Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Бытовой жанр в изобразительном искусстве. Художники бытового жанра

Бытовой жанр в изобразительном искусстве. Художники бытового жанра

Бытовая (жанровая) живопись.

Бытова́я жи́вопись (жанровая живопись, жанр) - жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной.

Первые бытовые сюжеты

Бытовые сюжеты встречаются уже в первобытных наскальных росписях .
Фрески на стенах древнеегипетских и этрусских гробниц представляли сцены пахоты и сбора плодов, охоты и рыбной ловли, танцев и пиров

Фрески гробницы в Бени-Гасане, Египет, ок. 1950 г. до н. э


Гробницы «Охоты и рыбной ловли» в Тарквиниях, Этрурия, 520-10 гг. до н. э. (*кликабельно)

Эти изображения имели магическое значение: должны были обеспечить умершему богатую и роскошную жизнь в загробном мире.

Будничные сюжеты нередки в древнегреческой вазописи .


«Пелика с ласточкой» Евфрония, обе – 5 в. до н. э.

Зарождение бытовой живописи

Бытовая живопись зародилась в эпоху Возрождения внутри исторической: легендарные события часто «переносились» в современность и насыщались множеством бытовых подробностей.


Ф. дель Косса. Росписи Палаццо Скифанои в Ферраре, Италия, 1469-70 (*кликабельно)

Подлинные жанровые произведения создавали Караваджо, впервые начавший писать людей из низов и мастера Северного Возрождения.


Игроки в карты. Караваджо. 1594-95 гг. (*кликабельно)


Лютнист. Караваджо, ок. 1595 г. (*кликабельно)


Фокусник. Х. Босх, 1475-80 (*кликабельно)


Меняла и его жена. М. ван Реймерсвале, сер. 16 в. (*кликабельно)


Крестьянский танец. П. Брейгель Старший, 1568 (*кликабельно)


Крестьянская свадьба. П. Брейгель Старший, 1568

Бытовая живопись как самостоятельный жанр

Как самостоятельный жанр бытовая живопись оформилась в 17 в. в Голландии; тогда же пережила свой первый расцвет в живописи «малых голландцев».

После долгих лет испанского владычества художники особенно остро ощутили прелесть тихой, мирной жизни; поэтому самые простые занятия – забота о детях, уборка помещения, чтение письма – овеяны в голландской живописи 17 в. высокой поэзией.


Утро молодой дамы. Ф. ван Мирис. Старший


Женщина, чистящая яблоко. Г. Терборх, ок. 1660 г.


Девушка с письмом. Я. Вермеер Делфтский


Я. Вермер Делфтский. Служанка с кувшином молока. Ок. 1658 г. Государственный музей. Амстердам (*кликабельно)

Подлинного благородства и величия полны люди из низов в полотнах испанца Д. Веласкеса и француза Л. Ленена.


Севильский водонос. Д. Веласкес, ок. 1621 г.


Л. Ленен. Семейство молочницы, 1640-е гг. (*кликабельно)

Предмет исторической живописи – исключительные события, важные для целого народа или для всего человечества.
Бытовая живопись изображает то, что повторяется в жизни поколений людей из года в год, из века в век: труд и отдых, свадьбы и похороны, свидания в тиши и многолюдные праздничные шествия.

В лучших жанровых произведениях представлена не повседневность в её скучном однообразии, а быт, одухотворённый величием бытия.
Персонажи жанристов, как правило, безымянны, это «люди из толпы», типичные представители своей эпохи, нации, сословия, профессии.


На пашне. Весна. А. Г. Венецианова (*кликабельно)


Трапеза крестьян. Л. Ленен


Купчиха за чаем. Б. М. Кустодиев


Масленица.Б. М. Кустодиев (*кликабельно)


Объяснение. В. Е. Маковский


Охотники на привале. В. Г. Перов (*кликабельно)


Похороны в Орнане. Г. Курбе (*кликабельно)

Во Франции Ж. Б. С. Шарден писал домашние сценки из жизни третьего сословия, согретые сердечной теплотой и уютом.


Молитва перед обедом, Шарден, ок. 1740 г. (*кликабельно)

В дни войн и революций история властно вторгается в жизнь человека, нарушая её привычное течение.
Произведения, посвящённые суровому быту переломных эпох, лежат на грани исторического и бытового жанров.


1919 год. Тревога. К. С. Петрова-Водкин

Сатирическое направление в бытовом жанре

В 18 в. английский живописец и график У. Хогарт положил начало сатирическому направлению в бытовом жанре.


Модный брак. У. Хогарт, 1743-45 (*кликабельно)

Реалисты

Реалисты 19 в. стремились к точному, объективному отображению действительности и в то же время возвеличивали труд человека на земле.


