрения

Название это дается преимущественно таким благотворительным заведениям, которые имеют характер богадельни (см.), но характер этот в них не всегда выдержан; во многих Д. призрения не только принимаются своекоштные пенсионеры, но совместно с престарелыми и увечными призреваются и дети: дома призрения сирот должны быть всецело отнесены к сиротским домам, Д. П. исключительно малолетних бедных - к детским приютам, Д. призрения душевнобольных - к Д. умалишенных. Как и богадельни, Д. П. бывают сословные и всесословные. Значительнейшие из Д. П.: в С.-Петербурге: 1) Д. П. бедных девиц благородного звания, основанный в 1853 г., является как бы отделением вдовьего Д. (см.); принимаются преимущественно девицы, служившие в правительственных учреждениях по учебной части. 2) Николаевский Д. П. престарелых и увечных граждан, основ. в 1831 г. для бедных обоего пола, купеческого и мещанского сословий. При Д. школы для мальчиков и девочек. 3) Д. Л. престарелых и увечных граждан С.-Петербургского мещанского общества, основ. в 1863 г., назначен для бесплатного призрения неспособных к труду из местных мещан об. пола. 4) Д. призрения для бедных граждан Петербурга Тименкова-Фролова, основ. в 1877 г., содержится на средства, завещанные жертвователем, состоит в ведении спб. купеческого общества и распадается на два отделения: а) на Д. для бесплатного призрения престарелых и увечных, принадлежащих к спб. купеческому или мещанскому обществам и б) на школу при Д. призрения, курс которой подходит к курсу 3-классных городских училищ. 5) Александровский Д. для призрения бедных духовного звания - состоящий под покровительством спб. митрополита. В Д. принимаются лица женского пола, которые по бедности, сиротству или болезненному состоянию лишены возможности жить самостоятельно. При Д. трехклассное училище с 6-тилетним курсом для девочек-сирот духовного звания. 6) Д. призрения бедных духовного звания при Большеохтенском православном кладбище. 7) Д. Императрицы Александры Феодоровны для призрения бедных, основ. в 1828 г., состоит в ведомстве императрицы Марии. При Д. состоят почетные благотворители, вносящие ежегодно не менее 300 руб. или внесшие единовременно не менее 5000 руб. 8) Д. призрения престарелых бедных женщин графа Кушелева-Безбородко, основ. в 1861 г., состоит в ведении Императорского Человеколюбивого общества и содержится на пожертвования наследников гр. Кушелева-Безбородко и пособие от человеколюбивого общества. 9) Состоящий в ведомстве императрицы Марии Демидовский Д. призрения трудящихся, открытый в 1833 г. на капитал в 500000 руб., пожертвованный Анатолием Николаевичем Демидовым, ныне действующий на основании устава 8 июля 1882 года, всего менее имеет характер богадельни. Совмещая в себе черты Д. трудолюбия и дешевых квартир, он состоит из 4 отделений: а) отделение трудящихся женщин для жительства 50 женщин и девиц, могущих выполнять работы по тем ремеслам и рукоделиям, которые введены в заведении; из заработка призреваемых удерживается по 25 коп. в сутки на их содержание; б) отделение для воспитания девиц - профессиональная школа, имеющая целью доставить бедным девицам всех сословий ремесленное образование; воспитанницы проходят научный курс в объеме программы жен. прогимназий и затем в специальном классе обучаются разным мастерствам; в) отделение снабжения бедных готовой пищею - дешевая столовая, в которой даром пища отпускается только больным, г) отделение для приюта надзирательниц и учительниц, предназначено для призрения лиц жен. пола, бывших на службе в Демидовском Д. и по старости и слабости лишенных возможности прокормиться собственным трудом. Управление Демидовским Д. призрения трудящихся вместе с званием потомственнего попечителя его принадлежит наследникам учредителя. При Демидовском Д. призрения трудящихся состоят действительные и почетные члены.

В Москве в ведении город. общ. управления состоят: 1) Д. призрения Горихвостова при 1-й городской больнице и 2) Д. призрения братьев Петра , Александра и Василия Бахрушиных для неизлечимо больных, учрежденный при городской больнице имени Бахрушиных же на пожертвованный ими капитал. В ведении моск. дворянства состоит Д. призрения имени гвардии полковника Владимира Борисовича Козакова для бедных дворян обоего пола, имеющий целью безвозмездное призрение бедных дворян военного звания, их жен и вдов с малолетними детьми, а также вдов и детей умерших от ран штаб- и обер-офицеров. В ведении моск. Купеческого общества состоят: 1) Николаевский Д. призрения вдов и сирот, принадлежавших к моск. купечеству, для бедных женщин, 2) Д. призрения имени Мазуриных и 3) Дом призрения бедных Г. И. Хлудова. Московское попечительство о бедных духовного звания заведует Горихвостовским Домом призрения. Самостоятельным является Георгиевский Дом призрения бедного духовенства. Общество попечения о неизлечимо больных в Москве имеет Дом призрения неизлечимо больных (женщин). Обществом воспитательниц и учительниц учрежден Д. призрения для престарелых учительниц и воспитательниц. Д. призрения штаб- и обер-офицеров благотворительницы Шереметевой есть военная богадельня (см. Инвалидные дома). Ярославский Екатерининский Д. призрения ближнего учрежден в Ярославле в1786 г. с целью воспитания детей бедных родителей Ярославской губ. В 1820 г. открыта при нем странноприимная палата Грязевых для призрения престарелых и беспомощных женщин. Живущие в Д. призрения мальчики обучаются в местной мужской гимназии и др. учебных заведениях, а девицы - в состоящей при Д. женской гимназии. Д. призрения бедных в г. Туле имеет целью призрение престарелых и увечных; состоит в ведомстве учреждений императрицы Марии, но никаких пособий из сумм ведомства не получает, а содержится исключительно на собственные средства. Д. призрения бедных в память имп. Александра II в Ораниенбауме, учрежденный В. А. Ратьковым-Рожновым, имеет целью призрение лишенных крова и пропитания, как престарелых и убогих, так и бедных бесприютных детей обоего пола. В ведении министра имп. двора состоит Д. призрения престарелых и увечных в г. Петергофе в память имп. Николая I , открытый в 1859 г.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Дом призрения" в других словарях:

