Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Чацкий и Молчалин. Характер и смысл противостояния? (по комедии А

Чацкий и Молчалин. Характер и смысл противостояния? (по комедии А

Как в диалоге Чацкого и Молчалина раскрываются характеры обоих героев? Фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всяких дышит». Свобода личности - вот мотив времени и комедии А. С. Грибоедова, причем свобода и от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви, перед которой мир целый… - прах и суета». Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными. Стремление Чацкого - служить Отечеству, «делу, а не людям». Он ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство. Молчалин и Чацкий - это главные и наиболее яркие герои комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Они являются представителями двух сторон жизни России, двух больших групп, сложившихся в обществе того времени. Одни - «гордецы», которые, по словам Фамусова, «рыскают по свету, бьют баклуши», а другие, по определению Чацкого, «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея». Сравнение Молчалина и Чацкого в комедии показывает, что «Молчалины блаженствуют на свете», тогда как Чацкий не может быть принят и понят в московском обществе. Но еще до развязки автор сталкивает их один на один, чтобы полнее раскрыть характеры обоих героев.Этому эпизоду предшествует разговор Чацкого с Софьей о Молчалине. Чацкий, видя, с каким воодушевлением девушка отзывается о качествах последнего, начинает понимать, что она испытывает к нему глубокие, нежные чувства. С другой стороны, слыша, что она говорит, Чацкий сомневается, действительно ли эти чувства искренни. И вот, находясь в таком состоянии, он встречает Молчалина и пытается выяснить истину. В начале разговора Чацкий действительно хочет понять, что же такое есть в Молчалине, что пленило Софью. Тем не менее он не отказывается от своей привычной иронии, которой, впрочем, не принимает Молчалин. Он изредка высказывается о себе, чем только подтверждает свои взгляды, знакомые читателю по предыдущим эпизодам. Если разговор Чацкого и Молчалина рассматривать вне контекста пьесы, можно подумать, что Молчалин постоянно поучает неразумного, непонятливого, оторванного от реальности Чацкого. Действительно, Александр Андреевич постоянно переспрашивает, самый частый его вопрос - «зачем?». Несмотря на свой ум, образованность и жизненный опыт, Чацкий не может понять, как можно иметь такие взгляды, он не верит, что так можно жить. И до самого финала пьесы Чацкий не поймет всей трагичности ситуации, не сможет поверить в то, что совершенно не вписывается в московское общество. Кроме того, Молчалин, в котором, по выражению Чацкого, «ума... только мало», очень вежливо, без малейшего смущения поучает Чацкого, искренне жалеет его, терпеливо объясняет ему все тонкости жизни в обществе. Молчалин советует Чацкому «хоть раз бы съездить» к Татьяне Юрьевне, служить в Москве, «и награжденья брать, и весело пожить», советует «зависеть от других». Заметно, что Молчалин совершенно не понимает своего собеседника, да он и не в состоянии это сделать. Их разговор длится недолго, но за это время Чацкий успевает измениться в настроении и манере говорить, причиной этому стало постижение им натуры собеседника. Он понимает, что Молчалин ничуть не изменился, все такой же «бессловесный». Из разговора с Молчалиным Чацкий делает один вывод: «Обманщица смеялась надо мной!» Он не обращает внимания на то, что именно «с такими чувствами, с такой душой» Молчалин успешно принимается в обществе. Этот разговор является для Чацкого своего рода шансом - шансом отказаться от собственных взглядов, принести их в жертву спокойной, «веселой» жизни в Москве. Он не использует его и остается самим собой: «безумным», навсегда покинувшим Москву.

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей,

Найдется враг исканий...

........................................

Мне завещал отец,

Во-первых, угождать

Всем людям без изъятья...

А. С. Грибоедов

В гостиной знатного московского барина Павла Афанасьевича Фамусова встреча-ются два молодых человека. Они не знают друг друга, да и что общего может быть у блестящего юноши-дворянина, воспитанного в этом доме и только что возвратившего-ся из-за границы, и скромного, угодливого секретаря хозяина, который, униженно кланяясь и заискивая перед всеми, сумел приобрести расположение тех, от кого зави-сел? Оказывается, общее есть — это любовь к хозяйской дочери, Софье. Читатель и зритель знают больше, чем герои. Мы видим горячность, нетерпение Чацкого, кото-рый «голову сломя» мчался к любимой девушке, слышим вкрадчивые, уклончивые объяснения Молчалина и не можем не удивляться выбору Софьи. Но вскоре другая сторона конфликта захватит наше внимание и станет ясно, что эти молодые люди — антиподы во всем, их противостояние неизбежно и объясняется оно не столько сопер-ничеством в любви (по сути, этого соперничества и нет — ведь Молчалин не любит Софью), сколько противоположным отношением к жизни, к общественным и нрав-ственным ценностям.

