Сменила эпоха раннего металла, первой фазой которой был медный век. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла и характеризуется использованием бронзы в качестве основного материала для производства орудий труда и оружия.
Наступление бронзового века было связано с улучшением обработки таких металлов, как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы.
Бронза – это сплав меди с оловом, а также другими металлами (мышьяк, свинец). Бронза отличается от меди большей прочностью и более низкой температурой плавления (700-900 °С), что обусловило ее распространение в первобытном обществе.
Для отдельных регионов датировки бронзового века существенно различаются, многие страны его вообще не знали.
Принято ограничивать бронзовый век хронологическими рамками с конца 3 тысячелетия до н.э. до начала первого тысячелетия до н.э. В бронзовый век появились поливное земледелие и кочевое скотоводство, письменность, рабовладение (Китай, Ближний Восток, Южная Америка). В данной статье бронзовый век рассматривается как часть истории России . В свою очередь бронзовый век сменился железным веком .
В начале второго тысячелетия до н.э. в степной зоне Восточной Европы жили племена катакомбной культуры, занимавшиеся земледелием, пастушеским скотоводством, литьем бронзы. Наряду с ними обитали племена ямной культуры. Своё название ямная культура получила от характерного для всей её территории обряда погребения умерших в ямах, над которыми возводились курганы.
В середине второго тысячелетия до н.э. развитие приуральского металлургического очага привело к появлению на базе ямной культуры срубной культуры в Заволжье. Племена срубной культуры были вооружены бронзовыми «вислообушными» топорами, кинжалами, копьями, имели коней и освоили навыки верховой езды. Представители срубной культуры расселились в степи по обоим берегам Волги, а на восток – до реки Урал. Племенам срубной культуры принадлежат клады бронзовых изделий, литейных форм, полуфабрикатов, изделий из драгоценных металлов. Они были ассимилированы в первой половине первого тысячелетия до н.э. родственными им скифами.
В бронзовом веке в средней части Восточной Европы жили племена, оставившие несколько археологических культур. Среди них основными были фатьяновская и абашевская. В эпоху бронзы в этом регионе получило распространение оседлое скотоводство, земледелие, а в ряде мест – бронзолитейное производство.
Развитие его в лесной зоне было связано с влиянием племен, расселившихся на Урале и Кавказе. Следует отметить, что на протяжении всей эпохи бронзы и даже вплоть до I тысячелетия до н. э. у жителей Крайнего Севера – побережья Белого моря, бассейна Печоры и Северной Двины – сохранялся старый неолитический уклад жизни и хозяйство, традиционное для неолита: охота на морского зверя и рыболовство.
В результате вторжения в начале II тысячелетия до н. э. с юго-запада нового населения на Оке и Верхней Волге складывается фатьяновская культура. Своё название культура получила по открытому в конце XIX века могильнику у села Фатьяново близ .
Фатьяновские племена расселились почти на всей центральной части европейской территории России: на востоке граница доходила до Камы и Вятки, на западе – до Псковского озера, на юго-западе – до Десны и верховьев Оки, на юго-востоке проходила по Суре и Средней Волге.
В ходе изучения результатов раскопок выделено существование нескольких районов культуры: московско-ярославский, ярославско-калининский, чувашский и днепро-деснинский. Каждый район имеет свои характерные черты и особенности. Основными памятниками являются грунтовые могильники. На Средней Волге в конце фатьяновской культуры появляются курганные погребения; хорошо изучены Фатьяновский, Воронковский, Волосово-Даниловский, Протаговский, Вацловский, Никулинский и другие могильники. Покойников хоронили на спине или на боку в скорченном положении, с сильно согнутыми в коленях ногами. Могилы овальные, некоторые укреплены срубом.
Существование фатьяновской культуры большинство исследователей относит к первой половине – середине II тысячелетия до н. э. (1700-1300 гг. до н. э.). В период формирования культуры наблюдалась некоторая подвижность населения. Племена фатьяновской культуры занимались скотоводством. Во время расцвета культуры на памятниках этого периода отражена прочная оседлость, развитие огневого земледелия и свиноводства.
Для фатьяновской культуры характерными являются выпуклодонные бомбовидные сосуды в форме шара, чашки и так называемые реповидные сосуды (в форме репы). Они украшены орнаментом из различных геометрических
элементов: треугольников, ромбов, косой штриховки.
В хозяйственном инвентаре присутствовали клиновидные кремневые топоры с полированным лезвием, каменные сверленые топоры-молотки, боевые ладьевидные топоры с отверстием для ручки (в профиль похожи на ладью), особые булавы, шлифованные долота, прекрасно отретушированные наконечники стрел и копий, полированные плиты, терочники, костяные острия и проколки.
Обилие на стоянках «фатьяновцев» находок боевого оружия говорит о большой роли, которую в их жизни играла война.
Изделия из камня преобладают среди находок, но встречаются костяные, медные и бронзовые предметы.
Известны костяные шилья, украшения, мотыги, металлические копья, топоры, ножи, обоюдоострые шилья, браслеты, бусы и спиральные кольца.
Во второй половине 2-го тысячелетия до н.э. обширную лесную территорию на восток до Урала заселяли скотоводческо-земледельческие племена абашевской культуры, названной по одноименному могильнику в Чувашии. Исследовано много могильников абашевской культуры. Это земляные курганы, под насыпями которых расположены могильные ямы. Дно некоторых могил выстлано берестой, сами могилы укреплены деревом. Погребенных клали на спину с подогнутыми ногами. В могилах найдены медные украшения, сосуды, кремневые скребки, ножи, рыболовные крючки и кости принесенных в жертву животных. По остаткам костей установлено, что «абашевцы» разводили лошадей, коров и свиней.
Сложный и богато украшенный костюм абашевских женщин является особенностью абашевской культуры. Головной убор состоял из ряда горизонтальных бронзовых пронизок, перемежающихся с медными спиралями, полушарными бляшками, очкообразными привесками и розетками. К числу украшений относятся спиральные перстни и желобчатые браслеты.
Из орудий труда и оружия известны копья с ввернутой длинной втулкой, плоские бронзовые топоры, обоюдоострые и односторонние ножи, ретушированные длинные кремневые наконечники стрел и костяные проколки.