    Дом призрения в дореволюционной России название благотворительных заведений с характером богадельни, дававших приют престарелым, убогим, а иногда и сиротам; хотя дома призрения сирот относились к сиротским домам, дома призрения… … Википедия

    Дом призрения малолетних и школа А. И. Тименкова и В. А. Фролова это бывшее частное учебное заведение для обучения детей обоего пола и приют. Расположен по адресу: ул. Комсомола, дом 6 и дом 4. В настоящее время, здесь… … Википедия

    В СПб., открытый в 1875 г., состоит в ведении мин. финансов по департаменту торговли и мануфактур. Лица, принимающие участие в деятельности Д., разделяются на членов почетных, действительных и благотворителей. Цель Д., согласно уставу 27 июня… …

    См. Дома призрения … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    дом - а (у); предл., в до/ме, на дому/; дома/; м. см. тж. домик, домина, домишко, домище, домок, домашний, д … Словарь многих выражений

    У этого термина существуют и другие значения, см. Дом инвалидов (значения). Координаты: 48°51′18″ с. ш. 2°18′44″ в. д. / 48.855° с. ш. 2.312222° в. д. … Википедия

    Координаты: 48°51′18″ с. ш. 2°18′44″ в. д. / 48.855° с. ш … Википедия

    Координаты: 48°51′18″ с. ш. 2°18′44″ в. д. / 48.855° с. ш … Википедия

    А (у); предл. в доме, на дому; дома; м. 1. Здание, строение, предназначенное для жилья, для размещения различных учреждений и предприятий. Кооперативный д. Дома новостройки. Строительство крупнопанельных домов. Каменный д. Жилой д. Срубить д.… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Маленький миллионер , М. Ливингстон-Мооди. Санкт-Петербург, начало ХХ века. Типография Товарищества "Общественная польза" . С 54 рисунками. Владельческий переплет. Сохранность хорошая. Как жизнь свела избалованного мальчика…
  • Проблема сиротства в современной России. Психологический аспект , Махнач Александр Валентинович, Прихожан Анна Михайловна, Толстых Наталия Николаевна. Коллективная монография посвящена проблемам психического развития и воспитания детей-сирот от младенчества до юношеского возраста. Представлены результаты современных отечественных и…

После смерти единственного сына мануфактур-советник Герасим Иванович Хлудов задумал создать большое благотворительное заведение, которое бы содержалось на его капиталы. Для этого у купца Васильева он приобрел большое владение, бывшую фабрику с господским домом, на берегу реки Яузы, в Сыромятниках. Здесь было решено построить «Дом призрения для бедных имени Г.И. Хлудова». На отделку и устройство здания им было завещано 200 тысяч, еще 300 тысяч ценными бумагами Московско-Курской железной дороги, проценты от которых шли на содержание призреваемых. Опасаясь, что его замысел может быть не осуществлен при жизни, Хлудов подробно прописал в завещании, как и на каких условиях должна будет существовать богадельня. В 1885 году Герасима Ивановича не стало, и его дело продолжали четыре дочери-наследницы.

Для строительства богадельни Московским Купеческим Обществом был нанят известный архитектор . В 1888 году уже были готовы корпус богадельни на 80 человек (30 мужчин и 50 женщин) с домовой церковью, центральный придел которой был освящен в честь преподобного Герасима Иорданского, еще один из пределов, в память об умершем брате, освятили в честь святых апостолов Петра и Павла, а третий - в честь святой Пелагии, покровительницы их матери, которая скончалась вслед за супругом. Здание у Фрейденберга получилось строгое и стильное. Центральный ризалит выделен полуколоннами и башенками, украшающими высокий фронтон. Над богадельней возвышается большой купол домовой церкви.

Дочери-наследницы хотели, чтобы кроме богадельни в комплексе были еще корпуса с бесплатными квартирами для вдов с сиротами. В то время в Москве ощущалась сильная нехватка в таких заведениях. Поэтому сразу был построен корпус на 87 бесплатных квартир, на что дочери доложили 98 000 рублей. Как только корпус сдали, выяснилось, что очередь обездоленных вдов почти не уменьшилась, и Александра Герасимовна пожертвовала еще 100 000 рублей на строительство дополнительного корпуса для бесплатных квартир. Не отставала от нее старшая сестра Пелагея. В 1890 году она пожертвовала 100 000 рублей на строительство «отделения для слабых и одержимых недугами престарелых лиц женского пола, нуждающихся в медицинской помощи» в память рано умершего мужа и матери. Таким образом, вдоль Сыромятнического переулка вырос огромный благотворительный городок из главного корпуса богадельни с домовой церковью и трех корпусов дома бесплатных квартир с большим парком, тянувшимся до самых берегов реки Яузы. В 1913 году в богадельне содержалось 105 человек, в домах бесплатных квартир проживало 570 вдов с детьми, в школах обучалось 155 детей.