Дробильщики камня. Г. Курбе, 1849 (*кликабельно)


Сборщицы колосьев. Ф. Милле, 1857 (*кликабельно)

Импрессионисты

Импрессионисты писали счастливые мгновения, выхваченные из потока обыденной жизни.


Качели. О. Ренуар, 1876 (*кликабельно)

Бытовой жанр в русской живописи

В русской живописи бытовой жанр сформировался позднее других. Термин стал использоваться со второй пол. 19 в., когда Петербургская академия художеств официально признала бытовую живопись, и для её обозначения заимствовали французское слово «жанр» (genre), принятое в западноевропейских академиях. Живописцев, создающих картины на бытовые сюжеты, стали называть жанристами.

В старину на Руси произведения, изображавшие события повседневной жизни, называли «бытейскими письмами».

18 в. даёт единичные примеры.


И. И. Фирсов. Юный живописец, 1760-е гг. (*кликабельно)


М. Шибанов. Крестьянский обед, 1774 (*кликабельно)

Родоначальником русской бытовой живописи стал А. Г. Венецианов.
Труды и дни крестьян предстают в его полотнах как вечный праздник единения с природой; красота женщин овеяна духом высокой классики: в их образах та же ясность и гармония, что и в греческих статуях.


Венецианов А.Г. Жнецы, ок. 1825 г.


Венецианов А.Г. На жатве. Лето», 1820-е гг.


Венецианов А.Г. Утро помещицы, 1823

Жанровые мотивы появляются в творчестве и других мастеров первой пол. 19 в.


К. П. Брюллов. Итальянский полдень, 1827


К. П. Брюллов. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя, 1827


В. А. Тропинина. Кружевница, 1823

В полотнах П. А. Федотова социальная сатира счастливо слита с поэзией, с любованием красотой окружающего мира.


П. А. Федотов. Разборчивая невеста, 1847 (*кликабельно)


П. А. Федотов. Сватовство майора, 1848 (*кликабельно)


П. А. Федотов. «Завтрак аристократа». 1849 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Передвижники

Бытовой жанр становится ведущим в живописи передвижников, заостривших критическую направленность творчества Федотова. Находя остросоциальные, злободневные сюжеты в современной действительности, они пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям».


И. М. Прянишников. Шутники, 1865 (*кликабельно)


Н. В. Неврев. Торг. Из недавнего прошлого, 1866 (*кликабельно)


В. Е. Маковский. Свидание, 1883 (*кликабельно)

Хоровые картины

В 1870-80-е гг. появляются «хоровые картины» (термин В. В. Стасова), в которых действуют большие массы народа.


Взятие снежного городка. В. И. Сурикова, 1891

Общество станковистов

Традиции бытового жанра передвижников продолжили в 1920-е гг. живописцы, входившие в Ассоциацию художников революционной России.
Мастера из Общества станковистов писали героические будни строительства новой жизни.


A. Дейнека. Восстановление Ростсельмаша


Ю. Пименов. Свадьба на завтрашней улице. 1962 (*кликабельно)

Бытовая живопись во второй пол. 20 – нач. 21 в.


Ф. Решетников. Опять двойка. Начало 1950-х


Яблонская Татьяна Ниловна. Утро. 1954 г.


Дочь Советской Киргизии, Чуйков С.А. (*кликабельно)


А. Пластов. Лето. 1959-1960 (*кликабельно)


Попков В.Е. Строители Братской ГЭС. 1960-1961 (*кликабельно)

По материалам:

Бытовой жанр как один из видов русского изобразительного искусства получил свое самостоятельное развитие довольно поздно – во второй половине XIX века, когда на смену классическому и романтическому направлению пришел реализм, стремившийся к изучению и изображению частной и общественной жизни человека. Развитие бытового жанра в русском искусстве связано, прежде всего, с ростом демократических и реалистических тенденций, с обращением художников России к широкому кругу областей народной жизни и трудовой деятельности, с постановкой важных социальных вопросов. Однако, зарождение бытового жанра началось, как считают многие искусствоведы, еще во второй половине XVIII века, когда некоторые художники впервые стали обращаться к сюжетам и темам из жизни простого народа. В процессе развития и становления бытового жанра в русском искусстве определились присущие ему возможности – от достоверной фиксации, увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей в быту до глубокого раскрытия внутреннего смысла и общественно-исторического содержания явлений повседневной жизни.

Русская бытовая живопись второй половины XIX века поражает прежде всего широтой, с которой в ней охвачены наиболее существенные стороны тогдашней действительности.

В картинах русских художников многосторонне отражены люди, нравы и быт тогдашней деревни.

