Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Цыганов николай григорьевич. Николай Григорьевич Цыганов: биография Смотреть что такое "Цыганов, Николай Григорьевич" в других словарях

Цыганов николай григорьевич. Николай Григорьевич Цыганов: биография Смотреть что такое "Цыганов, Николай Григорьевич" в других словарях

) - русский актер и поэт.

Биография

Родился в семье вольноотпущенного, ранее принадлежавшего хлеботорговцу и откупщику Злобину (основателю города Вольска). Отец поэта долгое время был доверенным Злобина по обширным торговым делам его и по должности часто разъезжал с места на место; Цыганов учился урывками, большей частью дома, а иногда в училище, какое находилось в месте пребывания семьи. Около 1816 года он поступил в саратовскую театральную труппу, в которой оставался в течение 12 лет, разъезжая по провинциальным театрам. Цыганов был женат на Марии Ивановне Чижовой, и назывался по чину её отца, губернского регистратора. Писатель М. Н. Загоскин заметил Цыганова в Симбирске и содействовал его переходу в труппу Московского Малого театра в 1828 году. В Москве Цыганов сблизился с театральными кругами, дружил с П. С. Мочаловым , Ф. А. Кони и М. С. Щепкиным .

Творчество

Все известные стихотворения Цыганова исполнены в стилистике фольклорной лирики, многие из них являлись песнями, которые по некоторым сведениям, Цыганов исполнял сам, аккомпанируя себе на гитаре. Вероятно, до приезда в Москву и знакомства с литературными тенденциями обеих столиц, Цыганов мыслил свои песни вне литературы и печати, однако в конце 1820-х, начале 1830-х гг. жанр литературной «русской песни» стал заметным и популярным: почти одновременно вышли сборники А. А. Дельвига и А. Ф. Мерзлякова .с многочисленными образцами жанра, на которые критика отреагировала благосклонно. Ранняя смерть не позволила Цыганову выступить с «русскими песнями» в литературе достаточно заметно, он начал печататься в периодических изданиях и подготовил сборник своих песен, но издать его не успел. Многие его песни разошлись в списках и песенниках, утратив имя автора (одни из самых известных: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», «Ох, болит да щемит ретиво сердечко», «Что ты рано, травушка, пожелтела», «При долинушке береза», «По полю, полю чистому», «Ах ты, рощица, роща темная»). Музыку ко многим песням Цыганова писал А. Варламов .

Публикации

Впервые стихотворение Цыганова появляется в печати в 1828 г. Только в 1832 г. его тексты начинают регулярно печататься в «Молве», еженедельном прибавлении к «Телескопу » Надеждина . Перед самой смертью Цыганов подготовил сборник своих песен и отдал его на одобрение цензуры (цензурное разрешение выдано 3 ноября 1832 г.). Это собрание вышло только в 1834 г. (Русские песни Н. Цыганова. М., 1834); книга была напечатана небольшим тиражом и почти не замечена критикой; второе издание вышло только в 1857 году. В альманахе «Литературный кабинет » (1842) было напечатано цыгановское посвящение песен знаменитому актеру П. С. Мочалову и две песни; две другие - в «Репертуаре и пантеоне » в том же году, с рассказом о поэте редактора, Ф. А. Кони , который в жанре "русских песен" признал Цыганова лучше барона Дельвига , но слабее Кольцова .

Напишите отзыв о статье "Цыганов, Николай Григорьевич"

Литература

  • // Поэты из народа: Избр. стихотворения рус. нар. поэтов, с прил. сведений о жизни их и 7 портр.: Для школы и народа / Сост. К. А. Хренов . - М.: типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1901. - 141 с.
  • Н. Г. Цыганов. Биографическая справка // Песни и романсы русских поэтов. Т. 1. Л.: Советский писатель, 1988. С. 389-390.
  • Мерзляков А. Ф. // Русские песни Мерзлякова и Цыганова: С очерками жизни обоих поэтов. - СПб.: Новое время, 1880. - 114 с.