Огромный благотворительный комплекс перестал существовать в 1918 году. Дома новая власть забрала под новые нужды. Сначала это были разного рода конторы, потом здания отошли под научно-исследовательский институт Академии Наук. Перестала существовать церковь, ее поделили на этажи. Теперь виден от Винзавода ее купол, а апсиды можно рассмотреть через забор во дворе. Большой парк застроен.

3

1 Санкт-Петербургский институт биорегуляции и геронтологии СЗО РАМН, г. Санкт-Петербург, Россия

2 Музей истории Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, г. Москва, Россия

3 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

Исследована проблема возникновения и развития домов престарелых и различных учреждений в России такого типа, рассмотрены периоды становления системы призрения и сословных благотворительных обществ и учреждений. Наряду с государственной системой приказов общественного призрения в дореволюционной России была формирована довольно разветвленная система сословных благотворительных обществ и учреждений, а также общества полуправительственного, полуобщественного характера. Показано, что после 1917 г. прежняя государственная система социальной защиты вместе с общественной благотворительностью была разрушена и были образована система государственного социального обеспечения. На современном этапе социальная защита, социальное обеспечение и социальная поддержка старых и пожилых людей оформляется правовым образом во множестве законов, охраняющих права и интересы граждан страны, в том числе и граждан пожилого возраста.

социальное обеспечение и помощь

благотворительные учреждения

система призрения

дома престарелых

1. Благотворительность в России. - СПб., 1907. - С. 102-113.

2. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. - М., 2001. - С. 58.

3. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: IX - середина XVIII в. - М., 1992. - С. 83.

4. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России. - М., 2001. - С. 92-101.

5. Россия под скипетром Романовых. 1613-1913. - М., 1990. - С. 49.

6. Сочинения Екатерины II / сост. О.Н. Михайлов. - М., 1990. - С. 203.

7. Сун Э.Ф. Древнее село Подол-Пехра тож. Вехи тысячелетней истории. - М., 2001. - С. 27-46.

8. Фирсов М.В. История социальной работы. - М., 2004. - С. 109.

9. Холостова Е.И., Сорвина А.С. Социальная работа: теория и практика. - М., 2003. - С. 79.

В решении многих современных социальных проблем все большее значение приобретает благотворительная деятельность. Этот социальный феномен проявляется в целенаправленном внимании к людям, не способным самостоятельно обеспечить себе необходимые условия существования.

Социальные истоки института призрения обнаруживаются еще в дохристианский период. Но благотворительность, как организованная общественная система призрения на Руси, стала складываться с принятием христианства, когда появились монастыри. Именно монастыри начали создавать первые богадельни и больницы для бедных, странствующих и немощных. Накопленный на Руси опыт нашел свое дальнейшее продолжение и развитие в деятельности российских государей .

Это отражено в решении Стоглавого церковного собора (1551 г.) и Соборном Уложении царя Алексея Михайловича (1649 г.). Новый период в истории социального призрения связан с указом 1682 г. царя Федора Алексеевича, где предлагались конкретные меры борьбы, прежде всего с нищенством .

Петр I в области призрения сформулировал политику «вразумляющего принуждения». Это относилось, прежде всего, к ограничению роли церкви в социальной политике. Проведя частичную секуляризацию, государство получило дополнительный источник доходов, а церковь лишилась значительных средств для ведения благотворительной деятельности .

Началось устройство призрения на новых началах, с передачи заботы о бедных и немощных государственным светским структурам (городским и губернским магистратам, финансовому ведомству, старостам и сотским). Но это вовсе не означает, что в петровские времена или при его преемниках стала складываться государственная система помощи нищим и престарелым.

Губернская реформа Екатерины II (1775 г.) содержала, кроме прочего, и создание губернских «Приказов общественного призрения». Кроме них, в каждой губернии учреждалась дворянская опека и сиротские суды. Как и все прочие губернские учреждения, приказы общественного призрения были органом всесословным. Приказы общественного призрения должны были сосредоточить в своих руках устройство и надзор над общественными заведениями: народными школами; госпиталями; сиротскими домами; богадельнями; домами для неизлечимо больных; домами для сумасшедших; работными домами; рабочими и смирительными домами .

Сиротские дома, богадельни и госпитали преследовали не только чисто благотворительные цели, они должны были закрыть источник появления маргинальных слоев в обществе. Таким образом, с одной стороны, они были призваны оказывать помощь нищим, увечным, калекам, инвалидам, незаконнорожденным детям и престарелым, а с другой - приказы общественного призрения были инструментом сохранения общественного спокойствия.

Земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы возложили основную тяжесть социальной защиты и помощи нуждающимся на городское и земское (сельское) общественное самоуправление, стал реальностью новый этап в развитии системы призрения. Появились новые принципы социальной работы. Основные из них: децентрализация социального призрения; рациональный подход к формам и методам социальной работы; стремление к предупреждению обнищания людей.

