ЛЮБОВЬ В
ЖИЗНИ БАЗАРОВА И КИРСАНОВЫХ
(по роману И.С.
Тургенева “Отцы и дети”)
Творчество
великого русского писателя Ивана
Сергеевича Тургенева - это гимн высокой,
вдохновенной, поэтической любви.
Достаточно вспомнить романы “Рудин” (1856),
“Дворянское гнездо” (1859), “Накануне” (1860),
повести “Ася” (1858), “Первая любовь” (1860) и
многие другие произведения. Любовь в глазах
Тургенева прежде всего таинственна: “Есть
такие мгновения в жизни, такие чувства... На
них можно только указать - и пройти мимо”,
Любовь
играет существенную роль в жизни Николая
Петровича Кирсанова. Женившись сразу же
после смерти родителей, Николай Петрович
всецело отдается мирному течению
деревенской жизни. “Десять лет прошли как
сон”. Смерть жены - страшный удар для
Николая Петровича. “Он едва вынес этот удар,
поседел в несколько недель; собрался было
за границу, чтобы хоть немного рассеяться...
но тут настал 48-й год”.
Отношения
Николая Петровича с Фенечкой значительно
спокойнее, “...она была так молода, так
одинока; Николай Петрович был сам такой
добрый и скромный... Остальное досказывать
нечего...” Фенеч-ка привлекает Кирсанова
именно своей молодостью, красотой.
Тургенев
проводит через испытания любовью и Павла
Петровича Кирсанова. Встреча на балу с
княгиней Р. резко изменила жизнь героя.
Павел
Петрович не в силах противиться своему
чувству. Пронаблюдаем за отношениями
Кирсанова и княгини Р. “Тяжело было Павлу
Петровичу, когда княгиня Р. его любила; но
когда она охладела к нему, а это случилось
довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он
терзался и ревновал... таскался за ней
повсюду... вышел в отставку...” Безответная
любовь окончательно выбивает Павла
Петровича из колеи. “Десять лет прошло...
бесцветно, бесплодно и быстро, страшно
быстро”. Известие о смерти княгини Р.
заставляет Павла Петровича бросить все и
поселиться в родовом имении, “
В суждениях
о любви Аркадия Кирсанова чувствуется
влияние Базарова. Подобно своему “учителю”,
младший Кирсанов считает любовь “вздором”,
“чепухой”, “романтизмом”. Впрочем,
реальная жизнь быстро ставит все на места.
Знакомство с Анной Сергеевной Одинцовой
заставляет Аркадия ощутить себя “школьником”,
“студентиком” рядом с ней. “Напротив, с
Катей Аркадий был как дома...” Молодой
Кирсанов, говоря словами Базарова, не
создан для
Попытаемся
теперь выяснить, что значит любовь в жизни
Базарова, ведь молодой нигилист отрицает
все “романтические чувства”. Впрочем,
Базаров “далеко не женоненавистник”. Он
был “великий охотник до женщин и женской
красоты, но любовь в смысле идеальном, или,
как он выражался, романтическом, называл
белибердой, непростительною дурью...”
Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и
братьев Кирсановых - молодостью, чистотой,
непосредственностью. Дуэль с Павлом
Петровичем происходит
нее он, к
изумлению своему, не имел сил”. Тургенев
рисует внутреннюю борьбу героя с самим
собой. Именно в этом заключается объяснение
показного цинизма Базарова. “Этакое
богатое тело! Хоть сейчас в анатомический
театр”, - говорит он об Одинцовой. А между
тем Аркадий замечает в своем друге и
учителе непривычное волнение, даже робость
в отношениях с Одинцовой. Чувства Базарова
- это не только физическая страсть, это
любовь, “...он легко сладил бы с своей кровью,
но что-то другое в него вселилось, чего он
никак не допускал, над чем всегда трунил,
что возмущало всю его гордость”.
Борьба
Базарова со своим чувством изначально
обречена на неудачу. Своим романом писатель
утверждает вечные ценности любви, красоты,
искусства, природы. Во время свидания с
Одинцовой Базаров вдруг ощущает
потрясающую красоту и таинственность
летней ночи, “...сквозь изредка
колыхавшуюся штору вливалась
раздражительная свежесть ночи, слышалось
ее таинственное шептание. Одинцова не
шевелила ни одним членом, но тайное
волнение охватывало ее понемногу... Оно
сообщилось Базарову. Он вдруг почувствовал
себя наедине с молодою, прекрасною женщиной...”