Своеобразна глиняная посуда. Сосуды плоскодонные и выпуклодонные похожие по форме на перевернутый колокол, очень простые баночной формы украшены прочерченными или оттиснутыми гребенкой волнистыми горизонтальными или наклонными линиями и вдавлениями.
На разных территориях огромного абашевского мира выявляются различия в форме посуды, орнаменте, наборе инвентаря. Распространено мнение, что абашевские племена были финно-угроязычными.
С середины II тысячелетия до н. э. в степной зоне Сибири появились памятники так называемой андроновской культуры, представители которой проживали на территории от Урала до Енисея и от тайги до Тянь-Шаня. У них господствовало скотоводческое хозяйство. Шла интенсивная разработка рудных месторождений, находившихся на этой территории. В их жизненном обиходе широко использовались металлические изделия: орудия труда, оружие, предметы быта.
На смену андроновской позднее пришли другие культуры, сходные с ней по основному хозяйственному типу. Однако, в лесной зоне Сибири сохранялось сложившееся здесь ранее охотничье- рыболовецкое хозяйство, в котором продолжали преобладать каменные орудия.
На переломе IV и III тыс. до н.э. произошел очередной качественный переход в системе природа-общество, наступил медный век, а через примерно пол тысячелетия — век бронзы .
К 3500 г. до н.э. медь выплавляли и обрабатывали по всей территории Средиземноморья и большей части Европы. Бронзовые изделия появились одновременно на пространстве от Испании до Таиланда порядка 3300 г. до н.э. Технологии изготовления бронзы появлялись синхронно на обширных территориях.
Современная бронза сплав на 85% из меди и на 15% из олова. Почти вся бронза до 3000 г. до н.э. состояла из меди и мышьяка (5%). Лингвистический анализ свидетельствует о том, что слова, обозначающие медь, бронзу, свинец, мышьяк и даже железо возникли у народов населявших Малую Азию.
В бронзовом веке появляется практически весь спектр отсутствующих в природе веществ — несамородные металлы, керамика, стекло, ткани. За всю последующую историю человечества с той поры был открыт всего один принципиально новый класс веществ — пластмассы. Широкое распространение получает колесо, определившее создание нового типа передвижных средств и сделавшее возможным массовые миграции.
В то же время, бронзовый век пришёл как закат волшебной (магической) человеческой культуры , из которой исчезало всё чудесное — восприятие мира становилось всё более прагматичным.
В Дублинском историческом музее находится 1300 предметов бронзового века и только 30 рубил и один меч из меди. Оловянных изделий не найдено вообще.
Проблема в том, что чтобы выплавить бронзу, необходимо сначала узнать о свойствах сплава олова и бронзы. Чтобы узнать о свойствах олова, с ним необходимо экспериментировать. Чтобы экспериментировать с оловом, его нужно привезти откуда-то на Ближний Восток (где появилась бронза), где его нет. Чтобы привезти олово на Ближний Восток, нужно понимать его ценность , знать о его свойствах и, вообще, знать, что такой металл существует.
Получается, на Ближнем Востоке были в курсе об олове, а поскольку оловянных изделий практически не обнаружено, древние металлурги понимали, что олово имеет смысл только в сплаве с медью. Из этого можно сделать вывод, что
Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.
Выделяют ранний, средний и поздний этапы бронзового века. В начале бронзового века зона культур с металлом охватывала не более 8-10 млн км², а к его концу их площадь возросла до 40-43 млн км². На протяжении бронзового века происходило формирование, развитие и смена ряда металлургических провинций.
Первичный центр зарождения металлургии связывается сейчас со значительным районом Ближнего Востока, протянувшимся от Анатолии и Восточного Средиземноморья на западе до Иранского нагорья на востоке. Там, бронзу находят в памятниках так называемого «докерамического неолита» (конец VIII - VII тыс. до н.э.). Наиболее известные среди них - Чайеню-Тепези и Чатал Гуюк в Анатолии, Телль Рамад в Сирии, Телль Магзалия на севере Месопотамии. Обитатели этих поселений не знали керамики, но уже стали осваивать земледелие, скотоводство и металлургию. Древнейшие медные находки Европы, датируемые второй четвертью V тыс. до н.э., также не выходят за рамки неолита. Примечательно, что первые медные изделия сосредоточены в Балкано-Карпатском регионе, откуда впоследствии они продвигаются в среднюю и южную часть Восточной Европы.
Первое появление медных изделий в значительной степени было связано с изготовлением украшений из самородков и малахита и поэтому мало влияло на развитие человеческого общества.
Вся периодизация и относительная хронология культур эпох энеолита и бронзы Передней Азии и Балкано-Дунайской Европы строится, прежде всего, на стратиграфической основе. Преимущественное использование этого метода объясняется тем, что основными памятниками, с которым здесь приходится иметь дело археологам, являются так называемые «теми» - огромные жилые холмы, возникшие на поселениях, существовавших длительное время на одном месте. Дома в таких поселках строились из недолговечного сырцового кирпича или глины.
В Западной и Восточной Европе, в Сибири, в Казахстане, на большей части Средней Азии телли отсутствуют. Периодизация памятников эпохи раннего металла, представленных здесь в основном однослойными поселками и могильниками, строится в большей мере с помощью типологического метода.
Хронология культур III- II тыс. до н.э., т.е. в основном бронзового века, до сих пор в наибольшей мере основана на исторических датах древнейших письменных источников. Для периодов, предшествующих III тыс. до н.э., единственным критерием верной хронологической оценки можно считать даты радиоуглеродных анализов.
Указать четкие хронологически рамки энеолита и бронзового века для территории России и бывшего СССР весьма затруднительно. На огромных просторах Евразии обнаруживаются заметные колебания в датах наступления и развития эпохи раннего металла.
Неравномерность дает о себе знать при попытке обозначить временные границы бронзового века. На Кавказе и на юге Восточной Европы он длится от конца IV до начала I тыс. до н.э., а на севере Восточной Европы и в азиатской части России вписывается во II - начало I тыс. до н.э.
