Именно с семьи начинается мир для ребенка. Здесь он делает свои первые шаги, выговаривает первые слова, знакомится с первыми книжками. Именно папа и мама листают малышу странички с яркими картинками, рисунками, учат переживать, удивляться, восхищаться первыми литературными героями, их судьбами и приключениями. Если родители и ребенок часто берут в руки книгу, то в семье царит духовное единство, мир и любовь. Читательская атмосфера должна стать семейной традицией. Ведь именно из книги можно брать пищу для души и сердца. Важно, чтобы книжки не превращались просто в источники информации или средства развлечения, а играли общеобразовательную и культурную роль.
Не только воспитатели в садике и учителя литературы в школе должны прививать любовь к чтению. Этим еще на самых ранних этапах развития ребенка должны заняться родители. Чтобы воссоединить усилия родителей и специалистов, во многих населенных пунктах ведется работа в библиотеке семейного чтения. Библиотекари приглашают родителей на различные мероприятия, чтобы повысить интерес детей к книгам. Что ж, предлагаем вам познакомиться с целями совместных занятий с родителями, примерной программой семейного чтения в библиотеке, ожидаемыми результатами. Подобную совместную работу библиотеки и родителей можно назвать комплексной.
В последнее десятилетие исследователи отмечают формирование следующего отношения к чтению у детей и взрослых:
Давайте поговорим о пользе. Но для начала выясним, что же это такое - семейное чтение в библиотеке? Мероприятия непрерывного психолого-педагогического процесса совместного чтения детей и родителей с последующим анализом, обсуждением - это и есть понятие семейного чтения. Анализ произведений может быть устным, письменным, игровым. Подобные мероприятия проводились еще во времена египетских фараонов. Исследователи нашли одну запись на папирусе того периода, где написано обращение отца к сыну с просьбой направить свое сердце к книгам.
Во времена античности семейное чтение также широко практиковалось. Один из римских правителей сам написал "Историю Рима" и изучал ее со своим сыном. Применялась такая практика и в Средние века, и в эпоху Просвещения. В XIX веке чтение в семье было распространено в дворянских семьях. Современная практика уже совмещает чтение домашнее с библиотечным. Профессиональные библиотекари приглашают вместе с детьми их родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер. Разрабатывается целая программа семейного чтения в библиотеке. Для чего это нужно?
Последнее время утрачивается роль чтения в обществе, падает престиж образования и знаний, молодежь ориентируется на некнижные формы культуры. А из книг черпаются общекультурные, эстетические, эмоциональные потребности. Грамотность молодежи с каждым годом падает, а также снижается уровень необходимых навыков чтения и письма. У большинства детей не сформировано осознание ценности и значения книжек, газет, журналов, электронной информации. Поэтому чтение в семейной среде играет особую роль. Совместно прочитанный рассказ или повесть, его обсуждение делают членов семьи более близкими, объединяет их духовно. К сожалению, все меньше семей обзаводятся домашними библиотеками. Таким образом, у нечитающих родителей вырастают безграмотные дети. Повысить детское чтение можно только в тандеме школы, библиотеки и семьи.
Наряду с деловым, нормативным, учебным, развлекательным, самообразовательным чтением, семейное занимает особое место. В ходе такого процесса ребенок получает различные навыки и умения, приобретает основу читательской культуры. Ведь семья - это первый и главный посредник между книгой и ребенком. Там формируется интерес к книге, развивается читательский вкус. В России работа библиотеки семейного чтения имеет глубокие корни. Она включает комплексную программу, различные формы работы с детьми и их родителями. Не зря программу для семейного чтения в библиотеке часто называют "Теплый дом".
Именно семью во всем мире рассматривают как социальную ценность. Семейные отношения формируют личность человека. Сотрудники сельских и поселковых библиотек хорошо знают многие семьи и стараются через книгу повлиять на их взаимоотношения. Именно они становятся социальными педагогами, организаторами семейного чтения в библиотеке. В школьной библиотеке это тоже возможно. Девизом такого комплексного подхода к изучению книг можно взять: "Создадим страну читателей!"
Интерес к возрождению семейного чтения в детской библиотеке в последнее время возрастает. Чтение рассматривается в качестве развивающей среды. Его значимость имеет свои факторы:
Не зря считается, что библиотека - территория семейного чтения. Она является альтернативой всех видов изучения книг. Эту практику активно внедрила библиотека семейного чтения Ломоносова (городка возле Санкт-Петербурга). Квалифицированные сотрудники этой библиотеки оказывают всяческую помощь семьям в выборе книг. Мероприятий по данной семейной программе здесь проводится множество: различные краеведческие конкурсы, литературные чтения, занятия подросткового клуба "Юнта".
Что же может предложить библиотекарь в рамках семейного чтения:
Чего же можно добиться в результате подобных мероприятий в библиотеке? Вот какие цели ставят перед собой библиотекари:
Целевая программа развития библиотеки семейного чтения может ориентироваться на выполнение следующих задач:
Правильный подбор библиотеки семейного чтения и занятия там дают следующие результаты:
Перед библиотекарями стоит серьезная задача - организовать такие занятия с родителями и детьми. Нужно создать комфортную атмосферу для подобного интеллектуального общения. Для этого книжный фонд нужно укомплектовать высокохудожественной литературой, где будут книги, периодика, электронные издания.
Организация библиотечного пространства сегодня очень важна. Современная библиотека должна быть разной и многоликой. В ней можно организовать "шумные" и "тихие" зоны, открытые пространства и уединенные места отдыха. Нужно продумать каждый уголок помещения, сделав его привлекательным для посетителей.
Библиотечное пространство делает уютным не только современный дизайн. Важно продумать и организовать интересный читателю фонд. Главное - правильно расставить литературу, чтобы к ней можно было свободно подойти. Самыми эффективными способами привлечения внимания читателей будут различные акции, выставки, вечера, круглые столы. Имидж библиотеки поднимет зрелищная информация.
Продумать программу семейного чтения в библиотеке очень важно. Предлагаем вам помесячное примерное планирование подобных мероприятий:
Многие библиотекари начинают работу по организации семейного чтения с проведения акции "Как пройти в библиотеку". Для этого они развешивают плакаты с приглашением прийти в библиотеку. Для взрослых распространяются специальные агитационные листовки, закладки-приглашения. На центральной площади района или площади иногда развешивают плакат "Кто куда, а я - в библиотеку". Традиции семейного чтения и методы их передачи очень разнообразны.
Под Новый год часто взрослые вместе с детьми наряжают в библиотечном помещении елку, делают символ будущего года, который потом радует посетителей. Очень привлекают детей и взрослых различные выставки: "Любимые книги нашего детства", журнальная выставка "Кроха и я", "Мой ребенок", "Мамочкина школа". Сценариев библиотеки семейного чтения существует очень много. Неплохо было бы провести несколько экскурсий по книжным полкам. В помещении можно поместить специальный ящичек в качестве "Копилки книжных удивлений". В него дети и родители будут опускать записки, в которых зафиксируют интересные факты и события, удивившие их при прочтении книг.
Библиотекарю важно учитывать, что детям интересны произведения авантюрно-приключенческого характера, где присутствуют некие волшебные силы ("Гарри Поттер", "Хоббит"). В какой-то день семейного чтения в библиотеке детям можно предложить сравнить книгу с фильмом, чтобы доказать, что она более интересна, нежели кино. Детей можно заинтересовать чтением с помощью оригинальных парадоксов. Например, они должны дочитать до определенного места и найти ответ на поставленный интригующий вопрос. Часто экспериментируют с проведением дискуссий между детьми и взрослыми по поводу прочитанных страниц.
В 2006 г. в библиотеках, обслуживающих детей, для родителей были организованы:
- «Очень трудно мамой быть» - биб-ка им. Маяковского
- «Спасибо тебе, родная» - биб-ка им. Пушкина
26 ноября в ЦГДБ им. Ленина состоялся праздник «Ты одна мне несказанный свет», посвященный самым любимым людям на земле – мамам.
В зале присутствовали победители творческого конкурса (5 класс «А» МСОШ № 58), написавшие самые теплые, красивые, искренние слова любви своим мамам, юные вокалисты подросткового клуба «Бригантина», лучшие читатели библиотеки.
Дети с удовольствием читали стихи о мамах и для мам, пели песни, показывали сценки, принимали участие в конкурсах «Веселые поварята», «Сказочные мамы», «Слово не воробей…» и т.д.