В молодости каждый человек выбирает свой жизненный путь, ставит перед собой какие-то важные для него цели. Все, наверное, хотят добиться успеха, сделать карье-ру, обрести личное счастье — ничего зазорного в этом нет. Но как достичь желаемо-го? Все ли средства для этого хороши? Вот тут и проверяется человек, раскрывается его истинная сущность.

«Обманщица смеялась надо мною», — воскликнул Чацкий после разговора с Мол-чалиным, убедившись, что человек «с такими чувствами, с такой душою» не может быть любим. Действительно, как может разумная Софья полюбить человека, для ко-торого «мнения чужие только святы», который настолько лишен чувства собственно-го достоинства, что искренне полагает: «надо же зависеть от других».

Враг рабства во всех его проявлениях, Чацкий бросается в бой не только против крепостнических взглядов, старых порядков, но и против нравственного убожества, раболепства, угодничества. И здесь его непримиримые противники — Фамусов, мно-гочисленные представители московского барства и... Молчалин, который даже не счи-тает нужным маскироваться, искренне полагая, что для достижения успеха хорошо все, в том числе самые низменные средства. Он самодоволен настолько, что осмели-вается поучать Чацкого, делится с ним своей жизненной «мудростью», основа которой — «угождать всем людям без изъятья». Самовлюбленный секретарь-хамелеон убежден, что два незаменимых таланта — умеренность и аккуратность, проложат ему путь к сердцу (и карману!) тех, от кого он зависит. Самоуверенность Молчалина доходит до того, что он решается высказать сочувствие своему противнику: «Вам не дались чины, по службе неуспех?» Чацкий вначале даже несколько растерялся, поэтому его ответ прозвучал не резко, а уклончиво: «Чины людьми даются, а люди могут обмануться». А Молчалин продолжает наступление. Его реплика «жалели вас» — кульминация ди-алога с Чацким. Этот секретаришка, оказывается, достаточно умен и язвителен, что-бы выбрать едкое, жалящее слово, особенно оскорбительное для сильного, гордого, непримиримого человека. Изворотливым своим умом Молчалин, видимо, понял, к чему приведут наскоки Чацкого на такие ценности мира фамусовых, хлестовых, скалозу-бов — его мира, как крепостное право, чинопочитание и карьеризм, преклонение пе-ред «золотым мешком» и генеральским чином. Материал с сайта

Правда, лишь на мгновение осторожный Молчалин позволил себе раскрыться, а потом снова стал робким, угодливым, проявляя раболепие по отношению к Татьяне Юрьевне (Чацкий слыхал о ней, что «вздорная»), к Фоме Фомичу (по Чацкому, «пу-стейший человек из самых бестолковых»). Маска снова надежно скрыла истинное лицо, но мы понимаем: социально-психологического и нравственного противостояния, уси-ленного личной драмой Чацкого, не избежать, потому что противники — антагонис-ты во всем. Если Чацкий воплощает «век нынешний» с его требованием политичес-кой свободы для всех, с его уважением к человеческой личности, то Молчалин — порождение и защитник «века минувшего», соединяющий в себе самые отвратитель-ные черты этого века: оправдание крепостничества, лицемерие, ложь, презрение к людям, чинопочитание и угодничество. Чацкий прекрасно понял это, потому и не со-мневается, что его противник «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бес-словесных».

Так в течение одного дня не только состоялось знакомство, но и определились противоположные, а поэтому непримиримые жизненные позиции двух молодых лю-дей, один из которых вызывает наше горячее сочувствие и симпатии, а другой — презрение и гадливость. Их противостояние носит идейно-политический характер, потому что они отражают мировоззрение противоборствующих лагерей в обществен-но-политической жизни России 20-х годов XIX века и в то же время всегда происхо-дящую борьбу порядочности и непорядочности, искренности и фальши, нравственно-сти и безнравственности.