Хозяйственная специфика археологических культур эпохи раннего металла также проявляется по-разному в различных регионах. В южной зоне - на Ближнем Востоке, в Средиземноморье, на юге Европы, в Средней Азии, на Кавказе - мощные центры металлургии и металлообработки, как правило, сопряжены с ярчайшими очагами земледелия и скотоводства. При этом здесь идет процесс формирования специализированных их форм, которые в данной природной среде и при данном уровне развития металлических орудий труда обеспечивают наибольшую продуктивность. К примеру, в аридной, засушливой зоне Ближнего Востока и юга Средней Азии именно в эпоху раннего металла зарождается ирригационное земледелие. В лесостепной зоне Европы распространяется подсечно-огневое и переложное земледелие, а на Кавказе - террасное земледелие
В значительном многообразии форм выступает скотоводство. В Юго- Восточной Европе отчетливо прослеживаются следы мясомолочного, придомного хозяйства с преобладанием в стаде крупного рогатого скота и свиней. На Кавказе и в Загросской зоне Месопотамии формируется отгонная форма скотоводства на основе разведения овец и коз. Специфическая форма подвижного скотоводства сложилась в степях Восточной Европы.
Иная картина наблюдается в северной части Евразии: появление орудий из металла не вызвало здесь заметных хозяйственных перемен и имело явно меньшее значение, чем на юге. На севере в эпоху раннего металла идет процесс совершенствования и интенсификации традиционных форм присваивающей экономики (охоты и рыболовства) и делаются лишь первые шаги в освоении скотоводства. Развитие земледелия начинается здесь лишь в самом конце бронзового века.
В социально-исторической сфере эпоха раннего металла связана с разложением первобытнообщинных отношений.
Крупные поселения энеолита со временем перерастают в города бронзового века, которые отличает не только высокая концентрация населения, но и высочайший уровень развития ремесел и торговли, возникновение сложной монументальной архитектуры. Развитие городов сопровождается зарождением письменности, появлением первых в истории цивилизаций бронзового века.
Наиболее ранние цивилизации бронзового века возникают в долинах великих рек субтропиков Старого Света. Соответствующий период характеризуют археологические материалы Египта в долине Нила (начиная со второго династического периода), Суз «С» и «Д» в Эламе в долине Кару- на и Керхе, позднего Урука и Джемдет Насра в долинах Тигра и Евфрата в Месопотамии, Хараппы в долине Инда в Индостане, позднее - Шан-Иня в Китае в долине Хуанхэ. Среди внеречных цивилизаций эпохи бронзы можно назвать лишь Хеттское царство в Малой Азии, цивилизацию Эблы в Сирии, крито-микенскую цивилизацию эгейского бассейна Европы.
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Бро́нзовый век - выделяемая на основе данных археологии эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью изделий из бронзы , что было связано с улучшением обработки таких металлов , как медь и олово , получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла , сменившей медный век и предшествовавшей железному веку . В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются.
Выделяют ранний, средний и поздний этапы бронзового века. В начале бронзового века зона культур с металлом охватывала не более 8-10 млн км², а к его концу их площадь возросла до 40-43 млн км². На протяжении бронзового века происходило формирование, развитие и смена ряда металлургических провинций.
Рубежом, отделявшим медный век от бронзового века, был распад Балкано-Карпатской металлургической провинции (1-я половина 4 тыс.) и формирование ок. 35/33 вв. Циркумпонтийской металлургической провинции. В пределах Циркумпонтийской металлургической провинции, доминировавшей на протяжении раннего и среднего бронзового века, были открыты и начали эксплуатироваться меднорудные центры Южного Кавказа, Анатолии, Балкано-Карпатского региона, Эгейских островов. К западу от неё функционировали горно-металлургические центры Южных Альп, Иберийского полуострова, Британских островов, к югу и юго-востоку металлоносные культуры известны в Египте, Аравии, Иране и Афганистане, вплоть до Пакистана.
Место и время открытия способов получения бронзы достоверно неизвестно. Можно предположить, что бронза была одновременно открыта в нескольких местах. Самые ранние бронзовые изделия с примесями олова обнаружены в Ираке и Иране и датируются концом 4 тысячелетия до н. э. Содержащие примеси мышьяка изделия из бронзы производились в Анатолии и по обе стороны Кавказа в раннем 3 тысячелетии до н. э. А некоторые бронзовые изделия майкопской культуры датируются ещё серединой 4 тысячелетия до н. э. Хотя этот вопрос спорный и другие результаты анализов говорят о том, что те же самые Майкопские бронзовые изделия изготовлены в середине 3 тысячелетия до н. э.
С началом бронзового века оформились и начали активно взаимодействовать два блока человеческих сообществ Евразии. Южнее центрального складчатого горного пояса (Саяно-Алтай - Памир и Тянь-шань - Кавказ - Карпаты - Альпы) сформировались общества со сложной социальной структурой, хозяйством, основанном на земледелии в комплексе с животноводством, здесь появились города, письменность, государства. Севернее, в Евразийской степи сформировались воинственные общества подвижных скотоводов.
В среднем бронзовом веке (26/25-20/19 вв. до н. э.) происходит расширение (в основном на север) зоны, занятой металлоносными культурами. Циркумпонтийская металлургическая провинция в основном сохраняет свою структуру и продолжает являться центральной системой производящих металлургических очагов Евразии.
Началом позднего бронзового века является распад Циркумпонтийской металлургической провинции на рубеже 3 и 2 тысячелетий и формирование целой цепи новых металлургических провинций, в разной степени отразивших важнейшие черты горно-металлургического производства, практиковавшиеся в центральных очагах Циркумпонтийской металлургической провинции.
Среди металлургических провинций позднего бронзового века наиболее крупной была Евразийская степная металлургическая провинция (до 8 млн км²), наследовавшая традиции Циркумпонтийской металлургической провинции . К ней с юга примыкала малая по площади, но отличающаяся особым богатством и разнообразием форм изделий, а также характером сплавов, Кавказская металлургическая провинция и Ирано-Афганская металлургическая провинция . От Саяно-Алтая до Индокитая распространились производящие центры сложной по характеру формирования Восточно-Азиатской металлургической провинции . Разнообразные формы высококачественных изделий Европейской металлургической провинции, простиравшейся от Северных Балкан до Атлантического побережья Европы, сосредоточены преимущественно в богатых и многочисленных кладах . С юга к ней примыкала Средиземноморская металлургическая провинция, существенно отличавшаяся от Европейской металлургической провинции производственными приемами и формами изделий.