“Любовь” и “романтизм”, над которыми
Базаров так едко смеялся, входят в его душу.
Евгений прекрасно видит, что Одинцова
слишком уж себя “заморозила”, что она
очень высоко ценит собственное спокойствие
и размеренный порядок жизни. Решение
расстаться с Анной Сергеевной оставляет в
душе Базарова тяжелый след. Прощаясь перед
смертью с Одинцовой, тургеневский герой
говорит о своем высоком предназначении, о
трагическом одиночестве, о России.
Исповедальные слова! Такие произносят
только
Таким
образом, и в жизни братьев Кирсановых, и в
жизни нигилиста Базарова любовь играет
трагическую роль. И все же сила и глубина
чувств Базарова не пропадают бесследно. В
финале романа Тургенев рисует могилу героя
и “двух уже дряхлых старичков”, которые
приходят на нее. Но ведь это же любовь! “Неужели
любовь, святая, преданная любовь не
всесильна? О нет! Какое бы страстное,
грешное, бунтующее сердце ни скрылось в
могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно
глядят на нас своими невинными глазами: не
об одном вечном спокойствии говорят нам они,
о том великом спокойствии
С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она- «герцогиня», он- «лекарь»; она - холодная и безмятежная, он, как покажет история любви к этой женщине, - неравнодушный и страстный.
Как трудно будет даваться ему чувство к Одинцовой! В нем начинаёт происходить что-то не базаровское: «что-то другое в него вселилось... чего он никак не допускал». Одинцова же принадлежит к тем людям, которые не знают тревоги: она и волновалась «изредка», и кровь у нее «тихо катилась»: просто какая-то женщина-«рыбица»! Герой стоит на пороге большой личной драмы. Но у Базарова не было сил уйти от этой женщины. Он любил ее, и таил свою любовь, и мечтал... о нежности!
Вместе с тем тургеневский герой многое понимает в Одинцовой. Так, он не верит, что она «способна увлекаться», разве что из любопытства.
Анна Сергеевна действительно «была любопытна»: в отношениях с Базаровым ей хотелось и «его испытать», и «себя изведать». Но в итоге Одинцова испугалась. Не случайно в сцене объяснения героев Тургенев дважды повторяет слово «испуг». Возможно, она испугалась необузданности Базарова, неожиданной грубости его чувств? Так пытаются объяснить несостоявшуюся любовь героя. Хотя стихийность Базарова можно расценить и прямо противоположно: как проявление его глубокой искренности.
В конечном же счете Базаров окажется прав не только в том, что эта женщина «себя заморозила», но что она, несомненно, «царица».
Основа жизни Одинцовой - материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие. Вторжение Базарова в ее жизнь означало бы конец этого спокойствия. Одинцова не отвечает на любовь Базарова. Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не похожего на других.
Базаров - нигилист, был человеком чуждого мира Одинцовой. В политическом отношении это был человек, не верящий в те основы жизни, которые ей казались законными, привычными. По социальному положению Базаров выходец из низов. В материальном отношении - бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае – ученый. По характеру тургеневский герой резок и прямолинеен. Любовь Базарова к Одинцовой – событие, потрясающее основы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему.Она не пугалась резкости выражения Базаровым чувства. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в его «горькую жизнь».
Одинцова пришла к нему, умирающему от холеры, точно так же, как царственные особы посещают из высочайшего великодушия холерные бараки и госпитали. Она подарила ему приличествующий ситуации и поведению царственных особ ритуально-бесстрастный поцелуй. И что особенно горько, Базаров все правильно понял в поведении Одинцовой, приветствуя ее появление фразой: «это по-царски».)
Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве и при этом становящегося еще более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своем последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаенно-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что ее прощальным порывом движет жалость к нему! И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».
Если бы не любовь, разбудившая в Базарове эмоциональные силы, разве читатель мог узнать, насколько одновременно убедительным, проникновенным и страстным может быть нигилист в выражении своего отношения к «отцам»: «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя за марает, да ты и не дорос до нас...»