Усиление социальной поляризации и увеличение числа лишенных традиционных основ жизни и источников существования людей, требовавших особого внимания общества, и выход на общественную арену разночинных слоев общества, появление национальных буржуазных деятелей создали условия для перевода системы призрения сирот, нищих, калек и престарелых на новый общественно-государственный уровень.

Наряду с государственной системой приказов общественного призрения в дореволюционной России стала формироваться довольно разветвленная система сословных благотворительных обществ и учреждений, а также несколько обществ полуправительственного, полуобщественного характера. Для того чтобы оценить состав системы государственного и общественного призрения в начале XX в., рассмотрим статистическую сводку (табл. 1) .

Таблица 1 - Благотворительные учреждения России по ведомствам

В каком ведомстве

Число благотв. учреждений

обществ

заведений

в городах

вне городов

в городах

вне городов

Ведомство учреждений императрицы Марии

Российское общество Красного Креста

Попечительство о трудовой помощи

Императорское человеколюбивое общество

Ведомство православного вероисповедания

Министерство внутренних дел

Министерство народного просвещения

Министерство юстиции

Министерство путей сообщения

Морское министерство

Главное управление земледелия и землеустройства

Министерство Императорского Двора

Собственная Его Императорского Величества канцелярия

Министерство финансов

Государственный контроль

Без указания ведомства

Всего

Данная таблица позволяет сделать следующие выводы.

  1. Из 11040 заведений в городах были 7998, вне городов 3042, в том числе в Европейской России 9465 заведений: 6962 в городах, 2683 вне городов.
  2. Министерствам и ведомствам принадлежали 7290 учреждений призрения.
  3. Православная церковь содержала 1697 богаделен, сиротских домов и др. учреждений.
  4. На благотворительность царской семьи приходилось 1014 учреждений.
  5. На общественную благотворительность - 1039.

Из этого статистического анализа следует, что около 80% учреждений для немощных и неимущих содержало государство и лишь 20% - общественная благотворительность.

Прекрасным примером личной благотворительности и попечения о престарелых являются истории Прохоровской богадельни в Подольске, описанной Э.Ф. Сун, и богаделен в Ивановской области.

Первое упоминание о богоугодном заведении (вероятно, богадельная изба) в г. Подольске относится к 1825 г. (1089 жителей). В 1861 г. Московский купец Сергей Трифонович Прохоров подал в Московскую духовную консисторию митрополиту Филарету (Дроздову), освящавшему в 1854 г. достроенную церковь Воскресения Христова (по архивным документам искусствоведа Л.Р. Вайнтрауба, на средства того купца), прошение о строительстве за свой счет каменной богадельни при этой церкви. Разрешение было получено с предписанием: отделить шесть десятин земли от Троицкой г. Подольска церкви в пользу Воскресенской Кладбищенской .

В 1871 г., благодаря настойчивости С.Т. Прохорова, который заслужил уже к тому времени звание потомственного почетного гражданина, и по его вторичному прошению о постройке богадельни при Кладбищенской церкви, специальное размежевание церковных земель было проведено. Письменное производство по этому вопросу подписали: от Троицкой церкви - священник Н.В. Косменков, от Воскресенской - священник Н. Чернобровцев.

За минувшие после первого прошения десять лет богадельни в России были переданы из Приказа общественного призрения в ведение земства (1864 г.) и городов (1870 г.), а построенная Московско-Курская железная дорога разделила с частичным отчуждением церковную пашенную землю пополам.

В том же 1871 г. (примерно 9 тыс. жит. в городе) была построена из кирпича центральная часть Прохоровской богадельни. Через год к ней сделали правую пристройку, а в 1874 г. - левую. В здании богадельни размером в плане 12 на 25 метров размещалось сначала до 20 человек призреваемых, имелись мужское и женское отделения, кухня, помещения для попечителя и совета. Главные фасады богадельни и домов причта выходили на ул. Воскресенскую. Во дворах этих зданий находились хозяйственные постройки и участки под сады и огороды. Весь земельный надел богадельни составлял примерно 40 соток.

О самом устроителе и попечителе богадельни нам, к сожалению, больше ничего не известно. Среди учредителей и членов образованного в октябре 1893 г. в Подольске (примерно 13 тыс. жит.) попечительного Общества по призрению и приюту лиц, не имеющих крова и пропитания, фамилия С.Т. Прохорова уже не встречается. В числе основных учредителей Общества были: исполняющий должность уездного Предводителя дворянства камер-юнкер А.М. Катков, избранный председателем правления, и городской голова П.Г. Щекин. На учредительном собрании Общества протоиерей Н.В. Косменков произнёс прочувствованное слово о значении помощи ближнему в деле нашего спасения. Для размещения Дома трудолюбия - приюта до 40 человек, было нанято и приспособлено два дома, расположенных на противоположной от Прохоровской богадельни стороне улицы и несколько дальше от церкви. Эти бревенчатые дома, один из которых был с мезонином (в настоящее время на этом месте каменное здание детсада «Росток», ул. Красная, д. 31/1), принадлежали купцу и церковному старосте Я.Н. Конаныкину, избранному казначеем правления Общества. К концу 1893 г. число членов Общества составило 100 человек, из них 1/3 - купцы. Приют содержался за счет членских взносов, пожертвований от разных лиц, благотворительных спектаклей и части заработка призреваемых .