Время широкого развития и распространения бытовой живописи было переломным временем в истории России. Ни один вдумчивый и честный художник не мог оставаться бесстрастным наблюдателем.

Русские мастера жанровой картины не преследовали задачи шаг за шагом фиксировать характерные сцены из жизни народа с тем, чтобы в конечном счете охватить ее полностью. Роль художников-жанристов не сводилась к передаче того, что каждый человек может заметить в повседневности. Правда, в жанровой живописи передвижников мы находим преимущественно частные наблюдения и впечатления, образы русской действительности, как бы случайно запомнившиеся художнику. Но такова сама природа жанровой живописи, что она ограничивается явлениями из жизни ничем не выдающихся людей, не пренебрегает самым обыкновенным, ординарным в жизни, мелкими фактами, серыми буднями.



Русская жанровая живопись второй половины XIX века представляет собой попытку через изображение характерных явлений жизни понять то, что в ней происходило, участвовать в решении главных вопросов, помочь своим творчеством тому, чтобы в ней победило лучшее. Русский художник бытовой живописи стремился рассказать о жизни народа не только то, что он в ней заметил, его влекла еще задача высказать в искусстве то, что сам народ думал о себе и к чему он стремился, не ограничиться ролью наблюдателя, но стать выразителем в искусстве народных чаяний и надежд.

Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847) . Родоначальник крестьянского бытового жанра в русской живописи, После представления портрета К.И. Головачевского и Автопортрет, удостаивается звание академика в 1811 г. самые лучшие его работы были созданы в 20-е годы. Венецианов мастер пастельных, карандашных и масляных портретов, карикатур. По стилю работ ученик Боровиковского. В его картинах присутствуют самые обыденные и простые сцены из деревенской жизни: крестьяне в повседневной и нелегкой работе, простых крепостных девушек, на жатве или мужиков на сенокосе или на пахоте. Его знаменитые портреты Жница, Жнецы, Девушка в платке, На пашне Весна, Крестьянка с васильками, Захарка и др. Художник любил простых людей, находя в этом определенную лирику, это отразилось в его картинах показывающих нелегкий крестьянский быт. В своих художественных произведениях живописец выражает свою идейно-эстетическую позицию. Венецианов показывал душевную привлекательность крестьян, утверждал в нем личность, отстаивая тем самым его человеческие права. Живописец глубоко сочувствовал крестьянской доле, много сил прилагал к облегчению положения крепостных художников, но в то же время он был далек от социальной критики. Особо можно подчеркнуть о картине Гумно, которая обратила на себя внимание императора Александра I, которого тронули яркие образы крестьян, правдиво переданные художником. Значение творчества Венецианова в изобразительном искусстве особенно велико, один из первых утвердивший народный, крестьянский бытовой жанр.

Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Мастер сатирического направления в живописи, положивший начало критического реализма в бытовом жанре. Федотов как ни кто другой показал в своих работах темные стороны русской действительности, высмеивая человеческие пороки и недостатки. Он обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного строя. Обладая талантом сатирика, художник впервые в русской живописи придал бытовому жанру социальное, критическое выражение. В своих картинах живописец показывал жизнь горожан: среди персонажей его произведений были купцы, офицеры, чиновники, бедняки. Федотов большое значение придавал наблюдениям окружающей его жизни, много делал набросков с натуры. Часто действия его картин построены на конфликте, где дается социальная характеристика людей. Своими картинами Федотов один из первых разрушил академический уклад, открыв новое направление в искусстве России. Однако при всем при этом в обществе того времени Федотов был недостаточно понятым и в Русском изобразительном искусстве 19 века, не полностью оценен современниками. Первой его самой жанровой работой считается картина Следствие кончины Фидельки 1844 г. В последствии он написал немало картин критически отражая обстоятельства, уклада тогдашней жизни: Свежий кавалер 1847 и Разборчивая невеста 1847 г., Сватовство майора 1848 г. и также заметны более поздние его работы Вдовушка и Анкор, еще анкор. 1851-1852 г. Федотов одинокая и трагическая фигура, проживший короткую, не легкую жизнь не зная материального благополучия и радости.

Перов Василий Григорьевич(1834-1882) Перов был первым и крупнейшим нашим обличителем в жанровой живописи. В своих картинах он достигает неведомой до него силы воздействия. Он прошел выучку в академии, и академики, не замечая того, чем грозило его искусство, одобрительно принимали его ранние жанры. Между тем фигура пьяного попа в картине Перова „Сельский крестный ход на Пасхе" одна могла бы составить содержание целой картины (1954.). В пьяном попе Перова все, вплоть до его грязных ногтей, точно нарисовано. Тщательно выписана его грузная, пузатая фигура, одутловатое лицо, спутанная борода, осовелые глаза, малиновая ряса и голубой омофор и облачение. Голая, неприкрашенная правда, неподкупный приговор. Фигура попа, как олицетворение всего „темного царства".