Родители к немалому удивлению ребят, тоже не остались в долгу и продемонстрировали свои таланты, как артистические, так и вокальные, показав «Сказку о Колобке на новый лад».
Аналогичные результаты дала деятельность досуговых клубов «Дошколенок» (библиотека им. Чкалова) и «Домовенок» (библиотека им. Маяковского).
В помощь родителям в течение года в ЦГДБ им. Ленина были подготовлены различные выставки:
Каковы духовные потребности ребенка?
В чем причины «нелюбви» к чтению? и др.
2. Выставка – диалог «Посидим рядком, поговорим ладком» (ко Дню семьи), на которой рядом с картотекой вопросов, заданными родителями находился рекомендательный список литературы с указанием того, где можно найти ответы на заданные вопросы, а так же книги и журналы о воспитании детей.
Для верующих детей и их родителей на младшем абонементе была продолжена работа с литературой на выставке «Дух детства». За этот год она наполнилась сценариями православных праздников, подборкой статей о домашнем воспитании в религиозных семьях, лучшими произведениями русских писателей о детях и праздновании на Руси Рождества и Пасхи.
Главное данного направления деятельности детских библиотек заключается в том, что, когда родители и дети увлечены общими интересами, игрой, творчеством, это позволяет им по-новому взглянуть друг на друга. А хорошая умная книга, в первую очередь, способствует объединению детей и родителей.
Неделя детской книги
Традиционно в дни весенних каникул в библиотеках Ростовской-на-Дону ЦБС, обслуживающих детей прошла Неделя детской книги.
Читатели детских библиотек города приняли участие в:
23 марта в Центральной городской детской библиотеке им. Ленина состоялось Открытие Недели детской книги – праздник «Очарованные книгой». В его программу вошли:
Победители конкурса в ходе мероприятия были торжественно награждены грамотами, книгами и мягкими игрушками.
16 марта в библиотеке им. Барто прошел праздник «Путешествие по Книжной Вселенной». Специально к празднику была оформлена карта звездного неба, состоящая из нескольких созвездий. В каждом из них были свои звездочки – авторы детской литературы различных жанров. Ребята познакомились с писателями созвездий Фантастики и Приключений, Сказочных героев, Веселых историй. Завершился праздник встречей с писательницей Н. Майер. Читатели послушали стихи, задали автору вопросы о ее творчестве.
26 марта почетным гостем библиотеки им. Чкалова стала донская писательница Н.С. Атланова, давшая интервью ребятам и рассказавшая о своих произведениях.
В заключение праздника "Книжное царство - мудрое государство", состоявшегося в библиотеке им. Лермонтова 24 марта, выступил ростовский баснописец И.Н. Лесной, представивший ребятам свои новые стихи и басни.
13 марта в библиотеке им. Космодемьянской прошла встреча учащихся 7-х классов шк. № 66 с Алексеем Абрамовичем Коркищенко, посвященная юбилею писателя. Он рассказал ребятам о своем жизненном пути, о творчестве, о книгах, которые написал для детей. С присущим ему юмором, жизнерадостностью, искренностью, Алексей Абрамович ответил на все вопросы, интересующие ребят.
В заключение встречи прозвучали поздравления с юбилеем, пожелания счастья и крепкого здоровья с надеждой на новую встречу.
29 марта читатели детской библиотеки им. Пушкина приняли участие в «Выборах в Книжном королевстве». Во время праздника лесная нечисть решила заменить Королеву Книгу на ее посту. Однако Баба-Яга и Кощей, даже с помощью Кикиморы и Лешего продемонстрировали отвратительные знания литературы и не прошли по конкурсу на столь почетный пост. В перерывах между «экзаменами» Кощея и Бабы-Яги дети-участники праздника показали свои музыкальные номера: пели песни, исполняли танцы, играли на музыкальных инструментах. В конце праздника Королева Книга наградила самых читающих ребят.
Таким образом, была достигнута главная цель мероприятия: ребята вспомнили любимые книги, узнали о новинках, получили начальное представление о выборах, поиграли и раскрыли свои творческие способности.
Девизом праздника стали следующие строки: Под небом города Ростова,
Книгу любят и хранят,
Пусть же крепнет с каждым годом
Дружба книги и ребят!
При участии клуба «Простые истины» в библиотеке им. Ульяновой 26 марта состоялся литературно-исторический круиз «Любимые книги ваших родителей». Во время путешествия ребята рассказали о любимых произведениях своих мам и пап, поделились своими литературными пристрастиями.
Весело и познавательно прошло комплексное мероприятие «Внимательный ли ты читатель?» в библиотеке им. Лен. Внучат, получившее высокую оценку у читателей. Ребята узнали историю праздника, вспомнили пословицы и поговорки о книге и чтении; прочитали стихи о значимости книг, пользе чтения, разгадали загадки о героях популярных произведений. Игра «Книжное лото» очень развеселила ребят. Библиотекарь показывала карточки, на которых автор и название книги не соответствовали друг другу. Но дети справились и с собственным смехом, и с игрой.
Немаловажной в детских библиотеках является работа с периодическими изданиями, а именно отбор лучших для детского чтения и восприятия, презентация изданий детям-читателям библиотек.
23 марта в библиотеке им. Барто был организован «День детского журнала», цель которого состояла в том, чтобы познакомить ребят с детской периодикой. Была оформлена выставка «Журнальное море с газетными берегами».
В библиотеке им. Ильича в течение Недели детской книги проводилась игротека по периодическим изданиям «Весело играем вместе мы с журналом», особенно полюбившаяся читателям. «Классный журнал» в рубрике «Правила игры» представил игры, как на свежем воздухе, так и за столом, а детский журнал «Дисней для малышей» пригласил в увлекательное путешествие в мир игр, представленных на его страницах. Не менее увлекательные игры для ребят представил журнал «Мурзилка».
Девиз праздничной Недели в этой библиотеке:
Книга – это сказка!
Книга – это песня!
С каждой новой книгой
Жить нам интересней!»
Знакомство с периодикой в виде обзоров прошло в библиотека им. Гайдара – «Знаний не мало дают нам журналы!», им. Чкалова – «Что приносит почтальон?», им. Лихачева – «Путешествие в страну Журналию».
20 марта исполнилось 90 лет со дня рождения донского писателя Петра Васильевича Лебеденко. В связи с этим во многих библиотеках, обслуживающих детей прошли театрализованные литературные праздники, викторины.
В ЦГДБ им. Ленина состоялся литературный праздник «Здравствуй, сказка Донская!». Ему предшествовала подготовительная работа: за 2-е недели до праздника учащимся 4 кл. шк. № 117 были предложены для чтения «Сказки Тихого Дона». Начался праздник с раздольной казачьей песни. Затем ведущие познакомили читателей с литературными произведениями Петра Васильевича Лебеденко (сказками, легендами), в которых описывались красота донского края, обычаи и обряды казаков.
Особое внимание было сосредоточено на любви казаков к своей земле, к свободе, что подчеркивалось казачьими песнями.
Викторина по «Сказкам Тихого Дона» показала, что дети хорошо знают произведения из этого сборника, а сказка «Доброе сердце дороже красоты» в исполнении детского творческого объединения «Фа-Соль» очаровала всех зрителей своей добротой и простотой.
Закончился праздник веселой казачьей пляской.
В библиотеке им. Ильича Неделя детской книги завершилась костюмированным литературным праздником «Добрые сказки Тихого Дона». Зал был оформлен в казачьем стиле. Для инсценировки была выбрана одна из сказок П.В. Лебеденко «О Чуде – Чудище заморском, девице-красавице и серой волчице», играя которую дети показали, что за донскую землю боролись не только мужчины, но и женщины, одна из которых и стала главной героиней сказки. Актеры выступали в ярких красочных костюмах. При помощи инсценировки дети ближе познакомились со сказками донского автора.
Нужно отметить, что сказки юбиляра полюбились участникам праздника. Это было отражено и в их рисунках, и в полных ответах на вопросы литературных викторин по донским сказкам («Петрусь – мальчонка русский», «Доброе сердце дороже красоты!»).
Дети читали стихи о доброте, вспоминали пословицы и поговорки, слушали фольклорные песни, придававшие празднику неповторимый казачий колорит.