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Цыганов, Николай Григорьевич

– В ногу идите… Э!.. мужичье! – крикнул офицер, за плечи останавливая неровно шедших и трясущих носилки мужиков.
– Подлаживай, что ль, Хведор, а Хведор, – говорил передний мужик.
– Вот так, важно, – радостно сказал задний, попав в ногу.
– Ваше сиятельство? А? Князь? – дрожащим голосом сказал подбежавший Тимохин, заглядывая в носилки.
Князь Андрей открыл глаза и посмотрел из за носилок, в которые глубоко ушла его голова, на того, кто говорил, и опять опустил веки.
Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. Перевязочный пункт состоял из трех раскинутых, с завороченными полами, палаток на краю березника. В березнике стояла фуры и лошади. Лошади в хребтугах ели овес, и воробьи слетали к ним и подбирали просыпанные зерна. Воронья, чуя кровь, нетерпеливо каркая, перелетали на березах. Вокруг палаток, больше чем на две десятины места, лежали, сидели, стояли окровавленные люди в различных одеждах. Вокруг раненых, с унылыми и внимательными лицами, стояли толпы солдат носильщиков, которых тщетно отгоняли от этого места распоряжавшиеся порядком офицеры. Не слушая офицеров, солдаты стояли, опираясь на носилки, и пристально, как будто пытаясь понять трудное значение зрелища, смотрели на то, что делалось перед ними. Из палаток слышались то громкие, злые вопли, то жалобные стенания. Изредка выбегали оттуда фельдшера за водой и указывали на тех, который надо было вносить. Раненые, ожидая у палатки своей очереди, хрипели, стонали, плакали, кричали, ругались, просили водки. Некоторые бредили. Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли ближе к одной из палаток и остановились, ожидая приказания. Князь Андрей открыл глаза и долго не мог понять того, что делалось вокруг него. Луг, полынь, пашня, черный крутящийся мячик и его страстный порыв любви к жизни вспомнились ему. В двух шагах от него, громко говоря и обращая на себя общее внимание, стоял, опершись на сук и с обвязанной головой, высокий, красивый, черноволосый унтер офицер. Он был ранен в голову и ногу пулями. Вокруг него, жадно слушая его речь, собралась толпа раненых и носильщиков.
– Мы его оттеда как долбанули, так все побросал, самого короля забрали! – блестя черными разгоряченными глазами и оглядываясь вокруг себя, кричал солдат. – Подойди только в тот самый раз лезервы, его б, братец ты мой, звания не осталось, потому верно тебе говорю…
Князь Андрей, так же как и все окружавшие рассказчика, блестящим взглядом смотрел на него и испытывал утешительное чувство. «Но разве не все равно теперь, – подумал он. – А что будет там и что такое было здесь? Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

Один из докторов, в окровавленном фартуке и с окровавленными небольшими руками, в одной из которых он между мизинцем и большим пальцем (чтобы не запачкать ее) держал сигару, вышел из палатки. Доктор этот поднял голову и стал смотреть по сторонам, но выше раненых. Он, очевидно, хотел отдохнуть немного. Поводив несколько времени головой вправо и влево, он вздохнул и опустил глаза.
– Ну, сейчас, – сказал он на слова фельдшера, указывавшего ему на князя Андрея, и велел нести его в палатку.
В толпе ожидавших раненых поднялся ропот.
– Видно, и на том свете господам одним жить, – проговорил один.
Князя Андрея внесли и положили на только что очистившийся стол, с которого фельдшер споласкивал что то. Князь Андрей не мог разобрать в отдельности того, что было в палатке. Жалобные стоны с разных сторон, мучительная боль бедра, живота и спины развлекали его. Все, что он видел вокруг себя, слилось для него в одно общее впечатление обнаженного, окровавленного человеческого тела, которое, казалось, наполняло всю низкую палатку, как несколько недель тому назад в этот жаркий, августовский день это же тело наполняло грязный пруд по Смоленской дороге. Да, это было то самое тело, та самая chair a canon [мясо для пушек], вид которой еще тогда, как бы предсказывая теперешнее, возбудил в нем ужас.
В палатке было три стола. Два были заняты, на третий положили князя Андрея. Несколько времени его оставили одного, и он невольно увидал то, что делалось на других двух столах. На ближнем столе сидел татарин, вероятно, казак – по мундиру, брошенному подле. Четверо солдат держали его. Доктор в очках что то резал в его коричневой, мускулистой спине.


10.05.1909 - 12.05.1970
Герой Советского Союза

Цыганов Николай Георгиевич - командир 11-й гвардейской Городокской стрелковой дивизии (11-я гвардейская армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии генерал-майор.