Русский пейзаж 19 века.

Крупнейшие русские исследователи русской живописи в целом, и пейзажной в частности, отмечают выдающуюся роль пейзажа в высоком расцвете русской живописи в 19 веке. Завоевания и достижения русской пейзажной живописи 19 века имеют мировое значение и непреходящую ценность, образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру.

Во второй половине XIX века в работах художников-передвижников изображение природы достигает высочайшего мастерства. Разнообразная и богатая пейзажная живопись стала отражением глубокой любви живописцев к родной земле. При этом одних увлекали лирические мотивы, других - эпические, третьих - искания обобщенного образа, красочность и декоративность пейзажа.

В 60-х годах девятнадцатого века в России начался период формирования реалистической пейзажной живописи. Главенствующую роль для художников-пейзажистов приобретал вопрос о содержании искусства. Побуждаемые высокими патриотическими чувствами, они стремились показать могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья. В это время отдельные произведения пейзажистов уже смело могли встать в ряд с картинами жанровой живописи, являвшейся в то время самым передовым искусством. Серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Федор Васильев, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан.

Важной ступенью в русском пейзаже второй половины XIX столетия было воскрешение в нем идеалов романтической живописи в общем русле реалистических тенденций.

Ива́н Ива́нович Ши́шкин (1832-1898). Он был борцом за реализм, народность и национальность пейзажа. Любя родную страну и зная ее превосходно, Шишкин показал в картинах раздолье равнин, красоту соснового леса и дубовых рощ.

Среди всех русских пейзажистов, Шишкину бесспорно принадлежит место самого сильного художника. Во всех своих произведениях он проявляет себя удивительным знатоком растительных форм – деревьев, листвы, травы, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Сама местность под деревьями - камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее - получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности, максимально близкой к реальности.

Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу».

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830,- 1897) русский живописец-пейзажист. Член - учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. В ранних произведениях художника преобладают романтические эффекты («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851). В 1850-60-х гг. Саврасов чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений («Лосиный остров в Сокольниках», 1869), к усилению эмоционального звучания светотени. Итогом этих поисков явилась картина «Грачи прилетели» (1871) , где художник, изображая внешне невзрачный мотив и подчёркивая в жизни естественной среды момент переходности (наступление ранней весны), сумел показать глубокую задушевность родной природы. Саврасов один из крупнейших представителей лирического направления в русском пейзаже, оказал огромное влияние на русских пейзажистов конца 19 - начала 20 вв. (К. А. Коровин, И. И. Левитан, С. И. Светославский).

Левитан Исаак Ильич (1860–1900), русский художник. «Пейзажи настроения» Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая все грани человеческой души. Восприняв новации импрессионизма, он, тем не менее, никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих лиричных образов. Уже ранние работы художника удивительно лиричны ("Осенний день. Сокольники", 1879, "Мостик. Саввинская слобода", 1883). Зрелый период Левитана как мастера пейзажа, умеющего превратить простой мотив в архитипический образ России, открывается светлой картиной "Березовая роща" (1885–1889). Та же поэтика тонкого, образного обобщения одухотворяет произведения «волжского периода» ("Вечер на Волге", 1888; " Вечер. Золотой Плес", 1889; " После дождя. Плес", 1889; "Свежий ветер. Волга", 1891–1895). Левитан создает шедевры «церковного пейзажа», где здания храмов вносят в природу умиротворение ("Вечерний звон", 1892) или, напротив, скорбное чувство бренности всего земного ("Над вечным покоем", 1893–1894, " У омута", 1892,) . Позднее краски художника обретают все более мажорное звучание ("Март", 1895; " Золотая осень", 1895; " Весна – большая вода", 1897); с другой стороны, его все более увлекают мотивы вечера, сумерек, летней ночи. Последняя, неоконченная картина Левитана ("Озеро. Русь", 1900) является – вопреки смертельной болезни – едва ли не самым радостным его произведением.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Бытовой жанр в искусстве 19 века. Урок ИЗО 7класс. Разработал педагог изобразительного искусства МБОУ «Экономическая гимназия»

2 слайд

Описание слайда:

Бытовой жанр. Бытовой жанр в искусстве-изображение сцен и событий,почерпнутых в повседневности,отражающих этапы жизни человека от рождения до смерти,его труд, отдых,развлечения.Термин происходит от французского слова –род, порода,стиль.