Во всех детских библиотеках города были представлены выставки-обзоры книг-юбиляров, новых поступлений, тематические и жанровые выставки литературы (фантастика и приключения, классика, детский детектив и др.).
Помимо вышесказанного в Неделю детской книги активно работали видеосалоны:
Координация деятельности организаций, занятых летним досугом детей осуществлялась с:
В рамках реализации данной программы, в Центральной городской детской библиотеке им. Ленина состоялись мероприятия:
Ставились следующие задачи:
Посредством формы игры - лото читатели познакомились с играми своих дедушек и бабушек. Несмотря на разделяющее временное пространство, ребятам было интересно, а «осовремененная» игра прошла весело и познавательно.
Во время «Литературной кругосветки» читатели ближе познакомились с произведениями о путешествиях и приключениях, а также с новыми книгами по данной теме.
Используя книги в ходе игры, дети научились правильно определять главного героя путешествия и страну, в которой происходят события. Познакомились с «морской» терминологией.
Хорошее настроение читателям-путешественникам создавал «старый морской волк» боцман Передряга. Он не только принимал у ребят экзамены по морскому делу, но и старался помешать им в поисках правильных ответов на вопросы ведущего.
Начиная путешествие от причала порта «Летоград» (библиотека), читатели побывали:
Литературный салат «Веселые поварята» проводился в виде игры-состязания между четырьмя командами, каждая из которых принимала активное участие в заданиях-состязаниях:
Задание 1. Изобразить в рисунке пословицы и поговорки, в которых говорится о продуктах.
Задание 2. Из заранее подобранных библиотекарем книг выбрать те, в которых говорится о кухне, пище, ягодах и фруктах. Далее нужно составить меню – угощение, которым угостил бы герой выбранной книги.
Задание 3. Вспомнить сказки, в которых есть упоминание о воде. Кто больше и быстрее.
Задание 4. Собрать загадку: библиотекарь раздает командам конверты, в которых несколько загадок о пище, продуктах разбиты на две части. Команда должна правильно сложить загадку, отгадать ее и задать команде-противнику.
Задание 5. Театр-экспромт: инсценировка сказки «Каша из топора».
Легкая, развлекательная программа игр в летнем оздоровительном лагере была направлена не только на организацию интересного веселого досуга детей, но и помогла вспомнить интересные и любимые сказки, приобщить ребят к чтению литературы в период каникул, показала, как с помощью умных книг сделать это время особенно интересным.
В библиотеке им. Маяковского в рамках программы летнего чтения проводилась работа по привлечению детей к чтению, а также знакомству с творчеством лучших детских писателей, с историей нашей страны и традициями русского народа.
Так в библиотеке организовывались открытые просмотры, книжные выставки, беседы, литературные игры и праздники:
Участники литературных викторин и веселых конкурсов, прошедших под Книжным Деревом в парке Плевен, кроме огромного удовольствия от встречи с любимыми книжками, получили рекомендательные списки и планы чтения по различным темам. С помощью этих планов ребята все лето могли знакомиться с новыми книгами, захватывающими приключениями, посещать летние кружки при библиотеке. Провели праздник юные актеры библиотечного творческого объединения «Фа-Соль» вместе с ведущим, Солнышком и мудрым Учебником.
В парке «Солнечный город» маленькие зрители театрализованного представления «Вход неряхам воспрещен» встретились с куклами Петрушкой и Айболитом, рассказавшими о том, как король Неряха попытался хитростью завоевать Королевство Чистоты. С помощью ребят коварные планы Неряхи были сорваны. Дети доказали, что могут с честью носить звание подданных Королевства Чистоты.
К Пушкинскому дню России в ЦГДБ им. Ленина состоялась игра Поле Чудес «Здесь чудеса, здесь Леший бродит». Ребята крутили «барабан» по принципу телевизионной игры и отвечали на вопросы по сказкам А.С. Пушкина. Игра так увлекла детей и зарекомендовала себя, что после празднования ее неоднократно повторяли.
В библиотеке им. Маяковского состоялся литературный утренник, посвящённый А.С. Пушкину «Что за чудо эти сказки», который включал в себя беседу о творчестве поэта, брейн-ринг «Златая цепь на дубе том», презентацию сказочной периодики, литературные викторины и кроссворд. Дети познакомились с некоторыми фактами из биографии поэта, вспомнили его лучшие произведения, творчески осмыслили нравственный смысл пушкинских сказок.
В библиотеке им. Ильича также была проведена литературная игра «Там на неведомых дорожках». В рамках игры ребята:
Читатели отдела дошкольников и младших школьников, несмотря на возраст, отлично справились с вопросами викторины, посвященной государственным символам нашей страны.
Во время проведения исторической минутки «Российский флаг – мир, согласие, единство» в библиотеке им. Ильича читатели совершили исторический марш по истории флага, прослушали обзор у книжной выставки, поучаствовали в конкурсе рисунков «Мой флаг самый лучший».
Такие мероприятия являются не только познавательными, но и помогают развивать у подрастающего поколения патриотическое сознание, пробуждать в детях чувства любви к Родине, уважения к историческому прошлому своей страны, семьи.
Самым запоминающимся мероприятием в библиотеке им. Пушкина стало путешествие по страницам журнала «Веселые картинки» (к 50-летию со дня основания издания).
Заранее был разработан сценарий, приглашены участники – читатели библиотеки. Путешествие совершали два раза, в стенах библиотеки и на сцене парка им. В. Черевичкина. В программе путешествия были веселые викторины, загадки, шутки, игры. Ребята узнали историю создания журнала, почему его так назвали, о том, кто такие веселые человечки, которые всегда красуются на обложке журнала. Прозвучала ода, посвященная выходу в свет первого номера журнала.
В большой семье советской,
Журналов и газет
Сегодня самый детский
Журнал выходит в свет!
Его читатель тоже
Еще довольно мал,
Но меньше и моложе
Читателя журнал.
Журналу и ребенку-
Счастливого пути!
Пусть будут вперегонку
Расти, расти, расти!
С.Я. Маршак.
В гости к детям пришел главный из компании веселых человечков – Карандаш. Он рассказал о конкурсе, который проводит журнал к своему пятидесятилетию, дал мастер-класс по рисованию, рассказал о своих любимых рубриках в журнале. Затем к ребятам присоединились Дюймовочка и Незнайка.
Ребятам было предложено помочь Незнайке исправить ошибки. Этот человечек любит сочинять стихи, но у него это не всегда получается. Дети с радостью согласились и помогли Незнайке, а также сочинили свои собственные стихотворения. Ведущая поговорила с малышами о лете, провела викторину на эту тему. Понравилась и веселая викторина «Узнай сказочного героя».
В парке прошла веселая подвижная игра-состязание «Воздушный шар». Дети узнали и про другие журналы, которые выпускает издательский дом «ВК», познакомились с молодыми и именитыми авторами, печатающимися в журнале, рассказали свои веселые истории. В заключении участники мероприятия занялись творчеством: одни рисовали, другие сочиняли стихи, кто–то делал поделки, а кто-то просто писал пожелания и поздравления. Все работы были посвящены юбилею любимого журнала. На протяжении всего мероприятия звучал веселый смех, ребята узнали что-то для себя новое, интересно провели время, развивали свои творческие способности.
В библиотеке-филиале № 14 им. Шолохова прошло комплексное мероприятие, посвященное Дню защиты прав инвалидов.
В рамках мероприятия прошел концерт учащихся РОЦОНУ (Ростовского Областного Центра Образования неслышащих учащихся). Выступали эстрадно-цирковая студия "Сурдинка" и ансамбль народных инструментов "Станичники".
В заключение среди учащихся средней школы № 90 и РОЦОНУ был проведен конкурс рисунка "Мир, в котором я живу". Мероприятие прошло интересно и на большом подъеме. Оказалось, что и здоровые дети, и дети с ограниченными возможностями видят мир в одинаково ярких красках: голубое небо, яркое солнце, синее море, счастливые родители. Победителей выбирали сами участники, голосуя аплодисментами за анонимные рисунки. Раскрывшиеся авторы–победители были награждены памятными подарками.
Практика показала, что в работе с пользователями дошкольного возраста и учащимися начальных классов наиболее эффективно использование игровых форм деятельности. Игровая ситуация делает мероприятие насыщенным, разнообразным, более привлекательным для ребенка. Такие формы позволяют моделировать ситуацию, при которой проникновение читателей в содержание художественного произведения особенно успешно.