Родился 10 мая 1909 года в селе Толпино ныне Кореневского района Курской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. Окончил 5 классов.

В Красной Армии с 1927 года. В 1930 году окончил Ленинградскую военную пехотную школу. Офицерскую службу начал командиром взвода 67-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии. В предвоенное десятилетие был командиром роты, начальником штаба полка, начальником второй части штаба дивизии. В 1941 году майор Цыганов окончил Высшую школу штабной службы.

В Великую Отечественную войну вступил опытным командиром полка в июле 1941 года. В феврале 1944 года полковник Цыганов принял командование 11-й гвардейской стрелковой дивизией, с которой прошел до победного мая 1945 года. В июне 1944 года ему было присвоено звание "генерал-майор". Особенно талант Цыганова, как военачальника, проявился при форсировании реки Неман в июле 1944 года.

После непрерывных трехнедельных боев 11-я стрелковая дивизия 3-го Белорусского фронта под командованием генерал-майора Н.Г. Цыганова продвинулась вперед более чем на 500 километров и к 13 июля 1944 года в числе первых вышла на восточный берег реки Неман. 14 июля дивизия на подручных средствах полностью форсировала реку Неман у города Алитус (Литва) и после упорного боя на западном берегу сбила противника с занимаемого рубежа. Комдив в период боя находился непосредственно в боевых порядках и лично руководил переправой подразделений, несмотря на артиллерийский огонь и непрерывную бомбежку вражеской авиации. Почти беспрерывно в течение четырех дней противник контратаковал боевые порядки дивизии. Части дивизии стойко отражали атаки противника, не отступив ни на шаг, а затем сами перешли в решительное наступление.

22 октября 1944 года у города Гумбиннен (ныне город Гусев Калинингадской области), важного узла обороны в Восточной Пруссии, гитлеровцам удалось устоять под натиском наших танков и пехоты, а затем перейти в контрнаступление. Одна из вражеских групп в составе двух батальонов и двадцати танков атаковала штаб и тылы 11-й гвардейской дивизии и второго танкового корпуса, чтобы обходным маневром развить наступление. Командир дивизии генерал-майор Н.Г.Цыганов, проявил военное мастерство, четко перестроил боевые порядки, перебросив один из полков второго эшелона на правый фланг, прикрыл переправу через реку. Прорвавшиеся немецкие танки были уничтожены, группировка отброшена, что и сказалось на успехе дальнейшего развития наступления наших войск в Восточной Пруссии.

8 апреля 1945 года бои шли уже в предместьях Кенигсберга. В самом центре фронтовой полосы 11-й гвардейской армии сражалась дивизия генерала Цыганова. Ей удалось в районе железнодорожной товарной станции прорвать оборону гитлеровцев, выйти к реке Прегель и начать с ходу её форсирование. 9 апреля во второй половине дня и наступающим, и обороняющимся стало ясно: судьба гарнизона города-крепости решена. Гитлеровские парламентеры для переговоров о прекращении боевых действий вышли именно на участке дивизии Цыганова. Части 11-й дивизии в этих боях уничтожили несколько тысяч гитлеровцев (в числе пленных был комендант крепости, генерал Ляги), взяли в качестве трофеев 58 орудий, 10 танков, более 150 автомашин и 20 складов с военным имуществом и боевой техникой противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за достигнутые боевые успехи, умелое руководство войсками при форсировании рек Неман и Прегель, а также при прорыве укрепленных рубежей на территории Восточной Пруссии, исключительное мужество и героизм генерал-майору Цыганову Николаю Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5033).

После Победы генерал Цыганов продолжил службу в армии. В 1948 году окончил академию Генерального штаба. Затем был начальником штаба Прибалтийского военного округа. С 1955 года - заместитель, с мая 1963 по июнь 1968 года - начальник Главного Штаба, первый заместитель главнокомандующего Войск ПВО страны. В 1968 году генерал-полковник Н.Г. Цыганов возглавил кафедру противовоздушной обороны Военной академии Генерального штаба.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 12 мая 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 7).

Награжден 2 орденами Ленина (19.04.45; 20.04.53), 5 орденами Красного Знамени (30.01.43; 29.02.44; 31.10.44; 06.11.47; 31.10.67), орденами Кутузова 2-й степени (27.08.43), Красной Звезды (03.11.44), медалями.