3 слайд

Описание слайда:

О чём рассказывает бытовая картина? О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ БЫТОВАЯ КАРТИНА? Если исторический жанр обращен к прошлому, то бытовой жанр – к настоящему, к повседневной жизни, современной художнику. Бытовой жанр часто называют просто жанром, а бытовые картины – жанровыми. Казалось бы, что может быть интересного в изображении обычной, ничем не примечательной жизни? Но, во-первых, то, что обычно для художника XVII века, может быть любопытным для зрителя XXI века – мы получаем возможность наблюдать жизнь давно ушедших эпох. А во-вторых, тебе, конечно, уже давно стало ясно, что сюжет и рассказ – не самое главное в картине. Хотя как раз в жанровой живописи часто встречаются занимательные сюжеты. Бытовой жанр появился в Голландии, где в XVII веке люди вели тихую, размеренную жизнь, и им вовсе не интересно было украшать свои скромные жилища портретами королей или мифологическими картинами. Им приятно было видеть собственную жизнь, свои комнаты, свои занятия и досуг изображенными в картине – так они любовались собой и своим бытом, как мы сегодня любуемся, например, мастерски сделанной фотографией нашей комнаты, или любимого кота в кресле, или приятелей, собравшихся поболтать за чашкой чая.

4 слайд

Описание слайда:

передвижники. Передвижникам были близки идеи революционных демократов, тезис Чернышевского – «прекрасное – есть жизнь», своё искусство они понимали как долг перед народом и Отечеством. И потому ведущими жанрами становятся исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Сцены отечественной истории (порой так остро читаемые в контексте политического режима и жизни общества второй половины 19 века Российской империи), реалистическое описание быта и жизни народа, психологический портрет, с которого на зрителя глядят и совесть нации – представители интеллигенции и крестьяне, милые сердцу образы родной природы – основные темы передового российского искусства. Идейную поддержку передвижники получали в лице теоретика и критика В.В.Стасова, значительную материальную – в лице П.И.Третьякова. Каждое из этих направлений живописи 19 века имело значительное влияние на культуру Европы в дальнейшем, некоторые имели значение только для развития искусства, иные стали определённым социальным фактором формирования общественного мнения и даже мировоззрения конца 19 – начала 20 века.

5 слайд

Описание слайда:

Алексей Венецианов. В русской живописи первым мастером бытового жанра стал Венецианов. Он изображал хорошо знакомую ему крестьянскую жизнь. Часто в картинах Венецианова человека окружает природа. В картине «На пашне. Весна» женщина ведет под уздцы двух лошадей, запряженных в борону – большущие грабли, разрыхляющие землю. А на краю поля сидит ребенок, занятый игрой. Алексей Венецианов. На пашне. Весна. 1820-е. Холст, масло. 51,2х65,5. Государственная Третьяковская галерея В этой композиции есть одна несоразмерность: крестьянка выше лошадей, а ведь это настоящие, большие рабочие лошади, а вовсе не пони. Что же, получается, художник не умел правдиво изобразить человеческую фигуру или лошадь? Вовсе нет. Посмотри, как ступает наша героиня босыми ногами по вспаханной земле – плавно, легко, словно танцуя. Но разве работающие крестьянки ходят по пашне босиком? И ребенок играет с летними цветами, васильками, которых не бывает весной. Это – поэтический мир, где крестьянка подобна богине, она ступает по земле, как по мягкому облаку. И обычный русский пейзаж с полем и высоким небом словно преображается и приобретает величественные черты.

6 слайд

Описание слайда:

Картина Чаепитие в Мытищах, Краткое описание Картина Чаепитие в Мытищах была написана Перовым в 1862 году, заказанная художнику администрацией города Мытищи. В мае месяце 1775 года царица Екатерина 2 решившая в то время посетить Свято-Сергиеву лавру, по дороге шествия царского эскорта в районе Мытищ, ей предложили утолить жажду в одном из многих родников, Екатерине вода показалась очень вкусной, что побудило императрицу издать указ провести из Мытищинских родников водопровод до Москвы. Пить чай в Мытищах считалось хорошим тоном из необычайно вкусной воды в источниках на территории Мытищ. Сюжетом Чаепитие в Мытищах послужили реальные события, которые Перов часто наблюдал в разных подмосковных окраинах важных и самодовольных монахов за чаепитием, не раз видел художник оборванных калек попрошайничавших на улицах около усадеб, которых обычно прогоняли служанки. Картина Чаепитие в Мытищах Перова это обличительно жанровая картина, в которой, художник подробно старался описать действительные события того времени, как бы высмеивая сытую и зажравшуюся публику крепостной России. Пытаясь уйти от академической живописи, Перов отразил картину Чаепитие в серо коричневых оттенках, как бы показывая эту серость обыденной жизни своими живописными средствами. Чаепитие в Мытищах произвели огромное впечатление на прогрессивную публику того времени на выставках в Москве и Петербурге, современники называли Перова сатириком-жанристом, глубоко понимающим русскую