Наибольшей популярностью у маленьких читателей пользуются фольклорные праздники. Происходит это потому, что в народных обычаях принято встречать весну, лето, да и остальные времена года, весело, красочно, шумно. Здесь уместно шалить, резвиться. Это привлекает детей, дает простор фантазии, помогает библиотекарям непринужденно использовать лучшие народные произведения литературы для приобщения читателей к чтению.
Модель библиотеки семейного чтения
«Библиотека и семья: грани взаимодействия»
Глухова Татьяна Викторовна, методист Лебедева Татьяна
Викторовна, зам. директора по инновационной и методической работе
Муниципальное учреждение культуры
«Централизованная библиотечная система города Саратова»
1. Обоснование социальной значимости и описание
проблемы.
Семья — важный элемент системы образования и воспитания, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Чтение имеет для ребенка важное социальное значение. Педагоги, психологи и библиотековеды давно и убедительно доказали, что посредством чтения ребенок получает возможность самостоятельно усваивать знания и опыт человечества, совершенствовать собственное мышление и личность в целом. Сегодня в семье отсутствуют всякие или почти всяческие разговоры с детьми о книгах. Воспитать в ребенке потребность в чтении, научить его читать творчески — значит дать ему умение черпать в книге знания и духовные силы. По мнению специалистов, последствия падения интереса к чтению, в том числе — художественной литературы, могут быть самыми тяжелыми. Чтобы этого не произошло семья и библиотека должна объединить свои усилия.
В настоящее время увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю. По данным статистики в 1991 году 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 году эта цифра составила 63%. Доля систематически читающей молодежи снизилась с 48% в 1991 году до 28% в 2005 году. Утрачиваются традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям 80% семей, сегодня — только 7%.
Взаимодействие библиотеки и семьи — это наиболее эффективный путь приобщения к семейному чтению взрослых и детей.
2. Предпосылки создания программы:
Создание библиотек семейного чтения в структуре ЦБС г. Саратова приходится на начало 90-х годов и рассматривается как реализация комплексной программы всесторонней поддержки семьи.
В Централизованной библиотечной системе г. Саратова действуют 3 библиотеки семейного
чтения. Они имеют название библиотечно-просветительские и досуговые центры «Мир
семьи» (б/ф N7, 23/36) и «Семья. Дом. Быт. Досуг» (б/ф N9).
Открытие библиотек семейного чтения ставило своей целью привлечение в библиотеку многодетных семей, социально незащищенных слоев населения, оказание им помощи в воспитании детей, рациональной организации свободного времени, возрождении традиций семейного чтения.
Работа по созданию библиотек семейного чтения началась с выявления и уточнения позиции читателей библиотек. Было проведено анкетирование читателей, анализ их формуляров, подтвердившие большой интерес к проблемам семьи.
Три библиотеки, несмотря на общие цели и задачи, разные. Каждая из них имеет свои особенности и традиции, свой контингент читателей. Для создания библиотек были выбраны библиотеки-филиалы, расположенные в отдаленных районах города. Это, так называемые «спальные районы», не имеющие широкой сети других культурных учреждений. Не последнюю роль сыграла и материальная база библиотек. Все три филиала имеют просторные помещения, возможность свободно разместить и перегруппировать фонды библиотек, выделить зоны для проведения массовых мероприятий, занятий с отдельными группами читателей.
Библиотека-филиал N23/36 представляет собой комплекс объединенных под одной крышей двух библиотек N 23 для взрослых и N 36 для детей. Объединение двух библиотек позволило более рационально использовать их помещения: выделить новые отделы и зоны обслуживания. Оборудована уютная гостиная для проведения массовых мероприятий, зал периодики, выставочный зал. Немаловажную роль сыграл творческий потенциал коллективов библиотек, индивидуальные склонности и возможности конкретных библиотечных работников.
Следующий этап создания библиотеки семейного чтения — перегруппировка и реорганизация фондов библиотек. В фонде открытого доступа каждой из библиотек был выделен тематический комплекс литературы «Семья. Быт. Досуг», где сосредоточена литература по проблемам семьи, воспитания детей, рационального ведения хозяйства, здорового образа жизни.
В б/ф N 7 при формировании комплекса осуществлялся отбор литературы из фондов читального зала и абонемента. Но вся литература по теме была сосредоточена в одном месте — на абонементе. В б/ф N 23/36 комплекс литературы представлен и в детском отделении. В б/ф N 9 он красочно оформлен и представляет собой постоянно действующую книжную выставку на абонементе «Семья. Дом. Быт. Досуг»
Работа библиотек строится в тесном контакте
с учебными заведениями города, муниципальными учреждениями дополнительного образовании
(музыкальными школами, дошкольными учреждениями), центрами социального обслуживания
населения, общественными организациями, культурно-просветительными организациями,
подростковыми клубами, студиями, кружками.
Стало традицией проведение семейных праздников, «семейных посиделок». 15 марта
в библиотеке-филиале N 7 прошел семейный праздник «В семье — наше будущее»,
посвященный Году семьи. Присутствовало 50 семей. 24 июня в этой же библиотеке
состоялся семейный праздник «Мальчишки и девчонки, а также их родители!».
В Центральной городской библиотеке с начала года проводятся занятия лектория «Семья и общество» для молодежи и студентов. Темы лекций: «История любви — история общества», «Национальные особенности российской семьи» и др.
В МУК «ЦБС г. Саратова» особое внимание уделяется проблемам молодых семей. В библиотеках семейного чтения эта работа ведется постоянно. Так, в библиотеке-филиале N 7, библиотечно-информационном Центре «Мир семьи» в 2007 году выявлена 31 молодая семья, которым оказывается информационная помощь по проблемам семьи, воспитания детей, рационального ведения хозяйства, здорового образа жизни и т.д. В 2008 году проведен Бенефис «Читающая семья», в котором приняли участие самые активно читающие семьи микрорайона библиотеки. Семьи-участники представляли генеалогическое древо семьи, рассказывали о семейных традициях, участвовали в конкурсах, одним и которых была реклама «Любимая книга»
Б/ф N 9 ежегодно ко Дню матери проводит мероприятия для мам с активным привлечением детей. Большой популярностью пользуются у читателей библиотеки № 9 игровые мероприятия для родителей и детей — «Звездный час», экологическая игра «Робинзонада», литературная игра-викторина «Свет мой, зеркальце, скажи...». Мероприятия б/ф N 9 имеют свою специфику — это, как правило, театрализованные праздники. Среди них — праздник посвящения в читатели «Красная шапочка и ее друзья в книжкином царстве», театрализованный День знаний (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»), театрализованная экскурсия «Встреча с библиотекой» для первоклассников и их родителей, театрализованный новогодний вечер для разных групп читателей «Новогодние похищения и волшебные превращения». Помещение библиотеки позволяет проводить мероприятия отдельно для родителей и детей в одно и то же время.
Библиотека N 9 тесно сотрудничает с музыкальной школой N 14, находящейся с ней в одном здании. В библиотеке выступают учащиеся музыкальной школы на таких мероприятиях, как «Вечер романса», «Вечер Шопена» для детей и родителей.
Библиотеки семейного чтения особое внимание уделяют
работе с юношеством.
В б/ф N 9 для читателей юношеского возраста создан клуб «Муза». Клуб имеет свой постоянный состав, организационное ядро. Мероприятия, проводимые в рамках клуба, могут посещать все читатели библиотеки. Программа клуба разнообразна. Здесь проводятся диспуты на нравственно-этические темы — «Любовь огромная страна», «Курить или не курить»; проводятся различные праздники — новогодний, День св. Валентина, КВН, «Смех — дело серьезное» (к 1 апреля); «Рыцарский турнир» и др. К 200-летию А.С. Пушкина участниками коллектива были подготовлены инсценировки по его произведениям «Барышня-крестьянка», «Дубровский», «Пиковая дама».
В клубе «Муза» сменилось 3 поколения детей. Два раза в год собирается его первый состав.
Библиотека-филиал N 23/36 в работе с юношеством особое внимание уделяет нравственно-правовым вопросам. Организует встречи с юристами, такие как «Права и обязанности несовершеннолетних». Ко Дню семьи для подростков была проведена дискуссия «Твои трудные родители». В настоящее время разработан и воплощается в жизнь цикл мероприятий для юношества и родителей по профилактике наркомании.