Именем Героя названо речное рыболовное судно Министерства рыбного хозяйства (МРХ СССР).

Биография

Родился в семье вольноотпущенного, ранее принадлежавшего хлеботорговцу и откупщику Злобину (основателю города Вольска). Отец поэта долгое время был доверенным Злобина по обширным торговым делам его и по должности часто разъезжал с места на место; малолетний сын учился кое-как, урывками, большей частию дома, а иногда поступая на время в училище, какое находилось в месте пребывания его семейства. Непредвиденные обстоятельства привели молодого Цыганова на артистическое поприще, и он поступил в саратовскую театральную труппу около 1816 года. Там оставался он около 12 лет, разъезжая притом и по другим окрестным городам, где были театры. Известный писатель М. Н. Загоскин в бытность свою в Симбирске заметил сценическое дарование Цыганова и содействовал переходу его в московский театр. Здесь успехи его были не особенно заметны, однако помнившие признавали в нем актёра умного и полезного. Но столичное пребывание Цыганова было непродолжительно. Переживши благополучно холеру года, он сделался в следующем году жертвою эпидемии, в то время уже уменьшившийся в Москве, но тем сильнее действовавшей на тех немногих, которых она поражала.

В частной жизни Цыганов был человек откровенный, добродушный, и несмотря на то, что любил подчас веселье и даже разгул, отличался какою-то застенчивостью, которая часто вызывала на шутки его товарищей и приятелей, очень любивших его. Впрочем, эта застенчивость не мешала ему презабавно и остроумно отшучиваться.

Цыганов был нежным сыном и заботился о содержании и успокоении старушки матери своей, которая потом была взята к себе в дом нашим славным артистом М. С. Щепкиным .

Творчество

Отлично знакомый с народными песнями, которые он собирал и слушал в разных местах России, Цыганов проникался духом этих песен и сочинял свои, которые сам очень приятно певал, аккомпанируя себе на гитаре. Некоторые его песни просто переделка известных народных песен или их развитие. Беспечный по природе, он не заботился собирать или печатать написанное; при жизни его немногие из его песен появились в печати, хотя некоторые сделались известны в десятках тысяч списков по всей России и стали народными; распевавшие эти песни едва ли знали имя сочинителя. Многие, вероятно, и теперь не знают, что Цыганов автор таких общеизвестных песен, как «Ох, болит да щемит ретиво сердечко», «Что ты рано, травушка, пожелтела», «При долинушке береза», «По полю, полю чистому», «Ах ты, рощица, роща темная» и проч. Из них «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», с приятною музыкою Титова, пользовалась известностию во всех слоях общества.

Публикации

После смерти Цыганова некоторые его песни появились в «Молве», еженедельном прибавлении к «Телескопу » Надеждина , и в других журналах. Собрание их вышло под заглавием «Русские песни Н. Цыганова» (М., 1834); книжка эта была напечатана в небольшом числе экземпляров и скоро сделалась библиографической редкостию; второе издание вышло в 1857 году без всяких перемен и тоже скоро разошлось. В альманахе «Литературный кабинет» (1842) было напечатано цыгановское посвящение песен знаменитому русскому актёру П. С. Мочалову и две песни; две другие - в «Репертуаре и пантеоне » в том же году, с рассказом о поэте редактора, Ф. А. Кони , который признал Цыганова поэтом гораздо выше барона Дельвига , но скромнее Кольцова .

Литература

  • Русские песни Мерзлякова и Цыганова. С очерком жизни обоих поэтов. - Издание третье в серии «Дешевая библиотека» А. С. Суворина, Спб., 1886.

Ссылки

Категории:

  • Актёры России
  • Персоналии по алфавиту
  • Поэты России
  • Родившиеся в 1797 году
  • Русские поэты
  • Умершие в 1831 году
  • Умершие в Москве

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Прозрачность среды
  • Прозрачность

Смотреть что такое "Цыганов, Николай Григорьевич" в других словарях:

    Цыганов Николай Григорьевич - (1797, Петербург, ‒ 1831, Москва), русский поэт, актёр. Родился в семье крестьянина вольноотпущенника. С 1816 много ездил по стране с Саратовской театральной труппой. В 1828 при содействии М. Н. Загоскина поступил в московский Малый театр. Песни… … Большая советская энциклопедия