В любящем Базарове просыпается мощно чувствующая душа, таящая бездну страстей, а потому притягивающая к себе и становящаяся как бы продолжением стихии ночи, свидетелем стоящей за окном в течение его разговора с Одинцовой.
Но любовь не только открывает многое в Базарове. Одновременно она ставит его лицом к лицу с миром и открывает для него этот мир.
Базаров способен на любовь, на большое и глубокое чувство. По мнению М. М. Жданова, сопоставление Базарова с Одинцовой и Павлом Петровичем Кирсановым позволяет увидеть внутреннее единство произведения, связь любовной интриги с основным конфликтом романа, доказывает «торжество демократизма над аристократией» в области чувств.
Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», цинично говорит он о молодой женщине.
Судьба Анны Сергеевны не была легкой. Лишившись родителей, она осталась в затруднительном материальном положении, с двенадцатилетней сестрой на руках. Преодолевая трудности, она проявляет недюжинную силу характера и самообладание. Анна Сергеевна выходит замуж по расчету за человека намного старшего его, и, хотя она уважает своего мужа как человека доброго и честного, конечно, не испытывает к нему никакой любви. Оставшись вдовой, она поселилась в имении, где все было устроено с комфортом и роскошью. Она редко общалась с соседями, и о ней ходило множество нелестных слухов, вероятно, ей завидовали: молода, красива, богата, независима. Базаров произвел на нее впечатление, и она пригласила их с Аркадием в гости. Уже первая беседа в гостинице продолжалась более трех часов, причем Анна Сергеевна проявляет и чуткость, и такт, выбрав тему для разговора и помогая гостю освоиться. Даже Базаров меняет свое к ней отношение, с уважением говоря, что она «в переделе была», «нашего хлеба покушала». Дальнейшее общение сближает героев, они интересны друг другу, но не во всем могут между собою согласиться. Базаров придерживается социалистических взглядов, отрицая индивидуальность человеческой личности: «Исправьте общество, и болезней не будет». Разумеется, получившая классическое дворянское образование, Анна Сергеевна не может с этим согласиться. Ей скучно, как всем женщинам, «которым не удалось полюбить», хотя она сама не знает, чего именно ей хочется. Она кокетничает с Базаровым, отговаривая ею уехать. Базаров же находится в замешательстве: всю жизнь считая любовь «романтизмом», теперь он «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Его бесит собственная слабость, он не может позволить себе зависеть от избалованной женщины, «аристократки». Их объяснение драматично: страсть Базарова пугает Анну Сергеевну, заставляя ее в испуге отшатнуться. Перед отъездом Евгения Одинцова долго размышляет о своем душевном состоянии и приходит к выводу, что она была права: «Бог знает куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете».
Различия в воспитании, мировоззрении, образе жизни стали для героев непреодолимыми. Базаров в смятении сознает, как рушатся основы нигилизма его твердых убеждений, а Анна Сергеевна боится связывать свою судьбу с непредсказуемым и политически неблагонадежным человеком, нарушить ради него свой душевный комфорт. Герои расстаются друзьями, сумев подняться выше своих предрассуждений, но их взаимоотношения, видимо, не могли сложиться иначе.
Базаров узнаёт
о существовании Анны Одинцовой
от Кукшиной, знакомой его друга
Ситникова. Первый раз он видит её
на балу у губернатора, куда приехал
вместе с Аркадием. «Это что за фигура?
– проговорил он. – На остальных
баб не похожа». Там же он с ней
и знакомится. Она приглашает их
с Аркадием к себе. В гостях у
Одинцовой Базаров явно старается
занять свою собеседницу. Она приглашает
их к себе в Никольское.
«Экое богатое тело! – сказал Базаров
по дороге. – Хоть сейчас в анатомический
театр». В Никольском Базаров заинтересовал
Анну, всё время проводил с ней, чувствовал,
что любит её. Однажды утром она позвала
его в свою комнату и попросила сказать,
что с ним происходит – тот признался
ей в любви. В тот же день после обеда он
извиняется перед ней и говорит, что уезжает.
«Мы ещё увидимся, не правда ли?» – сказала
она. «Как прикажете… В таком случае мы
увидимся», – ответил Базаров.