7 слайд

Описание слайда:

Картина «Тройка» Перов Картина Тройка. ярко отражает те жуткие времена, когда труд детей считался обыденным явлением. Холод и голод вынуждал этих детей работать за гроши, чтобы прокормить себя и семью. Уставшие от непомерной тяжелой ноши дети тянут большую бочку наполненную водой из реки, их путь пролегает вдоль унылой монастырской стены. Какой то прохожий, увидев детей за такой непосильной работой, решил помочь толкая сзади тяжелую поклажу. Перов написал картину Тройка в сумеречных коричнево-серых тонах, как бы показывая зрителю всю серость и низость того бездушного времени, сравнивая детей с тройкой запряженных лошадей, труд которых безжалостно используют богатые и сытые люди. Картина Перова Тройка была задумана художником, чтобы раскрыть людям глаза на реальную действительность, помогающую сострадать и искоренять человеческое бездушие.

8 слайд

Описание слайда:

Бурлаки на Волге.Илья Репин. Бурлаки на Волге описание картины Репина 1870-1873 г Знаменитая картина Илья Ефимович Репин Бурлаки на Волге, художник написал ее в течении 1870-1873 г. К написанию картины Бурлаки на Волге Илью Ефимовича сподвигла его поездка на этюды по Неве, в окрестностях Усть-Ижоры еще в 1869 году. Насладившись красотами природы, художника очень тронула жизнь простых людей, бурлаков тянущих тяжелую барку. Усталые, грязные в оборванных одеждах бурлаки очень контрастировали перед богатой и пышно разодетой публикой стоящей обычно не подалеку на берегу. Вся эта сцена очень поразила живописца, вызывая в душе сочувствие и жалость к этим людям. А почему бы не воплотить этот сюжет на холсте, Бурлаки идущие в брод подумал Илья Ефимович, заранее осознавая, что критиков у этой картины будет множество, тем более, что замысел картины, мог вызвать у зрителя сочувствие и жалость к этим обездоленным

9 слайд

Описание слайда:

Крепостное право уже в прошлом, но для обычного русского человека ничего не меняется. Картина Маковского Свидание - написана в 1883 году, и является ярким примером русской живописи. Как большинство других работ художника, она посвящена нелегкой жизни крестьян времен той эпохи. Крестьянам все так же приходится работать на помещиков за копейки, а своих сыновей они отдают на обучение в городские мастерские. Но, попав в чужую семью, детям живется крайне трудно. Оторванные от семьи, и все так же нищие – они едва перебиваются со дня на день, работают до изнеможения, и постоянно недоедают. Именно эти аспекты жизни и описывает Маковский. На небольшом холсте творец изображает целую эпоху. Мы видим двух безымянных персонажей: ребенка-подростка, и его маму, которая пришла навестить сына. Мы не знаем, кто эти персонажи, но понимаем: в них можно узнать большинство семей того времени. Герои въедаются в память, оставляя след в душе зрителя: мы переживаем за судьбу этих людей, но понимаем, что ничем не можем помочь. И от этого становится так грустно…