    Цыганов Николай Григорьевич - Цыганов (Николай Григорьевич, 1797 1831) поэт, сын крепостного крестьянина, странствовавший по разным городам России актер комик, в последние годы игравший на сцене московского театра. Из его песен некоторые стали народными. Наиболее популярные… … Биографический словарь

    Цыганов, Николай Григорьевич - актер, автор популярных песен; отец его был сперва крепостным купца В. А. Злобина, известного своими торговыми предприятиями и хлебной торговлей по Волге и ее окрестностям; получив затем отпускную, Григорий Цыганов приписался в удельные крестьяне … Большая биографическая энциклопедия

    Цыганов Николай Григорьевич

    ЦЫГАНОВ Николай Григорьевич - (1797—1831), русский поэт, актер, исполнитель песен собств. сочинения. Стихи в духе нар. песен, в т. ч. «Красный сарафан»; сб. «Русские песни» (опубл. 1834).■ Мерзляков А. Ф. и Цыганов Н. Г., Рус. песни, 3 изд., СПБ, 1886 … Литературный энциклопедический словарь

    Цыганов Николай Григорьевич, поэт - (1797 1831) поэт, сын крепостного крестьянина, странствовавший по разным городам России актер комик, в последние годы игравший на сцене московского театра. Из его песен некоторые стали народными. Наиболее популярные из них: Что ты рано, травушка … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Николай Григорьевич Цыганов - (иногда ошибочно упоминается как Степанович; 1797, Санкт Петербург 1831 (по более сомнительным сведениям, 1832 или даже 1833), Москва) русский актёр и поэт. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Публикации … Википедия

    Цыганов, Николай - Николай Григорьевич Цыганов (иногда ошибочно упоминается как Степанович; 1797, Санкт Петербург 1831 (по более сомнительным сведениям, 1832 или даже 1833), Москва) русский актёр и поэт. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Публикации … Википедия

    Цыганов - Цыганов фамилия: Известные носители Мужчины Цыганов, Андрей Геннадьевич (р. 1961) заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. Цыганов, Вадим Борисович поэт, композитор и дизайнер. Цыганов, Валерий Иванович (род … Википедия

    Николай Цыганов - Николай Григорьевич Цыганов (иногда ошибочно упоминается как Степанович; 1797, Санкт Петербург 1831 (по более сомнительным сведениям, 1832 или даже 1833), Москва) русский актёр и поэт. Содержание 1 Биография 2 Творчество 3 Публикации … Википедия