В 1899 г. среди благотворительных учреждений в г. Подольске числились: Прохоровская богадельня на 30 чел., которой заведовал тогда купец С.Ф. Аллилуев; богадельный дом на 38 чел. попечительного Общества; бесплатный ночлежный приют того же Общества. В Подольском уезде имелись: богадельня на 9 призреваемых в с. Дубровицы, которая содержалась на средства кн. С.М. Голицина, а также церковно-приходская богадельня на 12 чел. в с. Покров.

Старейшая богадельня в Ивановском крае была устроена близ села Шилекша Кинешемского уезда в 1800-1801 гг. для престарелых крестьян купцом Ф. Сыренковым и носила его имя. В богадельню принимали безродных и престарелых, но только таких, которые еще могут за собой ухаживать, всего 7-10 человек. Шуйские благотворители также создавали богадельные дома, например богадельный дом купцов Носовых при Троицкой церкви (открыт до 1816 г.). Во второй половине XIX в. эти заведения в первоначальном виде уже не существовали.

В 1847 г. при Благовещенской единоверческой церкви была открыта богадельня на 20 человек. В это же время начала действовать богадельня в г. Шуе при Всесвятской церкви на 6 женщин. В селе Лежневе Ковровского уезда в 1860 г. была образована богадельня на 20-30 человек. Более подробных сведений о вышеперечисленных заведениях нет. Сохранились данные о Николаевском богадельном доме в Иваново-Вознесенске. В уставе говорилось, что богадельня «учреждается обществом местных граждан при посадской больнице мастеровых и рабочих для призрения в ней неимущих 20 лиц обоего пола». Открытый в 1866 г. богадельный дом получал содержание из сумм, отпускаемых из прибылей местного общественного банка и пожертвований. В 1884 г. Иван Никонович Гарелин заявил о своем желании построить новое здание богадельни. В том же году он умер. Дело его завершили сыновья Александр и Никон. В 1885 г. призреваемые были переведены в новое здание при больнице мастеровых и рабочих .

В 1865-1866 гг. в Кинешме при Богородской церкви открыта городская богадельня Поленова. В 1866 г. в Шуе открыта богадельня в память спасения императора Александра II от покушения. В богадельне проживали 10 женщин, и, кроме того, 13 престарелых получали пособия от богадельни до 3 рублей в месяц. В это же время в Иваново-Вознесенске действовала богадельня для престарелых рабочих им. А.Н. Новикова, рассчитанная на 24 человека. Она содержалась на личные средства Н.Н. Новиковой. В 1897 г. была открыта богадельня Н.Т. Щапова. На его средства здесь жило 5 человек. Функционировала богадельня М.А. Гарелиной на 11 женщин. «Владимирские епархиальные ведомости» сообщают, что 11 марта 1904 г. в Иваново-Вознесенске состоялось открытие вновь построенной близ Преображенского храма (Белая церковь) богадельни для престарелых рабочих фабрик Торгового дома Никона Гарелина. Она занимала двухэтажный дом: на нижнем этаже располагались мужчины, а на верхнем - женщины. В 1911 г. была открыта богадельня им. И.В. Небурчилова, одного из совладельцев Куваевской мануфактуры. Он завещал 1 млн руб. на постройку больницы (ныне 1-я городская больница) и сумму поменьше - на устройство богадельни на 70 человек, построенной на Всесвятской улице (ныне ул. Ермака).

В 1915 г. был утвержден устав женской богадельни, построенной по завещанию М.А. Любимовой (дочери А.С. Коновалова) при Скорбященской церкви (ныне ул. Кузнецова). Здесь проживали 10-12 человек. Богадельня состояла в ведении Епархиального совета и находилась под его управлением. На средства семейства Коноваловых был построен «приют для хроников и престарелых рабочих обоего пола, неспособных к труду». Он именовался «убежищем им. А.П. Коновалова» и находится, вероятно, в Бонячках .

В сельской местности Ивановского края были организованы земские богадельни. Например, с 1891 г. действовали богадельня в селе Покровском Кинешемского уезда, богадельня Середского общества в селе Середа. Не сохранилось более подробных данных о некоторых других заведениях: Гаврилово-Посадской Зиминской богадельне Барановой (действовала с 1867 г.), богадельне Юрьевецкого городского дома призрения престарелых и увечных лиц обоего пола (действовала с 1878 г.), Иваново-Вознесенской богадельне при Вознесенской церкви (работала с 1879 г.), богадельне Ю. Каретниковой в с. Тейкове (открылась в 1881 г.), церковно-приходской богадельне при Казанской церкви села Макаровского Юрьевецкого уезда. Все они были созданы для оказания помощи престарелым людям.

Октябрьскими событиями 1917 г. прежняя госсистема социальной защиты вместе с общественной благотворительностью была разрушена. Милосердие и благотворительность были заменены на систему государственного социального обеспечения. Эта система имела как свои неоспоримые плюсы, так и вполне очевидные минусы. Государственное содержание домов престарелых гарантировало стабильное финансирование, но это финансирование шло по остаточному принципу. Средств для содержания домов престарелых катастрофически не хватало. Часто местные чиновники и руководство учреждений направляли государственные средства на другие, «более важные» нужды или просто присваивали их себе. Одним из самых ярких примеров подобного поведения государственных чиновников является персонаж романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» директор старгородского дома престарелых - Альхен - «голубой воришка». Таких «воришек» в советское время было довольно много. Следствием такой социальной политики советского периода является современное состояние домов престарелых. Не только уровень оснащенности не соответствует современным требованиям, но и отсутствует обеспечение элементарной безопасности, что часто приводит к трагедиям .