Библиотека N 23/36 продолжает работу в помощь профориентации подростков. Проводится тестирование, психологическое обследование в целях определения способностей к выбранной профессии, анкетирование родителей. Эта работа проводится совместно со специалистами ПАГС и специалистами-психологами. Разработан лекторий «Психология человека для родителей и педагогов», который ведет психолог. Для родителей работает лекторий «Азбука воспитания».
На базе комплекса педагогической литературы проводятся Дни информации из цикла «Мир семьи».
Уделяется много внимания людям пожилого возраста. Около 10 лет в б/ф N 23/36 работает клуб «Общение» для ветеранов войны и труда. В б/ф N 7 для читателей пожилого возраста проводятся семейные посиделки «Зимние вечера». Во всех семейных библиотеках проводятся литературно-музыкальные вечера ко Дню пожилого человека и Дню Победы.
«Служба здоровья», созданная в б/ф N 23/36 поддерживает тесные контакты с социальным центром «Милосердие». На его базе был проведен цикл лекций по фитотерапии «Ваше здоровье — в Ваших руках». Для детей и их родителей проводятся «Уроки безопасности», которые включают игровое обучение правилам поведения на водоемах, дорогах и т. д.
В 2008 году проведено мини-исследование «Книга и
библиотека в жизни семьи»
. Целью исследования было выявление отношения
руководителей детского чтения (родителей) и их детей к книге и чтению (в том
числе к чтению в семье), библиотеке, знания интересов своих детей. В исследовании
приняли участие 10 детских библиотек-филиалов.
Было распространено 200 анкет, обработано 192 анкеты. Среди респондентов13 мужчин и 178 женщин в возрасте от 22 до 72 лет. 55% из них с высшим образованием и 30% с средним специальным. Большинство из них (65%) посещают библиотеку вместе с ребенком. Более половины опрошенных (58%) ответили, что их ребенок читать любит. Но в то же время на первом месте в ряду интересов ребенка стоит телевизор (видео) (60,4%), а чтение — на втором (49%).
Большинство опрошенных ответственность за организацию детского чтения возлагают на семью (92%). На второе место ставится школа (иногда детский сад) (32%). Ответственность за организацию детского чтения на библиотеку возлагают 14% опрошенных.
Приобщить ребенка к чтению можно чтением вслух в семье. Так считают 55,7% респондентов.
Читают с детьми вслух 63,5% опрошенных. Самый высокий показатель таких ответов
у респондентов с высшим образованием — 67,9%. Иногда читают с детьми вслух 30,2%
опрошенных. А около 6% признаются, что вслух с ребенком не читают. У респондентов
с высшим образованием этот показатель составляет 2,8%.
Обсуждать прочитанное считают необходимым 47% респондентов. Рекомендовать и предлагать литературу считают необходимым 34% опрошенных.
Более половины опрошенных (64%) считают, что чтение и обсуждение книг в семье развивает речь, воображение ребенка. Чтение и обсуждение книг в семье влияет на развитие ребенка. Так считают от 55,2% опрошенных. 31,3% считают, что чтение и обсуждение книг сближает семью.
88,54% всех опрошенных имеют домашнюю библиотеку (среди респондентов 75,86% со средним образованием, 87,72% со средним специальным, 92,45% с высшим).
Состав и ядро семейной библиотеки находится в зависимости от образования респондентов.
У респондентов с высшим образованием в ядро библиотеки входит классика, далее книги познавательного характера, далее справочники и энциклопедии, развлекательная книга стоит на последнем месте.
У респондентов со средним специальным образованием на первом месте стоят книги познавательного характера, справочники и энциклопедии, развлекательная книга и на последнем месте — классика.
У респондентов со средним образованием развлекательная книга стоит на первом месте, далее идут книги познавательного характера, классика, а справочники и энциклопедии — в конце списка.
Дополнительно были указаны далее в убывающем порядке: детская литература, сказки, специальная литература(респонденты с высшим образованием), фантастика, детективы, литература по истории, истории цивилизаций, приключения, литература, необходимая для школы.
Абсолютное большинство ответивших на вопросы анкеты (89%) смогли назвать любимые книги своего ребенка, или его читательские предпочтения. Но 11% не назвали предпочтения своего ребенка и ничем не аргументировали свой ответ. Можно предположить, что они или не знают предпочтений своего ребенка, или его читательский вкус разнообразен, либо можно предположить что ребенок практически не читает (в рамках школьной программы).
Большинство опрошенных от 65% посещают библиотеку вместе с ребенком.
Более половины респондентов 52% признали, что домашняя библиотека не удовлетворяет потребности в информации. Удовлетворяет — 30% опрошенных. Около 20% — не ответили на этот вопрос.
Но стоит иметь в виду, что на вопросы анкеты в своем большинстве отвечали взрослые, посещающие библиотеку, читающие, знающие книгу и способные приобщить к чтению своих детей.
Исследованием не охвачены те, кто в библиотеку не ходит. И их отношение к книге и библиотеке, а так же к чтению своих детей остается неисследованным. И это повод для другого исследования.
Самостоятельные исследования по проблемам семьи проводились в отдельных библиотеках системы. Например, «Современная семья: «за» и «против» — библиотека-филиал № 22. Анкетирование проводилось среди учащихся и преподавателей химико-технологического техникума. Возраст студентов 16-17 лет. Преподаватели — это люди, имеющие опыт семейной жизни, те или иные проблемы в семье. Это видно из ответов респондентов.
Желание видеть семью надежным тылом — желание каждого человека. Так считают 55% студентов и свыше 71% преподавателей. Но настораживает, что 20% молодых считают семью «горячей точкой». Это говорит о неблагополучии в семейных отношениях.
На вопрос «Что такое полная семья?» 60% молодежи и 64% представителей старшего поколения считают, что это бабушки и дедушки, родители и дети, а 40% молодых и около 30% старшего поколения считают, что полная семья — это только родители и дети. Сегодняшние молодые семьи стараются жить отдельно от своих родителей, бабушек и дедушек. Больших семей, проживающих вместе: несколько поколений в одной квартире сейчас практически нет. На вопрос «Кто должен быть кормильцем в семье?» молодое и старшее поколение по проблемам семьи дали разные ответы.
Многолетний опыт работы библиотек семейного чтения показал ее перспективность, позволил проанализировать и осмыслить результаты, сделать определенные выводы. Данный проект разработан с учетом, имеющихся пробелов и наработок.
3. Цели проекта :
4. Задачи проекта :
5.Ожидаемые результаты :
6. Сроки реализации проекта
:
Проект реализуется в течении двух лет (2008-2009 г.г.)
7. Ресурсы реализации проекта
:
Было решено первично реализовать модель библиотеки семейного чтения проект на базе библиотек-филиалов N 23, 36.
7.1 Материально-техническая база библиотек для реализации
проекта библиотек-филиалов N 23, 36
.
7.2 Персонал библиотек.
По штатному расписанию в двух библиотеках штат 14,5 единиц:
Библиотечных работников 10 единиц
Зав. библиотекой 1(13 разряд)
Зав. сектором обслуживания детей 1(12 разряд)
Зав. сектором обслуживания юношества 1(12 разряд)
Главный библиотекарь 1(12 разряд)
Библиотекарь абонемента 2(9 разряд)
Библиотекарь зала периодики 1(9 разряд)
Библиотекарь детского абонемента 1(10 разряд)
Библиотекарь старшего абонемента 1(12 разряд)
Библиотекарь читального зала д/о 1(9 разряд)
Уборщик пр. и смл. помешений 3(2 разряд)
Дворник 1(1 разряд)
Рабочий 0,5(3 разряд)
7.3 Печатная продукция: листовки, буклеты, закладки, дайжесты.
7.4 СМИ: выступления по местному радио; публикация материалов о деятельности библиотеки семейного чтения в городских газетах: «Земское обозрение», «Саратовская областная газета», «Саратовская панорама», «КП в Саратове», «Неделя области», «Совфакс».
8 .Партнеры библиотеки в рамках реализации проекта.
Библиотеки работают в тесном контакте с:
9. Основное содержание работы в рамках проекта.
9.1 Разработка внутренней документации библиотеки
семейного чтения.
9.2 Основные направления работы структурных подразделений библиотеки семейного чтения в рамках проекта.