10 слайд


К быту всегда было внимание в искусстве.
Каждая эпоха в искусстве представлялась какими-то отдельными, общими образами, волновавшими умы художников, поэтов и музыкантов. А вот бытовой жанр так просто с помощью образов не опишешь, так как для каждого художника быт виделся по-своему.
Интересно, что люди еще со Средневековья интересовались бытовыми мотивами, но тогда она не была такой явной и говорящей, так как гуманизм, процветающий в те времена, задавал новые рамки. По этой причине бытовой жанр в искусстве приобрел гуманистическую окраску. Так когда же зародилось это направление?
Еще в первобытных наскальных рисунках изображались повседневные моменты, например, охота на бизонов, а в древневосточной живописи в рельефах и лепнинах показывались с совершенно обычной человеческой стороны цари, вельможи и другие придворные служащие. Но официально оформились бытовые сцены в период формирования буржуазного общества, то есть опять же сами тенденции того времени задали новый жанр в искусстве. Жанр быта расцветал в связи с потребностью художников в реализме, изображении социальных вопросов, стоявших в то время.
Эти вопросы могли быть как узкими, отражавшими лишь одну сторону жизни, к примеру, дела по хозяйству, деятельность кухарок, беседу, примерку нарядов и т.д. (Веласкес), а могли быть наполнены скрытыми, нарочно заложенным смыслом. Вот, Караваджо, рисовал неприятные фигуры, которых любой из нас обязательно стремится обойти: гадалки, шулеры, обманщики и игроки, но изображал он их, чаще всего, в деталях, донося смысл до зрителя с их помощью. Каждая из них могла трактоваться по-разному, кто-то увидит проблему нищеты, кто-то лжи, а другие, быть может, в нечестных игроках в карты рассмотрят желание хоть как-то заработать на жизнь.
Каждое произведение автора, выполненное в бытовом жанре, отражает его понимание самого слова «быт», вот, для Караваджо (Италия) быт – житье обманом, в Китае – благородство и идея честного мужа, что связано, в основном, с конфуцианством, предполагавшим эти вопросы; в Японии и Корее, обыденность – юмор, с которым люди относятся к жизни. Но это лишь в самом начале развития этого жанра в искусстве.
В расцвет эпохи Возрождения сцены быта начинают действительно походить на быт, даже если художник изображает что-то возвышенное, к примеру, Мадонну, то интерьер и окружающая обстановка насыщается обыденными предметами. На религиозно-бытовую тему писали нидерландские братья Ян и Губерт Ван Эйки, Амброджо Лоренцетти, Гертген тот Синт- Янс, было это между 14 и 15 веками. Эти авторы дали толчок к развитию нового бытового жанра, казавшегося более привычным современному человечеству. Их дело продолжили и во Франции, и в Германии, а главным образом, в Венеции, там из-под кисти Джорджоне и Карпаччо выходили обыкновенные, насыщенные размеренной человеческой жизнью, произведения.
Стоит обратить внимание на неприкрашенные полотна Питера Брейгеля Старшего, среди них и вроде бы мифический, но настолько жизненный сюжет «Падения Икара». Это не обычное изображение перекроенного множество раз мифа об Икаре, это действительно наполненное глубоким смыслом произведение, жизнь идет и никто не замечает каких-то отдельных событий, не касающихся их самих. Именно поэтому сам Икар изображен маленькой, почти незаметной точкой. А что можно сказать о брейгелевых «Фламандских пословицах»? Каждый сантиметр полотна вещает зрителю какую-то отдельную историю: вот, кто-то кидает блины на крышу дома, кто-то бьется головой о стену, другие со всей серьезностью закапывают свинью и что самое интересное – каждый из героев без всякой доли юмора относится к своим бессмысленным, нелепым действиям.
Преодолев множество перемен на пути своего становления бытовой жанр в искусстве наконец-то окончательно сформировался в 17 веке. Авторы специально принижали структуру привычного всем быта и показывали жизнь социальных низов. Потом художники «переболели» этот период и соединяли в своих произведениях реальность и выдумку, конкретику и поэтическое восприятие.
Что касается России, то жанр быта начал зарождаться здесь позднее, его расцвет приходится на 18 век. Художники уделяли особое внимание обычному крестьянину, романтической идиллии зарубежных полотен русские художники противопоставляли страшную реальность крестьянской жизни, здесь и нищета, и правдивость, и серость, и усталость (Еременев и Шибанов).
Вопросы крестьянства не остались в 18 веке, они плавно перетекли в 19, но художники больше не хотели никого обличать, поэтому в первой половине этого века они рисовали приукрашенные юмором картины крестьянской живописи, безоблачные его времена. В Ройссии в то время творил Венцианов, В США Бингем и Маунт, Керстинг и Шпицберг в Германии. Не стали следовать слоившимся канонам лишь французы, они-то и внесли в искусство дух протеста, сохранившийся до 50-60-х годов, когда тема крестьян, уставших от вечного бессмысленного труда стала ключевой.
Двадцатое столетие полностью изменило мировоззрение народа, а, соответственно, и его быт. Развитие новых технологий, война, промышленность – все это нашло отражение и в бытовом жанре. В искусстве стала царить резкость, импульсивность, направленность на исследование всех уголков человеческого «я» (Стейлен, Ривьера, Деркович и Болканский). Авторы стремились выразить через искусство страдания конкретного слоя населения и его стойкость, готовность к борьбе с властью, устоями, новшествами.
Бытовая направленность в искусстве стремилась показать жить народа, как жанр он был создан для фиксации отдельных, не имеющих никакой исторической ценности, событий. Естественно, о какой масштабной ценности может быть речь, если во все времена жизнь обычных людей не имела большого значения. Художники, изображавшие бытовые, обыденные, деревенские моменты как раз-таки и хотели закрепить их в истории.

Расширять кругозор, учить видеть прекрасное в обычных людях и событиях повседневной жизни.