После этого они долго не встречались,
пока Базаров не решил заехать к ней по
пути к родителям. Он ещё раз извиняется
и надеется, что она не будет вспоминать
о нём с отвращением. Анна Сергеевна говорит,
что причиной их размолвки было то, что
они не нуждались друг в друге и, главное,
в них слишком много… однородного. Она
просит его остаться, но он уезжает: «Прощайте-с
и будьте здоровы». Через некоторое время
он смертельно заболел, когда ему стало
совсем плохо, послал нарочного к Одинцовой,
перед самой смертью она поцеловала его,
и он умер.
Любовь показалась испытанием для Базарова,
для Тургенева – это одна из смыслообразующих
ценностей. Любовь побеждает эгоизм, просветляет
мир, это чувство оказалось не физиологией,
как предполагал герой, это чувство потрясает
и травмирует. На словах он отрицал любовь,
а на деле жизнь заставила её признать.
Ни Базаров, ни Павел Петрович не одерживают
победы в споре с жизнью.
В
чем сложность
взаимоотношений
Базарова Одинцовой.
В ответ на свою откровенность Одинцова хочет проникнуть в душу Базарова. Ей интересны сокровенные мысли героя, его планы на будущее. Но Евгений Петрович замкнут. Герой очень одинок, он не привык делиться своими размышлениями и переживаниями. Анна Сергеевна уверяет, что Евгений может открыться ей.
Любовь в произведениях Тургенева - сила природная, подчиняющая себе человека зачастую помимо его желания, она прекрасна, грозна и мгновенна, как молния. С грозой сравниваются чувства героини в повести «Ася», героя - в повести «Фауст». Любовь - прекрасное мгновение, которое не дано остановить, как не остановить молнию. Любовь - всегда испытание, потому что она требует самопожертвования. Эту ситуацию “испытания любовью” переживают все герои Тургенева, и герои «Отцов и детей» - не исключение. Перед нами разворачивается история роковой любви Павла Петровича к княгине Р. Аркадий влюбляется сначала в Анну Сергеевну Одинцову, а затем в её сестру Катю. Николай Петрович любит Фенечку.
Однако центр романа составляет история любви Базарова и Одинцовой. Именно встреча с Анной Сергеевной словно делит роман на две части. Если в первой части романа мы видим Базарова-победителя, нигде не встречающего достойного сопротивления, самоуверенного и сильного, то вторая часть показывает нам другого Базарова. Он столкнулся с силой посерьёзнее Павла Петровича. И эта сила - любовь. Трагедия этой любви не только в том, что она осталась безответной.
Развитие отношений между Базаровым и Одинцовой занимает центральное место. До встречи с Анной Сергеевной любовь была одним из красивых “слов”, герой иронически называл её “романтизмом”, “дурью”, “художеством”. Наверное, на такое отношение к любви герой имеет право: история Павла Петровича и княгини Р. (остановимся на этом чуть подробнее) - весомое тому доказательство. Но вот “несчастье” случилось с Базаровым, и отношения с Одинцовой “не сложились” или “сложились”? И вновь обращаемся к профессиональным читателям.
В.Троицкий: “Одинцова, которую Базаров, несомненно, привлёк своей незаурядностью, очень скоро поняла, что он герой не её романа. Она почувствовала в нём отсутствие той духовности, без которой для неё не могло быть любви”.
Г.Бялый: “«Новый человек», нигилист Базаров способен к любви истинно большой и самоотверженной. Одинцова же, при всей незаурядности своей натуры, боится сердечных тревог и жизненных осложнений… Одинцова принадлежит к числу необычных и даже редких людей своего круга, своей среды, но Базаров решительно превосходит её глубиной и сердечностью своего чувства. Это, быть может, самая большая его победа, несмотря на то, что имеет видимость поражения”.
Вокруг сопоставления этих точек зрения и может строиться дальнейшая работа над сочинением.
В заключение говорим о счастливых любовных историях. Во-первых, Фенечки и Николая Петровича. Попутно заметим, что к простенькой Фенечке тянутся многие герои романа: её целует Базаров после тяжёлого разговора с Одинцовой, Павел Петрович находит в ней сходство с загадочной княгиней Р. Поразмышляем - почему?