9.2.1. Информационное обеспечение семьи
9.2.2. Популяризация литературы в помощь воспитанию нравственности, сохранению и формированию культуры семейных отношений . Задачи отделов обслуживания:
Важным моментом остается индивидуальная работа с читателем. Планируется организовать семейное чтение по разработанным программам.
Программа семейного чтения «Подрастаю с книжкой Я»
Читательское назначение: для семей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель программы
:
Задачи программы :
Наименование мероприятия |
Срок проведения |
Домашнее задание |
Формы библиотечных мероприятий |
|
Семья. Книга. Библиотека. |
Август-сентябрь |
Родители: Ответить на вопросы анкеты «Книга в моей семье». Дети: Прослушать беседу в школе «Как хорошо уметь читать»; подготовиться к мини-разговору: «Мои любимые книжки». |
||
Я поведу тебя в библиотеку. |
Сентябрь-октябрь |
Родители: Выслушать и записать рассказ ребенка об экскурсии в библиотеку. Дети: дополнить рассказ иллюстрацией и придумать название к рассказу. |
||
Сказки из бабушкиного сундука |
Ноябрь |
Родители: Чтение сказок Бажова; Совместное творческое задание «Продолжи
сказку...» Дети: Принять участие в видео-опросе «Моя любимая сказка» |
||
Посвящение в читатели |
Декабрь |
Семья: семейное чтение книг по списку. Родители: Подготовка костюмов, подарков, чаепитие. Дети: подготовится к театрализованным сценкам, сделать подснежники для новогоднего семейного утренника. Выучить новогодние стихи. |
||
Калейдоскоп зимних мероприятий «Новогодние огни» |
Декабрь Январь |
Семье: семейное чтение книг по списку. Принять участие в семейной викторине «Новогодняя сказка» | ||
«Где это видано, где это слыхано»: праздник веселых мальчишек и девчонок |
Февраль |
Семье: семейное чтение книг по списку. Родители: Подготовка к конкурсу стихотворений "Волшебница из детства«(по творчеству Агнии Барто). Дети: Выучить стихотворения А. Барто |
||
Рыцарский турнир |
Март |
Семье: семейное чтение книг по списку. Подготовка к конкурсу "Джентельменов«(лучшее
поздравление маме, лучше с папой). Дети: Подготовить творческие работы для выставки «От всей души». |
||
«Открываем в сказку дверь» (творчество А. С. Пушкина) |
Апрель |
Семье: семейное чтение книг по списку. Подготовка семейной творческой
работы «Открываем в сказку дверь». Подготовка костюмов для детей. Заполнение
анкеты: «Год с библиотекой — „за“ и „против“. Детям: участие в викторине „Сказки бабушки Арины“. Заполнение анкеты „Я читатель“ |
||
Друзья прекрасен наш союз (Подведение итогов первого года работы по проекту) |
Май |
Семье: подготовить творческий отчет «Год семьи в библиотеке». | ||
Летние семейные чтения |
Июнь |
Семье: семейное чтение книг по списку. Подготовка к семейному конкурсу творческих работ по прочитанным книгам. | ||
Радостное чтение |
Сентябрь |
Подготовка к «Осеннему капустнику» | ||
Праздничный осенний капустник «Осень взмахнула кистью». |
Сентябрь |
Семьи объединяются и готовят театрализованное представление «Мы читали,
отдыхали». Дети: Принять участие в оформлении выставки рисунков, поделок из природных материалов и конкурсе стихов. |
||
Моя семья |
Ноябрь |
Семье: семейное чтение книг по списку. Составление семейного родословного древа с описанием. Подготовка к конкурсу "Старый альбом«(Фото и интересный рассказ о изображенном на нем человеке/ людях, запечатленном событии, факте из истории семьи) | ||
«Дари добро людям» |
Декабрь |
Семье: семейное чтение книг по списку. Совместно с родителями написать сочинение по прочитанным книгам: «Легко ли быть добрым?» | ||
Веселое Рождество |
Январь |
Семье: семейное чтение книг по списку. Подготовка рождественского спектакля, костюмов колядок, подарков. | ||
Любимые семейные журналы |
Февраль |
Семья: выбирает любимый журнал, готовит представление рубрики или всего журнала в любой форме | ||
«Поэтическая Россия» |
Март-апрель |
Семье: семейное чтение книг по списку. Подготовить рассказ о поэте, чьи
стихи произвели глубокое впечатление. Дети: Выучить стихотворение данного поэта, нарисовать рисунок. |
||
«Люблю тебя мой город» |
Семье: семейное чтение книг по списку. Подготовить работу на фото-конкурс
«Мой любимый уголок». Дети: выучить стихотворение о родном крае. |
|||
«Вместе с книжкой подрастаю Я» |
Май |
Семье: подготовка к семейному празднику «Мы счастливы, мы вместе». Заполнение анкет. |
Список книг семейного чтения для семей с детьми старшего дошкольного и младшего
школьного возраста «Подрастаю с книжкой Я»
.
Список книг летнего чтения для семей с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Подрастаю с книжкой Я».
Программа семейного чтения «Познай свое Я»
Читательское назначение: для семей с детьми среднего школьного возраста.
Цель программы
:
Задачи программы :
Условия работы над программой :
Наименование мероприятия |
Дата проведения |
Форма проведения |
|
«Марафон родительских собраний» |
Сентябрь |
Выступление на родительских собраниях: представление программы семейного
чтения, беседа «Традиции семейного чтения в России»; Распространение и анализ анкеты «Книга в моей семье» среди родителей. Знакомство родителей со списком программы чтения для детей среднего школьного возраста. |
|
«Место встречи — библиотека» |
Сентябрь |
Экскурсия детей в библиотеку; Выставка книг по программе семейного чтения; Распространение и анализ анкеты «Книга в моей семье» среди детей. |
|
Читательская конференция «Нелегкая пора взросления» по книге В.Железникова «Чучело» |
Октябрь |
Просмотр фильма «Чучело»; Читательская конференция «Нелегкая пора взросления» по книге В.Железникова «Чучело» Книжная выставка «Что читали дети сто лет назад. Творчество Лидии Чарской». |
|
Час открытых мыслей «Добро рассыпанное по страницам» |
Ноябрь |
Книжная выставка-размышление «Спешите делать добро»; Час открытых мыслей «Добро рассыпанное по страницам», по книге Лидии Чарской «Княжна Джаваха». |
|
Игра-путешествие «Страна, которой нет на карте» |
Декабрь |
Книжная выставка Игра-путешествие «Страна, которой нет на карте», по книге Л. Кассиля «Кондуит и Швамбрания». |
|
Обмен мнениями «В жизни всегда есть место подвигу» |
Январь |
Книжная выставка-викторина и беседа около нее «Герои Мухиной-Петринской
ждут тебя». Обмен мнениями «В жизни всегда есть место подвигу», по произведению В. Мухиной-Петринской «Корабли Санди». |
|
Тематическая дискуссия «Не потерять человечности» |
Февраль |
Тематическая дискуссия «Не потерять человечности », по книге Г. Белых,
Л. Пантелеева «Республика Шкид»; Книжная выставка-размышление и беседа около нее «Выбери свободу». |
|
Круглый стол «Не плыть по течению» |
Март |
Круглый стол «Не плыть по течению», по книге Н. Дубова «Беглец». Выступление представителя детской комнаты милиции. Выступление психолога. Книжная выставка «Твои права гражданин». |
|
В мире периодики |
Апрель |
Презентация периодических изданий для детей среднего школьного возраста «В мире периодики». Выставка — просмотр периодических изданий. |
|
Друзья прекрасен наш союз |
Май |
Заключительный семейный литературный брейн-ринг по программе чтения «Друзья
прекрасен наш союз». Выставка семейных творческих работ по программе чтения (сочинения, кроссворды, поделки, рисунки). |
Список книг семейного чтения для семей с детьми среднего школьного возраста «Познай свое Я».
Программа семейного чтения «Сотвори себя сам»
Читательское назначение: для семей с детьми старшего школьного возраста.