ЦЫГАНОВ , Николай Григорьевич -- поэт. В биографии Ц. много невыясненного. Свидетельства первых его биографов, писавших о нем много лет спустя после его смерти, во многом противоречат друг другу. Большинство исследователей творчества Ц. вслед за М. Лонгиновым (Московские ведомости.-- 1857.-- 30 мая.-- No 65.-- С. 298--299) основывались на следующих фактах его биографии. Ц. родился в Петербурге в семье вольноотпущенного крестьянина. Отец Ц. после получения вольной выполнял торговые поручения известного в волжском крае хлебопромышленника Злобина. Детство Ц. провел в разъездах с отцом по России. Учился урывками. В 1816 г. поступил в Саратовскую театральную труппу и вместе с ней гастролировал по разным городам. В Симбирске был замечен М. Н. Загоскиным, служившим тогда в театральной инспекции, и при содействии последнего стал актером Московского Малого театра. По другой версии (Гербель Н. В. Русские поэты в биографиях и образцах.-- Спб., 1880.-- С. 406--408), Ц. родился в Москве в мещанском семействе, был помещен в театральное училище на одиннадцатом году и закончил его примерно через 8 лет, получив звание артиста императорских театров. На основании документальных данных (надписи на могильной плите Ц., программ театральных спектаклей с его участием и печатных рецензий на эти спектакли) можно считать установленными лишь даты рождения и смерти Ц. (последняя -- приблизительна) и время его службы в московских театрах (начало 1828 -- конец 1832) -- в Малом и Большом, где он исполнял драматические роли (преимущественно плутов, слуг и комических стариков) и некоторые оперные партии. Отдельные сведения о личности Ц., свойственной ему манере исполнения своих произведений, его деятельности по собиранию фольклора, его окружении (он был другом великого трагика П. С. Мочалова), содержащиеся в двух вариантах его биографии, подтверждаются прямо или косвенно высказываниями близко знавших его современников. Почти все произведения Ц. (около 50) принадлежат к одному жанру, который современники называли "русской песней". Создавая свои песни, Ц. ориентировался прежде всего на образцы устной народной лирики. По свидетельству Ф. А. Кони, Ц. был великолепным знатоком фольклора, "исходил почти всю Россию, чтоб послушать родные звуки у русского человека в скорбный и веселый час", и собрал богатую коллекцию волжских разбойничьих песен, которую не успел опубликовать (Пантеон русского и всех европейских театров.-- 1840.-- Ч. I.-- С. 130). Ц. мало заботился о публикации песен, но любил исполнять их, аккомпанируя себе на гитаре. По-видимому, довольно часто Ц. пел в домах актрисы М. Д. Львовой-Синецкой и драматурга А. А. Шаховского, где постоянно собирались писатели и актеры (в доме Львовой-Синецкой бывал композитор А. Е. Варламов, написавший ряд романсов на стихи Ц.). Характерные для лирики Ц. темы: несчастливая любовь молодца или девицы, неудачный брак, женская обездоленность, неволя, смерть на чужбине. Песни имеют чаще всего форму лирической исповеди или эмоционального рассказа, обычно перемежающегося монологами и диалогами персонажей, с жалобами на разлуку, измену, ревнивого мужа, сиротство, одиночество и т. п. Ц. лучше своих современников, работавших в жанре "русской песни", владел многообразием приемов народной лирики. Типичен для его песен прием образного параллелизма ("Ясну соколу быть поиману, / Обескрылену / Во неволе... / Добру молодцу быть в солдатушках / Обезглавлену / В ратном поле" -- "Песни и романсы русских поэтов".-- М.; Л., 1965.-- С. 422). Чрезвычайно органично вписаны в лучшие песни Ц. отрицательные сравнения ("Не успели цветики / Распуститься, / Уж их злая засуха / Поедает.../ Не успела я с дружком / Обручиться,/ Уж он меня, бедную, / Покидает" -- Там же.-- С. 420), риторические обращения к природе ("Что ты рано, травушка, пожелтела?" -- Там же.-- С. 420; "Ты подуй, подуй, / Тихий тепленький / Ветерочик" -- Там же.-- С. 435), постоянные эпитеты ("русы кудри", "резвы ноженьки", "змея лютая", "под косящетым окошечком", "Окол садика зеленого, / Близко терема высокого" -- "Песни русских поэтов".-- Л., 1936.-- С. 226--227), парные синонимические словосочетания ("журит, бранит", "по уму, по разуму", "в тоске-кручине"), слова с уменьшительными суффиксами ("лебедушка", "голубчики", "сердечушко", "зоренька"). Нотных записей напевов, которые сочинял (или подбирал к своим текстам из народного репертуара) Ц., не сохранилось, поэтому выяснение музыкально-ритмической основы его песен невозможно. Активное использование Ц. рифмы и других звуковых повторов (внутренней рифмы и консонансов) в значительной мере было отражением новых тенденций в устном народном творчестве и лишь отчасти может быть объяснено непосредственным воздействием книжных образцов. Большая часть песен Ц. имеет элегическую окраску. В его лирике, как и в лирике других поэтов его времени, тяготевших к стилизации фольклора (А. А. Дельвиг, А. Ф. Мерзляков, Ф. Н. Глинка), ощутимы мотивы сентиментальной и романтической поэзии. Это сказывается в выборе тем (см. выше), в сюжетных ситуациях отдельных песен (гибель одного из влюбленных или их обоих, оплакивание погибшего: "Лежит в поле дороженька", "Не туманами, не мглой солнышко затмилось" и др.; мрачные и трагические картины вещего сна, соперничества жены и любовницы разбойника: "Рассудите мне, люди добрые", "У соловушки одна песенка"), в образной системе ("И как льдинка от лучей на песочке таю" -- "Песни и романсы русских поэтов".-- М.; Л., 1965.-- С. 424; "Бурным вихорем умчалась / Младость -- красная пора" -- "Песни русских поэтов".-- Л., 1936.-- С. 251), в лексике ("слезы горькие", "вздохи тяжкие", "как безумная заметалася"). Заметнее всего влияние книжной поэзии в тех сочинениях Ц., которые отличаются скорее романсовым, нежели песенным складом ("Русская элегия", "Каркнул ворон на березе"). Ц. был непосредственным предшественником А. В. Кольцова. Отличаясь от Кольцова камерностью своего дарования, уступая ему в социальной значимости и широте тематики, Ц. в то же время в лучших своих песнях в большей степени приблизился к традиционной народной лирике. Ц. опубликовал при жизни очень незначительное количество текстов (Комета.-- 1830.-- С. 99--102, 216; "Молва" от 15 марта и 2 мая 1832 г.-- С. 97, 161). Первый поэтический сборник Ц., включивший большую часть его песен, вышел лишь в 1834 г. Однако уже при жизни Ц. песни его расходились в списках по всей России. Многие из них попали в популярные песенники. Наибольшую популярность приобрел романс "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан", музыку к которому написал А. Е. Варламов. К наследию поэта обращались также А. Н. Верстовский ("При долинушке береза белая стояла"), П. И. Чайковский ("Без поры да без времени сохнет в поле муравушка", "Не кукушечка во сыром бору жалобнехонько вскуковала"), С. В. Рахманинов ("Что ты, соловьюшко, корму не клюешь?") и др. Ряд песен Ц. получил широкое распространение в народной среде. Вплоть до настоящего времени собиратели фольклора постоянно фиксировали в народном репертуаре варианты песен "Ах спасибо же тебе, синему кувшину", "Течет речка по песочку", "Каркнул ворон на березе", "Я посею, молоденька, цветиков маленько" и др. Соч.: Русские песни Н. Цыганова.-- М., 1834; Песни русских поэтов (XVIII -- первая половина XIX века).-- Л., 1936.-- С 52--59; Песни и романсы русских поэтов.-- М.; Л., 1965.-- С. 417--459. Лит.: Лонгинов М. Николай Григорьевич Цыганов // Московские ведомости.--1857.-- No 65.-- 30 мая.-- С. 298--299; Гербель Н. В. Русские поэты в биографиях и образцах.-- Спб., 1880.-- С. 407--408; Русские песни Мерзлякова и Цыганова. С очерком жизни обоих поэтов.-- Спб., 1886.-- С. 33--39; Московский Некрополь.-- Спб.. 1908.-- Т. 3.-- С. 299; Острогорский В. Этюды о русских писателях. Художник русской песни А. В. Кольцов.-- Спб., 1911.-- Т. IV.-- С. 22--26; Сидельникова А. В. Песни Н. Г. Цыганова и их народные варианты // Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. Вопросы русской литературы.-- М., 1970.-- Т. 389,-- С. 135--147; Н. Г. Цыганов и его песенное творчество // Там же.-- М., 1971.-- Т. 455.-- С. 143--159; Совалин В. С. Ритмическая организация песен Н. Г. Цыганова // Традиции и новаторство в русской литературе. Сб. трудов МОПИ им. Н. К. Крупской.-- М., 1977.-- С. 61--101.