Обратимся к другой героине - Кате, которая поднимет бокал “в память Базарова”, Аркадий пожмёт ей руку, но не решится “громко предложить этот тост”. Но ведь и его отец тоже не решился сразу сделать Фенечку своей женой.
Думается при пристальном размышлении над этими счастливыми историями возникает больше вопросов, нежели ответов.
По
поведению Базарова в начале произведения
можно сделать вывод, что страдания
от неразделённой любви ему не
угрожают.Базаров был великий
охотник до женщин и до женской
красоты, но любовь в смысле идеальном,
или, как он выражался, романтическом,
называл белибердой, непростительною
дурью, считал рыцарские чувства
чем-то вроде уродства или болезни
и не однажды выражал свое удивление:
почему не посадили в желтый дом
Тоггенбурга со всеми миннезингерами
и трубадурами? «Нравится тебе женщина,
- говаривал он, - старайся добиться
толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись
- земля не клином сошлась» Он представляет
собой тот тип человека, разделяющего
нигилистические воззрения на различные
области жизни, который любовь не
признаёт, даже как чувство. "Мы, физиологи,
знаем, какие это отношения..."
Но это совсем не значит, что он не
признаёт вообще никаких отношений
между мужчиной и женщиной. Евгений
просто терпеть не может рыцарства.
А его отзывы относительно Павла
Петровича, пережившего несчастную
любовь: "Не мужчина, не самец", - дополняют
портрет. Базаров и любовь - вещи несовместимые. Но вдруг в его жизни появляется Одинцова. Уже после бала он понял, "что тут что-то не ладно". А после первых минут более близкого знакомства с Одинцовой он был околдован её красотой и умом. Анна Сергеевна была настолько умна, чтобы Базарову было интересно с ней общаться, и настолько красива, чтобы понравиться ему. Когда одному человеку интересно с другим, когда тот ему нравится, возникает любовь. Это и начало происходить с ним: он стал вдруг многословен, "старался занять свою собеседницу". Когда друзья после этой встречи возвращались домой, Евгений, всё ещё пытаясь выйти из-под власти Одинцовой, уже признаёт её красоту и опережает желание Аркадия поехать в Никольское. Вскоре Базаров понял, что влюбился. И изо всех сил старался искоренить в себе это рыцарское "чувство, которое его мучило и бесило и от которого он отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь хоть отдалённо намекнул ему на возможность того, что в нём происходило". Евгений боролся с самим собою: он "высказывал равнодушие ко всему романтическому", но "с негодованием сознавал романтика в самом себе". Он бранил "вполголоса и её, и себя" за происходившее между ними, но в его голове то и дело возникал образ Одинцовой. |
В русской
литературе есть всего два романа,
главных героев которых зовут
Евгений: “Евгений Онегин” и “Отцы
и дети”. Случайно ли это совпадение
имен?
Параллели между сюжетами двух романов
на этом не кончаются: у каждого Евгения
свой младший друг; в обоих романах по
соседству живут две сестры-помещицы;
очень непростым отношениям между Базаровым
и Анной Сергеевной как бы соответствует
несостоявшаяся любовь между Онегиным
и Татьяной, а роман Ленского с Ольгой
кончился бы так же, как роман Аркадия
с Катей, если бы Ленский остался в живых.
Кстати, в обоих романах есть дуэль, на
которой тот, для кого дуэль - нелепый
предрассудок, ранит того, для кого дуэль
- дело чести. Вообще, для обоих Евгениев
характерно пренебрежительное отношение
к нормам, которые считаются общепринятыми
в окружающей среде. Наконец, основное
действие обоих романов происходит в деревне,
куда герои приезжают из столицы. И еще:
и Онегин, и Базаров всегда одиноки.
Если предположить, что Тургенев сознательно
сделал все эти совпадения, то интересно
посмотреть различия между героями этих
романов. Контраст создается уже самими
фамилиями этих героев. Мягкому, нежному
имени Евгений созвучна фамилия Онегин.
Фамилия же Базаров грубая, пожалуй, даже
вульгарная. С такой фамилией естественно
сочетается облик Базарова: красные руки,
лицо “длинное и худое, с широким лбом,
кверху плоским, книзу заостренным носом,
большими зеленоватыми глазами и висячими
бакенбардами песочного цвета” и так
далее.