Цель программы
:
Задачи программы :
Условия работы над программой:
Наименование мероприятия |
Дата проведения |
Форма проведения |
|
Марафон родительских собраний |
Сентябрь |
Выступление на родительских собраниях: представление программы семейного
чтения для юношества, беседа «Традиции семейного чтения в России»; Распространение и анализ анкеты среди родителей «Книга и библиотека в жизни семьи». Знакомство родителей со списком программы чтения для юношества. Книжная выставка «Вдохновение завтрашнего дня». |
|
«Повести военных лет» |
Май |
Семейный историко-литературный вечер "Повести военных лет«(К Дню победы); Выставка семейных реликвий (фото, письма, личные вещи) военного времени «Памяти нашей страницы»; Книжная выставка «Победе посвящается». |
|
«Продолжим разговор» |
Май |
Семейный час общения «Продолжим разговор», по итогам работы по программе
семейного чтения; Анкетирование родителей и юношества «Семейное чтение: да или нет». |
Список книг семейного чтения для семей с детьми старшего школьного возраста «Сотвори себя сам».
Программа семейного чтения «Будущее рождается сегодня»
Читательское назначение: для молодой семьи.
Цель программы
:
Задачи программы :
Условия работы над программой :
«Как защитить своего ребенка»
Сентябрь
Список семейного чтения для молодых семей «Будущее рождается сегодня».
10. Бюджет проекта.
Проект финансируется за счет бюджетных средств.
Семейный конкурс «Всей семьей в библиотеку»»
Цель:
1.Привитие любви к чтению художественной литературы.
2.Привлечь родителей к организации досуга своих детей.
Ход праздника:
Звучит песня
А.Рыбникова и Ю Энтина «Книжкин дом»
Ведущий1.
1
Внимание! Внимание!
Дети и родители
Сразиться не хотите ли?
Кто самый лучший книгочей,
И кто герой любимый чей?
Ведущий 2
Умными словами недаром сказано:
«Всем лучшим книге мы обязаны.
Книги читают и стар и млад
Книге хорошей каждый рад».
Ведущий 1
Книги читаю - значит мыслю
Мыслю – значит, живу, а не кисну.
Ведущий 2
В книжке мудрость, слёзы и смех,
Книжек сегодня хватит на всех.
Ведущий 1
Дети и родители, хотите, не хотите ли, пришла пора начать нашу игру
«Всей семьей в библиотеку».
Ведущий 2 .
Сегодня у нас в гостях семьи, любящие чтение и книгу, большие знатоки литературы. По окончании каждого конкурса жюри подводит итоги. Правильный и полный ответ будет оценен в пять баллов.
Ведущий 1. А кто же из них самая-самая читающая семья, определит наше жюри. (представляет членов жюри) .
Головяшкина Н.В., директор школы
Позднякова С.В., методист
Ведущий 2 . Сегодня в нашем состязании принимают участие семейные команды… (представляет членов команд).
1 команда – семья Старковых: мама Ирина Борисовна, дочь Алина;
2 команда – семья Постниковых: мама Наталья Николаевна, дочь Юлия;
3 команда – семья Белолипецких: мама Ольга Викторовна, дочери Олеся и Елизавета.
4 команда- семья Лебедевич: мама Оксана Борисовна, сыновья Ярослав и Захар
В нашем конкурсе проведем жеребьевку, чтобы определить очередность выступления команд.
Ведущий 1 . Чтобы определить, кто начнет первым, проведем жеребьевку,которая пройдет в необычном литературном ключе. В нашем волшебном сундучке находятся задания с зашифрованными цифрами, то есть с произведениями, в названиях которых есть цифры. Впишите правильный ответ- и узнаете свой порядковый номер.
Е. Велтистов «Миллион и ……………. (один) день каникул»
Е. Шварц «…….(Два) брата»
Ю.Олеша «……(Три) толстяка»
К. Ушинский «……. (Четыре) желания)
Ведущий 2
1 конкурс называется «Кроссворд». Ответив на вопросы кроссворда, вы узнаете фамилию первого книгопечатника.
Первый книгопечатник.
Карточка, где записывают данные читателя и название книги.
Это требует книга после неряхи-читателя.
Книга, которая обо всем расскажет.
Место, где ты возьмешь книгу на дом.
Мероприятие, состоящее из вопросов и ответов.
Часть книги.
Часть книги, где можно узнать о нужном тебе стихотворении, рассказе.
Пока команды разгадывают кроссворд, мы с болельщиками проведем викторину.
Ведущий 1
2 конкурс. Легенды о цветах
Зачитывается легенда – узнать, о каком цветке идет речь.
Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царевна и пошла. Из ее прекрасных синих глаз покатились слезы, и только луна была свидетелем того, как эти чистые слезы превращаются в нежные цветы, унизанные волшебными жемчужинками. С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви. (Ландыши)
Ее родина – Персия. Существует поэтическая легенда: однажды богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустились на землю. Перемешав все краски и цвета радуги, они начали осыпать ими луга и леса. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только лиловая. Тогда Флора брызнула лиловую краску на кусты, и выросла роскошная …. (Сирень)
Латинское название этого цветка «Галактус» происходит от греческих слов «гала» -молоко и «Актус» - цветок, т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы как-то успокоить ее и согреть, несколько снежинок превратились в цветок. Отсюда символом цветка стала надежда. (Подснежник)
В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток фей и нежных эльфов. Его родина – Персия, оттуда он перекочевал В Турцию, а в 19 веке попал в Европу. В Голландии существовал культ этого Цветка. В Амстердаме на три луковицы цветка были куплены два каменных дома. (Тюльпан)
По одной из легенд Геркулес смертельно ранил владыку загробного мира Плутона, а молодой врач залечил его раны корнями растения, которое и назвал именем врача. Цветок этот считается царем цветов и символом долголетия (Пион)
Она присутствует в гербе города Родоса. Древний Иран, страну персов, назвали в честь ее Полистаном. По словам Анакреона, родилась она из белоснежной пены, покрывшей тело Афродиты, когда богиня любви выходила из моря. Кто она, царица цветов? (Роза)
На Востоке существует легенда о жестоком китайском императоре, который однажды узнал о том, что на далеких островах растет цветок-солнце, из которого можно приготовить эликсир молодости. Понятное дело, император сразу же захотел его заполучить, но ему это было не под силу, так как сорвать этот цветок мог только человек с чистым сердцем. Император отправил за цветком сотни юношей и девушек, но молодые люди, покоренные красотой острова, так и остались там жить. Так на этом острове основали страну восходящего солнца, а цветок сделали символом Японии. (Хризантема)
Какой цветок всю жизнь любуется собой: глядит на себя и не может наглядеться? (Нарцисс)
Говорят, что вырос этот цветок из маленькой пылинки, которая упала на Землю со звезды в те времена, когда растительность на планете зарождалась. (Астра)
Ведущий 2
3 конкурс «Работа с книгой»
Энциклопедический словарь юного художника.
А) Дайте определение «Античное искусство»
Б) Что вы можете рассказать о панораме (есть еще диарама) художника Ф.А. Рубо «Бородинская битва».
В) Назовите одну из самых известных картин К.П.Брюллова. Расскажите о ней.
Энциклопедический словарь юного спортсмена .
А) Дайте определение «Запасной игрок»
Б) Расскажите о спортивных соревнованиях конников в России. Кто основатель конного спорта в России?
В) Сёрфинг – что это такое?
Энциклопедический словарь юного натуралиста
А) расскажите о древнейшем спутнике человека (Птица)
Б) Что такое дендрарий?
В) Кто такой И.В.Мичурин?
Энциклопедический словарь юного техника
Дайте определение «магнитофон»
Расскажите о борьбе с коррозией.
Кто такой Андрей Николаевич Туполев.
Ведущий 1
4 конкурс "Встреча по вашей просьбе".
Вы увидите и услышите героя сказки и должны угадать: кто он, из какого произведения, кто автор этого произведения. Свой ответ вы записываете на листочке и быстро отдаете жюри.
Первый герой: "Добрый день! Я так торопилась к вам, что не успела привести в порядок своё платье. Видите, оно кое-где порвано, помято, а пятен-то сколько... Но все это не потому, что я неряха. Просто мне некогда было о нём подумать. Вот эти оборки порвались, когда я в зверинце залезала на дерево. А эти - когда мы бежали в полнейшей темноте, разрывая кусты, к дворцовой, кондитерской. А все пятна я получила уже в кондитерской кухне, когда мы искали заветную кастрюлю. Ух, что там творилось: мы опрокидывали банки, тарелки, блюда, и всё это летело со звоном и громом. Рассыпанная мука вертелась столбом, И вдруг я нашла её - кастрюлю без дна! Правда, ради этого не стоило жалеть платья? Вы меня в таком виде узнали? Да? (Суок, Ю. Олеша, "Три толстяка").