Актер, автор популярных песен; отец его был сперва крепостным купца В. А. Злобина, известного своими торговыми предприятиями и хлебной торговлей по Волге и ее окрестностям; получив затем отпускную, Григорий Цыганов приписался в удельные крестьяне и долгое время состоял поверенным Злобина в его многочисленных торговых оборотах.

Николай Григорьевич род. в Петербурге в 1797 г.; детство и отрочество он провел в постоянных странствованиях с отцом по России, учась лишь урывками, то дома, то в школах.

Около 1816 г. юный Цыганов по каким-то случайностям поступил в Саратовскую театральную труппу, в которой играл в Саратове и во время странствований труппы по другим городам России.

Прослужив таким образом 12 лет, Цыганов в Симбирске был замечен известным театралом М. Н. Загоскиным, который занимал тогда место члена конторы Московских театров; он отличил Цыганова из числа других актеров и способствовал переходу его на сцену Московского театра.

Как актер, Цыганов не выказал недюжинных дарований, но всегда был у места, особенно же в ролях наивно-комических стариков.

Вся труппа любила его за его доброту, мягкость и непритязательность нрава. В 1831 г. Цыганов умер в Москве от холеры, всего 34 лет от роду. Знавшие его свидетельствуют о его искренности, веселости и остроумии; иногда он предавался разгулу, а по некоторым известиям страдал пороком, которым часто бывают одержимы русские талантливые люди. Цыганов известен в истории русской литературы своими песнями, из коих некоторые давно уже стали народными.