Сегодня милосердие - это помощь нуждающимся; формы этой помощи могут быть очень разнообразными. Это и призрение осиротевших детей, и опека над престарелыми, помощь многодетным семьям, забота об инвалидах.

В начале 90-х годов социальная защита, социальное обеспечение и социальная поддержка старых и пожилых людей оформляется правовым образом во множестве законов. Правовая система Российской Федерации состоит из законодательных, нормативных и иных актов, охраняющих права и интересы граждан страны, в том числе и граждан пожилого возраста.

Отрадно отметить, что в наши дни, вместе с возрастанием роли в жизни российского общества возрожденной Русской православной церкви и других традиционных конфессий, в народе вновь утверждаются понятия духовности и нравственности, активно возрождаются вековые традиции российской благотворительности.

Самая глубокая, самая искренняя доброта всегда бескорыстна. Она - родник живительной энергии, которая помогает заполнять миллионы опустошенных, страждущих сердец. Благотворительность имеет огромное воспитательное значение, потому что она способствует формированию в людях благородства, душевной щедрости и солидарности, поднимает в них творческую активность, делает их настоящими гражданами Отечества.

Рецензенты:

  • Ильницкий А.Н., д.м.н., профессор кафедры медицинской реабилитации Полоцкого государственного университета, г. Новополоцк.
  • Мошкин А.Н., д.и.н., профессор кафедры российской и всеобщей истории Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород.

Библиографическая ссылка

Коновалов Я.С., Лебедев И.В., Чернова О.А. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОМОВ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ДРУГИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИЗРЕНИЯ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5077 (дата обращения: 07.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Как и богадельни, дома призрения были сословные и всесословные.

Значительнейшие из домов призрения

В Санкт-Петербурге

  • Основанный в 1828 году Дом Императрицы Александры Фёдоровны для призрения бедных состоял в ведомстве императрицы Марии . При Доме состояли почётные благотворители, вносившие ежегодно не менее 300 руб. или единовременно не менее 5000 руб.
  • Основанный в 1831 году Николаевский дом призрения престарелых и увечных граждан для бедных обоего пола, купеческого и мещанского сословий. При доме существовали школы для мальчиков и девочек.
  • Открытый в 1833 году и состоявший в ведомстве императрицы Марии демидовский Дом призрения трудящихся с капиталом в 500 000 руб., пожертвованным А. Н. Демидовым , действовавший на основании устава 8 июля 1882 года и мало похожий на богадельню. Совмещая в себе черты дома трудолюбия и дешевых квартир, он состоял из 4 отделений:
    • а) отделение трудящихся женщин для проживания 50 женщин и девиц, выполнявших работы по тем ремеслам и рукоделиям, которые были введены в заведении; из заработка призреваемых удерживалось по 25 копеек в сутки на их содержание;
    • б) отделение для воспитания девиц - профессиональная школа, имевшая целью дать бедным девицам всех сословий ремесленное образование; воспитанницы проходили научный курс в объеме программы женских прогимназий и затем в специальном классе обучались разным мастерствам;
    • в) отделение снабжения бедных готовой пищей - дешёвая столовая, в которой даром пища отпускалась только больным;
    • г) отделение для приюта надзирательниц и учительниц предназначалось для призрения лиц женского пола, бывших на службе в Демидовском доме и по старости и слабости лишённых возможности прокормиться собственным трудом.
Управление Демидовским домом призрения трудящихся вместе со званием его потомственнего попечителя принадлежало наследникам учредителя.
  • Основанный в 1853 году Дом призрения бедных девиц благородного звания являлся как бы отделением вдовьего дома ; принимались преимущественно девицы, служившие в правительственных учреждениях по учебной части.
  • Основанный в 1861 году Дом призрения престарелых бедных женщин графа Кушелева-Безбородко , в ведении Императорского Человеколюбивого общества , содержался на пожертвования наследников графа Кушелева-Безбородко и пособие от человеколюбивого общества.
  • Основанный в 1863 году Дом призрения престарелых и увечных граждан Санкт-Петербургского мещанского общества предназначался для бесплатного призрения неспособных к труду из местных мещан обоего пола.
  • Дом призрения и ремесленного образования бедных детей в Санкт-Петербурге. Основан в 1870 г., как правопреемник Приюта для бедных детей, открытого в 1860 г. сестрой Крестовоздвиженской общины В.И. Щедриной. В состав Дома входили: Ремесленное училище цесаревича Николая (1875) с ремесленными классами императора Александра III (1895) и механико-оптическим и часовым отделением (1900), а также Женская рукодельная школа императрицы Марии Александровны.
  • Основанный в 1877 году Дом призрения для бедных граждан Петербурга Тименкова-Фролова содержался на средства, завещанные жертвователем ; состоял в ведении санкт-петербургского купеческого общества и имел два отделения: а) сам дом для бесплатного призрения престарелых и увечных, принадлежащих к санкт-петербургскому купеческому или мещанскому обществам и б) школу при доме призрения, курс которой приравнивался к курсу 3-классных городских училищ.
  • Александровский дом для призрения бедных духовного звания под покровительством санкт-петербургского митрополита. В дом принимались лица женского пола, которые по бедности, сиротству или болезненному состоянию были лишены возможности жить самостоятельно. При доме существовало трехклассное училище с 6-летним курсом для девочек-сирот духовного звания.
  • Дом призрения бедных духовного звания при Большеохтенском православном кладбище .