К началу II тыс. до н. э. начинается распространение индоевропейских племён на восток и запад. Андроновская культура , связываемая с индоиранцами , занимает обширные пространства Центральной Евразии (см. Синташта , Аркаим) . Залогом успеха распространения индоевропейцев стало наличие у них таких новаторских технологий, как колесница и меч .
Влиянием европеоидных пришельцев с запада отмечены культуры бронзового века в Южной Сибири - в первую очередь, карасукская и тагарская . Находки идентичного оружия на территории в тысячи километров (т. н. сейминско-турбинский феномен) позволяют археологам предположить, что над туземными народами лесной полосы Евразии с XVI в. до н. э. господствовала некая подвижная дружинная элита
На Ближнем востоке 3 периодам соответствуют следующие датировки (даты очень приблизительные):
Каждый главный период может быть разделён на более короткие подкатегории: как пример РБВ I , РБВ II , СБВ IIa и т. д.
Бронзовый век на Ближнем востоке начался с Анатолии (современная Турция). Горы Анатолийского нагорья обладали богатыми залежами меди и олова. Также медь добывалась на Кипре , в Древнем Египте , Израиле , Армянском нагорье , Иране и вокруг Персидского залива . Медь обычно смешивалась с мышьяком, и всё же растущие потребности в регионе в олове привели к созданию торговых маршрутов, ведущих из Анатолии. Также морскими маршрутами медь импортировалась в Древний Египет и Древнюю Месопотамию .
Ранний бронзовый век характеризован урбанизацией и появлением городов-государств , а также появлением письменности (Урук , IV тысячелетие до н. э.). В Среднем бронзовом веке произошла существенная расстановка сил в регионе, (амореи , хетты , хурриты , гиксосы и возможно израильтяне).
Поздний бронзовый век характеризован конкуренцией мощных государств региона и их вассалов (Древний Египет , Ассирия , Вавилония , хетты , митаннийцы). Обширные контакты были установлены с эгейской цивилизацией (ахейцы), в которой медь играла немаловажную роль. Бронзовый век на Ближнем востоке завершился историческим явлением, которое в среде профессионалов принято называть бронзовый коллапс . Это явление отразилось на всём Восточном Средиземноморье и Ближнем востоке.
Древний ближневосточный Бронзовый век может быть разделён следующим образом:
Id:time value:rgb(0.7,0.7,1) # id:period value:rgb(1,0.7,0.5) # id:age value:rgb(0.95,0.85,0.5) # id:era value:rgb(1,0.85,0.5) # id:eon value:rgb(1,0.85,0.7) # id:filler value:gray(0.8) # background bar id:black value:black
Period = from:1200 till:3500 TimeAxis = orientation:vertical ScaleMajor = unit:year increment:100 start:1200 ScaleMinor = unit:year increment:50 start:1200 PlotData =
Align:center textcolor:black fontsize:8 mark:(line,black) width:20 shift:(25,-5) bar:Phase color: era from: 3300 till: 3500 text:РБВ 0 from: 3300 till: 3000 text:РБВ I from: 3000 till: 2700 text:РБВ II from: 2700 till: 2200 text:РБВ III from: 2200 till: 2100 text:РБВ IV from: 2100 till: 2000 text:СБВ I from: 2000 till: 1750 text:СБВ II A from: 1750 till: 1650 text:СБВ II B from: 1650 till: 1550 text:СБВ II C from: 1550 till: 1400 text:ПБВ I from: 1400 till: 1300 text:ПБВ II A from: 1300 till: 1200 text:ПБВ II B bar:Period color: age from: 3300 till: 2100 text:Ранний Бронзовый век (РБВ) from: 2100 till: 1550 text:Средний Бронзовый век (СБВ) from: 2100 till: 1550 shift:(25,-20) text:(Промежуточный Бронзовый век) from: 1550 till: 1200 text:Поздний бронзовый век (ПБВ) bar:Age color: period from: 3300 till: 1200 shift:(-25,0) text:Бронзовый век
На бронзовый век приходится проникновение в Европу индоевропейских племён , которое положило конец многовековому развитию Старой Европы . Основные культуры бронзового века в Европе - унетицкая , погребальных полей , террамарская , лужицкая , белогрудовская .
Первые города-государства, образованные в XVII-XVI вв. до н. э. - Микены , Тиринф , Пилос - имели тесные культурные и торговые связи с Критом , микенская культура многое заимствовала от минойской цивилизации , влияние которой ощущается в культовых обрядах , светской жизни, художественных памятниках; несомненно, от критян было воспринято искусство постройки судов.
Историки расходятся в оценках того, в какие временные рамки следует заключать бронзовый век в Китае . Проблема состоит преимущественно в самом термине: он был изначально предназначен для обозначения такого исторического периода, который начался с вытеснением каменных орудий бронзовыми и закончился заменой последних железными - то есть использование нового материала автоматически означало устаревание прежнего. Применительно к Китаю, однако, попытки определить четкие границы эпохи осложняются тем фактом, что появление технологии выплавки железа не оказало явного единовременного влияния на употребление бронзовых орудий: они продолжали использоваться одновременно с железными. Наиболее ранние находки изделий из бронзы относятся к культуре Мацзяяо (3100 - 2700 годы до н. э.); начиная с этого момента, общество постепенно вступало в бронзовый век .
Зарождение китайской бронзовой металлургии ассоциируется с культурой Эрлитоу . Некоторые историки полагают, что соответствующий исторический период следует относить к династии Шан , иные убеждены, что речь следует вести о более ранней династии Ся . В свою очередь, специалисты Национальной галереи искусства США определяют бронзовый век в Китае как период между 2000 и 771 годами до н. э., увязывая его начало, опять-таки, с культурой Эрлитоу, а внезапное завершение - с падением династии Западного Чжоу . Такая трактовка обеспечивает четкость временных границ, однако в недостаточной степени учитывает сохранение важности и актуальности бронзы для китайской металлургии и культуры в целом.
Поскольку приведенные даты являются более поздними в сравнении, например, с моментом открытия бронзы в Древней Месопотамии , ряд исследователей усматривает основания предполагать, что соответствующие технологии были ввезены в Китай извне , а не разработаны жителями страны самостоятельно. Другие ученые, напротив, убеждены, что китайская бронзовая металлургия могла сформироваться автономно, без факторов внешнего влияния . Сторонники заимствования, в частности, ссылаются на открытие таримских мумий , которое, по их мнению, может свидетельствовать в пользу пути заимствования технологий с запада .