Интересно сравнить влияние Онегина и
Базарова на жизнь окружающих. Скучающий
Онегин старается жить сам по себе, но
тем не менее оставляет неизгладимый след
в жизни тех, с кем сталкивается: убит Ленский,
из-за этого по-иному пошла жизнь Ольги,
на всю жизнь остается душевная рана у
Татьяны. Базаров же, наоборот, с реформаторским
пылом врывается в жизнь, стремясь как
можно больше подорвать традиционные
устои общества. Как и Онегин, Базаров
одинок, но его одиночество создается
резким противостоянием всем и вся. Базаров
часто употребляет слово “мы”, но кто
эти “мы” - так и остается непонятным:
не Ситников же с Кукшиной, которых Базаров
откровенно презирает. Казалось бы, появление
такого человека, как Базаров, не могло
не потрясти общество. Но вот Базаров умирает,
и, читая эпилог романа, мы видим, что судьбы
всех героев (за исключением, конечно,
стариков-родителей Базарова, которые
вскоре отправятся вслед за ним) сложились
так, как если бы никакого Базарова вообще
не было. Лишь добрая Катя вспоминает в
счастливую минуту свадьбы о безвременно
ушедшем друге. Базаров - человек науки,
но в романе нет ни единого намека на то,
что он оставил в науке какой-либо след.
Итог жизни Базарова невольно напоминает
строки Лермонтова:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа.
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Мертвость была в самой философии Базарова,
в его стремлении свести всю живую жизнь
к законам неживой материи. Смерть была
в нем самом, и недаром он умирает от трупного
яда. Может быть, самым абсурдным в жизни
Базарова было стремление утвердить свою
личность, противопоставить себя другим
путем проповеди полной безликости: “Люди,
что деревья в лесу; ни один ботаник не
станет заниматься каждой отдельной березой”.
Интересно, применял ли Базаров подобные
“принсипы” (как сказал бы Павел Петрович)
к самому себе? Базаров вызывает симпатии,
когда восстает против косностей тогдашней
русской жизни (прежде всего, в спорах
с Павлом Петровичем), но противопоставляет
он, по существу, еще большую косность,
всеобщее выравнивание.
Не была ли бесплодность жизни Базарова
попыткой Тургенева подавить в себе пророческие
тревоги за будущее России, внушить себе,
что Базаровы приходят и уходят, а жизнь
продолжается? Но если это не так, если
базаровский дух заразит целые поколения
русской интеллигенции - что тогда? Тургенев
не нашел ответа на этот вопрос. На него
ответила история...
Сон Базарова
Я очень люблю
роман И. А. Гончарова “Обломов”,
причем одной из самых моих любимых
глав является “Сон Обломова”. Мне
кажется, что это одна из самых
поэтичных и нежных картин в романе.
От каждого описания природы, каждого
слова, сказанного жителями Обломовки,
веет какой-то негой, лаской и добротой.
Правда, этот сон также объясняет,
почему судьба главного героя сложилась
так, как она описана в романе.
Если бы этой главы в романе не было,
я думаю, не одно поколение терялось
бы в догадках, почему Илья Ильич Обломов,
“человек лет тридцати двух-трех от роду”
целые дни проводил, лежа на диване, “с
отсутствием всякой определенной идеи,
всякой сосредоточенности в чертах лица”.
И. А. Гончаров назвал “Сон Обломова”
“увертюрой” всего романа. “Сон Обломова”
сперва появился на свет как “эпизод из
неоконченного романа”. Гончаров подчеркивал,
что в этом коротком произведении им был
набросан “главный мотив "обломовщины"”.
В чем же и как выразился этот мотив? Гончаров
видел, что “обломовщина” неотделима
от крепостничества. Картину, нарисованную
Гончаровым, можно воспринять как некую
аллегорию: Обломовка - очень яркое и
полное олицетворение “сна, застоя, неподвижной,
мертвой жизни”.