  • Расширять кругозор, учить видеть прекрасное в обычных людях и событиях повседневной жизни.
  • Дать понятие «бытовой жанр».
  • Познакомить с работами русских живописцев Федотова П.А. и Перова В.Г., Решетникова П. и Пластова А.
  • Вести нравственное воспитание через восприятие картин бытового жанра.
  • Активизировать мыслительные процессы и умение вести беседу.
В изобразительном искусстве на основе предмета изображения выделяют –
  • В изобразительном искусстве на основе предмета изображения выделяют –
  • портрет, натюрморт, пейзаж.
БЫТОВОЙ ЖАНР изобразительного искусства, посвященный повседневной (обычно современной) частной и общественной жизни. В задачи бытового жанра входит не только достоверное изображение увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей, но и раскрытие внутреннего смысла и общественного содержания повседневных бытовых явлений.
  • БЫТОВОЙ ЖАНР изобразительного искусства, посвященный повседневной (обычно современной) частной и общественной жизни. В задачи бытового жанра входит не только достоверное изображение увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей, но и раскрытие внутреннего смысла и общественного содержания повседневных бытовых явлений.
Какой художественный образ хотел передать Перов в своих картинах?
  • Какой художественный образ хотел передать Перов в своих картинах?
  • Какая основная идея этих 2 картин?
  • Именно через композиционную завязку художник выстраивает правильный сюжет так как в сюжете находится композиционный центр (который направляет взгляд зрителя на главное событие, в последствии выражая в нём идею композиции) и дополняющие части способствующие определение композиционному центру.
  • Закон подчинения второстепенного главному требует от художника такого расположения предметов в картине, чтобы один предмет привлекал внимание к себе через другие, чтобы все предметы были обращены к главному.
Перед нами – типичная квартирка послевоенного времени. Это может происходить и в Москве, и во Владивостоке. Обстановка небогатая, наверняка перед нами все члены семьи – война оставила их без отца, главного кормильца, и вся забота о содержании трех детей легла на плечи матери – молодой женщины, изрядно измученной жизнью.
  • Перед нами – типичная квартирка послевоенного времени. Это может происходить и в Москве, и во Владивостоке. Обстановка небогатая, наверняка перед нами все члены семьи – война оставила их без отца, главного кормильца, и вся забота о содержании трех детей легла на плечи матери – молодой женщины, изрядно измученной жизнью.
  • Центром внимания является сам мальчик, и к нему как бы направлены три «луча», три разных к нему отношения. Конечно, самым большим «агрессором», если можно так сказать, является сестра-отличница. Она прилежная ученица, она пионерка, она очень ответственно относится к учебе и ко всему, что с ней связано. Мы можем видеть, как она аккуратно одета, как аккуратно она кладет учебники, все на своих местах. В ее взгляде четко виден укор, недовольство. Сестра относится к мальчику, скорее, не как к брату, а как к ученику, который не исполняет свои обязанности.
Рядом с мамой как бы на контрасте изображен младший сын на велосипеде. Жизнерадостный, полный сил, он с усмешкой, с ехидством смотрит на брата. Собака. Она прибежала к мальчику и дружелюбно прыгнула на него, она рада его приходу, она его любит, и ей невдомек, что он там получил. Все еще можно исправить, главное, чтобы было желание. Если мы посмотрим на лицо мальчика, то мы увидим, что оно выражает печаль, горечь, стыд, он стоит, опустив плечи, и ему даже стыдно посмотреть в глаза семье.
  • Рядом с мамой как бы на контрасте изображен младший сын на велосипеде. Жизнерадостный, полный сил, он с усмешкой, с ехидством смотрит на брата. Собака. Она прибежала к мальчику и дружелюбно прыгнула на него, она рада его приходу, она его любит, и ей невдомек, что он там получил. Все еще можно исправить, главное, чтобы было желание. Если мы посмотрим на лицо мальчика, то мы увидим, что оно выражает печаль, горечь, стыд, он стоит, опустив плечи, и ему даже стыдно посмотреть в глаза семье.
Полотна Пластова полны жизнеутверждающей силы. Через цвет и благодаря цвету он наполняет свои картины живым, трепетным чувством. Художник говорит: «Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее… думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать».
  • Полотна Пластова полны жизнеутверждающей силы. Через цвет и благодаря цвету он наполняет свои картины живым, трепетным чувством. Художник говорит: «Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее… думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать».
О каком жанре изобразительного искусства мы говорили?
  • О каком жанре изобразительного искусства мы говорили?
  • Объясните понятие «бытовой жанр».
  • Назовите художников которые работали в этом жанре?
  • Назовите картину которая произвела на вас большее впечатление и объясните почему.