В Москве

В ведении городского общественного управления состояли:

  • Дом призрения Горихвостова при 1-й городской больнице ;
  • Дом призрения братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных для неизлечимо больных , учреждённый при городской больнице имени Бахрушиных на пожертвованный ими капитал. В ведении московского дворянства состоял Дом призрения имени гвардии полковника Владимира Борисовича Козакова для бедных дворян обоего пола, имевший целью безвозмездное призрение бедных дворян военного звания, их жён и вдов с малолетними детьми, а также вдов и детей умерших от ран штаб- и обер-офицеров.

В других городах

Ярославский Екатерининский Дом призрения ближнего был учреждён в Ярославле в 1786 году с целью воспитания детей бедных родителей Ярославской губернии. В 1820 г. при нём была открыта странноприимная палата Грязевых для призрения престарелых и беспомощных женщин . Жившие в Доме призрения мальчики обучались в местной мужской гимназии и других учебных заведениях, а девицы - в состоящей при Доме женской гимназии.

Дом призрения бедных в городе Туле имел целью призрение престарелых и увечных; состоял в ведомстве учреждений императрицы Марии , но никаких пособий из сумм ведомства не получал, а содержался исключительно на собственные средства.

Дом призрения бедных в память императора Александра II в Ораниенбауме , учреждённый В. А. Ратьковым-Рожновым, имел целью призрение лишённых крова и пропитания, как престарелых и убогих, так и бедных бесприютных детей обоего пола.

Напишите отзыв о статье "Дом призрения"

Литература

  • 140 лет Ремесленному училищу цесаревича Николая. Страницы истории, найденные в архивах / С. И. Алексеева, И. К. Ботт, О. В. Егоренкова и др. / Под ред. И. Ф. Кефели. СПб.: ООО "Аграф+", 2015. 504 с., илл. + CD.
  • Алексеева С. И. Военные заказы Ремесленного училища цесаревича Николая // Первая мировая война и проблемы российского общества: Материалы Международной научной конференции, Санкт-Петербург, 20–21 ноября 2014 г. СПб.: Изд-во Государственной полярной академии, 2014. С. 219–223.

См. также

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Дом призрения

– Оставь… те… что мне… я… умру… – проговорила она, злым усилием вырвалась от Марьи Дмитриевны и легла в свое прежнее положение.
– Наталья!… – сказала Марья Дмитриевна. – Я тебе добра желаю. Ты лежи, ну лежи так, я тебя не трону, и слушай… Я не стану говорить, как ты виновата. Ты сама знаешь. Ну да теперь отец твой завтра приедет, что я скажу ему? А?
Опять тело Наташи заколебалось от рыданий.
– Ну узнает он, ну брат твой, жених!
– У меня нет жениха, я отказала, – прокричала Наташа.
– Всё равно, – продолжала Марья Дмитриевна. – Ну они узнают, что ж они так оставят? Ведь он, отец твой, я его знаю, ведь он, если его на дуэль вызовет, хорошо это будет? А?
– Ах, оставьте меня, зачем вы всему помешали! Зачем? зачем? кто вас просил? – кричала Наташа, приподнявшись на диване и злобно глядя на Марью Дмитриевну.
– Да чего ж ты хотела? – вскрикнула опять горячась Марья Дмитриевна, – что ж тебя запирали что ль? Ну кто ж ему мешал в дом ездить? Зачем же тебя, как цыганку какую, увозить?… Ну увез бы он тебя, что ж ты думаешь, его бы не нашли? Твой отец, или брат, или жених. А он мерзавец, негодяй, вот что!
– Он лучше всех вас, – вскрикнула Наташа, приподнимаясь. – Если бы вы не мешали… Ах, Боже мой, что это, что это! Соня, за что? Уйдите!… – И она зарыдала с таким отчаянием, с каким оплакивают люди только такое горе, которого они чувствуют сами себя причиной. Марья Дмитриевна начала было опять говорить; но Наташа закричала: – Уйдите, уйдите, вы все меня ненавидите, презираете. – И опять бросилась на диван.
Марья Дмитриевна продолжала еще несколько времени усовещивать Наташу и внушать ей, что всё это надо скрыть от графа, что никто не узнает ничего, ежели только Наташа возьмет на себя всё забыть и не показывать ни перед кем вида, что что нибудь случилось. Наташа не отвечала. Она и не рыдала больше, но с ней сделались озноб и дрожь. Марья Дмитриевна подложила ей подушку, накрыла ее двумя одеялами и сама принесла ей липового цвета, но Наташа не откликнулась ей. – Ну пускай спит, – сказала Марья Дмитриевна, уходя из комнаты, думая, что она спит. Но Наташа не спала и остановившимися раскрытыми глазами из бледного лица прямо смотрела перед собою. Всю эту ночь Наташа не спала, и не плакала, и не говорила с Соней, несколько раз встававшей и подходившей к ней.
На другой день к завтраку, как и обещал граф Илья Андреич, он приехал из Подмосковной. Он был очень весел: дело с покупщиком ладилось и ничто уже не задерживало его теперь в Москве и в разлуке с графиней, по которой он соскучился. Марья Дмитриевна встретила его и объявила ему, что Наташа сделалась очень нездорова вчера, что посылали за доктором, но что теперь ей лучше. Наташа в это утро не выходила из своей комнаты. С поджатыми растрескавшимися губами, сухими остановившимися глазами, она сидела у окна и беспокойно вглядывалась в проезжающих по улице и торопливо оглядывалась на входивших в комнату. Она очевидно ждала известий об нем, ждала, что он сам приедет или напишет ей.
Когда граф взошел к ней, она беспокойно оборотилась на звук его мужских шагов, и лицо ее приняло прежнее холодное и даже злое выражение. Она даже не поднялась на встречу ему.
– Что с тобой, мой ангел, больна? – спросил граф. Наташа помолчала.
– Да, больна, – отвечала она.
На беспокойные расспросы графа о том, почему она такая убитая и не случилось ли чего нибудь с женихом, она уверяла его, что ничего, и просила его не беспокоиться. Марья Дмитриевна подтвердила графу уверения Наташи, что ничего не случилось. Граф, судя по мнимой болезни, по расстройству дочери, по сконфуженным лицам Сони и Марьи Дмитриевны, ясно видел, что в его отсутствие должно было что нибудь случиться: но ему так страшно было думать, что что нибудь постыдное случилось с его любимою дочерью, он так любил свое веселое спокойствие, что он избегал расспросов и всё старался уверить себя, что ничего особенного не было и только тужил о том, что по случаю ее нездоровья откладывался их отъезд в деревню.