Много поездив по России, Цыганов хорошо познакомился с устным творчеством русского народа, прислушивался к различным поверьям, собирал забытые предания; но с особенным вниманием относился Цыганов к народным песням; некоторые из них он и клал в основание своих произведений; часто сочинения его являлись продуктом минутного настроения, импровизацией, которую он исполнял под аккомпанемент гитары.

Вследствие этого многие из песен Цыганова навсегда погибли, не будучи никогда записаны; некоторые же, помимо воли автора, разошлись во множестве списков по всей России и сделались общеизвестными.

Особенно популярны: "Что ты рано, травушка, пожелтела?", "Ох, болит да щемит ретиво сердечко!", "При долинушке береза", "По полю, полю чистому", наконец - "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан", и др. Всех песен Цыганова известно 44, стихотворения: к П. С. Мочалову и "В альбом М. Д. Львовой-Синецкой". По отзыву Ф. А. Кони, знавшего его лично, "Цыганов был замечательный русский поэт. Он исходил почти всю Россию, чтоб подслушать родные звуки у русского человека в скорбный и веселый чае. Он записывал их песни, подмечал оригинальные выражения и имел особенный такт отличать чисто национальные перлы в русских песнях от искусственной подделки под национальность... В поэтическом отношении, по созданию песен, Цыганов стоял гораздо выше барона Дельвига... Ранняя смерть не дозволила Цыганову обнародовать богатого собрания волжских разбойничьих песен, которые ему удалось подслушать и отыскать в низовых губерниях, а русская литература потеряла через то чудесный материал для народной баллады..." Главнейшая роль Цыганова в истории литературы та, что он явился непосредственным предшественником другого нашего народного певца - Кольцова.

В 1834 г. в Москве были изданы "Русские песни" Цыганова, вышедшие 2-м изданием в 1857 г. (М.) под заглавием "Собрание сочинений Н. Цыганова с прибавлением новейших простонародных песен, собранных С. Кораблевым", а в 1880, 1884 и 1886 г. произведения Цыганова были собраны и изданы Сувориным вместе с песнями А. Ф. Мерзлякова в томике "Дешевой библиотеки". Биография при издании Суворина, 1880 г. - П. В. Гербель, "Русские поэты", изд. 3-е, СПб., 1888, стр. 327-329. - "Русский Инвалид", 1857 г., № 259. - "Молва", 1834 г., № 23, стр. 352-354. - "Северная Пчела", 1834 г., № 188 (статья М. Турунова). - "Библиотека для чтения", 1834 г, т. V, литер. летоп., стр. 5-6. - "Московский Вестник", 1828 г., ч. XI, стр. 108-110 (песни: "Не сиди, мой друг...", "Ах, туманы, вы туманушки", "Да спасибо же тебе, синему кувшину"). - "Молва", 1833 г., № 70, стр. 277-278. - "Литературные Прибавления к Русскому Инвалиду", 1839 г. - "Репертуар..." 1842 и 1843 г. - "Литературный Кабинет", 1842 г., стр. 52 и 57. Б. Львов. {Половцов} Цыганов, Николай Григорьевич (1797-1831) - поэт, сын крепостного крестьянина, странствовавший по разным городам России актер-комик, в последние годы игравший на сцене московского театра.

Из его песен некоторые стали народными.

Наиболее популярные из них: "Что ты рано, травушка, пожелтела?", "Ох болит да щемит ретиво сердечко!", "При долинушке береза", "По полю, полю чистому", "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан", и др. Всех песен Ц. известно 44; остальные, не записанные вовремя, не сохранились.

По своему уменью усваивать и передавать оригинальные народные выражения, Ц. стоит выше Дельвига и является непосредственным предшественником Кольцова.

Впервые "Русские песни" Ц. были изданы в Москве в 1834 г. (2 изд. 1857); в 1880, 1884 и 1886 гг. песни Ц. были собраны и изданы А. Сувориным вместе с песнями А. Ф. Мерзлякова, в томике "Дешевой библиотеки". Ср. биографию Ц. при издании А. Суворина 1886 г.; Гербель, "Русские поэты" (СПб., 1888); "Северная Пчела", 1834 № 23, стр. 352 - 384. {Брокгауз}