Железо обнаруживается на территории Китая с того исторического периода, который ассоциируется с династией Чжоу , однако масштаб его использования минимален. Китайская литература, датируемая шестым веком до н. э., свидетельствует о наличии знаний по выплавке железа, но, тем не менее, бронза и после этого момента продолжает занимать существенное место в результатах археологических и исторических изысканий . Историк Уильям Уайт , к примеру, утверждал, что бронза не была вытеснена железом вплоть до завершения династии Чжоу (256 год до н. э.), и бронзовые изделия составляют большинство среди металлических сосудов до самого начала династии Хань (221 год до н. э.) .
Китайские бронзовые артефакты , как правило, либо имеют утилитарно-прикладной характер (наконечники копий , лезвия тесел и т. п.), либо представляют собой образцы ритуальной утвари - более тщательно изготовленных образцов предметов повседневного обихода (сосудов , инструментов, оружия и так далее). В качестве примера могут быть приведены большие жертвенные треножники , известные под наименованием «Дин », хотя существовали и другие специфические формы, характеризуемые теми или иными отличиями. Та древнекитайская ритуальная утварь, которая сохранилась до наших дней, обычно богато украшена, часто с использованием мотивов таоте - иначе говоря, стилизованными изображениями морд зверей или демонов , а также разнообразными абстрактными символами . Многие крупные изделия также имеют на себе надписи, составляющие основной массив сохранившихся образцов древнекитайского письма ; с их помощью историки и археологи прослеживают течение истории Китая , в особенности на протяжении династии Чжоу (1046-256 годы до н. э.).
В частности, бронзовая утварь Западной Чжоу «документирует» обширные пласты истории, которые не описываются в сохранившихся текстах, за авторством людей с разным рангом или положением в обществе . По очевидным физическим причинам вероятность сохранения записей на бронзе существенно выше, чем рукописей . Эти записи, как правило, подразделяются на четыре основных части: отсылка к дате и месту событий, наименование запечатлеваемого происшествия, список товаров, переданных ремесленнику в обмен на изделие, и посвящение. Относительные опорные точки, обеспечиваемые данными сосудами, позволили историкам ассоциировать их с определенными периодами в рамках Западной Чжоу, а, следовательно, и проследить эволюцию не только самих изделий, но и событий, на них описанных .
Древний Египет и ряд соседних культур северо-востока Африки (например, Нубия) сыграли важную роль в истории бронзового века. В северную Африку проникали европейские культуры бронзового века (так, в Марокко обнаружены следы культуры колоколовидных кубков), металлургия проникает туда лишь во времена финикийской колонизации, около 1100 г. до н. э., а на остальной территории Африки металлургия распространяется позднее, но начинается сразу с обработки железа .
В эпоху бронзы преобладающее значение получила монументальная архитектура, возникновение которой связано с развитием религиозных представлений, с культом предков и природы, то есть с духовными представлениями общества. Мегалитические сооружения возводились усилиями всей первобытной общины и были выражением единства рода.
|
На другой день после отъезда сына князь Николай Андреич позвал к себе княжну Марью.
– Ну что, довольна теперь? – сказал он ей, – поссорила с сыном! Довольна? Тебе только и нужно было! Довольна?.. Мне это больно, больно. Я стар и слаб, и тебе этого хотелось. Ну радуйся, радуйся… – И после этого княжна Марья в продолжение недели не видала своего отца. Он был болен и не выходил из кабинета.
К удивлению своему, княжна Марья заметила, что за это время болезни старый князь так же не допускал к себе и m lle Bourienne. Один Тихон ходил за ним.
Через неделю князь вышел и начал опять прежнюю жизнь, с особенной деятельностью занимаясь постройками и садами и прекратив все прежние отношения с m lle Bourienne. Вид его и холодный тон с княжной Марьей как будто говорил ей: «Вот видишь, ты выдумала на меня налгала князю Андрею про отношения мои с этой француженкой и поссорила меня с ним; а ты видишь, что мне не нужны ни ты, ни француженка».
Одну половину дня княжна Марья проводила у Николушки, следя за его уроками, сама давала ему уроки русского языка и музыки, и разговаривая с Десалем; другую часть дня она проводила в своей половине с книгами, старухой няней и с божьими людьми, которые иногда с заднего крыльца приходили к ней.
О войне княжна Марья думала так, как думают о войне женщины. Она боялась за брата, который был там, ужасалась, не понимая ее, перед людской жестокостью, заставлявшей их убивать друг друга; но не понимала значения этой войны, казавшейся ей такою же, как и все прежние войны. Она не понимала значения этой войны, несмотря на то, что Десаль, ее постоянный собеседник, страстно интересовавшийся ходом войны, старался ей растолковать свои соображения, и несмотря на то, что приходившие к ней божьи люди все по своему с ужасом говорили о народных слухах про нашествие антихриста, и несмотря на то, что Жюли, теперь княгиня Друбецкая, опять вступившая с ней в переписку, писала ей из Москвы патриотические письма.
«Я вам пишу по русски, мой добрый друг, – писала Жюли, – потому что я имею ненависть ко всем французам, равно и к языку их, который я не могу слышать говорить… Мы в Москве все восторжены через энтузиазм к нашему обожаемому императору.
Бедный муж мой переносит труды и голод в жидовских корчмах; но новости, которые я имею, еще более воодушевляют меня.
Вы слышали, верно, о героическом подвиге Раевского, обнявшего двух сыновей и сказавшего: «Погибну с ними, но не поколеблемся!И действительно, хотя неприятель был вдвое сильнее нас, мы не колебнулись. Мы проводим время, как можем; но на войне, как на войне. Княжна Алина и Sophie сидят со мною целые дни, и мы, несчастные вдовы живых мужей, за корпией делаем прекрасные разговоры; только вас, мой друг, недостает… и т. д.
Преимущественно не понимала княжна Марья всего значения этой войны потому, что старый князь никогда не говорил про нее, не признавал ее и смеялся за обедом над Десалем, говорившим об этой войне. Тон князя был так спокоен и уверен, что княжна Марья, не рассуждая, верила ему.