Как же “милые обломовцы” повлияли на
жизнь здорового, одаренного, живого, наблюдательного
и впечатлительного мальчика? Маленький
Илюша Обломов был очень подвижным и любознательным
ребенком. Ему было скучно подолгу повторять
за матерью молитвы. Его живая натура требовала
движения, а энергия - выхода.
Очень может быть, что в благоприятных
условиях Илюша достиг бы больших успехов
в жизни. Но воспитание в условиях крепостного
строя подавляло в мальчике все хорошее,
что в нем было. Ему постоянно внушали,
что он барин, что у него есть “Захар и
еще 300 Захаров”. Когда Захар натягивает
на Илюшу чулки, мальчик “только и знает,
что подставляет ему лежа то ту, то другую
ногу; а чуть что покажется ему не так,
то он поддаст Захарке ногой в нос”. Такое
воспитание убивало в Илюше инициативу
и природную живость. Любая попытка мальчика
сделать что-нибудь самому немедленно
пресекалась: “Отец и мать, да три тетки
в пять голосов и закричат: - Зачем? Куда?
А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй!
Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите,
разини? Вот я вас!”
Родители не заботились о том, чтобы мальчик
получил правильное представление об
окружающем мире. Это представление у
него складывалось в основном по няниным
рассказам. Некоторые из этих рассказов
(о мертвецах и о разных чудовищах) приводили
Илюшу в ужас, развивали в нем страх перед
жизнью. Они так повлияли на впечатлительного
мальчика, что “воображение и ум, проникшись
вымыслом, оставались уже у него в рабстве
до старости”. Уже взрослый человек, Илья
Ильич понимал, что в жизни нет таких чудес,
о которых ему говорили в детстве, но все
же “у него навсегда остается расположение
полежать на печи, походить в готовом незаработанном
платье, поесть за счет доброй волшебницы”
и он “бессознательно грустит подчас,
зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка”.
Постепенно Илюша начинает приходить
к выводу, что нужно жить так, как живут
окружающие его люди. В нем начали развиваться
апатия, лень, безволие. Обломовка погасила
в нем всякое стремление к знанию.
Как же живут, как проводят время хозяева
Обломовки? “Сам Обломов - старик тоже
не без занятий”, - с иронией говорит
Гончаров. Что же это за занятия? “Он целое
утро сидит и неукоснительно наблюдает
за всем, что делается на дворе.” Хозяйство
же между тем постепенно приходит в упадок.
Приказчик, пользуясь беспечностью и бесхозяйственностью
Обломова-старшего, присваивает значительную
часть доходов. Барин при этом даже не
знает, какой доход приносит его имение.
Однако чтобы проверить приказчика, нужно
потрудиться, а труд в Обломовке считается
наказанием. И нет ничего удивительного,
что Илья Обломов, унаследовавший от отца
“талант хозяйничания”, не знает счета
деньгам и с детской наивностью думает,
что староста Обломовки даст денег столько,
сколько нужно.
Мать Илюши тоже занята “делом”: все свободное
от сна время она посвящает выбору блюд
для завтраков, обедов и ужинов. Это занятие
было настолько важным, что совещались
целым домом. И ничего удивительного, ведь
“забота о пище была первая и главная
жизненная забота в Обломовке”.
Учебой Илюшу не загружали. Чтобы он не
измучился и не похудел, ему часто разрешали
пропускать занятия в пансионе. Причины
находились самые разные. Например, если
в доме пеклись блины, то в пансион не нужно
было ехать. Когда же он все-таки ходил
в класс, то задаваемые уроки учил не дальше
“той строки, под которой учитель, задавая
урок, проводил ногтем черту”. Родители
Илюши видели в образовании прежде всего
выгоду. Те, кто его имел, получали чины
и награды, быстрее наживали деньги. А
поскольку обломовцам хватало того, что
у них было, то и учиться, по их мнению,
было незачем.
Воздействие на Илюшу обломовской среды
было настолько сильным и глубоким, что
его уже нельзя было искоренить. Ильей
все больше овладевали лень и апатия, у
него не хватало сил бороться с ними. Когда
он учился в университете, в нем неожиданно
вспыхнуло желание добиться положения
в обществе, появились радужные надежды.
Но период душевного подъема был недолгим.