Второй герой: С моим названным братом случилась беда. И, чтобы спасти его, мне пришлось пройти длинный путь. Это было очень трудно, а иногда даже опасно. Многое я повстречала на своём пути, многие мне помогали, но спасти брата я могла только я сама. Один мой друг просил за меня мудрую женщину: "Не можешь ли ты дать девочке что-нибудь такое, что сделает её сильнее всех?" И женщина ответила: "Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат, и люди, и животные? Ведь она прошла босая полсвета. Если она сама не сможет проникнуть в покои королевы и помочь брату, то мы и подавно ей не поможем! А теперь скажите, как зовут меня и моего брата? (Герда и Кай, Г.Х.Андерсен, "Снежная королева").
Третий герой: Добрый день! Ух, как у вас много мальчиков! Интересно, а кто занимается их воспитанием? Правда, это очень трудное дело? Вот мне недавно пришлось заняться одним мальчиком. Какой он был невоспитанный! Знаете, как он сидел? - подогнув под себя ногу. Кофе он пил прямо из кофейника, миндальные пирожки запихивал в рот целиком и глотал не жуя. А в вазу с вареньем залезал прямо руками и обсасывал их. Конечно, я запретила ему так себя вести. И, кроме того, этот мальчик был лишён всяких способностей к арифметике. Вам, наверное, уже ясно, кто я и кто этот мальчик, которого я стараюсь воспитать? (Мальвина и Буратино, А. Толстой "Золотой ключик и Приключения Буратино")
Ведущий 2
5 конкурс . А сейчас настало время представить семейным командам домашнее задание на тему « Читающая семья». Команды поделятся со всеми нами своими мыслями о чтении, расскажут о любимых книгах детства, возможно, порекомендуют их современным школьникам. Очень важным и значимым является тот факт, что выступать будут именно семейные команды. Не могу не привести в связи с этим слова великого Плутарха: «Суть воспитания не приобретение, но употребление книг» , и я думаю, что рассказы наших семей станут ярким тому подтверждением.
(Раздаётся стук в дверь).
Ведущий 1:
Кто там?
Почтальон Печкин:
Это я, почтальон Печкин принёс вам телеграммы, только вот отправители неизвестны, узнайте, кто вам прислал телеграммы.
6 Конкурс «Телеграмма»
1. «Пусть с вами дружат люди, птицы, звери!
Желаем вам успехов! Том и... (Джерри.)
2.Пускай исчезнут ябеды, зазнайки!
Привет и поздравленья от... (Незнайки.)
3.Фильм обо мне - отличная картина!
Желаю много счастья!.. (Буратино.)
4. Предпочитайте транспорт пеший,
Ходите в лес! С приветом... (Леший.)
5. Желаю вам, друзья, дороги длинной!
Я вас спасу от гриппа!.. (Чиполлино.)
6.Пусть будет сильным, крепким ваше тело!
Один из черепашек... (Донателло.)
7. Я всем обещаю кусок пирога!
И ножки куриные!.. (Баба Яга.)
8. Пусть падает на землю белый пух!
Побольше вам подарков!.. (Винни Пух.)
9. Побольше ешьте фруктов, овощей!
Железного здоровья вам!.. (Кащей.)»
Ведущий 2. 7 Конкурс «Угадай мелодию»
Многие популярные произведения экранизированы, по ним поставлены мультипликационные или художественные фильмы. А песни, звучащие в них, не менее популярны, чем сами картины. В конкурсе «Угадай мелодию» вы должны отгадать мелодию, назвать героя, который ее поет, или фильм, где звучит эта песня. А также назвать автора и название произведения, по которому поставлены киноленты.
Песня о длительном путешествии маленькой девочки в яркой шапочке. (Песня Красной Шапочки из фильма «Красная Шапочка». Шарль Перро «Красная шапочка»)
Песня о профессиональных секретах пушистых мошенников.
Песня лисы Алисы и кота Базилио из фильма «Приключения Буратино». А.Толстой «Приключения Буратино»)
Песня о пользе зимнего отдыха в деревне. («Кабы не было зимы» из мульфильма «Зима в Простоквашино». Эдуард Успенский «Зима в Простоквашино»)
Песня зловредной старушки, способной на плохие поступки. (Песня старухи Шапокляк из мультфильма «Крокодил Гена». Э.Успенский «Крокодил Гена»)
Песня о дружеской поддержке в длительном путешествии (Песня друзей из мультфильма «Бременские музыканты». Братья Гримм «Бременские музыканты»)
Песня об идеальной няне. «Леди Совершенство» из фильма «Мэри Поппинс, до свидания». Памела Трэверс «Мэри Поппинс»)
Песня об бескорыстном подходе к выбору спутника жизни. « Песня Забавы из мультфильма «Летучий корабль» Андрей Белянин «Летучий корабль»)
Песня об одном из весенних месяцев, проведенных в интересном и любимом ребятами месте города. («Крылатые качели» из фильма «Приключения Электроника» Велтистов Е. «Приключения Электроника»)
Песня о возможности путешествия в будущее («Прекрасное далеко» из фильма «Гостья из будущего» Кир Булычев « Гостья из будущего»
8 конкурс Вопрос сопернику..
Каждая семья задает по вопросу команде сопернице.
Ведущий 1
9.конкурс. «Сочини рассказ»
Называется девять слов
Путешествие, приключение, остров, пещера, тайна, записка, лодка, книга, клад.
Задание: за пять минут составить приключенческий рассказ из 9 предложений.
Инсценировка сказки «Курочка Ряба» на новый лад
Жюри. Самой читающей семьей сегодня признана семья… Главе семьи вручаются книга…
Ведущий 2.
Ну вот, друзья!
Пора прощанья так быстро подошла!
Мы говорим всем – до свидания!
До новых встреч!
Ведущий 1.
Желаем счастья вам!
Чтоб все мечты сбывались,
С хорошим настроением,
Чтобы вы не расставались!
Здоровья вам на сотни долгих лет!
А это, право, дорогого стоит.
В работе – много творческих побед,
В семейной жизни – мира и покоя!
Вопросы-шутки
Огородная история о семейном подряде. («Река»)
Швейная принадлежность, в которой хранится смертельная опасность для долгожителя. (Иголка)
Дар леса, за которым отправились бедные девушки (Хворост)
Хвастунишка, который докатился.(Колобок)
Исходный продукт для варки сказочных щей или каши (Топор)
Самая дружная коммунальная квартира (Теремок)
Ребята, перед вами сундучок, он не простой, а волшебный, в нем лежат разные сказочные предметы, а какие, вы узнаете.
Горошина - Г.Андерсен - «Принцесса на горошине»
Зонтик - Г.Андерсен - «Оле-Лукойе»
Лимон - Д.Родари - «Приключения Чиполлино»
Туфелька - Ш.Перро - «Золушка»
Корзинка - Ш.Перро - «Красная шапочка»
Мочалка - К.Чуковский - «Мойдодыр»
скорлупа грецкого ореха,
стрела,
тельняшка,
шарик,
шляпа,
сапоги.
Викторина.
1. В какой сказке фрукты и овощи действуют как живые существа?(Дж. Родари «Приключение Чиполлино»)
2. Как зовут дядю милиционера в произведении Сергея Михалкова? (Степан Степанов)
3. В какой сказке девочка зимой идёт в лес за цветами? (С.Маршак «Двенадцать месяцев»)
4. Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки?
5. В какой сказке дети не узнали голос матери и попали в беду? («Волк и семеро козлят»)
Ведущий 1 . Пока семьи работают, мы с вами почитаем «Сказочные объявления» и отгадаем их адресатов.
1. Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку…
(А.С. Пушкин. «О рыбаке и рыбке»)
2. Модницы и модники! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес…
(А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
3. Для работы в хозяйстве требуются: повар, конюх, плотник. Выплачиваются премиальные и вознаграждение по итогам работы за год. Мой адрес…
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
4. Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес…
(«Сказка о золотом петушке»)
5. Торговая фирма «Буян» предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И все это по доступным ценам! Фирма ждет вас! Адрес фирмы…
(«Сказка о царе Салтане…»)