Со дня приезда своей жены в Москву Пьер сбирался уехать куда нибудь, только чтобы не быть с ней. Вскоре после приезда Ростовых в Москву, впечатление, которое производила на него Наташа, заставило его поторопиться исполнить свое намерение. Он поехал в Тверь ко вдове Иосифа Алексеевича, которая обещала давно передать ему бумаги покойного.
Когда Пьер вернулся в Москву, ему подали письмо от Марьи Дмитриевны, которая звала его к себе по весьма важному делу, касающемуся Андрея Болконского и его невесты. Пьер избегал Наташи. Ему казалось, что он имел к ней чувство более сильное, чем то, которое должен был иметь женатый человек к невесте своего друга. И какая то судьба постоянно сводила его с нею.
«Что такое случилось? И какое им до меня дело? думал он, одеваясь, чтобы ехать к Марье Дмитриевне. Поскорее бы приехал князь Андрей и женился бы на ней!» думал Пьер дорогой к Ахросимовой.
На Тверском бульваре кто то окликнул его.
– Пьер! Давно приехал? – прокричал ему знакомый голос. Пьер поднял голову. В парных санях, на двух серых рысаках, закидывающих снегом головашки саней, промелькнул Анатоль с своим всегдашним товарищем Макариным. Анатоль сидел прямо, в классической позе военных щеголей, закутав низ лица бобровым воротником и немного пригнув голову. Лицо его было румяно и свежо, шляпа с белым плюмажем была надета на бок, открывая завитые, напомаженные и осыпанные мелким снегом волосы.
«И право, вот настоящий мудрец! подумал Пьер, ничего не видит дальше настоящей минуты удовольствия, ничто не тревожит его, и оттого всегда весел, доволен и спокоен. Что бы я дал, чтобы быть таким как он!» с завистью подумал Пьер.
В передней Ахросимовой лакей, снимая с Пьера его шубу, сказал, что Марья Дмитриевна просят к себе в спальню.
Отворив дверь в залу, Пьер увидал Наташу, сидевшую у окна с худым, бледным и злым лицом. Она оглянулась на него, нахмурилась и с выражением холодного достоинства вышла из комнаты.
– Что случилось? – спросил Пьер, входя к Марье Дмитриевне.
– Хорошие дела, – отвечала Марья Дмитриевна: – пятьдесят восемь лет прожила на свете, такого сраму не видала. – И взяв с Пьера честное слово молчать обо всем, что он узнает, Марья Дмитриевна сообщила ему, что Наташа отказала своему жениху без ведома родителей, что причиной этого отказа был Анатоль Курагин, с которым сводила ее жена Пьера, и с которым она хотела бежать в отсутствие своего отца, с тем, чтобы тайно обвенчаться.
Пьер приподняв плечи и разинув рот слушал то, что говорила ему Марья Дмитриевна, не веря своим ушам. Невесте князя Андрея, так сильно любимой, этой прежде милой Наташе Ростовой, променять Болконского на дурака Анатоля, уже женатого (Пьер знал тайну его женитьбы), и так влюбиться в него, чтобы согласиться бежать с ним! – Этого Пьер не мог понять и не мог себе представить.
Милое впечатление Наташи, которую он знал с детства, не могло соединиться в его душе с новым представлением о ее низости, глупости и жестокости. Он вспомнил о своей жене. «Все они одни и те же», сказал он сам себе, думая, что не ему одному достался печальный удел быть связанным с гадкой женщиной. Но ему всё таки до слез жалко было князя Андрея, жалко было его гордости. И чем больше он жалел своего друга, тем с большим презрением и даже отвращением думал об этой Наташе, с таким выражением холодного достоинства сейчас прошедшей мимо него по зале. Он не знал, что душа Наташи была преисполнена отчаяния, стыда, унижения, и что она не виновата была в том, что лицо ее нечаянно выражало спокойное достоинство и строгость.