Первые столкновения с жизнью, первые
трудности испугали Обломова. Служба требовала
энергии и труда. Прослужив кое-как два
года, Илья Ильич подал в отставку. Обломов
стал постепенно отгораживаться от мира.
Он “простился с толпой друзей” и все
реже и реже выходил из дома. Таким образом,
становится очевидным: все, что видел Илюша
в детстве, и сделало его таким, каким мы
встречаем его в квартире на Гороховой.
Я очень сочувствую Обломову, он очень
мне симпатичен. Мне жаль, что у него так
сложилась жизнь. Когда я прочитал роман,
мне захотелось вернуть Обломова в детство,
чтобы он снова стал маленьким Илюшей,
но чтобы детство его проходило совсем
по-другому. Он мог бы тогда остаться энергичным
и любознательным, получил бы хорошее
образование, и жизнь была бы ему г* радость.
Его взгляд бы не “помрачался выражением
будто усталости или скуки”, у него были
бы интересные занятия, он бы много читал
и общался с интересными людьми. Но Обломовка
сделала свое дело - она самым пагубным
образом повлияла на всю дальнейшую жизнь
Ильи Ильича Обломова.
Трагедия
Базарова
и т.д.................
Иван Сергеевич Тургенев создал нетленное произведение, оставшееся в веках вечным современным вопросом. «Отцы и дети» роман актуальный вера, сегодня, завтра. Здесь затронуты вопросы воспитания нравственности, отношения к жизни и к своему будущему, вопросы положения в обществе и выходах в свет. И, конечно, немаловажная роль в романе отведена любви и чувствам, их проявлениям и, как бы ни звучало грубо, но выражениям своих чувств, изменениям в человеке с приходом любви.
Евгений Базаров, герой романа, описывается изначально, человеком, посвятившим себя своей идее - науке, труду, рационализму. Считается нигилистом и противником каких-либо человеческих слабостей, уж тем более какой-то там любви.
(Евгений Базаров)
Всё меняется после встречи с гением чистой красоты, Анной Сергеевной Одинцовой. Эта женщина ставит себя высоко, независимо, хладнокровна, горделива, мудра. Естественно, первоначальные качества поражают до глубины души молодого Евгения Васильевича. Вскоре успешный целеустремлённый человек понимает, что не может жить как прежде, отдавая все силы и мысли только работе. Анна покорила его сердце и забрала душу - Евгений влюбился.
Анна Сергеевна, овдовевшая обеспеченная барышня не стара и крайне привлекательна, даже красива. Её уверенность и нордические черты характера дано полюбить не каждому. Но, проблема в том, что саму Анну, по всей видимости, высокие чувства не трогали ещё (или уже) никогда. Женщина примеряет на себя удобства, комфорт, рассчитывает действия на будущее, прикидывает выгодные стороны союза.
Её приятное расположение и симпатия к влюблённому человеку не пошла далее, чем заинтересованность. Анна стремилась к удовлетворению комфортом, тишиной и размеренностью, но пылкие терзания Евгения сбили её с мысли о создании семьи или даже партнёрства. Оживлённый любовью и окрылённый счастьем Евгений нравился ей куда меньше, чем тот, кем он был ранее.
Нет точного ответа на вопрос о возможном будущем Анны и Евгения, что бы было с героями далее. Если бы Анна влюбилась в Евгения, изменилось бы её поведение и взгляды на жизнь, на отношение к людям в целом. Евгений разочаровался в своих жизненных принципах, которыми дышал до знакомства с Анной, а вот женщина не сумела принять другой мир и оттолкнула от себя трепетные чувства. Базаров ушёл из жизни скоро, но ушёл человеком, знающим что такое любить и отдавать своё тепло, делиться радостью внутренней и стараться делать мир вокруг себя лучше. Суждено ли Анне познать столь высокое чувство, преодолевающее любые сложности в жизни и судьбе - кто знает?
От искреннего чувства невозможно скрыться. Обманывать самого себя человек не научился и по сей день. И хочется верить, что история безразличия в душе рано или поздно закончится у каждой «Немного Анны», «немного Кати», «немного Снежной Королевы». Жить во взаимности и любить не так страшно, как не понимать и не принимать зов другой души. И лучше уйти, постигнув счастье, чем жить до 100 лет глухо - немо - слепым и безразличным ко всему.