Весь июль месяц старый князь был чрезвычайно деятелен и даже оживлен. Он заложил еще новый сад и новый корпус, строение для дворовых. Одно, что беспокоило княжну Марью, было то, что он мало спал и, изменив свою привычку спать в кабинете, каждый день менял место своих ночлегов. То он приказывал разбить свою походную кровать в галерее, то он оставался на диване или в вольтеровском кресле в гостиной и дремал не раздеваясь, между тем как не m lle Bourienne, a мальчик Петруша читал ему; то он ночевал в столовой.
Первого августа было получено второе письмо от кня зя Андрея. В первом письме, полученном вскоре после его отъезда, князь Андрей просил с покорностью прощения у своего отца за то, что он позволил себе сказать ему, и просил его возвратить ему свою милость. На это письмо старый князь отвечал ласковым письмом и после этого письма отдалил от себя француженку. Второе письмо князя Андрея, писанное из под Витебска, после того как французы заняли его, состояло из краткого описания всей кампании с планом, нарисованным в письме, и из соображений о дальнейшем ходе кампании. В письме этом князь Андрей представлял отцу неудобства его положения вблизи от театра войны, на самой линии движения войск, и советовал ехать в Москву.
За обедом в этот день на слова Десаля, говорившего о том, что, как слышно, французы уже вступили в Витебск, старый князь вспомнил о письме князя Андрея.
– Получил от князя Андрея нынче, – сказал он княжне Марье, – не читала?
– Нет, mon pere, [батюшка] – испуганно отвечала княжна. Она не могла читать письма, про получение которого она даже и не слышала.
– Он пишет про войну про эту, – сказал князь с той сделавшейся ему привычной, презрительной улыбкой, с которой он говорил всегда про настоящую войну.
– Должно быть, очень интересно, – сказал Десаль. – Князь в состоянии знать…
– Ах, очень интересно! – сказала m llе Bourienne.
– Подите принесите мне, – обратился старый князь к m llе Bourienne. – Вы знаете, на маленьком столе под пресс папье.
M lle Bourienne радостно вскочила.
– Ах нет, – нахмурившись, крикнул он. – Поди ты, Михаил Иваныч.
Михаил Иваныч встал и пошел в кабинет. Но только что он вышел, старый князь, беспокойно оглядывавшийся, бросил салфетку и пошел сам.
– Ничего то не умеют, все перепутают.
Пока он ходил, княжна Марья, Десаль, m lle Bourienne и даже Николушка молча переглядывались. Старый князь вернулся поспешным шагом, сопутствуемый Михаилом Иванычем, с письмом и планом, которые он, не давая никому читать во время обеда, положил подле себя.
Перейдя в гостиную, он передал письмо княжне Марье и, разложив пред собой план новой постройки, на который он устремил глаза, приказал ей читать вслух. Прочтя письмо, княжна Марья вопросительно взглянула на отца.
Он смотрел на план, очевидно, погруженный в свои мысли.
– Что вы об этом думаете, князь? – позволил себе Десаль обратиться с вопросом.
– Я! я!.. – как бы неприятно пробуждаясь, сказал князь, не спуская глаз с плана постройки.
– Весьма может быть, что театр войны так приблизится к нам…
– Ха ха ха! Театр войны! – сказал князь. – Я говорил и говорю, что театр войны есть Польша, и дальше Немана никогда не проникнет неприятель.
Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
– При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
– Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
– А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
– Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)
– А Алпатыча посылают в Смоленск? – спросила княжна Марья.
– Как же с, уж он давно ждет.
Когда Михаил Иваныч вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги (ремарки, как он называл), которые должны были быть доставлены государю после его смерти.
Когда Михаил Иваныч вошел, у него в глазах стояли слезы воспоминания о том времени, когда он писал то, что читал теперь. Он взял из рук Михаила Иваныча письмо, положил в карман, уложил бумаги и позвал уже давно дожидавшегося Алпатыча.
На листочке бумаги у него было записано то, что нужно было в Смоленске, и он, ходя по комнате мимо дожидавшегося у двери Алпатыча, стал отдавать приказания.
– Первое, бумаги почтовой, слышишь, восемь дестей, вот по образцу; золотообрезной… образчик, чтобы непременно по нем была; лаку, сургучу – по записке Михаила Иваныча.
Он походил по комнате и заглянул в памятную записку.
– Потом губернатору лично письмо отдать о записи.
Потом были нужны задвижки к дверям новой постройки, непременно такого фасона, которые выдумал сам князь. Потом ящик переплетный надо было заказать для укладки завещания.
Отдача приказаний Алпатычу продолжалась более двух часов. Князь все не отпускал его. Он сел, задумался и, закрыв глаза, задремал. Алпатыч пошевелился.
– Ну, ступай, ступай; ежели что нужно, я пришлю.
Алпатыч вышел. Князь подошел опять к бюро, заглянув в него, потрогал рукою свои бумаги, опять запер и сел к столу писать письмо губернатору.
Уже было поздно, когда он встал, запечатав письмо. Ему хотелось спать, но он знал, что не заснет и что самые дурные мысли приходят ему в постели. Он кликнул Тихона и пошел с ним по комнатам, чтобы сказать ему, где стлать постель на нынешнюю ночь. Он ходил, примеривая каждый уголок.
Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно по тяжелым мыслям, которые он передумал, лежа на нем. Нигде не было хорошо, но все таки лучше всех был уголок в диванной за фортепиано: он никогда еще не спал тут.
Тихон принес с официантом постель и стал уставлять.
– Не так, не так! – закричал князь и сам подвинул на четверть подальше от угла, и потом опять поближе.
«Ну, наконец все переделал, теперь отдохну», – подумал князь и предоставил Тихону раздевать себя.
Досадливо морщась от усилий, которые нужно было делать, чтобы снять кафтан и панталоны, князь разделся, тяжело опустился на кровать и как будто задумался, презрительно глядя на свои желтые, иссохшие ноги. Он не задумался, а он медлил перед предстоявшим ему трудом поднять эти ноги и передвинуться на кровати. «Ох, как тяжело! Ох, хоть бы поскорее, поскорее кончились эти труды, и вы бы отпустили меня! – думал он. Он сделал, поджав губы, в двадцатый раз это усилие и лег. Но едва он лег, как вдруг вся постель равномерно заходила под ним вперед и назад, как будто тяжело дыша и толкаясь. Это бывало с ним почти каждую ночь. Он открыл закрывшиеся было глаза.