Эта борьба шла вчера, продолжается сегодня и будет идти завтра, и в ней едино-мышленник и союзник всех заслуживающих уважения людей — бессмертный Чацкий, а их противник — презренный Молчалин.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • эпиграф к сочинению горе от ума чацкий и софья
  • мнение чацкого о раболепстве цитаты
  • жизненные и нравственные ценности молчалина
  • противостояние и отношение к чацкому
  • какое характер чацки

Персонажи в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”, в полном соответствии с правилами классицизма, наделены “говорящими” фамилиями. Однако здесь совпадение бывает чисто внешним: Молчалин, конечно, бессловесный (Чацкий: “Еще ли не сломил безмолвие печати?..”, “Вот он. На цыпочках и не богат словами”; Софья: “При батюшке три года служит, // Тот часто без толку сердит, // А он безмолвием его обезоружит”). Но молчание – это не столько черта его характера, сколько способ достижения целей (“Ведь нынче любят бессловесных”). Молчалин легко и свободно разговаривает с Лизой, раскрывает систему своих взглядов перед Чацким. Следовательно, характер героя не исчерпывается “говорящей” фамилией полностью.

Говорит Молчалин совсем немного, но и тех немногих слов, которые он произносит в диалогах с другими героями, достаточно для того, чтобы раскрыть его характер. В диалоге с Фамусовым Молчалин предстает тихим, услужливым молодым человеком. Он осознает свою зависимость от Фамусова, поэтому ведет себя очень скромно. Его реплики в этом диалоге поражают вкрадчивостью: “Я слышал голос ваш”, “Сейчас с прогулки”, “С бумагами-с”. Причем стоит обратить внимание на характерную частицу “с”, которая появляется в речи Молчалина только тогда, когда он обращается к вышестоящими. В диалогах же с Лизой он гораздо многословнее. Здесь проявляются его чувства и эмоции (“Веселое созданье ты! живое!”, “Какое личико твое! Как я тебя люблю!”). Он действительно откровенен, здесь нет его показной скромности и угодливости.

Если диалоги с Лизой выявляют чувства Молчалина, то диалог с Чацким раскрывает его общественную позицию. Из их разговора мы узнаем, что Молчалин принадлежит к “веку минувшему”: он разделяет общественное мнение, не смеет иметь своего:

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь,

он разносит сплетни:

Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,

Из Петербурга воротясь,

С министрами про вашу связь,

Потом разрыв…,

он карьерист, хочет, как и все представители фамусовского общества, сделать карьеру нечестным путем:

…Так, частенько там

Мы покровительство находим, где не метим.

Каждый поступок Молчалина разоблачает в нем “низкопоклонника и дельца”. Что бы он ни делал, он преследует одну цель: как можно лучше устроиться в жизни. Он всеми силами старается добиться расположения Фамусова, завоевать уважение Чацкого, услужить Хлестовой. Он всем хочет угодить, каждому сделать приятное, но все это только из корыстных побуждений.

При сравнении с Чацким, искренним в своих поступках и словах, Молчалин предстает притворщиком и лгуном. Он лжет всем (кроме Лизы): Фамусову, не знающему о романе с его дочерью, Софье, которую он совсем не любит, а лишь “по должности” разыгрывает роль любовника.

Молчалин и Софья совершенно разные люди, тем удивительнее то, что их “бог свел”. Живой ум Софьи никак не сравнить с практическим умом Молчалина, а смелость и решительность ее поступков резко контрастирует с его лакейской покорностью и угодливостью.

В то же время Софья не замечает его недостатков. Она восторгается его душевными качествами, не замечая, что сама разоблачает в нем недалекого человека:

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит.

Конечно нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит.

Он наконец: уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства

И на душе проступков никаких

Чужих и вкривь и вкось не рубит.

Чацкий же, напротив, с первой же встречи разгадал Молчалина и по прошествии времени все же не изменил своего мнения:

Ума в нем только мало…

Молчалин прежде был так глуп!..

Жалчайшее созданье!

Чацкий отказывает Молчалину в уме, да и вообще считает, что тот не заслуживает никакого внимания. Именно поэтому он так не хочет верить тому, что Софья полюбила этого человека. При этом Чацкий замечает умение Молчалина приспосабливаться, оказываться в нужное время в нужном месте:

Молчалин! – Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет,

В нем Загорецкий не умрет!

Муж-мальчик, муж-слуга.

Фамусов, хотя и понимает, что Молчалин близок его обществу, видит сходство их взглядов, все же держит его в доме лишь “затем, что деловой”. И эту “деловитость” с величайшим усердием он проявляет только для продвижения по служебной лестнице, он использует Фамусова.

Безусловно, оценка Грибоедовым этого персонажа категорически отрицательна. Автор ярко изображает явление “молчалинщины”, а также объясняет сущность и причины этого явления. Очевидно, что по возрасту Молчалин принадлежит к поколению Чацкого. Но сознание в нем осталось от “века минувшего”, и он стремится достичь цели наиболее простым способом; поскольку чацких пока единицы, то их способ существования, их желание утвердить себя не представляется легким, а значит, неприемлем для Молчалина.