– Нет спокоя, проклятые! – проворчал он с гневом на кого то. «Да, да, еще что то важное было, очень что то важное я приберег себе на ночь в постели. Задвижки? Нет, про это сказал. Нет, что то такое, что то в гостиной было. Княжна Марья что то врала. Десаль что то – дурак этот – говорил. В кармане что то – не вспомню».
– Тишка! Об чем за обедом говорили?
– Об князе, Михайле…
– Молчи, молчи. – Князь захлопал рукой по столу. – Да! Знаю, письмо князя Андрея. Княжна Марья читала. Десаль что то про Витебск говорил. Теперь прочту.
Он велел достать письмо из кармана и придвинуть к кровати столик с лимонадом и витушкой – восковой свечкой и, надев очки, стал читать. Тут только в тишине ночи, при слабом свете из под зеленого колпака, он, прочтя письмо, в первый раз на мгновение понял его значение.
«Французы в Витебске, через четыре перехода они могут быть у Смоленска; может, они уже там».
– Тишка! – Тихон вскочил. – Нет, не надо, не надо! – прокричал он.
Он спрятал письмо под подсвечник и закрыл глаза. И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были тогда при первом Свидании с Потемкиным. И ему представляется с желтизною в жирном лице невысокая, толстая женщина – матушка императрица, ее улыбки, слова, когда она в первый раз, обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке.
«Ах, скорее, скорее вернуться к тому времени, и чтобы теперешнее все кончилось поскорее, поскорее, чтобы оставили они меня в покое!»
Лысые Горы, именье князя Николая Андреича Болконского, находились в шестидесяти верстах от Смоленска, позади его, и в трех верстах от Московской дороги.
В тот же вечер, как князь отдавал приказания Алпатычу, Десаль, потребовав у княжны Марьи свидания, сообщил ей, что так как князь не совсем здоров и не принимает никаких мер для своей безопасности, а по письму князя Андрея видно, что пребывание в Лысых Горах небезопасно, то он почтительно советует ей самой написать с Алпатычем письмо к начальнику губернии в Смоленск с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы. Десаль написал для княжны Марьи письмо к губернатору, которое она подписала, и письмо это было отдано Алпатычу с приказанием подать его губернатору и, в случае опасности, возвратиться как можно скорее.
Получив все приказания, Алпатыч, провожаемый домашними, в белой пуховой шляпе (княжеский подарок), с палкой, так же как князь, вышел садиться в кожаную кибиточку, заложенную тройкой сытых саврасых.
Колокольчик был подвязан, и бубенчики заложены бумажками. Князь никому не позволял в Лысых Горах ездить с колокольчиком. Но Алпатыч любил колокольчики и бубенчики в дальней дороге. Придворные Алпатыча, земский, конторщик, кухарка – черная, белая, две старухи, мальчик казачок, кучера и разные дворовые провожали его.
В целом, хронологические рамки бронзового века: XXXV/XXXIII-XIII/XI вв. до н. э., но у разных культур они различаются.
Выделяют ранний, средний и поздний этапы бронзового века. В начале бронзового века зона культур с металлом охватывала не более 8-10 млн км², а к его концу их площадь возросла до 40-43 млн км². На протяжении бронзового века происходило формирование, развитие и смена ряда металлургических провинций.
Рубежом, отделявшим медный век от бронзового века, был распад Балкано-Карпатской металлургической провинции (1-я половина IV тыс. до н. э.) и формирование (ок. XXXV/XXXIII вв. до н. э.) . В пределах Циркумпонтийской металлургической провинции, доминировавшей на протяжении раннего и среднего бронзового века, были открыты и начали эксплуатироваться меднорудные центры Южного Кавказа, Анатолии, Балкано-Карпатского региона, Эгейских островов. К западу от неё функционировали горно-металлургические центры Южных Альп, Иберийского полуострова, Британских островов, к югу и юго-востоку металлоносные культуры известны в Египте, Аравии, Иране и Афганистане, вплоть до Пакистана.
Место и время открытия способов получения бронзы достоверно неизвестно. Можно предположить, что бронза была одновременно открыта в нескольких местах. Самые ранние бронзовые изделия с примесями олова обнаружены в Ираке и Иране и датируются концом IV тысячелетия до н. э. Содержащие примеси мышьяка изделия из бронзы производились в Анатолии и по обе стороны Кавказа в раннем lll тысячелетии до н. э. А некоторые бронзовые изделия майкопской культуры датируются ещё серединой lV тысячелетия до н. э. Хотя этот вопрос спорный и другие результаты анализов говорят о том, что те же самые Майкопские бронзовые изделия изготовлены в середине lll тысячелетия до н. э.
С началом бронзового века оформились и начали активно взаимодействовать два блока человеческих сообществ Евразии. Южнее центрального складчатого горного пояса (Саяно-Алтай - Памир и Тянь-Шань - Кавказ - Карпаты - Альпы) сформировались общества со сложной социальной структурой, хозяйством, основанном на земледелии в комплексе с животноводством, здесь появились города, письменность, государства. Севернее, в Евразийской степи сформировались воинственные общества подвижных скотоводов.
В среднем бронзовом веке (XXVI/XXV-XX/XIX вв. до н. э.) происходит расширение (в основном на север) зоны, занятой металлоносными культурами. Циркумпонтийская металлургическая провинция в основном сохраняет свою структуру и продолжает являться центральной системой производящих металлургических очагов Евразии.
Началом позднего бронзового века является распад Циркумпонтийской металлургической провинции на рубеже lll и ll тысячелетий до н. э. и формирование целой цепи новых металлургических провинций, в разной степени отразивших важнейшие черты горно-металлургического производства, практиковавшиеся в центральных очагах Циркумпонтийской металлургической провинции.
Среди металлургических провинций позднего бронзового века наиболее крупной была Евразийская степная металлургическая провинция (до 8 млн км²), наследовавшая традиции Циркумпонтийской металлургической провинции . К ней с юга примыкала малая по площади, но отличающаяся особым богатством и разнообразием форм изделий, а также характером сплавов, Кавказская металлургическая провинция и Ирано-Афганская металлургическая провинция . От Саяно-Алтая до Индокитая распространились производящие центры сложной по характеру формирования Восточно-Азиатской металлургической провинции . Разнообразные формы высококачественных изделий Европейской металлургической провинции, простиравшейся от Северных Балкан до Атлантического побережья Европы, сосредоточены преимущественно в богатых и многочисленных кладах . С юга к ней примыкала Средиземноморская металлургическая провинция, существенно отличавшаяся от Европейской металлургической провинции производственными приёмами и формами изделий.
В XIII-XII вв. до н. э. происходит катастрофа бронзового века : распадаются или видоизменяются культуры практически на всём пространстве от Атлантического до Тихого океана, в течение нескольких столетий - до X-VIII вв. до н. э. происходят грандиозные переселения народов. Начинается переход к раннему железному веку . Дольше всего остатки бронзового века сохранялись на кельтской территории (Атлантическая Европа).
К началу II тыс. до н. э. начинается распространение индоевропейских племён на восток и запад. Андроновская культура , связываемая с индоиранцами , занимает обширные пространства Центральной Евразии (см. Синташта , Аркаим) . Залогом успеха распространения индоевропейцев стало наличие у них таких новаторских технологий, как колесница и меч .
Влиянием европеоидных пришельцев с запада отмечены культуры бронзового века в Южной Сибири - в первую очередь, карасукская и тагарская . Находки идентичного оружия на территории в тысячи километров (т. н. сейминско-турбинский феномен) позволяют археологам предположить, что над туземными народами лесной полосы Евразии с XVI в. до н. э. господствовала некая подвижная дружинная элита .
На Ближнем Востоке трём периодам соответствуют следующие датировки (даты очень приблизительные):
Каждый главный период может быть разделён на более короткие подкатегории: как пример РБВ I , РБВ II , СБВ IIa и т. д.
Бронзовый век на Ближнем Востоке начался с Анатолии (современная Турция). Горы Анатолийского нагорья обладали богатыми залежами меди и олова. Также медь добывалась на Кипре , в Древнем Египте , Израиле , Армянском нагорье , Иране и вокруг Персидского залива . Медь обычно смешивалась с мышьяком, и всё же растущие потребности в регионе в олове привели к созданию торговых маршрутов, ведущих из Анатолии. Также морскими маршрутами медь импортировалась в Древний Египет и Древнюю Месопотамию .
Ранний бронзовый век характеризован урбанизацией и появлением городов-государств , а также появлением письменности (Урук , IV тысячелетие до н. э.). В Среднем бронзовом веке произошла существенная расстановка сил в регионе (амореи , хетты , хурриты , гиксосы и возможно израильтяне).
Поздний бронзовый век характеризован конкуренцией мощных государств региона и их вассалов (Древний Египет , Ассирия , Вавилония , хетты , митаннийцы). Обширные контакты были установлены с эгейской цивилизацией (ахейцы), в которой медь играла немаловажную роль. Бронзовый век на Ближнем Востоке завершился историческим явлением, которое в среде профессионалов принято называть бронзовый коллапс . Это явление отразилось на всём Восточном Средиземноморье и Ближнем Востоке.
Древний ближневосточный Бронзовый век может быть разделён следующим образом:
На бронзовый век приходится проникновение в Европу индоевропейских племён , которое положило конец многовековому развитию Старой Европы . Основные культуры бронзового века в Европе - унетицкая , погребальных полей , террамарская , лужицкая , белогрудовская .
Первые ахейские царства, образованные в XVII-XVI вв. до н. э. - Микены , Тиринф , Пилос - имели тесные культурные и торговые связи с Критом , микенская культура многое заимствовала от минойской цивилизации , влияние которой ощущается в культовых обрядах , светской жизни, художественных памятниках; несомненно, от критян было воспринято искусство постройки судов.
Историки расходятся в оценках того, в какие временные рамки следует заключать бронзовый век в Китае . Проблема состоит преимущественно в самом термине: он был изначально предназначен для обозначения такого исторического периода, который начался с вытеснением каменных орудий бронзовыми и закончился заменой последних железными - то есть использование нового материала автоматически означало устаревание прежнего. Применительно к Китаю, однако, попытки определить чёткие границы эпохи осложняются тем фактом, что появление технологии выплавки железа не оказало явного единовременного влияния на употребление бронзовых орудий: они продолжали использоваться одновременно с железными. Наиболее ранние находки изделий из бронзы относятся к культуре Мацзяяо (3100 - 2700 годы до н. э.); начиная с этого момента, общество постепенно вступало в бронзовый век .
Зарождение китайской бронзовой металлургии ассоциируется с культурой Эрлитоу . Некоторые историки полагают, что соответствующий исторический период следует относить к династии Шан , иные убеждены, что речь следует вести о более ранней династии Ся . В свою очередь, специалисты Национальной галереи искусства США определяют бронзовый век в Китае как период между 2000 и 771 годами до н. э., увязывая его начало, опять-таки, с культурой Эрлитоу, а внезапное завершение - с падением династии Западного Чжоу . Такая трактовка обеспечивает чёткость временных границ, однако в недостаточной степени учитывает сохранение важности и актуальности бронзы для китайской металлургии и культуры в целом.
Поскольку приведённые даты являются более поздними в сравнении, например, с моментом открытия бронзы в Древней Месопотамии , ряд исследователей усматривает основания предполагать, что соответствующие технологии были ввезены в Китай извне , а не разработаны жителями страны самостоятельно. Другие учёные, напротив, убеждены, что китайская бронзовая металлургия могла сформироваться автономно, без факторов внешнего влияния . Сторонники заимствования, в частности, ссылаются на открытие таримских мумий , которое, по их мнению, может свидетельствовать в пользу пути заимствования технологий с запада .
Железо обнаруживается на территории Китая с того исторического периода, который ассоциируется с династией Чжоу , однако масштаб его использования минимален. Китайская литература, датируемая шестым веком до н. э., свидетельствует о наличии знаний по выплавке железа, но, тем не менее, бронза и после этого момента продолжает занимать существенное место в результатах археологических и исторических изысканий . Историк Уильям Уайт, к примеру, утверждал, что бронза не была вытеснена железом вплоть до завершения династии Чжоу (256 год до н. э.), и бронзовые изделия составляют большинство среди металлических сосудов до самого начала династии Хань (221 год до н. э.) .